Католические соборы в вене. Венский собор святого стефана, средневековый памятник австрии

18.11.2019 Праздник

Собор Святого Стефана (Штефансдом) является символом Вены , а Святой Стефан — покровителем столицы Австрии. Собору более 800 лет. Под собором находятся древние катакомбы — место захоронения представителей династии Габсбургов, его внутреннее убранство просто завораживающе красиво, а в его шпиль вделано турецкое пушечное ядро, попавшее в собор во время турецкой осады города в XVI в. На стенах Штефансдома можно увидеть меры длины, размера и веса, по которым в средние века проверяли товар при покупке, а с его смотровой площадки открывается великолепный вид на Дунай и Вену.

Св. Стефан, первый мученик христианской религии, издавна считается покровителем Вены, не зря в его честь назвали один из великолепнейших столичных соборов. Уже более восьми веков возвышается над городом величественный собор Святого Стефана или Штефансдом . В подвалах храма, среди пышно обставленных интерьеров, находится усыпальница Габсбургов. Местной достопримечательностью является шпиль, венчающий купол здания: в него вмонтировано ядро, одно из тех, которыми поливала город артиллерия Турков в XVI веке. Стены собора исписаны единицами длины и массы, которые использовались в средневековой торговле. Поднявшись на обзорную площадку, можно насладиться прекрасной панорамой столицы Австрии.

Собор Св. Стефана располагается за периметром бывших крепостных стен города, некогда являвшихся фортификациями военного лагеря римлян. Практически сразу после постройки Штефансдома при нем было открыто кладбище, последние могилы на котором датировались XVIII столетием. В начале 30-х годов XVIII века Карл VI распорядился закрыть кладбище, некоторые демонтированные могильные плиты закрепили на стенах храма. Сохранились проходы в склепы, расположенные под землей. Наружные стены собора хранят и другие напоминания о давно ушедших временах: это единицы измерения длины полотна и размеров буханок хлеба. Таким образом, клиенты всегда могли сравнить приобретенный товар с эталоном, избегая обмана нечистых на руку торговцев. Если же какой-нибудь торгаш все-таки вздумал хитрить, его ждало суровое наказание: так, нечестных булочников бросали в корзинах в воды Дуная, причем никого не интересовало, лето стоит на дворе или же зима.

Весьма занимательную вещицу можно найти внутри Штефансдома - это «чудесное» кольцо небольшого размера, называемое "фрайюнг". Примечательно оно тем, что человек, преступивший закон, получал неприкосновенность, пока держался за колечко. Какая оригинальная практика средневекового правосудия, не правда ли? Прекрасная альтернатива тюремному сроку: столько же времени провести в церкви, не сдвигаясь с места.

Возводился храм на протяжении нескольких столетий, поэтому здесь наблюдается смешение архитектурных стилей разных эпох.
Наиболее древним элементом собора является готический портал "Ризентор". Во время подготовки к его строительству в котловане была обнаружена кость мамонта, которая пролежала там, возможно, со времен Всемирного потопа. Примерно тот же возраст, что и портал, имеют расположенные на нем башни "Хайдентюрме".

"Ризентор" - парадный вход Штефансдома - практически всегда был закрыт, лишь в редких, особо тожественных случаях ворота открывались, чтобы пропустить внутрь августейших особ и других высокопоставленных гостей. Рядовые прихожане использовали входы, расположенные на северной и южной сторонах здания. Первый из них носит название "Епископских ворот" и представляет собой портал XIV столетия, второй - "Певческие ворота" - украшен скульптурной группой, изображающей Рудольфа IV с женой в окружении свиты. В руках герцога можно увидеть миниатюрную копию храма.

