Исторические формы и особенности догматики и культа иудаизма. Иудаизм иудаизм как национальная монотеистическая религия Религия как общественное явление

22.04.2024 Сон

Иудаизм - первая последовательно монотеистическая религия, одна из немногих религий Древнего мира, сохранившаяся до наших дней с небольшими изменениями. Формирование иудаизма начинается во втором тысячелетии до н.э. и определяется развитием принципиально новой религиозной концепции - идеи единого Бога-творца и властителя Вселенной. В качестве вождя и пророка Моисей предстает посланцем Бога Яхве.

Иудаизм формировался постепенно, перерабатывая культурно-духовные традиции не только евреев, но и других народов Передней Азии. В истории становления иудаизма выделяют четыре этапа. Древний период (примерно в ХV-ХIV вв. До н.э. с образованием Израильского царства) - становление монотеизма, связанного с культом Яхве. Второй этап - палестинский период. Он включает эпоху независимого существования иудейско-израильского государства. В это время происходит формирование иудаистськои религиозной традиции. Палестинский период завершается вавилонской агрессией против Иудейского царства, завоеванием Иерусалима, разрушением в 586 г. до н. храма и взятием в пленением большого количества евреев. Третий период - эпоха "другогохраму". Он начинается с возвращения иудеев из вавилонского плена в 538 г. до н. и восстановление Иерусалимского храма. В новой еврейскому государству канонизируется Пятикнижия (Торы), тем самым укрепляются основы вероучения. Эпоха "второго храма" завершается римским завоеванием Палестины, вторым разрушением Иерусалимского храма в 70 г. н. Э и насильственным выселением евреев с исторической родины. Четвертый период - так называемый "период диаспоры" (рассеяние) - Ьу ст. н.э., когда евреи, лишенные государственности и расселены на значительной территории Римской империи, создают в местах своего поселения синагоги. В диаспоре завершается формирование и канонизация Талмуда.

Священными книгами иудаизма является Тора и Талмуд. Тора - сводная название пяти первых книг Ветхого Завета - Пятикнижия: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. Содержание книг Торы включает мифы о сотворении мира и человека, историю взаимоотношений людей с Богом после изгнания Адама и Евы из рая, в периоды до и после потопа (книга Бытие), учение о культе и тому подобное. Кульминационным моментом Торы рассказ о деяниях пророка Моисея (Моше).

Талмуд (от древнееврейского - "ламейд" - изучение, учение) - многотомный сборник иудейских догматических правовых, религиозно-философских, нравственных и бытовых предписаний, сложившихся в течение восьми веков - от IV в. до н.э. по IV в. н.э.

В основе иудаистського вероучения лежат идеи монотеизма, потому-гообраности еврейского народа и мессианства. Идея единобожия является главным догматом иудаизма. Она воплощается через культ Яхве (в христианских изданиях Ветхого Завета - Иеговы). Согласно преданию, Яхве заключил с избранным народом Израиля союз (завет). Это своего рода договор, согласно которому народ Израиля пользуется покровительством всемогущего Бога при условии, что не отречется от единобожия и будет верен заповедям божьим. Яхве выразил свою волю в виде Закона, суть которого в десяти заповедях, переданных Моисею на Синайской горе.

Учение о мессию (др.. - Маши, давньогр. - Христос) возникло как своеобразный ответ на постоянные социальные и политические потрясения еврейского общества и государства. Приход мессии в мир означает конец света. Ожиданиям конца света и царства справедливости пронизан мировоззрение верующего еврея. Оно символизирует надежду на лучшие времена и одновременно является одним из важнейших стимулов праведной жизни.

Также в Торе и Талмуде изложены положения о сотворении мира и человека (по образу и подобию Бога), об ангелах и демонах, первородный грех, праведность, потусторонний мир, возмездие, будущее воскресение мертвых.

Важнейшие религиозные праздники иудаизма связанные с фактами священной истории евреев и эсхатологическими представлениями. Особое значение придается субботы - Шаббат (евр. Покой), дню, который, согласно заповедям Моисея, должен быть посвящен Богу и следует отдыхать от всякой работы. Песах (Пасха) - праздник освобождения, память об исходе евреев из египетского рабства отмечается по лунно-солнечному календарю в весенний месяц нисан. На 50-й день от второго дня Пасхи наступает праздник Шебуот (Седмица) - день, когда, согласно преданию, Моисею на горе Синай была дана Тора. Рош Ашана (Новый год) отмечается первого числа месяца Тишрей (сентябрь-октябрь), Ханука (обновления) отмечается в письмах-топада-декабре, Йом Кипур - праздник Судного дня, когда Бог выносит каждому человеку приговор "согласно ее заслугами".

