14 февраля день влюбленных католический праздник. Священнослужители напоминают, что «Валентинов день» не имеет отношения ни к Православной, ни к Католической Церквам

День святого Валентина, покровителя влюбленных, отмечают 14 февраля. Отмечать ли православным верующим этот день? Разве у нас нет “своего” праздника – дня Петра и Февронии? Ведь именно эти святые для нас – пример великой любви? Правда ли в католической Церкви святой Валентин тайно венчал влюбленных?

На самом деле традиция праздновать день святого Валентина имеет непростую историю, связанную с мученичеством, гибелью за веру, и современные традиции празднования “дня всех влюбленных” никак не связаны с событиями, происходившими в реальности. Важно помнить, что суть этого дня для христианина вовсе не сводится к тому, чтобы подарить кому-то открытку с сердечком – “валентинку” или белый шоколад. Знали ли вы, что три святых Валентина погибли за веру? Их трудная история жизни и мученической кончины не соответствует “глянцевой” истории о покровителе влюбленных. Говоря о святом Валентине, мы рассказываем историю христианского мученика?

Татьяна Федорова, автор нашей статьи, призывает задуматься об истории традиции праздновать Валентинов день как день покровителя влюбленных и не путать красивые легенды с реальностью. Прежде чем спешить дарить сладости, открытки и подарки любимым в этот день, стоит прочитать о том, что литература об истории Церкви пишет о почитании святых с именем Валентин.

Не стоит уличать молодых людей, которые обмениваются подарками, в следовании западным традициям или в том, что они отмечают языческий праздник, лучше дать почитать наш материал, в котором мы подробно расскажем, почему день святого Валентина – это не тот день, когда просто поздравляют влюбленных. А проявлять теплые чувства друг к другу можно в любой день, необязательно ждать несуществующего романтического праздника. Тем более, если праздник этот искусственно связан с христианским святым, который отдал свою жизнь за веру.

День святого Валентина 14 февраля – ложь и истина

Человеческое восприятие – удивительная штука. Очень часто мы склонны принимать некую информацию за истину только на том основании, что у нее, выражаясь современным языком, высокий индекс цитирования. Иными словами, один и тот же текст с небольшими вариациями кочует из издания в издание, из блога в блог. И чем чаще он воспроизводится, тем чаще мы готовы брать его на веру на том основании, что «все говорят».

Но увы, нередко бывает так, что копируемый друг у друга текст изначально ошибочен в той или иной степени и, распространяя его дальше, мы поневоле вводим в заблуждение все больший и больший круг людей.

Именно такая история и приключилась с жизнеописанием человека, чью память якобы предлагается праздновать 14 февраля. Если задать поиск по интернету, запрос «День святого Валентина » принесет десятки и сотни ссылок, пересказывающих с некоторыми вариациями одну и ту же легенду.

Немного истории

Мне стало любопытно, а как же все-таки обстояло дело в те далекие времена. К счастью, помимо «глянцевой» литературы сейчас доступно немало серьезных исторических исследований, позволяющих отделить факты от вымысла. Давайте попробуем все-таки разобраться, что же произошло на самом деле, а что является лишь романтической выдумкой. И давайте не будем забывать, что даже если некие события более-менее совпадают хронологически, это вовсе не означает, что между ними непременно существует взаимосвязь. Как говорится, «после этого не означает вследствие этого».

Что касается меня, то, принадлежа к миру науки, я предпочитаю опираться лишь на достоверные, документально подтвержденные факты, избегая домыслов и фантазий.

Первое, что подтверждается римскими мартирологами – это сам факт того, что на заре христианства по меньшей мере три человека, носивших имя Валентин, мученически погибли за веру.

Но при этом любопытно отметить то, что хотя все трое скончались не позднее 270 года, их имена отсутствуют в наиболее раннем из известных списков мучеников – Хронографе 354 года.

О первом из них известно только то, что он погиб в Карфагене вместе с группой единоверцев, и его мы дальше упоминать не будем по причине полного отсутствия дополнительной информации. Второй Валентин был епископом Интерамны (современный город Терни). О нем известно то, что он был казнен во время гонений на христиан, но когда точно это произошло – в конце третьего века в эпоху императора Аврелиана или на сто лет раньше – источники говорят по-разному. Похоронен он при Фламиниевой дороге в окрестностях Рима.

Дата смерти третьего мученика пресвитера Валентина – известна более точно. Он был обезглавлен между 268 и 270 годами и тоже похоронен при Фламиниевой дороге, но на немного ином расстоянии от Рима. В наше время мощи пресвитера Валентина покоятся частично в Риме, частично в Дублине, а мощи епископа в Терни.

В самом конце пятого века папа Геласий принял решение прославить целый ряд мучеников, в том числе и Валентина (сейчас уже невозможно точно сказать, которого конкретно, а скорее, как раз всех разом). Как было сформулировано в соответствующем акте: «…как людей, чьи имена справедливо почитаются среди людей, но чьи деяния ведомы лишь Господу».

Рождение традиции

В том, что это празднование хронологически совпадало с местным римским языческим празднеством, кстати, полностью запрещенным тем же папой, ничего удивительного нет, это была обычная раннехристианская практика. Именно по этому принципу были выбраны и даты празднования и , приходящиеся на языческие фестивали в честь зимнего и летнего солнцеворотов.

Луперкалии

Ранняя Церковь старалась всемерно придавать древним празднествам новый христианский смысл. Но однозначно утверждать, что празднование памяти мученика Валентина установлено вместо Луперкалий, мы сейчас не можем, на сей счет не сохранилось никаких документальных записей. Более того, Луперкалии были всего-навсего местным городским фестивалем, тогда как празднование памяти святого Валентина устанавливалось в общецерковном масштабе, т.е. затрагивало всю тогдашнюю христианскую Церковь. А вот в общеимперском масштабе в ту эпоху праздновался как раз совсем иной античный обряд – так называемый фестиваль Юноны-очистительницы, постепенно вытесненный христианскими Богородичными обрядами.

Таким образом, празднование памяти святого Валентина было установлено исключительно как почитание его мученичества, без какой-либо связи с покровительством влюбленных. Немного позднее, при папе Юлии Первом, у Понте-Молле была выстроена церковь св.Валентина, а городские ворота надолго получили название «ворота Валентина».

