Сколько детей было у ноя до потопа. Сын Ноя

20.11.2019 Гадание

Адам в 130 лет породил Шета, Шет в 105 лет породил Эноша, Энош в 90 лет породил Кенана, Кенан в 70 лет породил Маалалэля, Маалалэль в 65 лет породил Йереда, Йеред в 162 года породил Ханоха, Ханох в 65 лет породил Метушелаха, Метушелах в 187 лет породил Лемеха и Лемех в 182 года породил Нoaxа.

Имя Ноаха происходит от слова «облегчить». Подразумевается, что он должен был облегчить жизнь людей. До Ноаха у них не было орудий для обработки земли, а он изготовил их. Из-за проклятия, которому был предан первый человек, земля производила шипы и репей, когда её засевали пшеницей, а в дни Ноаха успокоилась.

Хронологическая таблица, составленная на основе этих данных, показывает, что Ноах был первым человеком, который родился после смерти Адама. Его рождение становится зарёй новой эры человечества. Когда Ноаху было 500 лет, он породил Шема, Хама и Йефета.

Во время Ноаха начался процесс слияния двух цивилизаций. Потомки Каина, несмотря на развитие искусств и технический прогресс, зашли в тупик из-за отсутствия моральной основы. Потомки Шета воспитывающиеся в духе любви к Всевышнему начали брать в жёны дочерей из рода Каина и оказались под влиянием идеологии и образа жизни той цивилизации, которая основывается только на физических возможностях и умственных способностях человека. Всё человечество начало забывать о Всевышнем и культивировать то дурное, что таит в себе природа человека. Это было первым предупреждением о том, к какой трагедии приводит брак с идолопоклонниками.

Всевышний решил навести на мир Потоп, если люди не прекратят свои злодеяния. Для этого он дал им сто двадцать лет, чтобы люди могли осмыслить своё поведение, оставить дурные дела и раскаяться. Хотя были свидетели гибели поколения Эноша, когда океан поднялся и затопил третью часть мира, поколение Потопа не смирилось, не пожелало извлечь урок из того.

Ещё до того, как потомки Шета стали брать в жёны дочерей из рода Каина, в мире существовали гиганты. Их необычная физическая сила сделала их известными, окружающие относились к ним как к героям. Однако известность и слава, которые основываются только на физической силе, никогда не бывают долговечными. Их судьба - исчезнуть с лица земли и быть забытыми. Человек, нация или поколение, которые не соответствуют высокому замыслу Творца, не могут долго существовать. А род человеческий возьмёт свое начало от Ноаха.

Люди не скрывали своих грехов и все делали открыто. Даже скот, зверь и птица случались с особями других видов. Извращение путей животными привело к появлению уродливых гибридов, которые заполнили всю землю. Повсюду, где находишь распутство и идолопоклонство, на мир обрушивается пагуба и без разбора истребляет хороших и дурных. Приговор им был окончательно вынесен не за что иное, как за грабёж.

Hoax назван в Торе праведным человеком - несмотря на несправедливость и неприкрытое злодейство, торжествовавшие во всём мире в то время, ему удалось остаться незапятнанным и неиспорченным этим общим для всех его современников процессом моральной деградации. Но с другой стороны, он принадлежал к поколению, в котором праведником назывался человек, сохранявший лишь элементарную порядочность; живи Ноах во времена Авраама, он не считался бы за праведного человека вообще.

Строительство ковчега заняло у Ноаха 120 лет. Всевышний не ускорил его работу чудесным образом - ковчег не был завершён за более короткий срок, чтобы дать возможность людям раскаяться в грехах и исправить своё поведение. Современники Ноаха с любопытством наблюдали за его работой. Когда его спрашивали, чем он занят, Ноах объяснял, что Всевышний вынес приговор об уничтожении человечества, и если люди не одумаются, через 120 лет они будут уничтожены. Но никто не верил ему, все смеялись, не придавая его словам никакого значения.

Размер ковчега был: триста локтей - длина ковчега, пятьдесят локтей - его ширина, и тридцать локтей - его высота (локоть - около 60 см). Современники Ноаха говорили: «Как только увидим, что он входит в ковчег, разобьём ковчег, а его убьём». Всевышний защитил Ноаха, чтобы ковчег не разбили: окружил его медведями и львами, и они убивали замысливших зло.

В шестисотом году жизни Ноаха, семнадцатого числа второго месяца вскрылись все источники бездны великой и открылись проёмы небесные. Ковчег был погружён в воду на одиннадцать локтей, подобно гружёному судну, часть которого находится в воде. Воды поднялись на 9 метров выше самой высокой горы и всё человечество погибло, за исключением тех, кто находился в ковчеге. Но рыбы, которые в море не погибли.

Потоп

После сорока дней непрерывного дождя воды достигли наивысшего уровня, на котором оставались сто десять дней. После того, как прошло сто пятьдесят дней, воды начали убывать. И затворились источники бездны и проёмы небесные, и прекратился дождь с небес. Ковчег остановился на горах Арарата. Здесь Арарат используется как название местности. Септуагинта переводит название Арарат как «Армения». В памятниках ассирийской клинописи Армения упоминается как Урарту. Высота горы Арарат - около 5000 метров над уровнем моря.

Через сорок дней Hoax открыл окно ковчега и выпустил ворона. Ноах выбрал именно ворона, который питается падалью, полагая, что останки всего живого, погибшего во время Потопа, должны покрывать землю во многих местах, и если ворон не вернётся, это будет знаком, что земля в значительной степени освободилась от воды и он смог найти пищу. Когда ворон вернулся, Ноах выпустил голубя. Скорее всего, Ноах выпустил голубя утром, и тот, по всей видимости, пролетел большое расстояние, так как вернулся только вечером. Ноах понял, что значительная часть поверхности земли до сих пор покрыта водой.

Когда обитатели ковчега вышли на сушу, Ноах построил жертвенник, так как он испытывал внутреннюю потребность выразить благодарность Всевышнему.

В отличие от первого человека, Адама, потомкам Ноаха было дано разрешение употреблять в пищу мясо. В Торе кровь часто выступает как символ жизненных сил. В самом деле, кровь доставляет всем органам тела все самое необходимое. Если организм теряет кровь, жизненные силы быстро убывают, пока не прерывается сама жизнь. Любая сложная форма жизни обладает элементом святости, поскольку жизненные силы даются непосредственно Всевышним. Поэтому, хотя разрешение есть мясо животных было дано, появилось дополнительное строгое ограничение: прежде чем человек возьмёт какую-либо часть мяса животного для употребления в пищу, жизнь должна полностью оставить животное.

Человек не имеет права пользоваться той силой, в которой кроется тайна жизни, для удовлетворения своих материальных потребностей, ему запрещено есть кусок, отрезанный от живого. В этом запрете есть две стороны: запрет пользоваться жизненной силой, и запрет варварского обращения с животным. Впоследствии на еврейский народ были наложены дополнительные ограничения, однако их смысл точно такой же: закон забоя скота («шхита») является способом мгновенного и безболезненного умерщвления животного, запрет употребления в пищу любой крови, выделившейся из мяса, является продолжением и развитием запрета употреблять в пищу кусок от живого.

Всевышний повелел также потомкам Ноаха плодиться и размножаться. Это повеление выражает принципиальное желание Всевышнего наполнить землю людьми и ещё раз подчеркивает, насколько убийство отвратительно Всевышнему. Талмуд осуждает человека, который намеренно не вступает в брак, чтобы не родить детей, и приравнивает его к тому, кто проливает кровь. Такое сравнение убийства и нежелания исполнить повеление Всевышнего «плодитесь и размножайтесь» вытекает из рассматриваемого нами выражения («плодитесь и размножайтесь»), которое в данном месте текста воспринимается как противопоставление убийству.

