Ненаучное познание и его особенности. Вненаучные формы познания

Ненаучное познание – верный спутник человечества во всю его многовековую историю развития. Наука в её нынешнем понимании – довольно молодая сфера человеческой деятельности.

Ей всего около пяти веков от роду, тогда как история человека разумного началась намного раньше, в пятом тысячелетии до нашей эры. При этом процесс познания человеком мира и своего места в нём шел непрерывно, во все времена.

И только очень отважный мыслитель решится заявить, что достижения человечества донаучного периода уступают по важности и значимости тем, которыми сегодня гордится современная наука.

Научное и ненаучное познание – два основных инструмента получения знаний об объективной действительности. Кроме этих двух форм, существует еще и субъективное познание, а также самопознание.

Определение

На первый взгляд кажется, что ненаучным знанием можно назвать всё, что не входит в предмет изучения науки. Но это далеко не так. В действительности ненаучное знание – это чётко сформулированная категория философии, которая имеет свои границы, законы и правила применения.

Более того, ненаучное знание – один из основных источников получения информации для науки.

Под ненаучным понимается знание, которое нарабатывается человечеством без определенной системы. Оно формально не закреплено в сводах законов наук естествознания и его основные положения не рассматриваются и не исследуются теми теориям, которые наработаны наукой.

Презентация: "Ненаучное познание"

Характерные черты, которыми обладает ненаучное познание:

  • максимальная приближенность к чувственному опыту человека и отсутствие исследований идеальных моделей явлений, характерных для научных абстракций и эмпирических построений.
  • связанность с практическими жизнью и опытом человека и с его насущными утилитарными потребностями;
  • отсутствие специальных средств и методов, которые позволили бы исследовать проблемы и гипотезы, возникающие при любых формах вненаучного познания;
  • отсутствие единых правил, стандартов, норм, критериев оценки результатов проведенных вненаучных исследований;
  • отсутствие возможности взаимодействия ненаучных знаний между собой и невозможность проверить их на внутреннюю противоречивость, ввиду того, что не разработана систематика ненаучного познания.

Разновидности

Официально философия признаёт существование четырёх форм ненаучного познания. Это такие виды ненаучного познания:

  • мифологическое;
  • обыденное;
  • народная мудрость
  • паранаука.

Мифология как вид познавательной деятельности

Мифология – дошедший до нас из глубины веков способ объяснения человеком некоторых событий объективной реальности. Те явления, которые не могли быть исследованы людьми при помощи имеющегося массива общепризнанных познаний, объяснялись ими с самых разных позиций.

Каждая народность наделяла объективную реальность теми чертами и характеристиками, которые сформировали бы целостный образ взаимодействия действительности с конкретным социумом.

Основные характеристики социума, которые становились основой для создания мифов:

  • структура общественного устройства (распределение основных прав и обязанностей между всеми членами общества);
  • структура семьи (положение женщины, способы воспитания детей, отношение к родителям и т.д.);
  • способы добычи продовольствия и предметов первой необходимости (земледелие, скотоводство и т.д.);
  • природные условия, в которых проживала община.

Познание в процессе повседневной жизни

Форма приобретения ненаучных знаний в процессе повседневной жизни называется обыденным или бытовым познанием.

Обыденные знания имеют большую практическую ценность и подсказывают человеку способы поведения в тех или иных житейских ситуациях.

Польза обыденного знания:

  • даёт нюансы применения накопленного опыта в повседневной жизни;
  • может передаваться из поколения в поколение путем поучений;
  • нарабатывает базу универсальных познаний, которые упрощают бытовую жизнь человека.

Недостатки применения обыденного знания – оно всегда субъективно и перед тем, как полагаться на чужой опыт, необходимо убедиться в его полезности на собственном опыте.

Народная мудрость

Это ненаучное познание в виде своеобразной компиляции мифов и обыденных знаний, которая передается из поколения в поколение в виде примет, пословиц, поговорок, сказок, песен и т.д.

Народная мудрость как форма познания характеризуется:

  • обобщенностью;
  • неоднородностью и противоречивостью;
  • стихийностью;
  • стереотипностью;
  • большой вероятностью заблуждений.

Паранаука

Эта форма познания человеком объективной реальности существует гораздо дольше, чем сама наука, и всегда была интересна человеку.

Для понимания процессов в рамках паранауки нет необходимости нарабатывать специальный категорийный аппарат или использовать специальные приспособления, как этого требует наука.

