Строение мечети. Самые значимые мечети в мусульманском мире

08.03.2020 Луна

Лагерта из популярного сериала "Викинги" телеканала History могла не только существовать на самом деле, но и быть одной из многих скандинавских воительниц.

Образ легендарной жены викинга Рагнара Лодброка Лагерты был перенесен в популярный сериал из средневековых легенд. В хрониках Саксона Грамматика повествуется о женщине с храбрым сердцем, которая на поле брани с мечом бьется в первых рядах воинов. Средневековый историк писал и о других женщинах-викингах, регулярно участвующих в сражениях и изнуряющих себя тренировками: «…Были женщины, которые одевались так, чтобы выглядеть как мужчины, и каждую минуту посвящали упражнениям в воинских занятиях, они не хотели утратить силы своих доблестных мышц и предаться изнеживающей роскоши».

В 1789 году датский драматург Кристен Хенриксен Прам написал по хроникам историческую драму «Лагерта». До последнего времени к рассказам о средневековых женщинах-воинах историки относились как к художественной литературе, легендам, эпосу. Однако археологические раскопки на территории Швеции поменяли представление об этом явлении.

Важная находка

О существовании реального прообраза легендарной королевы викингов до недавнего времени никто не думал всерьез, однако в 2017 году были сделаны крайне важные открытия. Еще в конце XIX века недалеко от старинного города Бирки были обнаружены останки древнескандинавского воина, похороненного вместе с двумя щитами, ножом, копьями и мечом. Принадлежность погребенного к высокому сословию подчеркивало то, что в его могиле также находились останки двух лошадей и предметы для игры, напоминающей шахматы. Это захоронение стало считаться одним из самых важных исторических памятников эпохи викингов.

Во второй половине ХХ века в научном мире заговорили о том, что структура найденного скелета, скорее всего, женская. В начале XXI века шведский антрополог Анна Кьеллстрем с уверенностью подтвердила данные предположения. Точка в этом вопросе была поставлена осенью 2017 года: ученые из Стокгольмского университета опубликовали в American Journal of Physical Anthropology результаты исследований ДНК викинга. Анализ показал, что в разных костях скелета отсутствовали Y-хромосомы, а значит, скелет принадлежал женщине.

К выводу о существовании в средневековой Скандинавии женщин-воительниц подталкивают и сведения о более широких (по сравнению со другими обществами того времени) правах, которыми обладали женщины этого региона. Их не выдавали замуж против их воли, они наравне с мужчинами считались наследницами имущества и не переставали им владеть, вступая в брак. В скандинавском эпосе героини - как и мужчины, полноправные участники действия.

В эпопее «Викинги» жена короля норманнов Рагнара Лодброка вместе с другими воительницами носит меч и кожаные доспехи, доблестно сражается. После смерти Рагнара она занимает его трон, к ней переходит власть над землями мужа.

Вот что пишет о королеве норманнов Саксон Грамматик: «...Опытная в ратном деле женщина по имени Ладгерда, которая имела мужественное сердце, хотя и была лишь девушкой. С распущенными по плечам волосами она сражалась в числе первых среди самых отважных воинов. Все восхищались её непревзойдёнными подвигами, так как её развевавшиеся за спиной волосы выдавали, что она женщина».

Отдельно средневековый хронист выделяет силу духа воительницы, которая в битве за власть убивает своего второго мужа Харальда: «...В чьём нежном теле скрывался несравненно более суровый дух, примерами своей выдающейся отваги смогла уберечь своих уже было дрогнувших воинов от желания бежать. Совершив обходной манёвр, она вышла в тыл ничего не подозревавшего врага, посеяв в его лагере страх и смятение. Под конец войско Харальда пришло в замешательство, а сам он, видя гибель своих воинов, бежал. Вернувшись после боя домой, Ладгерда ночью вонзила в горло своего мужа наконечник копья, который она спрятала в своём платье, присвоив, таким образом, себе всю его власть и звание. Эта своенравная женщина считала более для себя удобным править королевством без мужа, чем быть вынужденной делить его с ним».

В историческом сериале роль Лагерты исполняет актриса украинского происхождения с канадским паспортом Кэтрин Винник. Известно, что она имеет лицензию телохранителя.

Восток — дело тонкое. Именно к такому выводу пришли люди много лет назад. Эта фраза с легкой руки классика советского кинематографа стала крылатой. Азиатская, в частности арабская, цивилизация для Европы — загадка, но очень интересная. У людей этой части мира особое отношение ко всему: к жизни и смерти, к любви и браку, к религии.

Путешественники, путь которых проходил по Азии и Аравии, обращали внимание, что там нет церквей и соборов. Но все же правоверные последователи ислама имеют собственное место для молений, и называется оно «мечетью».

