Стояние с иконой николая. Стояние Зои

Девушка из Куйбышева (ныне Самара) разозлилась на жениха и пустилась в пляс с иконой. После чего… застыла, как глыба льда, на месте и простояла так 128 дней. Рассказы об этом Божьем возмездии передаются из уст в уста уже сорок лет.

Четырнадцатого января 1956 года в день старого Нового года молоденькая работница завода Зоя решила устроить вечеринку. Молодежь разделилась на пары и принялась танцевать. А сама Зоя сидела в печальном одиночестве, дожидаясь жениха Николая. Тут взгляд ее упал на божницу, и она, с досады схватив икону святителя Николая Чудотворца, крикнула друзьям: «Раз мой Николай не пришел - возьму этого Николая».

На увещевания подруг не делать греха она ответила: «Если есть Бог, пусть он меня накажет». И стала отплясывать с иконой в руках. Вдруг в комнате раздался невообразимый шум, вихрь, засверкали молнии… Все в ужасе бросились вон. А когда опомнились - увидели застывшую посредине комнаты Зою - холодную, как мрамор, окаменевшую.

Видео: Стояние Зои — Окаменевшая девушка

Прибывшие медики пытались сделать ей укол от столбняка, но иглы не смогли проткнуть кожу - гнулись и ломались. Сама Зоя, однако, была жива: билось сердце, прощупывался пульс. Вернувшаяся мать Зои от увиденного потеряла сознание и едва не лишилась рассудка. Узнав о происшедшем, толпы людей стали собираться возле злополучного дома, так что власти выставили у дверей милицейский кордон.

Часто в рассказах о Зое фигурирует иеромонах Серафим из Глинской пустыни, который, приехав под Рождество, отслужил возле девушки молебен и освятил комнату. После чего смог взять из ее рук икону и предсказал день, когда ей даруется прощение.
Народная молва утверждает, что, простояв 128 дней, Зоя очнулась, мышцы ее размягчились, ее уложили в кровать. После чего она покаялась, призвала всех к покаянию и мирно отошла ко Господу.

ПАНИКА В ОБКОМЕ

Из стенограммы 13-й Куйбышевской областной конференции от 20 января 1956 года. На вопросы делегатов отвечает первый секретарь Куйбышевского обкома КПСС товарищ Ефремов:

«Записок по этому поводу пришло штук двадцать. Да, произошло такое чудо, позорное для нас, коммунистов, явление. Какая-то старушка шла и сказала: вот в этом доме танцевала молодежь, и одна охальница стала танцевать с иконой и окаменела. Начал собираться народ потому, что неумело поступили руководители милицейских органов. Видно, и еще кто-то приложил к этому руку. Тут же поставили милицейский пост. А где милиция, туда и глаза. Мало оказалось милиции… выставили конную милицию. А народ - раз так, все туда…

Некоторые додумались даже до того, что предложили послать туда попов для ликвидации этого позорного явления. Бюро обкома порекомендовало бюро горкома виновников строго наказать, а товарищу Страхову (редактор областной партийной газеты «Волжская коммуна». - Ред.) дать разъясняющий материал в газету в виде фельетона».

Скандалу в обкоме было от чего разразиться. Все случившееся настолько поразило жителей Куйбышева и области, что в церкви потянулись толпы народу. Для отправления обряда крещения у священников не хватало нательных крестиков…

Видео: Великое чудо – Стояние Зои в 1956 Самара

СОСЕДИ: НИКОЛАИ СТАЛ РЕЦИДИВИСТОМ

Как выяснилось, в доме на Чкаловской, 84 в 1956 году жили вовсе не Зоя с матерью, а жених ее Николай и мать его Клавдия Петровна Болонки-на. После тех событий, как рассказывают знакомые Клавдии Петровны, она стала замкнутой. Через несколько лет переехала в Жигулевск, где и скончалась 20 лет назад.

Юный Николай сильно запил и пошел по скользкой дорожке. Несколько раз сидел в тюрьме, однажды бежал, и на него в том самом доме милиция устраивала засаду. В конце концов Николая как неисправимого алкоголика и рецидивиста выслали в сельскую местность, где он вскоре и умер.

КГБ: ЭТО БЫЛ СЛУХ

С помощью пресс-центра областного управления ФСБ удалось найти очевидца тех событий из КГБ.

Рассказывает Михаил Егорович Баканов:

«В то время я был старшим уполномоченным КГБ. Начальство послало меня разобраться в тот самый дом на Чкаловской. Там я увидел хитрецов, которые за червонец обещали провести желающих в дом и показать окаменевшую деву. Да им никто и не препятствовал войти. Я сам проводил в дом несколько групп любопытствующих, которые подтверждали, что ничего не видели. Но люди не расходились. И продолжалось это безобразие неделю. Уже не помню, разговаривал я с самой Зоей или нет. Столько лет прошло».

Другой очевидец, работник самарской «Инспекции труда» Валерий Борисович Котляров, считает все это выдумкой «церковников»: «Я тогда был мальчишкой. Нас, пацанов, в дом не пускали. А взрослых милиция заводила по 10 человек. Выйдя, они говорили: «Там никого нет». Но народ не расходился… Видел, как проезжал по улице грузовик с трубами и при развороте грузом покалечил несколько человек. А богомольцы судачили: «Это Божья кара…»

ЦЕРКОВЬ: СВЯЩЕННИКА К ЗОЕ НЕ ПУСТИЛИ

Воспоминаниями делится староста Вознесенского собора Андрей Андреевич Савин:

«Был я в то время секретарем епархиального управления. Звонит нашему епископу Иерохиму уполномоченный по делам религии Алексеев и говорит: «Надо в храме с амвона объявить народу, что на Чкаловской ничего не произошло». В ответ епископ попросил пропустить в дом настоятеля Покровского собора, чтобы он убедился во всем сам. Уполномоченный сказал: «Я перезвоню через два часа». А позвонил только через два дня и сообщил, что в наших услугах не нуждается. Так что из священнослужителей туда никого не пустили. Разговоры о том, что Зою посетил иеромонах Серафим, - неправда…

А толпе показывали маленькую пустую комнату и говорили: «Вот видите, там никого нет». Люди просили показать большую комнату. «Да у них там вещи свалены, нечего смотреть», - уверяли представители власти. В эти дни в городских трамваях трудились бригады комсомольцев, которые убеждали людей в том, что они были в доме и никакой застывшей девушки не видели».