Святой Валентин упомянут как славный мученик в Сакраментарии святого Григория, в Римском Миссале Томмази и в целом ряде британских житий святых. В Средние века изображали его обычно либо с мечом и пальмовой ветвью – символами его мученичества, либо в момент исцеления дочери судьи Астерия.

Джакопо Боссано. Св. Валентин крестит св. Люсиллу. 1575 г.

В последующие девять веков имя святого упоминается в Мученических актах, самый ранний из которых датируется шестым или седьмым веком, и в «Золотой Легенде» – житиях святых 1260 года, где впервые упоминается о встрече Валентина с «императором Клавдием», отказе предать Христа и об исцелении дочери тюремщика от слепоты и глухоты. По всей видимости, здесь уже сливаются воедино два жития абсолютно разных святых, как мы это увидим немного позже.

Что касается романтических легенд, тайно совершенных браков, записок «от твоего Валентина», ни о чем подобном не упоминается нигде вплоть до тех самых пор, пока английский поэт Джеффри Чосер в 1382 году в поэме «Птичий парламент» не упомянул, что птицы в Валентинов день начинают искать себе пару. Эта фраза не вполне, впрочем, точна – в британском климате птицы начинают обустраивать личную жизнь несколько позже, но романтическая литература, вступавшая в пору расцвета, подхватила ее, развила и растиражировала в множестве более поздних произведений. Энциклопедия Брокгауза и Эфрона, изданная более ста лет назад, утверждает, что «14 февраля в Англии и Шотландии в старину сопровождался своеобразным обычаем. Накануне дня, посвященного св. Валентину, собирались молодые люди и клали в урну соответственное их числу количество билетиков, с обозначенными на них именами молодых девушек; потом каждый вынимал один такой билетик. Девушка, имя которой доставалось таким образом молодому человеку, становилась на предстоящий год его “Валентиной”, так же как и он ее “Валентином”, что влекло за собой между молодыми людьми на целый год отношения вроде тех, какие, по описаниям средневековых романов, существовали между рыцарем и его “дамой сердца”. Обычай этот, о котором так трогательно говорит Офелия в своей знаменитой песне, по всей вероятности, происхождения языческого. Еще поныне Валентинов день в Шотландии и Англии дает молодежи повод к разнообразным шуткам и развлечениям».

Обычай посылать любимым открытки в день святого Валентина также возник в Средние века. Самой первой валентинкой в мире считается записка, отправленная из тюремного заключения в лондонском Тауэре в 1415 году Карлом, герцогом Орлеанским, и адресованная его жене.

Современное почитание и современный праздник

Что касается почитания святого, то в новейшие времена произошло вот что. Во время реформы Римско-Католического календаря святых, произведенной в 1969 году, празднование памяти св.Валентина как общецерковного святого было упразднено на том основании, что не имеется никаких сведений об этом мученике, кроме имени и информации об усечении мечом. На сегодняшний день 14 февраля память святого Валентина совершается исключительно факультативно.

В Православной Церкви, напротив, святой Валентин почитается по-прежнему. Точнее, оба упомянутых ранее мученика – епископ и пресвитер – имеют собственные дни поминовения. Валентин Римлянин – пресвитер – почитается 19 (6) июля, а священномученик Валентин, епископ Интерамны, – 12 августа (30 июля). Если внимательно прочитать жития этих святых, то становится видно, что в распространенных ныне легендах смешались фрагменты, относящиеся к совсем разным людям, да еще средневековые сочинения дополнили их множеством романтичных, но совершенно нереалистичных эпизодов.

Таким образом получается, что возникновению имиджа святого Валентина как покровителя влюбленных, а также многочисленных легенд, связанных с ним, мы обязаны Средним векам и их романтической литературе, а отнюдь не обстоятельствам жизни реальных мучеников, погибших на заре христианства.

И если уж говорить о том, «чей» это праздник, то придется признать, что вот уже более сорока лет в католическом богослужебном календаре никакого Валентинова дня нет, вместо него 14 февраля празднуется память Так что на сегодняшний день оба святых Валентина – «наши», на общецерковном уровне их память чтит только Православная Церковь.

Что же касается идеи о возможном возникновении праздника святого Валентина – покровителя влюбленных как христианизированной замены Луперкалий, то возникла она в XVIII веке в качестве гипотезы у антикваров Албана Батлера – составителя «Батлерова жития святых» – и Франсиса Дуса именно в связи с тем, что о реальном Валентине не было известно абсолютно ничего. Собственно, и у этой гипотезы нет никаких достоверных подтверждений, кроме попытки привязать сочинения XIV века к реалиям третьего. Здесь я только кратко излагаю хронологию событий, а всех интересующихся приглашаю познакомиться поближе с исследованиями историков Уильяма Френда и Джека Оруча, опубликованными в 1967–1981 годах.

С течением времени малоизвестный обычай посылать любимым 14 февраля небольшие сувениры и записочки, существовавший главным образом в Англии и Франции, вместе с эмигрантами попал в Новый Свет, где и был поставлен на широкую ногу. Начиналось все достаточно безобидно, с блокнотов стихов, напечатанных на отрывных страничках в помощь влюбленным, не одаренным поэтическим даром, но постепенно дух века нынешнего взял свое. В разных странах к нему относятся по-разному, где-то празднуют широко, где-то весьма скромно. И вот что я по этому поводу думаю.

Ни Католическая, ни Православная церкви не отмечают "языческий" "День всех влюбленных", в который западное народное предание превратило день памяти святого Валентина - 14 февраля по Григорианскому календарю.

Как сообщил в интервью РИА Новости генсек Конференции католических епископов России священник Игорь Ковалевский, в российских католических храмах в среду вместо "Дня влюбленных", имеющего языческие корни, отмечается праздник святых Кирилла и Мефодия.

"В те дни в Римской империи проходили ежегодные торжества в честь богини Юноны - покровительницы влюбленных пар. Одной из традиций праздника было дарить друг другу записки с именами влюбленных. Христиане переняли этот обычай, записывая на открытках имена святых. Именно поэтому святого Валентина, казненного 14 февраля, стали считать покровителем влюбленных. Это - народная традиция, а не церковная," - сообщил Ковалевский.

Предание о том, что епископ Валентин, вопреки запрету императора, венчал римских солдат, собеседник агентства назвал "не более чем легендой".

