Мартин милостивый в чем помогает. Значение мартин турский в православной энциклопедии древо

Святой Мартин, Мартин Милостивый или Мартин Турский - когда-то он был одним из самых почитаемых святых Западной Европы. В одной только Франции времен Средневековья его имя носило 3667 храмов. Не меньшим уважением этот римский воин, ставший монахом, пользовался в соседней Германии. В одном только Кельнском архиепископстве в конце XII века Святому Мартину было посвящено больше храмов, чем Деве Марии и апостолу Петру. Одним из них является построенная в романском стиле церковь Большой Санкт-Мартин (Groß Sankt Martin) - самый известный и узнаваемый храм города после Кельнского собора.

День Мартина (Martinstag) приходится на 11 ноября. В современной Германии его отмечают не только католики, но и протестанты. Вторые, правда, празднуют днем раньше и чествуют другого Мартина - родившегося накануне. 10 ноября они вспоминают отца немецкой Реформации (Martin Luther), а 11 числа - его крещение в День Святого Мартина, что, как понятно, повлияло на выбор имени будущего теолога и основоположника протестантского вероучения.

Вне зависимости от конфессий День Мартина 11 ноября издавна весело встречают по всей Германии, так как на него традиционно приходилось окончание сельского года - день оплаты батраков, выплаты налогов, смены хозяев, заключения арендных договоров на землю, гуляний перед началом тогдашнего предрождественского поста. Не случайно именно в этот день в 1810 году в Пруссии было отменено крепостное право.

В память о Святом Мартине в немецких детских садах и школах в начале ноября устраивают вечерние шествия с самодельными бумажными фонарями и всадником в форме римского воина, после чего жгут костры и отправляются по домам собирать сладости, а к столу в эти дни подают жирных мартинских гусей.

Фоторепортаж: Праздничное шествие в Линдларе под Кельном

  • День Святого Мартина

    Всадник в красном плаще

    Ноябрь. С деревьев облетают последние листья, все уже привыкли к тому, что стрелки часов переведены на зимнее время. Приближается 11 число. В эти дни повсюду в Германии можно наблюдать красочные детские шествия - с фонариками, песнями, музыкой и римским легионером на коне. Такие шествия организуют школы, детские сады - и, например, Музей под открытым небом в Линдларе около Кельна.

  • День Святого Мартина

    Перед шествием

    Готовятся к этим шествиям серьезно и задолго. Фонарики дети, как правило, делают сами: в школах или дома с родителями. Фантазия при этом не знает границ. Процессии посвящены памяти Мартина Турского - католического святого, особо почитаемого не только в Германии, но также во многих других европейских странах. Наиболее широко - во Франции.

    День Святого Мартина

    Воин и епископ

    Святой Мартин считается покровителем солдат, бедняков и сукноделов. Легенда гласит, что он, римский офицер, увидев однажды нищего, замерзавшего на улице, отрезал для него половину своего форменного плаща. Позже Мартин стал служителем церкви, был избран епископом Тура. Правда, не желая занимать этот пост из скромности, он даже прятался поначалу, и прихожане искали его с фонарями...

    День Святого Мартина

    Крестьянский календарь

    Так можно кратко изложить факты, необходимые для того, чтобы понять смысл происходящего на улицах Германии 11 ноября и за несколько дней до этой даты. Начинаются шествия вечером. В путь процессии обычно отправляются от приходских церквей, детских садов и школ и проходят по соседним кварталам, растягиваясь на сотни метров. Полиция на это время перекрывает проезжую часть.

    День Святого Мартина

    Приятное с полезным

    Одними шествиями дело, конечно, не ограничивается. В эти дни дети небольшими группами, вооружившись фонариками, ходят по домам, к знакомым, заглядывают в магазины, распевая песни о Святом Мартине и ожидая сладостей. Главным же праздничным блюдом является мартинский гусь. Эта традиция связана с деревенским календарем. День памяти Святого Мартина считался датой завершения сельского года.

    День Святого Мартина

    Крестьянский календарь

    …Урожай был собран и уже частично продан, поэтому в этот день крестьяне платили налоги и подати, рассчитывались с батраками, а те получали возможность наняться в другое место. Отличный повод попраздновать. Тем более что на календаре приближается начало строгого предрождественского поста. Чтобы не тратить лишний корм зимой, в это время как раз забивали нагулявших жир гусей.

    День Святого Мартина

    Гуси и овцы

    Кроме того, согласно легенде, именно гуси своим гоготом выдали верующим место, где прятался их только что избранный епископ. Он укрывался в одном из амбаров. Исходя из этих фактов, идея проводить Sankt-Martins-Umzug в музее, посвященном деревенской жизни, более чем уместна. Музейные гуси сейчас, правда, предусмотрительно попрятались, но овцы с неподдельным интересом следят за происходящим.

    День Святого Мартина

    "Иду с моим фонариком, а мой фонарик - со мной"

    В музее процессия стартует у главного входа. Взрослые следуют с факелами, дети несут фонарики. Музыканты играют, остальные - поют, точно описывая то, что сейчас делают: "Ich gehe mit meiner Laterne und meine Laterne mit mir" - "Иду с моим фонариком, а мой фонарик - со мной"... Вскоре среди деревьев стали заметны отблески мартинского костра.

