Как выглядит вертеп и что это такое. Рождественские вертепы в разных уголках мира: Как оживает старинное предание Вертеп и рождественское вертепное представление

29.01.2022 Деньги

У каждого праздника, независимо от того, церковный он или нет, есть своя неповторимая традиция празднования, которая относится только к этому празднику. Например, на Новый год, люди наряжают елку. По сути нет другого праздника, на котором бы наряжали елку. Поэтому елка относится только к традиции празднования Нового года.

с древнегреческого означает «пещера»

Также на Пасху мы красим яйца, эта традиция относится только к Пасхе. У каждого праздника есть своя изюминка. Такая изюминка есть и у праздника Рождества Христова.

Рождество Христово - это прекрасное и удивительное время, сердце наполняется ожиданием чуда. Существует прекрасная старинная традиция - ставить рождественский вертеп. Маленькие детишки любят рассказывать стишки, а более взрослые ребята - показывают различные сценки, поют песни.

Иисус Христос - Сын Божий, родился в вертепе, где остановились на ночлег Богородица и Иосиф

Что же такое вертеп? Вертеп - это слово древнегреческое, означает оно «пещеру». По Священному Писанию, Иисус Христос - Сын Божий, родился именно в вертепе, где остановились на ночлег Пресвятая Богородица и праведный Иосиф.

О рождении Спасителя повествуют евангелисты Лука и Матвей. Все жили с надеждой, что придет Мессия, который сможет исправить последствия греха Адама, а также примет все человечество и спасет от погибели. Во всех книгах Ветхого Завета было указано, что все это исполнится.

То время под властью Иудеи был весь Рим. Император Августин решил объявить всемирную перепись.

Обручник Девы Марии - Иосиф и Пресвятая Богородица была потомками Царя Давида, они пошли в Вифлеем, но все гостиницы были переполнены. Так как Дева Мария ожидала скорого рождения Иисуса Христа, они были просто вынуждены остановиться на ночлег за городом, в обычной пещере.


Спаситель, рождение которого ждал весь мир, родился в пещере. Пресвятая Богородица спеленала Его и положила в ясли - кормушку для скота. Весь мир спал, и только Ангел, который явился пастухам, сообщил о том, что родился в мир Спаситель. Это запечатлено на многих иконах, картинах.


Первыми поклониться Христу в пещеру - пришли пастухи

Поэтому первыми поклониться пришли простые пастухи. За ними пришли простые мудрецы - волхвы.

Об этом событии узнали и персидские язычники, они увидели в небе яркую звезду, и поняли, что пророчество о Христе сбылось. Они пришли в Иерусалим и стали спрашивать, где же родившийся Царь Иудейский.

Известие это дошло и до царя Ирода, он сильно боялся лишиться своей власти. За это он даже убил своих детей и жену, потому стал подозревать их в заговоре. Ирод собрал книжников, которые знали Священное Писание и стал просить их искать то место, где родился Христос.


Ирод послал волхвов в Вифлеем, чтобы они нашли младенца, чтобы ему поклониться. Но на самом деле, Ирод желал убить младенца. Волхвы нашли Спасителя и принесли ему свои дары: золото, ладан и смирну.

Это были не просто простые подарки, а символы, где золото - означало царское достоинство ребенка, ладан - употребляли для богослужений, смирна - символизировала будущее погребение Младенца.


Но волхвы не вернулись обратно, потому что им явился Ангел и сказал о злом замысле царя Ирода. Ирод, не дождавшись волхвов, приказал убить всех младенцев до двухлетнего возраста в Вифлееме и во всех его окрестностях.

Ангел заранее предупредил Иосифа о том, что готовиться убийство всех младенцев. Иосиф увел Деву Марию в Египет, вскоре Ирод умер, а святое семейство отправилось в Назарет, где и прошло детство Иисуса Христа.

В честь праздника Рождества Христова, люди стали ставить модель Вифлеемовской пещеры с куколками

Именно в честь праздника Рождества Христова, люди стали ставят модель Вифлеемовской пещеры с куколками, изображая живой вертеп, где был рожден Спаситель. Кто-то покупает в магазине, на рынках, а кто-то делает его сам, своими руками. В России вертепы были особо популярны до революции.



