Соотношение права и веры в христианской трактовке. Право и религия: общие черты и отличия, соотношение и взаимодействие

27.05.2021 Гороскоп

Общетеоретические аспекты соотношения права и религии получили исследование в трудах Д.А. Вовк , А.Л. Посашковой и др.

Религия это форма общественного сознания, основанная на вере в священное; система духовных представлений и соответствующих им норм поведения верующих, которые направлены на объяснение главных вопросов бытия человека, а также на поддержание в обществе единства и стабильности.

Особенности религии:

Ø ее сакральный характер (от лат. sacer - священный, святой, посвященный божеству, неприкосновенный) – наделение святостью определенных предметов, существ, институтов;

Ø универсальность – она выступает не только регулятором общественных отношений, но и способом постижения целостной картины мира, формирования определенного мировоззрения.

Религиозные нормы – это разновидность социальных норм, которые устанавливают модель поведения, основанную на вере в Бога, и направлены на регулирование как внутренней, так и внешней жизни человека.

Признаки религиозных норм :

1. формируются на основе религиозных представлений;

2. их источниками выступают священные тексты, откровения как особая форма познания и связи с божественным;

5. имеют свою санкцию;

6. стабильны.

Общие черты права и религии:

1. выступают формами правосознания. В структуре правового и религиозного сознания выделяют:

Ø идеологический уровень – систематизированные представления о правовой или религиозной действительности;

Ø психологический уровень – совокупность чувств, эмоций, переживаний по поводу права или религии;

2. выполняют регулятивную функцию, устанавливая общеобязательные правила (модели) поведения, имеющие императивный, безусловный характер;

3. значительная формализация (нормы большинства правовых и религиозных систем закреплены в соответствующих текстах, которые имеют иерархичный характер);

4. возникают в результате распада первичных мононорм;

5. наличие институционных образований, имеющих официальный статус (совокупность государственных управленческих структур и церкви соответственно), которые обеспечивают реализацию правовых и религиозных норм.

Различие права и религии:

Критерии отличия Религиозные нормы Нормы права
1. по формам сознания в религиозном правосознании преобладает психологический аспект , который находит свое проявление в феномене религиозной веры правовая идеология характеризует рациональный, научный подход к осмыслению права; осознание обязательности правовых предписаний
2. по способу оценки индивидуальная ценность ; авторитарность религиозного сознания (верующий человек постоянно ощущает влияние божественного авторитета и религиозной громады) общественная ценность , большинство людей воспринимает право как собственную ценность (право не утрачивает своей общеобязательности в случае непризнания его ценности отдельным индивидом) и обуславливает определенную автономию, свободу субъекта права от внешнего авторитета
3. по способу легитимации автономный регулятор; ощущение индивидом необходимости связи со священным; цель религии – общее единение в священном обеспечивается внешним авторитетом и регулирует конфликтные по своей природе отношения; цель - определить правовой статус человека в обществе и модель должных отношений между людьми
4. по соотношению прав и обязанностей преобладание обязанностей ; личный характер религии (религиозные, культовые действия совершаются исключительно лично) субъекты права наделены корреспондирующими правами и обязанностями (нет прав без обязанностей); преобладание прав над обязанностями
5. исходя из особенностей ответственности религиозная ответственность возникает в случае признания верующим обязательности религиозных предписаний; религиозная санкция связана с духовным миром человека, утратой его связей со священным , выступает проявлением власти религиозной громады юридическая ответственность имеет ретроспективный характер – это реакция государства на уже совершенное индивидом деяние (субъект не может нести юридическую ответственность за свое поведение в будущем); наказание не зависит от отношения лица к праву и всегда влечет ограничение социального статуса, возможностей и свобод человека
6. исходя из особенностей формализации религиозные нормы статичны , священные тексты консервативны , они не могут быть изменены и отменены , даже если содержат противоречивые, устаревшие положения правовые нормы – динамичны и подвержены изменениям
7. по особенностям регулирования общественных отношений не только воздействуют на общество и индивида, но и формируют у человека этические ориентиры, мировоззрение; основаны на строго дифференцированной системе ценностей, направлены на преобразование внутреннего мира человека воздействуют на общество и индивида как путем закрепления и регулирования определенных отношений, так и их охраны

