Каковы отличительные особенности вероучения о спасении души. Глава III

30.03.2020 Зодиак

Тотальность католического вероучения проявляется в его стремлении к всеобщему, полному преобразованию мира (тех его сторон, где содержатся элементы мировоззрения и морали). Католическая Церковь не ограничивается только нравственным преобразованием частной человеческой жизни, не ограничивается только заботой о спасении отдельной человеческой души. Она стремится ко всеобщему преобразованию мира. Она стремится "пропитать" Св. Духом нравственную, общественную, научную, экономическую, политическую жизнь, культуру, философию, искусство" — одним словом — все, даже, если так можно выразиться, атмосферу, которой мы дышим и камни мостовых, по которым мы ходим.

Всеобщность, целостность охвата христианством католического исповедания всех сторон жизни высказана в католическом гимне: "Мы хочем Бога". При переводе на русский язык с польского языка в нем имеются слова: мы хочем Бога на море и на суше, в языке и в обычаях, в законах, в школе, в снах детей, сегодня и завтра, в счастье: и слезах и т.д. Короче говоря, словами лозунга товарищества Иисуса: "Все для большей славы Бога". Эта всеобщность, этот целостный охват, этот максимализм привлекает. Он говорит о безмерной любви к Богу. Во всем будь умерен, но в любви к Богу не имей меры. Этот максимализм для сильных, и он воспитывает сильных. Сила же всегда привлекает.

Эта тотальность, стремление ко всеобщему охвату христианством всех сторон действительности вполне логична и последовательна т.к. весь мир принадлежит Богу. Эта тотальность и максимализм отожествляется в нашем сознании с величием цели христианства. Великая же энергия рождается только для великих целей.

И вот этот максимализм, эта тотальность католической религии позволяет понять, почему католическое движение столь энергично, почему оно непобедимо, почему оно является лидером христианского движения, почему в нем столько монашества и преобладание безбрачного духовенства (в западном обряде — только безбрачное, а в восточных обрядах — брачное и безбрачное). Ведь для того, чтобы взять на себя подвиг безбрачия или полное посвящение себя Богу, чтобы преодолеть соблазн этого мира, чтобы почти не жить для земных удовольствий, надо обладать большим запасом духовной энергии, которую может дать только величие цели, имеющееся у католической Церкви.

Находим ли мы такой максимализм в православии или в лютеранстве? Эти религии не претендуют на руководство философией, наукой, культурой, государственной и хозяйственной жизнью. Они в лучшем случае лишь ограничиваются религиозным влиянием на частную жизнь, воспитанием семейной нравственности. У них нет, как у католической Церкви социальных, научных доктрин, обязывающих членов своей Церкви как право. Они всегда пасуют перед сильными мира. И из слов Христа: "отдайте Богу Божие, кесарю кесарево", они часто исполняют только вторую половину формулы. Там, где можно победить, они идут на компромиссы, а там, где можно добиться компромисса — они капитулируют. Поэтому-то в странах протестантского и православного населения так сильно распространено безразличие к религии, атеизм.

Может ли такое слабоволие, может ли такое умаление цели, задач христианства привлечь людей? Это одна из причин потери авторитета религий в православных и протестантских странах.

§2. Безошибочность Церкви в вопросах веры и морали.

Мир подобен мировому океану. Воды его в постоянном движении. И человеку, оказавшемуся в его власти — плохо. Наша нравственная жизнь подобна этому океану. Жизнь ежедневно ставит перед нами множество проблем, вопросов морального характера, требующих решения. А т.к. жизнь очень сложна, и большинство людей недостаточно информировано, обучено и воспитано, чтобы всегда своевременно и правильно поступать в разнообразных обстоятельствах, то люди часто ошибаются в своем поведении и как отдельные люди и как коллективы. Говорят надо поступать по совести и тогда не ошибешься. Но решение совести зависит от характера информации по данному вопросу, а также от чистоты сердца, к сожалению не всегда чистого у христиан. Поэтому случается, что христиане могут расходиться в моральной оценке рассматриваемых событий. И мы снова и снова оказываемся во власти относительно, во власти заблуждений. А между тем, человек жаждет абсолютного, прочного, истинного, особенно в своем моральном поведении, от которого зависит его вечность.

И вот только в католическом исповедании христианства имеется такая уверенность в своей моральной правоте, в своей нравственной безошибочности, гарантирующей нам счастливую вечность.

Гарантия эта состоит в безошибочности Св. Престола в вопросах веры и морали, когда папа определяет что-либо "ЕХ САТHЕDRА". Суть этого выражения: "ех саthеdrа" по определению XX Вселенского собора состоит в следующем: "Мы, пишет папа... при одобрении священного собора учим и определяем как божественно откровенную догму, следующее. Римский первосвященник, когда он говорит с кафедры, т.е. исполняет долг пастыря и учителя всех христиан, своей верховной апостольской властью определяет на соблюдение вселенскою Церковью учение о вере или нравах, обладает вследствие обещанного ему в святом Петре божественного содействия, тою силою безошибочности, — которой божественный искупитель захотел наделить свою Церковь в подлежащем определению учении о вере или нравах. Поэтому подобного рода определения Римского первосвященника не преобразуемы ни сами по себе, ни по согласию Церкви" (цитируется по кн. Л. Карсавина "Католичество", П., 1918 г.)

Прежде всего из приведенного текста явствует, что все определения о вере и нравах (морали), провозглашаемые папою не подлежат изменению или преобразованию. Для провозглашения безошибочного, не преобразуемого положения необходимы следующие условия:

Во-первых, оно должно касаться веры и нравов вселенской Церкви, обладать вселенским значением. При отсутствии этого признака, у провозглашенного папою определения, догмат о безошибочности не применим.

Во-вторых, папа должен выступать в качестве учителя и пастыря вселенской Церкви, а не только в качестве римского епископа или частного лица. Безошибочность папы связана с его должностью как видимого главы Церкви.

В-третьих, папа дает определение силою апостольского авторитета, ссылаясь на свой апостольский авторитет.

В-четвертых, папа не провозглашает новое учение, но определяет или формулирует его как нечто уже существующее в Церкви на соблюдение его вселенскою Церковью.

Собор разъясняет, что "не для того обещан Св. Дух наследникам Петра, чтобы они делали явным по Его (т.е. Св. Духа) откровению новое учение, но для того, чтобы при Его содействии они свято и верно излагали переданное через апостолов или сохраняемое верой откровение".

Таким образом, в этом будущем океане жизни находится одна единственная точка покоя, а следовательно и спасения. В древности говорили: "Rома lосutа — саusа finitа". Рим сказал — дело кончено. Кончились сомнения, колебания, раздоры, споры. Жизнь снова вошла в свое русло. Мир избежал ошибок, благополучие продолжается.

§3. Единство католической веры.

Это единство основано не только на единстве учения, которое имеется и у православия. Единство в учения еще не дает действительного, практического единства. Это единство основано в наличии у католической веры своего мирового административного центра в лице папы и зависимости от него других епископов, что выражено в догмате о главенстве папы. Единство этого мирового центра создает единство действий верующих католиков, поднимает католическое самосознание до понимания своего мирового значения, воспитывает и поддерживает у всех католиков чувство солидарности независимо от национальной принадлежности и помогает осознать и утвердить свою независимость от светской власти, часто не христианской.

Существует большое различие в авторитете церковной власти, в зависимости от того, выступает ли церковная власть только лишь в качестве национального центра, как это практикуется в православии и в протестантстве или, если церковная власть выступает в качестве мирового, вселенского центра. Это различие еще более возрастает, если между национальными религиозными центрами, как в православии и в протестантизме нет единого мнения. Единство мнения при плюралистической системе церковной власти, как правило, невозможны. А ведь в единстве — сила.

§4. Организованность католической Церкви.

Под организованностью мы понимаем противоположность стихийности, а именно: преднамеренность в деятельности, сознательная постановка задач перед верующими людьми, сплочение их и руководство ими за решение этих задач.

Пожалуй вряд ли имеется в мире такая религия с столь большим количеством специализированных в своей деятельности различных объединений. Перечислим наиболее крупные католические объединения, опубликованные в книге Н. А. Ковальского "Международные католические организации", М., 1962 г.

