Монастырь похвалы пресвятой богородицы боровское кому помог. Женский монастырь под катайском

На высоком берегу Исети стоит храм божий. Вокруг него расположен женский монастырь. Это удивительно красивое место, сотворенное богом и человеческими руками. Территория монастыря огорожена каменной стеной, за которой расположен Свято-Никольский храм, сад, деревянная Троицкая часовня, деревянная церковь. Здесь есть скотный и конный дворы, несколько огородов, трапезная, гостиница для паломников, иконописная и швейная мастерские. Посетив храм, прогулявшись по сотворенному саду, поражаешься трудолюбию и открытости живущих здесь людей. Все вокруг сделано с любовью, внутри монастыря удивительно сочитаются каменные и деревянные сооружения, посаженные деревья и растения. Вокруг царит атмосфера умиротворенности, единения с Богом и природой.

Побывайте в этом замечательном месте, посетите храм, послушайте церковные песнопения, прогуляйтесь по саду, пообщайтесь с живущими здесь людьми, ощутите свое духовное состояние.

Многие приезжают в монастырь с паломническими экскурсиями. В монастыре есть гостиница для паломников. Здесь можно остановиться на несколько дней. Для этого нужно заранее созвониться с обителью (http://www.borovscoe.ru/) и благословиться на приезд.

История монастыря богата и берёт начало с возведения в XIX веке приходского храма в честь перенесения мощей святого Николая Чудотворца, вокруг которого впоследствии и выросла нынешняя обитель.

Храм

В 1863 г. 8 октября в селе Боровском была заложена церковь, в которой с 1869г. начались регулярные богослужения. Это шестилетнее строительство неожиданно стало предметом насмешек жителей окрестных сёл - мол, все вокруг давно и быстро отстроились, а вы всё копаетесь. Однако, Бог судил по-своему: настало революционное лихолетье, и из всего множества храмов нескольких близлежащих районов пережить его было суждено лишь Боровскому Свято-Никольскому. Кто знает, может, именно за эту основательность боровчан Господь уготовал их храму оставаться единственным островком Православия на всём пространстве от Свердловска до Шадринска (в которых ещё оставались действующие храмы) в течение советского периода. В праздничные дни с колокольни, откуда хорошо видна железнодорожная насыпь, можно было наблюдать целые реки людей, идущих с прибывшей электрички к храму. Первые прихожане уже входили в церковь, а «хвост» людской тянулся от самого полустанка на протяжении полутора километров. Верующие стекались отовсюду: из Каменска-Уральского, Сухого Лога, Камышлова, Богдановича, Далматово - всех окрестных городов и весей. Удивителен Промысел Божий - простая сельская церковь не только не была разрушена или закрыта, но в ней продолжалось богослужение даже в самые трудные годы. На клиросе пели монахини из разорённых обителей: Колчеданского, Верхтеченского и других монастырей.

Община

Когда время гонений закончилось - повсюду стали восстанавливаться храмы, верующие вновь обретали приходы в своих родных городах и деревнях, и количество прихожан боровской церкви значительно сократилось. Когда в 1989 году приход возглавил новый настоятель, иерей Александр Никулин, встал вопрос о возрождении полноценной духовной жизни. Отец Александр видел необходимость создания крепкой церковной общины. К тому времени уже произошло открытие многих общероссийских святынь и древних духовных оплотов Православия: Дивеево, Валаама, Оптиной пустыни и других. Это вдохновило к подражанию и будущих устроителей Боровской обители. С 1992 года начинается устроение церковной женской общины по образу большой семьи, «едиными устами и единым сердцем» славящей Господа. Всё становится общим - скорби, радости, заботы и нужды.