Формы влияния религии на право:

1) идейно-моральное влияние (при этом религиозные нормы играют значительную роль в формировании правовой культуры, правового поведения). Религия объявляет грехом нарушение не только религиозных, но правовых норм и способствует тем самым исполнению последних. Так, религия осуждает преступления;

2) реализация религиозных норм в праве в процессе регулирования отношений верующих между собой и со светской властью (предмет регулирования религиозных и правовых отношений может совпадать, например, законодательство охраняет многие освященные религией ценности: семью, детство, собственность, свободу, оплачиваемый труд, равенство людей и т.д.). Религия сама выступает в качестве предмета правовой охраны;

3) опосредованное влияние религиозных норм на право, которое имеет место в процессе правотворчества и правоприменения. Например, христианские каноны служили первоосновой принципов семейного права европейских стран; принцип недопустимости двойной ответственности за одно и то же правонарушение заимствован из канонического права, норма которого «Бог не наказывает за одно и то же преступление дважды» была основана на трактовке принципов наказаний Ветхого Завета.

В настоящее время в мире наблюдаются следующие формы взаимоотношений

государства и религиозных объединений :

ü полное умолчание о статусе религии (Босния и Герцеговина, Венгрия, Венесуэла);

ü в ряде стран употребляется формула «церковь (религиозные организации, учреждения или общины) отделена от государства» (Гондурас, Латвия, Португалия, Туркменистан, Узбекистан, Украина, Хорватия, Югославия), либо «религия (или религиозные культы) отделена от государства» (Азербайджан, Молдавия), либо «государство и церковь отделены друг от друга» (Словения);

ü в Греции Конституцией установлена господствующая религия;

ü официальная (государственная) религия признается в Великобритании, Дании, Лихтенштейне;

ü статус традиционных религий законодательно оформлен в Андорре, Болгарии, Грузии, Индии, Литве;

ü особую поддержку одной церкви оказывают на законодательном уровне Аргентина, Боливия, Гаити, Испания, Италия, Кипр, Колумбия, Македония, Польша;

Религиозные нормы есть разновидность социальных норм, установленных различными вероисповеданиями на основе религиозных представлений и имеющих обязательное значение для исповедующих ту или иную веру. Этими нормами определяется порядок организации и деятельности религиозных объединений, регламентируется порядок отправления обрядов, а также порядок церковной службы.

Целый ряд религиозных норм имеет моральное содержание (заповеди). В истории права выделяются эпохи, когда многие религиозные нормы носили юридический характер, так как регулировали государственные, гражданско-правовые, брачно-семейные и другие отношения.

Внешне эти нормы имеют определенное сходство с юридическими установлениями: в известной мере формализованы и содержательно определены; хотя в значительно меньшей степени, но все же определенным образом институционализированы и документально зафиксированы в таких Священных источниках, как Библии (Ветхий и Новый Завет), Коран , Сунн , Талмуд , религиозные книги буддистов и др.

Правовые и религиозные нормы могут совпадать по морально-нравственному содержанию. Одни из заповедей Нагорной проповеди Христа - «не убий» и «не укради». При этом нужно также учитывать, что с точки зрения механизма действия религиозные нормы - мощный внутренний регулятор поведения, поэтому они являются необходимым инструментом поддержания и сохранения нравственного и правового порядка о обществе.

В тоже время между правом и религией существуют принципиальные различия:

· Сфера действия религиозных норм значительно уже права. Так, предписания Торы распространяются исключительно на лиц, исповедующих иудаизм, Корана - на исповедующих ислам и т.д.

· Различны механизмы действия религии и права. В частности, нормы религии (в особенности эстетические) обосновывают в своих священных книгах абсолютную непреложность предписываемого ими кодекса поведения ссылкой на высший авторитет или, как сказали бы философы и богословы, «трансцендентное миру начало».

