В возрасте трёх лет развитие детских навыков протекает быстро, порою, скачками, и бессмысленно сравнивать достижения разных малышей, поскольку каждый из них совершенствуется по индивидуальному плану, заложенному природой. Переломный момент, доставляющий родителям много хлопот, как правило, уже остаётся в прошлом или близок к завершению, а ребёнок, активно пополняющий список новых умений, всё больше радует мам и пап. Удостовериться, что малыш не отстаёт, поможет знание того, что должен уметь ребенок в 3 года.
Изменения, которые претерпевает детский организм в возрасте трёх лет, весьма значительны и разнообразны. Прежде всего, начиная с 2,5, малыши вырастают на 4-5 сантиметров и набирают 1,2 килограмма веса. Мальчики всегда чуть крупнее девочек, рост их варьируется от 88 до 102 сантиметров, а масса тела – от 12 до 18 килограмм. У девочек те же показатели составляют 87-100 сантиметров и 10-17 килограммов.
Из-за анатомо-физиологических изменений совершенствуются другие важные функции и способности крохи:
Психическое развитие ребенка в 3 года тесно связано с формированием эмоционального фона и ролевыми играми, актуальными для этого возраста. Их важность трудно переоценить – играя, дети не только развивают пространственное мышление, но и учатся решать разные задачи, прокручивая в своих сценариях модели поведения старших. В дальнейшем это поможет малышу находить выход из непростых ситуаций, нередких в реальности.
Выяснив, что должен уметь делать трёхлетний малыш, родители получают возможность сравнить успехи своего чада со средними показателями этого возраста. Это облегчает составление обучающей программы, направленной на разностороннее развитие.
На данный момент детишки усвоили массу двигательных навыков и находятся в хорошей спортивной форме:
С трёх лет малышей уже можно отдавать в разные спортивные кружки и секции, заниматься с ними танцами и плаваньем.
Речевое развитие ребёнка достигает определённых высот – дети говорят связными предложениями, хотя всё ещё могут не выговаривать некоторые буквы.
Читайте также:
Большинство деток обладают хорошими речевыми навыками:
С речью ребёнка неразрывно связаны его интеллектуальные способности. Хорошо развитый малыш должен уметь в три года находить причинно-следственные связи между событиями и делать соответствующие выводы.
Так же для детей этого возраста свойственно:
Развитая моторная функция позволяет ребёнку трёх лет:
Трёхлетний ребёнок обладает многими бытовыми умениями, и каждый день приобретает новые полезные навыки и привычки:
Понимая, что должен уметь ребенок в 3 года, нельзя забывать о формировании коммуникабельности у детей. Им крайне необходимо контактирование с посторонними и незнакомыми людьми, таким образом, совершенствуются их социальные навыки:
Различие в поведение детей разных полов проявляются всё ярче. Особой двигательной активностью обладает мальчик, уметь в три года он может многое, в основном, копируя жесты и действия отца. Он упрям и самостоятелен, предпочитая конкретное выражение своих чувств и желаний.
Размышляя над тем, что надо уметь в 3 года девочке, можно прийти к выводу, что основные её навыки связаны с более развитой речью, к тому же, малышки умеют не только говорить, но слушать и слышать родителей. Благодаря этой способности, с ними всегда проще договориться.
Для ребёнка трёх лет основным обучающим материалом остаётся игровой процесс, поэтому важно выбирать для него подходящие по возрасту игры и игрушки.
Для совершенствования двигательной функции рекомендуется использовать:
Для развития творческих способностей, мелкой моторики, тренировки внимания, памяти, логического мышления и воображения необходимы:
Для сюжетных игр малышам в 3 года понадобятся пупсы и куклы, игрушечные наборы посуды, мебель, кухня, атрибуты людей разных профессий, а также машинки, солдатики, роботы.
В три года дети уже способны играть самостоятельно, но они, как и прежде, нуждаются в общении и участии взрослых в своих забавах и занятиях.
