Первые буддийские храмы. Самые крупные буддийские храмы и монастыри фото архитектуры

12.05.2020 Деньги

Существует два основных типа буддийских сооружений:

Первый тип - предназначенные для поддержания жизни монастыря: храмы, порой достигающие огромных размеров, помещения для монахов, зал для верующих, библиотеки.

Второй тип - сооружения, которые сами по себе являются объектом поклонения: ступа, алтарь. Они являются центром монастыря и выполняют роль хранителя священных реликвий.

Основные понятия

Храм Дацан.

В буддизме священные храмы называются “дацаны”. Дацаны включают в себя культовые сооружения (скульптуры божеств, ступы, молитвенные барабаны - хурдэ) и хозяйственные постройки, а также домики, в которых живут монахи и послушники.

Буддисты ходят в дацаны для того чтобы помолиться, поклониться божествам, попросить совета у ламы, получить ответы на свои вопросы у ламы-астролога. В мирной атмосфере дацана человек очищается, становится мудрее.

Отличительными особенностями буддийских храмов являются многоуровневые крыши, свисающие карнизы, позолоченные столбы и деревянные украшения в виде мифических животных.

У стен буддийских храмов стоят длинные ряды вращающихся на вертикальной оси молитвенных барабанов, внутри которых листы с молитвами. Многократное прокручивание молитвенных барабанов молящимися заменяет чтение ими молитвы: сколько раз прокрутили барабан, столько раз буддист “прочитал” молитву. Крутить барабан можно только правой рукой, поскольку левая рука считается нечистой. Торжественный обход вокруг храма (ступы) совершают так, чтобы он находился по правую руку, т.е. обход делают по часовой стрелке.

Внутри буддийский храм представляет собой квадратное помещение с алтарной частью, расположенной напротив входа. В центре алтарной части на помосте размещается статуя Будды, по его сторонам сидят меньшие по размеру святые и бодхисаттвы. На помосте перед статуями располагаются масляные светильники и различные дары верующих. На стены вывешиваются “танки” - изображения божеств, нарисованные на шелковых тканях красочных цветов.


Войдя в дацан, молящийся мысленно должен вежливо поздороваться с божествами, которые находятся там. После этого сложить ладошки вместе. Это напоминает цветок лотоса - символа мудрости и милосердия (буддисты представляют, что внутри ладошек на кончиках больших пальцев, как на троне, сидит Будда). После этого молящийся приветствует всех божеств и Будду, проходя по кругу слева направо (по солнцу).

Поклоны совершаются 3, 7, 21 и т.д. раз. Бывают полупоклоны и полные поклоны (простирания). При поклоне буддист обязательно должен желать всем живым существам избавления то страданий.

Важные понятия

Ступа - (в переводе с санскрита - куча земли, камней), буддийское культовое сооружение, внутри которых хранятся священные реликвии.

“Хурдэ” (в переводе - “молитвенный барабан”) - в таких барабанах находятся написанные на бумаге молитвы.


Конструкция буддийского храма - это не просто дизайнерские решения архитекторов тех времен. Все здесь установлено согласно правилам. Каждый буддист знает что такое "Три сокровища", ведь именно здесь все ищут себе прибежища - у Будды, его учения и общины. Правильным местом для расположения "Трех сокровищ" будет то, где они будут собраны в одном месте, которое является защищенным от внешнего мира, от посторонних зрелищ и от всех других влияний, что могут потревожить сокровища. Независимо от того какого размера буддийский храм, он защищен со всех сторон. Замкнутость территории, мощные ворота - это ещё одни из требований к обустроению буддийского храма.

Для буддистов нет различий между тем храм это или же монастырь. Для них это слово обозначает одно и то же. И в первом и во втором живут монахи.

В каждом буддийском храме должно быть изображение Будды, которое может быть скульптурным, рисованным или же вышитым. Такое изображение также должно быть помещено в специальное место - в "золотом зале". Установить изображение Будды в храме пытаются таким образом, чтобы его лик был обращен к востоку. Центральная скульптура имеет самые большие размеры. Меньшие изваяния изображают разные периоды жизненного пути святого. В этом помещении могут быть изображения существ, которые почитаются в этой религии. Алтарь буддийского храма могут украшать фигуры известных монахов, которые расположены чуть ниже изображения Будды.

