Авшалумова абасова религиоведение. Министерство образования и науки рф федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

26.04.2024 Жизнь

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Дагестанский государственный университет

Авшалумова Л.Х.

Абасова А.А.

Саидов С.М.

Р Е Л И Г И О В Е Д Е Н И Е

Учебное пособие

Махачкала

Издательство ДГУ


Авшалумова Л.Х., Абасова А.А., Саидов С.М. Религиоведение: Учебное пособие. – Махачкала: Издательство ДГУ, 2013. - с.

Данное учебное пособие составлено с учетом действующих государственных образовательных стандартов и охватывает все основные разделы курса. При всей сжатости и лаконичности изложенного материала, авторы постарались максимально охватить и осветить наиболее важные как в теоретическом, так и в историческом аспектах проблемы, с учетом современных реалий, требований и интересов аудитории.

В пособии использован широкий круг теоретических и исторических источников и литературы, как зарубежных и отечественных классиков, так и научно – популярных трудов.

Учебное пособие предназначено для студентов вузов и других учебных заведений, изучающих религиоведение, может представлять интерес для всех, интересующихся религией.

Данное учебное пособие издается под научной и технической редакцией доцента ДГУ Саидова С.М.

Рецензенты:

Бигаева Зарема Саидовна – кандидат исторических наук, доцент

Кафедры философии и истории ДГАУ,

Гамзаева Гюльнара Шахнавазовна – кандидат исторических наук,

Доцент кафедры истории отечества ДГТУ


Введение, предмет и значение курса религиоведения

Религия (лат.Religio – набожность, святыня, предмет культа) - сложное и многогранное явление, охватывающее практически все сферы общественного бытия и жизнедеятельности людей и своеобразное их отражение в общественном сознании. Иначе говоря, религия является одной из форм общественного сознания, и в этом контексте составляет предмет и основу религиоведения – одной из отраслей философской науки.

Религиоведение, изучающее религии мира во всем многообразии: их историю, содержание и общественную практику, как самостоятельная научная дисциплина, выделилась и формировалась во II пол. XIXв. Это было обусловлено с одной стороны, всеобщим, невиданным ранее, ускорением в этот период научно – технического прогресса, с другой – коренным переосмыслением взгляда на религию, начавшимся еще в эпоху Реформации в Европе в XVI в. и, особенно, в результате развития французской и немецкой философии XVIII – XIXвв.

Особый интерес к проблемам религии был вызван этнографическими исследованиями культуры, быта, традиций и верований многочисленных народов и племен на вновь открытых континентах и территориях, находившихся на различных ступенях социального и культурного развития, от стадии дикости и до современной цивилизации. Было обнаружено огромное количество различных религий, верований, культов и мифологических представлений. Эти обстоятельства в корне изменили прежние представления о религии и вызвали необходимость переосмысления множества связанных с ней проблем. На основе исследований с привлечением данных археологии, этнографии, антропологии, сравнительной лингвистики ученым удалось установить и выстроить некую цепочку процесса возникновения, развития и формирования религии в истории человечества с древнейших времен, от простейших форм до современных развитых религиозных систем. При этом было установлено, что религия во все времена, во всех обществах регулировала все стороны жизнедеятельности общества и человека от рождения и до смерти.


Вследствие указанных обстоятельств, религия в том или ином аспекте, становится объектом исследования различных отраслей науки, и, прежде всего, наук гуманитарного цикла, а само религиоведение по теоретическим основам и фактологии, превращается в междисциплинарную отрасль науки, включающей в себя: историю религии, философию религии, социологию религии, психологию религии, а также специфически особую отрасль – феноменологию религии.

Прежде всего, религия должна быть рассмотрена как явление историческое, закономерно и необходимо возникшее в силу определенного комплекса причин на определенной ступени формирования и развития человеческого общества. Посредством сравнительно – исторического анализа прослеживается процесс возникновения древнейших примитивных, зачаточных форм религии и их последующее постепенное развитие, обусловленное поступательным, прогрессивным развитием человеческого общества и общественного сознания. При этом, вследствие неравномерности социального и культурного развития различных регионов и народов мира, и религии, как следствия и отражения этого развития, оказались дифференцированными по степени развитости вероучения и культа, их роли в социальной структуре общества. В связи с этим в религиоведении принята определенная классификация, объединяющая все существующие религии мира на три исторических типа: ранние формы или первобытные религии, национальные (народностно-национальные или национально-государственные) религии и мировые религии. Такая классификация способствует более глубокому анализу, восприятию и осмыслению сущности религии, как в историческом, так и в теоретическом плане. И, разумеется, все эти проблемы и процессы рассматриваются в их детерминированности, причинно-следственной связи и обусловленности возникновения и развития, периодических процессов повышения или снижения роли религии в обществе.

Религиоведение рассматривает религию как явление, обусловленное, прежде всего, общественными условиями жизни людей, комплексом социальных факторов, которые определенным образом преломляясь в общественном сознании, принимают формы религиозных идей, представлений, образов и т.д. Эти проблемы являются компетенцией социологии религии, являющейся одной из теоретических основ предмета религиоведения.

Тяжелые условия жизни, в особенности зависимость людей от стихийных сил природы в древности и социальный гнет в классовом обществе непрерывно порождали и воспроизводили определенные, устойчивые, стабильно проявляющиеся и повторяющиеся психологические состояния. Поскольку в основе всех природных и общественных сил и явлений религия усматривает волю и действие сверхъестественных сил, то у людей формируется особое эмоционально – психологическое отношение к этим силам. На этой основе нарабатывается определенный религиозный опыт, который включает не только веру в существование сверхъестественных сил и существ, но и определенное эмоциональное отношение к ним: особое почитание и неописуемая любовь, страх и надежда, вера в защиту и спасение и т.д. Таким образом, религиозная психология становится одним из важнейших элементов религиозного сознания, способствующим обеспечению душевного равновесия и спокойствия у верующего.

Одним из основополагающих аспектов предмета религиоведения является феноменология религии. Сущность феноменологии религии заключается в том, что она, как данность человеку в чувственном опыте, в чувственном познании, остается непостижимым рациональному или умственному познанию и не подтверждается индивидуальной или общественной практикой. В мире существовало и существует ныне огромное количество религий. В современном мире сохранилось и функционирует около 200 самостоятельных религиозных систем, которые в свою очередь распадаются более чем на две тысячи направлений, течений и сект, с бесконечным множеством идей, представлений, космогоний, мифов, легенд, преданий, объектов и предметов поклонения и почитания и т.д. Но, при всем этом, существуют некие элементы, характерные всем религиям, повторяющиеся, как бы копирующие друг друга. Прежде всего – это вера в существование сверхъестественного, что составляет краеугольный камень всех без исключения религий. Но при этом в каждой религии свое особое понимание и восприятие этого сверхъестественного и, соответственно, отношение к нему. Это отношение индивидуально и выступает как субъективный феномен, выражающийся в вере, чувствах, убеждениях и т.д. Эти субъективные переживания объективируются в молитвах, жертвоприношениях и иных ритуальных действиях, обращенных к объекту поклонения или посвященных ему. Такое обращение зачастую осуществляется не напрямую, а через посредников в лице святых людей, объектов и предметов, в идее стоящих ближе к высшим силам и способных обеспечить успех более эффективно и быстро.Следует отметить, что каждая религия или секта претендует на монополию истинности своего вероучения, объявляя при этом все другие религии заблуждениями, вследствие чего, как свидетельствует история, происходили бесконечные религиозные войны и столкновения, рецидивы которых мы наблюдаем и сегодня.

