Из истории евреев урала. Малочисленные народы Южного Урала: немцы, поляки, евреи Евреи предуралья

24.06.2020 Зодиак

О жизни и быте евреев «черты оседлости» хорошо известно по произведениям классиков еврейской литературы, мемуарам, семейным преданиям. Гораздо меньше мы знаем о жизни тех, кто покинул родные края в поисках счастья и поселился во внутренних губерниях Российской империи, где жизнь евреев складывалась совершенно иначе. Еще при завоевании Ермаком Сибири в ХVI веке в истории Урала упоминается еврейская община с молитвенным собранием. Впоследствии евреев стали ссылать на Урал и в Сибирь в «в службу», «на пашню», на рудники за различные провинности, сюда же бежали они из охваченной волнениями Польши.
Современники отмечали, что евреи Сибири более походили на жителей этих краев - христиан. Их отличала «широта характера, хлебосольство, радушие, спокойствие, чувство собственного достоинства, мягкость и прямота, никогда они не унижались пред чиновниками, не скрывали своей принадлежности к еврейской нации. Они плохо знали еврейскую грамоту, но были по-своему набожны, усвоили местные обычаи и нравы, участвовали в деревенских хороводах, пели русские песни. Такими их делало свободное безбедное существование среди доброжелательно настроенного местного населения, не знавшего крепостного права»(1).
60-е годы XIX века были годами усиленной миграции евреев за пределы «черты оседлости», туда, где уровень жизни был выше, практически не было конкуренции и можно было полнее реализовать свой профессиональный и образовательный уровни, предоставлялось больше возможностей вырваться из консервативной религиозной среды и приобщиться к русской культуре.
В 1903 г. было принято специальное распоряжение Святейшего Правительственного Синода, запрещавшее принимать к крещению евреев вне черты еврейской оседлости без предоставления свидетельства о праве жительства из полиции, «чтобы они не использовали принятие христианства как средство приобретения льгот, не предоставленных законом лицам иудейского вероисповедания, без действительного намерения принять крещение»(2).
Больше всего переселялось из самых восточных губерний Беларуси - Могилевской, Полоцкой и Витебской, где евреи, часто ездившие в Россию, были более грамотны, лучше знали русский язык. Говорили они на литовско-белорусском диалекте идиша, часто не обладали характерной внешностью. Отставные николаевские солдаты, купцы, ремесленники и медики, получив разрешение, обосновывались не только в Уфе и других городах, но и уездах Уфимской губернии.
Здесь, вдали от «черты еврейской оседлости», происходит изменение традиционного уклада жизни, системы еврейских духовных ценностей. Живя в близком соседстве с христианами и мусульманами, евреи уже не всегда могли строго соблюдать все традиции, в том числе обязанность не работать в субботу (если не было своего магазина или мастерской), их одежда мало чем отличается от одежды окружающих. Среди переселившихся евреев практически нет посвящающих себя изучению Торы и Талмуда: срабатывали совсем иные приоритеты.
Евреи cумели завоевать уважение и доверие местных жителей за религиозность, здоровый образ жизни (кошерное питание, трезвость и умеренность помогали сохранить хорошее здоровье), высокий профессионализм, образованность, яркую индивидуальность, доброжелательность. Да и властям они были удобны - работящие, законопослушные, регулярно платящие налоги люди.
Но назвать идиллической жизнь евреев в Уфимской губернии было все же нельзя. Над ними тяготел свод законов, циркуляров, указов, ограничивавших заселение евреями внутренних губерний России. Суровое по отношению к евреям российское законодательство требовало от местных властей неуклонно следить за ними и регулярно сообщать вышестоящему начальству о предпринимаемых мерах по ограничению переселения евреев на территорию края.
Дело в том, что только отставные нижние чины и члены их семей имели право постоянного проживания вне черты «еврейской оседлости». Ремесленники же и купцы еврейской национальности имели право жительства только при условии занятия своей профессиональной деятельностью. Так, ремесленники, даже проработавшие здесь десять или более лет, должны были подтверждать свое мастерство свидетельством ремесленной управы места приписки. Свидетельства их хозяев не принимались во внимание. Те же, кто занимался нецеховым мастерством, обязаны были предоставлять засвидетельствованные полицией удостоверения заводчиков или фабрикантов, в заведениях которых они занимались торговлей. Если же они переставали работать или меняли профиль работы, то подлежали выселению.
Решение о выселении становилось для еврейской семьи трагедией: люди успевали обжиться, наладить дело, обзавестись клиентами. И внезапно все рушилось. Пять лет (с 1886 г. по 1891 г.) тянулось дело «О выдворении из г.Стерлитамака евреев Гродзинского, Ревзона, Когана и Резиной в области постоянной еврейской оседлости»(3) за то, что они занимались не своими ремеслами, а торговлей. Просьба об отмене решения о выселении на основании того, что их следует, согласно Постановлению 1876 г., относить уже к купцам, а не к ремесленникам, не была принята во внимание. После проведенного дознания купцов и мещан города Стерлитамака, в т.ч. гласного городской Думы Наума Абрамовича Обливанникова, решено было всех их выселить.
Чаще всего евреи пытались во что бы то ни стало удержаться во внутренних губерниях, но не возвращаться туда, где местечки были разорены недавними погромами, где их ждала нищета, ибо их товар некому и не на что покупать. Но чаще всего, несмотря даже на явное отсутствие логики, власти решали вопрос отрицательно.
Во всей второй половине ХIХ века история белорусских евреев, оказавшихся на Урале, полна самых драматических событий: преследования, дискриминации, высылки. Мало что изменилось и с приходом ХХ века.
В 1905 г. рассматривается право на жительство несвижского мещанина Шломо Давидовича Бама, 39 лет, в паспортной книжке которого имелась запись: «Эта книжка имеет силу там, где евреям дозволено» (4). «Честно и добросовестно при отличном знании дела» занимался он изготовлением чернил, но работы было мало, и пришлось ему переквалифицироваться в производителя искусственных минеральных и фруктовых вод.
Тут Бама и ждали неприятности. Хоть и технологию он соблюдал и авторитетные заключения специалистов собрал, но, поскольку формально он занимался не своей профессией, Бам был выселен.
Члены еврейской общины губернии, как могли, помогали выселяемым, заступались за них перед властями, которые иногда шли на уступки. Так, полицейское управление не выселило из Уфы жившего там уже 28 лет Файву Иоселевича Нехамина, не занимавшегося своим ремеслом по состоянию здоровья, тем более, что «он не вреден для окружающего населения»(5), и Наума Ильича Фридьева из Златоуста, который «по преклонному возрасту и состоянию здоровья действительно не может обходиться без постоянного ухода и в черте оседлости средств к жизни не имеет»(6). Впрочем, в защиту выселяемых выступали не только их единоверцы. Прошение о том, чтобы в Белебее оставили 65-летнего М.Х.Басина, которому выпекать хлеб уже стало не по силам и потому он вынужден заняться хлеботорговлей, подписало 27 жителей этого города. Власти не стали возражать и в этом случае.
В апреле 1907 г. вице-губернатор А.Толстой доводит до сведения Уфимского полицмейстера и уездных исправников, что «по рассмотрении в губернском правлении списка евреев, проживающих в Уфимской губернии, замечено, что значительный их контингент составляется из пришлых вновь евреев, поселившихся незаконно без всяких на то прав и с правами весьма сомнительными, клонящимися так или иначе к обходу закона.(7) Нередко оказывается, что занимаются евреи не тем ремеслом и мастерством, на которые имеют документы и право на жительство вне черты оседлости. Все упущения в деле соблюдения законов о евреях могут быть объяснены лишь недостатком внимания со стороны чинов полиции. Губернское правление считает полезным лишь обратить внимание надлежащих полиции, уездных исправников и уфимского полицмейстера на то, чтобы права евреев на проживание вне черты оседлости всегда проверялись тщательно и все законные меры... применялись своевременно... и все срочные сведения по этому делу предоставлялись с надлежащей полностью и аккуратностью в установленные сроки».
Согласно семейным преданиям и воспоминаниям старожилов, обязанности уфимского раввина (8) выполнял переехавший из Минска с семьей в 1876 г. Лейб (Леонтий) Аронович Голынко (Галынка) (9), официально числившийся чулочных дел мастером, переселившийся в Уфу в 1876 г. Сохранившаяся в минском архиве запись о выдаче ему в 1871 г. паспорта дает некоторое представление о внешнем облике этого человека: рост - 2 аршина, 4 вершка (чуть более 160 см,- Э.Ш.), глаза - карие, волосы и брови - темнорусые, особые приметы -- бородавка около правого глаза(10). По-видимому, это был авторитетный и энергичный человек. Именно он посещал директоров уфимских гимназий и просил их разрешать гимназистам-евреям не посещать занятия по субботам. Это, как правило, дозволялось при условии, что гимназисты не будут отставать в учебе от товарищей. При доме Л.А. Голынко была кошерная столовая для холостяков.
Но существовали некоторые законы условия проживания на Урале, которые для евреев бывшей черты оседлости были неприемлемы. Так, члены уфимского еврейского молитвенного общества однажды обратились в Уфимское губернское правление с просьбой «разрешить нашему обществу иметь постоянно одно духовное лицо для резания животных и птиц по религиозному нашему обряду, ибо требуется тщательное исследование санитарного состояния животных и годности к употреблению кошерного мяса, а равно исполнения обрезания и прочих духовных запросов. Нам необходимо иметь специальное духовное лицо - резника, которого необходимо пригласить из черты еврейской оседлости».
Ответ губернского правления от 1 марта 1900 г. гласил: «Положение о резниках действительно только в черте оседлости. Ходатайство удовлетворено быть не может, так как действующим о евреях циркуляром вне черты еврейской оседлости узаконения особого духовного лица - резника не установлено. Совершение всех еврейской веры обрядов возложено исключительно на утвержденных правительством раввинов и их помощников, и никакие другие лица, кроме них, не могут исполнять эти обязанности» (11).
