Какие ближайшие праздники церковные 2 августа. Главным запретом этого дня является купание в открытых водоемах

03.07.2020 Тайны мира

2 августа по церковному календарю празднуют День пророка Ильи. Его считали покровителем воинов, дождей, грома и молний. О традициях праздника и что нельзя делать в этот день – читайте дальше.

Когда-то в этот день на Руси отмечали языческий праздник Перуна – бога грома и воинов. После крещения 2 августа начали праздновать День Ильи, однако много старых традиций осталось.

По поверью, пророк Илья разъезжает по небу на огненной колеснице и пускает молнии в тех, кто не придерживается закона Божьего.

Традиции на Ильи

2 августа подходило время сенокоса. Наши предки в этот день ставили первый сноп в сенях в первом углу. Украинцы верили, что это помогает собрать хороший урожай.

Также было принято спать на матраце, набитом первой соломой, это якобы приносило счастье.

Земледельцы радовались, что ночи становятся длиннее, а дни – короче, и говорили что в это время и кони наедаются, и работник высыпается.

Традиции на Ильи: в сенях ставили первый сноп, а скот не выпускали на улицу

Ночь на Ильи наши предки называли "рябиной": верили, что в эту ночь будут молнии и гром, а птицы начнут странно себя вести, врезаясь во встречные предметы.

Сегодня христиане молятся в храмах на Ильи. В этот день принято раздавать еду бедным и бездомным. Пророку Илии молятся об исцелении, восстановлении мира и гармонии в семье, защите от врагов, хорошем урожае, а для незамужних девушек – о хорошем муже.

Что нельзя делать 2 августа

На Ильи нельзя было работать в поле – пророк может поразить такого человека молнией.

Также предки верили, что 2 августа нельзя купаться в водоемах, потому что с неба ударяют молнии, а рядом возле воды шастает нечисть.

Не выпускали на улицу и домашних животных и скот, чтобы в них не вселилась нечисть. А котов и собак, которые все же выходили, обратно в дом не пускали в этот день – они могли привлечь молнию.

В День Ильи нельзя громко кричать и петь – это тоже может привлечь молнию. Нельзя стоять на перекрестках, потому что там собирается нечисть.

У любого крещеного человека есть святой-покровитель. Им является тот, чье имя носишь. Таким образом, у православного христианина помимо Дня рождения имеется еще и День ангела, в простонародье – именины. Православная церковь считает второй праздник более значимым для души, ведь в этот день небесный покровитель слышит своего подопечного лучше, чем когда бы то ни было. Вдвойне повезло тем, кто назван в честь великих святых: Николая Мирликийского, Серафима Саровского, Сергия Радонежского и пр. Сюда же относится и Илья-пророк. Ильин день отмечают в христианском мире ежегодно 2 августа.


История даты

Ильин день – так чаще называют день памяти величайшего из пророков, служащих единому Богу. Он почитается не только христианами, но и представителями мусульманства, а также иудаизма. Согласно еврейской религии, пророк Илия спустится на грешную землю перед концом времен, а конкретнее – перед вторым пришествием Иисуса Христа. Это имя упоминается в священной книге исповедующих ислам – Коране, причем с уважением. В переводе с иврита оно означает «крепость Божья». И действительно, считается, что именно величайший из пророков подобно нерушимой стене охраняет исполнение Божьих заповедей и человеческих законов.


Этот святой суров, но справедлив. Несдобровать тому, на кого прогневается – образ Илии представлен, как разъезжающий на охваченной огнем колеснице, издающей невероятный грохот. Вы, конечно, уже догадались, в каких природных явлениях воплотились мощь и сила святого: это гром и молния. Не зря ведь Илье-пророку христиане испокон веков молятся о ниспослании дождя во время засухи и, наоборот, о прекращении затяжных ливней. И помощь приходит незамедлительно, если в сердце есть вера.

Невозможно не провести некую ассоциативную линию, соединяющую пророка Илию с языческим славянским богом Перуном. Этот бог-громовержец, точно так же в верованиях наших далеких предков носился по небесам в огненной колеснице и выполнял те же самые функции, что и христианский святой. Перун считался богом-воином, его оружие – молнии – защищали от любого зла. Страж небес пользовался большим уважением не только среди славянских язычников, но и у индоевропейских народов. Даже имя восточного аналога походит слегка на таковое отечественного – Парджанья.



