Автономная православная церковь. Автономная церковь

(от греческого autonomia — независимая), церковь, получившая независимость в вопросах внутреннего управления от той или иной автокефальной церкви, в состав которой данная А. ц. входила ранее на правах экзархата или епархии. Глава А. ц. избирается на поместном соборе с последующим утверждением патриархом автокефальной церкви. В настоящее время существуют 4 А. ц. В юрисдикции Московского патриархата с 1970 находится Японская православная церковь.

Термин «автономия» вошёл в церковное употребление из гражданского права. В светском законе этим термином обычно отмечалась местная организация, имеющая право на самоуправление в границах основного положения государства. Подобный смысл вкладывается и в церковную автономию.

Если автокефальные Церкви имеют самостоятельную цепь апостольского преемства и их епископы, включая предстоятеля, поставляются архиереями этих же Церквей, то автономные Церкви такой независимости лишены, их первые епископы по избрании утверждаются (а зачастую и поставляются) предстоятелем кириархальной Церкви. Из этого обыкновенно следуют другие признаки зависимости автономной Церкви: ее устав утверждается кириархальной Церковью; в ней возносится имя предстоятеля кириархальной Церкви; она получает святое миро от кириархальной Церкви; она принимает участие в расходах на содержание высшей власти кириархальной Церкви; предстоятель автономной Церкви подсуден высшей судебной власти кириархальной Церкви.

Так-как автономной Церкви не обязательно иметь определенное число епископов для самостоятельного поставления своего предстоятеля, автономной Церковью может быть и митрополичий округ, и отдельная епархия, и приход, и монастырь. Последнее особенно практиковалось на Афоне: например, Хилендарский монастырь, согласно типику святителя Саввы Сербского, пользовался почти полной независимостью от центрального Афонского управления . На начало XXI века примерами крайне малых автономий были ЦерквиСинайская (монастырь с единственным архиереем) и Китайская (несколько приходов без собственного архиерея, под непосредственным попечением патриарха Московского и всея Руси).

Основанием для провозглашения части Церкви автономной чаще всего служит нахождение последней вне пределов государства в котором находится кириархальная Церковь, географическая отдаленность и этническое своеобразие. Исторически, провозглашение автономии Церкви часто следовало за приобретением политической самостоятельности государством, в котором находится Церковь. Утрата государственной самостоятельности обычно ведет и к упразднению автономии. К примеру, когда в 1878 году Босния и Герцеговинаосвободились от власти Турции и были оккупированы Австро-Венгрией, спустя два года местная Церковь получила автономию от Константинопольского Патриархата, но с вхождением Боснии в состав Югославии ее автономия была упразднена.

Само явление автономных Церквей было известно с древности. К примеру, до ее обособления в собственно Русскую Православную Церковь, во многом автономной на деле являлась Киевская (Русская) митрополия в составе Константинопольского Патриархата.

Такие катаклизмы XX века как Октябрьская революция в России в 1917 году и распад СССР в 1991 году, а также феномен православной диаспоры, обусловили появление в этом столетии многих новых автономий. Многие из них имеют свои особенности — так, большинство автономий Русской Православной Церкви ныне называются «самоуправляемыми» а не «автономными» Церквами, хотя различие между этими понятиями незначительно (см. Устав Русской Православной Церкви 2013, глл. X и XI). Константинопольская Православная Церковьорганизовала ряд автономных образований по этно-культурному признаку, наложившихся на уже существовавшие до этого епархии Константинопольского Патриархата в диаспоре. Вопрос о каноническом порядке дарования автономии увязан с вопросом диаспоры и полномочиями Вселенского престола, почему обсуждения о нем ведутся по сей день.


На данный момент существуют следующие автономные образования:

  • В составе Константинопольской Православной Церкви:
    • Финская Православная Церковь
    • Эстонская Православная Апостольская Церковь
    • Критская Православная Церковь (полуавтономная)
    • Украинская Православная Церковь США и рассеяния
    • Украинская Православная Церковь Канады
    • Американская Карпаторосская Православная Греко-Католическая Церковь
    • Архиепископия русских православных церквей в Западной Европе, Экзархат Вселенского Патриархата
  • В составе Антиохийской Православной Церкви:
    • Американская архиепископия
  • В составе Иерусалимской Православной Церкви:
    • Синайская Православная Церковь
  • В составе Русской Православной Церкви:
    • Японская Православная Церковь — автономная Церковь
    • Китайская Православная Церковь (на деле не действует) — автономная Церковь
    • Православная Церковь Молдавии — самоуправляемая Церковь
    • Латвийская Православная Церковь — самоуправляемая Церковь
    • Эстонская Православная Церковь — самоуправляемая Церковь
    • Русская Православная Церковь Заграницей — самоуправляемая Церковь
    • Украинская Православная Церковь — самоуправляемая Церковь с правами широкой автономии
  • В составе Сербской Православной Церкви:
    • Охридская архиепископия

Раскольническая « Российская Православная Автономная Церковь» (РПАЦ) («валентиновцы») в Туле

На территории Тульской области имеются общины т.н. «Российской Православной Автономной Церкви» (РПАЦ). Представителей этой раскольнической организации принято именовать «валентиновцами», по имени организатора РПАЦ «митрополита» Суздальского и Владимирского Валентина.

У тульских «валентиновцев» есть свой «епископ» - Тульский и Брянский Иринарх (Нончин).

"епископ" Иринарх (Алексей Нончин)

По версии прораскольнического электронного журнала «ВЕРТОГРАДъ», Тульская область в постреволюционный период была центром «катакомбного» движения. В то время верующие переходили на нелегальное положение, из-за того, что основные позиции в Тульской епархии были заняты обновленцами. Автор статьи в указанном издании, не пожелавший назвать себя, сообщает о гонениях, которым подвергались «катакомбники» со стороны властей. Он утверждает, что в архивах УКГБ по Тульской области есть много материалов о разгромах «катакомбных» монастырей в 30-е гг. А в 1943 году по личному приказу Сталина несколько сотен «катакомбных» православных христиан были вывезены из Тульской и Рязанской областей в Сибирь. Многие из них погибли.Большей частьюостатки «потомственных катакомбников», и вновь примкнувшие к ним, окормляются сегодня РПАЦ. (1)

Краткая историческая справка (2)

Среди многочисленных современных схизматических группировок «Российская Православная Автономная Церковь» является одной из самых скандальных и одиозных.