Решения, которые предлагает паранаука, направлены на то, чтобы быстро и эффективно удовлетворить насущные утилитарные потребности человека и освободить его тяжеловесных сомнений.

Но очевидные минусы говорят о том, что паранаука не способна добиться тех результатов, о которых заявляет во время проведения своих специальных исследований.

Недостатки паранауки:

  • использование сведений, которые не подтверждены экспериментальным путем и зачастую противоречат данным науки;
  • несоответствие гипотез и выводов основным научным представлениям;
  • спекуляции на неисследованных феноменальных явлениях.

Главной задачей науки является получение новых объективных знаний о мире и человеке. Деятельность учёных - это сложный твор­ческий процесс, главными принципами которого являются правила, сформулированные знаменитым мыслителем Декартом в XVII веке, «… которые не позволят тому, кто ими будет пользоваться, принять ложное за истинное»:

  1. «Никогда не принимать ничего на веру, в чём с очевидностью не уверен; иными словами, старательно избегать поспешности и пред­убеждения и включать в свои суждения только то, что представляется моему уму столь ясно и отчётливо, что никоим образом не сможет дать повод к сомнению».
  2. «Разделять каждую проблему, избранную для изучения, на столько частей, сколько возможно и необходимо для наилучшего её разрешения». Расчленяя сложное на простое, мы достигаем очевид­ности.
  3. Разложения сложного на простое недостаточно, поскольку оно даёт сумму раздельных элементов, но не прочную связь, создающую из них сложное и живое целое. Поэтому за анализом должен следо­вать синтез. Имеется в виду восстановление порядка построением цепочки рассуждений от простого к сложному.
  4. И, наконец, чтобы избежать спешки, матери всех ошибок, сле­дует контролировать отдельные этапы работы.

Философы выделяют два уровня научного познания: эмпирический и теоретический . На эмпирическом уровне происходит опытно-экс- перимент^льное исследование вещей и процессов. Здесь чувствен­ное познание преобладает над рациональным. Изучаемые предметы и вещи отражаются поверхностно. Объективные факты выявляются в результате экспериментов и наблюдений со стороны очевидных связей.

Методами эмпирического познания являются:

^ наблюдение - это целенаправленное систематическое вос­приятие объекта, доставляющее первичный материал для на­учного исследования;

^ сравнение - представляет собой метод сопоставления объектов с целью выявления сходства или различия между ними;

^ эксперимент - метод исследования объекта, при котором ис­следователь (экспериментатор) активно воздействует на объ­ект, создаёт искусственные условия, необходимые для выяв­ления определённых его свойств. Результатом эмпирического уровня научного познания является эмпирический (научный) факт.

На теоретическом уровне субъект познания использует абстракт­ное мышление. С его помощью изучается суть вещей, процессов, устанавливаются причинно-следственные связи. На этом уровне про­исходит объяснение изучаемых явлений, обобщаются понятия в ка­тегориях, формулируются принципы и законы, создаются научные теории, в которых раскрывается сущность познаваемых объектов.

Методами теоретического познания являются:

^ анализ - разделение целого на части и изучение каждой из них в отдельности;

^ синтез - соединение разрозненных частей в единый объект;

^ идеализация - мысленное отвлечение от одних свойств пред­мета и выделение других его свойств. Результатом абстрагиро­вания являются абстракции - понятия, категории, содержани­ем которых являются существенные свойства и связи явлений;

^ выдвижение гипотез - выдвижение и обоснование некоторых предположений, с помощью которых можно дать объяснение тем эмпирическим фактам, которые не укладываются в рамки прежних объяснений;

^ формализация - знаковое моделирование.

Основными принципами научного познания являются:

1. Принцип причинности - всё в мире связано друг с другом при­чинно-следственными связями, и задача науки - установить эти связи.

  1. Принцип истинности научного знания, то есть содержание полученных знаний, должно соответствовать содержанию объекта познания. Универсальным критерием истинности знания является общественно-историческая практика.
  2. Принцип относительности научного знания - любое научное знание всегда относительно и ограничено познавательными возмож­ностями людей в данный момент времени.

Формы организации научного знания:

Научный закон - это необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями. Он выражает связь между предметами, составными элементами данного предмета, между свойствами вещей, а также между свойствами внутри вещи.

