Адонис, возлюбленный афродиты. Урок мифа: Богиня и ее Возлюбленный Возлюбленный афродиты погибший на охоте

08.04.2024 Жизнь

Древний храм на скале освещен луной,
Сотни лет он стоит, скован тишиной,
Там огонь священный жертву ждет!
Ветер бьет по лицу крыльями дождя,
Крик летит в пустоту, слышу эхо, эхо я,
Стиснув зубы, я иду вперед.
Ария – Сastlevania

Ветер завывал. Подрагивало пламя свечи у подножия статуи древнего бога. Храм был пуст, и тревожное дыхание эхом отражалось от серых стен. Каменный пол был холодным, но это нисколько не смущало человека в просторном черном балахоне.
- Я пришел к Тебе, мой Господин, - еле слышно прошептал мужчина. Руки дрожали от предвкушения. Шелест ткани, падающей на пол, сбившееся дыхание. Стройный мужчина стоял совершенно обнаженным перед статуей бога. Тёмные глаза горели от желания.
Статуя древнего бога, почти под два метра в высоту, одетого в короткую тунику, манила к себе. Привстав на цыпочки, мужчина обхватил статую за шею, губами коснулся холодным каменных губ, прижавшись всем телом к холодному камню, которое тут же отозвалось на его действия, став тёплым.
Это было ответом. Лофт услышал его зов.
Вспыхнуло пламя свечи. Мужчина неохотно отстранился от статуи, облизнул пересохшие губы, лёг на небольшой жертвенник, который вот уже много лет подряд по ночам заменял ему кровать. Масленые глаза отражали пламя свечи. Прикусив губу, мужчина принялся изучать своё тело руками. Он знал, что Лофт сейчас пристально наблюдает за ним. Конечно, древний бог всегда тщательно наблюдает за своими любовниками, тем более за любимцами.
Внезапно стало невыносимо жарко. Всё тело начало гореть, рука возбуждала и дразнила набухшую плоть, заставляя тихо постанывать.
Лёгкое прикосновение к плечу, горячее дыхание коснулось затылка. Не нужно было оборачиваться, чтобы понять, кто это.
- Твоя жертва, как всегда прекрасна, - прошептал знакомый до боли страстный голос. Заботливые руки нежно обняли его за плечи, прижав к себе.
Не выдержав, мужчина всё же обернулся. Он не переставал восхищаться красотой древнего бога. Рыжие волосы языками пламени вздымались вверх, изумрудные глаза горели от похоти и любви одновременно, лукавая усмешка на губах, бледная кожа и идеальная фигура, не скрытая одеждой. Возбужденная плоть бога выдавала его желание, и мужчина решил, что не стоит с этим тянуть. Он и так слишком долго ждал этой ночи.
- Куда нам так спешить? – удивился Лофт неожиданному порыву любовника. – До утра еще столько времени…
- Боюсь, что нам могут помешать, - печально вздохнул мужчина, крепко обхватив руками за шею бога, он прижал его к себе, впившись в приоткрытые губы жадным поцелуем. – В последнее время жрец-настоятель слишком часто стал здесь ошиваться по ночам.
- Боишься, что все узнают, кто приносит своё семя в дар мне? – усмехнулся бог обмана, продолжая отвечать на страстные поцелуи любовника. Его руки свободно блуждали по обнаженному смуглому телу, которое не перестаёт его восхищать и возбуждать вот уже столько лет. Обычно, Лофт старался не приходить к своим любовникам в истинном обличии, но для возлюбленного готов сделать исключение.
Тихо шепча слова о вечной любви, брюнет тёрся своим телом о тело бога, призывая его уже приступить к действиям. Что ж, Лофт не имел права отказать своему любимому любовнику, да и сам он уже не мог терпеть. Так уж сильно хотелось обладать этим телом.
Некогда невинное тело в руках умелого бога стало таким порочным, что любой бог страсти мог бы позавидовать. Даже греческая богиня любви Афродита, легко уступает в этом деле, несмотря на то, что в её храмах всегда царил тот еще разврат.
- Какое же развратное стало у тебя тело, - хихикнул бог обмана, проникая в разгоряченное тело, которое с удовольствием приняло его плоть. – Прямо, как твоя душа.
- Но тебе же нравится это, - довольно простонал мужчина, выгнувшись навстречу его движениям. – К тому же, ты сам меня таким сделал. И теперь жалеешь, что я стал таким распущенным?
- Распущенным? – удивился Лофт, двигая бёдрами, проникая еще глубже. – Да, ты стал распущенным, но только со мной. Что ж, оставим разговоры на потом. Я хочу насладиться тобой. Отдайся мне полностью.
- Да, мой бог, - согласно кивнул мужчина, начав двигаться ему навстречу.
Каждый раз это происходило всегда по-разному. Иногда нежно и ласково, а иногда грубо и жестко. Всё зависело от настроения трикстера и от его предпочтений. Бывали и такие ночи, когда Лофт не хотел плотских утех, а просто желал прогуляться под ночным небом со своим любовником, который всегда мог поддержать и дать дельный совет, который всегда может выслушать, но будет сильно ревновать, если услышит о любовных похождениях своего возлюбленного бога. И это нравилось Лофту в Эроу больше всего. Ревность. Сильное чувство. Ведь, если не ревнуешь, то не любишь.
Громкий стон отразился от стен храма, звоном отдался в ушах. Эроу от перепуга аж застыл, зажав рот обеими руками, виновато посмотрел на огненноволосого бога, которого такое поведение только позабавило. Сегодня Лофт хотел быть нежным и показать, как сильно он любит своего преданного любовника. Юркий язык хозяйничал во рту брюнета. Глубокий поцелуй всегда заставлял Эроу потом долго пытаться отдышаться. Рыжий бог стал покусывать и посасывать немного распухшие от поцелуев губы, кончиками пальцев специально задевал чувствительные участки, дразня Эроу и заставляя его стонать от удовольствия.
Непроизвольно анальное отверстие начинало сжимать возбуждённую плоть рыжего, заставляя теперь Лофта издавать стоны.
Довольно улыбнувшись, Эроу заставил Лофта поменяться местами. Теперь бог обмана лежал на жертвеннике. Брюнет ловко оседлал его бёдра, позволив плоти вновь проникнуть в хорошо разработанное отверстие. Движения бёдрами вверх-вниз скоро принесли свои плоды. Лофт сжимал всё еще упругий зад любовника, постанывая с ним в унисон.
Они могли часами наслаждаться друг другом.
Именно это повторилось сегодня вновь. Несколько часов интимной близости, стонов наслаждения и заветного экстаза, о котором давно мечтали оба любовника.
Когда горячее семя изверглось из плоти бога, заполнив зад брюнета, Эроу застонал во весь голос так, что казалось, будто их могли слышать не только в храме, но и в монастыре. Обессилено упав на горячее и влажное от пота тело бога, он пытался отдышаться. Медленно любовники остывали и приходили в себя.
- Поистине прекрасная жертва, - прошептал Лофт, поглаживая брюнета по волосам. С огорчением он заметил, что в черных волосах еще больше появилось седых прядей, в уголках глаз и губ появились морщинки, а некогда черные глаза потускнели. Он понимал, что его возлюбленный начинает стареть и от этого становилось грустно. В конце концов, его избранником стал простой смертный, а смертные не могут жить вечно.
- Я рад, что тебе понравилось, - замурлыкал мужчина, мило улыбнувшись.
- Понравилось, но вскоре от тебя потребуется большая жертва, - внезапно посерьёзнел бог.
- Я готов. Ты же знаешь, ради тебя я готов на любые жертвы.
- Вот и славно, - лёгкое прикосновение губ к черным волосам. Заботливые руки нежно обнимают. Эроу уже был готов провалиться в глубокий сон рядом с возлюбленным, но понимал, что это слишком рискованно. Он лишь надеялся, что когда-нибудь ему не придётся больше прятаться и тайно встречаться с ним.


