Кто по легенде спас. Собор воскресения христова на крови

11.04.2024 Сон

Храм, построенный в память о гибели Александра II по проекту архитектора Альфреда Парланда, считается одной из главных достопримечательностей города на Неве. Однако горожане не знают, что Спас-на-Крови хранит множество мистических загадок и тайн — рассказываем, как храм превратился в морг и повлиял на распад СССР, где хранится икона, способная предсказывать будущее, и почему кресты хранятся под водой.

Подводные кресты Спаса-на-Крови


В свое время месторасположение храма сыграло немаловажную роль в его истории: поговаривают, что дабы спасти убранство храма от большевиков, горожане сняли с него кресты и опустили их на самое дно канала Грибоедова. Впоследствии, когда опасность миновала, а Спас-на-Крови начали реставрировать, но никак не могли отыскать кресты, которые венчали храм, произошел любопытный случай: случайный прохожий, знавший легенду, подошел к команде реставраторов и посоветовал поискать убранство в воде. Рабочие решили попробовать и отправили бригаду водолазов обследовать дно - ко всеобщему удивлению кресты оказались именно там, где указал незнакомец.

Сказ о том, как храм на развал Советского союза повлиял


Еще одна любопытная легенда, связанная со Спасом-на-Крови и материализации мысли, имела место быть уже в самом начале 90-х. Долгое время одна из главных достопримечательностей города на Неве десятилетиями стояла в строительных лесах, что породило немало анекдотов и даже нашло отражение в стихах и песнях. На волне среди горожан существовало ироничное поверье, мол, что как только со Спаса снимут леса, рухнет весь Советский союз. Кому-то может показаться небылицей, а кто-то спишет на стечение обстоятельств, но факт остается фактом: в 1991 году храм "освободили" от строительных лесов, а чуть позднее, в августе того же года, пришел конец Советской власти.

Крупнейшая коллекция мозаик в Европе


Многим известно, что один из главных храмов Северной столицы является настоящим музеем мозаик, ведь под его крышей собрана богатейшая и крупнейшая коллекция мозаик, над которой трудились известнейшие отечественные мастера - Васнецов, Нестеров, Беляев, Харламов, Журавлев, Рябушкин и другие. Стоит заметить, что мозаики - основной декор храма, ведь даже иконостас Спаса-на-Крови мозаичный. Также может показаться любопытным, что именно из-за того, что произведения искусства делали очень долго, открытие храма и его освящение оттянули на добрый десяток лет.

Блокадный морг и «Спас-на-картошке»


Ни для кого не секрет, что в военные времена (и при советской власти) церкви и храмы города работали в непривычном для них режиме - где-то оборудовали коровники или размещали предприятия. Так, во время блокады Спас-на-Крови превратился в самый настоящий морг. В районный Дзержинский морг, коим на время стал храм, со всего города свозились тела погибших ленинградцев, подтверждая его историческое название. Кроме того, одной из функций достопримечательности в те нелегкие времена стало хранение овощей - некоторые горожане с чувством юмора даже прозвали его «Спасом-на-картошке». По окончании войны Спасу-на-Крови опять-таки не вернули религиозной функции, напротив - его начали использовать как хранилище декораций Малого Оперного театра, который нынче известен как Михайловский.

Тайны нумерологии и Спас-на-Крови


Магия чисел действительно существует, и петербургский храм вполне успешно доказывает это - например, экскурсоводы, желающие добавить некого мистического шарма, частенько обращаются к нумерологии и рассказывают о том, что высота центрального сооружения составляет 81 метр, что это в полной мере соответствует году гибели Александра II, а еще одно число 63 - не только высота, на которую вздымается один из куполов, но и возраст императора в момент покушения на его жизнь.

Загадочная икона


Кроме знаменитого призрака набережной канала Грибоедова, бытует еще одна мистическая и таинственная легенда (не доказанная и не опровергнутая): якобы под крышей Спаса-на-Крови есть икона, на которой проступили роковые для российской истории годы - значится там 1917, 1941 и не только. Считается, что икона обладает силой и способна предрекать поворотные даты для истории России, ведь на полотне проглядываются и другие нечеткие силуэты чисел - возможно, они проступят по мере приближения новой трагедии.

