Как моральная стойкость и духовное возрождение общества. Нравственное сознание эпохи средневековья и возрождения

11.03.2020 Луна

В данной статье рассматриваются взгляды представителей Православной церкви, ученых на значимость возрождения православных объектов. О влиянии церковной жизни на духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аннотация: В данной статье рассматриваются взгляды представителей Православной церкви, ученых на значимость возрождения православных объектов. О влиянии церковной жизни на духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения.

Ключевые слова: Значимость веры в жизни человека, возрождение православных традиций, возрождение церкви, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, вера в Бога, Промысел Божий.

Возрождение святынь

«Вера в Бога есть уверенность в высшем благе. Потеря этой веры есть величайшее из несчастий, какое может постигнуть народ».

М. О. Меньшиков

Каждый раз, когда прикасаешься к истории святой Руси, открываешь неведомые для себя странички, проникаешься великой силой патриотизма и необычайной гордости за свою Родину. Поистине «умом Россию не понять», а взором не окинуть. Есть в ней все: и величие, и простор, и сила духа, и удаль молодецкая, и идущая от корней душевная тоска… А какие герои-подвижники жили на нашей земле! Дмитрий Донской, Владимир Красно Солнышко, Иван Калита, Александр Невский… И каждый из них не только защищал рубежи своего Отечества, но и расширял границы, строил православные храмы, боролся за укрепление в русской жизни духовной и объединяющей силы Русской Православной Церкви. Не случайно фраза великого князя Александра Невского «Встань за веру, Русская земля» стала сегодня просто крылатым выражением.

На размышления о значимости Православия и Божьего Промысла в судьбе села и народа наталкивает во многом стихотворение моего земляка В. Аринушкина, затрагивающее многие глубокие вопросы прошлого и настоящего, в том числе вопросы веры и её значения в жизни человека.

России часть – Большой Морец.

Село старинное, ты знаешь,

Как хорошо, что, наконец,

Он над лугами поплывет,

Он в каждом сердце отзовется,

Надежда в людях оживет,

И благодать в душе проснется.

Вновь что-то близкое, родное

Звон колокольный возродит,

С небес незримое, святое

На крыльях с ангелом слетит.

И люди к Богу станут ближе,

А Бог людскую доброту

Всегда увидит, и услышит,

И отведет от них беду.

Возврат утраченных традиций –

В них так нуждается душа,

Что у людей добреют лица…

О жизнь! Ты вправду хороша!

И на Покров, в престольный праздник,

Польется колокольный звон,

Не доказательство нам разве,

Что вновь в Морце родился он?

В глазах людей застыли слезы…

Как ни ломали наш народ,

А все же Бог – это серьезно,

К добру и свету он ведет.

В России слово «возрождение» на устах у всех и уже не первый год. В различных вариациях и контекстах оно звучит по-разному. В устах одних это слово выражает почти утопические надежды, в речах других выполняет функцию прикрытия шовинизма и демагогии.

Приходится слышать, что возрождение России должно начаться не с государства, а с Церкви. Еще лет десять тому назад возрождение Русской Церкви в принципе представлялось большинству наших архиереев достаточно примитивно: как численный рост православных, переиздание дореволюционной религиозной литературы и реставрация старых храмов

Возрождение Церкви невозможно без возрождения в людях духовности. А что такое духовность? Духовность - это чувство ответственности перед Творцом за все, что происходит с человеком, со страной, с планетой! Духовность - это ощущение присутствия Творца и в большом, и в малом!

Долгие десятилетия народ нашей страны, страны научного атеизма, был лишен духовной опоры - веры в Бога. Просто верить мы уже не можем! Нам все нужно доказывать. Мы верим только в то, что доказано наукой, нисколько не задумываясь о том, как и почему развивается наука, не знаем, что физика, фактически созданная гением Ньютоном как средство познания Бога по творению Его, триста лет назад была повернута на совершенно другой путь.

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II сказал на пресс-конференции в мае 1999 года: «Быть может, самый больной вопрос сегодня – нравственное состояние нынешнего епископата и духовенства. Наследие, которое мы получили от большевистских времен, далеко от идеала. Подбором кадров занимался Совет по делам религий, который, по сути, преследовал атеистические цели, стремясь подорвать основы веры. Мы постоянно нуждаемся в пополнении церковных рядов новыми священнослужителями. Они особенно нужны в области социального служения и духовного воспитания подрастающего поколения. Для того чтобы подготовить специалистов для служения в этих областях, необходимо 15-20 лет. Но разве мы можем ждать, когда будут воспитаны необходимые специалисты? Эти насущные проблемы должны решаться сегодня. Утрачен опыт Церкви в области социального служения, накопленный Ею до революции. Мы стремимся возродить церковную жизнь во всем ее многообразии. Основная наша цель – не реставрация храмов или монастырей. Важно помочь людям реставрировать их души. Внести нравственное и духовное оздоровление в наше больное общество».

Возрождение церковной жизни понимается сейчас как реставрация дореволюционного опыта в Синодальный период. Отсюда не удивительно, что речь идет лишь о социальном служении Церкви, а на практике Церковь встраивается в качестве «министерства нравственности» в структуру светского государства, как это было в царской России до революции 1917 года. Пагубность этой практики очевидна. Ибо Российская Православная Церковь утратила Дух Апостольской Церкви задолго до революции 1917 года, то есть уже в XVIII веке, а весь Синодальный период был лишь предсмертной агонией Церкви. Об этом говорится в Послании Ангелу Сардийской церкви: «Так говорит Имеющий семь духов Божиих и семь звезд: знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв. Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти; ибо Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим. Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся. Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя».

Если говорить о возрождении Святой Руси в подлинном, то есть сакральном смысле, то это – процесс невидимый, очень длительный и незаметный, как это сказано и в Евангелии: «Не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутри вас есть». А станет ли это основой для возрождения России в целом, зависит не от правительства, президента и патриарха, или от какого-то «партийного строительства», а только от нашей веры, как это сказано и в Евангелии: «Истинно говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них».

Если смотреть на процесс возрождения Русской Церкви с точки зрения библейских пророчеств, то об этом говорится в 12-ой главе Откровения: «Она имела во чреве, и кричала от болей и мук рождения».

Академик Шипов пишет: «Я утверждаю: есть новая физическая теория, созданная в результате развития представлений Эйнштейна, в которой появился некий уровень реальности, синонимом которого в религии является Бог - некая реальность, обладающая всеми признаками Божества. Я утверждаю только это. Не более того. Я не знаю, как это Божество устроено, но оно реально существует. Нашими методами Его познать, «изучить» невозможно. И потом, наука не доказывает, а лишь указывает на существование Бога».

«Восстанавливая православные центры, мы помогаем возрождению наших корней и нравственных ценностей нашего народа. А без этого не решить ни одну из крупных задач, которые стоят сегодня перед нашим государством», – заявил Дмитрий Медведев.

Как показывают история и современность, ни одна держава мира не может удержаться в статусе мирового лидера, не имея внутри себя мощного и, главное, уникального духовного или идейного стержня, которого бы не было ни у какого другого государства.

Что ж такое вера? Для того чтобы разобраться, что такое вера, нужно понять, что вера это не всегда религия. В нашей стране, как и в других подобных странах, основное вероисповедание – православное. Само слово говорит за себя, православные – это те, кто правильно славят Бога.

Что Библия говорит о вере? В послании к римлянам святого апостола Павла написано в 17 стихе 10 главе: «Итак, вера от слышания, а слышание от слова Божия»... Эти слова можно понять так, что если мы не слышим слова Божьего, то у нас нет и не может быть веры, не так ли? Слово Божие в наше время записано только в Библии, и только так мы можем получить в еру. Ни обряды, ни иконы, ни освящение разных предметов – ничего из этого перечисленного не спасет человека, а только вера.

