Закон в израиле о возвращении бывших репатриантов. История возвращения еврейского народа на родину

Израиль заинтересован в возвращении евреев на родину, что в государстве закреплено на законодательном уровне. Для иностранных граждан, которые имеют еврейские корни, был принят специальный закон и создана программа репатриации.

Документ был одобрен Кнессетом в 1950 году. Он четко оговаривает, кто имеет право репатриироваться, и как именно осуществляется этот процесс. Стоит познакомиться с программой, которая предполагает автоматическое получение гражданства, если иностранец прибывает в Израиль, опираясь на Закон о возвращении.

Хотя закон был принят много лет назад, пока что не утихают споры насчет нескольких юридических моментов. В первую очередь не все довольны определением, кого можно относить к евреям. Поскольку на уровне иудейского права еврейство передается по женской линии. Но закон позволяет рассчитывать на репатриацию и в том случае, если гражданин России или другой страны имеет предков с еврейскими корнями мужского пола.

В 1958 году была попытка зафиксировать документально определение, согласно которому евреем мог считаться любой иностранец, признающий себя таковым. От него не требовали особых доказательств еврейства. Но позже программа была откорректирована, поскольку религиозная партия потребовала, чтобы права на репатриацию лишили тех мигрантов, которые отказались от иудаизма и относятся к иной конфессии.

В настоящее время воспользоваться льготными условиями получения гражданства по программе репатриации имеют право выходцы из России и иных государств, которые являются потомками евреев вплоть до третьего колена. Также это актуально в отношении супругов, которые заключили брак с ребенком либо внуком еврея, гласит закон о возвращении. Преференции предусмотрены и в отношении усыновленных/удочеренных лиц.

Любопытно, что иностранцы, которые сегодня регистрируют отношения с израильтянами, лишены права на быстрое получение гражданства. Им необходимо пройти процедуру натурализации, а только потом можно рассчитывать на паспорт Израиля.

Реализация права на репатриацию

Граждане России, которые бы хотели репатриироваться в Израиль, должны сначала собрать документы и подать их в консульство, чтобы удостовериться, что имеют право воспользоваться программой.

Претендуя на репатриацию в Израиль, стоит пересмотреть все семейные архивы. Из них нужно взять свидетельства о рождении родственников, которые имеют еврейское происхождение. Также необходимы и другие документы: о заключении брака, об образовании, трудовые книжки.

Если есть родственники в современном Израиле, стоит обязательно собрать и их бумаги, а также предоставить контактные данные. Претенденты на участие в программе предоставляют и собственные документы, удостоверяющие личность. Еще нужно сделать фотографии на каждого члена семьи.

Важно знать, что подача бумаг осуществляется лично. При этом вся семья должна прийти в консульство в полном составе, включая детей, которым исполнилось три года.

Документы проверяет министерство внутренних дел, как то оговаривает закон о возвращении. Если оно не найдет причин отказать в праве на возвращение, тогда репатриантам в Израиль выдается виза.

Порой проверка затягивается. Иногда МВД требует предоставления дополнительных документов. Именно поэтому выходцам из России проще решать все задачи на родине, обращаясь в консульство, чем весь период ожидания решения проживать на израильской территории.

Важные задачи по прибытии в Израиль

Когда самолет приземляется в аэропорту Бен-Гуриона, гостей ожидает множество процедур, обязательных к прохождению. Им обязательно нужно иметь с собой следующие документы:

  • загранпаспорт;
  • визу;
  • свидетельства о рождении/браке/разводе либо о смерти (если репатриацию в Израиль осуществляет вдовец/вдова);
  • фотоснимки для паспорта.

Сначала мигрантов ожидает паспортный контроль. Потом репатрианты в Израиль проходят в специальный зал в сопровождении представителей министерства абсорбции. Там осуществляется регистрация, выдача денежной помощи. Приезжий получает важные документы, которые ему нужно использовать для дальнейшего оформления по закону.

Согласно программе о возвращении, на руки дается удостоверение нового репатрианта (теудатоле). К нему прилагают направления для транспортировки из аэропорта и регистрации в больничной кассе, чтобы оформить страховку. Еще выходцу из России и любой иной страны выдадут теудатзеут - бланк, с которым нужно зарегистрироваться в реестре населения, а также платежное поручение. Последнее необходимо для открытия банковского счета.

Закон о возвращении предполагает предоставление помощи евреям и их потомкам, которые возвращаются на историческую родину. Она выражается в денежном пособии. Его размер вычисляют по количеству членов семьи, которая приезжает в Израиль. Если первая часть поступает на руки буквально по прибытии в страну, то потом средства начисляются через банк. Именно поэтому программа о возвращении и требует открытия банковского счета.

Если приезжие перевозят с собой бытовые приборы, за них предстоит заплатить пошлину. Но потом государство выплатит компенсацию. Если же семья переезжает с пустыми руками, на государственные деньги можно будет купить электроприборы уже по новому месту жительства.

Исторически сложилось так, что лица еврейской национальности, проживая во многих странах мира, своего государства не имели. В 1948 году оно было создано. После этого началась репатриация в Израиль евреев, которая продолжается и в настоящее время.

Раскрытие понятия

Под репарацией понимается возвращение евреев на родину. Для стимулирования этого процесса практически сразу после обретения страной независимости был принят Закон о возвращении в Израиль лиц еврейской национальности. В документе указано, что каждый человек, имеющий еврейские корни, может по своему желанию в любое время вернуться в Израиль, став его полноправным гражданином.

Для кого доступна

Лицу, которое хотело бы получить статус репатрианта, необходимо подтвердить, что у него есть еврейские корни. Как доказать что ты еврей? Для этого следует предоставить свидетельство о рождении, где была бы указана принадлежность к указанной национальности. Однако таким простым путём разобраться в этой проблеме удаётся далеко не всегда.

Сразу после начала процесса репатриации в Израиль хлынул большой поток переселенцев, многие из которых могли только на словах сообщить, что они являются евреями, не представив никаких подтверждающих документов. Чтобы навести порядок, в Израиле было принято решение передать этот вопрос в ведение раввинского суда, который имеется в каждой стране мира, где живут евреи.

