Когда были необычные природные явления воробьиная ночь. Что такое воробьиные ночи

01.04.2020 Деньги

Первоначальная форма сочетания ― рябинная ночь , то есть «рябая, пёстрая ночь», - ночь с молниями, с ветром и грозой. Рябая, подобно воробью , ночь, когда темнота перемежается зарницами и сполохами. В эти ночи воробьи вылетают из гнезд, тревожно чирикают, беспокойно собираются в стайки и т. д. На основе выражения рябинная ночь позже, в результате этимологического перерождения, получился речевой оборот рябиновая ночь , а затем и воробьиная ночь . В украинском языке , например, выражение горобина нiч означает не только «воробьиный», но и «рябиновый» .

Впервые понятие Рябинная ночь встречается в летописи при описании битвы между дружинами Ярослава Мудрого и его брата Мстислава (): «И бывши нощи рябинной, бысть тма и гром бываше и молния и дождь… И бысть сеча зла и страшна, яко посветяаше моления, тако блещашеся оружие их, и еликоже молния осветяше, толико мечи ведяху, и тако друг друга секаше, и бе гроза велика и сеча силна» .

Предположение о данном выражении высказал член-корреспондент РАН Ф. П. Филин : оно, бытующее и ныне в смоленских и белорусских говорах, попало в киевское койне из кривичских земель . А. М. Финкель связал его с со словом рябой .

В украинском языке выражение горобина нiч связывается с возбуждением воробьёв во время грозы: «В продолжение лета бывает несколько бурных ночей, с градом, ливнем и грозою, и эти-то ночи называются воробьиными. Ливень бывает силён до такой степени, что выгоняет воробьёв из их убежищ, и бедняжки летают целую ночь, жалобно чиликая» («Словарь малорусского наречия, составленный А. Афанасьевым-Чужбинским», СПб., 1855). Константин Паустовский в повести «Героический юго-восток» пишет: - Знаете, как называются такие ночи с беспрерывной молнией? - Нет, - ответила Клава. - Воробьиные. Потому что от ярких вспышек воробьи просыпаются, начинают метаться в воздухе, а потом, когда молнии гаснут, разбиваются в темноте о деревья и стены.

Не исключено, что выражение Рябиновая ночь также может быть связано с образом рябины . Действительно, такие ночи бывают в пору цветения рябины и созревания её ягод.

Время Рябиновой ночи

В разных местах время Рябиновой ночи определяется неодинаково. В Центральной России это время, когда цветёт рябина или период с 19-го по 22-е июня, когда наступает самая большая долгота дня - 17 часов 37 минут, а ночь длится 6 часов 23 минуты. Старые смоленские и белорусские поверья говорят, что Рябиновая ночь наступает около Успенья (15 августа по старому стилю) или между Ильиным днем и Рождеством Богородицы (8 сентября по старому стилю). Строго определённого времени таких ночей нет: в одних местах их 1-3 в году, в других 5-7 (это зависит от местности и особенностей природы. На Киевщине и Житомирщине , например, это была ночь накануне Ивана Купалы или Петрова дня , в некоторых местах крестьяне считали, что это время, когда зацветёт папоротник . Также Рябиновой ночью зачастую называют обычную ночь с сильными грозами, зарницами .

Рябиновая ночь как мистическое явление

На южной Украине осмысление Рябиновой ночи происходило на основе народной этимологии языка: там такой (Воробиной) ночью называли ночь на 1 сентября (день Симеона Столпника), когда «чёрт меряет воробьёв». Они сбиваются в большие стаи в одно место, и там черти отмеряют их четвериками, подгребая к себе и высыпают в пекло. Кто не вошёл в меру ― тех отпускает. Наказание такое воробьям за то, что они подносили гвозди, когда распинали Спасителя. За то же у них и лапки «связаны верёвочкой» ― воробьи не ходят, а подскакивают. В Белоруссии Рябиновая ночь считалась одновременно и временем разгула всяческой нечисти, и как время, когда гром и молния убивают злых «чаровников» и нечистую силу .

На протяжении всей рябиновой ночи небо сотрясает гром, блестят молнии, льёт проливной дождь, дует страшный ветер, взлетает вихрь. Испуганные воробьи начинают судорожно взлетать, ударяясь о деревья и падать вниз.

Согласно народным поверьям, в эту ночь из ада на свет выходили все злые силы, которые якобы справляли свой главный годовой праздник. По одним мнениям, в Рябиновую ночь разная нечисть пугала крещёных людей, по другим наоборот, все стихии природы объединялись, чтобы уничтожить нечистую силу, что расплодилась после Купалья за лето. Каждый убитый или покалеченный в эту ночь молнией считался чёрным колдуном. Чтобы молнии не сожгли дом или другие постройки, в Рябиновую ночь вывешивали своеобразный оберег ― грязную пасхальную скатерть, в некоторых местах под крышу привязывали красные нитки. На Полесье верили, что от сильной бури в эту ночь рябчики разлетались по всему лесу и до самого токования жили по одному. Предполагалось, что гроза в Рябиновую ночь нужна для дозревания ягод на рябине; если же ягода не поспела ― ждали дождливого конца лета и холодной осени.

Рябиновая ночь в литературе и искусстве

Образ Рябиновой (Воробьиной) ночи отражён в повестях Я. Барщевского «Шляхтич Завальня», И. Тургенева «Первая любовь», А. М. Ремизова «Воробьиная ночь», А. С. Серафимовича «Воробьиная ночь», К. Паустовского «Героический юго-восток», В. Каверина «Воробьиная ночь», В. Морякова «Рябиновая ночь» и других. Рябиновая (Воробьиная) ночь присутствует в пьесах Т. Мициньского «Рябиновая ночь», Т. Габбе «Авдотья Рязаночка», А. Дударева «Воробьиная ночь», В. Илюхова «Воробьиная ночь».

