Время намаза (фаджр, зухр, аср). Бисмилахир рахманир рахим

10.03.2020 Луна

В мусульманской традиции большое значение придается ежедневной молитве, которая должна совершаться в определенное время с неукоснительным следованием правилам. Об этом много сказано в писаниях, которые были оставлены верующим пророками древности. В конечном итоге составилось довольно четкое правило, которое рекомендуется выполнять всем истинно верующим мусульманам. А в этой статье мы поговорим об одной дневной молитве - аср намаз.

аср?

В переводе с арабского аср - это послеполуденная обязательная молитва. Также еще называют и время, которое приходится на нее. Аср намаз является третьей подобной молитвой по счету, которая совершается в обязательном порядке в течение дня. А всего их пять. Все они относятся ко второму столпу ислама.

Существует определенное правило для выполнения этой молитвы, которое записано в сто третьей Также упоминания о ней можно прочесть в девятом аяте суры "Аль-Манафикун". О важности именно этого времени в Коране говорится в одноименной суре “Аль-Аср”.

Время совершения намаза

Следует более конкретно поговорить о времени. Совершать аср намаз следует в точно отведенные для него часы. Время его начала несколько отличается для разных течений мусульманства, но не кардинально.

В целом большинство придерживается мнения, что третий намаз можно начать совершать уже тогда, когда тени на улице становятся в два раза длиннее самого объекта. Другие школы считают, что можно начинать немного раньше - когда тени становятся равны объекту.

Время, когда послеполуденный намаз уже нельзя начинать выполнять, начинается сразу после захода солнца, так как приходит время другого намаза - магриб (закатного). Многие верующие совершают аср до того, как солнце начнет окрашиваться в красноватый цвет, заходя за горизонт, таким образом, соблюдая заветы посланника Аллаха.

Именно поэтому все сходятся во мнении, что наилучшее время исполнения молитвы - сразу в начале временного промежутка, отведенного для намаза. Это говорит о том, что верующий действительно оторвался от своих мирских дел и обратился к Аллаху. В самом конце отведенного времени дозволяется прочесть молитву только в том случае, если имелась уважительная причина не осуществить ее раньше.

Ракаты, из которых состоит намаз

Теперь рассмотрим более подробно намаз аср, сколько ракатов совершается во время его выполнения. Ракат - это полный цикл всех чтений молитвы и совершаемых при этом движений. Он может повторяться от одного и более раз (в зависимости от вида молитвы).

В него входит произнесение такбира, затем чтение "Аль-Фатиха", поясной поклон и выпрямление, земной поклон и выпрямление (поза остается коленопреклоненной), вновь земной поклон и возвращение в исходное положение. Конечно, это лишь общее руководство, так как в зависимости от того, какой это ракат по счету, процесс может отличаться, также он имеет отличия (правда, незначительные) в зависимости от самой молитвы.

В послеполуденном намазе аср четыре раката. Они читаются шепотом, но так, чтобы в тишине вы могли его слышать. Т.е. нельзя просто шевелить губами, нужно проговаривать все слова таким звуком, как будто вы шепчете кому-то на ухо. Столько же ракатов в намазе зухр и иша, а вот в намазе магриб три раката, в фаджр - всего лишь два. Читаются они по-разному.

Как совершается намаз: действия

Рассмотрим более подробно, аср, и какие действия при этом совершают. Как было сказано выше, слова в послеполуденной молитве нужно произносить тихим шепотом, проговаривая все слова не только сердцем, но и голосом.

Действия же в принципе очень схожи с традиционным выполнением ракатов. В начале следует совершить ният (намерение), четко фиксируя вслух, что вы собираетесь делать. Далее нужно поднять руки ладонями в и поднять их до уровня ушей. Произнести такбир.

Затем сцепите руки и опустите их до пупка, прочтите ду’а Сана, суру "Аль-Фатиха" и еще любую на ваш выбор. Опустите руки и совершите поясной поклон. Затем, произнося определенные слова, нужно совершить земной поклон, низко коснуться места саджа.

В конце произнесите “Аллаху Акбар”, вернитесь в сидячее положение, после двух-трех секунд вновь повторите поклон. Первый ракат закончен. Начните второй, встав на ноги. Выполните все ракаты, читая соответствующие слова и совершая нужные действия. После четвертого можно считать оконченным.

Отличия в действиях для мужчин и женщин

Аср несколько отличается лишь в выполнении действий. Например, во время обращения ладонями в сторону Киблы женщинам следует руки поднимать до уровня груди, не выше. Тогда как мужчины поднимают их до самых ушей, прикасаясь большими пальцами к мочкам.

Также женщины не опускают руки до пупка во время чтения ду’а Сана, а держат их на уровне груди. Во время поясного поклона им нельзя полностью выпрямлять ноги и спину, пальцы рук нужно собирать вместе.

Во время земного поклона мужчины и женщины сидят одинаково (стопы ног параллельны друг другу, а пальцы направлены в сторону Киблы), но вот локти при этом прижаты у женщин к бокам. Во время вставания с земного поклона женщины садятся на левое бедро, подбирая свои ноги и пальцы ног направляя к Кибле.

Следует также отметить, что женщины не совершают намаз в том случае, если у них в этот момент начинается менструация. По всем правилам, к нему нужно приступать только тогда, когда произошло очищение.

Что говорят священные тексты о важности этого намаза

Намаз аль аср по всем священным текстам считается самым важным в совершении. Это исходит из того, что на время его осуществления многим мусульманам следует оторваться от совершаемых мирских дел, чтобы выполнить намаз. Именно в этом и его плюс - противостояние мирских наслаждений, которых вокруг так много, и обращения к Аллаху.

Так мусульманин может противостоять греху, влиянию шайтана и следовать заповедям Аллаха, соблюдая свои духовные обязанности. Ни к одному намазу нет такого отношения, как к послеполуденному, поэтому и рекомендуется так распланировать свой день, чтобы он гармонично в него вписывался.

Другие намазы

Следует отметить и другие ежедневные намазы в мусульманстве. Их всего лишь пять, и они обязательны для выполнения.

  1. Фардж. Это утренний намаз, который совершается до восхода солнца. Если мусульманин успел выполнить хоть один ракат молитвы, то значит он успел воврмя. Если же нет, то она идет в долговые молитвы.
  2. Зухр. Это вторая по счету молитва, которая называется полуденной. Она совершается после прохождения солнца через зенит, но до того, как тени предметов станут больше их самих. Следовательно, молитву можно начать выполнять после преодоления солнцем самой высокой точки неба.
  3. Аср. Послеполуденный намаз, о выполнении которого и была эта статья.
  4. Магриб. Этот намаз после асра выполняется сразу, как дневное светило зайдет за горизонт. А закончить выполнять его нужно до того, как исчезнет вечерняя заря. У этого намаза самое короткое время совершения, поэтому нужно быть очень внимательным, чтобы его не пропустить. Предпочтение по выполнению отдано первым минутам, как наступает разрешение.
  5. Иша. Эту молитву можно выполнять сразу после того, как исчезло вечернее зарево. Временной промежуток, когда ее можно сделать, самый большой, так как окончание срока намаза - это первые признаки утреннего рассвета. Однако все же рекомендуется выполнить ее, пока не истечет первая половина или даже треть ночи.