Мудрецы объясняют, что этот отрывок текста Торы, содержащий законы, данные Всевышним Ноаху после Потопа, фактически состоит из семи заповедей, которые принято называть «заповедями сынов Ноаха»:
1. обязанность повсеместно установить справедливые суды;
2. запрет проявления неуважения к имени Всевышнего;
3. запрет идолопоклонства;
4. запрет убийства;
5. запрет кровосмешения;
6. запрет воровства и грабежа;
7. запрет употреблять в пищу кусок от живого.

Учёные могли бы назвать эти законы «Кодексом естественной религии», так как они являются необходимым минимумом для поддержания существования общества. В еврейском законе этот свод из семи заповедей применяется только по отношению к неевреям. Если нееврей изъявляет желание жить среди еврейского народа на земле Израиля, он должен принять на себя исполнение этих семи законов, в противном случае ему не будет разрешено поселиться в пределах Святой Земли.

Радуга

После Потопа впервые появилась радуга. Комментаторы расходятся во мнениях о природе этого знака.

Рамбан считает, что радуга стала с этого момента знаком, свидетельствующим о том, что между Творцом и людьми был заключён союз.

Однако Мальбим полагает, что существуют два условия появления радуги: проникновение солнечных лучей в неплотное облако, преломление и дифракция их или когда облака не закрывают всё небо. Непосредственно перед Потопом и во время него эти условия отсутствовали, так как плотные и густые облака закрывали всё небо. Теперь сам факт появления радуги свидетельствует о том, что не собралось количества воды, достаточного для того, чтобы затопить землю.

Всего Ноах прожил девятьсот пятьдесят лет.


Ной , согласно Библии, — последний (десятый) из допотопных ветхозаветных патриархов, происходящих по прямой линии от Адама. Сын Ламеха, внук Мафусаила, отец Сима, Хама и Иафета (Быт. 5:28-32; 1Пар. 1:4). В Библии Ной — первый виноградарь и изобретатель вина. Имя Ноя связано с рассказом о Всемирном потопе и Ноевом ковчеге.

По еврейскому тексту Ной родился в 1056 году (по Септуагинте — в 1662 году) от Сотворения мира . Его возраст, подобно другим допотопным патриархам, исчисляется сотнями лет: ко времени начала строительства Ковчега Ною было 500 лет и у Ноя уже было три сына - Сим, Хам и Иафет. При этом Сим был первенцем, Хам родился на год позже, а Иафет — через год после Хама. Столь позднее отцовство Ноя объясняется в преданиях тем, что предвидя гибель человечества он не хотел иметь детей, и женился лишь по велению Бога. Жену Ноя обычно отождествляют с Ноемой, дочерью Ламеха.

Библия называет Ноя единственным праведником в своём поколении, который «обрёл благодать пред очами Господа» (Быт. 6:8).

Согласно Библии, когда Бог увидел, что помышления людей во всякое время были зло, Он раскаялся, что создал человека на земле, и решил истребить его. Господь наслал сильный дождь, из-за которого начался Всемирный потоп, который явился Божественной карой за нравственное падение человечества.

За свою праведность Ной с семьёй был избран Богом для возрождения человеческого рода после Всемирного потопа. Бог заблаговременно сообщил Ною о своём решении истребить всё живое на земле, и дал точные указания, как построить Ковчег (который потом стали называть Ноев Ковчег ) — корабль, способный пережить готовящийся потоп — и снарядить его для длительного плавания.


Согласно еврейскому преданию, строительство ковчега заняло у Ноя 120 лет (по одной из версий, деревья для ковчега также были посажены Ноем), хотя Всевышний мог спасти Ноя одним Своим словом или ускорить его работу чудесным образом. Это объясняется тем, что решение Всевышнего погубить всё живое на земле не было бесповоротным и Господь желал дать людям возможность раскаяться в грехах и исправить своё поведение. Современники Ноя имели возможность наблюдать за его работой. Когда его спрашивали, чем он занят, Ной объяснял, что Бог вынес приговор об уничтожении человечества, и если люди не одумаются, через 120 лет (Быт.6:3) они будут уничтожены в водах потопа. Тем не менее, все смеялись над Ноем, не придавая его словам никакого значения. Когда строительство ковчега было завершено, Господь дал современникам Ноя последнюю возможность опомниться: «и лился на землю дождь» (Быт. 7:12) и лишь через пять стихов: «И продолжалось на земле наводнение» (Быт. 7:17). Еврейские толкователи объясняют это тем, что когда сначала Бог ниспослал дожди из милосердия (дождь, желанный и благодатный). Если бы люди возвратились к Богу, оставив свои преступления, потопа не случилось бы, и дожди остались бы дождями благословения. Когда же они не раскаялись, — дожди перешли в потоп.


Всемирный потоп. Айвазовский И. К., 1864 г.

Когда корабль был построен, Бог повелел Ною взять с собой в Ковчег членов своей семьи (жена Ноя и трое сыновей с жёнами) и по паре от каждого вида животных и птиц, а «чистых» (то есть пригодных для принесения в жертву) — по семи пар , «чтобы сохранить племя для всей земли» (Быт. 7:2-3). Это первый раз, когда животные разделяются по принципу нечистоты.

В 17 день второго месяца воды обрушились на землю (Быт. 7:11). Наводнение длилось 40 дней и ночей , после чего воды подняли Ковчег и он поплыл (Быт. 7:17-18). Вода стояла так высоко, что плававший на её поверхности Ковчег был выше горных пиков. Всё живое на земле погибло в водах потопа, остался лишь Ной и его семья.


Только спустя 150 дней вода стала убывать, и вскоре, на 17 день седьмого месяца, Ковчег прибило к горам Араратским (Быт. 8:4). Однако, лишь первого числа десятого месяца показались горные вершины. Ной ждал ещё 40 дней, после чего выпустил ворона, который, не найдя суши, каждый раз возвращался назад. Затем Ной трижды (с перерывами по семь дней) выпускал голубя. В третий раз голубь не вернулся. Тогда Ной смог покинуть корабль.


Выйдя из ковчега, Ной принёс жертвы Богу (здесь впервые в Библии появляется жертвоприношение животных всесожжением). Бог пообещал вернуть миру прежний порядок вещей и более никогда не опустошать землю за вину людей.


«Пейзаж с жертвоприношением Ноя», И. А. Кох, ок. 1803. Государственная галерея, Франкфурт-на-Майне

После этого Бог благословил Ноя и его потомство, заключив с ним Завет, включающий определенные предписания относительно употребления в пищу мяса животных и пролития крови (Быт. 9:1-17). Символом Завета стала радуга - своего рода гарантия того, что больше никогда человечество не будет истреблено водой.

Согласно Библии, выйдя из Ковчега, Ной занялся возделыванием земли, насадил виноградники и изобрёл вино (Быт. 9:20).

Однажды, когда Ной опьянел и лежал обнажённым в своём шатре, его сын Хам (вероятно со своим сыном Ханааном) увидел «наготу отца своего», и, оставив отца обнажённым, поспешил рассказать об этом двум своим братьям, чтобы те посмеялись над ним, но они вошли в шатер, не глядя на Ноя, и укрыли его (Быт. 9:23). За проявленное непочтение Ной проклял сына Хама — Ханаана и его потомков, объявив, что те будут рабами Сима и Иафета.


И.Ксенофонтов. Ной проклинает Хама

«Ной хотел и наказать Хама за его преступление и нанесенное ему оскорбление, и вместе с тем не нарушить благословения, данного уже Богом: «благословил, — сказано, — Бог Ноя и сынов его», когда они вышли из ковчега (Быт. 9:1)» , — объясняет этот момент святитель Иоанн Златоуст.

К началу потопа Ною было 600 лет. После потопа Ной жил ещё 350 лет и умер в возрасте 950 лет (Быт. 9:29).

