Климат, растительный и животный мир палестины. Природные условия древней палестины Какой климат был в древней палестине

03.02.2022 Деньги
Древняя Палестина находилась на восточном побережье Средиземного моря. По природным условиям она делится на три части: долину вдоль моря, нагорье от долины до реки Иордан и скалистое Заиорданье. Земли в долине и на нагорье были очень плодородны, поэтому в древности их называли «райским садом». Местное население издавна занималось земледелием. Заиорданье было удобно для скотоводства. Через всю Палестину проходят две горные цепи. Их главные вершины носят прославленные исторические названия: гора Синай, гора Фавор, гора Кармель. Через Палестину с севера на юг течёт река Иордан. На своём пути она образует Генисаретское озеро, а потом впадает в Мёртвое море. Вода в море такая солёная, что там нет никакой жизни. Соль лежит на берегу целыми грудами. Горы над Мёртвым морем покрыты вулканической лавой и раскалены солнцем.

ЕВРЕИ ЗАВОЁВЫВАЮТ ХАНААН

Четыре тысячи лет назад древние еврейские племена начали завоёвывать Палестину. Хананеи и филистимляне отчаянно сопротивлялись, но евреи (иудеи) победили. Само слово «евреи» означает «люди из заречья». Они переселились сюда из-за реки Евфрат. Сначала древние еврейские племена были кочевыми. С места на место перегоняли они большие стада скота, от которого получали мясо, молоко, шерсть и шкуры. В Библии мы находим немало исторических подробностей из жизни древних евреев. Рассказывается, как в Ханаан пришло племя во главе с вождём Авраамом из месопотамского города Ура. Бог, по Библии, такими словами велел им поселиться там: «Я дам тебе и потомству твоему землю скитания твоего, весь край ханаанский, в вечное владение». Произошло это примерно в 1700 г. до н. э.

ПАТРИАРХАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ ЕВРЕЕВ

Евреи долгое время жили большими родами и семьями. Во главе каждого рода стоял богатый вождь - патриарх. В Библии так описывается имущество патриарха Авраама: «У него был крупный и мелкий скот, тут и ослы, и рабы, и рабыни, и ослицы, и верблюды». У другого патриарха, Иова, было семь тысяч голов мелкого скота, три тысячи верблюдов, пятьдесят пар волов и пятьсот ослов. Самую тяжёлую работу в хозяйстве выполняли рабы. Они пасли скот, собирали урожай, мололи зерно, строили дома и храмы. Рабами становились военнопленные и должники, которые не смогли вернуть долг.

Тема “Древняя Палестина”, которую изучают в 5 классе, тесно связана с библейскими историями и легендами, так как палестинцы действительно считали себя богоизбранным народом. Семитские племена населили ее территорию приблизительно в третьем тысячелетии до нашей эры. Тогда в этом государстве проживали двенадцать отдельных родов, у каждого из которых был свой глава – судья.

Место государства в Древнем мире

Природно-климатические условия Древней Палестины были очень благоприятными: она располагалась на восточном побережье Средиземного моря, что давало доступ к его ресурсам, долина реки Иордан обеспечивала жителей лесами, а Заиорданье славилось богатыми пастбищами, что позволяло развивать скотоводство. Условия для земледелия тоже были очень благоприятными. Так что местные жители, в основном, возделывали землю с помощью медных орудий труда и пасли скот.

Однако жизнь их недолго была мирной: соседи-филистимляне постоянно пытались захватить плодородную и богатую страну, так что в конце концов она оказалась перед угрозой потерять политическую независимость, в результате чего произошла смена государственного устройства.

Рис. 1. Древняя Палестина на карте.

Государственный строй Древней Палестины и ее выдающиеся цари

История этого государства тесно связана с именем первого царя, избранного советом судий, Саула. Этот юноша подчинил себе все израильские племена и начал полноценную войну с филистимлянами. Он выиграл множество битв, однако в итоге и его, и его сыновей все же убили. После него царем стал вифлиемский пастух Давид, который разгромил и покорил филистимлян, что обеспечило государству не только независимость, но и рабочую силу в виде рабов.

Во время его правления развивались торговые связи с Финикией, строились города.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Давид сделал Иерусалим столицей древнего палестинского государства, поместив на горе Сион реликвию, ковчег завета.

Не менее известным правителем был и его сын, царь Соломон. Именно в период его правления Древняя Палестина стала самым мирным и благополучным государством, в основном, благодаря контролю торговых путей через Средиземное и Красное моря. Во времена Соломона израильтянам становятся доступны драгоценные камни, колесницы и предметы роскоши. Также он сделал официальной религией единобожие – поклонение Яхве. Этому божеству был посвящен центральный храм в богатейшем Иерусалиме.

Рис. 2. Иерусалим – столица Древней Палестины.

💡

Разделение государства было необычным – Соломон создал 12 провинций, чтобы каждая из них только месяц в году содержала царский двор и несла расходы на государство.

Налоги и повинности были стабильными, а армия содержалась в порядке. Ее основой были колесницы.

После смерти царя Соломона Палестина распалась на два государства.

Культура Древней Палестины

Жители этого государства использовали финикийскую письменность, а мифологию заимствовали у вавилонян. Никаких литературных источников до нашего времени не сохранилось, единственная книга, в которой нашли отражение исторические события того времени и мифы народов, населявших эту землю, – это написанная значительно позднее Библия.

Рис. 3. Библия – культурное наследие Древней Палестины.

Что мы узнали?