В конце ХIХ-начале ХХ вв. в Уфимской губернии насчитывается более 700 евреев: сапожников и чулочников, слесарей и жестянщиков, портных и шапочников, мелких торговцев и купцов, мыловаров и сыроваров, акушерок и врачей, дантистов и провизоров. Принимали евреи активное участие в общественной жизни губернии, были членами различных попечительских комитетов.
Как и в других центральных и восточных губерниях Российской империи, евреи в конце XIX - начале ХХ вв. переживают начавшийся с появлением наемного труда кризис традиционного уклада. Меняется образ жизни, психология, даже облик людей. На многих фотографиях начала ХХ в. на мужчинах уже не видно головных уборов, замужние женщины не покрывают голову платком, одеты они по моде того времени. Имена у многих по давней еврейской традиции двойные, а у некоторых - с характерным еще для первой половины XIX в. уменьшительно-уничижительным оттенком (Ривка, Мордко). Можно предположить, что, общаясь постоянно с нееврейским населением, они называют себя более удобными для произношения именами, переделывая их на русский манер.
Попытки изменения имен в документах вызвали недовольство властей. В связи с этим в апреле 1893 г. в 129 номере «Правительственного вестника» приводится Высочайшее утвержденное мнение Государственного Совета, воспрещающее евреям менять имена и прозвища, «под коими они записаны в метрические книги». Дети же при рождении получают уже вполне официально более приемлемые, с точки зрения родителей, имена. Губернское правление «не усматривает ничего предосудительного» в этом: «Евреи вправе при рождении давать своим детям такие имена, которые употребительны среди народа, на территории которого они проживают».
В дальнейшем этот процесс среди ассимилированной части еврейского населения края идет весьма интенсивно. Если в начале XX в. самым распространенным мужским именем (или отчеством) было Мошко (Мовша, Мордко), то их дети или внуки - уже Марки, у женщин часто встречается имя Люба и уж совсем необычное - Слава. В метрических книгах за 1908-1911 гг. появляются новые имена, многие из которых получат в ХХ веке широкое распространение среди российских евреев: Анна, Полина, Эмилия, Адель, Тамара, Ираида, Клара, Дина, Надежда, Нетта, Лидия, Виталий, Зиновий, Владимир, Лев.
Высок образовательный уровень евреев. Статистические данные свидетельствуют о высокой посещаемости евреями библиотеки и музея Уфимского Губернского комитета. В начале ХХ в. в Уфимской губернии работает большое количество врачей, дантистов и провизоров, хотя власти стремились, по возможности, заменять их лицами других национальностей.
Так, значительный вклад в развитие психиатрической помощи в Башкирии внес Яков Фебусович Каплан, приписанный к Минскому дворянскому собранию, который по окончании медицинского факультета Тартуского университета и специализации по психиатрии в Берлине и Гейдельберге в 1901 г. приехал в Уфу. Здесь им за короткое время было опубликовано 15 научных статей, впервые в России сделан перевод на русский язык «Введения в клиническую психиатрию» немецкого психиатра Э.Крепелина (30 клинических лекций). Став заведующим психиатрической больницей, Я.Каплан стремился улучшить и расширить помощь душевно больным, улучшить снабжение лекарствами и инструментарием, изменить существующий порядок проведения судебно-психиатрической экспертизы. Однако в этом последнем вопросе не нашел поддержки коллег. В такой обстановке 17 августа 1907 г. он был убит одним из криминальных испытуемых. Было ему всего 32 года (12).
Несмотря на относительную стабильность жизни, евреи и в Уфимской губернии не чувствовали себя комфортно. После страшного Кишиневского погрома во все епархии был направлен Указ Императора «О желательности воздействия православного духовенства на его паству для предотвращения ее от проявления враждебного отношения к евреям». Местному духовенству предписывалось «разъяснять и внушать своим прихожанам, что евреи, как и все племена и народы, входящие в состав российской Империи,- подданные того же государства и граждане одного отечества. Учинять над ними всякого рода насилие - это вопиющее преступление, гибельное не только для самих участников беспорядков, которые должны предстать перед судом, но и вредное для всего общества и государства» .(13)
В 1905 г. газеты писали: «Ввиду слухов о предстоящем еврейском погроме администрацией приняты меры в подавлении беспорядков в самом начале».(14) Тем не менее, погромы произошли в Уфе, других городах. И все же здесь было спокойнее, чем в южных губерниях России. Не случайно в годы послереволюционной реакции (1906-1910) в Уфимскую губернию устремился поток беженцев от погромов, и число евреев возросло в 1,5 раза.
С началом Первой мировой войны около 400 тысяч евреев встало «под ружье». Их процент в действующей армии, как и процент убитых и раненых (погибло около ста тысяч российских евреев), был выше того, который составляли они по отношению к общему числу граждан Российской империи (15).
Несмотря на то, что евреи проливали кровь, защищая Отечество, штаб Главного командования в мае 1915 г. принимает решение о немедленной высылке двухсот тысяч евреев из пограничных Курляндской и Ковенской губерний в Поволжье, на Урал и в другие регионы в связи с обвинениями их в пособничестве врагу, поскольку, в отличие от других жителей, они могли свободно изъясняться с немцами на своем родном языке идиш (16). Положение о «черте оседлости» временно отменялось.
Выселение производилось в течение 48(!) часов. Часто людям не разрешалось брать с собой необходимые вещи, перевозили их в вагонах с надписью «Шпионы». Немного позже, с началом боевых действий на территории западных губерний, часть евреев добровольно покинула местечки. Привыкших к полунищенскому существованию, задавленных непосильными налогами жителей местечек поразило процветание уфимцев. Жизнь была дешевой, изобилие мяса, меда вспоминалось потом всю жизнь, многие остались здесь после войны навсегда.
Именно эти, глубоко религиозные, получившие традиционное еврейское образование, плохо знавшие русский язык люди, которых почти не коснулась начавшаяся в конце ХIХ в. эмансипация, привнесли еврейскую ментальность, традиции и язык в уже значительно ассимилированное еврейство Уфимской губернии. В соответствии с многовековыми традициями члены местной общины оказали прибывающим беженцам всемерную помощь и поддержку.
Среди прибывших в Уфу евреев можно отметить семью смолокура из-под Минска Хаима Абрамовича, племянника знаменитого еврейского писателя Менделе Мойхер-Сфорима (Шолома-Якова Абрамовича). Сын Хаима Лев воевал в качестве вольноопределяющегося, а потом какое-то время жил в Уфе, окончил медицинский факультет в Смоленске и в начале 20-х годов уехал в Палестину, где много лет возглавлял госпиталь в Тель-Авиве.
В 1914-1918 гг. уфимским раввином был приехавший из Белоруссии Шимен Абрамович Богин (1859-1918), потомки которого до сих пор живут в Уфе.
За годы первой мировой войны еврейское население Уфимской губернии возрасло почти в два раза. Новые переселенцы были в подавляющем большинстве бедными местечковыми кустарями, сапожниками, портными, скорняками с многочисленными семьями, как и те, кто в 1905 г. бежал сюда от погромов. Попадали в Уфу и военнопленные, австрийские подданные, которых нередко поселяли в еврейских семьях.
Селились беженцы не только в городах, но и в селах (Иглино, Давлеканово), где и раньше были еврейские общины. Только в одной Уфе в 1916 г. скопилось около 5 тысяч беженцев (евреев, поляков, латышей). Половина их была размещена национальными организациями по частным квартирам, на содержание каждого беженца выделялось 2 рубля в месяц. При губернском попечительском комитете существовала специальная секция, ежедневно квартирные попечительницы навещали закрепленные квартиры (17).
11 апреля 1915 г. состоялось собрание уфимской еврейской общины, на котором присутствовало более 50 человек. Председатель правления Бомштейн доложил собравшимся, что уфимский губернатор разрешил правлению общества учредить временный комитет для сбора пожертвований среди евреев на нужды пострадавших от военных действий евреев. Из сообщений петербургского еврейского комитета, в условиях голода и нищеты оказались более 500 тысяч беженцев. «До сих пор мы делали пожертвования,- сказал один из ораторов,- теперь пришла пора [самим] приносить жертвы» (18).
Был учрежден дамский благотворительный комитет помощи местным и проезжающим евреям, не имеющим средств следовать далее, который должен был выдавать им средства для проезда до ближайшего большого города или станции. Комитет при общине брал на себя обязательство устроить в Уфимской губернии от 100 до 150 евреев-ремесленников (токарей, водопроводчиков, портных) при условии наличия у них ремесленного свидетельства, дающего право проживания вне черты оседлости (19).
В Уфимской губернии, где революционное движение было достаточно интенсивным, во всех революционных партиях в группах лидеров были и евреи.
Перед революцией и в годы гражданской войны евреи участвуют во всех партиях и политических движениях левого толка, существовавших в то время в Уфимской губернии. В Уфе функционировал еврейский социалистический клуб, в который входило 76 человек. Пройдет немного времени, и часть из них создаст в Уфе еврейскую секцию РКП, которая развернет активную агитационную деятельность среди еврейских ремесленников. Хотя еврейского пролетариата здесь практически не было, после февральской революции была создана башкирская организация БУНДа, куда вошли рабочие Уфимских железнодорожных мастерских и небольших частных предприятий. С 1917 г. существовала в Уфе и сионистская организация «Поалей-Цион». По инициативе местной еврейской молодежи образовался кружок, который входил в непосредственное сношение с сионистами Петрограда.
Уфимский еврейский временный комитет помощи жертвам войн развернул еще в конце 1917г. «очаг». Были оборудованы амбулатория, богадельня, детский очаг. Было создано Уфимское общественное еврейское училище. Заведовал училищем Исаак Марголин, исполнявший позже еще и обязанности общественного раввина.
