Разработка урока по обществознанию на тему "Моральный выбор: добро и зло" (9 класс). Урок философии "Как жить? Моральный выбор человека: добро или зло?" Моральный выбор человека между добром и злом

24.06.2020 Гадание
Главная > Документ

Добро и зло – основные понятия этики

Моральный выбор

План ответа:

    Этика – теория морали.

    Понятие добра и зла.

    Моральный выбор человека.

    Этика философская наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность как одна из важнейших сторон жизнедеятельности человека, специфическое явление общественно-исторической жизни.

Этика выясняет :

    место морали в системе других общественных отношений;

    анализирует ее природу и внутреннюю структуру;

    изучает происхождение и историческое развитие нравственности;

    теоретически обосновывает ту или иную ее систему;

    анализирует ее основные принципы и нормы человеческой деятельности с точки зрения понятий о добре и зле.

    Добро и зло:

    положительное, т.е. благо;

    отрицательное, предосудительное;

в поступках и мотивах людей, в явлениях общественной жизни.

2 точки зрения на причины возникновения добра и зла:

    эти понятия связывались с человеческими потребностями и интересами, желаниями, с наслаждением и страданиями, счастьем и несчастьем человека ------доброе – все то, что приносило наслаждение счастья, удовлетворяло желания;

злое – то, что порождало несчастья и страдания.

    вторая трактовка выводила понятия добра и зла из божественного веления или разума и отклонений от них:

    добро – веление бога;

    зло – дьявола.

Добро – это то, что может служить предметом удовлетворения человеческих потребностей, стремления его чувственности или духа.

Под добром мы понимаем все то, что способствует улучшению жизни, возвышению личности человека, совершенствованию общества.

Это - отношения доверия, справедливости, милосердия, любви к ближнему; это и движение за демократическое общество, правовое государство, за права и свободы каждого гражданина, за нравственное возрождение самого человека, за его подлинное счастье.

Зло – все, что возбуждает в нас неудовольствие или отвращение, или вообще оценивается нами отрицательно и противополагается благу.

Это – безнравственное, антигуманное, недоброе.

Зло находится там, где человека унижают, оскорбляют, где к нему относятся как к вещи, с помощью которой можно извлечь выгоду.

Понятие зла охватывает все отрицательные явления: насилие, обман, подлость, воровство, жестокость, предательство, доносительство …

Виды зла:

    физическое зло – это все, что причиняет человеку страдание (болезнь);

    моральное зло – это нарушение велений нравственного закона, вызывающее наше осуждение;

    социальное зло – несоответствие общественной и государственной организации идее справедливости (неравномерное распределение благ между социальными группами);

    метафизическое зло - несовершенство, необходимо вытекающее из природы бытия вообще и природы человека в особенности.

Человек постоянно сталкивается с ними в повседневной жизни, постоянно совершая моральный выбор, который определяется множеством причин как объективных, так и субъективных.

Важно с детства формировать твердые моральные принципы, представления о хорошем и плохом, добре и зле. Эти принципы помогут человеку сохранить себя и не причинять вред, как отдельным индивидам, так и обществу в целом.

Моральный человек строит свою деятельность таким образом, чтобы увеличить добро и уменьшить зло.

Оценивая какое-либо явление, действие, поступок мы выражаем свою моральную оценку по-разному:

    хвалим, соглашаемся, одобряем;

    порицаем, критикуем, не одобряем.

Оценивая окружающий мир, мы что-то в нем изменяем и, прежде всего, самих себя, свою позицию, поведение, мировоззрение – в этом и состоит моральный выбор.

  1. Тема Этика как наука

    Документ

    Этика – древняя наука, которая возникает в период становления рабовладельческого строя. Основателем этики в Европе считается древнегреческий мыслитель Аристотель.