По его словам, "в католичестве память святого Валентина является факультативной". "14 февраля в Католической церкви другой литургический праздник - святых Кирилла и Мефодия, покровителей Европы. Этих святых мы так же чтим, как и Православная Церковь", - отметил Ковалевский.

По словам профессора Московской духовной академии диакона Андрея Кураева, частица мощей святого Валентина хранится в храме Христа Спасителя, и молитва святому отнюдь не предосудительна, если она наполнена истинно христианским содержанием.

Другой представитель Московского патриархата - священник Михаил Дудко, многие годы курировавший отношения Церкви и общества, напомнил, что в православных святках (по Юлианскому календарю) 14 февраля святого Валентина нет, и назвал этот день "светским праздником".

"Те детали распространяемого "Жития" Валентина, которые дают повод для празднования "Дня влюбленных", являются недостоверными и не имеют корней в нашей агиографической традиции", - сказал Дудко.

По его словам, в самом факте празднования нет ничего дурного. "Но здесь происходит подмена. Этот праздник не имеет духовных корней, а отмечается как праздник покровительства неких высших сил всем влюбленным", - пояснил священник.

"Причем, - подчеркнул Дудко, - под "влюбленными" очень часто понимаются люди, которые по церковным канонам подлежат строгой епитимьи (наказанию) за сожительство, не благословленное Церковью".

Он напомнил, что Церковь благословляет сожительство только в венчанном браке.

"Конечно, как и другие праздники этого ряда, день святого Валентина превратился в повод для торговли сувенирами. Поэтому любые инициативы, направленные на отмену или перенос этого праздника, будут наталкиваться на активное сопротивление коммерсантов, заинтересованных в прибыли", - сказал Дудко.

Он напомнил, что уже несколько лет, по благословению патриарха, как церковно-общественный праздник в России отмечается "День покровителей супружеской любви и верности" - святых Петра и Февронии - 8 июля.

Кроме того, 15 февраля, в праздник Сретения Господня (один из двенадцати главных православных торжеств) Русская Православная церковь вот уже несколько лет подряд отмечает День православной молодежи. В этот день, естественно, возносятся молитвы и о благополучном устройстве семейной жизни юных россиян.

Несколько лет назад один из центральных отечественных телеканалов пригласил меня, как католика, поучаствовать 14 февраля в популярном ток-шоу, где предполагалось «поговорить о католических праздниках в России». Я отозвался на это приглашение, наивно надеясь убедить миллионы телезрителей в том, что День святого Валентина не является католическим праздником.

Мудрые люди предупреждали меня, что зря я трачу драгоценное время, и оказались правы: в той передаче меня использовали исключительно в качестве фона для некоторых более публичных персон и не предоставили ни малейшей возможности сказать что-то по существу дела. И хотя «Татьянин день» пока вряд ли может состязаться по численности аудитории с тем ток-шоу, я охотно откликаюсь на просьбу его редакции осветить вопрос об отношении Валентинова дня к Католической Церкви и ее отношении к нему.

Есть, на самом деле, два популярных сейчас во многих странах мира молодежных праздника, о которых нередко говорят и пишут, что это «католические праздники»: День св. Валентина как праздник влюбленных и Хэллоуин. Так вот и о том, и о другом можно с полной уверенностью утверждать, что они не являются католическими праздниками. Правда, нет дыма без огня - они оба основываются на календаре Римско-Католической Церкви. Так, Хэллоуин (англ. Halloween ) — это «Hallow Even», «канун [дня всех] святых», католического праздника, приходящегося на 1 ноября. Вот и 14 февраля в святцах Католической Церкви римского обряда, именуемых Римским мартирологом , веками значится св. Валентин (и даже не один святой с таким именем).

А вот здесь уже следует сделать некоторые уточнения. Если мы откроем ныне действующий Общий литургический календарь (Общий он потому, что отражает празднования всей Католической Церкви римского обряда, в отличие от частных календарей , которые имеют местное значение и содержат некоторые собственные отличия), то увидим, что на 14 февраля приходится память свв. Кирилла и Мефодия и не упомянут никакой Валентин. Правда, если посмотреть ныне действующую редакцию уже упоминавшегося Римского мартиролога , где отмечены все местночтимые святые, то там мы и в самом деле увидим в этот день двух святых с именем Валентин. Более того, в изданиях Общего литургического календаря до 1969 г., когда была проведена его реформа, на 14 февраля предписана память «св. Валентина Пресвитера, мученика».

Вернемся, однако, к Римскому мартирологу , который, за редкими исключениями не углубляясь в подробности, телеграфным стилем перечисляет по-латыни лишь имена святых, с указанием чина каждого (иногда еще и географической принадлежности) и места его почитания. Итак, 14 февраля, помимо прочих, там упомянуты следующие святые:

Валентин, пресв[итер], м[ученик], в Риме.

Валентин, еп[ископ] Интерамны, м[ученик], в Риме.

Следует отметить, что в некоторых средневековых редакциях Римского мартиролога к ним добавляется еще и третий Валентин, мученик в [Северной] Африке.

Сейчас во многих печатных и электронных изданиях можно прочитать, что св. Валентин был добрым священником (или епископом), который зачастую тайком венчал тех влюбленных, которым злые родственники мешали вступить в брак, а потому он и сделался покровителем влюбленных. Имеет ли это под собой какие-то исторические основания?

Для начала давайте разберемся в том, что вообще доподлинно известно о каждом из упомянутых Валентинов.

О Валентине Римском (так нередко принято называть первого из упомянутых в Мартирологе ) самые ранние источники сообщают лишь то, что он был священником в Риме и принял мученичество во время одного из гонений на христиан (видимо, во 2-й пол. III в.: наиболее вероятен 269 г., хотя есть и иные датировки), а также то, что он был погребен за воротами Рима у Фламиниевой дороги. В 496 г. Папа Гелазий утвердил его почитание в Риме в числе «имен тех, кто справедливо почитается среди людей, но чьи деяния известны только Богу». Едва ли можно найти более красноречивое свидетельство тому, что уже через два века после мученической кончины этого подвижника не осталось никаких данных о его жизни. Долгое время на месте его погребения находилась построенная в IV в. базилика св. Валентина за вратами (Basilica S. Valentini extra Portam), но к XVII в. она пришла в запустение, а части предполагаемых мощей святого перекочевали в разные храмы Рима и других городов Европы.