Алгоритм действий здесь таков. Лицо, желающее подтвердить свои корни, обращается в раввинский суд и предоставляет туда все документы, которые хотя бы косвенно свидетельствуют о его принадлежности к этой национальности. Суд изучает представленные сведения и на их основании выносит решение, которое является обязательным для исполнения всеми государственными органами страны. Если оно положительное, то истец без проблем становится репатриантом. Если же вердикт раввинского суда будет отрицательным, то лицу, желающему перебраться на жительство на Землю обетованную, придётся идти другим путём.

Стать репатриантом также можно, приняв иудаизм. Однако подобным образом поступают не многие, так как после гиюра – так называется обряд посвящения – на них накладывается ряд ограничений в повседневной жизни, соблюдать которые готовы далеко не все.

Других способов репатриации нет, и те, кто захочет перебраться в эту страну, должны будут получить , затем право на ПМЖ и только после этого ходатайствовать о получении гражданства.

Какие существуют программы

Одной из основных задач государства является переселение на Землю обетованную как можно большего числа лиц еврейской национальности. Для этого разработаны программы репатриации в Израиль в 2019 году, которые призваны активизировать процесс переселения. Они рассчитаны на разные категории граждан, и тем, кто готовится к переезду, с ними следует заранее ознакомиться, чтобы выбрать подходящую.

Программу для себя смогут найти:

  • молодые люди, желающие получить в Израиле высшее образование;
  • квалифицированные специалисты;
  • одинокие люди, планирующие создать семью;
  • пенсионеры.

Также в стране имеются программы для лиц, имеющих определённые профессии. Например, на Земле обетованной есть нехватка среднего медицинского персонала, и те, у кого имеется подтверждённая документами специальность медсестры или медбрата и чей возраст не превышает 33-х лет, после полуторагодичной успешной стажировки в одном из медицинских учреждений страны сразу получают израильское гражданство.

Для детей и молодежи

Родители, получившие право на репатриацию, могут быть спокойны за будущее своих детей – в Израиле те смогут получить хорошее образование. Приехав, сыновья и дочери переселенцев будут сразу оформлены в детсад или в школу, где, помимо прочего, получат возможность освоить иврит. Молодых же людей, желающих стать студентами, ожидают подготовительные отделения вузов. Если выяснится, что абитуриенты недостаточно знают иврит, то у них будет возможность обратиться в ульпан и пройти курс подготовки. Первые 5 месяцев обучения бесплатны.

Какими правами наделены несовершеннолетние

В Израиле дети имеют права на:

  • жильё, питание и предметы быта;
  • медицинское обслуживание;
  • равенство;
  • возможность свободно высказывать своё мнение;
  • развитие себя как личности.

Случаи физического и морального насилия в семьях строго пресекаются действующими законами, вплоть до лишения отца и матери родительских прав и привлечения их к уголовной ответственности.

Программы абсорбции

Семьи, исповедующие иудаизм, могут воспользоваться программами адсорбции, предназначенными для правоверных иудеев. Чаще всего верующие переселенцы выбирают ту из них, которая называется «Дома вместе». Благодаря ей, они сразу погружаются в среду и получают возможность постоянного общения с местными жителями, что позволяет быстрее адаптироваться в стране. Правоверные иудеи, предпочитающие сельский образ жизни, часто выбирают переселение в кибуц, что тоже несложно сделать в рамках одной из программ адсорбции.

Трудоустройство и профподготовка

Программа переселения евреев в Израиль предусматривает определённые льготы для тех из них, кто владеет наиболее дефицитными в стране специальностями. Прежде всего, это касается возможности записаться на курсы переподготовки и подтвердить свой диплом или получить новую профессию. Перед тем , это на льготных условиях могут сделать лица, владеющие следующими профессиями:

  • юриста;
  • программиста;
  • банковского специалиста;
  • инженеров разной направленности.

Однако переезжающим в страну гуманитариям, например, филологам, не стоит огорчаться, т.к. они тоже смогут рассчитывать на льготы. Финансовая помощь доступна обучающимся в университетах студентам и работающим над диссертациями аспирантам – они могут рассчитывать на стипендию.

Получение льгот и пособий


Земля обетованная стремится создать своим новым гражданам все условия для быстрой адаптации в стране. В связи с этим система оказания им помощи постоянно совершенствуется. В 2019 году репатриантам в Израиле предоставляются существенные льготы. Главная из них – это освобождение от налогового обложения средств, поступающих из-за границы. Это очень существенно, если учесть, что все остальные граждане страны независимо от своих доходов в виде налогов должны перечислять в казну 50% заработанных средств. Названной льготой репатрианты имеют право пользоваться в течение 10 лет с момента переезда.

Для пенсионеров

Возраст перебирающихся в Израиль репатриантов неограничен, и в страну переезжает большое число пенсионеров, рассчитывающих на обеспеченную старость. Следует учитывать, что возраст выхода на больше, чем в России, поэтому реэмигрантам из нашей страны, которые здесь его достигли, а в Израиле нет, придётся ещё поработать. Пенсия в этой стране состоит из двух частей: пособия по старости и отчислений за трудовой стаж. На вторую составляющую смогут рассчитывать только те переселенцы, которые приехали в страну минимум за десять лет до достижения пенсионного возраста и все последующее время работали.

Государственные выплаты

Размер пенсии в Израиле напрямую зависит от продолжительности трудового стажа. Однако независимо от её величины, все переселенцы по линии репатриации смогут пользоваться рядом льгот. Так, они будут иметь право оплачивать только половину стоимости:

  • проезда в общественном транспорте;
  • пользования телевидением;
  • билетов на культурно-массовые мероприятия;
  • лекарств, входящих в социальную корзину.

Выплаты в этих случаях для пенсионеров-репатриантов непрямые – они просто будут вносить половину стоимости, а остальную часть доплатит государство.

Пособие по старости

Нередки ситуации, когда прибывшие в страну репатрианты достигли соответствующего возраста, но не имеют необходимого стажа для получения полной пенсии. В таком случае они могут рассчитывать на пособие по старости, но при этом должны соответствовать одному из следующих критериев:

  • жить в кибуце;
  • от государства получать пособие по безработице либо же в связи с потерей трудоспособности;
  • несмотря на пенсионный возраст, трудиться и, кроме того, иметь двоих детей.