Если мы будем верить в то, что написано в Библии, то это автоматически означает, что мы это должны исполнять, в противном случае мы не верим, а только знаем, что там написано, и пользы нам от этого никакой. В конченом результате только разочарование.

Вера в Бога это не религиозность, а полное доверие Ему и Его словам, которые записаны в Библии. Только когда мы будем это делать, не просто говорить, а делать, так как этого хочет Бог, только тогда мы получим исцеление души. Все мы где-то далеко в душе этого требуем, но не всегда мы это признаем.

Библия ничего не говорит просто так, во всем есть смысл. К примеру, заповеди даны не для того, чтобы сделать нашу жизнь ограниченной, а для того, чтобы мы не делали ошибки, за которые в любом случае придется платить. Так же и в церкви не должно быть ничего не понятного, все должно иметь свой определенный смысл, понятный для людей.

За каждой дверью научного открытия есть еще десять других дверей на другой стороне. Забывая это, убежденные атеисты продолжают утверждать, что одно какое-то научное открытие должно освободить человечество от необоснованной веры в Бога.

Юрий Гагарин сказал после возвращения с космического полета: «Я был в межпланетном пространстве и не видел Бога. Значит, Бога нет». Некоторые рядовые люди приняли это заявление за истину, утверждая, что современная наука, якобы, опровергает существование Бога. Другие, видя, что Гагарин не долетел даже до луны, заключили, что он вряд ли был вправе заявить, что он исследовал при этом уже все пространство.

Делая заключение об этом, очень наивном, рассуждении покойного Гагарина, нужно сказать, что принять его за истину могут только люди, умышленно отвергающие Бога.

В противоположность этому, первая группа американских астронавтов, долетевшая до луны и сделавшая высадку на луне, читала первый стих первой главы Библии в орбите луны и передавала это чтение по телевизионной сети для всего мира. Это свидетельствовало об их вере, что «вначале Бог сотворил небо и землю».

Заключение, сделанное Гагариным, ни в какой мере не было принято другими астронавтами и еще меньше - другими учеными.

Вот какими словами высказали свое мнение по этому вопросу многие ученые мирового значения:

«Вы не можете быть настоящим ученым, если вы не верите, что вселенная реальна! Если бы Бог захотел «подшутить» над ученым, то последний не мог исследовать законы природы и полагаться на постоянно меняющиеся данные науки». (Алберти)

«Я не верю, что процент верующих в Бога среди ученых меньше, нежели среди других профессий». (Аутрум)

«Современная наука не убила фундаментальные истины Библии. Я верю в Бога, я верю в Иисуса, и я верю в Библию». (Бьерке)

«Духовное возрождение в последнее время проникло и в среду ученых, занимающихся исследованием космоса. Редко встречается такой день, чтобы я не слышал на моей работе разговоров на духовные темы». (Бурке)

Конечно, не все ученые являются христианами, но даже те, которые не предают значение религии, должны быть свободными: верить или не верить, как диктует им совесть.

Религиовед Ненси Френкенберри на основании дневников, личных писем, речей, эссе и интервью делает вывод о том, что вера ученых может принимать множество различных форм, светских или религиозных, сверхъестественных или натуралистических, традиционных или неортодоксальных. Эти тексты отражают спектр взглядов, охватывающих различные области научного поиска.

Христиане верят в то, что у мира есть Творец. Бог вложил свою любовь и мудрость в мир. Поэтому, познавая мир, христианин постепенно постигает и замысел его Творца.

Великий русский ученый М.В. Ломоносов говорил, что Бог дал людям две книги – книгу природы и Библию. В книгу природы Бог вложил природные законы, а в Библию – Заповеди. Поэтому Ломоносов считал, что христианин, изучающий законы природы, несет великое христианское служение. Но мир надо не только познавать. В мире надо трудиться.

Может, это утверждение покажется высокопарным, но мы сами делаем историю своей Родины. Радуешься, когда непосредственно участвуешь в этом «делании» или наблюдаешь, как история творится на твоих глазах. Вот не существовало почти век действующих храмов – сейчас они появляются и работают.

Уничтожение православных храмов насильственным путём не привело к полному уничтожению веры в стране, так как духовный потенциал был заложен в нескольких предшествующих поколениях. И поэтому он остаётся в потомках и проявляется, если не явно, то до поры до времени тайно.

Промысел Божий никогда не оставляет сообщество людей, пока среди них есть истинно верующие. Жизнь людей при наличии храма и их участие в церковной жизни наполняют красотой, высокими нравственными традициями и устоями, облагораживают жизнь в целом.

Восстановление уничтоженных или забытых храмов и святынь – тенденция будущих благотворных перемен в жизни страны.


Введение……………………………………………………………...3

1. Духовные потребности как элемент духовной жизни общества....4

2. Что сейчас происходит с Россией в духовном плане – возрождение или падение?........................................................................................8

3. О духовном возрождении России………………………………….11

4. Духовное возрождение России выведет страну в лидеры………..14

Заключение…………………………………………………………..18

Использованная литература………………………………………...19

Введение

В России слово «возрождение» на устах у всех и уже не первый год. В различных вариациях и контекстах оно звучит по-разному. В устах одних это слово выражает почти утопические надежды, в речах других выполняет функцию прикрытия шовинизма и демагогии.

Сегодня приходится слышать, что возрождение России должно начаться не с государства, а с Церкви. Но если сегодня попробовать вспомнить, что говорилось лет десять тому назад о возрождении Русской Церкви, то это в принципе представлялось большинству наших архиереев достаточно примитивно: как численный рост православных, переиздание дореволюционной религиозной литературы и реставрация старых храмов

Долгие десятилетия народ нашей страны, страны научного атеизма, был лишен духовной опоры - веры в Бога. Просто верить мы уже не можем! Нам все нужно доказывать. Мы верим только в то, что доказано наукой, нисколько не задумываясь о том, как и почему развивается наука, не знаем, что физика, фактически созданная гением Ньютона как средство познания Бога по творению Его, триста лет назад была повернута на совершенно другой путь. Заявив устами Лапласа о том, что она не нуждается в гипотезе существования Бога, наука стала опорой и надежной защитницей материалистического мировоззрения.

Целью данной работы является изучение духовных потребностей человека, духовного возрождения России, о того, что оно выведет страну в лидеры. В работе поставлены следующие задачи: рассмотрение понятия духовных потребностей, духовного возрождения России

1. Духовные потребности как элемент духовной жизни общества

Структура духовной жизни общества весьма сложна. Основными элементами духовной жизни общества принято считать:

Духовные потребности;

Духовная деятельность и производство;

Духовные ценности;

Духовное потребление;

Духовные отношения;

Проявления межличностного духовного общения.

Духовные потребности порождают виды деятельности, направленные на их удовлетворение. Происходит как бы движение друг другу: деятельность актера - с деятельностью зрителя и т.д.

Духовная жизнь общества немыслима без соединения духовного производства и духовного потребления. Никто не сможет наслаждаться музыкой, которая не создана. В духовной жизни общества деятельность, направленная на создание, сохранение и распространение духовных ценностей, духовные потребности и духовное потребление представляет собой неразрывное единство.

Духовные ценности чаще всего предстают перед нами в вещественной форме. Книга - это ценность духовная, но в то же время вещь, предмет.

Духовное потребление - это особый вид деятельности и, следовательно, он имеет свою направленность, требует определенных усилий, использования соответствующих средств.