Заключение

Таким образом, исходя из всего вышеперечисленного, аср намаз - это одна из пяти важнейших ежедневных молитв, когда мусульманин может непосредственно обратиться к Аллаху, вспомнить, что он - всего лишь смертный человек. А также о невозможности забрать мирские блага по ту сторону земной жизни, как бы этого ни хотелось. Поэтому о другой нашей жизни следует начать заботиться уже сейчас, отбрасывая хотя бы на некоторое время все мирские привычки, заботы, наслаждения и т.д.

Для того, чтобы намаз соответствовал законам и правилам нашей религии, мы должны своевременно выполнять фарды, ваджибы и сунны намаза, избегать тех обстоятельств, которые нарушают намаз, а также не совершать нежелательных действий (макрух) в намазе.

Намаз Ас-Субх (Аль-Фаджр)

Намаз Ас-Субх или Аль-Фаджр (утренний намаз) состоит из 2-х ракатов сунны и 2-х ракаатов фарда. Сначала совершается намаз сунна, затем намаз фард.

Намаз-сунна Ас-Субх:

1-й рака’ат:

1. Встать в направлении кыблы, так, чтобы расстояние между стопами было шириной в 4 пальца.

2. Произнести про себя намерение, что-то наподобие: «Намереваюсь выполнить сунну сегодняшнего утреннего намаза ради Аллаха».

3. Со словами «Аллаху Акбар», совершить Такбирату-ль-ифтитах. Мужчины поднимают руки, направив их ладонями в сторону кыблы –так, чтобы большие пальцы были на уровне мочек ушей. Женщины поднимают руки, направив их ладонями к Кыбле с сомкнутыми пальцами –так, чтобы кончики пальцев были на уровне плеч.

4. Кыям –стояние после такбира. Руки сомкнуты, смотреть желательно на место суджуда (земного поклона) . Мужчинам следует положить правую руку поверх левой, при этом мизинцем и большим пальцем правой руки обхватить кисть левой. В таком положении руки следует держать на животе чуть ниже пупка. Женщины кладут правую руку на левую и держат их на уровне груди, при этом, в отличие от мужчин, они не обхватывают левую руку пальцами правой.

5. Кыраат –чтение. В положении кыям (стоя), последовательно прочитать: дуа «Субханака» , «А’узу-Бисмиллях», суру «Аль-Фатиха» и другую дополнительную суру.

6. Руку’у – поясной поклон. Со словами «Аллаху-Акбар» совершить поясной поклон и в этом положении произнести:

سُبْحَانَ رَبِّيَ الْعَظِيمِ
Субхана Раббияль –Азым (3 раза)

Значение: «Хвала моему Великому Господу» .

Мужчины во время руку’у разведенные пальцы кладут на колени и держат прямыми ноги и спину, которые по отношению друг к другу составляют угол в 90 градусов; у женщин колени и спина чуть согнуты, соединенные пальцы ложатся на чуть согнутые колени.

7 . Выпрямиться со словами:

سمع الله حمده
Сами Аллаху лиман хамидах

Значение: «Слышит Всевышний тех, кто восхваляет Его»

Выпрямившись, произнести:

ربنا لك الحمد
Раббана лякаль хамд
Значение: «Господь наш, лишь Тебе хвала» .

8. Суджуд – земной поклон. Сказав «Аллаху Акбар» ,коснуться пола сначала коленями, потом руками,потом лбом и носом; при этом голова находится между рук, ноги не отрываются от земли, глаза смотрят на нос. В этом положении повторить 3 раза:

سبحان ربى الاعلا
Субхана Раббияль-Аля

Значение: «Хвала моему Господу, который превыше всего»

Во время суджуда у мужчин локти не касаются земли и разведены от боков. Стопы ног параллельны друг другу, пальцы направлены к Кыбле. У женщин локти прижаты к бокам, ноги в том же положении, что и у мужчин.

9. Сидение между двумя суджудами: со словами «Аллаху Акбар» оторвать лоб от земли и сесть на колени. Руки положить на колени, взгляд направлен на бедра. Сидя таким образом, следует находиться в этом состоянии такое время, которого было бы достаточно, чтобы сказать سبحان الله Субханаллах

Значение: «Аллах чист от всех недостатков, приписываемых Ему неверующими».

Мужчины садятся на левую ногу, при этом пальцы правой ноги, прогнувшись, направлены в сторону Кыблы; женщины садятся на левое бедро, подобрав под себя обе ноги и направив их в правую сторону, пальцами к Кибле.

10. Со словами «Аллаху Акбар» совершить второй земной поклон и 3 раза произнести «Субхана Раббия-ль-аля»

11 . Выйти из саджда. Сначала следует поднять голову, затем оторвав от земли руки, положить их на бедра и подняться с колен. Встать со словами «Аллаху Акбар» (для чтения второго раката) и в положении кыям (стоя) сомкнуть руки на животе (мужчины) или на груди (женщины).

Вышеперечисленные пункты (с 1-го по 11-й) составляют 1-й рака’ат.

2-й рака’ат:

2. Так же, как и в первом ракаате, со словами «Аллаху Акбар» совершить поясной поклон и поясной поклон и произнести «Субхана Раббияль Азым» 3 раза.

3. Со словами «Самиа-ллаху лиман хамидах» выпрямиться и произнести «Раббана ва ляка-ль-хамд»

4. Со словами «Аллаху Акбар» , совершить саджда. В этом положении читается «Субхана Раббия-ль-А’ля» 3 раза.

5. Со словами «Аллаху Акбар», сесть между суджудами.

6. Со словами «Аллаху Акбар», совершить второй суджуд и произнести «Субхана Раббия-ль-Аля» 3 раза.

Последнее сидение. Сказав «Аллаху Акбар», подняться из положения саджда и сесть. Пальцы рук находятся на коленях, глаза смотрят на бедра. Мужчины садятся на левую ногу, при этом пальцы правой ноги, прогнувшись,направлены в сторону Кыблы. Женщины садятся на левое бедро, подобрав под себя обе ноги и направив их в правую сторону, пальцами к Кибле.

8. Ас-салям. Сначала повернуть голову направо (при этом смотреть на плечи) и произнести

السلام عليكم ؤ رحمةالله
«Ассаляму алейкум ва Рахматуллах».

9. Так же, повернув голову налево, произнести «Ассаляму алейкум ва Рахматуллах».

Намаз в два рака’ата завершен.

Намаз-фард ас-субх.

Два ракаата утреннего намаз-фард совершаются так же, как намаз-сунна. Отличие только в намерении (следует намериться совершить не намаз-сунну, а намаз-фард — «Намереваюсь выполнить фард сегодняшнего утреннего намаза ради Аллаха»).

Если читается намаз, состоящий из четырех ракаатов, как зухр, аср или ‘иша (или трехракаатный намаз магриб), то после произнесения дуа аттахийят в ташшахуде не произносится салават и салям, а нужно встать и сделать еще два ракаата (или один ракаата), как описано выше, с одной лишь разницей — после аль-Фатихи не нужно читать вторую суру. Потом сесть, прочитать аттахийят, салават и произнести салам.

