Религия как одна из форм культуры 8. "религия как одна из форм культуры"

19.11.2019 Деньги

1.Запиши определение понятия.

Религия- это совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование Бога, сверхъестественных сил, а также соответственно поведение и действия.

2. Что характерно для религиозного сознания?

Вера в Бога, определенные обряды, молитвы.

3. Какие функции в жизни человека и общества выполняет религия? Перечисли функции и приведи примеры реализации каждой из них. Заполни таблицу.


4. Прочитай приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выбери из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Религия- одна из форм 3 (А), способ практически - духовного освоения мира индивидом, 6 (Б), обществом в целом.
В структуре религии выделяются
2 (В), культ, религиозные отношения, институты и организации. Религиозное сознание предполагает веру в наличие 5 (Г), влияющих на деятельность индивида и общества, возможность общения с этими силами и воздействия на них. Благодаря религиозной вере определённые персоны, предметы, тексты наделяются религиозным значением и 1 (Д) и включаются в культ.
Учёные выделяют политеистические
4 (Е) и монотеистические (единобожие) религии. Различают также племенные или архаические (шаманизм, знахарство, магия и др.), национальные (например, индуизм, иудаизм) и 7 (Ж) (буддизм, христианство, ислам).

Выбирай последовательно одно слово за другим, заполняя каждый пропуск.

1) символический смысл
2) религиозное сознание
3) духовная жизнь
4) многобожие
5) сверхъестественные силы
6) социальная группа
7) мировые религии

А-3 Б-6 В-2 Г-5 Д-1 Е-4 Ж-7

5. Прочитай извлечения из Федерального закона РФ "О свободе совести и о религиозных объединениях" и выполни задания.

Статья 3. Право на свободу совести и свободу вероисповедания.

1. В Российской Федерации гарантируется свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними...
3. Установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии не допускается.
4. Граждане Российской Федерации равны перед законом во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни независимо от их отношения к религии и религиозной принадлежности. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, имеет право на замену её альтернативной гражданской службой.
5. Никто не обязан сообщать о своём отношении к религии.... Запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воли и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих....

Статья 4. Государственные и религиозные объединения.

1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

1) Что, согласно закону, включают в себя свобода совести и свобода вероисповедания (подчеркни соответствующее положение закона)?

2) Предположи, почему несение военной службы для верующих в случае необходимости заменяется альтернативной гражданской службой, а не отменяется совсем.

Закон одинаков для всех. Поэтому отменить несение военной службы нельзя. Можно только заменить её.

3) С какой целью, по твоему мнению, в законе специально оговаривается право граждан не разглашать своё отношение к религии?

Выбор религии - это личное дело каждого человека.

4) Как закон защищает права несовершеннолетних (подчеркни соответствующее положение закона)?

Почему это необходимо делать?

Запрещается вовлечение в религиозные объединения вопреки воле несовершеннолетнего и без согласия родителей.

5) Что, согласно закону, означает понятие "светское государство" (подчеркни соответствующее положение закона)?


6. Социологи опросили 1600 россиян с целью узнать их отношение к религии. Оказалось, что часть опрошенных, заявивших о своей вере в Бога, верят ещё и в другие сверхъестественные силы. Полученные данные приведены в диаграмме. Проанализируйте данные опроса.

1) Какое количество опрошенных верит только в существование Бога?

56%

2) В какие ещё сверхъестественные силы верят опрошенные?

В инопланетян, колдовство и магию.

3) Сделай три вывода из приведённых данных.

Меньше всего опрошенных верят в инопланетян. (6%)
Большинство верит только в Бога.
21% опрошенных верят в Бога и приметы.

4) Объясни один из своих выводов.

Всего 6% опрошенных верят в инопланетян, т.к. их существование до сих пор не доказано.

