Процесс изъятия церковных земель. Манифест о секуляризации монастырских земель (1764)

Секуляризация в истории

Впервые термин «секуляризация» был применён в XVII веке и означал передачу земельных владений из церковного в светское управление. Сам процесс проходил и раньше: при образовании централизованных национальных государств с помощью секуляризации светская власть освобождалась от церковного покровительства и укрепляла государственные финансы за счёт духовенства.

Передача церковных земель государству в России

Первые признаки секуляризации замечаются в России в конце XIV века среди представителей самой церкви ; это направление развивается в конце XV и начале XVI веков, и одновременно с ним течение в пользу секуляризации заявляет о себе в обществе - в ереси жидовствующих - и в управлении Иоанна III и Василия III . В XVI столетии два первых течения иссякают, а правительственное, напротив, проявляется все настойчивее и чаще. В XVII веке Уложение царя Алексея Михайловича включает несколько весьма серьёзных мер в этом направлении, торжеством которого были церковные реформы Петра Великого и Екатерины II .

Причины

Причины секуляризации в России были почти те же, что и в других странах Европы: огромное развитие беломестных (свободных от налога) церковных земель, тяжело отзывавшееся на народном и государственном хозяйстве, и вредное влияние этого развития на монастырские нравы. Движению против монастырского землевладения способствовало, сверх того, несоответствие его обету нестяжания, явно сквозившее сквозь компромисс, выработанный византийским правом ещё до времени принятия Русью христианства и перенесённый в Россию вместе с Номоканоном . Он состоял в том, что монах не может иметь личной собственности, но может пользоваться собственностью монастырской. На этом основании Номоканон признавал права монастырей, между прочим, и на земельную собственность, населенную арендаторами-крестьянами, отрицая безусловно только прямое церковное рабовладельчество. Для того, чтобы владение большими имениями не вредило аскетической строгости жизни, церковь установила принцип: «Церковное богатство - нищих богатство», и на основании него требовала, чтобы монахи не «вступались в села» и монастырское начальство тратило на продовольствие монахов минимальную долю доходов, а все остальное употребляло бы на церковное строение и украшение, школьное дело и всяческую благотворительность.

Внутрицерковная полемика

Номоканон в те времена чтился в России как боговдохновенная и потому не подлежащая критике книга, поэтому идеально настроенным русским подвижникам, если они хотели оставаться строго православными и вместе с тем осуществить аскетический идеал, представлялись два исхода: или с неумолимой строгостью, путем суровейшей дисциплины и наказаний проводить общежительный устав, или же отречься и от имений, и от устава, рекомендуя другую форму монашеского жития. Первый путь избирают Иосиф Волоцкий и иосифляне , второй - преподобный Нил Сорский и заволжские нестяжатели . На соборе 1503 года, с ведома Василия III, «начат старец Нил глаголати, чтобы у монастырей сел не было, а жили бы чернецы по пустыням и кормились своим рукоделием». Это предложение общей секуляризации и смены «общежития» «скитским жительством» вызвало оживленные споры; в конце концов, уже после отъезда Нила, собор представил великому князю ответ (по проекту Иосифа Волоцкого), где заявлялось, что «святители и монастыри отдавать церковные стяжания не смеют и не благоволят», с ссылками на Правила Кормчей книги , узаконившие землевладение и запрещавшие светской власти отнимать церковные имущества. Преподобный Нил вскоре скончался, и его смерть погубила его дело. Его наследниками явились князь-инок Вассиан Косой Патрикеев и Максим Грек . Первый повел дело резко и заносчиво, рисуя злоупотребления монастырскими имениями в преувеличенно черных красках, толкуя по-своему, и неправильно, правила Кормчей книги и отзываясь пренебрежительно и о них, и о признанных церковью святыми деятелях «стяжательных» монастырей («Это не правило, а кривило. - Господи, что это за чудотворцы? Сказывают, в Калязине Макар чудеса творит, а мужик был сельской»). Такими отзывами он дал повод сомневаться в своем православии и сопоставлять его полемику против монастырей осифлян с полемикой жидовствующих. Максим Грек был чужак, и его резкая критика русских книг, обрядов и нравов сделала его непопулярным. С другой стороны, некоторые осифлянские монастыри показали, что землевладение может не вредить строгости монашеской жизни: ученый Зиновий Отенский, ученик Максима Грека, ознакомясь с бытом осифлян и сравнив его с роскошной жизнью Вассиана в Симоновом монастыре , перешел в осифлянский лагерь. Волоколамский монастырь продовольствовал в голодные годы целые округи с десятками тысяч населения, и за это, как и за строгость жизни и красоту богослужения, пользовался народной любовью. Поэтому осифлянское направление, не требовавшее, притом, ломки и прочно коренившейся в ближайшей и обильнейшей церковно-исторической традиции, одержало верх в церкви, и секуляризационное движение перешло к государству.