Предпосылкой к возникновению раскольнической «Российской Православной Автономной Церкви» можно считать принятие 2/15 мая 1990 г. Архиерейским Собором Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) так называемого «Положения о свободных приходах». Данное Положение позволяло учреждение параллельных РПЦ МП церковных структур (епархий, благочиний и приходов) в пределах СССР.

Весной 1990 года, сразу же после опубликования Положения, в юрисдикцию РПЦЗ вместе со своим приходом перешел архимандрит Валентин (Русанцов), настоятель Цареконстантиновского собора г.Суздаля. Побуждающей причиной его поступка явилось своеволие, приведшее к конфликту с правящим архиереем, каковым в то время являлся архиепископ Владимирский и Суздальский (ныне митрополит Оренбургский и Бузулукский) Валентин (Мищук).

Его примеру последовали несколько десятков приходских общин в различных регионах страны (Москва, Санкт-Петербург, Сибирь, Калининградская, Брянская, Пензенская области, Ставропольский и Приморский край и др.). Решением священноначалия Русской Зарубежной Церкви на базе российских приходов была провозглашена «Российская Православная Свободная Церковь» (РПСЦ), а архимандрит Валентин был назначен «экзархом» Архиерейского Синода РПЦЗ в России. В феврале 1991 г. состоялась архиерейская хиротония архимандрита Валентина (Русанцова) во епископа Суздальского и Владимирского. В том же 1991 году Суздальская епархия РПЦЗ была зарегистрирована в Министерстве Юстиции Российской Федерации как епархия «Российской Православной Свободной Церкви».

В последствии епископ Валентин (Русанцов) по целому ряду причин вступает в открытый конфликт с РПЦЗ. В ответ Архиерейский Синод РПЦЗ выводит епископа Валентина за штат без права управления епархией. Он же на Суздальском епархиальном съезде, проходившем в 1993 году, заявил о выходе из юрисдикционного подчинения Русской Зарубежной Церкви при сохранении с ней евхаристического общения.

Новым шагом к дистанцированию «Российской Православной Свободной Церкви» от РПЦЗ стало решение IV съезда духовенства и мирян РПСЦ, проходившего в марте 1994 г. и провозгласившего образование «Высшего Временного Церковного Управления Российской Православной Свободной Церкви» (ВВЦУ РПСЦ). ВВЦУ рассматривалось как орган высшей церковной власти, альтернативный Архиерейскому Синоду РПЦЗ.

Архиерейский Синод РПЦЗ со своей стороны запрещает в священнослужении епископа Валентина. Так же хиротонии новых «иерархов» совершенные после раскола не были признаны действительными. В условиях развивавшегося конфликта Синод Русской Зарубежной Церкви принял решение о рукоположении нового архиерея для управления российскими приходами. Выбор пал на архимандрита Евтихия (Курочкина), который был посвящен во епископа Ишимского и Сибирского.

В 1994 году после некоторого потепления отношений между РПЦЗ и ВВЦУ РПСЦ, снова ряд очередных внутренних скандалов привел к полному их расколу. Вместо ВВЦУ РПСЦ был создан «Архиерейский Синод Российской Православной Свободной Церкви». Дальнейшая эволюция раскольнической группировки епископа Валентина проходила в условиях полного разрыва церковных связей с Русской Зарубежной Церковью. Учитывая это, Архиерейский Собор РПЦЗ, проходивший в сентябре 1996 г., принял решение об извержении епископа Валентина из священного сана. Аналогичное решение было принято на Архиерейском Соборе РПЦ МП, проходившем в феврале 1997 г. и лишившем Валентина (Русанцова) всех степеней священства. В 1998 году «Российская Православная Свободная Церковь» была зарегистрирована с новым названием «Российская Православная Автономная Церковь» (РПАЦ).

По состоянию на 2008 год в юрисдикции РПАЦ пребывало около 100 приходов на территории Российской Федерации, часть из которых не имеет государственной регистрации. Кроме того, имеются приходы в Беларуси, Украине, Грузии, США, Швейцарии, Израиле, Аргентине и Болгарии.

В Тульской области у РПАЦ есть свой «катакомбный» монастырь (3) . Известно о том, что он расположен в городе Богородицке. Из-за закрытости религиозных общин валентиновцев достаточно сложно установить точное месторасположения монастыря и принадлежащих им «богослужебных» помещений. По некоторым данным, монастырская община РПАЦ в Богородицке в настоящее время не велика. Всего в ней не более 10 человек.

Интересным для нас представляется сообщение упомянутого выше «валентиновского» электронного журнала «ВЕРТОГРАДъ», где в одном из номером сообщалось о поездках в 1999 году Суздальских «епископов» по «обителям» и «приходам» РПАЦ в Тульской области:

«Накануне праздника Покрова Пресвятой Богородицы, 13 октября 1999 года, Епископ Борисовский и Санинский Феодор в сопровождении священника Константина Корецкого прибыл в Свято-Елисаветинскую обитель г.Богородицка Тульской области, где его встретила игумения София с сестрами. Сестры обители хранят общежительный монастырский устав; средоточием их духовной жизни являются выполняемый в точности по времени суточный круг уставных Богослужений, неусыпаемая Псалтирь, чтение акафистов и святоотеческой литературы. Обитель посещается и мирскими людьми, отошедшими от общения с Московской патриархией»…

…«На следующий день, 15 октября, епископ Феодор посетил г. Ефремов (Тульской области), где его ждали верующие, собравшиеся в квартире монахини Пелагии. В состоявшейся беседе м. Пелагия рассказала историю своей долгой жизни и причины, по которым она убедилась в отсутствии Православия в МП. Владыка Феодор посетил городское кладбище, где по просьбе верующих отслужил заупокойную литию»…

…«Другой суздальский викарий, епископ Сухумский и Абхазский Серафим, окормляющий катакомбные общины Суздальского Синода, совершил с 24 по 30 декабря 1999 года пастырскую поездку по катакомбным приходам Воронежа и Тулы в сопровеждении иерея Константина и схиигумении Евфимии… В Туле епископ Серафим посетил катакомбный монастырь во имя св. новопреподобномученицы Великой Княгини Елисаветы, возглавляемый игуменией Софией, а также около пяти катакомбных общин в Тульской области, отслужив две Божественных Литургии в домовых храмах и совершив несколько треб»… (4)

Известна еще одна поездка иерархов валентиновцев по Тульской области, совершенная ими в 2006 году:

«… утром 5 декабря Владыка Митрополит и Преосвященный Иринарх отбыли в г. Богородицк Тульской области.

