Самые известные еврейские обычаи и традиции. Рождение ребенка: традиции и обычаи иудаизма Евреи в семье традиции

06.06.2021 Тайны мира

Как и любой народ, еврейский народ имеет свои традиции и обычаи. Израиль - удивительная страна, где проживают народы разных стран мира и национальностей и где традиции еврейского народа тесно переплелись с традициями, переселившимися в Израиль представителями других национальностей. Именно из-за смешения рас и менталитетов, евреи стараются жить четко выполняя обычаи и традиции своего народа.

Праздники у евреев

В Израиле отмечают обычаи и традиции, которые присущи только еврейскому народу.

Самые известные еврейские традиции.

  1. Песах - еврейская пасха, когда вместо традиционных для православных куличей, евреи пекут пресные плоские лепешки (мацу).
  2. Ханука, которую празднуют в ноябре-декабре. В этот праздник зажигают специальные свечи, которые устанавливают в девятисвечные подсвечники (хануки или минори).
  3. В праздник Пурим, который отмечают в феврале все стараются заняться благотворительностью и устраивают щедрое угощение с обязательными для праздничного стола пирожками с маком и крепким алкоголем..
  4. Йом-Кипур - самый святой для евреев праздник, когда они 25 часов постятся и молятся, не моясь и не обувая обувь из натуральной кожи. Это день называется «Днем искупления» и завершается он протяжным звуком из рога барана.

Это один из наиболее древних еврейских обрядов. Еще совсем недавно свадьба происходила с помощью свахи, которая по просьбе родителей подыскивала и соединяла подходящие кандидатуры женихов и невест. Сегодня услугами свахи пользуются только члены ультаортодоксальной общины.


Предсвадебные хлопоты и обычаи

Сегодня уже не важно, каким образом образовалась парочка, важно, чтобы потенциальный жених просил руки невесты у ее отца. О серьезности своих намерений жених должен подтвердить солидным выкупом, который он дает за невесту. Предшествует свадебной церемонии помолвка (тенаим), на которой разбивают тарелку, что означает развалины разрушенных храмов в святом Иерусалиме. Эта традиция призывает всех помнить о страданиях и потерях еврейского народа. Разбивают тарелку и на церемонии бракосочетания.


Время проведения еврейской свадьбы

Праздновать свадьбу можно в любой день, кроме дня шаббата, который начинается с вечера пятницы и заканчивается вечером в субботу. Не проводят свадьбы и в дни еврейских праздников.


Какое время считается самым благоприятным для еврейских свадеб?

Самым неблагоприятным временем для проведения свадьбы считается время между Песах и Шавуотом. В этот период был самым трудным в жизни древних евреев, поэтому в эти дни не проводят никаких увеселительных мероприятий.


Современная еврейская молодежь не придерживается этой традиции, которую продолжают чтить ортодоксальные евреи.

Сама свадебная церемония начинается за неделю до назначенного дня и считается самым восхитительным временем для жениха и невесты.


Для жениха организовывают вечеринку (уфруф), когда жених должен отправиться в синагогу на молитву. После молебна жених оповещает своих родных и друзей о предстоящей свадьбе, а они осыпают жениха сладостями и конфетами и предлагают выпить вино.


Для невесты совершается обряд другой церемонии. Невесту отводят в специальный бассейн (микву), где она проходит обряд духовного очищения, по условия которого она должна вступить в семейную жизнь духовно и телесно очищенной. Для этого невеста должна снять с себя все украшения, снять лак с ногтей, обнажиться и вступить в воду произнося молитву очищения. Обряд проходит под бдительным надзором старших женщин, которые следят за правильностью выполнения обряда.


Совет

Согласно древнееврейской традиции жених и невеста не должны видеться перед свадьбой, но сегодня еврейская молодежь в своем большинстве этим запретом пренебрегают. Если вы хотите сделать настоящую еврейскую свадьбу, помните об этом.

Муж и жена

Жениха и невесту женят под специальным балдахином (хупой) - это еще одна древняя свадебная традиция. Обычно брачную церемонию проводят в синагоге, но строгих правил на этот счет нет. Церемония бракосочетания открывается подписанием женихом и невестой кетубы - своеобразным брачным еврейским контрактом, в которой отдельным пунктом (гетом) прописано право мужа давать жене развод, если она попросит его о нем. Если пара распадется, то мужчина не имеет право оспаривать этот гет. По обычаям еврейского народа, если женщине не дали гет, то она не имеет право вступать в повторный брак. Евреи очень трепетно относятся к семье, поэтому среди евреев очень редки разводы.

«Если дети – это счастье, почему же счастья должно быть мало?» – говорят многодетные еврейские родители, с одинаковым воодушевлением придумывая имя как первому ребёнку, так и девятому.

Раньше в каждой традиционной еврейской семье детей было много. Иногда было даже непонятно, как мамочка различает близняшек Голду и Ривку и успевает следить, чтобы Шлоймик не отнимал машинку у Додика. Еврейской женщине всё это под силу! А почему? Да потому, что евреи всегда очень много внимания уделяли воспитанию.

Как приятно быть младшим... Но если бы ты родился в традиционной еврейской семье, это удовольствие не продлилось бы долго. Как только мама начинает заговорщически переглядываться с папой, есть больше творога и нежно поглаживать свой живот, – в доме скоро появится «тинок хадаш» – «новый малыш». А это означает, что у старших детей появятся новые обязанности: подогреть бутылочку с молоком, помыть погремушку, почитать вечером сказку.

Пока другие выгуливают собак и кормят кошек, еврейские дети учатся ответственности, становясь старшими братьями или сёстрами.

Да, младший ребёнок – царь и король в традиционной еврейской семье. Он самый важный человек в доме, но – только после родителей.

Во время обеда первую тарелку мама подаёт папе, – а в тарелке, конечно, самый лакомый кусочек; потом нальёт супу себе и только после этого – детям. И это, разумеется, не потому, что мама недостаточно их любит. Просто с самых малых лет дети должны научиться уважать старших, в первую очередь – родителей. Ведь недаром это одна из десяти главных заповедей, полученных Моше (Моисеем) на горе Синай.

«Люби отца своего и бойся матери своей», – написано в Торе. Священная книга никогда не говорит ничего само собой разумеющегося. Согласись, было бы гораздо естественнее и проще, если бы заповедь звучала так: «Люби мать свою и бойся отца». Маму каждый любит, а папу каждый уважает и боится его разочаровать. Но нет, Тора требует бояться слабой мамы и любить даже самого строгого отца!

По мнению мудрецов, отцу нельзя говорить: «Папа, ты прав!» Вы спросите: а что же плохого в том, чтобы согласиться с отцом? Конечно, ничего! Но если вы говорите: «Папа, ты прав», – получается, папа мог быть и не прав. А это, согласно еврейской традиции, совершенно невозможно.