Различные формы иудаизма. В VIII в. н. е. возникло течение караимов, что отвергают почитание Талмуда, а также некоторые традиционные обряды, которые не упомянуты в Торе. В настоящее время большинство караимов проживает в Израиле. Каббала - мистическое течение в иудаизме, ее главные тексты - "Се-фер Иецира" ("Книга Творения") и "Зогар" ("Сияние") посвящены способам открытия скрытого смысла Торы, в которой, по утверждению каббалистов, записано прошлое и будущее мира и судьбу каждого человека. Хасидизм (от др.. хасид - "благочестивый", "набожный", "святой") возникает в XVIII в. в среде еврейских общин Правобережной Украины и Польши и, опираясь на каббалу, также утверждает, что Тора имеет тайный смысл, но обнаружить его могут только цадика (праведники), которые сами "стали Торой". Родоначальником и первым цадика хасидизма был Израэль бен Ели-Эзер (1700-1769). Хасиды - сторонники религиозного фундамента-лизма, они особенно стремятся сохранять чистоту веры. Особенно влиятельной является община хасидов в Израиле.

Главные идеи иудаизма были восприняты и адаптированы христианством, в котором Иисуса Христа было провозглашено ожидаемым мессией. Но иудаизм не соглашается с тем, что появление мессии уже состоялась, и продолжает ждать его прихода. Иудаизм придает особое значение не столько самой вере, сколько поступка, поведении по вере. В плане монотеизма иудаизм более строгий, чем христианство, отстаивает догмат о троичности Бога. Христианство, в отличие от иудаизма, решительно отрицает богоизбранность любого народа. Ислам также во многом базируется на иудейской традиции: в Коране значительное место занимают сюжеты и персонажи, заимствованные из нее.

Вообще, иудаизм, христианство и ислам являются разными вариантами монотеизма, их называют авраамических религий. Авраам (Ибра-хим) был первым человеком, приняла веру в единого Бога. Эти религии составляют генетически и внутренне связанные системы, которые возникли на почве религии древнего еврейства.

Иудаизм Иудаизм как национальная монотеистическая религия. Священное писание - Тора Периодизация истории иудаизма. Священное предание. Пророчества о грядущем мессии. Культ Яхве. Историческая трансформация культа: от храма и жертвоприношений к синагоге и молитве. Иудейский лунный календарь. Обряды и праздники календарного и жизненного цикла. Течения в современном иудаизме.

ИУДАИЗМ Термин «иудаизм» подразумевает религиозную традицию еврейского народа, древнейшие тексты которой собраны в Ветхом завете. Основная идея соглашения между богом Яхве и его народом была определена во времена Моисея, легендарного патриарха, который жил в XIII веке до н. э. Характерной чертой, отличавшей евреев от политеистических народов, в окружении которых они жили, была их преданность Богу Яхве был всемогущий и вечный Бог, создатель всего. Это был справедливый Бог – он насылал смерть на нечестивых, уничтожал своих врагов, но был милостив к истинно верующим. Яхве сурово наказывал тех, кто не следовал его законам, но был любящим и сострадающим отцом своего собственного народа, евреев. Он обещал послать им Мессию, который приведет их к победе над врагами. С VIII в. до н. э. Целый ряд пророков провозглашал, что все бедствия Израиля, в том числе покорение его чужеземными завоевателями были ниспосланным Яхве наказанием за то, что евреи не соблюдали соглашение с Богом. Однако, говорили они, эти страдания послужат очищению евреев и подготовят их к грядущей славе, когда в конце концов Яхве будет признан всеми народами мира.

История диаспор Утрата евреями независимости и покорение их различными империями (Персидской, македонской, Римской) привело к росту очагов расселения евреев в различных частях Средиземноморья и Ближнего Востока: Это называлось диаспорой. В самой Палестине после неудачи национальных восстаний против Рима а I и II в. , еврейского населения практически не осталось, но под водительством раввинов (учителей) иудаизм пережил диаспору. В начале III в. Еврейский религиозный закон был сведен в Мишну, которая стала частью Талмуда.