30 июля 1919 г. при Уфимском губкоме партии была организована еврейская секция, которая должна была вести коммунистическую работу среди еврейского пролетариата. «Надеемся на самую широкую поддержку со стороны еврейского пролетариата, ибо неоднократные заявления со стороны еврейских рабочих о желании вступить в коммунистическую партию дают уверенность в успехе нашей пропаганды»,- записано в резолюции первого заседания (20). 2 августа секция была утверждена Губкомом, о чем было сообщено в Центральное бюро еврейских секций в Москве, а также в секции Киева, Минска и Самары, у которых просили литературу.
Организовали евсекцию 10 коммунистов и 22 сочувствующих. Актив составили коммунисты Геллер, Друкаров, Кругер, Персов, Тумаркин, Померанц, Хасид и «сочувствующие» Винокуров, Роза и Сарра Гольдшмид, Капущевский, Лемер, М.Лившиц, Хотимлянский, Х.Фридман, Ф.Шуб. Председателем бюро стал С.Д.Персов, а после него С.Аншельс. Техническую работу выполняла Э.Лемер, корреспондентом был Столер. Были эти молодые люди выходцами из западных губерний России, их родным языком был идиш, но они свободно владели и русской грамотой. Они требовали регистрации всех коммунистов, знавших этот язык, и направляли их на собрания или иные мероприятия, проводимые еврейской общиной, дабы постоянно держать ситуацию под контролем.
Одним из направлений деятельности еврейской секции стало наступление на сионизм, против которого всегда выступали большевики. «Контрреволюция в Уфе»,- так назвала газета «Известия» Губревкома сионистов (с подачи евсекции, обратившей внимание местной ГЧК на их «вредную контрреволюционную деятельность, поддерживаемую империалистами Антанты») и агентов Колчака (ибо при нем партия сионистов была легальна), «находящихся под крылышком Лиги наций и цивилизованных англичан, старающихся и при Советской России одурманивать еврейские рабочие массы (21). Однако городской комитет сионистской организации просуществует еще какое-то время и будет проводить свои мероприятия. Существовала в Уфе молодежная организация «Гаховер» и «ответвление» от сионистской организации «Гехолуц».
Значительную роль в жизни еврейской общины Уфы играли выходцы из Северо-Западного края. Среди них - педагоги еврейских школ, которые тогда работали только в Уфе и располагались в синагоге. В школе первой ступени №30 обучалось 203 ученика. Среди преподавателей были Лившиц Хаим Липович, окончивший Виленский еврейский учительский институт (жил в Уфе с марта 1916 года, член еврейской социал-демократической партии «Поалей Цион»), и Острун Бейла Самуиловна, окончившая 6 классов Виленской гимназии. В школе первой ступени №62 обучалось 100 детей, а среди учителей были Залесквер Бейла Гешелевна, закончившая гимназию в Могилеве и педагогические курсы в Уфе, член БУНДа, и Шендерович Рива Пейсаховна, приехавшая из Бобруйска, член ВКП(б) (она же заведовала еврейской библиотекой).(22)
В Уфе в тяжелые годы разрухи и голода временно были созданы детские дома для еврейских детей. В начале 1920 года их было три: два - для детей школьного возраста и один - для дошкольников. Просуществовали они до 1923 г.
Анна (Хана) Левина, прибывшая с родными в Уфу в 1919 году, работала вначале в детдоме №19 для детей школьного возраста, затем заведовала детдомом #4 для дошкольников. В 1922 г. вместе с детьми она перешла в детдом №18. В сентябре 1923 года этот детдом был переведен в г.Гомель.
Репрессии против иудаизма коснулись и Башкирии. В 1929 году постановлением БашЦИКа была закрыта синагога в Уфе (в ее здании расположился клуб НКВД). Евреи стали молиться по домам, несмотря на преследование властей. 23 октября 1931 года с письмом к председателю БашЦИКа обратился Самуил (Шмуэль) Мовшевич Гершов, почти 70 лет игравший видную роль в жизни уфимской еврейской общины. Его называли «святым человеком». «У нас, евреев,- писал С.Гершов,- не только отобрали то, что имели, и не только не дали ничего взамен, но всячески ставят разные препятствия к тому, чтобы у нас был свой угол» (23).
Дочь Гершова, Бася Самуиловна Вагнер, в своих воспоминаниях, озаглавленных «Мы - евреи из Уфы», пишет: «Отец приехал в Уфу в 1915 году по мобилизации из п.Друя Виленской губернии, работал сапожником. Мать, Двойра Берковна, белошвейка, с шестью детьми перебралась сюда годом позже. В Уфе у них родилось еще двое детей. Всю жизнь они были религиозными людьми: ходили в синагогу (отец с сыновьями - каждую неделю, мать с дочерьми - по праздникам, и сидели на втором этаже на балконе). Папу в городе хорошо знали (даже и не евреи). Если где-нибудь появлялся нуждающийся еврей, его посылали к папе, который помогал с жильем, в приобретении топлива, одежды, с устройством на работу, давал деньги. Работая на фабрике им.Ворошилова, он добился выходного на субботу (работал в воскресенье). Родители были грамотными по-еврейски (идиш). Детей обучал меламед на дому. Мне уже учиться не пришлось. Дома разговаривали по-еврейски, а когда появились внуки,- то с ними уже по-русски. После закрытия синагоги молились по домам и чаще всего у нас, по всем адресам, где проживал отец. Его много раз вызывали в ГПУ, НКВД, требуя, чтобы он перестал устраивать молельни, но он каждый раз настаивал на своем и требовал, чтобы вернули синагогу. Несмотря на угрозы с их стороны, он продолжал собирать «миньян» по субботам и праздникам».
«Мацу стали печь по домам,- продолжает Б.С.Вагнер.- В 1931 году у нас дома собирались несколько семей - родные, друзья, соседи, чтобы испечь мацу. Кто-то донес об этом. Пришли из финотдела и, обвинив отца в незаконных доходах, описали и вывезли почти всю мебель, швейную машину. Когда отца оправдали, было поздно - всю нашу мебель продали в комиссионке за бесценок. Мама и тетя Хая Эйдельман постоянно занимались благотворительной деятельностью: собирали деньги и вещи для бедных.»
Меняется образ жизни, расширяется круг интересов и возможностей, молодежь отходит от традиций, семейных профессий, работает на стройках пятилеток, учится, служит в РККА. Дочь раввина из Белоруссии Фрида Борисовна Стернин, врач-дерматовенеролог, разрабатывает оригинальную методику лечения экземы. Ее сестра Берта Борисовна приехала в Башкирию после окончания Саратовского мединститута в 1923 г., работала хирургом в Первой Совбольнице. Здесь ею выполнена первая в республике операция на сердце. Жизнь этой замечательной женщины оборвалась трагически в 1937 г., когда потерпел аварию самолет, на котором она вывозила из Красноусольска прооперированного ею больного.
Почти 4000 евреев жило перед войной в республике. Но с началом войны в Башкирию вместе с предприятиями и учреждениями, вузами и научно-исследовательскими институтами были эвакуированы тысячи людей - цвет научной, культурной и технической интеллигенции. Среди них было немало евреев. В институтах преподавали академики. Ветераны труда вспоминают, что на нескольких заводах были «еврейские» цеха, т.е. работали практически только одни евреи.
Из западных областей СССР, бывшей черты «еврейской оседлости», днем и ночью под огнем противника шли эшелоны, увозя на восток беженцев - стариков, женщин, детей. На Уфимском вокзале, на маленьких станциях их встречали толпы людей: башкиры, татары, русские. Они приводили приезжих к себе домой, кормили, ухаживали за ними, помогали найти работу, поддерживали морально. Благодарную память об этом хранят не только дети войны, но и родившиеся и выросшие на земле Башкортостана их уже взрослые сегодня дети и внуки.
Беженцев расселяли по общежитиям, коммуналкам (нередко по 8-10 человек в комнате), частным квартирам, многих - в селах и деревнях. Значительное увеличение населения не могло не вызвать определенные сложности и недовольство у отдельных местных жителей, которых «уплотняли»; подскочили цены на рынке, зимой 1941-1942 гг. голодающим людям приходилось сутками стоять на морозе за пайкой хлеба. Впрочем, так было повсюду. К чести наших сограждан, они поняли беду людей, потерявших на оккупированных территориях все: близких и кров. Уфимская еврейская община организовала помощь эвакуированным. В доме Софьи Карповны Павлукер кормили малоимущих.
Отвоевав, приехали сюда, к своим семьям, фронтовики. И сегодня в Башкортостане живет немало евреев, нашедших здесь спасение от Холокоста. Поселились в республике после войны и бывшие узники гетто, которым было слишком тяжело оставаться там, где все напоминало о пережитом. После окончания Великой Отечественной войны в нашей республике проживало 8-9 тысяч евреев, из которых почти половина - те, кто нашел в Башкортостане спасение от ужасов Холокоста.
Но беды еврейского народа не завершились с окончанием войны. В период кампании по «борьбе с космополитизмом» (1948-1953 гг.) были уничтожены виднейшие деятели еврейской культуры. Среди репрессированных в эти годы в Башкирии был и замечательный педагог и литературовед, уроженец Дриссы Моисей Григорьевич Пизов.
В разгар войны, в 1942 г., М.Пизов защитил кандидатскую диссертацию «Проза М.Ю.Лермонтова и западноевропейская романтическая литература первой половины XIX века», в 1943 его утвердили в звании доцента кафедры русской и всеобщей литературы Башкирского педагогического института. Блестящий лектор и педагог, кумир молодежи той поры, Моисей Пизов был непримиримым борцом с догматизмом в литературе.
В 1950 г. М.Г. Пизов был арестован и обвинен в создании антисоветской группы, троцкизме, антисоветской агитации. Стремясь предотвратить репрессии по отношению к жене и издевательства, вынужден был признать себя виновным. По статье 58-10 М.Г.Пизов был осужден на 10 лет лишения свободы и этапирован в Сибирь, в лагерь под Иркутском. Здесь он заболел туберкулезом, в октябре 1954 г. был комиссован и вернулся полуживым в Уфу. В ноябре 1956 г. его дело было пересмотрено, постановление от 2 сентября 1950 г. в отношении М.Г.Пизова отменено и производством прекращено.
До последних дней жизни он работал заведующим кафедры русской и всеобщей литературы БГУ. М.Г.Пизовым написано более 20 статей по литературоведению о творчестве
А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, В.Каверина, Гете, Бальзака, Шекспира, Гейне, о взаимовлиянии русской и западноевропейской литератур, он оставил свыше 60 стихотворений, воспитал замечательную плеяду башкирских литераторов.
В 50-70-х годах уфимские ВУЗы окончило немало юношей и девушек из Украины, Белоруссии, Молдавии, которые приехали сюда, ибо еврею на Урале поступить в институт было легче, чем в Европейской части СССР. Некоторые остались впоследствии здесь работать. Урал стал их родиной.