Кровавая мостовая


Ни для кого не секрет, что Спас-на-Крови построили на месте, где 1 марта 1881 произошло последнее покушение на императора Александра II. Естественно, сразу же после трагических событий Городская дума предложила возвести здесь небольшую часовню, однако новый император Александр III наказал часовней не ограничиваться и построить на этом месте великолепный храм. Также государь распорядился оставить внутри будущего собора нетронутый участок мостовой, где пролилась кровь его отца.

Собор Спаса-на-Крови - это одна из самых главных достопримечательностей Санкт-Петербурга. Его построили при довольно драматических обстоятельствах, а его история стала не менее трагичной.
Со знаменитым сооружением связано немало мистики. К примеру, таинственным образом он смог избежать разрушения. Более того, говорят, в нем находится икона, способная открыть будущее…


Спас-на-Крови. Фото 1910 г.
Для многих удивительно расположение храма - он буквально висит над каналом, разорвав набережную. Как такое могло получиться в городе, который застраивался, используя самые строгие архитектурные каноны.
Утром 1 марта 1881 году российский император Александр II, как обычно посетил развод войск в Михайловском манеже, а после него поехал домой в Зимний дворец. Его путь проходил рядом с Екатерининским каналом (сейчас это канал Грибоедова). Внезапно к его карете подбежал какой-то человек и бросил в нее сверток.

Прогремел взрыв, но никого не задело. Невредимый царь смог выбраться из кареты и подойти к раненому юноше, который, уже связанный, лежал на снегу. Им оказался народоволец Рысаков. Но в этот момент к императору подбежал Гриневицкий, второй убийца, который бросил бомбу.
Террористы на всякий случай подстраховались. Вновь раздался взрыв, который оказался мощнее предыдущего. Александра вместе с убийцей отбросило к решеткам канал. Это оказалось концом.
В прошлом Александру II предсказывали, что именно восьмое покушение на его жизнь станет роковым. До этого на жизнь царя покушались уже шесть раз. Он смог пережить седьмое, но восьмое стало фатальным.
Мундир, в который был одет 1 марта 1881 года, в день своей гибели император Александр II. Ирония истории. Император был одет в мундир Лейб-гвардии саперного батальона и погиб от саперного средства - заряда ВВ...
Гибель императора стала потрясением для всей России. Уже на следующий день после смерти императора было решено установить на месте его гибели временную часовню. Александром III был объявлен конкурс на проект храма, который вобрал бы в себя черты русской архитектуры церквей XVII века.
Строительство Храма Воскресения Христова. Фото 1900-1906 г
Был выбран проект архитектора Альфреда Парланда и настоятеля Троицко-Сергиевой пустыни, архимандрита Игнатия (в миру И. В. Малышев). После трагической смерти императора отцу Игнатию во сне якобы явилась Богородица и показала основы будущего храма.
Строительство собора затянулось на 24 года. Оно было завершено только в 1907 году.

Император Николай II и Императрица в сопровождении свиты и роты Дворцовых гренадер идут с крестным ходом вдоль «Спаса на крови». Петербург. 1907 г.
Чтобы вода из канала не проходила под здание, для укрепления грунта не использовались сваи. Под всей площадью здания было сооружено бетонное основание. Чтобы построить колокольню на набережной был построен выступ шириной 8 метров. В соборе было проведено электричество, его помещение освещали церковь 1689 лампочек.

Спас-на-Крови. Фото 1910 г.
Собор не был рассчитан на массовое посещение. Это и повлияло на его внутреннее убранство, поражающее своей красотой. Мозаичная коллекция собора является одной из крупнейших в Европе.
Более чем 7000 кв.м. пространства храма были украшены мозаичными фресками, созданными знаменитыми художниками Нестеровым и Васнецовым.

В соборе мы видим богатую коллекцию самоцветов, ювелирной эмали, цветных изразцов, выполненную лучшими мастерами. В качестве декоративного убранства интерьера собора использовались поделочные и полудрагоценные камни, которыми облицованы иконостас, стены и пол здания.
Самым значительным в храме, после алтаря, было место, где произошло покушение на императора Александра. Хорошо сохранились фрагменты решетки набережной, плит тротуара и даже булыжники мостовой, на которые упал, истекая кровью, император.
Над фрагментом булыжной мостовой была сооружена сень, особая конструкция, которая поддерживалась колоннами из серо-фиолетовой яшмы. На вершине сени, возвышался крест из топаза.

