Расширение деятельности нетрадиционных конфессий и религий. Проблема поддержания межрелигиозного мира

05.12.2023 Зодиак
  • 3. Психология религии о природе религиозного феномена (у. Джеме, 3. Фрейд, к. Г. Юнг)
  • Тема 2. Структура современных религий
  • 1. Особенности религиозной веры. Религиозное сознание: соотношение рациональной и эмоционально-волевой сторон
  • 2. Религиозный культ: содержание и функции
  • 3. Религиозные организации. Типы религиозных организаций
  • Тема 3. Функции и роль религии в обществе
  • 1. Религия как социальный стабилизатор: мировоззренческая, легитимизирующая, интегрирующая и регулирующая функции религии
  • 2. Религия как фактор социальных изменений
  • 3. Социальная роль религии. Гуманистическая и авторитарная тенденции в религиях
  • Тема 4. Происхождение и ранние формы религии
  • 1. Богословско-теологический и научный подходы к вопросу генезиса религии
  • 2. Родоплеменные религии: тотемизм, табу, магия, фетишизм и анимизм
  • Тема 5. Национальные религии
  • 1 .Понятие национально-государственной религии. Религии Древнего Египта и Месопотамии
  • 2. Индуизм - ведущая религия Древней Индии
  • 3. Религии Древнего Китая: культ Шан-ди, культ Неба, даосизм и конфуцианство
  • 4. Религии Древней Греции и Древнего Рима
  • 5. Иудаизм - религия еврейского народа
  • Тема 6. Буддизм
  • 1. Возникновение буддизма. Буддийское вероучение и культ
  • 2. Особенности региональных форм буддизма: чанъ-буддизм и ламаизм
  • Тема 7 Возникновение и эволюция христианства
  • 2. Христианство и иудаизм. Основное содержание новозаветной проповеди
  • 3. Социокультурные предпосылки возникновения христианства
  • 4. Церковь как божественное установление и социальная организация
  • Тема 8 Русская православная церковь: история и современность
  • 1. Православие как разновидность христианства. Православное вероучение и культ.
  • 2. Русская православная церковь: история становления и взаимоотношения с государством.
  • 3. Организация и управление современной Русской православной церкви.
  • 4. Церковные расколы: православные организации «за оградой» Русской православной церкви.
  • Тема 9. Современная Римско-католическая церковь
  • 1. Особенности вероучения и культа католицизма
  • 2. Организация управления Римско-католической церковью
  • 3. Основные направления деятельности и социального учения современной Римско-католической церкви
  • Тема 10. Протестантизм
  • 1. Возникновение протестантизма в ходе Реформации
  • 2. Общее в вероучении и культе протестантских вероисповеданий
  • 3. Основные направления протестантизма.
  • Тема 11. Ислам
  • 1. История возникновения ислама
  • 2. Особенности вероучения и культа ислама
  • 3. Основные направления в исламе. Ислам как основа религиозной и социокультурной общности народов
  • Тема 12. Нетрадиционные религии
  • 1. Понятие, характерные особенности и разновидности нетрадиционных религий
  • 2. Неохристианские объединения: «Церковь объединения» Муна и «Церковь Единой веры» Виссариона
  • 3. Вероучение, культ и организация Международного Общества Сознания Кришны
  • Тема 13. Секуляризация и свободомыслие в западноевропейской культуре
  • 1. Сакрализация и секуляризация как социально-исторические явления. Основные этапы процесса секуляризации
  • 2. Последствия секуляризации в современном обществе. Свободомыслие и его формы
  • Тема 14. Свобода совести. Российское законодательство о религиозных организациях
  • 1 История формирования представлений о свободе совести
  • 2. Законодательное обеспечение свободы совести в современной России
  • Тема 15. Диалог и сотрудничество верующих и неверующих - основа формирования светского характера Российского государства
  • 1. Понятие «диалог», субъекты и цели диалога по религиозному вопросу
  • 2. Гуманизм как ценностная основа диалога верующих и неверующих
  • Тема 12. Нетрадиционные религии

    1. Понятие, характерные особенности и разновидности нетрадиционных религий

    2. Неохристианские объединения: «Церковь объединения» Муна и «Церковь Единой веры» Виссариона

    3. Вероучение, культ и организация Международного Общества Сознания Кришны

    1. Понятие, характерные особенности и разновидности нетрадиционных религий

    Мировые религии, наряду с национально-государственными, охва­тывают своим влиянием большинство верующего населения земного шара. Однако процесс формирования религиозных систем продол­жается и в наше время. Религиоведами установлена определенная взаимосвязь между характером той или иной эпохи и зарождающи­мися в данную эпоху религиями. Каждая эпоха в соответствии со своими специфическими особенностями порождает и свои разновид­ности религии. На этой идее базируется классификация религий, созданная крупнейшим американским социологом Р. Белла (см. Таблицу 1). По мнению Р. Белла в XX в. начинается новый этап в эволюции религии. Этот этап характеризуется ослаблением влия­ния и авторитета традиционных форм религии и появлением значи­тельного числа новых религиозных движений, организаций, куль­тов, которые в нашей отечественной литературе часто называются нетрадиционными религиями.

    Следует отметить некоторую расплывчатость данного терми­на, поскольку все эти так называемые «нетрадиционные религии» обладают характерными признаками традиционных религий. Их не­традиционность проявляется не в какой-то специфике, экстрава­гантности, а в том, что они возникли сравнительно недавно, в новей­шее время и в этом смысле не являются религиозными вероиспове­даниями, привычными для нас, имеющими давнюю традицию в европейской или североамериканской культуре Исследователь этой проблемы Л. Н. Митрохин предложил назвать возникшие в на­шем веке религиозные вероисповедания религиями «Нового века». Иногда их называют «внеконфессиональные неканонические веро­вания», «альтернативные культы», «молодежные религии». Рассмо­трим же их характерные особенности и разновидности.

    Нетрадиционные религии формируются как разновидность харизматических культов. Обобщенную характеристику основных особенностей новых религиозных вероисповеданий дает Л. Н. Мит­рохин в своей работе «Религиозные культы в США», М., 1984.

    1. Во главе стоит харизматический лидер, уверяющий, что он обладает новым уникальным «откровением» относительно Бога и ре­альности. 2. Лидер создает особую «семью» или коммуну, в которой его называют «отцом». 3. Лидер устанавливает обязательные для всех абсолютные правила поведения, но вовсе не обязательно следу­ет им сам. 4. Группа придерживается катастрофическо-апокалиптического взгляда на мир. Члены организации часто отказываются от всего имущества, меняют место жительства. 5. Используется опре­деленная техника контроля за поведением обращенных, обычно предполагающая изоляцию от внешнего мира. 6. Культ в этих новых организациях предпочтительно коллективный, используется «тех­ника» психологического манипулирования, психотерапия, особое внимание уделяется новообращенным, их адаптированию к группе.

    Исследователи нетрадиционных религий выделяют следующие их разновидности:

    1. Неохристианские объединения - «Цер­ковь объединения», «Дети Бога», «Церковь тела Христа» и др. Для этих вероисповеданий характерно стремление объединить христи­анское вероучение с элементами восточных религий, наукообразная фразеология в изложении вероучения, ярко выраженные мотивы скорого конца света и мессианизм, наделение руководителя стату­сом посланника Бога, «живого Бога», сообщающего людям новое от­кровение и высшие нравственные предписания.

    2. Саентологические (от англ. science - наука) или наукообразные направления. Классический представитель - «Церковь саентологии» Р. Л. Хаббарда. В этих направлениях получают мистическую трактовку раз­личные неисследованные явления природы и психики человека.

    3. Неоориенталистские культы: «Общество Сознания Кришны», «Тихоокеанский узел - буддийский центр», «Миссия Божественно­го света», «Маха рай Джи» и др. Общей чертой всех этих неоориенталистских (восточных) культов является агрессивная антиинтеллектуалистская направленность, а также способы психофизического воздействия на человека. Они называются неориенталистскими по­тому, что заимствованы с Востока: это западные издания индуист­ских и буддийских учений.

    4. Сатанинские группы - «церковь Сата­ны» - провозглашают себя сознательными носителями зла и анти­подом христианства.

    Деление нетрадиционных религий на эти четыре группы не­сколько условно, так как в содержательной части вероучений и культовой деятельности между ними нет жестких границ. Неохрис­тианские вероисповедания используют многие элементы восточных учений и культовой практики, при обосновании вероучения широко используется наукообразная фразеология. В свою очередь, ориенталистские культы пытаются найти опору в христианском сознании, использовать знакомые для европейцев и американцев христиан­ские образы и понятия.

    Нетрадиционными называют такие религии, которые возникли сравнительно недавно – в XX веке, и в этом смысле не являются религиозными верованиями, привычными для нас, имеющими давнюю традицию в мировой культуре. Феномен нетрадиционных религий ещё недостаточно изучен. С одной стороны, нетрадиционные религии рассматриваются как антигуманные, антиобщественные, враждебные, вредные и чуждые интересам человека. С другой стороны, представители нетрадиционных культов воспринимают свою религию как единственный путь спасения человечества.

    Почему же в наши дни люди приобщаются к новым религиям? Потому что вера облегчает и просветляет, вера способна превращать страх в спокойствие, а смятение – в уверенность. Причиной, толкающей в первую очередь молодёжь в объятия многочисленных современных культов, является разочарование официальными ценностями потребительского общества, безработица, нищета, социальная неустроенность, страх перед завтрашним днём. Всё это – социально-психологический фактор поиска новой системы ценностей, новой «науки жизни». Кроме того, создатели новых культов чутко реагируют на перепады в общественных настроениях. Они проповедуют равенство и братство, обещают своим последователям рай на земле, вечное блаженство, избавление от болезней и других невзгод. В новых религиях людей привлекает чёткая организация, жёсткие моральные и поведенческие правила жизни, атмосфера сплочённости и взаимовыручки. Новые религии, в отличие от традиционных, развивают энергичную пропагандистскую деятельность. Каждый из верующих ощущает себя миссионером. Членами новых общин становятся люди, жаждущие духовной, религиозной активности.

