Что делают в последний день еврейской пасхи. Песах — самый древний из еврейских праздников

Ответ редакции

Последнее обновление: 18.04.2016 г.

Древнейший праздник иудеев Песах связан с важным событием истории еврейского народа — Исходом из Египта, избавлением от рабства.

Песах ежегодно начинается 14 числа месяца нисана по еврейскому лунному календарю. В самом Израиле этот праздник семидневный, за его пределами — восьмидневный. В григорианском летосчислении дата каждый год разная и высчитывается отдельно. В 2016 году Песах начинается с заходом солнца 22 апреля и заканчивается 30 апреля. Дни празднования посвящены событиям Исхода.

Память об Исходе — чудесном освобождении евреев от египетского рабства в середине XIII века до н. э. (Библия, Книга Исхода, гл. 12-15) — основа иудаизма. Библейские тексты повествуют, как Моисей по велению Бога выводил народ Израиля из Египта. Ночью 14 числа месяца нисана погибли все первенцы Египта, кроме еврейских. Дома евреев, помеченные кровью жертвенных ягнят, кара небесная обошла стороной. Этой ночью народ Израиля под предводительством Моисея покинул египетские земли.

Именно в память о том, что ангел смерти миновал израильские семьи, и был назван праздник: «Песах» на иврите означает «миновать, обойти или пройти мимо».

Песах также называют праздником паломничества в Иерусалим наряду с двумя другими паломническими праздниками — и . Для израильтян это время массовых экскурсий и поездок по всей стране и, в особенности, в Иерусалим.

Традиции праздника Песах

До наступления праздничной недели евреи собирают по всему дому всё квасное (хамец) и сжигают в утро перед Песахом. Квасным считается любое мучное блюдо, при готовке которого в тесте прошёл процесс брожения (во все дни празднования Песаха запрещено есть квасное и предписано избегать продуктов, которые могут забродить).

Кроме того, существует традиция собирать перед началом праздника «меот хиттим», что когда-то означало деньги на муку для мацы, а позднее — деньги на праздничный стол для бедняков (маца — это особые пресные лепёшки из неквашеного теста; их пекут в память о том, как евреи, покидавшие Египет в спешке, взяли с собой хлеб, наскоро сделанный из теста, которое не успели заквасить).

Утром накануне Песаха мужчины-первенцы символически постятся в память о спасении первенцев Израиля при десятой казни египетской.

В первый и седьмой дни празднования иудеи не работают, в остальные дни работа разрешается, но с некоторыми ограничениями.

Первая ночь и первые два дня праздника (в Израиле — только первый день) называются Йом-Тов, «добрый, праздничный день». В первый день Песаха в синагогах проводят торжественное богослужение: читается молитва о росе, а также псалмы благодарения Богу под названием Халлел.

Вечером 14 нисана еврейские семьи собираются за трапезой дома, где читают Седер корбан Песах (порядок пасхального жертвоприношения), после чего собственно начинается Песах. Трапеза называется седер, её совершают в первую и вторую ночь праздника в строго определённом порядке. Во время седера принято читать Хаггаду, молитву, в которой рассказывается об Исходе израильтян из Египта.

Праздничный стол, приготовленный для пасхального седера. Фото: Commons.wikimedia.org / RadRafe

Седер очень важен в праздновании Песаха. За время трапезы каждый должен выпить четыре бокала вина в честь четырёх чаш, упоминаемых в Торе, а на столе должно быть три (иногда две) мацы, положенные одна на другую.

Кроме того, на столе должно быть куриное яйцо и куриное крылышко как символ жертвенного агнца, сосуд с солёной водой — напоминание о слезах израильтян во времена египетского рабства, марор (сельдерей, хрен или другая горькая трава) и харосет (сладкая смесь из фруктов, орехов, вина и муки) в память о глине, из которой евреи делали кирпичи во времена египетского рабства. К концу трапезы открывают входную дверь, обозначая начало исхода — «ночь бдения» для всех сынов Израиля. Принято также на седер приглашать всех нуждающихся.

В последний день Песаха, связываемый с переходом евреев через Красное море, читают в синагогах Хазкарат Нешамот — молитву поминания погибших. Кроме того, существует традиция в этот день пойти к водоёму и петь отрывок из Торы, посвящённый событиям Исхода, под названием «Песнь на море». Седьмой день Песаха, как уже упоминалось, — нерабочий.

Что общего у еврейского Песаха и христианской Пасхи?

Название — прямое перенесение названия иудейского праздника. «Песах» по-русски — «Пасха». События Страстной седмицы произошли во время празднования еврейской Пасхи.

При всей разнице между библейским и Евангельским событиями богословы видят в них немало параллелей: и здесь, и там речь идёт о смерти и спасении, о свободе и рабстве, о жертвенной крови и о хлебе. Евангелие от Иоанна (1:29) и 1-е Послание к Коринфянам (5:7) говорят: Христос в своей искупительной жертве уподобился невинному агнцу (ягнёнку), которого в его времена евреи по обычаю закалывали перед началом Песаха. И как кровь невинного агнца спасла от гибели египетских сыновей-первенцев, так спасает Христова кровь человеков, созданных, чтобы стать сынами Божьими.

