Почему христианкам можно красить ногти и следить за внешностью. Разное — Вопросы священнику Грех ли работать мастером маникюра

23.02.2021 Зодиак

Добрый день! Очень буду Вам благодарна, если получу ответ! Вопрос о внешнем облике женщины уже обсуждался, хочу спросить более конкретно. 1.Будет ли грехом использование женщиной косметики? 2. Приемлемо ли для православной женщины следить за своей внешностью, как это принято в мирском понимании: посещение косметолога, маникюр, наращивание ногтей, педикюр. 3.

Допустимо ли для православной женщины красить волосы, делать укладку волос? Ходить в обществе с непокрытой головой? 4. Одеваться стильно? Дело в том, что я сама стала посещать Храм не так давно, этот период пришелся на мой отпуск. Во время отпуска я очень много читала.

В одной из книг о косметике говорилось как об обмане, т.е. что от диавола, если у женщины накрашены глаза, – это ложь, более того, оскорбление Богу, ведь она этим говорит, что ей не нравится то, какой Он ее создал. Это же говорилось и о цвете волос и даже о том, что их не надо завивать в том случае, если они прямые от природы.

Все это я легко восприняла с помощью Божией, пока была в отпуске, а вот когда вышла на работу, стала себя ощущать очень неуютно, как белая ворона! Мои родные волосы начинают отрастать (не крашу их, поскольку не знаю, можно или нет), остальная часть волос окрашена – вид неухоженный.

Косметикой не пользуюсь, меня сотрудники уже прямо спрашивали: что это ты не красишься? Не могу сказать, что не хочу краситься! Нет, это борьба... иногда она проходит, иногда проявляется очень остро! Надо добавить, что до прихода в Церковь я очень следила за своей внешностью, скорее, даже культивировала внешнее...

Была и внешне и внутренне другой, носила джинсы и брюки, подкрашивалась (не вульгарно, но косметика была), красила волосы, была очень яркой женщиной. Потом потянулась к Богу, вышла замуж, муж первое время вообще был в шоке от того, что я становилась серенькой и другой.

На меня стало находить уныние оттого, что я не знала, могу ли накрасить глаза или нет, тогда как раньше я была очень веселой и жизнерадостной. Еще надо добавить, что раньше впдала в блуд, причем моя яркая внешность служила в этом очень хорошую службу.

От природы я не яркая. Просто однажды я прочитала статью в Интернете, в ней говорилось о том, что если женщина прибегает к косметике, каким-то облегающим вещам, то тем самым вводит других мужчин в грех мысленного прелюбодеяния, что все, что в мире считается КРАСИВЫМ, – сексуальность, женственность – это есть проявление духов блуда.

Я задумалась, во мне всего этого было с избытком... Священник, которому я исповедовалась, придерживается т.з., что женщине использовать косметику нельзя, что голова женщины, которая в браке, должна быть покрыта. Он объяснил, что все поступательно дается и не может быть все сразу.

Только меня беспокоит то, что я себя чувствую неуютно в своем внешнем проявлении сейчас. Кроме того, у меня в компании и представительские функции. Иногда думаю, что в этой внутренней борьбе есть смысл, с учетом того, что использование мною косметики и крашение волос помогли мне покатиться вниз, к блуду.

Муж сейчас опечален и тем, что я перестала быть чувственной и страстной. Признаюсь, сейчас для меня супружеские отношения не являются поиском наслаждений и удовольствий... а муж помнит меня ДРУГОЙ, хотя перед свадьбой он уже знал, видел, что изменения УЖЕ происходили со мной.

Для него раньше было приятно, что рядом с ним яркая, чувственная женщина, сейчас он частенько раздражается и говорит, что я стала, как бабулька:))) Есть еще один вопрос, на него я тоже получила ответ, только и этот ответ мне тяжело дается. Перед едой мы молимся и благословляем ее крестным знамением, на работе для меня это невозможно, я стала есть одна.

Или еду с водителем мимо Храма, внутренне начинается борьба, хочу осенить себя крестным знамением – если не осеню себя крестом, то после совесть мучит! По этому поводу батюшка мне ответил, что, конечно, если пока не готова, то потом получится, можно мысленно перекрестить пищу и мысленно помолиться.

Но при этом он же сказал, что есть слова Христа: "Кто постыдится Меня перед родом сим лукавым и прелюбодейным, того и Я постыжусь, когда приду во славе Своей". Речь идет о том, оскорблю ли я Бога своим стеснением в случае, если мысленно осеню себя крестом, а не при людях?