Еврейский ребёнок не должен называть родителей по именам – это считается неуважением. Есть даже известная песня о том, как девушка выбирает себе жениха. Вот она наконец-то находит того, кто ей нравится. Но его маму зовут так же, как и её саму – Сарой! А это значит, что парень не может на ней жениться. Ведь если он в присутствии матери будет звать жену Сарой, мама может подумать, что он зовёт по имени её.

Кстати, проблему можно решить, если невеста поменяет имя или возьмёт ещё одно. Достаточно вечером в субботу сказать специальную молитву – браху, и вместо Сары появится Сара-Ривка. У еврейских девочек часто бывает несколько имён. Однако, согласно традиции, имя может повлиять на судьбу. Поэтому второе имя обычно дают, только если что-то идёт не так – например, ребёнок много болеет.

…Все дети рано или поздно вырастают. А папа с мамой начинают стареть, ничего с этим не поделаешь. И даже если у них в конце концов испортится характер, мы должны помогать им, терпеть их и любить. В еврейской семье взрослые дети заботятся о родителях не только из чувства долга, но с радостью и любовью – так, как когда-то мама и папа заботились о них.

Введение

История иудаизма , История еврейского народа - история религии и культуры . Она охватывает почти четыре тысячи лет и сотни других различных народов, их религию и культуру, с которыми на протяжении всей своей истории взаимодействовал еврейский народ. Существенная часть еврейской истории связана с территорией, которая в настоящее время называется государством . Согласно еврейской традиции, евреи ведут своё происхождение от библейских патриархов Авраама, Исаака и Иакова, которые жили в земле Ханаан с XVIII века до нашей эры.

Во время римского периода, евреи были рассеяны и распространились по всему миру в так называемой . После во время Второй мировой войны было создано государство Израиль. (Современная история Израиля рассматриваются в отдельной статье ).

Географическое положение

Израиль, это уникальная страна, любима всеми евреями, и являющаяся лакомым кусочком для многих народов, расположился на юго-западной части Азии. Его территорию омывают три моря. На западе он омывается водами Средиземного моря, а с южной стороны – водами Красного моря. Восточные проходят по реке Иордан и по Зеленой линии, установленной в 1949 году. На его землях имеется и еще одно уникальное море – Мертвое. О его волшебно-целебных свойствах знают далеко за пределами израильского государства.

Сегодня площадь составляет почти 27 тысяч квадратных километров, из них площадь Израиля 20 тысяч квадратных километров, а площадь Сектора Газа и Западного берега реки Иордан – 6,2 квадратных километра. Если говорить о географическом положении Израиля, то на севере Израиль соседствует с такими государствами, как Ливан, с северо-восточной стороны с Сирией, с Иорданией с востока, а с государством Египет – на юго-западе страны.

Государство Израиль имеет самый разнообразный рельеф – на западе страны вдоль берегов всего побережья Средиземного моря протянулись плодородные земли Прибрежной равнины, а на северо-востоке страны расположился совсем другой рельеф – Голанские высоты. Восток страны также гористый – здесь раскинулись Галилейские горы, здесь же расположились и горы Самарии, восток Израиля – это и знаменитые впадины – где раскинулась Иорданская долина, и где расположился самый уникальный в мире водоем – Мертвое море. На юге Израиля большая часть его территории занята песчаными пустынями – Негев и Арава. Рельефы всей территории Израиля резко меняю одна другую.

Самой высшей точкой страны является гора Хермон, она находиться над уровнем моря на 2224 метра, тогда как самая низшая точка Израиля находиться ниже уровня мирового океана на 418 метров, и это самая низкая точка во всем мире.

официально является город его Иерусалим. Это Святой город не только для евреев. Он является колыбелью для самых могущественных мировых религий, здесь сосредоточены основные их святыни. Но вследствие некоторых событий, в частности после того, как Израиль аннексировал Восточный Иерусалим и издал Закон об Иерусалиме, многие страны мира соблюдают статус-кво, признавая столицей государства Израиль город Тель-Авив. Но, в тоже время город Иерусалим выполняет все функции, которые нужно выполнять городу, имеющему статус столицы государства. Здесь расположены все правительственные учреждения, работает израильский парламент – Кнессет, здесь в Иерусалиме расположен израильский Верховный суд, министерства, работают Президент и премьер–министр государства, словом идет политическая жизнь и формируется внутренняя и внешняя политика государства. Иерусалим – это внутренняя столица израильского государства, а Тель-Авив же признан международной столицей.

Географическое положении Израиля способствует и развитию такого перспективного направления, как туризм. Расположение страны на Ближнем востоке, где с запада земли страны омываются волнами Средиземного моря, а на юге – кристально чистыми волнами Красного моря – делает Израиль привлекательным курортным местечком. Береговая линия Средиземного моря простирается на 230 километров вдоль запада Израиля, а береговая линия Красного моря – на 12 километров вдоль юга страны. На востоке Израиль ограничен горами – Сирийско-африканским разломом. Северные границы государства Израиль проходят рядом с границами Сирии, а северо-восточные – с Сирией, Израиль соседствует на востоке с Иорданией, а на юго-западе с Египтом. И хотя официально границы Израиля так до конца не приняты, общая их протяженность составляет около 1125 километров.

Что качается географического положения Израиля, то естественно большая часть всего проживает на равнинных территориях, в частности на Прибрежной равнине. Прибрежная равнина протянулась вглубь страны на 40 километров вдоль побережья Средиземного моря. Почти половину всех земель Израиля занимает пустыня – это пустыня Негев, раскинувшая свои пески на юге страны. Но на этих территориях проживает всего 8% всего населения Израиля.

На территории страны имеется один единственный пресноводный водоем – озеро Кинерет, известное также под именем Голанского моря. Голанское море очень древний водоем, не раз упоминаемый в Библии. Многие библейские сюжеты и истории связаны именно с этим морем. Озеро Кинерет расположено на территории Иорданской долины, самой плодородной долины Израиля. Географическое положение в Израиле Иорданской долины – от границ Иордании и до самых пустынных земель Аравы, что расположены южнее Мертвого моря.

Самая значительная и полноводная река Израиля – река Иордан. Она проходит практически через всю территорию Израиля, беря свое начало у подножия горы Хермон, наполняясь водой горных ручьев, проходит по долине Хула, впадает в Голанское море – озеро Кинерет, что самое интересное – выходит из него и, проходя через Иорданскую долину, впадает в Мертвое море.