Из темы “Древняя Палестина” (5 класс) мы узнали, что место, где находится Древняя Палестина, было очень благоприятным для жизни, что позволило создать благополучное государство. Изначально им управляли 12 судей от каждого отдельного племени, но война с филистимлянами вынудила их объединиться под властью одного царя. Сначала цари выбирались, но последний из них наследовал трон от своего отца. Палестина была богатой страной, которая контролировала морские пути и имела тесные связи с Финикией. Столицей государства был богатый Иерусалим, а его жители пользовались финикийской письменностью.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.1 . Всего получено оценок: 492.

Возникновение государства, развитие экономики

В южной части Восточного Средиземноморья расположена Палестина. Это название она получила от племени филистимлян (от др.-евр. - пелиштим). В III тыс. до н. э. Палестину завоевали египетские фараоны. В XV-XIV вв. до н. э. в эти земли пришли племена хабири - древние евреи.

Географические, природные условия и возможности для хозяйственной деятельности человека в Палестине были неодинаковыми. В северной части страны, в долине реки Иордан имелись хорошие условия для земледелия. Южную часть страны занимали в основном сухие степи, позволявшие заниматься лишь скотоводством. В древнейшие времена здесь были одомашнены овцы, козы, ослы, крупный рогатый скот.

Завоевавшие Палестину евреи долго находились в условиях родового строя. Социальная ячейка (мишпаха) была основана на кровном родстве. Земля, имущество, рабы принадлежали всему роду, во главе которого стоял старейшина. В обществе действовало право первородства и левирата. Первородство обеспечивало старшему сыну привилегированное положение в семье и право на двойную долю наследства имущества. Согласно обычая левирата вдова должна была выйти замуж за брата умершего мужа. Эти обычаи ограничивали распыление имущества рода и способствовали концентрации его у отдельных людей.

Земля также принадлежала роду, общине. Каждая община имела своего начальника и жреца (левита). Община должна была выкупать своих членов, если они попадали в плен, сообща нести принудительные государственные повинности и работы. Земельные участки внутри общины распределялись по жребию. Даже царь не мог забрать у общины землю, а мог только ее купить. Однажды царь Ахаз забрал у одного общинника его землю, но этот поступок царя был признан незаконным. Цари могли увеличивать свои земли и раздавать своим приближенным, чиновникам и военачальникам только за счет земель захваченных в ходе войн.

Многие века Палестина входила в состав Египта. XI-X вв. до н. э. ослабление Египта позволило Палестине освободиться от его ига. Здесь были образованы самостоятельные государства. Первым из них было Израильское царство, основанное царем Саулом, который был провозглашен израильскими племенами на царство в XI в. до н. э. Второе царство - Иудейское образовал в начале X в. до н. э. в южной части Палестины сын Саула Давид. Он же объединил оба царства в единое Израильско-Иудейское царство. Столицей этого царства стал город Иерусалим.

Сельское хозяйство

Уже в III тыс. до н. э. племена в северной части страны перешли к оседлому земледелию. Здесь выращивали ячмень, пшеницу, просо, лен, овес. Кроме зернового хозяйства было развито садоводство. Страна славилась выращиванием винограда, смоковницы, маслин. Хорошо росли гранаты и на юге финиковые пальмы.


Около 3500 г. до н. э. в Палестине началось культивирование маслины. Путем многолетних селекции из дикой маслины выведены богатые маслом сорта, культивируемые и поныне. Оливковое масло использовалось в качестве пищевого продукта и для производства лекарств и косметических средств.

Во многих странах также было известно палестинское вино. Изображение виноградной лозы и гроздьев винограда было эмблемой Иудеи и чеканилось на древнееврейских монетах.

Иудея славилась с древнейших времен культивированием льна и изготовлением льняных тканей. Об этом свидетельствуют найденные в пещере Нахал Хемера льняные изделия, возраст которых 8500 лет.

Хорошо продуманная система орошения несмотря на жаркий климат позволяла выращивать влаголюбивые культуры, такие, как лен. В пустыне Негев найдены остатки такой системы I в. до н. э. Дождевую воду собирали в хранилищах и направляли на поля. Вокруг города Овдет на площади в 80 км 2 было построено 17 тыс. дамб.

Ремесла и торговля

Палестина не имела сколько-нибудь значительных полезных ископаемых и лесов. Сырьевая база для ремесел была ограниченной. В стране было много камня и глины. Поэтому большое развитие получило производство изделий из этих материалов. Палестинские камнетесы и гончары были известны на Ближнем Востоке.

В северной части Синайского полуострова на шахтах Негев во II тыс. до н. э. добывали медную руду. В X в. до н. э. при царе Соломоне эти шахты достигали 6 м в диаметре и соединялись галереями. Это самая первая на планете шахтно-галерейная система разработки медных руд.

С древнейших времен отдельные города специализировались на производстве узкопрофильной продукции. Например, ткацкими центрами были Иерусалим и Тель-Бейт-Мирсим. Ткани производили из шерсти и льна. За пределами страны ценились палестинские узорчатые ткани и одежда.

Палестина стала родиной стеклодувного дела. Первые на планете изделия из дутого стекла, относящиеся к 50-м гг. до н. э., сделаны в Иерусалиме.

Уже в VII в. до н. э. в Палестине разработали технологию изготовления писчего материала из шкур верблюда, который значительно позднее получил название пергамент.

Расположенная на пересечении важных торговых путей между Египтом, северными и восточными странами, Палестина уже в III тыс. до н. э. активно включилась в мировую торговлю. Из страны вывозили кожи, пшеницу, лен, оливковое масло, фрукты, вино, воск, шерсть, керамические изделия, пурпур, мирру, лекарства. Ввозили металл, металлические сосуды, дерево, слоновую кость.