Научная теория - это систематизированное описание, объяс­нение и предсказание явлений; попытка целостного представления закономерностей и существенных свойств определённых областей действительности, возникающая на базе широко подтверждаемых ги­потез. Примерами научных теорий являются классическая механика И. Ньютона, теория биологической эволюции Ч. Дарвина, электро­магнитная теория Дж. К. Максвелла, специальная теория относи­тельности, хромосомная теория наследственности и т. п.

Научная концепция (парадигма) - определённый способ понима­ния, трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения, руково­дящая идея для их освещения; конструктивный принцип в научной, технической и других видах деятельности. Представляет собой ком­плекс взглядов, связанных между собой и вытекающих один из друго­го, систему путей решения выбранной задачи. Концепция определяет стратегию действий.

Кроме научного познания люди широко используют ненаучные формы познания: это донаучное, паранаучное, лженаучное, антина­учное, религиозное, познание средствами искусства и др. (см. таб­лицу 11).

Таблица 11

Формы познания

Научное - объективное, системно организованное, обоснованное, формализованное знание Ненаучное - разрозненное, несистематизированное знание, которое не форма­лизуется и не описывается законами
Эмпирический уровень

Наблюдение;

Эксперимент;

Описание

Результаты:

Эмпирические зако­номерности

Теоретический уровень

Индукция (от частного к общему);

Дедукция (от общего к частному);

Анализ (разложение целого на части)

Синтез (соединение отдельных знаний в единое целое)

Результаты:

Гипотезы;

Научные законы;

Донаучное - предпосылки научного знания Паранаучное - несовме­стимое с имеющимся на­учным знанием Лженаучное - сознательно использующее домыслы и предрассудки Антинаучное - утопичное и сознательно искажающее представление о действи­тельности

Религиозное - основано на вере, носителем абсо­лютной истины является Бог

Познание средствами ис­кусства - основано на соз­дании художественных об­разов действительности

Сегодня наука является основной формой человеческого познания. В основе научного познания лежит сложный творческий процесс мыслительной и предметно-практической деятельности ученого. Общие правила данного процесса, которые иногда называют методом Декарта , (см. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82) можно сформулировать следующим образом:

1) ничего нельзя принимать за истинное, пока оно не представляется ясным и отчетливым;

2) трудные вопросы необходимо делить на столько частей, сколько нужно для разрешения;

3) начинать исследование надо с самых простых и удобных для познания вещей и постепенно переходить к познанию вещей трудных и сложных;

4) ученый должен останавливаться на всех подробностях, на все обращать внимание: он должен быть уверен, что ничего не пропустил.

Выделяют два уровня научного познания: эмпирический и теоретический . Главной задачей эмпирического уровня научного познания является описание предметов и явлений, а основной формой получаемого знания - эмпирический (научный) факт. На теоретическом уровне происходит объяснение изучаемых явлений, а получаемое знание фиксируется в форме законов, принципов и научных теорий, в которых раскрывается сущность познаваемых объектов.

Основными принципами научного познания являются:

1. Принцип причинности.

Принцип причинности означает, что возникновение любых материальных объектов и систем имеет некоторые основания в предшествующих состояниях материи: эти основания называются причинами, а вызываемые ими изменения - следствиями. Все в мире связано друг с другом причинно‑следственными связями, и задача науки - установить эти связи.

2. Принцип истинности научного знания.

Истиной называется соответствие полученных знании содержанию объекта познания. Истина проверяется (доказывается) практикой. Если научная теория подтверждена практикой, следовательно ее можно признать истинной.

3. Принцип относительности научного знания.

Согласно этому принципу любое научное знание всегда относительно и ограничено познавательными возможностями людей в данный момент времени. Поэтому задача ученого состоит не только в том, чтобы познать истину, но и в том, чтобы установить границы соответствия полученного им знания действительности - так называемый интервал адекватности.

Основными методами, используемыми в процессе - эмпирического познания, являются метод наблюдения, метод эмпирического описания и метод эксперимента.

Наблюдение представляет собой целенаправленное изучение отдельных предметов и явлений, в ходе которого происходит получение знания о внешних свойствах и признаках изучаемого объекта. Наблюдение опирается на такие формы чувственного познания, как ощущение, восприятие, представление. Итогом наблюдения является эмпирическое описание , в процессе которого полученные сведения фиксируются с помощью средств языка либо в других знаковых формах. Особое место среди вышеперечисленных методов занимает метод эксперимента. Экспериментом называется такой метод изучения явлений, который осуществляется в строго определенных условиях, причем последние могут при необходимости воссоздаваться и контролироваться субъектом познания (ученым).

