Технологическая карта урока по религиоведению "мировые религии и их конфессии" план-конспект урока на тему. Урок религиоведения «Понятие о религии III

08.02.2022 Зодиак

Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «КРАСНОДАРСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

План – конспект

Открытого учебного занятия

По теме:

«Религия как феномен культуры. Мировые религии.»

преподаватель высшей квалификационной категории

Зиброва Светлана Константиновна

Краснодар

2016

Тема урока: «Религия как феномен культуры. Мировые религии»

Дата____________ Группа_______________

Предмет: «Обществознание»

Учебник: Важенин А.Г. Обществознание. Учебник для студентов СПО. Москва, 2015 г.

Цели урока:

  1. Образовательные –

формировать знания обучающихся (на основе имеющихся) о сущности религии и основных отличительных особенностях мировых религий;

обозначить роль религии в современном мире.

  1. Воспитательные –

формировать у обучающихся толерантность к проявлениям противоположных взглядов, корректность в обсуждении мировоззренческих проблем;

приобщать обучающихся к нравственно-духовным ценностям, выработанным человечеством;

побуждать обучающихся к рефлексии собственной познавательной деятельности.

  1. Развивающие –

Развивать коммуникативные навыки, умение извлекать необходимую информацию из предложенных сведений, сравнивать, сопоставлять, анализировать, выявлять проблему и оценивать различные точки зрения.

  1. Методические –

Применение идей педагогической философии конструктивизма: создание благоприятных условий для самостоятельной мыслительной деятельности обучающихся, вовлечение обучающихся в процессе обучения; формирование познавательной активности обучающихся при изучении нового материала.

Тип урока:

Комбинированное занятие.

Вопросы урока:

1.Что такое религия?

2.Какую роль и функции она выполняет?

3.Какие виды религий известны человечеству?

4.Что такое МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ?

5.Какие права и свободы, в области религиозных мировоззрений гарантированы гражданам демократических государств?

Основные понятия:

Религия, монотеизм, политеизм, анимизм, фетишизм, тотемизм, мировые религии, свобода совести.

Оборудование:

Мультимедийный проектор, магнитофон, Библия, Коран, иконы, другие предметы религиозных культов, раздаточный материал для учащихся в виде информационной таблицы для самостоятельного заполнения, отрывков из Библии, Корана, наставлений Будды.

Используемые технологии:

  1. Проектно – исследовательская технология.
  2. Информационно- коммуникационная технология.
  3. Обучение в сотрудничестве
  4. Технология создания благоприятной атмосферы.

Межпредметные связи:

обществознание, история.

Материально-техническое обеспечение урока:

учебные тексты, раздаточный материал, таблица, схема, мультимедийное оборудование, наглядные пособия (предметы, относящиеся к разным религиям).

Ход урока:

Эпиграф урока:

«К Богу приходят не экскурсии с гидом,

а одинокие путешественники» В.Набоков

I. Введение

1. Преподаватель поясняет цели, задачи урока, ставит основные вопросы урока.

Слайды №1, 2 Презентации .

2. Вводное слово преподавателя.

РЕЛИГИЯ (от лат. religio - набожность, святыня, предмет культа), мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основана на вере в существование бога или богов, сверхъестественного. Исторические формы развития религии: племенные, национально-государственные (этнические), мировые (буддизм, христианство, ислам).
Происхождение этого слова связывают с латинским глаголом «относиться с уважением», а по другой версии «связывать» (небо и землю, божество и человека… Рассказ о роли религии.

Слайды № 3, 4.

II. Основная часть

1. Этап. Повторение изученного.

Вопросы для студентов сопровождаются картинками на слайдах.

  • Какие основные функции имеет религия?
  • На какие виды подразделяются религии?
  • Глядя на слайды определите о каких религиях идёт речь?

Слайды № 5. 6, 7. Комплекс верований и обрядов первобытного общества, связанных с представлением о родстве между группами людей (обычно родами) и т. н. тотемами (на языке оджибве ототем - его род) - видами животных и растений (реже явлениями природы и неодушевленными предметами); каждый род носил имя своего тотема. Его нельзя было убивать и употреблять в пищу. (ТОТЕМИЗМ)

Слайды № 8, 9. (от франц. fetiche - идол, талисман), культ неодушевленных предметов - фетишей, наделенных, по представлениям верующих, сверхъестественными свойствами. Был распространен у всех первобытных народов. Сохранившиеся черты - вера в амулеты, обереги, талисманы. (ФЕТИШИЗМ)

Слайд № 10, 11. (от лат. anima, animus - душа, дух), вера в существование душ и духов, обязательный элемент всякой религии. (АНИМИЗМ)

  • Встречаются ли в современном мире данные религиозные культы?
  • Что вам известно о религиях в современном мире?

2 этап . Изучение материалов урока.

Слово предоставляется группам экспертов обучающихся, подготовивших сообщения о мировых религиях.
Каждая из групп показывает свою слайдовую презентацию.
См. варианты презентаций студентов Буддизм , Христианство , Ислам .

По ходу сообщений группа заносит необходимую информацию в информационную таблицу, которая остаётся у студентов и вклеивается в рабочую тетрадь.
(см. Приложение 1 , таблица 1, распечатывается заранее и раздаётся).

3 этап . Работа с документами

Группа делится на подгруппы для изучения отрывков из источников мировых религий: Корана, Библии, наставлений Будды.
(См. Приложение 2 , Приложение 3 , Приложение 4 .) Далее предлагается обобщить только что полученную информацию по вопросам, предложенным к документам.
Изучение документов проходит под духовную музыку русских композиторов.

Пояснения к отрывку из Библии:

Слово – ЛОГОС (греч. logos ), одно из основных понятий древнегреческой философии; одновременно «слово» («предложение», «высказывание», «речь») и «смысл» («понятие», «суждение», «основание»).

Введено Гераклитом: логос как универсальная осмысленность, ритм и соразмерность бытия, тождественная первостихии огня. В стоицизме - эфирно-огненная душа космоса и совокупность формообразующих потенций («семенные логосы»), от которых в инертной материи «зачинаются» вещи. В христианстве логос отождествлен со 2-м лицом Троицы.

Валеопауза

Гимнастика для глаз:

Посмотрите на самую дальнюю от вас точку

На ближнюю точку

Влево

Вправо

Закройте глаза

4 этап : Закрепление и обобщение:

После работы с текстом документа и валеопаузы группы учащихся дают ответы по своим заданиям.

  1. Почему данные религии названы мировыми?
    2. К какому виду и типу можно отнести каждую из мировых религий?
    3. Какие общие черты можно выделить у рассмотренных религий?
    4. Каковы между ними различия?
    5. Что такое « свобода совести», что она означает для граждан демократических государств?

III. Заключение

Возможно, предложить учащимся самостоятельно сделать вывод по материалам урока или провести беседу по вопросам:

– Что нового о религии Вы сегодня узнали на уроке?
– Какие выводы о роли религии в жизни человека можно сделать?

Валеологическая минутка:

Предлагаю поменяться местами тем студентам, кто:
- узнал сегодня что – либо новое;
- кто не усвоил сегодняшний урок;

Те участники, которые отвечают на вопрос удовлетворительно, должны быстро подняться со своего места и пересесть на 3 ряд. Если участники отвечают на вопрос отрицательно, то они остаются на своих местах.

Технологическая карта урока.

Этапы

Формы и методы

Время

1.Вовлечение студентов в учебную деятельность

Организационный момент, вводное слово преподавателя, обозначение значения изучаемой темы и целей урока.

2 мин.

2. Получение новых знаний в ходе лекции беседы

Организация деятельности по изучению нового материала.

План изучения нового материала:

  1. Сущность религий.
  2. Многообразие религий. Мировые религии.
  1. Буддизм.
  2. Христианство.
  3. Ислам.
  1. О религии. Думаем, анализируем, размышляем…
  2. Роль религий в современном мире.

По ходу изложения нового материала, студенты записывают на листочках 5 различных вопросов и заданий к ним (игра «Дерево познания»). После изучения материала они прикрепляются к специально изготовленному «дереву» для использования на следующем занятие в качестве опроса домашнего задания по теме «Ранние формы религии»». Предполагается 5 минутная физическая минутка.

45 мин.

5 мин.