По пути Преосвященные прибыли в г.Локоть, где посетили выстроенный диаконом Виктором каменный храм в честь Калужской иконы Божией Матери.

В Богородицке высоких гостей встретили хлебом-солью в катакомбном женском монастыре игумения София с сестрами. Вечером Преосвященные молились за вечерней и повечерием, утром после утрени и часов Митр. Валентин и Еп. Иринарх совершили божественную литургию. На клиросе пел хор из сестер, читал Игорь Борисенко. 8 декабря Митрополит Валентин и Епископ Иринарх прибыли в Суздаль» (5)

23 ноября 2007 года «епископ» Иринарх вновь посетил Богородицк. Причиной тому послужила кончина «монахини» Софии, упомянутой выше «игуменьи» женской «обители» РПАЦ в Богородицке, «освященной» в честь новопреподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны.

Вот что о «валентиновской» игумении Софии сообщалось на официальном сайте РПАЦ:

«Игумения София, в миру Александра Тимофеевна Козлова, родилась в 1927 году и, несмотря на безбожное время, воспитывалась благочестивыми родителями в православной вере.

В 1941-45 годах на «трудовом фронте» заболела туберкулезом костей ног, но чудесным образом получила исцеление по молитвам к Божией Матери. В благодарность она дала Ей обет не выходить замуж.

Александра часто оказывалась в среде монашествующих и получала от них духовное окормление. Часто посещая богослужения в церкви, она скоро освоила богослужебный устав и стала псаломщиком-регентом на левом клиросе церкви г.Богородицка. Имея способности к иконописи, много трудилась в росписи близлежащих, еще не закрытых властями, храмов. В 1982 году, после смерти матери, Александра принимает постриг в мантию с именем София. Углубляясь в чтение свв. Отцов, канонов Православной Церкви, писем новомучеников Российских, она увидела, что руководство Московской патриархии избрало и идет иным путем, путем нарушения и отступления от православной веры. Мать София установила письменную связь с Первоиерархом РПЦЗ Митрополитом Виталием и вскоре разорвала молитвенное общение с Московской патриархией (1988 г.) и своим бывшим духовником, которому она писала: «Укоряете меня за Зарубежную Церковь, якобы я Её слушаю «из-за бугра». Отвечаю, что Церковь Зарубежная меня не искала и не навязывала мне свои послушания, но я сама искала истину много лет: где она, эта Истина? И Господь меня не оставил. Он указал мне пальцем тех переживаний и случаев на неправославность той церкви, где я служила — советской-сергианской, не зная, кто она, эта церковь, и что представляет из себя. Первый Божий Палец Божия указания был мне в Загорске, когда я с ужасом, в Троицком соборе, увидела, как открылись царские врата и из них монахи загорские выпустили католического кардинала, который, выйдя из олтаря, подошел к раке преподобного Сергия, заложив руки назад, посмотрел на раку и мощи, и отошел…».(6)

Некоторое время София жила и молилась дома одна, исполняя свое монашеское правило и продолжая переписку с митрополитом Виталием. Вскоре она узнает об открытии в России приходов Зарубежной Церкви под управлением епископа Лазаря и епископа Валентина. Вместе с собравшимися вокруг неё сомолитвенниками София посетила «владыку» Валентина в Суздале и была принята в «Российскую Православную Свободную Церковь». Её приняли в новоустроенную обитель свят. Иоанна Шанхайского в Суздале. В 1996 году София организует женскую обитель в Богородицке, и в следующем году «митрополит» Суздальский и Владимирский Валентин поставляет её туда игуменией.

«В Елисаветинской обители сестрами неизменно ежедневно совершается полный богослужебный круг, а также читается «неусыпаемая псалтирь» и возносятся молитвы о гонимой Российской Церкви и всех православных христианах. Литургию в домовом храме одно время совершали священники РПАЦ, последние годы таинства совершал Епископ Тульский и Брянский Иринарх» (7)

25 ноября «епископом» Иринархом в храме «обители» была совершена литургия, затем чин монашеского погребения. Почившую «игуменью» погребли на городском кладбище г. Богородицка, рядом с её родителями. В настоящее время в «обители» около десяти сестер пожилого возраста. Благословением «епископа» Иринарха старшей сестрой назначена «послушница» Тамара.

Отношение «валентиновцев» к Русской Православной Церкви Московского Патриархата негативное. Так, в своем интервью известному просектантскому порталу «Credo.ru» «епископ» Тульский и Брянский Иринарх высказался относительно РПЦ МП следующим образом:

«Как отметил в интервью автору епископ Тульский и Брянский Иринарх (Нончин), новый архиерей РПАЦ для клириков из Трубчевска и Суражского района, "простые священнослужители ищут, прежде всего, света и чистоты, а видят противоположное - мир тянет к себе Московскую патриархию. Бизнес и политика, которыми занимаются не только в Брянской епархии, но и в руководстве РПЦ МП, отталкивают священников и мирян". По словам владыки Иринарха, священниками (РПАЦ - ред.) движет стремление "сохранить Православие в чистоте, а не в омуте"» (8)

Эти слова «епископа» Иринарха о «чистоте» и проч. звучат весьма странно в свете некоторых его деяний. Так, в одну из фирм, занимающуюся производством оборудования для церковных свечей в 2014 году поступил заказ на изготовление дорогостоящей формы для свечей. Заказ обсуждался по телефону. Звонивший представился «епископом» Иринархом. Предоплату заказчик не стал делать, сказал что на месте рассчитается. После выполнения заказа, «епископ» Иринарх приехал в эту фирму с каким-то Павлом Петровичем и стал предлагать за выполненную работу сумму вдвое меньше, чем договаривались. Естественно, представители фирмы изготовителя не согласились, т. к делали эти формы в 3 смены. У всех семьи, дети. В итоге диалог не задался. Таким образом, Иринарх использует следующий прием: звонит по телефону, представляется «епископом», делает заказ, сбрасывает цену вдвое по факту изготовления заказа (9).