Как перед едой благословляется пища? Каждое блюдо осеняют крестным знамением или весь стол? Помогите! Подскажите, как быть мне? Совесть мне говорит, что краситься – Бога оскорблять, в то же время сама страдаю от этого не реализованного мною желания!

Вероятно, это глубокая страсть? И мое желание быть КАК ВСЕ и не выбиваться из общей массы? Батюшка, к которому я могу подойти с моими вопросами, всегда очень занят, мне неловко постоянно задавать ему вопросы, хотя он всегда уделяет время! Это правда!

На нем очень большая ответственность, я работаю сейчас до вечера и приехать в Храм не могу, поскольку там уже никого нет! Вот и обращаюсь к Вам!

Отвечает Олег Облогин:

Уважаемая Елена, прежде всего позвольте поздравить вас с тем, что вы задали самый длинный в истории нашего сайта вопрос! Чувствуется серьезный подход к проблеме:)))

Теперь позвольте несколько слов о главном. Дело в том, что в вашем случае принципом в жизни должны стать слова апостола Павла о том, что человеку все позволено, но не все полезно и ничто не должно обладать самим человеком.

Далее. Всегда нужно избегать крайностей – как в расслаблении духовном, так и в суровом аскетизме. Все хорошо в меру, но у каждого человека она своя, с учетом его пола, возраста, социального и семейного положения, а также особенностей характера и уровня духовного развития.

Итак, после описания важнейших принципов для правильного понимания духовной жизни я попробую помочь вам. Только сразу оговорюсь, что это только совет, а не приказ или единственно верный способ жизни для вас. Прочтите его, подумайте над ним, попробуйте его применить в своей жизни и делайте соответствующие выводы и корректировки – по необходимости.

Что ж, на конкретные вопросы придется давать не менее конкретные ответы, а потом я постараюсь пояснить свою точку зрения. Итак, приступим.

Вопрос о внешнем облике женщины уже обсуждался, хочу спросить более конкретно:

1. Будет ли грехом использование женщиной косметики? – Нет, только все хорошо в меру.

2. Приемлемо ли для православной женщины следить за своей внешностью, как это принято в мирском понимании: посещение косметолога, маникюр, наращивание ногтей, педикюр? – Абсолютно ПРИЕМЛЕМО и даже НЕОБХОДИМО.

3. Допустимо ли для православной женщины красить волосы, делать укладку волос? Ходить в обществе с непокрытой головой? – Да, не надо этого бояться.

4. Одеваться стильно? – Да, с учетом общепринятых норм поведения.

Главное помнить, что внутренний человеческий мир важнее внешнего, но внешне мы должны стараться выглядеть безупречно (чисто, аккуратно, красиво и даже стильно). Это все не исключает внутренней сосредоточенности и скромности человека – важно понимать, что внешняя обстановка и вид не самоцель, а лишь средство для нормального общения с людьми, ведь встречают-то нас по одежке!

Поэтому и на работе, и дома любой человек, а особенно женщина, должен быть ухожен и аккуратен, а неряшливость не приветствуется даже в Православии.

Насчет того, что косметика – вызов Богу и т.д., простите, но это чушь и пустословие. Подобные выводы свидетельствуют о недалекости пишущих людей. Важно исполнение заповедей Божиих и борьба со страстями, молитва и поиск смирения (внутреннего), а не использование косметики или отказ от нее.

Только важно помнить, что чрезмерное увлечение внешним обликом может привести к самолюбованию и обольщению других, нужно стараться быть скромнее, избегать излишеств. В общем-то не обязательно быть телезвездой или гиперсексуальной особой, просто нужно хорошо следить за собой.

Теперь по поводу мужа. Его вполне можно понять. Он просто еще не пришел к вере так же, как и вы. Но в будущем такое возможно. Нужно постараться поговорить и прийти к приемлемому образу жизни. В конце концов, мир в семье важнее любых предписаний, ведь не толкает же ваш муж вас на преступление или нарушение заповедей.

Постарайтесь где-то уступить ему и одновременно показать, какую внутреннюю силу и радость приносит христианство. Старайтесь больше терпеть и подавать пример добрых отношений. Не забывайте, что муж – глава семьи, чаще молитесь за него перед Богом. Остальное уладится со временем.

А быть бабулькой не надо!

Что касается приема пищи, то применяйте крестное знамение по возможности. Если это неудобно (разные люди бывают), то молитесь внутренне и кратко (Господи помилуй, Господи благослови или Иисусовой молитвой). Старайтесь делать это неявно, чтобы другие просто не догадывались бы об этом.

Такой молитвы, произнесенной мысленно и с благоговением, вполне достаточно, ибо Бог смотрит на сердце человека, а не на его уста или формально совершенное крестное знамение. Пусть ваша совесть будет спокойна. Кстати, благословляют весь стол сразу, а не по отдельности каждое блюдо.