Переходный период, который случается в жизни каждого ребёнка, в большинстве случаев, начинается с двух лет и может продлиться до трёх и даже четырёх лет. В зависимости от темперамента малыша, он может быть явным или менее выраженным. Если брать мальчиков и девочек, у первых основной причиной конфликта становится упрямство и нежелание выполнять необходимые требования родителей, малышки протестуют, начиная капризничать.
Непослушание и враждебное поведение детей связано с изменениями в их психике – собственные достижения заставляют малышей самоутверждаться таким не совсем приятным способом. Очень часто, устраивая настоящий скандал, ребёнок вовсе не ждёт, что родители пойдут на уступки, ему важно понять, встретит ли он сопротивление со стороны старших. Совсем углубляясь в этот аспект, можно сказать, что если взрослые идут на компромисс, маленький агрессор чувствует себя более защищённым, но негативным следствием разрешения ситуации обязательно станет дальнейшая манипуляция чувствами отца и матери.
Распознать начало проявления кризиса у детей можно по следующим характерным признакам:
Конечно, родителям сложно относится к неадекватно ведущему себя ребёнку с прежней теплотой, но нужно понять, что это временные трудности, и, ни в коем случае, не отталкивать от себя малыша.
Чтобы неприятные проявления характера крохи, связанные со становлением его личности, прошли более гладко и закончились как можно быстрее, психологи советую родителям:
В этот сложный период нельзя ребёнку приказывать, с ним можно всегда договориться, если приложить темного терпения и даже хитрости. Тем более, нельзя наказывать малыша физически – это только озлобит маленького человека. Любовь, понимающее, доброжелательное отношение, поможет взрослым пережить сложные времена в течение нескольких месяцев.
Время летит незаметно и вот крохе уже исполнилось 3 годика. Он повзрослел и поумнел, с ним уже проще договориться. Сейчас наступает серьезный период – начинает формироваться личность. Важно не упустить момент и заложить прочный фундамент.
В данном возрасте сознание детей меняется и они начинают воспринимать себя как личность. В связи с этим родители могут сталкиваться с некоторыми трудностями.
У малышей возникает желание самостоятельно управлять своей жизнью. Они попадают в нелегкое положение, так как с одной стороны дети стремятся делать все сами, отвергая помощь близких, а с другой – продолжают тянуться к родителям, понимая, что не могут обойтись без их заботы. Это может стать причиной неуравновешенного поведения, протестов, упрямства, истерик и даже вспышек агрессии.
В этот период взрослым важно с уважением относиться к ребенку, дать ему осознать ценность собственного мнения, вкусов и интересов. Необходимо поддерживать его стремление к самореализации и предоставить ребенку возможность для выражения индивидуальности, ведь он уже четко понимает, что он хочет.
Также психологические особенности ребенка 3 лет заключаются в неуемной любознательности и активности. Он чаще задает вопросы «почему?» и «зачем?». Ребенку интересно абсолютно все, ведь до этого он знакомился с окружающим миром, а теперь хочет его понять. Уровень развития ребенка 3 лет определяется тем, насколько рано он начнет задавать подобные вопросы – чем раньше, тем полноценнее умственное развитие. Родителям важно поддерживать любознательность ребенка и помогать ему познавать мир.
Трехлетний возраст является лучшим периодом для развития детей с помощью игр, например, лепки, рисования и конструирования. Это благоприятно отразится на формировании памяти, восприятия, речи, усидчивости и мышления.
Дети этого возраста становятся более восприимчивыми к критике, порицаниям и сравнениям с другими. Для них важна поддержка и оценка их деятельности, это оказывает влияние на формирование самооценки. Родителям нужно научить ребенка преодолевать трудности, помогая ему достичь положительных результатов.
Из-за ускоренного роста происходит изменение пропорций тела, дети становятся более стройными, заметно меняется их осанка и форма ног. В среднем, рост трехлетних детей составляет 90-100 сантиметров, а вес 13-16 – килограммов.
