Отличие научного знания от обыденного познания. Отличие научного познания от житейского познания

04.05.2020 Гадание

Познание

Виды познания: Обыденное (житейское), Мифологическое, Религиозное, Художественное; Философское и Научное познание.

Обыденное познание – это первичное, наиболее простая форма познавательной деятельности субъекта. Оно стихийно осуществляется каждым человеком на протяжении всей его жизни, служит приспособлением к реальным условиям житейского бытия и направлено на приобретение тех знаний и навыков, которые необходимы каждый день и час.

Отличие научного познания от житейского познания

1-х, оно доступно не любому человеку, но лишь тому, кто прошёл специализированную подготовку (получил высшее образование), которая дала ему знания и умения для научно-исследовательской деятельности.

2-х, научное познание специально ориентированно на изучение явлений (и законов их бытия), неизвестных сегодняшней обычной практике.

3-х, наука пользуется специальными средствами, методами и инструментами, которые не применяются в традиционном производстве и обыденном опыте.

4-х, добытые в научном исследовании знания обладают принципиальной новизной, они обоснованы, системно организованны и выражаются с помощью особого, научного языка.

Научное познание осуществляется обычно на двух уровнях : эмпирическом и теоретическом .

Эмпирическое познание - дает нам сведения о внешних сторонах и связях исследуемых объектов, фиксирует и описывает их.

Оно осуществляется главным образом с помощью методов: наблюдения и эксперимента. Наблюдение - это целенаправленное и планомерное восприятие изучаемых явлений (например, изучение поведения человекообразных обезьян в естественных условиях их жизни). При наблюдении ученый старается не вмешиваться в естественный ход вещей, чтобы не исказить его.

Эксперимент - специально подготовленный опыт. В ходе его изучаемый объект ставится в искусственные условия, которые можно менять и учитывать. Очевидно, что для этого метода характерна высокая активность ученого, пытающегося получить как можно больше знаний о поведении объекта в различных ситуациях и даже более того - искусственно получить новые вещи и явления, не существующие в природе (особенно это характерно для химических исследований).

Логическое мышление - анализ и синтез, индукция и дедукция и др.

Три формы нового эмпирического знания:

1) Научный факт - фиксация того или иного свойства или события;

2) Научное описание - фиксация целостной системы свойств и параметров того или иного явления или группы явлений. Такого рода знания приводятся в энциклопедиях, научных справочниках, учебниках и т. п.;

3) Эмпирическая зависимость - знание, которое отражает определенные связи, присущие какой-то группе явлений или событий.

Теоретическое познание - раскрывает внутренние связи и отношения вещей и явлений, рационально объясняет их, открывает законы их бытия. В теоретическом познании применяются особые мыслительные операции, позволяющие тем или иным способом прийти к новому знанию, которое объясняет полученные ранее или же развивает уже имеющееся теоретическое знание.

Методы теоритического познания:

Гипотетико-дедуктивный метод - рассуждение, позволяющее выдвинуть гипотезу и вывести из нее следствия, которые можно проверить

Метод восхождения от абстрактного к конкретному - операция объединения новых научных понятий с уже имеющимися с целью построения более общей теории конкретного объекта.

Формы теоретического знания:

1) Проблема - вопрос, ответа на который пока нет в наличном научном знании, своеобразное знание о незнании;

2) Гипотеза - научное предположение, которое вероятностным образом объясняет ту или иную проблему (например, различные гипотезы о происхождении жизни на Земле);

3) Теория - достоверное знание о сущности и законах бытия определенного класса объектов.

Основания научного поиска

Пред посылочное знание - это совокупность самых различных знаний, которыми обладает ученый и использует в своей профессиональной деятельности (сюда относят уже упоминавшийся здравый смысл, правила и нормы языка и логики, общепринятые научные сведения, знания философско-мировоззренческого характера и др.).

Основания научного поиска - обобщенное знание ученого об изучаемых объектах и способах их исследования.

Основания научного поиска:

1) Научная картина мира - обобщенное представление об изучаемой реальности через призму наиболее существенного знания всей науки (общенаучная картина мира) или конкретной фундаментальной науки (специализированная картина мира, например, физическая). Такое знание задает ученому исходные установки исследования, стратегию изучения объектов, обосновывает теоретические схемы и т. д.;

2) Идеалы и нормы науки - представления ученых о том, каким требованиям и критериям должны в принципе (в идеале) удовлетворять способы научного познания и само научное знание. Это основание научного исследования задает некие эталоны, образцы главных научных операций - эксперимента, объяснения, обоснования и построения знания и др.;

3) Философские, основания науки - те базисные философские идеи, из которых (стихийно или сознательно) исходят ученые в изучении мира и его интерпретации.