И географическое положение Израиля, и климатические данные этой страны способствуют развитию курортных зон на ее территории. Главным и самым знаменитым курортным городом страны считается город Эйлат, расположенный на побережье Красного моря, у Эйлатского залива. Эйлат является самой южной точкой Израиля. Климат в Эйлате позволяет работать и принимать гостей на курортах города круглый год.

Температура воды Красного моря у берегов Эйлата никогда не опускается ниже +23 градусов Цельсия, а потому купальный сезон может быть в течение всего года.

Что касается географического положения Израиля, то оно довольно часто имеет искаженный вид, так как многие считают, что государство политически принадлежит к Европе. Наблюдательные люди не раз замечали, что израильские спортсмены берут участие только в чемпионатах Европы, и никогда не принимают участие в соревнованиях на азиатских площадках. К такому хитрому шагу Международное сообщество прибегло для того, чтобы не раздувать и без того острый конфликт между арабами и израильтянами. Кроме того, можно сегодня довольно долго спорить о том, что же все-таки делало земли Израиля столь желанными для многих народов: благоприятное географическое положение Израиля или все-таки повышенный интерес к этим местам божественных сил. Но, как бы там ни было, вот уже на протяжении многих сотен лет этот небольшой участок земли, где воедино соединились история и география, притягивает к себе усиленное внимание многих народов.


В Израиле есть и горы Государство Израиль имеет самый Израиль омывают три моря. разнообразный рельеф (Средиземное, Красное и Мертвое)

Государственная символика

Флаг Государства Израиль представляет собой две голубые полосы на белом фоне, со звездой Давида между ними. Полотнище флага напоминает «талит» - белый с синим полосами еврейский молельный платок. Утвержден как символ государства 28 октября 1949 года.

Государственный герб Израиля представляет собой семисвечник (менора), обрамленный двумя оливковыми ветвями (символ мира), исходящими из расположенного внизу написанного на иврите названия государства. Золотой семисвечник был одним из главных культовых предметов в иерусалимском Первом Храме времен царя Соломона. Утвержден Временным государственным Советом.

Гимн Израиля

Иврит Транслитерация кириллицей Русский перевод

כָּל עוד בַּלֵּבָב פנימה Коль од балевав пэнима Пока внутри сердца всё ещё
נפש יהודי הומיה , Нэфэш йеуди омия Бьётся душа еврея,
וּלְפַאֲתֵי מזרח קדימה Ульфаатэй мизрах кадима И в края Востока, вперёд,
עין לציון צופיה , Айн ле-Цийон цофия На Сион устремлён взгляд, -

עוד לא אָבְדָה תקוותנו , Од ло авда тикватэйну Ещё не погибла наша надежда,
התקווה בת שנות אלפים , ха-тиква бат шнот альпаим Надежда, которой две тысячи лет:
להיות עם חופשי בארצנו , Лийот ам хофши бэ-арцэйну Быть свободным народом на своей земле
ארץ ציון וירוּשָׁלַיִם . Эрэц Цийон вэ-Ирушалаим Стране Сиона и Иерусалима.

Природа Израиля

Израиль – земля контрастов. Здесь есть горы, долины, пустыни. Внутри страны находится самая низкая точка на земном шаре – Мертвое море (394 м ниже уровня моря). Самая высокая точка в Израиле – гора Хермон (2294 м над уровнем моря). Две горные цепи делят Израиль на три совершенно разные по рельефу области:

    Приморскую (или Прибрежную) равнину;

    Горную область;

    Иорданскую впадину.

1. Приморская равнина. Приморская равнина имеет протяженность 190км и ширину до 40 км. В ее составе различаются долина Зевулун к северу от Хайфы, равнина Хашарон к югу от Хайфы до Тель-Авива и Иудейская равнина к югу от Тель-Авива. За узким песчаным берегом расположена полоса плодородных обрабатываемых земель. На Приморской равнине обитает большинство населения, сосредоточена основная часть промышленного и аграрного потенциала Израиля и находятся главные портовые города Хайфа, Ашдод, и Тель-Авив, ведущий промышленный и торговый центр страны.

2. Горная область простирается от Ливанских гор на севере до Эйлатского залива на юге. На юге она поднимается полого, образуя цепи холмов в 200 – 400 м высотой. На востоке горы крутые и обрывистые. Высота гор достигает 1280 м. Горная область тоже делится на три части: Галилео – на севере, Центральное нагорье (Иудею, Самарию и Шфелу) – в центре и нагорье пустыни Негев – на юге.

3. Рифтовая долина . Эта уникальная впадина, нередко именуемая Иорданской по названию текущей здесь реки, является частью крупного геологического разлома – Сирийско-Африканской рифтовой зоны и включает долину р. Иордан, зажатую между горами Иудеи и Самарии на западе, и горами Иордании на востоке; долину Хула между горами Галилеи и Голанским высотами; Израильскую долину между горами Галилеи и Самари, впадину Мертвого моря и продольную впадину Вади-эль-Араба, соединяющую его с Красным морем.

Флора и фауна

Небольшой по площади Израиль отличается невероятным разнообразием физических и климатических условий и поразительным богатством растительного и животного мира. Протяженность страны с севера на юг составляет всего 470 км, но при этом, она являет такое разнообразие ландшафтов, какое в других странах возможно лишь на расстояниях в тысячи километров. На севере вздымается гора Хермон с ее снежными склонами и альпийской фауной и флорой, а на юге раскинулся Эйлатский залив с его потрясающей красоты коралловыми рифами и рыбами фантастических расцветок, представляющими тропическую фауну. Между двумя этими точками лежат зона пустынь, цветущие оазисы, среднеземноморские лесные массивы и впадина Мертвого моря – самая низкая точка на земной поверхности.

Это богатство выражается в 2600 видах растений (150 их которых встречаются исключительно в Израиле), 7 видах амфибий, почти 100 видах рептилий, 500 видах птиц и приблизительно 100 видах млекопитающих. Израиль служит местом встречи трех растительных поясов: среднеземноморского, ирано-туранского и сахаро-синдского и демонстрирует исключительное по своему разнообразию собрание трав, особенно однолетних и геофитных, типичных для всех трех поясов. Земля Израиля – самый северный предел для таких растений, как египетский папирус, и самый южный для других, подобных ярко-красному коралловому пиону.

Н Праздники, религия, нравы, быт ыт.

Израильтяне - удивительный народ . Это единственный этнос в мире, который на протяжении 2000 лет не имел своей территории, но сумел сохранить свой язык и культуру. Лишь только в 20 в., решением ООН евреи наконец-то обрели собственное государство.

Израильтяне имеют многоликую и многогранную культуру, отточенную главным инструментом – временем. Культура Израиля представляет собой творческий альянс множества субкультур разных общин, живущих на территории Израиля, их традиций и достижений многих поколений. Это многонациональная страна, где проживают не только евреи, но и палестинские арабы, армяне, грузины, бедуины, черкесы, самаритяне и даже русские.