В этом возрасте ребенок умеет выполнять и совмещать разные действия. Он умеет перепрыгивать через линию, перешагивать через препятствие, спрыгивать с небольшой высоты, стоять на носках несколько секунд, самостоятельно подниматься по лестнице. Малыш должен уметь есть вилкой и ложкой, обуваться, одеваться, раздеваться, застегивать и расстегивать пуговицы. Уровень развития ребенка 3 лет должен позволять ему самостоятельно регулировать физические потребности – своевременно ходить в туалет, при этом усаживаясь, раздеваясь и одеваясь.
Дети любят познавать мир, и требуют внимания каждую минуту. Но что делать, если мама занята домашними делами, а папа на работе? Чем занять ребенка в 3 года? Ведь занятия должны быть полезные и развивать память, внимание, моторику.
Доктор Комаровский в одном из интервью сказал: «Планшет не научит ребенка прыгать, бегать, драться или падать. Он только создаст иллюзию этих умений».
И действительно, гаджеты с каждым годом уверенно превращаются в злейших врагов. Дети часами сидят перед телевизором или компьютером, смотрят мультфильмы и различные «полезные» передачи. К чему это приводит? Зрение ухудшается, отсутствуют навыки общения со сверстниками, логика, внимание и память не развивается.
Наталья, мама Вероники 3,5 года: «На осмотре у окулиста перед походом в детский сад в 2,5 года отклонений не было. А на осмотре в 3,5 выяснилось, что зрение ухудшается. Врач запретила играть на телефоне и планшете, а телевизор только 15 минут в день!»
Ребенок постоянно хочет что-то делать, но родители не могут развлекать его каждую минуту. Часто необходимо чем-то отвлечь малыша, чтобы сделать срочную работу по дому.
Помогут правильно подобранные игры, развивают логическое мышление, наблюдательность, фантазию и память.
Занятия, которые принесут пользу:
Попросите найти 2 зайчиков, мячик, барабан. Высока вероятность, что малыш увлечется просмотром своих сокровищ, и некоторое время будет развлекать себя сам.
Спрячьте в доме любимую игрушку или сладость. Скажите: «Давай поиграем в пиратов! Где-то в доме зарыт настоящий клад – твои любимые шоколадные конфеты. Начни искать в спальне, вдруг они там?»
Ребенок 3-х лет вполне может помогать на кухне. Готовите что-то из теста? Дайте малышу кусочек. Пусть лепит пирожки делает фигурки различных животных. Такое занятие отлично развивает речь, логическое мышление.
Насыпьте в глубокую кастрюлю крупные макароны, фасоль, горох, перемешайте. Скажите: «Я хочу приготовить на обед макароны, но у меня все смешалось в одну кучу. Выбери мне одни только макароны, и положи их в эту тарелку». Работу на кухне можно превратить в веселую игру, стоит лишь проявить немного фантазии.
Гладите белье? Попросите сына или дочку аккуратно сложить свои вещи или выбрать из горы белья свои колготы, белье, свитер. Трехлетний ребенок запросто сможет вытереть пыль с поверхностей, подмести крупный сор с пола– действительно помочь убрать дом.
Скажите, что любимая игрушка заболела. Пусть укладывает ее спать, лечит (например, делает холодные компрессы). В зависимости от характера и предпочтений малыша, можно предложить ему сделать кукле прическу, починить машину, приготовить обед для зверей.
Воздушный шар – отличный аналог футбольного мяча, но не такой тяжелый и безопасный для шкафов и стекла. Пусть малыш с удовольствием попинает его в ворота, которыми может стать дверной проем.
Включите музыку, дайте малышу шарф или ленту. Пусть танцует!
Обычный стол накройте одеялом, под стол наложите игрушек и подушек. Ребенок захочет провести в своем убежище не одну минуту!
