Философия (учебное пособие) - Вишневский М.И. Джон Локк

04.05.2021 Тайны мира

Младшим современником Гоббса был другой представитель английской морально-правовой философии - Джон Локк(1632-1704). Он родился в семье юриста. ОкончивОксфордский университет, Локк служил воспитателем и секретарем в семье лорда Эшли. Вместе с ним он эмигрировал во Францию, где познакомился с учением французского философа Рене Декарта.

Основные труды Локка - «Опыт о человеческом разуме», «Трактаты о правлении», «Мысли о воспитании».

В естественном (до государственном) состояние, согласно Локку господствует естественный свободный закон, закон природы, отличающийся от гоббсовской теории “война против всех”. В отличие от Гоббса, Локк считает выражением естественного равенства готовность людей следовать разумным естественным, природным законам. Локк не представляет, что люди когда-либо могли жить без порядка и закона. Закон природы определяет посредством разума, что хорошо, что плохо; если закон нарушается, виновника может наказать каждый. По этому закону обиженный сам судья в своем деле и сам исполняет приговор. Закон природы, будучи выражением разумности человеческой природы, ”Требует мира и безопасности для всего человечества”. Локк Д.. Избранные философские произведения. Москва 1960.Т.2. С.8.И человек в соответствии с требованием разума также и в естественном состоянии, преследуя свои интересы и отстаивая свое - свою жизнь, свободу и собственность стремится не навредить другому. В.С. Нерсесянц. Философия права. Норма. Москва 2001.C.466

Естественное состояние это - полная свобода действий и распоряжения своим имуществом и личностью.Защита закона природы и проведение его в жизнь в естественном состоянии обеспечивается властью каждого человека; наказывать нарушителей закона и охранять невинных. Власть не может покушаться на неотчуждаемые права граждан.

Свобода мнений- по Локку, неотъемлемое право человека. Он полагал, что в сфере суждений каждый является высшей и абсолютной властью. Этот принцип распространяется и на религиозные убеждения, но свобода веры, по его мнению, не безгранична, она ограничивается соображениями морали и порядка.

Традиционное требование ” воздать каждому свое, его собственное” Локк обозначает как основное право; право на собственность (право на свое, собственное).

Под собственностью Локк понимает не только чисто экономические нужды, но и "жизнь, свободу и стремление к счастью". Имущество и жизнь выступают как воплощение свободы, и в них реализуется выбор призвания, полагаются и достигаются цели. Локк расценивает свободу личности как великое основание собственности. Локк полагал, что люди не потому становятся собственниками, что овладевают предметами природы, но они в состоянии присваивать посредством труда предметы природы, ибо изначально свободны, и уже в силу этого - собственники. Так он замечает, что каждый человек по закону природы имеет право отстаивать “свою собственность, то есть свою жизнь, свободу и имущество”. Локк Д. Избранные философские произведения. Москва 1960 . Т.2. С.50.

Начинается теория Локка с вопроса: оправдана ли частная собственность? Так как каждый владеет собственностью в виде себя самого, то плоды труда его рук можно счесть его собственностью. Труд создает собственность. Таким образом, Локк оправдывает собственность не потому, что ее защищает закон, установленный людьми, а потому, что она соответствует высшему закону - "естественному праву".

Общественный договор и Государство.

Разумное преодоление недостатков естественного состояния ведет, по Локку, к общественному договору об учреждении политической власти и государства. Люди стремятся перейти из естественного состояния в политически организованное общество не из-за страха смерти, а потому что они понимают, что им будет безопаснее в упорядочном обществе, чем в естественном состоянии. Как следствие, необходимо образование государства, которое создается путем заключения общественного договора.

Общественный договор заключается между людьми и государством. “Основной целью вступления людей в общество является стремление мирно и безопасно пользоваться своей собственностью, а основным орудием и средством для этого служат законы, установленные в этом обществе; первым и основным позитивным законом всех государств является установление законодательной власти; точно так же первым и основным естественным законом, которому должна подчиниться сама законодательная власть, является сохранение общества и каждого члена общества” Локк. Д. Избранные философские произведения. Москва 1960 Т.2.С.76

Однако “по общественному договору“ люди не отказываются от своих естественных прав, да и сам закон природы продолжает действовать и в государственном состоянии, определяя тем самым цели, характер и пределы полномочий политической власти. Существенным моментом локковского государства является ”доктрина законности сопротивления всяким незаконным проявлением власти” Локк Д. Избранные философские произведения. Москва 1960.Т.2.C.116.. После заключения договора народ остается судьей решающим, правильно ли учрежденные и уполномоченная им власти выполняют возложенные на них договорные обязанности или стали нарушать договор. Если правительство (правитель) поступает вопреки действующему праву и извращает законы или вообще не считается с ними, то подданные вправе расторгнуть соглашение с правительством и, используя право на самозащиту, и даже подняться на революцию.

