Собор рпц. Архиерейский собор внес изменения в устав русской православной церкви

07.04.2020 Жизнь

29 ноября 2017 года в Зале церковных соборов кафедрального соборного храма Христа Спасителя в Москве начал работу Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. Программа Собора включает юбилейные торжества, посвященные 100-летию восстановления Патриаршества — интронизация Патриарха Тихона состоялась в Успенском соборе Кремля 4 декабря 1917 года. На Собор приехали около 400 епископов РПЦ из 22 стран.

С основным докладом о жизни и деятельности Русской Православной Церкви перед Собором выступил Председатель Архиерейского Собора Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев). В докладе были приведены статистические данные о церковной жизни и деятельности Патриарха в межсоборный период. Так, на сегодняшний день в РПЦ насчитываются 303 епархии ― с 2009 года их количество выросло на 144; 60 митрополий; более 39 тысяч штатных клириков. С учетом данных по дальнему зарубежью РПЦ принадлежат почти 37 тысяч храмов ― их количество выросло на 1340 за год, 462 мужских монастыря ― это на 7 больше, чем годом ранее, и 482 женских монастыря, то есть на 11 больше, чем в прошлом году. В дальнем зарубежье действуют более 900 приходов и монастырей Русской Православной Церкви, включая приходы Русской Зарубежной Церкви.

В своем докладе патриарх Кирилл также указал, что особое место в церковной жизни принадлежит старообрядным приходам Русской Православной Церкви, количество которых постепенно растет, как и частота архиерейских служений в них древним чином. Он отметил:

Продолжается развитие Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции, способствующего улучшению подготовки священно- и церковнослужителей старообрядных приходов: в нем действуют кружки по изучению знаменного пения и устава, проходят стажировку клирики, с участием других крупных приходов издается учебная и научная литература, а также молитвословы для практического употребления. Создан уже и первый епархиальный центр древнерусской богослужебной традиции в Симбирске. Все это способствует лучшему усвоению богатого наследия русского многовекового церковного предания.

Второй день Архиерейского Собора открылся докладом председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, председателя Синодальной библейско-богословской комиссии митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева), в котором он критически разобрал деяния Критского Всеправославного собора 2016 года. В частности, он высказался о документе «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром», напомнив, что в РПЦ сомнения вызывают следующие формулировки: именование в документе инославных сообществ «церквами», выражения «поиск» или «восстановление» единства христиан. Также он отметил, что в документе «Таинство брака и препятствия к нему» содержится ряд спорных формулировок. В частности, фраза ранее опубликованного проекта: «Церковь не признает возможным для своих членов заключение однополых союзов» была на Критском Соборе модифицирована следующим образом: «Церковь не признает возможным для своих членов гражданских союзов ― как однополых, так и заключенных с противоположным полом». Данная формулировка вносит двусмысленность в текст.

Сегодня, 30 ноября, ожидается прибытие на Архиерейский Собор президента РФ В.В. Путина. Это первый визит на церковный Собор столь высокого государственного лица. До этого момента Президент страны, где по Конституции ни одна религия не может быть государственной, никогда не участвовал в подобных заседаниях.

Архиерейский Собор РПЦ — это высший орган церковной власти, который собирается каждые 4 года. Завершится он 2 декабря.

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

Православие (калька с греч. ὀρθοδοξία - буквально «правильное суждение», «правильное учение» или «правильное сла́вление») - направление в христианстве, оформившееся на востоке Римской империи в течение первого тысячелетия н. э. под предводительством и при главной роли кафедры епископа Константинополя - Нового Рима. Православие исповедует Никео-Цареградский Символ веры и признаёт постановления семи Вселенских Соборов. Включает совокупность учений и духовных практик, которые содержит Православная Церковь, под которой понимается сообщество автокефальных поместных Церквей, имеющих между собой евхаристическое общение.
Согласно мнению профессора Императорской Санкт-Петербургской Духовной Академии Н. Н. Глубоковского «православие есть «правое исповедание» - потому, что воспроизводит в себе весь разумеемый объект, само видит и другим показывает его в «правильном мнении» по всему предметному богатству и со всеми особенностями».
В русском языке почти не употребляются термины «ортодоксия» или «ортодоксальный» как синоним «православия», хотя такое словоупотребление иногда встречается в светской литературе, обычно вследствие ошибочного перевода слова «по созвучию» с европейских языков.