Монотеизм Монотеизм (от моно и греч. theos – бог), система религиозных верований, основанная на представлении о едином боге (единобожие), в отличие от политеизма – многобожия. В богословской литературе к монотеистическим религиям относят христианство, иудаизм и ислам. Однако понятие Монотеизм относительно, т. к. ни одна религия не является последовательно монотеистической. В ходе исторического развития религии Монотеизм появляется очень поздно. В эпоху распада родоплеменного строя и формирования ранних государств боги отдельных племён соединялись в один «пантеон» , в котором первое место обычно занимал бог самого сильного племени. В некоторых случаях жрецы этого бога стремились превратить его в единственного или главного бога (например, вавилонский Мардук), в других случаях цари пытались противопоставить культ единого бога традиционным жреческим культам (религиозная реформа Аменхотепа IV в Египте). Впервые относительно строгий Монотеизм возник и получил господство в середине и 2 -й половине 1 -го тыс. до н. э. среди евреев, когда жрецы храма Яхве в Иерусалиме установили свою религиозную монополию. Строгий Монотеизм, введённый в Аравии в 7 в. н. э. , составил основной догмат мусульманской религии. Т. о. , данные современной науки опровергают утверждение богословов (в т. ч. школы патера В. Шмидта) о том, что Монотеизм – якобы исконная религия человечества, а другие – ее искажения.

Священное писание - Тора – Пятикнижие древнеевр. Закон. Пять книг, написанных Моисеем после общения с Богом на Синайской горе. Приняты как основа в Иудаизме, составляют первых пять книг Ветхого Завета в Христианстве, есть среди священных книг в Исламе. Название книг в иудейской традиции: Берешит (“В начале”); Веэлле Шемот (“И вот имена”); Вайикра (“И воззвал”); Бемидбар (“В пустыне”); Элле Гадебарим (“Вот слова”). В христианской традиции они называются: “Бытие” – книга о сотворении мира и человека, о древнейшей истории человечества, о всемирном потопе, о поселении евреев в Египте; “Левит” – религиозное законодательство; “Второзаконие” – религиозное законодательство; “Исход” – книга о самом Моисее, десяти заповедях, освобождении евреев из египетского плена; “Числа” – история евреев после выхода из Египта. Считается что в Пятикнижии Моисей зашифровал свое тайное учение – Каббалу. Моисей (Мосса, Моша, Мусса) - пророк, библейский предводитель израильских племен, призванный богом вывести израильтян из фараоновского рабства. На горе Синай бог дал Моисею скрижали с 10 заповедями.

Десять заповедей Заповеди Моисея, данные для исполнения всеми евреями в книге «Исход» (одна из книг Пятикнижия), унаследованные Христианством. “Исход” 20: 1 -17: “Изрек Господь все слова сии, говоря: Я Господь, Бог твой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства. Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. е поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня. И творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя его напрасно. Помни день субботний, чтобы святить Его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои. А день седьмой – суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлить дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе. Не убивай. Не прелюбодействуй. Не кради. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего его, ни раба его, ни рабыни его, ни кола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего. ”

Священное писание - Тора создание мира Богом грехопадение Адама и Евы Авель и Каин Ной и Потоп Авраам и Исаак бегство из Египта и пророк Моисей заповеди Ветхого завета пищевые запреты мицвот

БИБЛИЯ В иудаизме и христианстве Библия – это собрание книг, составляющих Священное Писание (греч. Biblia – книги). В традиции иудаизма Библия называется Танах. Это слово образовано из начальных букв трех частей, составляющих Священное Писание: Тора (Закон), Невиим (Пророки) и Ктувим (Писания, или Агиографы). Танах включает 50 книг, написанных на древнееврейском языке в период с XIII-XII вв. по II в. до н. э. Тора, или Пятикнижие, состоит из книг Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. Невиим включает в себя книги Ранних Пророков – Иисус Навин, Судьи, 1 -я и 2 -я Самуила, 1 -я и 2 -я Царств (в Синодальном переводе последние четыре книги носят название 1– 4 Царств), и Поздних Пророков – Исаия, Иеремия, Иезекииль, Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иона, Михей, Наум, Аввакум, Софония, Аггей, Захария и Малахия. Ктувим включает в себя духовную поэзию (Псалмы и Плач Иеремии), любовную поэзию (Песнь Песней), книги Премудрости (Притчи, Иов и Екклесиаст), исторические книги (Руфь, 1 -я и 2 -я Паралипоменон, Есфирь, ездра и Неемия) и произведение апокалиптического жанра – книгу Даниила. Канонизация книг Священного писания (признание и закрепление состава входящих в него книг) проходила в течение нескольких веков. Тора приобрела свой канонический вид в V в. до н. э. , корпус пророческих книг сформировался к началу II в. до н. э. Состав агиографов был утвержден на собрании законоучителей в Явне в I в. н. э. Греческий перевод книг, входящих в состав Танаха (Септуагинта), был завершен к 100 г. до н. э.