Перевела с турецкого Аиша Хумейра

Время утреннего намаза («солятуль субх» или, как его иначе называют, «солятуль фаджр»), по общему согласию шейхов всех мазхабов, начинается со времени появления истинной зари (фаджр содик). Истинная заря отличается тем, что её свет распространяется по всей длине горизонта. Следует отметить, что существует ещё и ложная заря (фаджр казиб). Свет от ложной зари напоминает по форме волчий хвост, такой свет появляется на небосклоне на короткое время, а затем исчезает. Учёные исламской уммы единогласны (иджма) в том, когда наступает время солятуль субх. Основанием для данного мнения служит хадис, в котором говорится, что ангел Джибриль, мир ему, руководил молитвой Посланника Аллаха сразу же после наступления времени истинного фаджра. Если на горизонте становится видна часть солнечного диска, это означает, что время утреннего намаза закончилось.

Время обеденного намаза (солятуль зухр) начинается после того, как солнце отклонилось от своего зенита, и продолжается до наступления времени намаза аср. Среди учёных ханафитского мазхаба существует разногласие относительно определения времени намаза аср:

1. Согласно одной из передач от имама Абу Ханифы, да будет доволен им Аллах, время намаза зухр заканчивается тогда, когда тень предмета становится в два раза больше этого предмета. Кроме того, при измерении тени предмета при расчёте асра следует учитывать «фаю ззаваль» (тень отклонения) – минимальную тень предмета, которую он отбрасывает во время нахождения солнца в зените. Таким образом, согласно этому мнению, время асра наступает тогда, когда тень предмета равна высоте предмета, помноженной на два, плюс длина тени отклонения.

Данная передача от имама Абу Ханифы, да будет доволен им Аллах, является самым сильным мнением в мазхабе. Истинность данной передачи подтверждает абсолютное большинство ханафитских шейхов.

2. От имама Абу Ханифы, да будет доволен им Аллах, передаётся ещё одно мнение, согласно которому время асра наступает тогда, когда длина тени предмета становится равной длине самого предмета (плюс длина тени отклонения). Истинность данного мнения подтвердил имам Абу Джафар ат-Тахави, а также два величайших соратника имама Абу Ханифы - имамы Абу Юсуф и Мухаммад, да будет доволен ими всеми Всевышний Аллах. Данное мнение основано на другой версии хадиса по этой теме. Согласно этой версии ангел Джибриль, мир ему, стал руководить молитвой Пророка Мухаммада после того, как тень предмета стало равной самому предмету (плюс длина тени отклонения).

Желательно брать за основу первое мнение, так как следование ему гарантирует исполнение солятуль аср вовремя.

3. Кроме того, в ханафитском мазхабе существует также третье мнение, которое передаётся от имама Асада, одного из величайших соратников имама Абу Ханифы, да будет доволен ими Аллах, которое передаёт имам ас-Сарахси в книге «Аль-Мабсут». Согласно этому мнению, время зухра заканчивается, когда тень предмета становится равной самому предмету, при этом время асра наступает не сразу после зухра, а только тогда, когда тень предмета станет в два раза больше самого предмета. Оставшийся между временем зухра и асра промежуток времени при этом считается «вакту мугмаль» (заброшенным временем). В этот период фард-солят не совершается. Согласно данному мнению, если совершить молитву в это время, она будет считаться «када», то есть восстановленной, а не совершённой в своё время. Таким образом, намаз зухр следует совершить до наступления заброшенного времени, а намаз аср - после, что позволяет совместить две противоречащие друг другу передачи, описанные выше.

Время солятуль аср заканчивается после захода солнца.

В ханафитском мазхабе выделяют время, в которое совершать солятуль аср – «макрух тахрим» (строго порицаемо). Это время, когда солнце приобретает жёлтый цвет, а при взгляде на него глазам не больно. Откладывая солятуль аср до этого времени, человек берёт на себя грех. Тем не менее, если он не успел совершить намаз аср до этого времени, является обязательным совершить молитву и в этот период.

Время намаза (магриб, иша, витр).

Время солятуль магриб наступает сразу же после захода солнца и заканчивается с исчезновением вечерней зари (красного зарева).

Существует две передачи от имама Абу Ханифы, да будет доволен им Аллах, относительно того, что следует понимать под термином «вечерняя заря». Согласно первой передаче, это красное зарево (шафакуль ахмар), согласно другой передаче, это белый свет зари, который появляется примерно через 12 минут после красного зарева. Самым верным мнением в ханафитском мазхабе является первое мнение (под вечерней зарёй следует понимать красное зарево). Это мнение передаётся от большинства сподвижников Посланника Аллаха а также от имамов Абу Юсуфа и Мухаммада, да будет доволен ими Всевышний Аллах. Кроме того, передаётся, что имам Абу Ханифа, да будет доволен им Аллах, впоследствии отказался от второго мнения (от того, что вечерняя заря есть белый свет).

Время солятуль иша и солятуль витр начинается, когда на горизонте исчезает красный свет, а небеса обволакивает тьма, и продолжается до появления истинной утренней зари (фаджр содик).

Следует особо отметить, что, согласно доводу из Сунны, совершение солятуль иша обязательно должно предшествовать совершению солятуль витр.

Если человек проживает в местности, где в летний период полностью отсутствует ночное время (после захода солнца сразу рассветает), с него спадает обязательство исполнения ночного намаза и намаза витр. Это происходит потому, что в таком случае полностью отсутствует причина для совершения солята (в предыдущих уроках упоминалось о том, что причиной (ас-сабаб) для совершения солята является наступление соответствующего времени). В качестве примера в книге «Маракиль Фалях» приведена Булгария1, где летом практически не бывает ночей.

Известно, что после появления Даджаля (Антихриста) сутки будут равняться одному году. В это время на мусульманах будет лежать обязанность приложить усилия, чтобы рассчитать время для совершения намазов, сроков аренды, хаджа, поста и идды.

1.Территория современного Татарстана.

Объединение намазов

В ханафитском мазхабе запрещено объединять обязательные намазы в пути или в случае дождя. Это является отличительной особенностью ханафитского мазхаба от других школ исламского права. Например, запрещено совершать солятуль зухр вместе с солятуль аср в отрезок времени, отведённый для солятуль зухр, и наоборот. Такой вид объединения в Шариате называют соответственно «джаму ттакдим» и «джаму ттахир». При этом существуют хадисы, которые указывают на законность объединения между фард-намазами. Однако шейхи ханафитского мазхаба говорят, что объединение молитв является дозволенным лишь с точки зрения внешней формы, но не с точки зрения реальности, то есть, если подразумевать под объединением совершение одной из молитв вне отведённого для неё промежутка времени, такое объединение дозволенным не будет.

Приведём пример. Согласно мнению учёных-ханафитов, каждый из обязательных намазов должен исполняться в своё время, но совершение солятуль зухр при этом следует оттянуть настолько, чтобы успеть завершить его почти вплотную к началу времени солятуль аср. Таким образом, внешне всё будет выглядеть так, будто намазы объединены, так как совершаются подряд один за другим, но фактически каждый из них будет совершён в своё время.