Общественный договор, по Локку, заключается не раз навсегда, без права последующего корректирования этого договора. Народ имеет право на полный разрыв в случаи перехода политической власти в абсолютизм и деспотизм. Договорные отношения людей с государством - постоянно обновляющийся процесс.

Чтобы естественные права человека не остались на уровне моральных требований, они, по мнению Локка, нуждаются в юридическом признании их со стороныгосударства. Предоставление правам и свободам юридических гарантий являлось основным долгом и задачей любого государства.

Государство представляет собой, по Локку, совокупность людей, соединившихся в одно целое под эгидой ими же установленного общего закона и создавших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты между ними и наказывать преступников.

В результате общественного соглашения гарантом естественных прав и свобод стало государство. Оно наделялось правом издавать законы, снабженные санкциями, и использовать силу общества для соблюдения этих законов. Однако государство не должно было посягать на сами эти права, ибо пределом его власти при всех формах правления являются естественные права его граждан. Государственная власть, писал Локк, не может брать на себя право повелевать посредством произвольных деспотических указов; наоборот, она обязана творить правосудие и определять права граждан посредством провозглашения постоянных законов и уполномоченных на то судей. Локк считал, что государственная власть (правительство) сама должна подчиняться установленным в обществе законам, в противном случае граждане имеют полное право вернуть себе свои первоначальные права и передать их новой власти (правителю).

Локк подчеркивает, что человек не рождается подданным того или иного государства. Человек, став совершеннолетним, как свободный выбирает, под властью какого правительства, гражданином какого государства он хочет стать. ”Только согласие свободных людей делает их членами этого государства, и это согласие дается порознь поочередно, по мере того, как каждый достигает совершеннолетия, а не одновременно множеством людей, поэтому люди не замечают этого и считают, что этого вообще не происходит или это не обязательно, и заключают, что они по природе являются подданными точно так же, как они являются людьми” Локк Д. Избранные философские произведения. Москва 1960 Т.2.C.68.

Таким образом, речь идет не только о договорном происхождении государства, но так же о форме договорного установления гражданства применительно к каждому человеку. Такая концепция договорных отношений между народом в целом и индивидами, с одной стороны и государства с другой, предполагает взаимные права и обязанности договаривающихся сторон, а не одностороннее абсолютное право государства и бесправие подданных, как это имеет место в гоббсовской интерпретации договорной теории учреждении государства. В.С. Нерсесянц. Философия права. Норма. Москва 2001.С468

От всех прочих форм коллективности (семей, господских владений) государство отличается тем, что лишь оно воплощает политическую власть, то есть право во имя общественного блага создавать законы для регулирования и сохранения собственности, а также право применять силу общества для исполнения этих законов и защиты государства от нападения извне. В таком государстве господствует закон, обеспечивающий естественные неотчуждаемые права собственности, индивидуальной свободы и равенства. Свобода людей в условиях правового государства, писал Локк “ заключается в том, что бы иметь постоянное правило для жизни общее для каждого в этом обществе и установленное законодательной властью, созданной в нем; это-свобода следовать моему собственному желанию во всех случаях, когда это не запрещает закон, и не быть зависимым от постоянной, неопределенной, неизвестной самовластной воли другого человека”.Д.Локк. Избранные философские произведения. Москва 1960.Т.2.C.16

Философско-правовое учение Локка пронизано идеей не отчуждаемости естественных основных прав и свобод человека в гражданском состоянии.

Локк резко разграничивал государство и общество, создав одну из главных доктрин либерализма, Общество гораздо важнее государства и переживет его. Распад государства не влечет за собой распад общества; обычно государство гибнет под мечами завоевателей. Но если оно рухнет от внутренних причин, предав доверие народа, Локк не предвидит хаоса, веря, что общество создаст новое государство. Если же исчезнет общество, никакому государству наверняка не устоять.

Абсолютная монархия для Локка вообще не государство, а нечто хуже, чем общество дикарей. Там хоть каждый - судья в своем деле, а в абсолютной монархии свободен лишь король.

Равенство

Tabularasa (чистая доска), изначальное равенство детей в смысле отсутствия у них знаний, служит предпосылкой первоначального естественного равенства, а постепенное развитие разных, и неравных их способностей и задатков, в том числе трудолюбия, является причиной того, что в последующей истории действуют люди с самыми разными возможностями перспективами. “Различные степени прилежания способствовали тому, что люди приобретали имущество различных размеров... изобретение денег дало им возможность накапливать и увеличивать его”. Локк Д. Избранные философские произведения. Т.2. Москва.1960.C30 Одни стали богатыми и влиятельными, и именно они более всего заинтересованы были в создании государственности. Уделом бедных стала работа из-за куска хлеба. Так смотрит на этот вопрос Локк, по-своему последовательно, но в то же время смешивая догадки и ошибки.