Размер пособия привязан к прожиточному минимуму в стране и ежегодно пересматривается.

Для предприятий

Если у репатрианта за границей имеется фирма, то получаемый от её работы доход налогами в Израиле не облагается. Идя на такой шаг, государство рассчитывает, что вернувшиеся на историческую родину переселенцы будут инвестировать заработанные за рубежом средства в экономику Земли обетованной.

Использование собственных сбережений

В отдельных случаях репатриант может получить 20-летнюю отсрочку уплаты налога на прибыль. В частности, это возможно, если он докажет, что капитал, который её приносит, заработан до того, как его владелец перебрался в Израиль.

Основные этапы

Процесс репатриации сам по себе довольно сложен, и не каждый знает, с чего начать, чтобы потратить на него минимум времени и ресурсов. Чтобы процесс шёл гладко, можно заручиться поддержкой компетентного в вопросах эмиграции юриста или же всё сделать самому, строго придерживаясь приведенного ниже порядка действий.

Подготовка документов

На начальном этапе следует собрать необходимые бумаги для израильского консульства, которые бы подтверждали право лица на выезд в эту страну. Их список внушителен, и подойти к их сбору следует со всем тщанием – от этого зависит получение разрешения. Основными из документов являются:

  • загранпаспорт;
  • свидетельства о рождении и браке;
  • цветная фотография 3 ×4;
  • аттестат об окончании школы;
  • диплом вуза;
  • любые официальные бумаги, которые бы подтвердили, что выезжающий является евреем.

Если переселяющийся муж или жена берут с собой несовершеннолетнего ребёнка, то в числе документов для репатриации в Израиль из России должно быть нотариально заверенное разрешение на это от второго родителя. Каждый из представленных документов должен быть подлинным, так как в случае обнаружения любых фиктивных справок лицу, их представившему, въезд в страну будет закрыт на 10 лет.

Следует помнить, что выезжающий должен подтвердить наличие в Израиле жилья, в котором он после приезда смог бы остановиться. Здесь может быть ряд вариантов – от комнаты у родственников до общежития, предоставляемого «Сохнут», – но любой из них должен быть документально подтверждён.

Если есть судимость

Процесс возвращения на историческую родину лиц, преступивших закон и отбывших за это наказание, связан с определёнными сложностями. С одной стороны, на может рассчитывать любое лицо, доказавшее, что оно является евреем. С другой, страна не заинтересована в том, чтобы сюда на жительство перебирались личности с криминальным прошлым, поэтому в таких случаях во въезде часто отказывает.

Чтобы возвращение на историческую родину состоялось, будущий репатриант имеет возможность пойти двумя путями. Если он не спешит с переездом, то может просто дождаться погашения судимости – это в среднем занимает от 5 до 7 лет после окончания срока отбытия наказания – и затем законно получить справку, что он чист перед законом.

Если же лицо торопится с переездом, считает, что было осуждено незаконно и т.д., то может представить в консульство материалы по своему делу и дать по ним подробные разъяснения. Иногда это помогает получить разрешение на репатриацию.

Проверка в консульстве


После того как сбор документов завершён, следует записаться для собеседования в израильском консульстве. Сделать это можно по телефону или с использованием электронной почты. Перед беседой следует заполнить анкету репатрианта, где необходимо правдиво и исчерпывающе ответить на все поставленные вопросы.

Если в Израиль выезжает семья, то на встречу в консульство должны прибыть все её члены, включая несовершеннолетних детей.

Обращение за консультацией в агентство

У потенциальных переселенцев, как правило, возникает много вопросов, и они не всегда знают, как их решить. Проблемой репатриации в Израиль занимается агентство «Сохнут», созданное специально для этой цели.

Отдел «Сохнут», где оказывают помощь новым репатриантам, есть практически в каждом крупном городе, и найти его несложно. Помимо получения консультации, там можно записаться на курсы иврита и прибыть на Землю обетованную уже с определённым знанием языка. Кроме того, сотрудники агентства помогут переселенцу подобрать подходящую программу репатриации.

Перед вылетом

Перед тем как отправиться в Израиль, следует связаться с представителем Министерства алии и адсорбции – его телефон можно получить в «Сохнут» – и сообщить ему номер рейса. В этом случае прибывшего на Землю обетованную репатрианта встретят в аэропорту и помогут быстро пройти все процедуры. В случае если имеет место накладка, и прибывшего никто не встретил, можно бесплатно позвонить со специального телефона уже в израильском аэропорту.

Дальнейшие действия по прибытии в страну

После того как самолёт приземлился в Израиле и пограничный контроль и таможня успешно пройдены, репатрианты могут считать, что основные сложности, связанные с переездом, уже позади. Им останется лишь посетить несколько учреждений, после чего следует заниматься вопросами трудоустройства и налаживания быта.

Открытие банковского счета

Сразу же после прибытия репатрианту нужно обзавестись собственным счётом, а для этого посетить банк. Это необходимо, прежде всего, для того, чтобы на него могли поступать средства, положенные переселенцу в виде помощи со стороны государства. Выбор банка репатриант делает сам исходя из предлагаемых там условий. Сама процедура открытия счёта занимает не более 15-20 минут.

Посещение Министерства алии и абсорбции Израиля

Лицо, совершившее алию в Израиль, на первых порах нуждается в советах и практической помощи по разным вопросам, будь то собственное трудоустройство или оформление детей в садик. Этим занимается Министерство алии и адсорбции, представительства которого открыты во всех крупных населённых пунктах страны. Сразу после приезда туда следует зайти, чтобы получить свидетельство репатрианта, дающее право на льготы, а также оставить реквизиты банковского счёта для переводов. Здесь же репатриант сможет получить номер телефона, по которому можно будет позвонить для оперативной консультации по возникшему вопросу.

Регистрация и оформление медицинской страховки


Болезнь может подстеречь человека в самый неподходящий момент, поэтому в один из первых дней пребывания в стране репатрианту нужно прикрепиться к больничной кассе. Медицинское страхование в Израиле осуществляют четыре таких кассы, репатриант вправе выбрать любую из них.