Основой для всех буддийских обрядов является почитание Трех Сокровищ. Они в это время выступают объектом, в которому верующие обращаются как к "прибежищу". Во время того как проводятся буддистские обряды, все статуи и изображения, которые раньше были закрыты от всех, становятся открытыми для обозрения.

Для того, чтобы вы смогли посетить буддийский храм, нужно выполнить несколько требований. Прежде всего, одежда должна быть подобающей. Считается, что плечи и ноги должны быть прикрыты непрозрачной одеждой. Как и в других религиях, в буддизме считается, считается, что несоблюдение правила по поводу внешнего вида, является выражением неуважительного отношения к местам поклонения. Таким образом человек также обнаруживает собственное невежество.

Проследить кастовость частей человеческого тела в буддийских верованиях можно в ещё одной их традиции. При входе в храм нужно обязательно снимать обувь. Ноги считаются самой грязной частью человеческого тела из-за того, что они соприкасались с землей. После того, как с них снимается обувь, они становятся как бы чище. Но есть и более конструктивное объяснение этому. Традиции буддизма предполагают, что посетители храмов большой отрезок времени проводят на полу. Если учесть самые элементарные правила гигиены, такое требование не является исключительно частью буддистской культуры.

Также нужно знать как правильно садиться в буддистском храме. Ноги верующего ни в коем случае не должны быть вытянутыми в сторону изображений Будды, алтаря или представителей духовенства. Для того, чтобы никого не оскорблять своим телоположением, буддисты предпочитают сидеть в позе лотоса или просто поджать ноги под себя.

Буддийские храмы теперь можно найти во многих странах, так как буддизм распространился по всему миру. За последние 2500 лет буддизм претерпел много изменений, и сегодня есть три основные ветви этой религии, каждая из них имеет свои собственные монастыри для верующих. Корни буддизма расположены в Индии. Хотя дата рождения Будды до сих остается спорным моментом, ориентировочно буддизм зародился в 5 веке. Дословный перевод Будда — «просветленный». В этой статье представлю вам несколько удивительных и почитаемых монастырей, которые Вы, возможно,захотите посетить.

1. Буддийский Монастырь Ват Арун (WAT ARUN) в Таиланде.

Знаменитый буддийский монастырь Ват Арун является одним из самых культовых образов в Бангкоке, Таиланд. Храм очень узнаваем.


Он украшен керамической плиткой и цветным фарфором. Чтоб посетить храм, Вам необходимо будет взять такси через реку.

2. Буддийский Монастырь Луанг (PHA THAT LUANG) в Лаосе.


Храм Пха Тхат Луанг расположен в Лаосе. Является самым важным национальным памятником Вьентьяна. Легенды рассказывают, что миссионеры построили этот огромный храм с позолоченным куполом для размещения там части Будды.


Было проведено очень много раскопок, но доказательства легенды так и не нашли.

3. Буддийский Храм Джоканг (JOKHANG) в Тибете.


Буддийский храм Джоканг в центре Лхасы известен как тибетский центр духовном мире. Храм является старейшим, оставшимся на земле, и дарит туристам подлинный вкус тибетской культуры.


Храм потрясающе красив. Он остается центром буддизма в Тибете.

4. Буддийский Храм Тодайдзи (TODAIJI) в Японии.


Одним из наиболее значительных и известных буддийских храмов является храм Тодайдзи в Наре. Монастырь — это крупнейшее деревянное здание в мире, там находится огромная статуя Будды.


Храм всегда был и остается чрезвычайно популярным. Храм также является домом для многих влиятельных буддийских школ.

5. Буддийский Храм BOUDHANATH в Непале.


Храм BOUDHANATH — один из наиболее почитаемых памятников в Катманду, Непале. BOUDHANATH — объект всемирного наследия ЮНЕСКО.