Говоря о живом субъекте правопорядка, Локк всегда имеет в виду изолированного индивида, ищущего частной выгоды. Да и социальная жизнь вообще рисуется ему, прежде всего, как сеть меновых отношений, в которые вступают простые товаровладельцы, лично свободные собственники своих сил и имуществ. “Естественное состояние”, каким оно изображено во втором локковском трактате о государственном правлении, - это, прежде всего, состояние “честной” конкуренции, основанной на взаимном признании. Соответственно “естественный закон” (правило общежития) понимается Локком как требование равно партнерства.

Равенство, как его трактует Локк, вовсе не имеет в виду природного единообразия индивидов и не содержит в себе запроса на их примитивное уравнивание по способностям, силам и имуществам. Речь идет о равенстве возможностей и притязаний, суть его сводится к тому, что ни один из индивидов, сколь бы скудным ни было его естественное достояние (его интеллектуальные и физической силы, его умения и благоприобретения), не может быть исключен из конкуренции, отторгнут от свободного обмена благами и услугами. Или: все люди независимо от их естественного неравенства раз и навсегда должны быть признаны экономически самостоятельными находящимися в отношении добровольного взаимного использования. Государство должно обеспечить индивидам определенное юридическое, а не экономическое и социальное равенство.

На закон и законность Локк возлагал очень большие надежды. В установленном людьми общем законе, признанном ими и допущенном по их общему согласию в качестве меры добра и зла для разрешения всех коллизий, он усматривал первый конституирующий государство признак. Закон в подлинном смысле - отнюдь нелюбое предписание, исходящее от гражданского общества в целом или от установленного людьми законодательного органа. Титул закона имеет лишь тот акт, который указывает разумному существу поведение, соответствующее его собственным интересам и служащее общему благу. Если такой нормы-указания предписание в себе не содержит, оно не может считаться законом. Кроме того, закону должны быть присущи постоянность и долговременность действия.

“Постоянные законы”, о которых говорит Локк, играют роль исходного и основного (конституционного) правового источника для законодательства. И обязанность законодателя руководствоваться в своей деятельности положениями этих “постоянных законов” является существенной юридической гарантией обосновываемой Локком законности вообще, особенно законности в законодательной деятельности.

Свобода это гарантия от произвола, она - основа всех других прав человека, ибо, потеряв свободу человек, ставит под угрозу свою собственность, благополучие, жизнь. У него нет больше средств их защитить.

Законы тогда способствуют достижению “главной и великой цели” государства, когда их все знают и все выполняют. Высокий престиж закона проистекает из того, что он, по Локку, решающий инструмент сохранения и расширения свободы личности, который также гарантирует индивида от произвола и деспотической воли других лиц. «Там, где нет законов, там нет и свободы». Д. Локк. Избранные философские произведения. Москва.1960.Т.2.C. 34.

Силой закона по Локку обладает лишь акт законодательного органа, сформированного народом. В тоже время Локк понимает законность не только в формальном смысле, то есть как соблюдение законов, утвержденных в соответствии с правилами. Он считал, что и сами законодатели не должны нарушать законов природы. Общеобязательность гражданского закона, в том числе и для всех государственных властей, проистекает из того, что закон, выражает ”волю общества”.Д.Локк. Избранные философские произведения. Москва. 1960 .Т.2.С.87.

Разделение властей.

Локк предусматривает особый конституционный механизм, мешающий государству выходить за рамки своих полномочий, становясь тем самым деспотическим. Его важнейшие компоненты - принципы разделения власти и законности. Чтобы не допускать концентрации власти в руках руководства, которое получило бы тем самым возможность обратить к своей выгоде и создания законов и претворения их в жизнь, Локк предлагает не соединять законодательную и исполнительную власть и подчинить законодателей действию ими же созданных законов, осуществляемых исполнительной властью.

Кроме законодательной и исполнительной, Локк выделяет федеративную ветвь власти, которая представляет государство как целое в сношениях с другими государствами.

Законодательной власти Локк отвел верховную, но не абсолютную власть, и в интересах народа ее следует ограничивать. Локк перечисляет четыре главных условия, ограничивающих законодательную власть:

  • 1. Закон должен быть равным для всех, для богатых и для бедных, для фаворита при дворе и для крестьянина за плугом.
  • 2. Закон создается не для подавления людей, а для их блага.
  • 3. Без согласия народа нельзя увеличивать налоги.
  • 4. Законодатели никому не могут передоверять свои функции.