Выделяются следующие виды эксперимента:

1) исследовательский (поисковый) эксперимент, который направлен на обнаружение новых, неизвестных науке явлений или свойств предметов;

2) проверочный (контрольный) эксперимент, в ходе которого осуществляется проверка каких-либо теоретических предположений или гипотез;

3) физический, химический, биологический, социальный эксперименты и др.

Особым видом эксперимента считается мыслительный эксперимент. В процессе такого эксперимента заданные условия являются воображаемыми, но обязательно соответствующими законам науки и правилам логики. При проведении мыслительного эксперимента ученый оперирует не реальными объектами познания, а их мыслительными образами или теоретическими моделями. На этом основании данный вид эксперимента относят не к эмпирическим, а к теоретическим методам научного познания. Можно сказать, что он является как бы связующим звеном между двумя уровнями научного познания - теоретическим и эмпирическим.

Из других методов, относящихся к теоретическому уровню научного познания, можно выделить метод гипотезы, а также формулирование научной теории.

Сущностью метода гипотезы является выдвижение и обоснование некоторых предположений, с помощью которых можно дать объяснение тем эмпирическим фактам, которые не укладываются в рамки прежних объяснений. Целью проверки гипотезы является формулирование законов, принципов или теорий, объясняющих явления окружающего мира. Такие гипотезы называются объяснительными. Наряду с ними существуют так называемые экзистенциальные гипотезы, представляющие собой предположения о существовании таких явлений, которые еще неизвестны науке, но, возможно, вскоре будут открыты (примером такой гипотезы может служить предположение о существовании еще не открытых элементов периодической таблицы Д. И. Менделеева).

На основе проверки гипотез происходит построение научных теорий. Научной теорией называется логически непротиворечивое описание явлений окружающего мира, которое выражено особой системой понятий. Любая научная теория помимо описательной функции выполняет еще и функцию прогностическую: она помогает определить направление дальнейшего развития общества, происходящих в нем явлений и процессов.

Однако при отсутствии возможности или потребности в научном познании его функцию может взять на себя ненаучное познание.

Самым ранним видом ненаучного познания являлся миф. Основной задачей мифа являлось непротиворечивое объяснение структуры мира, места человека в нем, ответ на ряд вопросов, интересующих человека. Наряду с сюжетной линией миф предлагал принятую в данном обществе систему правил и ценностей. Таким образом, мифы для человека первобытного общества и древнего мира на определенной стадии развития человека заменяли научное познание, давая готовые ответы на возникающие вопросы.

Еще одной разновидностью ненаучного знания являются такие понятия как опыт и здравый смысл. И первое, и второе часто не являются результатом осмысленной научной деятельности, а представляют собой сумму практики, выраженной в ненаучном знании.

В ходе стремительного развития научного знания в XIX – начале XXI века так же активно развивается область знаний, получившая обобщенное название паранаука. Эта область ненаучного знания обычно возникает в тех случаях, когда развитие научного знания подняло некоторые вопросы, на которые наука на протяжении некоторого времени не может дать ответ. В таком случае функцию ответа на эти вопросы берет не себя паранаука. Зачастую паранаука дает формальное объяснение происходящим процессам, или не дает его вовсе, списывая происходящее на некоторую чудодейственность.

Паранаука может либо дать научное объяснение существующему феномену и тогда она становится новым видом научного знания, либо не дать такого объяснения до того момента, как научное знание самостоятельно найдет непротиворечивое объяснение.

Паранаука часто имеет претензию на универсальность, т.е. знание, образованное ею предлагается как средство решения обширного ряда проблем и исключительность, т.е. концепцию, изменяющую всеобщее представление о проблеме.

Таким образом, паранаука иногда приводит к развитию научного знания иными способами, но чаще является по форме заблуждением, которое, несомненно, стимулирует научные процессы, но приводит к ошибкам значимой части общества.

Информация к сведению :

1. Это надо запомнить : эмпирический и теоретический уровни научного познания, метод наблюдения, метод эмпирического описания, метод эксперимента, метод гипотезы, метод научной теории, Р. Декарт.

Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание: Для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы: Учебное пособие. М.: Дрофа, 2002 год. (Возможны другие издания). Раздел III, пункт 3.