BOUDHANATH привлекает туристов со всего мира.

.


Республике Союза Мьянма


Пагода Шведагон — одно из самых святых мест в мире. Основные ступы храма покрыты золотом и мерцают на солнце.


Храм находится в Янгоне, Мьянма.

в Республике Союза Мьянма


На площади Баган самая большая концентрация буддийских храмов, ступ, пагод, во всем мире.


Храмы на площади Баган гораздо проще по конструкции, чем многие другие в мире, но люди до сих пор совершают паломничество для поклонения и наслаждаются великолепием этого места.

9. Буддийские Монастырь в Боробудур (BOROBUDUR) в Индонезии


При царе Ашоке был объявлен государственной религией.
Появление буддизма повлекло за собой возникновение каменных культовых сооружений, служивших пропаганде его идей. При Ашоке строились многочисленные храмы и , высекались буддийские моральные предписания и проповеди. В этих культовых сооружениях широко использовались уже сложившиеся архитектуры. В скульптуре, украшавшей храмы, отразились древнейшие легенды, мифы и религиозные представления; буддизм вобрал в себя почти весь пантеон брахманских божеств.

Одним из главных видов буддийских культовых памятников были . Древние ступы представляли собой сложенные из кирпича и камня полусферические сооружения, лишенные внутреннего пространства, по облику восходящие к древнейшим погребальным холмам.
Ступа воздвигалась на круглом основании, по верху которого был сделан круговой обход. На вершине ступы ставился кубический «божий дом», или реликварий из драгоценного металла (золота и др.). Над реликварием возвышался стержень, увенчанный убывающими кверху зонтами - символами знатного происхождения Будды. Ступа символизировала нирвану. Назначением ступы являлось хранение священных реликвий.

Ступы строились в местах, связанных, по легендам, с деятельностью Будды и буддийских святых. Наиболее ранним и ценным памятником является ступа в , выстроенная при Ашоке в 3 в. до н.э., но в 1 в. до н.э. расширенная и обнесенная каменной оградой с 4 воротами. Общая высота ступы в Санчи 16,5 м, а до конца стержня 23,6 м, диаметр основания - 32,3 м. Лаконичность и монументальность тяжелых и мощных форм характерны как для этого памятника, так и вообще для культового зодчества периода . Ступа в Санчи построена из кирпича и снаружи облицована камнем, на который первоначально был нанесен слой обмазки с выгравированными рельефами буддийского содержания. По ночам ступа освещалась светильниками.

Близка по форме к ступе в Санчи Тупарама-Дагоба, выстроенная в 3 в. до н.э. в Анурадхапуре на острове Цейлоне, где параллельно с Индией развивалось близкое к ней . Цейлонские ступы, носившие название дагоба, имели несколько более вытянутую колоколообразную форму. Тупарама-Дагоба представляет собой массивное каменное сооружение с высоким, заостренным кверху каменным шпилем.

Каменная ограда вокруг ступы в Санчи была создана по типу древней деревянной, а ее ворота ориентировались по четырем странам света. Каменные ворота в Санчи сплошь покрыты скульптурой, почти нет ни одного места, где оставался бы гладким. Эта скульптура напоминает резьбу по дереву и слоновой кости, и не случайно резчиками по камню, дереву и кости в Древней Индии работали одни и те же народные мастера. Ворота представляют собой два массивных столба, несущих три пересекающие их наверху перекладины, расположенные одна над другой. На последней верхней перекладине помещались фигуры гениев-хранителей и буддийские , например колесо - символ буддийской проповеди. Фигура Будды в этот период еще не изображалась.

Сцены, украшающие ворота, посвящены джатакам - легендам из жизни Будды, перерабатывавшим мифы Древней Индии. Каждый рельеф является целой большой новостью, в которой с подробностью и тщательностью изображены все действующие лица. Памятник, так же как и священные , должен был как можно полнее освещать тот культ, которому он служил. Поэтому с такой подробностью рассказываются все события, связанные с жизнью Будды Живые образы, выполненные в скульптуре, являются не только религиозными символами, но воплощают в себе многогранность и богатство индийской народной фантАзии, образцы которой в литературе нам сохранила «Махабхарата».

