Пророк илия житие краткое содержание. Пророк божий илия

Один из самых известных библейских персонажей, борец за святость и чистоту веры - наиболее чтимый святой не только в Православии, но также в иудаизме, католичестве, исламе. Илья пророк упоминается множество раз как в Ветхом, так и в Новом Завете. Подобное уважение вполне заслужено - праведник прожил необычную жизнь, показывал подвиги веры, был живым примером святости, совершил много чудес.


Житие Ильи Пророка

Происхождение столько великого человека остается для историков загадкой - возможно, Господь неслучайно сокрыл эту часть его жизни. Прославился Илья во время правления царя Ахава, чье имя стало нарицательным. Он был отступником от веры предков, построил идолов и служил им, изгнал из Израиля многих праведников. Но Господь стоял на страже своего великого пророка Ильи. Он оставался тверд, обличал грешников, возвещал им Божью волю.

В наказание за упорство в грехе на страну была послана великая засуха, которая продолжалась несколько лет. И только великий слуга Божий смог исправить ситуацию.

  • Он пригласил жрецов Ваала, предложил сложить 2 жертвенника.
  • На один язычники возложили жертву, на другой - святой Илья пророк.
  • Поджигать было нельзя - свети огонь предлагалось с неба при помощи молитвы.

Расчет был простой - чей бог первым попалит жертву, тот и есть истинный Господь. Сколько ни старались язычники, их жертвенник стоял нетронутым. А по молитве Илии была сожжена не только жертва, но и сам каменный престол, выжжена яма с водой, окружавшая его. Народ-отступник тут же покаялся в своих грехах, а пророк свел на землю долгожданный дождь.


Другие известные чудеса Ильи

Многие знатоки богословия говорят про Илью пророка как о прообразе Спасителя Иисуса Христа. В их биографиях действительно можно найти схожие черты.

  • Одно время Илие пришлось жить у бедной вдовы, которая имела языческое происхождение - подобно Христу, его не принял собственный народ.
  • Когда у женщины умер единственный сын, пророк воскресил его. Иисус тоже неоднократно воскрешал мертвых во время Своего земного служения.
  • Пока Илия жил в доме вдовы, у ней в кувшине всегда было масло, не заканчивалась и мука. Господь насыщал своих детей, подобно тому, как многократно умножил рыбу и хлеб в пустыне после проповеди Христа.

За свои великие дела святой получил достойную награду. Когда пришло время, с неба сошла огненная колесница, на которой он был доставлен прямо в небесные обители. Считается, что перед концом земли Илья будет повторно послан к людям, чтобы обличить антихриста. Также он сумеет обратить в христианство оставшихся иудеев.


Иконы Ильи Пророка

Столь почитаемый праведник часто изображается на иконах. Илья Пророк имеет вид старца с длинной седой бородой. Одежды его просты, ноги босые, либо может быть обут в сандалии. В руках часто пророк держит длинный свиток.

Присутствует он на иконе Преображения - известный библейский сюжет, когда три апостола стали свидетелем явления Божественной славы Христа. Рядом с Ним были Моисей и Илия.

На личных иконах изображается по-разному:

  • может стоять в центре житийного образа, вокруг самые известные сцены из Писания;
  • сцена взятия на небо - Илья на огненной колеснице;
  • пребывание в пустыне - сидит на камне, с неба слетает птица (ворон), держащая в клюве кусок хлеба.

Для домашней молитвы подойдет любой образ, купленный в церковной лавке.

Почитание

На иконах святого Ильи пророка можно найти атрибуты ветхозаветных праведников, каждый имеет собственное значение.

  • Плащ - до сих пор его носят в пустынях, ведь он дает хорошее укрытие от зноя днем, а ночью сохраняет тепло. В те времена многие святые долго находились на молитве, для чего часто покидали суетливые города, удаляясь в пустыню. Плащ означает также странника, ведь по жизни пророк идет как Божий глашатай, отказываясь от собственной жизни.
  • Шапочка (либо капюшон или повязка) - имеет практическое значение, защищая голову от солнечных лучей. В богословском понимании это обозначение Божественной благодати, которая посылается святому, символ его избрания и славы.
  • Длинные волосы - этот атрибут пришел в иконографию неслучайно. В древности существовала секта назареев. Они посвящали себя Богу: не вступали в брак, не употребляли вино, много молились и постились. Один из обетов включал обещание не стричь волосы. Вот почему растительность на лице стала со временем ассоциироваться со служением Господу.
  • Свиток - пророки приходили не просто так, они говорили от Бога. Их поучения оказались очень важны для многих людей. Обычно в качестве текста берется одна из известных цитат данного праведника.