Связи основания научного поиска :

1) как эмпирическое, так и теоретическое исследование проводятся на основе определенных философско-методологических предпосылок - оснований научного поиска;

2) эмпирическое исследование всегда имеет под собой соответствующий теоретический базис и проводится, как правило, для проверки того или иного теоретического утверждения;

3) эмпирическое исследование может дать такие результаты, которые потребуют значительных изменений в наличном теоретическом знании;

4) теоретическое исследование вынуждено время от времени апеллировать к эксперименту и эмпирическим данным как к строгому судье своих абстрактных размышлений (хотя возможно и теоретическое познание, работающее долгое время за счет внутренних ресурсов -например, математика или фундаментальная физика).

1. В чём сущность проблемы человека и как она решалась в истории развития философии?

1.) В истории философии проблема человека нашла отражение в вопросах о природе и сущности человека, место и роли человека в природе и обществе.

2) В древнеиндейской, древнекитайской и древнегреческой философии господствовал космоцентром (природа – макрокосм, человек – микрокосм).

а) В древней Греции произошел переход от космологии к антропологии (человек – мера всех вещей; Сократ – познай самого себя; Аристотель – человек существо общественное);

3) В середине века господство крестьянского согласно которого человек (в отличии от животных) наделён божественной душой, создан по подобию бога и все цело находится в его воли.

4) В эпоху возрождения получило дальнейшее развитие антропологические идеи.

а) Леонардо-де-Винчи, Николай Кузанский – рассматривали человека как единство природного и духовного как целостность и индивидуальность;

5) В новое время главным качеством человека (Спиноза, Декарт, считали способность человека к мышлению, Декарт – я мыслю, следовательно я существую; Бекан – знание сила);

6) Проблемы человека изучали и представители классической философии: Кант, Гегель, Фейербах.

а) Кант считал что человек принадлежит двум мирам: природная необходимость и нравственность свободы;

б) По Гегелю человек наделён разумом и способностью к умственной деятельности;

в) Фейербах, в первую очередь считает что человек продукт природы;

7) Марксизм изменил отношение к человеку, он изучал его исключительно как представителя определённого класса, носителя определения идеологии и морали.

8) Ряд современных философов предлагают исключить проблему человека из философии на основании того, что самодостаточным является только конкретные научные знания о человеке (психология, биология, медицина, этнография и другие науки).

9) Проблема человека продолжает оставаться основной философской т.к. изучить человека можно только на основе синтеза частных наук – а это уже философская проблематика.

2. Чем отличается понятия индивид, человек, индивидуальность, личность?

1.) Человек – это вид, представитель рода, эти понятия подчёркивают природное понятие человека, он рассматривается как существо биологическое, имеющее много общего с млекопитающими.

2.) Индивид – отличающееся от других индивидуумов представляет собой самостоятельную конкретную сущность.


Стремление изучать объекты реального мира и на этой основе предвидеть результаты его практического преобразования свойственно как науке, так и обыденному познанию, которое вплетено в практику и развивается на ее основе. В обыденном познании появляются некоторые виды знаний о реальности, сходные с теми, которые характеризуют науку.

Способность обыденного (стихийно-эмпирического) познания порождать предметное и объективное знание о мире ставит вопрос о различии между ним и научным познанием. Характеристики, отличающие науку от обыденного познания, классифицируются согласно категориальной схеме, по которой характеризуется структура деятельности (по предмету, средствам, продукту, методам и субъекту деятельности).

Основная функция всех видов познания – регуляция деятельности человека. Различные виды познания по-разному выполняют эту функцию. Анализ этих различий – условие для выявления особенностей научного познания.

На ранней стадии развития общества познание отображает способы практического изменения объектов. Цели, способности и действия человека понимаются как характеристики этих объектов. Вся природа рассматривается через призму осуществляемой практики. Первобытное мышление при объяснении явлений внешнего мира прибегает к их сравнению с человеческими поступками и мотивами.

По мере усложнения орудий, производимые операции стали «овеществляться». Свойства объектов перестали казаться вызванными усилиями человека. Силы природы начинают рассматриваться как механические силы. Познание начинает отделять предметную сторону практики от субъективных факторов. Такое рассмотрение практики – условие возникновения научного исследования.

Конечная цель науки – предвидеть процесс преобразование предметов практической деятельности. Задача – выявить законы, в соответствии с которыми изменяются и развиваются объекты.

Характеристики, отличающие науку от обыденного познания:

1. Наука ориентирована на изучение объектов, которые могут быть включены в деятельность, их исследование подчиняется объективным законам функционирования и развития. Наука нацелена на изучение не только объектов, преобразуемых в сегодняшней практике, но и тех объектов, которые могут стать предметом практического освоения в будущем.

В процессе обыденного освоения действительности объекты, включенные в человеческую деятельность, не отделяются от субъективных факторов, а «склеиваются» с ними. Любое отражение предметов объективного мира в обыденном познании одновременно выражает ценностное отношение человека к предмету. Однако это не означает, что личностные моменты и ценностные ориентации ученого не играют роли в научном творчестве и не влияют на его результаты.