Люди часто упоминают образы из истории Песаха, чтобы сделать речь понятней. Апостол Павел писал: «Избавьтесь от старых дрожжей, чтобы стать новой опарой теста, ибо вот что представляете вы собой как верующие: хлеб без закваски. Ибо Христос, наш Агнец пасхальный, был отдан на заклание» (1-е Коринфянам 5:7).

Почему не должны совпадать Песах и Пасха?

Церковь определяет, что день Христова Воскресения не должен совпадать с днём еврейской Пасхи, то есть с 14 нисана по еврейскому календарю: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, святый день Пасхи […] с иудеями праздновати будет — да будет извержен от священнаго чина» (Апостольские правила. Правило 7).

Дело в том, что, в соответствии с Евангелием, само Воскресение Христово произошло после иудейской Пасхи. Именно поэтому, то есть для соблюдения хронологии евангельских событий, празднование Пасхи было установлено Первым Вселенским Собором так, а не иначе. О возможности совпадения празднования еврейской и христианской Пасхи до сих пор ведутся споры. Но, как уточняют священнослужители, было бы крайне странно явно противоречить Евангелию, определяя дату важнейшего христианского праздника.

Один из древнейших праздников, история которого уходит корнями в глубину тысячелетий. Сами иудеи называют его «Песах», что в переводе с иврита означает «пройти мимо» или «миновать». Отвечая на вопрос, когда еврейская Пасха отмечается в Израиле, нужно отметить, что она празднуется в 15-й день месяца нисана, однако все даты иудейского календаря являются плавающими, и потому по юлианскому стилю памятное событие может выпадать на различные числа, в зависимости от конкретного года.

История : праздник связан с историческим событием, подробно описанным во второй книге Торы, которая в русской традиции названа «Исход». Это библейская легенда о рабской жизни евреев в Египте, преследованиях малочисленного народа фараоном и его жрецами, а также о последующем освобождении. Понятие «миновать» связано с повелением Бога помазать кровью жертвенного ягненка, чтобы ангел смерти смог пройти мимо еврейских домов и умертвить только первенцев египтян.

Исследователи убеждены, что корни Песаха следует искать в двух архаичных и уже позабытых сельскохозяйственных праздниках. Один из них связан с новым приплодом скота, когда иудеи должны были приносить в жертву одного ягненка без видимых пороков, а другой - с первой жатвой. Собирая ячмень, люди полностью уничтожали сохранившийся в доме старый хлеб и выпекали из зерен нового урожая лепешки, которые получили название «маца».

Значение праздника : такие праздники в Израиле, как Песах, получили не только ярко выраженное религиозное значение, но и другой ключевой момент, о котором современные иудеи нередко забывают. Так, по своей сути Еврейская Пасха стала поворотным событием в формировании отдельно взятого народа и последующей национальной идентификации евреев в качестве отдельного этноса.

До исхода, описанного в Торе, рабы являлись обычными подданными фараона, хотя они и сохраняли некоторую самобытность и религиозную специфику по отношению к остальным жителям Египта. После выхода с территории могущественной страны евреи во главе с вождем Моисеем стали настоящим народом со своей иерархией и институтами, а после перехода в Землю Обетованную сумели основать собственное государство, возвести единственный храм для служения Всевышнему и создать первую в своей истории царскую династию.

Празднование : еврейская Пасха по традиции празднуется в течение восьмидневного срока, и для каждого дня свойственны не только определенные религиозные ритуалы, но и соответствующие деяния верующих. Во время церемонии, называемой «седером», каждое поставленное на стол блюдо символизирует какие-либо эпизоды, связанные с исходом из Египта. К примеру, маца, выпекаемая в виде тонких и плоских лепешек, ассоциируется с незаквашенным тестом, которое евреям пришлось в спешке взять с собой, когда они были вынуждены спасаться от преследования войск фараона.

К обязательным блюдам относится смесь орехов и яблок, чашка с соленой водой, хрен или горькая трава. Они служат напоминаем о том, как предкам современных евреев приходилось лепить глиняные кирпичи на строительстве пирамид, проливать слезы и испытывать горечь от рабской жизни и полного бесправия. Еврейская Пасха - это не только застолье, каждый прием пищи сопровождается определенным набором благословений и молитв, а также чтением псалмов.

В конце церемонии всякий раз звучит фраза: «В будущем году - в Иерусалиме!», которая ассоциируется с завершением «рассеяния» среди остальных народов и возвращения на Основные религиозные ритуалы проводятся в синагогах, раввин читает Песнь Песней, а в радостную и праздничную атмосферу погружаются все верующие, которые должны петь и танцевать, воздавая хвалу Всевышнему.

Еврейская пасха является самым древним и значительным иудейским праздником. Она всегда выпадает на весну, как и православная пасха, но посвящена другим событиям и имеет свои особые традиции. Поговорим о них подробнее, чтобы лучше понять уникальность этого народа.