Самое раннее письменное использование слова «православие» на территории Руси фиксируется в «Слове о законе и благодати» (1037 - 1050 гг.) :
Хвалить же похвалныими гласы Римьскаа страна Петра и Паула, имаже вѣроваша въ Исуса Христа, Сына Божиа; Асиа и Ефесъ, и Патмъ Иоанна Богословьца, Индиа Фому, Египетъ Марка. Вся страны и гради, и людие чтуть и славять коегождо ихъ учителя, иже научиша я́ православнѣи вѣрѣ. - Слово о законе и благодати митрополита Илариона (публикация ИРЛИ РАН)
В официальном языке церкви и государства на территории Руси термин «православный» стал употребляться в кон. XIV – нач. XV в., а наиболее активно термины «православный» и «православие» входят в употребление в XVI в.

Догматика

Основной и единственный универсально авторитетный догматический документ - Никео-Цареградский Символ веры, утверждающий:
- Спасение через испове́дание веры «во единаго Бога» (1-й член Символа).
- Единосущие Лиц Святой Троицы: Бога Отца, Бога Сына, Духа Святого.
- Исповедание Иисуса - Христо́м, Го́сподом и Сыном Божиим (2 й член Символа).
- Боговоплощение (3 й член Символа).
- Вера в телесное воскресение, вознесение и предстоящее второе пришествие Иисуса Христа, всеобщее воскресение и «жизнь будущаго века» (5, 6, 7, 11, 12 й члены Символа).
- Вера в единство, святость и кафоличность Церкви (9 й член Символа); Глава Церкви - Иисус Христос (Еф.5:23).

Кроме того, основываясь на Священном Предании, православие признаёт молитвенное предстательство канонизированных святых.

Канонические устройство и нормы

Основные канонические нормы и институты:
- Иерархическое священство, имеющее 3 степени: епископ, пресвитер, диакон. Необходимое условие законности иерархии - прямое канонически законное апостольское преемство чрез чреду рукоположений. Каждый епископ (вне зависимости от титула, которым он обладает) имеет полноту канонической власти в пределах своей юрисдикции (епархии). Рукополагают только лиц мужского пола.
Хотя каноны запрещают лицам священного сана «вдаватися в народныя управления» (81-е и 6-е Правила святых Апостолов, а также 11-е Правило Двукратного Собора и др.), в истории православных стран были отдельные эпизоды, когда епископы стояли во главе государства (наиболее известен Президент Кипра Макарий III) или обладали значительными полномочиями гражданской власти (Константинопольские Патриархи в Оттоманской империи в роли милет-баши, то есть этнархаправославных подданных султана).
- Институт монашества. Включает в себя так называемое чёрное духовенство, играющее ведущую роль во всех сферах жизни Церкви с IV в. Представители чёрного духовенства могут избираться на особое епископское служение в Церкви.
- Установленные календарные посты: Великий (предпасхальный 40-дневный), Петров, Успенский, Рождественский, вместе с праздниками составляющие литургический год.

История формулирования вероучения

Современная православная Церковь рассматривает всю историю Церкви до Великого раскола как свою историю.
Первоначально обозначение вероисповедания православным и подчёркивание его как «правого», не повреждённого ересями и уклонениями от принятого от апостолов, являлось вынужденной мерой.

Православное вероучение восходит к апостольским временам (I век). Формулировалось оросами (дословно - границами, вероучительными определениями) Вселенских, а также некоторых Поместных Соборов.

Православие начало оформляться в II-III веках н. э., возводя свою историю к апостольским временам. Противопоставлялось гностицизму (предлагавшему по-своему трактованный Новый Завет и зачастую отвергавшему Ветхий) и арианству (отрицавшему единосущность Троицы).

Ведущую роль в работе первых четырёх Вселенских Соборов играли епископы Александрии и Рима. Все Соборы созывались Ромейскими (Византийскими) императорами и обычно проходили под их административным председательством.