Ирина, мама 3-летнего Саши: «У Саши есть игрушечная палатка, но его любимая игра, когда я накрываю одеялом сушилку для белья и даю ему игрушки и фонарик. Он там сидит минимум полчаса, играет».
Из подручных средств можно сделать настоящие шедевры. Ребенку будет интересно творить, а мама сможет спокойно заниматься своими делами.
Обычную рюмку (стакан, стеклянную или пластиковую бутылку) покрыть тонким слоем клея ПВА и предложить маленькому художнику сделать подарок папе (бабушке, сестре). Положите рядом немного риса, гречки, кофейных зерен, горох, и покажите, как сделать красивую вазу, например.
Дайте ребенку ненужный журнал и специальные ножницы с закругленными концами, пусть вырезает понравившиеся машинки или платья. А потом вы вместе сделаете коллаж из этих изображений и подарите папе или бабушке.
Приготовьте цветную бумагу, ножницы, клей, картон. Пусть ребенок вырезает из цветной бумаги фигурки, делает аппликации.
Пластилин – незаменимый помощник. Просто дайте его малышу. Он будет отрывать по кусочку, резать его ножом, лепить.
Игры с кинетическим или живым песком способны занять 3-летнего ребенка очень надолго. Такой песок специально разработан для использования дома: он не пачкается и рассыпается. А польза для развития мелкой моторики и воображения колоссальная.
Это прекрасная старинная игра. Идеально, конечно, если у ребенка будет партнер для бега, но можно поиграть и в одиночку. Предложите малышу добежать сначала до большого камня, потом до забора (дерева, лужи, кошки).
Песочница на улице – настоящее спасение для родителей. Дайте ребенку различные формы (например, пустые пластиковые банки), и пусть он лепит куличи, строит замок или дорогу.
Мяч – еще один верный помощник для активных игр на свежем воздухе. Почему бы не поиграть в футбол, «Выбивного»?
Сделать уникальную коллекцию своими руками. Разрешите ребенку собирать опавшие листья, ветки, камни, и складывать эти богатства в коробку или пакет.
Если погода позволяет, можно сесть на лавочку возле дома и смотреть на облака. Объясните, что это такое, почему они появляются. Поинтересуйтесь, на что похоже то или иное облако, сочините интересный рассказ, например, «Куда уходят тучи?». Эта игра отлично развивает воображение!
Пусть ребенок демонстрирует, как летит самолет, прыгает заяц, идет косолапый мишка.
Главное условия полезного времяпровождения на даче – не сидеть взаперти, а гулять на свежем воздухе.
Это беспроигрышный вариант. Погода солнечная и теплая? Налейте воды, и пусть ребенок плескается хоть до вечера.
Дайте малышу небольшую лейку, рядом поставьте ведро с водой. Пусть помогает – поливает растения.
Если погода достаточно ветреная и рядом нет высоких деревьев, запустите воздушного змея.
Если на даче есть асфальт или дорожки в саду выложены плитами, разрешите ребенку рисовать мелом на асфальте. А после вместе смойте творчество при помощи лейки.
Расстелите на земле старую белую скатерть или обои, и объявите «День творчества без границ!». Выдайте малышу краски, фломастеры, ручки. Желательно, чтобы на ребенке было минимум одежды, чтобы его потом было легче отмыть.
Сделайте несколько бумажных корабликов, пусть ребенок запускает их в воде.
Дайте ребенку обычную малярную кисть и ведро с водой. У него сегодня есть важное задание – покрасить забор или все деревья на участке. Вода будет делать старую краску ярче, правда, ненадолго.
Возьмите 2 толстые палки (это будет туловище и руки), голову сделайте из мешка, набитого соломой. Попросите юного художника нарисовать глазки, ротик, волосы.
Почему бы не развести костер, сжечь огородный мусор? Трехлетний ребенок может собирать ветки для костра.
Обязательно объясните, что такое огонь, и какой вред он может принести. Ребенок должен оставаться в поле зрения!
Вечером можно испечь на костре картошку, слушать звуки природы и следить за звездами.