Секуляризация в XVI-XVII веках

С развитием Московского государства, вопрос о церковных и монастырских вотчинах получит государственное значение: не хватало земель на испомещение служилого класса, а монастырские земли все росли, и испомещенные служилые страдали от ухода крестьян на льготные монастырские земли. Уступка Новгородом Иоанну ряда владычних и монастырских земель в 1478 году не может считаться актом секуляризации в точном смысле; Иоанн «брал по праву завоевателя и в виде наказания провинившемуся духовенству» (митрополит Макарий). Для государства дело секуляризации затруднено было тем, что церковь явно высказалась против него: поэтому оно пошло крайне медленно. На Стоглавом соборе в 1551 году было положено новые вотчины владыкам и монастырям принимать не иначе, как с согласия царя, а в собственно Московской области не принимать вовсе; наличные владения пересмотреть и возвратить в казну или жертвователям те, которые взяты насильством или противозаконно в царское малолетие. Ливонская война вызвала новый собор о вотчинах, в 1580 году. На нем было постановлено возвратить земли, отданные на помин души, родне завещателя, а монастыри вознаградить деньгами; если родственников нет, отобрать за такое же вознаграждение в казну. В 1584 году была попытка уничтожить льготы монастырских земель, но они были восстановлены уже через месяц. Постепенное прикрепление крестьян в XVI-XVII веках вызвано было отчасти этими льготами, ради которых крестьяне от вотчинников-мирян сбегали на монастырские земли. По счету иностранцев, в XVII веке около 1/3 всей территории считалось за церковью; по Котошихину , епископы и монастыри владели 118000 крестьянских дворов. Уложение царя Алексея 1648 года воспретило дальнейшее увеличение церковных вотчин, и часть их была прямо отписана в казну: тяглые люди жаловались, что духовные беломестцы селятся около городов и отбивают у них торги и промыслы; эти-то слободы и были отписаны безвозмездно на государя. При царе Фёдоре Алексеевиче (1676-82) составлена была подробная опись церковным имениям и их доходам, для определения сборов с церковного ведомства и для контроля над его экономией. Этот контроль и временное обращение известной части доходов церковных на государственные нужды вошли в обычай уже давно, ещё с Василия III; при Романовых контроль велся приказом Большого дворца . Кроме того, правительство увеличивало для церковных земель те сборы, которые они несли наравне с прочими: ямские , стрелецкие , полоняничные и др. В XVII веке правительство также стало пользоваться исконным назначением монастырей, как центров благотворительности, посылая туда на содержание увечных и престарелых служилых людей, их вдов и сирот.