    Чем же новые религии отличаются от традиционных религий? Как правило, они имеют следующие общие черты.

    2. Эклектичность вероучения и культа. Основатели новых религий синтезируют первоначальные языческие религиозные представления, христианство, восточные религии, оккультизм и научные достижения.

    3. Специфичность социального состава. В новых культах большинство составляет молодёжь из среднего класса, как правило, имеющая хорошее образование.

    4. Оппозиционность к традиционным религиям. Новые религии почти совсем не связаны с уже существующими религиозными верованиями. Они игнорируют традиционные церкви.

    5. Жёсткая регламентация религиозной жизни. Члены новых общин часто отказываются от собственного имущества и меняют место жительства. К ним применяется своеобразная техника психического манипулирования и контроля над поведением. Новых верующих часто духовно и физически изолируют от общества.


    Нетрадиционные верования можно условно объединить в восемь направлений:

    1. Неохристианское направление – «новейший вариант христианства». Их вероучение – продукт индивидуального творчества основателей направления.

    2. Неоориенталистское направление – культы, представляющие собой восточные религии, пересаженные на почву Запада. Основателями этих групп обычно выступают различные гуру, йоги, махараджи и другие проповедники-иммигранты. Общим для вероучения этих групп является положение о том, что всё существующее иллюзорно, за ним скрыта искренняя божественная природа, которая гармонична и справедлива. Задача состоит в том, чтобы, используя различные способы медитации, слиться с этой подлинной природой. Среди этих религий в России самым значительным является Общество сознания Кришны.

    3. Синтетическое направление ,для которого характерно объединение, соединение, слияние элементов различных традиционных религий (буддизма, индуизма, христианства, ислама). Но это не просто эклектика, а создание новых своих собственных учений, системы обрядовых действий, церковную организацию, претендуя на статус надрелигий. Классическим вариантом синтетических религий можно считать Организацию веры Бахаи (Бахаизм), Великое белое братство, Церковь единения (или унификации) и др.

    4. Сциентистское направление. В него входят так называемые «околонаучные культы». Они рождаются в недрах модернистских увлечений отдельными направлениями теоретического знания. Спекулируя на тех или иных достижениях науки, на её возможностях, новоявленные пророки создают новые верования, где научные суеверия возводятся в ранг «последнего божественного чуда».

    5. Мистико-оздоровительное направление. В учениях и действиях данного направления используются религиозные и оздоровительные элементы.

    6. Неоязыческое направление. Его основная цель – реабилитировать религии, которые существовали в древности на определённых территориях. А поскольку такие древние религии называют языческими, то и направление это получило название «неоязычество», т. е.современное язычество.

    7. Сатанинское направление. Для него характерны полурелигиозные течения, которые возвеличивают зло и насилие, проповедуют общение с мистическими источниками зла: демонами и Сатаной. Сатана – главный противник Бога и враг спасения человечества. Он не захотел повиноваться Богу, и тот изгнал его с небес. Вот почему предполагается, будто дьявол способен творить чудеса, и он нужен людям.

    8. Тоталитарное направление. Объединяет культы с открытой деструктивной направленностью своей деятельности. Наиболее активной и опасной религией, с которой борется общественность во многих странах, является «Аум Синрикё». Она создана в Японии в 1981 г. 16 мая 1995 г. по подозрению в организации массовых убийств арестовано 100 руководителей организации. В судебном порядке установлена их причастность к производству химического оружия и его применение в террористических целях, доказана виновность в осуществлении целого ряда убийств послушников организации, а также его активных противников. Судом первой инстанции было принято решение о лишении статуса религиозной организации, изъятии имущества и роспуска «Аум Синрикё». Однако организация до сих пор существует. Немногочисленные полуподпольные группы последователей «Аум Синрикё» есть и в России. Официально в регистрации им отказано, хотя они и стремятся дистанцироваться от японских центров.

    В настоящее время нетрадиционные религиозные движения начали получать широкое распространения в обществе. За разнообразием сект следует религиозное и духовное разобщение народа. Об опасности, которой подвергается человек, пребывающий в той или иной секте, писалось немало. Имели место трагические случаи смертей, развала семей и многое другое. Почему сейчас появилось столько сект? А по пословице: «Разделяй и властвуй». Чем больше раздроблена и разобщена нация, тем удобнее управлять ею из-за границы.

    Прежде всего, всякая секта угодна тем, кому неугодна сильное общество. Сектанты не участвуют в политической жизни общества, многие сектанты не голосуют на выборах, а если и голосуют, то только в угоду каким-то своим узким религиозным убеждениям. Или, скажем, такой лозунг большинства сект - не брать в руки оружие. Значит, не защищать свой дом, свое Отечество. Разве это не предательство, не преступление? Вот почему эти секты получают из-за границы бесплатную литературу, гуманитарную помощь, всяческую поддержку. Чем больше молодежи будет вовлечено в ту или иную секту, тем выгоднее нетрадиционным религиям.

    Часто прохожих встречают на улицах странные личности, заводят разговоры о религии, предлагают бесплатную литературу, приглашают к себе, в свои молельные дома послушать проповедников, изучать Библию, подвергают критике традиционную церковь.

    Такие «завлекатели» стучатся в двери домов и часто получают свое. Разговор с людьми, как правило, они начинают издалека, предлагая высказать свое мнение по тому или иному «больному» вопросу, например, о семье и браке, о материальном неблагополучии и т. д., и только когда входят к человеку в доверие, открывают свою истинную цель - завлечение в секту. Обычно на их удочку попадаются люди слабые, неуравновешенные, внушаемые, которых можно отвлечь от служения обществу. Избавиться от визитов сектантов, хотя бы один раз до этого посетивших вашу квартиру, очень и очень трудно. «Завлекатели» с маниакальным упорством будут приходить к вам снова и снова, даже в ваше отсутствие, разговаривая с вашими детьми и обрабатывая их неокрепшие души.

    Люди, попавшие в секту, через некоторое время становятся фанатичными, лишенными здравого смысла. В угоду своим новым псевдорелигиозным убеждениям они часто меняют работу, рвут отношения с семьей и детьми, свои материальные ценности добровольно отдают в секту.

    Особое внимание обращает на себя нездоровый интерес руководства ряда сект к информации, представляющей государственную тайну. Религиозный завлекатель секта феномен тоталитарный. Научно-техническая революция, на волне которой пронесся минувший 20-ый век, подобно некой магической силе, превратила обычные и досконально изученные на протяжении столетий явления, от которых уже никто не ожидал ничего нового, в подозрительные и взрывоопасные феномены, за привычной внешностью которых стал сокрыт, а вскоре и открыт во всей своей красе, поразительный по масштабам своей деструктивности потенциал.

    Международные конфликты, носившие ранее характер несколько увеличенной в размерах поножовщины, обрели такой размах, что их разрешение уже больше не в состоянии гарантировать, что после него на земле останется в добром здравии хотя бы одна сторона победившая (о проигравшей и речи нет) или нейтральная, не имеющая к конфликту никакого отношения. Тем не менее, то, что при технической поддержке изначально деструктивное явление становится еще более деструктивным, кажется закономерным. Удивления заслуживает тот факт, что технологические внедрения в творческие, позитивные и созидательные области (каковыми всегда были искусство и религия) нисколько не увеличило их позитивности, но напротив придало их функционированию пугающий деструктивный оттенок. Разумеется, здесь не следует грешить на один только 20-й век (достаточно вспомнить средневековую инквизицию и крестовые походы), однако в настоящем очерке речь пойдет о деструктивном влиянии, которое направлено на разрушение не биологической, но психологической (душевной, духовной) жизни человека, и когда говорилось о технологической составляющей, способствующей этому процессу, прежде всего, имелось в виду реактивное развитие средств массовой информации.

    Предназначенная для осуществления тех или иных специальных целей, информация о них стала объединять людей в социальные группы, большинство членов которых, по сути, либо никак не заинтересованы в осуществлении этих и подобных им целей, либо заинтересованы в целях совершенно противоположных. Ценностью информации стала она сама, а не ее прикладное значение, которое отныне призвано служить лишь отличительной чертой, разграничивающей как информационные потоки, так и социальные группы, подпавшие под их влияние. Наиболее парадоксальным и пугающим воплощением принципов стал феномен так называемых религиозных тоталитарных сект. Парадокс этого феномена заключается в том, что в сети самого отвратительного вида эксплуатации попадают люди, определившие своей целью обретение свободы. Известно, что, чем выше идеал, тем выше и цена, которую человек должен заплатить за его реализацию. Поскольку до сих пор еще никто не додумался до идеала более высокого, нежели духовная свобода, то и платить всем, кто на этот идеал претендует, приходится своим духом.

    Единственный реальный духовный прогресс, который возможен в рамках секты, это преждевременный скачок в стихию маразма и слабоумия. Наблюдение внутри секты доведенных до крайности проявлений социального зомбирования позволило увидеть за пределами секты те же самые принципы. Выход из секты был ознаменован вопросом, а можно ли вообще выйти из секты? И если социальное отчуждение не иллюзия и самообман, существует ли в нем реальная необходимость?

    В некотором смысле, все человеческие действия есть результат не произвольного случая, но необходимости, которая предопределена если и не в интересах локальной личности индивидуума, эти действия совершающего, то в соответствии с нуждами его нелокальной (как в пространстве, так и во времени) целостности. Это значит, что печальный опыт пребывания людей в рамках тоталитарных сект необходимость не менее оправданная, нежели необходимость извлечения их из этих рамок.