История праздника

В чем суть еврейской пасхи? Считается, что в эти дни более 3 тыс. лет назад иудеи смогли покинуть Египет, где провели в рабстве более 200 лет. Сопровождалось это многочисленными чудесами, описанными в Торе. С тех пор началась история еврейской нации.

Название праздника произошло от слова "песах" ("прошедший мимо"). Вождь Моисей просил фараона отпустить его угнетаемый народ, но не встретил понимания. Тогда Бог наслал на египтян 9 "казней". Сначала воды Нила стали кровавыми, затем дома атаковали полчища жаб, мух и оводов, начался мор скота, не затронувший евреев. Тела египтян покрылись язвами, огненный град уничтожал их дома, а саранча - урожай. Густая тьма три дня покрывала все вокруг, сковывая движения людей. Чтобы избавиться от обрушившихся бед, фараон давал обещание освободить евреев, но каждый раз отказывался исполнять его.

Десятая кара была самой суровой. Ангел смерти забрал всех первенцев у египтян, начиная с фараона. Евреям накануне страшной ночи было велено заколоть годовалого ягненка, съесть его с горькими травами, а кровью животного пометить дверь. Смерть проходила мимо их домов. После последней кары фараон разрешил египетскому народу уйти. Через три дня за ними была послана погоня. Бог снова спас беглецов, приказав морю расступиться перед ними. Египтяне погибли в сомкнувшихся водах. Так евреи обрели свободу.

Дата празднования

Тайная вечеря перед казнью Иисуса Христа, на которой он уподобил себя принесенному в жертву ягненку, пришлась как раз на первый день еврейской пасхи. Какого числа отмечается этот праздник? Он начинается в 14-й день нисана, первого месяца по библейскому (лунному) календарю. По григорианскому исчислению это соответствует весенним месяцам (март или апрель).

Праздник на территории Израиля продолжается 7 дней. Первый и последний становятся официальными выходными. Также на этот период приходятся школьные каникулы. В других странах, где проживают еврейские диаспоры, пасху отмечают 8 дней.

Запреты

Бог запретил людям работать в первый и последний день еврейской пасхи. Какого числа она не отмечается и на какие дни недели выпадает при этом не учитывается. В середине праздничной недели разрешалось выполнять только самые необходимые дела, которые нельзя отложить на более поздний срок.

Строгие ограничения касаются пищи. В доме не должно быть продуктов, которые приготовлены путем брожения или с использованием закваски. Сюда относятся различные хлебобулочные изделия, макароны, ликеры, пиво, квас, некоторые виды консервов. Такие продукты называют "хамец" ("квасное").

Связан запрет с тем, что древние евреи, торопясь покинуть Египет, не стали дожидаться, пока тесто поднимется. С собой они взяли только пресные лепешки ("маца"). Перед праздником проводится генеральная уборка. Когда начинается еврейская пасха, в доме не должно оставаться ни крошки хамеца. Все уничтожается.

Накануне праздника глава семьи лично обходит дом с горящей свечой. Свет во время ритуала гасится. Задача мужчины: найти остатки хамеца. Чтобы усилия не оказались напрасны, 10 кусочков хлеба прячутся в разных местах. Их необходимо пером смести в деревянную ложку и сжечь следующим утром.

Праздничный стол

На еврейскую пасху принято готовить много блюд. Подаются они на посуде, специально припасенной для этих целей. В нее никогда не кладут хамец.

Символическими продуктами являются:

  • Зроа. Это жареная баранина или куриная ножка на кости. Блюдо заменило ягненка, которого еврейские семьи долго приносили в жертву, вспоминая о побеге из Египта.
  • Маца, или пшеничные пресные лепешки.
  • Марор. Так называют горькую зелень: хрен, листья салата, базилик. Она напоминает о горечи рабства.
  • Карпас. Это весенние овощи, символизирующие возрождение. Их макают в соленую воду, напоминающую о пролитых евреями слезах.
  • Бейца, или крутое яйцо. После варки оно становится твердым, как и характер евреев, вынесших все испытания.
  • Харосет, сладкая смесь из орехов, изюма, тертого яблока, красного вина и корицы. Своим цветом она похожа на глину, из которой рабы строили города для египтян.

Подается к столу и красное вино. Каждый присутствующий обязан выпить 4 бокала в память о 4 обещаниях, которые Бог дал евреям. Детям наливают виноградный сок. Пятый бокал ставят для пророка Илии.

Начало еврейской пасхи

Праздник отмечают вечером, после наступления сумерек. С утра первенцы в еврейских семьях должны держать пост. За маленьких детей это делает отец. Так люди выражают благодарность Богу, который пощадил еврейских первенцев во время "десятой казни".