Храмы Ильи Пророка в России

На Руси храмы Ильи пророка стали строиться стразу после принятия христианства. Первый был возведен в Киеве, затем святая Ольга возвела церковь в его честь у себя на родине, во Псковской области.

Известный храм находится в Москве, дата возведения - начало 18 в. Небольшое здание с высокой колокольней находится в Обыденском переулке. Изначально храм был деревянным, но затем возвели каменный, сохранив первоначальный стиль. В церкви есть довольно древние иконы Спасителя и Казанской Божией Матери, чудотворный образ «Нечаянная радость». Здесь венчался А. Солженицын. История прихода замечательна тем, что храм не закрывался даже в годы советской власти.

Кому оказывает покровительство

Согласно народным верованиям, седовласый старец умеет управлять молниями, огнем, помогает земледельцам. Нередко в народном сознании пророк путается со святым воином - Ильем Муромцем. 2 августа в России отмечается день ВДВ, поскольку он совпадает с церковным днем Ильи пророка, то этот великий святой считается покровителем десантников.

Такое совпадение, возможно, не случайно, ведь праведник совершал в жизни очень мужественные поступки. Однако, прежде всего он защищает всех, кто верно служит Богу, может наставить на путь истины, вразумить тех, кто заблуждается. Обратиться к нему могут те, кто хочет сохранить целомудрие и чистоту - ведь праведник не состоял в браке.

Молитва Ильи Пророка

Величание Пророку Илии

Величаем тя, / святый славный пророче Божий Илие, /и чтим (еже на Небеса /на колеснице огненней, /преславное восхождение твое.

Тропарь Пророку Илие

Во плоти Ангел, / пророков основание, / вторый Предтеча пришествия Христова, Илия славный, /свыше пославый Елисееви благодать / недуги отгоняти/ и прокаженныя очищати, /темже и почитающим его точит исцеления.

Кондак Пророку Илие, глас 2:

Пророче и провидче великих дел Бога нашего, Илие великоимените, вещанием твоим уставивый водоточныя облаки, моли о нас единаго Человеколюбца.

Молитва

О святый пророче Божий Илие, моли о нас Человеколюбца Бога, да подаст нам, рабам Божиим (имена) , дух покаяния и сокрушения о гресех наших, и всесильною Своею благодатию да поможет нам пути нечестия оставити, преспевати же во всяком деле блазе, и в борьбе со страстьми и похотьми нашими да укрепит нас; да всадит в сердца наша дух смирения и кротости, дух братолюбия и незлобия, дух терпения и целомудрия, дух ревности ко славе Божией и о спасении своем и ближних доброе попечение.

Отврати от нас предстательством твоим праведный гнев Божий, да тако в мире и благочестии поживше в сем веце, сподобимся причастия вечных благ во Царствии Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Емуже подобает честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, во веки веков.

Про Илью Пророка - храмы и иконы was last modified: Июнь 11th, 2017 by Bogolub

Н емного найдется таких святых, в чьей жизни так тесно переплелись бы судьбы Ветхого и Нового Заветов, как у пророка Илии. Родившийся за девять веков до пришествия в мир Христа Спасителя, пророк Илия видел славу Его Преображения на горе Фавор (Мф. 17, 3; Мк. 9, 4; Лк. 9, 30). Святой пророк первым в Ветхом Завете совершил чудо воскрешения мертвого (3 Цар. 17, 20-23), и сам был живым взят на Небо, прообразуя этим грядущее Воскресение Христово и всеобщее разрушение владычества смерти. Его горячий призыв к покаянию и грозные обличения были обращены к современникам, его соотечественникам, погрязшим в нечестии и идолопоклонстве. Такие же обличения и призыв к покаянию услышат жители Земли перед Вторым пришествием Христовым, когда многие, уклонившись от истинной веры и благочестия, будут жить во тьме заблуждений и пороков. Как в Ветхом Завете, так и в Новозаветной Церкви святой пророк Илия почитается за свою несокрушимую твердость веры, безупречную строгость девственной жизни, огненную ревность о славе Божией. Его часто сравнивают с «величайшим из рожденных женами» Предтечей и Крестителем Господним Иоанном, о котором сказано, что он пришел «в духе и силе Илии» (Лк. 1, 17).