В 2016 году в Cуздaлe сотрудниками Федеральной Cлужбы Безопасности были задержаны «пpeдcтoятeль» PПAЦ «митpoпoлит» Фeoдop (Гинeeвcкий), a тaкжe «eпиcкoп» Tульcкий и Бpянcкий Иpинapx (Hoнчин). Их зaдepжали в xoдe oбыcкa, нaчaтoгo в «Cинoдaльнoм дoмe» PПAЦ. Правоохранители подозревали РПАЦ в причастности ее адептов к совершению действий экстремистского характера. Как сообщалось, предметом заинтересованности силовиков стали имевшие место ранее факты экстремистских высказываний со стороны отдельных представителей РПАЦ, направленные на возбуждение вражды, ненависти и унижение достоинства по признакам отношения к социальной группе. Данные действия совершались публично в процессе религиозных собраний. Так же сообщалось, что последователи РПАЦ ранее неоднократно были замечены в проведении экстремистских действий (10).

О числе домовых храмов и общин «валентиновцев» в Тульской области судить сложно из-за их закрытости и малого числа прихожан. Из приведенного выше следует, что точно в настоящее время имеются группы «валентиновцев» в Ефремове и Богородицке. В девяностые годы минувшего столетия они распространяли агитационные листовки в г.Суворов. Неоднократно посещали и другие города Тульской области с целью привлечения к себе верующих. Но каких либо заметных результатов не достигли.

Сектаинфо, 2017 год .

(1) Интервью с епископом Иринархом Тульским и Брянским (РПАЦ) //. http://vertograd.narod.ru/440.htm - Дата доступа: 14.09.2009.

(2) По материалам: Российская Православная Автономная Церковь // Анти - раскол. Электронный ресурс.- 2009.- Режим доступа: http://www.anti-raskol.ru/grup/55т - Дата доступа: 19.10.2009.

(3) Интервью с епископом Иринархом Тульским и Брянским (РПАЦ) //. ВЕРТОГРАДъ. Православный журнал. Электронный ресурс.- 2004.- Режим доступа: http://vertograd.narod.ru/440.htm - Дата доступа: 14.09.2009.

(4) Пастырские поездки суздальских епископов //. ВЕРТОГРАДъ. Православный журнал. Электронный ресурс.- 1999.- Режим доступа: http://vertograd.narod.ru/0200/orthodox04.htm - Дата доступа: 14.09.2009.

(5) Первоиерарх Российской Церкви и Преосвященный Епископ Тульский и Брянский Иринарх посетили приходы Тульско-Брянской епархии//. РОССИЙСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. СУЗДАЛЬСКАЯ ЕПАРХИЯ. Электронный ресурс.- 2006.- Режим доступа: http://www.rpac.ru/article/46/ - Дата доступа: 14.09.2009.

(6) Скончалась настоятельница Елисаветинской обители РПАЦ //. РОССИЙСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. СУЗДАЛЬСКАЯ ЕПАРХИЯ. Электронный ресурс.- 2007.- Режим доступа: http://www.rpac.ru/article/89/ - Дата доступа: 15.09.2009.

(7) Там же.

(8) Диктат Феофилакта. Политика нового архиерея РПЦ МП расколола православных на Брянщине и настроила власть против общества//. Портал-Credo.ru. Электронный ресурс.- 2005.- Режим доступа: http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&type=forum&id=34047 - Дата доступа: 15.09.2009.

(9) По материалам: Иринарх (Нончин) «Епископ Тульский и Брянский»// Анти - раскол. Электронный ресурс.- 2010.- Режим доступа: http://www.anti-raskol.ru/pages/369 - Дата доступа: 19.10.2014.

(10) Суздаль: первоиерарха РПАЦ и епископа Иринарха доставили на беседу в ФСБ// Портал Кредо.ру. Электронный ресурс.- 2016.- Режим доступа: http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=121984 - Дата доступа: 10.10.2016.

Возглавляется Валентином (Русанцовым).
В миру Анатолий Петрович Русанцов родился 3 марта 1939 года в Белореченске Краснодарского Края.
По просьбе Анатолия митрополит Нестор в 1957 году направил его в Свято-Духов монастырь Вильнюса, рукоположив его перед тем в сан иподиакона. В этом монастыре Анатолий был пострижен в рясофор.
В 1973 году заочно окончил Московскую духовную семинарию, а в 1979 - Московскую духовную академию, защитив кандидатскую работу.
В 1973 году прибыл в Суздаль, на должность настоятеля Казанского храма.
В 1988 году был переведён указом архиепископа Валентина (Мищука) в Покров, а затем был уволен за штат за отказ подчиниться.
7 апреля 1990 года архимандрит Валентин и члены суздальской общины официально объявили о выходе из Московского Патриархата; 11 апреля они были приняты в юрисдикцию Русской Православной Церкви Заграницей. 4 октября архимандрит Валентин был назначен экзархом Архиерейского Синода РПЦЗ на территории СССР.