Рудольф IV сделал многое для собора Св. Стефана, именно ему принадлежала идея придать зданию готические черты. В 1433 г. завершилось строительство 137-метровой южной башни, которой жители города дали прозвище "Штефль". Северную достроить не удалось, причиной стало недостаточное финансирование. В конце 70-х годов XVI века на недостроенную башню, которая в высоту достигла лишь 68 м, водрузили купол, выполненный в стиле эпохи Возрождения. Легенда гласит, что башню не удалось завершить не только из-за недостатка средств. Отвечал за ее строительство архитектор Г. Пукспаум, который в 1440 г. возглавил работы над Штефансдомом. При жизни Пукспауму не суждено было закончить проект, и говорят, что случилось это потому, что мастер ради скорейшего окончания строительства решил заключить сделку с сатаной, но в какой-то момент нарушил ее условия. В отместку властелин тьмы разрушил строение. В середине XIX века городские власти хотели довести до конца дело Пукспаума, однако жителям Вены за прошедшие столетия настолько полюбился облик храма, что они выступили против достройки северной башни.

Помимо своей непростой истории, северная башня примечательна еще и тем, что в ней находится рекордсмен среди австрийских колоколов - знаменитый "Пуммерин", чей вес переваливает за 21 тонну. Гигант был отлит в 1683 г. в честь победы над турками, материалом для колокола стали переплавленные пушки неприятеля. В 1945 году в храме случился пожар, вследствие которого колокол сорвался вниз, расколовшись от удара на несколько частей. Правительство земли Верхняя Австрия выделила деньги на новый колокол, который стал точной копией старого и занял в 1952 году пустовавшее семь лет место на колокольне северной башни.

Колокол всегда звонит в канун нового года. 31 декабря на площади перед собором собирается огромная толпа. Величественный звон "Пуммерина" можно услышать даже в отдаленных районах города. После того, как главный колокол страны умолкает, под звуки вальса Штрауса "На прекрасном голубом Дунае", который, кстати, считается вторым австрийским гимном, страна встречает полночь. А затем залпы салюта озаряют ночное небо, рекой льется шампанское, везде царит атмосфера праздника и веселья, и все это в декорациях старинного центра Вены во главе с вековым собором Святого Стефана.

Если вы окажетесь неподалеку от Штефансдома, ни в коем случае не ограничивайтесь лишь внешним созерцанием этого великолепного архитектурного шедевра - обязательно загляните внутрь. Разнообразие стилей, в которых выполнены интерьеры храма , поражает - десятки мастеров в разное время занимались их украшением. Главный алтарь иллюстрирует казнь Св. Стефана, С правой стороны находится алтарь XVI века, изображающий Петчскую мадонну. Католики чтут и искренне любят образ Богоматери, поэтому Печтская мадонна является чуть ли не главной святыней собора Св. Стефана. История лика, который по приданию некогда мироточил, весьма интересна - в конце XVII века он был привезен в Австрию из Венгрии по распоряжению самого кайзера.

Еще одно восхитительное произведение искусства - это каменная кафедра, созданная А. Пильграмом. На ее перилах мастер разместил небольшие фигурки ящериц и жаб. Такой выбор неслучаен, ибо ящерицы олицетворяют свет, жабы - тьму, следовательно, скрытый смысл композиции - извечное противостояние Добра и Зла. Венчают кафедру портреты четырех основателей католицизма.

Обращает на себя внимание еще один алтарь, относящийся к середине XV века. Он отличается изысканной росписью и искусно выполненной резьбой по дереву. Называется алтарь "Винер нойштадт" - по имени города, откуда он был доставлен.
Признанный шедевр - пышный мраморный склеп Фридриха III , в котором установлено более 200 скульптур.

Столетия тесно связали собор Св. Стефана с городом, он стал неотъемлемой частью Вены, участником роковых исторических событий и сосредоточием удивительных столичных преданий.

Когда-то давным-давно в столице Австрии жила графиня, имевшая огромные богатства и столь же огромную набожность - на территории ее особняка даже располагалась небольшая часовня. Но несмотря на свою религиозную преданность, она была крайне жестока к своей прислуге. Одной из служанок была молодая девушка, сирота, которую графиня почему-то люто возненавидела. Как-то раз у хозяйки пропало дорогое ожерелье из жемчуга, все обвинения тут же легли на ни в чем неповинную служанку. Униженная, раздавленная произволом и нахальством, она пришла в часовню и вознесла мольбы мадонне. Графиня, услышав молитву девушки, высокомерно заявила: «Это моя Дева Мария, и твои стенания она не услышит!». Однако обвиняемой ничего не оставалось, кроме как продолжать уповать на всемилостивую Богоматерь. Эту картину увидел вахмистр, не поверивший доводам графини, по его приказу в доме был произведен обыск. В результате ожерелье было обнаружено в конюшне. Как оказалось, кражу совершил конюх - невиновность служанки была доказана. Графиня же, разочаровавшаяся в Деве Марии, которая пришла на помощь прислуге, передала икону храму. Вскоре все жители города узнали об этом чудесном случае, а мадонна стала священной заступницей слуг, помогающей им в трудную минуту.