Самый первый рождественский вертеп сделал Франциск Ассизский в 1223 году. Он сделал небольшую пещеру, в которой рассадил животных и людей. Так он показывал вертепное представление для всех верующих.

Именно с этого самого момента, традиция таких представлений стала ежегодной. Фигурки стали делаться из дерева.


В 18 веке, в Италии богатые люди заказывали у портных специальные костюмы и в них разыгрывали рождественские сценки. Иногда на такие мероприятия, приглашали живых животных.

В некоторых странах, были распространены целые «Рождественские деревни». Здесь были задействованы несколько сотен актеров, которые все занимались своими бытовыми делами и ремеслами.

Временами они показывали сцену из рождения Иисуса Христа и приход волхвов к Нему. Зрители могли свободно ходить и перемещаться по всей деревне. Они могли спокойно видеть все, что происходило.

Персонажи рождественского вертепа - Дева Мария, младенец Иисус Христос, Иосиф, ангелы, пастухи и животные

Персонажи на представления с рождественским вертепом были одни и те же - Дева Мария, младенец Иисус Христос, Иосиф, а также могли быть ангелы, пастухи, животные.

Существует 3 вида вертепов:

  • механический - это такой вертеп, в котором отдельные фигуры анимированы с помощью скрытого для всех механизма;
  • вертепный театр - это рождественское представление кукольного театра, бывает с участием реальный людей. Такой вид был распространен на территории Польши, Белоруссии;
  • живой - это когда роль персонажей из вертепа исполняют только живые люди.

Как же выглядел рождественский вертеп? Самый первый вертеп был сделан из дерева известным скульптором Арнольдом ди Камбьо. Некоторые из его фигурок сохранились и до наших дней.

Многие вертепы изготавливались специально для церквей, но затем со временем стали делаться и для домов богатых граждан. Известно, что сам король Карл третий Бурбон своими руками вырезал вертепные фигурки из дерева. А затем дамы украшали и наряжали эти фигурки.


Затем вертепы делались из глины. Ее сначала обжигали, а затем отдавали художникам для росписи. Были и специальные портные, которые шили одежду для фигурок на рождественский вертеп. Они украшали одежды драгоценными камнями из золота, серебра и камней.

В настоящее время вертеп выглядел простым деревянным ящиком с небольшими прорезями. Внешне он похож на маленький домик с двумя этажами. На верхнем ярусе была сама пещера. В ней размещали маленькие рождественские ясли, в которых лежит Иисус, рядом с ними фигурки Девы Марии и Иосифа.

На крышу домика обычно вырезали рождественскую Вифлеемскую звезду, которая возвещали всем о рождении Спасителя мира. Ярусы делили на 2 пространства, то есть верхнее означало небесное пространство, а нижние - земное. На нижнем ярусе и происходило обычно представление.


Самый маленький вертеп - размером с булавочную головку сделал Альдо Карило из Неаполя. А самый большой вертеп попал даже в Книгу Рекордов Гиннеса, находится сейчас в Колумбии. Его площадь равна - 18000 квадратных метров.

Можно найти схемы, картинки, фотографии как самому сделать рождественский вертеп. На сайте «Страна Мастеров» - можно увидеть детальное создание Рождественского вертепа.

Иногда вместе фигурок на верхний ярус рождественского вертепа ставили икону праздника Рождества Христова. Вертеп был, есть и будет самой любимой святочной забавой всех людей, он нравился самым разным зрителям независимо от их возраста.

Представление рождественского вертепа - было показано по специальному сценарию

Представление перед зрителями было показано по специальному сценарию. На данном видео можно увидеть одно из представлений рождественского вертепа:

Представление показано для взрослых и детей. Как мы видим, в данном представлении участвуют не только маленькие дети, но и взрослые актеры. Актеры поют рождественские колядки, а также показывают с помощью фигурок как происходили события на Рождество Христово.

Еще одно представление можно увидеть на данном видео:

В данном представлении мы видим, как участвуют только школьники. Это представление осуществляется с помощью актеров и фигурок.