УСТРОЙСТВО РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

РПЦ насчитывает 128 епархий в России, Украине, Эстонии, Латвии, Литве, Беларуси, Молдове, Азербайджане, Казахстане, Узбекистане, Киргизии, Таджикистане и Туркмении (эти страны считаются «канонической территорией» РПЦ), а также в диаспоре - Австрии, Аргентине, Бельгии, Франции, Нидерландах, Великобритании, Германии, Венгрии, США и Канаде. Приходы, представительства и иные канонические подразделения РПЦ имеются в Финляндии, Швеции, Норвегии, Дании, Испании, Италии, Швейцарии, Греции, на Кипре, в Израиле, Ливане, Сирии, Иране, Таиланде, Австралии, Египте, Тунисе, Марокко, ЮАР, Бразилии и Мексике. В состав РПЦ номинально входят Японская автономная православная церковь, которая управляется самостоятельным Митрополитом всея Японии, избираемым на Соборе этой Церкви, и Китайская автономная православная церковь, которая в настоящее время не имеет своей иерархии.

Высшая вероучительная, законодательная, исполнительная и судебная власть в РПЦ принадлежит Поместному собору, в состав которого входят все правящие (епархиальные) архиереи, а также представители от клира и мирян каждой епархии. Согласно Уставу РПЦ, действовавшему с 1988 по 2000 год, Поместный собор должен был созываться раз в пять лет. В августе 2000 года Архиерейский собор принял новый Устав РПЦ, в котором не оговаривается периодичность созыва Поместного собора, к исключительной компетенции которого отнесены лишь выборы нового Патриарха.

Реальная полнота церковной власти передана Архиерейскому собору, в состав которого входят постоянные члены Священного синода и правящие архиереи. Согласно Уставу, действующему с августа 2000 года, Архиерейский собор созывается Синодом не реже одного раза в четыре года (прежний Устав требовал его созыва не реже одного раза в два года). Перечень полномочий Архиерейского собора весьма широк. Даже во время работы Поместного собора, который теоретически может отменять решения архиерейского, вся полнота церковной власти принадлежит Архиерейскому совещанию, состоящему из архиереев - членов Собора. В случае, если за то или иное решение подается большинство голосов членов Поместного собора, но это решение не набирает большинства голосов членов Архиерейского совещания, оно считается принятым.

В период между Архиерейскими соборами Церковью управляет Патриарх и Священный синод, который считается совещательным органом при Патриархе. На практике Патриарх принимает важнейшие административные решения только с согласия Синода. В состав Священного синода входят, помимо Патриарха, семь постоянных членов (митрополиты Крутицкий и Коломенский, Санкт-Петербургский и Ладожский, Киевский и всея Украины, Минский и Слуцкий, Кишиневский и всея Молдовы, а также управляющий делами Московской патриархии и председатель Отдела внешних церковных связей - ОВЦС МП) и шесть временных, вызываемых самим Синодом для участия в заседаниях на протяжении лишь одной синодальной сессии.

Заседания Синода разделены на две сессии - весеннюю и осеннюю, каждая из которых состоит из двух-трех заседаний, обычно продолжающихся два дня. Как правило, Священный синод заслушивает доклады о важнейших событиях церковной жизни, имевших место между его заседаниями (к числу таких событий относятся визиты Патриарха, визиты в РПЦ глав других поместных Церквей, участие официальных представителей РПЦ в крупных мероприятиях общероссийского или международного масштаба), а также учреждает новые епархии, назначает и перемещает архиереев, утверждает открытие новых монастырей и назначение их наместников и настоятельниц, открывает и реорганизует духовные учебные заведения, открывает новые канонические структуры РПЦ в дальнем зарубежье и назначает их клириков. В исключительных случаях Синод выступает с Посланиями, отражающими точку зрения церковного священноначалия на те или иные значимые общественные проблемы. Иерархия Православной церкви именуется «трехчинной», потому что она состоит из трех основных ступеней: диаконата, священства и архиерейства.