Богородичный садик

В духовном смысле любой монастырь есть сад. Сад, где, подобно благоуханным цветам, под Покровом Божией матери взращиваются для Господа души людей. Наверное, именно поэтому во многих обителях есть свой сад - как зримый образ того пути, который проходит душа, очищаясь и возрастая в Боге. Чтобы иметь перед собой картину духовного мира, берём подобие у самой природы - нерукотворного храма Божия. Вырываются сорняки, навсегда иссохшие ветви обрезаются, каждому цветку или дереву подбирается именно то место, где они вырастут во всей своей красе. То же происходит и с человеческой душой, желающей освободиться от страстей и возрасти духовно. Вот эту икону духовной жизни - сад - имеет у себя и монастырь Похвалы Пресвятой Богородицы. Посвящён он Небесной Заступнице, потому и называется Богородичным. Его обустройство началось одновременно с созданием обители. Вручную были засыпаны болотца, очищена от мусора и сорняков земля. Особенностью садика является то, что цветы и деревья для посадки в нём свозились со всех концов Урала, чтобы вся уральская земля совершила здесь своё безмолвное приношение Царице Небесной. В самом центре Богородичного садика красуется деревянный храм-часовня. Выстроенный в древнерусском стиле, он образно связывает прошлое и настоящее Святой Руси. Необычен его иконостас: он сплетён из лозы.

Святыня

Есть у Боровского монастыря небесный заступник, который прославлен уже всей полнотой Православной Церкви. Это священномученик Аркадий Гаряев, канонизированный в 2002 году в числе новомучеников и исповедников Российских. 14-го июля, в день памяти священномученика Аркадия в монастыре совершается праздничная служба в честь него, а в течение всего года еженощно после полунощницы на месте его погребения сестрами поется тропарь и величание священномученику.

Монастырь Похвалы Пресвятой Богородицы

В 2000-ном году Боровской обители был присвоен статус монастыря. Настоятельницей стала старшая монахиня (ныне игумения) Васса. За десять лет монастырь значительно вырос. В главном храме появились два придела: правый - в честь Святых Царственных Страстотерпцев и левый - в честь Похвалы Пресвятой Богородицы. Суббота пятой седмицы Великого Поста, когда вся Церковь поёт Акафист Взбранной Воеводе, является и обительским, и престольным праздником. Рядом с каменным вырос деревянный храм - крестильный. Крещение в нём совершается полным погружением в специально оборудованной крестообразной купели. Таким образом, число алтарей в обители достигло шести: три в основном храме, Троицкий храм-часовня, крестильный храм в честь св. прав. Иоанна Кронштадтского и домовая церковь в память царицы Александры. В клире монастыря три священника и иеродиакон. Божественная Литургия совершается ежедневно. В воскресенье она предваряется пением Параклиса - молебного канона Божией Матери.

Для описания использованы текстовые и фото- материалы с сайта http://www.borovscoe.ru/ .

Замечательный вид на монастырь открывается со стороны Исети. Посетив монастырь - спуститесь к реке, вид вас не разочарует.


ДАТА :
МЕСТО И ВРЕМЯ ОТПРАВЛЕНИЯ
— Челябинск, пр.Ленина, 6 в 8:30
КОЛИЧЕСТВО ДНЕЙ/НОЧЕЙ: 2дня/1ночь
ПИТАНИЕ: ужин и обед в монастыре
ПРОЖИВАНИЕ: гостиница женского монастыря
СТОИМОСТЬ:
В стоимость включено: Проезд на комфортабельном автобусе,
сопровождение гида, экскурсии, проживание.
Дополнительно оплачивается:
-питание 250 рублей:

Женский монастырь Похвалы Божией Матери.

Есть у Боровского монастыря небесный заступник, который прославлен уже всей полнотой Православной Церкви. Это священномученик Аркадий Гаряев, канонизированный в 2002 году в числе новомучеников и исповедников Российских. Отец Аркадий служил в Свято-Никольском храме с 1914-го по 1918-й год. Первого июля (по старому стилю) 1918 года он отслужил Божественную Литургию, после чего был прямо в храме схвачен неожиданно ввалившейся в село революционной бандой. Они под неведомым предлогом увели батюшку в лес и зарубили его саблями. Сейчас на месте служения священномученика Аркадия, с 2000 года действует женский монастырь Похвалы Божией Матери, община образовалось намного раньше. Насельницы монастыря много трудятся в создании обители. Возвели на территории Богородичный садик, посвящённый нашей Небесной Заступнице, потому и называется Богородичным, где самом центре красуется деревянный храм-часовня, выстроенный в древнерусском стиле, он образно связывает прошлое и настоящее Святой Руси. Необычен его иконостас: он сплетён из лозы. В садике ежедневно совершается Богородичное правило, которое насельницы обители творят, проходя, как по Дивеевской Канавке, по особой тропинке, окружающей Богородичный садик.

Святыни : мощи священномученника Аркадия (Гаряева), мощи преподобного Далмата Исетского.