  2. Оcновы религиозных культур и светской этики (2)

    Урок

    Ты живёшь в замечательной стране, имя которой – Российская Федерация, или коротко Россия. Произнеси это слово вслух и ты почувствуешь в его звучании свет,

  3. И. Я. Яковлева Н. И. Алексеева Основы этики: учебно-методическое пособие

    Учебно-методическое пособие

    В учебно-методическом пособии представлены тематические планы, изложены тезисы основного содержания темы, даны контрольные вопросы и задания, а также предложен дидактический материал по этике.

  4. Вопрос Космоцентризм и основные понятия античной философии(Космос, Природа, Логос, Эйдос, Душа)

    Документ

    Спецификой греческой философии, особенно в начальный период ее развития, является стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом. Природа - материя во всём многообразии своих проявлений и форм движения, Космос – мир, вселенная

  5. Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №3» Гиагинского района

    Основная образовательная программа

    Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 3» Гиагинского района станицы Гиагинской Республики Адыгея раскрывает изменения,

>>Моральный выбор - это ответственность

§ 7. Моральный выбор - это ответственность

Вспомни: Что такое моральная норма? Что такое моральный долг?

Подумай: Какое поведение вызывает моральное одобрение и моральное осуждение? Способен ли человек творить себя?

Вы уже не раз слышали, что человек, в отличие от животных, - существо свободное. Поведение животных, как вам известно из уроков биологии, подчинено строгим естественным законам. Животные действуют по программе, которая заложена природой. И глупо было бы называть аморальными, скажем, кошку за то, что она ведет себя непочтительно по отношению к мышке, а парнокопытных за то, что вытаптывают траву или обрывают плоды с деревьев. У них нет иного выбора: такая у них жизненная программа. И ничего-то они не ведают ни о добре, ни о зле, ни о морально и ответственности.

С человеком все обстоит намного сложнее. Его деятельность вряд ли можно считать запрограммированной. Как природное существо, человек, конечно, зависит от многих естественных обстоятельств - тепла, холода, атмосферного давления, голода, обмена веществ и т. д. Но как существо социальное (общественной) и разумное, свое индивидуальное поведение человек все-таки выбирает сам.

Вторая проблема: быть или казаться.

Хотите вы действительно чем-то быть в этом мире иди только казаться? Последнее легче. Легче, например, казаться честным, чем быть им. Но, избрав такой путь, вы рискуете попасть в положение Нерона. С той лишь разницей, что недовольство им люди скрывали, так как боялись мести императора, а недовольство вами будут выражать открыто, в конкретных действиях и неприязни. Кроме того, и это самое главное; для нормального человека просто унизительно лишь казаться тем, кем не являешься на самом деле. Ведь суть морали не столько в отношении окружающих к тебе, сколько в высокой требовательности к самому себе. Моральный человек не позволит себе проступка или же какой-то фальши, лицемерия, даже если об этом наверняка никто не узнает. Суд собственной совести для него всегда превыше людского суда окружающих.

Отношение к нам окружающих, таким образом, зависит целиком от наших поступков, и, чем лучше мы уясним это себе, тем легче нам будет избежать непоправимых ошибок.

Процесс морального совершенствования бесконечен и зависит целиком от нас. Он определяется тем количеством добра, которое мы несем в мир. Как добро, отданное нами людям, так и зло, причиненное им, к нам же и вернется. Или, как говорит Библия: «Воздастся каждому по делам его».

Проверь себя

1. В чем выражается свобода выбора?

2. Что такое моральный выбор?

3. Как взаимосвязаны свобода и ответственность?

4. Что значит быть человеком ответственным?

5. В чем опасность безответственного поведения .

6. Что может гарантировать выполнение моральных норм.

7. Почему легче казаться, чем быть? Почему легче быть, чем казаться?

В классе и дома

1. Французский писатель и философ А. Камю утверждал: «Свобода - это в первую очередь не привилегии, обязанность». Как ты понимаешь эти слова? Почему - обязанность? Объясни, опираясь на текст учебника.

2. Моральный выбор, как ты понял, дело трудное и ответственное. И никуда от него не уйти. Всю жизнь мы находимся в положении сказочного богатыря - постоянно должны выбирать свой путь, варианты действий, поступков. Но бывают ситуации, когда человек отказывается от выбора, самоустраняется – пусть другие решают.