Среди примечательных могил, расположенных в Соборе Святого Стефана, можно выделить захоронение принца Евгения Савойского. Этот человек был настоящей легендой, отважным и мудрым полководцем. Карл VI организовал шикарные похороны Савойского, взяв на себя все расходы, связанные с церемонией. После этого кайзер посчитал свою миссию выполненной и решил предоставить право обустроить гробницу наследникам великого полководца. Благо, средства на обустройство были: внучатая племянница усопшего Анна Виктория получила баснословное состояние. Но родственница почему-то не спешила заниматься могилой своего дядюшки, напротив она, казалось, напрочь забыла о своем долге и выставила на продажу большую часть недвижимости Савойского, годами собираемую библиотеку и уникальную коллекцию произведений искусства. И только по прошествии 18 лет о захоронении вспомнили, однако это была не невежественная Анна Виктория, гробницу довела до надлежащего состояния жена племянника принца. В часовне, где Евгений Савойский нашел последнее пристанище, находится огромное распятие. Привлекает внимание оно тем, что борода Иисуса на нем выполнена из натуральных волос, которые, по приданию, растут и ежегодно их нужно подстригать.

Штефансдом полон и других удивительных сюрпризов и всевозможных произведений, демонстрирующих верх художественного мастерства. Наслаждаясь всем этим великолепием, не забывайте, что собор - это не только достояние Австрии, но и всего человечества, так что пожертвование храму, пускай даже самое небольшое, будет весьма благородным поступком.

Как ни странно, приобщиться к древней культуре Австрии можно, спустившись в венскую подземку. Дело в том, что при строительстве метро была обнаружена неожиданная находка - часовня, датируемая XIII столетием. Когда-то эта постройка была частью подземных галерей собора Марии Магдалены, разрушенного в начале 70-х годов XIX века.

На площади напротив собора Святого Стефана постоянно бурлит жизнь - спешат по делам занятые венцы, снуют туда-сюда, щелкая своими фотокамерами, многочисленные туристы. Достопримечательностью площади являются фиакры - коляски, в которые впряжены лошади. В австрийской столице лошадь - полноправный участник дорожного движения, что нынче редко встречается в крупных европейских городах. Фиакры получили название от парижского собора Св. Фиакра, где находилась стоянка извозчиков. Поездка в такой коляске доставит массу удовольствий - можно проникнуться непередаваемым венским духом и послушать фиакрщика, который знает множество занимательных историй о своем городе.

Собор святого Стефана (нем. Stephansdom) - католический собор, национальный символ Вены и всей Австрии. История собора началась в 1137 году, когда была построена небольшая церковь в романском стиле. На протяжении XIII-XV веков церковь несколько раз перестраивали и расширяли. Только к 1511 году достопримечательность превращается в Собор святого Стефана и приобретает ставший известный всему миру готический облик с богатым внешним и внутренним убранством.

Значимости собору придают и захоронения представителей династии Габсбургов (72 могилы членов монаршей семьи). Однако при помпезном оформлении надгробий, большая часть из них являются символическими (начиная с 1633 года в соборе погребали лишь внутренние органы Габсбургов, их тела - в Капуцинской церкви, а сердца - в Церкви святого Августина).

Особое внимание заслуживают две башни: южная и северная. Южная башня, высота которой достигает более 136 метров, служит прекрасной смотровой площадкой на виды старой Вены и её окрестностей. И, если южная знаменита лестницей с 343 ступенями, то северная - величественным куполом, возвышающимися на высоте более 68 метров. Северная башня долгое время оставалась недостроенной. Только в 1579 году её увенчали ренессансным куполом, который сильно выделяется на фоне готического облика всего собора. Именно под сводом этого купола и находится колокол Пуммерин (Pummerin) - самый большой колокол Австрии. Это второй колокол в Европе (после кёльнского), размеры которого действительно удивляют. Его масса достигает 22 тонны, диаметр - более 3 метров, высота -почти 3 метра, а толщина стенок - 23 сантиметра. Для отливки колокола в 1711 году использовали 180 турецких пушек, захваченных в Венской битве 1683 года. Новый Пуммерин был отлит в 1957 году из осколков старого колокола, который разбился в результате пожара в апреле 1945.