На различных этапах развития общества и в разных правовых системах степень и характер взаимодействия права и религии были различными. Характер взаимодействия правовых и религиозных норм в системе социальной регуляции того или иного общества определяется связью этих норм с моралью, а также связью права с государством. Государство посредством правовой формы может определять свои отношения с религиозными организациями и их правовой статус в данном конкретном обществе.

В ряде современных исламских государств Коран и Сунна являются основой религиозных, моральных и правовых норм, охватывающие все сферы общественной жизни. В настоящее время нормы, установленные религиозными организациями, соприкасаются с действующим правом в ряде отношений. Конституция РФ создает правовую основу деятельности религиозных организаций, гарантируя каждому свободу совести и вероисповедания. Религиозные объединения могут иметь статус юридического лица, они вправе иметь храмы, молитвенные дома, учебные заведения, культовое и иное имущество, необходимое для религиозных целей. Нормы, содержащиеся в уставах таких организаций, носят юридический характер.

Назначение религии является выработка «смыслов», позволяющих человеку так или иначе освоить и определить свое место в мире, в котором он живет. Религия, с этой точки зрения, выступает мерилом «хорошего» поведения. Религиозные нормы есть разновидность социальных норм, установленных различными вероисповедованиями и имеющих обязательное значение для исповедующих ту или иную веру, регулирующих отношение верующих людей к Богу, церкви, друг к другу, организацию и функции религиозных организаций. Религиозные каноны представляют собой регулятивную систему, действующую в обществе с самых ранних этапов развития человечества. В античном мире религия, мораль, политика были тесно взаимосвязаны. Мировые религии: христианство, буддизм, ислам оказали огромное влияние не только на нравственную жизнь общества, но и на развитие правовых систем. Христианская религия, каноны религиозной морали оказали и оказывают значительное влияние на жизнь народов Земли. Одной из базовых правовых систем современности является мусульманское право . Это право указывает мусульманину соответствующей религии ислама «путь следования». Шариат - совокупность религиозных и юридических норм мусульманского феодального права - родился в странах Востока. Источниками шариата являются Коран, Сунна.

В Библии, Коране и других источниках вместе с собственно религиозными канонами нашли выражение общечеловеческие нормы. Такие общечеловеческие нормы, требования содержатся, к примеру, в Библии - в заповедях Моисея, в Нагорной проповеди. В «Моисеевых законах» установлена обязанность трудиться в течение шести дней и отдыхать на седьмой, требование почитать детям своих родителœей, запрещаются убийство, воровство, лжесвидетельство. Социальные нормы нашли выражение в христианском церковном, каноническом праве. Эти нормы регулируют внутреннюю организацию церкви, взаимоотношения между церковными органами, верующих с государством, некоторые отношения в жизни верующих. В 1917 году римско-католическая церковь опубликовала кодекс канонического права.

Внешне эти нормы имеют определœенное сходство с юридическими установлениями: в известной мере формализованы и содержательно определœены; хотя в значительно меньшей степени, но всœе же определœенным образом институционализированы и документально зафиксированы в Библии, Коране, Сунне, религиозных книгах буддистов и других; выступают в некоторых случаях в качестве источников права. В качестве иллюстрации таковых являются не только страны мусульманской правовой системы, но и некоторые страны континœентальной Европы. В Германии каноническое право и ныне является частью национальной правовой системы. В то же время между правом и религией существуют принципиальные различия. Секуляризация общественной жизни, утверждение свободы совести одновременно означает, что сфера действия религиозных норм значительно уже сферы действия норм права. Так, предписания «Торы» распространяются исключительно на лиц, исповедующих иудаизм, Корана - соответственно исповедующих ислам и т. д. Различны механизмы действия религии и права.