Этот же принцип относится и к проезду мимо храма и.т.д. А насчет того, что "кто постыдится Меня...", – это сказано не по этому поводу, Бога вы не оскорбите, в вашем случае будьте спокойны.

Постарайтесь стать настоящей христианкой внутри себя, тогда и все внешнее приобретет определенный вид и смысл. Старайтесь больше читать Священное писание с толкованиями и письма Оптинских старцев (особенно Амвросия Оптинского) – думаю, все это поможет вам научиться правильной духовной жизни.

Храни вас Господь.

04.04.2016 18:09:


Здравствуйте, Марина!
Немая удивляет, что Ваши впечатления, заключения и развитие темы базируется только лишь на одном «вздохе» священника. Возможно, батюшка вздохнул от усталости или недостатка воздуха, из-за горящих свечей. А Вы уже позволили себе осудить его в отсутствии любви и нетерпимости к Вашему внешнему виду. Я думаю. Что это всего лишь Ваши личные субъективные впечатления.
Старайтесь себя контролировать и в будущем не позволять себе осуждения лиц духовного звания.
Марина 04.04.2016 18:34:
Батюшка, простите, может я неверно объяснила, но я ни в коем случае не осуждаю никого, прежде всего данного батюшку, и более того, во многом ему благодарна. Но вздохнул он реально с недовольством, я бы может как раз и не обратила внимание, но мне люди сказали, что были вокруг, и тоже указали на длинные ногти, сказали "наш батюшка это не любит". Я то спросила у Вас, правда ли длинные ногти это грех, потому что я на самом деле стараюсь все время духовно возрастать, работать над собой. Простите меня, грешную.
рБ 04.04.2016 21:22:
В Вашем вопросе еле еле скрыто фарисейство)) не лукавте Марина, если стремитесь к воцерковлению, то должны понимать, что вызывающая одежда макияж и тд не уместны на православных женщинах, а с высоты своего жизненого опыта скажу- чем больше человек заботится о внешнемте меньше времени на духовную жизнь!
Марина 04.04.2016 21:34:
Уважаемый РБ, Вы даже имя свое скрываете, это ли не фарисейство? Я не спрашивала Вас, я задала вопрос батюшке. В правилах сайта написано, что это не форум. Если считаете, что у Вас есть право критиковать и давать советы, то это уже гордыня и желание судить других. Вы меня не видели, у меня нет вызывающей одежды и макияжа. А про \"высоту жизненного опыта\" - это вообще смешно.\"Высота\"!!!Значит я, по Вашему, ниже? \"Что смотришь на соринку в глазу брата своего, а бревна в своем глазу не видишь\". Надеюсь Вы не будете продолжать комментировать и дадите возможность батюшке ответить на мой вопрос.
рБ 04.04.2016 22:42:
Простите, если мое послание Вас так растревожило))) но как по мне, так батюшка Вам все ответил)))
Марина 04.04.2016 22:59:
Ну, Вы меня все таки вовлекли в дискуссию. Батюшка не все ответил, поскольку в некоторых ответах его на другие вопросы я прочитала, что использовать макияж не возбраняется, и он даже приводил пример Великой Княжны. Поэтому я хотела бы уточнить насчет ногтей. И опять же, Вашего мнения никто не спрашивал. Простите и Вы, если обидела. очень жаль, что так и не знаю не только Ваше имя, но даже мужчина Вы или женщина.)))
Ольга 05.04.2016 08:20:
Почему такие вопросы вы все не задаете в церкви реальному Батюшке,который вас видит и разговаривает с вами в живую?Вообще странный это сайт,никто ведь не проверял,кто стоит под именем ((отец Александр.Простите меня Батюшка за недоверие,но скажите как нам поверить в наше время много чего происходит страшного.
рБ 05.04.2016 09:11:
Ольга! отец Александр служит в храме Феодосия Черниговского в Киеве! Какие Вам еще нужны доказательства " что бы поверить"?! Спаси Господи о. Александра! Спасибо ему за этот сайт.
Анастасия 05.04.2016 11:30:
Простите.Неужели вы не боитесь душевных мук?Наверное лучше быть обманутым чем не верить честному человеку. Зачем вам знать тайны души?Каждый человек это не только образ Бога у людей есть еще внутренний тайный мир и никто не имеет право посягать на свободу человека.Батюшка никого не тянет за шкирку ни в храм ни сайт.Думайте сами верить или нет. 05.04.2016 11:34:
Марине: Я еще раз хочу Вас успокоить, чтобы Вы не переживали относительно «вздохов» батюшки и мнения окружающих. Я не видел Ваших ногтей, поэтому не могу ничего сказать. Хотя иногда в храме я высказываю свою точку зрения, когда вижу ногти черного или фиолетового цвета, когда ногти разукрашены пестро, словно пасхальные яйца-писанки или имеют форму холодного оружия, когтей-кинжалов из фильмов ужаса.
А свое личное мнение, относительно того, что женщина должна ухаживать за собой, я подтверждаю. В маникюре при умеренной длине ногтей и если лак близок к натуральному цвету ногтей, нет ничего греховного и предосудительного.