БОГОМОЛКИ: МИЛИЦИОНЕР ПОСЕДЕЛ ОТ СТРАХА

Многим верующим в Самаре известна пенсионерка А. И. Федотова.

«В те дни возле дома Зои я была дважды, - рассказывает Анна Ивановна, - приезжала издалека. Но дом был окружен милицией. И тогда я решила расспросить обо всем какого-нибудь милиционера из охраны. Вскоре один из них - совсем молоденький - вышел из калитки. Я пошла за ним, остановила его: «Скажите, правда, что Зоя стоит?» Он ответил: «Ты спрашиваешь в точности, как моя жена. Но я ничего не скажу, а лучше смотри сама…» Он снял с головы фуражку и показал совершенно седые волосы: «Видишь?! Это вернее слов… Ведь мы давали подписку, нам запрещено рассказывать об этом… Но если бы ты только знала, как страшно мне было смотреть на эту застывшую девушку!»

ВРАЧИ: «ИГЛЫ ЛОМАЛИСЬ»

Отыскался и человек, поведавший о самарском чуде нечто новое. Им оказался уважаемый в Самаре настоятель Софийской церкви священник Виталий Калашников:

«Анна Павловна Калашникова - тетка моей матери - в 1956 году работала в Куйбышеве врачом «Скорой помощи». В тот день утром она приехала к нам домой и сообщила: «Вы тут спите, а город уже давно на ногах!» И рассказала об окаменевшей девушке. А еще она призналась (хотя и давала подписку), что сейчас была в том доме по вызову. Видела застывшую Зою. Видела икону святителя Николая у нее в руках. Пыталась сделать несчастной укол, но иглы гнулись, ломались, и потому сделать укол не удалось.

Все были потрясены ее рассказом… Анна Павловна Калашникова проработала на «Скорой» врачом потом еще много лет. Умерла в 1996 году. Я успел пособоровать ее незадолго до смерти. Сейчас еще живы многие из тех, кому она в тот самый первый зимний день рассказала о случившемся».

РОДСТВЕННИКИ: «ЗОЯ ЖИВА?»

В 1989 году в газете «Волжский комсомолец» вышла статья журналиста Антона Жоголева под названием «Чудо о Зое». Вскоре к Антону пришел пожилой мужчина, утверждавший, что в конце 50-х годов работал в цехе зеркал, расположенном напротив дома на Чкаловской. И его товарищи по работе первыми прибежали на крики молодежи о помощи еще до милицейского наряда. По их рассказам - бледное, как свеча, лицо застывшей отроковицы казалось жутким…

А потом Жоголеву позвонила… родственница окаменевшей Зои и сообщила, что… Зоя до сих пор жива. Много лет пролежала в психушке. Потом ее забрали родственники в Кинель, где она и живет под их присмотром. Очень боится вспоминать те жуткие дни. Да и родня до нее никого не допускает - чтобы не волновать.

«Я тут же отправился в Кинель, - рассказывает Жоголев. - Но родственники встретили меня враждебно. Они подтвердили, что их подопечная в 1956 году попала в психушку, но всякую причастность к самарскому чуду отрицали и выставили меня за дверь.

Так я до сих пор и не знаю: та ли это Зоя и насколько правдива сама история…» - недоуменно заключил Антон Евгеньевич.

Что ж, многоточие в истории о самарском чуде поставим и мы. Ведь любое чудо зиждется скорее на вере, нежели на доказательствах.

Фильм: Стояние Зои

24 января 1956 года одно из местных изданий города Куйбышев (сегодня Самара) опубликовало статью под названием «Дикий случай». В ней партийным руководством было приведено достаточно доказательств, опровергающих ходившую по городу «страшилку» об окаменевшей Зое.

Красивая и страшная легенда

Есть две версии произошедшего:

  • Великое, религиозное чудо, повергшее девушку в каменное изваяние.
  • Выдумки хозяйки про чудо, ради привлечения внимания.

По легенде, на улице Чкалова, в доме 84, проживала простая девушка - Зоя Карнаухова. Прежде чем остолбенеть, героиня истории решила устроить у себя вечеринку в честь Нового года. Были приглашено несколько городских знакомых, в том числе и жених молодой особы по имени Николай. Гости уже собрались, но парень опаздывал.

Судьба распорядилась так, что встретить своего возлюбленного ей не удалось. Схватив икону Николая Чудотворца , Зоя принялась танцевать с ней в обнимку. Видимо, таким образом, она представляла своего суженного рядом. Образ принадлежал, по слухам, матери девушки, исповедовавшей православие. Собравшиеся подруги уговаривали развеселившуюся Карнаухову прекратить богохульство. Но разгорячённая особа продолжала пляску с иконой, весело приговаривая, что если Господь существует, он накажет её.

В этот самый миг за окном ударила молния, а Зоя оцепенела, превратившись в каменный постамент. Её тело было твёрдым, лишь где-то в глубине еле-еле билось сердце. Собравшиеся пытались помочь окаменевшей комсомолке, но не смогли даже подвинуть её. Прибывшие милиция и медики только разводили руками и не понимали, что могло случиться. Долгое время Зоя как будто замерла, не подавая явных признаков жизни. Говорили, что по ночам она что-то невнятно кричала, просила помолиться за всех грешных.

Время шло, дом был оцеплен милицией. Зеваки то и дело наведывались сюда, чтобы поглазеть на окаменевшую, застывшую Зою. К девушке долго никого не подпускали. Но на пороге появился местный церковнослужитель Тяпочкин Серафим. Он упросил пустить его к стоящей мученице. После молитв ему удалось забрать икону из рук Зои. Иеромонах уверил, что она придёт в себя на Пасху. Его словам суждено было исполниться. Простояв, как камень ровно 128 дней, девочка вдруг ожила. Закончилось все плохо. Прожила она после этого всего три дня.

Еще один рассказ о Зое

Более реальная, совсем не мистическая, но похожая версия рассказывает о том, что владелицей того злополучного дома была гражданка Клавдия Болонкина, проживающая с сыном. На новогоднее празднество она собрала гостей, в числе которых была и Зоя. Незадолго до этого девушка завела роман с молодым человеком Николаем, проходившим в городе практику. Как и гласит первый вариант, парень сильно опаздывал.

Неизвестно кто из гостей, может, и сама Карнаухова, схватила икону Николая Угодника и пустились в плясовую. Все это увидела в окно с улицы проходящая монахиня. Именно она и крикнула слова проклятья: «За грех обернёшься столбом соляным». Конечно, ничего не произошло, но Болонкина начала распускать слухи о застылой грешнице. Причины такого поведения женщины могут крыться в желании привлечь внимание к собственной персоне.