Культ Яхве, Йахве, Иегова, в иудаизме бог. Имя Яхве образовано от тетраграммы YHWH, точное произношение которой неизвестно; произнесение имени Я. было табуировано, а тетраграмма рассматривалась как идеограмма слова "господь", в греческой передаче kýrios; в масоретской огласовке тетраграмма звучала как Иегова - название, принятое христианскими богословами в 14 в. Тетраграмма восходит к глаголу hyh - быть и по своей грамматической структуре может означать либо "постоянно сущий", либо - "творец всего сущего"; подлинное значение спорно.

Течения в современном иудаизме Хасидизм (евр. хасид – «благочестивый») – религиозное движение, возникшее в XVIII веке. среди евреев Польши, Литвы и России. Основатель: Израэль бен Елиэзер (Бешт) (1700– 1760). Его учение противопоставлялось учению раввинов и было направлено на подрыв их влияния. Распространилось среди беднейших слоев еврейской общины как протест против засилья раввинов и богатых евреев. Учение Бешта во многом опиралось на Каббалу и отличалось крайним мистицизмом. Он учил, что вне и кроме Бога ничего не существует, что человек занимает особое место в мире, имея целью служение Богу, познание божественных тайн и слияние с Богом, и, наконец, что эта цель может быть достигнута не изучением Торы и Талмуда? , чего требуют раввины, а страстной молитвой, старательным исполнением всех религиозных заповедей – благочестивым поведением. Согласно учению хасидов, среди благочестивых евреев ведущую роль играет цадик (праведник), наделенный силой чудотворения и предвидения. Отсюда – вера хасидов в харизматического лидера, первым из которых был сам Бешт. В дальнейшем его власть и авторитет в хасидской общине наследовали другие цадики, и эта преемственность сохраняется до наших дней.

Культ Яхве

Эти важнейшие изменения в общественной жизни людей не могли не найти своего отражения в религии: из многочисленного сонма духов и богов, в которых верили различные еврейские племена и роды, выделился бог, который стал считаться покровителем всего еврейского народа. Понятно, что это могло иметь место только тогда, когда стали объединяться племена. Богом еврейского народа стали считать Яхве, или, как его раньше неправильно именовали в литературе, Иегову.

Культ Яхве очень древнего происхождения. Он существовал задолго до объединения еврейских племен в израильское государство. Но тогда он был одним из многих культов, а сам Яхве считался одним из многих богов, которым поклонялись различные еврейские племена. Известны, например, имена богини Анат, богов Бетэль, Эльон, Шаддай. Сказывалось и влияние народов?соседей, в частности финикиян, ассирян, вавилонян: евреи заимствовали у них богов Таммуза, Молоха, Астарту.

В истории известна форма религии, которой в конце XIX века учеными было дано название {генотеизма}. Она заключается в том, что данный народ или данное племя поклоняются определенному богу, считая его своим верховным покровителем и руководителем: но при этом он не отрицает существования и других богов, чужих, покровительствующих другим народам и племенам. Поклонение Яхве было на протяжении многих столетий не монотеистическим, не единобожеским, а геотеистическим: оно не исключало, а, наоборот, предполагало признание того, что у других народов существуют другие боги.