2. Научное познание требует выработки особых языков науки. Хотя наука и пользуется естественным языком, она не может только на его основе описывать и изучать свои объекты. Во-первых, обыденный язык приспособлен для описания и предвидения объектов, вплетенных в наличную практику человека (наука же выходит за ее рамки); во-вторых, понятия обыденного языка нечетки и многозначны, их точный смысл чаще всего обнаруживается лишь в контексте языкового общения, контролируемого повседневным опытом. Чтобы описать изучаемые явления, она стремится как можно более четко фиксировать свои понятия и определения. Именно оперирование понятиями и позволяет выполнять науке основные познавательные функции: описание, объяснение и предсказание явлений определенной предметной области.

3. Средства обыденного познания ограничены естественными познавательными способностями, которыми располагает человек: органами чувств, мышлением, формами естественного языка, опирается на здравый смысл, элементарные обобщения, простейшие познавательные приемы. Научное познание использует, кроме того, научную аппаратуру, специальные методы исследования, создает и использует искусственные языки, специальную научную терминологию.

4. Объекты, на которые направлено обыденное познание, формируются в повседневной практике. Приемы, посредством которых каждый такой объект выделяется и фиксируется в качестве предмета познания, вплетены в обыденный опыт. Совокупность таких приемов, как правило, не осознается субъектом в качестве метода познания. В науке уже само обнаружение объекта, свойства которого подлежат дальнейшему изучению, составляет трудоемкую задачу. Поэтому в науке изучение объектов, выявление их свойств и связей всегда сопровождается осознанием метода, посредством которого исследуется объект. Наряду со знаниями об объектах наука формирует знания о методах. На высших стадиях развития науки происходит становление методологии как особой отрасли знания.

5. Цель обыденного познания ограничена непосредственными практическими задачами, оно не стремится проникнуть в сущность явлений, открыть законы, формировать теории. Научное познание ставит и решает коренные проблемы, выдвигает обоснованные гипотезы, вырабатывает долговременные прогнозы. Его цель - открытие законов природы, общества, мышления, познание сущности явлений, создание научных теорий.

6. Научная деятельность требует особой подготовки познающего субъекта. Она включает усвоение не только соответствующих научных знаний, но и построение определенной системы ценностей и целевых установок, стимулирующих научный поиск и изучение новых объектов, независимо от актуальности практического эффекта получаемых знаний. Две основные установки науки: самоценность истины и ценность новизны. Отсюда вытекают нормативы научного познания (требования логической непротиворечивости теории, запрет на плагиат, недопустимость фальсификации и т.п.) Для обыденного познания такой подготовки не нужно, она осуществляется автоматически, в процессе социализации индивида, когда у него формируется и развивается мышление в процессе общения с культурой и включения индивида в различные сферы деятельности.

Следовательно, главные отличительные признаки науки:

а) установка на исследование законов преобразования объектов и реализующая эту установку предметность и объективность научного знания;

б) выход науки за рамки обыденного опыта и изучение ею объектов относительно независимо от сегодняшних возможностей их практического освоения.

Все остальные необходимые признаки могут быть представлены как зависящие от указанных главных характеристик и обусловленные ими.

Конкретная форма обыденного знания – здравый смысл. Традиционно это знание понималось как примитивное, обывательское. В последнее время происходит переоценка роли здравого смысла и обыденного познания, так как оно является основным регулятором поведения человека, на его основе формируется картина реальности.



Знание и его основные формы,

Результат познания – это знание, представляющее собой информацию об объекте познания. Информация – это совокупность сведений о признаках и свойствах исследуемого объекта. Познание есть отражение, воспроизведение действительности, то, следовательно, истинным является такое знание, которое правильно, верно отображает, воспроизводит эту действительность. Таким образом, истина это знание, соответствующее тому, что есть в действительности . Истинными являются такие суждения, как «снег белый», «атом имеет сложную структуру», «Луна – спутник Земли», «Волга впадает в Каспийское море». Истинным может быть знание, а не объект познания.

Знания бывают обыденные и научные.

Обыденное знание представляет собой набор сведений, мнений, правил деятельности и поведения, назиданий и включает приметы, поверья, убеждения. Оно опирается на жизненный повседневный опыт людей, складывается стихийно, чаще всего методом проб и ошибок. Дает человеку ту информацию об окружающем мире, которая ему необходима и достаточна в повседневной жизни. Имеет неупорядоченный и разрозненный характер, хотя порой прочный и устойчивый. Базируясь на здравом смысле и житейской логике, оно не отличается глубиной и широтой взгляда на вещи и происходящие процессы. Обыденное знание закрепляется в преданиях, традициях, обычаях, нравах и т.д. Сфера действия обыденного знания ограничена, но оно рационально ориентирует человека в мире, в котором он живет.