3.Контроль выполнения внеаудиторной самостоятельной работы студентов

1) Ознакомление с видео и слайд – отчетами студентов о мировых религиях. 2) Подведение итогов конкурса творческих работ.

15 мин.

4. Контроль знания и навыков студентов по изученной теме

Аудиторная самостоятельная работа студентов: 1) Работа в парах «Сильный - слабый» (Работа группы над заполнением таблицы.) 2) индивидуальное выполнение заданий (Работа с документами, сопровождаемая ответами на поставленные вопросы) с использованием теста Excel. 3) анализ некоторых работ.

15 мин.

5. Подведение итогов занятия домашнего задания.

1) Заключительная беседа.

2) Выставление оценок

3) Домашнее задание. Комментирование.

8 мин.

Домашнее задание :

Подготовить сообщение

Конспект открытого урока по ОРКСЭ

по теме: «Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды».

Цели урока:

1. Познакомить с основными религиозными ритуалами и обычаями мировых

Религий.

2. Формировать толерантное отношение к обычаям и обрядам различных

Религиозных культур.

3. Развивать у учащихся способности общения, выстраивания отношений с

Окружающими их людьми.

Оборудование:

1. Учебник «Основы мировых религиозных культур» для 4-5 классов.

2. Электронная презентация к уроку.

3. Карточки для работы на доске с названиями предметов из разных

Мировых религий.

4. Картина В.Васнецова «Крещение князя Владимира» на каждом столе, разрезанная на части.

5. Аудио запись молитв разных религиозных направлений.

6. Видеофрагмент «Еврейская свадьба»

Ход урока:

1.Организационный момент (эмоциональный настрой на урок)

Прозвенел уже звонок, начинаем наш урок.

Сегодня на уроке много гостей. а гости – это всегда радость, это хорошее настроение.

Давайте поздороваемся с ними.

Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать.

Мне хочется вам пожелать, чтобы это радостное и творческое состояние не покидало вас в течение всего урока.

Поприветствуем улыбкой друг друга, пожелаем мысленно себе удачи и тихонечко присядем за парты.

2. Повторение изученного материала:

В этом году мы с вами начали изучать новый предмет. Что мы на нём изучаем?

(мировые религиозные культуры)

Чтобы показать немного из того, о чём мы узнали, давайте заполним таблицу на доске.

Что за названия вы видите в таблице? (названия мировых религий)

А почему эти религии называются мировыми? (верующие этих религий живут в разных странах и принадлежат к разным народам)

Распределите, пожалуйста, названия, которые вы видите на доске по колонкам.

(на доске на карточках написаны слова: Библия, Типитака, Тора, Коран, Храм, Мечеть, Синагога, Пагода, раввин, священник, имам, лама).

Давайте посмотрим, что у нас получилось.

Названия чего мы видим в первой строке таблицы? (Священных книг)

А во второй? (хранители мировых религий)

А что это за названия? (священных сооружений)

Молодцы!

3. Проверка домашнего задания:

А теперь давайте с вами вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке.

Посмотрите на фрагменты какого-то изображения, которое лежит на вашем столе. Попробуйте собрать его и скажите, что за событие вы там видите? (картину Васнецова «Крещение князя Владимира»)

Вопросы для повторения:

При каком князе в Киевской Руси было принята христианская религия? (ответ – Киевский князь Владимир)

Что предшествовало этому событию? Может, князю Владимиру предлагались и другие религии? (Князь посылал своих гонцов в разные страны. Больше всех им понравилось богослужение в византийском храме Святой Софии. В результате выбор был сделан в пользу христианства)

От какой страны Русь приняла христианство? (ответ - Византия)

В каком году это произошло? (ответ – 988 г.)

Мы говорили о том, что церковь внесла большой вклад в культуру и процветание России. Какие культурные изменения произошли на Руси с принятием христианства?

(создание первых школ, алфавит Кирилла и Мефодия, строительство храмов, появление иконописи)

Вспомните, в каком веке и на какие церкви разделилось Христианство?

(в XI веке на Православную и Католическую церкви)

Скажите, какой из этих храмов католический, а какой православный?

Мы знаем, что на территории современной России издавна жили и мусульмане, и иудеи и даже буддисты. Что сделали представители других религиозных культур для процветания нашей страны? (они развивали торговые связи России с разными странами, занимались развитием ремёсел, самоотверженно помогали защищать нашу страну от врагов)

Какие народы России исповедовали буддизм? (буряты, калмыки, тувинцы)

4. Сообщение темы урока:

А теперь я предлагаю вам снова обратить ваше внимание на нашу таблицу.

Что вы заметили? (В каждой колонке по-одному слову выделены цветом)

Почему? Что объединяет эти слова? (Синагога, церковь, мечеть и пагода – это сооружения или здания, построенные для совместных молитв).

- Ребята, кто из вас был в церкви, мечети или молебном доме? Скажите, туда приходят только лишь для того, чтобы молиться? Что ещё там может проходить? (Дети отвечают: кристины, венчание, праздники…)

Запишите в тетради тему урока: «Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды»

Цель нашего урока – узнать, какие важные религиозные ритуалы, обычаи и обряды существуют в мировых религиозных культурах .

- Скажите, ребята, а зачем нам это знать? Нужны ли эти знания в жизни? (выслушиваются варианты ответов).

Конечно, нужны, чтобы быть осведомлённым; знать, что происходит в обществе людей, в котором ты живёшь; чувствовать себя равноправным членом общества.

5. Работа над новым материалом.

Начать свой рассказ мне бы хотелось с удивительной истории открытия одной древней пещеры в Испании. Она носит название пещеры Альтамира.

История открытия пещеры Альтамира в Испании.

Эту пещеру обнаружила собака охотника, что охотился неподалеку. Она пробралась в ущелье, которое ранее никто не замечал и громко залаяла, хозяин нашел ее под землей и рассказал о диковинной пещере своему другу – археологу любителю Марселино Санс де Саутолла.

Тот стал приходить сюда чуть ли не ежедневно вместе со своей дочерью Марией, разгребая камни в предвкушении обнаружить что-нибудь стоящее. Однажды, играя в пещере девочка подняла глаза и увидела великолепные рисунки на потолке, закричав: «Папа, папа, смотри – бизоны!» И действительно, когда Марселино пригляделся, он обнаружил целую картинную галерею настенной живописи. Быки и бизоны, дикие лошади – украшали потолок и стены пещеры Альтамира.

При тщательном осмотре оказалось, что потолок и стены пещеры покрыты рисунками зубров, выполненными черной, коричневой и красной краской. Фигуры животных были в натуральную величину и отличались необычайной реалистичностью высоким мастерством исполнения. Саутуола не сомневался, что эта живопись относится к эпохе древнего каменного века, но когда он опубликовал сообщение, оно было встречено с крайним недоверием. Большинство археологов сочли эти рисунки подделкой. Невозможно было поверить, что человек каменного века обладал столь развитым искусством, свидетельствующим о высокой культуре и талантливости первобытных людей. Ученые споры постепенно утихли, и Альтамирская пещера была предана забвению. Но открытие настенных изображений в пещерах Европы продолжались. Со временем подлинность и древность живописи были доказаны.

Ребята, как вы думаете, с какой целью первобытный человек создавал эти рисунки? Почему он тратил на них время и труд? (ответы учащихся)

Для наших далеких предков рисунки и росписи на скалах были не простой забавой, а частью тайных религиозных церемоний, без которых первобытный человек не мыслил благополучия своей общины. Их надо было проводить в укрытых от чужого глаза, труднодоступных местах. Именно поэтому для их отправления были избраны пещеры. Вера в магическую силу изображения, дающего власть над изображаемым, колдовство - все это присутствовало в сознании первобытного человека, не ведающего, что он творит искусство.

Ответьте на вопрос, как древний человек добывал себе пропитание? (ответ – занимался охотой).

Давайте откроем свои учебники на стр.52 и прочитаем там первый абзац.

Посмотрите на рисунок, который расположен в середине страницы. Что на нём изображено? (обряд древних охотников)

Значит, рисунки создавались не для того, чтобы украсить ими стены пещер, где жили люди. Эти рисунки были ритуальными.

Так же первобытные люди верили в загробную жизнь. В захоронения они складывали предметы, которыми пользовались в жизни. Так уже в древности начали складываться религиозные обряды. (слайд № 12)

Запись в тетради:

Ритуалы (обряды) – это поведение человека, различные действия, которые связывают его с потусторонним миром. Ритуал – традиционный порядок проведения какой – либо церемонии.