Разделение общественного мнения

Существовала ли каменная Зоя, правда или миф лежит в основе того, что с ней случилось, достоверно уже никто не расскажет. Но многие в области подтверждали факт окаменения девушки после греховного поведения . Настоятель храма Казанской Богоматери в селе Нероновка (недалеко от Куйбышева) рассказывал, что историю об этом феномене поведал ему родной отец.

По его версии, мистические события случились в 1956 году, в январе. Зоя Карнаухова была работницей трубной фабрики. Её мать, религиозная дама, не разрешала дочери устраивать весёлые вечеринки в рождественский пост. Но девушка ослушалась. Далее, вся история повторяет знакомый сценарий об окаменелой девушке.

Жители Куйбышева по-разному приняли новость о таком чуде. Занимавший тогда должность I секретаря местного КПСС товарищ Ефремов прямо заявил общественности, что чудо было, но только с той старушкой, которая проходила мимо и кинула проклятье. Не забыл он упомянуть и о позоре для коммунистической партии от этих событий.

Затем его речь стала более откровенной и жёсткой. Он утверждал, что не только Зоино стояние - это выдумки, но даже танцев никаких не было, а посты милиции давно сняты, так как нет в доме ничего интересного и требующего расследований. Живет там одна старуха и нет никого больше. Ефремов призвал всех не верить в вымысел и религиозные рассказы, которые можно поместить только в фельетон.

Интересно, что через несколько лет были проведены исследования в архивах Куйбышева. Упоминания о стоянии Зои, фотографии 1956 г . или биография монаха Серафима, найдены не были. Но в доме 84 по улице Чкалова действительно проживала некая Клавдия Болонкина. О ней ходили слухи, как о женщине, посвятившей свою жизнь церкви. Якобы именно эта особа объявила себя окаменевшей девой.

Воплощение истории на экране

О легенде долгое время не вспоминали, убрав в дальний ящик все свидетельства. Но в начале XXI века было решено впервые экранизировать эту историю. Загадочные, мистические события, произошедшие когда-то в Самарской области , снова привлекали к себе внимание:

  • 2000 год. Первый документальная лента «Стояние Зои». Её длительность была всего 20 минут.
  • 2009 год. Полнометражная художественная кинолента «Чудо» от Александра Прошкина.
  • 2015 год. Телевизионный фильм «Зоя» по одноимённой пьесе Александра Игнашева.
  • 2015 год. Вышла в свет повесть протоиерея Николая Агафонова об участи Зои - «Стояние».

Сейчас дома под номером 84 по улице Чкалова нет, он сгорел 12 мая 2014 года. Но странная и пугающая история об окаменевшей девушке с иконой Николая Чудотворца ходит среди православных христиан по сей день.

Стояние Зои





Кадр из фильма режиссёра Александра Прошкина «Чудо» (2009 г.)

Зимой 1956 года Самару (в то время - Куйбышев) взбудоражили слухи: в одном из домов по улице Чкаловской на вечеринке девушка танцевала с иконой, да так и окаменела. К дому потянулись толпы зевак, желающих увидеть «чудо».

С каждым днём возникали всё новые подробности. Икона в руках окаменевшей не абы какая, а Николая Угодника. И как только она пустилась с ней в пляс, грянул гром… Сдвинуть девушку нет никакой возможности - она приросла к полу. А когда пытались вырубить половицы, из них фонтаном пошла кровь… Врачи «скорой помощи» не могут сделать укол - иглы ломаются… Застывшая девушка вся будто наэлектризована и при прикосновении бьёт током так, что в доме уже всё загоралось и приезжали пожарные…

Сотни людей жаждали проникнуть в дом - увидеть чудо и попутно захватить с собой что-нибудь в качестве сувенира на память. Под любопытствующими уже трещали и ломались заборы. А уж когда вокруг квартала выставили конную милицию, самарцы удовлетворённо констатировали - чудо есть! Только этот факт «стояния Зои» . Иначе зачем такие предосторожности?

За 60 с лишним лет эта история выстроилась в стройное повествование, её герои даже приобрели имена.

Стояние Зои. Легенда

В современной интерпретации самарских событий, конечно, нет фонтана крови из половиц и пожарных машин. Каноническое описание «стояния Зои» отсеяло подробности, которые могут вызвать недоверие.

На Новый год, во время Рождественского поста, в доме Клавдии Болонкиной по адресу улица Чкаловская, 84 собралась молодежь. Среди празднующих была и Зоя Карнаухова, работница трубного завода. Начались танцы, только у Зои не было пары - её жених, некий Николай, на вечеринку так и не пришёл. Тогда девушка взяла икону Николая Чудотворца: «Раз нет моего Николая, то буду танцевать с этим!» Друзья отговаривали Зою, но она стояла на своём: «Если Бог есть, пусть он меня покарает!» И как только девушка начала танцевать, раздался гром, сверкнули молнии, а Зоя так и застыла с иконой в руках. Врачи не могли привести её в чувства - иглы шприцов ломались и гнулись, не могли сдвинуть с места или вынуть икону из её рук. Девушка словно окаменела, но сердце её билось - Зоя жила.

Перед праздником Благовещения в дом пришёл некий старец, которого почему-то пустили к Зое. Он подошёл к окаменевшей и ласково спросил: «Ну что, устала стоять?» И вынул икону из рук девушки. Зоя простояла ещё до Пасхи, всего 128 дней, а на праздник рухнула на пол.

По поводу дальнейшей судьбы «каменной Зои» рассказчики уже не столь единодушны. По одной версии, девушка умерла на третий день после Пасхи. По другой - попала в «психушку». По третьей - её увезли сотрудники КГБ в Москву. А ещё говорят, что она ушла в монастырь. В общем, каждый утверждает то, что ближе и понятнее ему.

«Стояние Зои». Факты

Стоит отметить, что никакого трубного завода в Самаре (Куйбышеве) никогда не существовало. Был трубочный завод - оборонное предприятие, выпускавшее дистанционные взрыватели (трубки) для снарядов. Но этот завод закрылся после революции. И к моменту событий на Чкаловской уже около 40 лет назывался заводом имени Масленникова. Приличный срок, чтобы горожане привыкли к новому названию, не так ли?