Художественный фильм «Рябиновые ночи» (1984), Свердловская киностудия . Режиссёр Виктор Кобзев .

Многочисленные стихи и песни с названиями Рябиновая ночь , Воробьиная ночь ― на русском, украинском и белорусском языках. Чрезвычайно популярна на Украине песня «Горобина ніч» на стихи Лилии Золотоноши, исполняемая Оксаной Билозир : «Не в тому рiч, не в тому рiч, що горобина плаче нiч…» .

Сергеем Курёхиным в 1993 году написана «Воробьиная оратория».

На тему Рябиновой ночи написаны картины художников Н. Ермакова, Г. Ващенко , О. Гуренкова.

Напишите отзыв о статье "Рябиновая ночь"

Примечания

Литература

  • Демидович П. Из области верований и сказаний белорусов // Этнографическое обозрение. ― М., 1896. № 1. Кн. 28. С. 91-120.
  • Азимов Э. Г. Полесские поверия о вихре // Полесье и этногенез славян: Предварительные материалы и тезисы конференции. ― М., 1983
  • Матвеев Л. Т. Основы общей метеорологии. Физика атмосферы. ― Л., Гидрометеоиздат, 1965.
  • Аксамітаў А. С. Беларуская народная міфалогія як крініца ўтварэння фразеалагічных адзінак // Problemy frazeologii europejskiej. II: Frazeologia a religia /Pod redakcija A. M. Lewickiego i W. Chlebdy. ― Warszawa: Energeia, 1997. S. 75.
  • Коваль У. І. Народныя ўяўленні, павер’і і прыкметы: Даведнік па ўсх.-слав. міфалогіі. ― Гомель: Беларус. агенцтва навукова-тэхн. і дзелавой інфарм., 1995. 177 с.
  • Воробьиная ночь / Топорков А. Л. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / Под общей ред. Н. И. Толстого ; . - М . : Международные отношения , 1995. - Т. 1: А (Август) - Г (Гусь). - С. 433-434. - ISBN 5-7133-0704-2 .

Ссылки

  • Виноградова Л. Н. // Восточнославянский этнолингвистический сборник. Исследования и материалы / Отв. ред. А. А. Плотникова; . - М .: Индрик , 2001. - С. 38–39 . - ISBN 5-85759-159-2 .
  • // Вестник Еврейского университета в Москве, № 3 (13), 1996

Отрывок, характеризующий Рябиновая ночь

– Ну, а остальных ты куда деваешь? – сказал Долохов.
– Как куда? Отсылаю под г"асписки! – вдруг покраснев, вскрикнул Денисов. – И смело скажу, что на моей совести нет ни одного человека. Разве тебе тг"удно отослать тг"идцать ли, тг"иста ли человек под конвоем в гог"од, чем маг"ать, я пг"ямо скажу, честь солдата.
– Вот молоденькому графчику в шестнадцать лет говорить эти любезности прилично, – с холодной усмешкой сказал Долохов, – а тебе то уж это оставить пора.
– Что ж, я ничего не говорю, я только говорю, что я непременно поеду с вами, – робко сказал Петя.
– А нам с тобой пора, брат, бросить эти любезности, – продолжал Долохов, как будто он находил особенное удовольствие говорить об этом предмете, раздражавшем Денисова. – Ну этого ты зачем взял к себе? – сказал он, покачивая головой. – Затем, что тебе его жалко? Ведь мы знаем эти твои расписки. Ты пошлешь их сто человек, а придут тридцать. Помрут с голоду или побьют. Так не все ли равно их и не брать?
Эсаул, щуря светлые глаза, одобрительно кивал головой.
– Это все г"авно, тут Рассуждать нечего. Я на свою душу взять не хочу. Ты говог"ишь – помг"ут. Ну, хог"ошо. Только бы не от меня.
Долохов засмеялся.
– Кто же им не велел меня двадцать раз поймать? А ведь поймают – меня и тебя, с твоим рыцарством, все равно на осинку. – Он помолчал. – Однако надо дело делать. Послать моего казака с вьюком! У меня два французских мундира. Что ж, едем со мной? – спросил он у Пети.
– Я? Да, да, непременно, – покраснев почти до слез, вскрикнул Петя, взглядывая на Денисова.
Опять в то время, как Долохов заспорил с Денисовым о том, что надо делать с пленными, Петя почувствовал неловкость и торопливость; но опять не успел понять хорошенько того, о чем они говорили. «Ежели так думают большие, известные, стало быть, так надо, стало быть, это хорошо, – думал он. – А главное, надо, чтобы Денисов не смел думать, что я послушаюсь его, что он может мной командовать. Непременно поеду с Долоховым во французский лагерь. Он может, и я могу».
На все убеждения Денисова не ездить Петя отвечал, что он тоже привык все делать аккуратно, а не наобум Лазаря, и что он об опасности себе никогда не думает.
– Потому что, – согласитесь сами, – если не знать верно, сколько там, от этого зависит жизнь, может быть, сотен, а тут мы одни, и потом мне очень этого хочется, и непременно, непременно поеду, вы уж меня не удержите, – говорил он, – только хуже будет…