Святой пророк Илия родился в X веке до Рождества Христова в Фесвии Галаадской, происходил из колена Левиина. По преданию, его отец Совах при рождении сына видел, как светлые ангелы беседовали с младенцем, пеленали его огнем и питали пламенем огненным. С юных лет святой Илия удалился на пустынную гору Кармил, где возрастал и укреплялся духовно, проводя жизнь в строгом посте, молитве и богомыслии.

После смерти царя Соломона государство разделилось на два царства - Иудейское со столицей в Иерусалиме и Израильское со столицей в Самарии. И если в Иудее в какой-то мере сохранялось прежнее благочестие, то Израильское царство очень быстро уклонилось от веры отцов к служению языческим богам. Особенно возросло нечестие при царе Ахаве, жена которого Иезавель, будучи язычницей, усиленно насаждала культ идола Ваала.

Святой пророк Илия, ревнуя о славе Истинного Бога, выступил на общественное служение грозным и смелым обличителем резко усилившихся идолопоклонства и нравственной распущенности. Он объявил царю, что в наказание за беззакония израильтян длительное время не будет ни дождя, ни росы, и прекратится это бедствие только по молитве пророка (3 Цар. 17, 1). Ахав не послушался пророческого гласа и не раскаялся. Тогда грозный приговор святого Илии был приведен в исполнение - три с половиной года народ израильский страдал от зноя, засухи и голода. Сам пророк, по повелению Божию укрылся от гнева единоплеменников и преследований Ахава в уединенном месте у потока Хораф, куда каждое утро и каждый вечер вороны приносили ему пищу-хлеб и мясо. По изъяснению святителя Иоанна Златоуста, Господь повелел заботиться о пропитании пророка именно воронам для того, чтобы научить его быть более милосердным и снисходительным. «Смотри, Илия,- говорит святитель как бы от лица Самого Бога,- на их (воронов) человеколюбие; те, которые не имеют любви к собственным птенцам, тебе служат, как гостеприимны... Подражай перемене воронов, и будь снисходительным к иудеям».

Примерно через год, когда высох поток Хораф, Господь послал пророка Илию в небольшой финикийский город Сарепту Сидонскую к бедной вдове, которая вместе со своим семейством находилась в крайней нужде. Пророк Илия, желая испытать веру и добродетель вдовицы, велел ей из последних остатков муки и масла испечь хлеб для него. Вдовица исполнила повеление, и ее самоотвержение не осталось без награды: по слову пророка мука и масло в этом доме чудесным образом постоянно пополнялись во все время голода и засухи. Вскоре Господь послал новое испытание веры вдовы: умер ее сын. В безутешном горе она решила, что святость пророка Илии, несовместимая с ее греховной жизнью, стала причиной смерти отрока. Вместо ответа святой пророк взял на руки ее умершего сына и после троекратной усиленной молитвы воскресил его (3 Цар. 17, 17-24).

По прошествии трех лет засухи Господь послал святого Илию к Ахаву возвестить о прекращении бедствия. При этом пророк велел царю провести «испытание веры». На горе Кармил собрались все жители Израиля и все жрецы Ваала. Когда соорудили два жертвенника, святой Илия предложил жрецам Ваала помолиться своим богам о схождении с неба огня на жертву. Жрецы молились целый день, но огня не было. Тогда святой пророк Илия приказал полить приготовленный им жертвенник большим количеством воды, так что она наполнила весь ров вокруг жертвенника. Затем он обратился с горячей молитвой к Истинному Богу и тотчас с неба сошел огонь и попалил жертву и даже каменный жертвенник и воду вокруг него. Видя это, народ в страхе упал на землю и восклицал: «Воистину Господь есть Бог!» (3 Цар. 18, 39). Пророк Илия приказал схватить жрецов Ваала и умертвил их у потока Киссова. По молитве святого небо разверзлось и пошел дождь.