Приближается волшебная рождественская пора. Ожидание чудесной елки, исполнения желаний, ощущение особого, неповторимого праздника... В нашей Детской - мастер рождественских чудес Александр Греф, художественный руководитель бродячего кукольного театра "Вертеп".

Подарите ребенку на Рождество то, что лучше всего на свете - театр! И не простой театр, а самый красивый, самый таинственный и самый древний - кукольный вертеп!

Представьте себе, что мы заглядываем в окошко маленького домика: в глубине сцены люлька, склонившиеся Пресвятая Богородица и Святой Иосиф, ослик и вол согревают младенца дыханием... Плавно, словно чудесным образом, на авансцену выплывает ангел и возглашает Радостную Весть!.. Пастухи и волхвы кланяются младенцу... Огонек свечи, колеблемый замирающим дыханием зрителей; в неровной тени простенькие куклы оживают - и свершается чудо! Никто уже не скажет, что это сказка. Так было, именно так все и было!

Чудесное это действо живет в России более двухсот лет. Играли его на Святки от до по всему христианскому миру. Вертеп играли для себя и соседей, переходя из дома в дом, повторяя игру с песнями и колядками.

Вертепные ящики в старину делали очень большими: в два, даже три этажа, со сложными украшениями - и хранили затем как реликвии долгие годы. В них куклами управляли снизу, через специальные щели в дне ящика. Позднее появились одноэтажные вертепы, сделанные попроще, из подручных материалов - может быть, они не были предназначены для длительного хранения и каждый год изготавливались заново. В них кукловод управлял куклами сверху, с помощью прута.

Текст вертепного действа передавался из уст в уста с добавлениями и сокращениями, и за века в нем сплавились и языки, и обычаи. Но как дороги трепет и пиетет, с которыми наши предки относились к Рождественской истории! Никому не пришло в голову вложить текст в уста Пресвятой Богородицы или младенца Христа. Сцена Рождества - картина, икона, знак. Она освящает все действо. Мы знаем нарисованные сцены со Святым семейством, знаем выполненные в куклах - люди создавали их кто как умел, по силе своей любви. Если вы решили сделать двухэтажный вертеп, то Святое семейство должно быть помещено наверху, в одноэтажном вертепе - справа от сцены (слева для зрителей). Символика вертепного действа проста и строга: вверху (справа) - рай, внизу (слева) - ад. Никогда живущие в раю - Святое семейство, ангелы, пастухи, волхвы - не переходят вниз; никогда жители ада - черт, смерть, царь Ирод, его войско - не поднимутся наверх.

Замечательно готовить вертепное действо всем вместе, всей семьей и показать в Рождество самым маленьким. Вертеп можно - и нужно! - играть каждое Рождество, и потому действо год от года можно усложнять.

Вертеп: сценарий для детей

  1. Изображение Святого семейства, пастухов, яслей, животных, заглядывающих в окна, - в общем, изображение Рождественского вертепа. На фоне вертепа разворачивается первая сцена явления Ангела, возвещающего Благую Весть. Она повторяется в конце действа при зажигании Вифлеемской звезды.
  2. Внутренние покои дворца Ирода. Могут быть просто нарисованы на заднике. Царский дворец обозначается троном, у которого стоит или на котором сидит царь Ирод. Царь Ирод призывает к себе воинов и приказывает идти в Вифлеем - убить всех мальчиков, "сущих первенцев". "Ходили мы в Вифлеем, - отвечают воины, - избивали младенцев, но одна лишь Рахиль не дает свое чадо убить".

Входит Рахиль с младенцем на руках и просит у царя милости. Страшный царь велит "избить" и этого, как ему кажется, последнего младенца. Ибо не может знать царь земной, что те, кого он ищет, ушли нищими под покровом ночи в Египет. Воин наклоняется и пронзает копьем младенца на руках Рахили. О, ужас! Ужас! Ужас!.. Плачет Рахиль. Выходит ангел и утешает ее: "Не плачь, Рахиль, твое чадо на небе, у Царя Небесного в руках!".

Все уходят.