Вначале Яхве почитался некоторыми родами и племенами скотоводов-кочевников как дух или демон пустыни. В дальнейшем он превратился в бога племени Иуды. Когда еврейские племена соединились в Израильское государство, причем главную роль в этом соединении сыграло племя Иуды, бог-покровитель этого племени стал богом-покровителем всего еврейского народа и Израильского царства. Изменилась и его основная функция. Так как главной его задачей, как покровителя, стало руководство военными операциями против филистимлян, моавитян и прочих внешних врагов, он стал богом войны. Постепенно менялся в воображении верующих и внешний вид бога Яхве. Первоначально он изображался, вероятно, в виде льва, потом? в виде быка (тельца). В дальнейшем Яхве приобретает человеческий образ, хотя в очень многих случаях и позднейшие его изображения сохраняют черты животного.

В представлении верующих Яхве отнюдь не был вездесущим: он обитал в определенном месте. Известно, что гора Синай долго считалась обиталищем Яхве. Высоты ее служили предметом культа и других богов Палестины. Когда культ Яхве стал приобретать преобладающий характер, на тех же высотах стало совершаться служение Яхве, так же до сих пор на них совершалось служение прочим ваалам (хозяевам, богам). Переадресовать богослужение с любого ваала на Яхве было очень легко, так как характер этого богослужения был один и тот же: как правило, это было кровавое жертвоприношение, сопровождаемое весьма кратким словесным обращением к богу. Вопрос о месте богослужения считался весьма важным. Он был связан с вопросом о том, где живет бог, ибо молиться ему надо было именно там, где он находился. С течением времени возникло представление о том, что Яхве обитает в одном определенном месте? в ковчеге. По библейскому описанию, ковчег представлял собой ящик на носилках, на крышке которого стояли два золотых литых керуба (херувимы)[См. Исход, гл. XXXVII.]. Некоторые исследователи древнееврейской религии считают, что первоначально ковчег изображал собой трон Яхве, другие полагают, что в нем находились статуи Яхве в виде тельца и его жены Анат-Яху. Существует еще мнение, что в ковчеге находились камни-метеориты. Во всяком случае, примечательно, что бог Яхве, по библейским представлениям, жил в переносном ящике.

По мере того как культ Яхве все больше вытеснял культы других племенных и родовых богов, выделялись и с течением времени приобретали все большее значение жрецы этого бога. Главной их обязанностью в этот период являлось не жертвоприношение? этим, по старой традиции родового общества, занимаются еще сами верующие, преимущественно главы родов и семей, ? а вопрошание божества, испрашивание у него предсказаний и совета. Жрец гадал при помощи камешков или палочек, называющихся урим и тумим, а также другими способами; Яхве ему безотказно отвечал, а верующий, обратившийся к помощи Яхве через посредство жреца, получал «точный» ответ на вопрос о том, как ему поступить в данном конкретном случае. В случае если с вопросом обращался сам царь, ответ приобретал особенно важное значение: в зависимости от него царь мог, например, начать или не начинать войну. В руках жрецов имелось, таким образом, важное средство воздействия на государственную политику.

Нет сомнений в том, что богу Яхве приносились человеческие жертвы. Библия сохранила много следов этого варварства. Хотя соответствующие места ее написаны в более позднее время, обычай человеческих жертвоприношений, безусловно, имеет более древнее происхождение и, конечно, относиться и к тому периоду, о котором мы сейчас говорим.

В этот период современных библейских книг еще не было. Были устные предания, сказания, песни, притчи и другие произведения народного творчества, конечно религиозно окрашенного.

По вертикали:

1. Община верующих, а также дом в иудаизме.

2. Верховная богиня, олицетворение солнца в синтоизме.

3. Объект культа в индуизме.

По горизонтали:

1. Царь Израильско-Иудейского царства, сын Давида.

4. Религия, распространенная в Японии.

5. Страна, где обитали Адам и Ева до грехопадения.

6. Иудейский царь, создавший государство со столицей в Иерусалиме.

7. Отец рода человеческого в Библии и Коране.

8. Представитель монотеистической религии с культом бога Яхве.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Религия как общественное явление. Основные понятия

План.. задачи религиоведения.. определение религии элементы и структкра религии место функции и роль релгии..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Религия как общественное явление
1. Определение религии. Люди всегда пыталась ответить на вопрос, что такое религия. Существует мнение, что научно определить сущность религии невозможно, так как это своего рода

Задании для самостоятельной работы
1. Сопоставьте религии Древнего Востока. Древней Греции и Древнего Рима. Какие у них общие черты и какие особенности? Охарактеризуйте социальную роль родоплеменных религий в развивающихся странах,

Христианство
Второй из мировых религий по времени возникновения было христианство, история которого теснейшим образом связана с историей народов Европы и многих других стран мира. Сейчас христианство - самая ра

Основные даты
I в. н.э. - возникновение христианства; 313 г. - Миланский эдикт римского императора Константина Великого, уравнявший в правах христианство и другие религии; 325 г. -1 Вселенский

Вопросы для контроля
1. В чем состоят главные особенности христианства? 2. Какие идеи лежат в основе христианской религии? 3. С какими историческими событиями связано возникновение христианства?