И, наконец, философия религии – общий теоретический анализ религии в целом на основе совокупности данных различных наук о религии, позволяющих выявить и раскрыть наиболее общие проблемы и причины возникновения в историческом процессе, закономерностей развития и становления, роли и места религии в обществе.

Как известно, первичные, древнейшие примитивные религиозные представления не исчезли и не утратили своего значения вплоть до настоящего времени. Они невидимыми нитями тянутся по исторической лестнице, трансформируясь в общественном сознании в более и более сложные, причудливые формы, с непрерывно обновляющимся содержанием и достигают предельного развития в современных развитых религиозных системах.

Философия одновременно является общей методологией науки, синтезирующей и обобщающей, в нашем случае, данные всех других наук о религии, на основе которых и разрабатывает общую теорию возникновения, существования и функционирования религии в обществе и ее конечной судьбы.

Религиоведение, в соответствии с госстандартами, необходимо включает в себя и раздел, посвященный свободомыслию в истории духовной культуры человечества. Возникнув как альтернативное религии мировоззрение, первые зачатки свободомыслия отмечены в рамках великих цивилизаций Древнего Востока (Китай, Индия, Месопотамия, Египет и др.) более пяти тысяч лет назад. Свободомыслие возникло и развивалось как рационалистическое мировоззрение и выражалось в различных формах, сообразно успехам и степени освоения человеком окружающего мира.

В целом религиоведение включает три основных раздела: теоретические основы религиоведения, где раскрываются и анализируются причины возникновения религии, структуру и сущность религиозного сознания, функции религии в обществе и ее внутреннюю организационную структуру; история религии, изучающую историю, вероучение, культ и другие постулаты современных, действующих религий; свободомыслие в истории духовной культуры человечества, которое рассматривается и анализируется в историческом и теоретико – мировоззренческом плане.

Учебное пособие включает обширный список источников и литературы, в котором содержатся необходимые материалы и сведения по всем разделам и темам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДАГЕСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА АВШАЛУМОВА ЛЮДМИЛА ХИЗГИЛОВНА Указатель трудов

Махачкала 2002 УДК: 012 Авшалумов2+016:2 А 229

Авшалумова Людмила Хизгиловна: Указатель трудов / Сост. : Алиева С. М. ; Под ред. Алиевой Л. И. – Махачкала, 2002. – 24 с. Библиографический указатель посвящен члену Госсовета Республики Дагестан, первому проректору Дагестанского государственного университета, заведующей кафедрой основы религиоведения, Авшалумовой Людмиле Хизгиловне. Профессор Авшалумова Л. Х. на протяжении ряда лет ведет активную научную и общественную работу. Её идеи, научные изыскания позволяют ориентироваться в сложных проблемах урегулирования этноконфессиональных отношений. Указатель адресован студентам, аспирантам, исследователям, занимающимся вопросами религиоведения, межнациональными отношениями в условиях компактного проживания представителей разных национальностей. © Научная библиотека ДГУ.

ПРЕДИСЛОВИЕ Персональный библиографический указатель составлен к 70–летию со дня образования ДГУ и содержит перечень работ засуженного работника культуры РФ, заслуженного деятеля науки РД, первого проректора ДГУ, профессора – Авшалумовой Людмилы Хизгиловны. Указатель включает литературу за 1967– 2001 гг. , сгруппированную по разделам: “Биографическая справка”; “Хронологический указатель трудов Авшалумовой Л. Х. ”; “Монографии, статьи”; “Авшалумова Л. Х. – рецензент”. Внутри разделов литература расположена в хронологическом порядке по году публикации книги или статьи, в пределах года – по алфавиту заглавий. Справочный аппарат издания состоит из алфавитного указателя опубликованных работ автора.

БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА Заслуженный работник культуры РСФСР и заслуженный деятель науки Республики Дагестан, заведующий кафедрой основ религиоведения, первый проректор ДГУ, член Госсовета РД, профессор Авшалумова Людмила Хизгиловна родилась 5 июня 1941 года в Махачкале, в семье народного писателя Хизгила Авшалумова. После окончания с золотой медалью средней школы, она поступила на историко-филологический факультет Дагестанского государственного университета и окончила с отличием в 1964 г. Будучи студенткой, она проявила большой интерес к науке и принимала активное участие в научно-студенческих мероприятиях, проводимых университетом. После окончания ВУЗа Ученым Советом университета Людмила Хизгиловна была рекомендована в аспирантуру в 1964 г. по кафедре философии. В 1969 году она защитила диссертацию на тему: “Идеология иудаизма – орудия социального и духовного закабаления женщины” (на материале Республики Дагестан), и Ученый Совет присудил степень кандидата философских наук. С ноября 1967 года по июнь 1976 года Авшалумова Л. Х. работает преподавателем кафедры философии гуманитарных факультетов. С сентября 1976 года Авшалумова Л. Х. доцент кафедры научного атеизма и истории философии – основ религиоведения. Решением Государственного комитета СССР по народному образованию от 29 января 1992 г. Людмиле Хизгиловне присвоено ученое звание профессор. С июня 1995 г. Авшалумова Л. Х. работает в должности первого проректора Дагестанского государственного университета. Многолетняя плодотворная работа Авшалумовой Л. Х. отмечена многими наградами и поощрениями: Почетной грамотой Президиума Верховного Совета ДАССР (от 25. 02. 82 г.); Почетным званием “Заслуженный работник культуры РСФСР” (от 30. 03. 88 г.); Почетным званием “Заслуженный деятель науки РД” (от 07. 06. 96 г.); Орденом “Дружбы” (от 07. 02. 02 г.). Для Авшалумовой Л. Х. университет стал вторым родным домом, вся ее жизнь, начиная со студенческих лет до сегодняшнего дня, связана только с этим ведущим ВУЗом республики. Педагогический стаж Людмилы Хизгиловны – 37 лет. За это время ею читался курс философии, истории и теории атеизма, этики, эстетики, основ религиоведения, авторские курсы: “Библия как исторический литературный памятник”, “Библия и Коран: сходство и различие”, “Этноконфессиональные отношения: анализ и перспективы” и др. В 2000 году награждена почетным нагрудным знаком Министерства образования РФ “Заслуженный работник высшей школы”. Она участник многих международных, российских и региональных конференций. Только за последние годы Авшалумова А. Х. выступила с докладом на Всероссийской