С приходом на Русь христианской религии церковь сделала все возможное, чтобы выбить поскорее из мыслей народа языческие убеждения. С данной целью славянские праздники были полностью замещены христианскими. Так и 2 августа – Перунов день - превратился в Ильин. Это привело к тому, что два образа тесно переплелись и срослись в один.

Жизнь и чудеса Илии

Святой Илия появился на свет за 900 лет до Рождества Христова, то есть до наступления нашей эры. Произошло это в Фесвии Галаадской. Отец будущего пророка перед рождением сына увидел сон, в котором младенец был окружен благообразными старцами, кормившими и пеленавшими его пламенем огня. В этом видении явно содержалось пророчество чудесного будущего потомка.

С юных лет Илия верил в единого Бога, проводил дни в посте и смиренных молитвах. Он был образцом благочестия и удалился от мира, от людей в пустыню. Однажды Господь явил Илие свою волю: тот должен был пойти в царство Израильское, к царю Ахаве, исповедавшему язычество, и повлиять на правителя, дабы не губил ни себя, ни народ, уверовал в настоящего Бога, иначе в наказание всех идолопоклонников настигнет страшный голод. Илия в точности выполнил поручение, однако Ахива проигнорировал речи пророка.



Все случилось, как и предсказывал Илия. Тогда святой удалился в пустыню, но от голода не погиб – пищу ему приносили птицы, а чуть позже пророка приютила в одном городе вдова. Спустя несколько лет снова пошел Илия в Ахиве и предложил устроить проверку богу языческому и Богу христианскому: соорудить жертвенники каждому и молитвами попытаться вызвать огонь с небес. На какой жертвенник сойдет пламя – тот и есть Бог истинный. Чудо случилось с жертвенником Бога, которому молился Илия. В итоге язычники уверовали, а жрецы, исполнявшие обряд в честь идола, по велению пророка были убиты.


Много чудес происходило по просьбам Илии, обращенным к небесам. Например, вдову, что пригрела его во время голода у себя дома и не пожалела последних муки и масла, он отблагодарил тем, что эти продукты стали неиссякаемыми, а сына бедной женщины воскресил из мертвых. По молитвам пророка, обращенным к Господу. расступились воды Иордана – это очень яркий библейский эпизод, о котором, наверняка, многие, слышали. И еще очень много можно привести таких примеров.

Настало, в конце концов, время, когда возобновились на Илию гонения со стороны язычников. Пророк не боялся смерти, но должен был оставить после себя человека, которому мог бы передать свой дар, свои знания. Господь смиловался над ревнителем веры и указал ему на преемника – Елисея. Этот мужчина, будучи учеником великого святого, видел восхождение Илии на небо по воле Божьей. То был единственный случай в Новом Завете, когда святого взяли на небеса живым – подобное было только с Енохом до рождения Христова.

Народные приметы на Ильин день


С Днем памяти святого Илии, как и любым другим христианским праздником, связано множество суеверий: ну, не может народ до конца избавиться от языческих привычек. Самая главная примета известна всем от мала до велика и звучит следующим образом: «Пришел Илья – наделал гнилья». Это означает, что после 2 августа купаться в водоемах нельзя. Объяснение тому простое: воды рек и прудов «зацветают» благодаря размножению водорослей, тем более начинается сезон дождей и холодных ночей.

Поговорка «на Ильин день и камень прозябнет» говорит о том, что со 2 августа утра становятся холодными. Есть мнение, будто день памяти пророка – некая грань, миновав которую ночи становятся длиннее. Это нашло отражение в пословице «с Ильина дня ночь длинна: работник высыпается, а кони наедаются». «Илья-пророк – косьбе срок» означает, что наступает период сенокоса, иначе дожди все зальют и погубят урожай. Тот же смысл у поговорки: «Ильин день зажинает».