Осматривая архитектуру собора, нельзя не обратить внимание на необычную разноцветную черепицу крыши, которая украшена изображением городского и национального гербов. В общей сложности на орнаментирование было затрачено 230 000 черепичных элементов. Если говорить о внутреннем убранстве Собора святого Стефана, внимания заслуживают хранящиеся здесь сокровища искусства и многочисленные реликвии. Это и витражи, и средневековые скульптуры, памятники и надгробные плиты, алтари и кафедры работы известнейших скульпторов. На кафедрах остановимся подробней:

  • Епископская кафедра XV века высотой 4 метра расположена в центре главного нефа. Она украшена статуями четырёх учителей церкви: Григория Великого, Амвросия Медиоланского, Иеронима Стридонского и Августина Блаженного. Перила украшены фантастическим орнаментом из ящериц и жаб, олицетворяющих борьбу между добром и злом. Под лестницей мастер разместил свой автопортрет, известный в народе как «Оконный зевака».
  • Кафедра св. Иоанна Капистрана . Расположена возле главного входа в собор. Считается, что именно с этого места в 1454 году проповедник Иоанн Капистран призывал австрийцев к крестовому походу против турок.

Собор Святого Стефана пережил много войн и стал символом свободы Вены. Готическое здание построено в XII веке, самой является черепичная крыша с алмазным узором, добавленная в 1952 году.

Мифы и факты

Первая церковь на этом месте была романской, которую заменили гораздо большей романской базиликой в 1147 году. Крупный пожар в 1258 году уничтожил это здание и в начале XIV века началось строительство настоящего готического собора.

Новому сооружению также был нанесен ущерб во время турецкой осады 1683 года, а затем в последние дни Второй мировой войны, когда загорелась крыша. Храм вновь открыли в 1948 году, крышу отремонтировали и украсили керамической плиткой, пожертвованной венскими гражданами в 1950 году.

Среди важных событий, которые произошли в соборе Святого Стефана, стоит отметить свадьбу в 1782 году и его похороны в декабре 1791 года.

Что посмотреть

Собор представляет собой впечатляющее готическое здание из темного камня с красочной черепичной крышей и северной башней высотой более135 м, названной Старый Стив (Alter Steffl). Первоначально построенная между 1359 и 1433 годами башня была реконструирована после серьезного повреждения во время войны. Поднявшись по 343 ступеням спиральной лестницы, вы увидите захватывающий вид на Вену сверху.

Северная башня (Nordturm) не была закончена вовремя, поэтому не похожа на первую. Она построена в стиле Ренессанс в 1529 году. С верхней части этой башни открывается не менее прекрасный вид и можно посмотреть на колокол Пуммерин (для подъема есть лифт). Колокол Пуммерин является одним из самых крупных колоколов в мире. Он был вылит из пушки, захваченной у в 1683 году. Этот колокол звонит на весь город в канун Нового года.

Надпись "Ö5", высеченная в камне на массивной входной двери, имеет важное историческое значение. Цифра 5 - это пятая буква алфавита - E. При добавлении к O дает OE, то есть аббревиатуру Österreich (). Это был тайный признак устойчивости к нацистской аннексии Австрии.

Интерьер интересен многими барельефами и скульптурами, а также важными произведениями искусства. Одним из величайших сокровищ Стефанского собора является алтарь Винер-Нойштадт, установленный в 1447 году в левой часовне хора. Богато позолоченный и раскрашенный, он изображает Деву Марию в окружении святых Екатерины и Варвары.