    День Святого Мартина

    Святой Мартин и нищий

    Рядом с костром на лугу с фруктовыми деревьями своего часа, то есть выхода на импровизированную сцену, уже давно поджидал изрядно замерзший нищий. Конечно, он мог бы погреться у огромного костра, только что зажженного под присмотром пожарных, но сценарий праздника этого не предусматривал. Далее главные герои легенды о Святом Мартине разыграли перед детьми сцену, нами уже описанную.

    День Святого Мартина

    Благодарные зрители

    Юная публика, познакомившаяся на специальных занятиях с историческими фактами и их религиозной подоплекой, со знанием дела давала самодеятельным артистам верные советы и с нетерпением ожидала момента, когда Святой Мартин поделится с нищим частью своего красного плаща. Что он и сделал, спешившись.

    День Святого Мартина

    Мартинский костер

    Все это время костер разгорался сильней и сильней, а пожарные следили за тем, чтобы зрители не приближались к нему с подветренной стороны, куда летели искры. Традиция разводить костер на День Святого Мартина, по всей видимости, также связана с крестьянской жизнью. В таких кострах сжигали пришедшие в негодность корзины, использовавшиеся во время сбора урожая.

    День Святого Мартина

    Сдобные человечки

    Неподалеку от костра своего часа на деревянном столе ожидали так называемые сдобные человечки (Weckmänner) с глазами-изюминками и чем-то похожим на курительную трубку в руках, но на самом деле - епископским посохом. Правда, эта традиционная выпечка связана с традицией почитания другого епископа - Святого Николая, день которого отмечается 6 декабря, но….

    День Святого Мартина

    Немного филологии

    … в Рейнской и Рурской областях их начинают выпекать и продавать уже ко Дню Святого Мартина. В разных немецкоязычных регионах Европы насчитывается, в общей сложности, более двух десятков разных названий сдобного человечка. Наиболее распространенное и понятное почти всем название Weckmann происходит от слова Weck (булочка), а не от глагола wecken (будить), как можно было бы ошибочно предположить.

    День Святого Мартина

    Песни праздника

    С наступлением темноты фонарики зажили какой-то своей, отдельной и особенной жизнью. Отовсюду вразнобой, перебивая друг друга, доносились голоса детей, распевавших песни, посвященные Святому Мартину, небу, звездам и фонарикам.

    День Святого Мартина

    Ах вы, гуси, мои гуси!..

    После начала шествия прошло больше часа. Кто-то из взрослых уже отправился с детьми к стоянке машин, но большинство любовалось пылающим среди музейной поляны костром. Осталось только попробовать мартинского гуся, но это уже совсем другая история.


Если в биографии отца немецкого протестантизма Мартина Лютера даты (1483-1546) сомнений не вызывают, то со Святым Мартином Милостивым дела обстоят сложнее. Даже годы его рождения в разных источниках расходятся (от 310 до 336), что влечет за собой нестыковки в биографии, которые, однако, не ставят под вопрос основные вехи его подвижнического пути. Время смерти также вызывает споры. В любом случае, жизнь он прожил долгую.

Солдат, мечтавший стать монахом

Сцену с Мартином Турским, увидев ее в церкви, трудно перепутать с какими-то другими сюжетами из жизнеописаний католических святых. Изображаемые события датируются серединой IV века. Восседающий на коне или спешившийся молодой гвардеец римского легиона, Святой Мартин разрезает мечом свой форменный плащ, чтобы отдать его половину нищему - почти голому человеку, замерзавшему около ворот, по всей вероятности, французского города Амьена в Галлии. Он был тогда важным стратегическим пунктом на карте Римской империи.

В жизнеописании святого повествуется о насмешках, которые вызвал его поступок у других воинов. Кроме того, за преднамеренную порчу военного имущества Святому Мартину грозил трехдневный арест, а если бы он отдал весь плащ - еще более строгое наказание. Согласно легенде, уже следующей ночью этот нищий, вернее - Иисус с половиной того самого плаща, явился воину во сне, сказав, что таким образом испытал его веру.

Поняв знак свыше, Святой Мартин принял христианство и заявил о желании оставить военную службу, чтобы целиком посвятить себя новой вере, которая лишь в начале IV века при Константине Великом (272-337) начала становиться официальной религией Римской империи, уравненной в правах с другими.

Уже в армии Святой Мартин вел скромную и благонравную жизнь, почти монашескую, пользуясь особым почтением. Большую часть своего жалования жертвовал бедным. Будучи офицером, имел лишь одного слугу, однако сам часто выполнял за него работу.

На службу в элитную конную лейб-гвардию он попал против собственной воли в 15-летнем возрасте по настоянию отца - римского трибуна, а также в соответствии с действовавшим тогда эдиктом, предусматривавшим военную карьеру для детей римских офицеров. Даже имя Martinus говорило о предстоящей военной службе, означало "посвященный Марсу" - богу войны.