Согласно библейской родословной, Ной является родоначальником всех народов мира , которые делятся на три основные группы:

- потомки Сима (Семиты - ряд народов Ближнего Востока. К числу семитских народов относят арабов, евреев, мальтийцев, потомков ассирийцев - древних представителей южной подгруппы южных семитов в Южной Аравии и ряд других народностей Эфиопии, Новосирийцев. Род Сима в Библии расписан подробно и его линию можно проследить вплоть до Иисуса);

- потомки Хама (Хамиты - народы, которые живут в северной и северо-восточной Африке (египтяне, ливийцы, эфиопы, сомалийцы, ханаанеи, финикийцы, филистимляне) и вообще все представители негроидной расы. В Новое время представление о детях Хама как о рабах Сима и Иафета стало одним из идеологических обоснований работорговли);

- потомки Иафета (Иафет считается прародителем европейцев и вообще индоевропейских народов. Иногда также к ним причисляют кавказские и тюркские народы. В более широком смысле — это всё население планеты, за исключением негроидов и семитов).

В книге пророка Иезекииля (Иез. 14:14-20) Ной назван одним из трех праведников древности вместе с Даниилом и Иовом. Апостол Пётр называет Ноя проповедником правды и в его спасении от потопа в ковчеге видит указание на возможность духовного спасения через крещение (2Петр. 2:5). Апостол Павел также приводит пример Ноя, как образец веры: «ею осудил он (весь) мир, и сделался наследником праведности по вере» (Евр. 11:7). В Евангелии от Луки (Лк. 3:36) упомянут в числе предков Иисуса Христа.

Икона праотца Ноя в Храме Святого Мученика Уара в Вешках

Православная церковь относит Ноя к числу праотцев и совершает его память в «Неделю праотцев» во второе воскресение перед Рождеством Христовым. Изображения Ноя помещаются в самом верхнем — праотеческом чине иконостаса, представляющем ветхозаветную церковь, не знавшую законов Моисея.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

Использовались материалы из журнала «ФОМА»

Выход на экраны голливудского с его весьма далекой от оригинала интерпретацией библейских событий означает создание в современной массовой культуре искаженного образа ветхозаветного патриарха , которого православная Церковь почитает как святого. Поэтому хотелось бы напомнить о том, каким был настоящий Ной, что о нем известно из Священного Писания и Священного Предания. А известно, надо сказать, немало, и фигурой он был, безусловно, выдающейся.

Жизнеописанию Ноя посвящены главы с шестой по девятую книги Бытия. Имя его встречается и во многих других местах Библии. Так, в книге пророка Иезекииля Господь упоминает Ноя в числе трех величайших праведников древних времен вместе с Иовом и Даниилом (Иез. 14:13–14, 20). В книге пророка Исайи Бог упоминает Свой завет с Ноем как пример непреложного обетования (Ис. 54:8–9).

В книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, праотец восхваляется: «Ной оказался совершенным, праведным; во время гнева он был умилостивлением; посему сделался остатком на земле, когда был потоп» (Сир.44:16–17). В третьей книге Ездры он называется тем, от кого «произошли все праведные» (3Езд. 3:11). А в книге Товит Ной упоминается в числе древних святых, которым надо подражать (Тов. 4:12).

Неоднократно Ной упоминается и в Новом Завете. Господь Иисус Христос ссылается на его историю как на вполне реальную и использует ее для объяснения того, что будет происходить перед концом нашего мира (Мф. 24:37–39). Апостол Павел приводит Ноя как пример подлинно верующего (Евр.11:7). В свою очередь апостол Петр упоминает события, связанные с Ноем и потопом, как доказательство того, что у Бога не остается без воздаяния грешник и не остается без помощи и спасения праведник (2Петр. 2:5,9).

По словам блаженного Августина, в истории Ноя «никто не должен думать, будто бы все это было написано с целью обмана; или же что в рассказе нужно искать только истину историческую, без всяких аллегорических значений; или, напротив, что всего этого в действительности не было, а что это только одни словесные образы» .

Итак, рассмотрим, что и почему произошло во времена Ноя и какое духовное значение это имеет.

По свидетельству святителя Иоанна, благодаря такому пророчеству «это дитя, мало–помалу возрастая, для всех видевших его служило уроком… этот человек, живший пред глазами всех, всем напоминал о гневе Божием» .

Из Библии о первых пятистах годах жизни Ноя известно лишь то, что в этот период он женился, и у него родилось трое сыновей: Сим, Хам и Иафет (Быт. 5:32). Святой Кирилл Александрийский пишет, что Ной «обращал на себя общее внимание, весьма знаменит был и известен» .

Во время жизни Ноя было «велико развращение человеков на земле, и все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (Быт. 6:5), «потому что не временами только, но постоянно и во всякой час грешили, ни днем, ни ночью не переставая исполнять лукавое свое помышление» . Однако ветхозаветный патриарх отличался от своих современников: «Ной же обрел благодать пред очами Господа» (Быт. 6:8). Почему? Потому что «Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом» (Быт. 6:9).

Святой Иоанн Златоуст отмечает главную черту личности Ноя – небывалую твердость и решимость на пути добродетели: «как был предан добродетели этот праведник, когда среди такого множества людей, с великою силою стремившихся к нечестию, один он шел противоположным путем, предпочитая добродетель - и ни единодушие, ни столь великое множество злых не остановило его на пути добра… Представь же необычайную мудрость праведника, когда он, среди такого единомыслия злых людей, мог избежать заразы и не потерпеть от них никакого вреда, но сохранил твердость духа и уклонился от греховного единомыслия с ними» .

Требовалась поистине несгибаемая воля для того, чтобы быть одному против всего мира, особенно если учесть, что «за свою решимость вопреки всем подвизаться в добродетели, Ной терпел великое поношение и осмеяние, так как все нечестивые обыкновенно всегда издеваются над решившимися удаляться нечестия и прилепляющимися к добродетели» .

Святой праотец не был равнодушен к участи современников: «всем людям в течение всего этого времени он проповедовал и внушал отстать от нечестия» , но никто не откликался и не приходил в чувство, и в ответ на проповедь он получал новые насмешки.

А «Ной ходил пред Богом» (Быт. 6:9), то есть все свои поступки, стремления и помышления сообразовывал с Его волей, помня, что Бог все видит и знает. Так Ной «смог пренебречь и стать выше столь великого множества насмехавшихся над ним, нападавших, поносивших, бесславивших его... Он непрестанно взирал на недремлющее Око Божие и к нему устремлял взор души своей; поэтому уже и не заботился обо всех этих поношениях, как будто бы их и не было» .

Когда Ною было пятьсот лет, он получил откровение от Бога: «Конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли. Сделай себе ковчег… И вот, Я наведу на землю потоп водный… все, что есть на земле, лишится жизни. Но с тобою Я поставлю завет Мой, и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою» (Быт. 6:13–14, 17–18). Также Господь повелел Ною ввести в ковчег по паре от всех животных, птиц и пресмыкающихся (а чистых видов скота и птиц – по семи), и запастись пищей для себя и для них. «И сделал Ной всё: как повелел ему [Господь] Бог, так он и сделал» (Быт. 6:22).

На то, чтобы построить ковчег, у Ноя ушло сто лет. «Стало известно Ноево дело во всей вселенной, и слова его передавались всюду, что такой-то человек строит необычайной величины корабль и говорит о потопе, который покроет всю землю. Многие издалека приходили посмотреть на этот делающийся корабль и послушать проповедь Ноеву. Человек же Божий, побуждая их к покаянию, проповедовал им о приближающейся потопной мести грешникам. Поэтому-то он и был назван у святого апостола Петра проповедником правды (2Петр 2:5)» .

Если бы современники Ноя покаялись и исправили жизнь свою, то могли бы отвратить от себя наказание, как отвратили ниневитяне, поверившие трехдневной проповеди Ионы. Однако «люди не покаялись, при всем том, что Ной по святости своей служил для современников образцом, а праведностью своей целых сто лет проповедовал им о потопе, даже смеялись над Ноем, извещавшем их, что искать спасения в ковчеге придут к нему все роды живых тварей, и говорили: “Как придут звери и птицы, рассеянные по всем странам?”»