Научное знание – это систематизированное знание об окружающем мире, полученное при помощи таких методов познания, которые в обыденной жизни не используются (эксперимент, идеализация, системный подход и др.). Научные знания облекаются в такие формы мышления, как принцип, научный факт, научная проблема, гипотеза, теория, которые в обыденном сознании отсутствуют. Научное знание фиксирует проникновение в сущность предметов и процессов, в закономерные связи между ними. Научные знания используют специальный язык как систему особых понятий и терминов, которые дают возможность адекватно описывать изучаемые предметы, явления и процессы действительности.



Отличия научных знаний от обыденных :

1. наука изучает не все явления подряд, а только те, которые повторяются, и поэтому ее главная задача - искать законы, по которым эти явления существуют. И объектами научного (теоретического) познания выступают не сами по себе предметы и явления реального мира, а их своеобразные аналоги - идеализированные объекты;

2. Н.З. систематизированы и структурированы (то есть, расположены в определенном порядке, так как природный мир упорядочен и в основе его познания лежит причинно-следственная связь);

3. Н.З. фрагментарны, то есть единый окружающий мир изучается по отдельным фрагментам;

4. Н.З. логически стройны, аргументированы, доказательны, одни знания выводимы из других, истинность которых уже доказана;

5. Н.З. претендуют на общеобязательность и объективность открываемых истин, т.е. их независимость от познающего субъекта, безусловную воспроизводимость;

6. Н.З. подтверждаемы экспериментами для обеспечения истинности (это и есть принцип верификации);

7. любое знание относительно, то есть любую научную теорию можно опровергнуть, а если теория неопровержима, то она вне науки (принцип фальсификации);

8. Н.З. для описания объектов используют специальный язык, который постоянно развивается по мере проникновения во все новые области объективного мира. Причем он оказывает обратное воздействие на повседневный, естественный язык (например, термины «электричество», «холодильник» – это научные понятия, вошедшие в повседневный язык). А также использование специальной научной аппаратуры (измерительных инструментов, приборных установок).

9. преемственны или передаваемы от одного поколения людей к другому.

Люди всегда считали себя венцом творения. Именно способность мыслить возвела человечество на этот почетный пьедестал. Овладение речью, активное познание мира и его закономерностей и, как высшая форма мыслительной деятельности, – научные достижения человеческой цивилизации.

За всеми этими плодотворными возможностями лежит обыденное познание человека как основная форма обработки информации, поступающей извне.

На языке философии такое познание означает систему процессов, процедур и способов, при помощи которых человек наблюдает явления окружающего мира и извлекает полезные знания из наблюдаемых процессов и явлений.

Формы познания

Это лишь одна из нескольких форм познавательной деятельности человека. При этом считается, что прародителем всех существующих форм стало житейское познание.

В самостоятельные формы выведены познания:

  • обыденное;
  • научное;
  • философское;
  • художественное,
  • религиозное.

Отличие между этими формами познания заложено в объектах, которые ними исследуются:

  • Обыденное исследование ограниченно практическими задачами человека и направлено на изучение явлений с утилитарной позиции.
  • Научное – проникновение в суть вещей, открытие законов и теорий существования тех или иных явлений объективной реальности.

Презентация: "Познание окружающего мира"

  • Философское – исследование доступных человеку методов познания.
  • Художественное – изучение закономерностей, которые позволяют передавать информацию при помощи знаков и символов.
  • Религиозное познание – познание Бога.

Признаки

Несмотря на вполне четкую категоризацию, люди в своей повседневной жизни часто путаются в определении задействованных познавательных процессов, и это влечет ошибки в применениях познавательных методов и процедур.

Особенно часто случается путаница между научным и обыденным познанием.

Наука так плотно и повсеместно вошла в современную жизнь человека, что любые размышления на околонаучные темы воспринимаются как включение в научную дискуссию, хотя на самом деле рассуждения не выходят за рамки обыденного знания.

Характеристика обыденного познания

Его можно характеризовать как здравый смысл. Опираясь именно на здравый смысл, человек принимает решения относительно текущей действительности и прогнозирует будущие событий. Весь процесс имеет логически обоснованную структуру, состоящую из следующих категорий:

Постановка проблемы

В связи с тем, что обыденное знание не выходит за рамки практических задач выживания человека, основные проблемы, которые поднимаются познающим – решение краткосрочных житейских проблем. Науке же в принципе неинтересно, как сегодня живет человечество.

Применение научных достижений в быту – всего лишь приятный бонус от ученых. Основные интересы научной деятельности лежат в совершенно другой сфере.

Инструменты

Основными познавательными инструментами являются понятия, проработанные суждении и связки, при помощи которых познающий получает определенные выводы об объекте изучения.