Международная конфедерация христианских профсоюзов; Международная рабочая христианская молодежь; Международная федерация движений христианских рабочих; Международные организации христианских демократов (это политические партии христиан Европы и Америки); Апосталат мирян; Пакс Кристи (Мир Христа); Всемирный союз женских католических организаций (около 36 млн. чел.); Международная федерация мужчин католиков; Пакс романа (римский мир); Международная федерация католической молодежи (входят только юноши). Всемирная федерация женской католической молодежи. Международное католическое бюро ребенка. Международная католическая ассоциация обществ защиты девушек. Всемирный союз преподавателей-католиков. Международная служба католического обучения. Международная федерация католических университетов. Международный центр изучения вопросов религиозного образования. Международная католическая федерация физического воспитания. Международный союз католической прессы. Международная католическая ассоциация радиовещания и телевидения. Международная католическая служба кино. Международный католический союз помощи. Международная католическая комиссия по миграциям. Международная конфедерация католической благотворительности. Международный католический комитет санитарок и сиделок. Международная ассоциация дам-благотворительниц (около 1 млн. чел.). Международный союз социальных исследований. Всемирный союз католических философских обществ.

В этом устаревшем перечне (1962 г.) даны далеко не все международные католические организации. Из книги М. П. Мчедлова "Католицизм", М., 1974 г. следует добавить: "Во всем мире имеется около 160000 католических школ..., около 800 радиостанций... Существуют организации католического действия для мужчин, для девушек, для женщин, для юношей, для журналистов, для учителей, для лиц с университетским образованием, для врачей, санитарок и сиделок, для спортсменов и т.д. Секции католического действия создаются при каждом приходе, при каждой епархии... В общей сложности насчитывается около 40 различных международных организаций".

Столь широкий спектр католических организаций свидетельствует о тотальности католического вероучения, охвате им всех сторон человеческой жизни, о стремлении католической Церкви ко всеобщему преобразованию мира. И эти объединения не просто существуют. Они действуют и их деятельность координируется в одном направлении.

Подобная организованность не только помогает построению царства Божия внутри нас. Но она воспитывает христиан; и тем самым косвенно влияет и на светскую деятельность их как граждан государства, на развитие материальной и духовной культуры.

§5. Монашество.

Частным видом католической организованности является монашество — гвардия католической Церкви. Монашество католической Церкви делится на ордена созерцательной и активной апостольской жизни. Последние занимаются миссионерской работой. К ним относится большинство монахов и монахинь. Ордена специализированы, т.е. каждый из них имеет свою сферу деятельности, свой стиль, свои особенности в организации. Специализация в миссионерской работе позволяет развить наибольшую производительность. Имеются монахи, живущие только в монастырях и монахи, живущие в миру, носящие гражданскую одежду. Многие монахи работают учеными при научных центрах, в университетах, многие учителями, врачами, медсестрами и по другим специальностям, оказывая христианское влияние на свое окружение. Католический монах — это не затворник, полностью удалившийся от мира (хотя есть и такие). Это активный общественный деятель, ловец человеческих душ.

Вот некоторые цифры, характеризующие состояние монашества в католич. Церкви: всего имеется около 300 тыс. монахов и 800 тыс. монахинь. Наиболее крупные монашеские объединения: 35 тыс. чел. иезуитов, 27 тыс. францисканцев, 21 тыс. салезианцев, 16 тыс. капуцинов, 12 тыс. бенедиктинцев, 10 тыс. доминиканцев (цифры взяты из книги М. Мчедлова "Католицизм", М., 1974 г.)

§6. Близость к жизни, участие в решении социальных проблем, в развитии науки, в распространении просвещения.

При изучении истории католической Церкви бросается в глаза ее стремление активно участвовать в решении различных жизненных проблем и не только участвовать, но и стремиться проводить в их решении свою точку зрения. Следовательно, католическая Церковь не отгораживается от жизни, но считает своим долгом выработать и проводить свою точку зрения в проблемах, связанных с вопросами веры и морали. Это и понятно, если Церковь является путеводительницею ко Христу, то она обязана входить во все сферы человеческой деятельности, в которых много или мало, но содержится религиозная тема, т.к. от отношения людей к вопросам веры и морали зависит их спасение.

Исходя из этой позиции Церковь имеет свое социальное учение, изложенное, главным образом, в энцикликах: "Rerum novarum" "Quadragissima аnnum", "Mater et magistra", свои политические партии, руководствующиеся этой доктриной. Церковь имеет своих представителей в ООН, Юнеско и др. международных организациях, свою папскую Академию наук, свои университеты — кузницу своих кадров для мирской жизни. Поэтому имеются католические профсоюзы католических студентов, преподавателей, журналистов и т.п. Имеется лига кино, бойкотирующая безнравственные и антирелигиозные фильмы и создающая свою Христианскую кинопродукцию и другие объединения.

В эпоху средних веков Церковь вела борьбу за "Божий мир". Так называлось воздержание от междуусобий, проповедывавшееся Церковью от вечера среды до утра понедельника, а также в дни, освященные воспоминаниями о событиях из жизни Христа. "Божий мир" признан обязательным при папе Урбане II на соборе в Клермоне в 1305 г.

Церковь вела борьбу против крепостного права, против эгоистической власти феодалов и королей. Так одним из ярких примеров такой борьбы является борьба итальянских францисканцев в ХIII веке с итальянскими феодалами. VII глава устава 3-го ордена св. Франциска запрещала своим членам вести войну, кроме как в защиту христианства или отечества. Движение 3-го ордена св. Франциска, так называемых терциалов, было массовым, и феодалы лишились своей военной силы, своих вассалов. Также глава устава запрещала "торжественные клятвы", за исключением некоторых случаев. На этом основании терциалы отказались присягать феодалам, знатным семьям. Глава ХIII устанавливала денежные взносы на образование общинной кассы. Внося туда деньги, ремесленники и рабочие получали право пользоваться капиталом для развития дела или скупки земель разорившихся дворян. Пролетарии зашевелились и богатые ясно почувствовали, что значит объединение. Народ устремился в орден терциалов. Обещанное нищенствующими монахами царство Божие наступало на самом деле. Миллионы рук тянулись к якорю спасения и в Италии можно было сосчитать людей, не присоединившихся к освободительному братству... Итальянская демократия была порождена маленькой книжечкой, в которой св. Франциск под надзором гениального политика (кардинала Гуголина) начертил правила мирного общества молящихся и постящихся" (см.: Арвед Барин, "Франциск Ассизский", СПБ, 1 913 г.). Церковь вела борьбу против несправедливых притязаний императоров и других сильных мира сего. Широко известны факты отлучения от Церкви императора Генриха IV, имп. Фридриха I Барбароссы, его сына Генриха VI, императоров Оттона IV и Фридриха II, английского короля Генриха VIII, Наполеона и т.д. Церковь осуждала рабство, расизм и др. заблуждения, в т.ч. и нашего времени. Церковь всегда вела борьбу со всяким деспотизмом cветской власти в вопросах веры и морали и стала основанием для сложившейся европейской демократии.

"В области наук и просвещения существует множество фактов, доказывающих, что католическая Церковь является основоположницей их развития. Назовем лишь некоторые. До XI века Церковь одна занималась воспитанием масс. И надо думать, что она в этом преуспела, если те чудеса искусства, которыми являются романские и готические соборы, и живопись, и скульптура ХIV-ХV в.в. и сегодня вызывают наше восхищение. В одной Франции перед революцией 1789 г. насчитывалось 25000 бесплатных церковных школ и 900 колледжей. Церкви принадлежит честь основания первого университета в Европе, Парижского в ХIII веке с 40000 учащимися! Вспомним многочисленные библиотеки, в которых Церковь собрала сокровища человеческой мысли. Произведения Гомера и Виргилия, Платона и Аристотеля, Цицерона и др. дошли до нас лишь благодаря кропотливому труду переписчиков-монахов. С появлением книгопечатания Церковь широко воспользовалась им для распространения человеческой мысли. И в наше время только препятствия создаваемые духом некоторых правительств мешают Церкви еще шире участвовать в распространении просвещения и научных знаний" (см.: Ф. Лелотт, "Решение проблемы жизни", Б., 1959 г.) "Верными католиками были наиболее крупные ученые в области электричества и радиоволн: Ампер, Вольта, Гальвани, Белен, Маркони, Бранли. Тоже нужно сказать о Пастере, Лаэннене, Клоде Бернаре, Ш. Николле, прославившихся своими медицинскими открытиями... Математики: Коши, Шаль, Ш. де-ла Валле-Пуссен; энтомолог Фабр; астрономы Секки и Леверье; основатель органической химии Ж. Б. Дюма; выдающиеся геологи: П. Термье де Лаппарен; М. Планк — изобретатель теории квантов; Мендель (монах), открывший закон наследственности в биологии; археологии: Шамполион, де Руже, Марэ, Капар, Шейль, Росси; ориенталист Л. де-ла Валле-Пуссен; в области изучения радиоактивности Беккерель и др... Цековь вносит особый вклад в науку, предоставляя возможность многим священникам и монахам посвятить себя научной работе. Приведем из прошлых веков папу Сильвестра II, за широту своих научных взглядов, названного Архимедом Х века; английского францисканца, отца экспериментальной физики Роджера Бекона, польского каноника Коперника, основоположника современной астрономии... Назовем современников: аббата Лемэтра, профессора Лувенского университета, лауреата премии Франка по космической физике; аббатов Брей и Буссони; отцов Пуадебара и Тейарда де Шарден, известных своими исследованиями по доисторическому прошлому" (там же).