И вот, когда Ною было шестьсот лет, Бог сказал ему: «Войди ты и все семейство твое в ковчег, ибо тебя увидел Я праведным предо Мною в роде сем… и всякого скота чистого возьми… также и из птиц небесных… чтобы сохранить племя для всей земли, ибо чрез семь дней Я буду изливать дождь на землю сорок дней и сорок ночей; и истреблю все существующее, что Я создал, с лица земли» (Быт. 7:1–4).

«И вошел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним в ковчег…» (Быт. 7:7). По словам святителя Иоанна Златоуста, члены семьи Ноя «хотя и далеко уступали праведнику в добродетели, однако же чужды были и чрезмерного нечестия развращенных современников» . Они оказались в числе спасенных потому, что поверили проповеди Ноя и оказали ему послушание, в отличие от зятьев Лота, которые не поверили такой же проповеди сродника своего и погибли вместе со всем Содомом: «И вышел Лот, и говорил с зятьями своими, которые брали за себя дочерей его, и сказал: встаньте, выйдите из сего места, ибо Господь истребит сей город. Но зятьям его показалось, что он шутит» (Быт. 19:14). Кроме того, по мысли Златоуста, спасение членов семьи было наградой от Бога Ною за его праведность.

«В тот самый день начали приходить с востока слоны, с юга - обезьяны и павлины, другие животные собирались с запада, иные спешили идти с севера. Львы оставили дубравы свои, лютые звери выходили из логовищ своих, животные, жившие на горах, собирались оттуда. Современники Ноевы стеклись на такое новое зрелище, - но не для покаяния, а чтобы насладиться, видя, как перед глазами их входят в ковчег львы, вслед без страха спешат волы, ища с ними убежища, вместе входят волки и овцы, ястребы и голуби» .

Свт. Филарет Московский указывает, что «долгота ковчега была более 500, широта более 80 и высота более 50 футов» , то есть ковчег был примерно 152 метра в длину, 25 метров в ширину и 15 метров в высоту, - такого размера вполне было достаточно для размещения животных, птиц и пресмыкающихся. «Испытатели природы находят, что все роды животных, долженствовавшие быть в ковчеге Ноевом, простираются только до трехсот или немного более. Из сих не более шести превышают величиною коня; немногие равняются с ним» .

После того, как Ной вместе с семьей и животными вошел в ковчег, по милосердию Божию время наступления потопа отлагается еще на неделю: «Бог давал людям на покаяние сто лет, пока строился ковчег, но они не одумались. Он собрал зверей, дотоле ими невиданных, - однако же люди не захотели покаяться… Даже после того, как Ной и все животные вошли в ковчег, Бог медлил еще семь дней, оставляя дверь ковчега отверстой... но современники Ноевы… не убедились оставить нечестивые дела свои» .

Господь Иисус Христос свидетельствует, что современники Ноя беспечно продолжали свою жизнь, с обычными житейскими занятиями: «Во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех» (Мф. 24:37–38).

И вот «чрез семь дней воды потопа пришли на землю… разверзлись все источники великой бездны… и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей… вода же усиливалась и весьма умножалась на земле, и ковчег плавал по поверхности вод. И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом… И лишилось жизни всякое существо, которое было на поверхности земли; от человека до скота, и гадов, и птиц небесных, - все истребилось с земли, остался только Ной и что было с ним в ковчеге. Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней» (Быт. 7:10–12, 18–19, 23–24).

Святой Иоанн Златоуст обращает внимание на то, что вода поднималась постепенно сорок дней, прежде чем все погибли, и спрашивает: «Для чего так? Разве Бог не мог, если бы захотел, навести весь дождь в один день? Что говорю - в один день? В одно мгновение. Но Он делает это с намерением… По великой Своей благости, Он хотел, чтобы хотя бы некоторые из них вразумились и избегли всеконечной погибели, видя перед глазами у себя и смерть своих ближних и угрожающее им самим бедствие» . Об этом же говорит и святитель Филарет: «Сорок дней начинающегося потопа были последним даром Божия долготерпения для некоторых грешников, которые уже при виде заслуженной казни могли почувствовать свою вину и воззвать к милосердию Божию» .

И это произошло – многие люди прежнего мира, увидев своими глазами, как сбывается предсказание Ноя, вспомнили его проповедь и лишь теперь, в последние дни своей жизни, принесли покаяние Богу и смиренно приняли смерть от потопа как заслуженное наказание за свои грехи. Благодаря этому, хоть и запоздалому, обращению, современники Ноевы оказались в числе тех умерших древних, к душам которых была обращена проповедь Христа, когда Он Своею человеческой душой сошел во ад после смерти на кресте, как об этом свидетельствует апостол Петр: «Христос… быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды» (1Пет. 3:18–20).

Таким образом, всемирный потоп был не только актом наказания за грехи, но в бо льшей степени спасительным действием Божиим, поскольку жившие тогда люди довели себя до такого жестокосердия, что только лицезрение гибели всего мира и осознание своей скорой смерти могло пробудить их сердца и через покаяние избавить от вечной гибели. Те из них, кто искренне покаялись в те сорок дней и ночей и обратились к Богу, впоследствии оказались в числе душ ветхозаветных верующих, спасенных Христом из ада.

Было это благодеянием даже и для тех, кто не захотел каяться – этим последним средством удалось «отторгнуть от греха неисправимых грешников, каждодневно причиняющих себе новые раны и делающих язвы свои неисцелимыми» .

Имел потоп благотворное значение и для последующего человечества, - «необходимо было истребить их и уничтожить весь род их, как негодную закваску, дабы они и для последующих родов не сделались учителями нечестия» . Потоп прервал и племя Каина, и все другие роды, уклонившиеся во зло. Бог сделал праведного Ноя родоначальником нового человечества. И если даже несмотря на то, что все ныне живущие имеют своим предком великого праведника, столь многие уклонились ко греху, то каково было бы разлитие зла на земле, если бы большую часть человечества составляли потомки тех укоренившихся в пороке родов?

Однако в потопе погибли не только люди, но и все живущие на суше существа. Святой Амвросий Медиоланский пишет: «Чем же провинились неразумные твари? Они были сотворены ради человека; и по истреблении человека, ради которого они были сотворены, следовало истребить и их: ведь уже не существовало бы того, кто бы ими пользовался» . А Златоуст так объясняет это: «Как при благочестивой жизни человека и тварь участвует в человеческом благоденствии, по слову Павла (см.: Рим. 8:21), - так и теперь, когда человек за множество грехов своих должен понести наказание и подвергнуться конечной погибели, вместе с ним и скоты, и гады, и птицы подвергаются потопу, имеющему покрыть всю вселенную» , поскольку они разделяют участь с тем, кто является их главой. И как многие животные разделили гибель со многими грешными людьми, так немногие животные разделили спасение в ковчеге с немногими праведными людьми. К тому же, если бы при гибели почти всего человечества Бог сохранил бы всех без исключения животных, то это привело последующие поколения людей к убеждению, что животные важнее и выше человека, и языческое обожествление животных, возникшее в некоторых народах, получило бы еще большее и быстрейшее распространение.

Святитель Иоанн Златоуст обращает внимание на то, что ковчег не имел постоянно открытых окон и к тому же Сам Бог заключил его снаружи. Сделано это было по милосердию к Ною, чтобы избавить его от тягостного и ужасающего видения погибели мира.