Ольге: Наш сайт открыт для всех желающих. Среди посетителей много людей, которые знают меня лично, прихожан нашего храма, их родственников, друзей, кумовей, знакомых и т.д. Тем более на сайте помещены контакты храма и мой личный телефон. В разделе «Фото» и «Видео» есть много материалов, подтверждающих реальность существования нашего храма и меня, как его настоятеля. Если у Вас возникает сомнение, я Вам не рекомендую начинать тролить сайт, т.к. этим Вы совершаете грех, вводя в искушение других людей.


Ольга 05.04.2016 17:00:
Никого не собиралась обидеть,просто очень много сейчас вымысла в интернете,возник вопрос у моих сослуживцев (для чего храму отвечать на вопросы невидимок людей?бесплатный сыр только в мышеловке,извините что я написала вам

Митрополит Афанасий Лимассольский

Оставайтесь такими, какими Бог вас создал, чтобы мы красиво относились в первую очередь к самим себе, чтобы начинали с самих себя, чтобы нам не хотелось унижать и осмеивать самих себя. Иногда спрашивают:

– А грех ли краситься?

Это не грех, красься как хочешь! Но проблема в чем? В том, что ты подменяешь себя. Или вот носишь серьгу – а другой смотрит на тебя и спрашивает себя: а как ты это выдерживаешь? И зачем нацепил ее себе на бровь? Ну хорошо, но разве это не мешает тебе, будто муха сидит у тебя на лбу?

Или приходит, чтобы сказать что-нибудь, а у нее с волос свисает что-то и входит ей в глаз. Ну зачем это всё, дети? Или какие-нибудь ботинки, и тебе нужно прилагать особые усилия, чтобы удержать равновесие.

Я и в самом деле иногда так спрашиваю себя. Сижу и смотрю на них сверху из монастыря, где царит тишина, и вот издали слышно, как останавливается автомобиль, и она стук-стук-стук каблуками, пока не войдет в храм. Внутри, может, читают Евангелие и царит полная тишина. А потом она говорит:

– Я не хожу в церковь, потому что, когда войду внутрь, все оборачиваются и смотрят на меня!

Ну, конечно же, смотрят, если ты переполошила людей! Как человеку не посмотреть, что ты обула и на чем сюда пришла! У них при виде этого аж голова закружилась!

Дети, уважение начинается с себя. Ну хорошо, у женщины в природе заложено украшать себя, это так, и, конечно же, надо носить хорошую одежду. Но только нужна мера. Красота – в меру. Крайности излишни, потому что потом человек теряет меру и уже не может понять, что тут правильно, а что нет, потому что у него нет чувства меры, он утратил ощущение того, что тем самым он бросит вызов другим людям. Когда говоришь ему:

– Дитя мое, это вызывающе! – он спрашивает тебя:

– А почему? Как это может быть вызывающим?

Он этого не понимает, потому что у него уже нет меры.

Надо научиться ценить других и Самого Бога. Благодарность к Богу приходит постепенно: сначала начнешь ценить себя, уважать себя, свое тело, лицо, заботиться о нем, но по-красивому, с уважением к себе, не изменяя своего лица. Потом, когда уважаешь себя, ты уважаешь и своих родителей, учителей, брата, соседей, дядю, супругу.

Так наша жизнь становится красивой, ведь что дашь другому, то он и вернет тебе. Если ты варвар, тогда и к тебе будут относиться так же. Поэтому нам надо поработать над собой, и когда мы делаем что-нибудь, то сесть и спросить себя: «А зачем я это делаю, по какой причине? Нацепила на себя 15 серег, обвешалась ими сверху донизу. А зачем? Для красоты? Но это же некрасиво. В чем же тогда причина? Что меня к этому побуждает?» Мы должны увидеть побуждение, то есть исследовать себя, однако не с душевным надрывом, а чтобы поработать над собой.

Впервые прочитанное лет семь назад в одном из русских глянцевых журналов слово «спиритуальность» поставило меня в тупик. Речь шла о каком-то европейском, – кажется, миланском, – спа.