Влияние права на религию, в известной мере, достаточно специфично. Конституция РФ (ст. 14), федеральный закон «О свободе совести» гарантирует свободу совести и вероисповеданий, равноправие конфессий возможность для верующих замены военной службы альтернативной гражданской службой. В Российской Федерации действуют нормы разных религиозных верований и направлений. В числе российских граждан есть православные, католики, старообрядцы, баптисты, мусульмане, буддисты, иудеи. Российское законодательство о свободе совести, религии, об отношениях государства и церкви, о религиозных организациях отражает принципы «Всеобщей декларации прав человека», Итогового документа Венской встречи представителœей государств-участников совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. В принятой в России «Декларации прав и свобод человека и гражданина» говорится, что каждому человеку гарантируется свобода совести, вероисповедания, религиозной и атеистической деятельности, каждый в праве исповедовать любую религию или не исповедывать никакой, выбирать, иметь и распространять религиозные либо атеистические убеждения и действовать в соответствии с ними при условии соблюдения закона.

В тоже время право не должно быть безучастно к «причудливым» формам пользования свободой совести и, в частности, к оккультным религиям и тоталитарным сектам, подавляющим личность и путем зомбирования превращающим ее в слепого исполнителя воли «гуру», «мастера» и стоящих за ним темных сил. Право в этой ситуации должно быть правом и противодействовать развитию и расширению такого рода религиозных верований, иначе неизбежен синдром «Аум Синрике». В частности в УК РФ включена специальная норма, предусматривающая уголовную ответственность за создание религиозного объединœения, деятельность которого сопряжена с применением насилия, побуждением к отказу от исполнения гражданских обязанностей.

Чтобы лучше уяснить сущность и специфику юридических норм, как основного регулятора общественных отношений, их крайне важно сопоставить и с другими видами социальных норм, которые существуют в социально неоднородном обществе:

Нормы права Другие социальные нормы
1. Возникают с началом формирования государства. 2. Устанавливаются или санкционируются государством. 3. Выражают волю доминирующей части населœения. 4. Существуют как единая система норм общества. 5. Формируют правила поведения в виде прав и обязанностей. 6. Формально определœены. 7. Имеют определœенные формы внешнего выражения. 8. Имеют точные границы действия. 9. Обеспечиваются государственным принуждением. 1. Существуют в любом обществе, в т.ч. и до возникновения государства. 2. Устанавливаются или санкционируются другими субъектами; 3. Выражают волю различных частей общества. 4. Существуют в виде нескольких относительно самостоятельных систем нормативного регулирования. 5. Формируют не только права и обязанности, но и общие принципы, цели, лозунги. 6. Во многих случаях формально не определœены. 7. Выражаются во многих, в т.ч. и не фиксированных формах. 8. Не имеют точных, четких границ действия. 9. Обеспечиваются привычками, внутренними убеждениями, моральным общественным влиянием и другими внегосударственными средствами.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, крайне важно отметить, что эволюция нормативно-правовой базы общества связана с появлением и развитием новых видов общественных отношений. Право, по сути, отражает уровень социально-экономического развития общества и в связи с этим в идеале должно полностью соответствовать его потребностям в урегулировании, стремление к чему сейчас прослеживается и воплощается через совершенствование правовой системы путем принятия новых правовых норм. Это отличает нормы права, скажем, от норм обычаев и религии, которые характеризуются определœенной стабильностью вот уже на протяжении многих лет.

Необходимо отметить, что нормы права отличаются общеобязательностью, ᴛ.ᴇ. всœе субъекты общественных отношений, находящиеся в сфере действия данных норм, попадают под их воздействие и могут или должны руководствоваться ею.

Закрепленные в актах государства правовые нормы носят формально-определœенный характер и подлежат изменению только в особом, достаточно сложном порядке.

Важно так же то, что нормы права формулируются компетентными высококвалифицированными лицами, объективно представляющими всœе стороны общественной жизни и способными дать конкретную формулировку нормы, выражающую интересы всœего общества в целом.

Религия (от лат. «religio» - набожность, святыня, предмет культа) - мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основанные на вере в существование бога или богов, сверхъестественного. По предположению ученых, религия возникла в эпоху верхнего палеолита (каменный век) 40-50 тыс. лет назад на относительно высокой ступени развития первобытного общества .