Скорее всего, мудрый философ гораздо больше опасался превращения в тиранию власти исполнительной, воплощенной в одном человеке, чем парламента, состоящего из многих лиц. Исполнительная власть, считает Локк, является подчиненной по отношению к законодательной. Главе исполнительной власти надлежит выполнять функцию верховного исполнителя закона. Когда же он сам нарушает закон, то не может притязать на повиновение членов общества, превращается в частное лицо без власти и без воли. Суверенитет народа выше и парламента, и короля.

К середине 17-го века в Англии усилилось реформаторское движение и утвердилась пуританская церковь. В отличие от властной и баснословно богатой католической церкви Реформаторское движение проповедовало отказ от богатства и роскоши, экономию и сдержанность, трудолюбие и скромность. Пуритане просто одевались, отказывались от всяческих украшений и признавали самую простую пищу, отрицали праздность и пустое времяпровождение и, наоборот, всячески приветствовали постоянный труд.

В 1632 году в одной пуританской семье и появился на свет будущий философ и просветитель Джон Локк. Он получил прекрасное образование в Вестминстерской школе и продолжил свою научную карьеру в качестве учителя греческого языка и риторики, а также философии в колледже Крайст-Чёрч.

Молодой учитель интересовался естественными науками, а в особенности химией, биологией и медициной. В колледже он продолжает изучение интересующих его наук, при этом его также волнуют и политико-правовые вопросы, этика и вопросы воспитания.

В это же время он близко сходится с родственником короля, лордом Эшли Купером, возглавлявшим оппозицию правящей верхушки. Он открыто критикует королевскую власть и положение дел в Англии, смело высказывается о возможности свержения существующего строя и образования буржуазной республики.

Джон Локк оставляет преподавательскую деятельность и селится в имении лорда Купера в качестве его личного врача и близкого друга.

Лорд Купер вместе с оппозиционно настроенными дворянами пытается воплотить свои мечты в явь, но дворцовый переворот не удался, и Куперу совместно с Локком приходится спешно бежать в Голландию.

Именно здесь, в Голландии, Джон Локк написал свои лучшие труды, которые впоследствии принесли ему всемирную известность.

Основные философские идеи (кратко)

Политическое мировоззрение Джона Локка оказало огромное влияние на становление политической философии Запада. «Декларация прав человека», созданная Джефферсоном и Вашингтоном, строится на учении философа, особенно в таких разделах, как создание трех ветвей власти, отделение церкви от государства, свобода вероисповедания и всех вопросов, касающихся прав человека.

Локк считал, что все знания, полученные человечеством за весь период существования, можно разделить на три части: натуральную философию (точные и естественные науки), практическое искусство (сюда входят все политические и социальные науки, философия и риторика, а также логика), учение о знаках (все лингвистические науки, а также все понятия и идеи).

Западная философия до Локка держалась на философии античного ученого Платона и его идеях идеального субъективизма. Платон считал, что некоторые идеи и великие открытия люди получали еще до рождения, то есть бессмертная душа получала информацию из космоса, и знания появлялись практически неоткуда.

Локк во многих своих трудах опровергал учение Платона и других «идеалистов», доказывая, что не существует никаких доказательств существования вечной души. Но при этом он считал, что такие понятия, как нравственность и мораль, передаются по наследству и существуют люди «нравственно слепые», то есть не понимающие никаких нравственных устоев и потому чуждые человеческому обществу. Хотя доказательств этой теории он также не смог найти.

Что касается точных математических наук, то большинство людей не имеют о них никакого представления, поскольку для обучения этим наукам необходима длительная и методическая подготовка. Если же эти знания можно было получить, как утверждали агностики, от природы, то незачем было бы и напрягаться, стараясь уяснить сложные постулаты математики.

Особенности сознания по Локку

Сознание – это особенность только человеческого мозга отображать, запоминать и объяснять существующую действительность. По Локку, сознание напоминает чистый белый лист бумаги, на котором, начиная с первого дня рождения, можно отражать свои впечатления об окружающем мире.

Сознание опирается на чувственные образы, то есть полученные при помощи органов чувств, а потом мы их обобщаем, анализируем и систематизируем.

Джон Локк считал, что каждая вещь появилась в результате причины, которая в свою очередь была продуктом идеи человеческого мышления. Все идеи порождаются качествами уже существующих вещей.

Например, маленький снежок холодный, круглый и белый, поэтому он и порождает эти впечатления в нас, которые можно также называть качествами. Но качества эти отражаются в нашем сознании, поэтому их и называют идеями.