Ирода охватывает жестокий страх, и он пытается оправдать свое злодеяние необходимостью. Но не тут-то было! К нему является Смерть с косою. "Пора тебе, Ирод, сойти в ад!" - восклицает она и отсекает дрожащему царю голову. Со страшным шумом выскакивает Черт и утаскивает Ирода в ад! Ужас, тишина и пустота...

Но что это? Мы слышим тихое пение. Это ангел небесный славит спасенного Христа! Вновь выходят пастухи с овечками поклониться Святому семейству. Злу воздано, радость возвращается в мир! Гаснут свечи на сцене, и тихо-тихо загорается Вифлеемская звезда. Путеводная звезда надежды и веры!..

Все вертепное действо длится от 10 до 20 минут, в зависимости от текста и музыкального сопровождения.

Адаптированный текст вертепной драмы (по записи Н. Виноградова)

Явление 1

Из правой двери выходит Ангел и идет к пещере с пением.

Ангел . Дево днесь пресущественного рождает,
И земля вертеп к непреступному приносит,
Ангелы же с пастырями славословят,
Волствии же со звездою путешествуют,
Нам бо ради родися,
Отроча млада, предвечный Бог.

Ангел поклоняется и уходит.

Явление 2

Выход трех царей.

Цари . Шедше трие цари
Ко Христу со дары,
Ирод им предвластен,
Куда идут, спросити.
Идем к Рожденному,
Идем поклониться.
Идем поклониться,
Пред Царем явиться,
Аще поклонюся,
Пред Царем смирюся,
Где Христос родися,
Там звезда явися;
Звезда грянет чудно
С востока до полудня.

Явление 3

Выходит к ним Ангел.

Ангел . Идите иным путем,
К Ироду не ходите:
Ирод смущает,
Волхвов созывает,
Младенцев избивает.

Цари . Шедше трие цари
Во свои во страны,
Христа славословят,
Чая в небе быти,
На веки хвалити.

Цари и Ангел уходят.

Явление 4

Выходит царь Ирод, садится на царский трон.

Ирод . Аз есмь царь,
Кто может мя снидь?
Пошлю своя воины
В страны вифлеемския
Избить младенцев,
Сущих первенцев.

(Встает на троне с громким говором.)

Воины мои, воины,
Воины вооруженные,
Встаньте предо мной.

Явление 5

Воины входят и становятся перед царским троном.

Почто, царю, нас призываете,
Что творить повелеваете?

Ирод . Подите в страны вифлеемские,
Избейте всех младенцев,
Сущих первенцев.

Ваше царское величество,
Ходили мы в вифлеемские страны,
Избивали всех младенцев,
Сущих первенцев.
Одна госпожа Рахиль
Не дает своего чада убить,
А хочет идти
К вашей милости просить.

Ирод . Кто она такова?
Привести ее сюда!

Идем и приведем!

Воины уходят.

Явление 6

Воин приводит Рахиль к царю Ироду. Рахиль падает на колени и плачет.

Рахиль . О, царю,
Великий государю!
Помилуйте мое чадо-отрочате,
Чтобы не было чего на том свете отвечати!

Ирод . Воин, возьми его и убей,
Чтобы не было более душе и телу скорбей.

Рахиль . Царь, помилуй мое чадо!

Ирод . Воин, возьми и убей его!

Воин забирает младенца у нее из рук и убивает его пикой. Рахиль падает на землю и плачет.

Рахиль . Ах, увы! Ах, увы!
В горести, печали!
Ах, увы! Ах, увы!
В горести, печали!
Вижу младенца прободенную утробу
И предаюся гробу.

Плач повторяется два раза. Рахиль все время лежит на полу у трона.

Явление 7

К Рахили является Ангел в белой одежде, с крыльями, поднимает ее.

Ангел . Не плачь, Рахиль, восстань, Рахиль.
Увидишь свое чадо
У Царя Небесного в руцех.
Маленькое чадо
В рае будет радо!

Явление 8

В дверь входит Смерть.

Смерть . Полно тебе, Ирод,
Проклятый, безумный,
На сем свете жить.
Пора тебе, Ирод,
Во ад снить!