Мужскими монастырями в современной Русской Православной Церкви управляет наместник в сане архимандрита (реже в сане игумена или иеромонаха; наместник одного монастыря имеет сан епископа), который «представляет» в нем настоятеля - епархиального архиерея. Наиболее крупные и знаменитые монастыри, а также мужские монастыри столицы являются «ставропигиальными» - их настоятель сам Патриарх, представленный в монастыре наместником.

Женскими монастырями управляет настоятельница, имеющая почетный титул игумении (реже настоятельница является простой монахиней). В крупных мужских монастырях при наместнике действует совещательный орган - Духовный собор. Монастыри могут иметь свои подворья (представительства) в городах или селах, а также скиты и пустыни, расположенные на некотором расстоянии от основной обители. Например, ТроицеСергиева лавра имеет Гефсиманский и Вифанский скиты, подворья в Москве и Санкт-Петербурге.

При Священном синоде РПЦ действует ряд «отраслевых ведомств» - Синодальных отделов, важнейший из которых - ОВЦС МП. Сам ОВЦС МП так определяет круг своих задач: «Осуществление иерархического, административного и финансово-хозяйственного управления епархиями, монастырями, приходами и другими институциями нашей Церкви в дальнем зарубежье; принятие священноначалием решений, касающихся церковно-государственных и церковно-общественных отношений; осуществление связей РПЦ с поместными Православными церквами, инославными церквами и религиозными объединениями, нехристианскими религиями, религиозными и светскими международными организациями, государственными, политическими, общественными, культурными, научными, экономическими, финансовыми и иными подобными учреждениями и организациями, средствами массовой информации». Председатель ОВЦС МП считается самым влиятельным иерархом РПЦ.

В большинстве случаев будущие священнослужители получают «профессиональное» образование в духовных учебных заведениях, сетью которых руководит Учебный комитет Московской патриархии.

В настоящее время в РПЦ действуют 5 духовных академий (до 1917 г. было лишь 4), 26 духовных семинарий, 29 духовных училищ, 2 Православных университета и Богословский институт, женское духовное училище, 28 иконописных школ. Общее количество учащихся духовных школ достигает 6000 человек.

Синодальный Отдел по религиозному образованию и катехизации руководит сетью учебных заведений, предназначенных для мирян. В эту сеть входят воскресные школы при храмах, кружки для взрослых, группы подготовки взрослых ко крещению, православные детские сады, православные группы в государственных детских садах, православные гимназии, школы и лицеи, православные курсы катехизаторов.


Патриарший крест


Православный крест

Митрополиты

Митрополиты Киевские :
, .
Владимирский период : , .
Московский период : , Михаил (Митяй), Киприан, Пимен, Фотий, Герасим, Исидор Киевский, .
Митрополиты Московские :
, Иов .

ПАТРИАРХИ Всея Руси

Святитель ИОВ - Первый Патриарх Московский. 23 января 1589 - июнь 1605 гг.
ИГНАТИЙ - не включен в список законных патриархов. Был поставлен Лжедмитрием I при живом Патриархе Иове. 30 июня 1605 - май 1606 гг.
- 3 июня 1606 - 17 февраля 1612 г.
- 24 июня 1619 - 1 октября 1633 гг.
ИОАСАФ I - 6 февраля 1634 - 28 ноября 1640 гг.
ИОСИФ - 27 мая 1642 - 15 апреля 1652 гг.
НИКОН - 25 июля 1652 - 12 декабря 1666 гг.
ИОАСАФ II - 10 февраля 1667 - 17 февраля 1672 гг.
ПИТИРИМ - 7 июля 1672 - 19 апреля 1673 гг.
ИОАКИМ - 26 июля 1674 - 17 марта 1690 гг.
АДРИАН - 24 августа 1690 - 16 октября 1700 гг.
После кончины Адриана преемник не избирался. Митрополит Ярославский СТЕФАН в 1700-1721 гг. являлся блюстителем Патриаршего престола.
В 1721 г. институт патриархата был ликвидирован Петром I. Действовал только Священный синод. Институт восстановлен на соборе Русской Церкви в 1917-1918 гг.
Святитель ТИХОН - 5 ноября 1917 - 25 марта 1925 гг. После его кончины в 1925 г. власти воспрепятствовали созыву нового Собора для выборов Патриарха, разрешив провести их лишь в 1943 г. на Соборе епископов, состоявшем из 19 человек.
СЕРГИЙ - 8 сентября 1943 -15 мая 1944 гг.
АЛЕКСИЙ I - 2 февраля 1945 - 17 апреля 1970 гг.
ПИМЕН - 2 июня 1971 - 3 мая 1990 гг.
АЛЕКСИЙ II - 10 июня 1990 - 5 декабря 2008 гг.
КИРИЛЛ - с 1 февраля 2009 г.