Секуляризация в XVIII веке

При Петре Великом страшное напряжение финансовых сил страны поставило ребром вопрос о монастырских имениях. Стефан Яворский назвал однажды Петра «иконоборцем », намекая вероятно на императора Константина V , обращавшего монастыри в казармы, монахов - в солдаты, и конфисковавшего их имущества в пользу войска. Когда синод объявил, что для инвалидов шведской войны нет более в монастырях мест и окладов, Петр запретил было вовсе постригать вновь в монашество кого бы то ни было. В «Объявлении, когда и какоя ради пользы начался чин монашеский», составленном Феофаном Прокоповичем по поручению Петра, изложены такие взгляды: «А что говорят - молятся, то и все молятся; что же прибыль обществу от сего? Большая часть бегут в монастыри, чтобы даром хлеб есть». Таким образом Петр резко критиковал ту точку зрения на монастыри, под влиянием которой древняя Русь несла в них свои приношения, желая обставить их церкви возможно богаче, а монахам дать возможность безраздельно отдаться молитве за себя и за всю землю русскую. Петр звал монастырские земли «тунегиблемыми» (зря пропадающими), как приносящие обществу слишком мало материальной пользы. Уже в 1700 году все льготы, сохраненные ещё монастырями со времен Уложения, были уничтожены; в 1701 году восстановлен упраздненный в 1675 году монастырский приказ и монастыри и архиереи вполне устранены от управления своими хозяйствами и доходами. На содержание их приказу велено выдавать крайне скромные оклады, «без чего пробыть невозможно»; остальное должно было идти на государство, школы и благотворительные заведения. В 20 лет приказ устроил в одной Москве 93 богадельни на 4400 человек и госпиталь на 500 человек. Святейший Синод в первом же своем докладе просил возвратить управление церковным имением духовному ведомству, и в 1724 году монастырский приказ превратился в синодальную камер-контору. Синодальное управление вызвало недовольство и вверху, и внизу - недовольство несправедливое, так как синод не мог ни собрать для казны больше, чем собирал, ни выдавать духовенству больше, чем было позволено. Уже при Петре однажды было приказано задержать жалованье самим членам синода, пока не соберут недоимок. При Анне Иоанновне в 1732 году недоимка с церковных вотчин исчислялась в 81 тысяч рублей; доимочная контора сильно донимала их, и управление ими было передано коллегии экономии при сенате , получившей то же значение, какое имел при Петре монастырский приказ. Дело не поправилось: в 1740 году на одних синодальных учреждениях лежала недоимка в 32000 рублей, и нечем было платить жалованье синоду. Елизавета Петровна закрыла в 1744 году коллегию экономии и передала имения опять духовным властям, но сборы и оклады остались прежние. В 1757 году, на конференции Сената и Синода, императрица заметила, что, так как монастыри употреблять свои доходы иначе, как по положению штатов, не могут, то и управление землями составляет для них «суетное затруднение».

Петр III сделал было распоряжение включить церковные вотчины в общий состав государственных; Екатерина II сперва отменила его, но уже в конце 1762 году поручила рассмотреть вопрос смешанной духовно-светской комиссии, с Дмитрием Сеченовым во главе. Ее доклад Екатерина утвердила в 1764 году; 26 февраля 1764 года был подписан Манифест о секуляризации монастырских земель . Все церковные вотчины (911 тысяч крестьян) были переданы из духовного ведомства в коллегию экономии; на содержание монастырей и архиерейских домов назначены штатные оклады по трем классам; безвотчинные монастыри отчасти упразднены, отчасти предоставлены своей судьбе (не внесены в штаты). Из всех поступлений в коллегию экономии на церковные учреждения положено всего 404 тысяч рублей, тогда как одного крестьянского оброка получалось до 1780-х годов 1366 тысяч, а позднее - около 3400 тысяч. В 1786 году секуляризация была распространена на Малороссию и тогда же закрыта коллегия экономии, так что бывшие церковные вотчины окончательно слились с государственной землей. Последним архиереем, выступившим за старый порядок и оттого пострадавшим был Арсений Мацеевич . Последствием секуляризации было огромное сокращение числа монастырей и монашествующих. По штатам 1764 года из 954 великорусских монастырей упразднены 569, за штатом оставлены 161; к 1801 году во всей Империи из 1072 осталось всего 452 монастыря.

Секуляризация в 1764 году не распространялась на западные губернии, и была проведена в Киевской, Черниговской и Новгород-Северской губерниях лишь по указу от 10 апреля 1786 года. Указ от 25 апреля 1788 года провёл секуляризацию в Харьковской, Екатеринославской, Курской и Воронежской губерниях.

Секуляризация в XIX-XX веках

В губерниях Витебской, Гродненской, Могилевской, Виленской и Минской, Белостокском крае, а также Подолии и Волыни земли архиерейских домов и монастырей были секуляризованы указом от 25 декабря 1841 года, а земли приходов по указу от 10 мая 1843 года.

Окончательную секуляризацию в России провели большевики . После Октябрьской революции декретом о земле 1917 были конфискованы все остававшиеся в собственности духовенства земли (около 3 млн десятин). Декретом от 20 января (2 февраля) 1918 года церковь была отделена от государства и в её распоряжении оставлены лишь здания для отправления богослужения, и те на условиях безвозмездной аренды у государства.