Никакого четкого значения у странного слова «спа» нету. Скажем так: спа-салон – это такое место, куда мирские женщины ходят расслабляться. Расслабление представляется им крайне важной частью их жизни. «От спа-ухода привычно ждут блаженного расслабления и пустой головы», – пишут они в своих журналах и называют происходящее в салонах красоты словом «ритуал».

Весь этот туман напускается для того, чтобы описать процедуры, представляющие собой всевозможные «уходы» и массажи, основанные, как правило, на разных языческих практиках – от индейцев майя до йогических, каких угодно. Современным женщинам все это очень нравится, и, поскольку темная сторона их желаний до поры остается скрытой от них самих, они изо всех сил стремятся к расслаблению.

«Помолчим и расслабимся»

«Мы настаиваем наше масло, выдерживая его на лунном свету», – рассказывает о тибетском массаже высокий худощавый молодой человек, пару лет поживший где-то на Тибете. Практики, которые он применяет, касаются не только физиологии, а и «состояния ума» – и последнего в куда большей степени. Строго говоря, тибетский массаж – это и есть духовная практика, осуществляемая, если можно так сказать, поначалу незаметно для клиентки. Необремененная знаниями, которые она могла бы получить в семье, да вот не получила, эта среднестатистическая клиентка представляет собой «чистый лист» и, как почти любой человек, живущий только материальной жизнью, смутно ощущает в себе некий духовный голод и с готовностью доверяется тому, кто берется его утолить.

«Спиритуальность» – это калька с английского: духовность – вот о чем идет речь, помнится, озарило меня. Подумать только: та девушка, в статье которой я впервые увидела это слово, искала в спа-салоне не чего-нибудь, а духовности!

И можно сказать, что она ее нашла: периодически видя в одной из соцсетей ее новые фотки, сделанные то где-нибудь в Тибете, то запечатлевшие ее красивую фигуру в какой-нибудь замысловатой позе в московской квартире, я думаю с грустью, что принадлежу к тем, кто знает ее ужасную тайну. Наступил момент, когда она угодила в психиатрическую клинику – конечно, в этом была виновата не только йога, но только теперь ей некому помочь. Ее родственники, обычные пост-советские атеисты, в периоды обострений всеми правдами и неправдами загоняют в дурдом свою экзотическую птичку – и это все, на что она может теперь рассчитывать.

Страна же полнится экзотическими салонами. «Каждая деталь интерьера, звуки и запахи погружают в состояние тотального релакса. Но самое главное: здесь работают мастера с Бали – кудесницы, которые к тому же говорят по-русски. Впрочем, слова излишни – помолчим и расслабимся», – пишут об одном из них.

Другая сеть позиционирует один из родов своей деятельности как «близкую к учению индуизма», поясняя, что «дар исцеления дается свыше только по-настоящему верующим людям», и публикует фотографию своих собственных кудесниц, запечатленных не где-нибудь, а на фоне храма святого Симеона Столпника на Поварской. Одна из девушек, сложивших руки в балийском приветствии, стоит точно под образом Богородицы, расположенным на внешней стороне алтаря этого старинного храма.

«Велнес – это философия благополучия человека во всех сферах его бытия: духовной, социальной и физической. Тот, кто живёт согласно с философией велнеса, удачен, полон энергии, оптимистичен и бодр вне зависимости от возраста». Беззастенчиво списав это из «Википедии», тем мы, пожалуй, и ограничим упоминание еще об одной штуке – велнес-индустрии, наряду с восточными методиками прочно завоевавшей немалую территорию на общем рынке индустрии красоты и представляющей собой не только и столько «философию», сколько одну из «религий» новейших времен.

Все эти религии сводятся к одному – к культу тела, возможно такому, каким его не знали ни в одни из древних языческих времен, поскольку никогда еще столько усилий не тратилось на то, чтобы тело не старело как можно дольше.

Наука удовольствий

Это, наверно, не очень смешно, но тем не менее: один из способов омоложения называется Draсula Therapy. Русское название не такое адресное – всего лишь плазмолифтинг: в кожу пациента вводят плазму, полученную из его собственной крови, прошедшей определенную обработку в центрифуге. Говорят, молодеют даже волосы.

Не странно. На страже молодости и красоты в XXI веке стоят передовые научные технологии. «За счет воздействия сетки мощных инфpакpасных лучей достигается активизация фибpопластов и обpазование нового коллагена», – кажется, что это фрагмент из учебника по физики, но нет, всего лишь описание воздействия некоей инфpакpасной насадки, позволяющей «подтянуть» кожу, не прибегая к вмешательству пластического хирурга.