Обществознание, 8 класс

Урок № 14

Религия как одна

из форм культуры

Д.З.: §12 , ?? (с.101), задания (с.101-102). Повторить §6 -12, термины, творческие задания, ?? (с.102-104) к гл. II

© А.И. Колмаков

Задачи урока:

  • Обобщить и систематизировать знания о религии, полученные учащимися в курсах истории и литературы, а также их личный социальный опыт.
  • Раскрыть в объёме, соответствующем возрастным познавательным возможностям учащихся, специфические черты религиозного сознания, различные функции религии в обществе.
  • Охарактеризовать основные типы религиозных организаций.
  • Разъяснить учащимся смысл конституционных положений о свободе совести и свободе вероисповедания.
  • Способствовать воспитанию учащихся в духе толерантности, осознанию значимости и ответственности религиозного выбора человека, пониманию опасности тоталитарных религиозных организаций.
  • Создать условия для развития у учащихся следующих универсальных учебных действий: нравственно-этическая ориентация, ориентация в социальных ролях, связанных с функционированием религии как социального института; умение находить в различных источниках и применять необходимую информацию для реализации поставленных задач, выполнения своих социальных ролей; умение сотрудничать с различными по возрасту, религиозным взглядам людьми.

Знать и уметь (УУД)

  • Определять сущностные характеристики религии и её роль в культурной жизни.
  • Объяснять сущность и значение веротерпимости.
  • Раскрывать сущность свободы совести.
  • Оценивать своё отношение к религии и атеизму

Понятия, термины

  • религия;
  • религиозная вера;
  • обряды;
  • молитва;
  • церковь;
  • секта;
  • свобода совести;
  • свобода вероисповедания

Проверка знаний

  • Охарактеризуй науку как особую систему знаний.
  • Какие черты отличают науку как систему государственных и общественных организаций, вырабатывающих, хранящих и распространяющих научные знания?

3. Какую роль играет наука в современном обществе?

4. В чём проявляется нравственная ответственность учёных?

5. В чём проявляется рост влияния науки на современное общество?


Изучение нового материала

  • Роль религии в культурном развитии.
  • Религиозные нормы.
  • Свобода совести

Вспомним. Подумаем.

  • ПОДУМАЕМ. Почему человек верит во влияние сверхъестественных сил на свою жизнь и развитие общества? Почему активное развитие науки и распространение научных знаний не уменьшает числа верующих?

Определив Первопричину бытия, религия должна дать ясное учение о Ней. Но этим не исчерпывается сущность религии ...


Рели́гия (лат. religare - связывать, соединять) - определенная система взглядов, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, умма, сангха, религиозная община )

  • Слово « религия », пришедшее из латинского языка, переводится и объясняется учёными по-разному.
  • Некоторые считают, что оно произошло от латинского relegere , что означает «относиться с особым почтением».
  • Другие производят слово «религия» от латинского глагола religare, что означает «связывать», «соединять».
  • религия - мироощущение, особые моральные нормы и тип поведения...

Религия (от лат. religio - благочестие, святыня, предмет культа).


  • «Хотя лучшие умы человечества занимались так называемыми доказательствами бытия Божия, но безуспешно; ибо все эти доказательства... не могут дать безусловной достоверности.
  • Как существование внешнего мира, так и существование Божественного начала для рассудка суть только вероятности или условные истины, безусловно же утверждаться могут только верою...
  • Как внешняя природа лишь постепенно открывается уму человека и человечества, вследствие чего мы должны говорить о развитии опыта и естественной науки, так и Божественное начало постепенно открывается сознанию чело­веческому, и мы должны говорить о развитии религиозного опыта и религиозного мышления».

Фрагмент из работы русского философа Владимира Сергеевича Соловьёва (1853-1900)

  • Почему, по мысли философа, доказательства бытия Бога не могут быть достоверными?
  • Как ты понимаешь идею постепенного развития религиозного опыта и религиозного мышления?
  • Почему человек верит в возможность вмешательства сверхъестественных сил в свою жизнь?