Нет в мире другой культуры, хоть чем-то похожей на еврейскую. Она колоритна, самобытна, своеобразна. И не смотря на весь этот культурный слоёный пирог, самым большим и вкусным «коржом» является еврейская культура. Её влияние крайне велико не только внутри своей страны, но на весь мир в целом, так как она является прямым и неоспоримым свидетелем событий древнейших времён Христа и стояла практически у самых истоков зарождения мира.

Израиль единственная страна в мире, где жизнь вращается вокруг еврейского календаря.

Это свой «личный» национальный календарь наряду с григорианским. Именно от него зависит работа государственных и частных предприятий, время школьных каникул, по нему отмечают праздники и проставляют подписи в документах, именно еврейский лунный календарь решает – можно ли сегодня веселиться, мыть дома посуду или принимать гостей.

Суббота для евреев – священный день, когда всё в городах «вымирает»: в субботу вы ни то, что ни купите продуктов на рынке, но и не доедете куда нужно на общественном транспорте. В этот день истинные евреи не выполняют никакой физической работы, не веселятся, не смотрят телевизор и не отвечают на телефонные звонки. Шаббат – время отдыха, время для семьи и дружбы. В Шаббат нельзя включать свет, вечером в пятницу женщина зажигает свечи. Их ставят на праздничный стол. Перед трапезой читаются молитвы над вином и хлебом. Вино наливают всем присутствующим.

Одним из самых интересных праздников является Еврейский Новый Год или «Рош-ха-Шана» , который по нашему привычному календарю приходится в период с 5 сентября по 5 октября.

На новогоднем еврейском столе обязательно присутствует мёд, в котором макают первый кусок хлеба и дольку яблока на сладкую жизнь

Йом-Кипур – самый святой день в году. Двадцать пять часов верующие евреи постятся, не моются, не надевают кожаную обувь. Молятся в синагоге. «День искупления» завершается протяжным звуком бараньего рога – шофара.
В ноябре – декабре в Израиле Ханука. Когда наступает вечер, зажигают светильники (ханукие) над входом в дом или на подоконнике. Каждый день добавляют новый огонек, пока их не станет восемь.
По обычаю в это время готовят пончики и картофельные оладьи. У детей каникулы.

Самый веселый праздник – Пурим - отмечают в конце февраля. Устраивают карнавалы, танцуют, веселятся. На праздничном столе сладости, вина, торты и самое главное блюдо Пурима – гоменташен (треугольные пирожки с маком иизюмом).

В марте – апреле у евреев Песах (Пасха). К празднику готовятся заранее: из дома выносятся все кушанья из квашенного теста. На стол подают мацу (пресные лепешки), которую едят семь дней.


Свадьба в Израиле носит название кидушин, что означает посвящение. Невеста посвящает себя жениху. Празднуют свадьбу обычно на свежем воздухе. Над головами жениха и невесты держат специальный навес – хулу. Он символизирует их общий дом. Гости и хозяева пируют семь дней.

Историческая справка

Какой народ имеет самые крепкие корни на нашей планете? Пожалуй, этот вопрос является актуальным для любого историка. И практически каждый из них с уверенностью ответит – еврейский народ. Несмотря на то, что человечество населяет Землю уже сотни тысяч лет, свою историю мы знаем в лучшем случае за последние двадцать веков нашей эры и приблизительно столько же до н. э.

Но история еврейского народа берет свое начало значительно раньше. Все события в ней тесно переплетены с религией и заключаются в постоянных гонениях.

Первые упоминания. Несмотря на их немалый возраст, первые упоминания о евреях берут свое начало со времен построек пирамид египетских фараонов. Что же касается записей их самих, то история еврейского народа с древнейших времен начинается с его первого представителя - Авраама. Сын Сима (который, в свою очередь, приходится сыном Ною), он родился на просторах Месопотамии.

Будучи взрослым человеком, Авраам переселяется в Ханаан, где знакомится с местным населением, подверженным духовному разложению. Именно здесь Бог берет под свое покровительство сего мужа и заключает с ним договор, тем самым ставя свою метку на него и его потомков. Именно с этого момента и начинаются события, описанные в евангельских рассказах, которыми так богата история еврейского народа. Кратко она заключается в следующих периодах: библейском; древнем; античном; средневековом; новом времени (включая холокост и возвращение евреям Израиля).

Перемещение в Египет . В землях Ханаана Авраам заводит семью, у него появляется сын Исаак, а от него - Иаков. У последнего, в свою очередь, рождается Иосиф – новая яркая фигура в евангельских рассказах. Преданный своими братьями, он попадает в Египет в качестве раба. Но все-таки ему удается освободиться от рабства и, более того, стать приближенным самого фараона. Этому явлению (нахождению жалкого раба в свите верховного правителя) способствует недалекость самого рода фараона (гиксосы), который попал на трон ввиду гнусных и жестоких действий, повлекших свержение предыдущей династии. Оказавшись у власти, Иосиф перевозит в Египет своего отца с его семьей. Так начинается укрепление евреев на определенной местности, что способствует их быстрому размножению.

Начало гонений. История еврейского народа из Библии показывает их как мирных пастухов, занимающихся исключительно своим делом и не встревающих в политику, несмотря на то, что династия гиксосов видит в них достойного союзника, выдавая им лучшие земли и остальные необходимые для хозяйства условия. До входа в Египет род Иакова насчитывал двенадцать племен (двенадцать колен), которые под покровительством фараонов-пастухов разрослись до целого этноса со своей культурой. Далее история еврейского народа повествует о плачевных для него временах. Из Фив в столицу Египта выходит армия с целью свергнуть самозваного фараона и установить власть истинной династии. Это у нее в скором времени и получается. От расправы над фаворитами гиксосов они все-таки воздерживаются, но при этом превращают их в рабов. Долгие годы рабства и унижения терпят евреи (210 лет рабства в Египте) до прихода Моисея.

Моисей и вывод евреев из Египта История еврейского народа в Ветхом Завете показывает Моисея как выходца из обычной семьи. На то время власти Египта не на шутку встревожились ростом еврейского населения, и был издан указ - убивать каждого рожденного в семье рабов мальчика. Чудом оставшийся в живых, Моисей попадает к дочери фараона, которая усыновляет его. Так молодой человек оказывается в правящей семье, где ему открываются все тайны правления. Тем не менее он помнит свои корни, что начинает мучить его. Ему становится невыносимо от того, как египтяне обращаются с его собратьями. В один из прогулочных дней Моисей убивает надзирателя, который жестоко избивал раба. Но оказывается преданным тем же рабом, что приводит к его бегству и сорокалетнему отшельничеству в горах. Именно там к нему обращается Бог с указом вывести его народ из земель египетских, при этом наделяя Моисея невиданными способностями. Дальнейшие события включают в себя различные чудеса, которые Моисей демонстрирует фараону, требуя освободить свой народ. Не заканчиваются они и после выхода евреев из Египта. История еврейского народа для детей (евангельские рассказы) показывает их как: десять казней Египта; расход реки перед Моисеем; выпадение манны небесной; раскол скалы и образование в ней водопада и многое другое.