"За отсутствием цифр, относящихся ко всей Церкви, приведем данные лишь об одном ее секторе: одни только иезуиты руководят 31 университетами и 152 научными изданиями. Отношение Церкви к науке подобающим образом отразилось в Ватикане... Здесь мы находим обсерваторию, замечательные музей и библиотеки, а также различные научные учреждения, из которых... Академия наук св. Престола... среди 70 членов, избранных из наиболее выдающихся ученых всего мира, эта Академия насчитывает не только католиков, но и протестантов и даже неверующих, при единственном условии, чтобы они не относились к Церкви с сектантской враждебностью" (там же).

Мы привели лишь некоторые факты из отношения католической: Церкви к науке, просвещению, социальным вопросам и т.п. Для подробного ознакомления со всем, что сделала в этих областях Церковь, следует читать историю Церкви и специальные работы, посвященные этим проблемам. Отметим лишь, что католическая Церковь более, чем какая-либо другая участвует в общественной, хозяйственной и гуманитарной жизни, т.к. этого требует ее тотальность, целостный охват ею всех сторон жизни, ее стремление ко всеобщему переустройству мира на основании учения Христа (см. выше). Она всегда была чужда фрагментальности, узкого сектантства, ограничивающего человека только чтением Библии, только заботой о спасении души. Церковь католическая не бежит от жизни, а идет ей навстречу, лишь стремясь ее преобразовать в духе христианского совершенства.

§7. Независимость от светской власти

Эта независимость католической Церкви обусловлена следующими факторами.

Во-первых, характером католической идеологии.

а) Религия, ставящая духовные ценности выше всяких других, логически должна ставить и орган, создающий и распределяющий эти ценности, то есть Церковь, выше органа создающего и распределяющего ценности материальные, т.е. государства и его верховной светской власти. В самой постановке иерархии ценностей заключена и иерархия власти. Это первое обоснование религиозной независимости Церкви от государства.

б) Величие цели католической Церкви, вытекающее из ее тотальности, охвата ею всех сторон человеческой жизни (см. выше) поднимает авторитет Церкви в глазах других и чувство ее собственного достоинства и значимости. Церковь, имеющая перед собой столь великие задачи, не может позволить унизить себя подчинением светской власти, предметом которой являются лишь национально-партикулярные, земные, преходящие ценности.

Это второе обоснование религиозной независимости католической Церкви.

Во-вторых, суверенностью Апостольского престола и его международным влиянием и авторитетом.

а) Апостольский престол находится в политически независимом государстве Ватикан, признанном международной традицией и правом, имеющем свои дипломатические представительства примерно в 80 государствах мира с примерно с таким же количеством дипломатических представительств этих государств при Ватикане.

б) Апостольский престол обладает громадным авторитетом и влиянием, основанном на его религиозном и моральном руководстве сотнями миллионов христиан-католиков, на его исторических и сегодняшних заслугах в жизни всего человечества.

Это третье и четвертое обоснование религиозной независимости католической Церкви.

В-третьих, безбрачностью духовенства. Безбрачие духовенства, в соответствии со словами апостола Павла: "Я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене" (1 Кор.7, 32-33). Безбрачное духовенство более принципиально, менее склонно к капитуляции и компромиссам в ущерб религии при преследовании за веру, чем женатое духовенство и поэтому более стойко проводит в жизнь требования христианской веры.

Это пятое обоснование религиозной независимости католической Церкви от государства.

Нет надобности доказывать, что православная Церковь и протестантизм с его многочисленными церковными разновидностями не обладают независимостью подобной независимости католической церкви. Нет также надобности доказывать, что независимость Церкви в ее религиозной, нравственной сфере является необходимым условием плодотворности ее деятельности. И хотя содержание идеалов в различных; христианских исповеданиях основывается на общих для всех заповедях любви Бога и ближнего, но осуществление их в жизни в значительной степени зависит от свободы деятельности Церкви, определяемой в свою очередь ее независимостью.

Здесь достаточно вспомнить царскую Россию, в которой православная Церковь выступала в качестве служанки государства и даже в качестве придатка к его полицейской машине (указ Петра I о нарушении тайны исповеди духовенством, в случае указания из нее об измене монархии; освящение крепостного права; отказ от систематической борьбы с пьянством народа ради сохранения водочных доходов, что хорошо описано у Лескова в его произведении "Соборяне").

Заключение.

В разделе "Основные черты католического вероучения, отличающие его от других христианских исповеданий" названы только те положительные особенности католического исповедания, которых нет в остальных, христианских исповеданиях вместе взятых. Если сопоставить католическое исповедание с каждым христианским исповеданием в отдельности, то преимущество католичества будет еще больше.

Положительные особенности католического исповедания, отличающие его от других христианских исповеданий своим происхождением обязаны главным образом догматам о главенстве и безошибочности Римского епископа, т.е. папы.

а) Так тотальность-всеобщность охвата христианством всех сторон человеческой жизни, содержащих элементы мировоззрения и морали вытекает из догмата о безошибочности папы в вопросах веры и морали.

Совершенно очевидно, что Церковь и ее учительская власть, сознающая себя единственной, безошибочной в вопросах веры и морали, что только она единственная является обладателем истины в данных областях, и никто иной, кроме нее, вполне естественно будет себя считать обязанной распространять свое правильное понимание на все области человеческой жизни, в которых содержится предмет ее безошибочности, т.е. элементы мировоззрения и морали.

б) Такие особенности Церкви, как ее безошибочность и ее единство прямо вытекают из догматов о главенстве и безошибочности папы.

в) Организованность Церкви вытекает из ее тотальности, она является средством к осуществлению задач по всеобщему охвату христианством всех сторон человеческой жизни. Без цели всеобщего охвата христианством всех сторон человеческой жизни не было бы и необходимости в столь разнообразных организационных формах Церкви.

Тотальность же, всеохватность жизни христианским мировоззрением вытекает, как мы уже говорили выше, из догматов с главенстве и безошибочности папы.

г) Близость к жизни, участие в решении социальных проблем, в развитии науки, в распространении просвещения также вытекает из тотальности католического вероучения, а значит из догматов с главенстве и безошибочности папы.

д) Независимость Церкви также вытекает из этих догматов. Ибо понятие главенства и безошибочности того, кто обладает этими главенством и безошибочностью уже заключает в себе необходимость независимости, без которой не было бы ни главенства, ни реализации последствий безошибочности.

Таким образом, мы видим, что все положительные особенности католического исповедания, в которых нуждается христианство могут быть созданы только католическим вероучением, а именно важнейшим его элементом, учением о главенстве (примате) и безошибочности папы. Не может быть другого источника их образования.

14.07.2015

Основание Ордена иезуитов произошло в тысяча пятьсот сороковом году. В состав иезуитов входит самый влиятельный монашеский орден Общества Иисуса, которое было основано, чтобы защитить папские интересы в борьбе против ереси и работы миссионеров.

Папа Павел III утвердил этот орден, имеющий принципы по единоначалию со строгим централизмом, безусловным повиновением старшим и железной дисциплиной.

После того как католическая церковь получила централизацию, стали порождаться принципы по догматическому развитию. Это выражалось в нетрадиционном толковании вероучений. Например, веру в православной церкви символизировал догмат о Троице. Говорилось, что Святым духом обладает и Отец, и Сын. Также началось формирование своеобразного учения, где говорилось, какую роль, играет церковь в спасении. Спасение имеет в основе веру в добро, в добрые дела.