Каждая из данных организаций имеет свою специфику, но срочную медицинскую помощь можно будет получить в любой из них. Обычно репатрианты предпочитают ту поликлинику или больницу, которая ближе всего от их дома. Для прикрепления в любом почтовом отделении следует воспользоваться услугой «ораат кева», после чего счёт переселенца будет прикреплён к выбранной им больничной кассе.

Повторная репатриация в Израиль

Бывают случаи, когда переселенец, прожив на Земле обетованной какое-то время, надолго покидает её, а затем хочет вернуться сюда опять, повторно получив статус репатрианта. Это можно сделать, однако следует учитывать, количество льгот, положенных второй раз возвращающемуся на историческую родину лицу, будет сокращено до минимума. Кроме того, если он отсутствовал в Израиле более пяти лет, то столкнётся с бюрократическими препонами, и оформление разрешительных документов займёт много времени.

Повторно репатриирующееся лицо должно знать о том, что оно не сможет рассчитывать на медицинские льготы. Чтобы этого не произошло, лицам, выезжающим с Земли обетованной и знающим, что они сюда рано или поздно вернутся, стоит продолжить платить взносы в больничную кассу. В этом случае их льготная медицинская страховка сохранится и, вернувшись, они смогут продолжить ею пользоваться.

В заключение

Еврейская мудрость учит: «Весело приветствуй каждого». Поэтому прибывшие репатрианты могут рассчитывать на радушный приём и всемерную поддержку практически любого гражданина этой страны, что даст им возможность быстрее приспособиться к новой жизни и стать своими на Земле обетованной. Остаётся только сделать первый шаг и подать документы на репатриацию.

Репатриация в Израиль Условия репатриации

Репатриация (от лат. repatriate ) - возвращение на родину. Репатриация евреев в Израиль носит название алия

Алия (ивр. ‏עלייה‏‎, буквально «подъём», «восхождение», «возвышение») - репатриация евреев в Израиль. Является одним из основных понятий сионизма, ныне закреплённым в законе Израиля «О возвращении».

Еврей, совершающий алию, называется на иврите словом «оле́» (в женском роде - «ола́», мн. ч. - «оли́м», во мн. ч. жен. рода - оло́т), эти слова иногда используются и в русских текстах, определяя недавно репатриировавшихся в страну Израиль.

Подавляющее большинство израильских евреев сегодня - либо олим, либо потомки совершивших алию в 1-4 поколениях.

В настоящее время миграция в Израиль из стран бывшего СССР (России, Украины и Белоруссии) идет в основном из периферийных городов с низким уровнем жизни и характеризуется низкой долей еврейской компоненты (то есть в Израиль в большой степени едут не этнические евреи, а потомки от смешанных браков евреев с коренным населением).

В 2015 году из Украины в Израиль переехало 7 тысяч украинских евреев, из России – 6,600 тысяч человек а всего миграция в Израиль в 2015 году составила 30 тысяч человек.

Закон о возвращении провозглашает право каждого еврея на репатриацию в Государство Израиль. Согласно этому закону евреем является любой рожденный от матери-еврейки, но не перешедший в другое вероисповедание, а также принявший иудаизм. В то же время, нееврейский супруг, дети и внуки еврея, прибывшего в страну на основании Закона о возвращении, располагают теми же правами и льготами, что и другие репатрианты.

Более подробно о Законе о возвращении и сам Закон смотрите здесь:

Условия переезда в Израиль на ПМЖ

Израильское гражданство выдается на территории Израиля.

Однако до получения гражданства необходимо пройти предварительный этап: и проверки документов, с израильским консулом на территории страны проживания или гражданства. В случае положительных результатов проверки и собеседования репатрианту выдается виза на репатриацию в Израиль, которая действует в течение полугода.

Как оформить документы для репатриации в Израиль

Существуют следующие варианты оформления документов для репатриации в Израиль:

  1. Самостоятельно с консультированием в консульском учреждении

Адреса консульских учреждений Израиля в России и Украине: смотрите здесь

  1. С помощью Израильских культурных центров в России, Украине, Молдове (Организация «Натив»)

Об Израильских культурных центров в России, Украине, Беларуси, Молдове: смотрите здесь

  1. С помощью Фонда «Эвен-Эзер»

О Фонде «Эвен-Эзер»: смотрите здесь

4. С помощью Еврейского агентства («Сохнут»)

О Еврейском агентстве («Сохнут»): смотрите здесь

2017-01-27T18:01:06+00:00 konsulmir Израиль Репатриация в Израиль Репатриация в Израиль Условия репатриации Репатриация (от лат. repatriate) - возвращение на родину. Репатриация евреев в Израиль носит название алия Алия (ивр. ‏עלייה‏‎, буквально «подъём», «восхождение», «возвышение») - репатриация евреев в Израиль. Является одним из основных понятий сионизма, ныне закреплённым в законе Израиля «О возвращении». Еврей, совершающий алию, называется на иврите словом «оле́» (в женском роде - «ола́», мн. ч. - «оли́м», во мн. ч.... konsulmir

Закон о возвращении отвечает на вопрос о том, кто имеет право на репатриацию в Израиль и регламентирует другие, связанные с этим вопросы.

1. Право на возвращение

4а. Право на возвращение членов семьи еврея (поправка к настоящему закону 1970 г.)

(а) Все права, предоставляемые евреям положениями Закона о возвращении, а также права нового репатрианта, предусмотренные Законом о гражданстве (1952г.) и другими законодательными актами, предоставляются также ближайшим родственникам еврея (супругам, детям, внукам а также супругам детей и внуков еврея). Евреи, которые по собственному желанию приняли другую религию, не могут рассчитывать на права, предоставляемые указанными Законами.
(б) При рассмотрении прав членов семьи еврея на репатриацию не имеет значения, репатриировался ли он сам в Израиль. Правами, определенными пунктом (а) настоящего параграфа, наделены родственники еврея даже после его смерти.
(в) На родственников еврея, претендующих на репатриацию, распространяются все ограничения, наложенные настоящим законом и/или другим законодательным актом.

