Безумец на резиновой лодке доказал, что человеческая воля сильнее морской стихии. Катер "Детройт": не всем быть "Титаниками" Неожиданная болезнь или травма

04.07.2023 Сон

Плавания через океан считаются крайне сложным мероприятием, почти вершиной яхтенного мастерства и даже, чуть ли не подвигом. Господи, нас опять дурят! Причем свои же. Ну, ладно, барышням лапшу на уши вешать, но среди своих-то, может быть, уже раскроем этот страшный секрет, хранимый столькими поколениями моряков?

Секрет состоит в том, что перейти через океан в правильно выбранный сезон, в верном направлении и на надежной, хорошо оборудованной лодке, — просто и, в общем то, достаточно однообразно, если не сказать — скучновато. Идти по открытому океану гораздо спокойнее, безопаснее и комфортнее, чем крутиться в архипелаге или в море, не говоря уже о прибрежном плавании, или, не приведи Господи, реках или пригородных водохранилищах.

Какие страхи встают перед глазами, когда представляешь себе переход через океан?

Давайте попробуем заглянуть им в лицо.

Погодные катаклизмы — шторм с огромными волнами или мертвый штиль…

Можно ли погибнуть от русских морозов? Можно. Это не раз испытывали на себе чужестранцы, решившие пойти на нас войной. С тех пор, все вокруг твердо знают, что в России ужасные морозы. Хорошо. Но мы-то с вами знаем, что летом замерзнуть у нас невозможно. Никак невозможно. При всем своем желании. Но мы «знаем» и то, что в океане может случиться шторм или штиль! Друзья мои, для океана мы такие же иностранцы, и точно так же заблуждаемся. Открою вам самый главный секрет всех моряков — в правильно выбранный сезон, и с пониманием путей переходов, попасть в океане в жестокий шторм или в штиль невозможно. Никак. При всем своем желании. Ну, по крайней мере, до тех пор, пока климат нашей планеты будет оставаться стабильным.

После осознания этого факта все становится совсем просто.

Смотрите внимательно!

Еще внимательнее!!

Примерно так и выглядит транс-океанский переход.

В правильно выбранный сезон, и при движении в правильном направлении в тропических широтах, через пустынную, раскинувшуюся до горизонта поверхность, вас, круглые сутки напролет, будет нести ровный попутный пассат или муссон силой 15-20, редко 25 узлов, при волнении 3-4, редко 5 баллов. Скорость (круизной) лодки будет в пределах 5-7 узлов, за сутки вы будете проходить немного больше сотни миль. Ветер будет немного усиливаться к рассвету, в течении суток гуляя в пределах десяти градусов. Один раз, поставив паруса, и отрегулировав автопилот, вы можете неделями вообще больше ничего не трогать. Следите, что бы шкоты, приводы автопилота и паруса в местах контакта с такелажем не перетерлись, и старайтесь ничего себе не отлежать. Меня, в основном, беспокоило ухо, круглые сутки елозящее по подушке. Выходом стала подушка из самолета с дыркой посередине.

Про сезоны и направления переходов будет рассказано отдельно для каждого океана, но есть одно общее, и очень важное правило. Сезоны в океане меняются очень резко. Это очень непривычно для жителей средних широт — в океане нет затяжных периодов межсезонья, когда еще можно проскочить, но с меньшим комфортом. В океане так не прокатит. Если сказано, что южные моря Пассифика закрыты с декабря по март, это означает, что пятого декабря может прилететь такое, что хоть Святых выноси. Не дергайте черта за усы — если на нашем сайте написано, что сезон закончился, или еще не начался, то не надо выходить в океан. Если вы идете в благоприятный сезон, то (в тропических широтах) попасть в погодную аномалию НЕВОЗМОЖНО.

Все равно страшно? Понятно, что страшно — это психологический барьер перед грандиозностью Океана, и, сколько бы не говорили, и не успокаивали бывалые, от одной цифры в две с чем то тысячи миль предстоящего перехода становится не по себе.

Что же с вами еще может случится?

Если вы выберете и оборудуете лодку в соответствии с рекомендациями, которые будут даны на этом сайте, то в открытом океане даже и вахты особо не нужны. Не верите? Давайте подумаем, какая непрятность может случится с яхтой, хотя бы теоретически.

Опасность столкновения с судном.