Одевшись в французские шинели и кивера, Петя с Долоховым поехали на ту просеку, с которой Денисов смотрел на лагерь, и, выехав из леса в совершенной темноте, спустились в лощину. Съехав вниз, Долохов велел сопровождавшим его казакам дожидаться тут и поехал крупной рысью по дороге к мосту. Петя, замирая от волнения, ехал с ним рядом.
– Если попадемся, я живым не отдамся, у меня пистолет, – прошептал Петя.
– Не говори по русски, – быстрым шепотом сказал Долохов, и в ту же минуту в темноте послышался оклик: «Qui vive?» [Кто идет?] и звон ружья.
Кровь бросилась в лицо Пети, и он схватился за пистолет.
– Lanciers du sixieme, [Уланы шестого полка.] – проговорил Долохов, не укорачивая и не прибавляя хода лошади. Черная фигура часового стояла на мосту.
– Mot d"ordre? [Отзыв?] – Долохов придержал лошадь и поехал шагом.
– Dites donc, le colonel Gerard est ici? [Скажи, здесь ли полковник Жерар?] – сказал он.
– Mot d"ordre! – не отвечая, сказал часовой, загораживая дорогу.
– Quand un officier fait sa ronde, les sentinelles ne demandent pas le mot d"ordre… – крикнул Долохов, вдруг вспыхнув, наезжая лошадью на часового. – Je vous demande si le colonel est ici? [Когда офицер объезжает цепь, часовые не спрашивают отзыва… Я спрашиваю, тут ли полковник?]
И, не дожидаясь ответа от посторонившегося часового, Долохов шагом поехал в гору.
Заметив черную тень человека, переходящего через дорогу, Долохов остановил этого человека и спросил, где командир и офицеры? Человек этот, с мешком на плече, солдат, остановился, близко подошел к лошади Долохова, дотрогиваясь до нее рукою, и просто и дружелюбно рассказал, что командир и офицеры были выше на горе, с правой стороны, на дворе фермы (так он называл господскую усадьбу).
Проехав по дороге, с обеих сторон которой звучал от костров французский говор, Долохов повернул во двор господского дома. Проехав в ворота, он слез с лошади и подошел к большому пылавшему костру, вокруг которого, громко разговаривая, сидело несколько человек. В котелке с краю варилось что то, и солдат в колпаке и синей шинели, стоя на коленях, ярко освещенный огнем, мешал в нем шомполом.
– Oh, c"est un dur a cuire, [С этим чертом не сладишь.] – говорил один из офицеров, сидевших в тени с противоположной стороны костра.
– Il les fera marcher les lapins… [Он их проберет…] – со смехом сказал другой. Оба замолкли, вглядываясь в темноту на звук шагов Долохова и Пети, подходивших к костру с своими лошадьми.
– Bonjour, messieurs! [Здравствуйте, господа!] – громко, отчетливо выговорил Долохов.
Офицеры зашевелились в тени костра, и один, высокий офицер с длинной шеей, обойдя огонь, подошел к Долохову.
– C"est vous, Clement? – сказал он. – D"ou, diable… [Это вы, Клеман? Откуда, черт…] – но он не докончил, узнав свою ошибку, и, слегка нахмурившись, как с незнакомым, поздоровался с Долоховым, спрашивая его, чем он может служить. Долохов рассказал, что он с товарищем догонял свой полк, и спросил, обращаясь ко всем вообще, не знали ли офицеры чего нибудь о шестом полку. Никто ничего не знал; и Пете показалось, что офицеры враждебно и подозрительно стали осматривать его и Долохова. Несколько секунд все молчали.
– Si vous comptez sur la soupe du soir, vous venez trop tard, [Если вы рассчитываете на ужин, то вы опоздали.] – сказал с сдержанным смехом голос из за костра.
Долохов отвечал, что они сыты и что им надо в ночь же ехать дальше.
Он отдал лошадей солдату, мешавшему в котелке, и на корточках присел у костра рядом с офицером с длинной шеей. Офицер этот, не спуская глаз, смотрел на Долохова и переспросил его еще раз: какого он был полка? Долохов не отвечал, как будто не слыхал вопроса, и, закуривая коротенькую французскую трубку, которую он достал из кармана, спрашивал офицеров о том, в какой степени безопасна дорога от казаков впереди их.
– Les brigands sont partout, [Эти разбойники везде.] – отвечал офицер из за костра.
Долохов сказал, что казаки страшны только для таких отсталых, как он с товарищем, но что на большие отряды казаки, вероятно, не смеют нападать, прибавил он вопросительно. Никто ничего не ответил.
«Ну, теперь он уедет», – всякую минуту думал Петя, стоя перед костром и слушая его разговор.
Но Долохов начал опять прекратившийся разговор и прямо стал расспрашивать, сколько у них людей в батальоне, сколько батальонов, сколько пленных. Спрашивая про пленных русских, которые были при их отряде, Долохов сказал:
– La vilaine affaire de trainer ces cadavres apres soi. Vaudrait mieux fusiller cette canaille, [Скверное дело таскать за собой эти трупы. Лучше бы расстрелять эту сволочь.] – и громко засмеялся таким странным смехом, что Пете показалось, французы сейчас узнают обман, и он невольно отступил на шаг от костра. Никто не ответил на слова и смех Долохова, и французский офицер, которого не видно было (он лежал, укутавшись шинелью), приподнялся и прошептал что то товарищу. Долохов встал и кликнул солдата с лошадьми.
«Подадут или нет лошадей?» – думал Петя, невольно приближаясь к Долохову.
Лошадей подали.
– Bonjour, messieurs, [Здесь: прощайте, господа.] – сказал Долохов.
Петя хотел сказать bonsoir [добрый вечер] и не мог договорить слова. Офицеры что то шепотом говорили между собою. Долохов долго садился на лошадь, которая не стояла; потом шагом поехал из ворот. Петя ехал подле него, желая и не смея оглянуться, чтоб увидать, бегут или не бегут за ними французы.
Выехав на дорогу, Долохов поехал не назад в поле, а вдоль по деревне. В одном месте он остановился, прислушиваясь.
– Слышишь? – сказал он.
Петя узнал звуки русских голосов, увидал у костров темные фигуры русских пленных. Спустившись вниз к мосту, Петя с Долоховым проехали часового, который, ни слова не сказав, мрачно ходил по мосту, и выехали в лощину, где дожидались казаки.
– Ну, теперь прощай. Скажи Денисову, что на заре, по первому выстрелу, – сказал Долохов и хотел ехать, но Петя схватился за него рукою.
– Нет! – вскрикнул он, – вы такой герой. Ах, как хорошо! Как отлично! Как я вас люблю.
– Хорошо, хорошо, – сказал Долохов, но Петя не отпускал его, и в темноте Долохов рассмотрел, что Петя нагибался к нему. Он хотел поцеловаться. Долохов поцеловал его, засмеялся и, повернув лошадь, скрылся в темноте.