Ребята, как называли людей, которые руководили обрядами? (ответ – колдуны, маги, жрецы) Прочитаем о них в учебнике (3 абзац, стр. 52)

А теперь обратим свой взор на стр. 53 на рубрику «Это интересно» в правом верхнем углу. Прочитайте это сообщение, пожалуйста.

Обряды становились все более сложными. Люди стремились умилостивить своих богов, попросить их об удаче, о богатстве. Для этого они приносили богам подношения, подарки и молились им. Молитвы могли совершаться как в храмах, так и в домах людей.

В каждой существующей сегодня религии есть свои обряды. Они связаны с основными событиями в жизни человека, такими, как рождение, вступление в брак или смерть.

Обряды могут быть ежедневными, еженедельными, посвящёнными какому-то празднику или совершаться раз в жизни.

Главным ежедневным обрядом во всех религиях является молитва. (слайд № 13) Молиться верующий может как у себя дома, так и в храме (мечети или синагоге).

А можете ли вы сказать, что такое молитва?

Запись в тетради: Молитва – это обращение верующего к Богу.

Послушайте небольшие отрывки молитв из разных религий и попробуйте догадаться, к какой из них может относиться тот или иной отрывок.

(прослушивание отрывков молитв из разных религий)

Молодцы! Возвращаемся к разговору о ритуалах и обрядах.

А) Христианство.

Сначала мы поговорим с вами о Христианстве. В Христианской религии существует несколько важных таинств, но мы поговорим только о четырёх из них. Я попросила некоторых ребят подготовить небольшие сообщения о них. Давайте послушаем их.

Запись в тетради: Евхаристия – это главное богослужение в Христианстве.

Евхаристия или причастие, – центральное таинство Православной церкви, во время которого мы принимаем в себя под видом хлеба и вина Тело и Кровь Христовы. Таинство причащения существует в Церкви с тех пор, как на Тайной Вечери Иисус Христос преломил хлеб и, раздав его своим ученикам, сказал: «Это есть тело моё, делайте это, вспоминая обо мне». Потом он взял чашу с вином, подал им и сказал: «Эта чаша есть Новый Завет в моей крови, которая за вас проливается». После смерти Учителя на Кресте его ученики стали собираться на Евхаристию для преломления хлеба и вкушения вина, чтобы вспомнить о страданиях, смерти и воскресении Спасителя. Освященные хлеб и вино называются Святыми Дарами.

Главные события в жизни верующего человека также освящаются Христианской церковью. Крещение – одно из важнейших таинств, это таинство вхождения в христианскую общину. По мнению православной культуры, крещение необходимо человеку для спасения. Это таинство так же как и другие установлено богом. В Православной церкви крещение обычно совершается над новорожденными детьми.

Брак – это таинство благословения супружеской жизни. Во время этого таинства жених и невеста перед священником и церковью дают обещание о взаимной любви и верности. Называется также венчанием. Дело в том, что на головы будущих супругов во время обряда возлагаются венцы. Венец, по-другому, – это корона.

Еженедельным праздником в христианстве являются праздничные богослужения, которые совершаются в воскресенье. (слайд № 16) В христианстве название дню – воскресенье – было дано в память о воскресении Иисуса Христа. Этот день в христианских странах считается праздником, днем, посвященным не обыденным делам, а Богу. В этот день верующие обычно посещают церковь.

Б) Ислам.

А теперь давайте прочитаем, какие же обряды существуют в исламе.

(стр.55-56 учебника)

Подведём итог прочитанному. Итак, что должен делать ежедневно каждый мусульманин? (совершать намаз 5 раз в день).

Что надо сделать, прежде чем приступить к молитве? (совершить омовение)

Что необходимо делать мусульманину еженедельно? (по пятницам в полдень участвовать в совместной молитве)

Что такое шахада? (исламский символ веры, свидетельствующий веру в единого бога (Аллаха) и пророческую миссию Муххамада)

Почему среди мусульман трудно найти одиноких людей?

(брак у мусульман считается предписанным Богом и и обязательным для каждого, кто достиг совершеннолетия).

Молодцы!

В) Иудаизм.

Раз уж мы заговорили про таинство брака, то посмотрите одну красивую брачную церемонию представителей другой религии, которую вы сразу, надеюсь, узнаете.

(Просмотр ролика с еврейской свадьбой).

Видите, какие необычные ритуалы есть у евреев. А про другие религиозные обычаи иудеев мы узнаем из сообшения …………………………………. (сообщение одного из ребят)

Г) Буддизм.

Про какую религию мы с вами ещё не узнали? (про буддистов)

Так вот. Что касается буддизма, то ежедневные молитвы, которые читают верующие называются мантры. Но чтение молитв в буддизме может быть заменено поворотами специальных цилиндров, в которые заложены молитвенные тексты.

Жизнь буддиста тесно связана с астрологом, ламой, которого называют зурхачином. Обычно все главные события в жизни сопровождаются обрядами, которые он советует провести. Все его гадания связаны с древним восточным календарём, в котором годы названы по именам 12 животных.

Но самыми важными считаются обряды, связанные со смертью человека. К умирающему должен быть приглашён лама для совершения обряда напутствия, лама подробно рассказывает о том, что встретит на своём пути душа, расставшись с телом. Поскольку, согласно буддийским верованиям, душа человека после смерти тела рождается вновь, то в течение семи недель после смерти буддисты совершают обряды, которые должны подготовить душу к её новому перерождению.

6. Итог урока.

Ну вот и закончилось наше путешествие по изучению обычаев и обрядов, существующих в разных мировых религиях, познакомились с основными религиозными традициями людей разных вероисповеданий.

В заключении мне бы хотелось, чтобы вы подумали и ответили мне на один очень важный вопрос:

Мы с вами живём в большом государстве, где вместе проживают люди разных национальностей и разных религиозных взглядов. Скажите, как нужно относиться к людям разных вероисповеданий, чтобы сохранить мир и покой в нашем общем доме?

(Мы должны уважать, понимать и ценить религиозные традиции разных народов, быть терпимыми друг к другу).

7. Домашнее задание.

Таблица для заполнения дома:

Скажите, какой из этих храмов католический, а какой православный?

Цель урока: узнать, какие важные религиозные ритуалы, обычаи и обряды существуют в мировых религиозных культурах. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.

Пещера Альтамира.

Ритуалы –это поведение человека, различные действия, которые связывают его с потусторонним миром Что такое ритуалы?

Люди которые руководили обрядами: Колдуны Маги Жрецы Шаманы

Молитва – это обращение верующего к Богу.

Евхаристия Крещение Брак (венчание) Воскресенье Христианство.

Евхаристия. Евхаристия – это главное богослужение Христианской церкви.

Крещение. Крещение – это таинство вхождения в христианскую общину.

Брак. Брак – это таинство благословения супружеской жизни.

Воскресенье. Воскресенье - день посвящённый Богу.

Ислам. Намаз -обязательная молитва у мусульман, совершаемая пять раз в день

Шахада. Исламский символ веры, свидетельствующий веру в единого Бога (Аллаха) и пророческую миссию Мухаммада.

Иудаизм. Шаббат - седьмой день недели, в который Тора предписывает воздерживаться от работы.

Мантры – ежедневные молитвы, которые могут быть заменены поворотами специальных цилиндров, где заложены молитвенные тексты.

Давайте уважать, понимать и ценить религиозные традиции разных народов, быть терпимыми друг к другу!


Открытый урок по обществознанию 9 класс.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Лопатинский Дмитрий Владимирович

Место работы

МОБУ СОШ № г. Сочи, Краснодарского края

Должность

Учитель Истории и Обществознания

Предмет

Обществознание

Класс

Конспект урока

Тема урока : «Религия как одна из форм культуры»

Тип урока : комбинированный.

Цели урока:

Образовательные : дать учащимся представление о религии как мировоззрении и особой древнейшей сфере духовной культуры. Сформировать представление о видах религий

Развивающие : формирование умений анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, строить доказательства

Воспитывающие: Воспитание толерантности к различным культурам и верам Формирование активной жизненной позиции.

Основные понятия : религия, вера, мировые религии, церковь, секта, свобода совести, свобода вероисповедания, атеизм.