«Начало потопа до лжно полагать в последней половине осени» , и продлился он год. И «год этой жизни, мне кажется, стоит целой жизни: столько-то скорби Ной должен был перенести там, находясь в такой тесноте… Заключенный в ковчеге как в темнице, он носился туда и сюда, не мог там видеть неба, ни устремить глаза в другое какое-либо место - словом, не видел ничего, что могло бы доставить ему некоторое утешение... Ной целый год прожил в этой необыкновенной и странной темнице, не будучи в состоянии и подышать свежим воздухом... как мог этот праведник, равно как сыновья и жены, выдержать совместное пребывание со скотами, зверями и птицами? Как он вынес зловоние? …удивляюсь, как он еще не пал под бременем уныния, помышляя и о погибели человеческого рода, и о собственном одиночестве, и о трудной жизни в ковчеге. Но причиной всего доброго была для него вера в Бога, по которой он выдержал и перенес все благодушно» .

Поэтому неудивительно, что апостол Павел восхваляет Ноя именно за его веру: «Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он (весь) мир, и сделался наследником праведности по вере» (Евр.11:7). «Не то, чтобы сам Ной осудил своих современников; нет, осудил их Господь сравнением их с Ноем, потому что они, имея все то же, что и праведник, не пошли по одному с ним пути добродетели» , - объясняет свт. Иоанн Златоуст.

Вот что говорится в Писании о том, что было дальше: «Стала убывать вода по окончании ста пятидесяти дней. И остановился ковчег в седьмом месяце… на горах Араратских. Вода постоянно убывала до десятого месяца; в первый день десятого месяца показались верхи гор. По прошествии сорока дней Ной открыл сделанное им окно ковчега и выпустил ворона, [чтобы видеть, убыла ли вода с земли,] который, вылетев, отлетал и прилетал» (Быт. 8:3–8). Неделю спустя Ной «выпустил голубя из ковчега. Голубь возвратился к нему в вечернее время, и вот, свежий масличный лист во рту у него, и Ной узнал, что вода сошла с земли» (Быт. 8:10–11). Еще позже «иссякла вода на земле; и открыл Ной кровлю ковчега и посмотрел, и вот, обсохла поверхность земли… И сказал Бог Ною: выйди из ковчега ты и жена твоя, и сыновья твои, и жены сынов твоих с тобою; выведи с собою всех животных, которые с тобою, от всякой плоти, из птиц, и скотов, и всех гадов, пресмыкающихся по земле: пусть разойдутся они по земле, и пусть плодятся и размножаются на земле» (Быт. 8:13, 15–17).

Святитель Филарет обращает внимание на совершенное послушание праведника Богу: «Несмотря на то, что по открытии ковчега около двух месяцев Ной видел состояние иссыхающей земли, он не осмелился из оного выйти до повеления от Бога» . А преподобный Иоанн Дамаскин замечает: «Когда Ною повелевалось войти в ковчег… Бог отделил мужей от жен, чтобы они, сохраняя целомудрие, избежали пучины… после же прекращения потопа Он говорит: выйди из ковчега ты и жена твоя, и сыновья твои, и жены сынов твоих с тобою , потому что опять дозволен брак для размножения рода человеческого» .

Ной исполнил повеление Божие, но сделал также и то, чего Господь не предписывал ему, и что было продиктовано движением его души: «тотчас же по выходе из ковчега, он выказывает свою признательность, и возносит к Господу своему благодарение, как за прошедшее, так и за будущее» - «И устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике» (Быт. 8:20). Здесь впервые в истории человечества мы видим создание места особого поклонения Богу. Если жертвоприношение Богу совершали уже Авель и Каин, то специальный жертвенник Господу устроил Ной. Однако святитель Филарет говорит, что в действительности Ной был не первым, устроившим жертвенник, поскольку, зная смирение праведника, «нельзя думать, чтобы Ной отважился ввести что-либо новое в обрядах жертвоприношений, принятых от благочестивых предков» .

«И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь [Бог] в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека… и не буду больше поражать всего живущего» (Быт. 8:21). Эти слова означают, что Бог «принял жертвоприношения. Ведь у Бога нет органа обоняния, так как Божество бестелесно. Правда, возносимое есть жир и дым от сжигаемых тел, и нет ничего зловоннее этого. Но чтобы ты знал, что Бог смотрит на приносимые жертвы и принимает либо отвергает их, Писание называет этот дым приятным благоуханием» . Так что «обонял Господь не запах от мяс животных или воскурения дров, но призрел Он и увидел чистоту сердца в том, кто из всего и за все приносил Ему жертву» .

Видя благочестие патриарха, «благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю; да страшатся и да трепещут вас все звери земные, и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они; все движущееся, что живет, будет вам в пищу… только плоти… с кровью ее, не ешьте; Я взыщу и вашу кровь… от всякого зверя, взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его; кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию… И сказал Бог Ною и сынам его с ним: вот, Я поставляю завет Мой с вами и с потомством вашим после вас… что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли... Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною и между землею» (Быт. 9:1–6, 8–9, 11, 13).

Прежде всего, здесь видно, как замечает Златоуст, что «Ной снова получает то благословение, которое получил Адам до преступления. Как тот, тотчас по сотворении своем, услышал: “плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею” (Быт. 1:28), так и этот теперь: “плодитесь и размножайтесь на земле”, потому что как Адам был началом и корнем всех живших до потопа, так и этот праведник становится как бы закваской, началом и корнем всех после потопа» .

Затем Бог дает разрешение людям на употребление в пищу животных, птиц и рыб. Блаженный Феодорит так объясняет причины этого: «предвидя, что впавшие в крайнее безумие будут все обоготворять, Бог, чтобы прекратить нечестие, дозволяет употреблять животных в пищу, потому что поклоняться тому, что употребляется в пищу, - дело крайнего малосмыслия» .

После этого Бог устанавливает запрет на употребление в пищу мяса с кровью животных, который впоследствии повторяется и в законе Моисеевом (Втор. 12:23), и в предписаниях апостольского собора (Деян. 15:29). Объясняется это тем, что в крови – душа животных. Обещанием «Я взыщу и вашу кровь… от всякого зверя » Бог «предсказывает воскресение... разумея, что пожранные зверями тела соберет и воскресит» . Затем Бог запрещает человекоубийство, предупреждая о строгом наказании за него, «изрекает, что всякий убийца должен быть умерщвляем» .

После этого «Бог говорит: “Я поставляю завет Мой” , т. е., заключаю договор. Как в делах человеческих, когда кто обещает что-нибудь, то заключает договор и тем доставляет надлежащее удостоверение, так и благой Господь говорит здесь» . На такую высоту поднимает Бог отношение с людьми. Он не просто предписывает и приказывает, как всемогущий Владыка, Он заключает договор, в рамках которого добровольно берет на Себя обязательства никогда более не истреблять рода человеческого посредством потопа.

Неслучайно именно радуга выбрана знаком этого завета – поскольку всемирный потоп начался с дождя, то как раз появляющаяся посредством дождя радуга становится знаком того, что никакой дождь уже не будет началом гибели человечества. Святитель Филарет допускает, что «радуга могла быть и до потопа, также как вода и омовение были до крещения» , но уже после потопа избрана Богом как знак Его завета с Ноем.

Далее говорится: «сыновья Ноя, вышедшие из ковчега, были: Сим, Хам и Иафет… и от них населилась вся земля » (Быт. 9:18–19). Истинность этого подтверждает всеобщность предания о потопе. В древнейших сказаниях разных народов сообщается о праведном человеке, который смог пережить всемирный потоп в специально сооруженном ковчеге или корабле. Шумерский эпос о Гильгамеше называет его Утнапишти, древнегреческие писатели называли Девкалионом, а в индийском тексте «Шатапатха брахмана» он называется Ману. Предания о всемирном потопе встречаются повсюду – и в Китае, и в Австралии, в Океании, у коренных народов Южной, Центральной и Северной Америки, в Африке . Все эти народы возводят себя к потомкам немногих выживших во время всемирного потопа. Предания, записанные в древности, показывают значительное сходство в главных деталях с рассказом Библии, а предания, записанные уже сравнительно недавно, показывают больше отличий, что неудивительно, поскольку за прошедшие тысячелетия пересказчики внесли в рассказ много интерпретаций и домыслов. Тем не менее, память о всемирном потопе есть явление поистине общечеловеческое.