В процессе духовного потребления средствами достижения цели выступают, с одной стороны, материальные возможности, с другой - соответствующие знания и навыки (чтобы прочитать книгу, нужно иметь возможность получить ее в библиотеке или купить.) Уровень образования и общей культуры личности непосредственно влияет на потребление духовных ценностей.

Наиболее распространенные средства приобщения к духовным ценностям - книга, радио и телевидение.

Духовные потребности человека представляют собой внутренние побуждения к творчеству, созданию духовных ценностей и их освоению, к духовному общению. В отличие от природных - духовные потребности заданы не биологически, а социально. Потребность индивида в освоении знаково-символического мира культуры носит для него характер объективной необходимости, иначе человеком он не станет и жить в обществе не сможет. Однако сама по себе эта потребность не возникает. Она должна быть сформирована и развита социальным контекстом, окружением индивида в сложном и длительном процессе его воспитания и образования.

При этом сначала общество формирует у человека лишь самые элементарные духовные потребности, обеспечивающие его социализацию. Духовные потребности более высокого порядка - освоение богатств мировой культуры, участие в их создании и т.д. - общество может формировать лишь косвенно, через систему духовных ценностей, служащих ориентирами в духовном саморазвитии индивидов.

Духовные потребности имеют принципиально неограниченный характер. Пределов роста потребностей духа не существует. Естественными ограничителями такого роста могут выступать лишь объемы уже накопленных человечеством духовных богатств, возможности и сила желания человека участвовать в их производстве.

Духовная деятельность есть основа духовной жизни общества. Духовная деятельность - форма активного отношения человеческого сознания к окружающему миру, результатом которого являются: а) новые идеи, образы, представления, ценности, воплощающиеся в философских системах, научных теориях, произведениях искусства, моральных, религиозных, правовых и иных воззрениях; б) духовные общественные связи индивидов; в) сам человек.

Идеальные образования как продукт духовной деятельности и производства обладают всеобщим характером их потребления. Любая духовная ценность, в отличие от материальной, в идеале может быть достоянием всех. От потребления они не убывают, как материальные, напротив, чем больше людей овладевают духовными ценностями, тем больше вероятность их приращения.

Особым видом духовной деятельности является распространение духовных ценностей с целью усвоения их возможно большим числом людей. Особая роль здесь принадлежит учреждениям науки, культуры, системам образования и воспитания.

Духовные ценности - категория, указывающая на человеческое, социальное и культурное значение различных духовных образований (идей, теорий, образов), рассматриваемых в контексте "добра и зла", "истины или лжи", "прекрасного или безобразного", "справедливого или несправедливого". В духовных ценностях выражается общественная природа самого человека и условия его бытия.

Ценности - форма отражения общественным сознанием объективных тенденций развития общества. В понятиях прекрасного и безобразного, добра и зла и других человечество выражает свое отношение к наличной действительности и противопоставляет ей некое идеальное состояние общества, которое должно быть установлено. Любая ценность "приподнята" над действительностью, содержит в себе должное, а не сущее. Это, с одной стороны, задает цель, вектор развития общества, с другой - создает предпосылки отрыва этой идеальной сущности от своей "земной" основы и способно дезориентировать общество посредством мифов, утопий, иллюзий. Кроме того, ценности могут изжить себя и, безвозвратно утратив свой смысл, перестать соответствовать новой эпохе.

Человек становится духовным, когда у него появляются потребности, основанные на небиологических особенностях организма, то есть потребность в получении новых знаний, потребность эффективно эксплуатировать эти знания, потребность в общении с искусством, потребность в творчестве, в самоанализе, самосовершенствовании, в сопереживании и сочувствии к окружающим и многие другие.

Набор этих потребностей у разных людей различен. Вера в бога, например, может в него и не входить. (Вообще, в моем понимании «верующий» и «духовный» не являются синонимами, и уж тем более духовность нельзя привязывать к какой-то определенной религии: мусульманин и буддист, кришнаит и синтоист могут равновероятно быть или не быть «духовными» людьми.)

Способность испытывать и удовлетворять духовные потребности ведет к усложнению личности, ее совершенствованию, формированию более гибкого реагирования на сложные и меняющиеся условия окружающего мира. Существование развитого комплекса духовных потребностей накладывает отпечаток на всю структуру личности, возвышает и облагораживает простейшие биологические потребности. Превращает, например, инстинкт продолжения рода - в способность испытывать любовь, а пищевой инстинкт - в способность испытывать эстетическое удовольствие от красивой и тщательно приготовленной пищи.

Человек, наделенный способностью испытывать духовные потребности, точнее и лучше воспринимает окружающий мир во всем его многообразии. Такой человек легче и быстрее понимает, что поведение, совпадающее с нормами морали, кроме прочего, дает ощущение эмоционального удовлетворения и внутреннего спокойствия, делает человека более успешным, легче достигающим своих целей. Нравственным человеком быть выгодно, и осознание этого приходит тем быстрее, чем сложнее личность.

2. Что сейчас происходит с Россией в духовном плане – возрождение или падение?

Ответ на этот вопрос зависит, по-моему, от того, какой вкладывать в это смысл. Когда о «возрождении Великой России» говорит уже бывший президент В.В.Путин, то происходит не возрождение России, а дальнейшая ее деградация. И в этом нет ничего удивительного, так как сказано же в Евангелии: «Никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани, ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже. Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое».

Сегодня приходится слышать, что возрождение России должно начаться не с государства, а с Церкви. Но если сегодня попробовать вспомнить, что говорилось лет десять тому назад о возрождении Русской Церкви, то это в принципе представлялось большинству наших архиереев достаточно примитивно: как численный рост православных, переиздание дореволюционной религиозной литературы и реставрация старых храмов. Но сейчас они понимают, что этого не достаточно.

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II сказал на пресс-конференции в мае 1999 года: «Быть может, самый больной вопрос сегодня – нравственное состояние нынешнего епископата и духовенства. Наследие, которое мы получили от большевистских времен, далеко от идеала. Подбором кадров занимался Совет по делам религий, который, по сути, преследовал атеистические цели, стремясь подорвать основы веры. Мы постоянно нуждаемся в пополнении церковных рядов новыми священнослужителями. Они особенно нужны в области социального служения и духовного воспитания подрастающего поколения. Для того чтобы подготовить специалистов для служения в этих областях, необходимо 15-20 лет. Но разве мы можем ждать, когда будут воспитаны необходимые специалисты? Эти насущные проблемы должны решаться сегодня. Утрачен опыт Церкви в области социального служения, накопленный Ею до революции. Мы стремимся возродить церковную жизнь во всем ее многообразии. Основная наша цель – не реставрация храмов или монастырей. Важно помочь людям реставрировать их души. Внести нравственное и духовное оздоровление в наше больное общество» (Сергей Бычков, «Портрет Патриарха в интерьере смутного времени», «Московский Комсомолец», 25.02.2000г., стр. 3).

То есть возрождение церковной жизни понимается сейчас Патриархом и большинством современных архиереев как реставрация дореволюционного опыта в Синодальный период. Отсюда не удивительно, что речь идет лишь о социальном служении Церкви, а на практике Церковь встраивается в качестве «министерства нравственности» в структуру светского государства, как это было в царской России до революции 1917 года. Пагубность этой практики, по-моему, очевидна. Ибо Российская Православная Церковь утратила Дух Апостольской Церкви задолго до революции 1917 года, то есть уже в XVIII веке, а весь Синодальный период был лишь предсмертной агонией Церкви. Об этом, по-моему, говорится в Послании Ангелу Сардийской церкви: «Так говорит Имеющий семь духов Божиих и семь звезд: знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв. Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти; ибо Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим. Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся. Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя». Мое подробное толкование этих слов Откровения смотри в главе «Послание Сардийской церкви».