После выхода евреев из-под власти фараона, их целью становятся земли Ханаана, которые отведены им самим Богом. Именно туда и направляется Моисей со своими последователями.

Образование Израиля Спустя сорок лет Моисей умирает. Прямо перед стенами Ханаана, где отдает свою власть Иисусу Навину. Тот в течение семи лет завоевывает одно ханаанское княжество за другим. На захваченной земле и образуется Израиль (в переводе с иврита «богоборец»). Далее история еврейского народа повествует о становлении города - как столицы еврейских земель, так и центра мира. На его троне появляются такие известные личности, как Саул, Давид, Соломон и многие другие. В нем воздвигается огромный храм, который рушат вавилоняне и который восстанавливается вновь после освобождения евреев мудрым персидским царем Критом. Израиль делится на два государства: Иудею и Израиль, которые впоследствии захватывают и рушат ассирийцы и вавилоняне.

В итоге спустя несколько веков после завоевания Иисусом Навином Ханаанских земель, еврейский народ разбредается по всей земле, потеряв свой дом.

Последующие времена После развала иудейского и иерусалимского государств история еврейского народа имеет несколько разветвлений. И практически каждое из них доходит до наших времен. Пожалуй, нет ни одной стороны, куда бы ни отправились евреи после потери земли обетованной, как и нет ни одной страны в наше время, где не существовало бы еврейской диаспоры.

И в каждом государстве встретили «божий народ» по-разному. Если в Америке у них автоматически появились равные с коренным населением права, то ближе к русской границе их ждали массовые гонения и унижения. И лишь только в 1948-ом году по решению Организации Объединенных Наций евреям возвращена их «историческая родина» – Израиль

Национальная одежда

Традиционная одежда евреев достаточно колоритная, что позволяет им выделяться из толпы, облачаясь в вещи в национальном стиле.


Как и все национальные костюмы, еврейский традиционный наряд имеет богатую историю. Создавался он с расчетом на то, чтобы евреи могли ассимилироваться в любой стране. Причиной такого желания была нелюбовь представителей многих стран к лицам еврейской национальности. Первые традиционные наряды создавались под влиянием вавилонян. Освободившись от рабства, евреи продолжали носить две рубашки (одну полотняную, другую шерстяную), кафтан и широкий пояс .

Во время царствования Соломона еврейские наряды стали роскошнее – использовались легкие воздушные ткани, костюмы украшались золотой вышивкой и драгоценными камнями. Знатные женщины любили вплетать нити жемчуга даже в свои прически, подчеркивая при этом свое социальное положение.

Но со временем такая роскошь исчезла из нарядов простых евреев. Традиционная одежда стала более сдержанной, много внимания уделялось деталям и тому, чтобы наряд подчеркивал религиозность человека и его принадлежность к определенной общине .

Еврейская культура всегда была исключительно городской . Поэтому женщины не занимались изготовлением материала самостоятельно, а покупали его. Материалы использовались самые разные, от более дешевых, до дорогих.

Традиционный мужской костюм состоит из простого черного сюртука и накидки .

Еврейское название этой накидки – «талит катан». Это неотъемлемый наряд национального одеяния, который представляет собой тканевый прямоугольник черного цвета с прорезью для головы и специальными кисточками по краям. Каждая из них заканчивается восемью нитями.

Женский национальный костюм состоит из платья или блузки с юбкой и передника . Передник выполнял не только функцию защиты от бытовой грязи, но и охранял от сглаза.

Платья женщин старой веры были длинными и украшенными ручной вышивкой или кружевом. Руки скрывали за длинными рукавами, сужающимися к запястьям. В таком платье был также ворот стойка, украшенный кружевом и плотно обхватывающий шею. Плотным кольцом талию обхватывал и кожаный пояс.

Каждый еврей свой традиционный наряд дополняет головным убором . Иногда их бывает даже несколько сразу – ермолка и поверх нее «каскет» или же «дашек». «Каскеты» внешним видом напоминают кепки старого фасона и широко распространены среди евреев, проживающих на территории России и Польши.

В повседневной жизни частью традиционного еврейского костюма является черная шляпа. Этот лаконичный головной убор, несмотря на кажущуюся простоту, очень много может рассказать о своем владельце.

В современном мире традиционный еврейский костюм все еще достаточно популярен . Религиозные евреи также используют ермолки и традиционные накидки. Полноценный костюм используется для различных торжественных мероприятий и собраний.

Традиционный еврейский костюм – это отражение всех особенностей мировоззрения этой нации. Каким бы переменчивым ни был мир вокруг, евреи успешно подстраиваются под изменения в нем. Так и их национальная одежда, меняясь в зависимости от эпохи и места обитания, остается уникальной и не похожей на костюмы других народностей.

Национальное блюдо

Блюда, созданные еврейской кухней, могут рассказать об истории, образе жизни, национальных вкусах народа. Определенный след оставили в еврейской кухне религиозные обычаи, которые наложили специфические ограничения на выбор и смешивание определенных видов продуктов. Так, ни в блюдах ни в меню нельзя сочетать мясо и молоко. Не разрешается к употреблению кровь и свинина.

В еврейской кухне отчетливо видны и элементы рационального питания. Из продуктов животного происхождения наибольшей популярностью пользуются рыба и мясо птицы, которые являются продуктами высокой пищевой и биологической ценности.

В еврейской кулинарии ограниченно применение пряностей как по ассортименту (лук, чеснок, хрен, укроп, черный перец, имбирь, гвоздика, корица), так и по количеству. Все направлено на сохранение нерезкого, естественного вкуса блюд. Вообще же, своеобразие еврейской кухни состоит в несложном составе блюд и быстром их приготовлении.

Вот рецепт одного из них:

Традиционное еврейское блюдо – Латкес

Латкес - это одно из множества традиционных блюд, которые чаще всего готовятся именно на Хануку. В этот день обилие , на кото готовят все , совершенно не ограничено.

В чём же заключается суть этого праздника? Согласно преданиям, когда евреи поднялись на Храмовую гору и очистили Храм, они должны были освятить его зажженной особым маслом лампадой. Но когда они стали искать масло, то обнаружился всего один кувшин, которого с натяжкой хватило бы на один единственный день горения лампады. Но делать было нечего, менору все-таки зажгли, так как Храм нужно было освятить. И произошло чудо! Золотая менора горела на протяжении восьми дней! Именно столько времени нужно для того, чтобы приготовить новое масло. И теперь светлый праздник Ханука празднуется именно восемь дней, ровно столько, сколько длилось чудо.