Оцени ситуацию уклонения от выбора, ее последствия, нравственную сторону. И вообще, есть ли в этом случае повод для разговора: человек ведь отказался от поступка что же оценивать? В чем тут мораль? Объясни.

«Мораль начинается там, где кончаются разговоры» А. (Шнейцер). Объясни, как ты понимаешь это утверждение.

4. Слову «карьеризм» придают отрицательный оттенок. Может ли стремление сделать карьеру сочетаться с моралью? Да или нет? Приведи аргументы.

5. Раскрой смысл слов французского философа Ж. П. Сартра: «Даже в том случае, если я ничего не выбираю, я тем самым все-таки выбираю».

Говорят мудрые

«Настоящая ответственность бывает только личной. Человек краснеет один».

Ф. Искандер (р. 192В), российский писатель

Обществознание . 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая. Л. Ф. Иванова и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, нзд-во «Просвещение».- М. : Просвещение, 2010.- 223 с.- (Академический школьный учебник)

Обществознание для 8 класса, учебники и книги по обществознанию

Каждый человек, живущий в физическом мире, в своей повседневной жизни все время оказывается перед моральным выбором, часто даже не замечаемым им самим, – выбором .

Христианская поговорка о том, что за правым плечом у каждого человека стоит ангел, а за левым плечом – дьявол, отражает реальное положение вещей : каждый из нас окружен как светлыми, так и темными сущностями. Своими подсознательными внушениями силы тьмы стремятся каждого из нас направить к самым худшим решениям и поступкам вовлекая тем самым в свой стан.

Во Вселенной господствует закон свободы воли – никто не имеет право насильно склонить человеческую волю к добру или злу. Но темные силы яростно стараются действовать против этого закона, и в этом им противостоят силы Света. И те, и другие силы могут звать человека на свой путь, но право решать принадлежит ему самому.


У сил зла имеется целая система вербовки людей на свою сторону – подсознательными внушениями они рано или поздно начинают обрабатывать сознание каждого человека, стараясь склонить его к нарушению основ нравственных заповедей. Ведь в большинстве своем люди не знают, что эти заповеди представляют собой законы, управляющие эволюцией всего мироздания! Не солги, не укради, не прелюбодействуй, не убивай… Нарушение этих принципов ведет к отпадению воли человека от высшей воли Космического Разума. Соблазн последовать темным внушениям, нарушая тем самым основные моральные заповеди бывают у всех. По другому в нашем мире быть не может – на Земле с незапамятных времен идет война Добра и зла, и каждый человек, нравится ему это или нет, рано или поздно сталкивается с моральным выбором и должен примкнуть к какому-либо полюсу – или сил Добра, или сил зла.

Все берет свое начало с малого, каждый человек с юного возраста испытывается на подсознательном уровне многими соблазнами и искушениями. Если данное семьей воспитание и достигнутый в прошлых воплощениях нравственный уровень человека дают возможность ему не поддаваться этим темным внушениям, выбрав в жизни хоть и не самый простой, но зато прямой и честный путь, – силы зла отступают, понимая, что этот человека не сломается морально, его не заманить в свои сети.

Но если некто с юных лет не брезгует нарушением основных моральных норм, если он прибегает ко лжи, воровству, жестокости и подлости, если он позволяет появляться в своем сознании низким мыслям и чувствам – жадность, злоба, ненависть, – то он поневоле вступает на кривую дорожку служения своим низшим инстинктам. И это делает его легкой добычей сил зла! Внедряя в его сознание свой ядовитый магнетизм, будут и дальше продолжать «работать» с человеком, провоцируя его на все более и более низкие поступки и устремления, пока он не станет «своим» в рядах темных сил.