См. также

  • Реституция церковного имущества в России - применяемый СМИ Российской Федерации термин для описания возврата имущества религиозных организаций, национализированного в 1918 году, преемникам этих организаций.

Источники

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • И. К. Смолич, История Русской Церкви: 1700-1917: В 2 частях. - М.: Валаамский монастырь, 1997. Глава II. Церковь и Государство .

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Секуляризация (история)" в других словарях:

    У этого термина существуют и другие значения, см. Секуляризация. Секуляризация (от лат. saecularis мирской) в социологии процесс снижения роли религии в жизни общества; переход от общества, регулируемого преимущественно… … Википедия

    - (позднелат. saecularis мирской, светский): Секуляризация (история) в исторической науке изъятие чего либо из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому ведению. Обычно употребляется для описания изъятия… … Википедия

    Осмысление истории через категории культуры, ценностно смысловое наполнение процессуальных структур истории. В 20 в. под непосредственным и косвенным влиянием символистских и феноменологич. филос. концепций, экстраполируемых с культуры на … Энциклопедия культурологии

Последний важный аспект внутренней политики, который необходимо затронуть, касается церкви в период дворцовых переворотов.

В истории церкви рассматриваемых десятилетий протекало два внешне не схожих, но органически связанных между собой процессов, завершившихся превращением церкви в безропотную служанку государства. Один из них затронул материальные условия жизни духовенства, поставивший его в зависимость от светской власти. Так была проведена, хотя и не окончательно, секуляризация владений черного и белого духовенства. Другой процесс протекал в духовной сфере и сопровождался бесплодными попытками части духовенства восстановить порядки, существовавшие до проведения церковной реформы Петра I, нацеленной на возрождение патриаршества.

Частичную секуляризацию церковных владений Петр осуществил еще в 1701 году, но два десятилетия спустя вернул вотчины в полное распоряжение духовенства. Однако секуляризационный процесс приобрёл столь явные черты необратимости, что уже при Екатерине I было решено реформировать Синод, разделив его на два департамента, по 6 персон в каждом. Первый, состоявший из духовных иерархов, должен был ведать чисто церковными делами. Второму, укомплектованному светскими чиновниками, поручалось управлять вотчинами черного и белого духовенства. Мера эта мотивировалась стремлением облегчить заботы духовенства, которому поручалось попечение лишь о духовных делах. Позже, второй департамент получил наименование “Коллегии экономии” и в 1738 году был передан из синода в ведомство Сената. До завершения секуляризации оставался один шаг, и Анна Иоанновна готова была его сделать. Однако, как часто бывает в истории, вмешался случай. Инициатор реформы, Платон Иванович Мусин-Пушкин, оказался причастен к делу Волынского, о котором говорилось, и попал в немилость. А сама императрица, наложившая на него резолюцию “учинить по сему представлению” через полгода вообще умерла. Синоду после смерти Анны Иоанновны, удалось добиться ликвидации Коллегии экономии и создания после нее Канцелярии синодального экономического правления, полностью ему подчинявшейся.

Казалось бы, судьба церковных вотчин в правление набожной Елизаветы Петровны должна была находиться в полной безопасности, но даже она не могла противиться властному веянию времени, и в 1757 году передала управление вотчинами из рук монастырских служек в руки штаб и обер-офицеров, которым было велено составить опись монастырского имущества, а также обстоятельный перечень крестьянских повинностей. Однако секуляризация не была проведена. Синод и монастырские власти всячески саботировали деятельность офицеров, а сама Елизавета Петровна не проявила настойчивости, заявив согласно молве, что “как хотят после моей смерти, а я не подпишу”. И все же деятельность офицеров оказала влияние на секуляризацию земель. Духовенство убедилось, что взятие у него земель неизбежно, и поэтому принялось хищнически эксплуатировать крестьян. Крестьяне же ответили неповиновением монастырской администрации отказом выполнять повинности.