О другом Валентине из относительно ранних источников не известно почти ничего, кроме того, что он был епископом Интерамны (ныне этот город на юге Умбрии в Италии назвается Терни), претерпел мученичество в том же Риме (вероятно, ок. 197 г.) и был погребен у той же Фламиниевой дороги. Позже его мощи были перенесены в Интерамну, где по сей день покоятся под алтарем посвященной ему базилики, хотя отдельные их частицы имеются во многих других городах и весях.

Наконец, о Валентине из Северной Африки известно лишь то, что он был мучеником.

Как можно видеть, обо всех мучениках Валентинах, почитаемых Католической Церковью в этот день, не имеется почти никаких достоверных сведений. Между прочим, многие из католических церковных историков разделяют уже давно хорошо обоснованное мнение, что за первыми двумя Валентинами скрывается только одна реальная историческая личность, которую со временем церковное предание представило в виде двух разных персонажей.

Никакие иные сведения ни об одном из этих мучеников не засвидетельствованы ранее Зрелого Средневековья, когда их имена стали обрастать житийными подробностями. Так, знаменитая «Золотая легенда» представляет несколько более детальную историю мученичества Валентина Римского во время гонения на христиан императора Клавдия II. Между прочим, первые два Валентина вошли и в календари Православных Церквей. Св. мученик Валентин Пресвитер чтится 6 / 19 июля, а священномученик Валентин Интерамнский - 30 июля / 12 августа. Об обоих в православной житийной литературе можно найти некоторые короткие истории их мученичества, судя по всему, довольно позднего происхождения (сведения о Валентине Римском отчасти совпадают с «Золотой легендой»). Нельзя не отметить и того знаменательного факта, что 15 января 2003 г. епископ г. Терни Винченцо Палья передал в дар Святейшему Патриарху Алексию и в его лице всей Русской Православной Церкви частицы мощей священномученика Валентина Интерамнского.

Первое известное науке упоминание о дне св. Валентина, хоть каким-то образом связанное с любовной или матримониальной тематикой, обнаруживается у известного английского поэта Джеффри Чосера (ок. 1340—1400) в его поэме «Птичий парламент»:

Зане был день Святого Валентина,
Когда пернатые вступают в брак;
Толь дивная открылась мне картина!
Лесной, речной, морской явился всяк
Летун — и сборище кричало так,
Что дебри, мне почудилось, тряслись,
И мнилось, будто содрогалась высь.

(Пер. Сергея Александровского ).

Позже любовные и брачные коннотации время от времени обнаруживаются в письменных памятниках Англии (и реже Франции). В числе наиболее известных упоминаний — у Шекспира в «Гамлете», где Офелия поет:

С рассвета в Валентинов день
Я проберусь к дверям
И у окна согласье дам
Быть Валентиной вам.
Он встал, оделся, отпер дверь,
И та, что в дверь вошла,
Уже не девушкой ушла
Из этого угла.

(Пер. Бориса Пастернака )

Но только в XIX в. различные обычаи, связанные с этим днем, вроде гаданий на суженого или любовных посланий (как правило, анонимных), приобретают широкую популярность, да и то их ареал ограничивается Англией (преимущественно протестантской, заметим), к которой чуть позже добавятся Североамериканские Соединенные Штаты. И лишь к середине XIX в., когда за раскрутку столь милых для молодежи обычаев берутся коммерсанты, популярность Валентинова дня начинает расти, как на дрожжах (хотя еще более столетия она почти не будет выходить за пределы англосаксонских стран). Именно тогда был поставлен на промышленную основу выпуск сердечек и открыток-валентинок, несколько в карикатурном свете представленных Диккенсом в «Посмертных записках Пиквикского Клуба» (1847 г.):

«Картинка (…) была весьма красочным изображением двух человеческих сердец, скрепленных вместе стрелой и поджаривавшихся на ярком огне, в то время как чета людоедов в современных костюмах — джентльмен в синей куртке и белых брюках, а леди в темно-красной шубе, с зонтом того же цвета — приближались с голодным видом к жаркому по извилистой песчаной дорожке. Явно нескромный молодой джентльмен, одеянием которого служила только пара крыльев, был изображен в качестве надзирающего за стряпней; шпиль церкви на Ленгхем-плейс, Лондон, виднелся вдали, а все вместе было "валентинкой", и таких "валентинок", как гласило объявление, в лавке имелся большой выбор, причем торговец обещал продавать их своим соотечественникам по пониженной цене - полтора шиллинга за штуку» (Пер. А.В. Кривцовой и Е.Ланна ).

Но вернемся к св. Валентину. Какое имеет отношение древний христианский мученик (тот или другой) ко всему этому балагану? В «Золотой легенде», как и в более поздних средневековых памятниках, отсутствует какая бы то ни было романтическая окрашенность образа св. Валентина. Она появится много позже - по-видимому, тогда, когда понадобится увязать народные обычаи Валентинова дня с именем этого святого. Именно тогда возникнут легенды о том, что император Клавдий, который хотел обратить римского пресвитера Валентина в язычество, руководствовался, помимо прочего, вполне конкретными политическими соображениями: в империи оставалось сравнительно мало неженатых мужчин, а именно таковые были особенно полезны для укомплектования армии. Усматривая в целибатном христианине потенциально полноценного призывника, цезарь и стремился его обратить. Валентин же, в свою очередь, делал прямо противоположное: тайно венчая тех, кому родственники этого не позволяли, он неуклонно снижал боеспособность империи, за что и поплатился головой.

Подобные легенды слагались английскими католическими агиографами XVIII в., среди которых ведущая роль принадлежала Албану Батлеру (1710—1773); возможно, он сам и сочинил остроумную благочестивую байку о тайных венчаниях (сознательно или неосознанно упуская из внимания то обстоятельство, что в первых века христианства церковное венчание отсутствовало как феномен).

Правда, легенду о Валентине как авторе первой в истории валентинки придумали еще позже. Якобы сам Валентин был тайно влюблен в исцеленную им дочь тюремщика и перед казнью отправил послание своей возлюбленной, подписав его своим собственным именем (в отличие от последующих валентинок, которые нередко бывали анонимными). Эта легенда появилась уже в XX в. в лоне одной из фирм, специализировавшейся на выпуске продукции к празднику.