Святые источники : источник в честь прп.Далмата.

Программа поездки 2 дня/1 ночь

День 1
Отправление в с.Боровское, по пути заезд в г. Далматово, посещение Свято-Успенского мужского монастыря, в котором пребывают мощи преподобного Далмата Исетского, обед, экскурсия по монастырю, посещение святого источника в честь прп.Далмата, где любой желающий может окунуться в купели или просто набрать воды, посещение музея посвященного Царской Семье; переезд в с.Боровское, размещение в женском монастыре Похвалы Божией Матери, вечернее Богослужение.
Ужин в женском монастыре.

2 день
Утренняя Литургия, экскурсия по монастырю.
Обед, отправление домой.

Женский монастырь Похвалы Божией Матери расположен в пяти километрах от города Катайска – одного из районных центров Курганской области. История монастыря берёт начало с возведения в XIX веке приходского храма в честь перенесения мощей свт. Николая Чудотворца, вокруг которого впоследствии и выросла нынешняя обитель.

Храм

В 1863 г. 8 октября в селе Боровском была заложена церковь, в которой с 1869г. начались регулярные богослужения. Это шестилетнее строительство неожиданно стало предметом насмешек жителей окрестных сёл – мол, все вокруг давно и быстро отстроились, а вы всё копаетесь. Однако, Бог судил по-своему: настало революционное лихолетье, и из всего множества храмов нескольких близлежащих районов пережить его было суждено лишь Боровскому Свято-Никольскому. Кто знает, может, именно за эту основательность боровчан Господь уготовал их храму оставаться единственным островком Православия на всём пространстве от Свердловска до Шадринска (в которых ещё оставались действующие храмы) в течение советского периода.

В праздничные дни с колокольни, откуда хорошо вид – на железнодорожная насыпь, можно было наблюдать целые реки людей, идущих с прибывшей электрички к храму. Первые прихожане уже входили в церковь, а «хвост» людской тянулся от самого полустанка на протяжении полутора километров. Верующие стекались отовсюду: из Каменска-Уральского, Сухого Лога, Камышлова, Богдановича, Далматово – всех окрестных городов и весей. Удивителен Промысел Божий – простая сельская церковь не только не была разрушена или закрыта, но в ней продолжалось богослужение даже в самые трудные годы. На клиросе пели монахини из разорённых обителей: Колчеданского, Верхтеченского и других монастырей.

Община

Но вот время гонений закончилось - повсюду стали восстанавливаться храмы, верующие вновь обретали приходы в своих родных городах и деревнях, и количество прихожан боровской церкви значительно сократилось. Когда в 1989 году приход возглавил новый настоятель, иерей Александр Никулин, встал вопрос о возрождении полноценной духовной жизни. Отец Александр видел необходимость создания крепкой церковной общины. К тому времени уже произошло открытие многих общероссийских святынь и древних духовных оплотов Православия: Дивеево, Валаама, Оптиной пустыни и других. Это вдохновило к подражанию и будущих устроителей Боровской обители. С 1992 года начинается устроение церковной женской общины по образу большой семьи, «едиными устами и единым сердцем» славящей Господа. Всё становится общим – скорби, радости, заботы и нужды.

Главное же, что объединяло первых насельниц – спасение души через обретение молитвенного, монашеского устроения. Помогал им в этом духовный опыт и заветы старца – иеромонаха Павла (Чазова)(1924 – 1997), духовника о. Александра. К новосозданной общине притекали те, кто хотел всецело посвятить себя служению Господу; те, кто, оставив попечения о временном, возжелали вечных, истинных радостей в Боге. Эти стремления и молитвенный дух стали основой, на которой вырастал монастырь.

Богородичный садик

В духовном смысле любой монастырь есть сад. Сад, где, подобно благоуханным цветам, под Покровом Божией матери взращиваются для Господа души людей. Наверное, именно поэтому во многих обителях есть свой сад – как зримый образ того пути, который проходит душа, очищаясь и возрастая в Боге. Чтобы иметь перед собой картину духовного мира, берём подобие у самой природы – нерукотворного храма Божия. Вырываются сорняки, навсегда иссохшие ветви обрезаются, каждому цветку или дереву подбирается именно то место, где они вырастут во всей своей красе. То же происходит и с человеческой душой, желающей освободиться от страстей и возрасти духовно. Вот эту икону духовной жизни – сад – имеет у себя и монастырь Похвалы Пресвятой Богородицы.