Из книги «Человек, который принял жену за шляпу», и другие истории из врачебной практики автора Сакс Оливер

Библиография Основная литература Хьюлингс Джексон, Курт Голдштейн, Генри Хед, А.Р. Лурия – выдающиеся ученые, отцы неврологии. Их размышления и открытия посвящены проблемам, не так уж сильно отличающимся от тех, с которыми приходится сталкиваться сегодня нам. Работа

Из книги «ВЗГЛЯД» - БИТЛЫ ПЕРЕСТРОЙКИ. ОНИ ИГРАЛИ НА КРЕМЛЁВСКИХ НЕРВАХ автора Додолев Евгений Юрьевич

Библиография Додолев Е. & Николаева Э., Техника телебезопасности // Совершенно секретно, № 2, июль 1989Додолев Е. «Взгляд». Хроника запрета // Совершенно секретно, № 7, июль 1991Додолев Е. Я почему-то не пользуюсь уважением среди коллег // Журналист, № 12, декабрь 1991Додолев Е.

Из книги Сталинский 37-й. Лабиринты заговоров автора Романенко Константин Константинович

Библиография Альбац Е. Мина замедленного действия. М., 1992. Баландин Р., Миронов С. Заговоры и борьба за власть. М., 2003. Будённый С. Пройденный путь. Кн. 3. М., 1973. Буллок А. Гитлер и Сталин. 1998. Кн. 1. Русич. 1994. Военные архивы России. Выпуск № 1. С. 103. Воля. 1993. № 11. Искра. 1993. № 4. Генрих

Из книги Рабы свободы: Документальные повести автора Шенталинский Виталий Александрович

Библиография ОбщееБлюм А. В. Советская цензура в эпоху тотального террора: 1929–1953. СПб.: Академический проект, 2000.Большая цензура: Писатели и журналисты в Стране Советов. 1917–1956 / Под ред. акад. А. Н. Яковлева; сост. Л. В. Максименков. М.: МФД, 2005 (Россия. XX век.

Из книги Сергей Фудель автора Сараскина Людмила Ивановна

Библиография Размышления над одним текстом [Рукопись неизвестного автора, полученная из Сов. России] // Вестник Русского студенческого христианского движения. Париж, 1969. № 94.Уделов Ф. И. Достоевский и Оптинская пустынь // Вестник Русского христианского движения. Париж,

Из книги Анатомия убийства. Гибель Джона Кеннеди. Тайны расследования автора Шенон Филип

Библиография

Из книги Тайная сторона дела Пеньковского. Непризнанная победа России автора Максимов Анатолий Борисович

БИБЛИОГРАФИЯ Антонов В., Карпов Я.Тайные информаторы Кремля (Биографические очерки о разведчиках). М.: Гея-Итерум, 2000, 2001.Блейк Дж. Иного выбора нет. Автобиография. М.: Международные отношения, 1991.Бобков Ф. КГБ и власть. М.: Ветеран МП, 1995.Бодров М. (Максимов А.) ГРАД действует…

Из книги Канарец, или Книга о завоевании Канарских островов и обращении их жителей в христианскую веру Жаном де Бетанкуром, дворянином из Ко, составленная мона автора Бонтье Пьер

Из книги Масонские биографии автора Коллектив авторов

Библиография Периодические изданияThe Equinox. London and Detroit, 1909-1919.The Kneph. London, 1881-1900.Oriflamme. Berlin and London, 1902-1913.Книги и статьиCrowley, Aleister, The Confessions of Aleister Crowley. London: Jonathan Cape, 1969.Crowley, Aleister, The Magical Record of the Beast 666. London: Duckworth, 1972.Evans, Isaac Blair, The Thomson Masonic Fraud. Arrow Press: Salt Lake City, 1922.Gilbert, R. A., «William Wynn

Из книги Стандарты сексуального образования в Европе автора Коллектив авторов

Библиография А. Использованная литература BZgA/WHO Regional Office for Europe [ФЦПСЗ/Европейское региональное бюро ВОЗ] (2006). Country papers on youth sex education in Europe [Национальные очерки о сексуальном образовании молодежи в Европе]. Cologne, (http://www.sexualaufklaerung.de/cgi-sub/fetch.php?id=489).Frans Е, Franck Т [Франс E., Франк T.] (2010).

Из книги Защищая Родину. Летчицы Великой Отечественной автора Виноградова Любовь

Библиография Абрамов А. Мужество в наследство. Свердловск, 1988Аграновский В. Белая Лилия. Москва, 1979Адам В. Трудное решение. Москва, 1967Алексашин М. Последний бой Василия Сталина. Москва, 2007Алтухов П. В. Интервью // Российская газета. 2012. 9 маяАмет-Хан Султан. Профиль //

Из книги «Черные кабинеты» История российской перлюстрации. XVIII – начало XX века автора Измозик Владлен Семенович

Библиография I. ИсточникиI.1. АрхивыАрхив внешней политики Российской империи (АВПРИ)Архив Государственного ЭрмитажаАрхив Управления ФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской областиГосударственный архив Российской Федерации (ГАРФ)Национальный архив Республики Карелия

Из книги Крах плана «Барбаросса». Том II [Сорванный блицкриг] автора Гланц Дэвид М

Библиография Немецкие источники Порядок перечисления: группа армий – танковая группа – дивизия с нумерацией в пределах каждого уровня подчинения.HGp Center , KTB, Anlagen. HGp Center 26974/8.HGr Nord , Ia, Besprechungsund Vortragsnotizen, 19.9.4112.1.42, Band 2. HGp North 14985/60.HGp Nord, KTB, July 41. HGp Nord 75128/1.HGr Nord, KTB

Из книги Зимняя дорога. Генерал А. Н. Пепеляев и анархист И. Я. Строд в Якутии. 1922–1923 автора Юзефович Леонид

Библиография Документы Материалы следственного дела А. Н. Пепеляева и др. (1923–1927). – Архив УФСБ РФ по Новосибирской области, д. 13069, т. 1–9.Следственное дело А. Н. Пепеляева (1937–1938). – Архив УФСБ РФ по Новосибирской области, д. 17137.Следственное дело И. Я. Строда. – Центральный

Из книги Голубая Дивизия, военнопленные и интернированные испанцы в СССР автора Елпатьевский Андрей Валерьянович

Библиография 1. Басистов Ю.В., Политическая работа среди войск противника на Ленинградском фронте в годы Великой Отечественной войны. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук, Л., 1983.2. Басистов Ю.В., Особый театр военных действий.