Что такое мечеть? Это особенное архитектурное сооружение для богослужений, построенное по установленным канонам. Это здание, которое стоит особняком под роскошным куполом-гамбизом. Окружают храм башни-минареты — минимум одна, максимум девять. С них громко зазывает на молитву муэдзин. Сегодня, правда, многие мечети радиофицированы. Порой здание имеет внутренний двор и школу-медресе.

Мечеть изнутри

Мусульманская мечеть характеризируется скромным молитвенным залом, без богатых фресок и росписей, как принято в западном мире. На стенах могут лишь писать арабской вязью строки из священной книги Коран. В стене, которая повернута в сторону Мекки, имеется пустая ниша, именуемая «михрабом». Справа от нее располагается кафедра для чтения проповеди имамом. Сюда, в сторону города, где родился великий пророк Мухаммед, обращают свои лица все прихожане.

Полы молельного дома укрыты коврами, на которые становятся на колени во время намаза. Обязательным атрибутом, которым обладает любая мусульманская мечеть, является наличие ритуального бассейна. В нем верующие совершают символичное омовение перед молитвой для очищения души и тела. Стоит помнить, что входить в священное здание обутым нельзя, верующие обнажают свои ноги перед входом.

Сокровища исламского мира: Сирия

Итак, что такое мечеть, разобрались. А теперь пора отправиться в увлекательное путешествие по самым красивым зданиям мусульманского мира. Их удивительное множество, и нельзя рассказать обо всех, поэтому мы выберем самые достойные и красивые.

Список «Красивые мечети» возглавляет храм Омейядов в Дамаске (Сирия). Он строился целое десятилетие, и в работах было задействовано свыше двенадцати тысяч человек. Интерьеры отделаны золотом, перламутром и жемчугом. Здание имеет внушительные размеры и минарет Иисуса Христа. Согласно легенде, пророк (а именно пророком считают мусульмане Иисуса, называя его Иса) спустится сюда во время своего Второго пришествия для финальной схватки со злыми силами.

Самые красивые мечети мира: Ирак

Девять миллионов золотых монет — динаров (вес одной составлял 4,27 грамма драгоценного металла) — заплатил халиф за строительство Ал-Казымейн. Золотая мечеть в Багдаде возводилась четыре года и по праву считается одной из самых лучших. К сожалению, увидеть это великолепие могут только верующие ислама: людей, исповедующих другую религию, сюда просто-напросто не пустят.

Главная святыня Каира

Что такое мечеть, можно понять, посетив мечеть Султана Хасана, расположенную в египетской столице. Строительство ее длилось шесть лет — с 1356 года по 1362. Спустя два десятилетия здесь поместили саркофаг с телом великого правителя. Интересно, что именно в Каире при этом молитвенном доме находится старейшая школа арабского мира.

Символ Стамбула: Голубая мечеть

Одной из главных визитных карточек древней столицы Османской и Византийской империи является Голубая мечеть. Назвали ее так из-за бирюзовой плитки, которой украшены интерьеры храма. А пошло ее на это немало: около двухсот тысяч штук. Построить святыню велел в 1609 году султан Ахмед в девятнадцатилетнем возрасте. Легенда гласит, что таким образом он хотел замолить какой-то тяжелый грех.

Здание получилось превосходным, а купол, венчавший его, имеет диаметр в 23,5 метра. Есть также три десятка небольших куполов, расположенных над 26 гранитными колоннами двора. Голубая мечеть внутри очень светлая, так как имеет 260 окон. Согласно канонам ислама, стены, потолки и купола украшают цитаты из Корана, искусно выполненные знаменитым мастером Сеидом Касымом Бибари.

Вместо послесловия

Перечень красивейших мечетей мира можно продолжать до бесконечности. Это и восхитительная мечеть Шейха Заеда Бин Султана Аль Нахьяна в Абу-Даби, которая может принять более сорока тысяч верующих, и мечеть Шах Фейсал в Исламабаде, и так называемая мечеть «Купол Скалы» в Иерусалиме.

Что такое мечеть, знают и в России, ведь в этой стране живут представители разных народов и религиозных конфессий. «Сердце Чечни» построил в 2008 году в центре Грозного сын Ахмата Кадырова. Красивейшее здание похоже на Голубую мечеть в Стамбуле, но имеет особенный шарм. Его стены отделаны травертином и белым мрамором, а суры из Корана наносили чистым золотом. В Казани на рубеже двадцатого и двадцать первого столетия появился «Кул Шариф» — изумительный храм, который поражает необычным дизайном, изобилием окон и роскошным убранством.