Человек и общество. Обществознание. Учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Часть 1. 10 класс. Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., Лазебникова А.Ю. и др. М.:Просвещение – АО «Московские учебники», 2002 год. (Возможны другие издания). Глава II, параграф 10,11.

Вненаучное знание – информация, которую человек приобретает в процессе познания мира ненаучными методами. Все представления об окружающей действительности, которые выходят за рамки науки, относятся к категории ненаучного знания.

Научное и ненаучное познание, которые представляют собой массив познаний человечества за всю историю его существования, не являются хаотичным набором информации. Но объем этой информации, её разноплановость и диапазон применяемости фантастически грандиозный.

За всю историю человеческой цивилизации не было персонажа, который бы убедительно заявлял, что владеет хоть сколько-нибудь значительной частью всего объема человеческого знания. Однако есть масса людей, которые постоянно ориентируются во всем этом объеме, извлекают из него полезную информацию и формируют материал для получения новых сведений о явлениях.

Процесс оперирования всем информационным объемом возможен благодаря тому, что каждое, в том числе вненаучное знание имеет форму.

Согласно формальной логике, которая является основой не только научного познания, но и во многом помогает ненаучному, форма – внутренняя структура содержания. То есть связи, которые формируют содержание по определенному порядку.

Исходя из данного определения, философы выводят несколько форм ненаучного знания, которые имеют собственную внутреннюю структуру, и содержание которых сформировано на основе присущих только этим формам связям.

Состав и взаимосвязи ненаучных знаний

Структура ненаучной формы знаний мало чем отличается от структуры научного знания:

  • объект познания
  • теоретические изыскания;
  • практическое применение.

Презентация: "Виды познавательной деятельности. Обществознание"

Вот именно по этим трем пунктам и разделено все вненаучное знание человека о мире на 5 форм:

  • обыденное;
  • художественное;
  • философское;
  • религиозное;
  • мифологическое.

Формирование обыденного знания

Обыденное знание представляет собой информацию, полученную на основе житейского опыта, о практической стороне жизни человека. Как приготовить еду, как добраться из одного города в другой, как заработать средства на жизнь – на все эти вопросы ответит обыденный кругозор, доступный определенному человеку.

В данном случае объект познания – способы обустройства практической стороны жизни человека.

Как любое знание, обыденное имеет теоретический аспект и практический аспект. Теория обыденного знания представляет собой весьма ограниченный объем информации, поскольку развивать теории средствами, доступными обыденному познанию, практически невозможно.

Практически все теоретические основы, которые однажды пришли в житейскую практику, либо вышли из науки, либо подхвачены нею и развиваются уже в рамках научного познания. Так, теоретическая часть личной гигиены пришла в быт из сферы научного познания (биология, медицина) и безоговорочно принята подавляющей частью цивилизованного человечества. В то же время далеко не все могут доступно сформулировать, почему нужно мыть руки перед едой.

Основная часть обыденного знания всё-таки приходится на практику. Действуя, человек получает новые знания и учится применять уже имеющиеся.

Художественное познание

Объектом художественного знания является художественный образ, с помощью которого постигается смысл определенного явления окружающей действительности.

Теория художественного вненаучного знания представляет собой информацию, которая позволяет изучить предпосылки, методы и средства, которые доступны человеку для формирования художественных образов:

  1. История искусств раскрывает весь путь, который прошло человечество в поисках выразительных средств для создания ярких образов.
  2. Теория искусств учит, какими средствами и методами можно достигнуть формирования того или иного образа.
  3. Изучается взаимное влияние социума и искусства для определения дальнейших перспектив развития художественного знания.

Практическая реализация художественного знания выражается в создании художественных произведений.

Философское знание

Несмотря на то, что есть такая наука – философия, сами философы отдельно выделяют философию, как вненаучное знание.

Чем это объясняется? Наука как способ познания мира, имеет строгий регламент, нарушение которого влечет признание исследований ненаучными или даже лженаучными.

Философия как наука изучает познавательную деятельность человека. Инструменты, которые философия при этом использует, ограничиваются рамками научного метода. Но человек как познающий субъект, и сам всегда стремился объяснять себе и окружающим внутренние процессы, связанные с собственным познанием.

Вот эти объяснения и формируют философские представления человечества, которое в последующем становится базой для исследований. Такие исследования осуществляются либо с использованием научных методов и средств, либо с применением других форм ненаучных представлений (религиозное, мифологическое).