Из книги Смуты и институты автора Гайдар Егор Тимурович

Библиография Амальрик А.А. Просуществует ли Советский Союз до 1984 года?//Погружение в трясину. – М., 1991.Арбатов Г.А. Затянувшееся выздоровление. – М., 1991.Ахматова А.А. Стихотворения и поэмы. – Л., 1977.Бердяев Н.А. Судьба России. – М., 1918.Бернштейн Э. Проблемы социализма и задачи

Челябинская синагога .

Тогда и сейчас

Появление еврейского населения в Челябинске относится к 40-м годам Х IX в. Первыми «иудеями» были николаевские солдаты действительной 25-летней службы, выпускники кантонистских школ Оренбурга и Троицка. По окончании службы они часто оставались в городе, обзаводились семьями, таким образом, во второй половине XIX в. большую часть еврейского населения города составляли отставные солдаты и унтер-офицеры. Из архивов известны их имена: Б. Берштейн, М. Бруслевский, Н. Вайнер, Д. Мланин, О. Хенкель и др. Они сохранили родной язык и строго соблюдали традицию, законы Торы. В годы службы еврейские солдаты сообща покупали избушку, где молились по субботам и праздникам.

С пуском Великой Сибирской железнодорожной магистрали стало быстро увеличиваться население города, в т.ч. возросла и доля иудеев. В 1894 г. насчитывалось – 104 чел. иудейского вероисповедания - 0.6% населения Челябинска, а уже в 1901 г. – 686 чел. (3 %). Это были торговцы, ремесленники, специалисты в области медицины, т.к. только этим категориям населения разрешалось жить вне определенных правительством Российской империи «черт оседлости», находящихся в основном на западе России. Они селились на улицах Мастерской (ул. Пушкина), Никольской (ул. Советская), Степной (ул. Коммуны) и Исетской (ул. К. Маркса). В город съехалось много деловых людей, которые занимались сбором и продажей зерна, чайной торговлей, открывали аптеки, магазины и мастерские (слесарные, мебельные, шляпные, готового платья и др.). Большой вклад в развитие ремесел и торговли внесли: Абрам Бреслин, Макс Гейман, Овсей Дуневич, Ананий Коген, Соломон Брен, Яков Елькин, Лея Бреслина и др. Первыми врачами в городе работали Наум Шефтель, Залман Мазин, Адольф Киркель, которые сыграли огромную роль в спасении тысяч жителей Челябинского уезда от эпидемий, открывали земские больницы в селах.

Центром жизни еврейской общины по традиции стала синагога (синагога – на иврите «бейт-кнесет» - дом собраний). В конце 60-х годов XIX в. общиной приобретается первое здание для "еврейского молитвенного дома", куда были приглашены первые раввины Челябинска – духовный раввин – реб. Бер Хейн, казенный – Абрам Яцовский; шойхет (резник) – Хаим Ауэрбах. Казенный раввин утверждался губернскими властями, от которых получал свидетельство на звание раввина. Он представлял общину в государственных и административных учреждениях. Рождение ребенка, акт обрезания, заключение браков и погребение разрешалось регистрировать только ему, на всех документах стоит его подпись. В обязанности казенного раввина входило также принимать присягу у евреев – новобранцев, произносить в дни праздников патриотические проповеди. Абрам Овсеевич Яцовский умер в 1915 году в возрасте 85 лет. Духовный раввин реб Хейн считался ученым советником А.Яцовского, но они оба были большими знатоками иудаизма и являлись духовными наставниками в религиозной общине. Реб Хейн скончался в 1914 г. в возрасте

80 лет. Эти люди прослужили в синагоге более сорока лет, заслужив уважение у всех членов общины.

В 80-е годы XIX в. построено деревянноездание синагоги на северной окраине города (сейчас на этом месте здание Администрации Калининского р-на).

В 1894 г. купец 2-ой гильдии Соломон Брен завещал еврейской общине для строительства синагоги купленный им участок земли по адресу: ул. Мастерская, 6, где был пустырь, как значилось в архиве – «пустопорожнее дворовое место».

16 декабря 1900 г. выходит Указ Оренбургской духовной консистории, разрешающий строительство синагоги. Три месяца городская управа рассматривала вопрос, нет ли « местных препятствий, равно и препятствий со стороны православных жителей города» к строительству большой каменной синагоги по предложенному проекту. 21 марта 1901 г. было принято решение городской Думы Челябинска о том, что «со стороны Думы к допущению постройки молельни препятствий не имеется».

В 1903 г. на собранные среди еврейского населения деньги начато строительство каменного здания синагоги. Строительство шло медленно, поскольку община была небогатой, и только в1905 г. синагога начала деятельность в новом здании (ныне ул. Пушкина, 6-Б).

Из оценочной ведомости за 1905г. : «ул. Мастерская, 6, каменный дом двухэтажный, крыт железом. Занят Челябинской еврейского общества синагогой. Принадлежит Шефтелю Науму Марковичу и наследникам Брена С.И. Площадь здания – 435 кв. метров».

Нахман Мордухович Шефтель – первый врач иудейской веры, появившийся в Челябинске с 1891г., глубоко верующий человек, скорее всего внесший на строительство большой взнос. В 1906г. он взял на себя содержание здания синагоги.

Жизнь еврейской общины Челябинска становилась все активнее.

20 мая 1907 г. начинается строительство еврейской школы по ул. Азиатской, 7 (ныне ул. Елькина). Наряду с религиозными предметами в школе преподавали и общеобразовательные на родном языке. Кроме того, в городе работало несколько хедеров – начальных религиозных школ, в которых преподавали Тору и основы Талмуда с заучиванием молитв. Обычно они находились в квартире учителя – меламеда. За длинным столом собирались 6 – 8 учеников – мальчиков с 5 лет и прилежно учились, т.к. многовековая традиция требовала, чтобы все дети мужского пола, независимо от уровня благосостояния семьи, получили начальное образование. Дети евреев учились также в реальном училище, женской гимназии, торговой школе. Престиж образования в еврейской среде всегда был высоким, хотя далеко не все дети могли учиться из–за обязательной платы за учебу и ограничений – прием еврейских детей ограничивался 5 % нормой. Создавались попечительские советы, собиравшие средства на нужды образования. Особенно большой вклад внесли Гейман Макс Исаакович – купец 1-й гильдии, Высоцкий Петр Матвеевич – купец 1-й гильдии, Басовский Иосиф Борисович- мещанин.

в 1913 г. – создано Челябинское еврейское погребальное братство.

Особенно активной деятельность Общины становится после избрания в 1909 г. Председателем правления синагоги Аврума Берковича Бреслина – купца 1-й гильдии, члена правления Челябинской Биржи, владельца типографии, создателя первой ежедневной городской газеты «Голос Приуралья».

С началом первой мировой войны синагога становится центром помощи беженцам, поток которых был очень велик - в 1916 г. из 6302 беженцев, прибывших в город, 683 были евреями. Семьи беженцев размещаются в здании синагоги. Постоянно проводятся так называемые «кружечные» сборы для оказания помощи пострадавшим от военных действий, причем собранные деньги распределялись не только среди евреев, но и сдавались в Государственный банк. Еврейская община берет шефство над семьями защитников Отечества. При синагоге было открыто «бюро труда», которое помогало беженцам получить работу.

В 1915 г. образуется Комитет помощи беженцам при обществе пособия бедным евреям; создается санитарная дружина из еврейской молодежи для приема раненых фронтовиков из санитарных поездов и перевозки их в местные госпитали.

В том же году, после смерти Абрама Яцовского, более 40 лет служившего в синагоге, казенным раввином избирается выпускник высшего еврейского религиозного училища (иешивы) Михаил Волосов.