Сокровищница католицизма

Католицизм учит о том, что церковь имеет сокровищницу, в которой собраны «сверхдолжные дела», добрые дела которые сотворил Иисус Христос, Богоматерь, святые. Благочестивые христиане. У церкви есть право производить распоряжение этой сокровищницы. Часть из неё уделяется нуждающимся людям, проводится отпущение грехов, дарование прощения кающемуся грешнику. С этого произошли учения об индульгенции, где грехи отпускали за какую-нибудь заслугу или за денежные поступления в церковь. Также это относится к возникновению правил, по которым читали молитвы умершим с правом пап производить сокращение срока нахождения человеческой души на территории чистилища.

Только католическое вероучение обладает догматом о чистилище. Возникновение этого учения началось в первом веке. В православной и протестантской церкви идет отвержение этого догмата.

Католическое вероучение обладает догматами: непогрешимость пап; непорочность зачатия Девы Марии. Западная церковь стала внимательно относиться к Богородице после введения догмата телесного вознесения Девы Марии папой Пийем XII в 1950 году.

Обозначение Тройного креста (креста Папы)

Католические процессии не проходят без папского креста. В трех пересекающихся линиях символы жизненного Древа и власти. Православная богослужебная традиция известна своим гамма-крестом (гаммадионом). Он украшает одежду православного священника и несет с собой идею Христа – краеугольного церковного камня.


О жизни и деятельности Филона достоверно известно совсем немного. История располагает сведениями о том, что за год до собственной кончины философ отправился к императору великого и могущественного Рима Калигуле. ...



У Троицы имеются разные названия, смотря в какой стране, празднуют этот праздник. В России – Пятидесятница или Троица, западные и южные славяне называют этот праздник русадла, свентки, зеленее или лестнице. Англичане...



В этом году, состоялось торжественное богослужение в Успенском кафедральном соборе Хельсинки. Прошло же оно в честь того, что уже как 90 лет, православная церковь в Финляндии православна. В 1917 году, Финляндией...



Арабский народ до появления Ислама исповедовал самые различные религии, например такие как иудаизм, христианство, индуизм, зороастрирзм. При создании своего учения Мухаммед из наиболее распространенных религий...


Христианство - одна из крупнейших религий мира, распространенная среди многих народов, говорящих на разных языках, существует почти два тысячелетия. Трудно найти уголок земли, где бы никогда не появлялись христианские миссионеры, и миллионы людей на земном шаре являются приверженцами христианства.

Христианская религия не является единой, она, как и другие религии разделяется на ряд самостоятельных направлений, наиболее значительные из которых - православие, католицизм, протестантизм. . Сохраняя в основном ортодоксальные положения христианской догматики, эти направления отличаются друг от друга своеобразной трактовкой некоторых догматов, отдельными особенностями культа. Рассмотрим эти направления подробнее.

Православие.

В настоящее время в мире насчитывается 15 автокефальных, то есть самостоятельных церквей: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская (Сирия, Ливан), Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, болгарская, Кипрская, Элладская (Греческая), Албанская, Польская, Румынская, Чехословацкая, американская. Помимо этого имеются две автономные православные церкви - Финская (с 1957 года) и Японская (с 1970 года)

Для всех православных церквей общими являются вероучение, культ, при этом они сохраняют каноническую самостоятельность. Константинополький патриарх, если и считается “вселенским, то это понимается как “первый среди равных”, и ему не предоставлено право вмешиваться в деятельность других православных церквей. Пределы самостоятельности автономных церквей определяются соглашениями с той автокефальной церковью., которая предоставила ей автономию. В административном отношении автокефальные церкви подразделяются на экзархаты, епархии, викариаты, благочиния, приходы. Так, Русская православная церковь имеет 4 экзархата, 76 епархии, 11 викариатов. Кроме этого, у ряда автокефальных церквей имеются миссии, благочиния, подворья при других православных церквах. Система организации и управления православных церквей.

Православие, как и протестантизм, не имеет единого центра управления, подобного Ватикану. Автокефальные церкви возглавляются патриархами (архиепископами, митрополитами), избираемыми поместными соборами пожизненно. При патриархах имеются синоды. Управление экзархатами осуществляется экзархами, а епархиями - епархиальными архиереями, при которых в отдельных случаях создаются епархиальные советы. Епархии состоят из округов и приходов Православные церкви с 8 века не проводят вселенских соборов (последним собором, на котором участвовали православные церкви, был второй Никейский собор 783-787 гг.). Каждая из них на поместных соборах утверждает канонические правила, пересматривает или дополняет списки святых, определяет формы отношения к ересям и расколам. Так, например, на поместном соборе Русской православной церкви в 1971 году была снята анафема по отношению к старообрядцам. Для всех православных церквей характерен иерархический принцип управления. Все духовенство делится на высшее, среднее и низшее. Кроме того, духовенство подразделяется на черное (монашествующее) и белое (женатое).

Особенности православного вероучения.

Основу православного вероучения составляет Никеоцарьградский символ веры, утвержденный на первых двух Вселенских соборах 325 и 381 гг. В 12 членах (параграфах) которого сформулированы представления о Боге как творце, о его отношении к миру и человеку. Сюда относятся представления о триединстве бога, Боговоплощении, искуплении, воскресении из мертвых, крещении, загробной жизни и т.д.

Основные положения веры (догматы) православная церковь объявляет абсолютно истинными, непререкаемыми, вечными, сообщенными человеку богом и непостижимыми разумом. Истинными считаются только те положения вероучения, которые утверждены первыми семью вселенскими соборами. Остальные, принятые позже, объявляются ошибочными, противоречащими “священному писанию” .Заблуждением считается также отказ протестантских церквей от большинства таинств, от деления верующих на мирян и священнослужителей.

Современное православие.

Модернизация религии вызвана в первую очередь теми изменениями, которые произошли в сознании большинства верующих не только под воздействием научных открытий и новых теорий, но и новых общественно-политических условий их жизни. И, являясь реакцией на изменение сознания верующих, религиозный модернизм оказывает обратное воздействие на это сознание, формируя новую систему религиозной ориентации.

Специфическая особенность современной модернизации православия состоит не только в пересмотре социально-политической и общественно-исторической концепций, но еще и в том, что не выходя за границы ортодоксальных догматических принципов, многие священнослужители по новому их интерпретируют. Все больше внимания уделяется вопросам соотношения веры и знания, науки и религии.

Католицизм.

Католицизм является наиболее распространенным христианским направлением, имеющим приверженцев во всех областях земного шара. Согласно данным европейской печати, в начале 80-годов число католиков составляло около 800 млн. человек - около 18% населения планеты. Католическая церковь строго централизована, имеет единого главу - папу римского, единый центр - Ватикан, город-государство в центре Рима площадью 44 гектара, имеющее свой герб, флаг и прочие атрибуты государственности, вплоть до небольшой гвардии. Сочетание светской и религиозной власти - редчайший случай в истории новейшего времени. Светская власть папы в её настоящей форме была установлена Латеранским договором 1929 года между фашистским правительством Муссолини и папой Пием XI, в соответствии с которым было создано государство Ватикан, признан его международный суверенитет, а церковь получила ряд привилегий в стране.

Папа через посредство римской курии, имеющей сложную административную структуру, руководит всей церковью и её многочисленными организациями, действующими в подавляющем большинстве стран мира. Главных католических иерархов - кардиналов и епископов - папа назначает из представителей духовенства разных стран. Коллегия кардиналов (конклав) пожизненно избирает из своей среды папу, который, являясь по католическому вероучению, “викарием Иисуса Христа, преемником святого Петра, высшей главой вселенской церкви, западным патриархом, примасом Италии, архиепископом и митрополитом римской провинции, сувереном города-государства Ватикан”, венчает многоступенчатую иерархию авторитарно-монархической организации католицизма. Как суверенной государство, Ватикан обменивается дипломатическими представителями с другими государствами, причем включая и Италию. Современная католическая церковь - крупная религиозно-политическая организация, оказывающая большое влияние не только на мировоззрение своих последователей - верующих, но и на социально-философские и этические теории, возникающие в обществе. Играть активную роль в идейной и политической жизни современных государств католицизму помогают особенности его структуры, исторические традиции и опыт, наличие разветвленной сети массовых организаций - огромный церковный аппарат с многочисленными монашескими орденами (наиболее крупные из них: иезуиты - 27 тыс., францисканцы и салезианцы - 20 тыс., христианские братья - 16 тыс., капуцины - 12 тыс., бенедиктинцы - 10 тыс., доминиканцы - 8 тыс.). Всего католическая церковь имеет свыше 1,5 млн. монахов и монахинь, в том числе около 400 тыс. священников. Для деятельности католической церкви также характерно привлечение к выполнению задач социально-политического характера не только духовенства, но и католиков-мирян. Католицизм располагает крупными политическими партиями, профсоюзными, молодежными и другими организациями.