Смерть царю Ироду на троне голову снимает косой, тело падает с трона. Черт подбегает к телу царя Ирода.

Черт . О, проклятый Ироде,
За твоя превеликия злости
Поберу тя в преисподнюю бездну...

Хватает тело царя Ирода. Ирод проваливается вместе с Чертом в люк (в преисподнюю).

Явление 9

Пастушок и Ангелы выходят с пением поклониться младенцу Христу. Зажигается Звезда.

Пастушок . Нова радость стала,
Яко в небе хвала,
Над вертепом звезда ясна, светла воссияла.
Пастушки идут с ягнятком,
Пред малым Дитятком
На колени упадали,
Христа прославляли:
"Молим, просим, Христе-Царю,
Небесный Государю,
Даруй лето счастливое
Сему Господарю".

Вертеп: как сделать кукол своими руками

Куклы, управляемые сверху с помощью прута, изготавливаются из любого удобного вам материала: ткани, дерева, бумаги и даже глины.

Размеры кукол диктуются, конечно же, размерами сцены, вертепного ящика. Но в любом случае мы рекомендуем делать их не более кисти руки и не менее длины пальца.

Тщательность проработки деталей куклы - лица, украшений одежды, рук, ног и прочего зависит от вашего желания и вкуса. Однако вертепная драма - зрелище символическое и допускает использование очень условных кукол - без ног, часто без рук, если руки не действуют в сцене, без деталей лица, достаточно лишь глаз, волос и бороды, которые могут быть приклеены, нарисованы, пришиты, но в целом лишь обозначены.

Прут, на который вы будете крепить куклу, должен быть для удобства работы достаточно длинным - по крайней мере, в локоть длиною. При вождении куклы удобнее, когда прут упирается в пол сцены, иначе вам трудно будет определить высоту, на которой находится кукла; а вверху прута сделайте ручку, чтобы кукла не вертелась в пальцах. На уровне плеч куклы желательно изготовить крестовину, тогда будет легче прикрепить куклу к пруту, и она в самый неподходящий момент не начнет вращаться вокруг него.

Прут можно изготовить из проволоки или дерева, крестовину - из палочки, хорошенько обмотав ее ниткой, смазанной клеем.

Примечание. Здесь приводится сокращенный вариант вертепной драмы, и состав кукол сведен к минимальному.

Александр Греф,
художественный руководитель бродячего
кукольного театра "Вертеп", Москва

В христианстве есть замечательная традиция - в канун Рождества ставить в доме вертеп. К сожалению, в России этот обычай был на время прерван - в связи с революцией 1917 года и последующей антирелигиозной пропагандой, но позже был восстановлен. Католики же никогда не оставляли традицию устанавливать вертепы. Что такое вертеп и какова история его возникновения, вы сможете узнать из этой статьи. Кроме того, в ней изложены особенности устройства вертепных ящиков и основной сюжет спектакля, который разыгрывался в них.

Место рождения Иисуса Христа

На самом деле, вертеп устанавливается не только под Рождество. Это место - величайшая христианская святыня - существует вне зависимости от времени года и находится в Базилике Рождества Христова, что в Вифлееме. Оно известно примерно со II века до нашей эры. Что такое вертеп? Это настоящая пещера, пол которой украшает серебряная звезда, некогда позолоченная и украшенная драгоценными камнями. Внутри звезды есть надпись, гласящая «Здесь родился Иисус Христос от Девы Марии». Над звездой висят шестнадцать лампад - они принадлежат разным христианским конфессиям, по несколько на каждую ветвь. Кроме нее, в пещере установлен мраморный престол, где совершают литургию православные и армяне.

Южную часть вертепа занимают Придел яслей, выложенный мрамором, туда Богородица положила Христа сразу после его рождения. Сами Ясли (по сути, кормушка для животных, но Дева Мария использовала их как колыбельку для Младенца) еще в XII веке была увезена в Рим. Рядом с Яслями установлен престол Поклонения Волхвов, принадлежащий католикам.

Именно этот вертеп стал прообразом для многочисленных последующих, которые христиане устанавливают на Рождество в своих домах.

Что такое вертеп?