Х
Вернувшись к караулке, Петя застал Денисова в сенях. Денисов в волнении, беспокойстве и досаде на себя, что отпустил Петю, ожидал его.
– Слава богу! – крикнул он. – Ну, слава богу! – повторял он, слушая восторженный рассказ Пети. – И чег"т тебя возьми, из за тебя не спал! – проговорил Денисов. – Ну, слава богу, тепег"ь ложись спать. Еще вздг"емнем до утг"а.
– Да… Нет, – сказал Петя. – Мне еще не хочется спать. Да я и себя знаю, ежели засну, так уж кончено. И потом я привык не спать перед сражением.
Петя посидел несколько времени в избе, радостно вспоминая подробности своей поездки и живо представляя себе то, что будет завтра. Потом, заметив, что Денисов заснул, он встал и пошел на двор.
На дворе еще было совсем темно. Дождик прошел, но капли еще падали с деревьев. Вблизи от караулки виднелись черные фигуры казачьих шалашей и связанных вместе лошадей. За избушкой чернелись две фуры, у которых стояли лошади, и в овраге краснелся догоравший огонь. Казаки и гусары не все спали: кое где слышались, вместе с звуком падающих капель и близкого звука жевания лошадей, негромкие, как бы шепчущиеся голоса.
Петя вышел из сеней, огляделся в темноте и подошел к фурам. Под фурами храпел кто то, и вокруг них стояли, жуя овес, оседланные лошади. В темноте Петя узнал свою лошадь, которую он называл Карабахом, хотя она была малороссийская лошадь, и подошел к ней.
– Ну, Карабах, завтра послужим, – сказал он, нюхая ее ноздри и целуя ее.
– Что, барин, не спите? – сказал казак, сидевший под фурой.

ВОРОБЬИНАЯ НОЧЬ

короткая летняя ночь с непрерывными грозами или зарницами.

Существует несколько версий происхождения данного выражения:

1. По старинным поверьям, в Белоруссии или на Смоленщине, около Успения (15 августа ст. ст.) или между Ильиным днем и Рождеством Богородицы (8 сентября ст. ст.) наступает рябиновая ночь с бурей, громом, молнией. В центральной России такие ночи назывались воробьиными, но они не связывались с какой-либо определенной датой. Выражения рябиновая ночь и воробьиная ночь - отзвуки каких-то культово-мистических постоений, соотносивших культ рябины и культ воробья с грозой, молнией, зарницами, а значит, по-видимому, с древнеславянским божеством-громовержцем в его древнейшей ипостаси, предшествовавшей великокняжескому Перуну.

2. Первоначально рябая (как воробей) ночь, когда темнота перемежается с зарницами. В такие ночи воробьи вылетают из гнезд, тревожно чирикают, собираются в стайки и т. д.

3. Выражение воробьиная ночь произошло от оборота рябиновая ночь, ср. укр. горобина нiч, где горобиний означает не только "воробьиный", но и "рябиновый".

4. Первоначальной формой сочетания было рябинная ночь, т. е. "рябая, пестрая ночь" - ночь со вспышками молний, а чаще всего с ветром, бурей, грозой. На основе выражения рябинная ночь позднее, в результате народно-этимологического переосмысления, образовался оборот рябиновая ночь, а затем и воробьиная ночь.