Особенности католического вероучения.

По сравнению с православием католицизм имеет ряд особенностей в вероучении и культе. Разделяя общехристианский догмат о божественной троице, веру в истинность Библии и изложенную в ней систему мифов о сотворении мира и человека, католицизм признает, например, “исхождение” духа святого не только от бога-отца, как считает православная церковь, но и от бога-сына. Католики верят в существование чистилища (кроме рая и ада), признают непогрешимость в вопросах веры и морали папы римского, являющегося “наместником Христа на Земле”. Источником своего вероучения католики считают не только “священное писание”, то есть Библию, но и “предание”, церковную традицию, в которую они, в отличие от православных христиан, включают не только решения первых семи Вселенских, но и последующих соборов, а также суждения пап. При этом правом толковать Библию пользуется только церковь. Духовенство в католицизме выделяется своим обетом безбрачия и так называемым учением о запасе добрых дел - божественной благодати, которую распределяют священники.

Своеобразно отправляются в католицизме также таинства и обряды, общие для христианства. Например, таинство крещения производится путем обливания водой или погружением в воду, тогда как в православии - только погружением в воду. Таинство миропомазания в католицизме, называемое конфирмацией, производится, когда ребенку исполняется семь-восемь лет (в православии - вскоре после рождения). Таинство евхаристии совершается на пресном хлебе (у православных - на квасном), при этом до недавнего времени только духовенство могло причащаться хлебов и вином, миряне же должны были причащаться только хлебом.

Широкое экзальтированное почитание богородицы и учение о её телесном вознесении, пышный театрализованный культ, использующий все виды искусства, чрезвычайно развитое почитание всевозможных реликвий, культ мучеников, святых и блаженных, строго централизованная иерархическая организация во главе с “непогрешимым” папой римским - таковы характерные особенности католической разновидности христианской религии.

Модернизм в католицизме.

В настоящее время руководство католической церкви также было вынуждено встать на путь модернизации своих взглядов. Еще лет тридцать назад в период четкого противостояния стран социалистического и капиталистического строя, когда православие в большинстве своем переживало не лучшие свои времена в связи с господством навязанных большинству населения атеистических взглядов, католицизм, активно поддерживающий идеологическую борьбу против коммунистов и именно поэтому процветавший в странах капитализма, уже был вынужден пересматривать свои позиции. Тогда основными причинами были те социальные изменения, происходящие в политической системе стран земного шара: расширение социалистического лагеря, успехи развития соцстран; они воздействовали даже на такой традиционно консервативный институт, каким является католическая церковь, не позволяя ей связывать себя с реакционной политикой. Для примера можно сравнить действия папы Пия XII (время его понтификата 1939-1958) и следующих за ним Иоанна XXIII (1958-1963), Павла VI (1963-1978) и Иоанна Павла II (1978-2005): если первый безоговорочно поддерживал политику “холодной войны”, то последующие неоднократно выступали в защиту мира, за запрещение ядерного оружия, всеобщее разоружение.

Во внутрицерковной, собственно религиозной области модернизация католицизма осуществляется в целях приспособления к духу сегодняшнего дня религиозной доктрины и организации, чтобы они не слишком противоречили светскому настроению и взглядам современного человека. Реформаторская деятельность здесь направлена на то, чтобы избавиться от архаизмов и нелепостей, сделать более привлекательными для верующих церковные каноны и культовые обряды и т.п. В частности, конституция о литургии, принятая XXI Вселенским собором, предписывает сочетать богослужение с местными обычаями, особенно в азиатских и африканских странах; в некоторых частях мессы и при исполнении обрядов использовать местные разговорные языки, упростить мессу, чтобы она была понятна простым верующим, больше внимания уделять проповедям, произнесение которых в будни настоятельно рекомендуется, а в праздники объявляется обязательным; разрешает причащаться хлебом и вином всем верующим.

Под влиянием современной науки католические деятели также ратуют за “модернизированное” толкование “священного писания”, призывают отказаться от буквального толкования наиболее спорных библейских представлений. Также современная католическая церковь проводит своеобразную кампанию по достижению согласия с наукой, отмежевывается от компрометирующих её исторических фактов, типа преследования церковью Галилео Галилея, признавая их ошибочность.

Протестантизм

Протестантизм - одно из главных направлений христианства, наряду с православием и католицизмом, охватывает множество самостоятельных исповеданий и церквей. Особенности идеологии и организации современного протестантизма во многом обусловлены историей его возникновения и развития.

Протестантизм возник в XVI веке, в эпоху Реформации. Первый акт буржуазной революции не случайно был разыгран в форме религиозных войн. Чувства и сознание масс полностью зависели от той духовной пищи, которую предлагали церковь, в силу этого историческое движение, содержание которого составлял переход от феодализма к капитализму, должно было принять религиозную окраску.

Одним из первых шагов реформационного движения в Германии было выступление Мартина Лютера против индульгенций, он считал, что “Бог не может и не хочет позволять господствовать над душой никому, разве лишь самому себе”. Человек может спасти душу только посредством веры, которая непосредственно даруется богом, без помощи церкви. Это учение Лютера о спасении или оправдании верой в искупительную жертву Христа, стало одним из центральных догматов протестантизма.

Лютеранская реформация провозгласила учение о всеобщем священстве, о равенстве всех верующих перед богом. Под лозунгом восстановления традиций раннехристианской церкви было выдвинуто требование упразднения обособленного сословия священников, устранения монахов, прелатов, римской курии, то есть всей дорогостоящей иерархии. Вместе с католической иерархией был отвергнут и авторитет папских декретов и посланий, решений соборов, единственным авторитетом в вопросах веры было признано “священное писание”, которое каждый верующий имел право истолковывать по своему разумению. Отвергая церковную иерархию и особое священнодействие как путь к спасению души, это учение рассматривало мирскую деятельность человека как служение богу, именно в мирской жизни человек должен был искать спасение; отсюда следовало и осуждение монашества, безбрачия духовенства и т.п.

Документом, выразившим существо произошедшей реформы является “Аугсбургское вероисповедание”, который представляет собой изложение основ лютеранства. В 1530 году он был представлен императору Карлу V, но был им отвергнут, что повлекло за собой войну между императором и князьями, принявшими лютеровскую реформацию, закончившуюся в 1555 году Аугбургским религиозным миром. Князьям было предоставлено право определять религию своих подданных самостоятельно.

В первой половине XVI века реформационное движение стало быстро распространяться за пределами Германии, оно утвердилось в Австрии, скандинавских странах, Прибалтике, отдельные общины появились в Польше, Венгрии, Франции. В это же время в Швейцарии возникли новые разновидности реформационного движения - цвинглианство и кальвинизм, более последовательные в своей буржуазной сущности, чем лютеранство. Цвинглианство более решительно порвало с обрядовой стороной католицизма, отказавшись от признания особой магической силы - благодати за последними двумя сохраненными лютеранством таинствами - крещением и причащением: причащение рассматривалось как простой обряд, совершаемый в память о смерти Иисуса Христа, в котором хлеб и вино стали лишь символами его тела и крови. В организации также был последовательно проведен республиканский принцип: каждая община сама избирала своего священника и была самостоятельна. Гораздо большее распространение получил кальвинизм, в теологическом плане связанный с одним из главных принципов реформации - оправданием верой, а не “добрыми делами”. Одним из главных догматов кальвинизма является учение об “абсолютном предопределении”: еще до сотворения мира бог якобы предопределил судьбы людей, одним уготован рай, другим - ад, и никакие усилия людей, и никакие “добрые дела” не могут изменить предначертанного всевышним. С самого начала кальвинизму были свойственны мелочная регламентация личной и общественной жизни верующих в духе ханжеской благопристойности и нетерпимости к любому инакомыслию. В соответствии с догматической основой кальвинизм отбросил почти все внешние атрибуты католического культа: иконы, свечи, облачения и т.п. Основное место в богослужении заняли чтение и комментирование Библии, пение псалмов. Руководящую роль в общинах играли пресвитеры (старшины) и проповедники. Догматические вопросы решали конгрегации - особые собрания проповедников.