Такое познание построено на:

  • случайных и неконтролируемых наблюдениях, зачастую основанных на собственном житейском опыте и на опыте близких людей, суждениям которых доверяет познающий;
  • избыточных понятиях, не имеющих четких границ и способных характеризовать несколько явлений объективной действительности;
  • неточных инструментах и субъективных измерениях;
  • выдвижении гипотез, которые невозможно протестировать на получение прогнозируемых выводов.

Построение выводов

Заключения, которые формулирует познающий для обслуживания поставленной проблемы, имеют ряд ограничений применения:

  • выводы случайны и основаны на частных случаях;
  • границы применения выводов практически невозможно обосновать, они устанавливаются интуитивно;
  • невозможно прогнозирование применения выводов для общих случаев, каждый вывод индивидуален.

Если проанализировать все указанные составляющие, то научное и обыденное познание являются в определенной мере противоположностями, поскольку все, что характерно для обыденного, мешает научному продвигаться в решении тех проблем изучения объективной реальности, которые входят в предмет науки.

Формы

Формы обыденного знания характеризуются теми способами, которые применяют познающие при исследовании тех или иных явлений окружающего мира.

Основные способы:

  • способ проб и ошибок;
  • индуктивное обобщение;
  • обыденные наблюдения;
  • широкие аналогии;
  • объединение рационального и иррационального.

Некоторые из перечисленных способов использует не только обыденное, а и научное познание. Так, например, индукция является одной из основных форм построения умозаключений для выведения новых гипотез при исследовании научных проблем.

Выводы, которые получает познающий, обрабатывая поступающую информацию указанными инструментами, вполне жизнеспособны и обеспечивают людям не только безопасность и выживание в разных условиях, а также относительную независимость и альтернативу при выборе разных средств для достижения определенных утилитарных целей.

Метод проб и ошибок

Самый первый из освоенных человеком методов житейского овладения знаниями. Благодаря ему еще наши первобытные предки определяли, какие действия несут положительные результаты, а какие – отрицательные.

С течением веков не поменялось то обстоятельство, что метод проб и ошибок дает только относительные результаты, которые могут использоваться ограниченным числом людей в ограниченных по условиям обстоятельствам.

Индуктивное обобщение

Принцип индукции, который заключается в следовании от частного опыта к выведению общих правил и закономерностей, – один из самых распространенных при обыденном способе получения знаний. Ведь несложно сделать обобщенный вывод, что если зажженная спичка обжигает пальцы, то любое соприкосновение с огнем вызовет у человека ожоги.

Наука тоже активно пользуется индукцией. Но если рассмотреть конкретный пример со спичками, то очевидно, что науке не будет интересно выведение правил обращения человека с огнем, она будет изучать процессы взаимодействия биологической ткани с раскаленной огненной плазмой.

Обыденные наблюдения

Обыденные наблюдения всегда несли в себе позитивный познавательный заряд, и на всех этапах истории развития человеческой мысли служили пищей для активного интереса человека к окружающей действительности.

История развития знаний знает массу фактов, когда обыденные наблюдения становились причиной судьбоносных научных открытий:

  • Архимед и его тело, погруженное в сосуд;
  • Ньютон, который разглядывал падающие яблоки;
  • открытие Беккерелем явления радиоактивности по случайно оставленным в сейфе фотопластинкам, которые засветил радиоактивный материал.

Широкие аналогии и синкретизм

Эти методы широко применяются при формировании в обыденном познании заключений и выводов. Те явления объективной реальности, которые обыденное познание не в состоянии обработать, при построении выводов заменяются иррациональными категориями или используются по аналогии с хорошо исследованными в обыденной жизни явлениями.

На широких аналогиях строились мифы, когда неисследованные природные явления наделялись чертами и характеристиками людей, животных или растений.

Несмотря на то, что многие явления природы уже достаточно исследованы наукой, многие обыватели продолжают пользоваться широкими аналогиями и иррациональными объяснениями для получения тех выводов, которые смогут обезопасить их повседневную жизнь и сделать ее более осмысленной.

Стремление изучать объекты реального мира и на этой основе предвидеть результаты его практического преобразования свойственно не только науке, но и обыденному познанию, которое вплетено в практику и развивается на её основе. По мере того, как развитие практики опредмечивает в орудиях функции человека и создаёт условия для элиминации субъективных и антропоморфных наслоений при изучении внешних объектов, в обыденном познании появляются некоторые виды знаний о реальности, в общем-то сходные с теми, которые характеризуют науку.

Зародышевые формы научного познания возникли в недрах и на основе этих видов обыденного познания, а затем отпочковались от него (наука эпохи первых городских цивилизаций древности). С развитием науки и превращением её в одну из важнейших ценностей цивилизации её способ мышления начинает оказывать все более активное воздействие на обыденное сознание. Это воздействие развивает содержащиеся в обыденном, стихийно-эмпирическом познании элементы объективно-предметного отражения мира.