На первоначальной стадии человеческой истории религия выступает как форма практического и духовного овладения миром, в которой проявилось осознание людьми их зависимости от природных сил. Первоначально объектом религиозного отношения был реально существующий предмет, наделяемый сверхчувственными свойствами, - фетиш. Фетишизм связан с магией, стремлением оказать влияние на ход событий в желаемом направлении при помощи колдовских обрядов, заклинаний и т. п. В процессе разложения родового строя на смену родовым и племенным религиям пришли политеистические (политеизм - многобожие) религии раннего классового общества . На более поздней стадии исторического развития появляются мировые, или наднациональные, религии - буддизм (VI-V вв. до н. э.), христианство (I в.) и ислам (VII в.). Они объединяют людей общей веры независимо от их этнических, языковых или политических связей. Одной из важнейших отличительных особенностей таких мировых религий, как христианство и ислам, является монотеизм (вера в одного бога). Постепенно складываются новые формы религиозной организации и религиозных отношений - церковь, духовенство (клир) и миряне. Получает развитие теология (учение о боге).

Маркс утверждал, что «религия будет исчезать в той мере, в какой будет развиваться социализм». Однако «история показывает, что государственное разрушение религии неизбежно влечет за собой нравственную деградацию общества и никогда не приносит пользы праву и правовому порядку, ибо, в конечном счете, и право и религия призваны закреплять и утверждать нравственные ценности, в этом основа их взаимодействия» (проф. Е.А. Лукашева).

На основе религиозных представлений складываются религиозные нормы как одна из разновидностей социальных норм. Религия и религиозные нормы возникают позднее первичных мононорм, но быстро проникают во все регулятивные механизмы первобытного общества. В рамках мононорм были тесно переплетены моральные, религиозные, мифологические представления и правила, содержание которых определялось сложными условиями выживания человека того времени. В период распада первобытнообщинного строя происходит дифференциация (разделение) мононорм на религию, право, мораль .

На различных этапах развития общества и в разных правовых системах степень и характер взаимодействия права и религии были различными. Так, в некоторых правовых системах связь религиозных и правовых норм была настолько тесной, что их следует считать религиозными правовыми системами. Древнейшая из таких правовых систем - индусское право, в котором тесно переплетались нормы морали, обычного права и религии. Другой пример - мусульманское право, которое, по существу, является одной из сторон религии ислама и называется «шариатом» (в переводе - «путь следования»). Таким образом, религиозная правовая система - единый религиозно-нравственный и правовой регулятор всех сторон жизни общества.

В период феодализма в Европе были широко распространены каноническое (церковное) право и церковная юрисдикция. Каноническое право, как и право религиозной правовой системы, - это право церкви, право общины верующих, однако оно никогда не выступало всеобъемлющей и законченной системой права , а действовало лишь как дополнение к светскому праву в данном конкретном обществе и регулировало те вопросы, которые не охватывались светским правом (церковную организацию, правила причастия и исповеди, некоторые брачно-семейные отношения и др.).

В процессе буржуазных революций теологическая идеология сменялась «юридическим мировоззрением», в котором возвышалась роль права как созидательного начала, обеспечивающего гармоничное развитие общества.

Характер взаимодействия норм права и религиозных норм в системе социальной регуляции того или иного общества определяется связью правовых и религиозных норм с моралью и связью права с государством . Так, государство посредством правовой формы может определять свои отношения с религиозными организациями и их правовой статус в данном конкретном обществе. Статья 14 Конституции Российской Федерации гласит: «1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом ».

Правовые и религиозные нормы могут совпадать с точки зрения своего морально-нравственного содержания. Например, среди заповедей Нагорной проповеди Христа - «не убий» и «не укради». При этом нужно также учитывать, что с точки зрения механизма действия религиозные нормы - мощный внутренний регулятор поведения. Поэтому они - необходимый и важный инструмент поддержания и сохранения нравственного и правового порядка в обществе.

Религия (от лат. «religio» - набожность, святыня, предмет культа) - миро­воззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфи­ческие действия (культ), основанные на вере в существование бога или богов, сверхъестественного. По предположению ученых, религия возникла в эпоху верхнего палеолита (каменный век) 40-50 тыс. лет назад на относительно вы­сокой ступени развития первобытного общества.