Упорное сопротивление крестьян многих монастырей еще больше ускорило секуляризацию церковных земель. Указ о полной секуляризации церковных земель был подписан Петром III 21 марта 1762 года. Сделал он это с необычайной легкостью. Во-первых, потому, что секуляризация долго вызревала и плоду осталось, как говорится, только упасть. Во-вторых, Петра не одолевали, подобно Елизавете Петровне, сомнения и он не был обременен ни глубокой верой, ни чувством уважение к православному духовенству, а даже наоборот. Указ этот, однако, не был претворен в жизнь. Через три месяца после его обнародования Екатерина Алексеевна свергла с престола своего супруга.

Напряженные отношения между светской и духовной властью в этот период сопровождались раздором в среде самого духовенства, в большинстве своем враждебно относившегося к церковной реформе Петра Великого и его сподвижнику, претворявшему ее в жизнь – Феофану Прокоповичу. Если при жизни Петра никто из церковных иерархов не осмеливался открыто нападать на Феофана, то после смерти императора он уже не чувствовал себя в безопасности. Волна доносов следовала одна за другой, и Прокоповичу довелось изощренно от этой волны обороняться.

Так, первым состряпал донос псковский иеромонах Савватий, действовавший по указке новгородского архиерея Феодосия, второго вице-президента Синода. Феофану Прокоповичу, обвиняемому в хищении драгоценностей с икон, удалось не только оправдаться, но и выдвинуть встречное обвинение против невоздержанного на язык Феодосия, придав им политическую окраску. В итоге, Феодосий оказался в ссылке и лишился новгородского архиерейства, а Феофан его приобрел. Этот прием оказался успешным, и Феофан в дальнейшем наносил удары своим противникам, возводя их поступки в ранг политических преступлений, сотрудничая при этом с тайной канцелярией. Так, в 1726 году последовал новый донос, который обвинял Феофана в недоброжелательном отношении к императрице Екатерине и во враждебности к православию вообще. Прокоповичу и на этот раз удалось оправдаться, а доносителя за неправый донос посадили за решетку.

Однако самые тяжелые времена для Феофана наступили после смерти Екатерины I, когда отрок-император Петр II оказался под влиянием Долгоруких, ненавидевших первого вице-президента. Если бы Петр II не умер так неожиданно и скоропостижно, то Феофану было бы не миновать падения и заточения в каком-нибудь глухом монастыре. Но он удержался. А после воцарения Анны Иоанновны укрепил свое положение настолько, что стал полновластным хозяином Синода. Ему без труда удалось изгнать из него таких противников, как Георгий Дашков, претендовавшего на патриаршее место, Игнатий Смола, Лопатинский и другие. Анна Иоанновна благоволила к Прокоповичу за оказанную им услугу во время бурных февральско-мартовских событий 1730 года. Ему также покровительствовали Бирон и Остерман.

В итоге, Прокопович стал проводить такую же политику преследования противников в духовном ведомстве, какую осуществляли Бирон и Остерман в светском. Так, они учинили над поверженными Голицыным и Долгоруким, не представлявшими для них никакой опасности, жестокую расправу. Таким же чувством мести руководствовался и Феофан Прокопович, зорко следивший за условиями жизни своих противников в монастырском заточении, требуя ужесточения содержания, хотя они не представляли угрозы ни для него, ни для церковной реформы в целом. Таким образом, Прокопович вошел в историю в двух ипостасях. Первая, как соратник Петра, образованнейшая личность, теоретик и практик преобразований. А с другой, как человек жестокий и мстительный, действовавший наперекор христианской морали и чувству милосердия.

Причины реформы

Секуляризационная реформа была впоследствии распространена за пределы Великороссии . В 1786 году аналогичная ситуация установилась в Киевской , Черниговской и Новгород-Северской губерниях, а в 1788 году - в Курской , Екатеринославской , Харьковской и Воронежской губерниях .