До чего дошел прогресс, – изумляется неискушенный ум, – взять хотя бы пресловутые «уколы красоты». Но сегодня ботокс, лишающий подвижности мышцы в области укола, благодаря чему женщины теряют не только морщины, но и естественную мимику, или рестилайн, заполняющий пустоты в обвисающей коже стареющего лица, выглядят старомодно и даже как-то мило.

Вот, к примеру, методика Silhouette Lift , основанная на использовании инновационных полипропиленовых нитей, позаимствованных у хирургии и офтальмологии: желающим эти нити вводят сквозь микронадрезы в височной области – и девушки молодеют на глазах. Да и не только девушки: процедура, не оставляющая никаких следов, рекомендована и мужчинам. Даже термаж, воздействующий на кожу высокочастотным радиоизлучением, уже кажется вчерашним днем.

Сегодня лазеры могут избавить даже от чрезмерной потливости, носящей почетное название гипергидроза.

Все это и впрямь напоминает наркотик: раз начав «улучшать» себя, трудно остановиться, тем более что мощнейшая индустрия каждый день готова предложить что-нибудь новое, революционное, высокотехнологичное.

И надо сказать, что священники, которые говорят нам на исповедях и в проповедях о том, что, дескать, о теле мы заботимся, а о душе не хотим, даже и представить не могут, какие бездны скрываются сегодня за их простыми словами.

Лучшее – детям

Утро. В салон красоты заходит женщина с белокурой девочкой лет восьми. Сразу видно, что это – капризная девочка: она крутится, хнычет и немножко хамит, но девушки с ресепшена уже слетаются к ней, умиленно складывая руки на груди. Появляется парикмахерша: мужественно взяв девочку за руку, она уводит ее в мир сверкающих зеркал. Через час-полтора девочка снова возникает у стойки ресепшена. Теперь ее белокурые взъерошенные волосы уложены в противные локоны-колбаски, а еще она, как взрослая модница, растопырив пальцы, дует на ногти – ей только что сделали маникюр. «Поздравляем-поздравляем, – щебечут девушки-администраторши салона,– вот ты и сделала свой первый маникюр!» И девочка с мамой гордо удаляются в московскую метель.

«В последнее время становится очень популярен детский маникюр. Совсем не вредно приучать ребенка заботиться о своей внешности, – уговаривает сайт сети, один из салонов которой работает специально для детей. – Наконец, детский маникюр является отличным средством борьбы с онихофагией – обкусыванием ногтей и кожи вокруг них».

Этот лукавый довод сродни тем, что советуют «заниматься сексом для здоровья», но факт есть факт: сегодня московские салоны готовы предложить детям – а вернее, их полоумным мамашам, – и визаж, и «общеукрепляющие и оздоравливающие процедуры по уходу за телом», и «массажи для лица и тела», и «комплексный уход за кожей».

Короче говоря, все то, что как можно быстрее выдвинет «юных леди и джентльменов», как тут называют детей, на дистанцию, которая рано или поздно приведет их к монструозности «Реальных домохозяек Нью-Йорка». Не нужно быть очень внимательным, чтобы заметить: рано или поздно люди, возлюбившие индустрию красоты, становятся похожи друг на друга, как братья и сестры. У них приподнимаются скулы, укорачиваются носы и надуваются губы, ужасно портится характер, и все труднее рассмотреть в них не достижения косметолога и хирурга, а черты Создателя.

Зато эти «спиритуальные» люди очень «успешны» – и в этом им помогает «вера в себя».

«Спиритуальные» люди

Верящие в себя не чужды сердобольности – все-таки женскую натуру не изменить до конца, – но и сердобольность приобретает у них какие-то особенные черты.

Любовь к животным – вот еще одна их подлинная страсть. Например, «спиритуальные» женщины очень волнуются, не тестировали ли их помады на бедных кроликах, но с облегчением узнают, что для создания косметики использовалась специально выращенная для этой цели человеческая кожа, как, например, в случае с группой компаний L"Oréal, все доклинические тестирования средств которой проводятся на культуре кожных тканей Epi S kin . На коллагене выращиваются слои человеческой кожи, что составляет особенную гордость L"Oréal, потратившей на свою уникальную разработку 20 лет.

Еще «спиритуальные» женщины очень беспокоятся об экологии, с возмущением воспринимая вести об изменениях климата и обвиняя в этом кого угодно, только не себя, и охотно занимаются благотворительностью. В основном они борются против рака груди (что не сложно, потому что периодически косметологические гиганты объявляют о том, что часть прибыли от продажи тех или иных средств они направляют на борьбу с этим недугом) и помогают животным. Бездомным или в Африке – особенного значения не имеет: главное, чтобы у «спиритуальной» женщины появилось чувство, что она живет не зря. Зато она никогда не зайдет в дом престарелых или больницу, где лежат раковые больные, – потому что ее сердце «этого не перенесет».