30 лет назад.
Взрослые завершали последние приготовления к празднику Весны, обряду почитания Великой Матери, богини Фригг. Женщины выставляли на столы вкусно пахнущие яства, мужчины прикатывали и открывали бочки с алкогольными напитками, так же не забывая их пробовать, чтобы убедиться, что пиво уже готово. А детям ничего не оставалось, как заниматься своими делами, пока их не позовут.
Пока остальная малышня резвилась и строила из себя грозных викингов, маленький Эроу, всего восьми лет от роду, предпочитал гулять где-нибудь подальше от дома. Его излюбленным местом всегда был маленький лесок, где он обычно любил наблюдать за двумя резвыми белочками, которые любили побегать по елям.
Пробираясь через колючие кусты и вновь умудрившись подцепить кучу колючек, мальчик сел под деревом и стал просто ждать, когда покажутся белочки. Вот дёрнулась ветка ели. Промелькнуло рыжее нечто. Показался рыжий хвостик. Затем появилась мордочка. Усики и носик зверька забавно дёргались, когда тот принюхивался.
- Я успел по вам соскучиться, Огоньки, - радостно сказал мальчик. Сунув ручку в карман, и немного порывшись там, он нащупал горстку орехов, протянул руку, раскрыв ладошку. – Идите сюда, я вас угощу вкусненьким. Ну же, Огоньки. Не надо меня бояться.
Тут же на его плечо внезапно прыгнула другая белочка. Рыженькая смелая самочка, которая тут же принялась жевать предложенное угощение. А вот её кавалер продолжал трусить. Шкурка у белочек была такой ярко-рыжей, что вполне могла сойти за язычки пламени. Поэтому мальчик называл их «огоньками».
- Сразу видно, что они тебя любят.
Эроу резко вскочил, удивлённо уставившись на возникшего перед ним мужчину.
- Не бойся меня, - ласково сказал незнакомец, дружелюбно улыбнувшись. – Я тебя не обижу, малыш.
- Я не малыш, - буркнул мальчик, топнув ножкой. – Мне уже восемь лет.
- Надо же, какой ты уже взрослый, - весело рассмеялся мужчина, присев на пенёк напротив него. Белочки тут же сели ему на плечи, даже стали ластиться.
- Ого, вы понравились Огонькам! – радостно крикнул Эроу, подойдя ближе. Странный человек был высоким и стройным, с бледной кожей, изумрудными глазами и огненно-рыжими волосами, вздымающими вверх, словно языки пламени. И тут мальчик заметил, что незнакомец тоже пристально разглядывает его. Но что такого интересного он мог в нём увидеть?
Мужчина с интересом рассматривал мальчика. Густые черные волосы и тёмные глаза, не характерные для викинга. Маленький человечек с пухленькими щечками, большими глазами и детской наивной улыбкой.
- Хочешь, я покажу тебе фокус? – незнакомец подмигнул малышу.
- Да, - воодушевлённо согласился тот.
Мужчина протянул обе руки перед собой и белочки стали бегать от одного запястья к другому через плечи, а затем стали наяривать круги вокруг запястьев незнакомца. Мальчик смеялся и хлопал в ладоши от восторга. Белочки забавно попискивали, а потом быстренько перебрались на плечи смеющегося мальчика и по-очереди ткнулись мокрыми носиками ему в щеки.
- Здорово, - радовался Эроу, хлопая в ладоши. – А еще какой-нибудь фокус ты мне покажешь?
- Да, - кивнул мужчина. Он немного задумался. Затем выдернул один огненно-ражий волос у себя, один толстый черный волос у мальчика, связал их вместе в узелок, принялся катать между ладоней. Мальчик с интересом наблюдал за его манипуляциями, всё пытался подсмотреть, но ничего не получалось. Мужчина крепко сжал ладони, а затем убрал одну руку.
- Вау, - протянул мальчик, уставившись на красивый красный камень с черным маленьким цветочком внутри. – Это магия! Дяденька, вы колдун?
- Дяденька? – хихикнул мужчина. – Так меня еще никто не называл. Забавный ты малыш.
- А что это за камень?
- Рубин.
- А что за цветок внутри?
- Нарцисс. Тебе нравится?
- Очень, - глаза мальчика так и горели от восторга. Он не мог налюбоваться столь прелестной вещью.
- Хочешь, я подарю его тебе?
- А можно?
- Да, но за определённую плату.
Мальчик тут же принялся шарить по карманам. Он выглядел таким растерянным и одновременно опечаленным, ведь он, наверное, подумал, что платить придётся не иначе, как деньгами.
- Нет, ты не так меня понял, - поспешил его утешить мужчина. – Я отдам тебе рубин с нарциссом, но только за поцелуй. Годится?
- Поцелуй? – удивился мальчик. Он задумчиво поморщил курносый носик, почесал затылок. – Хорошо!
Мужчина улыбнулся. Оказывается, с детьми всё так просто и легко. Он поманил мальчика пальцем. Эроу послушно подошел. Руки рыжеволосого легли на его плечи, притянули к нему. Губы мужчины накрыли губы мальчика вначале робким, а потом уверенным поцелуем. Мальчик даже не пытался сопротивляться. Он не видел в этом ничего плохого. Но внезапно он осознал для себя, что ему приятно то, что делает незнакомец.
Мужчина неохотно отстранился, облизнул губы, протянул малышу обещанный рубин с нарциссом.
- Тебе уже пора возвращаться домой, - сказал он, продолжая прижимать малыша к себе.
- А я завтра вас увижу? – глаза мальчика казались масленичными, а губы немного припухли от поцелуя.
- Увы, боюсь, что нет, - вздохнул мужчина, потрепав малыша по волосам. – Но я обещаю, что когда-нибудь мы снова встретимся.
- И тогда вы мне покажите новый фокус, - потребовал Эроу. Ну, разве можно было ему отказать? Мужчине пришлось пообещать показать ему много фокусов.
Мальчик не хотел особо идти домой, но нужно было, чтобы не получить нагоняй от родителей в такой важный день. Он так никому и не сказал ничего о том, что было в лесу. А рубин с черным нарциссом старался держать постоянно при себе, пряча от всех.
О том, кто же это всё же был, Эроу узнал от мамы. Оказалось, что он видел самого Лофта, бога обмана, хитрости и огня. Но мальчик не посчитал его таковым. Он скорее назвал бы Лофта богом красоты и волшебства, ведь не может быть, чтобы тот, кто обманывает, был таким добрым.
Второй раз Эроу встретился с Лофтом уже спустя четыре года.
В день Осеннего Равноденствия все веселились, плясали, пели, ели и пили. На столах стояло множество блюд из овощей и мяса, а так же аппетитно пахло свежим хлебом. Тёпленький хлеб разбирался на ура, среди пирующих.