Спас-на-Крови. Фотограф С.М.Прокудин-Горский 1905-10 г.
Высота самого высокого купола храма - 81 метр. Это число символизирует год гибели царя. Купола покрыты позолоченными листами и разноцветной эмалью. От Михайловского сада собор Спас на Крови отделяет уникальная ограда. Исполнена она в 1903-1907 годах по проекту Альфреда Парланда.


Сразу после освящения храма Спаса-на-Крови стали появляться мистические легенды. Многие говорили, что иногда можно расслышать стоны убитого императора. А простой люд верил, что новый храм может уберечь от бед. Была даже своеобразная молитва-заговор:
Спас, Спас-на-Крови!
Спаси нас, спаси!
От дождя, от ножа,
От волка, от дурака,
От ночной мороки,
От кривой дороги…
Собор сильно пострадал в годы советской власти. Как и многие другие церкви города, вскоре после революции он был закрыт и долгое время использовался как склад.
Еще ходило поверье, что этот собор невозможно разрушить. Вскоре оно получило подтверждение. В 1938 году власти приняли решение взорвать храм Спаса-на-Крови, назвав его «объектом, который не имеет художественной и архитектурной ценности. В стенах были просверлены отверстия, туда уже заложили взрывчатку. Но началась Великая Отечественная война, поэтому все взрывники были в срочном порядке отправлены на фронт.
В блокаду в храме разместился морг, в котором находились замороженные тела ленинградцев, погибших от голода или от обстрелов. Но снаряды и бомбы чудесным образом пролетали мимо собора, как будто он и вправду был заговоренным.

После войны храм использовался для хранения декораций Малого Оперного театра. А в эпоху Хрущева «Спас-на-Крови» опять хотели уничтожить. На этот раз под предлогом начала строительства транспортной магистрали. И хотя в те времена в Ленинграде было взорвано примерно сто церквей, «заговоренный» храм остался невредимым.
Появились слухи, что этому помогла кровь погибших ленинградцев, пропитавшая все стены здания. А кое-кто уверен, что собор защищен от разрушения символами равносторонних крестов в круге, которые украшают кокошники окон. Якобы, это защитный знак, дошедший к нам из древности.
Спас-на-Крови. Фото 1963 г.

В 1970 году началась реставрация храма Спаса-на-Крови, были установлены леса. Но реставрация надолго затянулась, все привыкли к виду храма, окруженного лесами. А в середине 80-х пошли разговоры о пророчестве - якобы, советская власть продлится до тех пор, пока остаются леса вокруг Спаса-на-Крови. Сняли их как раз накануне путча в августе 1991 года.
Есть предание, что в храме находится икона, на которой, если пристально смотреть, проступают роковые для истории России даты: 1917, 1941, 1953, а также еще какие-то, пока нечеткие. Вполне возможно, что они относятся к будущим событиям, но пока никто не смог их расшифровать.

Друзья! Пришло время открыть новую рубрику в моем журнале - Городские Легенды. Фантазии наших людей нет предела, некоторые байки и выдумки уходят глубоко в народ, а вокруг популярного места начинают складываться легенды. В этом разделе я буду рассказывать о самых интересных, подвергать их сомнению, что-то опровергать. Внесем долю мистики в серые будни. Сегодня поговорим про храм Спас-на-Крови.

Легенда о развале Советского Союза.

В 1970 году, директор Исаакиевского Собора, смог убедить руководство страны в том, что Спас-на-Крови является архитектурной и исторической ценностью. Лично меня вообще смущает факт, что это надо было доказывать! Тогда и началась реставрация длинною в двадцать лет. Основываясь на этом факте, в народе родились легенды и слухи. Одна из которых гласила, что как только уберут леса и закончат реставрацию - развалится Советский Союз.

Леса вокруг Спаса-на-Крови так крепко вошли в народ, что даже Розенбаум пел:
Хочу хранить историю страны своей,
Хочу открыть Михайлов замок для людей.
Хочу придать домам знакомый с детства вид,
Мечтаю снять леса со Спаса-на-Крови.
Я двадцать лет мечтаю снять леса со Спаса-на-Крови

Реставрацию закончили. Леса не снимали еще пару лет. В итоге разобрали только в конце 1990 года. А в августе 1991 года произошло всем известное событие. Вот и как после этого не верить городским легендам?