В открытом океане, вне зон торговых путей, встреча судна — достаточно редкое событие. Если где-то вдалеке и пройдет судно, его засечет электроника, о которой мы будем говорить отдельно, оборудуя нашу яхту-мечту, и это будет не опасностью, а скорее поводом для обсуждения. Когда начинается «открытый» океан? За сто пятьдесят миль от ближайшего берега, куда не доплывают рыбаки и теоретически возможные пираты (стоимость горючего на такой дистанции начинает превышать стоимость улова), уже можно говорить о том, что вы одни. Ну, если не идете в составе какого-нибудь дурацкого ралли! А так, надо лишь следить за тем, не пересекаете ли вы (не идете ли вдоль) зон торговых путей. Про эти зоны будем говорить отдельно.

Опасность столкновения с плавучим предметом или китом.

От этого не уберечься. Ни как. Ни какое пристальное вглядывание в темноту, ни какой радар или эхолот вас не спасет. Тепловизор? Ну, возможно. Только тогда надо не отрываясь ни на секунду в него пялиться, ведь те сто метров, за которые что-то мелькнет на экране, яхта пройдет за тридцать секунд. Не реально это. Гораздо эффективнее изначально выбрать правильную лодку, (будем говорить об этом в разделе «Яхта-мечта»), которая в случае встречи с особо крупным предметом не потеряет руль или киль, и будет достаточно прочной, что бы не треснуть, как яичная скорлупа. Хорошая новость состоит в том, что океаны еще достаточно чисты от крупного техногенного мусора, а у китов, в общем то, неплохой слух. Так что такой сценарий — это скорее для фильмов.

Неисправность яхты.

Разрыв такелажа, поломки автопилотов и рангоута, проблемы с электричеством, неприятности с корпусом (особенно в напряженных зонах), рваные паруса … Да, такое может случиться и случается. Это означает только одно — вы плохо подготовили свое судно, не следовали рекомендациям, которые будут даны на этом ресурсе, и не опробовали лодку перед выходом в океан. Это плохо. Сами виноваты — лучше надо было работать на берегу.

Подготовкой яхты к транс-океанскому переходу нужно заниматься серьезно и не торопясь, проводя тренировочные выходы, в ходе которых жестко нагружать яхту, испытывая ее на прочность. Это особенно актуально, если лодка только что вами куплена, и вы не знаете ее болезней! Как не прискорбно, это касается и только что построенных яхт — качество работ на верфях оставляет желать лучшего, в том числе, и у известных производителей, где гонят конвейер, порою упуская качество.

Если же вы правильно выберете, оборудуете и подготовите лодку, не будете перегружать матчасть лишними парусами, стремясь поставить очередной тупой рекорд, то, скорее всего, ничего с вашей яхтой не случится — вы идете полным курсом при умеренном ветре, а это означает, что нагрузки на все системы лодки составляют процентов тридцать от расчетных.

Неожиданная болезнь или травма.

Болезнь — это всегда крайне неприятно. Но, надо понимать, что обычных гриппов-простуд в океане не бывает — от куда там микробу взяться? А количество неожиданных (не имеющих ранних симптомов) болезней, совсем не так велико как кажется, и о них мы тоже поговорим. Об аптечке расскажем. Но зубы надо сделать заранее!

Травмы — вот это вполне реальная опасность, особенно по началу, пока организм не наработал опыта перемещений по качающейся платформе. По этому, каждое ваше движение на яхте должно быть продуманным, уверенным, плавным и мягким. Знаете, как сразу отличить бывалого яхтсмена от новичка? Новичок — топает, а перемещений опытного человека по яхте не слышно. На лодке человек превращается в примата — у вас всегда должно быть минимум три точки опоры. Никаких пробежек на двух ногах! Вы всегда должны фиксировать себя еще и рукой, попой, бедром, спиной, да хоть зубами. Поверхности яхты должны быть чистыми — от мазка скользкой слизи, оставшегося на палубе от выловленной рыбы, может зависеть ваша жизнь. Хотя, Аннушка может пролить масло и на Патриарших.

Падение за борт.