- Идеальная Соборная Душа русской нации.

Необычные православные храмы.
Киевский Софийский собор.





Исаакиевский собор.
Кижи.
Каменные шатровые храмы.
Каменные шатровые колокольни.
Софийская звонница.









Таинства

.








Икона

.

Заседания Освященного Архиерейского Собора проходили под председательством Патриарха Московского и всей Руси Кирилла (Гундяева) в зале церковных Соборов храма Христа Спасителя . В работе Собора приняли участие 280 архиереев. На Собор прибыли церковные иерархи из 247 епархий России, Украины, Белоруссии, Молдавии, Азербайджана, Казахстана, Киргизии, Латвии, Литвы, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Эстонии, а также епархий, находящихся в дальнем зарубежье.

В 1-й день заседаний Собора Святейшим Патриархом Кириллом был зачитан доклад о различных аспектах внутрицерковной жизни, церковно-государственных и церковно-общественных отношениях на всем каноническом пространстве РПЦ. В докладе были затронуты, в частности, вопросы, связанные с образованием новых епархий и созданием митрополий.

Патриарх отметил, что для выполнения поставленной на Архиерейском Соборе 2011 г. задачи открытия новых приходов, Свящ. Синод в мае 2011 г. инициировал исторический процесс образования в пределах республик и областей Российской Федерации нескольких епархий. Ранее подобное имело место в Украинской Православной Церкви и в Белорусском Экзархате. Однако, подчеркнул докладчик, в России эти преобразования должны быть более масштабными. За прошедшие 2 года было учреждено 64 новых епархий на территории одних и тех же субъектов Российской Федерации. Всего за это время было образовано 82 епархии. Со времени Поместного Собора 2009 г. образовано 88 новых епархий. Всего в настоящее время существует 247 епархий. Кроме того, решением Свящ. Синода от 27 июля 2011 г. был образован новый митрополичий округ - Среднеазиатский. В окт. 2011 г. Свящ. Синод внес важную корректировку в процесс разукрупнения епархий: епархии, расположенные в пределах одного субъекта Российской Федерации, стали объединяться в митрополии. За межсоборный период создано 33 митрополии.

Предстоятель сообщил, что для упрощения и удешевления процесса строительства новых храмов Собор поручил Финансово-хозяйственному управлению разработать проекты быстровозводимых и недорогостоящих храмов. В наст. время разработано 7 типовых проектов храмов вместимостью от 200 до 500 прихожан. После приобретения прав собственности на разработанную проектно-сметную документацию она сможет быть использована во всех епархиях с доработкой, где это необходимо.

Далее Патриарх Кирилл остановился на вопросах, связанных с жизнью епархий и приходов в странах, находящихся вне канонических территорий существующих Поместных Православных Церквей, а также о представительствах Московского Патриархата на территории других Автокефальных Церквей. По приблизительным оценкам, общая численность русскоязычной правосл. диаспоры в мире составляет сегодня около 30 млн. чел., и существенная ее часть - паства РПЦ. В наст. время в 57 странах дальнего зарубежья существует 829 приходов и 52 мон-ря Московского Патриархата, в том числе 409 приходов и 39 мон-рей в составе Русской Зарубежной Церкви. Предстоятель подчеркнул, что в 2011–2012 гг. были построены и освящены новые храмы в Таиланде, укрепилась община в Сингапуре, открылись приходы в Малайзии и Камбодже. Остро стоит вопрос о строительстве правосл. храма в Индии. Успешно осуществляются несколько крупных проектов: заканчивается реставрация храма и помещений Дома паломника подворья РПЦ в Бари, у мощей свт. Николая Мирликийского, практически завершено строительство первого русского правосл. храма на Аравийском полуострове в Объединенных Арабских Эмиратах, полным ходом идет строительство храма в Мадриде, во Франции России возвращен храм в Ницце, где теперь служит свящ. Корсунской епархии РПЦ. Активно ведется подготовка к строительству российского духовно-культурного центра в Париже на набережной Бранли. Важным событием стало получение Венской епархией РПЦ офиц. статуса в Австрии.