Каменный амвон XV века (сооружение для чтения Священного Писания и пения) в середине нефа представляет образы четырех отцов Латинской Церкви: Амвросия, Иеронима, Григория и Августина. Редкий автопортрет художника Антона Пильграм под лестницей знаменует точку перехода в эпоху Возрождения, когда художники начали подписывать свои работы вместо анонимности. Перила амвона покрыты интересными символами: ящерицы животного света, жабы животной тьмы и «собаки господней».

Также следует отметить необычную могилу XVII века императора Фридриха III, на которой изображены отвратительные существа, пытающиеся разбудить императора.

В Вене также находятся дворцы

Собор святого Стефана - главный собор Вены. Про него решил написать отдельный пост, так как там много чего интересного внутри. Как и многие европейские соборы он строился и перестраивался много раз и вобрал в себя множество стилей, сообразно эпохам, пролетавшим за его стенами. И сейчас собор недостроен. Северная башня должна была быть такой же, как и южная, но она была достроена лишь на половину. Не хватило денег. На самом деле это не такой уж редкий случай. Вот в Малаге, например тоже стоит собор с одной башней и недостроенной второй. "Однорукая дама" называют свой собор жители Малаги. Тут та же история. На обе башни, кстати, можно забраться - там смотровые площадки, также можно спуститься в мрачные катакомбы, где в средневековье захоранивали умерших горожан. Но обо всем по порядку.

1. Сейчас Собор святого Стефана - это крутейший готический собор. Удивительно, что он не пострадал в последнюю войну и бомбардировки его обошли стороной. Однако, справедливости ради, такие приметные сооружения служили при бомбардировках отличным ориентиром для авиации и их оставляли нетронутыми, для возможности ориентироваться на плане города. Аналогичным образом уцелел и Кёльнский собор, хотя остальной город превратился в руины.

2. Готические соборы радуют меня своей монументальностью и.... готичностью. На стенах такие вот замечательные штуки.

3. А вот этот товарищ Иоанн Капистран удостоен такой скульптуры, за то, что призывал идти крестовым походом на турок и еретиков. Говорят был довольно суров к иноверцам.

4. Рядом с собором его уменьшенная копия из бронзы - красота.

5. А вот и северная башня. Видно, что этот обрубок, выстроен только до половины. Сверху приделали небольшую башенку и теперь там смотровая площадка. Теперь уже башня скорее всего не будет достроена и собор не примет вид, задуманный архитектором изначально.

6. Внутри все еще интереснее. И хотя собор святого Стефана уступает по масштабу и богатству отделки Севильскому кафедральному собору, но все равно впечатляет.

7.

8. В соборе красивые росписи, скульптуры. Вообще внутри он довольно неплохо украшен.

9. Главное украшение - высокие стрельчатые окна и арки.

10. Собор действующий - люди сюда приходят помолиться, зажигают свечи. Во время служб туристов не пускают.

11. Потрясающий орган.

12. Девушка даже рот открыла от красоты органа, который находится аккурат над главным входом.

13. В католических соборах меня радует обилие скульптур. Действительно, что не собор - просто музей изящного искусства. Есть из камня, а тут вот из дерева.

14.

15.

16.

17. Интерьер собора создает особую атмосферу. От стен веет стариной. Тяжелые темные стены давят.

18. Снова скульптуры.

19. На башни собора можно подняться и увидеть Вену с высоты. На южную башню надо подниматься пешком, а вот на северную едет лифт. Табличка перед лифтом предупреждает, что с рюкзаками нельзя. Но это наверное относится к большим туристическим, меня с рюкзаком пустили.

20. Наверху смотровая площадка огорожена такой вот крупноячеистой сеткой, которая не дает человеку упасть, но совершенно не мешает фотографировать.

21. В колокольне висит огромный колокол. Кстати в 1945 году в соборе произошел пожар и висевший тогда там огромный колокол Пуммерин, влекомый обломками крыши сорвался вниз, разбился и уничтожил много деталей интерьера.

22. Так как северная башня не выше конька кровли собора, то увидеть отсюда можно только то, что лежит севернее собора. Вдалеке виднеются Альпы. Кстати именно водой, стекающие с Альп питается местный водопровод. Воду можно пить прямо из крана.

23. Потрясающая по крутоте черепичная крыша.

24. На крыше гербы Австрии и самой Вены.

25. На площади перед собором въезд на подземную парковку. Очень здорово обыграли и вписали в архитектуру старой площади.