В праздник Илии-пророка нельзя работать, труд считается великим грехом, потому что День памяти святого является очень важной религиозной христианской датой. Об этом говорят и пословицы: «На Ильин день снопов не мечут – спалит грозой», «На Илью грех возить сено – Илья сожжет его». В этот праздник о дальнейшей погоде судят по грому. Если гром гулкий – будет ливень, если глухой, то тихий дождь. Долгий гром обещает осадки, непродолжительный - большое ненастье.

Успейте до наступления Ильина дня искупаться вдоволь, ведь вода дарит человеку много пользы, а также смывает грехи, как считали наши мудрые предки. Следует отметить, что моря поговорка «пришел Илья – наделал гнилья» не касается – там вы может наслаждаться водными процедурами до октября месяца. Если вы исповедуете православное христианство, то обязательно в День памяти пророка Илия посетите церковь – таким образом, возможно, заручитесь поддержкой великого пророка на весь год!

Мы сердечно поздравляем всех с праздником, с Ильиным днем!

Уважаемые читатели, пожалуйста, не забывайте подписываться на наш канал в

Ильин день – это праздник, который проходит второго августа. О том, кто такой пророк Илия, о его житии и многом другом, Вы сможете прочитать в нашей статье!

Ильин день – праздник 2 августа

Ильин день отмечают 2 августа. Этот праздник посвящен самому первому Святому, которого стали почитать на Руси. В IX в Киеве был построен соборный храм, а княгиня Ольга возвела храм во имя пророка Божия Илии на севере Руси, в селе Выбуты. В Ильин день всегда молились об избавлении от засухи, ведь в те времена это означало голод и отсутствие урожая. Ильин день обычно выпадал на границу сезонов и считался серединой лета, когда время близится уже к зиме.

После Ильина дня обычно не плавали в водоемах. Существовало поверье, что можно утонуть. Многие придерживаются его до сих пор. А девушки в эти дни молились о замужестве, так как Ильин день сопровождался традиционным периодом свадеб. Современное православное понимание праздника далеко отошло от народных верований, имеющих отношение, скорее, к язычеству, чем к истинному почитанию Библейского пророка. Мы познакомим вас с историей о пророке Илии, расскажем о его житие и пророчествах. Святой пророк Илия посвятил себя служению Богу и был взять живым на Небеса. В Писании говорится о том, чтоб он был «сокрыт вихрем», до него такой чести в Писании удостаивался лишь один человек.

Пророк Илия упоминается и в Новом Завете, удивительно также, что его почитают пророком и мусульмане. В Коране есть упоминание о пророке по имени Ильясин. В священной книге мусульман пророка Илию также отождествляли с другими людьми, которые избежали смерти и вознеслись на Небо живыми. Это было знаком особого расположения Господа и больших духовных заслуг, на которые способны редкие праведники. Христианам важно не забывать о том, что суеверия и обряды, схожие с языческими не относятся к Ильину дню в православном понимании. Ильин день также совпадает со светским праздником — днем ВДВ.

Илия (др.-евр. אֵלִיָּהוּ (Элийя́ху), אֵלִיָּה (Элийя́) - «Бог мой Яхве») - (1-я пол. IX в. до Р. Х.), один из ветхозаветных пророков.

Имя пророка Илии переводится как «Бог мой Господь», что выражает основное содержание его служения (ср.: 3 Цар 18. 36) — ревностна борьба за поклонение единому Богу и своими делами являвшего Его могущество.

Жизнь пророка Илии


Пророк Илия — один из самых почитаемых святых Ветхого Завета. Он родился в Фесвии Галаадской в колене Левиином за 900 лет до Рождества Христова. Согласно преданию, дошедшему до нас от святого Епифания Кипрского, когда родился Илия, отцу его было таинственное видение: мужи благообразные приветствовали младенца, пеленали его огнем и питали пламенем огненным.

Святой пророк Илия действительно был пламенным ревнителем веры и благочестия, с малых лет он посвятил себя Единому Богу, жил в пустыне, проводил время в посте, молитве и благочестии. Его пророческое служение пришлось на царствование самого нечестивого израильского царя Ахава . Иезавель, жена Ахава, убедила мужа принять языческую религию.