Наибольшее экономическое развитие Израильско-Иудейское царство достигло в X в. до н. э. при царе Соломоне. В это время были проведены административные реформы, страна разделена для удобства управления на 12 округов, во главе которых были поставлены особые чиновники, ведавшие также сбором налогов и выполнением государственных повинностей. Укрепив мирные связи с соседями, Соломон развивал внешнюю торговлю. Он организовал торговые пути в Аравию, откуда стали поступать золото, слоновая кость, драгоценные камни. За рубеж вывозились зерно, масло.

Города. Строительство

Ремесла и торговля стали основой образования многочисленных городов. Первые города на планете появились в Палестине примерно 10 тыс. лет назад. Старейший из них - Иерихон. К VII тыс. до н. э. это был крупный по тем временам город-крепость с населением 2000 человек. Город был обнесен каменной стеной шириной 9 м. В центре крепости стояла башня из камня с винтовой лестницей внутри. С III тыс. существует город Лахиш. Древнейшими городами были Мегидо, Бет-Шан, Иерусалим.

Накопление в стране богатства позволило вести большие строительные работы. В Иерусалиме были сооружены большие дворцовые помещения, построен и богато украшен знаменитый храм в честь бога Яхве, возведены крепости в Иерусалиме, Мегидо, Гезере и других городах.

Канделябр из храма бога Яхве в Иерусалиме

После смерти Соломона его преемник не смог устранить накопившиеся многолетние противоречия между богатым земледельческим севером и бедным скотоводческим югом. Северный Израиль не был доволен большими налогами, которые перераспределялись в пользу бедного юга - Иудеи. Восставший Израиль отделился. В Палестине стало два самостоятельных государства. Израиль и Иудея снова стали вести борьбу друг с другом, приводившую к их ослаблению. Войны требовали денег, а это вело к усилению налогового гнета, обнищанию населения и социальным движениям в обоих государствах. Все это нашло отражение в первой социальной литературе - книгах пророков. Пророки, связанные с массой населения, в своих проповедях обличали богачей и власть за их богатство, алчность и призывали вернуться к прежней патриархальной жизни.

Распад государств. Диаспора

Борьба Израиля и Иудеи, социальные движения ослабили эти царства, и они стали добычей других государств. В 734 г. до н. э. ассирийский царь Тиглат-Палассар III захватил северную и северо-восточную Палестину, угнав большое число жителей в Ассирию. В 722 г. до н. э. ассирийский царь Саргон II захватил Израильское царство и увел в Месопотамию и Мидию более 27 тыс. израильтян.

В 586 г. до н. э. пало Иудейское царство. Нововавилонский царь Навуходоносор после полуторагодичной осады взял главный город Иудеи Иерусалим, разрушил его и увел в Вавилон большое количество пленных иудеев (Вавилонское пленение). В Библии, в четвертой книге царств, записано, что Навуходоносор «вывез все сокровища дома Господня и сокровища царского дома; и изломал все золотые сосуды, которые Соломон, царь Израилев, сделал в храме господнем; и выселил весь Иерусалим, и всех князей, и все храброе войско, и всех плотников и кузнецов,... и художников, и строителей, всех храбрых, ходящих на войну, отвел царь Вавилонский на поселение в Вавилон». Так закончилось Иудейское царство и начался многовековой вавилонский плен.

С падением древних палестинских государств Израиля и Иудеи резко ускорилась еврейская диаспора, т. е. расселение евреев за пределами Палестины. И до падения Израиля и Иудии проживали они в других странах, в основном незначительных колониях Сирии, Финикии и Египта, созданных торговцами и ремесленниками.

С массовым же принудительным увозом евреев в другие страны там создаются большие колонии, которые постепенно превращаются в большие города. Такими городами - экономическими центрами в Вавилонии были Негардея, Низибис, где жили одни евреи. Со временем экономическое положение жителей этих городов было настолько устойчиво, что даже после того как Нововавилонское царство вошло в состав Персидской империи и евреи получили право вернуться на родину, многие из них остались в Месопотамии. Более того, при поддержке персидских царей еврейские ремесленники, торговцы, лекари и другие специалисты стали переезжать на жительство в Элам, Персию, Армению, Малую Азию, где создавали новые колонии.

Чтобы не попасть в ассирийскую неволю, большое количество евреев с согласия египетских фараонов, нуждающихся в специалистах, переселились в Египет, образовав здесь общину, в которой проживало до одного миллиона человек.

Переселение евреев в Египет

Следующий крупный этап древнего еврейского рассеяния приходится на Римский период.

В I в. до н. э. Палестина, как и весь Ближний Восток, была захвачена Римом и стала одной из его провинций. Борьба за независимость и против экономического гнета в Палестине стала постоянной. В 66 г. н. э. в Иудее началось восстание, вошедшее в историю Древнего Рима как Иудейская война. Восставшие захватили важнейшие города страны, в том числе Иерусалим. Посланные для подавления восстания римские войска потерпели поражение. Однако прибывшие на подкрепление войска из Рима осадили Иерусалим. После пятимесячной осады город был взят. Сикарии, наиболее непримиримая часть восставших, освобождавших рабов и уничтожавших долговые документы, разбив римский гарнизон, захватили горную крепость Масада и удерживали эту крепость семь лет. Лишь подтянув крупные силы и создав в скалах площадку для установки тарана, римляни проломили стену и ворвались в крепость. Но оставшиеся в живых защитники, в том числе женщины, покончили жизнь самоубийством. Восстание было подавлено.

Местью римлян за поражение в начале восстания, за многолетнюю осаду крепости Масада, за падение имперского престижа от действий маленького народа были разрушение Иерусалима и его центрального храма как национального и религиозного центра и массовое выселение пленных евреев из Палестины.