В детском саду делают аппликации, читают сказки, играют в ролевые игры. Педагог должен иметь в арсенале дюжину развлечений, которые займут детей в группе и на улице. Если же ребенку нечем заняться, начинаются слезы, крики, драки, отбирание игрушек.
Подвижные игры с мячом прекрасно развивают координацию, ловкость. Сыграем в «Съедобное-несъедобное?»
Дети любят ковыряться в земле. Почему бы во время прогулки не пересадить цветы? Можно еще поискать жуков, червей, бабочек, попутно рассказывая о пользе насекомых
Трое самых ловких малышей при помощи рук делают круг, и ловят им остальных ребят.
Дети встают в круг, в центре один ведущий с толстой веревкой в руках. Задача ведущего постараться коснуться ног других игроков. Дети же подпрыгивают, чтобы веревка их не задела.
Воспитатель выкапывает в земле небольшие ямки, на расстояние около метра друг от друга. Задача детей – по очереди кидать в ямки камешки, стараясь попасть прямо в цель.
Веселая и очень полезная игра, развивающая внимание. Ведущий проговаривает всеми любимую считалочку, и после слова «Замри» остальные игроки должны изобразить что-то, связанное с морем, например. Это может быть чайка, рыба, якорь, корабль. Ведущий подходит к каждому отдельному игроку, «включает» его. Тот начинает показывать свою фигуру, а ведущий пытается отгадать, что же это.
В жизни часто случается необходимость отправиться в длительное путешествие на машине - поездка к морю, на дачу, в гости. Ребенок начинает скучать, капризничать, едва машина проехала километр пути. Что же делать? Играть!
Кто быстрее найдет красную машину, зеленый куст, желтую крышу? Увидели? Громко произносим «Есть!»
Просто смотрим в окно и называем увиденные объекты.
Скажите: «Я вижу облако, оно похоже на лебедя. А что ты видишь?»
Заранее положите в обычный пакет различные предметы – пуговицы, игрушки, карандаши. Попросите ребенка угадать, что там, внутри. Можно дать подсказку: «В этом пакете лежит что-то мягкое, красного цвета, ты на него нажимаешь, он начинает издавать звуки». Трехлетний ребенок быстро сообразит, что это его курочка!
Например, вы говорите: «Это Настя», ребенок продолжает «Настя любит конфеты» и т.д. Говорить можно что угодно, главное, чтобы предложение было коротким.
Вы утверждаете «Кот гавкает», «У тебя 4 ножки», «Наша машина синего цвета», ребенок дает ответ: «Да или нет». 3-летний ребенок быстро поймет суть игры и сам станет выдумывать смешные небылицы.
Читайте наизусть стихи, рассказывайте сказки, пойте любимые песенки.
Ребенку 3- х лет предстоит провести несколько часов в поезде? Чтобы время пролетело незаметно, важно заранее придумать увлекательные игры.
Дайте малышу небольшое зеркало, пусть ловит солнечных зайчиков, строит рожицы, выполняет ваши задания (закрыть правый глаз, высунуть язык).
Альбомы для рисования, раскраски, фломастеры, наклейки, магнитные доски, раскраски способны надолго занять 3-летнего ребенка.
Перед поездкой сшейте самый обычный мешок из старой простыни, и наполнить его сокровищами – лентами, дешевой бижутерией, липучками, шнурками, коробочками. Предложите ребенку посмотреть, что внутри.
Не забудьте фонарик, устройте в пути театр теней. В продаже имеются специальные детские фонарики-проекторы с интересными картинками.
Дайте ребенку влажную салфетку и попросите вытереть стол, сидения, двери.
Спрячьте любимую игрушку малыша, пусть ищет. Игра в прятки – одна из самых увлекательных.
Первые места боковых рядов – идеальный вариант для полета с 3-летним ребенком. У него будет больше места, он сможет вставать, прыгать. Чем же занять трехлетнего ребенка в самолете?