    Известно, что временное ограничение свободы есть обязательное условие, как для взросления человека, так и для развития вообще. Справедливо также и то, что в этот период принудительного ограничения индивидуум вовсе и не нуждается в свободе. Точно так же, как птенец, организм которого еще не в состоянии противостоять деструктивному влиянию среды, разрушает скорлупу своего яйца только тогда, когда она уже не нужна, человек выходит за рамки внешних и внутренних ограничений только самостоятельно и только тогда, когда ощущает действительную необходимость такого шага. Даже в свете рассматриваемой темы преждевременное «освобождение» из секты представляется намного более деструктивным, нежели пребывание в ней. Известно, что подростки, психика которых наиболее податлива и нестабильна, очень тяжело переносят такие жесты сострадания, как попытки их «раззомбирования» (а в сущности перезомбирования) и адаптации к нормальному существованию в рамках нормального социума. Все, кто еще помнит скандальное завершение деятельности злополучного «Белого Братства» секты, идеология которой базировалась на двух стандартных пунктах: божественности живого учителя и ожидании грядущего апокалипсис. Также должны помнить и то, что изрядную долю несовершеннолетних «адептов» пришлось поместить в психиатрические лечебницы, так как разгром их организации силами государственной власти оказался для них более серьезным потрясением, нежели со дня на день ожидаемый конец света. Следовательно, погружение в социальный аквариум той или иной религиозной секты это единственно приемлемый для данного индивидуума способ защитить целостность своей психики в конкретный момент ее становления.

    Известно, что для нормального функционирования системы, ей необходимо обладать (и избегать доминирования одного над другим) двумя качествами способностью к контакту и способностью к самоопределению. Преобладание какой-либо одной способности неизменно деструктивно, ибо неограниченный контакт разрушает границы системы, а максимальное самоограничение лишает систему энергоподпитки извне и, следовательно, перспектив какого бы то ни было развития. Жизнь сама по себе есть результат гармонии между этими двумя принципами («эрос» и «танатос» по Фрейду), поэтому неудивительно, что такая диалектика характерна для всех известных нам развивающихся систем и систем развития. Религия и церковь, философия и схоластика, спорт и физкультура, психология и психиатрия, культура и цивилизация таковы наглядные воплощения этих двух полярных и взаимоподдерживающих принципов.

    Учитывая это, нельзя не признать, что в некоторых случаях деятельность тоталитарных сект представляется не только не вредной, но и исключительно благотворной. Поскольку современная цивилизация не находит ни необходимости, ни возможности создания более приемлемых с ее точки зрения социальных институтов, которые бы удовлетворяли человеческую потребность в самоопределении, она должна быть благодарна уже за то, что граждане сами справляются с этой необходимостью.

    Чем разрушительнее в человеке склонность к контакту, те более жесткие формы самоопределения ему необходимы. В таких случаях следует не только избегать выхода из секты, но желательно выбрать наиболее тоталитарную из ее форм. На самом деле, это очень типичная и серьезная проблема, так как не все религиозные секты функционируют по стандартному принципу контакта в теории и самоограничения на практике. Человек, чья реальная потребность заключается в самоопределении, попадая в секту, где вместо этого ему помогают расширить и без того неуправляемую способность к контакту, рискует получить тяжелую психологическую травму. В особенности это касается тех сект индуистского толка, которые поощряют радикальные психотехники и йогические практики вроде пранаямы или катарсических медитаций Ошо. Участь всех контуженных подобной экзотикой Востока весьма однообразна они становятся, к сожалению навсегда, пациентами Русской Православной Церкви, ибо из всех религиозных сект, базирующихся на принципе самоограничения, она единственная добилась совершенства своих форм, благодаря скромности своих требований от прихожан, укоризненности своей традиции на почве национальной культуры и вытекающей из всего этого официальной поддержке государства.

    Исходя из этого, государству вообще следовало бы прекратить бесполезную и бессмысленную травлю своих граждан, объединяющихся под знаменем той или иной религиозной идеологии, но и наоборот всячески поощрять и способствовать увеличению количества и функционированию тоталитарных сект религиозного толка, чтобы обеспечить своим гражданам позитивный досуг и душевное равновесие.

    Истина специфический продукт, хотя слово само по себе хорошее. Дело в том, что потребность в самоопределении исключает какую бы то ни было необходимость в разочаровании (а это более точное слово, нежели «истина»), следовательно, потребность в самоопределении просто вынуждена определять себя именно как стремление к истине.

    Не секрет, что любой язык существует в двух вариантах. Первый вариант предназначен для того, чтобы с его помощью передавать определенные сведения это терминологический язык, так как все принадлежащие ему слова обладают четко определенными значениями, которые зафиксированы в словаре. Второй вариант языка символогический. Здесь значением обладают не отдельно взятые слова, а их словосочетания или даже целые предложения, тем не менее, какое бы значение в них не вкладывалось, искать там какой-либо смысл пустая трата времени. Символогический язык попросту не предназначен для передачи смысловой информации, и единственное его практическое назначение помогать говорящему ввергать слушателя в измененное состояние сознания. Ритмика и подбор слов в рамках символогического языка оказываются более важными, нежели сами слова, хотя изредка и бывает, что отдельно взятое слово используется как козырь. Достаточно вспомнить такие слова, как «истина», «свобода», «просветление» или «медитация» сами по себе они ничего не значат и исключают возможность какого бы то ни было понимания, вызывая, тем не менее, отточенный, словно посредством дрессировки, рефлекс. Вышеупомянутая опасность угодить «не в ту» секту как раз и связана с риском перепутать языки. Привыкший к символогическому языку, человек может попасть в секту, где в ходу также и терминологический язык (то есть там делают то, о чем говорят), купившись на стандартную манифестацию «самопознания», следствием чего может стать действительное столкновение с некоторой информацией о себе, к которому он окажется попросту не готов. [ 3. С. 202]

    Психика среднестатистического духовного искателя, прежде всего, нуждается не в самопознании, но в устойчивой системе верований. Поскольку создать такую систему устойчивой возможно лишь в случае ее предельной примитивности, то совершенно закономерно, что люди, для которых нет ничего более чуждого, чем религия, обитают именно в религиозной среде.

    Нельзя также не признать, что, чем проще система верований, тем она универсальное и тем легче с ее помощью давать объяснения всему и вся. Столь замечательная идеология не только позволяет своему обладателю навести порядок в своей голове, но также оказывает ему посильную помощь в организации своего досуга, который отныне можно посвящать основной цели любой идеологии ее распространению. Если этого мало, то можно снабдить новоиспеченного адепта «практикой», выполнение которой обеспечивает ему всевозможные блага, которые он никак не мог реализовать ранее от «сжигания тонкой кармы» до забронированного места в Раю. Тем не менее, существуют люди, которые приходят в секту не только и не столько за самоопределением, сколько в целях именно самопознания и саморазвития. Разумеется, эта цель ими не сознается, но реальным движущим фактором является именно она. Что же касается сознательности, то картина здесь выходит любопытная, человек думает что его действиями движет стремление к самопознанию, тогда как это не более, чем прикрытие для потребности в самоопределении, хотя реальной силой является все же глубинное стремление к самопознанию.

    Такие люди весьма часто встречаются внутри тоталитарных сект, но не они составляют их костяк. По большому счету, эти люди приходят в секту только для того, чтобы из нее выйти.

    Убедившись в том, что идеология человека есть не более, чем прикрытие для его действительных стремлений, нельзя не удивиться самому факту наличия у некоторых людей стремления к духовной свободе. Известно, что, какой бы высокой идеологией человек не прикрывался, ни самопознание, ни саморазвитие не могут быть объектами его истинных устремлений. Более того, рассмотрение каждого частного случая может привести к если не пугающему, то, по меньшей мере, странному выводу, что так называемое духовное развитие всегда происходит против индивидуальной воли человека.

    Следовательно, будет уместным говорить о двух видах программ, которые управляют как социальными, так и душевными телодвижениями человека в равной степени. Внешние программы призваны определять идеологические манифестации, которые индивидуум предъявляет своему окружающему и внутреннему мирам. Скрытые программы представляют собой результат идеологической промывки мозгов, которой индивидуум подвергся извне, не найдя либо сил противостоять ее влиянию, либо желания. Сила и эффективность этих программ объясняются тем, что они исходят из воли, на несколько порядков превышающей волю программируемого индивидуума. Наблюдая за притоком и оттоком людей в рамках религиозных сект, трудно не заметить, что никто не покидает секту в согласии со своей индивидуальной волей. Справедливо также и то, что тому, кто в состоянии это сделать, никогда в голову не придет мысль о вступлении в секту, поэтому каждый, кто покидает секту по своей воле, никогда, на самом деле, туда и не входил.

    Противопоставление индивидуальной воли и надличной, вернее, осознание этого противопоставления и есть тот источник внутреннего конфликта, который, перейдя вовне, выражается в форме ухода из секты. Конфликтность ситуации обостряется тем фактом, что социум внутри секты никогда не рассматривается индивидуумом, если он когда-то был действительным членом секты, как некое враждебное сообщество, которое преднамеренно подавляет его волю, «зомбирует» его и чинит ему всевозможные препятствия на духовном пути. Если и существует для сектанта какая-либо враждебная среда, то это в первую очередь все то, что находится за пределами секты, напоминающей нечто среднее между семьей и бомбоубежищем.

    Следовательно, если придерживаться того мнения, что основная функция тоталитарной секты - зомбирование людей, то выход из секты есть не что иное, как результат еще более мощного зомбирования, которое позволяет индивидууму выдерживать самые убойные дозы «опиума для народа», оставаясь при этом стоять на своих собственных ногах.