Что тут скажешь? Наверное, ничего, кроме того, что все это является последствиями поиска «личного счастья» – еще одной религии современного мира, о которой, если будет желание, мы поговорим в следующий раз.

Считается, что в наше время человека подстерегает гораздо больше искушений и соблазнов, нежели сто или двести лет назад. Телевидение, Интернет, модель поведения человека в обществе – буквально все дышит грехом и склоняет к нему. Да и сами грехи нынче уже не те, что раньше. Иные и в литературе не описаны, и даже названия им еще не придумали. Об особенностях духовной жизни современного христианина размышляет .

Думаю, что «современные» грехи вряд ли существуют. у нас те же самые, что и сто, и тысячу лет назад. Просто мы можем не замечать, как старое приходит к нам под видом нового.

В моем любимом фильме «Револьвер», который я бы назвал духовным, есть замечательная мысль: чем древнее разводка, тем она удачнее действует. Все-все грехи, пороки и страсти человеческие в мире существуют давно, они описаны, но нам они преподаются в разных оболочках, будь то , или что иное. Грех просто выходит на новую плоскость, представляется в новом контексте. Задача христианина – суметь увидеть этот грех еще до погружения в него.

Например, святые отцы пишут, что не всякий помысел нужно принимать. Выражаясь современным компьютерным языком, мы должны увидеть грех еще в состоянии «zip-архива», стучащегося в наше сознание. Нельзя «распаковывать» его сразу. Любую мысль нужно сперва пощупать. И если она смущает сердце, то и отправить этот «zip» в корзину.

Интернет-пространство и особенно площадки дают всем нам огромный простор для слова. Трибуну получают, в том числе такие ничтожества и невежды, которых в реальной жизни никто бы и слушать не стал. Эта формирует в нас простые и древние страсти: стать учителями жизни, судьями и чуть ли не вершителями судеб и разрешителями всех проблем жизни. «Я имею право говорить, я имею право судить и казнить, я имею право вносить коррективы в любую ситуацию». Этому же вторит и современная медийная культура: передачи типа «Пусть Говорят», «Дом Два», «Фабрика Звезд», «Слабое Звено», «Час Суда» и другие, им же имя легион, заполонили эфир и стали предельно популярны. Тема всех передач одна и та же – разрушить в людях дружбу, коллективизм, вынести самую вонючую грязь человеческой жизни на свет, расшатать исторические понятия правды и чести, сделать черное белым и наоборот, сделать меня судьёй и мерилом правды. На этих виртуальных полях ломаются настоящие копья. Люди хамят друг другу, кричат, оскорбляют. Как не вспомнить Писание: Мир – это «.…похоть плоти, похоть очей и гордость житейская.…» (1-е Иоанна 2:16). Ничего не поменялось.

Неизменны и принципы противостояния похотям и страстям. Увидеть их, вычленить, отсеять поможет одно – очередная решительная попытка действительно встать на выбранный тобой путь христианской жизни. Современный мир уже и слов таких не знает и не понимает – страсть, похоть…

Не грешит праведник. Мы же, идущие по жизненному пути, часто спотыкаемся и падаем. Но это не самое страшное. Гораздо хуже, когда человек никуда не идет и ничего не делает. Он пребывает в состоянии, которое даже грехом назвать нельзя. Грех – это высокое состояние человека, совершившего промах. Но промах – это удел стреляющего в цель. Как говорят на Афоне, в еще нужно попасть. То есть это настолько высокое состояние, что попасть в него может только делатель. А среди нас делателей мало. Поэтому и исповеди наши, как правило, шаблонные и пустые. А о чем говорить если никто не пытается начать внутреннюю жизнь? Лётчиков нет…

В одной из песен Бориса Гребенщикова, в которой поется о том, что он видит в современном мире, есть замечательная фраза: «…на каждой странице обнаженная Маха, я начинаю напоминать себе монаха. Вокруг нет искушений, которым я хотел бы поддаться». Проще говоря, высокое искушение приходит к человеку, занятому высоким деланием. А людям деградировавшим, культурно опустившимся до самых низов, искушения уже не нужны. Да и не нужно дьяволу пытаться соблазнить тех, кто и так пребывает в соблазне. И это самое страшное в состоянии современного человечества — настоящие искушения как раз кончились, а люди все падают.