При этом порой силам тьмы начинают служить люди, вроде бы изначально неплохие, но у которых есть один существенный недостаток – безволие. Такой недостаток может сыграть роковую роль в реакции человека на разные соблазны, подбрасываемые ему тьмой. Соблазнителем может выступать как другой человек, попросивший друга совершить нечто плохое, так и собственное низшее «я» человека, или его астральное начало, которое склонно к погоне за чувственными удовольствиями и развлечениями. И если человек не может оставаться твердым и отказаться от нарушений нравственных заповедей, если его воля дрогнет и он пойдет на компромисс со своей совестью – значит, тем самым он ступит на путь сотрудничества с тьмой и предательства своего духовного начала. Не нужно быть непременно Нероном или царем Валтазаром для того, чтобы оказаться в помощниках темных сил!

Даже казалось бы небольшие – поначалу – компромиссы с совестью и совершение заведомо дурных поступков отдают человека во власть тьмы. За одним компромиссом последует другой, за другим и третий, свершение одного плохого поступка повлечет за собой последующий – и так человек, вроде бы бывший неплохим некогда, довольно скоро увязает в трясине зла и уже не может выбраться из замкнутого кармического круга зла. И… новый раб темных сил готов. Именно раб, так как, в отличие от светлых сил, никогда не посягающих на свободную человеческую волю, темные силы стремятся именно поработить его волю, чтобы сделать из него покорного исполнителя своих замыслов.

Есть любопытная притча, иллюстрирующая путь человека от добра к злу. Именно так, как описано в этой притче – под влиянием или плохих людей, или собственного низшего начала, человек и превращается в слугу темных сил.

«Хочу рассказать сказку: «Когда-то жил человек. Всем был хорош, вот только не было у него воли. Как-то приходит к нему друг и говорит: «Помоги, мне надо зарезать поросенка». Безвольный помог, хоть не выносил крови, помог против своего желания, потому как был слаб. Пришел снова его друг и говорит: «Помоги, мне надо зарезать корову». Безвольный помог, хоть и любил животных, но не мог отказаться. Пришел друг в третий раз и сказал: «Помоги, надо зарезать соседа. Уж очень он мне насолил». Безвольный помог, потому как не смог отказать по слабости воли, и (таким образом) стал сообщником убийцы и убийцей.

Потом был готов помогать уже всем. Но люди были злые, и темные были желания у них, и были они темными, и стал человек, воли лишенный, ярым помощником тьмы». Часто наше низшее «я» (…) в нас чего-то желает и хочет вопреки нашей воле. Исполняя желание его, идущее вразрез решения нашего, становимся людьми, лишенными воли, и игрушкой в руках другой воли, более сильной, но уже не нашей, а чужой. Безволие – самое великое несчастье, которое может постичь человека» («Грани Агни Йоги»).

На счет любых компромиссов со своей совестью Н.К.Рерих сказал: «Сегодня маленький компромисс, завтра маленький компромисс, а послезавтра – большой подлец». Так что самый верный способ угодить в ряды темных сил – быть безвольным, не имеющим силы сказать решительное «нет» и своим собственным внутренним слабостям, и внешним соблазнам, приходящим через других людей.

По большей части своей люди нередко оказываются беззащитными перед силами зла. В немалой мере этому способствует то, что из-за материалистического мировоззрения, в большинстве своем современное общество попросту не верят ни в какие темные силы. Если бы люди знали о существовании сознательно действующих темных сил, они относились бы ко многим вещам серьезней, тщательней бы взвешивали следствия своих собственных мыслей, чувств и поступков, а также внимательней относились бы к окружающим людям, а тем более – выбирали себе из их числа друзей и сотрудников.

Однако в наше время мало кто верит в существование могущественной и прекрасно законспирированной организации сил зла. Человек готов поверить в рассказы о политических заговорах и вредных политических объединениях – как реально существующих, так и просто выдуманных. Но гораздо сильней, чем реакционные политические объединения, действуют на сознание человека астральные силы зла и их земные слуги.