Список монастырей на 1764 год

Штатные I класса

  • Троице-Сергиева Лавра (мужская)
  • Александровский Успенский монастырь (женский)
  • Валдайский Иверский монастырь (мужской)
  • Московский Вознесенский монастырь (женский)
  • Московский Новодевичий монастырь (женский)
  • Санкт-Петербургский Александро-Невский монастырь (мужской)
  • Суздальский Покровский монастырь (женский)

Штатные II класса

Штатные III класса

  • Белгородский Никольский монастырь (мужской)
  • Иркутский Вознесенский монастырь (мужской)
  • Московский Златоустовский монастырь (мужской)
  • Николо-Угрешский монастырь (мужской)
  • Тамбовский Вознесенский монастырь (женский)

Заштатные

Упраздненные

  • Арефинская Входоиерусалимская пустынь
  • Бежецкий Введенский монастырь
  • Возмищенский монастырь
  • Вязниковский Введенский монастырь
  • Дуниловский Успенский монастырь
  • Козельский Вознесенский монастырь
  • Кохминский Казанский монастырь
  • Крестогорская Тихонова пустынь
  • Лихвинский Афанасьевский монастырь
  • Лихотнин Успенский монастырь
  • Мамонтова пустынь
  • Маровская Крестовоздвиженская пустынь
  • Мещовский Афанасьевский Петропавловский монастырь
  • Мосальский Успенский монастырь
  • Муромский девичий монастырь
  • Нуромский Преображенский монастырь
  • Обнорский Воскресенский монастырь
  • Пешношский Никольский монастырь
  • Посолотинский монастырь
  • Рдейский монастырь
  • Соломенская пустынь
  • Сырьинская Успенская пустынь
  • Угличский Воскресенский монастырь
  • Усть-Вымский Михаило-Архангельский монастырь
  • Усть-Сарапульский Спасский монастырь
  • Христофорова Богородицкая пустынь
  • Черноезерский монастырь
  • Шуйский Троицкий монастырь

Последствия реформы

Секуляризационная реформа 1764 года положила начало новой эпохе в истории Русской Православной Церкви. Данное разделение на штаты и классы определило финансовое положение монастырей. Появилось два абсолютно разных типа не только монастырей, но и монахов, что нивелировало значение монастырских Уставов.

Отрицательные

Определённое реформой финансовое содержание шатных монастырей было зачастую слишком мало, его не хватало на содержание и питание монастырской братии. Строения монастырей постепенно разрушались, а настоятели не решались сообщать об этом Синоду, чтобы избежать упразднения монастыря. Чтобы избежать финансовых проблем, монастыри сокращали число монашествующих, предусмотренное им штатом, из-за чего стали безлюдеть и беднеть.

Положительные

В сложившихся условиях, без бремени забот о монастырской собственности, у монашествующих появился стимул для переустройства жизни на аскетических основах.

См. также

Примечания

Литература

  • Смолич, И. К., Русское монашество, 988-1917, "Глава XIII. Эпоха секуляризации (1701-1764). 3. Секуляризация 1764 г.

(лат.-светский, мирской): 1) первоначально – передача церковных земель и имущества в светское (государственное) владение....

(лат.-светский, мирской):

1) первоначально – передача церковных земель и имущества в светское (государственное) владение. В России крупнейшая секуляризация была произведена в 1764 г. Екатериной 2, а после 1917 г.– Советской властью;

2) с конца 19 в.– процесс освобождения различных сфер общественной, государственной и личной жизни от религиозноцерковного влияния. Характерные признаки: изменение места и роли религии в жизни общества – сужение круга государственных и общественных функций, выполняемых церковью, отчуждение церковной собственности в пользу государства, изъятие образования из ведения церкви, развитие светской морали и т. п.

Секуляризация

(от лат. saeculum – мирской, светский) – процесс обмирщения различных областей общественной жизни и культуры, переход...

(от лат. saeculum – мирской, светский) – процесс обмирщения различных областей общественной жизни и культуры, переход к образу жизни, при котором деятельность человека развертывается без связи с Высшим бытием и отрицается его роль в жизни человека. Евангелие ориентирует на то, чтобы не было никакого конформизма христиан по отношению к “духу века сего”, но проповедь Благой Вести и свидетельство жизни по Евангелию обращены ко всем, кто живет в среде “рода сего и века сего”. Многие в Католичестве и Православии относятся к секуляризации отрицательно. “Отношение Протестантизма к сфере секулярного весьма положительно, потому что, согласно одному из его принципов, священное не ближе к Высшему, чем профанное. Этот принцип отрицает, что какая-либо из этих сфер имеет большее право на милость, чем другая: обе они бесконечно далеки и бесконечно близки к Божественному” (П.Тиллих). Ответом на вызов секуляризации стало предложение Д.Бонхёффера отказаться от былой и “лишь внешней религиозной оболочки христианства” ради духовно подлинного и внутренне свободного “безрелигиозного христианства”, способного “мирским” языком “говорить о Боге – без религии, т.е. без обусловленных временем предпосылок метафизики, душевной жизни человека и т.д. и т.п.”.