В плане костров молодые девушки танцевали, зазывая парней присоединиться к ним, и те не могли устоять перед их зовом. Только Эроу сидел в стороне, больше любуясь пламенем костра. В руке он сжимал рубин с черным нарциссом, который внезапно стал тёплым. Рядом с ним кто-то сел. Но стоило ему взглянуть на непрошенного гостя, как глаза тут же расширились от удивления.
- Лофт? – удивился мальчик, глядя на огненноволосого бога.
- Не ждал меня, малыш? – улыбнулся в ответ он, протянув ему кружку с медовым напитком. – А ты успел вырасти за эти годы.
- Да, немного, - смущенно кивнул мальчик. – Ты обещал показать фокусы, когда вновь придёшь.
- Ах, ты ранил меня в самое сердце, - изобразил несчастье бог обмана. – Я-то ожидал, что ты скучал по мне, а ты скучал по фокусам. Ах, жестокий ты мальчишка.
- Хи-хи, я и по тебе скучал, - не сдержался от смеха Эроу, сделав большой глоток медового напитка, которое приятно обожгло горло.
- Ладно, раз хочешь фокусов, то будут фокусы, - подмигнул Лофт. Проделав пару жестов руками, он заставил языки пламени костра задрожать, а затем превратиться в необычных птиц и бабочек. Плясавшие рядом девушки удивлённо вскрикнули, парни попятились, а пирующие женщины и мужчины просто посмеялись, сославшись на очередные проделки жрецов, любивших немного попугать молодёжь.
- Здорово! – счастливо улыбался Эроу.
Весь вечер они просидели вдвоём, обсуждая события последних лет. Лофт особо старался не распространяться о том, что же он делал всё это время, а вот мальчик болтал без перерыва, чем еще больше забавлял бога.
Под конец праздника, Лофт уже собирался уходить, когда мальчик остановил его. Толи так подействовал на него медовый напиток, толи просто он забылся, но Эроу не удержался от возможности поцеловать бога на прощание.
А потом в жизни мальчика многое изменится. Так уж вышло, что после этого последнего поцелуя, Эроу начнёт испытывать странное чувство к богу обмана, которое многие называют любовью. И любовь эта будет расти всё больше. Он и сам подумать не мог, что в свои шестнадцать отправится в монастырь при храме Тора, где будет находиться забытый и полуразрушенный храм со статуей бога Лофта. И, разумеется, именно Эроу будет приводить и статую, и храм любимого бога в порядок, чем вызовет непонимание со стороны жрецов Тора. Но не все же должны поклоняться богу грома. Ведь так?
И, разумеется, такая забота тронула Лофта. Особенно Эроу порадовал его в ту самую ночь, когда юноша в качестве дара принёс себя любимому богу. Да, Лофту понравилась такая жертва. И он не переставал восхищаться своим новым любовников, который вскоре сумел стать возлюбленным.
Долгие годы Эроу удавалось скрыть свою тайну. Ведь жрецам Тора не понравилось бы, если бы они узнали, что в их монастыре находится любовник самого Лофта. Мужской монастырь, куда мужчины обычно уходят из-за желания, не только поклоняться своему богу-громовержцу, но и стать жрецами, вот уже двадцать два года был домом для Эроу.
Но всему рано или поздно приходит конец, и тайна становится явной. Как же так вышло, что один из жрецов Тора зашел в храм Лофта в тот самый момент, когда Эроу уже был готов принести очередное подношения своему богу. Пришлось выслушивать долгие упрёки от жреца-настоятеля. Всегда поражало, что жрецы Тора усердно ненавидели жрецов Лофта и наоборот. Наверное, они считают, что раз боги ненавидят друг друга, то и они должны так же поступать.
Конечно, «осквернение статуи Лофта» в его же храме звучало вполне себе громко и заставило всех взглянуть на скромного и тихого Эроу, как на предателя, посмевшего не только предать, но и оскорбить богов своим поведением.
Наказание последовало незамедлительно. Публичная кастрация с отрезанием полового органа.
Это было ужасное наказание. Эроу изо всех сил старался стерпеть боль, унижение и позор. Ведь нелегко расставаться со своим мужским достоинством. После такой процедуры он больше не мог считаться мужчиной, а значит, и делать ему здесь было нечего.
За сутки до своего отбытия из монастыря при храме Тора, Эроу решил навестить статую Лофта. Разумеется, ему было стыдно за произошедшее. Но его куда больше мучила боль от осознания того, что он теперь не сможет видеться с Лофтом так часто, как это было здесь. Ведь только в этом храме, он мог встречаться с любимым богом почти каждую ночь.
- Что ж… - грустно улыбнулся мужчина, - я стал бесполезным смертным. Не думаю, что теперь я буду нужен тебе именно таким…калекой…обесчещенным… Поэтому я зашел попрощаться с тобой.
В руке блеснул клинок. Рука дрогнула, но он не мог жить без него. Не хотел мериться с мыслью, что больше не сможет его увидеть.
- Стой!
Но было уже поздно. Острое лезвие вонзилось в грудь, пронзив сердце мужчины. Лофт успел его подхватить.
- Глупый, что же ты наделал?! – крикнул бог, прижимая умирающего смертного к груди. – Я говорил, что придётся чем-то пожертвовать, но не таким же способом.
- Прости, - прошептал Эроу, чувствуя себя виноватым. Он протянул руку, чтобы дотронуться до щеки любимого, но силы оставили его. Безжизненное тело покоилось на руках Лофта, а тот лишь криво усмехнулся.
- Вот же глупец! – выругался он, бережно положив тело на жертвенник. – Но почему смертные так любят делать из своей любви жертву? Глупый, глупый мальчишка!
Он ударил кулаком по жертвеннику, заставив камень треснуть. Вздохнув, трикстер протянул руку над безжизненным телом, призывая дух умершего к себе на службу. Если душа Эроу еще не успела отправиться в Хельхейм, то Лофт еще успеет сделать его слугой в своих владениях.
Лёгкое дуновение ветра дало понять, что всё сработало. Отняв руку, бог пристально смотрел на безжизненное тело. Тело окутал серебристый туман, а по губам бога скользнула улыбка. Через пару мгновений от тела умершего отсоединилась душа. Полупрозрачный дух, выглядел таким же юным, как и двадцать два года назад. Призрак ступил на пол, неуверенно коснулся протянутой руки трикстера.
- А ты думал, что я тебя вот так возьму и отпущу? – усмехнулся Лофт, заключив возлюбленного в свои объятия. – Запомни, что ты только мой и я тебя никуда от себя не отпущу. Никогда.
- Я рад это слышать, мой любимый бог, - прошептал Эроу, не скрывая своей счастливой улыбки.