    И если под выходом из секты подразумевать не переход в еще более тоталитарную форму религиозного сектантства, а наоборот последовательное ослабление и утончение таких форм, то нетрудно увидеть, что первопричиной этого движения является осознание несоответствия между терминологическим и символогическим языками. Это значит, что скрытая программа индивидуума и внешняя идеология его секты тождественны по тексту, но различны по содержанию. «Беглец» и рад бы остаться, так как на первый взгляд задачу свою он выполнил движимый скрытой программой, он обнаружил локальное воплощение ее текста, однако оказывается, что скрытую программу вовсе не интересуют ее социальные формулировки и что объектом ее работы является сам индивидуум.

    Убедившись, что от самого себя не убежишь (а скрытые программы давно уже стали неотъемлимой частью психики нашего беглеца), он видит единственный вариант освобождения от давления скрытых программ их удовлетворение. Ситуация осложняется тем, что человек начинает замечать, как все функционирование секты спроектировано таким образом, чтобы заглушить голос скрытых программ и всячески препятствовать их работе, т. е. практически опровергать собственную внешнюю идеологию. Таким образом наш духовный искатель попадает в классический переплет «свой среди чужих, чужой среди своих» покинув бесперспективный внешний социум, он сталкивается с необходимостью оставить и уютное некогда убежище секты.

    Первичным элементом религиозной организации является, религиозная суб-группа или сообщество, над которой надстраивается комплекс отношений, увенчанный центром объединения. Отдельные составляющие имеют собственную инфраструктуру, механизмы контроля за деятельностью индивидов, нормы религиозной морали, санкции и авторитеты. Новые верования получили название, как уже отмечалось, новых религий и сект, а это значит, что они, несмотря на сходство, имеют специфические черты Относительно демократические новые религии представляют довольно широкие объединения, принадлежность к которым определяется преимущественно традицией (посещали организацию родители, посещают и дети) и членство в которых строго не контролируется ("Источник жизни", "Армия спасения", "Слово жизни"), вход и выход из которых являются добровольными. Но подавляющее большинство религиозных новообразований существует по принципу сект, на характеристике которых мы акцентируем внимание. Напомним, что секта (от лат. Secta - направление, учение) это относительно закрытое религиозное объединение, возникающее как оппозиция существующих религий и претендует на исключительность своей роли и доктрины и духовное перерождение своих членов и тяготеет к изоляционизму с авторитарных и харизматических сект почти невозможно выйти.

    Современные хaризматични религиозные организации (секты) характеризует: 1. Наличие харизматического лидера, который уверяет, что он якобы получил новое уникальное "откровение" относительно Бога и реальности. Лидер выступает спасителем, небесным избранником, богов языково имея свою легенду. Все, кто не разделяет его взглядов, не просто ошибаются, а являются последователями Зла. 2. Лидер создает особую "семью", или "коммуну", в которой его называют "отцом". Нередко члены этих семей принимают новые имена, отказываются от любых цифровых обозначений (дата рождения, адрес, номер дома, квартиры), после чего родственники и органы правопорядка не могут найти человека.

    • 3. Семья отделяется от мира. Кровные родственники (родители, братья, сестры) объявляются посланцами Зла, если они имеют другие или альтернативные взгляды. Для сближения с новой "семьи семьей" предлагается признаться в бывших "грехах", что психологически обнажает новообращенного
    • 4. Руководители устанавливают для всех неоспоримые нормы поведения (но сами не всегда им следуют и, как правило, живут в других условиях, чем их последователи).
    • 5. Группа придерживается апокалиптического взгляда на мир. Члены организации могут отказываться от собственного имущества в пользу организации и меняют место жительства.
    • 6. Поощряется отказ от калорийной пищи и сна под предлогом духовных упражнений.
    • 7. Применяется техника контроля за поведением, что называется религиозной дисциплиной. Сначала новички попадают под групповое давление "бомбардировки любовь" ю "- объятия, групповые мероприятия, улыбающиеся лица. Со временем никого не оставляют наедине, загружая восприятия, зрение и слух. Секта является сплоченным коллективом, вдохновенным групповыми целями. Вступив в него, новичок чувствует себя вроде долей "общей" дела, лишается чувства одиночества. Секты, религиозные организации рекламируются как оазисы "подлинной человечности", прообразы будущего коллективизма. Только в них, по словам руководителей сект, можно найти настоящую любовь, жертвенность, встретить родных людей, потому что речь идет не о церкви, а о "настоящей семью" во главе с суровым, но заботливым и всесильным "отцом" или, как в варианте с "Белым Братством", матерью "Марией Дэви-Христос". Такие призывы привлекают юношей и девушек, у которых, возможно, не сложились отношения с родителями, которые имеют проблемы в обучении не находят в окружающей их среде. Традиционные религии с застывшей догматикой и консервативной структурой не всегда плодотворно противостоят динамическим "пророкам", чувствительным к изменениям в массовых настроениях. "Мессианский бизнес" имеет преимущества, он не предусматривает академического образования, дипломов признанных учебных и научных центров, а дает немалые финансовые прибыли и власть над людьми. Реклама новых нетрадиционных верований сочетается с отработанной системой вербовки, которая опирается на технику "первого контакта". Коммуникабельны и подготовленные члены организации стремятся завязать знакомства на улицах, на вокзалах, в студенческих общежитиях, даже проводя массовые развлекательные мероприятия (шоу, дискотеки). Умело вызывая собеседника на откровенный разговор о его сомнения и тревоги, они ненавязчиво "язливо, мягко рассказывают ему о пребывании в своей общине, приглашают на молитвенные собрания или лекцию. Как только человек, тронута первой встречей, приобщается к жизни общины, она попадает в мир особых отношений. По рекламным образом "настоящего отца" проступают черты диктатора. Деспотизм имеет общий характер, закрепляется внутренним распорядком, системой репрессивных мер. Стремясь обеспечить абсолютное влияние, лидеры харизматических сект делают все, чтобы изолировать членов организации физически и духовно от внешнего мира, отвратить от прежних ценностей, нейтрализовать личностное самосознание. Это происходит насыщенной программой коллективных мер, предусматривающая "семинары", коллективные молитвы и собеседования, повторения одних и тех же гимнов, зазубривание библейских текстов, ритуальные механические воздействия, вмешательства даже в интимные отношения, регламентирование чувств взаимной симпатии, права выбирать друзей и любимых вне общины. Можно констатировать ситуацию манипулирования сознанием готовых к этому индивидов. Девиз: "Не думай! Кто полагается на собственный разум - попадет в беду" подменяет сознание социально развитого человека сознанием ребенка, нет проблем, потому что за нее решения принимают старшие, которые защитят ее накажут. Депрограматоры (специалисты-психологи, которые работают с людьми после их пребывания в тоталитарных сектах) утверждают, что иногда человек превращается в растение, социального инвалида, и предлагают два пути выхода из таких сект:
    • 1. Депрограммирование проявляется в том, что, как правило, родные насильно забирают адепта из секты и изолируют. Этот способ, по мнению специалистов, малоэффективен и завершается возвращением в секту.
    • 2. Консультирования о выходе более эффективный, но длительный способ. Заключается в том, что адепты дается информация и право самому принять решение о выходе из секты или пребывания в ней. О чем бы ни говорили наставники новых религиозных организаций, их проповеди в конце концов сводятся к предсказанию вселенской катастрофы и претензии на спасение душ. Новые мессии, окружая себя ореолом исключительности, часто мотивируются стремлением распоряжаться чужими судьбами и удовлетворять честолюбие.

    В период коренной перестройки общества возникают новые сложные задачи. Они связаны как с невозможностью работать устаревшими методами, так и с новыми реальностями, проблемами и процессами, которые проявились в современных условиях.

    На сегодняшний день в странах Запада очень распространились так называемые новые культы или религии "Нового века". Эти новообразования в духовной жизни западного общества в 60-е годы возникли и распространились в США, а затем и в Западной Европе. Данная нетрадиционная религиозность небезосновательно может рассматриваться как симптоматическое проявление глубоких кризисных процессов в идеологии и массовом сознании людей, как неожиданные метаморфозы, которые переживает религия в современную эпоху. Определенным образом эти культы можно рассматривать как единую идейно-политическое течение, как продукт современного этапа развития общества, порожденный общими причинами, и поэтому имеют общие характерные черты и особенности.

    На пороге третьего тысячелетия новые признаки возрождения религиозной жизни оказались не только в обращении к ортодоксальному вероучения, восстановлении устоявшихся религиозных традиций. Это также поиск новых ценностей, духовных ориентаций с помощью новых религий. Часто среди них оказываются эклектичные синкретические учения, составляют пеструю смесь элементов традиционных религий, а также оккультизма, спиритизма, теософии.

    Из истории религий хорошо известно, что многие течения и направления, которые противостоят ортодоксальной церкви, - явление не такое уж редкое. их возникновения - результат глубинных процессов в обществе. Следует подчеркнуть: хотя так называемые новые религии в основном были еретическими, все они были относительно эпизодическим явлением. Возникновение новых религиозных течений, объединений характерно и для современных религий.

    Именно к таким течений относятся религии Нового возраста, получили распространение на первых порах в США и странах Западной Европы. На данный момент они имеются и в Украине. Уже прошло то время, когда распространение неокультов вызвало ужас, панику в большинстве общественности. Стало ясно, что нетрадиционные религии входят составной частью в общественно-культурной жизни, а потому нуждаются в глубоком изучении со всех сторон.

    Относительно обозначения этого явления, то употребляют много терминов: "неорелигии", "неосекты", "неокульти", "нетрадиционные верования", "псевдорелигии", "неомистицизм", "религии Нового века", "по закону-профессиональной объединения", "квазирелигия» и т. п. Все эти названия выступают как синонимичные. И в литературе по данной тематике мы встречаемся со многими из них. Однако следует отметить такой момент: наши отечественные религиоведы добиваются определенного упорядочения терминологии, отделить определенные оттенки в ЕЕ употреблении. Это только первые шаги, и поэтому они еще не являются общепризнанными. Но оставлять их из-за этого без внимания нецелесообразно.