В повседневной жизни иногда можно наблюдать, как применяется философское вненаучное представление. Яркий пример – когда кто-то советует всё познавать на собственном опыте. В этом случае предлагается использовать определенный способ познания, который, по мнению советчика, способен дать боле достоверную информацию о процессах и явлениях окружающей действительности.

Мифологическое знание

Одна из самых древних традиций человечества – пытаться создать целостную картину мира, очеловечивая его и объясняя непознанные аспекты объективных явлений личностными особенностями проявлений человеческой природы и воздействием магии.

Основной объект мифических представлений – действие магических сил на мир и на человека. Именно благодаря магическому воздействию существуют те или иные связи между людьми и миром.

Невозможность объективного познания этих действующих сил заставляет искать понятное человеку объяснение. А что может быть человеку понятнее, чем он сам?

По этой причине в мифах все магические явления характеризуются человеческими характеристиками:

  • имеют человеческий облик;
  • им характерны человеческие эмоции;
  • понимают человеческие поступки и умеют их оценивать.

На практике мифологические знания чаще всего используются как вспомогательные. Мифы развивают творческое мышление, позволяют дать ребенку первичные представления о мироустройстве, дают материал для исследования причин возникновения тех или иных мифических категорий у разных народов.

Религиозное познание

Объектом религиозного вненаучного знания является Бог как творец всего сущего.

Теоретическая база религиозных представлений колоссальна. Кроме того, что за всё время своего существования человечество наработало огромный массив религиозных знаний, и они постоянно пополняются новыми трактовками и суждениями.

Развитие науки и технологий, смена социальных концепций и возникновение новых потребительских стандартов требуют от религии подведения все новых и новых теоретических баз под веками существующих религиозных доктрин.

Необходимость сохранения и укрепления влияния религиозной информации на современное общество ведет к тому, что исследователи религиозных проблем вкладывают в свои разработки механизмы популяризации определенных идей среди широких масс, уходя тем самым от сакрализации таинства сопричастности к божественному промыслу.

Практически религиозные представления используется в обрядах, в формировании социально-культурной среды того или иного сообщества и в посильном решении тех проблем общества, которые не под силу решить современной науке.

Помимо чувств и разума, признанных наукой в качестве основных способностей человека, позволяющих получить новое знание, выделяют и ненаучные способы познания - интуицию, остроумие, веру, мистическое озарение.

Интуиция - способность получить новое знание «по наитию», «в озарении». Обычно ее связывают с бессознательным. Это означает, что процесс решения важной проблемы может проходить и не на осознаваемом уровне. Например, как в случае с Дмитрием Ивановичем Менделеевым (1834-1907), который во сне увидел принцип построения Периодической системы элементов. Тем не менее решение проблемы в интуитивном познании приходит не само собой, а на основе прошлого опыта и в процессе напряженных размышлений над проблемой. Очевидно, что человек, серьезно не занимающийся проблемой, никогда не решит ее путем «озарения». Поэтому интуиция находится на границе научных и ненаучных форм познания.

Остроумие - творческая способность замечать точки соприкосновения разнородных явлений и совмещать их в едином, радикально новом решении. Большая часть теорий (как и научных изобретений) основана именно на тонких и остроумных решениях. Остроумие по своим механизмам принадлежит к способам художественного познания мира.

Вера является в религии способом познания «истинного мира» и собственной души. Настоящая вера создает сверхъестественную связь между человеком и истиной. Более того, сами «символы веры» в любой религии признаются непререкаемыми истинами, а вера в них делает ненужной чувственную и рациональную проверку. «Верую, чтобы знать», - говорил средневековый схоласт Ансельм Кентерберийский (1033-1109).

Мистическое озарение в мистических учениях расценивается как путь к истинному познанию, прорыв из «тюрьмы» окружающей человека действительности в сверхприродное, истинное бытие. В мистических учениях существуют многочисленные духовные практики (медитации, мистерии), которые в итоге должны обеспечить выход человека на новый уровень познания.

Наука скептически относится к ненаучным формам познания, однако некоторые исследователи считают, что нельзя ограничивать познание только чувствами и разумом.

Помимо способов можно выделить и виды ненаучного познания.

Обыденно-практическое познание основано на здравом смысле, житейской сообразительности и жизненном опыте и необходимо для правильного ориентирования в повторяющихся ситуациях обыденной жизни, для физической работы.