Может случиться. И, почти со стопроцентной вероятностью, это медленная и мучительная смерть. Найти человека, выпавшего за борт в океане практически невозможно. А в темное время суток — абсолютно невозможно. Но, тут все зависит от вас, никто специально толкать вас за борт не будет. (Хотя, возможны варианты — следите за психологическим климатом в экипаже!) В обычной жизни вы же не стоите близко к краю платформы? Пристегиваете ремни безопасности в автомобиле? Это как раз тот случай, когда страх — хороший советчик. Пусть лучше улетит за борт ваша любимая бейсболка, или сорвется рыба, черт с ней. Мы приняли за правило, что перед наступлением сумерек, человек, вышедший на палубу, должен быть в удобном, подогнанным по размеру жилете-обвязке, оборудованном лампочкой, системой «man overboard», и пристегнут страховочным ремнем. О других правилах, которые надо соблюдать, что бы не увидеть свою яхту, исчезающую в сумерках, поговорим отдельно.

Пожар на судне.

Не смотря на обилие воды вокруг, пожар — это реально страшно, особенно на пластиковой лодке. Потушить горящий пластик — крайне сложно, особенно, если загорается труднодоступный отсек, где очень любят жить, и тереться друг об друга на качке электрические провода. Как и на земле, пожар обычно возникает из-за неисправности электропроводки, вероятность которой в соленой среде очень сильно возрастает, или из-за кухонной плиты. Тоже поговорим об этом отдельно. Но пару хороших огнетушителей можете купить уже сейчас.

Молния? — В открытом океане вероятность мала, но о защите от Божьего гнева тоже поговорим.

Что еще? Метеорит? Чудище морское? Пришельцы? Корабль-призрак? Забейте, этого с вами не случится. Подводная лодка может всплыть, это да. С нами такое было в Пассифике. Только мы ее так и не увидели — просто дикая радарная активность посреди океана — и нет никого. А что это еще могло быть?

Так что, отойдя сто пятьдесят миль от берега, ловите рыбу, читайте, пишите, рисуйте, играйте на гитаре, смотрите фильмы или слушайте аудио-книги. Думайте о вечном. Любите друг друга. Смотрите на океан, любуйтесь им, запоминайте эти прекрасные минуты, складывающиеся в часы и дни. «Глазами, ртом и кожей пейте простор». Живите! И вы не заметите, как промелькнет переход, и потом будете вспоминать его, как одно из самых приятных приключений в вашей жизни.

Понравилось? Поделитесь!

Столетней истории одиночного мореплавания под парусом и посвящена предлагаемая вниманию читателей книга польского писателя Анджея Урбанчика. Это серия очерков о трансокеанских и кругосветных рейсах более чем семидесяти мореплавателей-одиночек.

В очерках рассказывается об одиночных мореплавателях, начиная с Альфреда Енсена и кончая Робином Нокс-Джонстоном, завершившим свой беспрецедентный кругосветный рейс в апреле 1969 года.

Автор затратил огромный труд, чтобы суммировать данные, касающиеся одиночных трансокеанских или кругосветных плаваний, особенно совершенных в раннем периоде их истории. Ему пришлось перелистать десятки журналов на разных языках за многие десятилетия, чтобы по крупицам собрать сведения о полузабытых моряках-одиночках. А. Урбанчик неоднократно подчеркивает противоречивость источников. Действительно, в конце прошлого века и в течение добрых тридцати лет нашего столетия одиночные мореплаватели уходили в свои отчаянные рейсы без рации. О том, что моряк не погиб в борьбе со стихией, а продолжает рейс, люди узнавали из уст капитанов кораблей, которым по счастливой случайности удавалось встретить затерянное в океане суденышко. Журналисты же подчас получали эту информацию уже из десятых рук, и за её достоверность трудно было поручиться. Строго же документированных описаний своих вояжей первые мореплаватели-одиночки, за исключением Джошуа Слокама, не оставили.

К счастью, в последующие периоды истории одиночных мореплаваний увеличивается число документированных источников, и прежде всего книг самих моряков-одиночек, которые также использованы А. Урбанчиком. По сравнению с другими обобщающими публикациями об одиночном мореплавании (а таких насчитывается в мировой литературе всего три) книга А. Урбанчпка «В одиночку через океан» содержит наиболее полную сводку данных. Хотелось бы также отметить, что эта книга не воспринимается как гимн индивидуализму, напротив - все очерки проникнуты духом единства и преемственности людей разных поколений и национальностей в прекрасном и гордом стремлении помериться силой с грозной стихией.

В большой и полезной работе А. Урбанчика, которая приводится с небольшими сокращениями, встречались отдельные неточности, устраненные при редактировании. Это касается описания некоторых океанских течений и ветров, а также положении ряда географических объектов.