    Так, наши ученые-исследователи предлагают понятием "нетрадиционные религии" обозначать те вероучения, которые не являются установленными для нашей культуры. К ним можно отнести буддизм, ислам и т. Д. Что же касается термина "неокульти" или "новые религиозные верования", то его следует применять к тем явлениям сакрального жизни, которые стали достоянием нашей эпохи как поиск новых духовных ориентиров. Сюда при- числяють неохристианские, неоориенталистские движения, неоязичниц-тво, синтетические неорелигии. Кроме того, отделяют еще такое понятие, как "религии Нового века". Им предлагается обозначать сайентологические движения на новейшие научные достижения. Считается даже, что их лишь условно можно отнести к религиозным течениям.

    Вот такие идеи разрабатываются на территории собственного научного религиоведения. Мы не будем углубляться в вышеупомянутые смысловые оттенки, а считать, что любой из указанных ранее сроков обозначает то религиозное явление, течение, направление, движение, объединение сложившихся в середине XX в.

    Теперь несколько слов о классификации неокультов. ее используют для удобства, для того, чтобы облегчить ориентацию среди многочисленных существующих направлений. Суть классификации в том, что в основу кладутся определенные базисные представления и в зависимости от следования им выделяют ту или иную группу неорелигий. Согласно данной типологии, на сегодняшний день отделяют семь групп нетрадиционных религиозных верований.

    1) Неохристианские движения на общехристианской основе. К ним относятся, во-первых, привнесенные из-за границы разные международные христианские миссии, секты (Международная христианская миссия, Христианская миссия "Эммануил", Армия спасения, Левобережная церковь Христа, Христианская церковь "Калвари Чапел" и др).

    Во-вторых, это направление представляют возрожденные христианские объединения украинского происхождения (Союз христианской межконфессиональной согласия "Лога", Собор евангельских церквей).

    В-третьих, в эту группу можно присоединить такое пророссийское неохристианских образования, как церковь воскресая Богородицы.

    2) Религии ориенталистского направления. Они в основном представлены неоиндуизм (Общество сознания Кришны, Общество Шри Ауробиндо, Общество ведической культуры, Международное общество "Всемирная чистая религия") и течениями буддисте-либо толка (дзен-буддизм, тибетский буддизм, ламаизм).

    3) Езотеорични об9еднання (Рериховское общество, Ассоциация "Живой этики", Теософия Братство Грааля.

    4) Неоязичництво (Большой огонь, Собор Родной веры, Родная вера, рун Вера, Ладовирство).

    5) Синтетические неорелигии (Вера Бахаи, Большое Белое братство, Церковь унификации, Церковь единения).

    6) сайентологической движения (Дионетика, АСТ1КА, система Порфирия Иванова, Наука ума, Христианская наука).

    7) Сатанизм.

    2. Основная причина возникновения неорухив заключается в кризисе традиционной религиозности. В XX веке позиции устоявшихся религиозных течений оказались значительно подорваны в первую очередь научным мировоззрением. Достижения НТРвисунулы массу проблем, прежде всего социальных, перед которыми официальная церковь со своими консервативными представлениями оказалась бессильной. Довольно часто она воспринимается как оплот старого мира.

    Во-вторых, свою роль сыграли разочарование многих людей в политических способах решения острых социально-экономических проблем. Часто молодые люди не могут найти свое место в жизни. Отсюда попытки найти новые духовные ориентиры. Ими и становятся неокульти. Они отвергают церковный деспотизм, предлагают своим сторонникам идти богоравному путем самоудоско-шенствование.

    В системе Нового возраста охватывается широкий спектр проблем, связанных с телом, умом и душой, включая рост значимости проблем питания, экологии и т. Д. А это является весьма актуальным в наше время.

    В новых религиях молодых людей привлекают призывы к самотворчости, спасение душ именно сейчас, а не в потустороннем мире. Кроме того, неокульти имеют в своем распоряжении целый арсенал методов психологического привлечения к своим сект, умение создать эйфорию счастливой жизни.

    В-третьих, нельзя не учитывать и такое обстоятельство, как приближение третьего тысячелетия. Известно, что именно на таких вехах истории и происходило оживление мистики.

    Нетрадиционные религии имеют и свои особенности. Наиболее существенным для них является то, что они не ограничены рамками одной религии, в определенной степени направлены на межрелигиозный синтез. Эта униатская тенденция общественного развития очень стойка для второй половины XX века. Но если традиционные религии решают проблему религиозного единства путем экуменического взаимопонимания, всячески оберегая свою уникальность и заботясь о сохранении прежнего содержания и форм, то неорелигии опираются на единый мистический опыт в слиянии с Абсолютом. Неорелигии выделяют главное, общее, общее во всех религиях, не останавливаясь на различиях, делают ставку на то единственное, что объединяет всех - признание существования сверхъестественного и связь с ним человека.

    Неорелигии в массе своей не интересуют догматические доказательства истинности какой-то религиозной системы. Они признают истинность всех религий, существование и месийну роль всех пророков. Но своего считают наиболее подходящим для данной эпохи. Неорелигии не требуют отказаться или разрушить уже существующие взгляды или системы. Они построены, как правило, не на принципе негативизма, а на принципе дополнительности.

    Для неокультов характерно особое отношение к основателю религии. Ему поклоняются, его уважают, считая божьим посланником. Часто создается даже определенный культ учителя (гуру) "который приобретает черты самого божества.

    Представление о Боге неперсонифицированные. Он трактуется как Абсолютный разум, как Духовная сущность, как Объективный закон. Компенсировать эту удаленность и Обезличенность Бога призваны посредники - гуру.

    Для неорелигий характерен универсализм и синтетизм. Они сочетают в себе элементы не только многих религий, но и используют идеи и концепции теософии, антропософии, современной философии, оккультизма, астрологии. А это значит, что к новым культов входят люди образованные, с высоким интеллектуальным уровнем, которые способны ставить перед собой смысложизненные проблемы и искать на них ответы.

    Неорухы является постоянно открытыми для новых идей и учений.

    Рассмотрим несколько конкретных направлений среди разнообразных и многочисленных религий Нового века.

    Среди нетрадиционных культов на Западе наиболее распространенным и мощным является братство индуистской направленности "Международное общество сознания Кришны", или Движение Харе Кришна.

    Введение

    В последние годы наше общество переживает один из наиболее драматических периодов в своей истории. В кризисной ситуации, которая охватила все сферы экономики, социальных отношений, культуры, многие люди видят выход в религиозных поисках. В этих условиях в Россию в большом количестве начинают проникать нетрадиционные религии из Западной Европы и США. Проникая в нашу страну, нетрадиционные секты и культы создают новую, небывалую доселе панораму религиозной жизни. Если ранее на территории СССР, а затем на территории России существовали несколько традиционных религий (православие, ислам, ламаизм и некоторые другие, в том числе и протестантские секты), а принадлежность человека к одной из них определялась культурными и духовными традициями среды его обитания, то теперь человек поставлен в ситуацию религиозного плюрализма, т. е. выбора религии для исповедания. В этих условиях возрастает и актуальность теоретического рассмотрения проблемы возникновения и развития нетрадиционных движений.

    Объект исследования, предпринятого в данной работе - религии в целом. Предмет исследования - нетрадиционные движения.

    Целью данной работы является выявить сущность и специфику явления нетрадиционной религиозности, выяснить ее отличие от традиционной религиозности. Реализация этой цели в работе требует решения следующих задач:

    рассмотреть понятие и причины возникновения нетрадиционных движений;

    попытаться дать классификацию нетрадиционных движений;

    выявить признаки нетрадиционных движений;

    рассмотреть некоторые современные нетрадиционные религии.

    Состояние научной разработанности проблемы. Мировой опыт в изучении нетрадиционных религий впервые был накоплен англо-американскими и западно-германскими религиоведами, которые заговорили о «крахе религии», о появлении «религий без церкви». В классических работах Э. Бенца, Я. Нидлемена, Т. Роббинса и Д. Энтони, Р.С. Эллвуда впервые прослежено удивительное разнообразие современных нетрадиционных религий, получившее название «религиозного калейдоскопа». Оценки роли и значения нетрадиционных религий у религиоведов западных стран часто были весьма различными: одни, как Э. Тоффлер или Д. Белл, видели неизбежность их появления, но относились к ним сдержанно и даже настороженно; другие, как Т. Роззак, Т. Лири и многие другие встретили их восторженно. П. Бергер и Т. Лукман расценивали нетрадиционные религии как закономерный результат процесса секуляризации и видели в них свидетельство демократизации буржуазного строя и его духовного оздоровления посредством пробуждения спиритуальных чувств и потребностей и отказа от материалистического мировоззрения. Третьи, в основном сотрудники конфессиональных центров по противодействию «деструктивным культам», повели широкое пропагандистское наступление против новых религиозных объединений.

    В отечественном религиоведении проблеме нетрадиционных религий уделялось много внимания на протяжении последних десятилетий, при этом исследователи опирались на общие философские и методологические подходы к изучению религии, получившие разработку в трудах В.И. Гараджи, М.П. Мчедлова, Д.М. Угриновича, И.Н. Яблокова, Ю.А. Кимелева. Обычно принято считать, что в отечественной науке интерес к нетрадиционным религиям появился спустя десятилетие после первых серьезных исследований этого феномена в США и ФРГ, начатых в 1970 г. вслед за широким распространением в западном мире на рубеже 60-70 годов новых сект и культов. В действительности отечественные историки и востоковеды обратили свое внимание на появление нетрадиционных религиозных объединений несколькими годами раньше, занявшись исследованием массового распространения новых сект в послевоенной Японии.