Правда сегодня приходится слышать и о возрождении Святой Руси. Но все это вырождается почему-то в создание карикатурных псевдо-православных политических партий с аналогичным названием «Возрождение» или даже «Святая Русь», но с целью участия в демократических выборах. Я считаю, что это – одна профанация, самообман и обман избирателей.

Если говорить о возрождении Святой Руси в подлинном, то есть сакральном смысле, то это – процесс невидимый, очень длительный и незаметный, как это сказано и в Евангелии: «Не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутри вас есть». А станет ли это основой для возрождения России в целом, зависит не от правительства, президента и патриарха, или от какого-то «партийного строительства», а только от нашей веры, как это сказано и в Евангелии: «Истинно говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них».

Если смотреть на процесс возрождения Русской Церкви с точки зрения библейских пророчеств, то об этом говорится в 12-ой главе Откровения: «Она имела во чреве, и кричала от болей и мук рождения». Сегодня в России в духовном смысле происходит не возрождение и не падение, а прозрение и радикализация той части общества, которая считает себя православной, в вопросе о принципах государственной власти. Я считаю, что этот процесс в дальнейшем приведет к осознанию неприятия самого института демократии и необходимости восстановления в России Монархии. Тогда произойдет обострение в отношениях Церкви и светской власти и начнется гонение Церкви антихристом. Об этом же сказано и в Евангелии: «Ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет. И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни».

3. О духовном возрождении России

Более ста лет назад Макс Гендель писал: "С вступлением Солнца в знак Водолея русский народ и славянская раса в целом достигнут высокой степени духовного развития, которая продвинет их намного выше их нынешнего состояния. Существование славянской цивилизации будет кратковременным, но на протяжении своего существования она будет великой и радостной, ибо она родится из глубокого горя и несказанных страданий. А закон компенсаций приведет в свое время к противоположному. Из славян произойдет народ, который образует последнюю из подрасарийской эпохи. Славянская цивилизация будет фундаментом развития шестой расы человечества".

Эпоха Водолея наступила. И как никогда своевременным и актуальным является формирование нового направления в развитии общества, которое сумеет сплотить все силы России, уверенные в том, что возрождение нашей Родины произойдет только с возрождением духовности нашего народа.

А что такое духовность? Духовность - это чувство ответственности перед Творцом за все, что происходит с человеком, со страной, с планетой! Духовность - это ощущение присутствия Творца и в большом, и в малом!

Долгие десятилетия народ нашей страны, страны научного атеизма, был лишен духовной опоры - веры в Бога. Просто верить мы уже не можем! Нам все нужно доказывать. Мы верим только в то, что доказано наукой, нисколько не задумываясь о том, как и почему развивается наука, не знаем, что физика, фактически созданная гением Ньютона как средство познания Бога по творению Его, триста лет назад была повернута на совершенно другой путь. Заявив устами Лапласа о том, что она не нуждается в гипотезе существования Бога, наука стала опорой и надежной защитницей материалистического мировоззрения. Объявив единственной реальностью материю, наука сузила мир до видимого, свела человека к его физическому телу, а его потребности - к поиску комфорта и наслаждений. Она решительно отсекла все то, чего не могла измерить, пощупать, понюхать, и, в первую очередь, такие категории, как Бог, Дух, Душа.

Человек объявил себя высшим существом и хозяином мира. Вот где корни сегодняшнего хищнического отношения ко всему, что нас окружает: к Природе да и к самому человеку. Homo Sapiens, вооруженный до зубов знаниями, разграбил и промотал кладовые Природы, отравив заодно среду своего обитания. Материалистическое мировоззрение, господствовавшее несколько столетий, не могло закончиться ничем, кроме краха или признания своей ошибочности и поиска Истины. Произошло второе.

После головокружительного развития квантовой физики, разработки уникальных теорий, таких как теория относительности, квантовая теория поля, теория физического вакуума и торсионных полей, наука и, в частности, современная физика, вопреки ее собственным установкам, доказала реальность Универсального Сознания, реальность Бога!

Настоящим прорывом в науке оказалось завершение работы над Единой Теорией Поля российским ученым академиком РАЕН Г.И. Шиповым, который блестяще поставил точку в конце почти вековых исследований крупнейших ученых мира: А. Эйнштейна, В. Гейзенберга, П. Дирака, Клиффорда, Пенроуза, Я.Б. Зельдовича, А.Д. Сахарова и других.

Создав теорию физического вакуума и торсионных полей, Г.И. Шипов доказал математически и объяснил физически существование семи уровней реальности. К знакомым нам четырем уровням материального мира (твердое тело, жидкость, газ, плазма) добавились еще три уровня Тонкого мира: физический вакуум, первичное торсионное поле и Абсолютное Ничто - Бог!

Академик Шипов пишет: "Я утверждаю: есть новая физическая теория, созданная в результате развития представлений Эйнштейна, в которой появился некий уровень реальности, синонимом которого в религии является Бог - некая реальность, обладающая всеми признаками Божества. Я утверждаю только это. Не более того. Я не знаю, как это Божество устроено, но оно реально существует. Нашими методами Его познать, "изучить" невозможно. И потом, наука не доказывает, а лишь указывает на существование Бога".

И сегодня все больше и больше ученых пытаются понять законы, управляющие миром, сформулировать свое представление о Боге. И хотя имеет место некоторая разноголосица, в подавляющем большинстве мнений Бог присутствует как некая всеобъемлющая информационно-энергетическая структура.

Разработанная российскими учеными под руководством доктора технических наук П.И. Улякова математическая модель мироздания, которая описывается комплексным потенциалом, позволяет исследовать не только духовный (информационный) мир, описываемый мнимой частью, но и информационный духовный комплекс - Душу!

Огромное количество научных работ, выполненных мировым сообществом, посвящено обоснованию "существования Бога", но математическое подтверждение сделано у нас в России! Работы крупнейших российских ученых М.А. Маркова, П.П. Гаряева, В.П. Казначеева, Э.К.Бороздина, А.Е. Акимова, Н.И. Яницкого, А.В.Московского, Ф.Я. Шипунова и других весомо подкрепили теоретические разработки практическими результатами.

Физика, созданная Ньютоном и бесцеремонно развернутая позже в сторону материалистического мировоззрения, благополучно росла и развивалась и, наконец, подошла к тем отдаленным вершинам, которые заметил Ньютон на противоположном берегу знаний. Современная физика доказала реальность Универсального Сознания, весомо подкрепив гениальную догадку Ньютона о Всевышнем Творце!

И только теперь стала понятной роль трехсотлетнего "материального рабства" науки: в этом плену она добыла Истину, противоречащую ее собственным установкам. Наука пришла к Богу, а Россия, наконец, обрела два крыла и, опираясь на них, устремилась вперед.

Взлетает лишь тот, кто не жалеет сил на разбег. Но кто же поможет нашему многострадальному народу, нашей прекрасной, но пока еще несчастной Родине, если не мы? Никакие иностранные инвестиции не помогут России подняться с колен, если мы, жители нашей страны, не встанем сами! А подняться нам помогут вера в Бога, ответственность перед Богом, сострадание и милосердие к ближнему! И в основе всего должны лежать хорошо известные десять заповедей, в деталях отработанные нашими предками!

И не случайно прорыв науки к Богу произошел у нас в России. Именно России суждено ввести Мир в новую Эпоху, Эпоху Водолея. Но прежде всего необходимо возродить духовность в нашей стране на новой научной основе. И здесь огромную роль должна сыграть творческая интеллигенция. Ничто так не трогает и не пробуждает Душу человека, как прекрасная музыка, глубокие по своему содержанию и исполнению художественные полотна, тонкие стихи, затрагивающие самые глубокие струны человеческой натуры своей чистотой и искренностью.