В отличие от Германии и Швейцарии, где реформация начиналась как народное движение, в Англии она была инициативой правящих верхов В 1534 году английский парламент провозгласил независимость церкви от папы и объявил её главой короля Генриха VIII. Были закрыты все английские монастыри, их имущество конфисковано в пользу королевской казны, при этом было объявлено о сохранении католических догматов и обрядов. Со временем влияние протестантизма на англиканскую церковь усилилось, она приняла догматы об оправдании верой и о священном писании как единственном источнике веры, отвергла учение католицизма об индульгенциях, о почитании икон и мощей. Но в то же время признавался, хотя и с некоторыми ограничениями, католический догмат о спасающей силе церкви, были сохранены литургия и некоторые другие обряды, остался неприкосновенным епископат.

В Шотландии движение за реформу церкви проходило под знаменем кальвинизма и было связано с борьбой против династии Стюартов, закончившейся в конце 60 годов казнью Марии Стюарт. Выросшая из кальвинизма пресвитерианская церковь исходила из признания единовластия Христа в общине верующих и равноправии её членов, в связи с этим было ликвидировано епископство и сохранено только пресвитерство.

С обострением социальных противоречий в Англии конца XVI - начала XVII веков складывается буржуазная оппозиция абсолютистскому режиму, среди которой получает распространение кальвинизм, приверженцы которого называются пуританами. Активизация демократических элементов привела к возникновению различных религиозных сект конгрегационалистов, баптистов, квакеров и др. В большинстве случаев образование этих сект в религиозной форме отразило разочарование низов в результатах буржуазной революции.

Таким образом, в период Реформации в Германии и Швейцарии и затем во времена буржуазных революций, прежде всего в Англии сформировались основные течения, которые представляют протестантизм в настоящее время. Главными разновидностями реформированного христианства были и остаются возникшие непосредственно в период Реформации лютеранство и кальвинизм. Все другие протестантские образования варьируют основные принципы этих течений.

Современный протестантизм.

В начале нашего века наиболее влиятельной в протестантизме была так называемая “либеральная теология”. Возможность согласовать христианство с разумом и научным знанием представители этого направления усматривали в том, чтобы отказаться от буквального понимания библейских чудес и мифов. Сторонники “либеральной теологии” допускали весьма вольное аллегорическое толкование Библии, рассматривая христианство как нравственную в своей сущности доктрину. В такой интерпретации христианство приобрело характер скорее философского учения, нежели “религии откровения”.

С протестантским теологическим модернизмом было также связано течение так называемого социального христианства или социального евангелизма, выдвинувшего на первый план идею царства божьего на земле.

Еще одно направление - школа “новой ортодоксии” - отказалось от надежд, возлагаемых либеральной теологией на прогресс общества и утверждение разумных и нравственных отношений. Основный идеей является мысль о неразрешимости трагических противоречий человеческого существования. Причины трагизма человеческого бытия усматриваются в неразрешимом противоречии между абсолютной истиной бога и несовершенством человека по его природе. Человек не может не стремиться понять бога, но эти его попытки тщетны: для человеческого разума бог навсегда останется непостижимой тайной, остается только один путь приобщения к богу - посредством веры. Свойственное приверженцам “новой ортодоксии” иррационалистическое восприятие мира проявляется в отказе от попыток рационального обоснования самой веры: библейские мифы они предлагают рассматривать как способ передачи глубочайших истин, раскрывающих человеку его отношение к богу, а не как рассказ о реальных событиях.

Организационные формы современного протестантизма очень разнообразны - от церкви как государственного учреждения (например, в Швеции) и до почти полного отсутствия какой бы то ни было объединяющей организации (например, у квакеров); от больших конфессиональных (например, Всемирный союз баптистов) и даже межконфессиональных (экуменическое движение) до мелких изолированных сект.

Лютеранство.

Наиболее крупным протестантским течением является лютеранство, Лютеранские евангелические церкви существуют во многих странах. В Европе они наиболее влиятельны в скандинавских странах - Исландии, Дании, Швеции, Норвегии, в Прибалтике, Финляндии и Германии. Много лютеранских церквей в Северной Америке. В Южной Америке позиции лютеранских церквей слабы, а крупнейшей является лютеранская церковь Бразилии. В странах Азии лютеран мало, сильнее их влияние в Африке, где лютеранские церкви имеются в Эфиопии, Судане, Камеруне, Либерии и др. Основными вероучительными документами являются “Аугсбургское вероисповедание” и “Апология”, написанные Лютером и еще одним видным проповедником протестантизма - Меланхтоном. Центральный момент лютеранского вероучения - учение об оправдании верой. Отношение церкви к миру характеризует учение Лютера о двух царствах. Лютер четко разграничивал две сферы: религиозную и общественную жизнь. Первая включает в себя веру, христианскую проповедь, деятельность церкви, вторая - мирскую деятельность, гражданскую мораль, государство и разум.

Кальвинизм.

Кальвинизм в настоящее время представлен так называемыми реформаторскими (в ряде европейских стран) и пресвитерианскими (в Англии и США) церквами, общее число верующих в которых несколько превышает 40 млн. человек, а также конгрегационализмом, число приверженцев которого составляет примерно 5 млн. человек (в основном в США и в Англии). Во всемирный пресвитерианский союз входят 125 самостоятельных кальвинистских церквей из разных стран. Конгрегационализм сложился еще во время Реформации в Англии как течение, оппозиционное англиканской церкви. Отличительную его особенность составляет принцип независимости общин верующих от светских властей и полной их самостоятельности, автономности каждой общины - конгрегации. Конгрегационалисты ведут активную проповедническую и миссионерскую деятельность, принимают участие в экуменическом движении с программой, основным лозунгом которой является возрождение раннего христианства, то есть “чистого, истинного христианства”.

Экуменическое движение.

Возникшее еще в начале века среди ряда протестантских организаций движение за всемирное (экуменическое) объединение христианских церквей привело в конце концов к образованию в 1948 году на конференции в Амстердаме Всемирного совета церквей. На этой первой конференции были представлены 147 церквей из 44 стран. В состав Всемирного совета церквей входят протестантские (евангелическо-лютеранские церкви, реформистские, пресвитерианские, меннониты, баптисты, квакеры, методисты, конгрегационалисты и др.), а также старокатолическая и некоторые православные церкви, в частности Русская православная церковь. Римско-католическая церковь не является членом Всемирного совета церквей.

Высшим органом экуменического движения является генеральная ассамблея, которая собирается обычно раз в пять лет. Она избирает Президиум Всемирного совета церквей, а также центральный комитет, эти органы руководят всей работой в рамках экуменического движения между ассамблеями. Руководящие органы Всемирного совета церквей собираются ежегодно. Генеральный секретариат находятся в Женеве.

В чисто религиозных вопросах экуменическое движение придерживается в настоящее время той точки зрения, что все существующие христианские церкви являются частями единой “церкви Христовой” и должны путем переговоров преодолевать исторически возникшие различия в учениях и устройстве. В официальных документах подтверждается, что движение не стремится к созданию организации, стоящей над церквами, что Всемирный совет не является ”сверхцерковью”. Членство во Всемирном совете означает, что церкви, соглашаясь в одних вопросах, могут расходиться в других.

Экуменическое движение не ограничивается чисто религиозными проблемами, оно также пытается найти ответ на основные вопросы, волнующие современного человека. Стремление его представителей в этих условиях разработать общехристианскую программу, равно пригодную для верующих различных христианских течений придает декларациям и лозунгам движения более абстрактный вид. В целом экуменическое движение несет прогрессивные идеи, выступает во многих нерелигиозных вопросах с точки зрения позиции общечеловеческой, вступает за мирное содружество и кооперацию разных стран, за разрядку международной напряженности, за общечеловеческие ценности.

  1. Введение.
  2. Православие.
    1. Особенности православного вероучения
    2. Современное православие
  3. Католицизм.
    1. Особенности католического вероучения
    2. Модернизм в католицизме
  4. Протестантизм.
    1. Возникновение и распространение протестантизма
    2. Протестантизм в современном мире
    3. Современное лютеранство
    4. Современный кальвинизм
  5. Экуменическое движение

Основные представления о спасении в христианстве условно делятся на два типа, которые иногда называются «органическая» и «юридическая» теории спасения . В православной традиции, а также работах до раскола церквей на западную и восточную преобладает первый вариант, в католицизме и протестантизме – второй.