4б. Кто может считаться евреем (поправка к настоящему закону 1970 г.)

Применительно к Закону о возвращении «еврей» - это тот, кто рождён от матери-еврейки и/или прошёл гиюр, но при этом не исповедует другую религию.

5. Исполнение Закона

Ответственность за исполнение данного Закона возложена на министра внутренних дел и комиссию по вопросам Конституции, законодательства и правосудия Кнессета.

Примерно год назад выходцы из СССР в массовом порядке стали покидать Землю Обетованную и перебираться на ПМЖ в Россию, на Украину и в Белоруссию. 200 000 так называемых русскоязычных евреев уже покинули Израиль, и до конца года из страны уедут ещё столько же. На Украину готовы выехать порядка 100 000 русскоязычных израильтян, причём большая часть из них собирается получить украинское гражданство. В Россию могут вернуться около 700 тысяч граждан Израиля.

В 70-80-е годы евреи в массовом порядке покидали Советский Союз по израильской визе. Большая часть эмигрантов позже перебрались в Америку и Европу, и сегодня в Израиле живут примерно 1 млн. 100 тыс. бывших наших соотечественников.

Между собой они продолжают разговаривать по-русски, читают русскоязычную прессу и отождествляют себя скорее с русской, нежели с израильской, культурой.

Впрочем, до недавнего времени они неплохо чувствовали себя на новой родине и возвращаться не собирались. Но примерно год назад выходцы из СССР в массовом порядке стали покидать Землю обетованную и перебираться на ПМЖ в Россию, на Украину и в Белоруссию.

200 тыс. так называемых русскоязычных евреев уже покинули Израиль, и до конца года из страны уедут ещё столько же. В кнессете бьют тревогу: ожидается, что процесс реэмиграции продолжится и в следующем году, а всего в Россию и страны СНГ вернутся около 700 тыс. человек.

Часть из них намерены остаться гражданами Израиля, но примерно треть «возвращенцев» собираются обзавестись российскими паспортами.

Чем вызвано желание русскоязычных израильтян перебраться в нашу страну и почему они решили уехать именно в Россию, а не в Европу или Америку, разбирался корреспондент «Нашей Версии».

В двух регионах России готовы принять и разместить всех приезжих из Сиона хоть завтра – в Приморском крае и Еврейской автономной области. Об этом поспешили заявить губернаторы Сергей Дарькин и Николай Волков. Конечно, логично было бы предположить, что потенциальные переселенцы, вежливо поблагодарив, от любезных предложенийгубернаторов откажутся в пользу более привлекательной европейской части России. Кому охота начинать жизнь практически с нуля в не слишком обжитых и не слишком перспективных «медвежьих углах»?

…на сегодняшний день в Израиле живут примерно 7,5 млн. человек. Из них 1 млн. 100 тыс. – бывшие наши и около 1 млн. – вчерашние соседи по соцлагерю. Если верить статистике, выходит, что все они уже сидят на чемоданах.Но, как выяснилось, предложение переселенцев вроде бы устраивает. И 200–250 тыс. из тех, кто собирается в ближайшем будущем обратиться за российским гражданством, готовы осесть в Приморье и в совсем уж, казалось бы, малопривлекательном Биробиджане. Да и те, кто хочет оставить израильское подданство, не прочь поработать на Дальнем Востоке – видят, стало быть, какую-то перспективу. Более привлекательную, нежели ближневосточная.

Почему же евреи решили вернуться в страну, из которой совсем недавно они с видимым облегчением уезжали?
Социологи уверяют: причина кроется в обострении ситуации на Ближнем Востоке.

Израиль живёт как на вулкане: ракеты падают на приграничные города то с палестинской территории, то с ливанской. Конца-краю обстрелам не видно. Человеческих жертв немного, но психологический дискомфорт от сознания собственной уязвимости чувствуют жители не только приграничного Сдерота, но и удалённого от границы Тель-Авива.
И если израильские старожилы-ватики за долгие годы свыклись с мыслью о том, что они вечные мишени соседей-арабов, то новоприбывшим переселенцам из России и СССР – олимам – перспектива прожить жизнь в вечном страхе теракта вовсе не улыбалась.

Да, они уезжали на историческую родину, но вовсе не за тем, чтобы дрожать от страха или погибнуть.
Они ехали за лучшей жизнью в страну, где нет очередей за продуктами и где свободно продаются книги запрещённых писателей-диссидентов.

Но лучшей жизни они не нашли, а нашли нечто совсем другое – бесплатную работу в колхозах-кибуцах, лёгкое презрение ватиков и обязательную воинскую повинность для мужчин и женщин. А тут ещё перспектива скорой войны с Ираном.
Недавно газета «Хаарец» опубликовала статистику Центра изучения Ирана Университета Тель-Авива, согласно которой почти четверть – 23% – жителей Израиля немедленно покинут страну, если узнают, что Иран обзавёлся ядерным оружием. В центре решили копнуть глубже и понять, кто же эти 23%. Оказалось, приезжие из бывших советских республик и стран Восточной Европы, в основном из Польши и Румынии. Среди «коренных» – ватиков – желающих выехать не нашлось вообще. А теперь считаем: на сегодняшний день в Израиле живут примерно 7,5 млн. человек. Из них 1 млн. 100 тыс. – бывшие наши и около 1 млн. – вчерашние соседи по соцлагерю. Если верить статистике, выходит, что все они уже сидят на чемоданах.