Способность стихийно-эмпирического познания порождать предметное и объективное знание о мире ставит вопрос о различии между ним и научным исследованием. Характеристики, отличающие науку от обыденного познания, удобно классифицировать сообразно той категориальной схеме, в которой характеризуется структура деятельности (прослеживая различие науки и обыденного познания по предмету, средствам, продукту, методам и субъекту деятельности).

Тот факт, что наука обеспечивает сверхдальнее прогнозирование практики, выходя за рамки существующих стереотипов производства и обыденного опыта, означает, что она имеет дело с особым набором объектов реальности, не сводимых к объектам обыденного опыта. Если обыденное познание отражает только те объекты, которые в принципе могут быть преобразованы в наличных исторически сложившихся способах и видах практического действия, то наука способна изучать и такие фрагменты реальности, которые могут стать предметом освоения только в практике далёкого будущего. Она постоянно выходит за рамки предметных структур наличных видов и способов практического освоения мира и открывает человечеству новые предметные миры его возможной будущей деятельности.



Эти особенности объектов науки делают недостаточными для их освоения те средства, которые применяются в обыденном познании. Хотя наука и пользуется естественным языком, она не может только на его основе описывать и изучать свои объекты. Во-первых, обыденный язык приспособлен для описания и предвидения объектов, вплетённых в наличную практику человека (наука же выходит за её рамки); во-вторых, понятия обыденного языка нечётки и многозначны, их точный смысл чаще всего обнаруживается лишь в контексте языкового общения, контролируемого повседневным опытом. Наука же не может положиться на такой контроль, поскольку она преимущественно имеет дело с объектами, не освоенными в обыденной практической деятельности. Чтобы описать изучаемые явления, она стремится как можно более чётко фиксировать свои понятия и определения.

Выработка наукой специального языка, пригодного для описания ею объектов, необычных с точки зрения здравого смысла, является необходимым условием научного исследования. Язык науки постоянно развивается по мере её проникновения во все новые области объективного мира. Причём он оказывает обратное воздействие на повседневный, естественный язык. Например, термины «электричество», «холодильник» когда-то были специфическими научными понятиями, а затем вошли в повседневный язык.

Наряду с искусственным, специализированным языком научное исследование нуждается в особой системе специальных орудий, которые, непосредственно воздействуя на изучаемый объект, позволяют выявить возможные его состояния в условиях, контролируемых субъектом. Орудия, применяемые в производстве и в быту, как правило, непригодны для этой цели, поскольку объекты, изучаемые наукой, и объекты, преобразуемые в производстве и повседневной практике, чаще всего отличаются по своему характеру. Отсюда необходимость специальной научной аппаратуры (измерительных инструментов, приборных установок), которые позволяют науке экспериментально изучать новые типы объектов.

Научная аппаратура и язык науки выступают как выражение уже добытых знаний. Но подобно тому, как в практике её продукты превращаются в средства новых видов практической деятельности, так и в научном исследовании его продукты – научные знания, выраженные в языке или овеществлённые в приборах, становятся средством дальнейшего исследования.

Таким образом, из особенностей предмета науки мы получили в качестве своеобразного следствия отличия в средствах научного и обыденного познания.

Спецификой объектов научного исследования можно объяснить далее и основные отличия научных знаний как продукта научной деятельности от знаний, получаемых в сфере обыденного, стихийно-эмпирического познания. Последние чаще всего не систематизированы; это, скорее, конгломерат сведений, предписаний, рецептур деятельности и поведения, накопленных на протяжении исторического развития обыденного опыта. Их достоверность устанавливается благодаря непосредственному применению в наличных ситуациях производственной и повседневной практики. Что же касается научных знаний, то их достоверность уже не может быть обоснована только таким способом, поскольку в науке преимущественно исследуются объекты, ещё не освоенные в производстве. Поэтому нужны специфические способы обоснования истинности знания. Ими являются экспериментальный контроль за получаемым знанием и выводимость одних знаний из других, истинность которых уже доказана. В свою очередь, процедуры выводимости обеспечивают перенос истинности с одних фрагментов знания на другие, благодаря чему они становятся связанными между собой, организованными в систему.

Таким образом, мы получаем характеристики системности и обоснованности научного знания, отличающие его от продуктов обыденной познавательной деятельности людей.