4. Духовное возрождение России выведет страну в лидеры

Россия постепенно возвращает себе статус духовной державы. Президент РФ Дмитрий Медведев призвал за ближайшие 5–7 лет полностью восстановить Новоиерусалимский храм в Московской области. Начавшийся точечный процесс восстановления религиозных памятников архитектуры должен как можно скорее приобрести всеобъемлющий характер. Некоторое время назад Москва четко обозначила свои приоритеты – выйти на уровень одного из мировых лидеров. Во многом это будет зависеть от того, станет ли наша страна полноценной духовной державой или же предпочтет ограничиться своей энергетической мощью, которая, как показывает ход мирового кризиса не безгранична и не долговечна.

«Восстанавливая такие центры, мы помогаем возрождению наших корней и нравственных ценностей нашего народа. А без этого не решить ни одну из крупных задач, которые стоят сегодня перед нашим государством», – заявил Дмитрий Медведев, призывая в кратчайшие сроки восстановить Новоиерусалимский храм и обращаясь также к общественности и бизнесу с просьбой оказать содействие этому процессу.

Восстановление этого уникального православного памятника архитектуры, «русской Палестины», создание которой в XVII веке ознаменовало собой начало реализации концепции Москвы как Третьего Рима, станет решающей точкой отсчета восстановления Россией утраченного статуса духовной державы мира. Этот процесс четко вписывается в обозначенные экс-президентом РФ Владимиром Путиным и подтвержденные его преемником Дмитрием Медведевым стратегические государственные задачи – вывести нашу страну в мировые лидеры.

Как показывают история и современность, ни одна держава мира не может удержаться в статусе мирового лидера, не имея внутри себя мощного и, главное, уникального духовного или идейного стержня, которого бы не было ни у какого другого государства. Так, растянувшийся пока на неопределенный срок кризис мирового гегемона США толкает их к краху, учитывая то, с каким усердием американские политики в последнее время вымарывали какие-либо упоминания христианской религии из основных документов и законов страны, из школьных учебников и СМИ.

Россия же, напротив, возвращает свой духовный авторитет. Начавшаяся реконструкция религиозных памятников архитектуры теперь, очевидно, подтолкнет этот процесс. Однако восстановления только Новоиерусалимского храма, который уже взяли под свой патронаж правительство РФ и лично вице-премьер Виктор Зубков и президент страны Дмитрий Медведев, не достаточно. В России остается еще целый ряд христианских памятников архитектуры, восстановление которых имеет не менее важное символическое значение, чем реконструкция «русской Палестины», и которые, к стыду страны, претендующей на статус мирового лидера, сегодня находятся практически на грани уничтожения.

Один из таких погибающих памятников – старейшая христианская церковь на территории РФ – Синтинский храм в Карачаево-Черкессии, который был одним из религиозных центров в период Аланского царства. «Храм был освящен в 965 году и расписан фресками, которые датируются X–XI веками. Однако в настоящий момент они разрушаются. Несмотря на то что Синтинский храм сегодня фактически находится под федеральной охраной как архитектурный и археологический памятник, денег на его реставрацию не выделяется. Не хватает средств даже для того, чтобы сделать ворота в храм, которые бы защитили его от вандализма местных жителей и туристов, рисующих по фрескам газовыми баллончиками или царапающих на них надписи», – отметил в беседе с РБК daily сотрудник организации «Фонд памятников Кубани» Алексей Кулиш. По его словам, восстановление духовного статуса России без спасения ее старейшего христианского храма, который представляет большую культурную ценность, невозможно.

В РФ на сегодняшний день находится много других религиозных памятников архитектуры – не только христианских, но и принадлежащих другим конфессиям – которые требуют пристального внимания со стороны государства. Без заботы о старых исторических памятниках России будет трудно, если вообще не невозможно, восстановить религиозные традиции и превратиться в мировой духовный центр, в котором пересекаются и мирно сосуществуют практически все религии мира. В этом всегда была уникальная черта нашей страны, которой нет ни у одного другого государства мира. Именно на эту историческую уникальность ей предстоит опереться, для того чтобы выбиться в лидеры. Построить же свое долгосрочное лидерство исключительно на экономических успехах и количестве военных баз за рубежом без сильного духовного или идейного стержня невозможно.


Заключение.

Закончив работу, можно подвести следующие итоги:

Сегодня в России в духовном смысле происходит не возрождение и не падение, а прозрение и радикализация той части общества, которая считает себя православной, в вопросе о принципах государственной власти. Я считаю, что этот процесс в дальнейшем приведет к осознанию неприятия самого института демократии и необходимости восстановления в России Монархии. Тогда произойдет обострение в отношениях Церкви и светской власти и начнется гонение Церкви антихристом. Об этом же сказано и в Евангелии: «Ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет. И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни».

Именно России суждено ввести Мир в новую Эпоху. Но прежде всего необходимо возродить духовность в нашей стране на новой научной основе. И здесь огромную роль должна сыграть творческая интеллигенция. Ничто так не трогает и не пробуждает Душу человека, как прекрасная музыка, глубокие по своему содержанию и исполнению художественные полотна, тонкие стихи, затрагивающие самые глубокие струны человеческой натуры своей чистотой и искренностью.

И с каждым таким ростком Россия будет приближаться к Богу.

Использованная литература

1. Размышления о … // Философский альманах. Выпуск 6. - М.: МАКС Пресс, 2003.

2. Уледов А.К. Духовная жизнь общества. М., 1980

http://www.nev-almanah.spb.ru/2003/3n/ghost.shtml

http://www.apocalypse.orthodoxy.ru/letter/2001_12_26.htm

Основные составляющие понятия «духовность»

Огромным достижением начального этапа процесса обновления общества и реформирования экономики, бесспорно, следует считать те конкретные завоевания, которые нашли своё воплощение в духовной сфере. Возрождение духовности и культуры народа, возвращение ему его подлинной истории и самобытности приобретают решающее, определяющее значение для успешного продвижения вперёд на пути обновления и прогресса нашего общества.

Возвращение к своим истокам, осознание глубины и величия культурного и духовного наследия наших великих предков, внёсших огромный вклад в достижения мировой культуры, воспитания в каждом поколении бережного отношения к своему прошлому, благородным национальным и религиозным традициям; одновременно с этим ясное понимание необходимости освоения и приобщения к ценностям современной мировой цивилизации и духовности - вот конкретная почва, на которой строится наша политика обновления и повышения национального самосознания, политической зрелости и активности населения.

Сегодня, когда мы живём и трудимся над построением демократического справедливого общества, государства с мощным экономическим потенциалом, нам небезразлично, на какой духовно-нравственной основе мы переходим к рынку. Благополучие многих зависит прежде всего от них самих, от их подготовленности к новым условиям, к новым отношениям. Судьба каждого во многом определяется его профессиональным мастерством, моральными устоями, способностью адаптироваться к новой динамично меняющейся среде. Переход к рынку - это своеобразный экзамен на жизненную зрелость и стойкость. Здесь абсолютно недопустимы духовная пустота или культ вседозволенности. Поэтому мы особое значение придаём проблемам духовно-нравственного возрождения и очищения. В противном случае воцарится как это, к сожалению имеет место в ряде регионов бывшего Союза хаос и беспредел.

Какие главные и необходимые уроки нравственности мы внесли из прожитого и сделанного на первом этапе реформ.