На первоначальной стадии человеческой истории религия выступает как форма практического и духовного овладения миром, в которой проявилось осознание людьми их зависимости от природных сил. Первоначально объек­том религиозного отношения был реально существующий предмет, наделяе­мый сверхчувственными свойствами, - фетиш . Фетишизм связан с магией, стремлением оказать влияние на ход событий в желаемом направлении при помощи колдовских обрядов, заклинаний и т. п. В процессе разложения ро­дового строя на смену родовым и племенным религиям пришли политеисти­ческие (политеизм - многобожие) религии раннего классового общества. На более поздней стадии исторического развития появляются мировые, или над­национальные, религии - буддизм (VI-V вв. до н. э.), христианство (I в.) и ислам (VII в.). Они объединяют людей общей веры независимо от их этниче­ских, языковых или политических связей. Одной из важнейших отличитель­ных особенностей таких мировых религий, как христианство и ислам, явля­ется монотеизм (вера в одного бога). Постепенно складываются новые формы религиозной организации и религиозных отношений - церковь, духовенство (клир) и миряне. Получает развитие теология (учение о боге).

Маркс утверждал, что «религия будет исчезать в той мере, в какой будет раз­виваться социализм». Однако «история показывает, что государственное разру­шение религии неизбежно влечет за собой нравственную деградацию общест­ва и никогда не приносит пользы праву и правовому порядку, ибо, в конечном счете, и право и религия призваны закреплять и утверждать нравственные цен­ности, в этом основа их взаимодействия» (проф. Е.А. Лукашева).

На основе религиозных представлений складываются религиозные нормы как одна из разновидностей социальных норм. Религия и религиозные нормы возникают позднее первичных мононорм, но быстро проникают во все регуля­тивные механизмы первобытного общества. В рамках мононорм были тесно переплетены моральные, религиозные, мифологические представления и пра­вила, содержание которых определялось сложными условиями выживания че­ловека того времени. В период распада первобытнообщинного строя происхо­дит дифференциация (разделение) мононорм на религию, право, мораль.


На различных этапах развития общества и в разных правовых системах степень и характер взаимодействия права и религии были различными. Так, в некоторых правовых системах связь религиозных и правовых норм была настолько тесной, что их следует считать религиозными правовыми системами. Древнейшая из таких правовых систем - индусское право, в котором тесно пе­реплетались нормы морали, обычного права и религии. Другой пример - му­сульманское право, которое, по существу, является одной из сторон религии ислама и называется «шариатом» (в переводе - «путь следования»). Таким об­разом, религиозная правовая система - единый религиозно-нравственный и правовой регулятор всех сторон жизни общества.

В период феодализма в Европе были широко распространены каноничес­кое (церковное) право и церковная юрисдикция. Каноническое право, как и право религиозной правовой системы, - это право церкви, право общины ве­рующих, однако оно никогда не выступало всеобъемлющей и законченной системой права, а действовало лишь как дополнение к светскому праву в дан­ном конкретном обществе и регулировало те вопросы, которые не охватыва­лись светским правом (церковную организацию, правила причастия и испо­веди, некоторые брачно-семейные отношения и др.).

В процессе буржуазных революций теологическая идеология сменялась «юридическим мировоззрением», в котором возвышалась роль права как со­зидательного начала, обеспечивающего гармоничное развитие общества.

Характер взаимодействия норм права и религиозных норм в системе соци­альной регуляции того или иного общества определяется связью правовых и религиозных норм с моралью и связью права с государством. Так, государст­во посредством правовой формы может определять свои отношения с религи­озными организациями и их правовой статус в данном конкретном обществе. Статья 14 Конституции Российской Федерации гласит: «1. Российская Феде­рация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 2. Религиозные объединения от­делены от государства и равны перед законом».

Правовые и религиозные нормы могут совпадать с точки зрения своего мо­рально-нравственного содержания. Например, среди заповедей Нагорной про­поведи Христа - «не убий» и «не укради». При этом нужно также учитывать, что с точки зрения механизма действия религиозные нормы - мощный внутренний регулятор поведения. Поэтому они - необходимый и важный инструмент под­держания и сохранения нравственного и правового порядка в обществе.