Первичные и вторичные качества

Локк рассматривал первичные и вторичные качества любой вещи. К первичным относятся качества, необходимые для описания и рассмотрения внутренних качеств каждой вещи. Это способность к движению, фигура, плотность и число. Ученый считал, что эти качества присущи каждому объекту, а уже наше восприятие формирует понятие о вешнем и внутреннем состоянии объектов.

К вторичным качествам относятся способности вещей порождать в нас определенные ощущения, а поскольку вещи способны взаимодействовать с телами людей, то и способны пробуждать в людях чувственные образы через видение, слух и ощущения.

Теории Локка довольно неясны в отношении религии, поскольку понятия «Бог» и «душа» в 17-м веке являлись незыблемыми и неприкосновенными. Можно понять позицию ученого в этом вопросе, поскольку, с одной стороны, над ним довлела христианская мораль, а с другой совместно с Гоббсом он отстаивал идеи материализма.

Локк считал, что «наивысшее наслаждение человека есть счастье», и только оно может заставить человека целенаправленно действовать, чтобы добиться желаемого. Он считал, что поскольку каждый человек испытывает влечение к вещам, то именно это желание обладать вещами заставляет нас мучиться и испытывать боль неудовлетворенного желания.

При этом мы испытываем двоякие чувства: поскольку обладание вызывает наслаждение, а невозможность обладания вызывает душевную боль. К понятиям боли Локк относил такие чувства, как гнев, стыд, зависть, ненависть.

Интересны идеи Локка относительно состояния государственной власти на различных стадиях развития человеческого коллектива. В отличие от Гоббса, который считал, что в догосударственном состоянии существовал только «закон джунглей» или «закон силы», Локк писал, что человеческий коллектив всегда подчинялся более сложным, нежели закон силы, правилам, которые и определяли сущность человеческого бытия.

Поскольку люди – существа прежде всего разумные, то они и способны пользоваться своим разумом для контроля и организации существования любого коллектива.

В естественном состоянии каждый человек пользуется свободой как естественным правом, данным самой природой. При этом все люди равны и относительно своего общества, и относительно прав.

Понятие о собственности

По Локку, только труд является основанием для появления собственности. Например, если человек посадил сад и терпеливо возделывал его, то и право на полученный результат принадлежит ему на основании вложенного труда, даже если земля не принадлежит этому труженику.

Идеи ученого о собственности являлись поистине революционными для того времени. Он считал, что человеку нельзя иметь больше собственности, чем он может использовать. Само понятие «собственность» священно и охраняется государством, поэтому можно мириться с неравенством в имущественном состоянии.

Народ как носитель верховной власти

Как последователь Гоббса, Локк поддерживал «теорию общественного договора», то есть он считал, что люди заключают с государством договор, отдавая при этом часть своих дарованных природой прав за то, чтобы государство охраняло его от внутренних и внешних врагов.

При этом верховная власть обязательно утверждается всеми членами общества, и если верховный сюзерен не справляется со своими обязанностями и не оправдывает доверия народа, то народ может его переизбрать.

Джон Локк (John Locke, 29 августа 1632, Рингтон, Сомерсет, Англия — 28 октября 1704, Эссекс, Англия) — британский педагог и философ, представитель эмпиризма и либерализма.

Локк родился в западной Англии, неподалеку от Бристоля, в маленьком городке Рингтон, в семье чиновника-юриста. Родители-пуритане воспитывали сына в атмосфере строгого соблюдения религиозных правил. Рекомендация влиятельного знакомого его отца помогла Локку в 1646 г. попасть в Вестминстерскую школу — самую престижную школу страны на то время, где он входил в число самых лучших учеников. В 1652 г. Джон продолжает образование в Крайст-Черч-колледже Оксфордского университета, где получает в 1656 г. степень бакалавра, а спустя еще три года — магистерскую степень. Его талант и усердие были вознаграждены предложением остаться в учебном заведении и преподавать философию, древнегреческий язык. В эти годы его более аристотелевской философии заинтересовала медицина, изучению которой он отдал немало сил. Тем не менее желанную степень доктора медицины ему получить не удалось.

Джону Локку было 34 года, когда судьба свела его с человеком, в огромной степени повлиявшим на всю его дальнейшую биографию, — лордом Эшли, впоследствии графом Шефтсбери. Сначала Локк в 1667 г. находился при нем в качестве домашнего врача и воспитателя его сына, позднее служил секретарем, и это сподвигло его самого заняться политикой. Шефтсбери оказал ему огромную поддержку, введя его в политические и экономические круги, предоставив возможность самому принять участие в госуправлении. В 1668 г. Локк становится членом Лондонского Королевского общества, в следующем году входит в его Совет. Не забывает он и о других видах деятельности: так, в 1671 г. у него возникает замысел работы, которой он посвятит 16 лет и которая станет главным в его философском наследии — «Опыт о человеческом разумении», посвященный изучению познавательного потенциала человека.