В стране культивировалось поклонение Ваалу, народ отпал от истинной веры предков в Единого Бога, пророков израильских преследовали и убивали. Для вразумления царя и развращенного им израильского народа пророк Илия поразил землю трехлетней засухой, «молитвою небеса заключив». После этого он, чтобы избежать гнева Иезавели, по указанию Божию, скрылся у потока Хораф, куда вороны каждое утро и вечер приносили ему хлеб и мясо.

Народ же в то время страдал от нестерпимого зноя и голода. Ветхозаветное предание рассказывает о том, что Господь по Своему милосердию, видя страдания людей, готов был пощадить всех и послать дождь на землю, но не хотел нарушить слова пророка Илии. Для пророка было важным обратить сердца израильтян к покаянию и возвратить их к истинному Богопочитанию.

Пророчества и чудеса пророка Илии

Божественный пророче, ты ревнуя по Господе Вседержители, молитвою небеса заключил еси, рек: дождь и роса да не снидет на землю, токмо глаголом уст моих.

Через некоторое время поток высох. Пророк Илья, по слову Божию, отправился в Сарепту Сидонскую к бедной вдове. За то, что она не пожалела последней горсти муки и масла, по молитве пророка Илии мука и масло с тех пор не истощались в доме вдовы. Здесь же пророк Илия совершает еще одно чудо: он оживил внезапно заболевшего и умершего сына вдовы, сострадая горю женщины.

На третий год засухи пророк Илия вернулся к Ахаву. Пророк Илия предложил устроить состязание со жрецами Ваала, чтобы выяснить, чей бог истинный. Собрав народ на горе Кармил, пророк Илия предложил соорудить два жертвенника: один — от жрецов Ваала, другой — от пророка Илии для служения Истинному Богу. «На который из них спадет огонь с неба, тот будет указанием, чей Бог истинен, — сказал пророк Илия, — и все должны будут поклониться Ему, а не признающие Его будут преданы смерти».

Жрецы Ваала плясали, молились и кололи себя ножами весь день, но ничего не случилось. К вечеру святой пророк Илия воздвиг свой жертвенник из 12 камней, по числу колен Израилевых, возложил жертву на дрова, приказал выкопать вокруг жертвенника ров и повелел поливать жертву и дрова водой. Когда ров наполнился водой, пламенный пророк обратился к Богу с горячей молитвой и прошением, чтобы Господь ниспослал с неба огонь для вразумления заблуждающихся и ожесточившихся израильских людей и обратил сердца их к Себе. Огонь пал с неба и возжег жертву пророка Илии.

Народ закричал: «Воистину Господь есть Бог Един и нет другого Бога, кроме Него!». Тогда по повелению пророка Илии жрецы были убиты. По молитве пророка Илии Господь послал на землю обильный дождь, засуха кончилась.

Божественный пророче, ты молитвою и милованием, паки небеса отверзаеши, и дождь жаждущим людем, богатно даруеши.

Однако, несмотря на чудеса и великие знамения, которые свершились по молитве пророка, Иезавель желала убить его за то, что он предал смерти жрецов вааловых. Снова начинаются преследования и гонения. Илья бежит в пустыню. Этот суровый и непреклонный ревнитель истинной веры впервые впал в отчаяние — ему казалось, что лишь он один остался верен истинному Богу, что не осталось на земле никого, кому он мог бы передать и сохранить веру отцов в Единого Бога.

И вот на горе Харив этот великий пророк удостоился, насколько это возможно для человека, созерцания лицом к лицу Бога. Господь утешил его, сказав, что остались еще люди на земле, никогда не поклонявшиеся идолам, и указал Илие на Елисея, которого Он выбрал пророком после Илии. Столь яркое событие в жизни пророка Илии показало ему, насколько Господь милостив, что Он не только грозный карающий судия. Елисей стал учеником пророка Илии и свидетелем его восхождения на небо в огненной колеснице.

Вознесение

Илия был взят на Небо живым: «вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на Небо » (4Цар.2:11). Согласно Библии, до него живым на небеса был взят лишь Енох, живший до Потопа (Быт.5:24).

Апокрифическая Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова описывает это событие так: «Илия сокрыт был вихрем, - и Елисей исполнился духом его » (Сирах.48:12). Согласно ей, Илия оставил пророку Елисею свою верхнюю одежду («милоть»), сбросив её тому уже с огненной колесницы.