«Пока нет причин говорить о каком-то бегстве евреев из Израиля, – заявил корреспонденту «Нашей Версии» Натан Щаранский, в прошлом известный советский диссидент, а позже депутат кнессета. – Но если запахнет настоящей войной, всё может измениться». А лидер партии «Наш дом Израиль», выходец из советской Молдавии Авигдор Либерман поясняет: олимам приходится сталкиваться с проблемами, о которых их предупреждали в «Сохнут» (организация, занимающаяся репатриацией в Израиль. – Прим. ред.), но о которых им не хотелось задумываться до переезда на историческую родину. Оказавшись в Израиле, многие из этих людей испытывают настоящий психологический шок. И в этом состоянии они живут здесь годами, при этом подспудно подумывая о том, чтобы вернуться в Россию.
И если Иран объявит о создании ядерного оружия, у этих людей появится формальный повод для того, чтобы покинуть Израиль. Кто-то уедет, чтобы переждать опасность, а кто-то покинет Землю обетованную раз и навсегда.
Большинство из тех, кто собирается вернуться в Россию, это люди в возрасте от 18 до 35 лет. Возраст не только самый репродуктивный, но и призывной. Представители очень популярной в Израиле общественной организации «Цель-21» уверяют, что львиная доля молодых людей, желающих перебраться в Россию, преследуют одну-единственную цель: «откосить» от службы в израильской армии.

«Дети репатриантов из бывших республик СССР и Восточной Европы и в лучшие времена не слишком рвались в армию, – поведал корреспонденту «Нашей Версии» координатор «Цели-21» Натанэль Литвинович. – А теперь, когда призывникам светит участие в настоящей войне, желающих послужить стало ещё меньше. Дать взятку и получить аналог российского «белого билета» у нас в принципе можно, но, во-первых, порядок суммы взятки очень большой, это десятки тысяч долларов, и не у всех такие деньги имеются. А во-вторых, зачем платить такие деньги, если можно просто взять и уехать?
Согласно действующему в Израиле законодательству правом на альтернативную гражданскую службу – хок шерут а-битахон – обладают только девушки, чьи убеждения исключают службу в армии. Причём тот факт, что таковые убеждения имеются, нужно будет ещё доказать, специальная комиссия станет долго и упорно проверять каждое слово потенциальной отказницы.

Официальная статистика на сей счёт отсутствует, но, если верить представителям «Цели-21», возможность не служить в армии сегодня получает примерно одна девушка из пяти-шести, уведомивших о своём нежелании брать в руки оружие во время процедуры лишкат гиюс (аналог нашей постановки на воинский учёт).
И многие родители готовы отправить своих дочерей хоть на Дальний Восток, хоть к чёрту на рога, лишь бы избавить их от военной повинности.

А вот у израильских юношей права пройти альтернативную гражданскую службу нет вовсе. Отказался взять в руки оружие – тебя ждёт тюрьма. «Именно суровость законов подталкивает молодых людей призывного возраста к мысли об отъезде, – говорит Натанэль Литвинович. – И служить-то в армии хотят немногие, а уж воевать не захочет никто из советских репатриантов и их детей.

Отсюда понятное желание уехать назад, в Россию, или, скажем, на Украину».
На Украину готовы выехать порядка 100 тыс. русскоязычных израильтян, причём большая часть из них собирается получить украинское гражданство. Ходят слухи, что на Украине вскоре будет принят закон о двойном гражданстве и многие молодые израильтяне мечтают этим воспользоваться.

«Некоторые семьи ещё 100 раз задумались бы, отпускать своих детей в Россию или нет, но сегодня у них просто нет выбора, – резюмировал Натанэль Литвинович. – Если начнётся война с Ираном – а это так или иначе неизбежно в ближайшем будущем, – молодым людям придётся идти воевать. Но далеко не все воспринимают Израиль как свою родину, таковой скорее продолжают считать Россию. Вот за неё воевать евреи точно пошли бы, так они и поступали во время Великой Отечественной войны. 148 Героев Советского Союза – шутка ли?»
Более-менее ясно, почему израильтяне советско-российского происхождения хотят покинуть Землю обетованную. Сложнее понять, почему они стремятся уехать именно в Россию, а не в Европу или США, хотя такая возможность у этих людей имеется. Так почему же всё-таки Россия? Израильский философ и публицист Лариса Найдич полагает, что отказаться от своих российских корней евреям оказалось сложнее, чем они сами рассчитывали.

До сих пор в Израиле действует так называемая политика плавильного котла, согласно которой каждый репатриант привносит в общий котёл частичку своей культуры, но черпает из общего котла уже общую, еврейскую культуру.

Теория занятная, но, как показала жизнь, несостоятельная. Дело в том, что советские репатрианты свою толику в общий котёл вносить никогда не отказывались, но вот зачерпнуть из общего почему-то не спешили. Почему?
«Образовательный и общий культурный уровень российской еврейской эмиграции был очень высоким, – объясняет Лариса Найдич. – Порядка 60% взрослых репатриантов из России конца 80-х – начала 90-х имели высшее образование, а, для сравнения, среди евреев-израильтян эта цифра составляла всего 18–20%.
Вспомните, откуда ехали в Израиль? Как правило, из мегаполисов – из Москвы, Петербурга, Киева, Ташкента, Минска, Одессы. Публика культурная, понимаете?

Неудивительно, что и статистические опросы показывают: русскоязычные иммигранты в Израиле ставят русскую культуру – литературу, музыку, живопись, гуманитарные науки – значительно выше, чем израильскую, и это принципиально отличает их от эмигрантских общин других стран».

А вот ещё немного статистики: 50% выходцев из России и стран СНГ проводят свободное время только с себе подобными, русскоязычными израильтянами. Ещё 40% – «с русскими и израильскими друзьями» и только 10% – «с израильскими друзьями».

«Всего лишь 12,5% репатриантов имели романтические отношения за пределами русской общины, а 52,7% из них ответили, что такие отношения для них невозможны в принципе, – уверяет Лариса Найдич. – Так что о смешении культур говорить особо не приходится». Добавим, что русскоязычные израильтяне предпочитают селиться компактно, скажем в Ашкелоне или Ришон-ле-Ционе, и неохотно общаются на иврите, предпочитая говорить по-русски.
В Израиле, напомним, два государственных языка: иврит – «возрождённый» древнееврейский и арабский. Русский мог бы стать третьим государственным языком. В 1998 году депутатами кнессета была предпринята инициатива закрепить за ним этот статус, но предложение не прошло, его заблокировали ватики. Тем не менее в тех же Ашкелоне и Ришон-ле-Ционе можно увидеть множество русских афиш и вывесок. В банкоматах кроме иврита и арабского предоставляется на выбор английское или русское меню, а в телефонных информационных службах можно запросто связаться с «русским» оператором.