Кроме того, каноническая история упорно твердит, что события происходили во время празднования нового, 1956 года - в Рождественнский пост. Для православных праздник в пост - уже само по себе возмутительное событие. И тем нравоучительнее история. А по архивным документам всё произошло на «старый Новый год» - с 13 на 14 января.

Толпа на Чкаловскую хлынула одномоментно - неподалёку находился один из немногих действующих на тот момент храмов. Предприимчивые Болонкины сначала брали деньги за вход в дом. Но когда у них стали пропадать вещи, а настроение толпы накалилось, им пришлось вызвать милицию.

22 января в обкоме КПСС состоялся отчёт по вопросам деятельности религиозных культов, Сводился он к тому, что работа по культурному просвещению в городе ведётся не на должном уровне, раз произошёл такой вопиющий случай массового психоза. А 24 января в местной газете «Волжская коммуна» вышел фельетон «Дикий случай».

Уместно обратиться с упрёком в адрес городского управления милиции и областного управления МВД», - говорилось в фельетоне. - «Выставленные уже в первые дни на Чкаловской улице усиленные посты и конные наряды милиции отнюдь не способствовали восстановлению порядка, а, наоборот, вызывали кривотолки и повышенный интерес к сплетне.

«Волжская коммуна»

Оцепление быстро сняли. Ещё какое-то время любопытствующие приходили к дому, но постепенно поток паломников иссяк.

Дело № 2. «Информационный отчёт о состоянии религиозной деятельности общин и групп верующих всех исповеданий»

Есть в этой истории ещё несколько интересных моментов. Например, свидетельства, что в квартире Болонкиных снимал жильё некий священник, а незадолго до событий был выставлен из дома. Ещё очевидцы вспоминают, что утром народ сбегался к дому под колокольный звон, который звучал в рабочий день в Петропавловском храме, находящийся в пятистах метров от дома Болонкиных…

Всё, что мы знаем о мире — есть кем-то рассказанная история

После случая на Чкаловской жители города пошли в церкви. Крестились сами, крестили детей… И это - в послевоенном, промышленном, закрытом Куйбышеве, в стране победившего атеизма! Авторитет церкви возрос в разы. И, несмотря на явные несостыковки и пробелы в этой истории, люди продолжают верить в «чудо стояния Зои».

По-хорошему, все домыслы и слухи вокруг «чуда» даже сейчас можно развеять обычным журналистским расследованием. Выяснить, например, работала ли в то время на заводе имени Масленникова Зоя Карнаухова и откуда вообще взялось это имя и фамилия? Ведь до 1990-х годов в городской легенде имя девушки даже не упоминалось. Узнать, что за священник снимал жильё в доме на Чкаловской. Разобрать хронологию одного нелицеприятного скандала, случившегося незадолго до «стояния Зои» в церковно-приходской школе Петропавловского храма… Только зачем? Давно известно - чем сильнее борешься с мифом, тем больше людей будут в него верить.

Сейчас о «каменной девушке» пишут книги, сюжет включают в житийные иконы Николая Угодника. «Стоянию Зои» посвящают телешоу. А в 2009 году режиссер Александр Прошкин снял по мотивам самарской истории фильм «Чудо», который был удостоен специального приза Московского международного кинофестиваля.


Бывший дом Клавдии Болонкиной. Зима 2018 года

На улице Чкалова, рядом с домом 84, установлена скульптура Николая Чудотворца. А сам дом, в котором якобы произошло «стояние Зои», сгорел несколько лет назад. В Самаре идёт застройка старых кварталов…

В нашей обыденной реальности порой случаются чудеса, а некоторые из них становятся известными всему миру. Так, в прошлом веке большой резонанс получило событие, случившееся в Куйбышеве. В народе ему дали название «Зоино стояние». Попробуем теперь разобраться и ответить на волнующий многих вопрос: эта всего лишь красивая и одновременно страшная легенда, про которую вспоминают до сих пор, или же реальный факт, который имел место быть? Тема нашей статьи: "Каменная Зоя - правда или миф?"

Как все начиналось?

По историческим меркам это чудесное событие случилось не так давно. Дело было в середине прошлого века в Куйбышеве, ныне этот город называется Самарой.

В 1956 году январским днем в одном из домов, а именно по улице Чкаловской, дом № 84, произошло необъяснимое явление. Вокруг жилища собралась толпа зевак, желающих лицезреть сие знамение. Новость быстро разлеталась среди людей: девушка по каким-то причинам превратилась в подобие статуи. Словно изваяние она застыла посреди комнаты, но была жива. Все жаждали хоть краем глаза увидеть это, и для пресечения беспорядков в течение недели здесь дежурил отряд конной полиции.

Разногласий в этой истории с самого начала уже немало. Так, по одной версии, в доме жила простая семья: мать и ее дочь Зоя. В тот день вечером ее верующая родительница ушла в церковь, а дочь устроила вечеринку, на которую она ждала своего жениха по имени Николай. Когда мать вернулась домой, она увидела свою дочь в окаменевшем состоянии и потеряла сознание. Сперва ее увезли в больницу, а после того, как женщина пришла в себя, она вернулась домой и начала усердно молиться.

По другой версии, там жила Клавдия Болонкина и ее сын Николай. Именно он был парнем Зои и пригласил ее в гости. Она все ждала его в тот вечер, но он так и не приходил. Дальше рассказ шел по тому же сценарию.

Расследование журналистов

Несмотря на прошедшие десятилетия, разговоры об этом событии не утихают. В ходе проведенного журналистского расследования были сделаны выводы, что никакого чуда не было. Но что же случилось в то время на самом деле? Тот факт, что возле дома в те январские дни собиралась огромная толпа, привлеченная сюда стремительно разносящимися слухами, никем и не опровергался. Но имело ли тогда место настоящее чудо?

Причиной же этого столпотворения, по мнению специалистов, явился так называемый массовый психоз, подпитанный определенными социальными условиями, которые были тогда в стране. В тот период сменилась власть, культ Сталина уходил в прошлое, а сильные мира сего делали послабления в отношении церкви и верующих.

Об этом инциденте даже говорилось на партконференции, прошедшей в городе в конце января. Сохранилась стенограмма, в которой были высказывания секретаря обкома КПСС. В ней он опровергал реальность произошедшего.

Одна старушка сказала, что в доме том окаменела девушка, которая таким образом была наказана за богохульство. Слухи начали быстро распространяться. Кроме этого, органы милиции, приставленные тогда для соблюдения порядка, еще сильнее привлекали внимание народа, вызывая ажиотаж. Когда же правоохранительные органы оттуда ушли, вместе с ними и рассеялась толпа зевак, стремившихся посмотреть на «чудо». По словам очевидцев, в том доме жила только старуха, и ни о какой девушке и речи быть не может.