Прошло пять лет со времени подписания «Акта о каноническом общении между Московским Патриархатом и Русской Православной Церковью Заграницей». За истекший период укрепилось доверие между людьми, наладилась взаимопомощь общин. Однако, Святейший Патриарх Кирилл с сожалением заметил, что продолжает оставаться болезненной проблема существования приходов, не принявших каноническое объединение РПЦ, в частности в Лат. Америке.

Затем Предстоятель коснулся вопросов, связанных с финансово-хозяйственной деятельностью Церкви.

Патриарх Кирилл также сообщил, что за межсоборный период архиерейское братство увеличилось на 75 архиереев, и сегодня в РПЦ несут служение 290 епархиальных и викарных епископов, из них - 225 правящих. Всего со времени Поместного Собора 2009 года было совершено 108 хиротоний, из них 88 при участии Патриарха.

Докладчик довольно подробно остановился на анализе различных тем, связанных с духовным образованием. Прозвучала оценка миссионерского, молодежного и социального служения Рус. Церкви за последние годы. Помимо этого Патриарх затронул вопросы информационной деятельности Церкви, ее диалога с обществом и государством, а также поделился своим видением межправосл. и межхрист. отношений, взаимодействия с представителями других религий.

Члены Собора заслушали доклад митрополита Киевского и всея Украины Владимира (Сабодана) , в к-ром он дал оценку современному положению канонического православия в пределах Украины.

В последующие дни члены Архиерейского Собора приняли ряд документов, предложенных для рассмотрения Межсоборным присутствием: «Положение об избрании Патриарха Московского и всея Руси», «Положение о составе Поместного Собора Русской Православной Церкви», «Позиция Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных», «Позиция Русской Православной Церкви по реформе семейного права и проблемам ювенальной юстиции», «Позиция Русской Православной Церкви по актуальным проблемам экологии». Была утверждена новая редакция Устава РПЦ с учетом внесенных в него поправок. Архиерейский Собор также принял решение общецерковном прославлении прп. Далмата (Мокринского) , причисленного ранее к лику местночтимых святых Курганской епархии. Одним из важных документов, принятых Собором, стало Положение о материальной и социальной поддержке священнослужителей, церковнослужителей и работников религиозных организаций РПЦ, а также членов их семей. Собором было принято Положение о наградах РПЦ, которое упорядочивает систему общецерковных и богослужебных наград Рус. Церкви, учреждавшихся в разное время. Члены Собора единогласно утвердили на новый срок действующий состав Общецерковного суда. В заключение Архиерейский Собор принял постановления и обратился с посланием к клиру, монашествующим и мирянам Русской Православной Церкви.

Лит.: Кирилл (Гундяев), патриарх Московский и всея Руси. Доклад на Архиерейском Соборе РПЦ 2 фев. 2013 г. // ЖМП. 2013. № 3. С. 12-45; Соборный разум Церкви // ЖМП. 2013. № 3. С. 10; Постановления Освященного Архиерейского Собора РПЦ 2–5 фев. 2013 г. // ЖМП. 2013. № 4. С. 8–18; Позиция РПЦ по реформе семейного права и проблемам ювенальной юстиции // ЖМП. 2013. № 5. С. 8–11; Варсонофий (Судаков), митр. Что изменилось в Уставе: Из доклада о проекте внесения изменений и дополнений в Устав РПЦ "О принятии новой редакции Устава Русской Православной Церкви" // ЖМП. 2013. № 6. С. 7; Устав РПЦ в редакции 2013 г. // ЖМП. 2013. № 6. С. 38–49.

В течение 2 и 3 февраля сего года в Москве проходил очередной Архиерейский собор Русской Он явился важным событием в религиозной жизни страны. Но прежде чем остановиться на тех вопросах, которые подлежали его рассмотрению, имеет смысл уточнить, что представляет собой этот орган церковной власти и какова его история.