Илиа пророк предивный, зарею ум просветив, весь бысть божествен: и царя нечестива суд неправедный зря негодует, темже и судом Божиим отречение посылает на него: такожде и царицу яко немилостиву, и златолюбиву, суду Божию предаде. Но молитвами, Христе, Твоего пророка Илии спаси всех нас, яко милосерд.

Чему научиться нам в житии пророка Илии?

Митрополит Иларион (Алфеев)

Сегодня Церковь празднует память святого пророка Божия Илии. В Третьей и Четвертой книгах Царств мы читаем о великих делах пророка, о чудесах, которые он совершал перед лицом народа израильского. Читаем о том, как, чтобы доказать бытие истинного Бога, он призывает четыреста пятьдесят пророков Вааловых и приносит жертву Господу, а они приносят жертвы своим богам; и жертву пророка по его молитве попаляет Божественный огонь, жертв же лжепророков огонь не касается.

Мы читаем о том, как Илия приходит в дом бедной вдовы и воскрешает ее сына, о том, как пророк бежит от гнева нечестивой царицы Иезавели в пустыню и, не находя в себе более сил на пророческое служение, в отчаянии взывает к Богу: «Довольно уже, Господи; возьми душу мою». Но Бог утешает его, не только посылая ему воду и хлеб, но и таинственным, необычайным образом являясь ему «в тихом веянии ветра». Ощущая это легкое дуновение, Илия понимает, что Господь явился ему не в грозных явлениях природы – не в буре, не в землетрясении, не в огне, – но именно в легком дуновении ветра духовного. Этим дуновением Духа Святого Бог утешает пророка и дает ему новые силы.

Наконец, мы видим как Илия идет вместе со своим учеником пророком Елисеем, и Елисей узнает, что его учитель в этот день будет взят от него. Илия говорит: «Проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя». И Елисей отвечает: «Дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне». Илия сказал: «Трудного ты просишь. Если увидишь, как я буду взят от тебя, то будет тебе так». Вскоре явилась огненная колесница, и вихрь вознес Илию на небо. Это был человек, который при жизни воскрешал мертвых, это был пророк, который не увидел смерти, но был вознесен Богом в Царствие Небесное.

Жизнь пророка Илии научает нас тому, какими были истинные пророки, призванные Богом на особое служение, на особую миссию – возвещать людям о Боге. Пророки были гонимы, и мы слышали сегодня в евангельском чтении слова Христа: «Пророк не имеет чести в своем отечестве» (Ин. 4:44), – т. е. там, где он проповедует, он не бывает понят. У всех пророков были враги и недоброжелатели, люди, которые желали им смерти. Как и все люди, пророки имели свои немощи, и не всегда была им по силам та невероятно трудная миссия, которая была на них возложена – свидетельствовать о Боге людям, которые не хотели этого свидетельства слышать.

Читая о жизни других пророков, мы узнаем, что, когда Господь призывал их, некоторые из них отказывались. Один сказал, что он слишком юн, другой – Иона – вообще бежал от Лица Божия, сознавая, что нет у него сил исполнить возложенную на него Богом миссию. Пророк Илия в отчаянии просил у Бога смерти. Но пророков всегда подкрепляла благодать Божия, в своем служении они непосредственно соприкасались с Богом, встречали Его в личном духовном опыте.

Встречи эти бывали разные. Иногда Господь приходил в легком дуновении ветра, т. е. в некоем сокровенном духовном утешении, как это было с пророком Илией. Но бывало и так, что не только пророк, но и весь народ был свидетелем явления Божия, когда, например, тот же Илия с помощью огня решил показать, быть ли Господу или Ваалу Богом Израиля. В разные периоды человеческой истории Бог посылал людям пророков, чтобы от них люди услышали слово истины, чтобы они чудесами засвидетельствовали присутствие Божие и силу Божию. И во все эпохи пророки были людьми немощными – такими же, как мы с вами. Их пророческая миссия намного превышала их естественные человеческие силы, и они, не надеясь на собственные силы, искали помощи у Бога. Они просили у Бога духовного подкрепления в трудные минуты, когда были оставлены людьми, гонимы, когда враги искали их смерти. И Господь таинственным образом подкреплял их благодатью Святого Духа.