И всё же почему игровые обычаи любовного или матримониального содержания, в той иной форме встречающиеся у самых разных народов мира, здесь оказались связаны с именем св. Валентина? Впервые предположение на этот счет высказал в XVII в. французский церковный историк Л. С. де Тиймон. Он выдвинул гипотезу, что Валентинов день вобрал в себя рудименты эротических обрядов римского языческого праздника Луперкалий, приходившегося почти на тот же день. Кстати, именно папа Гелазий, утвердивший почитание Валентина Римского, запретил и празднование Луперкалий. Во время Луперкалий действительно имели место некоторые обряды, связанные с плодородием, хотя они и не были направлены на поиск будущего спутника жизни, а совершались супругами, не имеющими потомства, о чем подробно можно прочитать в «Фастах» Овидия (на 15 февраля). Однако вполне вероятно, что какие-то другие предвесенние языческие обряды в том регионе, где Валентинов день обрел известные нам коннотации, продолжали сохраняться в народных обычаях и тесно сплелись с этим днем календаря.

Уместен вопрос: почему же теперь литургическую память св. Валентина Пресвитера сменила в Римско-Католической Церкви память свв. Кирилла и Мефодия? Чем не угодил св. Валентин католической иерархии? Или она решила искоренить таким образом не вполне благочестивые обычаи, связанные с этим днем? Вовсе нет. Проводя реформу церковного календаря, Католическая Церковь руководствовалась целым рядом соображений, в частности, стремлением представить в Общем календаре тех святых, которые имеют подлинно общецерковное значение, и исключить из него многих из тех, о ком исторические сведения крайне скудны, сохранив их, тем не менее, в списках чтимых Церковью святых, но в качестве местночтимых. Дата для памяти свв. Кирилла и Мефодия была выбрана не случайно: именно 14 февраля 869 завершился земной путь св. Кирилла. Таким образом, литургического празднование св. Валентина исчезло из Общего календаря , сохранившись лишь в частных календарях некоторых мест. Кроме того, поскольку Кирилл и Мефодий почитаются Католической Церковью в числе святых покровителей Европы, на территории этой части света (включая и европейскую часть России) день свв. Кирилла и Мефодия имеет статус праздника, а стало быть — более высокий уровень почитания, не допускающий литургических празднований других святых (исключения составляют немногие места, где тот или другой св. Валентин почитается как покровитель города или местности, а также храмы, носящие имя одного из них и, соответственно, отмечающие в этот день престольный праздник).

Итак, в Католической Церкви нет общецерковного праздника св. Валентина, и, тем более, нет его как праздника влюбленных. Хотя он и привязан к датам церковного календаря, он имеет чисто светское происхождение. Его популярность основывается на хорошо продуманной раскрутке миром коммерции, умеющим нащупывать золотые жилы и эксплуатировать их с максимальным для себя успехом. Столь широкому своему распространению праздник обязан наметившейся в последние полвека во всем мире тенденции американизации массовой культуры, особенно молодежной. Именно модность Валентинова дня в США сделала его столь привлекательным для молодежи самых разных стран: он широко празднуется как в католической Мексике, так и в православных по своим корням странах Восточной Европы, а еще бо льшую популярность обретает в совсем далеких от христианского мира странах Дальнего Востока.

Католическая Церковь никогда не высказывала своего отношения к этому феномену молодежной культуры в виде каких-то официальных суждений Ватикана. Есть разные, порой противоположные суждения отдельных епископов, священников или простых верующих. Наряду с критическими, можно встретить и нейтральные, и даже вполне одобрительные. Некоторые пастыри, работающие с молодежью, стремятся каким-то образом «воцерковить» сложившиеся обычаи Валентинова дня. Кое-где в США и других странах в этот день все-таки служатся мессы св. Валентину (каноническая основа таких литургических празднований остается спорной) с участием молодежи и с какими-то соответствующими молитвенными интенциями. Но это не более чем частные инициативы, вызывающие в Католической Церкви далеко не однозначную реакцию.

Ника Кравчук

Есть ли святой Валентин в православии?

14 февраля отмечают праздник влюбленных, как его еще называют, день святого Валентина. Многие считают, что это загадочный католический святой, тайно венчавший молодые пары. Но, как оказалось, святой Валентин в православии также почитается. И не один, а три. Но имеет ли хоть один из мучеников что-то общее с влюбленными?

Коммерция или праздник?

День святого Валентина — коммерчески выгодный праздник влюбленных — ничего общего ни с Католической, ни с Православной Церквями не имеет.

Во-первых, христианство возвеличивает не влюбленность, а любовь. Розы, валентинки, признания, свечи, романтический ужин — это только красивые декорации. Но за ними не обязательно прячется настоящая любовь — жертвенная, соединенная с долготерпением и милосердием.

Во-вторых, церковные праздники обязательно связанны с молитвой. Верующие приходят в храм на богослужения, ставят свечи, возносят прошения и благодарения. В дни памяти определенных святых часто служат молебны и читают акафисты.

Ничего такого в светском Дне влюбленных не увидишь. Более того, Католическая Церковь вспоминает святого Валентина 14 февраля чисто факультативно. Это продолжается еще с 1969 года, после реформы календаря святых этой Церкви. В это время святого исключили с общецерковного календаря, так как в источниках не сохранилось полных и достоверных фактов о мученике. Известно только то, что такой святой действительно жил и был убит за исповедование христианства.

Три святых Валентина

Невзирая на светский праздник влюбленных и календарную реформу на Западе, святой Валентин в православии как почитался, так и почитается. Точнее, не один, а три (все они жили еще до раскола христианства):

  1. Валентин Римлянин;
  2. Валентин Доростольский.

Сложно сказать, с которым из этих праведников связанна история светского дня влюбленных. Ни одного святого с таким житием, как описывают глянцевые журналы и сайты для подростков, не существовало. Тем не менее, можно заметить некоторые детали, напоминающие биографию епископа Интерамского Валентина, разбавленную романтическими рассказами.

Валентин Римлянин

Священномученик Валентин Римлянин жил в ІІІ веке в Риме и умер за Христа при императоре Клавдии II (268-270) — святого обезглавили. Вместе с пресвитером Валентином пострадали императорский чиновник, которого святой привел к вере, и семья персов- христиан. Их память почитается 19 июля.