Вечером зажигаются свечи и начинается пасхальная трапеза - седер (в переводе "порядок"). Его основная цель - познакомить детей с историей своего народа. За столом собирается вся семья, также могут приглашаться неимущие. Порядок трапезы был разработан в Средние века и включает в себя следующие элементы:

  1. Кадэш - произнесение благословения.
  2. Урхац - ритуальное омовение рук.
  3. Карпас, когда овощи окунают в соленую воду.
  4. Яхац, или деление маццы надвое. Одну половину откладывают, и дети стараются выкрасть ее.
  5. Маггид (повествование). Младший ребенок задает вопросы о еврейской пасхе. В качестве ответа зачитывается "аггада" - легенда об исходе из Египта.
  6. Рахца - омовение рук перед поеданием маци.
  7. Моци - слова благословения.
  8. Маца - поедание пресной лепешки.
  9. Марор - вкушение тертого хрена и горькой зелени.
  10. Корэх - мацу едят вместе с зеленью.
  11. Шулхан-арух - праздничная трапеза.
  12. Цафун - дети возвращают в обмен на подарки украденную половину мацы. Она съедается.
  13. Барех - благодарственная молитва.
  14. Халлел - чтение псалмов, восхваляющих пророка Илию.
  15. Нирца - завершение обряда распитием вина.

После трапезы собравшиеся долго не расходятся, вспоминая об исходе евреев и распевая песни.

Пасхальная неделя

Утром следующего дня читается "Молитва о росе", которая знаменует приход весны. Традиции еврейской пасхи связаны с паломничеством. Люди отправляются на экскурсии, совершают длительные прогулки, воспроизводя древнее хождение по пустыне.

В последний день вспоминают чудесный переход евреев через расступившиеся море. В синагогах читают соответствующий отрывок из Торы. Многие израильтяне отправляются к водоему, чтобы на его берегу спеть "Песнь на море". Вечером в домах вновь зажигаются праздничные свечи, и семья собирается за одним столом.

Евреи - особая нация, которая всегда найдет выход из сложной ситуации. Вот несколько примеров этому:

  • Хамац перед пасхой нужно ликвидировать. Дорогостоящее спиртное евреи приносят раввину, которые за символическую цену продает его людям других национальностей. После праздников хамац выкупают.
  • От пасхального поста освобождаются первенцы, принимающие участие в трапезе, посвященной радостному событию. Поэтому в синагоге к этому дню заканчивают изучать раздел Талмуда и после утренней молитвы собираются за столом.

Еврейская пасха - очень древний праздник свободы и обновления, с которого началась когда-то история этого народа.

Пасха (Пейсах на иврите) - один из самых важных праздников в иудаизме. Она напоминает о побеге евреев из египетского рабства и празднуется либо в марте, либо в апреле, в зависимости от даты в еврейском календаре. Основными темами на седере (ритуальном иудейском ужине, устраиваемом на Пасху) являются свобода, искупление и благодарность. Если вы новичок в еврейских обычаях и хотите правильно отпраздновать Пасху, начните с надлежащей подготовки к празднику и соблюдайте традиции во время пасхальной трапезы. Если вы не можете присутствовать на традиционной трапезе, можно отпраздновать Пасху по-другому, например почитать соответствующие книги или послушать музыку.

Шаги

Подготовка к празднованию Пасхи

    Отметьте дату Пасхи. Еврейская Пасха длится восемь дней. Она начинается на закате в начале весны, в месяц нисан по еврейскому календарю. Дата начала Пасхи меняется каждый год в соответствии с тем, когда по еврейскому календарю начинается месяц нисан . Чтобы узнать, когда точно начинается Пасха в текущем году, загляните в еврейский календарь.

    • Если вы собираетесь в гости на празднование Пасхи к евреям, узнайте у них точные даты.
  1. Возьмите отпуск на работе. Пасха делится на две части. Первые два дня и последние два дня Пасхи считаются выходными днями, когда воздерживаются от любой работы. Понятие работы включает в себя вождение автомобиля, письмо и использование электронных устройств, а также многие другие виды деятельности, которые относят к труду. Тем не менее можно готовить пищу и переносить различные предметы на улице, когда это необходимо, - не стесняйтесь и посоветуйтесь с компетентным раввином насчет того, чем можно заниматься в праздничные дни. Четыре промежуточных дня во время Пасхи называются Холь ха-Моэд (буквально «будний день праздника»), и в эти дни разрешена почти любая работа.

    • Возможно, придется воздерживаться от работы в первые два и последние два дня Пасхи. Выполните всю необходимую работу до начала Пасхи или запланируйте ее на средние четыре дня праздника, чтобы не нарушать традиций.
  2. Избавьтесь от всех продуктов, в которых произошел процесс брожения. Перед началом Пасхи следует избавиться от любых блюд, в которых использовалась закваска (на иврите их называют хамец ). Это делается в память о пресном хлебе, который ели израильтяне после Исхода из Египта. На Пасху следует воздерживаться от содержащих пшеницу продуктов и напитков, а также не держать их в своем доме. Чтобы подготовиться к Пасхе, избавьтесь от таких продуктов.