Справочник по фразеологии. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ВОРОБЬИНАЯ НОЧЬ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ВОРОБЬИНАЯ НОЧЬ
    1) с непрерывной грозой или с зарницами; 2) короткая летняя …
  • НОЧЬ в Словаре эпитетов:
    О состоянии погоды; об окраске неба, о наличии луны, звезд. Аспидно-синяя, бархатная, безветренная, беззвездная, безлунная, белая, белёсая (белесая), беспросветная, благоуханная …
  • НОЧЬ в Соннике Миллера, соннике и толкованиях сновидений:
    Если во сне Вас окружает глухая ночь - Вы можете предположить тяжелое испытание в делах, которое не минует Вас.Если Вам …
  • НОЧЬ в Кратком религиозном словаре:
    Греческие …
  • НОЧЬ в Кратком словаре мифологии и древностей:
    (???. ???). Дочь Хаоса, мать Дня и Гесперид, могущественная богиня, почитаемая самим …
  • НОЧЬ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    промежуток времени от захода Солнца вечером до его восхода утром. Продолжительность Н. зависит от географической широты места наблюдения и склонения …
  • НОЧЬ ЮРИД.
    значение ее в угол. праве: см. Обстоятельства, увеличивающие …
  • НОЧЬ МЕТР. в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    промысловая единица в саловаренном производстве и в рыболовстве. 1) В 1564 г. "соловецкие иноки о цренех уложили: во всех деревнях …
  • НОЧЬ АСТР. в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    см. …
  • НОЧЬ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    но"чь, но"чи, но"чи, ноче"й, но"чи, ноча"м, но"чь, но"чи, но"чью, ноча"ми, но"чи, ноча"х, …
  • НОЧЬ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Лунная …
  • НОЧЬ в Словаре синонимов Абрамова:
    || Варфоломеевская ночь, не высыпать ночи, с утра до …
  • НОЧЬ в словаре Синонимов русского языка:
    богиня, морана, никс, никта, нокс, ноченька, ночка, ночью, …
  • НОЧЬ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
  • НОЧЬ в Словаре русского языка Лопатина:
  • НОЧЬ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    ночь, -и, предл. в ночи, мн. -и, …
  • НОЧЬ в Орфографическом словаре:
    ночь, -и, предл. в ноч`и, мн. -и, …
  • НОЧЬ в Словаре русского языка Ожегова:
    часть суток от захода до восхода солнца, между вечером и утром Темная, глубокая н. Д¦ ночи и до н¦чи. Уехать …
  • НОЧЬ в Словаре Даля:
    жен. нощь церк. время, когда солнце бывает под закроем (горизонтом), противоп. день. При обращении земли, одна сторона ее глядит …
  • НОЧЬ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    ночи, о ночи, в ночи, мн. ночи, ночей, ж. часть суток, промежуток времени от вечера до утра. день да ночь …
  • НОЧЬ в Толковом словаре Ефремовой:
    ж. Название части суток от захода до восхода …
  • НОЧЬ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    ж. Название части суток от захода до восхода …
  • НОЧЬ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    ж. ; = нощь Часть суток от захода до восхода …
  • ТЫСЯЧА И ОДНА НОЧЬ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    знаменитый арабский сборник сказов, который, не в полном виде и не в очень удачной переделке Галлана (1704-1717), стал известен Европе. …
  • ГРЕЧУХА ВОРОБЬИНАЯ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Erica vulgaris) — см. …
  • ТЫСЯЧА И ОДНА НОЧЬ
    ? знаменитый арабский сборник сказок, который, не в полном виде и в не очень удачной переделке Галлана (1704?1717) стал известен …
  • ГРЕЧУХА ВОРОБЬИНАЯ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (Erica vulgaris) ? см. …
  • НОЧЬ (02) в Словаре Даля:
    | * Невежество, незнание истин и добра; мрак духовный. Народ этот, умом и сердцем, живет в ночи. Глухая ночь; полночь, …
  • ЧИВИЛИХИН в Энциклопедии русских фамилий, тайн происхождения и значений:
  • ЧИВИЛИХИН в Энциклопедии фамилий:
    В некоторых говорах чивиль - обыкновенный воробей. Человек, чем-то внешне (небольшого роста, «воробьиная» походка) или по характеру (болтливый, «чирикающий», говорящий …
  • ИСЛАМ в Словаре Обрядов и таинств:
    Третьей (после буддизма и христианства, самой поздней по времени возникновения) мировой религией является ислам, или мусульманство. В современном мире более …
  • ИВАНОВ ДЕНЬ в Словаре Обрядов и таинств.
  • КАВЕРИН в Литературной энциклопедии:
    Вениамин Александрович — современный беллетрист и литературовед. Получил образование в Институте восточных яз. и в Ленинградском университете. Был членом …
  • ТЫСЯЧА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Тысяча и одна ночь - знаменитый арабский сборник сказов, который, нев полном виде и не в очень удачной переделке Галлана …
  • ПОРТ-АРТУР в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    I (по китайски — Люйшунь-коу) — в южной Маньчжурии, на южной оконечности полуострова Гуан-тан. Тянущиеся с севера ряды холмов образуют …
  • ВЕРЕСК в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    этим именем в большей части России называют растение из семейства вересковых: Calluna (Erica) vulgaris Salisb. (в губерниях Архангельской, Вологодской, Олонецкой …

Рябиновые ночи

Итак, рябиновыми (или воробьиными) называются короткие летние ночи с грозами и зарницами. Выражения «рябиновая ночь» и «воробьиная ночь» встречаются в русском, белорусском и украинском языках. По одной из версий, оба эти выражения произошли от одной формы «рябинная ночь», то есть «рябая, пёстрая», «ночь с молниями и грозами». Этимологическое перерождение послужило причиной возникновения «рябиновых» и «воробьиных» ночей: с украинского языка слово «горобина» переводится как «рябина» и как «воробьиная». Отсюда разные названия одного и того же явления.

Существует также другая версия. Мистическая. Согласно легенде, воробей своим чириканьем выдал Христа преследователям, а потом приносил гвозди для распятия и язвительно чирикал "жив, жив", призывая продолжать мучить распятого Христа. За это воробьи обрели два проклятия. Первое: они не могут ходить, а только прыгают. Второе: несколько раз в году в каждой стране бывают воробьиные ночи, когда погибает множество воробьев. Так, К. Паустовский в своей повести «Героический юго-восток» описывает воробьиные ночи следующим образом: « — Знаете, как называются такие ночи с беспрерывной молнией? — Нет, — ответила Клава. — Воробьиные. Потому что от ярких вспышек воробьи просыпаются, начинают метаться в воздухе, а потом, когда молнии гаснут, разбиваются в темноте о деревья и стены.»

Так когда же бывают эти самые рябиново-воробьиные ночи? На этот счет также нет единого мнения. Согласно одним источникам, в году обязательно бывает одна или три такие ночи. Согласно другим - такая особенная ночь бывает раз в шесть или семь лет. Третьи же настаивают, что рябиново-воробьиной можно назвать любую летнюю (преимущественно июньскую) ночь с сильной грозой и зарницами, когда непонятно, какое сейчас время суток.

В Беларуси рябиновой называют любую ночь, когда человек, по какой бы то ни было то причине, провел бессонную, беспокойную ночь, какая и была у моей коллеги.