Посвящён он нашей Небесной Заступнице, потому и называется Богородичным. Его обустройство началось одновременно с созданием обители. Вручную были засыпаны болотца, очищена от мусора и сорняков земля. Особенностью садика является то, что цветы и деревья для посадки в нём свозились со всех концов Урала, чтобы вся уральская земля совершила здесь своё безмолвное приношение Царице Небесной.

В самом центре Богородичного садика красуется деревянный храм-часовня. Выстроенный в древнерусском стиле, он образно связывает прошлое и настоящее Святой Руси. Необычен его иконостас: он сплетён из лозы.

В садике ежедневно совершается Богородичное правило, которое насельницы обители творят, проходя, как по Дивеевской Канавке, по особой тропинке, окружающей Богородичный садик.

Много духовных нитей связалось здесь воедино: древнерусская часовня во времени, уральские цветы и деревья в пространстве, Канавка и Богородичное правило в духовном Небе соединяют нас со Святою Русью, поэтому именно в Богородичном садике находят своё упокоение те матушки – насельницы монастыря, чей земной путь уже окончен. А первой из них стала мученица за веру Христову инокиня Антония.

Инокиня Антония

Преподобные отцы и матери наши своими подвигами, добродетелями и трудами монашеского делания сподобились истинного уподобления Христу, Восстановившему в нас образ Божий. Являя собой обновлённого человека, они ещё здесь, на земле стали примером любви, сострадания к людям и стремления к Богу. Другие наши святые – добропобедные мученики – самой своей кончиной засвидетельствовали веру, верность Христу даже до смерти. Мы зачастую мало знаем о их жизни, но страдальческая «кончина их жительства» красноречиво говорит о твёрдости духа, готовности отдать жизнь за Христа. И есть особенный чин святых (мы называем их преподобномученики), которые сподобились и совершенной жизнью и страдальческой смертью засвидетельствовать, что их отечество – Дом Отца Небесного. Этого особого смотрения Божия удостоилась и инокиня монастыря Похвалы Пресвятой Богородицы матушка Антония.

Ещё мирская жизнь Антонины Александровны Серёдкиной (прежнее имя матушки Антонии) была отмечена знаками некоего особого Божия промысла о ней. Будучи ещё невоцерковлённой, она уже обладала ценными душевными качествами: смирением, терпением, кротостью, доверчивостью. Её верующая бабушка, глядя на подготовку Антонины к замужеству, сказала: «Эх, девка, не ходила бы ты замуж, а шла бы в монастырь». В те времена Антонина о монастыре ещё не помышляла, но Господь повёл её именно по этому пути. Супружеская жизнь не сложилась, ей пришлось одной воспитывать сына. Преодолевая житейские трудности, укрепляя в них терпение и веру, она шла навстречу Господу. Господь же был её «прибежищем и силой»: попавшая под «сокращение» на работе, она в возрасте сорока лет самостоятельно выучилась мастерски шить, приобрела портновскую специальность и вновь устроилась на работу уже не куда-нибудь, а в ризничную Курганской епархии. Спустя некоторое время, там оказался приехавший по делам о. Александр Никулин.

За множеством духовных чад, подошедших под благословение, он как-то разглядел неизвестную ему доселе Антонину, сам подозвал её и благословил деревянным нательным крестиком, освященным у Гроба Господня. Местная блаженная объяснила удивлённой такой милостью Антонине, что батюшка благословил её на монашеский путь. Вскоре Антонина впервые попала в Боровское. Ей сразу понравилось в обители, и её там полюбили, как очень трудолюбивую, доброжелательную, открытую, готовую всегда прийти на помощь. Через полгода, вскоре после женитьбы сына, она приняла решение уйти в монастырь. Упала в ноги матери со словами: «Мама, благослови!» - и не вставала, пока не получила материнского благословения (видимо, по молитвам дочери её мать, Мария, также оказалась в Боровском монастыре и окончила дни свои как монахиня Матрона).