Формы организации работы учащихся на уроке - фронтальная, индивидуальная (домашнее опережающее задание).

Оборудование: презентация « Религия» дидактические материалы: индивидуальные карточки, Конституция РФ.

План урока

    Организационный момент

    Сообщение темы и целей урока

    Изучение нового материала.

    Закрепление изученного

    Итог урока

Ход урока

    I. Организационный момент . (Проверка общей готовности к уроку).

    Сообщение темы и целей урока

Здраствуйте ребята на прошлом уроке мы говорили о морали как регуляторе общественных отношений. Знаменитый (354-430) - епископ Гиппонский, философ, влиятельнейший проповедник, христианский богослов и политик. Аврелий Августин говорил «Воля в нас всегда свободная,да не всегда добрая.» Сегодня эпигрпфом к уроку я взяла слова этого же человека. Будем же верить если уразуметь не можем

Итак, тема нашего урока « Религия»

Вы узнаете о религии как мировоззрении и особой древнейшей сфере духовной культуры.

Основные понятия которые мы разберем на уроке: религия, вера, мировые религии, церковь, секта, свобода совести, свобода вероисповедания.

II. Изучение нового материала.

План изучения нового материала:

1. Религия как мировоззрение и образ жизни.

2.Компоненты религии

3.Функции религии

4.Виды религий

6.Государство и церковь

Вступительное слово учителя:

Религия – лат. «связывание, повторное обращение к чему-либо».

Религия – специфическая форма общественного сознания, извращенное, фантастическое отражение в сознании людей господствующих над ними внешних сил.

Религия – взаимоотношения между Богом и человеком.

Религия – совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяющая признающих их людей в одну общность.

Религия – особый тип мировоззрения, определяемый верой в существование высшего разумного сверхчеловеческого начала или божества. Религия - это мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее
поведение, основанное на вере в существование Бога
или богов, сверхъестественное

Божество , как считают верующие люди, обладает особыми качествами и способностями:

а) всемогущество;

б) всезнание;

в) постоянное невидимое присутствие повсюду;

г) контроль за поведением личности или общества;

д) воздаяние или возмездие;

е) способность «устраивать» судьбу человека после смерти.

Религиозная жизнь всегда опирается на религиозную веру.

– Что это такое, по вашему мнению?

Религиозная вера – интуитивная умственная и эмоциональная убежденность в наличии божественных качеств и действий.

Религиозное вероучение – зафиксированное в культуре мировоззрение данной религии в виде священного текста или предания, свод догматических правил, веры, религиозной символики, канонов богослужения и т. Д

Какие религии вы знаете?

Неделю назад 1 ученику было опережающее домашнее задание подготовить презентацию « Религии мира »давайте посмотрим,его работу.(показ презентации)

Христианство, ислам и буддизм считаются мировыми религиями не только из-за большого числа верующих, но и потому, что исповедовать их может человек любой расы, национальности.

Давайте поговорим о Компонентах религии

Любая религия включает в себя: веру, вероучение, культ, организацию.

Принято называть следующие функциях религии: мировоззренческая, регулятивная, культурная, психотерапевтическая, воспитательная, интегративная, коммуникативная, дезинтегрирующая.

Сейчас я прочитаю высказывание З. Фрейда о функции религии, а вы подумайте Нужна ли религия человеческому обществу?

«Боги сохраняют свою троякую задачу: нейтрализуют ужас перед природой, примиряются с грозным роком, выступающим прежде всего в образе смерти, и вознаграждают за страдания и лишения, возлагаемые на человека жизнью в культурном сообществе».

В чем ее положительные и отрицательные стороны?

(Можно разделиться на две группы: сторонников и противников религии и доказать свою точку зрения.)

Положительное в религии

Отрицательное в религии

1. Религия играет роль мировоззрения, готовой системы взглядов, принципов, идеалов, объясняя устройство мира и определяя место человека в нем.

2. Религиозные нормы – один из мощных социальных регуляторов.

3. В вере находят утешение, успокоение, надежду многие люди.

1. Религиозная почва является причиной многих конфликтов, войн.

2. Вера не удерживает человека и общество от совершения преступлений и пороков.

3. Накладывала запреты на определенные виды деятельности, науки, искусства, сковывая творческую силу людей.

4. Религия позволяет компенсировать недостатки несовершенной действительности, обещая «Царство Божие», примиряет с земным злом.

5. Религия предлагает свои варианты ответа на неспособность науки объяснить множество природных явлений.

6. Способствует объединению нации, образованию единых государств.

4. Земную жизнь религия призывала провести в покое и смирении, не противясь злу.

Примеры:

Ряд общественных организаций и партий имеют религиозную окраску: христианско-демократические, христианско-социальные партии, христианские профсоюзы, необуддиские организации и прочее.

Почти во всех “горячих точках” планеты замешаны религиозные различия между людьми. Бывшая Югославия проживали сербы – православные, хорваты – католики, боснийцы – мусульмане. В Грузии абхазы являются мусульманами, а грузины – православные. В Палестине арабы – мусульмане воюют с иудеям. Конфликтная ситуация между Индией и Пакистаном за штаты Джамму и Кашмир обусловлена проживанием на индийской стороне сикхов, приверженцев ислама. Жестокость войны в Чечне основывается на религиозной почве.

Принадлежность к той или иной религии определяет социальное положение отдельных групп населения, что также определяет жесткое противостояние, например, между католическое меньшинством в Ольстере и протестантами Великобритании, или, наоборот, между протестантским меньшинство и католиками Испании.

Секты.

Наряду с мировыми и национальными (иудаизм, индуизм) религиями в мире распространены сотни сект – обособленных религиозных групп. В 20в. получили распространение «тоталитарные секты», основанные на культе вождя, безоговорочном подчинении рядовых членов руководству организации. Противоправные действия таких организаций (изуверские обряды, психологическое давление) преследуются законом.

Основатель секты Аум Синрикё – Сёко Асахара – имел десятки тысяч приверженцев в России. На протяжении многих лет секта действовала легально. Асахара отдал приказ боевикам Аум Синрикё провести зариновую атаку в токийском метро, а также приказы о совершении других преступлений (убийства отступников, людей, препятствовавших деятельности секты и т. п.). В 1995 арестован и отдан под суд, приговорён к смертной казни.

Определен список самых опасных сект у вас на столах правила безопасного поведения как не попасть в беду. Но если вдруг с вами или с близкими случилась беда вы можете позвонить по телефону доверия

Работа с диаграммами.

Сейчас мы посмотрим на итоги социологического опроса проведенного вами к уроку религия были опрошены учащиеся школы с 5 по 11 класс. Были заданы 2 вопроса

1. Представлен в круговой диаграмме известно ли вам о существовании сект? Прошу вас сделать выводы на основе приведенных данных.(Большинство школьников знают о существовании сект.)

2.Какие вы знаете религиозные организации?(Большинство учащихся с 5 по11 класс знают о существовании православной церкви.)(Больше всех о сектах знают учащиеся 9-11классов.)

Каково отношение государства к религии и церкви?

– Каковы принципы политики современных цивилизованных государств в сфере государственно-религиозных отношений?

1. Соблюдение свободы вероисповедания граждан.

2. Государственная поддержка традиционных религий.

3. Ограничение активности групп, которые под видом религиозной деятельности пропагандируют идеи разрушения семьи, государства, культуры, используют религиозные чувства людей для незаконного обогащения лидеров таких групп.)

(работа с Конституцией РФ)

Конституция РФ. Статья 14.

1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Из Конституции Российской Федерации: «Статья 28: Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними ».

Свобода совести - право любого лица исповедовать любую религию или не исповедовать никакой религии, распространять религиозные и антирелигиозные убеждения.

В соответствии с Федеральным Законом №125-ФЗ 1997г. «О свободе совести и о религиозных объединениях» никто не обязан сообщать о своём отношении к религии и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию в деятельности религиозных объединений, в обучении религии. Закон запрещает вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также их обучение религии вопреки их воле и без согласия родителей или лиц, их заменяющих.

В основе культурных ценностей, разделяемых большинством религий, лежат универсальные общечеловеческие ценности, такие понятия, как любовь, мир, надежда, справедливость. И эти вечные человеческие ценности неразрывно связаны с религиозным мировосприятием и мироощущением.