Несмотря на горячую ревность пророка и обилие благодати Божией, укреплявшей его, он не был чужд и естественной человеческой немощи, особенно проявлявшейся в Ветхом Завете, до пришествия Спасителя. Пророк Илия после совершенного чуда на горе Кармил ожидал обращения Израиля к Богу, но произошло иначе. Ожесточенное сердце Иезавели пылало гневом и она грозила убить пророка за истребление жрецов Ваала. Слабовольный Ахав, покаявшийся было от грозного знамения, стал на сторону жены, и пророк Илия должен был бежать на юг Иудеи, в Вирсавию. Ему представились беспомощными все его усилия по искоренению нечестия, и в сильной печали он ушел в пустыню и там взывал к Богу: «Довольно уже, Господи, возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих» (3 Цар. 19, 4). Господь утешил святого видением Ангела, который укрепил его пищей и повелел идти в дальний путь. 40 дней и 40 ночей шел пророк Илия и, дойдя до горы Хорив, поселился в пещере. Здесь Господь особым видением снова призвал его быть более милосердным. В чувственных образах - буре, землетрясении и огне - ему был открыт смысл его пророческого служения. Для контраста с этими видениями Господь явился ему в веянии тихого ветра, давая понять, что сердца грешников смягчаются и обращаются к покаянию более действием милосердия Божия, а грозные явления силы Божией способны привести скорее в ужас и отчаяние. В этом же видении Господь открыл пророку, что не один он почитает Истинного Бога: есть еще семь тысяч человек в Израиле, которые не преклонили колена перед Ваалом. По повелению Божию пророк Илия снова пошел в Израиль, чтобы посвятить на пророческое служение Елисея.

Еще дважды приходил святой пророк Илия ко двору израильских царей. Первый раз - чтобы обличить Ахава в незаконном убийстве Навуфея и присвоении его виноградника (3 Цар., 21). Услышав обличение пророка, Ахав раскаялся и смирился, и за это Бог смягчил Свой гнев. Во второй раз - чтобы обличить нового царя Охозию, сына Ахава и Иезавели за то, что тот в болезни обратился не к Истинному Богу, а к Аккаронскому идолу. Святой пророк предсказал Охозии смертельный исход его болезни за такое неверие, и вскоре слово пророка сбылось (4 Цар., 1).

За свою пламенную духовную ревность о славе Божией пророк Илия был взят живым на Небо в огненной колеснице. Его ученик Елисей был свидетелем этого восхождения и вместе с упавшей из колесницы милотью святого Илии получил пророческий дар вдвое больший, чем имел пророк Илия.

По преданию Церкви, пророк Илия вместе с праотцем Енохом, который тоже был взят живым на Небо (Быт. 5, 24), будет Предтечею Второго Пришествия Христа на Землю. Три с половиной года святые Енох и Илия будут проповедовать покаяние и совершат много чудес. Своей проповедью они будут обращать людей к истинной вере. Им будет дана власть, как и при земной жизни пророка Илии, «затворити небо, чтобы не шел дождь во дни пророчествия их» (Откр. 11,6). Через три с половиной года их проповеди антихрист сразится с ними и убьет их, но силой Божией они воскреснут через три с половиной дня.

Иконописная традиция часто изображает святого пророка Илию возносящимся на огненной колеснице на Небо.

К памяти святого пророка Илии русский православный народ всегда относился с благоговением. Он почитался славянами еще в дохристианскую эпоху нашей отечественной истории. Первый храм в Киеве еще при князе Игоре (до Крещения Руси) был посвящен святому пророку Илии, в летописи преподобного Нестора этот храм назван соборным, т. е. главным. В Константинополе, где на службе у греческих императоров до X века было много варягов-руссов, также была устроена церковь во имя пророка Илии, которая предназначалась для крещеных русских людей, о чем известно из договора киевлян с греками в 944 году.

После Крещения Руси в 988 году Ильинские храмы стали во множестве воздвигаться по всей стране. В святом пророке Илии верующий русский народ с древних времен почитает покровителя урожая, поэтому с особым усердием и любовью обращается к угоднику Божию в день его памяти с молитвой о благословении нового урожая. О глубине почитания праздника пророка Илии свидетельствуют рукописные церковные месяцесловы (календари), в которых этот праздник называется «святое восхождение пророка Илии» или «огненное восхождение святого пророка Илии». Обычно в день праздника совершаются крестные ходы и водоосвящение в тех местах, где расположены Ильинские храмы.

Об истории установления одного из таких крестных ходов известно из отечественной истории следующее. В 1664 году Москву и ее окрестности постигла ужасная засуха, продолжавшаяся с 15 мая по 20 июля (по старому стилю). Достоверность этого события подтверждается историческими свидетельствами.

Происшедшее бедствие побудило москвичей к всенародной горячей молитве, и жители Москвы положили особенно чтить того святого, в день памяти которого прекратится засуха и ниспошлется дождь. 20 июля пошел обильный дождь, земля ожила и множество народа благодарило Бога за милосердие. Усматривая в этом событии Промысл Божий и дерзновенные молитвы святого пророка Илии, было положено совершать крестный ход из Успенского собора в церковь пророка Илии на Воронковом поле. При установлении этого крестного хода царь Алексей Михайлович сказал: «Как некогда пророк Илия ниспослал дождь на поля израильского царства, так же точно и ныне тот пророк оросил посохшие поля Российского государства».