Легкий, ласкающий ветерок принес ее на остров Кипр. Там окружили юные Оры вышедшую из морских волн богиню любви. Они облекли ее в златотканую одежду и увенчали венком из благоухающих цветов.

Пику, Анри Пьер - Рождение Венеры - 1874.

Где только не ступала Афродита, там пышно разрастались цветы. Весь воздух полон был благоуханием. Эрот и Гимерот повели дивную богиню на Олимп. Громко приветствовали ее боги. С тех пор всегда живет среди богов Олимпа златая Афродита, вечно юная, прекраснейшая из богинь.


Battista Dossi (1490–1548)

Высокая, стройная, с нежными чертами лица, с мягкой волной золотых волос, как венец лежащих на ее прекрасной голове, Афродита олицетворение божественной красоты и неувядаемой юности. Когда она идет, в блеске своей красоты, в благоухающих одеждах, тогда ярче светит солнце, пышнее цветут цветы. Дикие лесные звери бегут к ней из чащи леса; к ней стаями слетаются птицы, когда она идет по лесу. Львы, пантеры, барсы и медведи кротко ласкаются к ней. Спокойно идет среди диких зверей Афродита, гордая своей лучезарной красотой.


Адольф Вильям Бугро

Ее спутницы Оры и Хариты, богини красоты к грации, прислуживают ей. Они одевают богиню в роскошные одежды, причесывают ее златые волосы, венчают ее голову сверкающей диадемой.
Афродита будит в сердцах богов и смертных любовь. Благодаря этой власти она царит над всем миром. Никто не может избежать ее власти, даже боги.
Но богиня любви, знала и сама муки любви, и ей пришлось оплакивать любимого ею Адониса. Она любила сына царя Кипра, Адониса.


Уэст (1738–1820)

Адонис ("господин") - сын царя Кипра Кинира и Мирры, юный прекрасный бог, правящий порядком вещей на земле.

Жил на Кипре справедливый и мудрый царь Кинир. Он родился в Библосе и перенес на Кипр достижения финикийской культуры. Кинир обучил жителей острова Кипр родной музыке, танцам и многим полезным ремеслам.
Кинир (Кинирас) - кипрский царь, сын Аполлона, отец Мирры (Смирны), отец и дед Адониса.
Однажды жена Кинира похвасталась, что ее дочь Мирра прекрасней самой Афродиты. Богиня не стерпела такого оскорбления и внушила Мирре страсть к родному отцу. Однажды ночью, когда ее кормилица так напоила Кинира, что тот уже ничего не соображал, Мирра забралась к нему в постель.


Мирра и Кинир. Гравюра Вергилия Солис для Метаморфозы Овидия

Кинир, узнав о том, что его дочь обманом зачала ребенка, которого скоро должна была родить, от него же самого, так разъярился, что выхватил меч, и испуганная Мирра бросилась прочь из дворца.

("Birth of Adonis", oil on copper painting by Marcantonio Franceschini, c. 1685-90, Staatliche Kunstsammlungen, Dresden)


Picart - Birth Adonis.

Когда отец настиг ее у обрыва, Афродита спешно превратила ее в мирровое дерево, и родительский меч расколол его ствол пополам. Из трещины выпал крошечный Адонис.
Афродита, уже сокрушаясь о содеянном, заключила Адониса в ларец и передала его Персефоне - царице мертвых, попросив припрятать в укромном месте.
Сгоравшая от любопытства Персефона открыла ларец и обнаружила в нем Адониса. Он был так мил, что она взяла его на руки и отнесла в свой дворец, где и воспитала его.


Персефона Борис Валледжо

Однажды Афродита спустилась в Аид и спросила Персефону, что сталось с тем ларцом, что когда-то был ей дан на хранение. Персефона подозвала к себе юношу неземной красоты. Юный Адонис был так прекрасен, что Афродита тут же загорелась страстью и потребовала вернуть его. Но Адонис уже был тайным любовником Персефоны, и та наотрез отказалась.
Тогда Афродите пришлось обратиться к Зевсу. Но тот не захотел решать споры неподеливших красавца богинь и передал его на рассмотрение суду под председательством музы Каллиопы.

Хендрик де Клерк, фламандский, 1570-1629. Венера и Адонис.

Bartholomäus Spranger

Та признала за Афродитой и Персефоной равные права и решила, что он будет проводить время с каждой по очереди. Но чтобы Адонис имел отдых от посягательств любвеобильных богинь, Каллиопа разделила год на три равных части, одну из которых Адонис должен был проводить с Персефоной, вторую - с Афродитой, а третью - по своему усмотрению.


Корнелис Корнелиссен (1562–1638)

Но Афродита, пользуясь своей властью над любовью и поясом, сотканным из вожделения, пользовалась также и свободным временем юного бога, который по собственному желанию оставался с Афродитой.

Annibale Carracci - Venus, Adonis and Cupid


Hendrick Goltzius


Абрахам Блумарт (1564–1651)


Christiaen van Couwenbergh (1604–1667)

Фердинанд Боль (1616–1680)

Никола Пуссен (1594–1665)


Абрахам Янсенс (1567–1632)

Афродита родила от Адониса сына Голга, основателя Голгов на Кипре и дочь Берою, основательницу фракийской Берои.
Все время проводила Афродита с возлюбленным. С ним охотилась Афродита в горах и лесах Кипра, подобно деве Артемиде.


Бартоломеус Спрангер (1546–1611)

Simon Vouet (French, 1590 - 1649)

Но иногда приходилось ей покидать возлюбленного, чтобы побывать на Олимпе. И Адонис охотился в одиночку.


Венера попытки сохранить Адониса с охоты.After Peter Paul Rubens

Augustin Van den Berghe (Бельгия 1756-1836)

Charles-Joseph Natoire - Vénus et Adonis

Тициан (1490–1576)

Персефона же, узнав о том, что Афродита нечестно проводит с Адонисом вдвое больше времени, решила отомстить. Она отправилась к любовнику Афродиты Аресу и заявила ему, что Пеннорожденная предпочитает ему, великому Аресу-Эниалию, какого-то смертного, женоподобного, смазливого Адониса. Воспылав ревностью, но не желая ссоры с Афродитой, Арес превратился в дикого вепря и направился к местам охоты соперника. Когда собаки Адониса напали на след громадного кабана, юноша радовался такой богатой добыче. Он не предчувствовал, что это его последняя охота. Вепрь набросился на него и смертельно ранил.

"Смерть Адониса"- Антонио Темпеста, ок. 1593 г.

"Гибель Адониса "-Джузеппе Маццуоли, 1709 г.


Промчался было мимо
Косматый зверь и как споткнулся,
Учуя веянья любви
И амброзийной женской плоти,
И крови поцелуйных ласк,
Что для него, как знак к свирепству.
Пронзив Адониса клыками
И завертев над головой,
Кабан отбросил тело наземь
И, как в испуге, убежал.

Камбьязо Лука.

А. П. Лосенко. «Смерть Адониса». 1764

Корнелис Holsteyn, 1647


Франсиско Гойя (1746–1828)

Когда Афродита узнала о смерти Адониса, то, полная невыразимого горя, сама пошла она в горы Кипра искать тело любимого юноши. По крутым горным стремнинам, среди мрачных ущелий, по краям глубоких пропастей шла Афродита.
Острые камни и шипы терновника изранили нежные ноги богини. Капли ее крови падали на землю, оставляя след всюду, где проходила богиня.

Jacopo Zanguidi Bertoia - Venus Led by Cupid to the Dead Adonis


Рибера, Хосе де (1591–1652)

Джованни Баттиста Гаулли (1639–1709) Гибель Адониса

Рубенс, Питер Пауль (1577–1640)

Giulio Carpioni (1613–1678)

Никола Пуссен (1594–1665) Vénus pleurant Adonis

Laurent de La Hyre (1606–1656)


Наконец, нашла Афродита тело Адониса. Горько плакала она над рано погибшим прекрасным юношей. Чтобы навсегда сохранилась память о нем, велела богиня вырасти из крови Адониса нежному анемону.

КЛОД МОНЕ Анемоны

А там, где падали из израненных ног богини капли крови, всюду выросли пышные розы, алые, как кровь Афродиты.

Красивые предания и легенды о древних богах, когда люди жили в гармонии с природой, и во всем происходящем видели божественную причину и замысел, по сей день будоражат воображение творческих людей. Богиня Афродита, самая прекрасная обитательница Олимпа – ей посвящена данная статья.