Первое знакомство Мартина с христианством произошло еще в детстве. Хотя родители были язычниками, в Павии, куда был переведен служить отец мальчика, Мартин, не спросив разрешения старших, получил наставления в основах веры и готовился принять таинство крещения. Уже тогда у него впервые появилось желание удалиться от мира, податься в отшельники.

Из Галлии - в Галлию

Жизнь Святого Мартина пришлась на переходный период между Античностью и Средневековьем. Важно отметить, что его церковные наставники принадлежали к числу противников арианства - еретического учения, утверждавшего, что Христос не единосущен Богу, сотворен им, то есть не равен ему.

В самом начале своего миссионерского пути Святой Мартин посетит родину - римскую провинцию Паннония на территории нынешней Венгрии. Его мать, жившая там, приняла от него христианство. Паннонию он покинет под давлением сторонников арианства, взявших верх в этой части империи. Через некоторое время по этим же причинам Святой Мартин будет вынужден оставить Милан и отправиться на остров близ Генуи, чтобы стать там отшельником.

Уже тогда будущий епископ Тура, получивший к тому времени низший клерикальный чин экзорциста, приобрел известность среди христиан, поэтому вскоре к нему на остров потянулись последователи, что вынудило его отказаться от затворнических планов.

К 360 году изменение расклада сил в противостоянии с арианами позволило Святому Мартину отбыть из Италии к месту прежней своей военной службы в Галлию, но уже в качестве миссионера. В местечке Лигуже неподалеку от города Пуатье он заложил монастырь, который считается первым аббатством Западной Европы и существует до сих пор, хотя и пустовал некоторое время. Еще большей известностью в этом регионе пользуется созданное им аббатство Мармутье. Несколько десятков учеников Святого Мартина из этой обители стали позже епископами по всей Европе.

Биографы указывают, что сильное влияние на Святого Мартина оказали труды Афанасия Великого - одного из греческих отцов церкви, а также жизнь Преподобного Антония - основателя отшельнического монашества. Католический святой Мартин Милостивый почитается не только католиками и протестантами, но и в православных церквях - как в Греции, так и в России.

Святой исповедник

Мартин Милостивый не закончит свой земной путь в результате насильственной смерти, хотя многократно подвергался этой опасности во время миссионерских поездок по языческим землям. Дожив до глубокой старости, он умрет своей смертью во время очередного пасторского путешествия. Уже скоро его назовут апостолом Галлии и признают в народе святым, причем не за героическую мученическую смерть, как это происходило до него, а за праведную подвижническую жизнь христианского исповедника и чудотворца. В этой категории святых он станет первым в истории католической церкви.

11 ноября 397 года (некоторые историки называют 400 год) на похороны Святого Мартина соберутся две тысячи монахов и огромная толпа жителей Тура, пришедших проводить своего высокочтимого епископа. Согласно легенде, берега Луары, по которой везли его тело, несмотря на осень, покрывались цветами, природа оживала. Это стало одной из причин того, что днем памяти Святого Мартина выбрали не дату его смерти, а день погребения.

Еще при жизни он был широко известен далеко за пределами собственной епархии. Это подтверждает, например, легенда о том, что в момент смерти Святого Мартина тогдашнему епископу Кельна Святому Северину (Severin von Köln) явился ангел, возвестивший об этом событии. Он поделился видением с другими священниками, о чем был сделана запись. Через несколько дней она подтвердилась, весть дошла до этих мест своим обычным ходом...

Аскет на кафедре епископа

Епископом Тура Святой Мартин стал против своей воли, а по настоятельному желанию верующих в начале 370-х годов. Точная дата неизвестна. Для выборов и введения в сан из монастыря его вызвали обманом, якобы к больной женщине. Многие другие церковные иерархи относились к Мартину Турскому с неприятием, главным образом из-за строго аскетического образа жизни, простой одежды, а также, по их мнению, неподобающего этому высокому положению неухоженного облика. Даже во время служб он сидел не на епископской кафедре, а рядом - на простой крестьянской скамейке. Резиденцией епископа была монашеская келья.

Святой Мартин участвовал в христианизации кельтских племен, основывал новые приходы, являл собой пример скромности, милосердия, заступничества, доброты и заботливости, творил чудеса… Его первый биограф Сульпиций Север (363-410) повествуют о нескольких случаях воскрешения мертвых, исцеления проказы, не говоря уже об изгнании бесов. В его облике, манере держать себя и говорить было что-то от библейских пророков, что имело влияние как на простых людей, так и на римских императоров. Он добивался их расположения, не проявляя никакого подобострастия.

Национальный святой

Покровитель бедных, нищих, беженцев, пастухов, домашних животных, виноградарей, мельников… Национальным святым французов и немцев он сделался после того, как меровингский правитель Хлодвиг I (466-511) выбрал его патроном франкских королей. На протяжении долгих столетий одной из важнейших реликвий Франкского государства считалась мантия Святого Мартина. Ее хранили в королевском дворце и брали в военные походы. Помещения, в которых ее оставляли, называли капеллами, от латинского "саppa" - плащ, монашеская ряса. Так произошло немецкое слово Kapelle - общее обозначение придворных часовен. От Меровингов мантия перешла Каролингам. В 1562 году швейцарские сторонники идей кальвинизма осквернили его могилу, а мощи почти полностью сожгли. Уцелело лишь несколько костей.