Одним из наиболее почитаемых в христианстве ветхозаветных святых является пророк Илия, житие которого широко известно по всему миру. Память его совершается 2 августа (20 июля по старому стилю).

Пророк Илия родился в 900 году до н.э . в городе Фисвы (ныне территория Иордании). Он происходил из колена Левиина. Когда пророк появился на свет, его отцу, священнику Соваху, было видение: некие мужи радостно встречали новорождённого, кормили его огнём и пеленали в пламя. Это символизировало его будущие огненные проповеди и вознесение в пламенной колеснице в небо.

Вконтакте

Одноклассники

Житие пророка Илии

Детство и юность

Илья рос в атмосфере благочестия и чистоты, часто отправлялся в пустыню и превозносил Богу молитвы. Господь возлюбил юношу и отвечал на его мольбы. Будущий пророк видел вокруг идолопоклонство и разврат. Истинный Бог был забыт израильтянами. Тех немногих, кто не кланялся языческим богам и открыто противостоял этому, убивали и изгоняли прочь.

Обличение царя и голод в Израиле

Свою активную деятельность Илия начал в эпоху царствования в Израиле Ахава . Он был женат на финикиянке Иезавели, которая придерживалась культа языческих богов Ваала (Баала) и Астарты (Ашеры). Она оказывала на мужа огромное влияние, и под напором жены царь, который и сам вместо Всевышнего поклонялся золотым тельцам, выстроил храм Баалу. Почитание же Бога в Израильском царстве было практически прекращено, а ревнители благочестия были изгнаны прочь из страны. Жрецы языческого храма содержались при дворце правителя. За всё это Илия и обличил Ахава.

Чтобы вразумить царя, Илия сотворил немало чудес, но Ахав остался к ним равнодушен. Более того, поклонение идолам распространялось всё больше и вскоре достигло абсолютных пределов. Пророк предсказал царю, что расплатой для Израиля за это будет страшный голод, который продлится несколько лет. Но и тут Ахав не внял пророчествам Илии.

В Израильском царстве в скором будущем исполнилось предсказание пророка. На страну обрушилась страшная засуха, приведшая к голоду . По преданию, Господь из милосердия Своего хотел бы послать измождённым евреям дождь, но не делал этого, дабы не нарушить слова Илии, хотевшего, чтобы израильтяне покаялись и обратились к истинному Богу. Сам же пророк находился в это время в пустыне. Каждое утро и вечер в течение года к нему прилетали вороны и приносили ему еду.

Затем пророк отправился в Сарепту Сидонскую (сегодняшняя территория Ливана) к бедной вдове, у которой только что скончался сын Иона. Она отдала для Илии последние муку и масло, что были у неё дома. За это по молитвам пророка уже никогда не заканчивались эти продукты. Более того, он воскресил новопреставленного ребёнка. Впоследствии Иона также стал пророком. У этой женщины Илья провёл ещё два года.

Соревнование с идолослужителями и низведение дождя

По прошествии всего этого времени Илья всё-таки пришёл в Самарию и показался на глаза Ахаву. Было решено, что на горе Кармил произойдёт жертвоприношение , которое определит, кто более могущественен – Бог Яхве или Ваал.

Сначала жрецы положили на жертвенник идола разделанного тельца и принялись просить Баала, дабы тот послал им огонь и сжёг их жертву. Языческий бог оказался слабее, и жрецы не смогли заставить его проявить свою силу. Тогда настала очередь Илии.

Он также уложил на жертвенник тельца и вырыл вокруг него ров, а затем попросил людей залить водой и ров, и жертвенник вместе с тельцом. Народ так и поступил. После этого пророк помолился Господу, и тот ниспослал с неба огонь на жертву Илии. Увидев это, народ покорился величию Божию.

Илья велел людям вывести жрецов к устью реки Киссон, и там пророк собственноручно расправился с ними. Затем он снова вознёс молитву к Богу, и на землю пролился сильный дождь , по которому истосковался весь народ.

Иезавель разгневалась на пророка за убитых жрецов и поклялась, что уничтожит его. Илия получил от Бога указание укрыться у потока Хораф, где Сам Господь был ему собеседником.