Ханафиты не дозволяют буквальное объединение намазов в пути или в случае дождя, но существует два случая, когда такое объединение дозволено:

1. Во время совершения хаджа (но не умры) дозволено объединить зухр и аср во время нахождения на горе Арафат. Обе молитвы в этом случае совершаются в начале времени солятуль зухр в мечети под названием «Намиро». Перед намазами возвещается один азан, а затем перед каждым намазом отдельно исполняется икамат, при этом между зухром и асром нет больше никаких дополнительных молитв.

Имам Абу Ханифа, да будет доволен им Аллах, ставит следующие условия для законности такого объединения: 1) человек должен пребывать в состоянии «ихрам» (наличие нията на совершение хаджа, произнесение тальбии, облачение в одежды без швов); 2) эти намазы должны совершаться в джамаате за Величайшим имамом (халифой) или за его заместителем (наибом); 3) солятуль зухр не должен быть нарушен (если после совершения солятуль зухр выяснится, что он по каким-то причинам оказался недействительным, следует совершить его повторно полностью, а солятуль аср исполнить уже в своё время). Имамы Абу Юсуф и Мухаммад не ставят условием для законности такого объединения наличие халифы и джамаата.

2. Во время совершения Хаджа дозволено объединить магриб и иша в период пребывания в местечке Муздалифа. В этом случае солятуль магриб совершается во время солятуль иша (такое объединение учёные называют «джаму ттахир»). Перед намазом возвещается один азан, а затем исполняется один икамат. Между магрибом и иша тоже не должно быть никаких дополнительных молитв. Наличие джамаата и халифы не ставится условием для законности такого объединения, но обязательными в данном случае являются пребывание в ихраме и исполнение намазов непосредственно в Муздалифа.

Предпочтительное (мустахабб) время для совершения намазов.

Солятуль фаджр.

Согласно ханафитскому фикху предпочтительным временем для совершения солятуль фаджр является время «аль-исфаару биль фаджр». Это период когда после фаджра становится настолько светло, что можно различать вещи. При этом не следует оттягивать совершение молитвы чрезмерно. Необходимо рассчитать время так, чтобы его хватило на совершение двух ракатов обязательного намаза с учётом того, что в утреннем намазе следует (сунна) читать длинные суры из Корана. Кроме того, следует прибавить к этому отрезку время, которого было бы достаточно, чтобы обновить малое или большое омовение (вуду или гусль) в случае нарушения омовения во время исполнения молитвы и совершить два раката фарда с чтением длинных сур.

Утренний намаз откладывают на более светлое время для того, чтобы собрать больше людей в мечети для исполнения утренней молитвы джамаатом. В более светлое время люди охотнее выбираются из дома для отправления солятуль фаджр в мечети. И в этом состоит мудрость откладывания утренней молитвы.

Предписание откладывать солятуль фаджр на более светлое время относится только к мужчинам. Женщинам предпочтительнее всего исполнять утренний намаз в темноте, потому что лучшее состояние для женщины согласно Исламу - это сокрытие себя.

Посланник Аллаха по поводу совершения утренней молитвы в более светлое время говорил следующее:

«Переносите исполнение солятуль фаджр на время «исфаар», ибо в этом более великая награда»

(Имам Ибн Хиббан привёл в сборнике достоверных хадисов).

«Переносите исполнение солятуль фаджр на время появления света, будет вам это благословением»

(Имам ат-Табарани привёл в книге «Аль-Кебир»).

Кроме того, мудрость совершения солятуль фаджр в более позднее время состоит в том, что это облегчает для человека получение награды за совершение зикра и двух ракатов намаза после восхода солнца, что является сунной.

Сказал Посланник Аллаха:

«Тому, кто исполнил фаджр в джамаате, затем сел поминать Всевышнего Аллаха вплоть до восхода солнца, а затем исполнил два раката, полагается за всё это награда, равная награде за исполнение хаджа и умры»

(Имам ат-Тирмизи, да будет доволен им Всевышний Аллах, приводит этот хадис «хасан» (хороший)).

Следует отметить, что откладывание совершения солятуль фаджр не является мустахабб для прибывшего в Муздалифа во время исполнения хаджа.

Солятуль зухр

Время мустахабб для солятуль зухр зависит от времени года. В летний период является предпочтительным совершать солятуль зухр в конце отведённого для него времени. Источником данного хукма в ханафитском мазхабе является хадис, который приводят имам Малик, имам Ахмад, имам ад-Дарами, имам Бухари. В этом хадисе Посланник Аллаха говорит, что следует переносить исполнение солятуль зухр на время, когда спадёт жара (в хадисе использовано слово «ибрад», что буквально означает «охлаждение»). Следует отметить, что данный хукм не зависит от того, где проживает мусульманин (т. е. хукм действителен не только для жарких стран). Следует откладывать исполнение солятуль зухр в летний период, даже если мусульманин проживает в стране с умеренным или суровым климатом.

В книге «Маракиль Фалях» сказано, что следует также оттягивать исполнение солятуль джума в летний период, однако, согласно самому верному мнению в мазхабе ханафи, следует совершать солятуль джума в начале времени зухр (даже в летний период).

Зимой, весной и осенью следует (мустахабб) совершать солятуль зухр в начале отведённого для него времени. Исключение составляют дни, когда небо затянуто тучами, солнца не видно, и, следовательно, трудно определить время солятуль зухр.

В такие дни следует оттягивать исполнение солятуль зухр на конец отведённого времени. Это делается для того, чтобы не совершить солятуль зухр раньше времени.

Солятуль аср

Согласно ханафитскому фикху, следует откладывать совершение солятуль аср и зимой, и летом. Однако нельзя переносить исполнение солята на время, когда солнце становится красноватого или рыжего цвета и человек может безболезненно смотреть на него. Совершать молитву в это время строго порицаемо (макрух тахрим). Посланник Аллаха в хадисе назвал людей, которые откладывают солятуль аср на время «макрух», мунафиками. В хадисе описан человек, который (без уважительной причины) оттягивает исполнение солятуль аср, дожидаясь, пока солнце изменит цвет, а затем «клюёт носом», подобно петуху (совершая земные поклоны), и почти не поминает Аллаха. Откладывать солятуль аср на время «макрух» запрещено даже путешественнику и больному человеку.

В дни, когда небо затянуто тучами, следует исполнять солятуль аср в начале отведённого для него времени, чтобы избежать совершения молитвы во время «макрух» (так как в такую погоду плохо видно солнце и легко ошибиться, оттягивая молитву).

Солятуль магриб

И зимой, и летом следует совершать солятуль магриб в начале отведённого для него времени. При этом желательно исполнить молитву сразу после возвещения азана. Как известно, в ханафитском мазхабе нет двух дополнительных ракатов молитвы между азаном и икаматом. Тем не менее, дозволено сделать небольшую паузу между азаном и икаматом (равную периоду, которого хватило бы на чтение 3-х аятов Корана).

Посланник Аллаха сказал: «Моя умма будет благополучна до тех пор, пока не станет оттягивать совершение солятуль магриб на время, когда на небе появляются звёзды, уподобляясь евреям».

Оттягивать исполнение солятуль магриб на время перед исчезновением красной полосы на горизонте – «макрух танзих», на время её исчезновения – «макрух тахрим», на время появления звёзд на ночном небе – «харам».