И еще одному научаемся мы из жизни пророка Илии – тому, что каждый пророк оставлял после себя духовное потомство. Пророки не были людьми, которые, подобно знаменитостям мира сего, ярко блеснув, исчезают. Пророки оставляли после себя учеников, поэтому дело, которому они служили, не умирало и после их смерти. Когда Илия был вознесен на небо колесницей Божией, Елисей взял его милоть, т. е. плащ, и ударил ею по воде, и вода расступилась, и Елисей понял, что духовное наследие пророка Илии перешло к нему. Нередко бывало, что ученики оказывались выше учителя, потому что дух, который был на одном пророке, переходил на другого и с еще большей силой действовал через него. Так духовное преемство переходило от одного пророка к другому, вплоть до последнего из пророков и первого из апостолов – Иоанна Крестителя. Затем оно переходило от одних апостолов к другим, затем к епископам, к священникам и ко всему народу Божию, который это благодатное свидетельство о Боге – также передавал из поколения в поколение; оно дошло и до нас, и ныне мы являемся его обладателями.

Потому, вспоминая ветхозаветных пророков, мы вспоминаем не каких-то людей, которые жили в древности и три тысячи лет назад прославились своими великими делами, но святых, духовное наследие которых продолжает жить в нашей Церкви. Вспоминая их и молясь им, мы надеемся хотя бы в малой степени проникнуться тем духом, которым они жили, и получить хотя бы частицу той благодати Божией, которая была дана им не ради них самих, но дабы помочь им нести нелегкую миссию свидетельства о Боге перед людьми, тот крест, под тяжестью которого и мы порой сгибаемся, не находя в себе сил, чтобы его понести.

Иногда мы говорим: Господи, это невозможно, этот крест слишком тяжел для меня. И тогда приходит благодать Божия в «веянии тихого ветра», и ее освежающее и укрепляющее дуновение дает нам новые силы.

Человеческий Лик Бога. М., 2000.г

Реклама

Илья-пророк принадлежит к любимым и почитаемым в народе святым. Пророк Илья в славянской народной традиции - повелитель грома и молнии, небесного огня, дождя, покровитель урожая и плодородия. Христианский Илья-пророк пришел на смену языческому Перуну-Громовержцу.

августа по церковному календарю праздник – день памяти пророка Божия Илии – одного из самых любимых и почитаемых святых у нашего народа и у многих славян. Как и всегда, церковные и народные традиции тесно переплелись в Ильин день. Узнайте какие приметы существуют на Илию пророка, что можно и нельзя делать в праздник.

Какой церковный праздник сегодня 2 августа: кто такой пророк Илья

Среди русского народа Илия пользуется особым уважением и почетом, в славянской культуре его считают повелителем грома, небесного огня, дождя, урожая и плодородия. Так для сохранения урожая и большей плодовитости скота в России устраивали совместную трапезу с жертвоприношением. В качестве жертвы выступал баран или бык. Крестьяне сгоняли свой скот к церкви, а священник проводил молебен и окроплял его священной водой. После этого приносили в жертву животное, купленное на общие деньги, и устраивали пир, который длился обычно до утра.

Как гласит нам Библия, Илия был ветхозаветным пророком, поклоняющимся Богу Яхве. Жители Израиля отказались от своего Господа и обратились к языческому культу Ваалу, разгневавшись на свой народ, через Илию Бог посылает на Израиль засуху и голод. Позже на горе Кармель встретились поклонники Яхве и Ваала, где каждая сторона должна была призвать своего Бога для подтверждения истинности, посредством низвержения огня с неба. Однако от Ваала так и не последовало никакого знака, а вот на жертвенник Бога Яхве был низвержен огонь, и израильтяне пали с криками: «Яхве есть Бог». Сразу же пошел дождь, воскрешая засохшую землю. Так и появился праздник именуемый Ильин день.

Как говорит нам Ветхий Завет, когда Бог захотел забрать к себе Илию, в небе появилась огненная колесница, перед которой воды реки Иордан расступились. Илия разместился в колеснице, и она исчезла из виду, наблюдавшего за этой ситуацией Елисея, ученика Илии.