В 1917 г. Россия пережила две революции, вступила в полосу величайших социальных потрясений, сломавших привычный уклад жизни. Евреи впервые получили равные с другими народами гражданские, политические и национальные права. Лозунги свободы и равенства покорили еврейскую молодежь, большинство пошли учиться, высшее образование стало доступным даже для беднейших слоев населения. Но иудаизм, тысячелетиями крепивший евреев в единый народ, препятствующий ассимиляции, сохраняющий традиции, культуру, религию от сторонних влияний, стал для новой идеологии «вредным национальным суеверием». Среди евреев произошел раскол на тех, кто пытался сохранить привычные формы быта, и тех, кто активно включился в строительство новой жизни. Желание все изменить, искреннее увлечение лозунгами «пролетарского интернационализма» привели к тому, что часть еврейской молодежи отреклась не только от религии, но и от обычаев, культуры, языка своего народа. Постепенно ликвидируются различного рода еврейские общества. Губкомитет РКП(б) развернул работу по ликвидации национальных особенностей как пережитков прошлого и атеистической пропаганде под лозунгом «Религия – опиум для народа». Начались репрессии в отношении носителей тысячелетних еврейских традиций и религии. В 1919 г. были запрещены и изъяты книги на иврите, запрещается изучать древнееврейский язык – язык Торы. В 1921 г. у синагоги были конфискованы все серебряные изделия: меноры, подсвечники, кувшинчики для масла. В 1921 г. по постановлению еврейской секции при губкоме РКП(б) был закрыт хедер при синагоге с таким обоснованием (Протокол № 19 от 21 мая 1921 г. пункт 3):

« Принимая во внимание, что дети дошкольного возраста не могут понять значение религии, не допускать их к групповым занятиям,…никакого религиозного учения, кроме механического чтения на непонятном языке не происходит, но каковые вызывают отупение и отражаются на их умственных способностях, сопровождаясь физической отсталостью, Еврейский Хедер подотдела нац. меньшинств ЗАКРЫТЬ!»

Общеобразовательная еврейская школа по ул. Азиатской, 7 (ныне ул.Елькина) работала до сентября 1919 г., затем ее помещение было занято Сибирским ревкомом, а в мае 1923 г. школа была окончательно закрыта.

Лишь синагога продолжала действовать: собирался миньян для молитвы, работала еврейская библиотека, изредка приезжали канторы – синагогальные певцы.

В годы первой пятилетки под лозунгом «Борьба с религией – борьба за социализм» началась новая антирелигиозная кампания с изъятием культовых зданий. 14 ноября 1929 г. был составлен акт о том, что здание синагоги разрушается, « трубопровод и котел пришли в полную негодность», но по требованию рабочих и общественности здание синагоги следует «использовать под общественно полезное учреждение – клуб комсомола и пионеров». 18 января 1929 г. решением Президиума городского Совета синагога закрывается, а в 1930 г. в «разрушающемся» здании синагоги был открыт клуб «Челябтракторостроя», который действовал до осени 1933 г.; затем помещение стало концертным залом филармонии, в котором выступали Эмиль Гилельс, Давид Ойстрах, Борис Гольдштейн и другие мастера культуры.

В 1937 г. здесь была открыта мастерская по изготовлению протезов, а в 1941 г.- протезный завод, который занимал помещение до 1964 г. Оно было полностью переоборудовано, поставлены станки, вибрация от которых разрушала уникальную лепнину на стенах и сами стены здания. После 1964 г. синагога превратилась в склад протезного завода.

После закрытия синагоги религиозная жизнь общины фактически оказалась под запретом. В некоторых частных домах по субботам и праздникам собирались люди для молитвы. Эти собрания для «несанкционированного отправления религиозного культа» стали особенно опасными в 1937 г, когда несколько хозяев этих квартир были арестованы и репрессированы. Стремительно разрушались национальные связи, традиционный уклад общинной жизни, быстрыми темпами шла ассимиляция. Обыденным явлением стали смешанные браки, до революции это было возможно только в самых крайних случаях – при условии перемены религии женихом или невестой. Уже в 1924 г. из 109 браков у евреев 27 оказались смешанными. Терялись не только религиозные традиции, но и огромный пласт национальной культуры, стирался из жизни и памяти яркий, уникальный колорит еврейской общины в городе.

С началом Великой Отечественной войны в Челябинск прибыло много эвакуированных, особенно большая группа людей религиозных, продолжавших соблюдать традицию, прибыла с Харьковским заводом. В 1943 г. они купили небольшой старый дом для молений на ул. Коммуны. В 1946 г. общиной был куплен двухкомнатный дом на улице Кирова для проведения религиозных обрядов, затем на улице Калинина, позднее снималась квартира. Стараниями в основном пожилых людей национальные традиции сохранялись в семьях: соблюдалась суббота, традиционные еврейские праздники, хранилась пасхальная посуда, молитвенники, особенности еврейской кухни.

Инициативная группа в составе А.Каплана и Т.Либерман, Д.Оренбаха, М. Мохрика начала работу по сбору документов для возвращения здания синагоги еврейской общине.

22 марта 1991 г. исполнительный комитет городского Совета принял решение «О возвращении верующим культового здания синагоги», в котором говорится: «Считать правомерным требование верующих о возвращении здания синагоги еврейской общине для исполнения религиозных обрядов. Дальнейшее использование данного здания под складские помещения протезного предприятия является недопустимым и противозаконным… До 1 мая 1991 г. провести текущий ремонт крыши и освободить одну из комнат первого этажа для верующих…».

Сначала была освобождена только одна комната в складе протезного завода. Энтузиасты расчистили захламленное, полуразрушенное помещение, в котором и состоялось первое моление.

В 1993 году с благословения Любавического ребе Менахема Мендла Шнеерсона открылся в России Международный фонд Ор-Авнер «Хабад Любавич». Президентом и спонсором фонда является израильский бизнесмен г-н Леви Леваев. Цель фонда - развитие еврейского образования, культуры и традиций по всей территории СНГ. Фонд начал отправлять раввинов в разные города бывшего СССР. На сегодняшний день уже направлено 232 раввина в 78 городов СНГ.

В 1995 году Фонд Ор-Авнер «Хабад Любавич» направил в Челябинск двух молодых раввинов Йоси Леви и Шолома Гольдшмит. Цель их приезда - создание настоящего традиционного еврейства для евреев города. Сразу после приезда они открыли при синагоге Воскресную школу, где дети могли изучать свой язык, традиции и культуру, зная, что учатся согласно тысячелетним традициям наших предков. При синагоге был организован загородный летний лагерь для детей, еврейские праздники, много молодежи стало приходить в синагогу на молитву.

В августе 1996 года, как посланник Любавического Ребе и по приглашению еврейской общины с поддержки Главного раввина России Берла Лазара, в Челябинск приехал раввин Меир Кирш с женой Деворой Леей и старшим сыном Менахемом Мендлом на постоянное жительство.

В феврале 1998 годуа был избран Председателем религиозной общины Абрам Ицкович Жук.

В сентябре 1997 года начал свою работу Челябинский филиал Благотворительного Фонда «Российский Еврейский Конгресс» (директор Я.Окс, члены Попечительского Совета: Е. Вайнштейн, М. Винницкий, А. Лившиц, М. Лозоватский, А.Левит, Л. Мерензон, С.Мительман, Б. Ройзман), определивший по инициативе А.Лившица приоритетным направлением своей деятельности восстановление здания синагоги. Решение РЕКа было поддержано раввином Меиром Киршем.

Председатель Российского Фонда культуры академик Д. С. Лихачев поддержал инициативу восстановления синагоги и подарил Челябинскому Фонду культуры уникальный подсвечник – серебряную Ханукию - изготовленную в художественных мастерских Ленинграда по старинным эскизам. Сегодня подаренная Ханукия украшает синагогу. Фонд «Джойнт» оказал помощь в приобретении стульев для столовой. Федерация Еврейских Общин во главе Главного раввина России Берла Лазара профинансировала приобретение специальной мебели для молельного зала и светильники, биму, ковчег для Торы, омуд, а также витражи.

В 1999 году Решением Законодательного Собрания Челябинской области здание синагоги объявлено памятником архитектуры Челябинской области (Постановление № 457 от 28.01.1999 г.).

26 октября 2000 года состоялось одно из крупнейших событий в жизни евреев Урала – в Челябинске торжественно открылась восстановленная в первозданном виде синагога. Она стала первым официально открытым после революции иудейским храмом в огромном Урало-Сибирском регионе.

Поздравить челябинских евреев приехали представители различных еврейских организаций России, в том числе Главный раввин России и председатель объединения раввинов СНГ Берл Лазар, исполнительный директор ФЕО СНГ Авраам Беркович, Главный редактор журнала «Лехаим» и руководитель Департамента общественных связей ФЕОР Борух Горин, Главный раввин КЕРООР Адольф Шаевич, вице-президент Благотворительного фонда «Российский Еврейский Конгресс» Александр Осовцов, руководитель Московского отделения «Джойнт» Джоэл Головенски, представитель Еврейского Агентства в России Яир Леви, исполнительный вице-президент Еврейской общины Москвы Павел Фельдблюм, ответственный секретарь Попечительского совета "Конгресса еврейских религиозных организаций и общин России Анатолий Пинский, главы региональных отделений БФ «РЕК» из Казани (М. Скоблионок, В. Розенштейн), Екатеринбурга (А. Халемский). В церемонии торжественного открытия синагоги принимал участие Губернатор Челябинской области Петр Сумин и мэр Челябинска Вячеслав Тарасов. По словам вице-президента «Российского Еврейского Конгресса» А.Осовцова, выступавшего на церемонии: «То, что смогли сделать челябинцы, за столь короткий срок фактически заново отстроившие храм, - это настоящее чудо!». И действительно, когда на волне начавшейся перестройки здание синагоги было возвращено общине, первых энтузиастов, начинавших возрождать еврейскую жизнь в городе, встречали выбитые стекла и разрушенная крыша, сквозь которую проглядывало небо. Трудно было представить, что на месте этих развалин возродится синагога. И вот, менее чем через три года после начала работ, тысячи евреев Челябинской области получили замечательное по красоте и оснащению здание, переданное 2001 году в безвозмездное пользование Челябинской еврейской религиозной общине «Иудим», которой с августа 1996 г. руководит Главный раввин Челябинска и Челябинской области Меир Кирш, председатель с 1998 г. - А. Жук.