    • Это касается продуктов из пшеницы, ячменя, ржи, овса и полбы. Необходимо избавиться от хлеба, печенья, выпечки, каш, пиццы, макарон и алкогольных напитков.
    • Данное правило не касается таких продуктов, как пекарский порошок и пищевая сода.
    • При Исходе из Египта не было времени ждать, пока взойдет тесто, поэтому на Пасху вместо квасных продуктов употребляют пресную мацу, а хамец считается признаком эгоизма. Избавление от хамеца является ключевой частью празднования Пасхи и свидетельствует о самоотверженности.
  3. Приберитесь в доме. Еще одним важным аспектом Пасхи является то, что перед праздником необходимо сделать уборку в доме. Как следует приберитесь в каждой комнате и во всех укромных уголках. Пропылесосьте, подметите, помойте пол и вытрите пыль со всех поверхностей. Часто предшествующие Пасхе недели посвящают уборке в доме, чтобы как следует подготовиться к празднику.

    Избегайте во время Пасхи запрещенной пищи. Как и на протяжении всего года, во время Пасхи нельзя есть некошерное мясо (свинину, моллюсков, омаров, креветок, крабов, крольчатину), а также любые морепродукты без плавников или чешуи, например рыбу-меч и мясо осетровых рыб. Нельзя есть и пищу, в состав которой входят эти ингредиенты.

    • Также традиционные еврейские законы, касающиеся питания, запрещают есть мясо в сочетании с молочными продуктами как во время Пасхи, так и в течение всего года, поэтому не ешьте сыр, сливочное масло или сливочный соус вместе с говядиной или курятиной.
    • Во время Пасхи разрешены рыба и яйца, если они подаются с молочными или мясными блюдами.
    • При покупке продуктов на Пасху ищите надписи «кошерно к Песаху», «подходит для Песаха» или «кошерно к Песаху и весь год».

Пасхальные блюда

  1. Соберите блюдо для пасхального седера. Наиболее важным моментом при праздновании Пасхи является трапеза седер, которую обычно проводят в первый пасхальный вечер. Блюдо для седера играет центральную роль в праздновании Пасхи. Оно состоит из шести символических продуктов, а также трех пластин мацы, которые кладут на отдельную тарелку. Вот эти шесть символических продуктов:

    • Марор (горькие травы). Традиционно это хрен, но можно использовать также петрушку, зеленый лук или сельдерей.
    • Харосет. Это сладкая смесь, которая символизирует раствор, используемый рабами для строительства пирамид Египта. Обычно это смесь натертых яблок, молотых орехов и вина. Различные рецепты этого блюда можно найти в интернете.
    • Овощи. Это не горькие корнеплоды, например вареный картофель, которые символизируют тяжелый рабский труд.
    • Зроа. Это небольшой кусочек мяса (обычно ягнятина или козлятина) с костью внутри, который символизирует пасхального жертвенного агнца.
    • Яйцо. Сваренное вкрутую яйцо символизирует жертву во времена Храма.
    • Зелень. Обычно это римский салат, который, как и горькие травы, символизирует горечь рабства.
  2. Приготовьте копию Агады. Эта книга содержит необходимые молитвы, а также описание ритуалов и рассказы о Пасхе. Она является полезным руководством по проведению седера.

    • Копию Агады можно найти в интернете .
    • В интернете можно также прослушать описание ритуала седера.
  3. Произнесите кидуш. Это благословение, которое произносят над вином в честь Пасхи. Произнесите кидуш и выпейте первую из четырех чаш вина.

    • После этого можно вновь налить в чашу вино, однако пока что не пейте его.
  4. Омойте руки (урхац). Совершите омовение рук без благословения. Этот ритуал служит подготовкой к поеданию карпаса.

    Съешьте карпас. Это овощная закуска, обычно петрушка. Окуните карпас в соленую воду и съешьте его.

    • Овощи являются символом скромного происхождения еврейского народа, а соленая вода символизирует пролитые в рабстве слезы.
  5. Разломите мацу (хлеб без дрожжей). Разломите на две части среднюю мацу (ее называют «яхац»). Меньший кусок положите обратно в тарелку, а более крупный ломтик послужит «афикоманом», которым завершают трапезу.

    Произнесите магид. Это история Пасхи, то есть рассказ об Исходе из Египта. Затем самый младший задает четыре традиционных вопроса, после чего нужно выпить вторую чашу вина. При магиде задают следующие традиционные вопросы:

    • Чем отличается эта ночь от всех ночей в году? Во все дни и ночи кушаем мы и хлеб и мацу, а в эту ночь вся наша еда - только маца?
    • Чем отличается эта ночь от всех ночей в году? Во все дни и ночи вкушаем мы от любых овощей, а в эту ночь лежит на столе горький марор?
    • Чем отличается эта ночь от всех ночей в году? Во все дни и ночи мы не окунаем ни разу еду, а в эту ночь обязаны мы два раза окунуть?
    • Чем отличается эта ночь от всех ночей в году? Во все дни и ночи мы можем лежать, а можем сидеть за столом, а в эту ночь обязаны мы есть облокотясь.
    • В конце магида читается благословение над второй чашей вина, после чего ее выпивают.
  6. Еще раз омойте руки (рохца). На этот раз произнесите благословение. Рохца предшествует поеданию мацы.

    Произнесите моци. Продекламируйте над мацой традиционное благословение на хлеб, которое называют моци.