Какой церковный праздник сегодня 2 августа: традиции и приметы этого дня

Повелитель грома и молнии Илия представлялся в народных писаниях, скачущим по небесам на огненной колеснице, запряженной четверкой белых коней. Стук копыт – это раскаты грома. А сам Илия – вестник закона Божиего, грозный, но справедливый и щедрый покровитель земледелия и скотоводства, который ленивых и неправедных наказывает ударом молнии, а поля и урожай бьет градом, а трудолюбивых и праведных оберегает и берет под свою защиту, поливает благодатным дождем посевы.

Илия был взят живым на небо, вознесся на огненной колеснице, чтобы перед вторым пришествием Христа вернуться на землю и три раза объехать свет, предупреждая людей о Страшном Суде.

Приметы и традиции на Илию пророка

Верующие люди на Илию идут в церковь и просят в молитвах о благополучии в семье, мире, здоровье близких, несут семена для освящения на будущий урожай.

Раньше на Илию было принято устраивать ярмарки, а также братчину – общинные обеды, на которые приносили яства и напитки от каждого дома, угощались сами, угощали путников, странствующих, бедных, нуждающихся. Такие трапезы заканчивались гуляниями, играми, хороводами, песнями.

Люди верили, что в день Илии вся нечистая сила спасается от огненного наказания святого и превращается в различных зверей и рыб, в том числе и домашних питомцев. Поэтому люди на Илию не выпускали из дому домашних собак и кошек, чтобы в них не вселился злой дух.

День пророка Илии – один из почитаемых в народе праздников, однако особых значительных обрядов в этот день не совершалось, не смотря на то, что с Илией связано множество верований, мифологических легенд, календарных и хозяйственных примет и запретов.

Готовились к празднику за несколько дней – защищали свои дома от злых духов, нечисти, пекли особое обрядовое печенье и хлебцы — колобки, прекращали любые работы в поле и по хозяйству.

Заметили опечатку или ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам о ней.

Cегодня 2 августа (20 июля по старому стилю), православная церковь празднует Церковный праздник Православный:

*** Пророка Божия Илии Фесвитянина (IX в. до Р. Х.). Преставление преподобного Авраамия Галичского, Чухломского (1375). Преподобномученика Афанасия Брестского (обретение и перенесение мощей, 1649).
Праведного Аарона первосвященника (XVI в. до Р. Х.). Преподобных Кассиана, игумена обители святого Саввы Освященного; Леонтия Стромынского (XIV); Саввы Стромынского (1392). Священномучеников Константина и Николая пресвитеров (1918); священномучеников Александра (Ахангельского), Георгия (Никитина), Иоанна (Стеблина-Каменского), Сергия (Гортинского) и Феодора (Яковлева) пресвитеров, преподобномучеников Тихона (Кречкова) архимандрита, Георгия (Пожарова), Космы (Вязникова) иеромонахов и мучеников Евфимия (Гребенщикова) и Петра (Вязникова) Воронежских (1930). Икон Божией Матери Галичской-Чухломской "Умиление" (1350); Абалацкой "Знамение" (1637).

Пророк Илия

Пророк Илия был одним из великих пророков ветхозаветной Церкви. Илия был ревностным служителем Единого Бога и грозным обличителем идолопоклонства и нечестия. Он был человек с горячим сердцем, твердой волей и с пламенной ревностью о вере и благочестии. Вот почему так чтил его народ еврейский, и в Православной Церкви, Греческой и нашей Русской, день его памяти празднуется наравне с великими праздниками.

Св. пророк Илия был родом из города Фесвы. Во время рождения его отец видел мужей, которые беседовали с ним, повивали его огнем и давали ему есть огненный пламень. Илия с малых лет посвятил себя Богу, поселился в пустыне и проводил жизнь в строгом посте, богомыслии и молитве. Подле Илии собрались ученики, которых он учил закону Божию и доброй жизни. Живя в пустыне, святой пророк следил за образом действий своих соотечественников, молился за царя и его род.