Магия и колдовство

Классическое, традиционное оружие темных сил это черная . Не следует считать, что за действиями черных магов стоят только чьи-то бредовые идеи, а сама магия представляет из себя лишь неизжитое суеверие, и больше ничего. в действительности весьма действенна, и основной механизм ее влияния на человека это специально тренируемая колдунами и психической энергии.

Все знают и принимают такие явления, как внушение, самовнушение, гипноз. Известен результат некоторых экспериментов, проводившихся на Западе в прошлом столетии, когда силу внушения проверяли на преступниках, приговоренных к смерти. Гипнотическим внушением можно убить человека – этот факт доказан научно и даже экспериментально. Одному из преступников, приговоренному к смертной казни, внушили, что ему вскрыли вены и он умирает из за потери крови, другому внушили, что он тонет. Оба преступника скончались.

В руках невежественного или нечестного человека внушение может натворить больших бед. Но черная магия – это та же разновидность внушения, которая усилена к тому же целым рядом добавочных приемов психоэнергетического воздействия на психическое и физическое состояние человека. Причем, пытаясь навредить какому-либо одному человеку, колдуны заражают своими разрушительными ментальными программами целое пространство, сея вокруг себя болезни и несчастья.

«Колдовство недопустимо, как преступление против человечества. Не надо понимать колдовство как зло против одной личности. Следствие колдовства гораздо вредней – оно нарушает явления космические, оно вносит смятение в слои надземные» («Аум», 28).

Еще больший вред получается, когда колдуны начинают действовать не поодиночке, а целыми группами. Между тем именно к такому призывает своих последователей так называемая Церковь Сатаны и другие секты и общества, где культивируется черная магия.

«Напрасно думают, что черная магия в особенности развита сейчас в Тибете. Конечно, она там очень усилилась, но это является только частью общемирового ее развития. Невозможно себе представить, до какой степени развивается черная паутина. Невозможно вообразить все разнообразие участников ее. Нельзя открыть все неожиданные сочетания, которые поддерживают друг друга. Можно ли примириться, что и явление глав государств, и прелаты, и масоны, и повстанцы, и судьи, и преступники, и врачи, и больные, и здоровые работают на том же черном поле? Трудность распознания их также в том, что нельзя указать какую-то цельную организацию, но все построено на отдельных личностях, вкрапленных в самые разные дела» («Мир Огненный»).

Ситуация усугубляется еще и тем, что в большинстве своем люди не верит в реальность черной магии как таковой. Многие считают что магия это суеверие и не верят в то, что она способна реально наносить вред здоровью человека и даже убить его.

«А враги Света все те же, как и тысячи лет тому назад. Очень сильны и организованны. Они знают приемы колдовства и черной магии. Многое им известно из области Сокровенного Знания. Отрицатели, неверы и все прочие невежды не признают ни психическую энергию, ни возможности пользоваться ею во зло, и поэтому бессильны они против оккультно-психических махинаций врагов. А союзников у темных много, и сознательных и бессознательных. Смотрите, как извращают и искажают они каждое доброе начинание» («Грани Агни Йоги»).

Главная опасность черной магии в том, что она нарушает равновесие природных стихий и порождает в астральном пространстве планеты хаотические вихри негативных энергий, оказывающих отрицательное воздействие как на психическое и физическое здоровье человека, так и на природу. А между тем, именно распространение в Атлантиде черной магии поставило на грань опаснейшего глобального катаклизма всю планету и в итоге ускорило гибель этого континента в результате восстания природных стихий.

«… величайшим позором будет, что человечество до сих пор занимается колдовством. Именно самым черным колдовством, направленным на зло. (…) Не стал бы говорить о черной опасности, если бы она не достигла сейчас ужасающих размеров. Самые невозможные ритуалы возобновлены, чтобы наносить вред людям Толпы по невежеству вовлечены в массовую магию. Невозможно допустить такое разложение планеты! Нельзя, чтобы уничтожение всего эволюционного удавалось темным силам. Колдовство недопустимо, как противоестественное нагнетание пространства. Твердите везде об опасности колдовства» («Сердце», 620).