Возможно, литературная форма очерков несколько однообразна. Но одно дело - рассказывать о путешествиях по континентам со всем разнообразием ландшафтов, особенностями растительности и животного мира, истории и этнографии, и другое дело описывать океанские рейсы с характерной для них монотонной повторяемостью событий (шквал, шторм, штиль, волны, акулы и т. д.). Нам представляется всё же, что большинство читателей, захваченных единоборством человека с океанской стихией, вряд ли придаст значение этому недостатку.

Анджей Урбанчик довёл свое повествование до 1969 года (если не считать кругосветного путешествия Робина Ли Грэхема на своей «Голубке», которое он завершил 30 апреля 1970 года).

Конечно же, с апреля 1970 года история одиночных плаваний под парусом не стояла на месте. Прежде всего следует рассказать о плавании, которое даже видавшие виды моряки назвали невероятным.

Закончившееся 22 апреля 1969 года в Фалмуте безостановочное кругосветное плавание тридцатилетнего моряка английского торгового флота Робина Нокс-Джонстона единодушно считали вершиной парусного искусства. Триста одиннадцать дней потребовалось отважному мореплавателю, чтобы обогнуть земной шар. Триста одиннадцать дней беспрестанной борьбы с океаном, причём больше половины этого времени приходится на «ревущие сороковые» южного полушария. «До моего сознания начало доходить, - писал Фрэнсис Чичестер в своём дневнике, - отчего эти пустынные широты получили название „ревущие сороковые“. Разумеется, из-за рёва ветра в снастях». Плавание в этих штормовых широтах с западными шквалистыми ветрами - далеко не прогулка и для большого парусного корабля, для крохотного же парусника - величайшее испытание.

Итак, кругосветное плавание без единой остановки, большая часть которого проходит в «ревущих сороковых», - это ли не предел возможностей для одиночного мореплавателя?

Однако 18 октября 1970 года началось кругосветное плавание, несравненно более трудное, чем рейс Нокс-Джонстона. В этот день на яхте «Бритиш стил» 17,7 метра длиной, шириной 3,7 метра и осадкой 2,4 метра от английских берегов вышел в океан шотландский моряк Чэй Блайт. Хотя его трасса, в общем, совпадает с путем, пройденным Нокс-Джонстоном, всё дело в том, что шёл он в противоположном направлении: с востока на запад.

Чичестер, Нокс-Джонстон и, наконец, знаменитые клиперы XIX века плыли, подгоняемые штормовыми западными ветрами. Блайту же пришлось постоянно идти против них.

Первому серьезному испытанию Блайт и «Бритиш стил» подверглись, огибая грозный мыс Горн. Сильный юго-западный ветер прижимал яхту к пустынным скалистым островам у зловещего мыса, но Блайт, непрерывно маневрируя, не дал загнать себя в ловушку. Едва мореплаватель перевел дух, как ветер усилился, перейдя в шторм. Огромные волны накатывались на «Бритиш стил». Одна из них, неимоверной высоты, с яростной силой обрушилась на яхту и вывела из строя автоматическое рулевое устройство. Этой же волной яхтсмена перебросило через кокпит, и он рассек себе лицо. Лишенный автоматического рулевого устройства, Чэй Блайт вынужден был стоять на руле. Это произошло 24 декабря 1970 года, а предстояло преодолеть ещё большую часть пути.

Особенно тяжелые испытания выпали на долю мореплавателя в Индийском океане. Один шторм следовал за другим, отбрасывая «Бритиш стил» назад. Яхта продвигалась среди серых холмов волн с белыми пенящимися гребнями. Ветер срывает гребни и со страшной силой бросает их на яхту. Блайт не рискует передвигаться по палубе.

Шёл седьмой месяц рейса. Его мучает одиночество. «Кажется, что, кроме меня, здесь нет ни одной живой души», - записал мореплаватель в дневнике.

Лишь в ночь с 8 на 9 мая 1971 года, когда океан поулегся, он наконец-то увидел корабль. Чтобы привлечь к себе внимание, Чэй Блайт выпустил ракету и для верности ещё взорвал небольшую порцию динамита. Его заметили с советского рыболовного судна «Заречинск». Чэй Блайт с удовольствием «поболтал» по радио с русскими рыбаками, пожелавшими ему счастливого пути. «Настроение от общения с людьми у меня всегда поднимается, - записал Блайт. - Скоро я снова буду в Атлантике».

Однако прошло ещё немало времени, прежде чем «Бритиш стил» достигла британских берегов.