В переводе со старославянского это слово обозначает пещеру. Это значение слова "вертеп" используют для названия единственной пещеры - ту, где родился Христос. Также у этого слова существуют дополнительные значения, о которых речь пойдет позже - они уже не связаны с Рождеством.

Рукотворный вертеп

Иногда появление рукотворных вертепов приписывают Франциску Ассизскому, создавшему такую живую панораму как напоминание об исконном празднике. Это маловероятно, но в любом случае с XII-XIII века в Европе стали появляться статичные композиции из разнообразных материалов, которые изображали Святое Семейство, ангелов, пастухов и других участников сцены Рождества. Нередко их представляли в условиях, которые соответствовали современности, а не древнеиудейскому быту. Популярны были и мистерии, в которых Рождение Спасителя изображалось в лицах.

Вертеп в России

В России же больший интерес проявляли к театральным вертепам (в Европе они, конечно, существовали, но не были столь популярны). Этим словом назывались как короткие представления на сюжеты Рождества, так и двух- или трехэтажные домики, в которых происходило действо.

Особенно вертепное искусство расцвело к XIX веку. В Петербурге к этому времени даже сложилась династия вертепщиков, семья Колосовых, которые хранили и передавали по наследству секреты рождественских спектаклей (подобные явления встречаются в Европе и сейчас - так, в современном Неаполе есть улица, полная вертепных мастерских). К концу столетия мастера-вертепщики путешествовали по стране - всей России уже было известно, что такое вертеп. Он стал гораздо более светским искусством, нежели прежде, и рождественскую мистерию заканчивала вполне мирская комедия с местным колоритным юмором.

Артисты ходили с ящиками не только в канун Рождества, но и дальше, вплоть до самой Масленицы, а то и до лета. Революция 1917 года оборвала эту традицию, и достаточно скоро устройство вертепов, тексты спектаклей, секреты изготовления кукол забылись вплоть до конца XX века. Восстановлением вертепных ящиков фольклористы под руководством Д. Покровского занялись лишь в 1980-х годах, именно их опыты в итоге взяты за основу возрожденной традиции.

Устройство театрального вертепа

Для того чтобы лучше понять, что такое вертеп, обратимся к его устройству. Как уже было сказано, чаще всего домик-вертеп состоял из двух или трех этажей. Фактически вертеп - это такая маленькая модель Мироздания, мир горний и мир дольний. В верхней части разыгрывались сцены, связанные с рождением Иисуса Христа. Эту половину обклеивали голубой бумагой, в глубине находились ясли, вокруг которых стояли фигурки Святого семейства, волхвов, ангелов и домашних животных.

Нижнюю часть занимал дворец царя Ирода, здесь обычно происходили разные комические ситуации. Эту часть ящика украшали яркой бумагой, на троне сидел сам Ирод. Внизу и вверху ящика были прорези, по которым куклы могли передвигаться вдоль сцены. По бокам находились открывающиеся двери. Куклы не могли переходить с одного яруса на другой.

Кукол чаще всего изготовляли из дерева, иногда - из глины. Их раскрашивали, наряжали в красивые бумажные или тканые одежды и в конце к ним прикрепляли стержни, благодаря которым куклы могли передвигаться по сцене.

В зависимости от размера ящики могли возить на санях, носить на руках или устанавливать стационарно.

Вертепное действо

В основе спектакля лежит сюжет о приходе в наш мир Христа. Когда он рождается, к нему приходят поклониться ангелы и волхвы. Последние позже рассказывают о радостной вести царю Ироду, который в страхе, что новоприбывший в мир Царь рано или поздно отнимет у него власть, приказывает убить младенцев города Вифлеема. К царю приходит Рахиль, плачущая о своих детях, но Ирод не желает слушать просьб о пощаде. Но Ангел спускается с неба, чтобы утешить Рахиль, а царя посещает Смерть, в свою очередь, не слушая его просьб об отсрочке. Смерть велит Черту забрать Ирода в ад, что тот и выполняет. Этот сюжет занимает первую часть представления.