Государство гарантирует свободу вероисповедания, всем верующим возможность свободно отправлять свой культ.


Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества .


Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества .


Свобода Совести

Свобода выбора религии закреплена правом,

получившим название права на свободу совести.

4.Свобода совести и свобода вероисповедания.

Право на свободу совести, так же как и

право на свободу убеждений, мысли и

слова, относится к гражданским правам.

Свобода совести предполагает свободу

религий, атеизма, отсутствие единой,

обязательной для всех религиозной

веры или обязательного неверия

Факультативно

по желанию

граждан в любом

учебном заведении

В некоторых

негосударственных

заведениях, частным

образом на дому или

при религиозном

объединении

Для того, чтобы

не ущемлять интересы

неверующих, существуют

2 вида религиозного

обучения

Свобода совести является одним из основных гражданских

Прав человека и означает прежде всего свободу индивидума

От любого идеологического контроля, право каждого для себя

Выбирать систему духовных ценностей


Проверь себя

  • Что такое религия?

2. Что характерно для религиозной веры?

3. Каково значение религии в жизни общества?

4. Перечисли и кратко охарактеризуй основные виды религиозных организаций.

5. В чём заключается принцип свободы совести? Как он реализован в нашей стране?


рефлексия

  • Что узнали?
  • Каким способом?
  • Чему научились?
  • Какие испытывали трудности?
  • Интересно ли было на уроке?

Литература

  • Обществознание. 8 класс: учеб , для общеобразоват. Организаций/ [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.]; . – 5-е изд. - М. : Просвещение, 2017. - 255 с
  • Котова О.А., Лискова Т.Е. Обществознание. Рабочая тетрадь. 8 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. 4 издание. М.: - Просвещение, 2017
  • Обществознание. Поурочные разработки. 8 класс: 0-28 учеб, пособие для общеобразоват. организаций / [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.]. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2016. - 174 с.
  • Л.Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др. Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Л. Н. Боголюбова. 5-9 классы
  • Иллюстрации из сети Интернет.
  • Краюшкина С. В. Тесты по обществознанию: 8 класс: к учебнику под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой, Н. И. Городецкой «Обществознание. 8 класс». ФГОС (к новому учебнику) / С. В. Краюшкина. - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: Из­дательство «Экзамен», 2017. - 191, с. (Серия «Учебно-методический комплект»)

©шаблон презентации,

Предмет: обществознание, 8 класс.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Цели и задачи урока:

  • Обобщить и систематизировать знания о религии, полученные ранее на других предметах.
  • В соответствии с возрастными познавательными возможностями учащихся раскрыть функции религии.
  • Охарактеризовать основные типы религиозных организаций (церковь, секта и др.).
  • Разъяснить обучающимся содержание статей 14, 28 Конституции РФ.
  • Способствовать воспитанию у школьников таких качеств, как уважение, терпимость, толерантность.

Оборудование:

  • Мультимедийное оборудование (компьютер, проектор, экран);
  • Презентация по тем: «Религия как одна из форм культуры» (Приложение );
  • Учебники «Обществознание», 8 класс, под. Ред. Л.Н. Боголюбова, 2015.

План урока (основные вопросы для изучения нового материала):

  • Что такое религия (актуализация знаний).
  • Особенности религиозной веры.
  • Роль религии в жизни общества.
  • Религиозные организации и объединения.
  • Свобода совести, свобода вероисповедания.

Ход урока

Отвечая на вопросы в начале параграфа (рубрика «Вспомним»), актуализируем знания о религии, об истории ее возникновения.

Что такое религия?

  • совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование Бога или богов, сверхъестественных сил, а также соответствующее поведение и специфические действия (см. словарь);
  • определённая система взглядов, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозная община).

Когда появились первые религии?

Зарождение религии происходило много веков назад (около 40 тыс. лет назад возникли ранние религиозные представления).