Отдельные на воротах - это жанровые сцены, повествующие о жизни народа. Наряду с буддийскими сюжетами изображаются также древние божества Индии. На северных воротах в верхней полосе изображена сцена поклонения слонов священному дереву. С двух сторон медленно приближаются к священному дереву тяжелые фигуры слонов. Их хоботы как бы качаются, скручиваются и протягиваются к дереву, создавая плавное ритмическое движение. Цельность и мастерство композиционного замысла, а также живое чувство природы характерны для этого рельефа. На столбах вырезаны пышные крупные и ползучие . Легендарные чудовища (Гаруда и др.) помещены рядом с изображениями реальных зверей, мифологическими сценами и буддийскими символами. Фигуры даются то в плоском рельефе, то в высоком, то еле различимыми, то объемными, что создает богатую игру света и тени. Массивные фигуры слонов, стоящие по четыре с каждой стороны, подобно атлантам, несут на себе тяжелую массу ворот.

Необычайно поэтичны скульптурные фигуры качающихся на ветвях девушек - «якшини», духов плодородия, - помещенные в боковых частях ворот. От примитивных и условных древних форм искусство в этот период далеко шагнуло вперед. Это проявляется прежде всего в несравненно большем реализме, пластичности и гармонии форм. Весь облик якшини, их грубоватые и большие руки и ноги, украшенные многочисленными массивными браслетами, крепкая, круглая, очень высокая грудь, сильно развитые бедра подчеркивают физическую силу этих как бы напоенных соками природы, упруго качающихся на ветвях девушек. Ветки, за которые хватаются руками молодые , сгибаются под тяжестью их тел. Движения фигур красивы и гармоничны. Эти женские образы, наделенные жизненными, народными чертами, постоянно встречаются в мифах Древней Индии и сравниваются с гибким деревом или молодым, буйным побегом, так как они воплощают могучие творческие силы обожествленной природы. Ощущение стихийной силы присуще всем образам природы в скульптуре Маурья.

Вторым видом монументальных культовых сооружений были стамбха - монолитные каменные столбы, обычно завершенные капителью, увенчанной скульптурой. На столбе высекались эдикты и буддийские религиозные и моральные предписания. Вершина столба украшалась лотосовидной капителью, несущей символических священных животных. Такие столбы более ранних периодов известны по древним изображениям на печатях. Столбы, возведенные при Ашоке, украшены буддийскими символами и по своему назначению должны выполнять задачу прославления государства и пропаганды идей буддизма. Так, четыре льва, соединенные спинами, на сарнатхском столбе поддерживают буддийское колесо. Сарнатхская капитель сделана из полированного песчаника; все изображения, выполненные на ней, воспроизводят традиционные индийские мотивы. На абаке помещены рельефные фигуры слона, коня, быка и льва, символизирующие страны света. на рельефе переданы живо, их позы динамичны и свободны. Фигуры львов наверху капители более условны и декоративны. Являясь официальным символом мощи и царственного величия, они значительно отличаются от рельефов в Санчи.

В период правления Ашоки начинается строительство буддийских пещерных храмов. Буддийские храмы и монастыри высекались прямо в массивах скал и представляли подчас крупные храмовые комплексы. Суровые, величественные помещения храмов, разделенные обычно двумя рядами колонн на три нефа, украшались круглой скульптурой, резьбой по камню и живописью. Внутри храма помещалась ступа, расположенная в глубине чайтьи, против входа. От времени Ашоки сохранилось несколько небольших пещерных храмов. В архитектуре этих храмов, как и в других каменных сооружениях периода Маурья, сказались традиции деревянного зодчества (главным образом в обработке фасадов). Таков вход в один из наиболее древних пещерных храмов Ломас-Риши в Барабаре, выстроенный около 257 г. до н.э. На фасаде воспроизведены в камне килевидная арка над входом, выступы балок и даже ажурная решетчатая резьба. В Ломас-Риши над входом, в узком пространстве пояса, расположенного полукругом, помещено рельефное изображение слонов, поклоняющихся ступам. Их грузные фигуры ритмическими и мягкими движениями напоминают рельефы ворот в Санчи, созданные двумя веками позднее.