Уместно теперь сказать о том аллегорическом смысле событий, связанных с потом и спасением Ноя, который указывали святые отцы.

По словам блаженного Августина, все, «что говорится об устройстве этого ковчега, обозначает собою относящееся к Церкви» . И в самом «Ное, как и в сыновьях его, был явлен образ Церкви. Они убереглись от потопа на спасительном древе… прообразуя, что на дереве [креста] будет утверждена жизнь всех народов» . Об этом говорит и святой Кирилл Александрийский, указывая, что Христос есть «истиннейший Ной, который в прообразе этого древнего и славного ковчега устроил Церковь. Входящие в нее избегают угрожающей миру погибели… Итак спасает нас верою Христос и как бы в ковчег вводит нас в Церковь, пребывая в которой, мы избавимся от страха смерти и избежим осуждения вместе с миром» .

Святой Беда Достопочтенный предлагает подробное толкование: «Ковчег означает вселенскую Церковь, воды потопа – крещение , чистые и нечистые животные [в ковчеге] – духовных и телесных людей, пребывающих в Церкви, а выструганные и просмоленные бревна ковчега – учителей, укрепленных благодатью веры. Ворон, вылетевший из ковчега и не вернувшийся, означает тех, кто после крещения становится отступником; ветка оливы, принесенная в ковчег голубкой, - тех, кто крещен вне Церкви, то есть еретиков, однако имеющих тук любви и потому удостоенных воссоединиться со вселенской Церковью. Голубка, вылетевшая из ковчега и не вернувшаяся, есть символ тех [святых], кто отрешился от телесных уз и устремился к свету небесной отчизны, чтобы никогда более не вернуться к трудам земного странствия» .

Последний эпизод жизни патриарха, описанный в Книге Бытия, касается периода, когда он начал обустраивать жизнь семьи в новом мире. В то время у его сына Хама родился уже первенец – Ханаан:

Тот же святой пишет: «Заметь здесь, возлюбленный, что начало греха лежит не в природе, но в душевном расположении и в свободной воле. Вот, ведь все сыновья Ноя одной и той же природы и братья между собою, имели одного отца, родились от одной матери, воспитаны были с одинаковою заботливостью, и, несмотря на то, обнаружили неодинаковые расположения - один уклонился к злу, а другие оказали отцу должное почтение» .

Поступок Хама «обнаруживал в нем гордость, утешающуюся падением другого, недостаток скромности и неуважение к родителю» . «Пренебрегая почтением к родителю, он стремится сделать и других свидетелями этого зрелища и, сделав из старца как бы театральную сцену, убеждает и братьев к смеху» . Он, «вышедши из дому, подверг отца, сколько мог, посмеянию и поруганию, хотел и братьев сделать сообщниками своего гнусного поступка; и тогда, как следовало ему, если уже он решился объявить братьям, позвать их в дом и там сказать им о наготе отца, он вышел вон и объявил о наготе его так, что, если бы случилось тут множество других людей, он и их сделал бы свидетелями срамоты отца» .

Но событие, которое послужило к падению Хама, послужило к славе Сима и Иафета: «Видишь ли скромность этих сыновей? Тот разгласил, а они не хотят даже и видеть, но идут с обращенным назад лицом, чтобы, подошедши ближе, прикрыть наготу отца. Смотри также, как они, при великой скромности, были еще кротки. Они не упрекают и не поражают брата, но, услышав рассказ его, об одном только заботятся, как бы скорее исправить случившееся и сделать, что требовалось для чести родителя» .

Узнав о произошедшем, Ной, по вдохновению от Духа Святого, произносит одно проклятие и два благословения. Святые отцы разбирали вопрос о том, почему, если согрешил Хам, то проклятию подвергается не сам он, а его старший сын Ханаан?

Преподобный Ефрем пишет, что под «младшим сыном» не может иметься в виду Хам, который был средним сыном Ноя, но имеется в виду внук его, поскольку «сей малолетний Ханаан посмеялся над обнажением старца; Хам же со смеющимся лицом вышел и среди стогна возвестил братьям своим. Поэтому можно думать, что хотя проклят Ханаан не по всей справедливости, как сделавший это еще в детстве, однако же и не против справедливости, потому что проклят не за другого. Притом Ной знал, что если бы Ханаан в старости не сделался достойным проклятия, то и в отрочестве не совершил бы дела, заслуживающего проклятия… Потому проклят Ханаан как посмеявшийся, а Хам только лишен благословения за то, что смеялся вместе с посмеявшимся» . Пишет об этом и святитель Филарет: «Ханаан... первый увидел наготу своего деда и сказал об том отцу своему» . И Златоуст говорит, что «сын Хама, подвергшийся проклятию, понес наказание за собственные грехи» .

Кроме того, святые отцы объясняли, что наложив проклятие не на Хама, а на его первенца Ханаана, Ной избавляет от наследования проклятия всех остальных сыновей Хама, а также избегает налагать проклятие на того, кто в числе прочих вышедших из ковчега сподобился получить благословение Божие. По мысли блаженного Феодорита, есть в этом и та справедливость, что «поскольку сам Хам, будучи сыном, согрешил против отца, то и наказание принимает в проклятии своего сына» . «Хам наказывается в том сыне или в том племени, которому оставит в наследие свои грехи» .

В качестве наказания положено подчинение потомков Ханаана потомству Сима и Иафета. Как говорит святитель Филарет, «сие исполнилось на хананеях, которые израильтянами, потомками Сима, были частью истребляемы, частью покоряемы от Иисуса Навина до Соломона» . Блаженный Августин обращает внимание на то, что «в Писании мы не встречаем раба прежде, чем праведный Ной покарал этим именем грех сына. Таким образом не природа, а грех заслужил это имя» .

Наконец, Ной произносит благословение младшему сыну: «Да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых». И это пророчество также исполнилось: «потомки Иафета заняли Европу, Малую Азию и весь север, который потом был гнездом и рассадником народов… шатры Сима означают Церковь, сохраненную в потомстве Сима, и, наконец, принявшую под кров свой и в участие наследия своего и язычников, потомков Иафета» .

«И жил Ной после потопа триста пятьдесят лет» (Быт. 9:28). Господь дал Ною прожить еще долгое время после потопа, чтобы подольше сохранить живой пример праведника для первых поколений обновленного человечества. Указанием на то, что все люди произошли от троих сынов его, родившихся до потопа (Быт. 9:18–19), Писание сообщает, что сам Ной после потопа не рождал более детей, проводя жизнь в воздержании.

«Всех же дней Ноевых было девятьсот пятьдесят лет, и он умер» (Быт. 9:29), и впоследствии стал одним из ветхозаветных праведников, души которых Христос спас из ада, спустившись туда в промежуток между Распятием и Воскресением из мертвых.

Как говорит святитель Иоанн, «праведник этот может научить весь род наш и руководить к добродетели. В самом деле, когда он, и живя [до потопа] среди такого множества злых людей, и не умея найти ни одного человека, подобного ему по нравам, достиг до такой высокой добродетели, то чем оправдаемся мы, которые, не имея таких препятствий, не радим о добрых делах?»

Имя ветхозаветного праведника Ноя известно каждому с детства, но не все знают, кто такой Ной, и почему именно он стал праотцом человечества после всемирного потопа.

Кто такой Ной из Библии

Ной – один из праведников Ветхого Завета , которого Православная Церковь чтит как Святого. Его жизнеописание можно найти в книге Бытия, но имя Ноя встречается во многих библейских текстах. Всегда о нем говорится как о человеке редкой праведности.

Ной жил в эпоху расцвета греха на земле и шел в полном смысле против течения, твердо следуя путями Господними. Решительная и непоколебимая добродетельность Ноя помогла ему обрести «благодать пред очами Господа» (Бытие, 6:8).