Концепция спасения в православии

В православной традиции грех понимается не столько как вина, сколько как болезнь (рана). ”Грех делает нас более несчастными, чем виновными”, - преп. Иоанн Кассиан (ок. 360 - ок. 435). Спасение с этой точки зрения состоит в изменении / исцелении природы человека, которая «тленна, смертна, страстна». (Конститутивные изменения в человеческой природе, предполагается, произошли в результате разрыва непосредственной связи человека с Богом (библейский сюжет грехопадения).) Очень краткая формулировка «органической» теории спасения такая. Христос, Богочеловек, есть Бог-Слово, который воплощается, т.е. принимает на себя человеческую природу (больную, смертную и т.д.) и через страдания, через смерть восстанавливает эту природу в самом себе (через смерть и воскресение). Это восстановление в самом себе имеет важнейшие последствия для всей последующей жизни, т.к. открывается возможность, которой не было в человечестве до того времени, а именно возможность духовного рождения каждого человека, принимающего Христа как спасителя. В отличие от первого рождения («естественного»), второе сопряжено с сознанием и волей человека и связывается с само определением человека. (Обычно в этом контексте христианские авторы цитируют, среди прочих, слова из Откровения Иоанна Богослова: «Се, стою у двери и стучу, – говорит Господь, – если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему». (Отк., 3, 20).) Причем это самоопределение рассматривается не только в рамках «этой» жизни, но и в эсхатологической перспективе (т.е. в перспективе Страшного Суда и последнего выбора человеком своей участи). Т.е. хотя человек не становится избавленным от морального зла или физического, от болезней, смерти (это очевидно, мы до сих пор и смертны, и несовершенны в других отношениях), но возможность полного, решительного и окончательного освобождения воскресением Христа человеку, согласно этому подходу, была предложена. Поскольку последний выбор в эсхатологической перспективе есть выбор между «быть с Богом или без Бога», то отсюда следует то особое значение, которое придается именно признанию Христа как спасителя и выбору «быть с Христом» в этой жизни (а не просто, скажем, деланию добрых дел). С этой точки зрения спасение – это не столько, что произошло, сколько то, что может произойти. Как сказал один православный автор (прот. Д.Смирнов), в Царство Божие никого насильно не тянут. Для спасения человека поэтому требуется то, что в православии называется синергия – кооперация/ совместное усилие человека и Бога в деле спасения (Бог не может спасти человека без его участия).



Концепция спасения в католицизме

В 13в. в католицизме появляется ряд новых концепций, которые определяют официальную доктрину спасения католицизма вплоть до наших дней.

Рассмотрим содержание главных идей. Важной для формирования этой доктрины явилась норма средневекового (и античного) права, согласно которой степень вины за правонарушение определяется не только самим содержанием правонарушения, но и тем против кого оно было совершено. Так, одно и то же противозаконное деяние, совершенное, скажем, против крестьянина и против короля обладает, с этой точки зрения, предполагает совершенно разную степень виновности. Кроме того, любая вина всегда предполагает определенную меру наказания по принципу: чем тяжелее вина, тем суровее наказание (с возможными отягчающими или смягчающими обстоятельствами). Далее, грехопадение человека мыслится как противозаконное действие, совершенное против Бога, Абсолюта, а значит, такое правонарушение влечет за собой бесконечную виновность. Значит, никто из людей (ни персонально, ни совокупно все человечество) не способен понести наказание, соразмерное совершенному преступлению. Значит, удел людей – оставаться навсегда проклятыми (на библейском языке «проклятие» значит «отделение», «отсечение»). Но для восстановления связи с Богом это необходимо.

Грехопадение, таким образом, положило между Богом и человеком преграду правового характера , т.е. осмысление этого отделения человека от Бога мыслится в терминах права: вина, виновен, наказание, для снятие вины необходимо претерпеть некоторое наказание, т.е. надо искупить вину, принести удовлетворение (сатисфакцию ) правосудию Божию, последнее – ключевое выражение католической сотериологии.

Так вот, поскольку люди не способны принести нужную для прощения меру удовлетворения правосудию Божию (ибо мера в данном случае бесконечна), то Бог Сам приносит от имени людей такую жертву ради восстановления правосудия. «Сам приносит» означает, что Бог, став человеком, (точнее воплощается вторая ипостась) сам претерпевает страдания (на кресте). Такая жертва соразмерна совершенному преступлению и тем самым человечеству прощен первородный грех.

Если Христос приносит удовлетворение правосудию Божию за грех Адама, то каждый человек должен принести личное удовлетворение правосудию Божию за свои личные грехи (т.е. что-то претерпеть, что-то совершить в порядке искупления данного конкретного совершенного греха). Если человек совершает такие искупления грехов, он приобретает заслуги . (Опять-таки, специфически католическое представление.) искупление всех грехов является условием спасения.

А что будет, если человек будет совершать богоугодные дела, не необходимые для его спасения? Ответом на этот вопрос является важнейшее учение католицизма о сверхдолжных делах . С точки зрения католического богословия в учении И. Христа следует различать заповеди (praecepta) и советы евангельские (consilia): первые предписаны всем как обязанности, вторые предлагаются как средства достижения высшего, необязательного совершенства. (Например, принятие монашества необязательно для спасения, но является средством для достижения высшего совершенства.) Кто исполняет советы, тот, по учению католической церкви, исполняет дела сверхдолжные , которые для самих совершителей их не необходимы. Такой человек приобретает сверхдолжные заслуги. Любой человек, если он ревностно живет по-христиански и совершает как можно больше добрых дел, приобретает все большее количество заслуг. У Христа их бесконечно много. У Девы Марии практически тоже бесконечно («почти» бесконечно). У святых их много. Но и у «простых смертных» могут быть сверхдолжные заслуги.

Сверхдолжные дела образуют некую сокровищницу (thesaurus, буквально ящик), сокровищницу добрых дел. Все сверхдолжные добрые дела поступают в пользу членов церкви в силу таинственного союза, связующего их с церковью небожителей и самим Христом, как Главою церкви. Папа Римский, как наместник Христа, имеет право перераспределять заслуги и вменять заслуги одних (из сокровищницы добрых дел) – другим. Такое перераспределение осуществляется в порядке снисхождения к грешнику. Это снисхождение, или прощение, по латыни называется indulgentio. Данное учение возникло в XIII в. и подробно развито в сочинениях Альберта Великого, Фомы Аквината, Бонавентуры, Дунса Скота и Беллармина. В тесной связи с учением о сверхдолжных заслугах находится католическое учение об индульгенциях.

Концепция спасения в протестантизме

Протестантизм поставил естественный вопрос католической доктрине спасения: неужели у Христа хватило заслуг только на то, чтобы освободить человечество только от первородного греха? Конечно же, их больше. Протестантизм утверждает: Христос своей жертвой принес полное удовлетворение Богу-Отцу за грехи мира и каждый верующий освобождается не только от греха первородного, но и от всех личных грехов. (Отличие от католицизма: в католицизме приносится удовлетворение только за (уплачен только) первородный грех.) Освобождается так: верующий оправдывается . «Формула согласия» говорит «Сын Божий уплатил за все наши грехи» . Отсюда известная протестантская формула «верующему грех не вменяется в грех». (выделено мной – О.Н.) (Опять-таки правовое понятийное поле: грех есть, существует / может быть , но судебный процесс по нему не открывается.) Для спасения достаточно поверить в Христа как в Спасителя. В упомянутой "Формуле согласия" говорится: "Нужно отвергнуть мнение, будто добрые дела необходимы для спасения». Разумеется, добрые дела в протестантизме остаются необходимыми, но не для спасения, а для проявления благодарности по отношению к Богу за мое спасение.

Таким образом, оправдание понимается как правовой вердикт. Процесс спасения идет не во мне, а надо мной. С протестантской точки зрения не человек меняется (в результате искупительной жертвы Христа), а Бог в результате нее меняет Свое отношение к человеку. В человеке перемена лишь в том, что раньше он подлежал наказанию и был в страхе, а после пронунциации он - "радостное, ликующее дитя Божие". Даже сама вера человека не есть результат его деятельности. В «Кратком Катехизисе» Лютера об этом сказано так: “Я верую, что не могу по собственному разумению или своими силами уверовать в Иисуса Христа, Моего Господа, или прийти к Нему. Но Святой Дух призвал меня через Евангелие, просветил меня Своими дарами, освятил и сохранил меня в истинной вере» Т.е. здесь спасение – это не акт изменения человека , а это акт изменения Бога . Не человек изменяется в спасении, а Бог .


Не считая сюжетов любовных похождений, которыми изобилуют рассказы о языческих божествах (и Зевс, как вы, наверное, помните, любил «по бабам бегать», у Кришны, 8-й аватары Вишну, было, согласно пуранам, 16 100 жен и т.д. и т.п.)

Он может быть милостивым и милосердным, как утверждает ислам, и это означает, что раскаявшихся Аллах карает не в полную меру. Т.е. смягчающие обстоятельства возможны, но наказание, к которому взывает и которого требует справедливость – обязательно.