фото с сайта http://panevin.ru/

Легенда о таинственной иконе

Если вы посещали экскурсию в Спас-на-Крови, то думаю слышали эту легенду. Поговаривают, хранится в храме одна икона, если присмотреться то можно увидеть на ней знаковые для истории России даты: 1917-й - год Октябрьской революции, 1941-й - год начала Великой Отечественной войны, 1953-й - год смерти Иосифа Сталина. Но еще более мистическими фактом называют, что есть среди них не четкие даты, возможно, они относятся к будущему.

Лично, в эту легенду не верю. Икону никто и никогда не видел. Скорее всего ее выдумали для придания большей мистичности храму.

Легенда о цифровой символике

Удивительно, но даже пропорции храма хранят в себе символику. Первое, это высота его центрального сооружения - 81 метр. Число было выбрано в напоминание о годе гибели Александра II – 1881. Второй по выcосте купол - 63 метра, как символ возраста убиенного императора.

Символика чисел вообще свойственна православию, так что верю в замысел архитектора и числовую символику.

Легенда о крестах

Спас-на-крови стоит прямо на канале Грибоедова. Для того, чтобы храм мог устоять и воды канала не проникали под здание, здесь при укреплении грунта отказались от использования свай. Впервые в градостроительстве под всей площадью здания было сооружено бетонное основание. Для сооружения колокольни на набережной был сделан выступ на 8 метров. Говорят, что чтобы спасти кресты храма от большевиков, в советское время жители Петербурга спрятали их на дно канала. А когда храм наконец-то стал реставрироваться, то один "случайный прохожий", рассказал команде реставраторов о том, где могут быть кресты и указал место. Водолазы действительно нашли спрятанные святыни и те вернулись на свои купола.

Зная не любовь советской власти к религиозным памятникам и храмам, в легенду можно было бы поверить, но все-равно считаю ее очень сказочной.

Легенда о бомбе

В шестидесятых годах, осматривая купола храма обнаружили единственную бомбу, которая попала в храм. Попала, но не взорвалась. Бомба как бы лежала на руках Спасителя, точно на евангелистском тексте «Мир вам…».

Сам факт наличия бомбы отрицать глупо. Вызывает сомнение место попадания. Может она и правда лежала в указанном месте. Достоверно сейчас не проверим.

фото с сайта http://repin.info/

Легенда о неразрушимости храма

Легенда появилась как слухи, что собор защищен от разрушения символами равносторонних крестов в круге, которые украшают кокошники окон. Якобы, это защитный знак, дошедший к нам из древности. Но во многом, это привязка под исторические факты, которые сохранили нам собор.

В ноябре 1931 года, областная комиссия по вопросам культа решила прекрасное творение искусства разобрать. К счастью, претворение этого решения в жизнь отодвинули на неопределенный срок. Вторично вопрос о сносе храма всплыл в 1938 году и было принято окончательное решение храм снести. В 1941 году, храм как «объект, который не имеет художественной и архитектурной ценности» решили взорвать. Прибывшие саперы просверлили в стенах отверстия, в которые была заложена взрывчатка. Но закончить работы по закладке они не успели – началась война и саперов в срочном порядке отправили на фронт. А в 1956 году храм стал опять мешать городским властям. Предлог к сносу – строительство новой дорожной магистрали. Посчитали, что снести красивейший храм гораздо проще, чем делать дорогу в обход. И опять не судьба. Не снесли. Почему? Вернемся в начало рассказа. В 1970 году директор Исаакиевского Собора смог убедить руководство страны в том, что Спас-на-Крови является архитектурной и исторической ценностью. Слава ему и хвала!

Фотография строительства храма в 1904 году с сайта

30 октября - 150 лет назад состоялась торжественная закладка храма Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге

Храм в честь Воскресения Христова в Петербурге построен на средства, собранные по всей России. Высота храма - 81 м, число символизирует год гибели царя - 1881. Вместимость собора - 1600 человек. Этот храм притягивает взгляды прохожих своими яркими куполами, изящными мозаиками. Крест колокольни храма венчает вызолоченная царская корона.

Собор Спаса-на-Крови, так называют его в народе, построили на месте гибели императора Александра II. Он буквально висит над каналом, разорвав набережную.

Утром 1 марта 1881 года российский император Александр II, как обычно, посетил развод войск в Михайловском манеже, а после него поехал домой в Зимний дворец. Его путь проходил рядом с Екатерининским каналом (сейчас это канал Грибоедова). Внезапно к его карете подбежал какой-то человек и бросил в неё свёрток.