Дозволено оттягивать совершение солятуль магриб до времени «макрух танзих» в облачную погоду (чтобы не исполнить солят преждевременно), в путешествии, при болезни или чтобы совершить ифтар после дня поста, если уже накрыт стол, не откладывая при этом молитву до времени «макрух тахрим». Следует отметить, что в перечисленных выше случаях совершение солята в указанный период времени уже не будет считаться порицаемым (макрух танзих), но, более того, является желательным (мустахабб).

Солятуль иша

Предпочтительно совершать солятуль иша в конце первой трети ночи. Совершать солятуль иша во второй трети ночи – «мубах» (дозволено), в третьей части ночи – «макрух тахрим» (строго порицаемо).

В облачную погоду и во время дождя желательно совершать солятуль иша в начале отведённого для него времени, что позволит увеличить количество людей в джамаате в мечети.

Солятуль витр

Лучшее время для солятуль витр – последняя треть ночи. Следует отложить совершение солятуль витр, если мусульманин уверен, что сможет проснуться в конце ночи для исполнения солята. В противном случае, следует совершить солятуль витр после солятуль иша.

БИСМИЛАХИР РАХМАНИР РАХИМ

Да будут нескончаемые восхваления Всевышнему Аллаху – Господу миров, сделавшему намаз одним из столпов Ислама и повелевшему: «…И безупречно совершай намаз для поминания Меня » (сура «То Ха», аят 14).

Да будут самые полноценные и совершенные приветствия и благословления нашему любимому Посланнику, который, наставляя словами «Совершайте его [намаз] так, как совершал его я» , научил свою умму намазу!

Каждый мусульманин должен знать, что после того, как человек познал Аллаха и уверовал в Него, он обязан совершать ибадат Единственному Владыке всех пространств и времен – Аллаху, то есть выполнять Его повеления и соблюдать Его запреты. Как известно, во главе таких повелений стоит предписание о намазе, совершение которого считается самым великим ибадатом для раба.

Известно, что Всевышний Аллах предписал намаз обязательным - фардом для своих рабов. Намаз является также и выражением раба благодарности Аллаху за дарованые Им несметные блага. Благодаря такому ибадату, как намаз, жизнь человека упорядочивается, а перед Всевышним Аллахом он возвышается в степенях. Совершающий намаз наряду с тем, что в этом мире живет счастливой жизнью, он также готовится и к жизни в мире ином. А тот, кто выгораживаясь всякими отговорками уклоняется от намаза, проводит свою жизнь лишая ее такого великого милосердия. Это в свою очередь, является великим горем.

СВЯЩЕННЫЙ КУРЪАН О НАМАЗЕ

Аятов в Священном Куръане, затрагивающих вопросы о намазе, в частности озвучивающих повеления Всевышнего Аллаха о необходимости совершения намаза, существует великое множество. Мы приведем здесь лишь несколько таких аятов.

“И безупречно совершайте намаз, и давайте закáт, и совершайте рукуъ с совершающими рукуъ” (сура Бакара, аят 43).

“И безупречно совершайте намаз и давайте закáт: что представите для самих себя благого, найдете его у Аллаха. Поистине, Аллах – Видящий то, что делаете” (сура Бакара, аят 110).

“Безупречно совершайте намаз. Поистине, намаз является для верующих предписанием в определенное время” (сура «Ниса», аят 103).

“...и Аллах не делает тщетной Вашу веру! Поистине, Аллах к людям действительно Сострадательный, Милосердный” (сура Бакара, аят 143).

ИЗ ХАДИСОВ О НАМАЗЕ

Также до нас дошли множество фундаментальных сведений о намазе посредством сунны Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, который научил исламскую умму совершать намаз до всех тончайших подробностей и который в этом деле останется первоучителем всего человечества до скончания времен. Упомянем лишь некоторые из хадисов Пророка алайхиссалам.

Передается от Анаса радияллаху анху:

«В ночь Исра (Переноса ночью) Пророку саллаллаху алайхи васаллам был предписан фардом пятидесятикратный намаз. Затем, он был сокращен до пяти. После чего было возглашено: “О Мухаммад, воистину, при Мне сказанное остается неизменным. Воистину, в этих пяти для тебя есть (награда) пятидесяти”».

Передали пятеро, кроме Абу Давуд.

Передается от Талхи ибн Убайдуллаха радияллаху анху:

«Из Неджда к Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам прибыл один человек. Его волосы были растрепаны [пыльными], было слышно его бормотание, но было невозможно разобрать, о чем он говорил. Когда он приблизился, мы поняли, что он спрашивает об Исламе. Итак, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:

- Пятикратный намаз в одну ночь и в один день.

Он сказал:

- Нет. Если только ты не пожелаешь этого сам, - сказал Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам.

Затем Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:

- Соблюдение поста в месяц Рамадан.

Тот сказал:

- Есть ли что-то еще кроме этого, что я должен совершать?

Затем Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал ему о закате.

Он сказал:

- Есть ли что-то еще кроме этого, что я должен совершать?

- Нет. Если только ты не пожелаешь этого сам, - сказал он алайхиссалам.

Так, тот человек сказал:

- Клянусь Аллахом, я не буду делать ни меньше, ни больше этого, - и ушел обратно.

Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:

- Если он будет верен своему слову, то он выиграет»

Передали пятеро, кроме Тирмизи.

Передается от Абдуллаха ибн ас-Санабихи радияллаху анху:

«Абу Мухаммад заявил о том, что намаз витр является ваджибом. Тогда Убада ибн Самит сказал:

«Абу Мухаммад совершил ошибку. Свидетельствую, что я слышал, как Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:

Если раб совершает намаз в предписанное фардом время, должным образом выполняет рукуъ и проявляет смиренность, то на Аллахе будет обязательство обещание его прощения. Кто этого не делает, для того нет и обязательства на Аллахе. Если пожелает, Он простит. Если пожелает, Он подвергнет мучениям».

Передали Абу Давуд и Насаи.

Передается от Абу Катады радияллаху анху:

«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:

«Аллах азза ва джалла, сказал:

Я сделал фардом твоей умме совершение пятикратного намаза. Сам Себе Я дал зарок, что того, кто будет бережно соблюдать их, я непременно введу в рай. Для тех же, кто не относится к ним бережно - нет для них при Мне зарока »

Передал Абу Давуд.

Принимая во внимание жизненную важность намаза и то, что для каждого мусульманина является фардом изучение положений, касающиеся порядка его совершения согласно своему мазхабу, мы надеемся, что в следующих строках наш уважаемый читатель найдет полезное для себя и своих близких, и посчитает это благом от Всевышнего Аллаха.

АЗАН И ИКАМА

Азан - это призыв к намазу, оповещение о наступлении времени его совершения. Провозглашение азана и икамы к ежедневным пятикратным фард-намазам и пятничному намазу является утвердившейся сунной.

Азан провозглашается с наступлением времени намаза. Провозглашающий азан - муаззин провозглашает его в состоянии омовения, стоя, поместив указательные пальцы рук в ушные раковины (но не затыкая уши), громким голосом, размеренно и выговаривая каждое слово отчетливо. При произнесении фразы «Хаййа ала солах» , муаззин легка поворачивается верхней частью тела направо, при словах «Хаййа алал фалах» - налево.

Слова азана произносятся в следующем порядке:

Аллаху акбар! Аллаху акбар!

Аллаху акбар! Аллаху акбар!