И. Кант называл познавательную способность, обеспечивающую такую деятельность, рассудком.

Мифологическое познание пытается объяснить мир в фантастических и эмоциональных образах. На ранних этапах развития у человечества еще не было достаточно опыта для понимания истинных причин многих явлений, поэтому их объясняли при помощи мифов и легенд, без учета причинно-следственных связей. При всей своей фантастичности миф выполнял важные функции: в рамках своих возможностей он истолковывал вопросы происхождения мира и человека и объяснял природные явления, удовлетворяя тем самым стремление человека к познанию, предоставлял определенные модели для деятельности, определяя правила поведения, передавая опыт и традиционные ценности из поколения в поколение.

Религиозное познание представляет собой мышление на основе догматов, признанных неопровержимыми. Реальность рассматривается через призму «символов веры», основным из которых является требование верить в сверхъестественное. Как правило, религия сосредоточена на духовном самопознании, занимая нишу, в которой бессильны и обыденное познание, и научное. Религия, будучи формой получения и расширения духовного опыта, оказала значительное воздействие на развитие человечества.

Художественное познание основывается не на научных понятиях, а на целостных художественных образах и позволяет ощутить и чувственно выразить - в литературе, музыке, живописи, скульптуре - тонкие оттенки душевных движений, индивидуальность человека, чувства и эмоции, уникальность каждого момента жизни человека и окружающей его природы. Художественный образ как бы дополняет научное понятие. Если наука пытается показать объективную сторону мира, то искусство (наряду с религией) - личностно окрашенную его составляющую.

Философское познание, рассматривая мир как целостность, представляет собой прежде всего синтез научного и художественного видов познания. Философия мыслит не понятиями и образами, но «понятиями-образами», или концептами. С одной стороны, эти концепты близки к научным понятиям, поскольку выражены в терминах, а с другой - к художественным образам, поскольку эти понятия не так строги и однозначны, как в науке; скорее, они символичны. Философия также может использовать элементы религиозного познания (религиозная философия), хотя сама по себе она не требует от человека веры в сверхъестественное.

В отличие от этих видов научное познание предполагает объяснение, поиск закономерностей в каждой области своего исследования, требует строгой доказательности, четкого и объективного описания фактов в виде стройной и непротиворечивой системы. При этом наука не полностью противопоставлена обыденно-практическому познанию, принимая некоторые элементы опыта, а сам житейский опыт в современности учитывает многие данные науки.

Однако научное знание не застраховано от ошибок. История доказала неправомерность многих гипотез, которыми ранее оперировала наука (о мировом эфире, флогистоне и т.д.). Однако наука и не претендует на абсолютное знание. В ее знаниях всегда содержится какая-то часть заблуждения, которая сокращается с развитием науки. Наука направлена на поиск истины, а не на обладание ею.

Именно в этой направленности науки заложен основной критерий, отличающий ее от многочисленных подделок: любая претензия на обладание единственной и абсолютной истиной является ненаучной.

Причины популярности лженаучных теорий заключаются, с одной стороны, в общем кризисе культуры современности и поисках новых ценностей, а с другой - в тяготении человека к чуду. Более многообразны личные причины, заставляющие человека заняться лженаукой: стремление к славе или деньгам, искреннее заблуждение или заказ. Исходя из этого можно дать следующее определение.

Лженаука - это фальсификация научных данных в политических, религиозных, экономических или личных целях.

Лженаука использует в своих построениях научную терминологию, выступает от лица различных организаций и «академий», маскирует свою деятельность учеными степенями и званиями, широко использует средства массовой коммуникации и государственные структуры, осуществляет широкую издательскую деятельность. Поэтому человеку (даже специалисту) зачастую сложно найти критерии для того, чтобы отличить лженауку от настоящей науки. Тем не менее можно выделить некоторые общие показатели лженаучности. Обычно ненаучны:

о концепции, направленные на отрицание всей предшествующей науки. Как правило, даже самая «сумасшедшая» концепция, если она верна, согласуется с рядом законов и ранее подтвержденных фундаментальных принципов. Например, теория относительности Эйнштейна не отменила механику Ньютона, а только ограничила ее определенными условиями;

о всеобщие и глобальные теории - от новой теории устройства Вселенной до изобретения «лекарства от всех болезней». В век постоянного увеличения объемов информации трудно быть специалистом во всех областях и учесть все факторы, необходимые для глобальной «теории всего»; таким теориям противоречит и все более осознаваемая сложность мира. Подобные идеи также обычно отличаются излишним пафосом и самовосхвалениями;