С 2002 года в эфир выходит израильский телеканал «Израиль плюс», передачи ведутся на русском языке с субтитрами на иврите. Зрительская аудитория «Израиль плюс» составляет 11% общеизраильской. Помимо этого кабельное или спутниковое телевидение, имеющееся примерно у 90% русскоязычных семей, даёт возможность принимать и российские каналы. Известный израильский писатель и социолог Лариса Ременник утверждает, что год от года у эмигрантов растёт интерес к российским массмедиа, а также к израильской прессе на русском языке:

«Наши социологи оперируют такими цифрами: 40% русскоязычных израильтян регулярно читают русские журналы и газеты, а 31% – нерегулярно, притом что периодику на иврите регулярно читают лишь 9%, а нерегулярно – 15%.
С художественной литературой ситуация ещё более показательна: регулярно читают книги на русском 32% респондентов, и лишь 2% читают книги на иврите, ладино и идише».

Что означает столь низкий процент читающих литературу на иврите? Только одно: отсутствие интереса. Выходцы из России и бывших союзных республик продолжают оставаться в русском культурном пространстве. Вот и ответ на вопрос, почему всё-таки Россия, а не Европа и не США.

В прошлом году в кнессет снова внесли законопроект о придании русскому языку статуса государственного. Статус так и не придали, но русскоязычные депутаты добились того, чтобы языку его «повысили». «Возможно, статус русского языка будет изменён по украинскому образцу, – поясняет депутат кнессета Авигдор Либерман. – Там, столкнувшись с невозможностью придать русскому статус государственного языка, придумали термин «региональный». И теперь русский может использоваться в ряде областей Украины наравне с государственным. У нас, возможно, сделают что-то подобное».
Но даже это вряд ли удержит «бывший наш народ» от желания вернуться в Россию.

«Раньше, в 70-е, у советских евреев была такая «розовая мечта» – Израиль, – поделился своими наблюдениями с корреспондентом «Нашей Версии» известный поэт и автор-исполнитель Юлий Ким. – В этой мечте было всё: молочные реки и кисельные берега, призрачность некоей метафизической Земли обетованной и возможность обретения новой родины, единой для всех евреев. Что-то – от равенства и братства, что-то – от сказок. А уехав, многие с удивлением обнаружили, что теперь «розовой мечтой» стала Россия, возвращение. Как блудные дети, евреи стремятся назад, «домой».

Израиль, конечно, историческая родина, вне всяких сомнений, но далеко не все нашли здесь свой «дом». Отсюда и ностальгия, и стремление вернуться в прошлое, в молодость, в ту страну, откуда все мы уехали. И это вполне естественно, что нам хочется вернуться назад, в Россию».

Начало массовой эмиграции советских евреев в Израиль датируется 1970 годом. В Палестину на ПМЖ уезжали и до этого: и в 30-е, и в конце 40-х – тогда из Союза уехали довольно много военных, офицеров и даже генералов, препятствий им не чинили, даже скорее поощряли, ибо считалось, что таким образом СССР укрепляет своё присутствие на Ближнем Востоке.

Затем, после смерти Сталина, внешнеполитические пути-дороги Израиля и СССР надолго разошлись, и эмиграция временно прекратилась.

Ходили слухи, что Брежнева уговорила снова разрешить выезд его жена, еврейка по национальности. Так это или нет – неизвестно, но в 70-х начался массовый отъезд евреев. Всего с 1970 по 2006 год из Советского Союза и Российской Федерации выехали в Израиль примерно 1,9 млн. евреев.

Правда, до Земли обетованной доехали не все – по разным оценкам, примерно полмиллиона из них перебрались в Германию и Америку.

Всего в мире живут примерно 13 млн. евреев, это так называемое «этническое ядро». Причём к идее репатриации в Израиль далеко не все из них относятся позитивно.

К примеру, хасиды этой идеи не одобряют: они убеждены, что евреи равномерно расселены по всему миру неспроста, им просто-напросто заповедовано не иметь собственной государственности.

Нет желания покидать Америку в пользу Израиля и у американских евреев, заокеанская община предпочитает помогать израильтянам деньгами. На сегодняшний день перед Израилем стоит примерно та же проблема, что и перед российской деревней: молодёжь уезжает в Америку, Европу, старики умирают, и население страны мало-помалу становится нееврейским.

Есть статистические данные, свидетельствующие о том, что к 2020 году этническим большинством в Израиле станут арабы (до 53% населения страны).

Izrus.co.il - Репатрианты уезжают из Израиля: реальные цифры

Статистика, которую приводит правительство по репатриантам, покинувшим Израиль, -заведомая дезинформация. Настоящая картина происходящего говорит о демографической катастрофе...

На завершившейся недавно в Израиле Герцлийской конференции отдельная секция была посвящена 20-летию репатриации в Израиль евреев из бывшего СССР и их интеграции или дезинтеграции в израильское общество. Секция, судя по составу докладчиков, стала очередным русско-израильским междусобойчиком, лишний раз подчеркнув, что вопрос этот никого, кроме самих русских, в Израиле не интересует.

В ходе дискуссии была затронута и тема выходцев из СССР, покинувших затем еврейское государство, ставшая жупелом для различных государственных мужей, сохнутовских функционеров и политиков от "русской улицы". Тем не менее, точной цифры репатриантов, покинувших Израиль, так никто и не знает.

Правительство Израиля утверждает, что речь идет о 60 тыс. человек. Юлий Эдельштеин, в бытность министра абсорбции, говорил о 250 тысячах. На чем он основывался, неизвестно. Михаил Филиппов, пожалуй, наиболее грамотный израильский специалист по этому вопросу, озвучил официальные данные о 90 тыс. уехавших. Число "йордим" неизвестно. Когда мы обратились в ЦСУ, нам ответили, что таких данных в открытом доступе у них нет, – вспоминает Филиппов. – За специальную обработку файлов, якобы для этого необходимую, они потребовали такую плату, что даже наш НИИ не мог себе этого позволить. Такие данные есть, но слишком многим их публикация невыгодна, а независимые исследователи не могут их приобрести". "Вдумайтесь,- страна, которая ежегодно тратит миллионы на поощрение алии, почти прекратившейся в последние годы, не готова обнародовать число репатриантов, ежегодно покидающих эту страну".