Свет истинной религии в том, что она поощряет и вдохновляет людей на добро. Истинная религия - это религия милосердия. Фуллер Томас.

Вывод: влияние религии на общественную жизнь современного мира велико инеобходимо больше знать о религии и сути религиозных учений.

III. Закрепление изученного.

Задание 1. К каким религиям относятся данные объекты.

Задание 2. Соотнесите понятия и определения.

Задание 3.Вам поручено подготовить рассказ

Сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 8-9 классов по теме:«Уважение каждой религии - основа здорового общества».

Цель: сформировать у учащихся представление об основных религиях мира, познакомить с основами вероучений в мировых религиях, с их основоположниками, показать сходства, различия и единство религий; способствовать воспитанию уважения к взглядам и верованиям людей другого вероисповедания.

Ход мероприятия.

Здравствуйте дорогие ребята.

Здравствуйте уважаемые гости.

Еще не зная темы нашего сегодняшнего мероприятия, оглядев оформление зала и посмотрев на приглашенных гостей, я хочу задать вам вопрос: «О чем мы будем сегодня говорить?»

Правильно, о религии. Как вы думаете, что такое религия? Тоже верно, религия- это вера.

2014 год объявлен годом культуры. Религия - это тоже культура: культура государства, культура общества и культура каждого человека в отдельности.

Религия – особая форма осознания мира, которая основана на вере в сверхъестественное, включает в себя моральные нормы и типы поведения, обряды, культовые действия, объединяет людей в сообщества.

Какая бывает религия? (Ответ: разная, у одного народа одна, у другого другая, религий много)

У разных народов, каждой национальности свое вероисповедание. Мы живем в многонациональной стране, но в России только две главенствующие конфессии: Христианство и Ислам. (Слайд -шоу)

Возникновение религии. Научное обоснование .(Главная презентация)

Религиозная вера, или вера в сверхъестественные силы, возникла ещё в первобытном обществе и была связана с жизнью и деятельностью первобытных людей. Наши далёкие предки испытывали страх перед такими явлениями природы, как гром, молния, ураган или зной, засуха, сильный холод и т.д. Древние люди считали, что существуют Всевышние силы, которые управляют ими, что самые счастливые и самые тяжёлые моменты в их жизни зависят от неведомых божеств. Божества могли быть и добрыми, и злыми, поэтому их принято было задабривать, приносить им дары: зерно, плоды, другую пищу, животных. Такая вера получила название «язычество». Люди создавали деревянные или каменные изображения богов – идолов – жгли вокруг них костры и поклонялись им.

Таким образом, древние люди обожествляли природу и верили во многих богов. У каждого племени были свои боги, главные и неглавные, различные обряды, свои представления об окружающем мире.

Но постепенно племена объединялись, становились крупнее и сильнее, стали появляться города и государства. Вместо веры в разных богов появилась вера в единого Бога, который создал мир, природу и самих людей, предписал им определённые правила и законы, по которым надо жить. Чтобы учить людей добру, праведной жизни, Бог направил на землю своих посланников: Иисуса, Мухаммада и Будду , которые создали 3 религии – христианство (христиане), ислам (мусульмане) и буддизм (буддисты) . Все они возникли в Азии, затем распространились по всему миру.

Сегодня мы с вами поговорим только о двух религиях – христианстве и исламе. Как вы думаете: почему? (Ответ учащихся: «Потому что в нашем лицее обучаются в основном представители этих религий.)

Результаты анкетирования.

В лицее было проведено анкетирование среди учащихся 1-3 курсов. В нём приняли участие 69 человек. По результатам опроса оказалось, что среди обучающихся считают себя христианами 39 человек, мусульманами -28 человек, 2 человека затруднились ответить на этот вопрос, но отвечая на последующие вопросы выяснилось, что один посещает церковь, а другой мечеть.

Так же выяснилось, что 65 человек из вас имеют друзей другого вероисповедания, четверо дружат с ребятами своей веры, и один человек никогда не задумывался с кем он дружит.

Конфликтов на религиозной почве в основном не было. Лишь по два человека обеих религий немного повздорили и то не с друзьями.

вопросы

Результаты ответов

мусульмане

Результаты ответов

христиане

1.К какому вероисповеданию вы относитесь

28

39

2.Есть ли у вас друзья, которые придерживаются другой веры?

Да-27

Нет-1

Не задумывался над этим-1

Да-38

Нет-2

3.Происходили ли у вас конфликты на религиозной почве?

Да-2

Да-1

Не с друзьями-1

На вопрос: « Хотели бы вы больше узнать о другой религии?» все опрошенные единогласно дали положительный ответ.

С этой целью мы и проводим мероприятие, которое назвали «Уважение каждой религии - основа здорового общества ». Итак, начнем.

Христианство - религия, в основе которой лежит вера в то, что две тысячи лет назад Бог пришел в мир. Это мировая религия, основанная на учении Иисуса Христа. Христиане верят, что Иисус –Сын Божий и Спаситель человечества.

Ислам - самая молодая из всех религий, возникнув 13 веков назад, она оказала мощное влияние на развитие стран Средневековья. В ее основе лежит ученье, что все имеет свое начало и абсолютно всему придет конец, положенные Всевышним . Ислам переводится как «предание себя Богу», «покорность», «подчинение».

Христианство. История религии.

Христиане верят, что мир создан единым Богом и создан без зла. Человек, по замыслу Бога наделённый свободной волей,еще в раю попал под искушение сатаны - одного из ангелов, восставших против Божьей воли, -и совершил проступок, роковым образом повлиявший на дальнейшую судьбу всего человечества.

Человек нарушил Божий запрет. И возжелал стать «сам как бог». Это изменило саму его природу: утратив бессмертную сущность, человек стал доступен страданиям, болезням и смертям. Он был изгнан из рая с напутствием: «В поте лица своего будешь есть хлеб свой».

Чтобы вернуть человека на путь истинный, Бог явил себя избранному народу - иудеям, давал ему Заветы и Священное писание. Чтобы всё написанное было исполнено в точности Господь послал на землю Своего Сына, который страданьями и смертью искупил бы грехи всего человечества. С этой поры для христиан начинается история Нового Завета с Богом. Это Завет любви: «Да любите друг друга, как Я возлюбил вас».

Бог пришел в мир….Он родился, получил имя Иисус, жил в Иудее, проповедовал, страдал и умер на кресте, как человек. Его смерть и последующее воскресение из мёртвых изменили судьбу всего человечества. Его проповедь положила начало новой, европейской цивилизации. Для христиан же, главным было чудо не слово Иисуса, а Он сам. Главным делом Иисуса было его бытие: « бытие с людьми, бытие на кресте».

Мусульманство. История религии.

Религиозной основой одной из величайших цивилизаций является ислам (придание себя Богу, покорность) – самая молодая из мировых религий. Возникнув примерно 13 веков назад в самом центре тогдашнего цивилизованного мира, она оказала мощное влияние на развитие стран Средневековья.

Ислам возник в западной части Аравийского полуострова, в области Хиджаз. Наиболее крупным городом в этих краях была Мекка, где давно осело племя к которому принадлежал Мухаммед. Здесь, в Мекке, находится камень Каабы. Обратившись лицом к этому месту, мусульмане молятся пять раз в сутки. Ислам исчисляет свою эру по лунному календарю. 622год - её первый год.Сейчас идет 14 век ислама.

Согласно преданиям, рождение Мухаммеда, было предсказано пророками Ибрахимом(Авраамом), Исмаилом, Мусой(Моисеем), Исой (Иисусом). В этих двойных именах нет ничего странного, поскольку и мусульмане и христиане почитают одних пророков.

В мире все совершается по воле Аллаха, он награждает за смирение и веру, наказывает за гордыню и нечестие. Он сотворил мир, и положит ему конец. Мухаммед утверждал, что Аллах - это тот же Бог, что и Бог у иудеев. Просто они получили откровение раньше и успели частично исказить его.

Основные символы, обычаи и святыни религий.

Христианство .

Обычаи. Христианство,как ни одна другая религия, основано на тайне. Та́инство - по учению есть , в котором верующим сообщается под видимым образом невидимая Божия.
В православном христианстве существует 7 таинств: крещение, миропомазание, покаяние (исповедь), евхаристия (причащение), елеосвящение (соборование), таинство брака и таинство священства.