Культурные ценности народа, его духовное наследие на протяжении тысячелетий служили мощным источником духовности для народов Востока. Несмотря на жёсткий идеологический прессинг на протяжении длительного периода, народу Узбекистана удалось сохранить свои исторические и культурные ценности и самобытные традиции, которые бережно передавались от поколения к поколению.

В произведении «Узбекистан на пороге XXI века» Каримов И.А. подчеркнул, что «Исключительно важное место в процессе возрождения и роста национального самосознания, национальной гордости, занимает историческая память, восстановление объективной и правдивой истории народа, родного края, территории государства».

История становится подлинным воспитателем нации. Деяния и подвиги великих предков пробуждают историческую память, формируют новое гражданское сознание, становятся источником нравственного воспитания и подражания. В истории Центральной Азии было немало выдающихся деятелей, сочетавших в себе политический ум и моральную доблесть, религиозное мировоззрение и энциклопедическую образованность.

Великие наши предки: Имам Бухари, Ат-Термези, Накшбанд, Ходжа Ахмад Яссави, Аль Хорезми, Беруни, Ибн Сино, Амир Темур, Улугбек, Бабур и многие другие внесли огромный вклад в развитие нашей национальной культуры, стали поистине предметом гордости нашего народа. Эти имена, их выдающийся вклад в развитие мировой цивилизации известны сегодня всему миру.

Исторический опыт, преемственность традиций - всё это должно стать теми ценностями, на которых воспитываются новые поколения. Не случайно наша культура стала центром притяжения для всего человечества: Самарканд, Бухара, Хива - места паломничества не только учёных и ценителей искусства, но и всех людей земли, которых интересует история и исторические ценности.

Этническая, культурная и религиозная терпимость нашего народ - ещё один неиссякаемый источник духовного Возрождения. На протяжении тысячелетия Центральная Азия была центром встречи и сосуществования самых различных религий, культур и укладов. Этническая терпимость и открытость стали естественными нормами, необходимыми для выживания и развития. Даже те, кто завоёвывал эти территории, не только приклонялись перед культурой народов Центральной Азии, но и бережно перенимали традиции, элементы существовавшей на этой территории государственности.

Благодаря начавшемуся реформированию и обновлению нашей общественной жизни, открылись мощные пласты духовной культуры, резко изменившие народную психологию в сторону патриотизма, национальной гордости, открытости для всего мира. Это первый признак мощи Духа народа, который настолько ярок и самобытен, что не только не страшиться интеграции, а напротив, стремится быть органической частицей мирового сообщества.

Возрождение духовно-национальных основ общества, культуры ислама, аккумулировавшей тысячелетний опыт нравственного становления нашего народа, явилось важным шагом на пути самоопределения, обретения исторической памяти, культурно-исторического единства. Реконструируются старые мечети и строятся новые; расширяется сеть учебных заведений; публикуется религиозная литература.

Ещё одним мощным источником духовных ценностей является традиционная этика семьи и родственных отношений, основными принципами которой всегда было почитание старших, взаимовыручка, забота о детях.

Возрождение ценностей семьи и родственных отношений должно означать не увековечивание отживавших семейно-родовых отношений, а возможность экономического, культурного и профессионального раскрепощения каждой семьи.

Мы должны научиться бережно относиться к тем культурным истокам, которые всегда давали возможность самым широким слоям населения приобщиться к лучшим образцам национальной классической и современной культуры. Не случайны значительные успехи в области музыкального, изобразительного, монументального и прикладного искусства Узбекистана, получившие широкое признание за рубежом. Широкая пропаганда и популяризация лучших образцов национальной и мировой культуры должны стать основой духовного воспитания подрастающего поколения, современной молодёжи.

Обретение государственного суверенитета и рождение 1 сентября 1991 года независимой Республики Узбекистан явилось важнейшей датой в истории узбекского народа, всех народов узбекской земли.

Духовность связана с утвердившимися в качестве ведущих идеями, а также мировоззрением и убеждениями людей. Действительно, духовность не может быть чем-то случайным, второстепенным и временным в сознании. Она, превратившись в стойкие убеждения, поднявшись до уровня ценностей, играет решающую роль в определении божественных отношений и человеческого поведения. Без убеждения не бывает духовности.

Духовным фундаментом независимости явились стремление народов Узбекистана к свободе, социальной справедливости и росту национального самосознания. Сегодня независимость должна иметь новые мировоззренческие и духовные основы.

Духовные основы - это, прежде всего отношения личности и общества к действительности: природе, человеку, общественным явлениям. Эти отношения должны основываться на рациональной продуктивной вере, убеждении, высокой духовности.

В систему духовных основ современности входят 3 большие группы понятий:

  • 1. Следует особо выделить философские сознание, веру, убеждение, мораль, эстетическое сознание, правовое сознание, религиозное сознание, новое мировоззрение, идеологию национальной независимости.
  • 2. Различные формы духовной культуры, в т.ч. конкретные виды искусства- художественная литература, театр, музыка, живопись и т.д.
  • 3. Народное образование, система научных исследований, творческие союзы, печать, полиграфия, средства массовой информации, различные учреждения и организации, занимающиеся идеологической и воспитательной работой.

Культурное наследие, будучи мощнейшим средством формирования национального самосознания, национальной гордости, является и универсальной духовной основой укрепления независимости. В нём сосредоточены и мораль, и право, и обычаи, и традиции, и литература, и уроки истории-всё и вся.

Всё вышесказанные духовные основы, формирующие новое мышление, являются важнейшими условиями воспитания нового человека и его воли, направленной на защиту, укрепление независимости и суверенитета своей страны.

Анализ концепции Президента РУз Каримовым И. о национально-духовном возрождении общества

Среди наиболее важных приоритетов развития Узбекистана на ближайшую перспективу Каримов И. особо выделил проблему дальнейшего духовного обновления общества. «Мы все, - подчеркнул президент, - должны чётко осознавать, что от духовного возрождения народа, сохранения традиций, развития культуры и искусства зависит положение дел в других сферах, зависит насколько результативными будут проводимые реформы».

Поэтому проблема духовности, проблема духовного и нравственного воспитания приобретает сегодня особенно важное значение.

Ни одно общество не может видеть свою перспективу без развития и укрепления духовного потенциала, духовных и нравственных ценностей в сознании людей. В произведении «Узбекистан на пороге XXI века» условия безопасности и гарантии прогресса Каримов И.А. подчёркивает, что «исключительно важное место в процессе возрождения и роста национального самосознания и национальной гордости, занимает историческая память, восстановление объективной и правдивой истории народа, родного края, территории государства. Этническая, культурная и религиозная терпимость нашего народа - ещё один неиссякаемый источник духовного возрождения».

Духовное возрождение - это появление нового поколения творческой интеллигенции, мышление которой определяет дух независимости. Отказ от старых застывших догм не есть, в нашем понимании отказ от своего исторического прошлого. Это отказ от однобокости и узости мышления.

Без духовного возрождения народа невозможно преодолеть последствия господства административно- командной системы во всех сферах жизни общества, невозможно осуществлять курс на демократизацию общества, на установление гармоничных отношений между обществом и природой, между людьми в данном обществе, между обществами, регионами, в масштабах всего человеческого сообщества; невозможно видеть принципиальное единство национальных и общечеловеческих ценностей, перспективы развития данного общества, его место и роль во всей мировой цивилизации.

Возрождение духовно-религиозных основ общества, культуры ислама, аккумулировавшей тысячелетний опыт нравственного становления нашего народа, и явилась важным шагом на пути самоопределения, обретения исторической памяти, культурно-исторического единства. Реконструируются старые мечети и строятся новые; расширяется сеть учебных заведений; публикуется религиозная литература.