    Накройте стол (шульхан-орех). Это большой праздничный ужин. Вы можете есть все, что захотите (но без закваски). Обычно на стол подают традиционные еврейские блюда, такие как фаршированная рыба, суп с шариками из мацы и грудинка.

    Найдите и съешьте афикоман (цафун). Цафун заключается в том, чтобы съесть на десерт афикоман - тот ломтик мацы, который был отложен ранее во время яхаца. Традиционно дети крадут афикоман во время еды и прячут, чтобы взрослые выкупали его конфетами или другими маленькими подарками.

    • Афикоман могут спрятать и взрослые. Затем можно заплатить детям конфетами или игрушками, чтобы они нашли и вернули его.
  7. Приветствуйте Илию (берах). Произнесите благословение после еды и выпейте третью чашу вина. После этого наполните чашу вином для пророка Илии и ненадолго откройте двери дома, чтобы впустить его внутрь.

    Произнесите халель. Прочитайте псалмы, благословите четвертую чашу вина и выпейте ее.

    Завершите праздничный ужин (нирца). Завершите седер пожеланиями на следующий год, пением, рассказами, выражением любви и веры.

Празднование еврейской Пасхи другими способами

  1. Посмотрите фильмы о еврейской Пасхе. Можно посмотреть фильмы о Пасхе вместе с членами семьи и детьми. Это не только позволит развлечься всей семьей, но и напомнит всем о важности данного праздника. Кроме того, после просмотра фильмов вы сможете обсудить историю еврейского народа и значение Пасхи.

    • Можно посмотреть анимационный фильм «Принц Египта» - он нравится детям и в то же время отличается хорошей музыкой и актерским мастерством, благодаря чему представляет интерес и для взрослых.
    • Еще один подходящий фильм - «Десять заповедей» с Чарлтоном Хестоном в главной роли. Этот классический фильм нравится как молодым, так и пожилым зрителям.
    • В качестве более современного фильма, особенно если вы и члены вашей семьи предпочитаете драмы, можно посмотреть «Дьявольскую арифметику». В этом фильме юная еврейская девушка (ее играет Кирстен Данст), которая устала от празднования Пасхи, волшебным образом переносится назад во времени в нацистский концентрационный лагерь. В результате она узнает истинный смысл борьбы и понимает важность сохранения памяти, ценность семьи и наследия.
    • Сделайте пасхальные поделки. Есть множество различных поделок, которые можно смастерить вместе с детьми, чтобы они увлеклись праздником и почувствовали себя нужными и полезными.
      • Сделайте домик из мацы. Подобно пряничному домику, домик из мацы послужит прекрасным украшением праздничного стола. Сделайте его еще более увлекательным для детей и используйте при создании домика шоколад и карамель. При этом проследите, чтобы все сладости были кошерными и подходили для Пасхи.
      • Соберите блюдо для пасхального седера. Попросите детей помочь вам собрать и украсить блюдо и тарелки для седера. Это занятие хорошо подходит для детей любого возраста.
      • Приготовьте пакет для афикомана. Можно приготовить специальную сумку для афикомана. Сшейте или купите пакет и попросите детей украсить его рисунками, различными безделушками или напоминающими о Пасхе изображениями.
  • Иудаизм обладает богатыми традициями, в нем есть различные течения. По некоторым вопросам мнения авторитетов могут разниться. Будьте готовы к тому, что столкнетесь с противоречивой информацией.
  • Подумайте о таких понятиях, как рабство, искупление и свобода. Еврейская Пасха представляет собой договор между Б-гом и народом Израиля. Евреи были рабами в Египте, а Б-г вывел их оттуда и сделал свободными.
  • Попробуйте изучать иврит - это поможет вам лучше понять Пасху. Посвященная Исходу часть Библии была первоначально написана на иврите, и многие люди проводят пасхальный седер частично или полностью на иврите.

В эти дни в Израиле отмечают праздник освобождения еврейского народа из египетского рабства.

Песах— самый древний из еврейских праздников, он связан с одним из важнейших
событий в еврейской истории — с Исходом из Египта около
3300 лет назад, в 2448 году по еврейскому календарю. В нынешнем году отмечается 18-26 апреля. Его можно назвать временем рождения еврейского народа. Израильтяне пришли в Египет как одна семья — род Иакова, состоявший из
семидесяти человек, а вышли как народ, насчитывавший шестьсот тысяч.
Фараон не хотел отпускать евреев, и Бог наслал на Египет десять «казней» :
превращение нильской воды в кровь, появление несметного множества жаб, неодолимых полчищ вшей, диких зверей, падеж скота, язвы, гибель урожая от града и саранчи, сплошной трехдневный мрак и, наконец, гибель первенцев.

Этот праздник начинается на 15-й день весеннего месяца нисан (приблизительно соответствует марту-апрелю григорианского календаря) и празднуется в течение 7 дней в Израиле (и 8 дней — вне Израиля): первый и последний дни которого —
полноценные праздники и нерабочие дни. Промежуточные дни называются
словами холь а-моэ́д («праздничные будни»)
Тора запрещает иудеям в течение праздника употреблять в пищу хлеб и любые другие продукты, содержащие зерновые, которые подверглись закваске (ивр.«хамец» — квасное).