В 1999г. 2 января (память прав. Иоанна Кронштадтского) Антонина была пострижена в иночество с именем Антония (в честь преп. Антония Великого). Неся послушание в швейной мастерской, она одновременно была келейницей схимонахини Марии, и с таким терпением и любовью ухаживала за старицей, что матушка Мария никого другого не хотела. Обычные после пострига иноческие искушения тяжко нападали на неё, но всё, что ни посылал ей Господь, претерпела до конца и спаслась благодатию Христовою и помощью Матери Божией.

И вот настал день 24 декабря 1999 года. Уже два дня пребывал в обители мироточащий образ Царя-страстотерпца Николая II, которого так возлюбила матушка Антония, что готовилась ко встрече иконы как к встрече самого Царя. Перед образом служилась праздничная служба, совершалось Таинство Соборования. Соборовалась и матушка Антония, последний раз в своей жизни. 24 декабря вечером состоялись торжественные проводы иконы, а на неусыпаемой псалтири установлено было чтение канона Царю-мученику. Мать Антония последний год жизни ежедневно читала Канон или акафист Царю; кроме того, она очень любила читать неусыпаемую псалтирь, и обязательно ночью.

И в эти дни матушка никак не соглашалась заменить её на ночном чтении канона с акафистом Царю. Её время было с 3-х до 4-х часов ночи. Именно в этот час и погибла она перед аналоем с раскрытым на шестой песне каноном.

Убийство совершил рабочий скита, находящегося в 6-ти километрах от обители за заснеженной непроезжей степью, которую он за полночи пересёк, влекомый сатанинской силой. Кроме дьявольской злобы ничем нельзя объяснить то, что произошло. Убийца схватил молоток и стал наносить удары по голове, лицу, по рукам матушки, когда та пыталась закрываться. Он протащил её по храму и сбросил в подвал. Пытался стереть кровь в храме её апостольником, затем вернулся в подвал и нанёс ещё около тридцати ударов молотком. Потом он вернулся на скит и наутро сам пришёл в милицию, так и не сумев внятно объяснить причин происшедшего. Так закончила свой жизненный путь матушка Антония, боголюбивая инокиня монастыря Похвалы Пресвятой Богородицы.

Некоторое время спустя один из прихожан, будучи на Кавказе, пришёл в пустынь в горах и сказал старцу: «У отца Александра большая скорбь в обители…». Старец ответил: «А у меня большая радость! Какую заступницу сподобились иметь на небесах!».

Отец Аркадий

Есть у Боровского монастыря и такой небесный заступник, который прославлен уже всей полнотой Православной Церкви. Это священномученик Аркадий Гаряев, канонизированный в 2002 году в числе новомучеников и исповедников Российских.

Отец Аркадий служил в Свято-Никольском храме с 1914-го по 1918-й год. Первого июля (по старому стилю) 1918 года он отслужил Божественную Литургию в день памяти свв. бессребреников Космы и Дамиана, обвенчал две пары, одна из которых прибыла из Центральной России, после чего был прямо в храме схвачен неожиданно ввалившейся в село революционной бандой, состоявшей из венгров и представителей полка так называемых «Красных Орлов». Они под неведомым предлогом повели батюшку в Катайск и по пути, в лесу, зарубили саблями (по другим источникам, расстреляли). Больше до некоторого времени о его жизни и смерти ничего известно не было, но этого вполне хватило для прославления о. Аркадия, так как очевидно, что пострадал он именно как священнослужитель Христовой Церкви, на которую обрушилась злоба врага Божия и рода человеческого. Его тело бросили в лесу, и только через десять дней, после прихода в село частей Белой Армии, удалось найти о. Аркадия и по-христиански похоронить. Несколько лет учащимся Екатеринбургской Духовной Семинарии, жителем Боровского Андреем Печериным совместно с работниками Екатеринбургского архива велось активное исследование исторических документов и свидетельств, могущих пролить свет на жизнь нашего священномученика. Стало известно, что до назначения в Боровское он нёс миссионерское служение в северных районах нынешней Екатеринбургской епархии, служил в походном храме, проповедовал Евангелие среди коренных народов: остяков, вогулов, зырян. О. Аркадий обладал поэтическим талантом и многие события прошлого и современности осмыслял посредством стихов. Наконец, было доказано, что местом его погребения является захоронение возле алтаря Никольского храма. И 10 июня 2007 года, в день всех Святых, в земле Российской просиявших, в присутствии огромного стечения людей были торжественно обретены святые мощи священномученика Аркадия Боровского.