Ученые считают, что таким образом люди пытались объяснить себе, как и почему они появились на свет, в чем их предназначение и т.д.

Древние люди пытались задобрить таинственные силы, «заколдовать удачу». Они пытались при помощи различных обрядов (песен, танцев, рисунков, ритуальных действий) воздействовать на природу.

Магия, колдовство, вера в добрых и злых духов у первобытных людей свидетельствуют о появлении религиозных верований, зачатках религии.

Какие современные религии имеют наибольшее число верующих?

Крупнейшей (по числу последователей) религией мира является христианство; на протяжении XX века доля христиан в общем населении Земли практически не изменялась, оставаясь равной 33-34%. Второй мировой религией считается ислам (23% населения мира). Численность неверующих и атеистов является весьма дискуссионной и оценивается различными исследованиями в 11-16% населения планеты. Немалую долю в населении мира составляют индуисты (14-15%), буддисты (7%) и сторонники традиционных верований.

Особенности религиозной веры

Отвечая на вопросы рубрики «Подумаем» (Почему человек верит во влияние сверхъестественных сил на свою жизнь и развитие общества? Почему активное развитие науки и распространение научных знаний не уменьшают числа верующих?), выявляем особенности религиозного сознания.

Работа с понятиями. Анализ религиозной веры.

Вера – это личностное, эмоциональное отношение человека к какой-то информации, которую он готов признать истинной (или ложной) без доказательств и обоснований.

Религиозная вера – это уверенность в реальном существовании сверхъестественных существ, особых качеств у отдельных предметов.

Религиозная вера – это определенные переживания, чувства человека (например, любовь, благоговение, страх), проявляемые по отношению к Богу (или другим сверхъестественным силам).

Роль религии в жизни общества

Систематизируем и обогащаем теоретическими знаниями личный социальный опыт учащихся. Работа с текстом параграфа (стр. 97-98).

Определяем функции религии.

  • Регулирует поведение людей (регулирующая);
  • Воспитывает человека (воспитательная);
  • Дает ответ на вечные человеческие вопросы (мировоззренческая);
  • Снимает тяжелое психологическое состояние человека (психологическая/компенсаторная);
  • Способна избавить человека от одиночества (коммуникативная);
  • Объединяет общество или порождает вражду (интегративная).

Религиозные организации и объединения

  • церковь;
  • секты;
  • организации, построенные вокруг яркого религиозного лидера.

Обратить внимание на отличия сект от церкви.

Свобода совести, свобода вероисповедания

Работа с понятиями и материалами Конституции РФ.

Совесть – важнейший внутренний контролер поведения человека, оценивающий наши поступки с позиции принятых в обществе представлений о добре и зле.

Свобода совести – это право каждого человека на некоторую независимость своей духовной жизни от общества и государства.

Свобода вероисповедания – право самостоятельно выбирать, какую религию исповедовать, или вообще отказаться от религии, встав на позицию атеизма.

Атеизм – это система взглядов и убеждений, отрицающая существование Бога, каких-либо сверхъестественных сил.

Статья 14 Конституции РФ

1. Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Статья 28 Конституции РФ

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Делаем вывод:

  • каждый в нашем обществе волен решать, какую религию исповедовать или быть атеистом;
  • мы должны с уважением относиться к выбору каждого.

Подведение итогов урока и закрепление полученных знаний

Заполнение таблицы на соотнесение терминов и их определений.

Определение

право каждого человека на некоторую независимость своей духовной жизни от общества и государства

Свобода совести

это уверенность в реальном существовании сверхъестественных существ, особых качеств у отдельных предметов

совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование Бога или богов, сверхъестественных сил, а также соответствующее поведение и специфические действия

это личностное, эмоциональное отношение человека к какой-то информации, которую он готов признать истинной (или ложной) без доказательств и обоснований

Религиозная вера

система взглядов и убеждений, отрицающая существование Бога, каких-либо сверхъестественных сил

Рефлексия

Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их устно или письменно в тетради:

  • сегодня я узнал...
  • было трудно…
  • я понял, что…
  • я научился…
  • я смог…
  • было интересно узнать, что…
  • меня удивило…
  • мне захотелось… и т.д.