Во время этого праздника люди зажигают большое количество свечей и готовят разнообразнейшие угощения, используя большое количество растительного масла, о чем мы упоминали ранее. Одним из таких угощений как раз и является латкес, или по-нашему драники. Как приготовить классический еврейский латкес вы узнаете из нашего рецепта, а пошаговые фото помогут вам визуализировать процесс приготовления.

Ингредиенты:

Картофель (3 средних клубня);

Лук (1/4 шт.);

Куриное яйцо (1 шт.);

Мука (1 ст.л.);

Сыр пармезан (1 ст. л.);

Перец черный молотый по вкусу;

Соль (по вкусу);

Масло для жарки.

1. Для начала берем все ингредиенты и выкладываем их перед собой на стол, чтобы убедиться, что мы ничего не забыли. Если здесь все в порядке, то можете смело переходить к следующему шагу.

2. Возьмите картошку и измельчите на крупной терке. Лук можно измельчить с помощью блендера. Затем отожмите из картофеля лишний сок. Чем суше она будет - тем лучше. Смешайте в удобной миске те ингредиенты, что изображены на фото ниже.

3. Сковороду обильно поливаем растительным маслом. Не переборщите, латкес не должны утопать в масле! Прогреваем сковороду, затем берем картофельную массу (1-2 столовых ложки) и выкладываем на сковороду. С помощью лопатки сплющиваем массу и ждем, пока она не обжарится до золотистой корочки.

5. Теперь можем снимать наше блюдо с огня, раскладывать по тарелкам и подавать к столу, приправив сметаной и не дожидаясь, пока латкес остынут.

История еврейского народа, насчитывающая несколько тысячелетий, полна драматических и трагических коллизий. Свыше четырех тысячелетий евреи жили (и поныне живут) в соседстве с самыми разными народами. Неудивительно, что они волей-неволей перенимали чужие обычаи. Удивительно другое: во всех еврейских общинах - от России до Австралии, от Америки до Китая - очень многие обряды, ритуалы и фольклорные представления сходны. За четыре тысячелетия успела взойти и закатиться звезда не одной цивилизации. (Вспомним курс школьной истории: Египет и Древняя Греция, Древний Рим и Византия…) Как же удалось этому небольшому, рассеянному по всему миру народу сохранить незыблемыми свои традиции и обычаи? Может быть, дело в том, что еврейский народ с самых древних времен был народом книжным. Практически вся еврейская культура - в том числе и фольклор, и ритуальная практика - зиждется на священных книгах, общих для всех евреев, где бы они ни жили.

Мы хотим рассказать здесь о традициях и ритуалах, связанных в иудаизме с беременностью, родами и первыми днями жизни ребенка. Однако в таком рассказе нам неизбежно (по указанным выше причинам) придется ссылаться на еврейские священные книги - например на Тору и Талмуд. Наверное, не все знают, что это за книги, и мы сочли возможным предпослать этой статье небольшой очерк, который позволит любознательным читателям немного сориентироваться в еврейской религиозной литературе, служащей истоком и основой всех ритуалов, обрядов и традиций еврейского народа.

Еврейскому народу человечество обязано одним из древнейших в истории человечества литературно-исторических памятников - Библией. Библию считают своим священным писанием две религии - иудаизм и христианство. Согласно иудаистскому вероучению, еврейский народ заключил с Богом Завет - своего рода договор между Богом и людьми. Вся религиозная жизнь евреев пронизана напряженным ожиданием прихода Мессии - Божьего посланника, который избавит наконец еврейский народ от тяжких страданий, преследующих его на протяжении всей его истории. Христиане же считают, что Спаситель - Иисус Христос - уже был послан человечеству (а не одним только евреям). Именно об этом повествует Новый Завет, не признаваемый иудаистами. (Т.е. христианская Библия, в отличие от еврейской, состоит из двух частей - Ветхого Завета и Нового Завета.) Ядро Ветхого Завета составляет так называемое Пятикнижие, состоящее, как легко догадаться, из пяти книг: Книга Бытия, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. Пятикнижие по-еврейски - Тора. С тех пор как Моисей заключил Завет с Господом, жизнь правоверного еврея строжайшим образом регламентирована. Что, как и когда есть? Как жениться, выходить замуж, рожать, хоронить? Ответ на все эти вопросы иудаисты находят - наряду с Торой - в Талмуде. После бегства еврейского народа из египетского рабства, во время сорокалетних странствий по пустыне пророк Моисей взошел однажды на гору Синай, где принял от Бога каменные скрижали с высеченными на них заповедями, данными Богом своему народу. Однако считается, что Моисей удостоился еще и беседы с Богом и получил от него некие устные указания, которые и стали позднее основой Талмуда.

Итак, что делают и чего не делают правоверные евреи в связи с беременностью, родами и в первые дни жизни новорожденного? Расскажем обо всем по порядку.

Беременность

Никаких магических или мистических ритуалов, связанных с беременностью (как, впрочем, и с родами), в Библии нет, зато ими изобилует Талмуд.

Считалось, что беременную женщину постоянно подстерегают злые духи, от которых ее всячески старались оберегать. В доме вывешивали амулеты со стихами из Библии. В восточных еврейских общинах существовал обычай, называвшийся «хадаш» («новый»), когда за неделю до родов к беременной приходили девушки-подруги и пели специальные песни, в которых просили дарования счастливой судьбы новорожденному. В еврейских общинах Германии было принято очерчивать мелом или углем круг на стенах помещения, где должны были проходить роды. Здесь тоже за несколько дней до родов беременную женщину непременно навещали каждый вечер - правда, приходили не девушки, а мальчики, - чтобы читать специально предписанные для этого случая псалмы. Иногда гости оставались на ночь и «охраняли» беременную. Дело в том, что у постели беременной, согласно Талмуду, должны безотлучно присутствовать три человека, призванные оградить ее от козней злых демонов. Иногда в доме будущей матери с той же целью вешали полоски бумаги с текстом одного из псалмов - над окнами, дверью, отверстием печной трубы и другими отверстиями, через которые, как полагали, в дом может проникнуть нечистая сила.