Ашхаду аллаа илааха иллаллах!

Ашхаду анна Мухаммадар расулуллах!

Хаййа ала солах!

Хаййа ала солах!

Хаййа алал фалах!

Хаййа алал фалах!

Аллаху акбар!

Аллаху акбар!

Лаа илааха иллаллах!

Примечание: При провозглашении азана для намаза фаджр после слов «Хаййа алал фалах» дополнительно дважды произносится «Ас-солату хайрум минан навм!» .

После провозглашения азана, возносится следующая молитва:

«Аллахумма, Робба хазихид даъватит тааммах вассолатил каимах! Ати Мухаммаданил василата вал фазилах. Вабъасху макамам махмуданиллази ваъадтах. Варзукна шафаъатаху явмал кийамах. Иннака ла тухлифул миъаад» .

Смысл молитвы таков: «О Аллах мой - Господь этого совершенного призыва, наступившего сейчас намаза! Даруй Мухаммаду посредничество и достоинство, воскреси его в обещанной Тобою высокой степени Махмуда. Удостой нас в Судный день его заступничества. Поистине, ты не изменяешь [Своему] обещанию».

Слова икамы такие же, как и у азана. Существуют только две разницы: после слов «Хаййа алал фалах» «Кад каматис солах» , что в переводе означает «вот начался намаз». И икаму предпочтительно провозглашать в быстром темпе, чем азан. Икама провозглашается непосредственно перед началом каждого фард-намаза.

Азан и икаму необходимо также провозглашать перед совершением када - пропущенных фард намазов. Для совершения праздничных и джаназа намазов азан и икама не провозглашаются.

ПОРЯДОК СОВЕРШЕНИЯ НАМАЗА ПО ХАНАФИТСКОМУ МАЗХАБУ

Для каждого мусульманина является фардом совершение намаза пять раз в день. Это утренний - фаджр, полуденный - зухр , послеполуденный - аср , вечерний - магриб и ночной - иша намазы.

К совершению намаза следует приступать с чистым телом, в чистой одежде, на чистом месте, обратившись лицом к кибле - в сторону Священной Каъбы. Намаз совершается в следующем порядке:

Намаз фаджр

Намаз фаджр состоит из двух ракъатов намаза сунна и двух ракъатов фард-намаза - всего четыре ракъата.

Сунна-намаз в два ракъата совершается следующим образом:

1. Обратившись в сторону Каъбы вознамерившийся про себя произносит: “Я вознамерился своевременно совершить два ракъата сунна-намаза фаджр обратившись к кибле - искренне ради Аллаха” (см. рис. 1 и рис. 2). При этом считается предпочтительным произносить намерение вслух - шевеля губами, так, чтобы едва мог слышать сам произносящий.

2. Произносится такбирул ихрам (такбирул ифтитах) - “Аллаху акбар” , которым начинается совершение намаза. При этом мужчины, обратив открытые ладони рук к кибле, касаются большими пальцами мочек ушей (рис. 3). Женщины в этом случае поднимают руки до уровня плеч (рис. 4). Как у мужчин, так и у женщин, при поднятии рук с произнесением такбирул ихрама пальцы рук держатся немного растопыренными, ладони обращенными в сторону киблы.

3. Руки складываются.

Мужчины кладут правую ладонь поверх левого запястья. При этом, большим пальцем и мизинцем правой руки обхватывают запястье левой руки, образовывая при этом “замок”. Остальные три средних пальца плотно ложатся на левую руку. В таком положении замкнутые руки свободно опускаются на уровень чуть ниже пупка (рис. 5).

Женщины, положив правую руку поверх левого предплечья, держат их на уровне груди (рис. 6).

Это состояние называется кийам. В кийаме - положении стоя, направив взор на место совершения саджды, совершающий намаз поочередно читает:

Молитва Сана: «Субханакаллахумма ва бихамдика ва табарокасмука ва таъала джаддука ва лаа илааха гойрук» .

Вслед за этой молитвой для кираата сур произносится: “Аъуузу биллахи минашшайтанир раджим. Бисмиллахир Рахманир Рахим” , затем читается сура «Фатиха»:

“Алхамдулиллахи Роббил ъаламин. Ар-Рахманир Рахим. Малики йавмиддин. Иййака наъбуду ва иййака настаъин. Ихдинас сиротол мустаким. Сиротол лазина анъамта алайхим гойрил магзуби ъалайхим валаззооллиин” .

Значение: “Хвала Аллаху – Господу миров. Милостивому, Милосердному. Властителю дня Суда. Лишь Тебе мы поклоняемся и лишь к Тебе взываем о помощи. Наставь нас прямым путем. Путем тех, которых Ты облагодетельствовал, не подпавших под гнев и не впавших в заблуждение”.

По завершению чтения суры «Фатиха» про себя произносится “Аминь” .

Вслед за сурой «Фатиха» читается зам-сура - дополнительная сура из Священного Куръана. В качестве зам-суры начинающие могут читать одну из следующих малых сур:

Сура «Кавсар»: “Иннаа аътойнакал кавсар. Фасолли лироббика ванхар. Инна шаниака хувал абтар” .

Значение: “Поистине, Мы даровали тебе Кавсар! Совершай же намаз Господу твоему и закалывай! Поистине, ненавистник твой – он сам куцый”.

Сура «Ихлас»: “Кул хуваллаху ахад. Аллахус сомад. Лам йалид ва лам йулад. Ва лам йакуллаху куфуван ахад” .

Значение: «Скажи: «Он – Аллах, Един, Аллах – Сомад. Не родил и не был рожден, и не был Ему равным ни один!»

Сура «Фалак»: “Кул аъуузу бироббил фалак. Мин шарри ма холак. Ва мин шарри госикин иза вакаб. Ва мин шаррин наффасаати фил ъукад. Ва мин шарри хасидин иза хасад” .

Значение: «Скажи: “Прибегаю к защите Господа рассвета, от зла того, что Он сотворил, и от зла темной ночи, когда она наступила, и от зла дующих на узлы, и от зла завистника, когда он завидовал!”»

Сура «Наас»: “Кул аъуузу бирроббин наас. Маликин наас. Илахин наас. Мин шаррил васвасил ханнаас. Аллазии йувасвису фии судурин наас. Минал жиннати ван наас” .

Значение: «Скажи: «Прибегаю к защите Господа людей, Царя людей, Бога людей, от зла искусителя, исчезающего, который наущает в груди людей, [который] из джинов и людей!»

4. После окончания зам-суры произносится “Аллаху акбар” и совершается поясной поклон - рукуъ. Мужчины поклоняются не сгибая локтей и колен, крепко обхватив при этом растопыренными пальцами рук коленные чашки. Голова и спина мужчин должны находиться на одном уровне по горизонтали.

В отличие от мужчин, женщины наклоняются при совершении рукуъ несколько меньше. В рукуъ женщины слегка сгибают колени и держатся за колени, не растопыривая пальцы рук, как то делают мужчины.

В положении рукуъ, в состоянии душевного покоя три раза произносится “Субхана Роббийал Азим” .

5. Из состояния рукуъ выпрамляются произнося одновременно “Самиъаллаху лиман хамидах” . Выпрямленное положение тела называется кавма.