Исходя из проведенного расследования выходит, что это была выдумка той самой Болонкиной, которая и пустила ложную информацию. Пролить свет на достоверность фактов попытался документальный фильм «Каменная Зоя».

Опровергающая статья в газете

После этого события в одном издании был напечатан фельетон под названием «Дикий случай». Он обличал пропагандистских работников горкома, которые забыли о своих обязанностях по просвещению населения и внедрению научных знаний в умы людей. А о чудесах и религии в этой газете было написано как о пережитках прошлого.

Свидетели и слухи

Спустя три десятилетия начали появляться свидетели этой истории, но они не имели прямого отношения к произошедшему. Это были те, кто просто много слышал об этом от других людей, но конкретно своими глазами ничего не видел. Легенда, таким образом, начала обрастать все большими слухами и домыслами. По мнению некоторых, она уже не имела ничего общего с реальными событиями.

К вымыслам можно отнести те сведения, которые указывали на врачей скорой помощи, которые якобы приезжали к Зое, пытались с помощью уколов оживить ее и избавить от этого состояния. Также существует история о милиционерах, которые увидели застывшую девушку и вмиг от этого зрелища поседели. Говорили еще о некоем святом старце, который тогда приезжал в город и общался с окаменевшей отроковицей. В отношении этой информации нет никаких достоверных данных, и, по мнению некоторых, все они построены исключительно на сплетнях. Но так ли это на самом деле? При этом появилось не сразу, а спустя несколько десятилетий, позже девушке причислили фамилию Карнаухова.

Фильмы по мотивам легенды

В 2015 году сняли документальный фильм, показанный на канале ТВЦ, - «Линия защиты. Каменная Зоя». Также на основе этих событий в 2009 году режиссером Александром Прошкиным была снята картина «Чудо». Только действие этого фильма происходит в Гречанске - вымышленном городе. В этой картине были задействованы личности, которые на самом деле тогда не присутствовали там. Так, здесь фигурировал Никита Хрущев, который в те времена был руководителем страны.

В фильме «Чудо», снятом по сценарию Юрия Арабова, который проявлял интерес к православной тематике, снимались такие известные актеры, как Полина Кутепова и Сергей Маковецкий. Многие зрители, посмотревшие эту картину, воспринимают ее как документальную, но на самом деле в основе лежит только легенда, до сих пор не подтвержденная и обросшая множеством выдуманных обстоятельств.

Кроме этого, на НТВ был показан в 2011 году исторический детектив под названием «Дело темное. Каменная Зоя: правда или миф?»

Увековечивание истории

В 2010 году, по велению было принято решение об установлении памятного знака в честь легендарной Каменной Зои. Он находится на той самой известной улице. Скульптурное изображение Святителя Николая Чудотворца является своего рода напоминанием о давно минувшем событии, но при этом образ самой Зои здесь не присутствует. Однако ее имя упомянуто на табличке, которая есть на этом памятнике. В храме, расположенном на окраине Самары, люди молятся о чуде перед иконой Святого Николая Чудотворца. По краям расположены миниатюры, запечатлевшие кадры, связанные с тем давним событием.

Об этом упоминалось в фильме «Линия защиты. Каменная Зоя». В те времена люди нуждались в чуде, ибо старый порядок рухнул, а на смену ему должно было придти что-то новое. Религия начинала возрождаться, стало необходимым подтверждением ее силы. Случившееся поразило многих людей, и они стали стремительно обращаться к вере. В то время даже крестов не хватало для просящих.

О чем гласит эта легенда

Некая девушка по имени Зоя, она же работница трубного завода, гуляла со своими друзьями дома. Они танцевали и веселились. Хотя в Рождественский пост этого делать было не положено. Против этой затеи была и мать нашей героини. У девушки был жених Николай, но он по какой-то причине задерживался, а она все продолжала ждать его. Не выдержав, в порыве злости Зоя схватила икону Николая Чудотворца и начала вместе с ней кружиться в танце. Девушка произнесла следующие слова: «Если нет моего Николая, я тогда потанцую со святым Николаем». Тогда присутствовавшие на вечеринке подруги начали уговаривать ее, чтобы она так не делала, ведь Но в ответ им она лишь только сказала: «Если Бог есть, пусть он меня накажет!»

После этого случилось нечто необъяснимое. В комнате поднялся вихрь, засверкала молния, поднялся страшный шум, и … Зоя в тот же миг застыла, словно статуя. Она была вся ледяная и прижимала к груди икону. Ее ноги словно срослись с полом, и девушку невозможно было сдвинуть с места. Несмотря на отсутствие внешних признаков жизни, ее сердце билось. С тех пор не ела и не пила, но продолжала жить Каменная Зоя.

Фильм об этом событии неоднократно был поставлен режиссерами, однако эти картины так и не дали точного объяснения. В них рассказывается, как дежурившие на посту люди слышали, как девушка по ночам кричала: «Мама, молись! В грехах погибаем!» Весть об этом разнеслась по всему городу, и явление получило название «Зоино стояние». Приглашали священников для того, чтобы они читали молитвы. Но святые мужи не могли взять икону из рук Зои. В праздник Рождества в дом пришел отец Серафим и произнес такие слова: «Нужно ждать знамения в Великий день».

Существует даже предание, что к Зое являлся сам Николай Чудотворец. В день Благовещения пришел некий старец, уже в третий раз пытавшийся попасть в дом. Дежурные лишь услышали, что старик тот спрашивал у Зои, не устала ли она так стоять. Затем его и след простыл, он незаметно исчез. Тогда и пошли слухи, что сам святой был тогда в той комнате.

Так девушка простояла 128 дней, до самой Пасхи. В канун праздника она вновь стала взывать к тому, чтобы люди молились, ибо весь мир гибнет в грехах. С этого времени Зоя начала оживать и продолжала всех просить молиться о мире. После того как она очнулась, ей стали задавать вопросы и спрашивать, как она выжила на протяжении стольких дней. Ведь она не могла ни пить, ни есть в то время, когда находилась в окаменевшем состоянии. На это она отвечала, что ее кормили голуби. Ночные охранники были в ужасе, когда Зоя кричала о том, чтобы все молились, так как земля горит, и весь мир гибнет в грехах. Как говорит предание, на третий день Пасхи девушка умерла, прощенная Господом.