Из главной характеристики научного исследования можно вывести также и такой отличительный признак науки при её сравнении с обыденным познанием, как особенность метода познавательной деятельности. Объекты, на которые направлено обыденное познание, формируются в повседневной практике. Приёмы, посредством которых каждый такой объект выделяется и фиксируется в качестве предмета познания, вплетены в обыденный опыт. Совокупность таких приёмов, как правило, не осознаётся субъектом в качестве метода познания. Иначе обстоит дело в научном исследовании. Здесь уже само обнаружение объекта, свойства которого подлежат дальнейшему изучению, составляет весьма трудоёмкую задачу. Например, чтобы обнаружить короткоживущие частицы – резонансы, современная физика ставит эксперименты по рассеиванию пучков частиц и затем применяет сложные расчёты. Обычные частицы оставляют следы-треки в фотоэмульсиях или в камере Вильсона, резонансы же таких треков не оставляют. Они живут очень короткое время (10-22 с) и за этот промежуток времени проходят расстояние, меньшее размеров атома. В силу этого резонанс не может вызвать ионизации молекул фотоэмульсии (или газа в камере Вильсона) и оставить наблюдаемый след. Однако, когда резонанс распадается, возникающие при этом частицы способны оставлять следы указанного типа. На фотографии они выглядят как набор лучей-чёрточек, исходящих из одного центра. По характеру этих лучей, применяя математические расчёты, физик определяет наличие резонанса. Таким образом, для того чтобы иметь дело с одним и тем же видом резонансов, исследователю необходимо знать условия, в которых появляется соответствующий объект. Он обязан чётко определить метод, с помощью которого в эксперименте может быть обнаружена частица. Вне метода он вообще не выделит изучаемого объекта из многочисленных связей и отношений предметов природы. Чтобы зафиксировать объект, учёный должен знать методы такой фиксации. Поэтому в науке изучение объектов, выявление их свойств и связей всегда сопровождается осознанием метода, посредством которого исследуется объект. Объекты всегда даны человеку в системе определённых приёмов и методов его деятельности. Но эти приёмы в науке уже не очевидны, не являются многократно повторяемыми в повседневной практике приёмами. И чем дальше наука отходит от привычных вещей повседневного опыта, углубляясь в исследование «необычных» объектов, тем яснее и отчётливее проявляется необходимость в создании и разработке особых методов, в системе которых наука может изучать объекты. Наряду со знаниями об объектах наука формирует знания о методах. Потребность в развёртывании и систематизации знаний второго типа приводит на высших стадиях развития науки к формированию методологии как особой отрасли научного исследования, призванной целенаправлять научный поиск.

Наконец, стремление науки к исследованию объектов относительно независимо от их освоения в наличных формах производства и обыденного опыта предполагает специфические характеристики субъекта научной деятельности. Занятия наукой требуют особой подготовки познающего субъекта, в ходе которой он осваивает исторически сложившиеся средства научного исследования, обучается приёмам и методам оперирования с этими средствами. Для обыденного познания такой подготовки не нужно, вернее, она осуществляется автоматически, в процессе социализации индивида, когда у него формируется и развивается мышление в процессе общения с культурой и включения индивида в различные сферы деятельности. Занятия наукой предполагают наряду с овладением средствами и методами также и усвоение определённой системы ценностных ориентаций и целевых установок, специфичных для научного познания. Эти ориентации должны стимулировать научный поиск, нацеленный на изучение все новых и новых объектов независимо от сегодняшнего практического эффекта от получаемых знаний. Иначе наука не будет осуществлять своей главной функции – выходить за рамки предметных структур практики своей эпохи, раздвигая горизонты возможностей освоения человеком предметного мира.

Две основные установки науки обеспечивают стремление к такому поиску: самоценность истины и ценность новизны.

Любой учёный принимает в качестве одной из основных установок научной деятельности поиск истины, воспринимая истину как высшую ценность науки. Эта установка воплощается в целом ряде идеалов и нормативов научного познания, выражающих его специфику: в определённых идеалах организации знания (например, требовании логической непротиворечивости теории и её опытной подтверждаемости), в поиске объяснения явлений исходя из законов и принципов, отражающих сущностные связи исследуемых объектов, и т. д.

Не менее важную роль в научном исследовании играет установка на постоянный рост знания и особую ценность новизны в науке. Эта установка выражена в системе идеалов и нормативных принципов научного творчества (например, запрете на плагиат, допустимости критического пересмотра оснований научного поиска как условия освоения все новых типов объектов и т. д.).

Ценностные ориентации науки образуют фундамент её этоса, который должен усвоить учёный, чтобы успешно заниматься исследованиями. Великие учёные оставили значительный след в культуре не только благодаря совершенным ими открытиям, но и благодаря тому, что их деятельность была образцом новаторства и служения истине для многих поколений людей. Всякое отступление от истины в угоду личностным, своекорыстным целям, любое проявление беспринципности в науке встречало у них беспрекословный отпор.

В науке в качестве идеала провозглашается принцип, что перед лицом истины все исследователи равны, что никакие прошлые заслуги не принимаются во внимание, если речь идёт о научных доказательствах.

Малоизвестный служащий патентного бюро А. Эйнштейн в начале века дискутировал с известным учёным Г. Лоренцем, доказывая справедливость своей трактовки введённых Лоренцем преобразований. В конечном счёте именно Эйнштейн выиграл этот спор. Но Лоренц и его коллеги никогда не прибегали в этой дискуссии к приёмам, широко применяемым в спорах обыденной жизни – они не утверждали, например, неприемлемость критики теории Лоренца на том основании, что его статус в то время был несоизмерим со статусом ещё не известного научному сообществу молодого физика Эйнштейна.