научно–практической конференции в Москве (1999) по теме: “Региональный компонент в воспитании и формировании личности студентов в современных условиях”, на международной конференции в Пятигорске по теме: “Межконфессиональный диалог и его роль в урегулировании этноконфессиональных отношений (2000 г.). В течение многих лет профессор Авшалумова Л. Х. успешно проявляет себя, работая на выборных и общественных должностях: ученым секретарем диссертационного Совета по историческим наукам, членом Головного совета по философии (Санкт–Петербург), членом президиума ДНЦ РАН, членом президиума союза женщин, членом редакционно–издательского Совета ДГУ, членом редакционного Совета ежегодника “Языкознание в Дагестане” членом редколлегии журнала “Женщина Дагестана”. Периодически выступает на страницах печати, по телевидению и радио. Авшалумова Л. Х, является видным общественно–политическим деятелем, с 1994 года она является членом Госсовета РД – высшего исполнительного органа республики Дагестан. В 1998 г. избрана вновь Конституционным собранием РД на повторный срок и является членом Госсовета РД по настоящее время. Ведет активную общественную работу. М. В. Вагабов. Указ Президиума Верховного Совета Дагестанской АССР: О награждении Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Дагестанской АССР // Даг. правда. – 1982. – 3 марта; Даг. университет. – 1982. – 6 марта. Указ Президиума Верховного Совета РСФСР: О присвоении почетного звания “Заслуженный работник культуры РСФСР” // Ведомости Верх. Совета РСФСР. – 1988. – 7 апр. – № 14. – Ст. 403. Указ Государственного Совета Республики Дагестан: О присвоении почетного звания “Заслеженный деятель науки Республики Дагестан” // Собр. законодательств Республики Дагестан. – 1996. – № 6. – Ст. 287. Указ Президента РФ: О награждении государственными наградами РФ за заслуги в научной

деятельности и подготовки высококвалифицированных специалистов. Наградить Орденом Дружбы // Даг. правда. – 2002. – 16 февр. – С. 1. Сборники и монографии Идеология иудаизма – орудие социального и духовного закабаления женщины (на материале Дагестана) / Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филос. наук. – Махачкала, 1969. – 19 с. (Даг. гос. ун-т им. В. И. Ленина). Именем бога Яхве… – Махачкала: Дагкнигоиздат. , 1967. – 62 с. История религий: Курс лекций. – Махачкала: ИПЦ ДГУ, 1996. – 273 с. – (В соавт. с Вагабовым М. В.) Иудаизм и женщина. – Махачкала: Дагкнигоиздат. , 1977. – 64 с. Критика иудаизма и сионизма. – Махачкала: Дагкнигоиздат. , 1986. – 173 с. Реакционная сущность сионисткой идеологии. – Махачкала: Дагкнигоиздат. , 1982. – 96 с. Религия и духовная культура. – Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2000. – 21 с. Методические материалы История и теория религии и атеизма: Метод. указ. к самостоятельной работе по курсу / Даг. гос. ун-т им. В. И. Ленина. – Махачкала: ДГУ, 1990. – 15 с. История и теория религии и свободомыслия. Ч. 1. : Метод. рек. к контрольным заданиям / ДГУ. – Махачкала: ИПЦ ДГУ, 1996. – 26 с. – (В соавт. с Исмаиловым А. Ш.) История и теория религии и свободомыслия: Планы семинарских занятий / МВ и ССО РФ; ДГУ. – Махачкала, 1992. – 9 с.

История и теория религии и свободомыслия: Программа спецкурсов для дополнительной подготовки студентов. – Махачкала: ДГУ, 1994. – 14 с. История и теория религии и свободомыслия: Программа спецкурсов, тематика рефератов, курсовых и дипломных работ для студентов ДГУ всех форм обучения. – Махачкала: ДГУ, 1994. – 16 с. История религии и атеизма: Программа специализации на ист. фак. ДГУ им. В. Л. Ленина. Ч. III / М-во высш. и сред. спец. образования РСФСР. Даг. гос. ун-т. – Махачкала: Б. и. , 1988. – 42 с. – (В соавт. с Вагабовым М. В. , Исмаиловым А. Ш. , Ханбабаевым К. М.) Материалы по воспитанию и общекультурной подготовке студентов. – Махачкала: Изд–во Даг. гос. ун-та, 1999. – 26с. Методическая разработка по научному атеизму. – Махачкала: ДГУ, 1975. – 23 с. Методические рекомендации и контрольные задачи по курсу “История и теория религии и атеизма”. – Махачкала: ДГУ, 1988. – 20 с. Мировоззренческие основы атеизма: Метод. разработка семинарского занятия. – Махачкала, 1980. – 25 с. Научно-атеистическое воспитание и его особенности в условиях Дагестана: Методическая разработка для студентов 030 / Даг. гос. ун-т им. В. И. Ленина. – Махачкала, 1983. – 19 с. Организация и методика научно–атеистической работы: Планы семинарских занятий по курсу. – Махачкала: ДГУ, 1989. – 14 с. Основы научного атеизма: Метод. рек. к контрольным задачам по научному атеизму. – Махачкала: ДГУ, 1988. – 16 с. Основы научного атеизма: Планы семинарских занятий / Даг. гос. ун-т им. В. И. Ленина. – Махачкала, 1986. – 10 с. Основы религиоведения: Метод. рек. к контрольным заданиям. Ч. 2 / М-во общ. и проф. образования РФ. Даг. гос. ун-т. – Махачкала: ИПЦ ДГУ, 1997. – 35 с. – (В соавт. с Исмаиловым А. Ш.) Основы религиоведения: Программа курса для высш. учеб. заведений. – Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2000. – 16 с. – (В соавт. с Вагабовым М. В. , Исмаиловым А. Ш. и др.) Основы религиоведения: Программа курса для высш. учеб. заведений