Вспыхнувшее в 133-135 гг. новое восстание евреев также было подавлено римлянами. Евреи были выселены из Иерусалима. Десятки тысяч их в качестве пленных было вывезено в Италию, Грецию, Галию, Испанию. Так произошло второе и самое массовое принудительное рассеяние евреев.

Экономическое значение еврейского рассеяния для Палестины и других стран

Для Палестины рассеяние было огромным бедствием. Разрушены были семьи. В стране, лишившейся основной массы тружеников и в первую очередь специалистов, подорван генофонд нации. Палестина, бывшая одной из развитых стран Средиземноморья, оказалась в глубоком экономическом кризисе.

Определенное влияние оказала еврейская диаспора на экономику стран, в которые они вывозились. Здоровые и квалифицированные рабы укрепляли экономику этих стран. Позже пленные либо отпускались на свободу, либо чаще всего выкупались соплеменниками. Таким образом, в странах Азии, Африки и Европы были образованы значительные еврейские общины, игравшие известную роль в развитии экономики этих стран.

Масштабы, направления и специфика влияния диаспоры на экономику стран определялись рядом обстоятельств.

Земля - главное богатство всех народов, и коренное население любой страны стремится не допускать чужеземцев к владению ею. Поэтому приведенные в плен и получившие потом свободу или добровольно прибывшие в страну люди не имели права покупать земли, пригодные для земледелия. Вследствие этого еврейская, как впрочем и другая диаспора практически во всех странах, не могла заниматься сельским хозяйством, а вынуждена была включаться в процесс производства ремесленной продукции и оказания местному населению всевозможных услуг (строительных, торговых, медицинских и др.) и жить в городах.

Подавляющая часть еврейской диаспоры продолжала придерживаться своей религии, а потому не смешивалась с коренным населением, не ассимилировалась и жила обособленно. В суровых условиях чужбины, ограниченные во многих правах, в том числе из-за нежелания принимать чужую религию, евреи вынуждены были приспосабливаться к местным условиям и их изменениям, находить свою экономическую нишу и добиваться в ней успеха (иначе бы они не выжили), так как помощи ждать было неоткуда.

В связи с ограниченной сферой приложения труда им приходилось заниматься в основном ремеслом, торговлей и интеллектуальным трудом (врачи, законоведы, преподаватели, переводчики, писцы, художники, актеры и т. д.). Поколение за поколением они продолжали выбранную сферу деятельности. Накапливаемые опыт и мастерство передавались по наследству. Шел многовековой своеобразный естественный отбор. Выживали более умелые, умные, экономически активные индивидуумы.

После окончания плена евреи в странах, куда их переселили, были свободными людьми и не знали позже крепостной зависимости. Попытки местных феодалов в Средние века закрепостить евреев закончились неудачей из-за бунтов и благодаря поддержки их центральными властями, видевших в евреях источник своих доходов. Более того, во многих странах еврейские общины в результате борьбы получили право не только религиозной, но и в ряде случаев административной и юридической автономии (они имели свои внутренние выборные органы управления и суды).

Профессионализм, мастерство, личная свобода, быстрая приспосабливаемость к меняющейся обстановке послужили основой достаточно высокой экономической активности и экономической результативности еврейской диаспоры, а следовательно, и ее доходов. В свою очередь, власти стран, в которых проживали евреи, были в них заинтересованы как в специалистах и плательщиках налогов, часто повышенных, по сравнению с налогами, взимаемыми с коренного населения.

Для центральной власти еврейская диаспора была полезна и тем, что из ее среды она брала грамотных, активных управителей, чиновников. Не будучи выходцами из родовой аристократии и не имея в ней поддержки (даже, наоборот, получавшие противодействие как чужеземцы), эти чиновники не участвовали в дворцовых интригах и заговорах. Кроме того, находясь под постоянным контролем со стороны аристократии, они имели меньше возможности ошибаться, меньше позволяли себе личное роскошество и расточительство и меньше занимались казнокрадством. Не редко из среды еврейских чиновников выходили главные управители государства, министры и другие крупные чиновники, игравшие большую роль в экономике страны. Таким образом, для экономики стран, куда были переселены евреи, их диаспора оказала положительное влияние.

Помимо вклада в экономику стран, куда переселили евреев, они принесли туда новый духовный потенциал - христианство.

Еще во II в. до н. э. в Палестине, как реакция на социальные и экономические невзгоды населения, возникли общины - коммуны ессеев, где не было частной собственности, но был общий труд, совместное проживание и трапеза, равное распределение результатов труда и поддержка нетрудоспособных членов общины. Ессеи были иудаистами, но по своим философским воззрениям, этическим нормам и новым религиозным ритуалам они были непосредственными предшественниками христиан. Позже часть ессеев стала христианами и проповедниками христианства.

Первые христианские общины были созданы евреями в Палестине. Вынужденные разделить общие невзгоды евреи-христиане, переселенные со всеми из Палестины, создавали в новых странах свои общины и тем самым распространяли в Азии, Европе и Африке христианство, которое позже сыграло немалую роль в развитии экономики многих государств.

Земля Палестины дала миру величайшее историческое, литературное, публицистическое, религиозное произведение, книгу книг - Библию, где собраны древние мифы, религиозные трактаты, образцы светской и религиозной поэзии, социальные и политические речи. Библия - ценнейший источник и по истории экономики народов и государств Древнего Востока. В Библии излагается многовековая история еврейского народа и древних еврейских государств. История этих родственных государств, ведших борьбу друг с другом, показывает, каков может быть печальный конец для государств и народов, не сумевших найти общие интересы и не объединившихся в общей борьбе.

Вопросы для повторения

1. Расскажите о древних государствах Восточного Средиземноморья.

2. Охарактеризуйте особенности развития сельского хозяйства в этом регионе.

3. Сравните развитие ремесел и торговли в странах Восточного Средиземноморья.