Прогремел взрыв, но никого не задело. Невредимый царь смог выбраться из кареты и подойти к раненому юноше, который, уже связанный, лежал на снегу. Им оказался народоволец Рысаков. Но в этот момент к императору подбежал Гриневицкий, второй убийца, который бросил бомбу. Террористы на всякий случай подстраховались. Вновь раздался взрыв, который оказался мощнее предыдущего. Александра вместе с убийцей отбросило к решёткам канала. Это оказалось концом.

В прошлом Александру II предсказывали, что именно восьмое покушение на его жизнь станет роковым. До этого на жизнь царя покушались уже шесть раз. Он смог пережить седьмое, но восьмое стало фатальным.

Гибель императора стала потрясением для всей России. Уже на следующий день от наследника престола Александра III поступил приказ начать строительство храма на месте гибели его отца.

Строительство собора затянулось на 24 года. Оно было завершено только в 1907 году. Более чем 7000 кв. м пространства храма были украшены мозаичными фресками, созданными знаменитыми художниками Нестеровым и Васнецовым. Внутри собора на месте смертельного ранения Александра II установлена шатровая сень с четырьмя колоннами из яшмы, крестом и ажурной кованой решёткой. Над цоколем храма расположены 20 мемориальных гранитных досок, которые рассказывают о самых важных моментах правления Александра II.

Сразу после освящения храма Спаса-на-Крови стали появляться мистические легенды. Многие говорили, что иногда можно расслышать стоны убитого императора. А простой люд верил, что новый храм может уберечь от бед. Была даже своеобразная молитва-заговор: Спас, Спас-на-Крови! Спаси нас, спаси! От дождя, от ножа, от волка, от дурака, от ночной мороки, от кривой дороги…

Ещё ходило поверье, что этот собор невозможно разрушить. Вскоре оно получило подтверждение. В 1941 году власти приняли решение взорвать храм Спаса-на-Крови, назвав его «объектом, который не имеет художественной и архитектурной ценности». В стенах были просверлены отверстия, туда уже заложили взрывчатку. Но началась Великая Отечественная война, поэтому все взрывники были в срочном порядке отправлены на фронт.

В блокаду в храме разместился морг, в котором находились замороженные тела ленинградцев, погибших от голода или от обстрелов. Но снаряды и бомбы чудесным образом пролетали мимо собора, как будто он и вправду был заговорённым. Позднее храм стали использовать как овощехранилище, а ещё позже - как склад театральных декораций. В те времена была уничтожена большая часть интерьера.

В 60-х годах, осматривая купола храма, обнаружили единственную бомбу, которая всё же попала в храм. Попала, но не взорвалась. Пятисоткилограммовая бомба как бы лежала на руках Спасителя.

В эпоху Хрущёва Спас-на-Крови опять хотели уничтожить. На этот раз под предлогом начала строительства транспортной магистрали. И хотя в те времена в Ленинграде было взорвано примерно сто церквей, «заговорённый» храм остался невредимым. Появились слухи, что этому помогла кровь погибших ленинградцев, пропитавшая все стены здания. А кое-кто уверен, что собор защищён от разрушения символами равносторонних крестов в круге, которые украшают кокошники окон. Якобы это защитный знак, дошедший к нам из древности.

В 1970 году началась реставрация храма Спаса-на-Крови, были установлены леса. Но реставрация надолго затянулась, все привыкли к виду храма, окружённого лесами. А в середине 80-х пошли разговоры о пророчестве: якобы советская власть продлится до тех пор, пока остаются леса вокруг Спаса-на-Крови. Сняли их как раз накануне путча в августе 1991 года.

В 1997 году Спас-на-Крови открылся для посещения, а в 2004 году в нём была отслужена литургия, восстановившая его православную сущность.

Есть предание, что в храме находится икона, на которой, если пристально смотреть, проступают роковые для истории России даты: 1917, 1941, 1953, а также ещё какие-то, пока нечёткие. Вполне возможно, что они относятся к будущим событиям, но пока никто не смог их расшифровать.

По материалам сайтов интернета

Собор Воскресения Христова на Крови, более известный как Спас-на-Крови, оказался единственной российской достопримечательностью, которая вошла в список 25 самых популярных туристических мест мира по версии портала TripAdvisor. Заняв восьмое место в этом списке, петербургский храм обошел статую Христа-Искупителя в Рио-де-Жанейро, Миланский собор Дуомо, Храм Святого Семейства в Барселоне и участок Великой Китайской стены Мутяньюй в Пекине. Первое же место в списке занял древний город Мачу-Пикчу в Перу.