/ М-во общ. и проф. образования РФ. ДГУ. – Махачкала: ИПЦ ДГУ, 1997. –14 с. – (В соавт. с Вагабовым М. В. , Исмаиловым А. Ш. и др.) План семинарских занятий по курсу “Основы научного атеизма” / Даг. гос. ун-т им. В. И. Ленина. – Махачкала, 1981. – 14 с. Планы семинарских занятий по курсу “Основы научного атеизма” / Даг. гос. ун-т им. В. И. Ленина. – Махачкала, 1984. – 15 с. Программа курса “Из истории религий для старших классов средних общеобразовательных школ / ДГУ каф. истории и теории религии и свободомыслия. – Махачкала: Дагучпедгиз, 1993. – 14 с. – (В соавт. с членами кафедры) Программа курса “История и теория религии и свободомыслия” для высших учебных заведений регионов традиционного распространения ислама / Гос. ком. по делам науки и высш. школы РФ. ДГУ. – Махачкала, 1992. – 15 с. Программа курса “История религии и научного атеизма для высших учебных заведений регионов традиционного распространения ислама в СССР. – Махачкала: ДГУ, 1989. – 25 с. – (В соавт. с Вагабовым М. В. , Вагабовым Н. М. , Исмаиловым А. Ш. и Ханбабаевым К. М.) Программа курса “Религия и ее памятники” для 9 класса / ДГУ каф. истории и теории религии и свободомыслия. – Махачкала: Дагучпедгиз, 1993. – 12 с. – (В соавт. с членами кафедры) Программа специализации по религиоведению отделения востоковедения на ист. фак. Ч. 1. – Махачкала, 1998. – 14 с. Программы семинарских занятий: Метод. разработка. – Махачкала: ДГУ, 1992. – 12 с. Программы спецкурсов, тематика дипломных работ и рефератов для студентов ДГУ им. Ленина по научному атеизму (в помощь студентам очного и заочного обучения) / Даг. гос. ун-т им. В. И. Ленина. – Махачкала, 1981. – 37 с. – (В соавт. с Вагабовым М. В. , Абдулаевым Г. Б.) Статьи 1966

Небылицы об “освободителе” Моисее. Реакционная сущность пасхи // Даг. правда. – 1966. – 26 марта. – С. 2. Иудаизм гьисди идеологией гъульети зенгьо // Альманах “Совет. Родина”. – Махачкала, 1966. – С. 94. – (На татском яз.) Чуь гуфдире дин-догiот жу гьури э товун зенгьо? Эри чуь мерд биё шуькуьр соху э худо юре зен не офири гуфдире? // Альманах “Совет. Родина”. – Махачкала, 1966. – С. 89. - (На татском яз.) 1967 Иудаизм // Очерки научного атеизма (в помощь изучающим проблемы научн. атеизма). – Махачкала, 1967. – С. 31. – (В соавт. с Шауловым Д. Д. , Ихиловым М. М.) Иудаизм о женщине, её месте в семье, быту и обществе // Юбил. X итог. науч. конф. проф. –преп. сост. и асп. ДГУ…: Программа. – Махачкала, 1967. – С. 29. Положение женщин в иудаизме // Очерки по научному атеизму. – Махачкала, 1967. – С. 18. 1971 Несколько замечаний по важному вопросу // Наука и религия. – 1971. – № 10. – С. 19. 1973 Женщина и религия // Женщина Дагестана. –1973. – № 5. – С. 20. Хьунул Адам ва дин // Женщина Дагестана. –1973. – № 6. – С. 18. – (На даргин. языке) Къантын гиши ва дин // Женщина Дагестана. – 1973. – № 5. – С. 20. – (На кумык. языке) Дишегьли ва дин // Женщина Дагестана. – 1973. – № 5. – С. 20. – (На табасаран. языке) Религия и личность женщины // Ленинский путь. – 1973. – 1 сент. – C. 2. – (На кумык. языке) Дин ва къатын тиши // Ленинский путь. – 1973. – 1 сент. – С. 2. – (На кумык. языке)

Религия национального обособления: [О соврем. иудаизме] // Совет. Дагестан. – 1973. – № 1. – С. 72. 1974 Древний враг женщины: [Религия] // Комсомолец Дагестана. – 1974. –19 нояб. – С. 2. Положение женщины в иудаизме // Наша Совет. Родина. – 1974. – С. 7. – (На татск. языке) Почему мужчина должен благодарить бога за то, что не родился женщиной // Комсомолец Дагестана. – 1973. – 4 сент. – С. 2-3. Женщина и религия // Даг. правда. – 1974. – 11 апр. – С. 3. Хьнул адам ва дин // Ленинское знамя. – 1974. –12 февр. – С. 2. – (На даргин. языке) Дин ва къатынлар // Ленинский путь. – 1975. – 13 дек. – С. 2. – (На кумык. языке) Не просто мужняя жена… // Комсомолец Дагестана. – 1974. – 5 сент. – С. 2-3. Правда о земле обетованной // Комсомолец Дагестана. – 1974. – 7 мая. – С. 2-3. 1975 Антифеминистические концепции в мировых религиях // Сб. кафедры философии гуманитарных факультетов. – Махачкала, 1975. – С. 22. Женщина и религия // Общество знания. – Махачкала, 1975. – С. 6. Иудаизм и сионизм на службе реакции // Общество знания. – Махачкала, 1975. – С. 9. От бога ли совесть? // Комсомолец Дагестана. – 1975. – 26 авг. – С. 2-3. Реакционная сущность сионизма // Особенности идеологической борьбы на современном этапе. – Махачкала, 1975. – С. 146. 1976 Иудаизм гьисди дин – догiот эн могьлугъ жугьуре эз де хэлгъгьойгей гiуьлом дур, жейле сохдеи // Совет. Родина: Сб. татских писателей. – Махачкала, 1976. – С. 68-78. – (На татском языке)

1977 Есть ли у человека судьба? // Женщина Дагестана. – 1977. – № 3. – С. 19. Буссаривкьай инсаннал кьадар? // Женщина Дагестана. – 1977. – № 4. – С. 15. – (На лакск. языке) Инсандихъ кьисмет авани? // Женщина Дагестана. – 1977. – № 3. – С. 19. – (На лезг. языке) Инсансул къисмат букiунебиш? // Женщина Дагестана. – 1977. – № 3. – C. 19. – (На авар. языке) Лебара адамла кьисмат? // Женщина Дагестана. – 1977. – № 3. – С. 19. – (На даргин. языке) Начало всех начал: [Что говорит религия о труде] // Комсомолец Дагестана. – 1977. – 8 февр. – С. 2-3. От бога ли судьба // Женщина Дагестана. – 1977. – № 5. – С. 4. 1981 Особенности формирования научно-атеистического мировоззрения женщин // Программы спецкурсов, тематика дипломных работ и рефератов для студентов ДГУ им. В. И. Ленина по науч. атеизму (в помощь студентам очного и заочного обучения). – Махачкала, 1981. – С. 19. Сионизм и так называемый “татский вопрос” // У нас Родина одна. Советской союз. – Махачкала, 1981. – С. 14. 1982 Критика идейно-теоретических основ сионизма // Актуальные проблемы критики религии и формирования атеистического мировоззрения. – Махачкала, 1982. – С. 18. Реакционная сущность сионисткой идеологии // Даг. правда. – 1982. –15 янв. – С. 2. 1983 Духовный расцвет личности // Даг. правда. – 1983. – 5 окт. – С. 2. Реакционная роль иудаизма и сионизма в современном мире // Совет. Родина. – 1983. – С. 6.