Крещение. Это первое из таинств, оно знаменует собой вступление верующего в мир христианства, присоединение к церкви Христа.

Миропомазание. По канонам Православной церкви, сразу после крещения христианин принимает таинство миропомазания, в котором верующему, при помазании освященным миром частей тела, во имя Святого Духа, подаются дары Святого Духа, возращающие и укрепляющие в жизни духовной .

Покаяние или исповедь. Это таинство очищает верующего от совершенных им после крещения грехов и дает силы продолжить подвиг земной христианской жизни. Исповедуя свои грехи перед священником, христианин получает от него прощение и таинственным образом разрешается от грехов самим Богом.

Евхаристия или причащение. Главное христианское таинство. В завершающей части литургии верующий под видом хлеба и вина вкушает (причащается) Самого Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа во оставление грехов и в Жизнь Вечную. Принимая Святые Дары, христианин соединяется с самим Христом и делается сопричастным Его церкви.

Таинство елеосвящения или соборование. Елеосвящение есть Таинство, в котором при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные.

Таинство брака. Таинство, в котором при свободном пред священником и Церковью обещании женихом и невестой взаимной супружеской верности благословляется их супружеский союз священником.

Таинство священства. Священство есть Таинство, в котором через святительское рукоположение на правильно избранного нисходит Святой Дух и поставляет его совершать Таинства и пасти стадо Христово. Это Таинство называется также рукоположением, или хиротонией.

Библия - Священное Писание.

Библия - это не изложение вероучения, а рассказ о том, как Бог искал человека. Это четыре Евангелия – описания земной жизни Христа, сделанные его учениками, апостолами, а также книги Деяний и Послания апостолов. Завершает Библию Откровение Иоана Богослова, рассказывающее о конце света. Эту книгу часто называют Апокалипсисом.

Более 50 человек в разные времена принимали участие в написании Библии. И при этом Библия оказалась единой книгой, а не просто сборником разрозненных проповедей.

Церковь. Еще одна характерная особенность христианства как религии заключается в том, что оно может существовать только в форме церкви. Церковь – это сообщество людей верящих во Христа.

Слово «Церковь» имеет разные значения. Это и сообщество верующих, объединенных общим местом проживания, одним священником, одним храмом.Церковью также принято называть также храм, который в этом случае воспринимается как дом божий,- место совершения таинств, обрядов, совместной молитвы.

Церковь, наконец, может пониматься как форма христианской веры.

Крест (Распятие)

Крест изображает распятие Христово, обязательно присутствует в христианских храмах и является нательной символикой.

Мусульманство.

Пять важнейших положений вероучения.

Шахада – словесное свидетельство, удостоверение веры, выражаемое фразой: «Ла илахаиллал-л-лахува Мухаммаду Ра-сулу-л-лахи» - Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед - посланец Аллаха.

Салят - каноническая молитва (НАМАЗ) совершается по строго определенному ритуалу, который сложился еще при жизни Пророка.

Саум - пост (РУЗЕ, УРАЗА), обязательный для всех совершеннолетних мусульман в течении месяца рамадан. Он состоит в полном отказе от пищи в дневное время, с наступлением темноты пост снимается.

Закят - налог в пользу нуждающихся мусульман, обязательная милостыня, которая очищает, дает тем, кто платит налог, моральное право пользоваться богатством.

Хадж - паломничество в Мекку - хотя бы раз в жизни должен совершить каждый мусульманин. (ВИДЕО)

Коран.

Священное писание ислама, созданное в 610- 630гг. Главы Корана –суры- были произнесены пророком Мухаммедом в Мекке и Медине по вдохновению Аллаха. В Корне содержатся легенды, упоминания об исторических событиях, предписания на все случаи жизни, как человека, так и всего общества. Коран написан на арабском языке. Переведенный на другие языки, он уже не считается священной книгой.

Мечеть.

Мечеть в исламском мире служит местом решения всех вопросов, в том числе и хозяйственных. Шариат – свод законов ислама - определяет всю жизнь мусульманина, в том числе и экономические отношения. Шариат регулирует наследственное право, в нем разработана своя система налогов, а так же торговые сделки.

Полумесяц и пятиконечная звезда. Есть утверждение, что полумесяц символизирует приверженность мусульман к лунному календарю, а пятиконечная звезда- пять столпов Ислама, или пять ежедневных молитв.

Молитвы.

И в мусульманстве и в христианстве существуют главные молитвы. У христиан - это «Отче наш», у мусульман Сура «Открывающая книгу».

Давайте посмотрим и послушаем эти молитвы. (ВИДЕО)

« Отче наш» - это единственная молитва, которой учил Иисус Христос. В ней особенно ощущается, что Господь наш отец, а не властелин. Это очень добрая сыновья молитва. В её основе лежит неутомимое желание быть всегда рядом с Отцом, всегда чувствовать на себе его любовь и осознавать себя защищенным. Потому что без Господа трудно, плохо, страшно.

Сура «Открывающая книгу» - это одна из главных молитв, средство сближения с Аллахом, выражение покорности, бесконечной благодарности, А так же дверь, которая открыта для получения от Аллаха помощи и наставления, и закрыта для ошибок и прегрешений.

Какой бы серьезной не была наша забота, каким бы тяжелым не было наше горе, мы всегда можем вернуть покой, здоровье и радость. Для этого достаточно всего лишь знать такие короткие, но такие нужные молитвы.

А теперь хотелось бы поговорить о законах, или как еще их называют заповедях божьих.

Заповеди Божии – это условия нормальной, полноценной, здоровой и счастливой жизни для всякого человека. И если человек эти заповеди нарушает, он вредит, прежде всего, себе, калечит собственную жизнь и жизнь своих близких.

И в исламе и в христианстве заповеди почти одинаковы или дополняют друг друга. Кто из вас может назвать хотя бы несколько из них?(Ответы учащихся)

Подробнее рассказать о заповедях попросим настоятеля Михайло-Архангельского храма священника отца Стахия Лобачева.

    ЗАПОВЕДЕЙ. ( Презентация)

1.Бог один и нет других богов, кроме него.

2. Не сотвори себе кумиров, не поклоняйся и не служи им.

3. Не упоминай имени Бога всуе.

4. Шесть дней работай, а седьмой день - Богу.

5. Чти отца своего и мать свою.

6. Не убий.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не укради.

9. Не лжесвидетельствуй.

10. Не пожелай того, что принадлежит ближнему твоему.

Заповеди Божии можно сравнить с законами природы: и те и другие имеют своим источником Творца и дополняют друг друга: одни регулируют бездушную природу, другие дают нравственную основу человеческой душе.

Вопросы учащихся:

1.Есть ли в исламе заповеди и чем они отличаются от заповедей христиан?

2.Что будет, если не соблюдать Законы Божьи?

На эти вопросы попросим ответить имама Даниса хазрата.

Викторина для учащихся «Религия».

1. В каких двух мировых религиях самое большое число приверженцев? (Христианство и ислам)

2. Как с греческого языка переводится слово «атеизм»? (Безбожие)

3. В течение всей своей истории, особенно во времена испытаний, иудеи жили надеждой, что Господь не оставит их, что придет время и он пошлет им спасителя, Мессию. Что означает слово - «мессия»? (Избранный Богом, по-гречески - Христос)

4. Назовите главную книгу мусульман. (Коран)

5. Коран - это собрание откровений, которые основатель Ислама получил от Бога. Назовите имя этого пророка. (Мухаммед)

6. Как у христиан называется дом Господа? (Церковь, храм)

7. Ислам принимает Десять Заповедей христианства и обладает очень строгой системой законов. Как по-арабски называется этот свод законов? (Шариат)

8. Каждый правоверный мусульманин должен хотя бы раз в жизни совершить Хадж - паломничество в Священный город. Как он называется? (Мекка)

9. Как переводится греческое слово «библия»? (Книга)

10. Что означается слово «аминь» в христианских молитвах? (Верно)

11. Как называется группа верующих, отделившаяся от основной религии? (Секта)

12. Что означает мусульманский лозунг «Аллах акбар»? (Аллах могущественен)

13. Кто такие христиане?(Люди верующие в Иисуса Христа.)