В аналогичном российском рейтинге петербургские достопримечательности заняли весь «пьедестал» - лидирует снова Спас-на-Крови, за ним - дворцово-парковый ансамбль в Петергофе, на третьей строчке - Екатерининский дворец и парк в Пушкине.

Спас-на-Крови привлекает туристов со всего мира не только великолепием своих куполов и интерьеров, но и необычной историей, породившей множество легенд и домыслов..

Кровавая мостовая и призраки

Каждый, кто бывал на набережной канала Грибоедова, непременно обратил внимание на странное расположение храма - он немного выступает вглубь канала, словно выходя за пределы набережной. Причина, по которой набережную достроили ради возведения собора, известна почти каждому - именно на этом месте 1 марта 1881 года пролилась кровь императора Александра II, сраженного взрывом бомбы. Пять раз до этого пытались убить царя, и шестая попытка оказалась удачной. Народоволец Игнатий Гриневицкий бросил смертоносный снаряд под колеса императорской кареты на Екатерининском канале. На следующий день, 2 марта, Городская дума на чрезвычайном заседании приняла решение просить нового императора Александра III «разрешить городскому общественному управлению возвести часовню или памятник» погибшему государю.

Новый царь распорядился часовней не ограничиваться, а построить целый собор, внутри которого повелел оставить нетронутым участок мостовой, на который пролилась кровь его отца. Храм, посвященный царю-мученику, строили на собранные по всей России средства. Строительство длилось 24 года, собор был освящен лишь 19 августа 1907 года.

Разумеется, «кровавая история» его строительства не могла не породить множество мифов. Сразу после его освящения разнесся слух, что иногда под сводами собора раздаются стоны убитого императора. С его убийством связан и миф о самом известном привидении Петербурга - призраке Софьи Перовской. До сих пор петербуржцы верят, что иногда на мостике через канал Грибоедова появляется силуэт девушки со шрамом на шее и белым платком в руке - именно взмахом платка Перовская дала сигнал бомбометателям 1 марта 1881 года. А 15 апреля она в числе других народовольцев-заговорщиков была повешена на плацу Семеновского полка.

Магия чисел

Экскурсоводы, которые сегодня работают в соборе, любят эффектно забрасывать пораженных туристов числами и пропорциями - в истории храма символичных совпадений действительно немало. Например, высота центрального сооружения составляет 81 метр, что соответствует году гибели Александра II, а второй по высоте купол возвышается в 63 метрах над мостовой - император в момент покушения был на 63-м году жизни. На внешнем цоколе храма можно насчитать двадцать красных гранитных табличек с описанием главных деяний царя-мученика.

Есть и менее достоверные истории, связанные с числами. Ходит легенда, что где-то в храме хранится икона, на которой проступают роковые для российской истории годы: 1917, 1941, 1953, а также еще какие-то, пока нечеткие. Якобы цифры становятся все отчетливее с приближением новой трагической даты.

Морг, склад и овощехранилище

Еще одна удивительная черта Спаса-на-Крови - это его стойкость. Бытовало поверье, что разрушить этот собор невозможно. В конце 1930-х годов советская власть постановила взорвать храм как объект, лишенный художественной и архитектурной ценности. В стенах даже просверлили ниши и уже начали закладывать взрывчатку, когда началась Великая Отечественная война. У подрывников появилось много другой работы, и о разрушении церкви забыли.

Разумеется, религиозной функции собор в советское время был лишен. Он успел побывать «Дзержинским районным моргом» - сюда свозили тела погибших в блокаду ленинградцев. Впору здесь было прятаться и живым горожанам - бомбы и снаряды как по волшебству облетали собор, не задевая его. В главный купол только однажды попал снаряд, но не разорвался. Горожане, не утратившие чувства юмора, называли здание «Спасом-на-картошке», потому что помимо морга в военные годы он выполнял роль хранилища овощей. Также какое-то время после войны в соборе находилось хранилище декораций Малого Оперного театра, который сегодня носит имя Михайловского.

Во времена Хрущева Спас-на-Крови снова взялись разрушить, чтобы построить новую транспортную магистраль. К тому времени город успел лишиться сотни церквей и часовен, но храм на канале Грибоедова снова остался невредим.