Что означает быть атеистом? // Даг. университет. – 1983. – 25 мая. – С. 3. 1985 Религия и брак // Женщина Дагестана. – 1985. – № 6. – С. 22. Реакционная сущность сионизма // Блокнот агитатора и политинформатора. – 1985. – № 13. – С. 23. Религия и женщина // Женщина Дагестана. – 1985. – № 4. – С. 8. Сионизм и так называемый “татский вопрос” // Ислам и современная идеологическая борьба. – Махачкала, 1985. – С. 70. 1986 Женщина и религия // Даг. университет. – 1986. – 19 марта. – С. 3. Некоторые причины религиозности женщин и пути её преодоления // Блокнот агитатора и политинформатора. – 1986. – № 21-22. – С. 50. 1988 Идеологическая борьба и концепция “религиозной и национальной исключительности в иудаизме и сионизме” // Атеизм и религия в современной идеологической борьбе. – Махачкала, 1988. – С. 88. Методологическое значение критики концепции национальной исключительности в теории и практике иудаизма // Библиотека атеиста. – 1988. – № 4. – С. 3. Научно-методические основы атеистического воспитания // История религии и атеизма: Программа специализации на ист. фак. ДГУ. Ч. III / М-во высш. и сред спец. образования РСФСР. Даг гос. ун-т. – Махачкала, 1988. – С. 37. О причинах религиозности среди женщин // Женщина Дагестана. – 1988. – № 6. – С. 6. Сионизм и иудейский клерикализм // История религии и атеизма: Программа специализации на ист. фак. ДГУ / М-во высш. и сред. образования РСФСР. Даг. гос. ун-т. – Махачкала, 1988. – С. 7. – (В соавт. Вагабовым М. В. и др.) Что нам нужно: [О перестройке атеист. воспитания трудящихся Дагестана] // Совет. Дагестан. – 1988. – № 1. – С. 31.

1989 Некоторые проблемы атеистического воспитания студенческой молодежи (на материал ДГУ) // Проблемы атеистического воспитания в вузах Северного Кавказа. – Махачкала, 1989. – С. 17. 1990 Диалектика атеистического и интернационального воспитания студенческой молодежи // Религия и межнац. отношения: Межвуз. науч. тем. сб. – Махачкала, 1990. – С. 56. Сегодня они, а завтра кто?: [Отклик на статью “Память или беспамятство?”] // Комсомолец Дагестана. – 1990. – 28 апр. – С. 6. Таты // Политический собеседник. – 1990. – № 11-12. – С. 49. 1991 Не помысли плохого // Молодежь Дагестана. – 1991. – № 40. – 28 сент. - 4 окт. – С. 5. 1992 Из истории библии // Религия и атеизм: история и современность. – Махачкала: Изд-во Даг. гос. ун-та, 1992. – С. 25. Снова жертвы социальной демагогии?: [О решении “женского вопроса”] // Даг. правда. – 1992. – 22 мая. – С. 2. 1993 Как отзовется общество? // Даг. правда. – 1993. – 14 нояб. – С. 3. Как слово общества отзовется: [О положении и роли женщин в обществе: К съезду женщин Дагестана] // Даг. правда. – 1993. – 20 окт. – С. 1. Наибы Шамиля // Женщина Дагестана. – 1993. – № 3. – С. 6. Некоторые аспекты активизации творческого мышления студентов по курсу истории религии // Активизация познавательной деятельности студентов. – Махачкала, 1993. – С. 11. 1995 Женщина в современном Дагестане // Социальные трансформации и положение женщин в России. – 3-4 март. – 1995. – М. , 1995. – С. 15. Библия и Коран // Ислам в Дагестане. Межвуз. сб. науч. -темат. статей. – Махачкала: ИПЦ ДГУ, 1994. – C. 13.

1996 Гуманитарное образование в условиях перестройки высшей школы // Инновационные технологии гуманитарного образования. – Махачкала, 1996. – С. 17. Методические приемы активизации творческого мышления студентов // Инновационные технологии гуманитарного образования. – Махачкала, 1996. – С. 19. Научно-методические проблемы преподавания истории современных религий: Тез. докл. межвуз. конф. 8 дек. 1994 г. / ДГУ. – Махачкала: ИПЦ ДГУ, 1996. – 23 с. – (В соавт. с Вагабовым М. В.) Некоторые аспекты аврааматических религий: сходство и различие // Науч. -метод. пробл. препод. истории современных религий: Тез. и докл. межвуз. конф. в декабре 1994 г. – Махачкала: ИПЦ ДГУ, 1996. – С. 3. Формирование студентом собственных мировоззренческих позиций в процессе самостоятельного изучения религиоведческих источников // Научно-методические проблемы организации самостоятельной работы студентов. – Махачкала, 1996. - С. 15. 1997 Религия и нравственное становление общества // Наука и социальный прогресс Дагестана: Материалы 3-й респ. конф. , посвященной памяти Х. Н. Фаталиева, 23-24 января 1995 г. – Махачкала, 1997. – С. 30. 1998 Гуманитаризация образования: проблемы и перспективы // Гуманит. науки и новые технологии образования: Tез. докл. III Межвуз. науч. практ. конф. 14-15 мая 1998 г. – Вып. 3. – Махачкала: ИПЦ ДГУ, 1998. – С. 22. Нужен ли профессионализм без гуманизма? // Даг. правда. – 1998. – 5 марта. – С. 1. У опасной черты (Нравственный фактор должен опережать все остальное) // Даг. правда. – 1998. – 19 июня. – С. 2. 1999 Гуманитарное образование и личность // Вестн. ДГУ. Гуманит. науки. –

1999. – № 6. – С. 168. Иудаизм и межнациональное отношении в Дагестане // Народы Дагестана. – 1999. – № 1. – С. 34. Проблемы гуманитарного образования в условиях современного вуза // Вестн. ДГУ. Гуманит. науки. – Вып. 3. – 1999. – С. 170. Региональный компонент в преподавании основ религиоведения // Гуманит. науки и новые технологии образования: Тез. докл. IV регион. межвуз. науч. -практ. конф. 14 мая 1999 г. – Махачкала: ИПЦ ДГУ, 1999. – С. 13. 2000 Гуманизация и её системообразующая роль в образовании // Гуманит. науки и новые технологии образования. – Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2000. – С. 15. Меконфессиональный диалог и его роль в урегулировании этноконфессиональных отношений / Поликультурное образование на Северном Кавказе: проблемы, тенденции, перспективы: Материалы междунар. науч. -практ. конф. 30–31 мая 2000 г. – Махачкала-Пятигорск, 2000. – 20 c. Проблемы гуманитарного образования в современном обществе // Вестн. ДГУ. Гуманит. науки. – 2000. – № 6. – С. 165. Региональный компонент в воспитании и формировании личности студента в современных условиях // Воспитание и развитие личности студента в условиях современного вуза. – М. , 2000. – С. 23. 2001 Проблемы религиоведения в свете гуманитарного образования // Гуманит. науки и новые технологии образования. – Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2001. – 17 с. 2002 Иудаизм и его особенности в Дагестане // Тез. междунар. семинара для рос. и зарубеж. журналистов “Дагестан – перекресток религий, культур и цивилизаций. – Махачкала, 2002. – С. 53-57. Авшалумова Л. Х. – рецензент