Есть версия, что после того, как Зоя ожила, ее забрали в больницу, где она и пробыла до конца дней. Имеет место быть и предположение о том, что она жила потом в монастыре. По прошествии времени до сих пор живет в памяти народа Каменная Зоя. Самара теперь ассоциируется у многих с тем давним событием и образом Святого Николая Чудотворца.

Показания очевидцев

После этого события тому самому священнику Серафиму задавали вопросы о его встрече с тем явлением. На них он отвечал уклончиво, но все же стало понятно, что именно он тогда смог взять икону у девушки, коей и была каменная Зоя в Самаре.

Но есть еще и показания свидетеля - пенсионерки Анны Федотовны. Она, как и многие тогда, хотела увидеть чудо своими глазами, но милиция, охранявшая дом, не пропускала никого. Тогда старушка решилась спросить у одного парнишки, так ли все на самом деле, как говорят. Но он ответил уклончиво, сказав, что им не велено сообщать ничего. Красноречивее слов были его седые волосы, которые он продемонстрировал женщине.

Была еще свидетельница, которая работала на «скорой помощи». Тогда она прибыла в дом, чтобы помочь девушке. Попытавшись сделать ей укол, она поняла, что это все бесполезно, ибо иголки гнулись и ломались о затвердевшую кожу. Эту женщину звали Анной Павловной Калашниковой, и она была родственницей священника Виталия Калашникова, который и поведал с ее слов об этой истории. Она, как и многие тогда очевидцы, дала расписку о неразглашении. Несмотря на это, женщина поведала о чуде многим людям.

Однажды из Куйбышева приехала верующая в тот храм, где служил Серафим. Она его увидела и тотчас же узнала в нем священника, который присутствовал при том событии. В большинстве случаев на вопросы о «Зоином стоянии» он отвечал уклончиво и не давал прямых ответов. Из повествования Александры Ивановны следует, что она встречалась с батюшкой Серафимом и спрашивала о местонахождении той иконы, которая тогда была в руках девушки. На это он лишь строго посмотрел на нее и промолчал. Но есть сведения, что икона находится в Ракитненском храме. Об этом говорила матушка Екатерина Лучина, но тогда это хранилось в секрете, ибо все опасались повторного ареста Серафима.

Дядя Светланы Чекулаевой был тогда участником застолья. Он и поведал своим близким о произошедшем, и с тех пор эта история стала их семейной легендой. Как рассказывает его племянница, он видел, что девушка застыла, перестала говорить и стояла, обняв икону. Дядя ее, как и те, кто с ним тогда был на той вечеринке, были осуждены на разные сроки. Эти факты были приведены в документальном фильме "Каменная Зоя" (ТВЦ).

Арест главного свидетеля

На отца Димитрия (Серафима) тогда сфабриковали дело, а власти приказали не разглашать о чуде всем, кто видел его. Священнику назначили несколько лет лишения свободы. После отбытия срока его направили служить в отдаленное село. В Покровском монастыре спустя долгие годы архимандрит Серафим поведал о том, что после того, как он взял икону, его арестовали на несколько лет, но Господь его вывел через 40 дней.

Таким образом, в Самаре теперь увековечены давно минувшие события, в которых фигурировал батюшка Серафим и та самая каменная Зоя. Фото памятника в Самаре наглядно нам демонстрирует это.

Научная версия

С этой точки зрения подобное окаменение объясняют Именно при нем наблюдается такое состояние, когда человек не может двигаться, разговаривать и совершать какие-либо движения. Было подтверждение одного ученого, который не опровергал приключившееся с девушкой, но объяснял это столбняком. Однако при этой болезни симптомы не могут быть выражены так сильно. Больного можно переносить с места на место, в этом же случае этого сделать было невозможно.

Заключение

Как и у этой, так и у каждой нашумевшей истории зачастую имеется много версий и разногласий. Особенно это касается чудес, о которых становится известно всему миру. В этом случае, как правило, рождается версия, которая всячески подтверждает случившееся явление, и есть в противовес ей объяснение скептиков, рассматривающих инцидент с научной точки зрения, а то и вовсе опровергающих его.

С одной стороны, было выдвинуто множество опровержений относительно правдоподобности истории. При этом есть свидетели, которые якобы указывают, что были в то время в доме на Чкаловской и ничего не видели. Но, с другой стороны, зачем властям в то время нужно было организовывать оцепление и заколачивать окна? Зачем они арестовали архимандрита Серафима, как это сделали и с другими свидетелями чуда? Да, можно это объяснить тем, что они таким образом боролись с религией и провокациями, но, может, за этим и кроется факт чудесного события, имевшего место быть на самом деле.

Как бы то ни было, стояние каменной Зои, будь оно скомпрометированным или же настоящим чудом, в свое время обратило в веру многих людей, придало сил и надежды в то непростое время. Именно в тот период народ особо остро нуждался в чуде, и оно, так или иначе, случилось.

Легенда об окаменевшей девушке, застывшей в начале 1956 года на несколько месяцев с иконой в руках, до сих про широко известна в кругах верующих. Однако мало кто знает, насколько "удачно" эта история затмила нашумевшее в Самаре дело о мужеложстве священника.

Содом и Гоморра в Куйбышеве: трансформация православной легенды

Холодным зимним утром января 1956 года, когда Клавдия Ивановна Болонкина убирала снег у своего дома на Чкаловской улице, в Куйбышеве, к ней обратилась пожилая женщина: «Это какая улица? А дом? А кто хозяйка пятой квартиры?» Когда выяснилось, что в квартире проживает сама Клавдия Ивановна, старуха начала ее торопить: «Ну, тогда, дочка, пойдем скорее, покажи ее, несчастненькую... Ах, какой грех!.. Ах, какое наказание!» Из слов старухи Клавдия Ивановна поняла, что в ее квартире якобы находится окаменевшая молодая женщина. Как выяснилось, старухе рассказали историю о некоей девушке, которой на вечеринке не досталось партнера для танца. Рассердившись, она сняла со стены икону святого Николая и стала кружиться с ней в такт музыке. Вдруг сверкнула молния, грянул гром, и девушку окутал дым. Когда он рассеялся, все увидели, что богохульница застыла с иконой в руках. (...)