Епископ Интерамский

Второй из нашего списка святой Валентин в православии вспоминается наиболее часто. Жил святой почти в то же время, что Валентин пресвитер, лишь на несколько лет позже. Он был епископом города Интерамны (сегодня — Терни в Италии), а среди народа прославился как целитель от Бога.

До нашего времени дошла история о том, как по молитвам епископа один юноша избавился от травмы позвоночника. А началось все с того, что в Рим с Афин пришли три грека, чтобы учиться у некого Кратона. Сын Кратона — Хоримон — через травму не мог даже выпрямиться. Никто из врачей не способен был помочь юноше, пока отец не пригласил епископа Валентина. Святой в отдельной комнате молился целую ночь. И это подействовало: юноша исцелился.

Видя это, семья Кратона и его ученики поверили в Бога, крестились и стали проповедовать, насколько это было возможно. Вскоре святой Валентин Интерамский был казнен, а следом за ним — Кратон из сыном и учениками. Эти мученики, как и святой Валентин, в православии вспоминаются 12 августа.

Валентин Доростольский

Святой жил в III веке в городе Доростол (сегодня это город на Дунае, у границы Болгарии с Румунией). Вместе с другим мучеником за веру — Пасикратием — служил у правителя Авсолана. Когда обострились гонения на христиан, два воина открыто заявили о своих религиозных взглядах и отказались поклониться идолам.

За это в 288 году были казнены. Как и предыдущим мученикам, им отрубили головы. Святому Валентину тогда было 30 лет.

Эти три рассказы — еще одно подтверждение того, что ничего общего «день влюбленных» в светском понимании и святой Валентин в православии не имеют. Но если же молодые станут молиться этим мученикам об укреплении их отношений или о даровании любви, пойдут в храм и поставят свечку святым, своими словами обратятся к ним, то это будет уже совершенно другая история.

О светском Дне святого Валентина и влюблённости рассказывает протоиерей Дмитрий Смирнов:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Несколько лет назад один из центральных отечественных телеканалов пригласил меня, как католика, поучаствовать 14 февраля в популярном ток-шоу, где предполагалось «поговорить о католических праздниках в России». Я отозвался на это приглашение, наивно надеясь убедить миллионы телезрителей в том, что День святого Валентина не является католическим праздником.

ПЕТР САХАРОВ


Лукас Кранах Старший, «Св. Валентин с жезлом» (1502-03 гг.)

Мудрые люди предупреждали меня, что зря я трачу драгоценное время, и оказались правы: в той передаче меня использовали исключительно в качестве фона для некоторых более публичных персон и не предоставили ни малейшей возможности сказать что-то по существу дела. И хотя «Татьянин день» пока вряд ли может состязаться по численности аудитории с тем ток-шоу, я охотно откликаюсь на просьбу его редакции осветить вопрос об отношении Валентинова дня к Католической Церкви и ее отношении к нему.

Есть, на самом деле, два популярных сейчас во многих странах мира молодежных праздника, о которых нередко говорят и пишут, что это «католические праздники»: День св. Валентина как праздник влюбленных и Хэллоуин. Так вот и о том, и о другом можно с полной уверенностью утверждать, что они не являются католическими праздниками. Правда, нет дыма без огня – они оба основываются на календаре Римско-Католической Церкви. Так, Хэллоуин (англ. Halloween ) - это «Hallow Even», «канун [дня всех] святых», католического праздника, приходящегося на 1 ноября. Вот и 14 февраля в святцах Католической Церкви римского обряда, именуемых Римским мартирологом , веками значится св. Валентин (и даже не один святой с таким именем).

А вот здесь уже следует сделать некоторые уточнения. Если мы откроем ныне действующий Общий литургический календарь (Общий он потому, что отражает празднования всей Католической Церкви римского обряда, в отличие от частных календарей , которые имеют местное значение и содержат некоторые собственные отличия), то увидим, что на 14 февраля приходится память свв. Кирилла и Мефодия и не упомянут никакой Валентин. Правда, если посмотреть ныне действующую редакцию уже упоминавшегося Римского мартиролога , где отмечены все местночтимые святые, то там мы и в самом деле увидим в этот день двух святых с именем Валентин. Более того, в изданиях Общего литургического календаря до 1969 г., когда была проведена его реформа, на 14 февраля предписана память «св. Валентина Пресвитера, мученика».

Вернемся, однако, к Римскому мартирологу , который, за редкими исключениями не углубляясь в подробности, телеграфным стилем перечисляет по-латыни лишь имена святых, с указанием чина каждого (иногда еще и географической принадлежности) и места его почитания. Итак, 14 февраля, помимо прочих, там упомянуты следующие святые:



Св. Валентин Интерамнский, французская миниатюра XIV в.

Валентин, пресв[итер], м[ученик], в Риме.
Валентин, еп[ископ] Интерамны, м[ученик], в Риме.
Следует отметить, что в некоторых средневековых редакциях Римского мартиролога к ним добавляется еще и третий Валентин, мученик в [Северной] Африке.
Сейчас во многих печатных и электронных изданиях можно прочитать, что св. Валентин был добрым священником (или епископом), который зачастую тайком венчал тех влюбленных, которым злые родственники мешали вступить в брак, а потому он и сделался покровителем влюбленных. Имеет ли это под собой какие-то исторические основания?

Для начала давайте разберемся в том, что вообще доподлинно известно о каждом из упомянутых Валентинов.


Св. Валентин Римский (миниатюра из «Нюрнбергской хроники», 1493 г.)

О Валентине Римском (так нередко принято называть первого из упомянутых в Мартирологе ) самые ранние источники сообщают лишь то, что он был священником в Риме и принял мученичество во время одного из гонений на христиан (видимо, во 2-й пол. III в.: наиболее вероятен 269 г., хотя есть и иные датировки), а также то, что он был погребен за воротами Рима у Фламиниевой дороги. В 496 г. Папа Гелазий утвердил его почитание в Риме в числе «имен тех, кто справедливо почитается среди людей, но чьи деяния известны только Богу». Едва ли можно найти более красноречивое свидетельство тому, что уже через два века после мученической кончины этого подвижника не осталось никаких данных о его жизни. Долгое время на месте его погребения находилась построенная в IV в. базилика св. Валентина за вратами (Basilica S. Valentini extra Portam), но к XVII в. она пришла в запустение, а части предполагаемых мощей святого перекочевали в разные храмы Рима и других городов Европы.