4. Расскажите о вкладе народов Восточного Средиземноморья в формирование научных знаний.

Официальное название Палестинская национальная автономия (ПНА), с юридической точки зрения независимое государство на Ближнем Востоке, частично признанное. Независимость Палестины на август 2018 г признали 137 государств из 193 членов ООН.

Формирование государства предусмотрено решением ООН на территории Западного берега реки Иордан и сектора Газа.

Государство Палестина было провозглашено в Алжире 15 ноября 1988 г на сессии Палестинского национального совета.

Между Израилем и Организацией Освобождения Палестины (ООП) существует Соглашение от 1993 г о создании Палестинской национальной администрации (ПНА). Соглашение не предусматривало создание будущего государства.

Замечание 1

Фактически получается, что на сегодняшний день Палестина как государство не создано и не имеет реального суверенитета, поэтому государственные структуры только частично сформированы.

В государстве нет армии, но есть полиция, нет собственной валюты, активно действуют полувоенные организации.

В Палестине отсутствует международный аэропорт, поэтому государственные деятели используют аэропорт Аммана – столицы Иордании.

Израильская армия контролирует Западный берег реки Иордан и Восточный Иерусалим, контролирует все границы Палестинских территорий. Исключение составляет граница сектора Газа с Египтом, но, в тоже время Израиль препятствует сектору Газа сообщение с внешним миром.

Сектор Газа и Западный берег реки Иордан разделяются территорией Израиля и представляют собой два эксклава. Сектор Газа находится под контролем сторонников ХАМАС – в ряде стран признана как террористическая организация, а Западный берег реки Иордан контролируется сторонниками ФАТХ – организация, формирующая основу ООП.

В июле 2014 г ХАМАС и ФАТХ после затяжного конфликта сформировали правительство национального единства.

С января 2013 г действует указ Председателя Палестинской национальной автономии, который предписывает, что вместо названия ПНА в официальных целях использовать название «Государство Палестина».

Это решение не признали Израиль, Швеция, Норвегия, Испания, США и ряд других государств.

Те страны, которые признали Государство Палестина, их дипломатические представительства будут действовать под вывеской посольств Государства Палестина.

Экономико-географическое положение Палестины

Территория Палестины расположена на юго-западе Азии у берегов Средиземного моря.

С исторической точки зрения Палестинская территория делится на 4 географические области:

  1. Прибрежная Средиземноморская равнина;
  2. Северная часть Галилея;
  3. Центральная часть Самария, расположенная севернее Иерусалима;
  4. Южная часть вместе с Иерусалимом Иудея.

Эти географические понятия связаны с Библией.

Территория Самарии и Иудеи в русскоязычных источниках нашего времени получила название Западный берег реки Иордан, а прибрежная равнинная часть называется сектор Газа – это один из древнейших городов мира.

Город на средиземноморском побережье недалеко от Египта и сегодня сохраняет свое территориальное значение.

Общая площадь составляет 6,2 тыс. кв. км. Из них на начало 2000 г под контролем Палестинской национальной автономии находилось менее 40% площади.

На западном берегу ПНА граничит с Израилем на протяжении 307 км, 97 км приходится на границу с Иорданией, в районе сектора Газа граница проходит с Египтом и Израилем.

Палестина имеет выход в Средиземное море через сектор Газа. Воздушный транспорт для связи с внешним миром отсутствует. Нет и железнодорожного сообщения.

Единственный аэропорт, находившийся в секторе Газа, был разрушен ещё в 2002 г и его перенесли на территорию Египта. Внутренний транспорт представлен автобусами и маршрутками.

Палестина не имеет значительных запасов минерального сырья. Есть месторождения строительного камня, мрамора, нерудных полезных ископаемых.

В основе экономики в основном было сельское хозяйство, которое занималось выращиванием оливок, цитрусовых, овощей.

Промышленность производит цемент, одежду, мыло, сувениры и ремесленные изделия. Крупных предприятий нет, небольшие современные производства созданы в израильских поселениях на территории Палестины.

Экспортными товарами является продукция сельского хозяйства – оливки, фрукты, овощи, а также строительный камень, цветы.

Импорт представлен продуктами питания, товарами широкого потребления, строительными материалами.

Замечание 2

Таким образом, современное положение Палестины очень нестабильно. Несмотря на то, что она занимает благоприятное географическое положение – место на пересечении международных транспортных путей между азиатскими странами и Европой, затяжной конфликт с Израилем, изолированность от внешнего мира, ставят Палестину в невыгодные условия, а внутренние распри, слабая обеспеченность природными ресурсами в значительной степени тормозят ее развитие.

Природные условия

Разные части Палестины имеют разный рельеф, так, Западный берег Иордана представлен пересеченным плоскогорьем, круто обрывающимся к долине реки на востоке.

Здесь находится самая низкая точка – Мертвое море (-408 м) – это глубочайшая впадина на планете. Высокой точкой является гора Таль-Асур, высота которой 1022 м.

Вторая часть Палестины – Полоса Газа представлена холмистой прибрежной равниной, которую покрывают пески и дюны. Высшая точка здесь носит название Абу-Ауда, высота которой всего 105 м.

Палестина находится в области субтропического средиземноморского типа климата, для которого характерно сухое жаркое лето и мягкая, а иногда и прохладная зима.

Из пустыни часто в летний период дует иссушающий ветер хамсин. Январская температура на побережье доходит до + 12 градусов, а в августе +27 градусов. В центральных районах Западного берега зимой +12, а летом +30 градусов.

Осадки связаны с высотой местности – в северных и центральных районах, где высоты наибольшие осадков выпадает 500 мм. На побережье Мертвого моря выпадает всего 50 мм в год.