Не менее важным принципом научного этоса является требование научной честности при изложении результатов исследования. Учёный может ошибаться, но не имеет права подтасовывать результаты, он может повторить уже сделанное открытие, но не имеет права заниматься плагиатом. Институт ссылок как обязательное условие оформления научной монографии и статьи призван не только зафиксировать авторство тех или иных идей и научных текстов. Он обеспечивает чёткую селекцию уже известного в науке и новых результатов. Вне этой селекции не было бы стимула к напряжённым поискам нового, в науке возникли бы бесконечные повторы пройденного и, в конечном счёте, было бы подорвано её главное качество – постоянно генерировать рост нового знания, выходя за рамки привычных и уже известных представлений о мире.

Конечно, требование недопустимости фальсификаций и плагиата выступает как своеобразная презумпция науки, которая в реальной жизни может нарушаться. В различных научных сообществах может устанавливаться различная жёсткость санкций за нарушение этических принципов науки.

Рассмотрим один пример из жизни современной науки, который может служить образцом непримиримости сообщества к нарушениям этих принципов.

В середине 70-х годов в среде биохимиков и нейрофизиологов громкую известность приобрело так называемое дело Галлиса, молодого и подающего надежды биохимика, который в начале 70-х годов работал над проблемой внутримозговых морфинов. Им была выдвинута оригинальная гипотеза о том, что морфины растительного происхождения и внутримозговые морфины одинаково воздействуют на нервную ткань. Галлис провёл серию трудоёмких экспериментов, однако не смог убедительно подтвердить эту гипотезу, хотя косвенные данные свидетельствовали о её перспективности. Опасаясь, что другие исследователи его обгонят и сделают это открытие, Галлис решился на фальсификацию. Он опубликовал вымышленные данные опытов, якобы подтверждающие гипотезу.

«Открытие» Галлиса вызвало большой интерес в сообществе нейрофизиологов и биохимиков. Однако его результаты никто не смог подтвердить, воспроизводя эксперименты по опубликованной им методике. Тогда молодому и уже ставшему известным учёному было предложено публично провести эксперименты на специальном симпозиуме в 1977 г. в Мюнхене, под наблюдением своих коллег. Галлис в конце концов вынужден был сознаться в фальсификации. Сообщество учёных отреагировало на это признание жёстким бойкотом. Коллеги Галлиса перестали поддерживать с ним научные контакты, все его соавторы публично отказались от совместных с ним статей, и в итоге Галлис опубликовал письмо, в котором он извинился перед коллегами и заявил, что прекращает занятия наукой.

В идеале научное сообщество всегда должно отторгать исследователей, уличённых в умышленном плагиате или преднамеренной фальсификации научных результатов в угоду каким-либо житейским благам. К этому идеалу ближе всего стоят сообщества математиков и естествоиспытателей, но у гуманитариев, например, поскольку они испытывают значительно большее давление со стороны идеологических и политических структур, санкции к исследователям, отклоняющимся от идеалов научной честности, значительно смягчены.

Показательно, что для обыденного сознания соблюдение основных установок научного этоса совсем не обязательно, а подчас даже и нежелательно. Человеку, рассказавшему политический анекдот в незнакомой компании, не обязательно ссылаться на источник информации, особенно если он живёт в тоталитарном обществе.

В обыденной жизни люди обмениваются самыми различными знаниями, делятся житейским опытом, но ссылки на автора этого опыта в большинстве ситуаций просто невозможны, ибо этот опыт анонимен и часто транслируется в культуре столетиями.

Наличие специфических для науки норм и целей познавательной деятельности, а также специфических средств и методов, обеспечивающих постижение все новых объектов, требует целенаправленного формирования учёных специалистов. Эта потребность приводит к появлению «академической составляющей науки» – особых организаций и учреждений, обеспечивающих подготовку научных кадров.

В процессе такой подготовки будущие исследователи должны усвоить не только специальные знания, приёмы и методы научной работы, но и основные ценностные ориентиры науки, её этические нормы и принципы.

Итак, при выяснении природы научного познания можно выделить систему отличительных признаков науки, среди которых главными являются: а) установка на исследование законов преобразования объектов и реализующая эту установку предметность и объективность научного знания; б) выход науки за рамки предметных структур производства и обыденного опыта и изучение ею объектов относительно независимо от сегодняшних возможностей их производственного освоения (научные знания всегда относятся к широкому классу практических ситуаций настоящего и будущего, который никогда заранее не задан). Все остальные необходимые признаки, отличающие науку от других форм познавательной деятельности, могут быть представлены как зависящие от указанных главных характеристик и обусловленные ими.

Глава 2.

Генезис научного познания

Характеристики развитых форм научного познания во многом намечают пути, на которых следует искать решение проблемы генезиса науки как феномена культуры.