Дальнейшее развитие внутреннего помещения, еще мало развитого в храме Ломас-Риши, привело к созданию крупных пещерных храмов - чайтий во 2 - 1 вв. до н.э. Наиболее значительными являются чайтьи в Бхаджа, Кондане, Аджанте, Насике. В них выкристаллизовался ранний тип пещерного храма, нашедший свое лучшее выражение в чайтье в Карли.

Первоначально чайтья заимствовала отдельные элементы деревянного зодчества, что отразилось не только в повторении архитектурных форм, но и во вставленных деревянных деталях. Вместе с тем характер вырубленного в скалах помещения, своеобразная связь ваяния и зодчества вызвали к жизни совершенно новый род архитектуры, просуществовавший в Индии около тысячи лет.

Наиболее значительна в художественном отношении чайтья в Карли 1 в. до н.э.. Величественный интерьер чайтьи оформлен двумя рядами колонн. Восьмигранные монолитные колонны с пухлыми гранеными капителями завершены символическими скульптурными группами коленопреклоненных слонов с восседающими на них мужскими и женскими фигурами. Свет, проникающий через килевидное окно, освещает чайтью. Прежде свет рассеивался рядами деревянных орнаментированных решеток, что еще более усиливало атмосферу таинственности. Но и теперь, выступая в полумраке, колонны как бы надвигаются на зрителя. Токовые коридоры настолько узки, что за колоннами почти не остается пространства Стены вестибюля перед входом во внутреннее помещение чайтьи украшены скульптурой. У подножия стен стоят массивные фигуры священных слонов, исполненные в очень высоком рельефе. Пройдя эту часть храма, как бы посвящавшую в историю жизни Будды и подготовлявшую определенное молитвенное настроение, паломники попадали в таинственное, полутемное пространство святилища с блестящими, отполированными, как стекло, стенами и полом, в которых отражались блики света.
Чайтья в Карли - одно из лучших архитектурных сооружений Индии этого периода. В ней ярко проявилась самобытность древнего искусства и характерные черты культовой индийской архитектуры. Скульптура пещерных храмов обычно служит гармоничным дополнением архитектурных деталей фасада, капителей и т. п. Ярким образцом декоративной скульптуры пещерных храмов является упомянутое оформление капителей чайтьи, образующее своеобразный фриз над рядом колонн зала.

Буддизм в течение нескольких тысячелетий постепенно распространялся по планете. Сегодня буддийские храмы можно отыскать в разных странах, а корни этой религии сосредоточены в Индии. В статье мы познакомимся с тем, что представляет собой храм буддистов и в чем особенности их архитектуры, узнаем о самых известных храмах и монастырях.

Храмово-монастырский пещерный комплекс Аджанта

Как называется буддийский храм

Храм Будды может иметь разные названия: дацан , или, непосредственно название самого храма, сочетающееся со словами дзи, дэра, тэра, гаран.

В том случае, если храм называют по местности или в честь основателей, то в названии присутствует тэра или дэра. Например, Асука-дэра так называется в связи с тем, что храм расположен на равнине Асука. А Татибана-дэра является храмом рода Татибана.

Если же в названии строения используется величание учителя или имя почитаемого божества, то используется дзи. Например: Якусидзи храм Бхайшаджьягуру или будды-целителя Якуси.

Дополнительное название гаран применяют для обозначения древних храмов. С санскритского «сангхарама» – «общинное жилище» .

Если в сооружении для проведения обрядов нет всего, что необходимо для такого помещения, то такое здание называется молельней.


Храм буддизма штата Махараштра

Архитектура буддийских храмов и монастырей

Что означает быть буддистом? Если объяснить с точки зрения этого религиозного учения, то быть буддистом – это искать прибежища у «Трех Сокровищ ». «Три сокровища» – это Будда , его учение и община , образовавшаяся вокруг этого учения . Строение спроектировано таким образом, чтобы воплощать все «Три Сокровища». Они представлены все в одном месте, но при этом разделены на части, каждая из которых несет свою смысловую и религиозную нагрузку.