    Значительно больший круг отечественных ученых занялся проблемами нетрадиционных религий десять-пятнадцать лет спустя. Это было вызвано двумя основными причинами. Во-первых, распространением на исходе 70-х годов религиозно-мистических и сектантских настроений в среде молодежного движения протеста западных стран, на которое до этого обстоятельства возлагались большие надежды в плане политической борьбы с «властью капитала». Об этом писали Е.Г. Балагушкин, П.С. Гуревич, А.Ю. Мельвиль, К. Мяло, Л. Тимошин. Во-вторых, интерес к нетрадиционным религиям был вызван прямо противоположным обстоятельством: их расширяющееся влияние расценивалось коммунистическими идеологами (в созвучии с голосами многих западных социологов и культурологов) как свидетельство углубления кризисных явлений в самой капиталистической системе Запада. Об этом писали И.Я. Кантеров, Б.З. Никифорова, Д.Е. Фурман.

    Новизной данной работы является анализ подходов к изучению нетрадиционных религий.

    Методы, используемые в работе - анализ, дедукция, метод обобщения.

    Работа состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе рассматриваются понятие нетрадиционных движений, причины их возникновения, признаки и классификации. Во второй главе рассмотрены два нетрадиционных современных движения - «Церковь объединения» Муна и «Церковь единой веры» Виссариона.

    1. Понятие и причины возникновения нетрадиционных религий

    Мировые религии, наряду с национально-государственными, охватывают своим влиянием большинство верующего населения земного шара. Однако процесс формирования религиозных систем продолжается и в наше время. Религиоведами установлена определенная взаимосвязь между характером той или иной эпохи и зарождающимися в данную эпоху религиями. Каждая эпоха в соответствии со своими специфическими особенностями порождает и свои разновидности религии. На этой идее базируется классификация религий, созданная крупнейшим американским социологом Р. Белла. По мнению Р. Белла в XX в. начинается новый этап в эволюции религии. Этот этап характеризуется ослаблением влияния и авторитета традиционных форм религии и появлением значительного числа новых религиозных движений, организаций, культов.

    Дмитрий Розет в работе «Определения и признаки культа» предлогает четыре подхода к определению культа:

    ·Популярный подход: это подход журналистов и политиков. Не будучи специалистами в данном вопросе и преследуя популистские цели, приверженцы подобного подхода действуют по принципу: «Культ - это все, с кем я не согласен».

    ·Психологический подход: в основе психологического подхода к проблеме лежит убеждение, что культы насильственно изменяют мышление человека, и что любой человек, при определенных условиях, может стать жертвой такого влияния.

    Чаще всего в рамках психологического подхода используются два термина: деструктивный культ и тоталитарная секта.

    Тоталитарная секта - это группа с жестким авторитарным управлением, сознательно отрывающая человека от общества и ограничивающая его свободу выбора и самостоятельность мышления.

    Деструктивный культ - группа, учение и действия которой наносят вред физическому или психическому здоровью человека, негативно сказываются на его общественной, семейной и личной жизни.

    ·Социологический подход: культ в данной типологии - это тоже молодая энергичная группа, только в отличие от секты не имеющая исторических связей с какими-либо из ранее существовавших в данном обществе церквей. Культ - это религиозное нововведение, либо импортированное из какой-то другой культуры, либо самостоятельно развившееся внутри данной культуры.

    ·Богословский подход к определению культа основан на понятии христианской ортодоксии или исторического христианства.

    Согласно определению д-ра Майкла Лангоуни культом следует называть группу, которая проявляет чрезмерную привязанность к некоему человеку, идее или вещи; использует программу изменения мышления для того, чтобы убедить, контролировать и социализировать своих членов (т.е. ввести их в круг характерных для группы внутренних взаимоотношений, убеждений, ценностей и обычаев); систематически порождает в членах состояние психологической зависимости; эксплуатирует членов с целью достижения поставленных руководством задач; наносит вред членам, их семьям и обществу.

    Исследователь Л.Н. Митрохин предложил назвать возникшие в нашем веке религиозные вероисповедания религиями «Нового века». Иногда их называют «внеконфессиональные неканонические верования», «альтернативные культы», «молодежные религии». В широком смысле слова нетрадиционные религии обозначают «все религиозные движения, возникающие в новое время, примерно с середины XIX века» (Р. Флаше). М.Ю. Смирнов говорит о нетрадиционных движениях как о религиях, не имеющих длительного существования в историческом прошлом какого-либо народа и исповедуемые ограниченными группами населения на основной территории проживания этого народа. В своей работе «Религиозная толерантность в свете традиционных и нетрадиционных религий» он пишет: «Понятие нетрадиционной религии не имеет однозначного применения. Вне научного дискурса оно чаще всего употребляется в порицательном смысле, как указание на опасное присутствие чуждых религиозных влияний или квази-религий, подрыв традиционных духовных основ общества. Нормативность такого звучания придает негативное значение всем характеристикам нетрадиционной религии. Любое проявление нетрадиционной религии рассматривается как враждебное «истинной религиозной вере».

    По словам профессора Айлин Баркера нетрадиционным движением называется «религиозная, этническая или духовная группа, не получившая (или еще не получившая) общественное признание в качестве деноминации или церкви, - в особенности, если она имеет нетрадиционное вероучение и не является сектой».

    Нетрадиционные религии получают распространение в США и Европе с конца 1950-х, в странах СНГ - с конца 1980-х. Причины появления нетрадиционных религий многие исследователи видят в кризисе постиндустриальной культуры (материалистической по своей сути): масштабные ценностные трансформации после Второй мировой войны; секуляризация дает обратную реакцию в виде массовой сакрализации при замещении традиционной религиозности квазирелигиозным сознанием; усугубление чувства трагичности от бесперспективности разрешения нарастающих проблем (экологический кризис, политический экстремизм, ядерная угроза и т. п.); феномен социальной робинзонады личности: рост чувства одиночества человека, отчужденности, бессилия. В. Франкл обобщил эти причины как экзистенциальный вакуум, т. е. утрата людьми смыслообразующих ценностей жизни, потеря нравственной и социальной ориентации личности. Согласно концепции Тоффлера, массовое появление новых религий, сект и культов - следствие крупнейшего цивилизационного сдвига, означающего вступление западных стран в постиндустриальную фазу общественного развития.

    Итак, термин нетрадиционные движения охватывает собой широкий круг движений, начиная с тех, которые основаны на новых подходах к религии и духовности и предоставляющие своим последователям свободное членство, и заканчивая общинными организациями, которые требуют от своих последователей значительного соответствия другим членам группы и социальной индивидуальности, что отделяет их от остальной части общества.

    Причиной возникновения нетрадиционных религий считается экзистенциальный вакуум, в котором оказались многие западные общества в 1940-1950-е гг., их духовный кризис и утрата ими высоких стандартов ценностных жизненных смыслов, потеря нравственной и социальной ориентации личности. Их истоки лежат в упадке постиндустриальной материалистической по своей сути культуры - масштабных трансформациях ценностей после Второй мировой войны; обратной реакции на секуляризацию в виде массовой сакрализации несакральных объектов и замещении традиционной религиозности квазирелигиозным сознанием; усугублении чувства трагичности от нарастания глобальных угроз (экологический и др. вызовы, политический экстремизм, ядерная опасность и т.п.); росте чувства одиночества, отчужденности и бессилия человека перед валом обрушившихся на него проблем.

    1.1 Классификация нетрадиционных религий

    Классификация нетрадиционных движений - одна из самых сложных тем. Коснемся различных подходов к этой, по всей видимости, до конца не разрешимой проблеме. К сожалению, ни один из них нельзя назвать ни полностью исчерпывающим, ни полностью адекватным.

    Специалисты-религиоведы из всего многообразия культов условно выделяют пять разновидностей нетрадиционных религий.

    Неохристианские объединения. К ним можно отнести распространенные в СНГ следующие религиозные секты: «Международная церковь унификации», «Дети Бога», «Церковь тела Христа», «Богородничное братство», «Белое братство» и др. Для них характерно стремление объединить христианские вероучения с элементами восточных религий.

    Сайентологическое направление. Название произошло от английского слова sience - наука. Направление объединяет различные «космические религии» (типичный представитель - «Церковь сайентологии» Рона Хаббарда), которые наукообразно и мистически трактуют различные неисследованные явления психики человека и окружающей природы, например связь Земли и высших космических сил, контакты с неопознанными летающими объектами.

    Неоориенталистские культы. К ним относятся «Общество сознания Кришны», «Тихоокеанский дзен-буддийский центр», «Миссия Божественного света», «Махарай Джи», и др. Это вероучения восточного происхождения, представляющие собой западное воплощение индуистских и буддийских культур. Характерной их особенностью является антирационалистическая направленность, а также способы психофизического воздействия на человека.

    Сатанинские группы. Среди них можно назвать «Церковь Сатаны», культы дьявола и другие разновидности зловещих объединений. Они возвеличивают значение зла и насилия, проповедуют общение с мистическими источниками зла - демонами, Сатаной. Деятельность их отличается особой жестокостью и таинственностью ритуалов посвящения и отправления культов.

    Религиозно-мистические культы. Речь идет о распространении оккультных учений, новой магии, спиритизма, астрологии, колдовства, целительства и других явлений. Как отмечают ученые-социологи, за последние годы в России подобные организации уверенно лидируют и получают довольно широкую популярность среди населения.

    Нетрадиционные религии формируются как разновидность харизматических культов. Обобщенную характеристику основных особенностей новых религиозных вероисповеданий дает Л. Н. Митрохин в своей работе «Религиозные культы в США», М., 1984.

    Во главе стоит харизматический лидер, уверяющий, что он обладает новым уникальным «откровением» относительно Бога и реальности.

    2.Лидер создает особую «семью» или коммуну, в которой его называют «отцом».