Кто такая Афродита

Влияние соседних народов, а также торговля с другими странами накладывали отпечаток на верования и религию древних греков, иногда происходило слияние похожих культов и существующие боги обогащались новыми характерными чертами. Кто такая Афродита в греческой мифологии – историки и археологи считают, что культ кипрской богини изначально был семитического происхождения и привнесен в Древнюю Грецию из Аскалона, где богиня Афродита звалась Астартой. Афродита входит в пантеон 12 главных богов Олимпа. Сферы влияния и функции богини:

  • плодовитость природы;
  • по своему усмотрению одаривает людей красотой;
  • покровительствует влюбленным, заключению браков и рождению детей;
  • сладострастие;
  • влюбленность;
  • чувственность;
  • насылает эротические фантазии и сны;
  • наказывает тех, кто отвергает чувство любви.

Как выглядит Афродита

С приходом культа богини любви, произошел скачок в развитии искусства: греки стали уделять большое внимание воспроизведению обнаженного тела в картинах, фресках и скульптуре. Богиня Афродита, на первоначальном этапе отличалась от изображений других богов греческого пантеона тем, что была полностью обнажена. Внешность богини говорила сама за себя:

  • прекрасная, с длинными волосами цвета золота дева;
  • нежные и тонкие черты лица;
  • вечно юная;
  • изящная и грациозная как лань;
  • глаза цвета изумрудов.

Атрибуты Афродиты:

  1. Золотая чаша с вином – человек, испивший из чаши, становился бессмертным и обретал вечную молодость.
  2. Пояс Афродиты – даровал сексуальные чары и усиливал того, кто его надевал. В мифах, Афродита иногда давала пояс в пользование другим богиням по их просьбе для обольщения мужей или любовников.
  3. Птицы – голуби и воробьи, символ плодовитости.
  4. Цветы – роза, фиалка, нарцисс, лилия - символы любви.
  5. Яблоко – плод искушения.

Богиня красоты Афродита часто сопровождается спутниками:

  • нимфы – духи природы;
  • хоры – богини времени и порядка в природе;
  • Эрос – божество-лучник поражающий стрелами любви;
  • хариты – богини веселья и радости прислуживают богине, одевают ее в прекрасные наряды и расчесывают золотые волосы.

Афродита - мифология

Мифы, согласно которым появилась Афродита древнегреческая богиня, по-разному трактуют это событие. Традиционный способ рождения, описанный Гомером, где мать Афродиты морская нимфа Диона, а отец - сам верховный громовержец Зевс. Существует версия, в которой родителями богини являются богиня Артемида и Зевс – как объединение мужского и женского начала.

Другой миф, более архитипический. Богиня Земли Гея разгневалась на мужа бога Неба Урана, от которого рождались ужасные дети. Гея попросила сына Кроноса оскопить отца. Кронос отсек серпом гениталии Урана и забросил их в море. Вокруг отсеченного органа образовалась белоснежная пена, из которой появилась уже взрослая богиня любви. Произошло это событие у о. Кифера в Эгейском море. Ветер доставил ее на морской раковине до Кипра, и она вышла на берег. Хоры надели на нее золотое ожерелье, диадему и отвели на Олимп, где боги в изумлении взирали на богиню и каждый хотел взять ее в жены.

Афродита и Арес

Афродита в греческой мифологии известна своей любвеобильностью, в числе ее возлюбленных и боги и простые смертные. В исторических источниках указано, что муж Афродиты бог кузнечного ремесла Гефест был хромым и не блистал красотой, поэтому частенько богиня любви утешалась в объятьях мужественного и воинственного . Однажды, Гефест желая уличить Афродиту в связи с богом войны сковал тонкую бронзовую сеть. Утром, проснувшись, любовники обнаружили себя спутанными сетью. Гефест в отместку пригласил желающих поглазеть на голых и беспомощных Афродиту и Ареса.

От любви с богом разрушения и войны родились дети Афродиты:

  1. Фобос - бог сеющий страх. Верный спутник своего отца в битвах.
  2. Деймос - олицетворение ужаса войны.
  3. Эрот и Антерос - братья-близнецы, отвечающие за влечение и взаимную любовь.
  4. Гармония – покровительствует счастливому браку, жизни в единении и согласии.
  5. Гимерот – бог пламенной страсти.

Афродита и Адонис

Афродита - греческая богиня познала в любви и муки страдания. Прекрасный юноша Адонис, который превзошел по красоте даже богов Олимпа, покорил сердце Афродиты с первого взгляда. Страстью Адониса была охота, без которой он не смыслил свою жизнь. Афродита сопровождала возлюбленного и сама увлеклась охотой на диких зверей. В один ненастный день, богиня не смогла пойти с Адонисом охотиться и просила его внять ее мольбам поберечь себя, но произошло так, что собаки Адониса напали на след дикого вепря и юноша поспешил в предвкушении добычи.

Афродита почувствовала смерть любимого отправилась на его поиски, продираясь через заросли, вся израненная от шипов терновника и острых камней впивавшихся в нежные ноги, богиня отыскала Адониса бездыханного со страшной рваной раной оставленной клыками вепря. В память о возлюбленном из капель его крови Афродита создала цветок анемон, ставший ее атрибутом. Зевс видя горе богини, договорился с Аидом, что полгода Адонис проводит в царстве мертвых- это время зима, пробуждение природы олицетворяет время когда Адонис на полгода воссоединяется с Афродитой.

Аполлон и Афродита

Миф про Афродиту, самую прекрасную из богинь Олимпа противопоставляется мифам об Аполлоне, который олицетворяет самого прекрасного из божественного греческого пантеона. Аполлон - бог солнца ослепителен в своей красоте и любвеобилен. Сын Афродиты Эрос, исполняя волю матери, частенько поражал своими стрелами блистательного Аполлона. Аполлон и Афродита не были любовниками, но являлись своего рода эталонами мужской и , нашедших отражение в эллинском искусстве скульптуры.

Афина и Афродита

Богиня Греции Афродита решила испробовать себя в каком-нибудь другом ремесле, кроме любовного и остановила свой выбор за прядением. Афина - богиня войны и ремесел застала богиню за прялкой, от чего возмущению ее не было предела. Афина посчитала это посягательством и вмешательством в ее сферы и полномочия. Афродита не захотела ссориться с Афиной, извинилась и пообещала больше не прикасаться к прялке.

Афродита и Венера

Древняя богиня Афродита настолько приглянулась воинственным римлянам, что они переняли культ Афродиты и назвали ее Венерой. Римляне считали богиню своей прародительницей. Гай Юлий Цезарь гордился и постоянно упоминал, что его род происходит от великой богини. Венера Победоносная почиталась как дающая победу римскому народу в сражениях. Афродита и Венера идентичны по функциям.

Афродита и Дионис

Дионис – бог плодородия и виноделия, тщетно добивался благосклонности Афродиты долгое время. Богиня часто утешалась в случайных связях, и удача улыбнулась Дионису. Сын Диониса и Афродиты, Приап, появившийся в результате мимолетного увлечения был настолько безобразен, что Афродита отказалась от ребенка. Огромные гениталии Приапа, которыми его наделила мстительная Гера стали символом плодородия у греков.


Афродита и Психея

Древнегреческая Афродита была наслышана о красоте земной женщины Психеи и решила сгубить ее, отправив Эрота поразить Психею стрелой любви к самому безобразному из мужчин. Но Эрот сам влюбился в Психею и сделал ее своей, разделяя с ней ложе только при полной темноте. Психея, подговоренная сестрами решила взглянуть на мужа, пока тот спит. Зажгла светильник и увидела, что сам Эрот в ее постели. Капля воска упала на Эрота, тот проснулся и в ярости покинул Психею.