Говоря о дальнейшем духовном обновления общества Каримов И.А. отметил, что перед ним стоит задача сформировать духовность свободного гражданина, личности, иначе говоря, воспитать свободных, всесторонне развитых людей, которые хорошо знают свои права, опираются на свои силы и способности, имеют самостоятельный взгляд на происходящее вокруг них и вместе с тем, сочетают свои личные интересы с интересами страны и народа.

Благодаря начавшемуся реформированию и обновлению нашей общественной жизни, открылись мощные пласты духовной культуры, резко изменившие народную психологию в сторону патриотизма, национальной гордости, открытости для всего мира.

Когда мы говорим о духовности, то, прежде всего, представляем себе ту внутреннюю силу, которая пробуждает человека к духовному очищению и росту, обогащению внутреннего мира, укрепления воли, целостности убеждений, побуждению совести.

В работе “Узбекистан на пороге XXI века» Каримов И.А. считает, что признание независимого Узбекистана мировым сообществом, широкая внешнеполитическая и внешнеэкономическая деятельность нашего государства стали дополнительным импульсом к возрождению духовных ценностей и потенциала узбекского народа, осознанию себя в качестве полноправной нации в семье других народов. Широкие международные контакты создали благоприятную почву не только для более глубокого познания мировой культуры, приобщения к общечеловеческим ценностям, но и позволили развиться таланту узбекского народа в различных сферах деятельности, дали возможность в полной мере проявить такие исключительные качества, как предприимчивость и коммуникабельность, быстрое овладение несколькими иностранными языками. Благодаря этим контактам новый импульс к развитию получили и традиции национального гостеприимства и хлебосольства.

Будущее нашего народа, прежде всего, зависит то него самого, от духовной энергии и творческой силы его национального сознания. Естественное стремление к материальному благополучию не должно заслонить необходимость духовного и интеллектуального роста нации. Духовность и просвещённость всегда были самыми сильными отличительными чертами нашего народа на всём протяжении его многовековой истории.

Именно в сочетании наших традиционных ценностей с ценностями современного демократического общества - залог нашего будущего процветания, залог интеграции нашего общества в новое сообщество.

«С первых дней нашей независимости,- подчёркивает наш Президент в своём произведении «Узбекистан на пороге XXI века»,- важнейшей задачей, поднятой на уровень государственной политики, явилось возрождение того огромного, бесценного духовного и культурного наследия, которое в течение многих веков создавалось нашими предками…Возрождение духовных ценностей мы рассматриваем как органический, естественный процесс роста национального самосознания, возрождения к духовным истокам народа, его корням».

Проблемы духовности отражены в таких работах Президента Республики Узбекистан.Каримова И.А, как «Узбекистан устремлённый в XXI век: Доклад на четырнадцатой сессии Олий Мажлиса Республики Узбекистан», «Идеология- это объединяющий флаг нации, общества, государства», «Узбекистан на пороге XXI века» и др.

историческая духовность каримов

Нравственная стойкость - это решимость делать то, что правильно даже в том случае, если это решение вызовет неприят­ные или болезненные последствия, например критику, унижение, потерю друзей, денег, положения и даже нанесение телесных повреждений. Одно дело согласиться с нравственными принци­пами, и совсем другое - быть стойким в осуществлении этих принципов в практической жизни. Нам нужна нравственная стойкость в следующих сферах:

1). Моральные стандарты и цели. Верность принципам и целям часто требует от нас нравственной стойкости. В пример можно привести молодого человека, который отказывается пить, курить, участвовать в нечестивых мероприятиях и смотреть грязные фильмы. Когда друзья начинают оказывать на него дав­ление, ему нужно большое мужество, чтобы ответить отказом. Молодая женщина может принять решение воздерживаться от сексуальных отношений до брака, но ради сохранения молодого человека может пойти на уступку. Взрослые люди не настолько поддаются воздействию своих сверстников, но и они не защи­щены от этого.

Одним из прекрасных примеров нравственной устойчивости может послужить Иосиф, которого братья продали в Египет, как об этом рассказывается в Библии. Оторванный от отчего дома в возрасте семнадцати лет, он попал в рабство к египтянам. Бла­годаря усердию и верности он стал в доме Потифара главным управителем. Но когда жена хозяина стала соблазнять его, он не побоялся пожертвовать ее благосклонностью, и ему хвати­ло нравственной устойчивости отклонить ее предложение. В ре­зультате он попал в тюрьму.

Нам часто нужна моральная устойчивость, чтобы достичь важной цели. В качестве примера можно привести домашнее воспитание детей. Вы можете быть уверены в значимости своих планов, но не все разделяют ваши взгляды. Вы можете столк­нуться со значительной оппозицией со стороны школы или дру­гих родителей, которые не хотят причинять себе лишнего беспо­койства. Если вас волнует отношение к вам других людей, вам понадобится вся ваша моральная устойчивость, чтобы настоять на своем.

Нравственные принципы вам нужны даже как домашней хо­зяйке. Вы можете захотеть стать более собранной или проводить больше времени с детьми. Но когда другие люди начнут отвле­кать вас, занимая ваше время, или если вам позвонят по телефо­ну, вынуждая тратить драгоценные минуты на пустые разгово­ры, вам нужно будет набраться смелости, чтобы сказать «нет» и прекратить общение, не боясь обидеть позвонившего. Ваша цель должна значить для вас больше, чем мнение о вас других людей.

Если кто-то подолгу задерживает вас у телефона, нужно твер­до сказать: «Простите, что перебиваю вас, но мне нужно идти». Если кто-то настаивает на своих планах, которые вы не считае­те важными, можете сказать приблизительно следующее: «Мне нужно заняться другими делами» или «Простите, но у меня есть срочное дело».


2). Защита своих убеждений. Нравственная принципиаль­ность может также понадобиться для защиты ваших убеждений, особенно если они непопулярны или противоречат мнению дру­гих людей. Речь может идти о религии, политических взглядах, подходе к воспитанию, расовых принципах или любых других вопросах, которые могут привести к неприятным последстви­ям. Мы все знаем, как ранние христиане твердо держались своих убеждений перед лицом жестоких преследований и даже смерти. Человечество всегда сражалось и погибало, защищая принципы, в которые верили люди.

3). Защита обиженных. Предположим, невиновный человек стал объектом слухов и клеветы, его порочат и делают жертвой несправедливости. Всегда легче стоять в сторонке. Зачем вмеши­ваться в дела другого человека? Такое вмешательство может при­вести к нежелательным последствиям и даже испортить вашу ре­путацию. Действительно, нужно иметь нравственную смелость, чтобы вступиться за доброе имя обвиняемого.

Я не предлагаю вам без необходимости вступать в споры и дела других людей, но если ваш голос может помешать творить несправедливость, тогда наберитесь нравственной смелости, что­бы заступиться за обижаемого. В классической литературе тому есть много примеров. В «Отверженных» Виктора Гюго самая драматическая история произошла тогда, когда Жан Вальжан набрался смелости, для того чтобы открыть свое истинное имя беглого каторжанина, чтобы спасти невиновного человека, кото­рого собирались повесить.

4). Признавать собственные ошибки. Смелость также пона­добится и в том случае, когда вы совершили безнравственный поступок. Иногда последствия признания в таких проступ­ках могут быть серьезными. Это унижение, позор, наказание, штраф и даже тюремное заключение. Подобная история ста­ла сюжетом классического произведения «Алая буква» амери­канского писателя Натаниэла Хоторна. Преподобному Артуру Динсдейлу не хватило смелости исповедать свой грех с Эстер Принн, в результате чего он дошел до моральной и физической деградации. Если вы совершили безнравственный поступок, на­беритесь смелости признать совершенный грех и очистить себя перед Богом и людьми, несмотря на последствия. Это только несколько случаев, где нам понадобится нравственная смелость. Помните, что более всего нам нужно будет смелости тогда, когда речь идет о правильном и истинном с преодолением страха перед последствиями.