Е. Полетаева. «Деградация» (фрагмент)

Наши слабость и нерешительность сделали все сами, за всех бесов мира. Современный человек легко падает. А когда начинает прозревать, то понимает, что падение было состоянием жизни. Как можно было вляпаться в ЭТО? Чему я поддался? Картинке с голой бабой? Где же были те искушения, которым «я хотел бы поддаться»? Ницше очень точно сказал: «Не ваш грех - ваше самодовольство вопиет к небу; ничтожество ваших грехов вопиет к небу!».

Как христиане, мы деградировали до того, что не интересуемся своим Богом, нашим Христом. Мы превратились всего лишь в одну из религий. Чем мы отличаемся от других? Спроси у современного прихожанина — как пришло наше спасение, что такое Святая Троица – и даже это не всегда услышишь. Современному человеку это малоинтересно. Слово Христа, Евангелие — малоинтересно. Кого бесу искушать? Ему уже не нужно в этом мире появляться. Чего ему идти на , когда там и так полностью его публика? Что ему делать в Интернете, 80% которого забито «порнухой»? Искушения, брань духовная – для сильных борцов. А современного человека не то, что бес – ветер валит. Нас и бороть не нужно – сами падаем.

Господь нас всё еще поддерживает в этом бедствии, дает нам шансы на какие-то прорывы, движения — чтобы мы окончательно не пали, не опустились до безобразия, до бесчеловечности. И в этом я вижу огромную милость Божию к нашему несчастному современному человеческому роду.

Современный мир летит в тартарары, это совершенно очевидно. Передние вагоны поезда уже в пропасти. Мы, может быть, еще не доехали до пропасти, но уже видим, что творится впереди. Мне кажется, что сегодня сбывается то, о чем говорили во все времена святые — последние люди будут спасаться терпением. А больше у нас ничего и нет. Наша задача, как и во все времена, совершить свой христианский путь, сохранить Заповедь. Ничего другого нам не предложат.

Мы должны пытаться сохранить заповедь – так, как мы ее понимаем, как чувствуем, как прозвучала она в Евангелии. Это единственное условие нашего выживания. Сегодня этому нужно учить и себя, и окружающих, и каждого человека в Церкви. Хранить Заповедь не в буквальном понимании декалога, который первым делом приходит на ум современному человеку, а так, как заповедано нам Христом. Я должен хранить то, что я принял от Него в Евангелии, то, что я выбрал на своем жизненном пути, то, через что я понимаю жизнь святых и самой Церкви. Вот эту Заповедь нужно хранить.

У меня была интересная ситуация в этом году. Пришла на исповедь замечательная старенькая женщина, серенькая такая, невзрачная. Обычный набор: красила волосы, ногти… Я ее останавливаю: «Разве это имеет отношение к духовной жизни? Перед Богом, перед Христом что у вас происходит? Хотели вы своего Бога знать?» Она говорит: «А что, это не грех – красить волосы?» Я говорю: «Пока что я не вижу греха, о котором стоило бы разговаривать». Она говорит: «А Вы знаете, я еще и музыку люблю». И, видимо, ждет, что я скажу, что музыка тоже не грех. «При чем здесь музыка?» – «Я люблю Deep Purple, Nazareth, Queen». И тут я понял, что тоже люблю эти группы…

Почему я об этом вспомнил? Во многом какая-то музыка принесла в мир волну негатива, но, в то же время, эта музыка показала серьезные вещи. Все, что происходит в мире даже в области культуры, должно распахивать наше сердце. Вспахивать как ниву, на которой потом что-то сможет прорасти. Мое сердце в свое время во многом вспахал Гребенщиков. Неважно как вспахал, но главное – он как бы заставил меня вглядываться в жизнь, смотреть, искать и находить в ней настоящее.

Современный мир, кроме сора и пошлости, предлагает нам пути и возможности пробуждения. Сколько достойных фильмов рождается даже в западном кинематографе: «Матрица», «Револьвер», «Немыслимое», «Неуместный Человек» и масса других. Они как бы говорят нам: «Человек, а ты уверен, что ты вообще, понимаешь, где ты живешь? Что это реальность, а не матрица? Вот ты ходишь в церковь, считаешь себя верующим, ты спокоен. А ты, вообще, понимаешь, что это все, может быть, вовсе и не так?»

В Евангелии мы находим тот же вопрос, ту же мысль, выраженную Христом по отношению к фарисеям. «Ребята, это матрица. Вы думаете, что у вас есть Бог, храм, вера? Ничего у вас нет. У вас есть форма, внутри которой нет ничего».

Дай Бог, чтобы и в нас родился этот вопрос. И чтобы мы познали настоящие искушения. Это станет свидетельством того, что наша духовная жизнь наконец-то началась.