Лекция 4. Православие
1. История и современное состояние православия.После того как в конце IV в. Римская империя распалась на Восточную и Западную, восточная ее часть становится сильным единым государс

Основные даты
398-404 гг. - годы правления Константинопольского патриарха Иоанна Златоуста, талантливого проповедника; 988 г. - крещение Руси киевским князем Владимиром Святославовичем; Середин

Вопросы для контроля
1. Что означает понятие «православие»? 2. В чем состоят особенности православного вероучения? 3. Как управляется православная церковь? 4. Какие автокефальные православные

Лекция 5. Католицизм
Католицизм представляет собой самую многочисленную и наиболее распространенную разновидность христианства. По данным статистического еженедельника Ватикана международного центра Римско-католической

Основные даты
1204 г. - захват Константинополя крестоносцами; 1216 г. - основание доминиканского монашеского ордена; 1225 -1274 гг. - даты жизни Фомы Аквинского, видного католич

Лекция 6. Протестантизм
Понятием «протестантизм» обозначаются христианские церкви, возникновение которых связано с процессом Реформации. С начала XVI в. и по настоящее время возникло около двух тысяч разновидностей

Основные даты
XVI в. - широкое антикатолическое движение в Европе; 1483-1546гг.- годы жизни Мартина Лютера, основателя немецкого протестантизма; 1509-1564гг. - годы жизни Жана Кальвина, основат

Вопросы для контроля
1. Каковы идейные истоки Реформации? 2. Какие основные положения включает протестантское вероучение? 3. Что удалось осуществить в борьбе с католической церковью священнику и профе

Лекция 7. Ислам
Третьей по времени возникновения «мировой религией является ислам. Эта религия играет огромную роль в истории народов Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки и Юго-Восточной Азии, оказывая сущ

Основные даты
VII в. - зарождение ислама; 570 - 632гт. - даты жизни пророка Мухаммеда; 622г. - хиджра (переселение Мухаммеда из Мекки в Медину); 632-634гг. - правление первого преемник

Вопросы дня контроля
1. Как и когда возник ислам? 2. Как отразилось в мусульманской мифологии и в Ветхом Завете родство древних евреев и арабов? 3. Что такое Коран и какова его структура? 4.

Тема 8. Буддизм
Буддизм - самая древняя из существующих религий. Возникла она в VI в. до н.э. и за две с половиной тысячи лет прошла долгий путь развития. В настоящее время она распространена в странах Южной, Юго-

Основные даты
VII в. до н.э. - возникновение буддизма на территории северо-восточной части Индии; 623/24 - 543/44 гг. до н.э. - даты жизни Будды; I в. н.э. - формирование двух основных направле

Буддизм
По вертикали: 1. Имя основателя одной из мировых религий. 2. Сущест

Национальные религии
У некоторых современных народов мира сохранились национальные религии, каждая из которых соотносится с определенным этносом и существует в основном в границах определенного государства, а также в о

Социальное учение мировых религий
Каждая религия, будучи определенной системой мировоззрения, вырабатывает свои принципы понимания не только природы, но также и общественных явлений. Уже в родоплеменных религиях складывается предст

Государственно-церковные отношения
История многих государств включает взаимоотношения светской и церковной властей, государства и религиозных организаций. В последнее время влияние церкви, религиозных норм и ценностей на жизнь общес

Эволюция религии в современном мире
История человечества и история религии свидетельствуют о непрерывных изменениях в религиозной сфере. Менялись типы религий, исчезали различные формы национальных религий, укреплялись и разви

История древних евреев и процесс формирования их религии известны в основном по материалам Библии, точнее, ее наиболее древней части – Ветхого завета. Тщательный анализ библейских текстов и всей ветхозаветной традиции дает основание заключить, что в начале II тысячелетия до н.э. евреи, как и многие другие родственные им семитские племена Аравии и Палестины, были политеистами, т.е. верили в различных богов и духов, в существование души (полагая, что она материализуется в крови) и сравнительно легко включали в свой пантеон божеств других народов, особенно из числа завоеванных ими. Это не мешало тому, что в каждой более или менее крупной этнической общности был свой главный бог, к которому апеллировали в первую очередь. Видимо, Яхве был одним из такого рода божеств – покровителем и божественным предком одного из колен (родственных групп) иудейского народа. Детальное описание .