25 января 2011 года в рамках XIX Международных Рождественских образовательных чтений на социологическом факультете Московского Государственного Университета имени М.В.Ломоносова под председательством декана социологического факультета МГУ Владимира Ивановича Добренькова состоялся круглый стол «Духовно-нравственные ценности современного российского общества: социологический взгляд».

Либералы, находясь у власти, занимались планомерным и систематическим разрушением сознания населения, привитием ему ложных ценностей, разложением душ наших сограждан. К сожалению, они немало преуспели в своей разрушительной работе. Моральный упадок, обесчеловечивание благодаря либералам отравили общественные отношения в нашей стране.

В связи с этим без всесторонней системы нравственного воспитания населения в духе ценностей гуманизма - подлинного, а не либерального, т.е. гуманизма, опирающегося на ценности российского патриотизма и консерватизма - Россия никогда не станет сильной и процветающей державой, которой гордились бы ее граждане, никогда не вернет себе статус мировой сверхдержавы. Необходимо культивировать в наших согражданах такие традиционные черты российского менталитета как солидарность, коллективизм, соборность, взаимопомощь, товарищество, любовь к Родине, примат духовного, готовность придти на помощь всем страждущим и обездоленным.

Без опоры на религию в современной России нельзя бороться с деморализацией и духовным опустошением. В сфере морали необходимо опираться на общечеловеческие нормы нравственности, провозглашенные ведущими конфессиями страны -православием, исламом, буддизмом и другими религиями. Речь идет о таких канонах, как нормы «не убий», «не укради» и т.д. Религия учит добродетельному образу жизни, человечности, братству, духовности, бытию в соответствии с требованиями совести и нравственных законов. Только эти нравственные ценности в состоянии противостоять моральной деградации, духовному упадку и наступлению идеологии бездуховного потребления и зоологического индивидуализма. Особое место в духовно-нравственном возрождении страны должно принадлежать православию как наиболее распространенной в нашей стране религии, как религии государствообразующего народа. Нужно четко понимать, что без веры, без православной веры в особенности, Россия не решит стоящих перед нею проблем, не возродится и потеряет саму себя.

Православие является не только религией большинства русского народа, но и религиозно-нравственной основой русского национального государственного творчества. В периоды великих потрясений Московского царства православная церковь неизменно стояла на страже национальных интересов России и всей своей мощью поддерживала власть в минуты ее слабости. Постепенно ее авторитет снижался. Правящему слою нужно было слабое православие и постепенно церковь дошла до полного бессилия, проявившегося в 1917 году. Не было нравственного авторитета, авторитетных иерархов. Государство, по существу, подорвало Церковь. И теперь перед правящим слоем России встает настоятельная задача помощи православию. Как справедливо писал Солоневич, «православие и как национальная религия, и как основа национальной государственности должно быть лоддержено в годину его слабости. Мы не можем допустить удовольствия дальнейшего развала национального единства» .

Православие - это наиболее совершенная религия мира, это величайшее духовное сокровище, сбережение которого поручено русскому народу. Православие является национальной религией русского народа. Эту мысль высказал еще Достоевский, вложив ее в уста Шатова («Бесы»). Это религия наибольшей человечности и наибольшей любви, религия надежды и наибольшего оптимизма.

В России, на наш взгляд, построение государства возможно только на моральных основаниях, не на юридических и не на экономических. Стиль российской государственности можно представить как внутреннее единство, единство национального сознания, единство воли, целеустремленности, в основе которого должно лежать единство религии. Иначе говоря, религиозная идея должна определить национальное единство страны.

Именно православие, на наш взгляд, может выполнить смыслообразующую, духовную и объединяющую миссию. Оно не обязывает граждан ни к исповеданию догматов православной церкви, ни к исполнению её обрядов. Православный принцип выражается не в церковном, а в государственном строительстве, означает признание духовной свободы каждого человека и. следовательно, уважения к этой свободе, говоря словами Солоневича, стремление к осуществлению Божьей правды на земле, технически возможную замену принуждения - дружественностью, страха - любовью. Отсюда православная терпимость ко всякой религии, ведь оно никогда не посягало на свободу других конфессий.

К.П. Победоносцев писал: «Государство тем сильнее и тем более имеет значение, чем явственнее в нем обозначается представительство духовное. Только под этим условием поддерживается и укрепляется в среде народной и в гражданской жизни чувство законности, уважение к закону и доверие к государственной власти» .

Таким образом, религия, как одна из составляющих национальных традиций, является одной из основных конструкций общественного устройства и стабильности общества в целом, способна выполнить функции инструмента социальной консолидации и духовной мобилизации населения. «Все остальное - писал Л.А. Тихомиров - внешнее укрепление порядка, власти, прочного действия исторических основ... останется без души, без силы, если оживившееся религиозное сознание не даст личности должного руководства для понимания целей жизни».

Главная задача сегодня - возрождение и внедрение в массовое сознание мировоззрения, отвечающего подлинным традициям России, связанного с приматом духовного над материальным, культом скромности, честного труда, взаимопомощи.

Необходимо культурно-нравственное единение всего населения, изменение системы ценностей, возведение в абсолют моральных ценностей. Необходимо поставить перед церковью вопрос о перемещении центра тяжести с формально обрядовой стороны православия на религиозно-воспитательную - и с этой целью настаивать на реорганизации духовного образования и практической деятельности духовенства в народных массах. То есть, необходимы «Апостолы духа» - учителя, которые несут истины в свет. Православие как величайшая духовная ценность России должно выполнить функцию нравственного оздоровления личности и общества.

В первую очередь пропагандой духовно-нравственного возвышения должны быть охвачена молодежь и дети. Комплекс мер по духовно-нравственному оздоровлению предполагает кардинальное изменение политики средств массовой информации (и, прежде всего, телевидения), которые должны исключить демонстрацию сцен насилия, секса, проповеди аморализма и бездуховности, что требует создания общественных контрольных советов и введение своего рода нравственной цензуры во всех СМИ. Без цензуры мы не сможем спасти подрастающее поколение от растления и разложения. Необходимо отметить, что требование введения цензуры выдвигается населением, в том числе и молодежью. Нравственно здоровая российская молодежь выступает против аморализма, цинизма, сексуальной распущенности и зоологического индивидуализма. Необходимо также ввести жесткие квоты на показ иностранной кино- и телепродукции. На наших кино- и телеэкранах должна доминировать национальная кинопродукция, проповедующая высокие идеалы, духовность, патриотизм, консервативные ценности в целом. Следует также скорректировать образовательные программы в средней и высшей школе, построив их на наших традиционных ценностях.

Таким образом, необходима новая общенациональная идея, идея единства всего общества, которая поможет России войти в новую систему нравственных координат, где значительное место будут занимать утраченные духовные начала, мораль, идеалы единства - все, что издавна составляло суть консервативной идеи. Это повлечет за собой мощный интегрирующий заряд, пробудит массовую энергию, будет способствовать обретению чувства достоинства и самоуважения. Государство не может длительное время существовать без идеи и цели как двигателей и катализаторов его развития.

Владимир Иванович Добреньков , профессор, Доктор философских наук, президент Российской социологической ассоциации, декан социологического факультета МГУ

Примечания:

1. Солоневич И. Народная монархия. М., 2002. С. 574.

2. Победоносцев К.П. Церковь и государство // Победоносцев К.П. Московский сборник.

3. Тихомиров Л.А. Борьба века. М, 1895. С.61.