Преемники святых апостолов

Практика созыва церковных соборов уходит корнями ещё в новозаветные времена, когда в 49 (по другим источникам в 51) году в Иерусалиме был проведён собор, на котором апостолами обсуждался важнейший вопрос - является ли обрезание необходимым для стяжания вечной жизни. Именно на нём было вынесено постановление, освобождающее всех принявших крещение от необходимости выполнять большинство иудейских законов и предписываемых ими обрядовых ритуалов.

В последующие годы церковные соборы вошли в повсеместную практику и регулярно созывались. При этом они делились на две категории - Поместные, то есть проводимые в рамках одной поместной церкви, и Вселенские, одно название которых говорит о том, что в нём принимали участие представители церквей всего христианского мира.

Особенности Поместных соборов

В историю прошедших времён вошли главным образом по названиям городов, в которых они проводились, поместных церквей, ставших их организаторами, государств, на территории которых они созывались, а также религиозных конфессий, решавших на них свои вопросы.

В работе Поместных соборов принимали участие представители не только широкого круга духовенства - от епископов до клириков низших ступеней, но также и депутации мирян, проживавших на данных территориях. Ими обсуждались различные вопросы, связанные не только с вероучением, но и с устройством церковной жизни, а также с управлением ею.

Форумы высшего духовенства

В отличие от них, участники Архиерейского собора - это исключительно архиереи, созываемые для принятия решений по наиболее важным внутрицерковным вопросам. Важно отметить, что разделение церковных соборов на Поместные и Архиерейские было установлено лишь в синодальный период. Прежде все главные решения, связанные с жизнью церкви, единолично принимал её предстоятель.

В наши дни Архиерейский собор является высшим органом управления как Русской православной церковью, так и Украинской, входящей в состав Московского патриархата. Его статус был определён решениями Поместного собора, состоявшегося в 1945 году. Тогда же появился термин, ставший его обозначением.

Предыдущий собор архипастырей

Совещанию архипастырей, проходившему в феврале нынешнего года в Москве, предшествовал лишь один собор (Архиерейский), состоявшийся в 1961 году в Троице-Сергиевой лавре. Любопытная деталь - никто из его участников не был заранее предупреждён о том, что им предстоит участвовать в столь представительном форуме. Все получили тогда лишь приглашения на празднования памяти её основателя и уже по прибытии узнали об истинной цели вызова. Этот собор (Архиерейский) 1961 года проходил в разгар хрущёвской антирелигиозной кампании, и подобная конспирация была отнюдь не лишней.

Недавно завершённый собор

Итак, нынешний Архиерейский собор РПЦ является вторым по счёту. Его началу предшествовала Божественная литургия в храме Христа Спасителя, совершённая протоиереем Михаилом (Рязанцевым). В ней вместе с патриархом Кириллом приняли участие все делегаты, прибывшие на этот крупнейший за последние годы церковный форум со всех концов страны и из-за рубежа.

Как видно из его опубликованных документов, а также из выступлений участников пресс-конференции, организованной после завершения работы, главным вопросом была подготовка к намеченному на ближайшее время Всеправославному (Вселенскому) собору, местом проведения которого должен был стать остров Крит.

Участники собора и его президиум

Состав Архиерейского собора был весьма многочисленным. Достаточно сказать, что в него вошли триста пятьдесят четыре архипастыря, представлявшие двести девяносто три ныне существующие епархии, объединённые вокруг Московского патриархата. В соответствии с ныне действующим церковным Уставом, председательствовал на нём Святейший Патриарх Кирилл. Он же в первый день работы собора выступил с докладом, в котором осветил основные вопросы жизни и деятельности российской церкви.

В состав президиума также на основании требований Устава вошли все постоянные члены Святейшего Синода. Ещё задолго до того, как начал работу освященный Архиерейский собор Русской православной церкви, ввиду важности выносимых на его рассмотрение вопросов, приглашения к участию в работе получили также некоторые представители автономных частей Московского патриархата, среди которых митрополиты Нью-Йоркский, Восточно-Американский, Латвийский и ряд других.