О другом Валентине из относительно ранних источников не известно почти ничего, кроме того, что он был епископом Интерамны (ныне этот город на юге Умбрии в Италии назвается Терни), претерпел мученичество в том же Риме (вероятно, ок. 197 г.) и был погребен у той же Фламиниевой дороги. Позже его мощи были перенесены в Интерамну, где по сей день покоятся под алтарем посвященной ему базилики, хотя отдельные их частицы имеются во многих других городах и весях.

Наконец, о Валентине из Северной Африки известно лишь то, что он был мучеником.
Как можно видеть, обо всех мучениках Валентинах, почитаемых Католической Церковью в этот день, не имеется почти никаких достоверных сведений. Между прочим, многие из католических церковных историков разделяют уже давно хорошо обоснованное мнение, что за первыми двумя Валентинами скрывается только одна реальная историческая личность, которую со временем церковное предание представило в виде двух разных персонажей.


Мощи св. Валентина Интерамнского в селе Ураз (Нижняя Силезия, Польша)

Никакие иные сведения ни об одном из этих мучеников не засвидетельствованы ранее Зрелого Средневековья, когда их имена стали обрастать житийными подробностями. Так, знаменитая «Золотая легенда» представляет несколько более детальную историю мученичества Валентина Римского во время гонения на христиан императора Клавдия II. Между прочим, первые два Валентина вошли и в календари Православных Церквей. Св. мученик Валентин Пресвитер чтится 6 / 19 июля, а священномученик Валентин Интерамнский – 30 июля / 12 августа. Об обоих в православной житийной литературе можно найти некоторые короткие истории их мученичества, судя по всему, довольно позднего происхождения (сведения о Валентине Римском отчасти совпадают с «Золотой легендой»). Нельзя не отметить и того знаменательного факта, что 15 января 2003 г. епископ г. Терни Винченцо Палья передал в дар Святейшему Патриарху Алексию и в его лице всей Русской Православной Церкви частицы мощей священномученика Валентина Интерамнского.

Первое известное науке упоминание о дне св. Валентина, хоть каким-то образом связанное с любовной или матримониальной тематикой, обнаруживается у известного английского поэта Джеффри Чосера (ок. 1340-1400) в его поэме «Птичий парламент»: Зане был день Святого Валентина,

Когда пернатые вступают в брак;
Толь дивная открылась мне картина!
Лесной, речной, морской явился всяк
Летун - и сборище кричало так,
Что дебри, мне почудилось, тряслись,
И мнилось, будто содрогалась высь.

(Пер. Сергея Александровского ).


Якопо Бассано (XVI в.), «Св. Валентин Римский крестит св. Луциллу»

Позже любовные и брачные коннотации время от времени обнаруживаются в письменных памятниках Англии (и реже Франции). В числе наиболее известных упоминаний - у Шекспира в «Гамлете», где Офелия поет: С рассвета в Валентинов день

Я проберусь к дверям
И у окна согласье дам
Быть Валентиной вам.
Он встал, оделся, отпер дверь,
И та, что в дверь вошла,
Уже не девушкой ушла
Из этого угла.

(Пер. Бориса Пастернака)


Викторианская валентинка

Но только в XIX в. различные обычаи, связанные с этим днем, вроде гаданий на суженого или любовных посланий (как правило, анонимных), приобретают широкую популярность, да и то их ареал ограничивается Англией (преимущественно протестантской, заметим), к которой чуть позже добавятся Североамериканские Соединенные Штаты. И лишь к середине XIX в., когда за раскрутку столь милых для молодежи обычаев берутся коммерсанты, популярность Валентинова дня начинает расти, как на дрожжах (хотя еще более столетия она почти не будет выходить за пределы англосаксонских стран). Именно тогда был поставлен на промышленную основу выпуск сердечек и открыток-валентинок, несколько в карикатурном свете представленных Диккенсом в «Посмертных записках Пиквикского Клуба» (1847 г.):

«Картинка (…) была весьма красочным изображением двух человеческих сердец, скрепленных вместе стрелой и поджаривавшихся на ярком огне, в то время как чета людоедов в современных костюмах - джентльмен в синей куртке и белых брюках, а леди в темно-красной шубе, с зонтом того же цвета - приближались с голодным видом к жаркому по извилистой песчаной дорожке. Явно нескромный молодой джентльмен, одеянием которого служила только пара крыльев, был изображен в качестве надзирающего за стряпней; шпиль церкви на Ленгхем-плейс, Лондон, виднелся вдали, а все вместе было "валентинкой", и таких "валентинок", как гласило объявление, в лавке имелся большой выбор, причем торговец обещал продавать их своим соотечественникам по пониженной цене – полтора шиллинга за штуку» (Пер. А.В. Кривцовой и Е.Ланна ).

Но вернемся к св. Валентину. Какое имеет отношение древний христианский мученик (тот или другой) ко всему этому балагану? В «Золотой легенде», как и в более поздних средневековых памятниках, отсутствует какая бы то ни было романтическая окрашенность образа св. Валентина. Она появится много позже – по-видимому, тогда, когда понадобится увязать народные обычаи Валентинова дня с именем этого святого. Именно тогда возникнут легенды о том, что император Клавдий, который хотел обратить римского пресвитера Валентина в язычество, руководствовался, помимо прочего, вполне конкретными политическими соображениями: в империи оставалось сравнительно мало неженатых мужчин, а именно таковые были особенно полезны для укомплектования армии. Усматривая в целибатном христианине потенциально полноценного призывника, цезарь и стремился его обратить. Валентин же, в свою очередь, делал прямо противоположное: тайно венчая тех, кому родственники этого не позволяли, он неуклонно снижал боеспособность империи, за что и поплатился головой.

Подобные легенды слагались английскими католическими агиографами XVIII в., среди которых ведущая роль принадлежала Албану Батлеру (1710-1773); возможно, он сам и сочинил остроумную благочестивую байку о тайных венчаниях (сознательно или неосознанно упуская из внимания то обстоятельство, что в первых века христианства церковное венчание отсутствовало как феномен). \


Английская валентинка 1862 г.