Буддийский храм – это священная комплексная постройка , представляющая религиозную ценность, место паломничества, поклонения и обитания буддийских монахов. Он должен быть защищен от внешних воздействий, беспокоящих это святое место – посторонние звуки, зрелища, запахи и другие влияния. Территория закрыта со всех сторон, а при входе расположены мощные ворота.

В «золотом зале» (кондо) помещаются любые изображения будды (Будда Шакьямуни , сострадательный Амитабха и др.) – вышитые, рисованные, в виде скульптур. В том же помещении могут находиться любые изображения разных почитаемых существ, бодхисаттв.

Пагода – это постройка, предназначенная для хранения останков тела (земного) Будды Шакьямуни . Практически каждый буддистский храм имеет свое предание о том, как останки попали в него. Зачастую пагода состоит из трех или пяти ярусов, а в центре размещен главный столб. Под ним или на самой его верхушке и хранятся останки Будды.

Помимо текстовых вариантов буддийского учения, хранящихся в виде свитков, религиозная информация и различные священные предания передаются из уст в уста. Кроме того, в «зале для чтений» (ко:до) регулярно проводятся чтения и толкования учения.

С VIII столетия появляются ками – места для почитания «родных богов». Их размещают как на территории храма, так и за ее пределами. Богов почитают как защитников храма.

В общину храма входят монахи, их ученики и миряне, временно поселившиеся в галереях.


Буддийские храмы в Индии имеют свои особенности оформления. Монументальные сооружения имеют большое количество арок, сводов, колонн, рельефов, посвященных Будде. При этом все эти неповторимые архитектурные элементы доведены до безупречности. В Индии чаще всего ступы встречаются в виде сферы на основании кубической формы. Их входы обычно представлены в виде каменных ворот, на которых красуются резные изображения. Также встречаются постройки с острыми высокими куполами с барельефами.

Буддийские храмы в Индии

Буддийских храмов на территории Индии существует множество, так как данное религиозное направление здесь особо почитается. Уделим внимание самым известным.

  1. . Третьим по величине штатом Индии является Махараштра. Этот край известен прежде всего своими скальными монастырями и храмами:
  • Аджанта – храмово-монастырский пещерный комплекс, представленный утесом в форме подковы. Всего насчитывается 29 пещер. Они делятся на вихары (общежития буддийских монахов, имеющие при входе портик-терассу и квадратные залы, окруженные кельями с трех сторон) и чайтья (молельные залы). Стены в пещерах искусно расписаны иллюстрациями к буддийским мифам и легендам. Аджанта является памятником Всемирного наследия.
  • Пещеры Аурангабада – относительно небольшие три комплекса пещерных храмов, расположенных поблизости от города Аурангабад. Всего насчитывается девять пещер, делящихся на восточные и западные.
  • Питхалкора – пещерный храмовый комплекс, состоящий из 13 пещер. Обустроены во II веке до н.э. Несколько позже, в V-VI веках, произошли добавления к ним.
  • Эллора – система из 34 пещер. Из них 17 пещер являются индуистскими, 12 пещер – буддийскими, 5 – . Наиболее примечательное строение с неповторимой архитектурой – «Kailas», заслуженно ставший одним из драгоценных памятников религиозной культуры Индии. Многочисленные замки, расположенные в Эллоре, причислены к Всемирному наследию организацией ЮНЕСКО.
  1. – именно то место, где Гаутама Сидхартха достиг просветления, результатом чего стало его перевоплощение в Будду. Храм располагается в Бодх-Гая, индийском штате Бихар. Здесь же находится Бодхи – священное дерево, сидя под которым Гаутама нашел свое просветление. Считается, что оно было выращено из семени, которое даровало именно то оригинальное дерево, под которым сидел просветленный Будда.
  1. Санчи , являющаяся Всемирным наследием ЮНЕСКО , – это деревня в штате Мадхья-Прадеш, известная сохранившимися храмами, монастырями и ступами времен раннего буддизма. Главная достопримечательность – первая известная в истории ступа. Она была задумана как наглядный символ Колеса дхармы. Именно со ступы Санчи начали копировать другие ступы.
  1. Нельзя не вспомнить о ступе Дхамек , расположенной в Сарнатхе. Согласно преданиям, здесь Будда, достигший просветления, провел свою первую проповедь и запустил Колесо дхармы .