Ср. «определение» Василия Великого (ок. 330-379): «Богословие – это подбор наименее неподходящих слов.»

Ипостасис (греч.) (латинская калька: substantia) – досл. под-ставка [ипо-стасис ], т.е. то, что лежит в основе; у Аристотеля – любое индивидуальное существование (конкретный, вот этот человек, конкретное животное, камень и т.д.), то, что не может быть свойством для чего бы то ни было, но что воспринимает различные свойства (является основой, «подставкой» для различных свойств); в христианской теологии этот термин позднее стал означать конкретное личностное существование, личность (которая, так же как у Аристотеля ипостасис, принимает различные свойства, но сама не является свойством, не может быть определена и в этом смысле - апофатична).

Причем эти лица/ индивидуальности настолько различны, что одна из них – и только одна – соединилась с человеческим естеством.

Ср. с политеизмом. Там боги имеют одинаковую сущность (а не одну ), они подобны по сущности.

В христианской традиции проводились различные аналогии для пояснения троичности (чтобы все-таки придать данной идее троичности некую интуитивность). Приведу одну: сравнение с человеком (поскольку, по Библии, только человек создан по образу и подобию Бога). В человеке есть ум. Есть порожденное им слово, есть исходящий от ума дух. Ум является источником и слова, и духа (Слово дух в данном случае апеллирует к максимально широкому значению (ср. дух времени, дух книги и т.д.).). Ум без мысли существовать не может, и мысль без ума. Человеческий ум не может быть без мысли; слово – выраженная, высказанная мысль; ум по своей природе всегда рождает мысль.

Ср. также индуистские тексты, где говорится о том, что Вишну, воплощаясь, уподобляется актеру, который меняет костюм и надевает следующую маску (=переходит к другому воплощению).

Впрочем, христианская мысль тоже оценила Боговоплощение как то, что Богу «по чину» совершенно не подобает, но на что Бог идет из любви к людям и по (в прямом смысле) сверхчеловеческому смирению (кеносис ).

Хотя, строго говоря, гностицизм не есть сугубо греческий феномен

По этой же причине для эллинского сознания была дикой идея (телесного) воскресения мертвых как окончательного определения человеческого бытия (в единстве тала и души).

Ср. также «Слово стало плотью, и значит, стало беззащитным.» (А.С.Доброхотов) http://www.patriarchia.ru/db/text/1117011.html

Ср. «грех» по-гречески "амартиа" - в буквальном переводе означает "промах, выстрел мимо цели", и в русском однокоренное с «огрех», т.е. ошибка, промах, стремился к одному, получилось другое.

Ср. «Бог не нарушает человеческой свободы. И поэтому двери ада, если хотите, могут быть заперты только изнутри – самими его обитателями. Там остаются только те, которые сами не захотели или не захотят из него выйти. Мысль о том, что причиной пребывания в аду, не исключая самого дьявола, является их свободное «не хочу», высказывали целый ряд Отцов Церкви: Климент Александрийский, свт.Иоанн Златоуст, свт.Василий Великий, преп.Максим Исповедник, преп.Иоанн Дамаскин, преп.Исаак Сирин, Св. Николай Кавáсила и др.» (А.И.Осипов «Посмертная жизнь души», М.2005)

Кстати, единственным догматически принимаемым определением Царства Божия в христианстве (не только в православии) – там человек находится с Богом, «пред лицеем Бога». Тем самым цель спасения – быть с Богом, а не блаженство. Если определить конечную цель как достижение блаженства, тогда Бог становится функцией от блаженства (т.е. поскольку я стремлюсь к блаженству, по ходу дела мне понадобился Бог). В контексте учения о жертве Христа, воплощении и т.д., такое целеполагание неприемлемо (или, по-другому, не приведет к блаженству).

В русском языке слово «удовлетворение» в религиозном контексте скорее всего будет нести морально-этический аспект; латинское satisfactio скорее соответствует понятию возмещение , возмещение ущерба ; satisfactio – это правовой термин, не распространяющийся на область этики. Понятие удовлетворения / сатисфакции (именно понятие, не учение) введено в 12в. Ансельмом Кентерберийским (1033 - 1109) (причислен к лику святых в 15в., в 18в. ему присвоен титул Учитель Церкви; этот титул сообщает, что данный святой почитается не только за благочестивый образ жизни, но и что его труды признаются адекватно выражающими католическую церковную доктрину).

Характер искупления устанавливает священник. (Таковым может быть, например, посещение больниц в течение какого-то времени (ради каких-то добрых дел, разумеется), пожертвования, чтение молитв и др.)

Ср. 3 части в католическом таинстве покаяния: покаяние человека, отпущение грехов священником и принесение удовлетворения правосудию Божию. Последнего нет ни в православии, ни в протестантизме.

Если католик не искупил всех грехов, но в то же время не совершил смертных, тогда искупление наступает после смерти в т.н. чистилище . (Догматическое) учение о чистилище – также специфически католическое.

Собственно, начало деятельности М.Лютера (1483- 1546), стоявшего у истоков движения Реформации, связано с его выступлением против практики индульгенций. Во времена Лютера эта практика достигла неслыханного размаха и приобрела черты, поражающие воображение (например, некоторые распространители индульгенций устанавливали четкую таксу за тот или иной грех: простое убийство; убийство родителей (подороже); святотатство и т.д.). Кроме того, индульгенции можно было приобрести не только в счет содеянных, но и будущих прегрешений.

Ср. терминологию спасения: в православии – исцеление; в католицизме – искупление; в протестантизме – оправдание.

Формула Согласия (лат. Formula Concordiae ) - одна из самых догматически важных книг протестантизма (опубликованная на немецком в 1576 году и переведенная на латынь в 1584 году). Она должна была послужить прекращению распри между двумя течениями в протестантизме, возникшей после смерти Лютера

Острый вопрос здесь: а если человек верит во все, что нужно и не делает ничего доброго, тогда как? Ответ протестантизма решителен: спасение достигается только верой.

Пронунциация - оправдание грешника, которое происходит в крещении


Причины Реформации. Язык церкви – латинский – был непонятен большинству верующих; Многие не могли прочитать Библию; Крестьян и горожан возмущали поборы церкви; Представителей буржуазии раздражало богатое убранство церкви; Малоземельные рыцари, феодалы, с завистью смотрели на богатые церковные земли; Королей и князей раздражало вмешательство Римского Папы в дела государства.




31 октября 1517 Мартин Лютер обнародовал свои « 95 тезисов», ни сводились к следующему: -не отпускать грехи без покаяния (раскаяния), -прощение дается Богом, а не за деньги, -лучше совершить доброе дело, чем откупиться, -главное богатство церкви - Священное писание. Мартин Лютер


Жан Кальвин. Гравюра 17 в. В 40-х гг. XV в. начался второй этап Реформации. Его возглавил Жан Кальвин, выдвинувший идею «божественного предопределения». Люди изначально поделены на тех, кто спасется, и тех кто погиб нет. Но это заранее неизвестно. Поэтому нужно вести себя как подобает божественным избранникам.




Особенности Церкви Католическая ЛютеранскаяКальвинистская Англиканская Каковы отличительны е особенности вероучения о спасении души? Какова роль церкви, священников? Какая власть важней: духовная или светская? Язык, на котором ведется богослужение Отношение к богатству церкви.


Особенности Церкви Католическая ЛютеранскаяКальвинистская Англиканская Каковы отличительны е особенности вероучения о спасении души? Спасение души только через церковь, следование ее заповедям Спасение верой, нет посредников между человеком и Богом «Божественное предопределение » в то, кто будет спасен Сохраняются основы католического вероучения Какова роль церкви, священников? Какая власть важней: духовная или светская? Язык, на котором ведется богослужение Отношение к богатству церкви.


Особенности Церкви Католическая ЛютеранскаяКальвинистская Англиканская Какова роль церкви, священников? Только священники могут толковать Библию и прощать грехи Священники только разъясняют Библию. Их избирает община верующих. Избранные проповедники следят за нравственностью Сохраняется роль священников Какая власть важней: духовная или светская? Язык, на котором ведется богослужение Отношение к богатству церкви.


Особенности Церкви Католическая ЛютеранскаяКальвинистская Англиканская Какая власть важней: духовная или светская? Светские правители подчиняются Римскому Папе Глава церкви - Король Существует община верующих Глава церкви - Король Язык, на котором ведется богослужение Отношение к богатству церкви.