о теории, отличающиеся туманностью и непонятностью доказательств. Самые сложные научные теории можно объяснить простым языком; если понятия принципиально не определимы, то скорее всего такая расплывчатость маскирует отсутствие доказательной базы;

о бессистемные и внутренне противоречивые теории, что указывает на безграмотность автора. Верно и обратное: безграмотная работа обычно бессмысленна;

о теории, в которых смешиваются научные термины и понятия из сферы мистики или религии (например, «карма», «благодать», «космические вибрации» и проч.) или обычным понятиям придается «сокровенный» смысл (Свет, Начало, Разум, Природа и т.д.);

о непроверяемые теории, поскольку они основаны на нерациональной вере. Например, ссылки на космический разум, гармонию Вселенной или откровение не поддаются научной проверке.

Сторонники лженауки часто выдвигают новые гипотезы не для получения нового знания, а для дополнительной поддержки своих теорий.

Креационисты (сторонники концепции, согласно которой мир сотворен богом) корректируют свою гипотезу всякий раз, когда наука находит очередное опровержение концепции божественного сотворения мира. Например, находки палеонтологов подтверждают эволюционную теорию: залегание окаменелостей демонстрирует последовательность видов, сменявших друг друга на протяжении миллионов лет. Креационисты в ответ выдвинули теорию, что окаменелости представляют собой останки животных, погибших во время всемирного потопа, а крупные и тяжелые кости (в частности, кости динозавров) находятся в более низких слоях, поскольку во время наводнения они под тяжестью своего веса глубже погрузились в ил.

В ответ на доказательства того, что Вселенная возникла более 10 млрд лет назад (согласно гипотезе творения, миру всего 6-10 тыс. лет), креационисты отвечают, что время не является чем-то постоянным: оно может замедляться или ускоряться по божественному велению.

В целом, если все усилия сторонников какой-либо идеи направлены на защиту теории, а не на поиск новых знаний, это может служить показателем ненаучности идеи (часто вся последующая деятельность «творцов» такой идеи сводится к постоянному оправданию идей или к жалобам на гонения со стороны официальной науки).

Настоящая наука обладает предсказательной силой, т.е. способна предсказывать новые явления, а не просто объяснять давно известные.

Применение теории всемирного тяготения Исаака Ньютона (1643- 1727) к расчету орбит планет Солнечной системы позволило уче- ным-астрономам теоретически предсказать существование планеты Нептун. Позже планету действительно обнаружили на предсказанной орбите. Возможность подобных открытий является важной характеристикой истинной науки, которая не пытается защитить старые теории, а направлена на поиск нового.

Представленные показатели лженаучности довольно условны и верны не во всех случаях. Ученый действительно может придумать новую общую теорию, он может незаслуженно подвергаться гонениям и т.д. Но если его теория соответствует сразу нескольким из приведенных показателей, то ее научность более чем сомнительна.

Лженаука обычно оформляется в виде эзотерики, мистики, сектантства, фальсификаций и спекуляций, информационного и политического заказа и т.д. Она редко является безобидной: практически все ее формы оказывают негативное воздействие на психику человека. Поэтому терпимость по отношению к ней не должна простираться до слишком широких пределов: психическое здоровье общества, подрываемое верой в лженауку, не менее важно для будущего, чем здоровье физическое.

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ

  • 1. К научным способам познания относят чувства и разум, к ненаучным - интуицию, остроумие, веру, мистическое озарение.
  • 2. К основным видам познания относят обыденно-практическое, религиозное, научное, художественное и философское.
  • 3. Лженаука - это фальсификация научных данных в политических, религиозных, экономических или личных целях.

ВОПРОСЫ

  • 1. В чем проявляются основные отличия научного познания от ненаучного? Свободно ли научное знание от заблуждений?
  • 2. Перечислите основные признаки лженаучности. Какие из них вы считаете самыми важными?
  • 3. Дайте свои примеры лженауки. Какие показатели свидетельствуют о том, что названные вами теории лженаучны?
  • Флогистон (от греч. phlogistos - горючий), по господствовавшим в химииXVIII в. представлениям, - особая огненная материя, содержащаяся во всех горючих веществах. Позже флогистонную теорию сменила кислородная теория.