На основе конкретной социологии // Совет. Дагестан. – 1975. – №3. – С. 75. – Рец. на кн. : Макатов И. А. Ислам, верующий и современность. – Махачкала, 1974. – (В соавт. с Гаджиевым С.) Не только познание, но и воспитание // Даг. правда. – 1997. – 12 нояб. – С. 3. – Рец. на кн. : Абдуллаев М. А. Филосовская и общественно политическая мысль в досоветском Дагестане. – Махачкала. – 1996. – (В соавт. с Магомедовым Д.) Семья – это серьезно // Даг. правда. – 1990. – 17 февр. – Рец. на кн. : Савина Т. Б. , Гасанов Н. Н. Семья – это серьезно. – Махачкала: Даг. кн. изво, 1989. – 96 с. К биографии Авшалумовой Л. Х. Гасан-Гусейнов М. Призвание: [О канд. филос. наук ДГУ Авшалумовой Л. Х. ] // Женщина Дагестана. – 1983. – № 5. – С. 7. Керимова Н. О той, что из ребра Адама: [Актуальное интервью проф. зав. каф. истории и теории религии и свободомыслия Авшалумовой Л. Х. ] // Женщина Дагестана. – 1992. - № 4. – С. 22-23. Алфавитный указатель трудов Антифеминистические концепции в мировых религиях – 56 Библия и Коран – 100 Буссаривкьай инсаннал кьадар? – 63 Гуманизация и её системобразующая роль в образовании – 114 Гуманитаризация образования: проблемы и перспективы – 107 Гуманитарное образование в условиях перестройки высшей школы. – 101 Гуманитарное образование и личность – 110 Диалектика атеистического и интернационального воспитания студенческой молодежи – 89 Дин ва къатын тиши – 46 Дин ва къатынлар – 53 Дишегьли ва дин – 44

Древний враг женщины [религия] – 48 Духовный расцвет личности – 73 Есть ли у человека судьба? – 62 Женщина в современном Дагестане – 99 Женщина и религия – 41, 51, 57, 80 Идеологическая борьба и концепция “религиозной и национальной исключительности в иудаизме и сионизме – 82 Идеология иудаизма – орудие социального и духовного закабаления женщины – 1 Из ребра Адама –55 Из истории библии – 93 Именем бога Яхве… – 2 Инсансул къисмат букiунебиш? – 65 Инсандихъ кьисмет авани? – 64 История и теория религии и атеизма – 8 История и теория религии и свободомыслия – 9, 10, 11, 12 История религии и атеизма – 13 История религий – 3 Иудаизм – 37 Иудаизм гьисди дин– догiот эн могьлугъ жугьуре эз де хэлгъгьойгей гiуьлом дур, жейле сохдеи – 61 Иудаизм гьисди идеологией гъульети зенгьо – 35 Иудаизм и его особенности в Дагестане – 119 Иудаизм и женщина – 4 Иудаизм и межнациональные отношения в Дагестане – 111 Иудаизм и сионизм на службе реакции – 58

Иудаизм о женщине, её месте в семье, и обществе – 38 Как отзовется общество? – 95 Как слово общества отзовется – 96 Критика – теоретических основ сионизма – 71 Критика иудаизма и сионизма – 5 Къантын гиши ва дин – 43 Лебара адамла кьисмат? 66 Материалы по воспитанию и общекультурной подготовке студентов – 14 Меконфессиональный диалог и его роль в урегулировании этноконфессиональных отношений – 115 Методическая разработка по научному атеизму – 15 Методические приемы активизации творческого мышления студентов – 102 Методические рекомендации и контрольные задачи по курсу “История религии и атеизма” – 16 Методологическое значение критики концепции национальной исключительности в теории и практике иудаизма – 83 Методологическое значение критики концепции национальной исключительности в теории и практике иудаизма – 18 Мировоззренческие основы атеизма – 17 На основе конкретной социологии – 120 Наибы Шамиля – 97 Научно-атеистическое воспитание и его особенности в условиях Дагестана – 18 Научно-методические основы атеистического воспитания – 84 Научно-методические проблемы преподавания истории современных религий – 103 Начало всех начал [Что говорит религия о труде] – 67

Не помысли плохого – 92 Не просто мужняя жена… – 54 Не только познание, но и воспитание – 121 Небылицы об “освободителе” Моисее. Реакционная сущность пасхи – 34 Некоторые аспекты аврааматических религий: сходство и различие – 104 Некоторые аспекты активизации творческого мышления студентов по курсу истории религии – 98 Некоторые причины религиозности женщин и пути её преодоления – 81 Некоторые проблемы атеистического воспитания студенческой молодежи (на материал ДГУ) – 88 Несколько замечаний по важному вопросу – 40 Нужен ли профессионализм без гуманизма? – 108 О причинах религиозности среди женщин – 85 От бога ли совесть? – 59 От бога ли судьба – 68 Организация и методика научно-атеистической работы – 19 Основы научного атеизма – 20, 21 Основы религиоведения – 22, 23, 24 Особенности формирования научно-атеистического мировоззрения женщин – 69 План семинарских занятий по курсу “Основы научного атеизма” – 25, 26 Положение женщины в иудаизме – 39, 49 Почему мужчина должен благодарить бога за то, что не родился женщиной – 50 Правда о земле обетованной – 55 Проблемы гуманитарного образования в современном обществе – 116 Проблемы гуманитарного образования в условиях современного вуза – 112

Проблемы религиоведения в свете гуманитарного образования – 118 Программа курса “Из истории религий для старших классов средних общеобразовательных школ – 27 Программа курса “История и теория религии и свободомыслия” для высших учебных заведений регионов традиционного распространения ислама – 28 Программа курса “История религии и научного атеизма для высших учебных заведений регионов традиционного распространения ислама в СССР – 29 Программа курса “Религия и ее памятники” для 9 класса – 30 Программа специализации по религиоведению отделения востоковедения на историческом факультете – 31 Программы семинарских занятий – 32 Программы спецкурсов, тематика дипломных работ и рефератов для студентов ДГУ им. Ленина по научному атеизму (в помощь студентам очного и заочного обучения) – 33 Реакционная роль иудаизма и сионизма в современном мире – 74 Реакционная сущность сионизма – 60, 77 Реакционная сущность сионисткой идеологии – 6, 72 Региональный компонент в воспитании и формировании личности студента в современных условиях – 117 Региональный компонент в преподавании основ религиоведения – 113 Религия и брак – 76 Религия и духовная культура – 7 Религия и женщина – 78 Религия и личность женщины – 45 Религия и нравственное становление общества – 106 Религия национального обособления – 47 Сегодня они, а завтра кто? – 90 Семья – это серьезно – 122