Ранний период формирования Ислама характеризовался основанием Халифата и появлением первых мечетей. В это время было установлено большое количество принципов и правил, касающихся, в числе прочих, . После ухода из этого мира Пророка Мухаммада (мир ему), четыре первых праведных халифа (да будет доволен ими Аллах) были заняты в основном обеспечением стабильности и безопасности в мусульманском обществе. Разумеется, это препятствовало какому-либо значительному архитектурному Несмотря на это, все же было несколько непритязательных проектов, о которых будет говориться в этом материале.

Простота раннего периода

Архитектура ранних лет Ислама (между 622 и 661 гг.) характеризовалась простотой и скромностью. Вновь появившееся государство, обладающее скудными ресурсами, было слишком занято защитой от вражеских племен. Более того, преданность вере и стремление ко всему Божественному заставило дистанцироваться от экстравагантного и роскошного образа жизни.

Поклонение в Исламе основано на концепции Таухида - монотеизма. Вера в Единого Бога, которого «невозможно постичь зрением, но Он постигает все видимое, и Он осведомлен обо всем тонком, невидимом» (Коран, 6:103), практически не имела аналогов в прошлом. Следовательно, не было необходимости представлении обекта поклонения.

Новый подход, соответствующий всем ключевым позициям Ислама, появился только после того, как был достигнут определенный уровень стабильности и благосостояния. Архитектурная утонченность пришла позже, когда интеллектуальное и экономическое процветание создало спрос на детальные и изысканные, но приемлемые в Исламе архитектурные формы.

Беглый взгляд на первые мечети

Первая мусульманская культовая и общественная постройка - Мечеть Пророка Мухаммада (мир ему) в Медине (622 г.). Несмотря на простоту, это был первый проект такого рода в истории человечества. Данное строение оставалось центром социальной, культурной и политической жизни мусульманского сообщества более 30 лет.

Перенос столицы из Медины в Куфу Али ибн Абу Талибом (четвертым праведным халифом) в 657 г. принесло существенные политические, социальные и экономические изменения и стало началом беспрецедентной архитектурной и строительной активности. Медина потеряла свой привилегированный статус и стала обычным провинциальным городом, со временем превратившись в чисто духовно-религиозный центр.

В то же самое время перенос столицы создал прецедент, который повторялся всю историю Ислама. Перенос столицы каждый раз после смены халифа привел к распространению в обществе склонности к расточительству и пышности. Это совпало по времени с экономическим и социальным процветанием Халифата. Простая мечеть превратилась в сложное строение, архитектурой и отделкой.

Саад ибн Абу Ваккас

Этот сподвижник Пророка (да будет доволен им Аллах), родом из знатной семьи, построил мечеть в Куфе. Тем самым, он обозначил свое постоянное местопребывание, известное под названием Дар уль-Имара (638 г.). Эта постройка была настолько изысканной и полной мелких деталей, что праведный халиф Умар (да будет доволен им Аллах) был даже недоволен и приказал сжечь ее. Она стояла на мраморных колоннах, ввезенных из Персии, и была окружена рвом.

Убранство первых мечетей

Исторические источники сообщают, что единственным предметом ритуального убранства мечетей того периода были минбары в форме ступеней лестницы (другие говорят, в виде стула), впервые введенные самим Пророком (мир ему и благословение), сидя на которых он мог быть виден и слышен всей аудитории верующих, присутствующих в мечети. Минбар упоминается в целом ряде хадисов, например, Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передает, что Пророк сказал: «Между моим домом и моим минбаром есть сад, который относится к садам Рая». Тем не менее, известный ученый Мартин Бриггс (1931 г.) считал, что минбар был придуман Амром ибн аль-Асом для мечети, которую он построил в Египте.

В другой книге Бриггса (1924 г.) говорится, что происхождение минбара связано со стулом судьи в древней Аравии. Перенос столицы из Куфы в Дамаск в 661 г. основателем династии Оммейядов Муавией (да будет доволен им Аллах) имело решающее значение для мечетей и их убранства. Он принес с собой переход от аскетического, строгого стиля в архитектуре к эпохе роскошных дворцов и создания архитектурных шедевров на все времена. Тут достаточно упомянуть «Купол скалы» - мечеть в Иерусалиме, построенную Абдель-Маликом в 691-692 гг.

В заключение следует сказать, что ключевым пунктом эпохи Халифата было появление и развитие Ислама, упор государства был сделан на защиту от врагов и экономические вопросы. Архитектурные устремления того периода были направлены на удовлетворение именно этих потребностей общества. Это повлияло и на архитектуру мечетей того периода . Мечети были центрами различных видов деятельности первых мусульман – в религиозной, социальной, военной и других сферах. мечетям эпохи раннего распространения Ислама относятся: мечеть Пророка (мир ему) в Медине (622 г.), мечеть Басры (635 г.) и мечеть Куфы (638), обе в Ираке, и мечеть Амра в Фустате (641 г.) в Египте.