Предпосылкой к возникновению раскольнической Российской Православной Автономной Церкви можно считать принятие 2/15 мая 1990 г. Архиерейским Собором Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) так называемого «Положения о свободных приходах». Данное Положение явилось официальным провозглашением нового курса внешней политики Русской Зарубежной Церкви, направленного на учреждение параллельных церковных структур (епархий, благочиний и приходов) в пределах СССР.
Весной 1990 г., сразу же после опубликования Положения, в юрисдикцию РПЦЗ вместе со своим приходом перешел архимандрит Валентин (Русанцов), настоятель Цареконстантиновского собора г. Суздаля. Причиной его перехода явилось своеволие, приведшее к конфликту с правящим архиереем, каковым в то время являлся архиепископ Владимирский и Суздальский (ныне митрополит Оренбургский и Бузулукский) Валентин (Мищук).
Принятие архимандрита Валентина в юрисдикцию Русской Зарубежной Церкви получило широкий общественный резонанс и послужило примером для нескольких десятков приходских общин в различных регионах страны (Москва, Санкт-Петербург, Сибирь, Калининградская, Брянская, Пензенская области, Ставропольский и Приморский край и др.). Решением священноначалия Русской Зарубежной Церкви на базе российских приходов была провозглашена Российская Православная Свободная Церковь (РПСЦ), а архимандрит Валентин был назначен Экзархом Архиерейского Синода РПЦЗ в России. В феврале 1991 г. состоялась архиерейская хиротония архимандрита Валентина (Русанцова) во епископа Суздальского и Владимирского. В том же 1991 году Суздальская епархия РПЦЗ была зарегистрирована в Министерстве Юстиции Российской Федерации как епархия Российской Православной Свободной Церкви.
Последовательное увеличение активности РПЦЗ в процессе расширения Российской Православной Свободной Церкви привело к тому, что в 1992 г. с целью организации в Москве Синодального Подворья Русской Зарубежной Церкви в Россию был направлен епископ Каннский Варнава (Прокофьев). Однако деятельность епископа Варнавы оказалась весьма скандальной, это связано с готовностью признать каноничность раскольнической Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата и со стремлением всецелого подчинения РПСЦ собственной власти. Вышеперечисленные злоупотребления, а также честолюбивые претензии на лидерство, побудили епископа Валентина (Русанцова) вступить в открытый конфликт с главой Синодального Подворья.
В ответ на острую критику епископ Варнава убедил Архиерейский Синод РПЦЗ вывести епископа Валентина за штат без права управления епархией. Еп. Валентин не пожелал признать победы епископа Варнавы и на Суздальском епархиальном съезде, проходившем в 1993 г., заявил о выходе из юрисдикционного подчинения Русской Зарубежной Церкви. Новым шагом к отделению Российской Православной Свободной Церкви от РПЦЗ стало решение IV съезда духовенства и мирян РПСЦ, проходившего в марте 1994 г. Съезд провозгласил образование Высшего Временного Церковного Управления Российской Православной Свободной Церкви (ВВЦУ РПСЦ). ВВЦУ рассматривалось как орган высшей церковной власти, альтернативный Архиерейскому Синоду РПЦЗ. Председателем ВВЦУ РПСЦ был избран архиепископ Тамбовский и Моршанский Лазарь (Журбенко), происходивший из среды Российской Катакомбной Церкви, а в 1982 г. вошедший в юрисдикцию РПЦЗ и тайно рукоположенный во епископа приезжавшим в СССР в качестве туриста епископом Каннским Варнавой (Прокофьевым) . Заместителем Председателя ВВЦУ РПСЦ стал епископ Валентин (Русанцов), возведенный в сан архиепископа. Самым скандальным деянием ВВЦУ было рукоположение новых архиереев,. В ответ на данные деяния Архиерейский Синод РПЦЗ запретил в священнослужении архиепископа Лазаря и епископа Валентина, а хиротонии новых иерархов были признаны не действительными. В условиях конфликта Синод Русской Зарубежной Церкви принял решение о рукоположении нового архиерея для управления российскими приходами. Выбор пал на архимандрита Евтихия (Курочкина), который был посвящен во епископа Ишимского и Сибирского.
После отзыва епископа Варнавы (Прокофьева) из России в конце 1994 г., наметилось некоторое потепление отношений между РПСЦ и РПЦЗ. На Архиерейском соборе РПЦЗ, проходившем декабре 1994 г. в Лесненском монастыре (Франция), состоялось подписание Акта о примирении между Архиерейским Синодом РПЦЗ и ВВЦУ РПСЦ. Согласно условиям примирения ВВЦУ РПСЦ было упразднено, а многие ранее принятые им решения теряли свою силу.
В частности, Валентин (Русанцов) утратил титул «архиепископа» и снова именовался епископом. В отношении иерархов, самочинно рукоположенных в ВВЦУ РПСЦ, было принято решение о признании их архиерейского достоинства при непременном условии принесения ими архиерейской присяги Синоду Русской Зарубежной Церкви. Важным решением Лесненского собора была реорганизация духовного управления в России, на территории которой учреждались епархии Московская, Санкт-Петербургская и Северорусская, Суздальская, Сибирская, Одесская и Южнорусская, Черноморская и Кубанская. Для согласованности в управлении российскими епархиями, взамен упраздненного ВВЦУ РПСЦ, было создано Архиерейское Совещание, в своей деятельности полностью подчиненное Архиерейскому Синоду РПЦЗ.
Несмотря на видимое разрешение имевшихся противоречий и казавшуюся свершившимся фактом налаженность в системе административного управления российскими приходами, уже в январе 1995 г. Архиерейское Совещание потряс неожиданный скандал. На этот раз причиной нестроений явилось противостояние между епископом Суздальским Валентином (Русанцовым) и епископом Ишимским Евтихием (Курочкиным). Последний выдвинул в адрес Суздальского епископа ряд обвинений, касавшихся его образа жизни и стиля церковного управления. Более того, епископ Евтихий письменно изложил свои недовольства в рапорте на имя Первоиерарха РПЦЗ митрополита Виталия (Устинова), обвинив архиепископа Лазаря, епископа Валентина и рукоположенных ими иерархов в отсутствии лояльности по отношению Архиерейскому Синоду РПЦЗ. Итогом противостояния, возникшего внутри Архиерейского Совещания, стало запрещение в священнослужении архиепископа Лазаря (Журбенко) и епископа Валентина (Русанцова). Духовное возглавление российской паствы Русской Зарубежной Церкви было возложено на епископа Ишимского Евтихия.
Реагируя на происходящие события, епископ Суздальский Валентин (Русанцов) предпринял попытку созыва Российского Архиерейского Совещания, целью которого было осуждение решений Архиерейского Синода РПЦЗ. Решением Архиерейского Совещания была возобновлена работа ВВЦУ, которое вскоре было переименовано в Архиерейский Синод Российской Православной Свободной Церкви (РПСЦ). Дальнейшая эволюция раскольнической группировки епископа Валентина проходила в условиях полного разрыва церковных связей с Русской Зарубежной Церковью. Учитывая это, Архиерейский Собор РПЦЗ, проходивший в сентябре 1996 г., принял решение об извержении епископа Валентина из священного сана. Аналогичное решение было принято на Архиерейском Соборе РПЦ МП, проходившем в феврале 1997 г. и лишившем Валентина (Русанцова) всех степеней священства. Любопытной представляется позиция самого Русанцова относительно единовременных соборных решений обеих ветвей Русской Православной Церкви, высказанная им в интервью газете «Свобода слова»: «Корреспондент: Ваше Высокопреосвященство, каково ваше отношение к решению состоявшегося в феврале этого года Архиерейского собора Русской Православной Церкви Московского Патриархата о лишении вас священного сана? Архиепископ Валентин: Это решение я воспринял как принятое сектантами, в общении с которыми я некогда находился».
В 1998 г. Российская Православная Свободная Церковь была зарегистрирована с новым названием Российская Православная Автономная Церковь (РПАЦ). Данная раскольническая юрисдикция обосновывает легитимность своего существования ссылкой на известный Указ Святейшего патриарха Московского и Всероссийского Тихона (Белавина) № 362 от 7/20 ноября 1920 г.11 Согласно данному Указу, изданному в условиях еще неоконченной Гражданской войны и беспрецедентного в российской истории геноцида по отношению к Православной Церкви, в случае отсутствия возможности для правящего архиерея осуществлять связь с органами высшей церковной власти он может, совместно с архиереями соседних епархий, организовать Временное Высшее Церковное Управление (ВВЦУ). Такие же действия предполагались и в случае полной ликвидации органов высшей церковной власти. При абсолютной невозможности связаться даже с архиереями соседних епархий архиерей мог принимать на себя всю полноту церковной власти в пределах своей епархии. Заслуживает внимания то обстоятельство, что практически все расколы, возникавшие в Русской Православной Церкви на протяжении ХХ века, неизменно апеллировали к Указу святителя Тихона № 362.
В 2001 г. Синод Русской Православной Автономной Церкви принял решение о возведении архиеписко
па Валентина (Русанцова) в сан митрополита с правом ношения двух панагий, чем, по мнению раскольников, повышался статус самой организации до митрополичьего округа.
Однако носитель белого клобука не только не увеличил авторитет созданной им юрисдикции, но уже через год привлек внимание общественности к РПАЦ грандиозным скандалом. В феврале 2002 г. в Суздальском городском суде началось слушание по делу митрополита Валентина (Русанцова), который обвинялся в преступлениях сексуального характера с вовлечением в них несовершеннолетних. В частности, ему инкриминировались ст. 132 ч.2; ст. 133 и ст. 151 ч.1 Уголовного Кодекса Российской Федерации, предусматривавшие ответственность за «насильственные деяния сексуального характера, неоднократно совершенные в отношении несовершеннолетних», «понуждение к действиям сексуального характера» и вовлечение «несовершеннолетних в систематическое употребление спиртных напитков».
Именно из числа лиц, некогда совращенных Валентином (Русанцовым), сформировалась наиболее влиятельная и приближенная к главе РПАЦ группировка священнослужителей,. В результате судебного слушания, состоявшегося в 2002 г., митрополит Валентин был приговорен к четырем годам условного заключения и уже в день вынесения приговора подпал под амнистию, в результате чего срок условного осуждения был сокращен до двух лет. Обозреватель газеты «Совершенно секретно» Лариса Кислинская утверждает, что на потерпевших и свидетелей неоднократно оказывалось физическое и психологическое давление, побуждавшее их к отказу от собственных показаний. Весьма примечательно, что в марте 2004 г. решением Суздальского районного суда состоялась отмена судебного решения 2002 г., а с митрополита Валентина была снята судимость.
В настоящее время в юрисдикции РПАЦ пребывает около 100 приходов на территории Российской Федерации, часть из которых не имеет государственной регистрации. Кроме того, имеются приходы в Беларуси, Украине, Грузии, США, Швейцарии, Израиле, Аргентине и Болгарии.