Желаю своим читателям поменьше рябиновых ночей!

До новых встреч, где нас ждет еще много интересного.

Летняя ночь второй половины июня, что воробьиный скок, такая же короткая. Отсюда самобытное народное название – «воробьиные» ночи. Воробьиная ночь, рябиновая ночь - ночь с сильной грозой или зарницами; время разгула нечистой силы. Выражения известны в русском, украинском и белорусском литературных языках и диалектах.


Оба названия, вероятно, восходят к единой праформе “рябиная ночь”, зафиксированной в древнерусском языке начиная с 15 в. Значение древнерусского “рябиныи” связано со значением “рябой” и родственными индоевропейскими названиями цвета. Названия имеют множество диалектных вариантов, которые образуют два крупных ареала. Для южнорусских областей и Украины основными являются варианты с прилагательными, имеющими значение “воробьиный”; для восточно-белорусских, белорусско - полесских и западнорусских территорий - прилагательные со значением “рябиновый”.


Упоминание о Воробьиной Ночи впервые встречается в Тверской летописи при описании битвы между дружинами Ярослава Мудрого и его брата Мстислава . Здесь говорится: “И бывши нощи рябинной, бысть тма и гром бываше и молния и дождь... И бысть сеча зла и страшна, яко посветяаше моления, тако блещашеся оружие их, и еликоже молния осветяше, толико мечи ведяху, и тако друг Друга секаше, и бе гроза велика и сеча силна”. В Белоруссии “рябиновая ночь” осмыслялась одновременно и как время разгула нечисти, и как время, когда буря и удары молнии уничтожают “чаровников” и нечистую силу. Можно думать, что и в Древней Руси с “рябиной ночью” связывалось представление о своеобразной небесной битве.


Поверья о Воробьиной Ночи во многих случаях основывались на народной этимологии. Например, на Киевщине “воробьиной” называли ночь на 1 сентября, когда “черт меряет воробьев” (см. Воробей). Выражение “рябиновая ночь”, как правило, связывается с образом рябины. Эта связь может отражать фенологические наблюдения (считается, в частности, что “рябиновые ночи” бывают, когда рябина цветет и когда созревают ее ягоды) или основываться на ассоциациях между рябиной и цветом неба во время грозы.


Представления о количестве и сроках Воробьиной Ночи обусловлены по большей части реальными наблюдениями над природой, однако и последние тесно переплетаются с народными поверьями. В частности, кое-где считалось, что в году обязательно бывает одна или три Воробьиной Ночи или же что Воробьиная Ночь бывает раз в шесть или семь лет. На Житомирщине и Киевщине Воробьиная Ночь ассоциировались, как правило, с одной из июньских ночей накануне Ивана Купалы или Петра, причем здесь же бытовало поверье, что в это время цветет папоротник; в ряде киевских и житомирских описаний просто указывается. что Воробьиная Ночь - это время, когда цветет папоротник (без конкретной календарной привязки).


А.Л. Топорков

Как черт воробьев меряет


В темные воробьиные, или рябиновые, ночи, когда август сменяется сентябрем, на Симеона Столпника (1/14 сентября), все воробьи вдруг исчезают с полей и слетаются в одно место, где черт или злой дух меряет их огромной меркой, сгребая туда греблом.
Тех, кто не помещается в меру, он смахивает с ее краев и отпускает на размножение, а оставшихся оставляет себе, ссыпает чертям в пекло и убивает.


Легенда эта возникла уже в позднейшие, христианские времена.
Кара настигает мелких пташек за то, что подносили гвозди, когда распинали Спасителя.
Но до этого воробей своим чириканьем выдал Христа, а потом зло чирикал "жив-жив", поощряя мучения распятого Иисуса.
За это же лапки у них вековечно "веревочкой связаны": воробьи не ходят, как прочие птицы, а меленько подскакивают.
Мясо их считается нечистым и не употребляется в пищу в христианских странах.
Согласно более древней легенде, птицы связали воробью лапки за провинность во время выборов птичьего царя.
Поэтому в древних русских преданиях воробей никогда не играет благой роли. В него может обратиться злой дух, приносящий деньги своему хозяину.
С ним связаны недобрые приметы: скажем, если воробей влетит в окно - это к беде, например к покойнику.


Е.А. Грушко, Ю.М. Медведев "Русские легенды и предания"


Воробьиная ночь - летняя грозовая ночь с непрерывным блеском молний и раскатами грома. - Молнии не прекращались ни на мгновение, была, что называется в народе, воробьиная ночь. Тургенев. - Знаете, как называются такие ночи с беспрерывной молнией? - Нет, - ответила Клава. - Воробьиные. Потому что от ярких вспышек воробьи просыпаются, начинают метаться в воздухе, а потом, когда молнии гаснут, разбиваются в темноте о деревья и стены. Паустовский.

Рябиновая, или Воробьиная ночь - не столько праздник, сколько день силы с особым мистическим значением. Узнайте ниже, когда и сколько раз в году наступает такая ночь, чем заняться в это волшебное время и как защититься от нечисти.

Смысл и суть праздника

Воробьиной ночью славяне издавна называли ночи с сильной грозой или яркими зарницами на горизонте. Возможно, ее первоначальное название - рябинная ночь , то есть, рябая или пестрая, как воробей. В украинском языке оно звучит так: «горобина ніч ». Это прилагательное можно перевести на русский и как «воробьиная», и как «рябина». Первое упоминание определения встречается в летописи 11 века, описывающей битву между войсками Ярослава Мудрого и Мстислава Удалого.