По Европе традиция почитания Святого Мартина распространялась, в частности, с ростом Франкского государства между V и IX веками. Сначала - на территориях справа от Рейна, затем - в Гарце, Тюрингии и вплоть до побережья Северного моря, то есть тогдашней Фрисландии. В VI веке первые церкви, посвященные этому святому, появились также в Испании и Италии. Особую роль в этом играли монахи бенедиктинского ордена.

Тайна семи звезд, которые ты видел в деснице Моей, и семи золотых светильников [есть сия]: семь звезд суть Ангелы семи церквей; а семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей.

Откровение 1:20

(315г.н.э. - 11 ноября 399г.н.э.) родился в Венгрии, был епископом французкого города Тура. Его биографию написал его друг Сульпиций Северус. В краткой биографии Святого Мартина, он рассказывает о чудесах, которые происходили в его жизни, Именем Господа Иисуса Христа он изгонял бесов, исцелял больных, воскрешал мертвых, пророчествовал, разрушал языческие алтари. Он раздавал свое имущество бедным и через проповедь призывал людей верить в Господа Иисуса Христа.

Применяя это данное Богом правило для выбора посланника к каждому периоду, то есть мы выбираем того, чьё служение наиболее приближается к служению первого посланника, Павла, мы без колебаний заявляем, что Пергамским посланником был Мартин.

Мартин обратился ко Христу в те времена, когда он нёс службу наёмного солдата. Это необычайное чудо случилось как раз в то время, когда он ещё этим занимался. Описывается, что зимой на улице того города, где Мартин нёс службу, лежал больной нищий. Зима была холоднее, чем он мог вынести в своей скудной одежде. Никто не обращал внимания на его нужду. Но вот проходил Мартин. Он увидел этого беднягу в таком плачевном состоянии, но не имея другой верхней одежды, он снял свой плащ, распорол мечом на две половинки и замотал в него этого замерзающего человека. Он позаботился о нём как смог и пошёл своей дорогой. В ту ночь в видении ему явился Господь Иисус. Он предстал пред ним нищим, завёрнутым в тот кусок от плаща Мартина. И Он сказал ему: "Мартин укрыл Меня этой одеждой, хотя он ещё только новообращённый". С этого времени Мартин всем своим сердцем жаждал служить Господу. Жизнь его стала серией чудес, проявлялась сила Божья.

Оставив службу в армии и став лидером церкви, он занял воинственную позицию против идолопоклонства. Он вырубал эти рощи, разбивал на куски образа и разрушал жертвенники. Когда язычники из-за этого противостали ему, он бросил им вызов так же, как Илия бросил вызов пророкам Ваала. Он предложил, чтобы его привязали к нижней части дерева, и когда дерево срубят, пусть оно упадёт и придавит его, если Бог не вмешается и не перевернёт это дерево во время падения. Хитрые язычники привязали его к дереву, растущему на склоне холма, уверенные, что дерево упадёт под собственной тяжестью и точно раздавит его. Как раз когда дерево начало падать. Бог развернул его, и оно вопреки всем естественным законам рухнуло к вершине холма. Дерево упало на убегавших язычников и смяло нескольких из них.

Историки подтверждают по меньшей мере три случая, когда он поднимал мёртвых верою в Имя Иисуса. В одном случае он молился над мёртвым ребёнком. Он распростёрся над младенцем, как это сделал Елисей, и молился. И младенец вернулся к жизни и был здоров. В другом случае его позвали спасать одного брата, которого мучили во времена жестоких гонений. Но в то время когда Мартин прибыл, бедняга уже скончался. Они повесили его на дереве. Его тело безжизненно висело, и глаза выкатились из глазных впадин. Мартин снял его и когда совершил молитву, этот человек вернулся к жизни на радость своим близким.

Мартин никогда не боялся врагов, кем бы они ни были. Однажды он пошёл, чтобы встретиться лицом к лицу со злейшим императором, виновным в смерти многих святых, исполненных Духом. Этот император не даровал ему аудиенции, тогда Мартин пошёл к другу императора - Дамасу, жестокому епископу Рима. Но этот епископ ложной лозы, будучи христианином только по названию, не вмешался. Мартин пошёл обратно ко дворцу, но теперь ворота были заперты, и его не впустили. Он пал пред Господом на лицо своё и молил о возможности попасть во дворец. Он услышал голос, приказывающий ему подняться. Он поднялся и увидел, как эти ворота открылись сами по себе. Он вошёл во двор. Но высокомерный правитель даже не повернул своей головы, чтобы выслушать его. Мартин опять помолился. Внезапно трон императора вспыхнул огнём, и несчастный император поспешно отменил приказ. Конечно, Господь смиряет гордых и возвышает униженных.