Информация о домашнем задании

  • П. 12, вопросы после параграфа на стр. 101;
  • индивидуальные задания:
    • Стр. 101 вопрос 4 «В классе и дома» (отдельный лист);
    • Стр. 103 вопрос 5 «Вопросы для повторения» (устно)

Используемый материал

  1. Баранов П.А. Обществознание. Полный экспресс-репетитор. – Москва: Астрель, 2013.
  2. Обществознание. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций под ред. Л.Н. Боголюбова, М. : Просвещение, 2015.
  3. Обществознание. Поурочные разработки. 8 класс: учеб. пособие для общеобразоват. Организаций / Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др. – М.: Просвещение, 2016.

Искусство - форма культуры, связанная со способностью субъекта к эстетическому освоению жизненного мира, его воспроизведению в образно-символическом ключе при опоре на ресурсы творческого воображения.

Искусство - одна из форм общественного сознания, специфический род практически-духовного освоения мира. К И. относят группу разновидностей человеческой деятельности: живопись, скульптуру, музыку, театр, художественную литературу и т. п., объединяемых потому, что они являются специфическими художественно-образными формами воспроизведения действительности, способом удовлетворения и воспитания человеческих чувств.

Искусство - форма культуры, связанная со способностью субъекта к эстетич. освоению жизненного мира, его воспроизведению в образно-символич. ключе при опоре на ресурсы творч. воображения.

Искусство - специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах, один из важнейших способов эстетического освоения мира.

Параллельно с мифом и религией в истории культуры существовало и действовало искусство. Искусство есть выражение потребности человека в образно-символическом выражении и переживании значимых моментов своей жизни. Искусство создает для человека "вторую реальность" - мир жизненных переживаний, выраженных специальными образно-символическими средствами. Приобщение к этому миру, самовыражение и самопознание в нем составляют одну из важнейших потребностей человеческой души.

Искусство продуцирует свои ценности за счет художественной деятельности, художественного освоения действительности. Задача искусства сводится к познанию эстетического, к художественной интерпретации автором явлений окружающего мира. В художественном мышлении познавательная и оценочная деятельность не разделены и используются в единстве. Работает такое мышление с помощью системы образных средств и создает производную (вторичную) реальность - эстетические оценки. Искусство обогащает культуру духовными ценностями через художественное производство, через создание субъективных представлений о мире, через систему образов, символизирующих смыслы и идеалы определенного времени, определенной эпохи.

Искусство рефлексирует мир, воспроизводит его. Сама рефлексия может иметь три измерения: прошлое, настоящее и будущее. В соответствии с этим возможны различия в типах тех ценностей, которые создает искусство. Это ретроценности, которые ориентированы в прошлое, это реалистические ценности, которые "точно" ориентированы к настоящему, и, наконец, авангардные ценности, ориентированные на будущее. Отсюда - особенности их регулятивной роли. Однако, общим для всех этих ценностей является то, что всегда они обращены к человеческому "Я". В этом содержатся как положительные, так и отрицательные моменты, то есть художественные ценности, преломляясь в сознании и подсознании человеческого "Я", могут порождать как рациональные так и иррациональные мотивы и стимулы к выбору в поведении человека.

Роль искусства в развитии культуры противоречива. Оно конструктивно и деструктивно, оно может воспитывать в духе возвышенных идеалов и наоборот. В целом же искусство, благодаря субъективации, способно поддерживать открытость системы ценностей, открытость поиска и выбора ориентации в культуре, что в конечном счете воспитывает духовную независимость человека, свободу духа. Для культуры это важный потенциал и фактор ее развития.