Роды

Уже в Торе - самой древней из всех известных нам еврейских священных книг - есть заповедь «плодиться и размножаться» - первое повеление, данное человечеству Богом. И там же сказано, что родовые муки - это наказание за грехопадение человечества. Интересно, что в дальнейшем это представление получило логическое развитие: если тяжелые роды - это кара за непослушание, то, соответственно, легкие роды, без боли и мучений, - это награда за праведность. Не случайно в Талмуде приводится история о том, что мать Моисея была избавлена от проклятия Евы благодаря своему благочестивому поведению. В Библии упомянуты и повивальные бабки. Проанализировав библейские описания родов, ученые пришли к выводу, что в те времена женщины рожали, сидя на особом стуле, который назывался «машбер», или на коленях мужа, а повивальные бабки помогали принимать роды. Роженица в Талмуде называется «хайта» («ожившая») или «махбалат» («залог»): по талмудическим представлениям, в момент родов она как бы временно умирает и находится во власти смерти, а потом возвращается к жизни.

У евреев, как и у многих других народов, в частности у славян, считалось, что облегчению родов способствует отсутствие любого рода застегнутых и закрытых предметов в одежде роженицы и в помещении, где происходят роды. Женщине расстегивали все пуговицы и застежки на платье, снимали пояс, распускали волосы. В доме открывали все окна и двери. Помимо этого, завешивали зеркала, так как верили, что в них скрывается Сатан и другие демоны. Талмудисты полагали, что страдания женщины при рождении девочки сильнее, чем при рождении мальчика. При особенно трудных родах в руку роженицы вкладывали ключ от синагоги, а рядом с ней клали ленты, которыми опоясывают свиток Торы. В некоторых еврейских общинах (например, на Украине) в особенно тяжелых случаях родственники роженицы даже специально шли в синагогу и открывали ковчег, в котором хранится свиток Торы, - так называемый Арон Кодеш. Вероятно, этот обычай евреи заимствовали у соседей-христиан, поскольку у славян было повсеместно принято в подобной ситуации просить священника открыть Царские Врата в алтаре церкви. И священники, и раввины долгое время пытались (не очень успешно) бороться с этой традицией.

Суббота для правоверных евреев - священный день, когда запрещена какая бы то ни было работа - нельзя даже зажигать огонь и включать/выключать электрический свет. Однако ради рождения ребенка и здоровья роженицы еврейский Закон разрешает нарушать субботу и все остальные праздники. Правда, если то или иное действие не диктуется непосредственной опасностью для жизни и здоровья роженицы или младенца, в субботу от этого действия все же старались воздержаться. Например, если роды проходили в будний день, «детское место», или послед, следовало сразу предать земле в виде залога того, что и человек со временем будет возвращен земле. В субботу послед не хоронили, но сохраняли кто где мог: знатные женщины - в чашах с оливковым маслом, победнее - в шерстяных лоскутках, а совсем бедные - в вате.

После родов

После родов и роженица, и новорожденный продолжают пребывать в переходном, «пограничном» состоянии между жизнью и смертью, между тем миром и этим. В течение нескольких дней после родов разрешается нарушить субботу, чтобы развести огонь для роженицы, разогреть еду и т.д. Одни раввины полагают, что этот период исчисляется тремя днями, другие - семью, третьи - тридцатью. Характерно, что именно эти цифры - три, семь и тридцать - являются различными этапами траура по умершему человеку.

Некоторое время после родов женщина считается ритуально нечистой. Согласно библейской заповеди, после рождения мальчика женщина остается нечистой семь дней, а потом еще 33 дня она должна «сидеть в очищении» - не прикасаться ни к чему священному. После рождения девочки все сроки увеличиваются вдвое: женщина считается нечистой две недели, а потом «сидит в очищении» 66 дней. В одной из книг это объясняется следующим образом: хотя мужчина и женщина были сотворены в один день, Адам был введен в райский сад через неделю, а Ева - лишь через две недели после появления на свет, поэтому у мальчиков есть преимущество в сроках перед девочками.

В случае рождения мальчика самым тяжелым этапом для роженицы и ее сына считается период от родов до обрезания. В одной средневековой еврейской книге X века встречается интересный рассказ о женском демоне Лилит.
Первая жена Адама, Лилит, была, как и Адам, сотворена из земли. Они жили в райском саду и однажды решили заняться любовью. Лилит потребовала равноправия - она захотела лежать сверху. Адам ей этого не позволил, тогда она произнесла тайное имя Бога и исчезла. Адам возмутился, воззвал к Господу, и Господь создал ему из его собственного ребра вторую жену - Еву, «плоть от плоти», которая была во всем послушна Адаму. А вдогонку Лилит Господь послал трех ангелов - Санви, Сансанви и Самангелофа. Они нашли Лилит стоящей посередине моря и заключили с ней договор. Лилит пообещала, что будет вредить только маленьким детям до дня обрезания и не будет трогать тех детей, рядом с которыми она увидит этих трех ангелов или амулеты с их именами.

С тех пор во многих общинах принято до обрезания класть в колыбель к младенцу амулеты с именами этих ангелов. Евреи верили, что злые духи становятся очень опасными накануне обрезания, тогда как после совершения этого обряда младенец значительно меньше может опасаться их власти. Чтобы отвести опасность, применяли всевозможные амулеты и совершали магические обряды. В европейских (ашкеназских) общинах в ночь накануне обрезания совершали «вахнахт» - «ночное бдение» у постели матери и младенца, во время которого зажигали как можно больше свечей, а родственники читали молитвы и устраивали особую трапезу.

Мальчики: обрезание

Важнейшая веха в жизни мальчика (о девочках мы поговорим чуть позже) - обрезание. Обрезание - это удаление «крайней плоти», т.е. кожи на конце пениса. Оно практиковалось и практикуется у многих народов. Существуют резные изображения древних египетских жрецов в момент обрезания; у римлян певцы проходили эту операцию, считая, что это улучшает голос. Сегодня многие мужчины-неевреи делают обрезание просто потому, что полагают, что крайняя плоть легко становится источником инфекций, если не содержится в чистоте. Однако еврейское (и мусульманское) обрезание - это не просто хирургическая операция. Оно делается из религиозных, а не из медицинских соображений. Обрезание в иудаизме знаменует присоединение человека к Завету между Богом и еврейским народом. Согласно еврейской традиции, обрезание должно состояться на восьмой день - даже если этот день придется на субботу или на праздник. Однако если есть опасения за здоровье ребенка, обрезание переносится на более поздний срок. Обрезание - событие радостное, на эту церемонию приглашают много гостей, устраивают обильную трапезу, младенцу дарят подарки. По традиции европейских евреев (ашкеназов) перед обрезанием родители должны выбрать мужчину и женщину, обычно супругов, которые будут «кваттерами» («приносящими»). Кваттеры приносят ребенка к обрезанию. Их участие в дальнейшей жизни ребенка напоминает функцию крестных родителей в христианском мире. По Закону обрезание может сделать любой человек - неважно даже, мужчина или женщина, - однако в течение многих веков обряд обрезания по традиции исполняется человеком, специально обученным этому ремеслу. Такого человека называют «мохель». Когда он готов приступить к операции, женщина, кваттерин, берет младенца у матери и несет его на подушке в комнату, где собрались мужчины. Там она передает ребенка своему мужу, кваттеру, который относит его к мохелю.