Буддийские монастыри в Индии

Также насчитывается немалое количество буддийских монастырей на территории Индии. Всех их перечислить не представляется возможным, поэтому познакомимся с некоторыми из них:

  1. Храмы Ладакха . Земля Ладакх находится в крайней западной части Тибетского плато. По южную и северную части возвышаются высочайшие в мире горы. Здесь сосредоточены все те красоты, за которыми с удовольствием прибывают сюда путешественники – заснеженные горные массивы, озера, реки, диковинные звери и птицы, невероятные горные обители. Правда, все это стало доступным иностранным туристам только с 1974 года. В основном население Ладакха представлено потомками осевших кочевников, прибывших из Кхама (восточного Тибета). В VII веке они смешались с индоарийскими племенами. В этом краю расположено множество храмов: Алчи-Гомпа, Ванла, Ламаюру, Мульбек-Гомпа, Сени-Гомпа, Ше-Гомпа и другие.
  1. Тикси – это буддийский монастырь, находящийся у берегов Инд на вершине холма Его расположение потрясает: он возвышается на 3600 метра над уровнем моря и состоит из 12 этажей. Здесь же есть статуи, фрески, оружие, тханки (изображения религиозного характера в тибетском искусстве), постройки с чортенами. Удивителен и храм Майтрея, ставший в будущем Буддой. Он славится 15-метровой статуей Майтреи, возведенной в 1970 году перед визитом Далай-ламы.
  1. , расположенный на холме у пригорода города Таванг. Он находится на высоте 3300 метра. Рассчитан на 700 монахов, в настоящее же время в нем проживает приблизительно 450 лам. Здесь есть библиотека Паркханг, известная тем, что в ней хранится много исторически ценных манускриптов.

Буддийские монастыри в России

В России буддизм исповедуют в разных районах страны – Забайкальский край, Тыва, Бурятия, Республика Алтай, Калмыкия, Иркутская область. Буддийские монастыри в России существуют в большом количестве городов, в том числе Москве и Санкт-Петербурге.

  1. Иволгинский дацан (Гандан Даши Чойнхорлин – тибет.) расположен в республике Бурятия, в селе Верхняя Иволга. Это настоящий комплекс, состоящий из множества построек, в числе которых:
  • храм-дворец, в котором хранится нетленное тело великого Учителя Хамбо-ламы Итигэлова;
  • тантрический храм (Жан-дуган);
  • главный соборный храм (Цогчен-дуган);
  • оранжерея, созданная для священного дерева Бодхи и др.

Также на территории комплекса размещены библиотека, летняя гостиница, священные ступы-субурганы и даже вольер для косуль.

  1. Еще один буддийский монастырь в России, точнее храм-монастырь, – Хойморский дацан «Бодхидхарма», расположенный в Бурятии (Поселок Аршан Тункинского района). Это центральный храм буддийской организации «Майдар».
  2. Цугольский дацан – это самый старейший монастырь, возведенный в Забайкальском крае в 1801 году. Здесь были основаны монастырские школы буддийской философии классического направления и тибетской медицины. Монастырь имеет очень богатую историю.

В России существуют и другие, не менее замечательные храмы буддистов: Анинский (Бурятия) и Агинский (Забайкальский край) дацаны, , Храм Великой Победы (Калмыкия), Эгитуйский дацан (Бурятия).

Буддийские храмы и монастыри загадочны и даже мистичны. Они притягивают паломников из разных уголков планеты, желающих своими глазами узреть священные места и оторваться от мирской суеты, пребывая в их стенах.