Беспримерное плавание против ветров и течений, продолжавшееся 292 дня, окончилось 6 августа 1971 года. Очевидцами какого невероятного рейса мы будем завтра? Своеобразная заявка на рекордное плавание завтрашнего дня уже была сделана французским яхтсменом Бернаром Муатесье - участником кругосветной безостановочной гонки 1968–1969 годов. У него долгое время были более предпочтительные, чем у Нокс-Джонстона, шансы на победу. Во всяком случае, в начале марта 1969 года его кэч «Джошуа» (названный, конечно, в честь Джошуа Слокама) обогнул мыс Горн. Однако после этого, когда до Плимута осталось только преодолеть Атлантический океан, Муатесье повернул обратно. «Я не иду в Плимут, - сообщил мореплаватель. - Теперь, когда дорога изведана и я знаю, что могу идти быстро, мне незачем идти в Плимут ради всего этого шума. Я ненавижу рекорды. Иду на Таити». Лишь в сентябре 1969 года Муатесье пришвартовался у пирса яхт-клуба в Папеэте, пройдя без остановки 54000 миль. Этого как раз хватило бы, чтобы совершить почти полтора «витка» по планете.

С каждым годом увеличивается число морских робинзонов. Например, на смену недавно умершему мореплавателю Леониду Телиге на родине Анджея Урбанчика пришла целая плеяда яхтсменов-одиночек. В трансатлантической гонке 1972 года принимали участие три яхты под польским флагом: Кшиштоф Барановский - на «Полонезе», Збигнев Пухальский - на «Миранде» и Тереза Ремишевска - на «Комодоре».

Задание № 1. Среди перечисленных ниже изобретений, сделанных человечеством, отметьте (подчеркните) те, благодаря которым в XV-XVI вв. смогли свершиться Великие географические открытия. Укажите их роль.

Порох; шелк; каравелла ; фарфор; винт; новые источники энергии - ветряные мельницы, каменный уголь; компас ; огнестрельное оружие ; бумага; книгопечатание ; ворот.

Каравелла обладала высокой маневренностью, малой осадкой, отличными мореходными качествами и в то же время была вместительным судном.
Компас необходим был для определения местонахождения и прокладки курса.
Огнестрельное оружие давало огромное преимущество европейцам над туземцами.
Книгопечатание способствовало распространению в Европе книг, карт.

Задание № 2. Современники Великих географических открытий указывали, что каждый мореплаватель, отправлявшийся в экспедицию, должен был иметь при себе набор необходимых вещей. Эти предметы нарисованы ниже. Подпишите их и укажите, для чего они служили.

Задание № 3. Выберите правильный ответ. Впервые мушкет был применен:

а) в XV в. англичанами;
б) в XVI в. испанцами ;
в) в XVII в. французами;
г) в XVIII в. швейцарцами.

Задание № 4. Заполните пропуски. О ком из великих мореплавателей этот рассказ?

Жизнь Христофора Колумба полна легенд и загадок. Известно, что родился он в 1451 г. в итальянском городе Генуя в семье небогатого ткача. Неясным остался вопрос о его образовании. Одни исследователи считают, что он обучался в городе Павия, другие - что он был гениальным самоучкой. Известно, что в 70-80-е гг. XV в. он увлеченно занимался географией, изучал навигационные карты, работал над проектом открытия кратчайшего морского пути из Европы в Азию, рассчитывая попасть туда через Атлантический океан .
Для осуществления планов нужны были деньги,и Христофор Колумб в поисках средств отправился к европейским королевским дворам. В Португалии «Совет математиков» отверг его проект как фантастический, несбыточным нашел его и английский король. Отказал в деньгах и испанский король, так как его советники заявили, что «шарообразная форма Земли образовала бы перед кораблем гору, через которую он не смог бы переплыть даже при самом попутном ветре». Время шло. Наконец в 1492 г. испанские короли Фердинанд и Изабелла подписали с Колумбом договор и снабдили деньгами для организации экспедиции.
Началось тяжелое плавание.
В 1492 г. мореплаватель ступил на землю острова, который назвали Сан-Сальвадор , а затем были открыты еще два острова, которые носят названия Куба и Гаити .
В результате последующих трех экспедиций были открыты Пуэрто-Рико, Ямайка, побережье Южной Америки и Центральной Америки . До конца своих дней мореплаватель верил, что открыл новый путь в Индию. Открытый им материк носит имя другого исследователя и называется Америка . В 19 веке французский писатель Виктор Гюго писал: «Есть несчастные люди: Христофор Колумб не может писать своего имени на своем открытии...»