Сущность искусства наиболее отчетливо проявляется в его функциях . Есть разные подходы к типологии функций искусства. Наиболее интересными и обоснованными можно считать подходы известных исследователей философских проблем культуры и искусства Ю Б Борева и М С Кагана. эстетический самовыражение художественный мастерство

Исходя из роли искусства в жизни человека и общества, ЮБ Борев дает такую классификацию его функций:

  • - общественно-преобразующая (искусство как деятельность) - искусство на основе переработки жизненного материала создает образы, которые идейно-эмоционально воздействуют на людей, ориентируя их мировосприятие, мышление и поведение;
  • - познавательно-эвристическая (искусство как знание и просвещение) - произведения искусства всегда воплощают и несут определенное знание, формируют новые горизонты видения жизни;
  • - прогностическая - в произведениях искусства часто имеет место интуитивно-целостное предчувствие будущего, образно-эмоциональное представление о нем, дополняя или даже опережая научное предвидение;
  • - информационно-коммуникативная (искусство как общение и сообщения) - искусство всегда является сообщением и общением, оно служит усвоению индивидом общественного опыта (исторического, национального) создавая идеи-символы общечеловеческих ценностей.
  • - воспитательная - искусство формирует целостную личность, структуру ощущений и мыслей людей, общий эмоциональный настрой на жизнь.
  • - суггестивная (искусство как внушение) - искусство нередко действует словно гипнотически, может формировать уверенность перед битвой, священный страх, призвать к определенному действию, мобилизуя силы и способности людей;
  • - эстетическая - (искусство как формирование творческого духа и ценностных ориентаций) - искусство формирует чувственность человека, способность видеть жизнь сквозь призму образности, представлений о прекрасном и безобразном, формирует эстетические вкусы, идеалы;
  • - гедонистическая (искусство как наслаждение) - как художественное творчество, так и восприятие художественного произведения несут человеку бескорыстную радость, удовольствие от открытия и сопереживание гармонии и совершенства
  • - компенсаторная (искусство как психотерапия) - поскольку человек не всегда имеет возможность реально изменить свою жизнь в желаемом плане, у него возникает потребность в искусстве как особом средстве позволяет превратить жизнь символично, утраченную или недосягаемую в реальности.

С более подробной характеристикой этих функций искусства можно ознакомиться в работе Борев Ю Эстетика М, 2005, с 218-238

Руководствуясь системным подходом, Каган МС характеризует функциональные отношения искусства как составной культурного измерения человеческого бытия по отношению к природы, общества, человека, культуры и к самого себя как специфического культурного явления. Особенности каждой из этих функциональных ориентаций искусства выглядят следующим образом

Функции искусства по отношению к человеку Проблема отношения искусства к человеку имеет два масштабы: исторический и биографический. Исторический масштаб проявляется в том, что искусство с самого начала выступало средством очеловечивания человека -отрывало ее от животного состояния, поднимало над чисто биологическими, утилитарными практическими потребностями. Искусство развивает духовность человека целостно, воздействуя как на чувства, так и на мышление и волю.

Функции искусства по отношению к обществу искусство выступает как средство укрепления общественных связей между людьми. Уже в первобытной культуре формируется сложная и разветвленная система обрядов, регулирующие морально-религиозные отношения людей. Это охотничьи и земледельческие танцы, ритуалы, обряды инициации, свадебные и похоронные церемонии представляли собой своеобразные драматизированные действа, вызывали к себе определенное эмоциональное отношение. С этого времени и на протяжении всей истории человечества эта художественная обрядность предоставляла различным социальным отношениям эстетическую привлекательность, величество, поэтичность

Функции искусства по отношению к природе Искусство способно влиять не только на человека и общество, но и на саму природу. Оно не только изображает природу, но и превращает ее - как в воображении, так и в реальном материальном бытии, примером чего, в частности, выступает садово-парковое искусство. Данная функция существенно изменяется на протяжении всей истории Например, в Средневековье христианство культивировало пренебрежение к природе, а в эпоху Возрождения уже преобладает восхищение ее гармонией и величием.