Несмотря на то, что время его земной жизни отличается общей склонностью людей к нечестию, от момента грехопадения этот период отстоит недалеко. Согласно Библии , первые поколения людей жили очень долго: Адам прожил 930 лет, его сын Сиф – 912 лет. Ной отстоит от первого человека только на десять поколений, его отец Ламех родился тогда, когда Адам еще был жив.

Однако несмотря на то, что память об изгнании людей из рая была жива, как живы были свидетели становления человечества на земле, грех покорил сердца всех в поколении Ноя, кроме него самого. И, несмотря на насмешки и поношения, праведник шел по воле Божией со всей твердостью.

Сыновья Ноя

К пятистам годам у праведника было три сына: Сим, Хам и Иафет. Предание утверждает, что Ной предвидел наказание человечества и долго не желал иметь детей. Господь велел ему жениться, и поэтому сыновья у Ноя появились гораздо позднее, чем случалось это у его предков.

После потопа, когда все не вошедшие в ковчег погибли, сыновья Ноя разделили землю и стали родоначальниками всех живущих ныне народов. Симу достался Восток, он стал прародителем народов, названных по его имени семитами. Сим входит также в родословие Иисуса Христа.

Сегодня к семитским народам относятся: евреи, арабы, мальтийцы, ассирийцы и некоторые народы Эфиопии. Упоминаемые в Библии, но уже не существующие сегодня амаликитяне, моавитяне, аммонитяне и др. тоже относятся к потомкам Сима.

Хам был вторым сыном Ноя, его потомки заселили после потопа Юг. Хамитами называют произошедших от него египтян, ливийцев, эфиопов, сомалийцев и всю негроидную расу. Филистимляне, финикийцы, ханаанеи тоже произошли от Хама.

Иафет – младший сын Ноя – стал прародителем современных европейцев, заняв земли на Севере и Западе. Иафетиты сегодня — самые многочисленные среди народов мира. Легенда гласит, что это все народы Западной Европы, а также славянские и финно-угорские. Традиции Армении и Грузии также возводят кавказские народы к Иафету.

Прадед Ноя

Среди предков Ноя немало примечательных людей, но вряд ли удастся найти второго такого как Енох. Седьмой от Адама по свидетельству различных библейских текстов был первым, кто шел путями Господними после гибели Авеля. Угодив Богу, Енох был переселен с места своей жизни, не встретившись со смертью.

Часто историю переселения Еноха считают противоречащей словам Евангелия от Иоанна о том, что никто кроме Господа нашего Иисуса Христа не восходил на небо. Причиной недоумений является, вероятно, домысел о переселении Еноха именно на небо, хотя прямых указаний на это нет в Библии.

Действительно, Ветхий Завет дважды упоминает о перенесении Еноха:

  • согласно книге Бытия «не стало его, потому что Бог взял его». Не стало там, где был, но не сказано, куда он переместился;
  • в книге Иисуса, сына Сирахова, упомянуто, что Енох «был восхищен от земли», то есть перенесение его происходило над землей.

Апостол Павел в послании к Евреям говорит «не стало его, потому что Бог переселил его». О переселении на небо речь не идет. Для понимания же истории Ноя важно, что единственные праведники допотопного мира были спасены Господом и возымели награду от Него.

Рассказ о всемирном потопе и Ноевом ковчеге

В возрасте пятисот лет пророк Ной получил от Господа откровение о потопе — предстоящем наказании человечества за поработивший его грех. Тогда же Ной узнал о том, что ему предстоит спасти себя и свою семью от гибели, взойдя в ковчег вместе со множеством животных.

Ной строил ковчег сто лет. На непоколебимой вере слову Господню целое столетие держалось строительство гигантского ковчега, высмеиваемое окружающими. Они не хотели слушать рассказов Ноя о грядущем бедствии, продолжая жить разнузданной жизнью.

Проповедником правды назван Ной во Втором Послании апостола Петра за твердость в вере и постоянство в попытках вернуть грешников на путь Истины.

В новом откровении Господь велел Ною и его семье войти в ковчег. Тогда же было сказано о том, что вода будет литься с неба сорок суток, истребляя все живое. В день этого откровения со всех сторон земли к ковчегу Ноя стали сходиться животные и слетаться птицы. Современники Ноя, видя, как слоны, львы, обезьяны входят в ковчег, лишь дивились такому зрелищу, продолжая упорствовать и отказываясь верить проповеди праведника.

Еще неделю были открыты двери ковчега в ожидании покаяния грешников. Но никто более не вошел в них. И небо разверзлось. Потоп наполнял землю постепенно, все сорок дней оставляя, хотя и тающие, но шансы на покаяние. Апостол Петр утверждает, что действительно были среди погибавших люди, принесшие Господу покаяние в эти последние дни и принявшие смерть со всем смирением.

Еще пять месяцев вода на земле не убывала, а затем, в первый день десятого месяца от начала потопа, стали видны вершины гор. Ковчег же пристал к горам Араратским.

Выпуск из ковчега ворона и голубя

Первым вестником отступления воды стал ворон. Увидев, что земля постепенно освобождается от воды, Ной выпустил из ковчега ворона. Но ворон вернулся. Потом – снова и снова прилетал ворон в ковчег, пока не осушилась земля.

Тогда Ной выпустил голубя, но тому не нашлось места на земле, и он вернулся. Семь дней спустя, вновь выпущенный, он прилетел с масличным листом. А в третий раз — не возвратился вовсе, что означало окончательное осушение земли. Тогда Ной, его семья и спасшиеся с ними животные вышли наружу.

История о Хаме, сыне Ноя

Первым, что сделал Ной, покинув ковчег, стало благодарственное жертвоприношение Богу. Тогда же Господь заключил с Ноем завет, благословив самого праведника и его потомство.

Знамением завета стала радуга, которая возвестила еще и о том, что люди не будут более истреблены потопом с земли.

Однако не все в семье Ноя были столь же праведны, как и он сам. Такой вывод позволяет сделать история о Хаме. Обрабатывая вновь открывшиеся земли, Ной испил вина от своего виноградника и опьянел. Его, лежащего нагим в шатре, увидел Хам и захотел открыть это братьям Симу и Иафету.

Они же проявили почтение к отцу, укрыв его одеждой так, чтобы не увидеть того, что видеть было не должно.

Узнав о недостойном поступке Хама, Ной проклял его сына — Ханаана, пообещав ему рабскую долю в домах братьев. Почему был проклят Ханаан, а не Хам? Иоанн Златоуст говорит, что Ной не мог нарушить проклятием благословение, данное ему и его сыновьям Господом.

Вместе с тем наказание для Хама было необходимо, поэтому отец был наказан через сына, который и сам, как говорит святитель, был грешен и заслуживал наказания. Блаженный Феодорит видит в этом также справедливое воздаяние сыну (Хаму), согрешившему против отца (Ноя) и получившему наказание через проклятие своего сына (Ханаана).

Наказание Ханаана исполнилось в полной мере, так как хананеи были истреблены либо покорены потомками Сима. Опьянение же самого Ноя Иоанн Златоуст объясняет неведением, поскольку вред от употребления вина тогда не было так хорошо известен как сейчас.

Сколько лет прожил Ной

После потопа Ной избрал путь воздержания и не имел более детей кроме троих сыновей.

Шестисот лет был Ной, когда потоп начался, еще триста пятьдесят лет он жил после этого. Далее книга Бытия свидетельствует, что после Ноя люди жили все меньше: так, Моисей прожил всего 120 лет.

Заключение

  • пророка Иезекииля;
  • пророка Исайи;
  • Иисуса, сына Сирахова;
  • книга Ездры;
  • книга Товит;
  • Евангелие от Матфея;
  • Послание апостола Павла к Евреям;
  • 2 Послание апостола Петра и др.