Он так горячо служил Господу, что дьявол восстал неистово. Враги истины наняли убийц, чтобы покончить с Мартином. Они тайком пробрались в его дом, и когда были готовы убить его, он встал и обнажил своё горло для меча. Они кинулись на него, но внезапно сила Божья бросила их через всю комнату. Побеждённые таким образом, в той святой атмосфере, они в страхе ползали на четвереньках и просили прощения за то, что покушались на его жизнь.

Очень часто люди возносились, когда Господь использовал их значительным образом. Но этого не произошло с Мартином. Он всегда оставался смиренным слугой Божьим. Однажды вечером, когда он готовился встать за кафедру, в его кабинет вошёл нищий и попросил какой-нибудь одежды. Мартин направил этого нищего к старшему дьякону. Заносчивый дьякон приказал ему удалиться. Таким образом он обратно вернулся к Мартину. Мартин встал и отдал этому нищему свой собственный отличный костюм и сказал дьякону принести ему другой костюм, не такой хороший. В тот вечер, когда Мартин проповедовал стаду Божьему Слово, люди видели вокруг него мягкое белое свечение.

Конечно, это был великий человек, настоящий посланник к тому периоду. Он никогда не желал ничего иного, как только угодить Богу, и жил самой посвящённой жизнью. Прежде чем проповедовать, он молился до такого духовного состояния, когда он постигал и мог передать людям весь совет Божий, Духом Святым посланный ему с небес. Часто людям приходилось ожидать его, пока он молился до полной уверенности.

Читая о Мартине и его сильном служении, кто-нибудь может подумать, что тогда уменьшились преследования святых. Это не так. Дьявол продолжал через нечестивых уничтожать святых. Их заживо сжигали на кострах. Их прибивали гвоздями к брёвнам лицом вниз и спускали на них бешеных собак, чтобы эти псы рвали их мясо и внутренности и эти жертвы оставались умирать в страшных муках. Младенцев вырывали из чрева матерей и бросали свиньям. Они отрезали женщинам грудь и заставляли стоять до тех пор, пока биение сердца не изливало всю кровь, и тогда они падали замертво. Эта трагедия становится ещё более ужасной, когда мы узнаём, что это было не только делом рук язычников, но часто причиной этого были так называемые "христиане", которые чувствовали, что оказывают Богу услугу, истребляя этих верных воинов креста, которые стояли за Слово и за послушание Святому Духу. Иоанна 16:2: "Они изгонят вас из синагог [Из собраний-Пер.]; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он служит Богу". Мат. 24:9: "Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за Имя Моё".

Чудесами и знамениями и силою Духа Мартин был подтверждён как посланник к тому периоду. Он не только был одарован сильным служением, но и сам всегда оставался верным Слову Божьему. Он боролся против организации. Он противостоял греху в высших сферах. Он отстаивал истину словами и делами и всю жизнь прожил в христианской победе.

Мы можем прочесть из его биографии. "Никто никогда не видел его сердитым или озабоченным, или огорчённым, или смеющимся. Он всегда был тот же самый, казалось, было нечто превыше смертного человека, на лице его было выражение небесной радости. Уста его не произносили ничего, кроме слов Христа, на сердце его никогда не было ничего, кроме набожности, мира и сострадания. Часто он рыдал, переживая даже за грехи своих клеветников, которые набрасывались на него, когда он молчаливо стоял, или злобно шипели за его спиной своими ядовитыми языками. Многие ненавидели его за ту силу, которой они не имели и не могли даже подражать; и увы! злее всех на него нападали епископы".

Мартин Милостивый — святой Мартин Турский

25 октября – день памяти святого Мартина Милостивого, епископа Турского (316-397 гг.).

Святой Мартин родился в Паннонии, римской провинции в Центральной Европе. С детства его вдохновляли мысли о монашестве и поражал пример святого Антония Великого, жизнь которого была известна и в тогдашней Европе. Но семья Мартина была нехристианской, и его родители не желали и слышать о каком-то странном для них монашестве. Они настояли на том, чтобы будущий святой стал воином, что, по их мнению, могло обеспечить его жизнь до старости. Мартин дослужился до военачальника, но всё так же продолжал думать об уединённой жизни отшельника.

Ещё Николай Сербский замечал, что в мире множество людей находится не на своём месте. Король часто выглядит как слуга, слуга — как король. Мартин, например, был военачальником, походившим на монаха. Святой Николай говорил, что Господь намеренно делает так, чтобы каждый смог возрасти в лучших для него условиях и потрудиться ради того, чтобы умножать красоту соприродным ему способом.

Так и святой Мартин в конце концов оставляет армию и уходит в ближайший монастырь Лигуже (Ligugé), близ Пуатье, где всем сразу становится видна высота его жизни. К его советам начинают прислушиваться. Мартин принёс в обитель традиции восточного монашества, которое тогда расцветало в Египетской пустыне и славилось десятками имён удивительных старцев и подвижников.

Как и многие другие подвижники, святой Мартин всеми силами избегал священного сана, но его обманным путём вызвали в город Тур, якобы помолиться там о некой больной, и там рукоположили в епископа. Нужно представлять себе средневековые пути сообщения, когда по пересечённой местности человек проходил не больше 15 километров в день, чтобы оценить самоотверженность святого, который тотчас отправился в путь, чтобы помолиться о неизвестной ему девушке. Но таковы сердца святых – в них восстанавливается родственность по отношению к человечеству, и они не могут чувствовать себя спокойно, пока другому больно.