В 1672 и 1679 г. Локк служит в высших правительственных учреждениях на престижных должностях, но в то же время его продвижение в мире политики находилось в прямой зависимости от того, какие успехи делал его покровитель. Проблемы со здоровьем заставили Дж. Локка провести во Франции период с конца 1675 г. до середины 1679 г. В 1683 г. он, следуя за графом Шефтсбери и опасаясь политического преследования, переезжает в Голландию. Там у него завязываются приятельские отношения с Вильгельмом Оранским; Локк оказывает на него заметное идейное влияние и становится участником подготовки переворота, в результате которого Вильгельм становится королем Англии.

Перемены позволяют Локку вернуться в 1689 г. в Англию. С 1691 г. его местом жительства становится Отс, поместье Мешэм, принадлежавшее его знакомой, супруге члена парламента: он принял ее приглашение поселиться в загородном доме, т.к. много лет страдал от астмы. В эти годы Локк не только находится на правительственной службе, но и принимает участие в воспитании сына леди Мешэм, много сил отдает литературе и науке, заканчивает «Опыт о человеческом разуме», подготавливает к публикации задуманные ранее работы, среди которых «Два трактата о правлении», «Мысли о воспитании», «Разумность христианства». В 1700 г. Локк принимает решение уйти со всех занимаемых должностей.

Книги (5)

Два трактата о правлении

Джон Локк — английский философ, психолог и политический мыслитель. В «Двух трактатах о правлении» содержится социально-политическая концепция Локка. Первая книга посвящена опровержению защитника божественного права абсолютистской королевской власти Р.Филмера, во второй (известной как «Второй трактат о правлении») разработана теория конституционной парламентской монархии. Идеи Локка сыграли огромную роль в истории философии и общественно-политической мысли европейского Просвещения. Они оказали большое влияние на Толанда, Пристли, Беркли, Юма, Вольтера, Кондильяка, Ламетри, Гельвеция, Дидро. Политическая философия Локка развивалась Монтескье и нашла отражение в политических теориях Французской и Американской революций.

Джон Локк по праву считается первым настоящим либералом и отцом современной политической философии. Не познакомившись с идеями Локка, невозможно понять мир, в котором мы живем.

Опыт о человеческом разумении

«Опыт о человеческом разумении» — главное собственно философское произведение Джона Локка, результат его 16-летнего труда по разработке основ эмпирической теории познания.

В этой фундаментальной работе Локк впервые в истории мысли выражает личность через непрерывность сознания. Он также обосновывает, что разум является «чистой доской» (tabula rasa), т. е. вопреки философии Декарта утверждает, что люди рождаются без врожденных идей и что знание определено только опытом, полученным через чувственное восприятие.

Локк Джон

Сочинения в 3 томах

М.: Мысль, 1985/1985/1988.- 621/560/668 стр.
ISBN 5-244-00084-5, 5-244-00085-3 (Том III)
Серия Философское наследие. Т. 93/94/103
Формат: DjVu

Размер: 14,6 / 13 / 14,2 Мб

Качество: отличное - сканированные страницы, текстовый слой (OCR), содержание

Язык: Русский

В первый том сочинений английского просветителя, крупнейшего европейского философа-материалиста, основоположника материалистического сенсуализма Дж. Локка входят три первые книги его основного философского труда - «Опыта о человеческом разумении», одного из важнейших произведений мировой философской мысли.
Для научных работников, а также для преподавателей, аспирантов и студентов.
Во второй том сочинений видного английского философа входят четвертая книга его главного произведении «Опыт о человеческом разумении», а также ряд гносеологических и
натурфилософских работ, тесно примыкающих к «Опыту...». Издание снабжено научным аппаратом.
В третий том сочинений вошли произведения, посвященные общественно-политическим вопросам: «Мысли о воспитании», «Два трактата о правлении», «Опыт о законе природы», «Послание о веротерпимости» и др. Впервые на русский язык переводятся «Опыт о веротерпимости», «Первый трактат о правлении», «Мысли о том, что читать и изучать джентльмену», «Опыты о законе природы».