Рек на территории Палестины немного, самая крупная – Иордан. Река берет начало на севере, в озере Тивериадское и течет на юг в Мертвое море.

С плоскогорья к Средиземному и Мертвому морю стекают небольшие речки и ручьи, пересыхающие в засушливый сезон. Реки не судоходны.

В Палестине нет значительных ресурсов. Исключение составляют калийные соли, натрий и бром Мертвого моря.

Распространенными растениями являются вечнозеленый дуб, терпентинное дерево, маслина, фисташка, можжевельник, лавр.

Кроме них значительный ареал имеют земляничное дерево, иерусалимская сосна, платан, иудино дерево.

В горных районах растут таворский дуб, сикимор – это библейская смаковница.

Фауна Палестины бедна, крупные млекопитающие были истреблены. В отдельных местах встречаются лисы, дикобразы, ежи, зайцы, кабаны, змеи, черепахи, ящерицы. Птичье царство насчитывает около 400 видов, в их числе грифы, пеликаны, аисты, совы.


Палестиной называли страну между Египтом и Сирией. С трех сторон она ограничена горами и холмами, а на востоке рассечена глубокой, узкой долиной реки Иордан, которая впадает в соленое и безжизненное Мертвое море.

До конца IV тысячелетия до н. э. климат Палестины был влажным. Западная часть оказалась заболоченной, в Заиорданье находились пышные пастбища, в долинах реки Иордан и ее притоков росли густые леса. Страна словно была создана для земледелия. Оно и возникло здесь еще в древнейшие времена - в период мезолита или раннего неолита. Гораздо позже климат стал более сухим, постепенно исчезают леса и болота, степи беднеют. Густые леса и кустарники сохраняются только в долине Иордана.

Уже древние египетские данные III тысячелетия до н. э. рассказывают о жизни семитов в Палестине. Они занимались скотоводством и земледелием. На рубеже IV и III тысячелетий до н. э. люди жили в укрепленных поселениях, знали медные орудия труда. Сюда совершали походы египетские войска. В период Среднего царства палестинские племена подчинялись египетским фараонам.

Большие изменения в жизни Палестины произошли во II тысячелетии до н. э. С севера в страну проникают новые племена - хурриты. Теперь жители больше занимаются кочевым скотоводством. Несмотря на некоторое распространение хурритского языка, в основном говорили на западно-семитском. В начале II тысячелетия до н. э. в этих местах пользовались ослами, которые заменяли лошадей.

В XVIII веке до н. э. был создан союз племен, которых называли гиксосами. Причины создания союза и его история не известны, но он охватывал территорию от Северной Сирии до Египта, а центром его, по-видимому, стала Палестина. Гиксосы контролировали некоторую часть Египта и, судя по археологическим раскопкам, они обогатились там.

В 1-й половине XVI века до н. э. ситуация изменилась. Гиксосы были сначала изгнаны из Египта, а потом и Палестина попала под власть египтян. Теперь египтяне грабили страну, которая превратилась в источник рабов. Только постоянными военными походами и содержанием военных гарнизонов, подчиненных египетским наместникам, Египту удавалось удерживать здесь свою власть.

Кроме оседлого ханаанейско-хурритского населения, к которому, возможно, в период хеттско-египетских войн прибавились и хетты, в Палестине жили люди, связанные с кочевниками пустыни. Некоторые из них занимались еще и земледелием, постепенно оседая и сохраняя первобытнообщинные порядки. Эти люди, которые в письменных источниках называются хапиру, а пошумерски сагаз (подрезатели жил, головорезы), появлялись иногда с миром, как наемные сельхозрабочие, иногда с войной, стараясь захватить землю и крепости оседлого населения. Они были достаточно опасны для египтян и местной ханаанейско-хурритской власти. Ведь местные жители в союзе с хапиру могли выступить против них. В основном хапиру жили в восточных и южных районах Ливанских гор. Среди них могли находиться и предки евреев.

Сокрушительный удар по владычеству Египта в Азии был нанесен нашествием «народов моря» - племен побережья и островов Малой Азии, а также Эгейского моря, начавших движение во 2-й половине XIII века до н. э. Эти племена прошлись огнем и мечом вдоль восточного побережья Средиземного моря, опустошив южные области Хеттской державы.

В XIII - XII веках до н. э. в Палестине существовало множество ханаанейских городов-государств. Рядом с ними жили племена древних евреев, у которых полным ходом шел распад родоплеменного строя и социальное расслоение общины. Примерно в 1 й половине XIII века до н. э. древнееврейские племена объединились в союз, получивший название Израиль. Израильтяне захватывали земли коренного населения. Захватив земли и города ханаанян, они осели на постоянное местожительство.

Относительно быстрому захвату древними евреями Палестины способствовало то, что ханааняне были ослаблены непрерывными вторжениями египтян, а затем нашествием «народов моря». Племена израильтян расселились на большом пространстве. На юге Палестины в горном районе осело племя иудеев. Это племя раньше всех обособилось от израильских племен. Иудеи захватили самую большую и плодородную часть Палестины. Захваченные земли они поделили на наделы. Бывшие владельцы земли превращались в рабов. Язык израильтян был похож на ханаанейский. Это способствовало объединению израильтян и ханаанян. Вскоре эта страна вновь стала процветать. На севере развивалось пашенное земледелие и садоводство, выращивали виноград и маслины, процветало виноделие и скотоводство. Широкое распространение получило железо, которое все сильнее вытесняло бронзу, началось освоение рудников. До начала XI века до н. э. израильтяне управлялись советом родовой знати, в экстренных случаях племя выбирало вождя - «судью».