Текст подготовлен в рамках проекта «Динамика религиозной ситуации и конфессиональная идентичность в Московском регионе». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведенного Национальным благотворительным фондом.

Российская православная автономная церковь (РПАЦ, до 1998 г. – Российская православная свободная церковь) – альтернативная церковная организация, представленная прежде всего в РФ, но имеющая несколько приходов в США (РПАЦ в Америке), и по крайней мере по одному – в ряде других стран: Болгарии, Сербии, Бразилии, Италии и т.д.

Российская православная автономная церковь была зарегистрирована Министерством Юстиции РФ в октябре 1998. Ранее она действовала под названием Российская православная свободная церковь. В начале 2000-х гг. РПАЦ пережила ряд публичных скандалов, связанных с личностью ее главы митр. Валентина (Русанцова). В 2002 г. его приговорили к 4 годам лишения свободы условно (преступления сексуального характера с вовлечением несовершеннолетних), а через два года приговор был признан недействительным. Однако данный судебный процесс считается началом существенного ослабления РПАЦ. От основной ветви РПАЦ отделился еп. Григорий (Лурье), созвавший Архиерейское совещание в г. Санкт-Петербурге; на данный момент среди его сторонников насчитывается 3 епископа, 6-7 приходов и несколько сот прихожан.

Параллельно с институциональным кризисом происходили конфликты с местной властью. Поскольку большинство общин РПАЦ сосредоточена во Владимирской области, по преимуществу в Суздальском районе, то в кругах РПЦ МП данную конфессию именуют «Суздальский раскол». Администрация области в судебном порядке на протяжении 2009-2010 гг. конфисковала порядка 13 храмов конфессии. Позже практически все из них были переданы в пользование РПЦ МП. Последний исторический храм РПАЦ был изъят весной 2016 г. Также в 2015 г. церковь лишили культовой реликвии – мощей преп. Евфимия и Евфросинии Суздальских, которые местные власти передали Ризоположенскому монастырю РПЦ в Суздале.

На данный момент официальным главой конфессии является митрополит Феодор (Гинеевский). Официальный титул: «Митрополит Суздальский и Владимирский». Он является вторым Первоиерархом данной церкви. Избран главой церкви 23 января 2012 г. Неофициальным, однако, фактическим лидером части РПАЦ, а именно ее «Архиерейского совещания» является епископ Григорий (Лурье). Официальный титул – «Епископ Петроградский и Гдовский».

Численность

Подсчет числа верующих и приходов церкви затруднителен в связи с несколькими обстоятельствами: во-первых, тем, что некоторая их часть действует подпольно, и во-вторых, с тем, что со второй половины 2000-х она постепенно лишалась значительной части храмов (см. далее). На данный момент церковь насчитывает около 35 официально зарегистрированных приходов, около 30 действуют как религиозные группы, и еще порядка 20-30 существуют в условиях «катакомб», т.е. нелегально; в ней 10 архиереев, 40 священников, 20 монахинь и приблизительно 5 тысяч мирян. Цифры приводятся исходя из внутреннего источника и являются приблизительными.

Вероучение

Общая доктринальная вероучительная часть догматики совпадает с православным вероучением. Также для РПАЦ характерен крайний антисоветизм, и в связи с этим – радикальная критика РПЦ за сергианство (соглашения с советской властью), экуменизм, обновленчество, тоталитарное церковное устройство. Руководство церкви выступает за отказ от политики, бюрократии и отступлений от традиционного богословия православной церкви. В целом взгляды ее сторонников можно охарактеризовать как консервативные с учетом некоторой свойственной для всех около-катакомбных юрисдикций свободы в плане организации церковной жизни и действующей везде, кроме Суздаля и Владимирской обл. ориентации на автономию и самоуправление общин-приходов.