Находясь в кавме, произносится “Роббана лакал хамд” , и совершающий намаз малость остается в этом положении, в состоянии душевного покоя.

6. Далее, произнося “Аллаху акбар” , начинается выполнение саджды, касаясь земли сначала коленями, затем ладонями, далее носом и лбом в конце. При совершении саджды пальцы ног находятся в направленном (разогнутом) в сторону киблы положении и не отрываются от земли. Мужчины не касаются локтями земли и своих обоих боков, по мере возможности направляют все части тела (конечности) в сторону киблы (рис. 11).

Женщины в саджде кладут локти на землю (рис. 12).

При саджде, когда лоб и нос касаются земли, в состоянии душевного покоя три раза произносится “Субхана Роббийал Аъла” .

7. Затем произнеся “Аллаху акбар” и выпрямившись от саджды, совершающий намаз некоторое время сидит на корточках - это положение называется джалса. В пололожении джалса руки, в том числе и пальцы рук находятся на ногах произвольно. При этом кончики пальцев рук должны быть на уровне сгиба колен - не должны свисать с колен или не достигать этого сгиба. В этом положении сидя, в состоянии душевного покоя два раза произносится “Аллахуммагфирли” .

В этом положении мужчины сидят на «подстиланной» левой ноге, а пальцы правой ноги остаются как при саджде -направленными (разогнутыми) в сторону киблы (рис. 15). Женщины сидят, загнув ступни ног носками вправо.

8. Произнеся “Аллаху акбар” совершается вторая саджда. В положении саджды вновь будучи в состоянии душевного покоя три раза произносится “Субхана Роббийал Аъла” (рис. 17 и 18). На этом завершается первый ракъат намаза.

9. Затем, произнеся “Аллаху акбар” , совершающий намаз поднимается с саджды, но не садится, а ни на что не опираясь, встает в положение кийам для соверешения второго ракъата.

10. В положении кийам, начиная уже только с “Бисмиллахир Рахманир Рахим” , читается сура «Фатиха», вслед за ней читается любая зам-сура. При этом зам-суры, прочтенные в каждом последующем ракъате должны быть не длинее предыдущей и ниже порядковым номером по своему расположению в Куръане.

11. Произнеся “Аллаху акбар” совершается рукуъ. В этом положении с покоем в душе три раза произносится “Субхана Роббийал Азим” (рис. 21 и 22).

12. Произнеся “Самиъаллаху лиман хамидах” , принимается ровное положение стоя (рис. 23 и 24), и произносится “Роббана лакал хамд” и малость выдерживается это положение стоя.

13. С произнесением “Аллаху акбар” , совершается саджда точно также как и в первом ракъате. В этом положении со спокойствием в душе три раза произносится “Субхана Раббийал Аъла” (рис. 25 и 26).

14. Со словами “Аллаху акбар” совершающий намаз поднимается с саджды и, выпрямившись, малость сидит на пятках (рис. 27 и 28). В этом положении, в состоянии душевного покоя он два раза произносит “Аллахуммагфирли” .

15. Произнеся “Аллаху акбар” , совершается вторая саджда. В положение саджды в состоянии душевного покоя трижды произносится “Субхана Роббийал Аъла” (рис. 29 и 30).

16. Затем человек подниматся с саджды, сопровождая это движение словами такбира “Аллаху акбар” и садится на пятки. Это положение называется каъда. В положении каъда руки и пальцы лежат на согнутых в коленях ногах произвольно. При этом кончики пальцев должны быть на уровне сгиба колен, не должны свисать с колен и не должны не достигать этого сгиба.

В этом положении мужчины сидят на левой ноге (пятке), а ступню правой ноги держат перпендикулярно к земле так, что пальцы этой ноги при этом держатся разогнутыми параллельно земле и направлены в сторону киблы (рис. 15). Женщины сидят, загнув ступни ног носками вправо. При этом взгляд совершающего намаз направляется на область груди, преимущественно на ту часть, где находится сердце. В данном положении читается дуа ташаххуд:

Молитва Ташаххуд (Аттахийяту): «Аттахийяту лиллахи вас салавату ват таййибат, ассаламу алайка аййухан набиййу ва рахматуллахи ва баракатух. Ассаламу алайна ва ала ъибадиллахис салихийн. Ашхаду аллаа илаха иллаллаху ва ашхаду анна Мухаммадан абдуху ва расулух» .

Затем читается салават:

Салават: «Аллахумма солли ала Мухаммадив ва алаа али Мухаммад, кама соллайта ала Ибрахима ва ала али Ибрахим, иннака Хамидум Маджид. Аллахумма барик ала Мухаммадив ва ала али Мухаммад, кама баракта ала Ибрахима ва ала али Ибрахим, иннака Хамидум Маджид» .

Затем возносится одна из молитв, о которых упоминается в хадисах:

(сура Бакара, аят 201).

“Аллахуммагфирли ва ли валидаййа ва лил акрабааи, ва ли джамиъил муъминина вал муъминат, ал-ахйааи минхум вал амват” .

17. Повернув голову сначала враво произносится приветствие , затем повернув голову влево, также произносится “Ассаламу алайкум ва рахматуллах” , тем самым намаз завершается. При поворачивании головы в стороны для приветствий взор опускается на правое или левое плечо так, что если посмотреть краем глаз (периферическим взглядом) поверх плеча, то можно увидеть два ряда позади себя. При поворачивании головы с одной стороны в другую взгляд не поднимается выше области груди (рис. 33 - 38).

В таком же порядке совершается два ракъата фард-намаза фаджр. Разница в намазах мужчин и женщин заключается в том, что мужчины прежде чем выразить намерение для совершения намаза, произносят икаму так же, как и перед другими фард намазами:

Аллаху акбар! Аллаху акбар!

Аллаху акбар! Аллаху акбар!

Ашхаду аллаа илааха иллаллах!

Ашхаду аллаа илааха иллаллах!

Ашхаду анна Мухаммадар расулуллах!

Ашхаду анна Мухаммадар расулуллах!

Хаййа алас солах!

Хаййа алас солах!

Хаййа алал фалах!

Хаййа алал фалах!

Кад каматис солах, кад каматис солах!

Аллаху акбар!

Аллаху акбар!

Лаа илааха иллаллах!

Слова икамы те же, что и в азане. Разница в том, что икама произносится быстрее, и в икаме, как уже было сказано выше, после слов «Хаййа алал фалах» два раза дополнительно произносится «Кад каматис солах» .

Для совершения намаза фаджр следует иметь следующее намерение: “Я вознамерился своевременно совершить два ракъата фард-намаза фаджр обратившись к кибле - искренне ради Аллаха” .

Вся остальная часть продолжается так же, как и в сунна-намазе.

Намаз зухр

Намаз зухр состоит из четырех ракъатов сунна-намаза, четырех ракъатов фард-намаза и двух ракъатов сунна-намаза.

Четыре ракъата намаза сунна совершаются в следующем порядке:

1. Прежде всего нужно возыметь намерение.

“Аллаху акбар” .

3. Читается молитва Сана.

4. “Аъузу...” , “Бисмиллах...” .

5. Читается сура «Фатиха», затем любая сура из Священного Куръана в качестве зам-суры.

7. Саджда.