Правда, легенду о Валентине как авторе первой в истории валентинки придумали еще позже. Якобы сам Валентин был тайно влюблен в исцеленную им дочь тюремщика и перед казнью отправил послание своей возлюбленной, подписав его своим собственным именем (в отличие от последующих валентинок, которые нередко бывали анонимными). Эта легенда появилась уже в XX в. в лоне одной из фирм, специализировавшейся на выпуске продукции к празднику.

И всё же почему игровые обычаи любовного или матримониального содержания, в той иной форме встречающиеся у самых разных народов мира, здесь оказались связаны с именем св. Валентина? Впервые предположение на этот счет высказал в XVII в. французский церковный историк Л. С. де Тиймон. Он выдвинул гипотезу, что Валентинов день вобрал в себя рудименты эротических обрядов римского языческого праздника Луперкалий, приходившегося почти на тот же день. Кстати, именно папа Гелазий, утвердивший почитание Валентина Римского, запретил и празднование Луперкалий. Во время Луперкалий действительно имели место некоторые обряды, связанные с плодородием, хотя они и не были направлены на поиск будущего спутника жизни, а совершались супругами, не имеющими потомства, о чем подробно можно прочитать в «Фастах» Овидия (на 15 февраля). Однако вполне вероятно, что какие-то другие предвесенние языческие обряды в том регионе, где Валентинов день обрел известные нам коннотации, продолжали сохраняться в народных обычаях и тесно сплелись с этим днем календаря.

Уместен вопрос: почему же теперь литургическую память св. Валентина Пресвитера сменила в Римско-Католической Церкви память свв. Кирилла и Мефодия? Чем не угодил св. Валентин католической иерархии? Или она решила искоренить таким образом не вполне благочестивые обычаи, связанные с этим днем? Вовсе нет. Проводя реформу церковного календаря, Католическая Церковь руководствовалась целым рядом соображений, в частности, стремлением представить в Общем календаре тех святых, которые имеют подлинно общецерковное значение, и исключить из него многих из тех, о ком исторические сведения крайне скудны, сохранив их, тем не менее, в списках чтимых Церковью святых, но в качестве местночтимых.

Дата для памяти свв. Кирилла и Мефодия была выбрана не случайно: именно 14 февраля 869 завершился земной путь св. Кирилла. Таким образом, литургического празднование св. Валентина исчезло из Общего календаря , сохранившись лишь в частных календарях некоторых мест. Кроме того, поскольку Кирилл и Мефодий почитаются Католической Церковью в числе святых покровителей Европы, на территории этой части света (включая и европейскую часть России) день свв. Кирилла и Мефодия имеет статус праздника, а стало быть - более высокий уровень почитания, не допускающий литургических празднований других святых (исключения составляют немногие места, где тот или другой св. Валентин почитается как покровитель города или местности, а также храмы, носящие имя одного из них и, соответственно, отмечающие в этот день престольный
праздник).


Английская валентинка ок. 1920 г.

Итак, в Католической Церкви нет общецерковного праздника св. Валентина, и, тем более, нет его как праздника влюбленных. Хотя он и привязан к датам церковного календаря, он имеет чисто светское происхождение. Его популярность основывается на хорошо продуманной раскрутке миром коммерции, умеющим нащупывать золотые жилы и эксплуатировать их с максимальным для себя успехом.

Столь широкому своему распространению праздник обязан наметившейся в последние полвека во всем мире тенденции американизации массовой культуры, особенно молодежной. Именно модность Валентинова дня в США сделала его столь привлекательным для молодежи самых разных стран: он широко празднуется как в католической Мексике, так и в православных по своим корням странах Восточной Европы, а еще бо льшую популярность обретает в совсем далеких от христианского мира странах Дальнего Востока.

Католическая Церковь никогда не высказывала своего отношения к этому феномену молодежной культуры в виде каких-то официальных суждений Ватикана. Есть разные, порой противоположные суждения отдельных епископов, священников или простых верующих. Наряду с критическими, можно встретить и нейтральные, и даже вполне одобрительные. Некоторые пастыри, работающие с молодежью, стремятся каким-то образом «воцерковить» сложившиеся обычаи Валентинова дня. Кое-где в США и других странах в этот день все-таки служатся мессы св. Валентину (каноническая основа таких литургических празднований остается спорной) с участием молодежи и с какими-то соответствующими молитвенными интенциями. Но это не более чем частные инициативы, вызывающие в Католической Церкви далеко не однозначную реакцию.

  • Город Moscovia
  • Вероисповед.: католичество

Разумеется , автор забывает упомянуть, что повсеместно, где сохраняется так называемая экстраординарная форма Римского обряда с присущим ей календарем, 14 февраля мы, как это и делалось всегда, отмечаем память св. Валентина, пресвитера и мученика. День свв. Кирилла и Мефодия, епископов и исповедников (III кл.) отмечается 7 июля. Дата эта, в принципе, условная. Мартиролог издания 1584 года упоминает "В Моравии святых Кирилла и Мефодия епископов, обративших к вере Христовой многие страны с царями их в тех землях", в 9-й день марта. В 1863 г., когда отмечалось тысячелетие прибытия святых братьев в Великую Моравию, епископ Оломоуцкий Фридрих Фюрстенберг с разрешения Папы Пия IX перенес празднование на 5 июля (в том году - воскресенье), мотивируя это тем, что в марте холодно, сыро и вообще Великий Пост, поэтому народу трудно и не слишком подобает собираться на большие торжества. К тому же 6 июля чешские националисты устраивали мероприятия в честь еретика Яна Гуса, которым епископ хотел что-нибудь противопоставить. Эта дата закрепилась в маркграфстве Моравии и королевствах Богемии и Хорватии, откуда вскоре распространилась на словацкие земли - в епархии Банска-Бистрица и Кошице. В энциклике "Grande munus" от 30 сентября 1880 г. Папа Лев XIII распространил празднование свв. Кирилла и Мефодия (с уже закрепившейся датой 5 июля) на всю Римо-Католическую Церковь, а семь лет спустя он же сдвинул дату на два дня позже, дабы не затмевать празднование других святых (думаю, что речь шла о том, чтобы вынести ее за октаву свв. апп. Петра и Павла, которая оканчивается 6 июля, но точно не уверен) - т. е. с намерением прямо противоположным, нежели бывшее у реформаторов, желавших как раз затмить Общие вопросы