Девушка разыскивает возлюбленного по всему свету и вынуждена обратиться к матери Эрота Афродите. Богиня дает бедняжке невыполнимые задания: рассортировать разные виды зерен сваленных в одну огромную кучу, добыть золотое руно с взбесившихся овец, набрать воду из Стикса и в подземном царстве добыть снадобье для лечения ожога Эрота. С помощью сил природы, Психея справляется с трудными поручениями. Выздоровевший бог любви, тронутый заботой просит у небожителей Олимпа узаконить брак с Психеей и даровать ей бессмертие.

Афродита и Парис

«Яблоко раздора» самый древнегреческий миф о Афродите, Афине и Гере. Парис, сын троянского царя Приама развлекался игрой на флейте и любовался красотами природы, как вдруг увидел, что по направлению к нему идет сам вестник богов Гермес, а с ним три великие богини Олимпа. Со всей прыти побежал от страха Парис, но Гермес окликнул его, сказав, что Зевс велит рассудить юноше кто из богинь самая красивая. Гермес вручил Парису золотое яблоко с надписью «Наипрекраснейшей».

Богини решили подкупить Париса дарами, чтобы получить плод. Гера обещала Парису власть и правление над Европой и Азией. Афина пообещала вечную славу среди мудрецов, и победы во всех сражениях. Афродита подошла и ласково пообещала любовь самой красивейшей из смертных – Елены Прекрасной. Парис, возжелавший Елену, отдал Афродите. Богиня помогла выкрасть Елену и покровительствовала их союзу. По этой причине вспыхнула Троянская война.

Афродита и Посейдон

Афродита, богиня любви, была небезразлична и богу морской стихии Посейдону, который воспылал к ней вожделением, увидев ее обнаженную в постели с Аресом, в тот момент, когда те были пойманы в сеть Гефеста. Афродита, для встряски чувства ревности у Ареса, ответила Посейдону взаимной вспышкой кратковременной страсти. Богиня родила дочь Роду, ставшую женой Гелиоса – солнечного божества.

Афродита (Анадиомена, Астарта, Венера, Иштарь, Иштар, Киприда, Камея, Миллита) - богиня красоты и любви, неба, ветра и моря.

Златая и вечно юная Афродита (Венера), живущая на Олимпе, считается богиней неба и моря, посылает дождь на землю, а также богиней любви, олицетворяющей божественную красоту и неувядающую юность.

Афродита считается самой прекрасной из всех богинь Олимпа и вечно пребывает там.

Вечно юная девушка, высокая и стройная, с перламутровой белой кожей и темно-синими глубокими глазами. Лицо Афродиты с нежными чертами лица обрамлено мягкой волной длинных кудрявых золотых волос, украшенных сияющей диадемой и венком из благоухающих цветов, как венец лежащих на ее прекрасной голове – никто не может сравниться по красоте самой прекрасной из всех богинь и смертных.

Одета богиня Афродита в ниспадающие тонкие благоухающие златотканые одежды, распространяет благоухание при своем появлении, а там где ступают ее красивые ножки, Богини красоты (Оры) и богини грации (Хариты) везде сопровождают Афродиту, развлекают и прислуживают ей.

Дикие звери и птицы совсем не боятся лучезарную богиню, кротко ласкаются к ней и поют ей песни. Путешествует Афродита на птицах: лебедях, гусях, голубях или воробьях,- легкие крылья птичек быстро переносят богиню с места на место.

Богиня любви и красоты, моря и неба – Афродита дарит счастье тем, кто служит ей: подарила жизнь для красивой статуи девушки, в которую бесконечно влюбился Пигмалион. Но наказывает и тех, кто отвергает ее дары: так жестоко наказала она Нарцисса, влюбившегося в свое отражение в прозрачном лесном ручье и умершего от тоски.

Золотое яблоко из далеких садов гереспид – символ Афродиты, который она получила в подтверждение своей красоты от горного пастуха Париса (сына царя великой Трои), признавшего Афродиту прекраснейшей, которая красивее Геры (жены ее дяди Зевса) и Афины (сестры Зевса).

В награду за свой выбор Парис получил помощь богини в завоевании прекраснейшей из смертных – Елены (дочь Зевса и его возлюбленной Леды, жена царя Спарты Минелая) и постоянную поддержку во всех своих начинаниях.

Дочь своих родителей – богиня моря и неба - ветреная Афродита будит своей неземной красотой любовь в сердцах и любовную страсть, и поэтому царит над миром. Любое появление Афродиты в благоухающих одеждах заставляет солнце сиять ярче и пышнее цвести .

Живет Афродита на Олимпе, восседает на богатом золотом троне, выкованном самим Гефестом, и золотым гребнем любит расчесывать свои пышные кудри. Золотая мебель стоит в ее божественном доме. Только любовь творит прекрасная богиня, совершенно не прикасаясь к любой работе руками.

Рождение Афордиты

История рождения богини любви и красоты имеет несколько истинных версий, как и ответы на вопрос о причинах появления чувства любви между людьми на Земле.

Афродита - дочь Урана

Любимая и последняя дочь бога неба Урана - Афродита родилась около острова Киферы из белоснежной пены морских волн. Легкий, ласкающий ветерок принес ее на остров Кипр.

Морская пена образовалась от смешения крови Урана, попавшей в соленые воды Эгейского моря во время битвы боге неба Урана с сыном-титаном коварным Кроном (Кроносом, Хроносом) – богом земледелия и времени.

Это история рождения Афродиты предполагает ее девственное зачатие от одного отца.

Афродита – дочь Крона

По версии орфиков, морская пена образовалась из крови самого Крона во время его кровавой битвы с сыном Зевсом – богом грома и молний - за власть на небе.

Поэтому Афродита может быть и последней и любимой дочерью бога земледелия и времени Крона (Кроноса, Хроноса).

По этим двум версиям, можно сделать вывод, что любовь появляется в результате борьбы, возникает просто так..

Афродита – дочь Зевса и Дионы

По версии греческой мифологии Афродита является дочерью громовержца Зевса и его возлюбленной Дионы (богини дождя), которая вышла на свет как жемчужина из перламутровой раковины.

Зевс - сын Крона (Кроноса, Хроноса), то есть Афродита для него может быть сводной сестрой (если является дочерью Крона) или тетей (если является дочерью Урана и сводной сестрой Крона).

Когда возникла любовь?

Где только не ступала Афродита, там пышно разрастались цветы. Весь воздух полон был благоуханием. Ступив на остров Кипр, юная Афродита вознеслась на Олимп и стала помогать богам и смертным в делах любви и страсти.

Любовь Афродиты и Адониса

Адонис (Адон, Дионис, Таммуз) – сына царя острова Крит по имени Минир и его дочери Мирры, которая тайно согрешила со своим отцом без его ведома и была вынуждена покинуть Кипр.

Адонис - это прекрасный мужчина, но не бог, потому что родился от простых смертных, хотя и при помощи богов.

Боги сжалились над Миррой и превратили ее в дерево "мирра" с благовонной смолой. Из ствола дерева "мирра" при помощи богини Афродиты и появился младенец Адонис, который «красивейшим слыл из младенцев».

Афродита моментально влюбилась в него с первого взгляда и спрятала малыша с золотом ларце, а потом передала Персефоне (дочери Зевса и Деметры, и богине подземного царства) в царство невидимого бога Аида (Плутона), которая тоже сразу влюбилась в прекрасного мальчика и не хотела отпускать его обратно на землю.