В этот день в монастыре Похвалы Божией Матери с. Боровского Катайского района собралось множество паломников из всех окрестных епархий. Приехали священники из городов, в которых служил о. Аркадий. Божественную лтургию возглавлял епископ Курганский и Шадринский Михаил (Расковалов). После Литургии 12 священников, сестры обители, прихожане храма и около семисот паломников во главе с владыкой направились к могиле священномученика, накануне раскрытой. Торжественно из глубины был поднят хорошо сохранившийся гроб, и священниками было совершено омовение честных мощей. Судмедэксперт, входивший в состав комиссии, указал присутствовавшим на страшный перелом руки священномученика, который мог быть сделан только безжалостным выкручиванием, и на след от удара штыком на другой руке. Были обретены иерейский крест, крест напрестольный и Евангелие, с которыми похоронили о.Аркадия. После омовения мощи святого помазали миром и облачили в новые священнические одежды, специально сшитые к этому торжеству. Продолжая крестный ход, мощи внесли в храм и уложили в раку. В своем слове, обращенном к пастве, владыка Михаил провозгласил 10 июня еще одним праздником в честь священномученика Аркадия - днем обретения мощей. Ныне мощи почивают в Свято-Никольском храме с. Боровского – том самом, где до последнего дня своей жизни служил отец Аркадий Гаряев.

Таким образом, в монастыре празднуется: 10 июня - день обретения мощей и 14 июля - день памяти священномученика Аркадия. В эти дни в монастыре проходят особые торжества в память нашего небесного заступника.

Монастырь Похвалы Пресвятой Богородицы

В 2000-ном году Боровской обители был присвоен статус монастыря. Настоятельницей стала старшая монахиня Васса (ныне игумения (в схиме Варсонофия). В главном храме в честь свт. Николая кроме центрального есть еще два придела: правый – в честь Святых Царственных Страстотерпцев и левый – в честь Похвалы Пресвятой Богородицы. Суббота пятой седмицы Великого Поста, когда вся Церковь поёт Акафист Взбранной Воеводе, является и обительским, и престольным праздником. Рядом с каменным Никольским храмом стоит деревянный храм в честь св.прав. Иоанна Кронштадтского – крестильный. Крещение в нём совершается полным погружением в специально оборудованной крестообразной купели. На месте погребения сщмч. Аркадия, после обретения его мощей в 2007 г., была посторена деревянная часовня в его честь.

В монастыре около тридцати сестер: три схимницы, 6 монахинь, двадцать инокинь, три послушницы и трудницы. Совершаются общеобительские правила: Богородичное, бывающее в Богородичном садике, ежедневный крестный ход вокруг обители с чтением канона Божией Матери, Полунощница. В храме день и ночь читается Неусыпаемая Псалтирь.

В клире монастыря три священника: протоиерей Сергий Климов, иерей Виктор Сысолятин, иеремонах Владимир (Яненко). Божественная Литургия совершается ежедневно. В воскресенье она предваряется пением Параклиса – молебного канона Божией Матери.

В обители большое хозяйство: есть скотный двор, несколько огородов, трапезная, овощехранилища, гостиницы для паломников, иконописная и швейная мастерские.







  • Настоятельница - игумения Васса (Ляпина).
  • 641709, Курганская область, Катайский р-он, с. Боровское.
  • (35251) 2-81-43
  • E-mail: borovskoye@ mail.ru

Женский монастырь Похвалы Божией Матери расположен в пяти километрах от города Катайска - одного из районных центров Курганской области. История монастыря берёт начало с возведения в XIX веке приходского храма в честь перенесения мощей свт. Нико- лая Чудотворца, вокруг которого впоследствии и выросла нынешняя обитель.

Храм

В 1863 г. 8 октября в селе Боровском была заложена церковь, в которой с 1869г. начались регулярные богослужения. Это шестилетнее строительство неожиданно стало предметом насмешек жителей окрестных сёл - мол, все вокруг давно и быстро отстроились, а вы всё копаетесь. Однако, Бог судил по-своему: настало революционное лихолетье, и из всего множества храмов нескольких близлежащих районов пережить его было суждено лишь Боровскому Свято-Никольскому. Кто знает, может, именно за эту основательность боровчан Господь уготовал их храму оставаться единственным островком Православия на всём пространстве от Свердловска до Шадринска (в которых ещё оставались действующие храмы) в течение советского периода.