Сегодня Православная Церковь чтит праведного Ноя как одного из ветхозаветных праотцев, хранившего твердо Божий закон задолго до дарования Моисею заповедей.

Согласно Библии, через полторы тысячи лет после сотворения мира вознамерился Господь покарать людей за их нравственное падение и нежелание идти теми путями, которые Он им заповедал. Но, чтобы не пресёкся полностью род человеческий, избрал Творец Ноя, уберёг от гибели и сделал прародителем всех людей, появившихся на свет в последующие времена.

Почтенный патриарх

Из Священного Писания следует, что к моменту, когда Всевышний обрушил на землю Всемирный потоп, избраннику Божьему было от рождения пятьсот лет, и у него было три сына. Эпоху, в которую он жил, поистине можно назвать зарёй человечества. От Адама — первого мужа, сотворённого Господом, — его отделяли всего десять поколений. В те времена жизнь человеческая длилась намного дольше, чем в наши дни. Известно, что почтенный патриарх умер в возрасте девятисот лет. Долгожителями были и его дети. Библия сообщает нам, как звали сыновей Ноя. Это были Сим, Хам и Иафет.

Не пожелав губить дело рук Своих, повелел Творец праведному старцу соорудить ковчег, и, прежде чем разверзнутся хляби небесные и обрушатся на землю водные потоки, войти в него вместе со всем своим семейством. Чтобы сохранить также животный мир, сказал взять с собой по паре каждого вида всех зверей и птиц. Тех же, которые по религии считались «чистыми» и были пригодны для жертвоприношений, надлежало взять по семь пар. Так повествует нам Священное Писание.

Гибель всего живого на земле

Ной в точности выполнил всё, что повелел Господь, и когда разразился Всемирный потоп, находился в безопасности. Вместе с ним в ковчег вошли его сыновья с жёнами и множество животных. Сорок дней и ночей прибывала вода, пока, наконец, в её пучине не скрылись самые высокие горные вершины. Свершилась Божья кара: все, кто не попал в число избранных Им, погибли в бушующих волнах. Лишь по прошествии пяти месяцев стихия наконец усмирилась.

Мало-помалу рассеялись тучи, иссякли струящиеся из них потоки. Вода пошла на убыль, и вскоре ковчег коснулся своим дном Араратской вершины. Но весь окружающий мир ещё долгое время был скрыт в волнах. Сорок дней ждал Ной, прежде чем выпустить ворона и узнать, есть ли где-нибудь суша, пригодная для жилья. Но птица вскоре вернулась назад, не найдя ничего. Так повторялось несколько раз, пока, наконец, посланный им голубь не принёс в своём клюве масличный лист — знак того, что вода сошла, земля просохла, и настал долгожданный конец плаванью.

Дни после потопа

Первое, что сделали Ной и его сыновья, покинув ковчег, — соорудили жертвенник и совершили всесожжение в благодарность Богу за дарованное им спасение. Господь же даровал им ряд нравственных законов и пообещал впредь избавить род людской от потопов, свидетельством чего стала небесная радуга.

Когда жизнь начала входить в свою колею, три сына Ноя вместе с патриархом занялись земледелием. Почва, столь щедро орошённая, приносила обильные плоды. Братья разбили обширные виноградники, и их отец занялся виноделием. Наполненные солнцем гроздья превращались в напиток, веселящий сердце и душу. Но, как это порой бывает, однажды старец увлёкся и, выпив лишнего, уснул.

Проклятие патриарха

В это время сын Ноя по имени Хам, войдя в шатёр, увидел распростёртое на полу нагое тело отца. Вместо того, чтобы, проявив уважение, прикрыть его и удалиться, он отправился к братьям и со смехом рассказал увиденное. Сим же и Иафет были, не в пример ему, людьми деликатными, а посему, взяв одежду, скромно вошли к Ною, стараясь при этом держаться к нему спиной, чтобы не оскорбить старца своими взглядами. Накрыв тело, братья почтительно удалились.

Проснувшись поутру и узнав о том, сколь непочтительно поступил с ним Хам, отец проклял сына и всех его потомков. В пылу гнева он объявил, что впредь весь его род будет в вечном рабстве у народов, которые произойдут от Сима и Иафета. С этого момента будущее потомство Ноя разделилось на тех, кому суждено повелевать, и тех, кто обречён повиноваться. Сам же почтенный старец прожил ещё триста пятьдесят лет и с миром отошёл к праотцам.

Потомки сынов благочестивого старца

Его же потомство распространилось по всей земле. Сколько сыновей у Ноя — столько и появившихся от них народов. Хам стал родоначальником народности, получившей название «хамиты». Эта этническая группа, проживавшая в своё время к югу от Ханаана и говорившая на наречии, которое относится к афразийской языковой семье. Так как территорией, куда Хам отправился после конфликта с отцом, была Африка, то нынешние жители этого континента считаются его потомками. Кстати, само его имя в наши дни сделалось нарицательным и означает грубого невоспитанного человека.

Другой сын Ноя, по имени Сим, является прародителем народа, именуемого «симитами». Несмотря на то что эта нация неоднородна по своему составу, её объединяет общая культура, религия и исторические традиции. Само же название взято из Ветхого Завета, а упоминаются под ним большие группы жителей Ближнего Востока. В настоящее время этот термин хотя и считается устаревшим, всё же не вышел из употребления.

И наконец, третий сын Ноя, Иафет, стал отцом многих индоевропейских национальностей. Это самая большая группа, в которую входят как народы, исчезнувшие в ходе исторического развития человечества, так и те, что существуют ныне. Территория их проживания весьма обширна и включает в себя огромные пространства, принадлежащие в наше время различным государствам. По мнению некоторых учёных, к этой группе относятся и славяне.

Иные свидетельства о Ное

О нём упоминается в литературных памятниках многих мировых религий. Так, например, древнееврейская Аггада очень подробно останавливается на его делах и поступках до и после потопа. В частности, в ней говорится о прозорливости Ноя, благодаря которой он предвидел будущую гибель всего живого, и по этой причине не хотел жениться. Этим, кстати, объясняется его столь позднее отцовство. Когда же он, наконец, вступил в брак, то сделал это исключительно по повелению Божию.

Трудно с точностью указать имя его жены, так как в разных источниках она именуется по-разному. Чаще всего это Неома или Емзараг. В иудейской литературе указывается также, что Ной обогатил людей многими полезными знаниями и навыками. Именно он ввёл в обиход плуг, серп, топор и многие другие, привычные в наше время инструменты. Кстати, о его руках говорится, что они были особенные — сильные и приспособленные к физическому труду. Это качество, безусловно, помогло патриарху при постройке ковчега.

Любовь к людям и гуманизм

Прежде чем позаботиться о себе и своей семье, Ной сделал всё, что мог, для того, чтобы помочь избежать гибели и всем окружающим. Из той же Аггады известно, что он многократно призывал людей к покаянию и даже откладывал по этой причине собственное спасение. О его безграничной гуманности свидетельствует, в частности, то, что целый год, пока длился потоп, Ной, не зная ни сна, ни отдыха, заботился о животных, находившихся внутри ковчега.

В заключение хочется привести небольшую притчу из древнееврейской литературы, которая не упоминается в Священном Писании, но имеет глубокий смысл. Рассказывается, что в Ноевом ковчеге оказалась весьма необычная пара — Ложь и Злосчастье. Вначале Ложь одна попыталось проникнуть внутрь, но её выгнали, сказав, что вход открыт лишь семейным парам. Тогда она ушла, а вернувшись, привела с собой Злосчастье. Тогда их впустили. С той поры они неразлучны.

В заключение хочется сказать еще вот что: поскольку, согласно Библии, избранник Божий и строитель ковчега через своё потомство стал родоначальником всех народов, то каждый человек в известной степени - сын Ноя. Об этом свидетельствует и Священное Писание, именуя его нашим праотцом.