Воробьиная ночь - время разгула нечистой силы. Черти и бесы отмечают свой праздник, ведьмы устраивают шабаш. Неофиты предлагают тьме подношения, устанавливают контакт с силами зла и получают знания о черной магии. Наблюдение за царящей за окном непогодой заряжает магической энергией и восполняет потраченные ресурсы мага. Духи стихий бесчинствуют. Дождь заливает улицы, ветер срывает крыши. Удары молний становятся причинами пожара, земля дрожит и уходит из-под ног.

В то же время поверья утверждают, что гроза бьет молниями чертей и ведьм. Здесь имеется связь с Перуном, празднование в честь которого с приходом христианства превратилось в . Гроза олицетворяет борьбу бога-громовержца с нечистью, и Воробьиная ночь - отголоски его культа.

Когда наступает Рябиновая ночь

Время наступления Рябиновой ночи зависит от региона, в котором были сложены поверья о ней. В Центральной России это три даты, совпадающие с цветением и временем сбора рябины. По белорусским суевериям, речь идет о периоде между Ильиным днем и Рождеством Богородицы - со 2 августа по 8 сентября . Смоленские поверья указывают на Успение Богородицы - 28 августа .

В Центральной Украине особую силу приписывают грозе в ночь на Ивана Купала , накануне ее и после Петрова дня - 6, 7 и 12 июля . Иногда Воробьиной называют самую короткую ночь в году - 21 июня . Так говорят: «ночь так коротка, что и воробей перескочит». Реже встречаются аналогичные упоминания о ночи Осеннего Равноденствия.

На юге Воробьиной считают ночь с 1 на 2 сентября (иногда - с последнего дня августа на 1 сентября) вне зависимости от погоды. В эту дату «черт воробьев меряет». Вошедшие в меру отправляются в ад, не подходящие по размеру отпускаются на волю. Такова кара для птиц, носивших гвозди к кресту Спасителя. Именно поэтому после грозы так много мертвых воробьев.

Количество Воробьиных гроз в году тоже зависит от региона. Где-то считают, что это единственная дата в году, а в иных местах их количество доходит до десятка. Можно предположить, что даты мистических грозовых ночей связаны с особенностями климата и временем цветения и созревания рябины. Самое богатое на грозы время и есть период Рябиновых ночей. В некоторых регионах так называют любую ночь с сильной грозой.

Сохранились легенды, по которым Воробьиная ночь наступает раз в 7 лет: «на сотню рябиновых ночей только одна воробьиная». О точной дате знают представители нечистой силы, и раскрывают ее только ведьмам и колдунам, дабы они явились на шабаш.

Воробей и рябина - символика мистической ночи

Воробей тесно связан с грозой. Погодные приметы утверждают, что предсказать непогоду можно по их беспокойному поведению. Он же считается нечистой птицей - воробьи приносили гвозди для распятия Иисуса Христа. Поэтому они не ходят, а прыгают - Бог связал ноги незримой веревкой в наказание. Нечистая сила может принимать вид воробья. Ведьма может вывести черта-помощника из его яйца.

Большинство - плохие. Если он влетел в окно, ждите беды. Пролетел над головой - к неудаче. Свил гнездо на балконе - к тяжелой болезни или смерти. Принести воробья в дом - указать смерти дорогу.

Рябиновые ночи часто бывают во время цветения и созревания плодов одноименного дерева. Наши предки считали рябину грозовым деревом . По преданиям, она не сможет созреть без ночных гроз. Чем больше их - тем больше урожай волшебных ягод. Это дерево защищает от мертвой энергетики и неупокоенных духов. С его помощью можно снять порчу на смерть и другой негатив, наведенный через погост. Рябина помогает общаться с высшими силами и предсказывать будущее.

В славянских преданиях наравне с дубом относится к атрибутам бога грозы Перуна. В кроне рябины прячутся его молнии, но древесина служит людям как оберег от их попадания. У скандинавов рябина была одним из 12 священных деревьев. В мировых легендах она предстает деревом с сильным характером воина, защитника, светлого мага.

Символика волшебной грозовой ночи сочетает в себе два противоположных значения. Воробей олицетворяет злые силы, рябина - защиту от них. Это совпадает с оккультным значением грозы - борьба света и тьмы.

Приметы о молниях и громе

Любого пострадавшего от молнии считали колдуном, водящим дружбу с нечистой силой. Гроза не накажет чистого душой человека, поскольку в эту ночь направлена на устранение зла. Выжившие считались избранными Богом, получившими магические способности для помощи людям и борьбы с нечистью.

Если от удара молнии загорелся предмет, значит, она убила сидящего на нем черта. Возгорания не случилось - черт сумел ускользнуть от возмездия. Молния уходит в землю, а через три года напоминает о себе появлением минерала «чертов палец».

Во время пожара от молнии нельзя разговаривать, чтобы не пасть жертвой небесного огня. Тушить водой его бесполезно, нужно затоптать пламя ногами или залить молоком черной коровы . Это необычный пожар, горит не дом, а сидевший в нем черт. Поэтому часто зданию давали сгореть дотла, чтобы сжечь всю нечисть и не мешать Божьему промыслу.

Воробьиной ночью нельзя надевать короткое платье и распускать волосы, иначе Бог перепутает с ведьмой и поразит молнией. и другие животные защитят от кары. Возможно, именно поэтому ведьмы предпочитали питомцев темного окраса.

Для того, чтобы не пострадать от погодного катаклизма, во двор вывешивали грязную пасхальную скатерть. Еще один оберег от молнии - красная нитка, которую привязывали под крышей. Чтобы ребенок не боялся грома, его угощают плесневелым черным хлебом, почками вербы или ржаными соцветиями.

Проснуться от грома или вспышки зарницы - хорошая примета. Рассматривать всполохи обычным людям нельзя, это грозит сумасшествием. Только маги созерцают грозу, восстанавливая этим зрелищем энергию.