Подобный материал:
  • 1. Формат а-4 Печать через 1,5 интервала 14 кеглем; 65 знаков в строчке, 30 строк , 22.06kb.
  • Темы, план работы. Каждый раздел плана выделяется в тексте самостоятельной рубрикой, , 60.3kb.
  • Отправка по почте , 45.42kb.
  • Д. Л. Трофимова Данные об авторе: Место работы: Российская государственная библиотека , 94.56kb.
  • Образовательная программа: Управление человеческими ресурсами (название образовательной , 66.83kb.
  • Уважаемые коллеги! , 34.83kb.
  • Валиулина София, 8 лет, пос. Чунский, Россия. Название работы «Мой любимый герой». , 12.36kb.
  • Название работы , 25.33kb.
  • Методические указания по дисциплине «психология педагогического общения» для самостоятельной , 270.52kb.
  • Название зачеркнуто , 3503.04kb.

4 КВАРТАЛ



Авторы

Название работы

Объем

Тираж

Наличие

документов


Контактные

телефоны


МЕЖФАКУЛЬТЕТСКИЕ КАФЕДРЫ

Кафедра теории и истории религии и культуры

1.

Авшалумова Л.Х.

Абасова А.А.

Саидов С.М.


Учебное пособие «Религиоведение».

7,0

100

Кафедра английского языка для гуманитарных факультетов

1.

Рамазанова А.Х.

УМП по развитию навыков устной речи на основе текстов домашнего чтения.

100

2.

Нурадинова П.Т.

УМП по работе со спецтекстами для студ 1-2 к. ОЖ Ф/Ф.

100

3.

Хаметова Э.Т.

УМП для психологов. Сборник упражнений по грамматике по англ.яз.

100

4.

Батырова У.М.

Бойкова И.В. и др.


УМП по аналитическому чтению для студентов ИФ(по учебнику Е.А.Бонди ч.3).

Тестовые и контрольные работы по грамматике для студ ИФ.


100

ФАКУЛЬТЕТ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ

Кафедра арабской филологии

1.

Гасанов М.А.

Учебно-метод.пособие по источниковедению изучаемой страны» (программа с/к).

1,0

100

2.

Гаджиева Л.А.

Теоретические и практические материалы по переводоведению.

1,5

100

3.

Гаджиева Л.А.

«История турецкой литературы в новейшее время».

1,5

100

ФАКУЛЬТЕТ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

Кафедра немецкого языка

1.

Гаджиева Д.А.

Контрольно-измер. Материалы по лингвостр.для студ., изучающих немецкий язык.

1,0

50

Кафедра французского языка

1.

Абакаров И.М.

Метод.пособие для самостоятельной работы по грамматике для студ 1-3 курсов ФО ФИЯ.

2,5

100

2.

Абдуллаев И.Ш.

Учебное пособие по внеаудиторному чтению «Клеопатра».

2,5

100

3.

Абасова Р.Г.

Пособие для развития навыков устной речи для студ. первого года обучения.

2,5

100

ФАКУЛЬТЕТ КУЛЬТУРЫ

Кафедра библиотековедения и библиографии

1.

Аджаматова Н.К.

Тесты по курсу «Архивные документы».

1,0

30

2.

Мирзаева А.Р.

«Краеведческая деятельность библиотек»

1,0

30

3.

Аммаев К.А.

Лабораторный практикум по курсу «Информатика».

1,0

30

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра теоретической и прикладной лингвистики

1.

Гаджиахмедов Н.Э.

УМК «Современный русский язык».

7,0

100

Кафедра литератур народов Дагестана

1.

Султанмурадов А.М.

Учебное пособие по постсоветской кумыкской литературе.

5,0

100

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра коммерции и маркетинга

1.

Камалова Т.А.

Метод.указ. и программа провед преддипломной практики для студ. спец.080111 «Маркетинг».

1,2

100

В(ф),в(к),рец., расп.,д

2.

Камалова Т.А.

Метод.указ. и программа провед учебно-ознаком. практики для студ. спец.080111 «Маркетинг».

1,1

100

В(ф),в(к),рец., расп.,д

Кафедра «Менеджмент»

1.

Магомедов Г.Д.

Метод.указания к выполн. Магистр.дисер. для студ.магистр.подготовки

1,0

100

ФИЗИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра магнетизма и физики фазовых переходов

1.

Магомедов М.А.

КМП «Исследование фазовых переходов в критических явлений методом Монте Карло».

100

Кафедра экспериментальной физики

1.

Офицерова Н.В.

УМП (Примерные тестовые задания по курсу «Материалы и элементы электронной техники).

100

2.

Абдурахманов А.А.

УМП «Квантовая теория».

100

Кафедра теоретической и математической физики

1.

Идаятов Э.И.

Халикова М.Х.

Абдуразакова А.Б.


Метод.указания к решению задач по теорет.механике».

1,3

100

В(ф),в(к),отз..расп.д

ФАКУЛЬТЕТ ИНФОРМАТИКИ и ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Кафедра прикладной информатики и математических методов в управлении

1.

Камилов К.Б.

Магомедова Н.А.

Шавшина С.А.


УМК по дисциплине «Компьютерные технологии в бух.учете».

4,0

100

2.

Шахбанова З.И.

Шахабудинов Я.М.


УМК по дисциплине «Проектирование мультмедиа приложений в ЭИС» для спец. ПИ

4,0

100

МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра прикладной математики

1.

Назаралиев М.А.

Фаталиев Н.К.


Учебное пособие «Математическая статистика в терминах и определениях».

6,0

100

2.

Абдурагимов Э.И.

Бейбалаев В.Д.


«Численные методы решения обыкновенных дифференциальных уравнений».

1,9

100

3.

Абдурагимов Э.И.

Лугуева А.С.


Метод.указания по численным методам для студентов заочного обучения.

1,5

100

Кафедра высшей алгебры и геометории

Религиоведение. Под ред. Шахнович М.М.

2-е изд., перераб. и доп. - СПб. : 2012 - 448 с.