Фейерверк заметен, но толку от него немного: ни тепла, ни света. Отсверкает, порадует на миг – и все. Работа еврейских общин в российской диаспоре часто напоминает этот любимый вид праздничных развлечений.

Собрания, конференции, парадные журналы под глянцевой обложкой – все это заметно, «отчетно», понятно ревизорам. Но подлинная, настоящая работа делается невидимо, в глубине и совсем незаметно.

Вот передо мной небольшая книга И. Е. Антропова, М.И. Оштрах «История евреев на Урале. Каталог документов архивов Свердловской, Пермской и Тюменской областей». Издана труд этот«Свердловской ассоциацией иудаики».

В аннотации сказано, что книга«посвящена истории проживания евреев в Екатеринбурге и на Урале. За 12 лет работы ученым-историкам удалось собрать интереснейший, уникальный материал. Он впервые систематизирован и осмыслен.

Первый раздел книги посвящен истории появления евреев на Урале.

Второй – каталог архивных документов.

Есть и третий отдел, скромно названный авторами «Приложением», но и «Приложение» это обширно и представляет большой интерес.

Авторы пишут: «Документы, связанные с проживанием евреев на Урале, начинают появлятьсяв основном с 20-х гг. Х1Х века. Знаменательно, что один из первых документов, обнаруженных авторами имеет «доносный» характер. Евреев на Урал пускать не желали. 19 декабря 1824 г. «властитель слабый и лукавы» издал указ министру финансов: «Во время путешествия Моего по Хребту Уральскому заметил, что евреи, вопреки коренным и государственным узаконениям, стекаются на горные заводы и, занимаясь тайком закупкой драгоценных металлов, развращают тамошних жителей к вреду казны и частных заводчиков. Повелеваю вам предписать строжайше Горным Начальникам Хребта Уральского и принять другие приличные меры, чтобы евреи отнюдь не были терпимы как на казенных и на частных заводах… ни проездом, ни жительством».

Всего несколько строк о том, как загоняла империя евреев в черту оседлости, в нищету и бесправие. Надо думать, избавились от конкурентов подлинные кровопийцы уральских крепостных и рабочих.

Дело не только в торговцах этими самыми «драгоценными металлами». Читаю в книге Антроповой и Оштраха еще один любопытный документ. Авторы пишут: «Кроме того, Уральским горным начальством из горнозаводских батальонов «были устранены евреи – нижние воинские чины, и части эти евреями больше не пополнялись». Вряд ли «нижние чины» были заняты торговлей железа.

Евреи с высшим образованием имели право повсеместного расселения по Российской империи а потому Урал и Сибирь заселяли евреи особой энергии и интеллектуальных качеств. Но даже таким людям было непросто Авторы книги публикуют документ, согласно которому Дора Абрамовна Шпильберг, выпускница Варшавского университета, прибывшая из Харбина, просит разрешения открыть в Нижней Салде зубоврачебный кабинет. Уездный исправник, начальник над этим гиблым местом, Доре Абрамовне отказал в этой просьбе. У него-то, наверняка, были здоровые, крепкие зубы.

Надо сказать, что КПД этой книги оптимально, плотность материала значительная. Никакой воды, никаких пустых «рассуждизмом». Читатель сам может делать выводы, сам думать, сам извлекать из этого труда то, что ему необходимо.

Иной раз, авторыподводят итог приведенным документам. Ну, например: «В результате к 1930 г. почти все вышеназванные учреждения были закрыты, и еврейское образование ликвидировано». В основном, документы так красноречивы, что и подобной «точки» не требуется.

Особенно меня заинтересовали «Приложения» к книге «История евреев Урала». Авторам удалось обнаружить любопытнейшие, документальные свидетельства. Ничего прежде не знал об интересе писателя Д.Н. Мамина – Сибиряка к еврейской теме. Не читал его рассказ «Жид». Вот отрывок из этого рассказа, приведенный в книге: « Он бежал из Египта, он блуждал опять в бесплодной пустыне – как нестерпимо мучит жажда в этих раскаленных песках, какое безжалостное солнце! Он шел в плен вавилонский – как ужасно плакали дети и женщины. Он подвергался пыткам святой инквизиции, заживо гнил в еврейских кварталах средневековых, грязных городков, он горел на костре, он болся собственной тени. Он не знал даже, куда ему бежать… Нет, это ужасно, ужасно, ужасно! Через две недели Левинсон умер»

Любопытны стихи известного, еврейского беллетриста – Андрея Соболя. Антропова и Оштрах обнаружили их в архиве, как они пишут «еврейской девушки с Урала Сары Симановской».

Лирика никогда не мешала истории. Иной раз, за самым сухим документом больше поэзии, трагедии, драмы, чем в иных, рифмованных строках. Вот образец одного такого документа из книги: «Дело Екатеринбургского окружного суда по обвинению купца Евграфа Михайловича Соколова (он же Янкель Ицков Коган) в отступлении от православной веры.

Обвинительный акт от 31 декабря 1887 г., гласящий, что Коган принял православие, «но, проживая около 12 лет в Покровском селе Томской губернии, никогда не исполнял требований православной веры, уклонившись от нее и возвратившись, видимо, в веру своих отцов». Прошение Соколова (Когана) в Екатеринбургское духовное правление, объясняющее, что он (Коган) был крещен против свое воли и воли родителей в возрасте 9 лет при зачислении в кантонисты Омского батальона и « в течении всей жизни оставался в вере отцов по Закону Моисея»».

Вот еще один подобный документ: « Обвинительный акт Екатеринбургского окружного судаот 31 мая 1889 г. на основе показаний Б.Кац, что «она приняла христианскую веру, находясь в болезненном состоянии и не понимая, по молодости лет, сущности христианского учения, почему в настоящее время пребывает в вере иудейской».

В связи с этим хочу рассказать и о книге, присланной в Израиль моим двоюродным братом, журналистом Леоном Флаумом, из Омска. Называется она «Омские перепутья», и центральное место в этой книге занимает очерк о семье Пантофель. Леону удалось отыскать в архиве уникальный текст: «Краткое вспоминание жизни николаевского солдата Абрама Марковича Пантофель, посвященное своим детям и внукам».

Надо сказать, что сегодня, как пишет Флаум, в роду Пантофелей 25 внуков, 36 правнуков, и 11 праправнуков. «Живут Пантофели в нескольких городах России и прочих постсоветских государствах, Больше всего в Омске. Общий трудовой стаж династии подсчитать не так просто. Только у тех, кто жил и живет в нашем городе, как минумум, около 2-х тысяч лет». Наверняка есть Пантофели и в Израиле.

Так вот праотец этого рода в свои записках кантониста середины 18 века пишет: « В девять лет перестал ходить в хедер, поступил на фаянсовую, посудную фабрику. Первый месяц работал по десяти копеек в день, затем по двенадцати.

Прошло немного времени, как в августе 1850т года, часов в 12 ночи, при крепком сне в избе на печке после утомительной работы, меня разбудили сотский и какие-то люди. Сняли с печки на руках со словами: «Пойдем, Аврумка, к нам спать». Я заплакал….

Из всех городов мы больше всего боялись Казани. Говорили, что в ней кантонистов насильно крестят. В манеже нас осмотрел полковник. Спросил: «Имеет ли кто претензии?» Все ответили отрицательно. Приказал, чтобы все желающие окреститься вышли на три шага их фронта. Повторил еще раз. Никто не вышел. Молчали. Полковник объявил, что в Тобольске все равно всех окрестят. Это нас опечалило. Кантонисты постарше под видом болезни старались на пути остаться в уездных городах, в лазаретах. В остальном от Казани ехали благополучно. А по прибытии в Тобольск оказались в отдельной роте военных кантонистов. Почти целый год продолжался наш путь через села и города….

В Тобольске первым делом нам запретили говорить по-еврейски, отобрали молитвенники, выдали форму, распределили по казармам, по деревянным кроватям с холщовыми тюфяками и такими же подушками с соломой».

Одна деталь этих замечательных «вспоминаниях» мне показалась крайне любопытной, может быть и в хоть в какой-то степени объясняющей причины юдофобии там, где евреев было очень мало.