Задание № 5. Объясните выражения. В каких случаях они применялись?

Это страна, где «каждый крестьянин был рыбаком, а каждый дворянин - капитаном». Так говорили о Португалии и ее жителях, занятия большинства которых были тесно связаны с морем.
«Этот человек - мешок с перцем». Так называли очень богатого человека. В то время мешок перца ценился дороже золота и был мерилом достатка.
«Устав дырявые донашивать кафтаны... плыли покорить тот сказочный металл». Основную массу завоевателей Нового Света составляли оставшиеся не у дел после реконкисты солдаты, разорившиеся идальго, бедняки. Все они стремились в новые земли за золотом.
Корабль плыл по «морю Мрака». «Морем мрака» европейцы называли Атлантический океан.

Задание № 6. Выберите правильный ответ. Революция цен - это:

а) резкое вздорожание золота и падение цен на все другие товары; б) падение цен на золото и вздорожание всех других товаров; в) замена золотых и серебряных монет бумажными деньгами.

Задание № 7. Заполните таблицу «Великие географические открытия».

Катенькина Катя 28.02.2019 в 14:00

Трагедия "Титаника" настолько потрясла мир, что внушила страх к морским путешствиям. Однако в США нашелся человек по имени Уильям Скриппс, который в 1912 году взялся доказать безопасность морских путешествий. Маршрут "доказательства" также лежал через Атлантический океан, однако, вызов штормам был брошен не огромным лайнером, а маленьким катером.

Маленький , но гордый катер

А было так, что Уильям Э. Скриппс владелец "Scripps Motor Company" производившей дизельные двигатели, которые к 1912 году еще не были в ходу, решил пересечь Атлантический океан (от Детройта до Санкт-Петербурга) на катере со своим двигателем - и сделать себе на этом рекламу.

Скриппс заказал катер, имевший 35 футов в длину и 10 - в ширину, и напоминавший, скорее, спасательную шлюпку - нос и корма приподняты, а середина опущена. Еловая мачта, возвышающаяся на 24 фута над палубой, удерживала парус в 240 квадратных футов, а двигатель производства компании Скриппса имел мощность в 16 лошадиных сил. Осадка корабля составляла пять футов, а водоизмещение равнялось 14 тоннам. 960 галлонов топлива содержались в пяти стальных баках. Под койками экипажа располагались баки с водой (300 галлонов).

Начало экспедиции

25 июня 1912 года судно было спущено на воду. И, тем не менее, храбрый коммодор Скриппс не взялся возглавлять экспедицию. Он выбрал на эту роль выходца из Нью-Йорка, 50-летнего капитана Томаса Флеминга Дэя, который уже пересекал Атлантику в июне 1911 на 25-футовом ялике "Си Берд".

Перед отправлением Дэй произнес короткую речь: "Должен признать, что все эти годы у меня было предубеждение относительно кораблестроения вдали от побережья, но смею вас уверить, эта небольшая лодка безупречна во всех отношениях.

Вооружившись лишь самыми простыми мерами предосторожности, мы надеемся вновь доказать миру, что путешествия на маленькой лодке гораздо безопаснее путешествий на огромных лайнерах, которые всегда преследует опасность крушения".

Затем катер пересек Великие Озера, канал Эри и по реке Гудзон добрался до Нью-Йорка, где был пополнен запас топлива, и откуда 12 июля началось его плавание через океан.

Экипаж

Согласно заметкам Дэя, экипаж состоял из "зеленых новичков": помощник капитана Чарльз Эрл, двадцатилетний юноша, только окончивший Гарвард (капитан знал его еще мальчишкой); выходец из Детройта Уолтер Мортон, главный инженер двадцати девяти лет, который никогда ранее не ходил под парусом. И Уильям Ньюстедт - второй инженер и механик, о котором в своей книге воспоминаний Дэй отозвался в том смысле, что он "оказался хуже, чем просто бесполезным". Подверженный морской болезни, вечно испуганный, он лежал, отказываясь работать. "Ни уговоры, ни проклятия не привели ни к чему".

Тяготы пути

Плавание было изнурительным. Дэй находился за штурвалом по 36 часов без отдыха. Пищу принимали стоя, прямо из упаковок и банок, стараясь удерживаться на лодке, цепляясь за что придется ногами и локтями. Когда погода позволяла, отдыхали посменно. Дэй настаивал, чтобы члены экипажа спали лежа, чтобы давать отдых напряженному позвоночнику.