Учебное пособие по религиоведению написано коллективом преподавателей и ученых, сотрудничающих с кафедрой философии религии и религиоведения Санкт-Петербургского государственного университета. В пособии в доходчивой форме рассматриваются особенности вероучения и культовой практики религий народов мира, а также основные положения современной науки о религии: истории, антропологии, социологии, психологии и феноменологии религии. Особое внимание уделяется изучению мировых религий - буддизма, христианства, ислама. В конце каждой главы помещены вопросы для повторения и списки рекомендуемой литературы. Пособие соответствует новому Государственному образовательному стандарту по предмету и имеет гриф УМО. Книга может быть использована в качестве дополнительного пособия в курсах по истории мировой культуры, культурологии, социологии и антропологии.

Формат: pdf

Размер: 1,8 Мб

Смотреть, скачать: yandex.disk

Оглавление
Введение 5
ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ 13
Глава 1. Ранние формы религии 13
Глава 2. Национальные религии 25
§ 1. Религии Древнего Востока 25
§ 2. Религии античного мира 48
§ 3. Религии Индии 62
§ 4. Религии Китая 84
§ 5. Религии Японии 115
§ 6. Зороастризм 120
§ 7. Иудаизм 128
Глава 3. Мировые религии 149
§ 1. Буддизм 149
§ 2. Христианство 181
§ З.Ислам 289
СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ 319
§ 1. Классическая социология религии 320
§ 2. Конфессиональная и феноменологическая социологии религии 333
§ 3. Социальные функции религии 340
§ 4. Типология религиозных объединений 343
§ 5. Теория секуляризации 349
§ 6. Религия, политика, общество 355
§ 7. Методы социологических исследований 371
АНТРОПОЛОГИЯ РЕЛИГИИ 375
§ 1. Проблема происхождения религии и формирование антропологического религиоведения 375
§ 2. Антропологические теории мифа 380
§ 3. Антропологические теории ритуала 384
§ 4. Современные направления антропологии религии 386
ПСИХОЛОГИЯ РЕЛИГИИ 397
§ 1. Психология религии как наука 397
§ 2. Homo religiosus с точки зрения психологии религии 401
§ 3. Религиозный опыт 410
§ 4. Религиозная вера 416
§ 5. Религиозный символизм и мифология: психологические аспекты 420
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ РЕЛИГИИ 427
§ 1. Феноменология религии: история и метод 427
§ 2. Феноменология религии и история религий 434
§ 3. Категория «священное 436
§ 4. Феноменология религии о homo religiosus 438

Вы открыли учебное пособие, которое называется «Религиоведение». За сухим названием учебного предмета скрывается область научного знания, исследующая одну из интереснейших сфер человеческой культуры, охватывающую все исторические эпохи и оказавшую и продолжающую оказывать влияние практически на все виды человеческой деятельности.
Когда мы произносим слово «религия», у каждого человека возникает множество ассоциаций. Нам представляются Парфенон и собор Святого Петра в Риме, мечеть аль-Масжид аль-Харам в Мекке и Успенский собор в Москве, иконы Андрея Рублева и фрески Джотто, бронзовые изображения Осириса и каменные изваяния Будды. Мы вспоминаем о десяти заповедях Моисея и Нагорной проповеди Христа, о даосских мудрецах и джайнских аскетах, о Лютере и патриархе Никоне и о многом-многом другом. Мир религий многолик и разнообразен, как многолико и разнообразно человечество. Известны десятки тысяч религий и систем религиозных верований, одни из них связаны с великими цивилизациями, другие - объединяют членов какого-нибудь одного племени.
Для классификации многообразия религий существуют типологии религий, созданные в результате сравнительного анализа на основе различных признаков. Религии разделяются, например: на политеистические, то есть связанные с почитанием множества богов, и монотеистические, приверженцы которых почитают единого Бога; на мертвые, то есть не существующие в современном мире, и живые; на письменные религии (то есть имеющие фиксированные сакральные тексты) и бесписьменные (религии племен, у которых нет письменности). Великий немецкий философ Георг Фридрих Вильгельм Гегель предложил очень сложную классификацию религий. По его мнению, их следует делить на естественные: это китайская религия, которую он назвал «религия меры», индусская - «религия фантазии», буддийская - «в-себе-бытия»; переходные религии: персидская - «религия добра и света», сирийская - «религия страдания» и египетская - «религия загадки»; и религии духовной индивидуальности: это иудейская религия - «религия возвышенности», греческая - «красоты» и римская - «целесообразности». Венчает эту типологическую схему христианство, которое Гегель назвал «религией откровения, истины и свободы».

Член общественной палаты Республики Дагестан; член комиссии по культуре, национальным и межконфессиональным отношениям; заведующая кафедрой религиоведения ГОУ ВПО «Дагестанский государственный университет»

После окончания с золотой медалью средней школы, она поступила на историко-филологический факультет Дагестанского государственного университета и окончила с отличием в 1964 г. Будучи студенткой, она проявила большой интерес к науке и принимала активное участие в научно-студенческих мероприятиях, проводимых университетом.

После окончания ВУЗа Ученым Советом университета Людмила Хизгиловна была рекомендована в аспирантуру в 1964 г. по кафедре философии. В 1969 году она защитила диссертацию на тему: “Идеология иудаизма – орудия социального и духовного закабаления женщины” (на материале Республики Дагестан), и Ученый Совет присудил степень кандидата философских наук.

С ноября 1967 года по июнь 1976 года Авшалумова Л.Х. работает преподавателем кафедры философии гуманитарных факультетов.

С сентября 1976 года Авшалумова Л.Х. доцент кафедры научного атеизма и истории философии – основ религиоведения.

Решением Государственного комитета СССР по народному образованию от 29 января 1992 г. Людмиле Хизгиловне присвоено ученое звание профессор.

С июня 1995 г. Авшалумова Л.Х. работает в должности первого проректора Дагестанского государственного университета.

Многолетняя плодотворная работа Авшалумовой Л.Х. отмечена многими наградами и поощрениями:
— Почетной грамотой Президиума Верховного Совета ДАССР (от 25.02.82 г.);
— Почетным званием “Заслуженный работник культуры РСФСР” (от 30.03.88 г.);
— Почетным званием “Заслуженный деятель науки РД” (от 07.06.96 г.);
— Орденом “Дружбы” (от 07.02.02 г.).

Для Авшалумовой Л.Х. университет стал вторым родным домом, вся ее жизнь, начиная со студенческих лет до сегодняшнего дня, связана только с этим ведущим ВУЗом республики. Педагогический стаж Людмилы Хизгиловны – 37 лет. За это время ею читался курс философии, истории и теории атеизма, этики, эстетики, основ религиоведения, авторские курсы: “Библия как исторический литературный памятник”, “Библия и Коран: сходство и различие”, “Этноконфессиональные отношения: анализ и перспективы” и др.

В 2000 году награждена почетным нагрудным знаком Министерства образования РФ “Заслуженный работник высшей школы”. Она участник многих международных, российских и региональных конференций. Только за последние годы Авшалумова А.Х. выступила с докладом на Всероссийской научно–практической конференции в Москве (1999)