Мечети – это не только культовые сооружения для совершения религиозных ритуалов, но и прекрасные самобытные памятники архитектуры. Привычный внешний вид большинства из них с круглыми куполами-гамбизами, арками и колоннами появился в результате их многовековой истории, претерпев ряд изменений. В мире сохранились первые мечети с плоскими крышами.

1. Минимум изображений, максимум декора

Внутреннее убранство мечетей лишено каких-либо божественных изображений, есть лишь строки из Корана. Но декоративные элементы поражают своим великолепием – таким способом община демонстрирует богатство и роскошь, величие правителей. Если поднять голову вверх, то предстанут удивительной красоты потолки. Их сложно описать словами, надо только увидеть.

Поскольку купол символизирует небесный свод над землей, то создатели мечетей стараются делать их неповторимыми, вкладывая в них свое мастерство и уважение к тем, кому поклоняются.

2. Соединение стилей

Османский стиль вобрал в себя архитектурное наследие византийской культуры, которое было творчески переработано и дополнено новыми приемами. В частности, стало привычным возводить купола над основным молельным залом. В ранних традициях они возвышались только над той частью, где располагался михраб и кибла (ниша и стена, обращенные в сторону мусульманской святыни Каабу в Мекке).

В давние времена строители и архитекторы проявляли чудеса изобретательности, чтобы можно было на основании четырехугольного здания возвести большую полусферу. Разработали несколько способов, которые успешно применялись. К тому же, надо было находить соответствующий материал для строительства. В зависимости от природных особенностей территории это могли быть камни или кирпичи, дерево с медным или свинцовым покрытием.

3. Совершенствование технологий

Дальнейшее объединение элементов разных культур привели к появлению новых архитектурных традиций. Например, поменялось количество куполов – к огромной полусфере, перекрывающей основной зал, стали дополнять по несколько маленьких с разных сторон. Совершенствовались строительные технологии, использовались более современные материалы.

До сих пор изысканный узор куполов и стен лишает дара речь, оставляя только короткий возглас на разных языках мира: «Ах, какая красота!».

Грандиозные мечети в мусульманских странах были и остаются местом поклонения последователей ислама и обязательным пунктом в туристических программах. Их купола видны издалека. Если будете там, не проходите мимо, не лишайте себя удовольствия насладиться гениальными творениями человеческих рук. И обратите внимание на потолки – вы получите эстетическое удовольствие, уверяем.

Внутри стены мечети украшены стеклом и драгоценными камнями.

Знаете где находится эта мечеть?


Мавзолей Шах-Черах (перс. شاه چراغ, англ. Shah Cheragh) - одна из достопримечательностей г. Шираз

Усыпальница братьев Ахмеда и Муххамеда, сыновей Мусы аль-Кадима. Также мавзолей используется как мечеть и является местом настоящего религиозного паломничества для мусульман-шиитов. Мавзолей расположен в городе Ширазе.


"Шах-Черах" переводится с персидского как "князь света". Мавзолей был построен в четырнадцатом веке и с самого дня своего основания превратился в святыню. Сейчас это самая известная и популярная достопримечательность Шираза, а кроме того - одно из красивейших зданий во всем городе. Шах-Черах официально признан важным историческим памятником и внесён в список культурного наследия Ирана.

Снаружи эта мечеть-мавзолей выглядит вполне обычно - привычный для Шираза архитектурный стиль сочетается с традиционной мозаикой, использованной для оформления стен. Однако интерьер мечети просто невообразимо красив! Внутренние стены богато украшены кусочками стекла, драгоценностями и серебряными пластинами, а купол полностью покрыт зеркалами и цветным стеклом, поэтому в народе за Шах-Черах прочно закрепилось название "Зеркальная мечеть".

Во внутреннем дворике мы чувствовали себя как минимум неуместно и немного растерялись. Но тут к нам подошел таксист, который решил не бросать нас в беде. Он показал нам, где лежат "прокатные" комплекты чадр. Мы сняли обувь, замотались в тряпки и вошли внутрь. И только и могли сказать: уау!

Красота была столь великолепна, что впечатливший нас тремя днями ранее тегеранский Green Palace нервно курил в углу. Сначала мы немного стеснялись, но потом начали фотографировать, ибо только полюбоваться и уйти было бы преступлением по отношению к тем, кто там не был.

Внутри царило полное умиротворение. Очень много людей просто сидели на полу и смотрели на красоту вокруг. Кто-то, конечно, молился или читал Коран. И никто нас оттуда не погнал. Наоборот. Подходили женщины и просили нас сфотографировать на свои фотоаппараты их маленьких детей. Бездетные просто говорили уже традиционную для нас фразу "Welcome to Iran!"