От кризиса к легенде

Слухи об «окаменевшей девушке» не только отражали изменение в настроениях верующих после смерти Сталина. Они странным образом вписываются в ситуацию локального церковного кризиса, который вспыхнул в ряде городов за несколько недель до описываемых событий. До Московской патриархии из Куйбышевской епархии доходили не только слухи о чуде на Чкаловской улице: в феврале 1956 года патриарх и члены Священного синода ознакомились с письмом куйбышевского священника, в котором рассказывалось о сексуальных домогательствах одного иеромонаха в отношении кандидата в духовную семинарию, а также о попытках куйбышевского епископа замять это дело.

При этом бросаются в глаза три вещи. Во-первых, хотя эти события, на первый взгляд, и не связаны с историей на Чкаловской улице, удивляет временнóе совпадение: мать пострадавшего семинариста сразу обнародовала случившееся - в начале декабря 1956 года, за несколько недель до волны слухов и столпотворения на Чкаловской улице. Во-вторых, в центре обеих историй находятся молодые, но уже довольно взрослые по тогдашним меркам люди: в истории с «окаменевшей» - фабричная работница лет восемнадцати, во второй истории - семнадцатилетний юноша, который, однако, в отличие от «Зои», исправно посещал церковь и помышлял об обучении в духовной семинарии. Чтобы подготовиться к учебе в семинарии он обратился к иеромонаху, настоятелю своего прихода, который и стал его домогаться. В-третьих, мать жертвы позаботилась о том, чтобы и факт домогательства, и попытки иеромонаха Серафима (Полоза) купить молчание потерпевшего стали достоянием общественности. Мать не только обращалась с жалобами к другим священникам, но, судя по всему, и в милицию, так как уже в декабре 1955 года против Полоза было возбуждено уголовное дело, по которому дали показания священники ряда куйбышевских приходов. В околоцерковных кругах и среди прихожан активно обсуждалось поведение епископа, который повысил обвиняемого в церковной должности, а священников, давших показания, уволил или перевел на другое место.

В результате давление на епископа Иеронима (Захарова) усилилось, и он был вынужден покинуть епархию в конце мая 1956 года. Иеромонах Серафим (Полоз) был приговорен за «насильственное [...] мужеложство» (статья 154а УК РСФСР). В позднем СССР преследования за настоящий или выдуманный гомосексуализм были эффективным методом расправы с неугодными. Однако в случае Серафима (Полоза), который ранее примыкал к лояльному внутрицерковному течению «обновленцев», нет никаких оснований полагать, что это было именно так. Поскольку показания матери и других священников звучат вполне убедительно, а обвинения были восприняты всерьез и в церковных структурах, можно предположить, что сексуальные домогательства действительно имели место. Епископ Иероним откровенно говорил с уполномоченным по РПЦ о том, в чем его обвинили в Московской патриархии в мае 1956 года:

«Из-за иеромонаха Полоза мне приходится иметь большие неприятности. Как только я пришел в патриархию на синод, на меня сразу набросились: “Что вы наделали, уволили Сагайдаковского, изобличившего Полоза в преступлениях, увольняете других и не приняли своевременно мер по отношению к Полозу, довели дело до суда”».

Вся эта история выставляет «чудесный» рассказ о «Зое» в несколько ином свете. В легенде о «стоянии» можно легко обнаружить следы скандала с гомосексуальным домогательством: в обеих историях речь идет о святотатстве и (сексуально коннотированном) грехе, хотя и с характерным перевертыванием действующих лиц. В то время как молодой человек стал жертвой домогательств священника, в истории с «Зоей» молодая женщина играет роль грешницы, которая как бы домогалась (посредством иконы) святого. Традиционные представления о женщине как искусительнице и чистоте священника таким образом восстанавливаются. Путем превращения грешного иеромонаха в кощунствующую «деву» грех экстернализировался дважды: во-первых, как грех, совершенный женщиной, которая, во-вторых, не могла принадлежать к духовенству. Божья кара над грешницей восстанавливала справедливость на уровне легенды. В легенде, таким образом, присутствуют и антиклерикальные мотивы, так как «Зою» наказывает не церковь, а непосредственно божественная сила. Праведный, «невинный» молодой человек в легенде сливается с образом святого Николая, таким образом развеивается и связанная с гомосексуализмом тень, а скандал, связанный с домогательством, сублимируется в осквернение иконы. В этом виде случившуюся историю можно было рассказывать в воцерковленной среде. В таком контексте в легенде об «окаменевшей» можно отыскать еще один сюжетный пласт.

Сюжет о Содоме и Гоморре, с которым прихожане (возможно) сравнивали свою епархию в те месяцы, включает в себя и историю жены Лота (Быт. 19:26), которая, несмотря на запрет, оглянувшись на картину истребляемых гнезд разврата, была обращена в соляной столб, - подобно застывшей «Зое». Таким образом, «легенда о Зое» транслировала на поверхность социума нарратив непоколебимого христианского канона, требуя от верующих теснее сплотиться вокруг церкви. Но на уровне «скрытого смысла» (hidden transcripts ) в легенде остаются элементы истории о домогательстве и потрясенной скандалом епархии. Если прочесть эти скрытые уровни легенды, то история окаменевшей девушки предстает троекратным чудом. На одном уровне легенда передает весть о чудесном вмешательстве бога и его присутствии: несмотря на неспокойные для верующих времена, кощунство все же наказывается, а партийные функционеры лишь демонстрируют свою беспомощность. На следующем уровне возникновение этой истории есть истинное чудо и для дискредитированного местного православного клира, так как церкви Куйбышева не опустели после скандала с домогательством, как этого можно было бы ожидать. Распространение слухов об окаменевшей девушке, напротив, привело к росту числа людей, приходящих в храмы. Третье чудо следует искать в самом нарративе легенды, развитие которой получило в годы кризисных постсоветских 1990-х годов очередной толчок.