Люди спрашивают – что такое любовь? А она всегда выражается в действии, когда кто-то светлый все силы отдаёт на то, чтобы радость пришла в жизнь другого, даже незнакомого ему человека…

Став епископом в городе Туре, Мартин почти тотчас же основывает знаменитую обитель в Мармутье (Marmoutier), куда снова приносит идею и правила восточного аскетизма, примером чего ему послужили Антоний Великий и египетские подвижники. В Мармутье правилами были стремление к безмолвию, простая одежда, общность имущества и послушание, которое понималось не как дисциплинарное подчинение (что будет характерно для более позднего европейскому устава Венедикта Нурсийского), но как вслушивание в красоту Духа Святого в наставнике, и подражание этой увиденной красоте неба на лице другого человека. Особое внимание в Мармутье уделялось молитве и изучению Писания.

Количество братии в Мармутье не превышало 80 человек, но когда святой Мартин умер во время молитвы, на его похороны пришло около 2000 монахов, такую удивительную славу подлинного наставника имел этот человек, открывавший Европе традицию восточного наставничества-старчества.

О посмертной славе святого говорит множество храмов и поселений, носящих его имя. Его жизнь вдохновляла людей стремиться к свету, даже когда на твоём пути немало препятствий. Хотя восточная традиция не была новостью для тогдашней Галлии, где прежде трудился святой Ириней Лионский (ученик Поликарпа Смирнского, ученика апостола Иоанна Богослова), но, как говорил старец Софроний Сахаров, – каждое новое поколение людей нуждается в примерах подлинности, красоты и святости своего времени, чтобы прежние подвиги ушедших веков не казались людям похожими на сказку. В этом и была миссия Мартина Турского – возвращать людей, даже слышавших о христианстве, к глубине и красоте предания и настоящести, когда основанием духовной жизни становится встреча с Богом.

Кто-то из древних аскетов Египта говорил, что Богу каждый угождает тем даром, который имеет. Давид писал псалмы, Авраам принимал странников, Моисей заботился о народе - но каждый равно угодил одному Богу, Который смотрит на склонности душ человеческих. В Его мире есть место и уединённому молитвеннику и социальному служителю, и всем людям, только бы они стремились к добру и свету.

Прозвище святого Мартина, которое сохранила история, было — «Милостивый». Однажды, ещё будучи не монахом, но воином, он увидел обнаженного бедняка и, мечом разделив свой плащ на две половины, отдал несчастному. В то время половина экипировки воина осуществлялась за счёт его личных средств, а половина — за счёт казны. И он отдал свою половину. Ночью ему приснился Христос, окутанный половиной его плаща. Как тут не вспомнить слова Христа «что вы сделали одному из малых сих, то сделали Мне» (Мф 25:40).

Мартин и в епископстве продолжал заботиться о всех нищих и больных, увечных и голодных, за что народ и звал его Милостивым. Святой желал деятельного служения и умело совмещал это служение с высоким аскетизмом. Впрочем, аскетика и должна служить возрастанию любви, а без этого она не имеет цели. Ведь в истории церкви и святые аскеты славны не аскетикой, а любовью. Как говорит об этом святой Макарий Великий, все дары и способности подвижника – только внешнее проявление его сути. А глубина его открывается в подлинной любви, выражающейся в заботе о людях.

И, быть может, для нас, жителей других веков, обстоятельства такой древности кажутся чуть ли ни сказкой, но, как мудро замечал Честертон, «сказки больше, чем правда: не потому, что они рассказывают нам о том, что драконы существуют, а потому, что они говорят, что драконов можно победить». И жизнь святого Мартина Милостивого — ещё одно подтверждение того, что, даже когда посреди своей, уже вовсе не сказочной жизни, добрый человек встречает дракона, – то несмотря на всю мощь зла дракон всё же будет повержен в конце. Просто радость счастливого окончания всегда приходит именно в конце, а не в середине истории. Но это никак не влияет на то умение, с которым милосердный Бог ведёт всех добрых к добру.


Подписывайтесь на канал Предание.ру в Telegram , чтобы не пропускать интересные новости и статьи!

, Паннония , Римская империя - 8 ноября , Кандия , Лугдунская Галлия , Западная Римская империя) - епископ Тура , один из самых почитаемых во Франции святых.

Жизнеописание

Святитель Мартин родился в начале IV века в Паннонии. С ранней юности, почти с детства он мечтал о монашестве, имея перед собой героический пример для подражания в лице преподобного Антония Великого . Однако Мартин рос в нехристианской семье, и отец настоял на его военной карьере. Именно тогда святой и попал в Галлию , где нёс службу офицера. Ещё будучи военачальником, однажды зимой он разорвал свой плащ и отдал его половину совершенно раздетому человеку. Благочестивая традиция отождествляет этого нищего с Христом . Он отказался выполнять обязанность сражаться в военное время с врагами, так как христианин мечом сражается только с преступниками, а к противнику выходит с крестом и предпочтёт сам быть убитым, нежели убить . Когда представилась возможность оставить армию, Мартин удалился в пустынь Лигуже (Ligugé), что вблизи Пуатье , где вскоре вокруг него возник небольшой монастырь, ставший, по слову автора жития, рассадником монашеского делания в Галлии (монастырь существует поныне). Важно отметить, что Мартин распространял на Западе традиции восточного, египетского монашества, во всём следуя преподобному Антонию.