26. Тут видно, что башню просто достроили до какого-то уровня и остановились. Как будто ножом срезана верхушка.

27. Прямо напротив собора домик со старой черепичной крышей.

28. Тут за монетку можно поглядеть в бинокль. На что смотреть тут же отмечено на панораме.

29. Смотровая площадка организована довольно грамотно.

30.

31. Вдали слева труба с блестящим золотым шаром. Как вы думаете что это? Это мусоросжигательный завод.

32. Готичные элементы на башне.

33. Внизу стоят фиакры - коляски, запряженные лошадями. Они катают туристов по центру города - очень атмосферно.

34. На шпиле петушок.

35. После подъема наверх, пришло время спуститься вниз. Там, за дверью внизу находятся катакомбы, где сотнями лет захоранивали жителей Вены. Там сейчас находится огромное костехранилище. Довольно жуткое место. Там даже фотографировать не разрешают. Но мы все же попробуем.

36. Внизу есть небольшая часовенка.

37. Совсем простенькая.

38. Тут же фрагменты скульптур из оформления, как я понял, собора. Наверное остатки, спасенные после пожара 1945-го, хотя не уверен.

39. Сами катакомбы - это вот такие вот тоннели с кирпичными сводами. в тоннелях сделаны камеры в которые захоранивали людей. Ну то есть по сути их складывали штабелями. Когда места стало не хватать, и зловонный запах гниющих тел стал невыносим, кости отчистили от плоти и с немецкой педантичностью сложили штабелями.

40. Вот, что внутри одной камеры. Жутковато. В катакомбах Святого Стефана по разным оценкам погребены до 10000 человек.

41. Сейчас камеры замурованы, но кое где оставлены такие вот окошки.

42.Выход из катакомб на улицу. Предостерегающий знак.

43. Ну и совсем чуть чуть вечернего собора.

44. Романские башни и портал. Как стемнеет в собор можно тоже попасть, но мы если честно ограничились дневным посещением.

В Москве - Кремль, в Берлине - Бранденбургские ворота, а что в Вене? Городским центром, символом Вены многие века служит главная католическая святыня - собор Святого Стефана (Штефансдом). Его невозможно перепутать с другими европейскими католическими соборами по очень простой причине - из двух причитавшихся ему высоких башен со шпилями достроена лишь одна. Как и в Санкт-Петербурге, Штефансдом принадлежит не христианской церкви, а городу. Что накладывает свой отпечаток на его посещение.

1. Собор строился три с половиной века, и перед нами - самая старая из построенных его частей. Это Романские башни и портал (1230-1245). А первая церковь на этом месте была построена к 1147 году, когда Юрий Долгорукий впервые в письме упомянул имя Москвы.

2. В XV веке начали возводить высокие готические башни со шпилями, но построить смогли только южную (на фото). В 1511 году строительство собора прекратилось, и северная башня осталась незаконченной.

3. На стене храма сохранились средневековые венские эталоны длины, сделанные из металлических полос. Круг на стене являлся эталоном размера выпекаемого хлеба.

4. Войдя внутрь храма, сразу бросается в глаза забор, разделяющий зал на две зоны. В первую зону может попасть любой желающий, здесь можно сесть, помолиться и поставить свечку. А вот для прохода в центральный неф и к главному алтарю надо купить билет. Также в стоимость билета может быть включено посещение музея-реликвария, подъём на северную и южную башни, а также экскурсия в катакомбы. Действует такой билет несколько дней.

5. Центральный готический неф собора посвящён Святому Стефану.

6. На одной из колонн расположена кафедра уникальной резной работы.

7.

8.

9. Автором кафедры был скульптор Антон Пилграм (1460-1516), изобразивший себя «поддерживающим» балкон на северной стене собора.

10. Южный неф посвящён двенадцати апостолам. В нём установлен один из трёх органов храма.

11. Здесь находится целое множество небольших алтарей, а также ложа для императорских особ (справа на фото).

12. Все алтари украшены скульптурами апостолов.

13.

14. Северный неф посвящён Деве Марии и венчается Нойштадтским алтарём.

15. Деталь алтаря XV века.