Его деятельность относится к царствованию Ахава, когда гордая и властолюбивая жена слабохарактерного царя, финикиянка Иезавель, решила установить культ Ваала и Астарты. Грозным мстителем за попрание святыни явился пророк Илия, который совершал много знамений, чтобы вразумить нечестивого царя и поддавшийся ему народ. Но когда, с воцарением Ахава, вера в Иегову стала упадать и нечестие усиливаться в царстве Израильском, тогда он вышел на свое пророческое служение. Явившись к Ахаву, Илия предсказал трехлетнюю засуху и голод за его нечестие; молитвой свел с неба огонь на жертву, чтобы доказать, что истинный Бог есть Тот, Которому он кланяется; во время голода прокормил целую семью горстью муки и малым количеством масла; воскресил единственного сына сарептской вдовы; беседовал с Богом на горе Хорив и живым был взят на небо в огненной колеснице с огненными конями.

Св. пророк Илия учил и пророчествовал устно, как и его ученик Елисей, и не оставил писаний. Жил за девять столетий до Рождества Христова. История его жизни и деятельности излагается в Третьей и Четвёртой Книгах Царств (3Цар.17-20 гл. и 4Цар. 1-3). Как в иудаизме, так и в христианстве считается, что Илия был взят на Небо живым: «вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на Небо» (4Цар.2:11). Согласно Библии, до него живым на небеса был взят лишь Енох, живший до Потопа.

Преподобный Авраамий Галицкий

Преподобный Авраамий Галицкий был пострижен св. Сергием Радонежским и первое время подвизался в его обители. Укрепившись в духовной жизни, для больших подвигов, с благословения своего святого игумена, удалился в дикую тогда страну Галицкую. Здесь явилась ему икона Пресвятой Богородицы. Во время молитвы он услышал голос с горы, около которой подвизался: «Авраамий, взойди на гору, там икона Богородицы». Святой взошел и взял икону в свою келью. Но недолго подвизался он здесь в уединении: о нем узнали соседние жители, а затем и сам князь Галицкий Димитрий. Благочестивый князь просил Авраамия посетить Галич с явленной ему иконой, и Авраамий исполнил желание князя. Князь и народ с крестным ходом встретили икону, и многие больные получили исцеление от нее. После этого князь дал преподобному средства на месте явления иконы устроить обитель в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Подвизаясь в своей обители, св. Авраамий сделал много полезного для жившего в окрестностях чудского племени. Это племя уже было просвещено христианской верой, но держалось некоторых языческих обычаев, особенно верило чародейству. Св. Авраамий убедил их оставить суеверия, и ему особенно помогли в этом исцеления, происходившие от явленной ему иконы. Обустроив обитель, св. Авраамий вместо себя назначил настоятелем своего ученика и тайно удалился в пустыню, за 30 верст от обители. Но здесь нашли его некоторые из братии. Святой оставил их при себе и тут основал новую обитель. Скоро и отсюда удалился св. Авраамий за 70 верст от Галича, на берег Чухломского озера, и здесь основал Покровскую обитель. В этой обители и скончался он в 1375 г. в глубокой старости. Здесь почивают под спудом и святые его мощи.

Абалацкая Знаменская икона Богородицы

Абалацкая Знаменская икона Богородицы явилась в 1637 г. в селе Абалацком Тобольской епархии. Благочестивая вдова Мария не раз видела во сне образ Знамения Богородицы с изображениями святителя Николая и Марии Египетской по сторонам, и при этом слышала голос: «Мария, объяви видение народу и скажи, чтобы построили в Абалацком селе новую церковь во имя Знамения, с приделами святителя Николая и Марии Египетской». Мария рассказала о видении, и началось строительство церкви.

Когда же строилась церковь, то к одному больному крестьянину по имени Евфимий пришел некий богобоязненный нищий Павел и сказал, чтобы он написал храмовый образ для строящейся церкви и обещал ему выздоровление. Икона была заказана, и Евфимий выздоровел. В 1783 г. Абалацкое село обращено в монастырь. Абалацкую икону особенно чтут в Сибири и в губерниях, соседних с Сибирью. Ежегодно в июне месяце на две недели приносят ее из Абалацка в Тобольск. Икона эта отличается от обыкновенной иконы Знамения (27 ноября) тем, что на ней изображены с правой стороны Богоматери - святитель Николай, а с левой - Мария Египетская.