Потрясающий, на мой взгляд, отрывок. Дети были явно чужими: одеты все еще были непривычно, не умели говорить по – русски, молились по-своему, а крестьяне жалели их как сирот как рабов царя, таких же, какими были и они. Но вот детей силой заставили лгать… Кто знает, может быть, память об этой лжи до сих пор осталась в памяти потомков тех крестьян.

Вкус к историческим исследованиям – верный признак интеллектуального здоровья народа. Евреи в диаспоре живут разные, но, как и прежде, много среди них людей, делающих в современных, льготных условиях, все, чтобы сохранить память о своих предках в России.

Что за этим «любовь к отеческим гробам», простое и нормальное желания узнать правду о своем народе? Конечно, и то и другое. В любом случае, работа уральских и сибирских историков достойна глубокого уважения. Это честная, профессиональная, талантливая работа.

Начало еврейской истории связано с библейской эпохой. Библейская история еврейского народа охватывает период от появления евреев на арене истории во времена Авраама, как родоначальника еврейского народа, до завоевания Иудеи Александром Македонским.

В качестве нации, древние евреи сложились во 2 тыс. до н. э. на территории древнего Ханаана. Хронологически возникновение еврейского народа совпало с эпохой рождения древнейших письменных цивилизаций, а географически его «национальный очаг» возник на перекрёстке Древнего мира - там, где встречаются пути, соединяющие Месопотамию и Египет, Малую Азию, Аравию и Африку.

Согласно еврейской традиции, записанной в Торе, еврейский народ сформировался в результате Исхода из Египта и принятия Закона Торы у горы Синай. Пришедшие в Ханаан евреи были разделены на Двенадцать колен - племён, ведущих своё происхождение от сыновей Иакова-Израиля

XIII - XI вв. до н.э.: Евреи были разделены на 12 "колен" (племен), происходящих от сыновей патриарха Иакова-Израиля.

1006 - 722 г. до н. э.: эпоха царств - до 925 г. до н. э. единого Израильского царства, распавшегося затем на Израиль на севере и Иудею на юге. В это время происходит консолидация еврейских племен вокруг, построенного в Иерусалиме царем Соломоном - так называемая "Эпоха Первого храма" .

722 - 586 гг. до н. э.: период существования независимого Иудейского царства, в котором осталось лишь 2 колена: Иудино и Вениаминово. В 722 г. до н. э. после захвата столицы Самарии население Израильского царства - 10 колен - было переселено ассирийцами в Мидию, где оно, по преданию, положило начало евреям Армении, община которых существовала до начала XX в., и лахлухам Курдистана. Место депортированных заняли арамеи, которые, смешавшись с оставшимся еврейским населением, положили начало общине самаритян.

586 - 537 гг. до н.э.: период "Вавилонского пленения". В 586 г. до н. э. вавилоняне завоевали Иудейское царство, разрушили Иерусалимский храм и угнали значительную часть населения в Месопотамию. Большая часть евреев (50 тыс.) возвратилась в Иудею, где был построен "Второй Храм" (515 г. до н.э. - 70 г.н.э.), вокруг которого происходит этническая консолидация евреев. Часть евреев осталась в Вавилонии и положила начало иранским евреям. По картлийскомупреданию, грузинские евреи произошли от иудеев Месопотамии.

537 - 332 г. до н.э.: Развитие еврейской религиозной культуры на базе древней библейской традиции; переход на арамейский как разговорный язык.

332 - 164 гг. до н.э.: эпоха подчинение Палестины Македонскому царству,египетским Птолемеям (301-198 гг. до н. э.) и сирийским Селевкидам. В III в. до н. э. при благоприятном отношении Птолемеев евреи проникли в Египет, образовав, в частности, большую общину в столице - Александрии.

164 г. до н. э. - 6 г. н.э.: эпоха независимости Иудеи во главе с династиями Хасмонеев (167-37 гг. до н. э.) и Ирода (37 гг. до н. э.-6 г.н.э., 37-44). В это время эллинизированные и нееврейские семитские группы населения пустыни Негев и Заиорданья вливались в состав еврейского народа.

6 - 131: провинция Иудея со столицей в Цезарее в составе Римской империи. Собиравшийся в храме Иерусалима синедрион руководил жизнью еврейских общин. Появление иудео-христиан. В 66-70 гг. произошло восстание иудеев (I Иудейская война), закончившегося поражением и изгнанием или бегством значительной части евреев из Палестины. Иерусалим стал римским городом Элия-Капитолина и евреем разрешалось его посещать только 1 раз в год.

136 - 438: религиозный центр иудеев переместился из Иерусалима в Галилею. Теперь за пределами Иудеи в диаспоре жило больше евреев, чем в ней оставалось, хотя основное население Палестины осталось еврейским.

212 - 324: Еврейское население интегрировано в экономическую и социальную жизнь языческого социума империи.

219 - 1050: Месопотамия - центр еврейской культуры и образования.

324 - IX в.: евреи Византийской империи сегрегированы от основной массы христианского населения. Иудеи пользуются, согласно "Кодексу Феодосия" (438 год), религиозной свободой, но им запрещены браки с христианами. С 425 иудеи уволены с государственных служб. Существовал запрет на строительство новых синагог на территории империи и на владение иудеями рабами-христианами. В 545 Юстиниан II (527-565) ввел запрет на владение синагогами земли и некоторые ограничения в литургической службе. К IV в. - переход евреев с арамейского разговорного языка на греческий.

634: изгнание мусульманами христиан и иудеев из южной и западной Аравии, где евреи жили с I в. - времени разрушения Первого храма.

638 - 1099: арабизация еврейского населения Палестины.

IX - XI вв.: мирное пребывание евреев в католическом мире Западной Европы; крупные общины евреев проживают в 3-х регионах Европы: в Испании, Франции и Германии; начало сложения субэтноса ашкеназов..

май-июнь 1096: погром евреев Центральной Европы, от Рейна до Дуная, произведенный участниками I Крестового похода. 1-я большая эмиграция евреев в Польшу.

1096 - 1349: преследование и погромы евреев в Западной Европе, вызванные слухами о ритуальных убийствах, чернокнижии и распространении чумы в 1348-1349 гг.

XIII - XV вв.: изгнание евреев-ашкеназов из различных стран Западной Европы и переселение их на восток, в куда переместился центр еврейской культуры. В 1290 евреи были изгнаны из разных районов Европы.

1333 - 1388: призвание королем Казимиром III Великим (1310 / 1333-1370) для заселения пустующих земель Польши еврейских поселенцев. В 1334 Казимир распространил расширенный "Калишский статут" дающего особые права евреем. В 1388 великий князь Литовский Витовт (ок. 1350/ 1392-1430) издал подобную грамоту для литовских евреев. Ашкеназы заселяют Польшу, Литву, Украину и Белоруссию.

XV - середина XVII в.: "Золотой век" польских и литовских евреев; Речь Посполитая - культурный и экономический центр европейского еврейства. К концу XVI в. в Речи Посполитой было более 100 тыс. евреев - наибольшее количество в Европе, до 1/3 от всего еврейского населения земли.

конец XV в.: переселение евреев-сефардов, изгнанных из Испании в 1492 г. (ок. 165 тыс.) и Португалии в Голландию, Англию, Италию, Скандинавию и Османскую империю.

1648 - 1656: геноцид евреев Речи Посполитой, проводимой на Украине в 1648-1649 казаками Богдана Хмельницкого (ок. 1595-1657), считавшими евреев ставленниками панов, и в 1655-1656 в Польше поляками, обвинявшими евреев в сотрудничестве со шведскими захватчиками. Уничтожение 700 еврейских общин Речи Посполитой. Убито 50-100 тыс. евреев, обратная эмиграция части ашкеназов.

1734 - начало XX в.: широкое распространение среди ашкеназов Польши, а позднее -России хасидизма - мистического течения в иудаизме, основанного Израилем Бааль Шем Товом. Современных хасидов рассматривают как евреев-ортодокосов.

1738 - 1772: еврейские погромы на Правобережной польской Украине, произведенными восставшими гайдамаками. Большинство евреев мира живут в Российской империи в "черте оседлости".

1789 - 1871: евреи получают гражданские права и интегрируются в общество западноевропейских стран, выходя из еврейских кварталов и гетто.

1861 - 1948: развитие сионизма- движения с целью возвращения евреев на историческую родину в Израиль.

1881 - 1924: массовая эмиграция евреев-ашкеназов из Восточной Европы в США.

1882 -1939: «Алия» - Массовое переселение евреев из Европы в США,Палестину.

31 июля 1941- весна 1945: Холокост - планомерное истребление евреем немецкими национал-социалистами и коллаборационистами. Погибло 5 820 960 человек.

1945 - 1946: серия еврейских погромов в Польше, из которых наиболее крупным был погром в Кельце 4 июля 1946, в результате которого погибло 42 человека. Всего в результате 115 антисемитских акций погибло ок. 300 человек. В результате погромов из примерно 200 тыс. польских евреев, переживших Холокост, большинство переселились в Израиль.

14 мая 1948 - по настоящее время: массовая иммиграция евреев в Государство Израиль, принявшим идеологию сионизма и ставший центром еврейского мира.

Выселение евреев. Фотография еврейской девушки