СОДЕРЖАНИЕ

ТОМ I

Нарский. ДЖОН ЛОКК И ЕГО ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

ОПЫТ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ РАЗУМЕНИИ

ПОСВЯЩЕНИЕ
ПИСЬМО К ЧИТАТЕЛЮ

КНИГА ПЕРВАЯ
Глава первая. Введение
Глава вторая. В душе нет врожденных принципов
Глава третья. Нет врожденных практических принципов
Глава четвертая. Дальнейшие соображения о врожденных
принципах как умозрительных, так и практических

КНИГА ВТОРАЯ
Глава первая. Об идеях вообще и их происхождении
Глава вторая. О простых идеях
Глава третья. Об идеях одного чувства
Глава четвертая. О плотности
Глава пятая. О простых идеях от разных чувств
Глава шестая. О простых идеях рефлексии
Глава седьмая. О простых идеях как ощущения, так и рефлексии
Глава восьмая. Дальнейшие размышления о наших простых идеях
Глава девятая. О восприятии
Глава десятая. Об удержании [простых идей]
Глава одиннадцатая. О различении и других действиях ума (mind)
Глава двенадцатая. О сложных идеях
Глава тринадцатая. О простых модусах, и прежде всего о простых модусах пространства
Глава четырнадцатая. О продолжительности и ее простых модусах
Глава пятнадцатая. О времени и пространстве, рассматриваемых вместе
Глава шестнадцатая. О числе
Глава семнадцатая. О бесконечности
Глава восемнадцатая. О других простых модусах
Глава девятнадцатая. О модусах мышления
Глава двадцатая. О модусах удовольствия и страдания
Глава двадцать первая. О силах [и способностях] (of power)
Глава двадцать вторая. О смешанных модусах
Глава двадцать третья. О наших сложных идеях субстанций
Глава двадцать четвертая. О собирательных идеях субстанций
Глава двадцать пятая. Об отношении
Глава двадцать шестая. О причине и следствии и других отношениях
Глава двадцать седьмая. О тождестве и различии
Глава двадцать восьмая. О других отношениях
Глава двадцать девятая. О ясных и смутных, отчетливых и путаных идеях
Глава тридцатая. Об идеях реальных и фантастических
Глава тридцать первая. Об идеях адекватных и неадекватных
Глава тридцать вторая. Об идеях истинных и ложных
Глава тридцать третья. Об ассоциации идей

КНИГА ТРЕТЬЯ
Глава первая. О словах, или о языке вообще
Глава вторая. О значении слов
Глава третья. Об общих терминах
Глава четвертая. Об именах простых идей
Глава пятая. Об именах смешанных модусов и отношений
Глава шестая. Об именах субстанций
Глава седьмая. О словах-частицах
Глава восьмая. Об отвлеченных и конкретных терминах
Глава девятая. О несовершенстве слов
Глава десятая. О злоупотреблении словами
Глава одиннадцатая. О средствах против упомянутых несовершенств и злоупотреблений

Примечания
Указатель имен
Предметный указатель

ТОМ II

ОПЫТ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ РАЗУМЕНИИ. КНИГА IV
Глава первая. О познании вообще
Глава вторая. О степенях нашего познания
Глава третья. О сфере человеческого познания
Глава четвертая. О реальности нашего познания
Глава пятая. Об истине вообще
Глава шестая. Об общих положениях, их истинности и достоверности
Глава седьмая. О несомненных положениях
Глава восьмая. О положениях с ничтожным содержанием
Глава девятая. О нашем познании существования
Глава десятая. О нашем познании бытия бога
Глава одиннадцатая. О нашем познании существования других вещей
Глава двенадцатая. Об усовершенствовании нашего познания
Глава тринадцатая. Несколько дальнейших соображений относительно нашего познания
Глава четырнадцатая. О суждении
Глава пятнадцатая. О вероятности
Глава шестнадцатая. О степенях согласия
Глава семнадцатая. О разуме
Глава восемнадцатая. О вере и разуме и их различных областях
Глава девятнадцатая. О [религиозном] исступлении
Глава двадцатая. Об ошибочном согласии, или заблуждении
Глава двадцать первая. О разделении наук

ОБ УПРАВЛЕНИИ РАЗУМОМ
[ОТРЫВКИ ИЗ ТРЕХ ПИСЕМ ДЖ. ЛОККА К Э. СТИЛЛИНГФЛИТУ, ЕПИСКОПУ ВУСТЕРСКОМУ]
[Из первого письма]. Письмо Его высокопреподобию Эдуарду, лорду епископу Вустерскому, по поводу некоторых мест в недавнем трактате Его милости «В защиту учения о Троице», относящихся к «Опыту о человеческом разумении» г-на Локка
[Об идее субстанции]
[Об идее духовной субстанции]
[О достоверном знании]
[О реальной и номинальной сущностях]
[Из второго письма]. Ответ г-на Локка на возражение Его высокопреподобия лорда епископа Вустерского на его письмо по поводу некоторых мест в недавнем трактате Его милости «В защиту учения о Троице», относящихся к «Опыту о человеческом разумении» г-на Локка
[О рассуждении посредством идей]
[О противоположности веры и знания]
[Из третьего письма]. Ответ г-на Локка на возражение Его высокопреподобия лорда епископа Вустерского на Его второе письмо, где рассмотрены помимо случайных вопросов мнения Его милости о достоверности, постигаемой посредством разума, о достоверности посредством идей и о достоверности посредством веры; о воскресении тела; о нематериальности души; о несовместимости взглядов г-на Локка с догматами христианской веры и тенденции этих взглядов к скептицизму
[О неясных и путаных идеях]
[О достоверном знании и способах его достижения]
[Против обвинений в скептицизме]
[О способах достижения достоверного знания посредством идей и посредством разума]
[О достоверном знании при смутных идеях]
[О критерии достоверного знания]
[Об интуитивном познании материи]
[О достоверном знании субстанции]
[О способности материи к мышлению]