Чаще всего судьями становились военные вожди или просто инициативные и благочестивые люди. Последним древнееврейским судьей был Самуил, которому пришлось столкнуться с грозной опасностью - племенами филистимлян, одним из «народов моря». В XI веке до н. э. они, используя Крит как опорную базу, расселились в Ханаане и создали здесь союз пяти городов: Газы, Аскалона, Азота, Гефа и Экрона. Именно от них происходит греческое название «Палестина» - страна филистимлян. Филистимляне были серьезными противниками для израильтян, так как у них было железное оружие, а у израильских племен - бронзовое. Примерно в 1080 году до н. э. филистимляне напали на соседнюю с ними область иудеев. Ими были завоеваны некоторые крепости. Филистимляне нанесли несколько поражений израильтянам. Вскоре им удалось разгромить иудейскую армию, захватить город Силом (Шило) и пленить Ковчег - святыню древних евреев.

В этих тяжелых условиях, когда израильтяне оказались перед угрозой потери политической независимости, судья Самуил собрал всех старейшин Израиля и они сообща избрали первого еврейского царя - молодого Саула из племени вениаминитов, сына богатого землевладельца. Это произошло в 1020 году до н. э. Саул подчинил все израильские племена, включая иудеев, и начал тяжелую войну с филистимлянами. Первый царь был довольно противоречивой личностью, на него сильно давила тяжелая ответственность за судьбы своего народа. Из-за своей вспыльчивости он поссорился с Самуилом, который отвернулся от царя. В это время в окружении Саула появился юноша Давид, пастух из Вифлеема. Вначале он был фаворитом царя, но затем вынужден был бежать от мнительности Саула к Самуилу, а затем перейти на сторону филистимлян. В 1004 году до н. э. во время битвы евреев с филистимлянами войско Саула было уничтожено, а сам царь покончил жизнь самоубийством, бросившись грудью на собственный меч, чтобы не попасть в плен к врагу. Узнав о гибели царя, Давид, который не принимал участия в битве, вернулся в Иудею и вскоре был избран вторым древнееврейским царем.

В 995 году до н. э. войска Давида штурмом взяли ханаанейскую крепость Сион, возвышавшуюся на горе над рекой Кедрон. Здесь царь основал общееврейскую столицу, которая была названа Иерусалим. Сюда же был перенесен отбитый у филистимлян ковчег, что превратило Иерусалим в духовную столицу всех евреев. Поскольку Иерусалим находился на земле, не принадлежащей ни одному из еврейских племен, основание столицы в этом городе способствовало усилению политической власти царя. При помощи правителя финикийского города Тира Хирама I царь Давид покорил филистимлян и включил их города в состав своего государства. Во время его правления Израиль вел постоянные войны с племенами Заиорданья, благодаря которым молодое государство получало множество рабов. Также Давид захватил некоторые арамейские государства Сирии. В 965 году до н. э. царь Давид умер, и престол перешел к его сыну Соломону. Новый царь решил построить в Иерусалиме храм богу Яхве, для возведения которого были приглашены мастера из Финикии. В 950 году до н. э. строительство святилища было завершено. Знаменитый храм Соломона был сравнительно небольшим по размеру строением, внутренние стены которого были облицованы ценными породами дерева и покрыты позолотой. После окончания строительства храм был освящен и в него торжественно перенесли Ковчег. В храме, посвященном Яхве, претендовавшему на роль единого божества всех евреев, не было каких-либо изображений бога - только золотые семисвечники и 2 медных стола, украшенные растительным орнаментом.

Первые годы правления Соломона были временем мира и спокойствия. Царь заключил союз с последним фараоном XXI династии Египта, вступил в более тесные отношения с правителем Тира Хирамом I, отправлял экспедиции в таинственную страну Офир. Соломон разделил свое государство на двенадцать провинций, каждая из которых должна была один месяц в году содержать царский двор. Также он ввел разумную систему налогов и повинностей. Была создана сильная армия с отрядами колесниц.

Северные еврейские племена были недовольны политикой Соломона. Они не желали платить налоги, и их раздражало, что царь привлекает к управлению страной множество ханааненян, которые были опытны в государственных делах. В конце царствования Соломона северные евреи организовали заговор, во главе которого стал начальник строительных работ в столице Иеровоам. Однако заговор был раскрыт, и Иеровоам был вынужден бежать в Египет, где к власти пришел новый фараон Шешенка, желавший восстановить египетское влияние в Сирии и Палестине. После смерти Соломона в 526 году до н. э. новым царем стал его сын Ровоам. При его восшествии на престол народ потребовал уменьшить налоги, и когда этого не произошло, государство раскололось на две части. Вскоре Иеровоам пришел в Палестину вместе с египетской армией. Иерусалим был взят штурмом, сокровища храма Соломона и царского дворца были разграблены. После этого северные племена окончательно откололись от Иудеи и создали собственное государство Израиль. В Иудее продолжали править потомки царя Давида.

В Израиле первоначально правил Иеровоам. Но положение его династии оказалось непрочным. Сын Иеровоама, сменивший отца на престоле в 901 году до н. э., очень скоро был убит заговорщиками. После этого в Северном царстве началась нескончаемая череда дворцовых переворотов и кровавых убийств: более половины северных царей погибли насильственной смертью. В 875 году до н. э. военачальник Омри захватил власть в Израиле и основал собственную династию, которая просуществовала около 50 лет. Столицей своего государства Омри сделал выстроенную им неприступную крепость Самарию. Царский дворец в Самарии, построенный Омри, был богатым и красивым.