Рябина и другие волшебные растения

Талисманы и другие магические инструменты из рябины, изготовленные этой ночью, будут иметь больше силы, чем обычно. В старину девушки носили бусы и ягод, чтобы сохранить красоту и здоровье, удачно выйти замуж и защититься от старости. Посохи из рябины популярны среди белых магов. Ветками украшали и окуривали дома, чтобы прогнать зло.

Хорошая примета - посадить рябину перед Воробьиной ночью. Она убережет красоту и молодость, закроет доступ в дом нечисти. В старину считалось, что возле дома светлого мага должна расти рябина - источник энергии.

Собирать и высаживать в это время можно не только рябину. Любые травы будут иметь особую силу. Учитывайте их свойства. Полынь нужна для снятия порчи, любисток и душица - приворотные растения, березой можно вылечить тяжелую болезнь. Сбор трав во время ночной грозы - нелегкое дело, но их волшебные качества окупят ваши усилия.

После непогоды стоит отыскать дерево, в которое попала молния. Даже небольшая щепка от него будет хранить дом от погодных катаклизмов. Окуривание полынью избавляет от негативной энергии. Если провести его в Рябиновую ночь, сила растения будет умножена на мощь легендарного природного катаклизма.

Магия Рябиновой грозы - заговоры и обряды

Любое стихийное явление наполнено энергией. Если же это легендарная ночная гроза, которая наступает всего раз в несколько месяцев, упускать такое сильное с магической точки зрения время не стоит. Высвобождается мощный поток энергии, который усиливает заговоры и ритуалы. Воробьиная ночь благоприятствует черной магии и защите от нее, обращениям к богам молнии и грома .

Перунов заговор-оберег

Это обращение к Перуну читается во время непогоды. Оно защищает от молнии и пожара, порчи, сглаза, происков врагов и болезней:

Разруби, Перуне,
Ковы тяжкие,
Разгони, Перуне,
Силы вражские,
Оберег, Перуне,
Коло посолонь,
Да воздай, Перуне,
Врагу вдостали! Гой!

Обращение к пророку Илье

Этот заговор для здоровья и защиты от негатива лучше всего читать 2 августа – этот день посвящен пророку Илье, святому-громовержцу. Но подходит и любая Рябиновая ночь. Выйдите на улицу, под дождь. Дождитесь грома, поднимите руки вверх и скажите:

О, великий Илья-пророк! Как крепка колесница твоя, издающая гром небесный, так и я, раб Божий (имя), буду крепок и здоров ныне и во веки веков. Аминь.

Почитание Берикапки - воробьиного царя

Правитель воробьев, по приказу которого эти птицы перешли на сторону Дьявола. Почитают его черные маги. Берикапка исполняет желания в обмен на почести. Потребуется дохлый воробей, найденный в Рябиновую ночь. Заверните его в красный шелк, сверток поместите в чашу, наполненную свежим медом. Во время этих манипуляций читайте:

Есть Берикапка, царь воробьиный, воинство свое воробьиное поднял, христа гонял, а как повесили христа на крест, подлетел к нему Берикапка, клюнул его в темечко, христос и помер. Не христу-дураку покланяться буду, а Берикапке-Боженьке царю воробьиному. Вот возьму я тебя, Берикапушко, будешь у меня в тепле, в сытости сладкой, будут тебе все поклоны бить. Я тебя помянул, не забыл, буду тебе молиться-кланяться, так и ты меня не забывай, милостью своей одаривай.

С этими же словами поставьте чашу с мертвым воробьем за икону Спасителя, в красный угол. Когда потребуется помощь Берикапки, переверните икону. Перед ним поставьте граненый стакан, на половину наполненный зерном. Сто раз креститесь равносторонним крестом, столько же раз отбивайте земные поклоны. Каждый раз во время крестного знамения говорите:

Клюв, перо, да два крыла.

Возьмите зерно и выходите на улицу в поисках воробьев. Кидайте им зерно горстями, на каждую читайте:

Вот вам Царь-Берикапка повелел приказал, так ослушаться не смейте, пойдите-полетите, (ваше желание) сделайте.

Теперь возвращайтесь домой, не оборачиваясь и не вступая в разговоры. Икону можно будет перевернуть на следующий день.

Снятие порчи с дома рябиной


В порченом доме хорошо не живут.
Нет удачи, лада в семье, денег. Чтобы снять такую порчу, вызванную нечистой силой, нужно грозовой ночью повесить на ветку рябины ключи от дома. Заговор читается три раза, по памяти:

Не я лечу, не я заговариваю, а матушка красная рябина. Она лечит, умывает, правду на помощь призывает с небесными силами, с алой зарей, с вечерней звездой. Я к рябине приду, ключ железный найду да до дому пойду. Запру дверь тремя замками, тремя чугунными крюками, подопру ухватами, заложу лопатами. Никто замки не откроет, крюки не снимет, ухваты не выбьет, лопаты не поднимет. Никто рабе Божьей (ваше имя) не навредит ни в пиру, ни в миру, ни в дому. Слово мое крепко!

Положите ключи в карман. Под деревом оставьте подношение - выпечку или монетки. Своими словами поблагодарите рябину и отправляйтесь домой, не оглядываясь. Заприте все замки, закройте окна. Перед порогом насыпьте полосу из соли. До рассвета никто не должен пересекать ее.

Рябиновая, или Воробьиная ночь - сильное время для черного колдовства и защиты от него. Это время бала нечистой силы, и светлые силы стремятся убить молниями как можно больше ее представителей. Рябина имеет особую силу, как и другие растения. Ее можно направить как на добрые, так и на злые дела.