Холодно было так, что Дэй был вынужден надевать пять рубашек, фуфайку, пальто и дождевик, но мерз даже в таком облачении. Зато когда появлялось солнце, несколько слоев одежды сбрасывались и путешественники наслаждались теплом. Опущенная середина палубы была полностью затоплена. Воды было по лодыжку, поэтому все носили резиновую обувь, не снимая.

Через несколько дней после отплытия капитан Дэй сумел нагреть ведро горячей воды и впервые за время экспедиции с наслаждением побрился. К отвращению Дэя, его помощник примеру не последовал.

"Грязь и щетина наводят на меня невероятную тоску. Чем больше мое лицо зарастает щетиной и чем грязнее я становлюсь, тем в большее впадаю уныние и апатию. Я не тот, в ком живет дух оборванца," - вычурно записал Дэй в своем дневнике. Он с упорством продолжал бриться до конца экспедиции.

"Одним из главных недостатков "Детройта" было то, что мы не могли насладиться беседой, потому что шум мотора и рев волн заглушали все. Общаться можно было только с помощью крика. Как же мы были счастливы насладиться несколькими минутами тишины, когда мотор выключали, чтобы осмотреться, и этот ужасный гвалт затихал". Дэй сетовал на отсутствие на двигателе глушителя: "Это устройство сделало бы наше путешествие гораздо комфортнее".

Тем не менее, он восхищался скоростью катера, которая по его подсчетам была настолько велика, что "Детройт" мог преодолевать по 144 морские мили за день. "Больше всего меня удивляло, что мотор, который был размером с пару шляпных коробок, мог заставлять двигаться наше довольно тяжелое судно с такой скоростью", - писал он.

Слон и моська

Когда они встретили лайнер "Америка", идущий на восток из Саутгемптона, он показался им размером с шестиэтажное здание. Примерно две тысячи человек вытянулись от носа до кормы, крича и фотографируя маленький катер.

Капитан лайнера сообщил, что "Детройт" находится в 1000 милях от побережья Ирландии. Он так же предложил Дэю баки с водой, но, к сожалению, на катере их было негде разместить, а воды в бутылках на корабле не было. Позднее капитан корабля выразил свое недовольство тем, что крошечный кораблик посмел остановить огромный лайнер, назвав это "американским нахальством". Однако пассажиры остались очень довольны и вдоволь развлеклись, беседуя с экипажем маленькой лодки".

Оставшуюся часть пути Дэй размышлял над старыми судами, потерпевшими крушение. "Только представьте себе все эти старые деревянные корабли, которые скрылись в пучине моря прямо здесь, где мы только что проплыли, - писал он. - Ветхие и прогнившие обломки кораблей разбросаны по всему дну морскому и по сей день. А эти ужасные истории о людях, спасшихся в кораблекрушениях! Выживших членов команды находили лишь спустя несколько дней, недель, а то и месяцев ужасных страданий".

Триумфальное прибытие

"Детройт" вошел в гавань ирландского порта Куинслоу через 21 день и 16 часов с момента отплытия. Затем между ним и капитаном небольшого буксира состоялся следующий разговор: "Пришлите человека, чтобы провести судно к берегу".

"Что дадите взамен?" - последовал ответ.

"Не заботьтесь об этом. Подплывите ближе".

"Ну ладно, сэр… Вы откуда будете-то?"

"Нью-Йорк, Америка", - не слишком-то и точно ответил Дэй.

"Из Америки на этом-то? Вот так да! А вы не из трусливых, парни! Ладно, провезу вас задарма. Запрыгивай к ним на борт и возьми их на буксир, Дэнни".

Весть о прибытии американцев тут же разлетелась и дюжина ирландских журналистов пришли, чтобы послушать их рассказ. Местный яхт-клуб и высокие лица взяли на себя труд устроить в их честь торжество. А газетчики в полной мере насладились историями Дэя, чуть более увлекательными, чем они были на самом деле.

МУЛУЛАБА /Австралия/, 31 мая. /Спец.корр. ИТАР-ТАСС Павел Ваничкин/. Российский путешественник достиг побережья Австралии. Таким образом, он сумел пересечь в одиночку на весельной лодке Тихий океан без заходов в порты и посторонней помощи. Следующим проектом российского путешественника станет перелет на воздушном шаре вокруг Земли...