Вторая часть посвящена бытовым юмористическим сценам, которые различаются по длительности и содержанию - в зависимости от местности, где показывается вертепный спектакль. Обычно сюжетом для них служили разрозненные истории, посвященные пляскам или дракам разнообразных колоритных персонажей: цыган, модных барышень, мужиков, евреев, солдат и т. д. Со временем вторая часть спектакля занимала все больше и больше времени, сокращая длительность «серьезной» части, превращая действо в чисто светское развлечение.

25 декабря и 7 января – что объединяет эти даты? Думаю, что большинство людей сразу ответят на этот вопрос – праздник Рождества. То, что по григорианскому календарю произошло 25 декабря, по юлианскому случилось 7 января, и Рождество приходит к католикам и православным в разные дни. Однако в каждой стране этот праздник любят и отмечают с удовольствием, ведь он каждому дарит частичку чуда.

В каждой европейской стране волшебство создают по-своему - и на улицах, и в каждом доме. На площадях и базарах, в домах и в соборах устанавливают рождественские скульптурные композиции со всеми персонажами евангельской истории - Богомладенцем, Девой Марией, пастухами и волхвами - Рождественские вертепы.

Вертепы пришли к нам из Италии. Согласно традиции после Дня непорочного зачатия Девы Марии, в домах, в церквях и на площадях начинают мастерить презепио (ит.) - скульптурные сценки, изображающие рождение Иисуса Христа. Слово «рresepio» происходит от латинского praesepire (ограждать) или praesaepium (стойло, хлев, ясли).

Рождественский вертеп - это картина Рождества младенца Иисуса: маленькая пещера, в ней - хлев, там - три основные фигуры: сам Иисус, Дева Мария и Иосиф. Помимо них, часто присутствуют образы пастухов, волхвов, ангелов, а также животных: быков, ослов, коз и овец.

Вертепы устанавливают за несколько недель до Рождества, и пока не наступит праздник, фигурку младенца Иисуса вы там не увидите. Маленький Христос появится в яслях только с наступлением 25 декабря.
В Таллинне перед Рождеством 2015 г. во дворе католической церкви все замерли в ожидании чуда.

А вот такой вертеп можно было увидеть в Таллинне в 2014 году.

А это – прошлогодний вертеп в Вильнюсе

И самый удивительный из всех, которые я видела, в соборе Святого Яна в Варшаве. Надпись по-польски «Дитя нашего сердца»

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ

В яслях спал на свежем сене

Тихий крошечный Христос.

Месяц, вынырнув из тени,

Гладил лен его волос...

Бык дохнул в лицо младенца

И, соломою шурша,

На упругое коленце

Засмотрелся, чуть дыша.

Воробьи сквозь жерди крыши

К яслям хлынули гурьбой,

А бычок, прижавшись к нише,

Одеяльце мял губой.

Пес, прокравшись к теплой ножке,

Полизал ее тайком.

Всех уютней было кошке

В яслях греть дитя бочком...

Присмиревший белый козлик

На чело его дышал,

Только глупый серый ослик

Всех беспомощно толкал:

«Посмотреть бы на ребенка

Хоть минуточку и мне!»

И заплакал звонко-звонко

В предрассветной тишине...

А Христос, раскрывши глазки,

Вдруг раздвинул круг зверей

И с улыбкой, полной ласки,

Прошептал: «Смотри скорей!..»

С. Чёрный

Хотите начать собирать свою фото-коллекцию Рождественских вертепов? Присоединяйтесь к нашей группе, которая уже совсем скоро отправится в путешествие по рождественским рынкам.

До встречи в Европе, Ирина

Вертепный театр - кукольная Рождественская драма, которую под пение псалмов вперемежку с проговариванием отдельных слов играли на ярмарках и гуляниях. Во время колядок дети ходили с вертепным театром от дома к дому, перевозя вертепный ящик (театральную ширму особой конструкции) на санях.