Воскресение «Зои», или Кому принадлежит вся слава избавителя

Один вопрос так и остался открытым: что потом произошло с «Зоей»? Различные варианты, имеющие хождение с 1991 года (в том числе и в бесчисленных Интернет-публикациях), можно интерпретировать не только как результат усилий согласовать относительно правдоподобные версии произошедшего (или как процесс согласования в поисках правдоподобного толкования), но и как попытку приспособить «чудо» к местной религиозной идентичности. Центральную роль здесь играл (и продолжает играть) журналист Антон Жоголев, пишущий с 1991 года для региональной православной газеты «Благовест». В начале 1992 года он опубликовал подробное описание «стояния Зои Самарской» - статья содержала много выдержек из архивных материалов (впрочем, без ссылок) и воспоминаний свидетелей. Последовавшая вскоре перепечатка материала в сборнике «Православные чудеса. Век ХХ»помогла дальнейшему распространению легенды за пределы региона. За девушкой окончательно закрепилось имя «Зоя», устоялись и некоторые элементы сюжета (новогодняя вечеринка, разочарование «Зои», тем, что ее жених «Николай» не пришел); однако отдельные вопросы о подробностях спасения «Зои» в статье остались открытыми. В тексте 1992 года Жоголев делает несколько предположений о том, кто являлся избавителем девушки: он упоминает горячие молитвы ее матери, письмо патриарху Алексию с просьбой молиться за «Зою», наконец, молитву некоего иеромонаха Серафима, которому якобы удалось вынуть икону Николая Чудотворца из «Зоиных» рук. Приводятся и другие версии. На Благовещение в доме Зои появился некий неизвестный старец, который исчез чудесным образом - и был опознан Зоей как сам святой Николай. Только к Пасхе, но уже без всякого постороннего вмешательства «Зоя» ожила, однако через три дня после Светлого Воскресения «Господь забрал ее к себе».

Почти десять лет спустя Жоголев представил новую версию избавления «Зои», где в центр повествования был помещен иеромонах Серафим, которого автор идентифицировал как Серафима (Полоза). Якобы «имя отца Серафима (Полоза) стало известно верующим по всей стране», и «Москва» решила применить к нему проверенный метод привлечения к уголовной ответственности за гомосексуализм. На самом деле оппозиционеров под этим предлогом стали преследовать только в 1970-е годы, на что намекает сам Жоголев. По словам Жоголева, по истечении срока наказания патриарх Алексий (Симанский) назначил иеромонаха (несмотря на всю «клевету») в единственный тогда в республике Коми приход. До своей смерти в 1987 году Полоз поведал о своем участии в куйбышевских событиях только двум лицам, которые в свою очередь не захотели напрямую подтвердить этот факт. Сам Жоголев признался, что один многолетний сотрудник Самарской епархии до сих пор убежден в правомочности обвинений против Полоза. Однако приговор был вынесен советским - то есть враждебным церкви - судом.

«Доброе имя отца Серафима (Полоза) восстановлено. Состряпанная атеистами провокация, направленная против великого самарского чуда, рухнула под напором неопровержимых свидетельств».

Однако Жоголев был не единственным, кто попытался связать чудесное избавление «Зои» с куйбышевскими священниками и таким образом повысить авторитет и престиж местной епархии. Далеко от Самары был еще один претендент на славу спасителя «Зои» - умерший в 1982 году старец Серафим (Тяпочкин), особо почитаемый в Белгородской и Курской епархии. В первом тираже биографии старца содержатся воспоминания «духовных детей», которые утверждают, что Серафим сам намекал, что это он смог вынуть икону из рук «Зои». Новое, исправленное издание 2006 года в специальной главе «Отец Серафим и Зоя из Куйбышева» разъясняет однако, что в 1956 году Тяпочкин не жил в Куйбышеве и сам открыто отрицал свое участие в избавлении «Зои». Тем не менее, впоследствии оба варианта получили распространение и на страницах других изданий. К версии Жоголева о Серафиме (Полозе) как истинном избавителе присоединился крупнейший еженедельник страны «Аргументы и факты»:

Говорят, он был настолько светел душой идобр, что даже обладал даром предсказания. Они смог забрать икону иззастывших рук Зои, после чего предрек, что ее“стояние” закончится вдень Пасхи. Так оно и вышло.

Новый вариант ответа на вопрос об избавителе «Зои» предложил режиссер Александр Прошкин в вышедшем на экран в 2009 году фильме «Чудо».Прошкин придерживается версии о чистом, еще «невинном» иноке, который избавил Зою от остолбенения. Комичным образом согласно кинематографической версии в спасение «Зои» включается и случайно оказавшийся в Куйбышеве Никита Хрущев, который, выступая в роле доброго царя, заботится обо всех нуждах своих подданных и инициирует поиск девственного юноши (коим оказывается сын преследуемого властями священника). Тот, подобно сказочному принцу, пробуждает спящую красавицу Зою. С этого момента фильм, который до того вполне серьезно повествовал о чуде как о документальном факте, превращается в пародию.

фильм "Чудо", собравшего в России (по версии портала КиноПоиск) $50 656:

Другой источник ]]> http://www.pravmir.ru/kamennaya-zoya/ ]]> сообщает о возникновении легеды следующее:

На улице Чкалова за полвека мало что изменилось. В центре Самары сегодня царит даже не ХХ, а XIX век: вода в колонке, отопление печное, удобства на улице, почти все постройки в аварийном состоянии. О событиях 1956 года напоминает лишь сам дом № 84, а также отсутствие поблизости автобусной остановки. «Как ликвидировали во времена “Зоиной смуты”, так и не восстановили», — вспоминает жительница соседнего дома Любовь Борисовна Кабаева.

— Сейчас хоть пореже стали приезжать, а года два назад все как с цепи сорвались. На дню раз по десять паломники приходили. И все спрашивают одно и то же, а я одно и то же отвечаю — язык отсох.

— А что отвечаете-то?

— А что тут ответишь? Ерунда все это! Я сама в те годы еще девчонкой была, а мать покойная все хорошо помнила и мне рассказала. В доме этом когда-то жил не то монах, не то священник. А когда в 30−е годы начались гонения, он не выдержал и отрекся от веры. Куда делся, неизвестно, а только дом продал и уехал. Но по старой памяти сюда часто заходили религиозные люди, спрашивали, где он, куда делся. А в тот самый день, когда Зоя якобы окаменела, в доме у Болонкиных действительно гуляла молодежь. И как на грех в тот же вечер какая-то очередная монахиня приехала. Она заглянула в окно и увидела, как одна девица танцует с иконой. И пошла по улицам причитать: «Ах ты, охальница! Ах, богохульница! Ах, сердце твое каменное! Да Бог тебя покарает. Да ты вся окаменеешь. Да ты уже окаменела!» Кто-то услышал, подхватил, потом еще кто-то, еще, и пошло-поехало. На следующий день к Болонкиным попер народ — где, мол, баба каменная, давай показывай. Когда люди ее вконец достали, она вызвала милицию. Те выставили оцепление. Ну, а народ у нас как обычно думает? Раз не пускают, значит, точно что-то скрывают. Вот и все «Зоино стояние».
]]>