Возмужав, Адонис превратился в прекрасного юношу и никто из смертных не был равен ему красотою, он был даже прекрасней богов-олимпийцев. Стали спорить две прекрасные богини за право проводить свое время с Адонисом и пришли к Зевсу, а Зевс отправил их к своей дочери - музе науки и поэзии - Эвтерпе, - более сведущей в вопросах любви.

Муза науки и поэзии Эвтерпа по поручению своего отца Зевса решила, что треть года юноша будет проводить с Афродитой, вторую треть – с Персефоной, а третью – по своему желанию.

Бросила Афродита ради любимого Адониса своего мужа - бога войны Ареса (сына Зевса и сводного своего брата, по греческой версии), забыла богиня и сияющий Олимп, и цветущие острова Патмос, Киферу, Паф, Книд, Амафунт - все время проводила она с юным Адонисом, и только он стал иметь для нее значение.

Многие боги добивались ее любви: Гермес – бог торговли, Посейдон – бог океана, и грозный Арес пытался вернуть свою жену, но она любила только Адониса и жила только мыслями о нем.

Первый муж Афины - кузнец Гефест (сына Геи и Зевса), с широким торсом и крепкими руками, выковал для своей прекрасной жены божественный пояс, благодаря которому любой мужчина, и бог и смертный, сходил с ума от страсти и любви. После расставания с Гефестом волшебный пояс остался у Афродиты. Постоянно одевала свой пояс прекрасная Афродита на встречи с возлюбленным Адонисом, что тот забыл богиню Персефону и совсем перестал сходить в подземное царство ее мужа Аида.

Каждое утро Афродита открывала свои прекрасные синие глаза с мыслью о возлюбленном и каждый вечер, засыпая, думала о нем. Афродита стремилась всегда быть рядом с возлюбленным, поэтому разделяла многие увлечения своего милого друга.

Охота Адониса

Адонис с Афродитой охотились в Ливанских горах и в лесах Кипра, забыла Афродита о своих золотых украшениях, о своей красоте, но не менее прекрасной оставалась она даже в мужском костюме, стреляя из лука, подобно стройной богине охоты, луны и счастливого брака Артемиде (Диане), и натравливая своих собак на лестных зверей и животных.

Под палящими лучами жаркого солнца и в непогоду охотилась она на зайцев, пугливых оленей и серн, избегая охоты на грозных львов и кабанов. И у Адониса просила она избегать опасностей охоты на львов, медведей и кабанов, чтобы не случилось с ним несчастья. Редко покидала богиня царского сына, а покидая его, каждый раз молила помнить ее просьбы.

Однажды в отсутствие Афродиты Адонис заскучал и решил поехать на охоту, чтобы развлечься. Собаки Адониса напали на след громадного старого и бесстрашного кабана (вепря или дикой свиньи) весом под 200 килограмм и длиной почти в два (!) метра. Собаки яростным лаем подняли зверя из ямы, где он сладко спал, тихо похрюкивая после славного завтрака, и погнали его по густому лесу среди кустарников и деревьев.

Не просто так погиб юный красавец, есть несколько версий о виновных в его смерти. В кабана мог превратиться бог войны и раздора Арес, брошенный Афродитой, или Персефона (жена Аида и богиня царства мертвых), отвергнутая Адонисом, либо разгневанная убийством любимой лани Артемида (Диана) – владычица всех зверей на острове Крит.

Услышав оживленный лай, Адонис обрадовался долгожданному развлечению и богатой добыче. Он забыл все мольбы и просьбы своей прекрасной подруги и не предчувствовал, что это его последняя охота.

В азарте стал подгонять Адонис своего коня и быстро поскакал по солнечному лесу туда, где слышался заливистый лай. Все ближе лай собак, вот уже мелькнул громадный кабан среди кустов. Окружили громадного зверя собаки Адониса, с рычанием вцепились зубами в его толстую просмоленную шкуру.

Уже готовится Адонис пронзить разъяренного кабана своим тяжелым копьем, занеся его над зверем и выбирая лучшее место для удара среди брони («калкана») из смолы и шерсти взрослого зверя. Промедлил юный охотник с ударом, не смогли удержать собаки сильного бесстрашного зверя, и кинулся на Адониса огромный кабан, очень злой и раздраженный внезапным пробуждением и стремительной пробежкой по лесу.

Не успел отскочить юный Адонис от быстрого злого зверя, и кабан – «одинец» своими громадными клыками смертельно ранил любимца Афродиты, разорвав артерии на его прекрасном бедре.

Упал с коня юный красавец среди высоких деревьев и его кровь оросила влажную землю из страшной рваной раны. Через несколько минут умер неустрашимый и мужественный Адонис от потери крови, и зашелестели деревья своими листами над его светлой головой.

Печаль Афродиты и появление розы

Когда Афродита узнала о смерти Адониса, то, полная невыразимого горя, сама пошла она в горы Кипра искать тело любимого юноши. По крутым горным стремнинам, среди мрачных ущелий, по краям глубоких пропастей шла Афродита.

Острые камни и шипы терновника изранили нежные ноги богини. Капли ее крови падали на землю, оставляя след всюду, где проходила богиня. А там, где падали из израненных ног богини капли крови, всюду Афродиты. Поэтому красная алая роза считается символом вечной любви во все времена.


Наконец, нашла Афродита тело Адониса. Горько плакала она над рано погибшим прекрасным юношей, долго пряча его тело в зарослях лука-латука, который и по сей день приносит слезы всем, кто дотрагивается до него.

Чтобы навсегда сохранилась память о нем, с помощью нектара богиня вырастила из крови Адониса нежный анемон кровавого цвета – цветок ветра, похожий на красные

Автор - Alexandra-Victoria . Это цитата этого сообщения

Миф о Афродите (Венере) и Адонисе на полотнах знаменитых художников.

Аннибале Карраччи. Венера, Адонис и Купидон.



Около острова Киферы родилась Афродита, дочь Урана, из белоснежной пены морских волн.

Эжен-Эммануэль Амори-Дюваль (1808-1885)

Легкий, ласкающий ветерок принес ее на остров Кипр. Там окружили юные Оры вышедшую из морских волн богиню любви. Они облекли ее в златотканую одежду и увенчали венком из благоухающих цветов.

Пику, Анри Пьер - Рождение Венеры - 1874.

Где только не ступала Афродита, там пышно разрастались цветы. Весь воздух полон был благоуханием. Эрот и Гимерот повели дивную богиню на Олимп. Громко приветствовали ее боги. С тех пор всегда живет среди богов Олимпа златая Афродита, вечно юная, прекраснейшая из богинь.

Battista Dossi (1490-1548)

Высокая, стройная, с нежными чертами лица, с мягкой волной золотых волос, как венец лежащих на ее прекрасной голове, Афродита олицетворение божественной красоты и неувядаемой юности. Когда она идет, в блеске своей красоты, в благоухающих одеждах, тогда ярче светит солнце, пышнее цветут цветы. Дикие лесные звери бегут к ней из чащи леса; к ней стаями слетаются птицы, когда она идет по лесу. Львы, пантеры, барсы и медведи кротко ласкаются к ней. Спокойно идет среди диких зверей Афродита, гордая своей лучезарной красотой.

Адольф Вильям Бугро

Ее спутницы Оры и Хариты, богини красоты к грации, прислуживают ей. Они одевают богиню в роскошные одежды, причесывают ее златые волосы, венчают ее голову сверкающей диадемой.
Афродита будит в сердцах богов и смертных любовь. Благодаря этой власти она царит над всем миром. Никто не может избежать ее власти, даже боги.
Но богиня любви, знала и сама муки любви, и ей пришлось оплакивать любимого ею Адониса. Она любила сына царя Кипра, Адониса.