На Герцлийской конференции опять прозвучала та самая цифра: Около 90 тысяч репатриантов из бывшего СССР, не прижившись на новом месте, вернулись обратно. По сравнению с другими общинами, эта цифра самая большая. Однако это всего лишь 9,3% от общего числа "русских" репатриантов. В других общинах цифры намного больше. Например, в США вернулись 15% репатриантов из этой страны, а в Аргентину – 22%. Статистика, приведенная в последнем абзаце - заведомая дезинформация.

Начнем с "возвращенцев" из других стран - эти данные опубликованы и ни для кого секретом не являются. В частности, статистика покинувших Израиль репатриантов публиковалась в ежегодных отчетах Сохнута. Согласно этим данным, рекордсменами являются выходцы из Канады - из них на доисторическую родину возвращается примерно 40%. За ними следуют репатрианты из США - 35% возвращающихся. С репатриантами из Аргентины все намного интереснее. В 2000 г., когда в Латинской Америке разразился глубочайший экономический кризис, правительство Израиля и Сохнут из кожи лезли, чтобы на гребне тяжелейшего экономического положения в Аргентине привести в Израиль как можно больше евреев из этой страны.

Однако ни смотря на все агитационные усилия и беспрецедентные экономические стимулы, в Израиль из Аргентины репатриировались чуть более 4 тыс. человек, и это при многотысячной еврейской общине Аргентины (цифры привожу по памяти, но статистика этих лет абсолютно открыта). Году примерно в 2004-2005 грянул крупный скандал, когда выяснилось, что из числа приехавших на том момент примерно 2 тыс. уже вернулись обратно, не справившись с растущей в Израиле в те годы безработице, трудностями изучения иврита и отчуждением израильского общества. Точные цифры можно найти в тогдашних публикациях в израильских газетах, в частности, в "Маариве". Думаю, с тех пор цифра вернувшихся аргентинцев могла только увеличиться, поэтому о каких 22% идет речь, мне непонятно.

Но настоящая казуистика начинается, как только речь заходит о русскоязычных репатриантах, покинувших Израиль за последние 20 лет. Забегая вперед, заметить, что мне нигде на глаза не попадались цифры репатриантов из СССР, приехавших в 70-ее годы и покинувших затем Израиль. А зря - очень много интересного можно было бы там почерпнуть.

Так вот - "Около 90 тысяч репатриантов из бывшего СССР, не прижившись на новом месте, вернулись обратно". Потрясающе интересное высказывание, как и сама цифра. Если речь идет о т.н. "вернувшихся обратно", официально признанных израильским истеблишментом, тогда к этой цифре необходимо прибавить как минимум 40 тыс. русскоязычных израильтян, проживающих в Канаде, в основном в Торонто. В израильском консульстве в Торонто при желании можно было бы получить более точную статистику. Сколько русскоязычных израильтян переселилось в США и страны Европы, не озвучено в открытых источниках.

Речь идет в первую очередь о программистах, докторантах и т.д. Смею предположить, что речь идет о нескольких десятках тысяч человек. Таким образом, де-факто, по самым скромным подсчетам Израиль покинули 150-170 тыс. русскоязычных израильтян. А это уже значительно больше, чем 6-7%, от которых официальный Израиль предпочитает традиционно отмахиваться. Но здесь важна не сама цифра, сколько процент, которых количество уехавших составляет от числа работоспособных репатриантов в возрасте 18-45 лет. У меня нет точных цифр, поэтому я воздержусь от голословных выводов. Однако смею предположить, что речь идет о как минимум 25-30%. С моей точки зрения, это катастрофа.

"не прижившись на новом месте, вернулись обратно" - в этой фразе заключается весь цинизм и дилетантство, с которым истеблишмент Израиля относится к демографическим процессам в собственной стране. Кто вернулся обратно? Офицер запаса израильской армии, родившийся в столице Киргизии г. Фрунзе, репатриировавшийся в возрасте 15 лет, обслуживший в боевых частях, получивший среднее и высшее образование в Израиле, и по прошествию почти 20 лет решивший поехать работать в Москву - это его называют вернувшимся обратно??? Те, кто приехал в Израиль со всех уголков бывшей советской империи, отслужив в израильской армии, закончив израильские вузы, создав семьи в Израиле построив образцовую карьеру, приняли в какой-то момент решение, что в Москве они смогут добиться большего, чем в Тель-Авие - их называют "вернувшимися обратно"? "Не прижившись на новом месте" - как же чиновникам хочется верить, что все уехавшие сплошные неудачники. Какая страусиная близорукость и вопиющая безответственность. Эти самые "неудачники", перебравшись в Москву, почему-то становятся востребованными журналистами, удачливыми предпринимателями и успешными менеджерами. А настоящие неудачники живут в Израиле на социальные пособия, повиснув на шее государства, и не имея никаких амбиций.

История репатриации евреев из бывшего СССР неоднозначнп, ее нельзя суммировать одним пропагандистким лозунгом, и уж тем более представить в качестве достижения той или иной структуры. В Израиль приехал почти миллион человек. Государство не сделало ничего, чтобы к этому подготовится. Израильское общество оказалось не способным адекватно воспринять экономические и социальные изменения, которым положило начало репатриация из СССР. С годами репатриация сошла на нет. Те, кто говорят о том, что еврейский резервуар в странах СНГ и Прибалтики закончился - лгут.

В одной Москве проживают как минимум 250 тыс. евреев. Почему они не едут в Израиль? Почему евреи Южной Африки, большая часть которых покинула ЮАР, поехали в Австралию, а не в Израиль? Почему евреи Латинской Америки предпочитают эмигрировать куда угодно, только не в еврейское государство? Что вообще происходит в Израиле с демографией? Ответов нет. Да и вопросы эти никто не задает. Гораздо легче вешать ярлык неудачников, и посылать пропагандистские делегации по еврейским общинам диаспоры, ни коем образом не заботясь о тех, кто уже приехал.