    3.Лидер устанавливает обязательные для всех абсолютные правила поведения, но вовсе не обязательно следует им сам.

    .Группа придерживается катастрофическо-апокалиптического взгляда на мир. Члены организации часто отказываются от всего имущества, меняют место жительства.

    .Используется определенная техника контроля за поведением обращенных, обычно предполагающая изоляцию от внешнего мира.

    .Культ в этих новых организациях предпочтительно коллективный, используется «техника» психологического манипулирования, психотерапия, особое внимание уделяется новообращенным, их адаптированию к группе.

    Дворкин А.Л. В работе «Сектоведение. Тоталитарные секты» пишет о том, что все новые религиозные движения делятся на «христианские» (например, ЦХ, «виссарионовцы», мормоны, «Семья», муниты и т. д.), «восточные» (например, кришнаиты, «Аум Синрикё», «Трансцендентальная медитация», «Ананда Марга» и др.), «психологическо-терапевтические» (например, сайентология, «Лайф Спринг», «ЭСТ» и др.) и движение «Нью эйдж» («Новой эры»). Слабость этой классификации в том, что только очень немногие секты можно уместить в одну из этих категорий. Например, такая обычно относимая к христианским секта, как мормоны, на самом деле в основе своей является гностико-языческой системой, а другая секта из этой же группы - мунизм - это чисто восточная смесь шаманизма, синтоизма, конфуцианства и спиритизма в обрамлении нескольких христианских терминов.

    Маргарет Тэлер Сингер предлагает следующую классификацию:

    1.Неохристианские религиозные группы

    2.Индуистские и восточные религиозные группы

    .Оккультные, колдовские и сатанистские группы

    .Спиритические группы

    .Дзен и прочие группы с китайско-японской философско-мистической ориентацией

    .Расовые группы

    .Группы, возникшие вокруг НЛО и прочих внеземных феноменов

    .Психологические или психотерапевтические группы

    .Политические группы

    10. Системы самоусовершенствования, самореализации или саморазвития

    Классификация нетрадиционных религий по Рональду Энроту:

    1.Восточные мистические группы

    2.Псевдохристианские группы

    .Духовно-психологические группы и группы самоусовершенствования

    .Эклектичные и синкретические группы

    .Парапсихологические, оккультные и астральные группы

    Классификация по Майклу Лангоуну:

    1.Восточная медитация

    2.Движения, основанные на Библии и христианстве

    .Оккультизм, сатанизм, колдовство, чёрная магия

    .Политический терроризм

    .Психотерапия / самореализация

    .Группы по избавлению от наркотической зависимости

    Е.Г. Балагушкин за основу типологии нетрадиционных религий берёт их отношение к социальной реальности, в соответствии с чем все религии можно определить как принадлежащие к одному из следующих типов: обновленческие, оппозиционные, альтернативные и адаптированные.

    Б. Фаликов указывает, что существует четыре типа нетрадиционных религий. К ним исследователь относит религиозные объединения, импортированные из других культурных ареалов; нетрадиционные религии, возникшие в результате традиции; движения, имеющие своей основой оккультную традицию; синкретические нетрадиционные религии.

    О.А. Богданова в основу классификации нетрадиционных религий кладёт их отношение к традиционному христианству, исходя из этого исследователь выделяет псевдохристианские, нехристианские и антихристианские религии.

    Итак, сложность любой классификации в том, что, по существу, все современные тоталитарные секты суть ветви единого оккультного древа. При такой их текучести и эклектизме в принципе невозможно создать однозначную классификацию.

    1.2 Признаки нетрадиционных религий

    Каждая нетрадиционная религия претендует на универсальность и исключительность своего учения. Каждый из лидеров доказывает, что его религия самая справедливая и лучшая, а сам он является живым земным богом или пророком Всевышнего, которого должны уважать верующие. Именно культ земного бога является одной из характерных признаков нетрадиционных религий.

    Основные признаки нетрадиционных религий по Порублеву Н.:

    Возглавляет религиозную общину харизматический лидер, который считает, что он как будто получил от сверхъестественной силы, Бога, новое уникальное «объявление» и призванный исполнять роль нового мессии. Каждый, кто не разделяет его взглядов глубоко ошибается и является последователем сатаны.

    Лидер создает собственную религиозную общину, которую называет семьей, коммуной, миссией, колонией или центром. В этой религиозной общине лидера называют отцом или учителем. Он имеет неограниченную власть.

    Лидер, как главный руководитель религиозной общины, устанавливает обязательные правила и нормы поведения членов общины, которые провозглашаются священными. Сам лидер не обязательно должен придерживаться установленным правил и живет в значительно лучших условиях, чем его последователи.

    Религиозная община придерживается, как правило, аппокалиптичных взглядов на мир. Ее члены отказываются от собственного имущества в пользу религиозной группы, меняют место проживания, и собственные имена.

    5.Члены религиозной общины в основном изолируются от внешнего мира с помощью всякой техники контроля за поведением верующих. Это достигается максимально насыщенной программой разных групповых мероприятий, которые проводятся на протяжении суток. Участие в этих мероприятиях рассматриваются верующими и их наставниками как пример высокой религиозной дисциплины. В научной литературе это стало называться промыванием мозгов.

    Отечественный сектовед А.Л.Дворкин в работе «Сектоведение» пишет: «У организаций кадрового типа имеется много характерных признаков: единый язык (сектантский жаргон), отрыв от всего внешнего мира, черно-белое восприятие мира, изменение системы ценностей, когда признаются только ценности внутригрупповые».

    Ерышев А.А. выделяет три типа специфических признаков нетрадиционных религий: первый тип - организационные особенности, второй - кадровые, третий - вероучительные.

    К организационным можно отнести: поклонение живому божеству (обожествление лидера); жесточайшая централизация управления и суровая дисциплина; активное миссионерство; активное материальное жертвование или полный отказ верующего от собственности в пользу своей общины (т. е. в пользу лидера).

    Кадровые особенности нетрадиционной религии: общая направленность на быстрое и радикальное изменение сознания новообращенного; агрессивные методы привлечения и удержания своих сторонников, основанные на психологической обработке индивидуума; требование безоговорочного принятия вероучения и исполнения культовых предписаний; полное разрушение социальных связей личности и включенность только в структуру группы единоверцев; унификация личности верующего до типа «фанатик» или «зомби».

    Вероучительные особенности: отсутствие догматической и обрядовой традиции (вероучение и культ находятся в стадии формирования, уточнения); ярко выраженное антихристианство и неоязычество (вплоть до идолопоклонства); синтетичность и эклектичность вероучения, в котором можно обнаружить и христианские, и восточные, и теософские, и научные понятия, символы и мотивы; такая компилятивность вероучения позволяет ему претендовать на обладание абсолютной истиной как результату «всеобщего синтеза» духовной традиции человечества; учение и обряд носят ярко выраженный мистический характер, коренящийся в системе эзотерических идей и установок.

    К особенностям нетрадиционных религий можно отнести и методы вербовки сторонников, методы обработки неофита: «бомбардировка любовью» (Вы - центр внимания, восхищения, любви); информационная комфортность (Вы получаете ответы на все вопросы); изоляция (общение только с единоверцами); строгий режим (ограничение сна и пищи, изнурительные духовные практики, тяжелый физический труд). Эти методы присущи, прежде всего, тоталитарным (деструктивным) сектам, ставящим под полный контроль сознание и поведение адепта, разрушающих его личность.

    Итак, новые религиозные движения могут напоминать классические: как правило, они разрабатывают собственное вероучение на основе признаваемого священным текста, существует определенная система поклонения и ритуальная практика (чаще всего упрощенная), создаются культовые сооружения (залы царств, дома молитв) и т. п. Непременно формируются система ценностей и правила поведения, обязательные для последователей.

    Нетрадиционность проявляется в специфике их учения, идей, нравственных установок, а также в отсутствии связи с культурной и духовной жизнью конкретного общества. Еще одним признаком нетрадиционных религий является то, что они противопоставляют себя традиционным вероучениям. Прибывшие из-за рубежа миссионеры заявляют о том, что имеющие давнюю историю конфессии не могут удовлетворить духовные потребности человека. Некоторые новые религии полностью отвергают старые священные тексты, другие же предлагают их новую трактовку. В крайних формах нетрадиционные движения могут полностью отвергать общечеловеческие гуманистические ценности и требования морали.

    2. Нетрадиционные современные движения

    .1 «Церковь объединения» Муна

    «Церковь объединения» также известна как «Ассоциация Святого Духа за объединение мирового христианства». Организация зародилась в 1954 г. в Южной Корее преподобным Сан Мен Муном. Он утверждает, что ему в шестнадцатилетнем возрасте явился Христос, призвавший его к служению. По различным обвинениям Мун трижды сидел в тюрьме. Сам он считает, что подвергался гонениям за веру, однако в действительности был наказан за сексуальные извращения и двоеженство. С 1972 г. Мун проживает в США, где ему удалось широко развернуть миссионерскую и коммерческую деятельность. Руководящий центр мунитов находится в Нью-Йорке.

    Человеческая история, согласно Муну, делится на три эпохи: век Ветхого завета, век Нового завета, век Завершенного завета. Истина, предназначенная для первой и второй эпох, содержится в Библии. Однако к ХХ в. Библия уже устарела и перестала быть путем к спасению. Поэтому Мун объявил себя мессией третьей эпохи - эпохи Завершенного завета, который изложен в его собственных книгах.

    Учение Муна представляет собой противоречивую и сильно отличающуюся от традиционной версию христианства в сочетании с положениями, заимствованными из восточных религий.