Во все дни праздника запрещено не только есть, но и владеть «хамецом» в любом виде. Едят только пригодные для Песаха кошерные продукты («Кошер ле-Песах ») - причём кошерные продукты можно есть круглый год. Еврейские семьи обычно проводят недели до праздника в интенсивной домашней уборке. Цель — ликвидировать все следы квасного (хамеца ) изо всех шкафов и углов в доме. Поиск хамеца всегда превращается в генеральную уборку, детские комнаты и кухни обыскиваются в поисках остатков в буфетах, под кроватями и т. д. Хоть Галаха требует ликвидации кусков «хамеца» размером крупнее оливки, многие вычищают хамец до последней крошки. Параллельно семья старается доесть к началу праздника все наличные запасы «хамеца» (хлеб, макароны, печенье, суповые смеси). Если это не удалось - остатки зерновой пищи выбрасываются. :о)
«Хамец», который представляет материальную ценность (например, спиртные напитки, изготовляемые из злаков), разрешается продать перед Песахом нееврею (то есть тому, кто не празднует Песах). Продажа «хамеца» организуется местным раввином, который становится «агентом» всех евреев общины, через процедуру, называемую «мехират хамец » (продажа). Как агент, раввин «продаёт» весь «хамец» нееврею по цене, которая должна быть согласована после праздника, а до того нееврея просят уплатить символический начальный взнос, при условии доплатить остаток после Песаха. Когда праздник заканчивается, раввин связывается с неевреем, чтобы выкупить «хамец» общины обратно. Такая «продажа» считается обязательной согласно Галахе, причём каждый хозяин должен сложить весь «хамец», который он продаёт, в коробку или ящик и предполагать, что в любой момент праздника нееврейский покупатель может прийти забрать или воспользоваться своей долей. Аналогично, евреи — владельцы магазинов продают весь свой «хамец» нееврею, полностью осознавая, что новый «владелец» может затребовать свою собственность.
После наступления темноты 14 нисана проводится формальный поиск квасного («Бдикат хамец »). Глава семьи при этом читает специальное благословение «о ликвидации хамеца» (аль биур хамец ), после чего переходит из комнаты в комнату, чтобы проверить, что нигде не осталось крошек. Существует обычай выключать в обыскиваемой комнате свет и проводить поиски, используя свечу, перо и деревянную ложку: свеча эффективно освещает углы, не отбрасывая тени, перо может выметать крошки из труднодоступных мест, а деревянную ложку, которой собирают крошки, можно сжечь на следующий день вместе с «хамецом ».
Существует также традиция перед поиском прятать в доме тщательно завёрнутые в алюминиевую фольгу или пластиковую плёнку десять кусочков хлеба. Это гарантирует, что глава семьи найдёт какой-нибудь «хамец», и
его благословение не пропадёт даром. Наутро все квасные продукты, найденные при поиске, сжигаются («Биур хамец »). Глава семьи объявляет любой «хамец », который не был найден, «недействительным» «как прах земной». Если же «хамец » будет во время Песаха действительно найден, его необходимо сжечь или сделать непригодным для пищи
Также Тора повелевает есть в эти дни мацу(букв. `выжатое`, `лишённое влаги`; в русской традиции — опресноки) .

Из-за строгого отделения «хамеца » на Песах, в религиозных еврейских семьях, как правило, есть полный комплект посуды специально для Песаха.Множество семей каждый год покупают к празднику новую посуду, сначала погружают её в кипяток, чтобы убрать любые следы масел или материалов, которые могли содержать «хамец» (агалат келим ). К тому же, посуда - -очень распространённый подарок на Песах.
В утро накануне Песаха начинается пост мужчин-первенцев в память о спасении первенцев Израиля во время «Казни первенцев», десятой из казней египетских. Однако фактически большинство первенцев постятся лишь до окончания утренней молитвы в синагоге. Согласно традиции, тот, кто принимает участие в трапезе по поводу радостного события, освобождается от необходимости поститься. Поэтому перед Песахом существует распространённый обычай заканчивать изучение раздела Талмуда и в честь этого устраивать в синагоге праздничную трапезу в утро перед Песахом. Таким образом, все участники этой трапезы освобождаются от поста.


Пасхальная жертва называется «корбан песах » (в русском варианте — «пасха»). Каждая семья (или группа семей, если они в отдельности слишком малы для съедания целого ягнёнка) должна отведать одного жертвенного ягнёнка в ночь на 15 нисана.Причём, ягнёнок не может быть убит тем, во владении кого есть квасное - Ягнёнок должен был быть зажарени съеден вместе с мацой и марором (горькая зелень) - Нельзя было ломать у жертвы кости - До утра от жертвы не должно было ничего остаться.