8. Подъем в кийам со словами “Аллаху акбар” , чтение суры «Фатиха» и зам-суры.

10. Саджда.

11. Чтение “Аттахийату...” сидя.

12. Подъем со словами “Аллаху акбар” , чтение суры Фатиха и зам-суры.

14. Саджда.

15. Подъем в кийам с такбиром “Аллаху акбар” для совершения четвертого ракъата. Снова читаются сура «Фатиха» и зам-сура.

17. Саджда.

18. Чтение в положении сидя молитв “Аттахийат...” , “Аллахума солли ала...” и “Раббана атина...” .

19. С приветствиями “Ассаламу алайкум ва рахматуллах” намаз завершается.

Четыре ракъата фард-намаза зухр совершается в таком же порядке. Есть только две разницы:

1. Вознамериваясь, произносится “Я вознамерился своевременно совершить четыре ракъата фард-намаза зухр обратившись к кибле - искренне ради Аллаха” .

2. При совершении фарда, в третьем и четвертом ракъатах зам-сура после суры «Фатиха» не читается.

Намаз аср

Намаз аср состоит из четырех ракъатов фарда. Совершение данного намаза и фард-намаза зухр одинаковы. Достаточно выразить намерение: “Я вознамерился своевременно совершить четыре ракъата фард-намаза аср обратившись к кибле - искренне ради Аллаха” .

Намаз магриб

Намаз магриб состоит из трех ракъатов фарда и двух ракъатов сунны.

Три ракъата фард-намаза совершается в следующем порядке:

1. Прежде всего выказывается намерение.

2. Произносится такбирул ифтитах “Аллаху акбар” .

3. Читается молитва Сана.

4. “Аъузу...” , “Бисмиллах...” .

5. Читается сура «Фатиха» и следом любая сура в качестве зам-суры.

7. Саджда.

8. Подъем из саджды со словами “Аллаху акбар” , еще раз читается сура «Фатиха» и зам-сура.

10. Саджда.

11. Сидя читается “Аттахийату...” .

12. Подъем со словами “Аллаху акбар” , стоя читается только сура «Фатиха».

14. Саджда.

15. Сидя читаются молитвы “Аттахийату...” , “Аллахумма солли ала...” и “Раббана атина...” .

16. Повернув голову сначало вправо, затем влево выговариваются слова приветствия “Ассаламу алайкум ва рахматуллах” и этим намаз завершается.

Два ракъата сунны намаза магриб совершаются в таком же порядке, как и два ракъата сунны намаза фаджр.

Намаз иша

Намаз иша состоит из четырех ракъатов фарда и двух ракъатов сунны. Четыре ракъата фард-намаза иша совершаются в таком же порядке, что и фард намаза зухр, имея различия лишь в намерении. Также и два ракъата сунны намаза иша совершаются в таком же порядке, что и сунны намазов фаджр и магриб.

Намаз витр

Намаз витр относится к категории ваджиб ибадатов и состоит из трех ракъатов. Он считается по достоинству немного ниже фарда, но выше сунны. Совершение витр-намаза является обязательным, не совершивший его станет грешником, а совершивший получит большие благие воздаяния. Намаз витр по времени совершается после намаза иша, но до наступления времени намаза фаджр.

Витр совершается в следующем порядке:

Прежде всего нужно возыметь намерение: “Я вознамерился своевременно совершить три ракъата намаза витр обратившись к кибле - искренне ради Аллаха” .

1. Произносится такбирул ихрам (такбирул ифтитах) “Аллаху акбар” .

2. Читается молитва Сана.

3. “Аъузу...” , “Бисмиллах...” .

4. Читается сура «Фатиха» и следом сура зам.

6. Саджда.

7. Подъем со словами “Аллаху акбар” и вновь читается сура «Фатиха» и зам-сура.

9. Саджда.

10. Сидя читается “Аттахийату...” .

11. Снова произносится “Аллаху акбар” для подъема в кийам, стоя читается сура «Фатиха» и зам-сура.

12. После суры зам, в том же стоячем положении – кийам произносится “Аллаху акбар” и большие пальцы касаются мочек ушей, как и при произнесении такбирул ифтитах в начале намаза.

13. Руки складываются, опускаются на уровне чуть ниже пупка и читается молитва Кунут.

Молитва Кунут: «Аллахумма! Инна настаъинука ва настагфирук. Ва нуъмину бика ва натаваккалу алайка ва нусни алайкал хойр. Куллаху нашкурука ва ла накфурук. Ва нахлаъу ва натруку май йафджурук.

Аллахумма! Иййака наъбуду ва лака нусолли ва насджуду ва илайка насъа ва нахфиду. Нарджу рахматака ва нахша ъазабак. Инна ъазабака бил куффари мулхик» .

15. Саджда.

16. Сидя читаются молитвы “Аттахийату...” , “Аллахума солли ала...” и “Раббана атина...” .

17. С приветствиями “Ассаламу алайкум ва рахматуллах” в обе стороны намаз заканчивается.

Зикры и молитвы после намаза

Намаз завершается приветствием. Последующие деяния, то есть молитвы и восхваления вслед за намазом не относятся к обязательным, однако премного воздаются савабами (наградами).

Вознесение следующего дуа после фард-намазов является сунной:

"Аллахумма антас Салам ва минкас салам. Табарокта йа Зал Джалали вал Икрам".

После этого произносятся восхваляющие Аллаха зикры - тасбих, то есть “Субханаллахи” (33 раза), тахмид, то есть “Алхамдулиллах” (33 раза), такбир, то есть “Аллаху акбар” (33 раза).

Читается калима тавхид - изречение о единственности Аллаха:

"Лаа илааха иллаллаху вахдаху ла шарика лах, лахул мулку ва лахул хамд. Ва хува ала кулли шайъин кадиир" .

Затем читается Аятул Курси:

"Аъузу биллахи минаш шайтанир раджим. Бисмиллахир Рахманир Рахим":

"Аллаху лаа илаха илла хувал Хаййул Каййуум. Ла таъхузуху cинатув ва ла навм. Лаху маа фис самавати ва ма фил ард. Манзаллази йашфаъу ъиндаху илла би изних. Йаъламу ма байна айдийхим ва ма холфахум ва ла йухитуна бишайъим мин ъилмихи илла бима шааъ. Васиъа курсийюухус самавати вал ард. Ва ла йаудуху хифзухума ва хувал Алиййул Азиим” (сура Барака, аят 255)".

Поднимаются руки для вознесения молитвы и наряду с воссыланием следующих молитв, к Аллаху обращаются мольбы с просьбой простить наши ошибки при совершении ибадата и принять их в прекрасном виде, простить наши грехи, а также с просьбой об исполнении наших желаний.

«Роббана атина фид дунйа хасанатав ва фил ахирати хасанатав вакина азабан наар» (сура Бакара, аят 201).

«Раббана такаббал минна иннака антас Самиъул Алим, ватуб алайна иннака антат таввабур Рахим» .

«Аллахумма! Аъинна ала зикрика ва шукрика ва хусни ибадатик».

Этим завершаются ежедневные фард и ваджиб намазы, обязательные для совершения каждым мусульманином. В следующих выпусках мы, иншааллах расскажем о дополнительных (нафл), пятничных и джаназа намазах.

Подготовлено порталом Ислам.уз