Внимательно рассмотрите все вокруг, разрешите потрогать, пройдитесь по салону. Ребенку важно понять, что обстановка спокойна, и ничего страшного не произойдет.
Познакомьтесь с подушкой, сиденьем, ремнем, иллюминатором.
Открывать и ставить на место стол – счастье для каждого трехлетки. Проследите только, чтобы он не прищемил палец.
Приобретите заранее магнитные пазлы. Они специально созданы для такого путешествия, и не растеряются по салону самолета.
Сейчас в продаже много специальных игр в дорогу. В машине их использовать не рекомендуется, а в самолете глазки не устанут. В комплект входят карточки с заданиями для развития логического и творческого мышления.
Пальчиковые игры, потешки («Сорока-ворона кашу варила» или «Идет коза рогатая») успокаивают, поднимают настроение.
Это беспроигрышный вариант. Конструктор, пазл, книга с яркими картинками способна занять непоседу на длительное время.
Запаситесь газетами или старыми журналами и большим пакетом. Их будет интересно рвать или комкать, и складывать в импровизированный мешок.
Далеко не всегда календарный возраст соответствует психологическому развитию ребенка. Если малыш не умеет держать фломастеры в руке, ест пластилин или рассыпает по кухне крупы, возможно, эти игры ему еще под силу. Он обязательно освоит и их, но только чуть позже.
Также стоит проследить, чтобы во время путешествия на машине малыш не мешал водителю (например, при игре с тем же фонариком), а в поезде и самолете – остальным пассажирам.
Читайте в этой статье:
Дети наполняют жизнь своих родителей особым смыслом и новыми красками. Вырастить и воспитать ребенка правильно — вот главная задача, стоящая перед мамой и папой. Окруженное любовью и заботой дитя растет не по дням, а по часам и не замечает, как много бессонных ночей проводят родители у его колыбельки, как переживают за каждую, даже мелкую болячку и повышение температуры, сколько раз в день стирают простыни и ползунки. Особенно тяжело мамам приходится в первые 2 года, когда они почти неотлучно должны находиться при своих детях.
Но вот, наконец, наступает тот миг, когда на тортик в день рождения сыночка или дочки ставится три свечи. Могут ли родители по достижении ребенком 3 лет вздохнуть с облегчением? Каким должно быть детское воспитание и развитие в этом возрасте, и как родителям и их детям преодолеть новые трудности, с которыми они неизбежно столкнутся в это время?
Психологи называют 3-х летний возраст первой ступенью взросления малыша, в это время он осознает свое место в мире. В 3 года у детей происходит и первая разлука с родителями, так как для них открывает двери детский сад. Казалось бы, жизнь мам и пап должна стать легче, ведь у них появится больше свободного времени. Это действительно так, однако у ребенка в 3 года случается очередной кризис, доставляющий всем немало проблем. Родители должны заранее быть готовы к этому явлению и знать, как с ним справиться. Развитие детей 3-х летнего возраста продолжается с заметной интенсивностью. Какие же навыки и умения в эмоциональной, бытовой, игровой и речевой сферах должны быть сформированы у малышей в этот период?
Для детей 2-3 лет большое значение имеют предметы. Малыши очень любят трогать разные вещи, ощупывать их, складывать и собирать, что хорошо для развития моторики. Но если в раннем возрасте они осваивали только единичные предметы и не понимали связи или различия между ними, то в 3 года дети уже осознают это. Они чувствуют разницу между плоскими и объемными геометрическими фигурами и могут определять их на ощупь, подбирать по просьбе взрослых, сопоставлять с рисунком и даже называть их. Правильное предметное развитие заключается в том, что дети 3 лет умеют сравнивать вещи по размеру (выбирать больший или меньший предмет), складывать из них пирамидки, определять фактуру вещей (мягкость или твердость). В три года малыши могут по образцу сопоставлять около 7 цветов, некоторые цвета уже знают.