14. Какое название у дьявола в исламе? (Иблис)

15.Пять обязанностей возложено на мусульман Аллахом: вера, молитва, пост, милосердие и…Назовите самую почетную.(Хадж)

16.Христиане поклоняются Иисусу Христу, мусульмане – Аллаху, буддисты – Будде, язычники – многим богам, а кто поклоняется духам?(Шаманы)

17.Как называется главная книга христиан? (Библия)

18.Что такое заповедь? (Закон данный Богом)

19. Как у христиан называется главный праздник?(Пасха)

20.Как называется главный праздник у мусульман? (Курбан - байрам)

Мы подошли, ребята, к следующей части нашего мероприятия и сейчас поговорим о праздниках и традициях обоих религий.. Данные анкетирования показали следующее:

вопросы

мусульмане

христиане

Знакомы ли вы с праздниками и традициями своей веры?

Нет-1

Курбан-байрам

Наурыз

Рамадан,Саадака.

Сабантуй,БишкунакКурсяит

Нет-2

Пасха

Рождество

Крещение,Троица,

Покров,Преображение

Знаете ли вы праздники и традиции другой веры?

Нет-3

Пасха, Крещение, Троица

Нет-20

Курбан-байрам,сабантуй,бишкунак,наурыз

Со своими традициями и праздниками незнакомы один мусульманин и совсем ничего не знают о своих религиозных праздниках два христианина. Перечисление праздников в анкете идет согласно популярности ответов.

С праздниками и традициями другой веры мусульмане знакомы больше, чем христиане. Перечисление праздников идет согласно популярности ответов.

Праздники и традиции религий.

Христианство.

Пасха Христова.

Пасха - название праздника в память избавления евреев от египетского рабства. Главный христианский праздник, отмечаемый как день чудесного воскресения из мёртвых Иисуса Христа. Первый Вселенский собор установил, что Пасха должна отмечаться в первое воскресенье после весеннего равноденствия и полнолуния и проходить после еврейской Пасхи.

ПАСХА - Воскресение Христа, главный праздник Православной Церкви, установленный апостолами в честь Воскресения Христа. Христиане, празднуя Пасху, торжествуют избавление через Христа всего человечества от рабства диаволу и дарование нам жизни и вечного блаженства. По важности благодеяний, полученных нами через Воскресение Христово, Пасха является “Праздником праздников и Торжеством из торжеств”, почему и

выражают свою радость и торжество о победе Иисуса Христа над смертью и адом.

Пасха - это основа Христианства. Великому и светлому празднику Пасхи предшествует Великий и очень строгий православный пост, который так и называется - . День празднования Пасхи Христовой каждый год - новый , т.е. дата празднования Пасхи ежегодно изменяется, передвигается по календарю.

Рождество Христово. ( ВИДЕО)

Это один из основных христианства, связанное с рождением Иисуса Христа. Сама традиция Рождества своими источниками достигает в первоначальные культовые действия. Главную роль церковь отводит учению о рождении Иисуса Христа, который появился, чтобы искупить грехи людей, указать человечеству путь к спасению. В Киевской Руси празднование Рождества Христова пришло вместе с христианством в X в. и слилось с зимним древнеславянским праздником - святками [продолжались в течение 12 дней - с 25 декабря (7 января) до 6 (19) января]. Православная церковь всячески старалась заменить их праздником Рождества Христова, но существующие в восточных славян праздники и обычаи укоренились настолько глубоко, что она вынуждена совмещать церковные праздники с народными. Так, колядки церковь соединила с евангельской рассказом о Вифлеемской звезде, сообщала о рождении Христа. "Языческие" колядки превратились в хождение христославов со звездой по домам. К прославлению Христа широко привлекали детей. Верующие благодарили их подарками.

Крещение Господне.
(Крещение, Водосвятие, Богоявление). Оно является одним из главных праздников в христианстве. Введенно оно в память о крещении Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем. Его еще называют Богоявлением, поскольку, согласно Евангелию, во время крещения на Иисуса сошел с небес Бог-Дух Святой в виде голубя.
Этот праздник всегда отмечали очень торжественно. Главный его обряд - освящение воды в церкви и в полыньях. К проруби отправлялся крестный ход, звучали торжественные молебны. Освящение воды в храмах происходит и в наши дни. В воду иордани окунаются трижды с головой. Несмотря на сильный мороз, никто не простывает после купания. Наши предки считали, что купание в проруби –прекрасная возможность показать свою отвагу и смыть грехи, к которым относились и гадания на Святки.

Праздники и традиции ислама.

Классический, ортодоксальный ислам узаконил 2 главных праздника: Курбан-байрам (великий праздник жертвоприношения), Ураза-байрам (малый праздник разговения).

В религии немало запретов: есть свинину, изображать бога, а также вообще изображать живые существа, человека или животных, пить вино и т. д. К общепринятым во всем мусульманском мире относятся праздники Курбан-байрам (Ид-аль-адха), или большой байрам (праздник жертвоприношения), Ураза-байрам (Ид-аль-фитр) – праздник разговения, Мавлид (день рождения пророка Мухаммеда.
Праздники в исламе отмечаются по мусульманскому календарю. Мусульманский календарь – лунный. Счет его ведется от 15 июля 622 г., когда пророк Мухаммед, по преданию, переселился из Мекки в Медину.

Курбан-байрам - праздник Жертвоприношения, один из главных мусульманских религиозных праздников. Согласно Корану, Архангел Джабраил явился к пророку Ибрахиму во сне и передал ему повеление от Аллаха принести в жертву единственного сына Исмаила. Ибрахим отправился в долину Минак тому месту, где ныне стоит Мекка, и начал приготовления. Его сын, знавший об этом, не сопротивлялся, так как был послушен отцу и Аллаху. Однако это оказалось испытанием от Аллаха, и, когда жертва была почти принесена, Аллах сделал так, чтобы нож не смог резать, и тогда ангел Джабраил (Архангел Гавриил) дал пророку Ибрахиму в качестве замены барана. После чего пророк Ибрахим получил степень «Друг Аллаха». Праздник показывает милосердие, величие Аллаха и то, что люди должны исполнять повеление Аллаха, каким бы трудным оно не было.

Ураза-байрам - праздник по случаю окончания месячного поста (уразы). Отмечается 1 шаввала (10 месяц лунного календаря). Известен также как Пра́здник разгове́ния отмечаемый в честь окончания поста в месяц Рамадан..

Верующие поздравляют друг друга словами: «Ид мубарак!» (счастливого праздника!). Накануне праздника собирается закят, то есть обязательные платежи мусульман в пользу общины (на содержание мечети, помощь путникам и малоимущим), кроме этого малоимущим членам общины раздаётся закят уль-фитр, обычно это сухие продукты питания долговременного хранения, но возможна помощь и в виде денег. Праздник длится три дня, в которые мусульмане надевают лучшую одежду, готовят традиционные блюда и накрывают праздничные столы, приглашают в гости соседей, родственников и друзей, совершают ответные гостевые визиты с подарками, радуются и веселятся.

Ураза-байрам - один из главных дней исламского календаря, знаменующий завершение поста, который длился в течение священного месяца рамадан. В соответствии с традицией ислама, именно в этот день Аллах ниспослал пророку Мухаммеду первые стихи Корана.

А сейчас, в заключение, я хочу рассказать вам притчу об альпинисте.

При́тча - короткий назидательный рассказ в .

«Один альпинист захотел покорить вершину. В нём взыграла гордыня, он решил это сделать в одиночку и всю славу присвоить себе. Альпинист поднялся в предгорный аул и начал готовить снаряжение. Начинало темнеть. Звезды и луна в эту ночь были закрыты облаками. Завьюжило и поднялся ветер. Видимость была очень плохая. Жители селения останавливали альпиниста, предостерегая о грядущей непогоде: «Не ходи один. Надвигается небывалая буря». Но скалолаз не хотел останавливаться: «Я самый опытный из альпинистов, к моим ногам падали и не такие вершины!» - был его ответ. Он ушел один.

Чем выше гордец поднимался в горы, тем ненастнее становилась погода. Уже и в метре от себя он ничего не мог различить, но упорно продвигался вперед, надеясь только на самого себя, предвкушая грядущую славу.

И вот на одном из опасных выступов альпинист поскользнулся и сорвался вниз. В один миг вся жизнь пронеслась перед глазами. Ужас и беспомощность охватили его. Падая в бездну, в полной темноте. несчастный закричал: «Боже! Я знаю, ты есть, молю - спаси меня!» И вдруг страховая веревка за что-то зацепилась, и человек в беспомощности повис в пространстве. Только хлопья снега окружали его.