Позже культ Яхве стал выходить на первое место, оттесняя других и оказываясь в центре внимания всего еврейского народа. Мифы о легендарном праотце евреев Аврааме, о его сыне Исааке, внуке Иакове и двенадцати сыновьях последнего (по числу которых, как стало считаться позже, иудейский народ и разделился на двенадцать колен) со временем приобрели довольно последовательный монотеистический оттенок: Богом, с которым непосредственно имели дело эти легендарные патриархи, советам которого они внимали и по указке которого поступали, стал считаться один и тот же – Яхве. Почему же Яхве удалось стать единственным Богом древних иудеев?

Библейская легендарная традиция повествует о том, что при сыновьях Иакова все евреи (вслед за попавшим в Египет сыном Иакова Иосифом) оказались в долине Нила, где они были радушно встречены благоволившим к мудрому Иосифу (ставшему министром) фараоном. После смерти Иосифа и его братьев все двенадцать колен иудеев продолжали еще несколько веков жить в Египте, однако жизнь их с каждым поколением становилась все более тяжелой. С рождением Моисея (в колене Левия) еврейский народ обрел своего вождя, подлинного мессию, который сумел вступить в непосредственный контакт с Яхве и, следуя его советам, вывел евреев из «плена египетского» в «страну обетованную», т.е. в Палестину. Согласно библейским сказаниям, Моисей был первым еврейским законодателем, именно ему принадлежат знаменитые десять заповедей, начертанных на скрижалях по повелению Яхве. С помощью различных чудес (мановением руки он заставил отступить море, и по этому проходу прошли евреи, преследовавшие же их египтяне утонули в волнах вновь сомкнувшегося моря; жезлом Моисей высек воду из скал посреди пустыни и т.п.) он спас евреев от гибели во время долгого и трудного пути. Поэтому Моисей считается отцом иудейской религии, иногда даже называемой по его имени мозаизмом.

Многие серьезные исследователи отмечают, что в исторических документах, в частности древнеегипетских, нет прямых данных, подтверждающих эту легендарную традицию, и что вся версия о египетском плене и исходе евреев из Египта в Палестину сомнительна. Сомнения эти небезосновательны. Но следует учесть скудость древних источников и принять во внимание, что масштабы и значение всей этой тщательно описанной в библейских сказаниях истории могли быть значительно преувеличены. Не исключено, что небольшое семитское племя действительно оказалось в Египте либо близко от него, прожило там ряд веков, затем покинуло эту страну (может быть, даже вследствие конфликта), унеся с собой немало из культурного наследия долины Нила. К числу элементов такого культурного наследия в первую очередь следовало бы отнести тенденцию к формированию монотеизма.

Не имея прямых доказательств, специалисты обращают внимание на косвенные свидетельства того большого влияния, которое оказала египетская культура на идейно-доктринальные принципы иудеев, зафиксированные в Библии. Так, например, библейская космогония (первоначальная водная бездна и хаос; витающий в небе дух; сотворение духом из бездны и хаоса света и тверди) едва ли не буквально повторяет основные позиции египетской космогонии из Гермополя (в Древнем Египте было несколько вариантов космогонии). Еще более наглядные и убедительные параллели ученые зафиксировали между знаменитым гимном богу Атону времен Эхнатона и 103-м псалмом Библии: оба текста – как на то, в частности, обратил внимание академик М. А. Коростовцев – почти в одинаковых выражениях и в идентичных контекстах славят великого единого Бога и его премудрые деяния. Эти свидетельства выглядят весьма убедительно. Как знать, может быть, реформы Эхнатона действительно оказали воздействие на идейно-концептуальные представления небольшого народа, находившегося где-то рядом с Египтом (если даже не под его властью) в середине II тысячелетия до н.э.?