Вскоре обманом (для того чтобы помолиться об одной больной) святой был вызван в город Тур и провозглашён епископом. Сам он до этого избегал рукоположения даже в диаконы, предпочитая более скромную должность заклинателя - чтеца особых молитв над бесноватыми. Мартину были присущи редкостная доброта и заботливость. В сочетании с мужественным и величавым обликом бывшего военного это особенно располагало к нему людей. Мартин постоянно заботился о больных, нищих, голодных, получив за это прозвание Милостивого. Вместе с тем, святой не оставил мечты о монашестве.

Заняв святительскую кафедру в Туре, Мартин почти одновременно основал обитель в Мармутье (Marmoutier), где были установлены обычные для восточного монашества правила: общность имущества, безусловное послушание, стремление к безмолвию, единократное вкушение пищи в течение дня, грубая и простая одежда. Особое внимание в своём монастыре, где он сам часто уединялся для молитвы, святитель Мартин уделял молитвенному подвигу и изучению Священного Писания . Из Мармутье вышло немало епископов , потрудившихся в деле распространения христианского просвещения среди кельтов -язычников . О размахе деятельности святого Мартина говорит то, что на его похороны в 397 году собралось около 2 тысяч монахов (в то время как в самом Мармутье число братии не превышало 80 человек).

Святитель Мартин почил о Господе во время молитвы в Канде (Candes), в храме, расположенном по-над местом слияния рек Вьенны (Vienne) и Луары (Loire). Местные жители хотели похоронить его у себя, однако жители Тура похитили тело, выставив окно храма, и отправились с ним восвояси вверх по течению на лодках. По местному преданию, несмотря на осеннюю пору, по пути их следования расцветали цветы и пели птицы. Мощи св. Мартина с V века и поныне покоятся в Базилике св. Мартина в Туре.

Покровительство

Святой Мартин Турский считается одним из пяти католических покровителей Франции :

В поп-культуре

  • Образ Святого Мартина имеет большое значение в фильме П. Верховена «Плоть и кровь », действие которого происходит в средневековье.

Напишите отзыв о статье "Мартин Турский"

Примечания

Литература

  • Григорий Турский , «История Франков»
  • Житие святого Мартина Милостивого, епископа Турского. // Жития святых, изложенные по руководству Четьих-миней свт. *Димитрия Ростовского. Октябрь. День двенадцатый. - Оптина Пустынь, 1993.
  • Федотов Г. П. Святой Мартин Турский - подвижник аскезы. // Православная мысль. 1928, № 1.
  • www.nsad.ru/index.php?issue=11§ion=4&article=130
  • la-france-orthodoxe.net/ru/sviat/martin2
  • web.archive.org/web/20070814061819/www.orthodoxengland.btinternet.co.uk/saintsm.htm

Ссылки

  • www.abbaye-liguge.com/
  • .

Отрывок, характеризующий Мартин Турский

Сын только улыбнулся.
– Я не говорю, чтоб это был план, который я одобряю, – сказал сын, – я вам только рассказал, что есть. Наполеон уже составил свой план не хуже этого.
– Ну, новенького ты мне ничего не сказал. – И старик задумчиво проговорил про себя скороговоркой: – Dieu sait quand reviendra. – Иди в cтоловую.