От берегов Чили до Австралии

Конюхов стартовал 22 декабря 2013 года из порта Конкон (Чили) в 09:15 утра по чилийскому времени, преодолел на лодке под названием "Тургояк" свыше 17 тыс. км и финишировал в городке Мулулаба (штат Квинсленд) в 13:13 по времени восточного побережья Австралии. "Тургояк" имеет длину 9 метров, ширину 1,8 метра, вес ее сделанного из углепластика корпуса составляет 250 кг, вес с полной загрузкой - 850 кг.

Как сообщило из Лондона Международное общество океанских гребцов, Конюхов осуществил путешествие за 160 дней. По данным общества, прежнее лучшее достижение пересечения Тихого океана на весельной лодке-одиночке в южной его половине составляла 273 дня.

Такой результат показал английский 52-летний гребец Джим Шекдар, стартовавший 29 июня 2000 года из перуанского порта Ило. Джим также шел на и финишировал 30 марта 2001 года на острове Норд Страдброук (North Stradbroke).

Изначально Конюхов планировал пересечь Тихий океан за 200 дней и ночей. Как сообщалось, чтобы пересечь океан, путешественник должен был сделать 4 млн гребков.

Перелет вокруг Земли

"Земля пока еще не очень твердая", - сказал ступивший на берег Конюхов корр. ИТАР-ТАСС. Его самые первые шаги действительно были слегка неуверенными, однако буквально через несколько мгновений он уже смог идти без посторонней помощи.

После триумфального финиша, отвечая на вопрос о планах на будущее, Конюхов сообщил, что задумал совершить беспосадочный перелет вокруг Земли на воздушном шаре. Стартовать он намерен в Австралии, лететь с запада на восток примерно вдоль 40-й широты и финишировать опять-таки в Австралии. Вместе с тем путешественник категорически отказался говорить, когда это может произойти. "Я уже более 40 лет путешествую, - напомнил Конюхов. - Раньше я делал это в основном ради научных целей и из спортивных интересов, но сейчас я думаю о молодом поколении, которому хочу привить дух романтики. Я хочу, чтобы люди больше мечтали".

Отвечая на вопрос корр. ИТАР-ТАСС, о трудностях во время пути, Конюхов сказал: "Сначала было трудно, а потом еще труднее". "Главная трудность именно такого рода испытания состоит в его монотонности, - продолжил рассказ путешественник. - Каждый день я старался грести по 18 часов, спал по 20-25 минут, но не более двух с половиной часов в сутки. - С другой стороны, я шел с божьей помощью - все самые большие ураганы проходили мимо меня, лодка ни разу не перевернулась, мне помогали попутные течения.

С благополучным завершением

Направил Конюхову приветствие, которое зачитал посол РФ в Австралии Владимир Морозов, принимавший участие во встрече российского путешественника в городе Мулулаба. Встречать знаменитого российского путешественника на пляже города собрались около пятисот человек - его друзья, местные жители, приехавшие туристы, журналисты.

"Рад поздравить вас с благополучным завершением экспедиции "На весельной лодке через Тихий океан", - говорится в приветствии президента. - За этим уникальным походом внимательно следили ваши коллеги, ученые и эксперты, члены Русского географического общества, любители морского дела из многих стран. Благодаря мужеству и стойкости, неординарным человеческим и профессиональным качествам вы выдержали непростые испытания, покорили водную стихию".

"Сегодня можно с уверенностью сказать - первое в истории одиночное путешествие на весельной лодке от берегов Чили к Австралии прошло успешно. А вы продолжили замечательные традиции великих русских исследователей и путешественников, которые внесли большой вклад в изучение Мирового океана. Желаю вам всего наилучшего и исполнения новых планов", - сообщается в приветствии президента.

63-летний священник Русской Православной Церкви Федор Конюхов является первым в мире человеком, которому удалось достигнуть пяти полюсов нашей планеты: Северного (трижды), Южного, Полюса относительной недоступности в Северном Ледовитом океане, (полюса высоты) и Мыса Горн (полюса яхтсменов). Конюхов стал первым россиянином, сумевшим выполнить программу "Семь вершин мира" - подняться на высочайшую вершину каждого континента. Ему удалось пересечь теперь уже два океана на весельной лодке. В 2002 году он в одиночку пересек Атлантический океан на гребной лодке "УРАЛАЗ", установив мировой рекорд - 3 тыс. морских миль за 46 суток.