Отец ребенка стоит рядом. Прежде чем провести обрезание, мохель помещает ребенка вместе с подушкой на свободный стул, который называется креслом Ильи-пророка. Существует древнее поверье, что дух этого пророка присутствует на каждом обрезании. Затем младенца кладут на колени к человеку, выбранному на роль «сандака» («принимающего»).

На протяжении всей процедуры сандак держит младенца на коленях. Миссия сандака считается очень почетной. Родители обычно просят стать сандаком дедушку ребенка или уважаемого члена общины. Как только обрезание сделано, отец произносит благословение, в котором говорится о том, что Бог повелел проделывать это, чтобы ребенок мог присоединиться к Завету. Потом мохель берет мальчика на руки, благословляет его и нарекает ему имя, заранее выбранное родителями.

Девочки: наречение имени

Девочкам имена присваиваются по-другому. Обычно это происходит в синагоге, в первую субботу после рождения ребенка. Отца девочки просят при этом прочитать текст Торы.

Евреи-сефарды, жители восточных общин, издревле называют детей именами ближайших родственников: отца, матери, бабки и т.д. Среди европейских евреев (ашкеназов) не принято давать ребенку имя человека, который еще жив. Широко распространен обычай называть детей именами праведников (цадиков). Считается, что праведность великого человека помогает тому, кто носит его имя, идти по верному жизненному пути.

Представить себе образ жизни наших праотцов, Авраама, Ицхака и Яакова, не так уж и сложно – достаточно посетить лагерь бедуинов где-нибудь в Иудейской пустыне. Надо только предварительно попросить их спрятать генератор и тарелку спутникового телевидения. Жизнь евреев эпохи Второго Храма мы тоже знаем неплохо: быт этого по преимуществу земледельческого населения во множестве подробностей описан в Талмуде. Но как был устроен быт наших предков после исхода из Египта и во время завоевания Святой земли? Когда не было еще городов и царей, а историю творили библейские пророки.

Однако в книгах пророков Иегошуа и Шмуэля, равно как и в книге Судей бытовых подробностей совсем немного. Может ли нам помочь археология? И археологи, и текст Священного Писания едины: сначала евреи поселились в трех гористых районах страны – в Иудее, Самарии и в долине реки Иордан. Политики, называющие эти земли «оккупированными территориями», наверное, имеют в виду, что оккупировали их евреи 35 веков тому назад.

Раскопки показывают, что около XV в. до н.э. большинство поселков и городов в этих горах были разрушены, а население их исчезло, хотя ханаанейцы в долинах и филистимляне у моря продолжали жить еще веками. По прошествии ста лет на месте разрушенных поселений или вблизи с ними стали возникать поселки нового народа. И про народ этот известно, что он не ел свинины – обычно в ханаанейских раскопках свиные кости составляют около пятой части всех костей, в этих раскопках не обнаружено ни одной. А найденные остатки посуды были практически идентичны тем, что спустя несколько веков распространятся в городах и поселках еврейского царства. Так что, по всему судя, это и были наши предки.

Устройство их домов было практически стандартным во всех новых поселениях. При входе в дом ты попадал в длинный открытый двор. Во дворе были обычно два длинных помещения. Одно – закрытое, служило кухней, там же изготавливали керамическую посуду для домашних нужд. Другое – крытый двор, в котором женщины пряли и ткали. Печь для хлеба и очаг для приготовления еды стояли иногда в открытом, но чаще в крытом дворе. А в глубине шло четвертое помещение, служившее спальней.

Археологи подметили, что это отсутствие внутренних и проходных комнат давало возможность мгновенно попасть из центрального двора в любое помещение и отличало еврейские дома от других домов той эпохи. Можно увидеть в этом иллюстрацию большего равноправия, заложенного в иудаизме.

Пол в домах был всегда земляным, и обязательным орудием в доме был каменный ручной каток, которым регулярно утрамбовывали пол. Крыша дома тоже не пропадала даром – на ней сушили фрукты, хранили бочки с вином и маслом. Иногда на ней устраивали и небольшой чердак.

Поселения первых веков имеют и обычный общий план – группа домов, подобных описанному, обращены входом к центру. Вокруг группы домов, как правило, была стена, но совсем невысокая. Судя по ее виду, это была не столько оборонительная стена, сколько загон, в который можно было собрать на ночь скот.

Интересно, что описанный план дома был почему-то настолько важен нашим предкам, что они продолжали его использовать даже по прошествии нескольких веков – до самого вавилонского пленения. Однако вначале все дома были на одно лицо, и совершенно невозможно опознать дома вождей или правителей, а во времена царства мы уже видим дома большие и маленькие, богатые и бедные.

Произошли со временем, естественно, и другие изменения. Например, первые несколько сотен лет мы не находим у евреев никакой письменности – в отличие от многих соседей. Только с установлением твердой центральной власти грамота начинает распространяться в народе. Для изготовления орудий труда и оружия в первые века евреи пользовались почти исключительно бронзой, и лишь семь процентов найденных орудий были железными. Ко времени создания царства железные орудия уже вытесняют бронзовые.

Я уже начал писать эту статью, когда на территории нашего поселка Нокдим, находящегося на краю Иудейской пустыни, археологи раскопали небольшую ферму практически тех времен – 8 или 7 века до н.э. И обнаружили всё тот же план дома со складом и загоном для скота. Археологи уверены, что это было единственное поселение на этом холме – от зари времен и до основания нашего поселка около сорока лет назад.

Стояли мы на холме и представляли себе их жизнь: несколько домов, овцы в загоне, огонь в очаге. А вокруг – безлюдная пустыня на многие километры, лишь к западу стоял небольшой город тех времен – Ткоа. Похоже, что такими одинокими фермами и жили наши предки в описанные времена.

Пророк Амос в первых словах своей книги представляется: «Слова Амоса, что был одним из пастухов в Ткоа». Если не прямо на этой, то на точно такой же ферме вырос великий пророк, сначала предсказавший страшные наказания за несправедливость, но закончивший словами, которые так хорошо звучат сейчас на холмах Иудеи и Самарии: «“И возвращу Я изгнанников народа моего, Израиля, и отстроят они опустевшие города, и поселятся в них, и насадят виноградники, и будут пить вино из них, и разведут сады, и будут есть плоды их. И насажу Я их на земле их, и не будут они больше вырваны из земли своей, которую Я дал им”, – сказал Господь Б-г твой».