В назначенный час, напудренный и выбритый, князь вышел в столовую, где ожидала его невестка, княжна Марья, m lle Бурьен и архитектор князя, по странной прихоти его допускаемый к столу, хотя по своему положению незначительный человек этот никак не мог рассчитывать на такую честь. Князь, твердо державшийся в жизни различия состояний и редко допускавший к столу даже важных губернских чиновников, вдруг на архитекторе Михайле Ивановиче, сморкавшемся в углу в клетчатый платок, доказывал, что все люди равны, и не раз внушал своей дочери, что Михайла Иванович ничем не хуже нас с тобой. За столом князь чаще всего обращался к бессловесному Михайле Ивановичу.
В столовой, громадно высокой, как и все комнаты в доме, ожидали выхода князя домашние и официанты, стоявшие за каждым стулом; дворецкий, с салфеткой на руке, оглядывал сервировку, мигая лакеям и постоянно перебегая беспокойным взглядом от стенных часов к двери, из которой должен был появиться князь. Князь Андрей глядел на огромную, новую для него, золотую раму с изображением генеалогического дерева князей Болконских, висевшую напротив такой же громадной рамы с дурно сделанным (видимо, рукою домашнего живописца) изображением владетельного князя в короне, который должен был происходить от Рюрика и быть родоначальником рода Болконских. Князь Андрей смотрел на это генеалогическое дерево, покачивая головой, и посмеивался с тем видом, с каким смотрят на похожий до смешного портрет.
– Как я узнаю его всего тут! – сказал он княжне Марье, подошедшей к нему.
Княжна Марья с удивлением посмотрела на брата. Она не понимала, чему он улыбался. Всё сделанное ее отцом возбуждало в ней благоговение, которое не подлежало обсуждению.
– У каждого своя Ахиллесова пятка, – продолжал князь Андрей. – С его огромным умом donner dans ce ridicule! [поддаваться этой мелочности!]
Княжна Марья не могла понять смелости суждений своего брата и готовилась возражать ему, как послышались из кабинета ожидаемые шаги: князь входил быстро, весело, как он и всегда ходил, как будто умышленно своими торопливыми манерами представляя противоположность строгому порядку дома.
В то же мгновение большие часы пробили два, и тонким голоском отозвались в гостиной другие. Князь остановился; из под висячих густых бровей оживленные, блестящие, строгие глаза оглядели всех и остановились на молодой княгине. Молодая княгиня испытывала в то время то чувство, какое испытывают придворные на царском выходе, то чувство страха и почтения, которое возбуждал этот старик во всех приближенных. Он погладил княгиню по голове и потом неловким движением потрепал ее по затылку.
– Я рад, я рад, – проговорил он и, пристально еще взглянув ей в глаза, быстро отошел и сел на свое место. – Садитесь, садитесь! Михаил Иванович, садитесь.
Он указал невестке место подле себя. Официант отодвинул для нее стул.
– Го, го! – сказал старик, оглядывая ее округленную талию. – Поторопилась, нехорошо!
Он засмеялся сухо, холодно, неприятно, как он всегда смеялся, одним ртом, а не глазами.
– Ходить надо, ходить, как можно больше, как можно больше, – сказал он.
Маленькая княгиня не слыхала или не хотела слышать его слов. Она молчала и казалась смущенною. Князь спросил ее об отце, и княгиня заговорила и улыбнулась. Он спросил ее об общих знакомых: княгиня еще более оживилась и стала рассказывать, передавая князю поклоны и городские сплетни.
– La comtesse Apraksine, la pauvre, a perdu son Mariei, et elle a pleure les larmes de ses yeux, [Княгиня Апраксина, бедняжка, потеряла своего мужа и выплакала все глаза свои,] – говорила она, всё более и более оживляясь.
По мере того как она оживлялась, князь всё строже и строже смотрел на нее и вдруг, как будто достаточно изучив ее и составив себе ясное о ней понятие, отвернулся от нее и обратился к Михайлу Ивановичу.
– Ну, что, Михайла Иванович, Буонапарте то нашему плохо приходится. Как мне князь Андрей (он всегда так называл сына в третьем лице) порассказал, какие на него силы собираются! А мы с вами всё его пустым человеком считали.
Михаил Иванович, решительно не знавший, когда это мы с вами говорили такие слова о Бонапарте, но понимавший, что он был нужен для вступления в любимый разговор, удивленно взглянул на молодого князя, сам не зная, что из этого выйдет.
– Он у меня тактик великий! – сказал князь сыну, указывая на архитектора.
И разговор зашел опять о войне, о Бонапарте и нынешних генералах и государственных людях. Старый князь, казалось, был убежден не только в том, что все теперешние деятели были мальчишки, не смыслившие и азбуки военного и государственного дела, и что Бонапарте был ничтожный французишка, имевший успех только потому, что уже не было Потемкиных и Суворовых противопоставить ему; но он был убежден даже, что никаких политических затруднений не было в Европе, не было и войны, а была какая то кукольная комедия, в которую играли нынешние люди, притворяясь, что делают дело. Князь Андрей весело выдерживал насмешки отца над новыми людьми и с видимою радостью вызывал отца на разговор и слушал его.
– Всё кажется хорошим, что было прежде, – сказал он, – а разве тот же Суворов не попался в ловушку, которую ему поставил Моро, и не умел из нее выпутаться?
– Это кто тебе сказал? Кто сказал? – крикнул князь. – Суворов! – И он отбросил тарелку, которую живо подхватил Тихон. – Суворов!… Подумавши, князь Андрей. Два: Фридрих и Суворов… Моро! Моро был бы в плену, коли бы у Суворова руки свободны были; а у него на руках сидели хофс кригс вурст шнапс рат. Ему чорт не рад. Вот пойдете, эти хофс кригс вурст раты узнаете! Суворов с ними не сладил, так уж где ж Михайле Кутузову сладить? Нет, дружок, – продолжал он, – вам с своими генералами против Бонапарте не обойтись; надо французов взять, чтобы своя своих не познаша и своя своих побиваша. Немца Палена в Новый Йорк, в Америку, за французом Моро послали, – сказал он, намекая на приглашение, которое в этом году было сделано Моро вступить в русскую службу. – Чудеса!… Что Потемкины, Суворовы, Орловы разве немцы были? Нет, брат, либо там вы все с ума сошли, либо я из ума выжил. Дай вам Бог, а мы посмотрим. Бонапарте у них стал полководец великий! Гм!…