Функции искусства отношении культуры В отношении культуры искусство выполняет функцию ее самосознания, способно выступать зеркалом культуры, ее автопортретом. Через искусство определенной эпохи, другой культуры мы входим в самое сердце этой культуры и не просто ее узнаем, а эмоционально, постигаем ее, вступая с ней в диалог. И в ходе этого общения через искусство каждая культура глубже осознает себя, свою уникальность, а также сходство с другими культурами.

Функции искусства по отношению к собственным потребностям функция искусства относительно самого себя выступая эстетическим регулятором собственного развития. В этом смысле в истории искусства ключевым является понятие "классика" которое означает признание потомками непреходящей ценности определенного этапа художественного развития, из которого искусство последующих эпох черпает опыт большой эстетической силы. МСКагана "Философия кул льтуры ", СПб, 199t;, СПб., 1996.

религия (лат. relegere)ОБРЯДЫ «относиться с особым МОЛИТВА ВЕРА почтением» религия (лат. глагол religare)МНЕНИЯ «связывать» , «соединять» Особенности религиозной Смысл слова «религия» Роль религии в жизни общества ранние веры национальные мировые Формы религий Свобода совести, свобода вероисповедания Религиозные организации и объединения ЦЕРКОВЬ СЕКТА право самостоятельно выбирать религию атеизм

Рели гия - особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину). Другие определения религии: одна из форм общественного сознания; совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов), которые являются предметом поклонения. организованное поклонение высшим силам. Религия не только представляет собою веру в существование высших сил, но устанавливает особые отношения к этим силам: она есть, следовательно, известная деятельность воли, направленная к этим силам Стр 76, документ

ВЕРА – личностное, эмоциональное отношение человека К какой-то информации, которую он готов признать истинной (или ложной) без доказательств и обоснований. РЕЛИГИОЗНАЯ ВЕРА – связывается с убеждением в наличии Неких сверхъестественных сил, влияющих в той или иной мере На судьбу человека, жизнь общества ОБРЯДЫ – определённые действия, каждый элемент которых наполнен религиозным смыслом и отражает основополагающие идеи религии МОЛИТВА – непосредственное словесное обращение человека к Богу

♦ компенсаторная или «терапевтическая» - смягчение социальных и личностных проблем, переключение негативных психологических состояний на позитивные; ♦ мировоззренческая - формирование определенного целостного воззрения на мир; ♦ культуротранслирующая - передача от поколения к поколению культурных ценностей, традиций, обычаев, произведений искусства; ♦ регулятивная - упорядочивание отношений в обществе; ♦ коммуникативная - создание среды общения; ♦ легитимирующая - узаконивание некоторых общественных порядков; ♦ интеграционно-дезинтеграционная - объединение единоверцев и разделение людей, исповедующих разные религии.

Объединение последователей религиозного вероучения, совместно проводящих вероучения. Разделяет духовенство и мирян. Вырабатывает систему вероучений и обрядов Религиозная группа, отделившаяся от основного религиозного направления. Численность участников ограниченна, отсутствует деление на мирян и духовенства, провозглашаются идеи равенства. Претензии на исключительность её религиозных установок. Жёсткий контроль жизни своих приверженцев.

Конституция РФ. Статья 28 Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. все религии в РФ равноправны, отсутствует официальная, государственная религия государство гарантирует верующим возможность свободно отправлять свой культ церковь отделена от государства закон предусматривает равный доступ представителей всех религий и атеистов к получению образования

Фетишизм вера в сверхъестественную силу материальных предметов Магия вера в сверхъестественные связи между естественными объектами и явлениями Тотемизм вера в существование сверхъестественной связи между человеческим родом и животным или растением анимизм вера в существование души, духов

Буддизм VI-V в. в. до н. э. Христианство I век н. э. Ислам VII век н. э.