ИССЛЕДОВАНИЕ МНЕНИЯ ОТЦА МАЛЬЁРАНША О ВИДЕНИИ ВСЕХ ВЕЩЕЙ В БОГЕ

ЗАМЕЧАНИЯ К НЕКОТОРЫМ КНИГАМ Г-НА НОРРИСА, В КОТОРЫХ ОН ОТСТАИВАЕТ МНЕНИЕ ОТЦА МАЛЬБРАНША О НАШЕМ ВИДЕНИИ ВСЕХ ВЕЩЕЙ В БОГЕ

ЭЛЕМЕНТЫ НАТУРАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ
Глава I. О материи и движении
Глава II. О вселенной
Глава III. О нашей Солнечной системе
Глава IV. О Земле как планете
Глава V. О воздухе и атмосфере
Глава VI. Об атмосферных явлениях вообще
Глава VII. О родниках, реках и морях
Глава VIII. О разного рода землях, камнях, металлах, минералах и других ископаемых
Глава IX. О растительности, или растениях
Глава X. О животных
Глава XI. О пяти чувствах
Глава XII. О человеческом разумении

Примечания
Указатель имен
Предметный указатель

ТОМ III

ОПЫТЫ О ЗАКОНЕ ПРИРОДЫ
I. Существует ли нравственный принцип, или закон природы? Да, существует
II. Познаваем ли закон природы с помощью светоча природы? Да, познаваем
III. Запечатлен ли закон природы в душе человека? Нет, не запечатлен
IV. Может ли разум через чувственное восприятие прийти к познанию закона природы? Да, может
V. Можно ли познать закон природы из общего согласия людей? Нет, нельзя
VI. Налагает ли закон природы обязательства на людей? Да, налагает
VII. Является ли обязательство, налагаемое законом природы, вечным и всеобъемлющим? Да, является
VIII. Является ли личная выгода каждого человека основанием закона природы? Нет, не является

ПРЕДСМЕРТНАЯ РЕЧЬ ЦЕНЗОРА. 1664 г.

ОПЫТ О ВЕРОТЕРПИМОСТИ

ПОСЛАНИЕ О ВЕРОТЕРПИМОСТИ

ДВА ТРАКТАТА О ПРАВЛЕНИИ
Предисловие
КНИГА ПЕРВАЯ
Глава I. [Вводная]
Глава II. Об отцовской и монархической власти
Глава III. О праве Адама на верховную власть на основе его сотворения
Глава IV. О праве Адама на верховную власть на основе дара, Быт. 1, 28
Глава V. О праве Адама на верховную власть на основе подчинения Евы
Глава VI. О праве Адама на верховную власть на основе отцовства
Глава VII. Об отцовстве и собственности, рассматриваемых вместе как источники верховной власти
Глава VIII. О передаче верховной монархической власти Адама
Глава IX. О монархии, полученной по наследству от Адама
Глава X. О наследнике монархической власти Адама
Глава XI. Кто этот наследник?
КНИГА ВТОРАЯ
Глава I. [Вводная]
Глава II. О естественном состоянии
Глава III. О состоянии войны
Глава IV. О рабстве
Глава V. О собственности
Глава VI. Об отцовской власти
Глава VII. О политическом или гражданском обществе
Глава VIII. О возникновении политических обществ
Глава IX. О целях политического общества и правления
Глава X. О формах государства
Глава XI. Об объеме законодательной власти
Глава XII. О законодательной, исполнительной и федеративной власти в государстве
Глава XIII. О соподчиненности властей в государстве
Глава XIV. О прерогативе
Глава XV. Об отцовской, политической и деспотической власти, рассматриваемых совместно
Глава XVI. О завоевании
Глава XVII. Об узурпации
Глава XVIII. О тирании
Глава XIX. О распаде системы правления

МЫСЛИ О ВОСПИТАНИИ

РАССУЖДЕНИЕ О ЧУДЕСАХ

Примечания
Указатель имен
Предметный указатель