В праздничные дни с колокольни, откуда хорошо вид - нажелезнодорожная насыпь, можно было наблюдать целые реки людей, идущих с прибывшей электрички к храму. Первые прихожане уже входили в церковь, а «хвост» людской тянулся от самого полустанка на протяжении полутора километров. Верующие стекались отовсюду: из Каменска-Уральского, Сухого Лога, Камышлова, Богдановича, Далматово - всех окрестных городов и весей. Удивителен Промысел Божий - простая сельская церковь не только не была разрушена или закрыта, но в ней продолжалось богослужение даже в самые трудные годы. На клиросе пели монахини из разорённых обителей: Колчеданского, Верхтеченского и других монастырей.

Община

Но вот время гонений закончилось - повсюду стали восстанавливаться храмы, верующие вновь обретали приходы в своих родных городах и деревнях, и количество прихожан боровской церкви значительно сократилось. Когда в 1989 году приход возглавил новый настоятель, иерей Александр Никулин, встал вопрос о возрождении полноценной духовной жизни. Отец Александр видел необходимость создания крепкой церковной общины. К тому времени уже произошло открытие многих общероссийских святынь и древних духовных оплотов Православия: Дивеево, Валаама, Оптиной пустыни и других. Это вдохновило к подражанию и будущих устроителей Боровской обители. С 1992 года начинается устроение церковной женской общины по образу большой семьи, «едиными устами и единым сердцем» славящей Господа. Всё становится общим - скорби, радости, заботы и нужды.

Главное же, что объединяло первых насельниц - спасение души через обретение молитвенного, монашеского устроения. Помогал им в этом духовный опыт и заветы старца - иеромонаха Павла (Чазова)(1924 - 1997), духовника о. Александра. К новосозданной общине притекали те, кто хотел всецело посвятить себя служению Господу; те, кто, оставив попечения о временном, возжелали вечных, истинных радостей в Боге. Эти стремления и молитвенный дух стали основой, на которой вырастал монастырь.

Богородичный садик

В духовном смысле любой монастырь есть сад. Сад, где, подобно благоуханным цветам, под Покровом Божией матери взращиваются для Господа души людей. Наверное, именно поэтому во многих обителях есть свой сад - как зримый образ того пути, который проходит душа, очищаясь и возрастая в Боге. Чтобы иметь перед собой картину духовного мира, берём подобие у самой природы - нерукотворного храма Божия. Вырываются сорняки, навсегда иссохшие ветви обрезаются, каждому цветку или дереву подбирается именно то место, где они вырастут во всей своей красе. То же происходит и с человеческой душой, желающей освободиться от страстей и возрасти духовно. Вот эту икону духовной жизни - сад - имеет у себя и монастырь Похвалы Пресвятой Богородицы.

Посвящён он нашей Небесной Заступнице, потому и называется Богородичным. Его обустройство началось одновременно с созданием обители. Вручную были засыпаны болотца, очищена от мусора и сорняков земля. Особенностью садика является то, что цветы и деревья для посадки в нём свозились со всех концов Урала, чтобы вся уральская земля совершила здесь своё безмолвное приношение Царице Небесной.

В самом центре Богородичного садика красуется деревянный храм-часовня. Выстроенный в древнерусском стиле, он образно связывает прошлое и настоящее Святой Руси. Необычен его иконостас: он сплетён из лозы.

В садике ежедневно совершается Богородичное правило, которое насельницы обители творят, проходя, как по Дивеевской Канавке, по особой тропинке, окружающей Богородичный садик.

Много духовных нитей связалось здесь воедино: древнерусская часовня во времени, уральские цветы и деревья в пространстве, Канавка и Богородичное правило в духовном Небе соединяют нас со Святою Русью, поэтому именно в Богородичном садике находят своё упокоение те матушки - насельницы монастыря, чей земной путь уже окончен. А первой из них стала мученица за веру Христову инокиня Антония.

Отец Аркадий

Есть у Боровского монастыря и такой небесный заступник, который прославлен уже всей полнотой Православной Церкви. Это священномученик Аркадий Гаряев, канонизированный в 2002 году в числе новомучеников и исповедников Российских.