В VII веке до н. э. Израиль и Иудея были сложившимися рабовладельческими государствами. Жизнь простого населения сильно отличалась от жизни знати. Люди жили в грязи, нищете и тесноте. У более зажиточных людей дома часто были двухэтажными. Первый этаж занимали мастерские и подсобные помещения. Здесь же жили рабы. Члены зажиточной семьи располагались на втором этаже. Богатые носили длинный шерстяной плащ и мягкие сапоги. Одежда бедняков состояла из длинной рубахи. Мужчины носили шерстяной колпак. В 722 году до н. э. ассирийский царь Саргон II напал на Израиль. В этом же году пала столица государства Самария и Израильское царство перестало существовать как независимое государство. Около 30 тыс. евреев были насильно угнаны в Мидию и Месопотамию, а их земли заняли вавилонские и арамейские колонисты. Иудея отдала ассирийцам часть своей территории и обязалась платить дань в обмен на некий призрак независимости.

После разгрома Ассирии в конце VII века до н. э. в Иудее попытались восстановить свою власть над Палестиной. Царь Иония провел ряд реформ. Он принял закон об ограничении долговой кабалы: «Если ты купишь раба-еврея, - говорилось в этом законе, - то пусть он работает тебе шесть лет. А в седьмой год пусть он выйдет на волю даром». Более важной мерой была религиозная реформа. Иония официально ввел единобожие - отныне евреи должны были поклоняться только Яхве, все остальные культы были упразднены, а их жрецы казнены. Однако надеждам на восстановление былого величия не суждено было осуществиться. В 609 году до н. э. царь Иония погиб в сражении с египетской армией под командованием фараона Нехо. В 597 году до н. э. вавилонское войско царя Навуходоносора II разграбило Иерусалим. Спустя 11 лет, в 586 году до н. э., вавилоняне вновь пришли под стены восставшего Иерусалима, взяли город и угнали его жителей в Месопотамию. Иудейское царство было уничтожено.

Последующий период еврейской истории получил название «вавилонское пленение», хотя только 10 % жителей Иудеи было угнано в Месопотамию. В течение жизни двух поколений еврейская община в Вавилоне находилась в контакте с блестящей аккадской культурой, однако халдеи довольно жестоко относились к переселенцам. Только в 538 году до н. э., когда персидский царь Кир захватил Вавилонское царство, евреи получили разрешение вернуться домой и восстановить Иерусалим. Новая община была освобождена от налогов и повинностей. Деньги на построение города и нового храма выделялись из доходов сирийско-палестинской провинции. Членам общины разрешалось жить по созданным ими же законам. Местное население там, где располагалась община, было от нее зависимо. Создание храмово-городской общины вызвало недовольство у жителей Палестины. В связи с этим восстановление Иерусалима и его храма происходило очень медленно и было завершено только к началу IV века до н. э. Как и в других обществах Древнего Востока, религия играла ведущую роль в жизни еврейского государства. Древние евреи поклонялись множеству богов, которые были общими для всех западных семитов. Израильтяне, как и ханааняне, поклонялись деревьям и каменным столбам. Также были развиты различные культы, связанные с вершинами гор. Однако, в отличие от других западносемитских племен, древние евреи имели общего бога Яхве. Яхве - это непроизносимое имя единого Бога, которого первоначально почитали только в племени, давшем Израилю первых царей, а затем стали считать главным общееврейским божеством.

Введение потомками царя Давида монотеизма (единобожия) было тесно связано с движением пророков-жрецов, которым открылась воля Бога. Пророки были религиозными и политическими проповедниками, которые объединяли вокруг себя учеников, сохранявших и передававших слова учителя. Одним из наиболее ранних известных нам пророков был Йешайаху (Исайя), который жил в VIII веке до н. э. Пророк Йирмиаху (Иеремия), живший в трагические последние годы существования Иудеи, оставил пророчества о гибели храма Яхве. Также получил широкую известность его младший современник Йехезкеелу, действовавший в начале VI века до н. э. Главной темой всех пророчеств было требование признать единого и единственного бога - Яхве. Они считали, что только отказ от поклонения другим богам и праведная жизнь могут спасти еврейский народ. Именно упадок нравов и порок, сосредоточенный в городах, должны были вызвать кару Господа, которая не замедлила явиться в облике вражеских полчищ с востока.

Главным памятником древнееврейской литературы является Ветхий Завет, который создавался на протяжении XII - II веков до н. э. Считается, что дошедшие до нас 43 произведения Ветхого Завета являются лишь малой частью обширной древнееврейской литературы. Дело в том, что с течением времени жрецы тщательно отбирали произведения, которые соответствовали идеям единобожия и учению пророков. Затем подобные сочинения были объединены в сборник, внутренняя структура которого стала плодом вековой работы жречества. Ветхий Завет состоит из «Пятикнижия», «Пророков» и «Писаний». Самой древней частью этого сборника является «Пятикнижие», создание которого традиция приписывает Моисею.

Ученые выделяют в этом произведении 3 основных слоя: «Элохист», названный по имени древнейшего бога Эллохима, созданный в IX веке до н. э. в северной части страны; составленный в X веке до н. э. на юге «Яхвист», посвященный богу Яхве; так называемый «Жреческий кодекс», написанный в VI -V веках уже после падения Иудейского государства. Часть «Пророки» включает в себя исторические книги Библии, то есть древнееврейские летописи, и книги систематизированных изречений пророков и их учеников. В «Писания» вошли такие шедевры древнееврейской поэзии, как Псалтырь, «Песнь песней», притчи Соломоновы и другие лирические произведения. Ветхий Завет впервые за все существование человечества представил цельное полотно исторического развития отдельного народа, действие которого происходит в окружении реальной действительности и мифа. Многие ученые считают, что именно у древних евреев зародилось восприятие и понимание истории как непрерывного процесса. После тщательного научного анализа Библия стала ценнейшим источником по истории Ближнего Востока.