Священническая корпорация характеризуется наличием большей степени свободы в сравнении с РПЦ МП, в чем зачастую и находилась причина перехода клириков в РПАЦ.

Общественная деятельность

Среди представителей РПАЦ можно выделить две персоналии, которые известны в медиа-пространстве в качестве представителей культурной интеллигенции. Лидер альтернативного «Архиерейского совещания» РПАЦ епископ Григорий (Лурье) является известным патрологом и исследователем истории христианства. Он признанный в Европе и России специалист в области православного богословия. Является главным редактором авторитетного французского патрологического журнала «Scrinium. Revue de patrologie, d’hagiographie critique et d’histoire ecclésiastique».

Наиболее известным широкой аудитории клириком церкви является прот. Михаил Ардов – публицист, мемуарист, настоятель московского храма свв. Царственных мучеников и Новомучеников и Исповедников Российских на Головинском кладбище, перешедший в РПАЦ из РПАЦ в 1993 г. Управляющий делами АС РПАЦ Александр Солдатов является обозревателем религиозной жизни в РФ и руководит весьма влиятельным порталом «Credo.ru». На данном интернет-ресурсе религиозно-политический анализ событий преподносится с альтернативной точки зрения (зачастую основной контент портала представлен критическими материалами по отношению к РПЦ МП).

Административный центр – Цареконстантиновский кафедральный собор в г. Суздаль, Владимирская обл.

Официальный печатный орган — «Суздальские епархиальные ведомости».

Единственным действующим сейчас интернет-ресурсом церкви является сайт «Russian Orthodox Autonomous Church » на английском яз.

Кроме вышеупомянутого храма, находящегося в самой Москве, в Московской обл. РПАЦ принадлежат два прихода – св. цесаревича-мученика Алексия в с. Мытищи и св. Ксении Петербургской в с. Новая Купавна, а также Свято-Троицкий монастырь в с. Острово (рядом с г. Орехово-Зуево).

А. Зыгмонт и Е. Воинов

См.с.настоящего издания.

Велик православный мир. Его светом озарены многие страны и народы. Все они являются единой Вселенской церковью. Но, в отличие от католического мира, подчинённого римскому папе, единому правителю, Вселенская церковь разделена на самостоятельные ― поместные или автокефальные церкви, каждая из которых обладает самоуправлением и независимостью в решении основных правовых и административных вопросов.

Что означает термин «автокефалия»

Прежде чем говорить о том, что значит автокефальная православная церковь, следует рассмотреть сам термин «автокефалия». Произошёл он от греческого слова, состоящего из двух корней. Первый из них переводится как «сам», а второй ― «голова». Нетрудно догадаться, что их слитное употребление может означать «самовозглавление», что подразумевает наиболее полное управление всей внутренней жизнью церкви и её административную независимость. Этим автокефальные церкви отличаются от автономных, на которые налагаются некоторые юридические ограничения.

Вселенская церковь делится на поместные (автокефальные) не по национальному принципу, а по территориальному. В основе такого деления лежат слова апостола Павла о том, что во Христе нет разделения людей ни по национальностям, ни по их социальному статусу. Все люди составляют единое «стадо Божье» и имеют единого Пастыря. Кроме того, неоспоримым удобством является территориальное соответствие автокефальных церквей политико-административным границам государств.

Права автокефальных церквей

Чтобы наиболее полно охарактеризовать сущность автокефалии, следует подробнее рассмотреть те права, которыми обладают автокефальные церкви. Самым важным из них является право поставлять и избирать собственными архиереями. Для этого нет необходимости согласовывать ту или иную кандидатуру с руководителями иных поместных церквей. Это главное, чем отличаются между собой автокефальные и автономные церкви. Последние возглавляются предстоятелями, назначенными той церковью, которая предоставила им автономию.

Кроме того, поместные церкви наделены правом самостоятельно издавать собственные уставы. Действуют они, разумеется, лишь на территории, подконтрольной данной церкви. Вопросы, связанные с устройством и управлением церкви, также решаются внутренним порядком. Наиболее важные из них выносятся на рассмотрение

Автокефальные церкви вправе самостоятельно освящать святое миро, предназначенное для использования внутри церкви. Ещё одним важным правом является возможность канонизации собственных святых, составление новых богослужебных чинопоследований и песнопений. Последний пункт имеет лишь одну оговорку ― они не должны выходить за рамки догматических учений, принятых Вселенской церковью.

В решении всех вопросов административного характера поместным церквям предоставляется полная же касается и церковного суда, права созывов поместных соборов и возможности инициировать созыв

Ограничения, налагаемые на права автокефальных церквей

Ограничения прав поместных церквей обуславливаются принципом церковного единства. Исходя из него, все автокефальные церкви тождественны между собой и разделены только территориально, но не догматически и не расхождениями в вопросах вероучения. Основополагающим принципом является право лишь Вселенской церкви толковать религиозные догматы, оставляя при этом неизменной сущность православной веры.

Кроме того, решение важнейших канонических вопросов выходит за правовые рамки поместных церквей и находится в ведении Вселенских соборов. Также построение литургической жизни внутри автокефалии должно быть общепринятым и находиться в соответствии с установками принятыми Вселенскими соборами.

Образование поместных церквей

История образования поместных Церквей уходит своими корнями в апостольские времена, когда ученики Иисуса Христа по Его слову отправлялись в различные земли нести людям благую весть святого Евангелия. Основанные ими церкви, в силу своей территориальной обособленности, имели независимость от прочих, основанных одновременно с ними церквей. Центрами религиозной жизни таких новообразований становились столицы и крупные города этих римских метрополий.

Когда христианство стало государственной религией, началось активное упорядочение жизни поместных церквей. Этот исторический период (IV-VI века) именуется эпохой Вселенских соборов. В это время были разработаны и приняты основные положения регламентирующие права автокефальных церквей и установлены рамки, их ограничивающие. Например, в документах II Вселенского собора говорится о недопустимости распространения власти областных епископов на территории, находящейся за пределами их поместных церквей.

Именно документы, разработанные этими Вселенскими соборами, позволяют дать однозначный ответ на вопрос о том, что означает автокефальная церковь, и избежать двояких толкований.