Отец Аркадий служил в Свято-Никольском храме с 1914-го по 1918-й год. Первого июля (по старому стилю) 1918 года он отслужил Божественную Литургию в день памяти свв. бессребреников Космы и Дамиана, обвенчал две пары, одна из которых прибыла из Центральной России, после чего был прямо в храме схвачен неожиданно ввалившейся в село революционной бандой, состоявшей из венгров и представителей полка так называемых «Красных Орлов». Они под неведомым предлогом повели батюшку в Катайск и по пути, в лесу, зарубили саблями (по другим источникам, расстреляли). Больше до некоторого времени о его жизни и смерти ничего известно не было, но этого вполне хватило для прославления о. Аркадия, так как очевидно, что пострадал он именно как священнослужитель Христовой Церкви, на которую обрушилась злоба врага Божия и рода человеческого. Его тело бросили в лесу, и только через десять дней, после прихода в село частей Белой Армии, удалось найти о. Аркадия и по-христиански похоронить. Начало обретению святых мощей о.Аркадия было положено задолго до наших дней. В 1986 году настоятель храма о.Николай с прихожанами решили ископать колодец (т.н. «непопираемое место») и на глубине около двух метров наткнулись на кирпичную кладку склепа. Захоронение вновь засыпали землей, поставив памятный крест. Из рассказов старожилов села выходило, что именно здесь был похоронен о. Аркадий. Когда через несколько лет в Боровском появился новый настоятель, о.Александр Никулин, началось почитание о.Аркадия. Благодаря данным Зарубежной Церкви,стала известна дата его мученической кончины- 14 июля. С этого времени в день памяти о. Аркадия стали служить великую панихиду и пропевать песнопения Новомученикам и Исповедникам Российским. В бору было найдено место гибели, и установлен большой крест. В 2000 году вБоровском был образован женский монастырь, и почитание сщмч. Аркадия стало частью духовной жизни обители. В 2002 году вновь был прорыт ход к могиле о.Аркадия. Из стены склепа был вынут один кирпич, и все увидели прекрасно сохранившийся гроб. Многие почувствовали тонкое благоухание. По благословению Преосвященного Михаила, могилу священномученика вновь прикрыли землей и начали собирать исторические материалы для точного установления места погребения.

В том же году священномученик Аркадий был канонизирован Русской Православной Церковью в лике Новомучеников и Исповедников Российских. Трудами архивариуса Екатеринбургской Духовной Семинарии Галины Александровны Кротовой и семинариста Андрея Печерина, уроженца с. Боровского, было проведено серьезное историческое исследование и собраны все необходимые материалы. Работа продолжалась более трех лет. По благословению владыки Михаила, обретение мощей было назначено на 10 июня - день всех святых, в земле Российской просиявших.

В этот день в монастыре Похвалы Пресвятой Богородицы с. Боровского собралось множество паломников из всех окрестных епархий. Небо сияло,будто умытое; среди лёгких облаков сверкало радостное летнее солнце, а ведь почти неделю до этого непрерывно моросил дождь.Ради такого праздника даровал Господь нам и эту радость. Приехали священники из городов, в которых служил о.Аркадий. Божественную Литургию возглавлял епископ Курганский и Шадринский Михаил. После Литургии 12 священников, сестры обители и около семисот паломников во главе с владыкой направились к могиле священномученика, накануне раскрытой. Торжественно из глубины был поднят хорошо сохранившийся гроб, и священниками было совершено омовение честных мощей. Судмедэксперт, входивший в состав комиссии, указал присутствовавшим на страшный перелом руки священномученика, который мог быть сделан только безжалостным выкручиванием, и на след от удара острым предметом на другой руке. Были обретены иерейский крест, крест напрестольный и Евангелие, с которыми похоронили о.Аркадия. После омовения мощи святого помазали миром и облачили в новые священнические одежды, специально сшитые к этому торжеству. Продолжая крестный ход, мощи внесли в храм и уложили в раку. В своем слове, обращенном к пастве, владыка Михаил провозгласил 10 июня еще одним праздником в честь священномученика Аркадия - днем обретения мощей. Сотни прихожан и паломников благоговейно прикладывались к новообретенной святыне. Несмотря на долгую службу, длившуюся почти весь день, все были воодушевлены и радостны.

Так еще один святой, прославившийся в нашей зауральской земле, честными мощами своими теперь пребывает с нами.