Устройство вертепа

Вертепный ящик - разновидность театральной ширмы высотой с человеческий рост, изготовленной специально для Рождественского действа. Кукольник стоит сзади и видит сцену через потайные отверстия в задней стенке ящика. Чаще всего его делали двухъярусным: на верхней полке происходили сцены с участием Святого семейства; а на нижней - располагались покои царя Ирода.

photo credit: booth.ru

Кукол изготавливали с деревянными или проволочными палочками снизу - держась за них, кукловод перемещал кукол по специальным прорезям в полу (их зрителям видно не было, поэтому складывалось впечатление, что куклы двигаются самостоятельно).

Чтобы кукол было видно, у края каждой из двух «сцен» устанавливали короткие свечки. Вертепщик либо сам зажигал их, либо выходила кукла с факелом-лучиной и зажигала каждую свечку. Отблески свечей играли на лицах кукол и оживляли их. Поэтому даже в современных вертепах люди, возрождающие традицию, по-прежнему используют свечи - статичный электрический свет обескровливает представление.

photo credit: booth.ru

Над вертепным ящиком устанавливали «Вифлеемскую звезду». Внутри неё была спрятана свечка, поэтому свет звезды был мерцающим.

Как возник вертепный театр

Во многих европейских странах на Рождество в церквях устанавливали ясли с фигурками младенца-Иисуса, Богородицы, пастухов, овец и быков. Эта традиция жива до сих пор - вертепы во католических странах ставят и в церквях, и даже дома.

Потом эти «инсталляции» (говоря современным языком) переросли в представления. Так стали называть и народный кукольный театр, где с помощью кукол рассказывали историю Рождества.

Как вертеп попал в Россию

В Российскую империю вертеп попал из Польши: сначала на Украину и в Белоруссию, а затем и в Россию. Его играли на городских гуляниях и ярмарках, с ним дети ходили по домам в Святки - колядовать.

В Украине и в Белоруссии традиции исполнения вертепа отличались, соответственно, и в России вертеп играли по-разному - в зависимости от того, откуда в регион пришла традиция исполнения. В Сибири вертеп играли по украинской традиции, например, а в Смоленской, Псковской и Новгородской губерниях - по Белорусской.

Играли ли вертеп в Нижнем Новгороде

На Нижегородской ярмарке вертеп тоже показывали.

В конце XIX века Н.Н. Виноградов - исследователь вертепной драмы - повстречал на Волге новгородских вертепщиков, ехавших в Нижний Новгород на ярмарку. Они прямо на палубе теплохода показывали своего «Царя Ирода».

Каждый из вертепщиков пьесу знал наизусть с незначительными изменениями (а в их варианте пьесы было на тот момент 17 сцен, из них семь - комические). Они рассказали, что в Новгороде на тот момент было несколько вертепных театров, путешествовавших по стране, заезжавших периодически и в Нижний Новгород. О нижегородских вертепщиках того времени сведений, к сожалению, нет.

Играют ли сейчас вертеп в Нижнем Новгороде

Традиция начала возрождаться в 1980-х годах. Свои вертепы делают приходские и воскресные школы и, конечно же, фольклорно-этнографические коллективы. Среди них нижегородские: молодёжный фольклорный театр «Вечёра», фольклорно-этнографический ансамбль «Птица-Жар», фольклорный ансамбль «Журалейка», фольклорно-этнографический ансамбль «Свети-Цвет».

Вертеп в исполнении молодёжного фольклорного театра «Вечёра».

В начале 2015 года в Дмитриевской башне Нижегородского кремля даже прошёл фестиваль Рождественских вертепных театров.

Вы сами можете сделать вертеп и играть его со своими детьми.

Где в Нижнем Новгороде посмотреть вертеп в новогодние праздники

С 5 по 16 января 2016 года вертеп можно будет увидеть в Нижнем Новгороде в рамках святочной рождественской интерактивной программы «Каракулька» на Щелоковском хуторе. Кроме вертепного театра в программе: пение «колядок и таусенек», святочные гуляния, зимние крестьянские игры и катания на лошадях.

Видео: Смерть царя Ирода (Рождественское вертепное действо)

А на десерт предлагаем вам посмотреть Рождественское действо в исполнении московского театра «Бродячий вертеп»: Александр Греф и Елена Слонимская стояли у истоков возрождения вертепа; Рождественская мистерия ожила во многом благодаря им.

Приятного просмотра!