Дети в это время с удовольствием рисуют, но их изобразительная деятельность имеет свои особенности. Теперь на листах бумаги появляются не просто каракули, а те же овалы, кружки, прямоугольники. Ребенок нормального развития может не просто закрасить в книжке-раскраске предмет или дорисовать какую-либо недостающую деталь, он уже умеет изображать на рисунке простые предметы по собственному замыслу (дождик, облака, солнышко). Любовь к рисованию настолько велика, что в три года малыши покрывают своими «шедеврами» стены комнаты и предметы мебели. Еще детишки 3 лет начинают осваивать лепку: раскатывают пластилин или глину в руках, соединяют жгутики в колечки, могут вылепить шарик.
К 3-м годам у малышей появляются уже предпосылки для игры, которая станет их основным занятием до 7-ми лет. Особенности игрового развития заключаются в том, что ребята начинают строить сначала из кубиков по образцу или по имеющимся рисункам домики, машинки, заборчики, а затем привлекают в строительную игру и другие геометрические фигуры (трапецию, треугольник). В это же время начинается развитие ролевой игры, то есть дети примеряют на себя роли шофера, мамы, папы, доктора. Они могут придумывать и выполнять игровые правила («режиссировать») или подражать действиям своих сверстников. Вместо одних вещей малыши 3 лет запросто используют в игре другие предметы (заместители), например, пятерню вместо расчески.
Во время игровой деятельности и манипуляций с предметами происходит развитие мелкой моторики у детей. Особенно в этом плане хороши всевозможные ощупывания правой и левой ручками предметов или перекатывания карандашей ладонями. Для развития моторики можно проводить с детьми в 3 года игры на рисование, например, наперегонки обводить с ними геометрические предметы, рисовать запутанные линии лабиринтов. Еще хорошо использовать любой подручный материал, имеющийся в доме: пуговицы, крупу, горошины. Из него можно вместе с детьми выкладывать различные фигуры и даже насекомых: бабочек, гусениц. Для улучшения моторики можно учить малышей перекладывать горошины или спички из одной емкости в другую двумя разными пальцами попеременно: мизинцем и большим, средним и большим. Правильное развитие моторики — залог того, что ребенок быстрее научится писать, рисовать, хорошо держать в руках мелкие предметы.
Малыши в три года уже научились самостоятельно ходить, бегать, прыгать вверх и в длину, поэтому можно учить их осваивать и более сложные действия. В этом возрасте им следует показать игры с мячом -пусть попробуют бросать его, ловить, бить по нему ножками и ручками. Двигательное развитие заключается в том, что можно начинать учить детей плавать (естественно, с поддержкой взрослого) и кататься на трехколесном велосипеде. Зимой стоит попробовать поставить сынишку или дочку на лыжи или на коньки. Благодаря таким действиям моторика и детское развитие будут происходить быстрее и эффективнее.
В 3 года у малыша происходит развитие памяти, поэтому важно в это время не упустить момент и дать ему возможность впитать в себя многие вещи. Наиболее значимым явлением наряду с запоминанием названий предметов является разучивание с малышом цифр, букв, складывание букв сначала в слоги, а потом и в простейшие слова. Дети 3 лет легко и просто запоминают сказки, учат стишки и песенки.
Важнейшим элементом детского развития является речь, ее нужно постоянно обогащать новыми понятиями, учить ребенка правильно строить фразы. В три года ребенок обязан знать свои имя и фамилию, показывать на пальчиках свой возраст, знать названия частей тела людей, животных, птиц, сопоставлять их и понимать, для чего они предназначены (ножки ходят, глазки смотрят). Должен знать, к какому полу принадлежит, называть людей по половому признаку и по возрасту (девочка, бабушка, дядя). Малыш 3 лет умеет называть по картинкам и вживую посуду, мебель, одежду.
Особенности речевого развития ребенка в три года заключаются в том, что он способен говорить фразами и простыми предложениями с правильными окончаниями, родом и числом слов.