Выступление главы Украинской церкви

С большим интересом был заслушан доклад митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия, рассказавшего собравшимся о том положении, в котором находится сегодня возглавляемая им церковь. Особое внимание к его выступлению было вызвано той сложной политической обстановкой, которая сложилась сегодня на Украине, и вынужденным противостоянием в отношении существующей там самопровозглашённой церкви.

Глава (МП) рассказал о той миротворческой роли, которую взяла на себя в наши дни вверенная ему церковь. Её пастыри и архипастыри прилагают все силы к тому, чтобы прекратить вражду в стране, где порой члены одного и того же прихода оказываются врагами и, являясь слепыми исполнителями чужой политической воли, ввергают страну в хаос и кровопролитие.

Докладчик также выразил глубокую благодарность церковным и светским властям России, организовавшим доставку гуманитарной помощи в районы, наиболее пострадавшие от междоусобных конфликтов, и выразил надежду, что нынешний собор (Архиерейский) станет ощутимым вкладом в дело установления мира на Украине.

Проблемы, связанные с подготовкой ко Вселенскому собору

Одним из основных предметов дискуссий, развернувшихся в ходе заседаний, стал предстоящий Вселенский собор, с которым связано очень много проблем самого различного характера, в том числе и порождённых беспочвенными слухами, возникшими на почве низкой религиозной осведомлённости граждан и связанными с этим суевериями.

Например, распространяются измышления, что относительно этого, восьмого по счёту, якобы существует пророчество, согласно которому он должен стать антихристовым, и что на нём будет заключена уния (союз) с католической церковью, отменены посты, узаконены повторные браки белого духовенства и принято ещё много постановлений, пагубных для истинного православия.

В связи с этим занимающий должность председателя Отдела внешних церковных связей, сообщил, что на протяжении всех последних месяцев в его канцелярию поступало множество писем от граждан, призывающих московскую делегацию отказаться от участия в этом богопротивном, по их мнению, мероприятии. А за несколько дней до того, как начал работу нынешний собор (Архиерейский), их число многократно увеличилось.

Роль собора в защите интересов российской церкви

Но имелись и более серьёзные вопросы, которые требовали своего решения. Одним из них было намерение организаторов Вселенского собора навязать всем его участникам в обязательном порядке исполнение решений, принятых большинством голосов. Такая постановка вопроса таила в себе явную опасность. Если, допустим, большинство делегаций проголосовало за всеобщий переход на новый церковный календарь, то все, в том числе и российская церковь, должны были бы этому подчиниться.

Однако благодаря настойчивости и последовательности представителей московского патриархата удалось добиться того, что решения собора будут иметь силу лишь в том случае, если за них проголосуют все без исключения делегации. В случае же если будет хоть один голос против, то данное решение не получит силы.

И таких вопросов было много. Те из них, которые ещё не нашли своего решения, а их, по словам выступавшего, достаточно много, подлежали детальному обсуждению, которому был посвящён минувший Архиерейский собор. Фото, представленные в статье, помогают представить деловую рабочую обстановку, в которой проходили его заседания.

Иные вопросы, рассмотренные в ходе собора

Среди прочих вопросов, включённых в повестку дня работы собора, была канонизация архиепископа Серафима, ещё прежде причисленного к лику святых, широко почитавшегося в России и Болгарии. За его прославление единодушно отдали свои голоса все делегаты. Кроме этого, (Поярков) зачитал доклад, посвящённый мероприятиям по увековечению памяти новомучеников и исповедников российских, ставших жертвами террора, развёрнутого в период борьбы с церковью.

С особым вниманием делегаты собора выслушали доклад В. Р. Легойды, возглавляющего Синодальный отдел по взаимоотношению с обществом и СМИ, о тех задачах, которые в наши дни стоят перед церковью в связи с её присутствием в социальных сетях. Докладчик подчеркнул всю важность этого пути общения с широчайшим кругом как верующих людей, так и тех, кто не нашёл ещё своего места в религиозной жизни. В частности, он подробно остановился на отдельных проектах, которые готовятся к реализации в ближайшее время.

Следующий созыв Архиерейского собора, согласно церковному Уставу, должен последовать не позднее 2020 года.