На следующий день отряд спасателей обнаружил тело замерзшего и обледенелого скалолаза, которое висело всего в метре от земли.»

Ребята, какое впечатление произвела на вас эта притча?

Что вы поняли из неё?

Заканчивая наше мероприятие я хочу вам всем пожелать, чтобы вы верили не только в свои силы, но и в силы Вышнего, чтобы учились уважать и любить даже тех, кто по вашему мнению недостоин этого. По вере вашей и дано вам будет.

Разделы: МХК и ИЗО

Задачи урока:

  • знакомство с особенностями храмового зодчества трех мировых религий;
  • воспитание толерантности;
  • развитие умения самостоятельного изучения материала и подготовки его к презентации.

Урок проводится в компьютерном классе с установленной электронной энциклопедией Кирилла и Мефодия.

Давайте вспомним прошлый урок, посвященный трем мировым религиям.

Религия-это особое мировоззрение, мироощущение, основанное на вере в существование бога или богов. Почему мы говорим о религии? Потому, что развитие культуры сопровождается возникновением и становлением самостоятельных систем ценностей. В целом культура движется от мифа к логосу, т.е. от вымысла к знанию.

Религия стала доминировать в культуре вслед за мифом.

Главное в религии – это вера в Бога, или вера в сверхъестественное, в чудо, в то, что не постигается разумом.

На самом деле вера является важнейшей частью мировоззрения человека, она во многом определяет его поступки и действия, мысли и чувства. Верят все. Только одни верят в Бога, другие – в то, что он не существует. Выбор всегда остается за мыслящим существом.

Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку –
Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе
Щит и латы. Посох и заплаты
Меру окончательной расплаты
Каждый выбирает по себе.

Ю. Левитанский.

На прошлом уроке мы говорили о трех мировых религиях. Перечислите их. Буддизм, христианство, ислам.

Кратко вспомним о каждой.

Буддизм – самая древняя. Возникла в середине первого тысячелетия до н.э. на севере Древней Индии. Очень своеобразная. Более близка к философии, чем к другим религиям. Будда – не бог, а человек, который своими усилиями достиг высшего совершенства. В принципе любой человек может стать Буддой, если примет буддистский путь совершенствования и пройдет его до конца. Последователи буддизма живут во многих странах, но больше всего их на Востоке: В Китае, Корее, Японии, Вьетнаме, Монголии, Индии. Всего в мире более 700 миллионов буддистов.

Христианство. В основе лежит вера в Иисуса Христа, богочеловека, Сына Божьего. Существует три конфессии христианства: православная, католическая и протестантская.

Между этими христианскими церквями существует много различий, но они не затрагивают основного: веры в Христа, который своей смертью искупил грехи всего рода человеческого, а своим воскрешением дал надежду на воскресение для всех людей.

В мире сейчас более миллиарда христиан. Русь, Россия традиционно православная страна, хотя в ней живет и много представителей других религий.

Ислам. Самая молодая религия. Ислам в переводе с арабского означает “покорность, предание себя Богу” Возникла в начале VII века на территории Саудовской Аравии. Основатель – пророк Мухаммед. Согласно преданию, он получил от Бога (по-арабски Аллах) откровения, которые слово в слово записал в священной книге мусульман – Коране. Ислам – одна из самых распространенных религий - каждый пятый житель нашей планеты – мусульманин.

Ни одна мировая цивилизация не обходилась без храма. Очень часто храм называют моделью мира. И это действительно так, потому что в храмовом строительстве нашли воплощение представления людей о структуре мироздания. У многих народов сохранились легенды и предания о небесном происхождении храма. Одним его образ являлся во сне или таинственном видении, другим – в откровении свыше, от Бога. В глазах восхищенных верующих храм всегда был свидетельством его небесного, а не земного происхождения.

Задача сегодняшнего урока з аключается в том, чтобы познакомиться с особенностями христианских храмов (православных и католических), мусульманских и буддийских.

Работаете группами. Чтобы не заблудиться в тексте электронной энциклопедии и в гиперссылках, каждая группа получает план изучения темы. Вы находите ответы на вопросы, рассматриваете иллюстрации. Через 20 минут знакомите всех нас с особенностями храмов одной из мировых религий.

1 группа. Православные храмы.

  1. Чем является храм для православных христиан?
  2. Наиболее древняя форма храма?
  3. Ротонды и крестообразные формы.
  4. Самый главный и торжественный храм православного мира с VI века.
  5. Одна из причин, побудивших славянский мир к принятию православия.
  6. Правила внутреннего убранства храма (алтарь, иконостас)
  7. Росписи на стенах храма.
  8. Открой гиперссылку “Занимательные факты”.

Смысл количества глав православных храмов.

  1. Открой “Страны и континенты” -> “Моя родина-Россия” -> “Русский Север” “Кижи. Преображенская церковь”

Остров Кижи. Заповедник деревянного зодчества. 22-главый храм.

  1. Форма купола также имеет символический смысл. Более древняя шлемовидная форма купола напоминала о доблестных воинах и богатырях-защитниках Отечества. Луковичная символизировала пламя свечи. С XVII века на Руси стали возводить шатровые храмы с восьмигранным остроконечным завершием.

Рассмотри изображения храмов, определи, какую форму имеют их купола: Заполни таблицу:

  1. Храм Василия Блаженного (Покровский собор). История возведения храма.

2 группа. Католические храмы.

  1. Чем является храм для католиков?
  2. Костел – часто встречающееся название католического храма.
  3. Внутреннее убранство храма.
  4. Алтарь. Отличие от православного храма.
  5. Скульптурное изображение Распятия Христа.
  6. Основное убранство храма (статуи, скульптуры, росписи на стенах).
  7. Витражные окна.
  8. Картины в храме для создания настроения.
  9. Величайшие художники Возрождения, создавшие образы Девы Марии, Христа, святых.
  10. Различные стили католических храмов.
  11. Готические соборы.
  12. Собор Святого Петра в Ватикане.
  13. Пьета Микеланджело.

3 группа. Исламские мечети.

  1. Мечеть (от арабского “масджид” – место поклонения) - храм или молитвенный дом у мусульман.
  2. Первая мечеть.
  3. 665-67 года – начало строительства мечетей.
  4. Тип колонной мечети.
  5. Убранство ранних мечетей.
  6. Михраб.
  7. Кааба.
  8. “Голубая мечеть”
  9. Различие мечетей по своему назначению Минбар.
  10. Минарет – важнейший признак соборной мечети, начиная с VIII века.
  11. Четырехгранные, круглые, спиралевидные минареты.
  12. Пример: Минарет аль – Малявия в Самарре.

4 группа. Буддийский храм.

  1. Первые буддийские монастыри и храмы.
  2. Чаитья.
  3. Ступы на месте рождения, просветления, первой проповеди, перехода в Нирвану.
  4. Различные архитектурные формы и названия реликвариев.
  5. Полусферические ступы, в виде колокола, башни, квадратные, ступенчатые
  6. Примеры: Ступа Кумбум, Пагода Люхэта, ступа Сваямбхунатх, храм Махабодхи,
  7. Открой “БУДДИЗМ”. Стена храма Тосегу в Никко.
  8. Открой “БУДДА”. Изображения Будды: Будда Падмапани, статуя Будды Вайрочана, отпечатки стоп Будды в храме Махабодхи, статуя Будды Пхра Будда Чинарат.

В течение 20 минут каждая группа работает самостоятельно.

Ни одна мировая цивилизация не обходилась без храма, имеющего культовое значение. даже в эпоху бронзы и неолита рядом с человеческими жилищами возводились мощные каменные сооружения – дольмены и кромлехи, служащие местом культовых обрядов.

В храмовом строительстве нашли воплощение представления людей о структуре мироздания.

Каждая группа знакомит класс с изученным материалом, иллюстрируя сообщение с помощью проектора.

Домашнее задание: Познакомиться с особенностями архитектуры новосибирских храмов.

Ответить на вопросы.

  1. Сколько куполов и какого цвета имеют Вознесенский Храм и Храм Александра Невского?
  2. Соответствует ли количество и цвет главок традиционной символике?