Он задает родителям познавательные вопросы, может вести с ними диалог. Малыш умеет досказывать до конца неоконченные предложения, отвечает на вопросы взрослых и способен по картинке пересказать сказку, которую слышал несколько раз. В 3 года ребенок может поддерживать длительный интерес к прослушиваемой сказке и к разговорам родителей. Играя, он начинает сопровождать действия кукол речью и постепенно начинает называть себя не Петя, Миша, Маша, а местоимением 1 лица.
Эмоциональное развитие ребенка в 3 года вступает в новую фазу. Он не просто плачет или смеется — малыш начинает испытывать такие чувства, как страх, стыд, застенчивость, ревность, лукавство. Он уже умеет сдерживать свои эмоции, например, не кричит без толку в людных местах, прислушивается к просьбам взрослых. В этот период ребенку нравится, когда его хвалят, и также он понимает, хорошо он сделал или плохо. Малыш начинает огорчаться из-за своих неудач и радуется своим маленьким успехам.
Происходит развитие эмоционального сопереживания сказочным героям или персонажам мультфильмов. Ребенок 3 лет уже способен осознавать и понимать состояние окружающих его людей, может подражать им. Он запоминает плохих и хороших взрослых и ведет себя с ними по-разному: смело, доброжелательно или застенчиво, с боязнью. Свои чувства дитя начинает выражать жестами, мимикой и взглядом.
Ближе к 3-х летнему возрасту родители начинают замечать, что их чадо стало нервным и раздражительным. Оно отказывается от еды и любимых игрушек, не хочет слушаться старших и выполнять их просьбы. Многие взрослые пугаются таких явлений, считая, что развитие малыша дает какой-то сбой. На самом деле ребенок переживает кризис 3-х лет. Этот процесс обычный и необходимый, так как по его завершении для малыша наступит новая фаза жизни, им будет преодолена первая ступень развития. Кризис 3-х лет связан с началом осознания ребенком того, что он — самостоятельное существо, а не часть мамы. Именно поэтому малыш так резко пытается освободиться от ее заботы и делать то, что хочется ему. Ребенку нужно, чтобы родители интересовались его мнением, он хочет стать независимым, но еще не знает, как. Поэтому конфликтует с любимыми людьми, понимая: без них он не сможет сделать все, что хочет.
Что делать родителям в это время? Прежде всего, не ругать малыша, не обижаться на него и насильно не уговаривать что-то сделать. Лучше подойти к процессу воспитания более мягко. Например, спрашивать у ребенка совета, дарить ему взрослые предметы (старые часы, шариковую ручку). Если он не хочет чего-то делать, надо выполнить это действие с его игрушкой, тогда он повторит процесс и присоединится к нему (например, кормежка или умывание). Следует умело расширять сферу прав ребенка, но и напоминать о его обязанностях. Главным правилом этого периода развития является то, что надо стать малышу не родителями, а друзьями. Но не стоит перегибать палку, иначе в будущем сынок или дочка будет вить из взрослых веревки.
На протяжении нескольких лет малыш будет посещать детский сад. Уже заранее стоит приучать его к этому событию. Прежде всего, он должен обладать особыми умениями, такими как самостоятельное раздевание и одевание, мытье рук, вытирание их полотенцем, выполнение легких просьб, пользование салфеткой и носовым платочком, умение держать ложку, регулирование своих физиологических потребностей. Ребенок должен знать и говорить в нужных ситуациях слова приветствия, благодарности и прощания.
Важно приучить малыша к общению со сверстниками и умению играть с ними. Болезненным моментом для ребенка является разлука с мамой. Поэтому нужно приучать его к ней постепенно и первое время оставлять малыша в саду на несколько часов, чтобы не травмировать его психику. Правильное воспитание и развитие ребенка — гарантия того, что он сможет в будущем стать самостоятельным, ответственным за свои поступки, умеющим дружить, любить и уважать окружающих человеком.