Секуляризация

(от позднелат. saecularis – мирской, светский) – первоначально отчуждение собственности религиозных организаций в...

(от позднелат. saecularis – мирской, светский) – первоначально отчуждение собственности религиозных организаций в пользу государства, передача церковных земель и имущества в светское владение. Иногда так называют также изъятие из церковного ведения образования, отказ от духовного звания и т. п. Постоянное обогащение религиозных организаций, церкви нередко приходило и приходит в столкновение с интересами светской власти, предпринимателей, мирских институтов. Это обусловливает стремление светских властей к С. Обращение церковных (храмовых) имений в собственность государства практиковалось уже в древности (например, в Древнем Египте при Аменхотепе IV). В Западной Европе борьба за освобождение государства от контроля церкви и акты С. сопровождали всю историю образования централизованных национальных государств, вызывая стойкое сопротивление католической церкви.

Особенно широкий масштаб С. приняла в Европе, начиная с XVI в., со времени Реформации, направленной на подчинение деятельности церкви интересам буржуазии. В России огромный рост церковного землевладения также столкнулся с интересами развивающегося централизованного государства, в связи с чем в течение XV – XVII вв. производились неоднократные попытки ограничить церковное землевладение. Так, на основании указа о С. Екатерины II (1764 г.) у монастырей и архиерейских домов было отобрано 8,5 млн. десятин земли. Декретом 1917 г. все церковные и монастырские земли были национализированы, но после 1990 г. церковь в России вновь обрела право владеть землей. С конца XIX в. в западной социологии понятие С. стало пониматься более широко, а именно как десакрализация, всякая форма эмансипации от религии и церковных институтов. В марксистской литературе под С. понимаются различные исторические этапы высвобождения от религиозного влияния всех сфер жизнедеятельности общества и личности, а также процесс лишения религиозных институтов социальных функций, вытеснение религиозных представлений и замена их атеистическими взглядами. Под С. можно также понимать эмансипацию от социоцентрических религий (культов личности, избранного народа, партии и т. д.).

Д. В. Пивоваров

Секуляризация

(лат. “saeculum”, “век”) – схоластический термин, обозначающий переход от “града божьего” к “граду...

(лат. “saeculum”, “век”) – схоластический термин, обозначающий переход от “града божьего” к “граду земному”, в августиновском понимании. Отрыв от священного истока, переход к “светскому”, “веку сему”. В архаических формах церковного русского языка эквивалентом термина “секуляризация” было мало употребляемое сегодня слово “обмирщвление”, от слова “мир”. Понятия “век сей” и “мир сей” на языке христианского богословия являются синонимами.

Секуляризация

Процесс освобождения всех сфе общественной и личной жизни из-под контроля рели гии (от лат. saeculum - срок жизни, характеристик...

Процесс освобождения всех сфе общественной и личной жизни из-под контроля рели гии (от лат. saeculum - срок жизни, характеристик преходящего, временного бытия в противополож ность божественному, вечному; начиная с Августин «секулярный» - это мирской, светский). В широко! смысле слова С. начинается с разграничения сакраль ного и профанного, с десакрализации каких-то облас тей жизни. Действия, явления, вещи становятся про фанными, когда в них перестает проявляться святое, j они превращаются в эпизоды повседневной жизни люди едят, чтобы насытиться, поют и танцуют рад! удовольствия - это действия секулярные, т.е. HI имеющие магического или религиозного смысла.

В антич. мире философско-рационалистическа! критика сакральных ин-тов и мифологии обосновыва ла «самостоянье» человека в пределах обычной жизни ему не следует просить у богов то, чего он может добиться сам. Уже с 11 - 12 в. в Европе судопроизводство образование, здравоохранение из ведения церкви, духовенства постепенно переходят в руки светских властей. Мощный стимул к разграничению функций гос-ва и церкви дала Реформация (}