Уэст (1738-1820)

Адонис ("господин") - сын царя Кипра Кинира и Мирры, юный прекрасный бог, правящий порядком вещей на земле.

Жил на Кипре справедливый и мудрый царь Кинир. Он родился в Библосе и перенес на Кипр достижения финикийской культуры. Кинир обучил жителей острова Кипр родной музыке, танцам и многим полезным ремеслам.
Кинир (Кинирас) - кипрский царь, сын Аполлона, отец Мирры (Смирны), отец и дед Адониса.
Однажды жена Кинира похвасталась, что ее дочь Мирра прекрасней самой Афродиты. Богиня не стерпела такого оскорбления и внушила Мирре страсть к родному отцу. Однажды ночью, когда ее кормилица так напоила Кинира, что тот уже ничего не соображал, Мирра забралась к нему в постель.

Мирра и Кинир. Гравюра Вергилия Солис для Метаморфозы Овидия

Кинир, узнав о том, что его дочь обманом зачала ребенка, которого скоро должна была родить, от него же самого, так разъярился, что выхватил меч, и испуганная Мирра бросилась прочь из дворца.

("Birth of Adonis", oil on copper painting by Marcantonio Franceschini, c. 1685-90, Staatliche Kunstsammlungen, Dresden)

Picart - Birth Adonis.

Когда отец настиг ее у обрыва, Афродита спешно превратила ее в мирровое дерево, и родительский меч расколол его ствол пополам. Из трещины выпал крошечный Адонис.
Афродита, уже сокрушаясь о содеянном, заключила Адониса в ларец и передала его Персефоне - царице мертвых, попросив припрятать в укромном месте.
Сгоравшая от любопытства Персефона открыла ларец и обнаружила в нем Адониса. Он был так мил, что она взяла его на руки и отнесла в свой дворец, где и воспитала его.

Персефона Борис Валледжо

Однажды Афродита спустилась в Аид и спросила Персефону, что сталось с тем ларцом, что когда-то был ей дан на хранение. Персефона подозвала к себе юношу неземной красоты. Юный Адонис был так прекрасен, что Афродита тут же загорелась страстью и потребовала вернуть его. Но Адонис уже был тайным любовником Персефоны, и та наотрез отказалась.
Тогда Афродите пришлось обратиться к Зевсу. Но тот не захотел решать споры неподеливших красавца богинь и передал его на рассмотрение суду под председательством музы Каллиопы.

Хендрик де Клерк, фламандский, 1570-1629. Венера и Адонис.

Bartholomäus Spranger

Та признала за Афродитой и Персефоной равные права и решила, что он будет проводить время с каждой по очереди. Но чтобы Адонис имел отдых от посягательств любвеобильных богинь, Каллиопа разделила год на три равных части, одну из которых Адонис должен был проводить с Персефоной, вторую - с Афродитой, а третью - по своему усмотрению.

Корнелис Корнелиссен (1562-1638)

Но Афродита, пользуясь своей властью над любовью и поясом, сотканным из вожделения, пользовалась также и свободным временем юного бога, который по собственному желанию оставался с Афродитой.

Annibale Carracci - Venus, Adonis and Cupid

Hendrick Goltzius

Абрахам Блумарт (1564-1651)

Christiaen van Couwenbergh (1604-1667)

Фердинанд Боль (1616-1680)

Никола Пуссен (1594-1665)

Абрахам Янсенс (1567-1632)

Афродита родила от Адониса сына Голга, основателя Голгов на Кипре и дочь Берою, основательницу фракийской Берои.
Все время проводила Афродита с возлюбленным. С ним охотилась Афродита в горах и лесах Кипра, подобно деве Артемиде.

Бартоломеус Спрангер (1546-1611)

Simon Vouet (French, 1590 - 1649)

Но иногда приходилось ей покидать возлюбленного, чтобы побывать на Олимпе. И Адонис охотился в одиночку.

Венера попытки сохранить Адониса с охоты.After Peter Paul Rubens

Augustin Van den Berghe (Бельгия 1756-1836)

Charles-Joseph Natoire - Vénus et Adonis

Тициан (1490-1576)

Персефона же, узнав о том, что Афродита нечестно проводит с Адонисом вдвое больше времени, решила отомстить. Она отправилась к любовнику Афродиты Аресу и заявила ему, что Пеннорожденная предпочитает ему, великому Аресу-Эниалию, какого-то смертного, женоподобного, смазливого Адониса. Воспылав ревностью, но не желая ссоры с Афродитой, Арес превратился в дикого вепря и направился к местам охоты соперника. Когда собаки Адониса напали на след громадного кабана, юноша радовался такой богатой добыче. Он не предчувствовал, что это его последняя охота. Вепрь набросился на него и смертельно ранил.

"Смерть Адониса"- Антонио Темпеста, ок. 1593 г.

"Гибель Адониса "-Джузеппе Маццуоли, 1709 г.

Промчался было мимо
Косматый зверь и как споткнулся,
Учуя веянья любви
И амброзийной женской плоти,
И крови поцелуйных ласк,
Что для него, как знак к свирепству.
Пронзив Адониса клыками
И завертев над головой,
Кабан отбросил тело наземь
И, как в испуге, убежал.

Камбьязо Лука.

А. П. Лосенко. «Смерть Адониса». 1764

Корнелис Holsteyn, 1647

Франсиско Гойя (1746-1828)

Когда Афродита узнала о смерти Адониса, то, полная невыразимого горя, сама пошла она в горы Кипра искать тело любимого юноши. По крутым горным стремнинам, среди мрачных ущелий, по краям глубоких пропастей шла Афродита.
Острые камни и шипы терновника изранили нежные ноги богини. Капли ее крови падали на землю, оставляя след всюду, где проходила богиня.

Jacopo Zanguidi Bertoia - Venus Led by Cupid to the Dead Adonis

Рибера, Хосе де (1591-1652)

Джованни Баттиста Гаулли (1639-1709) Гибель Адониса

Giulio Carpioni (1613-1678)

Никола Пуссен (1594-1665) Vénus pleurant Adonis

Laurent de La Hyre (1606-1656)


Наконец, нашла Афродита тело Адониса. Горько плакала она над рано погибшим прекрасным юношей. Чтобы навсегда сохранилась память о нем, велела богиня вырасти из крови Адониса нежному анемону.

КЛОД МОНЕ Анемоны

А там, где падали из израненных ног богини капли крови, всюду выросли пышные розы, алые, как кровь Афродиты.

Хендрик Гольциус (1558-1617)

С тех пор эти два цветка стали растениями Афродиты, и влюбленные часто украшали себя венками из них.

Сжалился Зевс-громовержец над горем богини любви и велел он брату своему Аиду и жене его Персефоне отпускать каждый год Адониса на землю из печального царства теней умерших. С тех пор полгода остается Адонис в царстве Аида, а полгода живет на земле с богиней Афродитой. Вся природа ликует, когда возвращается на землю к ярким лучам солнца юный, прекрасный любимец златой Афродиты Адонис.

Джакопо Амигони (1682-1752)

Жан-Франсуа де Труа

Рубенс, Питер Пауль (1577-1640)

Паоло Веронезе. Венера и Адонис. 1580. Музей Прадо. Мадрид

Хендрик Гольциус. Венера и Адонис, 1614.

François Lemoyne

Пьер Поль Прюдон (1758-1823)

Себастьяно Риччи (1659-1734)

Nicolas Mignard (1606-1668)

Изложено по поэме Овидия "Метаморфозы"