    «Церковь унификации» функционирует во всем мире как «семья». Себя и свою жену Мун объявил истинными родителями всех людей. «Ваши физические родители лишь инструмент, чтобы вас создать», - говорит он. При этом муниты, вступающие в новую «семью», обязаны оставить свои настоящие семьи. Мун учит тому, что главное - это составляющие церковь люди, заботящиеся друг о друге. Члены церкви жертвуют религиозной общине деньги и имущество. Каждый последователь стремится обрести «новое рождение» и принять активное участие в строительстве царства Божия. Мун призывает создать всемирное «истинное государство» путем объединения всего человечества под его началом.

    Жизнь в общинах мунитов состоит из бесконечных семинаров, песнопений, изнурительного бесплатного труда. Распорядок дня строго контролируется: адепты обязаны в отведенное время посещать занятия, работать, участвовать в спортивных играх или танцах, при этом время на сон ограничено. Жесткая дисциплина дополняется системой тотального контроля друг за другом.

    Согласно учению «Церкви унификации», человек может достичь жизненной гармонии только в правильном браке. Поэтому Мун лично участвует в формировании семейных пар из числа потенциальных женихов и невест. На основе фотографий и анкет формируются будущие семьи, а процедура бракосочетания проходит одновременно для множества молодоженов.

    Последователи Муна отказываются от своей земли и собственности в пользу секты, они обязаны заниматься активной миссионерской деятельностью, бесплатно трудиться на благо церкви, собирать пожертвования и беспрекословно подчиняться своим наставникам. Благодаря использованию бесплатного труда верующих Мун получает многомиллиардные доходы, а его церковь превратилась в гигантскую корпорацию, включающую сотни предприятий по всему миру.

    Благодаря активному проповедничеству, муниты создали свои общины в 160 странах, включая Казахстан. Для вербовки адептов они создали ряд организаций с благовидными названиями, среди которых «Всемирная ассоциация семей за мир во всем мире», «Федерация студентов за мир во всем мире», «Федерация женщин за мир во всем мире», «Международная межрелигиозная федерация за мир во всем мире» и т.д. Такого рода организации ведут активную работу с различными категориями населения, включая студентов и школьников, проводят конференции.

    Между тем во многих странах Муна и его последователей обвиняют в нарушении закона. В США Мун был обвинен в уклонении от уплаты налогов. Ему запрещен въезд в Великобританию и Германию. Судебные процессы по делам, связанным с деятельностью мунитов, проходили в десятках государств.

    2.2 «Церковь Единой веры» Виссариона.

    нетрадиционный движение церковь мун

    Другие названия: «Церковь Последнего Завета», «Община единой веры».

    Это псевдохристианский тоталитарный культ, возглавляемый "новым мессией" - Виссарионом.

    Основатель, глава церкви последнего завета и ее высшее духовное лицо - Сергей Анатольевич Тороп 1961 года рождения, бывший сотрудник милиции г. Минусинска Красноярского края, больше известен под культовым именем Виссарион. С. Тороп утверждает, что в январе 1991 г. принял крещение от небесного Отца, получив новое имя - Виссарион, и "благословение" на создание единой объединяющей веры, представляющей собой воплощение всех существующих религий.

    Ориентировочно в августе 1991г. он организовал секту. Уверовав в его учение, несколько тысяч людей продали свои квартиры в Москве, Санкт-Петербурге и других городах, передали значительные суммы в кассу организации и переселились в Красноярский край. В июне 1994 г. они объединились в "Общину единой веры", а в 1995 г. перерегистрировались в "Церковь Последнего Завета".

    Во второй половине 1994 г. инициативная группа последователей Виссариона выступила с предложением создать в Курагинском районе Красноярского края "экспериментальное экологическое поселение". Для построения поселения администрация района выделило из лесного фонда 250 га земли. Проектируемое в настоящее время поселение рассчитано на 120 семей.

    По утверждениям сектантов, в их общине придерживаются, исходя из "этических и мировоззренческих принципов", строгого вегетарианства, а рацион питания составляют исключительно продукты растительного происхождения. В реальности практикуется "агрессивная" диета, при которой беременные женщины и дети лишены необходимых питательных веществ, а кормящим матерям даже запрещается кормить детей грудным молоком. По показаниям врачей, имеется несколько случаев истощения фанатичных последователей Виссариона. Практикуются роды в воде (в обыкновенной бочке), не разрешается делать детям прививки, прибегать к медикаментам в случае болезни. Основатель секты С. Тороп подтвердил факты самоубийств среди своих последователей, что, впрочем, с его точки зрения, вполне приемлемый способ ухода из жизни. По мнению специалистов, в связи с несостоятельностью проекта Виссариона построить город избранных и невозможностью возвращения членов секты к прежним местам жительства, могут произойти массовые самоубийства последователей культа. Предпосылки к такой развязке создают и некоторые "заповеди" Виссариона ("не осуждай уходящего"), оправдывающие самоубийство.

    Одним из важнейших направлений деятельности в культе считается издание и распространение видео- и аудиокассет с проповедями Виссариона, культовой литературы, посредством чего происходит обращение новых адептов.

    По данным руководства "церкви", у нее около 50 тыс. последователей в 83 населенных пунктах РФ и зарубежья. Реальное количество адептов около 10 тыс. человек, половина из которых проживает в Красноярском крае, а другая занимается прозелитизмом во многих городах России.

    Виссарион составил свой "Последний завет" с человечеством, чтобы совершить "Великое Священное Воссоединение" всех существующих религий. Реально учение Виссариона - смесь космологии, христианства и йоги. Христианству он отводит центральную роль, при этом фактически извращая его.

    Виссарион выдвигает пять основных постулатов. Творец вселенной (Абсолют) материален, в нем нет ни добра, ни зла. Творец человеческой души - Отец Небесный - создатель добра, источник Духа Жизни, который, слившись с энергией Сердца Земли-Матушки, породил Сына Божия. Существует и ад, и рай. Из индуизма взято учение о переселении души. Души, выполнившие свое предназначение, развившиеся духовно, пребывают в раю. Неспособные к духовному росту оказываются в аду. Человек воплощается на земле до десяти раз и каждый раз получает возможность для духовного роста. Есть вирус зла, который обитает только на Земле и только среди людей. Он и есть дьявол. Дьявола породили люди, точнее, их греховные помыслы. Мысль человека материальна, она никуда не пропадает, и злые мысли породили злых духов.

    Итак, я считаю, что масса рядовых верующих стала жертвой не столько Виссариона, Мунна и других, сколько всей драматической переломной ситуации в стране. Не захотев тихо вымирать поодиночке, люди бросили вызов обществу.

    Заключение

    Нетрадиционные религии, ставшие самым заметным явлением общественной жизни России с последнего десятилетия XX в., представляют собой противоречивый культурно-исторический феномен, различные формы проявления которого можно обнаружить на всем протяжении истории, особенно в периоды глубоких и острых изменений в общественной жизни. Современный всплеск интереса к ним во многом вызван всем ходом развития современной цивилизации, так как в своих доктринах нетрадиционные религии в мистифицированном виде отражают наиболее актуальные, острые проблемы, вызванные научно-технической революцией, ее последствиями и издержками.

    Сегодняшний этап в понимании нетрадиционных религий как культурно исторического общественного феномена характеризуется, прежде всего, наработкой и накоплением исходного исторического материала и созданием гипотез цельной системной концепции. Сделан значительный шаг в создании типологии нетрадиционных религий, достигнуты определенные результаты в выявлении причин ее возникновения, распространения и воспроизводства.

    Распространение нетрадиционных религий - в большей степени результат резких и глубоких социокультурных изменений конца 80-х - начала 90-х годов. В результате «перестройки», за очень короткий промежуток времени Россия, великая мировая держава, переместилась из одного исторического периода в другой. Эти социокультурные изменения породили чувство пессимизма, бесперспективности жизни, психологическое ощущение хрупкости окружающего мира, невозможности достичь гармонии в обществе, осуществить в нем гуманистические идеалы. Общими для определенной части населения стали кризис гуманизма, разрушительный для существования человека и культуры.

    В условиях российского кризиса, неотступно сопровождающего наше общество на всем протяжении переходного периода, трудно ставить вопрос о гражданской религии так, как это характерно для высокоразвитых стран мира, где на протяжении многих десятилетий накоплен положительный опыт установления социально-политического консенсуса с новыми религиями и их ассимиляции с господствующей культурно-исторической традицией.

    Итак, идеальная религиозная ситуация в стране, к которой целесообразно стремиться российскому обществу в своем развитии, определяется единством трех компонентов: секулярного государства (гарантирующего свободу совести своим гражданам), религиозного плюрализма и гражданской религии, направленной на позитивное, заинтересованное и активно-созидательное отношение к социальной действительности. Эти три условия явятся залогом веротерпимости между людьми, будут способствовать изживанию раскола общества по религиозным убеждениям и его внутреннему сплочению благодаря ориентациям на демократические, гуманистические и патриотические приоритеты.

    Список используемой литературы

    1.Балагушкин Е.Г. Нетрадиционные религии в капиталистических странах Запада и их влияние на молодежь. М., 1980.

    2.Балагушкин Е.Г. Нетрадиционные религии в современной России. - М., 1999.

    .Кузнецова Т.Н. Мунизм: вероучение, религиозная практика и образ жизни последователей Сан Мён Муна. М., 1999.

    .Гараджа В.И. Религиоведение. М., 1994.

    .Угринович Д.М. Введение в религиоведение. М., 1985.

    .Яблоков H.H. Основы теоретического религиоведения. М., 1994.

    .Дворкин А.Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Н.-Новгород. 2003.

    8.Порублёв Н. Культы и мировые религии. М., 1994.

    9.Уолтер Мартин. Царство культов. СПб. 1992.

    10.Ерышев А. А. Религиоведение: Учеб. пособие. - 3-е изд., стереотип. - К.: МАУП, 2003. - 280 с.

    11.Розет Д. Определения и признаки культа http://www.apologetika.ru/win/index.php3?razd=1&id1=41

    Похожие работы на - Современные нетрадиционные движения в религии