16. В храме похоронены многие настоятели собора.

17. А под этим пышным надгробием покоится тело Фридриха III, императора Священной Римской империи. Также в соборе похоронен знаменитый принц Евгений Савойский.

18. Главный алтарь.

19. По случаю Нового Года он был украшен ёлками и букетами цветов.

20. Скульптура Девы Марии, венчающей алтарь Святого Стефана.

21. Витражные стёкла в соборе по большей части сохранились.

22. Старинное стекло в дверях, ведущих в оду из шести капелл, пристроенных к основному помещению.

23. Огромное окно в романском стиле расположено за главным органом.

24. Главный орган собора установлен в 1960 году, предыдущий погиб при пожаре 1945 года.

25. Он украшен фигурами парящих ангелов и является крупнейшим в Австрии.

26. Орган имеет 125 регистров и 10 тысяч органных труб.

27. Управляется он четырьмя рядами клавиатур и педалями.

28.

29. Полюбовавшись органом, пройдём музей-реликварий собора.

30. По дороге можно рассмотреть вблизи заложенное окно на романском фасаде.

31.

32. Своды зала.

33. В реликварии собраны различные предметы, использовавшиеся в богослужениях.

34.

35.

36. Персидские стеклянные сосуды.

37. Навершие посоха архиепископа.

38.

39. Один из списков чудотворной Пёчской иконы.

40. При ближайшем рассмотрении оказалось, что нимбы украшены рельефным узором, а сама доска изъедена древоточцами.

41. Также здесь собрано значительное число ковчегов для святых реликвий.

42. На полках шкафов и в влтаре хранятся кости.

43. Есть даже целый застеклённый гроб.

44. Черепа.

45.

46. Тазовая кость.

47. Кости ног.

48. Но больше всего костей хранится под полом собора и прилегающей площади. В катакомбах - подземном кладбище в XVIII веке было погребено до 11 тысяч тел. Сейчас многие кости в беспорядке свалены в подземных казематах. Туда можно пройти с экскурсией, но фотографировать запрещено, поэтому вот фото из интернета.

49.Ещё одна возможность, которой мы не смогли не воспользоваться - подъём на башни. Винтовую лестницу, ведущую на северную башню, разобрали, а вместо неё в шахту встроили лифт с круглой кабиной.

50. Наверху попадаем на большую открытую площадку, на которой должны были возвести шпиль башни.

51. С огороженной сеткой площадки открывается прекрасный вид черепичной крыши собора.

52. Покрытие кровли состоит из 230 тысяч цветных черепиц. Ими выложены изображения гербов Австрии и Вены.

53. А также вид на готическое кружево соседней башни.

54. И на город, конечно.

55. Ещё один символ Вены - старое колесо обозрения в парке Пратер.

56. А на горизонте видно, как вращают лопастями гигантские ветрогенераторы.

57. Дымит труба мусоросжигательного завода Шпиттелау, построенного по проекту знаменитого архитектора Хундертвассера.

58. Дымят трубы электростанции Зиммеринг. при желании на фото можно разглядеть верхушку боевой зенитной башни № 5 в Аренбергапарке и купола венских газометров.

59. В этой же башне установлен главный колокол Пуммерин весом в 21 тонну. Оригинальный колокол был отлит в 1711 году и погиб при пожаре 1945 года.

60. Подъём на южную башню - только пешком по ужасно узкой винтовой лестнице. Лестница настолько узкая, что разойтись со встречными туристами очень затруднительно.

61. Обитатели башни.

62. Наверху попадаем в небольшую комнату с сувенирным магазинчиком.

63. Стены комнаты украшают как надписи XIX века.

64. Так и более новые, оставленные нашими соотечественниками. Как мы помним, Вену освобождали именно совесткие войска.

65. Отсюда виды на город ещё более захватывающие.

66. Вена очень ровный по этажности город, лишь в нескольких местах было разрешено построить высотки.

67. Дворец Бельведер.

68. Купол церкви Святого Петра.

69. Миноритенкирхе и городская Ратуша.

70. Церковь Святого Михаила, Хофбург и парламент Австрии.

71. С башни видно город вплоть до самых окраин.

72. На этом всё. Кто дочитал до конца - молодец!