Был также принят закон по которому могла создаваться новая независимая автокефальная церковь. В его основе заложен принцип: «Никто не может дать прав больше, чем имеет сам». Исходя из этого, создать новую автокефальную церковь может либо епископат Вселенской церкви, либо епископат уже существующей и законно признанной поместной. Тем самым была подчёркнута преемственность епископской власти от апостольской. С этих пор вошло в обиход понятие «церкви-матери», или кириархальной церкви. Это юридическое обозначение церкви, епископатом которой учреждена новая поместная (автокефальная) церковь.

Самовольное установление автокефальности

Однако история знает много случаев нарушений этих установленных правил. Иногда органы государственной власти провозглашали церкви своих стран автокефальными, а иногда местные епископаты самовольно выходили из подчинения высший власти и, избрав предстоятеля, провозглашали независимость. Следует заметить, что в большинстве случаев имелись объективные причины для подобных действий.

Впоследствии их каноническая незаконность исправлялась вполне легитимными актами, хотя и принятыми с некоторым опозданием. В качестве примера можно вспомнить самовольное отделение в 1923 году польских автокифалистов от Русской церкви-матери. Правомерность этого акта была восстановлена лишь в 1948 году, когда церковь стала автокефальной на законном основании. И подобных примеров очень много.

Исключения из общих правил

Но законом предусмотрены случаи, когда автономная церковь может самостоятельно порвать связь со своей церковью-матерью и получить автокефальность. Это бывает, когда кириархальная церковь впадает в ересь или раскол. Документ, принятый на поместном Константинопольском соборе, состоявшемся в 861 году, получившем название Двукратного, предусматривает подобные случаи и даёт автономным церквям право на самоотделение.

Именно на основании этого пункта и получила самостоятельность в 1448 году Русская православная церковь. По мнению её епископата, на Флорентийском соборе впал в ересь, запятнав чистоту православного учения. Воспользовавшись этим, они поспешили возвести на предстоятельскую кафедру и провозгласить каноническую независимость.

Ныне существующие автокефальные церкви православия

В настоящее время существуют пятнадцать автокефальных церквей. Все они православные, поэтому часто задаваемый вопрос о том, чем отличается автокефальная Церковь от православной, естественно, отпадает сам собой. Перечислять их принято в порядке диптиха ― поминания на литургии.

Первые девять управляются патриархами. Среди них ― Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Румынская и Болгарская церкви. Следом за ними идут те, во главе которых стоят архиепископы. Это Кипрская, Элладская и Албанская. Замыкают перечень церкви, которые управляются митрополитами: Польская, Чешских земель и Словакии, православная автокефальная церковь в Америке.

Пятая по счёту в приведённом списке Русская церковь стала автокефальной в Свой статус она получила от Константинопольского патриархата, от которого находилась в зависимости до 1548 года, когда собор русских епископов избрал главой церкви митрополита Иону. Возраставшая в дальнейшем экономическая и военная мощь России содействовала укреплению политического, военного и религиозного авторитета нашей страны. Вследствие этого восточные патриархии признали за Россией пятое «по чести» место.

Равенство всех православных автокефальных церквей

Очень важным моментом является задекларированное и соблюдаемое в практике межцерковного общения равенство всех автокефальных церквей. Принятая в католицизме догма о том, что римский папа является наместником Христа, и что он, как следствие, непогрешим, абсолютно неприемлема в православии. Кроме того, полностью отвергаются претензии Константинопольской патриархии на какие-либо исключительные права во Вселенской церкви.

В связи с этим следует пояснить принцип, по которому распределяются порядковые места тех или иных церквей в диптихе. Несмотря на то, что эти места носят названия «рангов чести», никакого догматического значения они не имеют и установлены чисто исторически. В порядке распределения мест играет роль древность церкви, хронологическая последовательность получения ей статуса автокефалии и политическое значение городов, в которых размещены кафедры главенствующих епископов.

Автономные церкви и их особенности

Здесь уместно остановиться на том положении вещей, которое складывалось до 1548 года, то есть до момента, когда Русская стала автокефальной. Её статус в те века можно охарактеризовать так ― автономная церковь. Выше упоминалось, что главной особенностью автономных церквей является отсутствие права самостоятельно избирать своего предстоятеля, которого им поставляет церковь-мать. Это существенно ограничивает их самостоятельность. И ещё одна важная сторона вопроса ― от того, кто возглавляет автокефальные самостоятельные православные церкви, во многом зависит внутренняя, а порой и внешняя политика их государств.

Справедливости ради надо заметить, что и до того как митрополит Иона получил титул Митрополита Московского и всея Руси, зависимость россиян от Константинополя была не слишком обременительной. Здесь сыграла роль географическая удалённость от Византии ― нашей матери-церкви. В гораздо худшем положении находились церкви, образованные на территориях греческих митрополий.

Существенные ограничения свободы автономных церквей

Автономные церкви, кроме того, что управлялись предстоятелем, назначенным церковью-матерью, были обязаны согласовывать с ней свои уставы, статусы, консультироваться по всем сколько-нибудь серьёзным вопросам. Они не имели права самостоятельно освящать миро. Их епископы были подсудны высшей судебной инстанции ― суду кириархальной церкви, а свои отношения с другими они имели право строить лишь при посредстве церкви-матери. Всё это порождало организационные сложности, задевало национальную гордость.

Промежуточный характер статуса автономности

История показывает, что статус автономии церквей обычно является временным, промежуточным. Как правило, из них со временем либо получаются автокефальные поместные православные церкви, либо, потеряв даже видимость самостоятельности, они преобразуются в обычные митрополичьи округа или епархии. Тому можно найти много примеров.

В наши дни в литургических диптихах поминаются три автономные церкви. Первая из них ― древняя Синайская. Управляется она епископом, назначенным из Иерусалима. Далее следует Финляндская церковь. Для неё церковью-матерью стала Константинопольская автокефалия. И наконец, Японская, для которой кириархальной является Русская православная церковь. Свет православия на острова Японии принёс в начале прошлого века российский миссионер, епископ впоследствии причисленный к лику святых. За свои заслуги перед церковью он удостоился чести называться равноапостольным. Подобное звание даётся только тем, кто принёс Христово учение целым народам.

Все эти церкви ― православные. Сколь нелепо искать отличие автокефальной церкви от православной, столь абсурдно говорить о разнице между автономной и православной. Необходимость такого пояснения вызвана часто задаваемыми по этому поводу вопросами.