Позднее пасхальная жертва стала съедаться во время пасхального Седера 15 нисана, но жертвы уже не приносились. Поэтому рассказ о «корбан-песах » пересказывается на пасхальном седере, а на блюде седера её символически представляет «зроа » — жареная баранья голень, куриное крыло или ножка, которые не употребляются в пищу, но участвуют в ритуале.

Центральное событие праздника — пасхальный вечер (лейл а-седер или седер-песах, или просто седер / сейдер / сайдэр ) - проводится в первый день Песаха.

Проведение Седера тщательно регламентировано и состоит из множества элементов. В эту ночь евреи должны прочитать пасхальную Агаду, где рассказывается об Исходе из Египта, и провести пасхальную трапезу в соответствии с традицией.Во время Седера существует обязанность выпить четыре чаши вина (или виноградного сока). Это относится и к мужчинам, и к женщинам. Согласно Торе, их должен выпить даже самый бедный человек. Каждая чаша служит вступлением в следующую часть Седера.Заповедь предписывает съесть на седере по меньшей мере один кусок мацы размером с оливку.
Ритуал седера предусматривает за вечер несколько моментов, в которые съедается маца.Маца для праздника выпекается в течение предпраздничных недель. Маца должна выпекаться за 18 минут, иначе начнётся процесс брожения и маца станет некошерной на Песах.
В течение седера в различные моменты ритуала предписывается попробовать горькую зелень (от хрена до листьев салата) — марор
С ночи второго дня Песаха начинается отсчёт дней Омера - устный счёт сорока девяти дней между праздниками Песах и Шавуот: отсчет Омера начинается на второй день Песаха и завершается в день перед праздником Шавуот («пятидесятым днем»). Во времена Храма днём первого дня приносили туда сноп («омер») пшеницы из нового урожая. До принесения омера в Храм евреям запрещалось пользоваться новым урожаем. После разрушения Храма запрещено есть новый урожай до вечера второго дня Песаха.
После наступления ночи (примерно через 30 минут после захода солнца), человек, отсчитывающий омер, произносит определённое благословение на древнееврейском языке
Затем произносится счет омера в полных днях, а также неделях и днях: например, на 23-й день омера счет будет следующим: «Сегодня двадцать три дня, что составляет три недели и два дня омера». Благословение можно произнести только в течение ночи. Если человек вспомнит о счете утром или после обеда следующего дня, счет производится без благословения. Если кто-то забыл посчитать день, он может продолжить отсчитывать следующие дни, но уже без благословения.
В период отсчета омера запрещено стричь волосы, бриться, слушать живую инструментальную музыку, а также проводить свадьбы и развлекательные мероприятия - за исключением дня Лаг ба-Омер (на 33-й день) и трех последних дней отсчета.

На седьмой день Песаха Всевышний повелевает: «в седьмой день также священное собрание; никакой работы не работайте» .. Согласно традиции, в этот день воды Красного моря расступились перед евреями и поглотили
преследовавшего их фараона. В память об этом в этот день читают отрывок из Торы, посвящённый данным событиям, включающий «Песнь на море». Существует обычай идти к морю, реке или другому водоёму (в крайнем случае к фонтану) и петь там «Песнь на море».

У праздника «Песах» несколько названий:

  1. Песах — от пасах (ивр. миновал, прошел мимо) — в память о том, что Всевышний миновал еврейские дома, уничтожая первенцев Египта: накануне последней из десяти казней египетских — поражения первенцев — Бог повелел евреям заколоть ягнят, зажарить их мясо, а их кровью пометить дверные косяки. В ночь 15 нисана Бог «прошёл мимо» (пасах) домов евреев и они были спасены, в остальных же домах погибли все первенцы.
  2. Хаг а-Мацот — праздник опресноков — в память о том, что евреи питались мацой в годы рабства, а также о том, что во время выхода из Египта тесто не успело закваситься: «испекли... из теста, которое они вынесли из Египта, пресные лепешки, ибо оно еще не скисло, потому что они выгнаны были из Египта и не могли медлить»
  3. Хаг а-Авив — праздник весны. Месяц нисан также называется месяц авив (весна).
  4. Хаг а-Херут — праздник свободы — в память об Исходе из Египта.

Отличие еврейского Песаха от христианской Пасхи

Христианская Пасха посвящена воскресению Иисуса Христа и не связана с Исходом евреев из Египта. Жертва пасхального ягненка в христианском богословии рассматривается в качестве прообраза добровольного самопожертвования Иисуса для искупления грехов мира.
Пасхальный ужин (седер) Иисуса с учениками получил название Тайной вечери и стал прообразом «таинства» причастия - главнейшего христианского обряда у православных, при котором верующие христиане "вкушают" Тело и Кровь Иисуса Христа Искупителя и, таким образом, соединяются с Богом. Причащение необходимо каждому христианину для спасения: «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.»
Во время вечери Иисус сравнивает себя с пасхальным ягненком и, произнося традиционное благословение над вином (Киддуш), уподобляет вино своей крови:

«Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками;
и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня.

Они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи?
Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня;
впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться.

При сем и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви? Иисус говорит ему: ты сказал.

И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое.

И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов.

Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего.

И, воспев, пошли на гору Елеонскую».