Последние годы на земле

А в это время царь Ахав пожелал получить в своё владение виноградный сад , расположенный по соседству с его дворцом. Однако Навуфей, хозяин виноградника, отказался продать его царю. Иезавель же решила устроить свой неправедный суд над Навуфеем и подговорила старейшин города, дабы те подтвердили, что виноградарь якобы богохульствовал. Судилище состоялось, и оклеветанного хозяина вывели за город и забили камнями насмерть.

Узнав об этом, Ахав расстроился, но всё же отправился в сад, который бесплатно стал его собственностью. Однако на дороге он встретил Илию, которого туда направил Господь. Тот сказал царю, что вскоре погибнет и он, и Иезавель, и весь его род. Ахав нашёл тогда в себе силы для покаяния, и Бог простил его и отвёл наказание, сказав, что беды обрушатся на царский род лишь после смерти самого правителя.

Спустя три года Ахав погиб в сражении , и трон был занят его сыном Охозия, который также являлся почитателем Баала. Однажды царь получил травмы, сорвавшись с крыши дворца, и послал помощников к идолу языческого бога, чтобы те узнали, когда Охозия выздоровеет. Однако их встретил Илия и сказал, что за поклонение бесам молодой царь так и умрёт в своей болезни, и это вскоре и произошло. Правителем стал Иорам, брат Охозии. При нём исполнилось наказание Божие, и весь царский род был уничтожен. Погибла и Иезавель – её выбросили из окна, и труп разорвали собаки.

После избрания себе по Господней воле преемника в лице пророка Елисея, Илия был вознесён на небо в огненной колеснице . В православном богословии существует точка зрения, согласно которой пророк взят не на небеса, а в некое скрытое место, где и будет находиться до Второго пришествия.

В книге пророка Малахии сказано, что Господь вновь пошлёт Илию на землю перед Вторым пришествием и Страшным Судом. Впрочем, существует мнение, что речь шла про Иоанна Крестителя, который являлся в духе Илии перед Первым пришествием Иисуса. Тем не менее, большинство христиан считает, что Илия вновь придёт на землю, чтобы обличить Антихриста и убедить иудеев поверить в Бога.

Чудеса, сотворённые пророком

В Третьей и Четвёртой Книгах Царств, в которых описано житие пророка Илии, рассказывается о следующим чудесах, сотворённых им:

  • отсутствие дождя и голод по его молитвам;
  • кормление пророка воронами по слову Божьему;
  • воскрешение сына сарептской вдовы;
  • по его молитвам в доме вдовы никогда не кончалась еда;
  • низведение огня на жертвенник;
  • выпадение дождя после трёхлетней засухи;
  • общался с Господом лицом к лицу, закрыв при этом своё лицо руками;
  • ударив по реке Иордан одеждой, разделял её надвое, подобно Моисею;
  • восхождение живым на небеса.

Почитание на Руси

На Руси пророка Илию почитают практически с самого крещения. Первые храмы в его имя появились ещё во времена князя Аскольда. Связано это с тем, что миссионеры на территории Руси должны были, как и пророк, уничтожить в людях грех идолопоклонничества. Другие храмы в его честь были расположены в таких городах, как:

  • Киев;
  • Великий Новгород;
  • Псков.

Также в нашей стране часто случались засухи, но по молитвам Илье Пророку на землю нисходил дождь.

Сегодня наиболее известен в нашей столице — Москве по адресу Обыденный переулок, дом 6, построенный ещё в 1592 году. В эпоху Смутного времени духовенство в стенах этой церкви просило Божьей помощи против польских оккупантов.

1 марта 1930 года советские власти закрыли храм, но спустя два с половиной месяца, 20 мая, его вновь вернули верующим. Вторая попытка закрыть церковь была назначена на 22 июня 1941 года, но этому помешала начавшаяся в этот день Великая Отечественная война.

Ещё один храм в честь Ильи Пророка с 2012 года строится в Северном Бутово на улице Куликовской. Службы пока ведутся во временном здании, однако насыщенности приходской жизни позавидуют иные большие храмы: там открыта консультационная организация по вопросам церковной службы, воскресная школа, православный клуб и спортивная секция.

Образ пророка в наше время

Сегодня Илья Пророк не менее почитаем православными. Талантливые иконописцы создают замечательные произведения, посвящённые различным страницам жития пророка. Илия считается небесным покровителем воздушно-десантных войск, а также военно-воздушных сил. 2 августа каждого года в храмах при частях ВДВ проходят службы в честь пророка.

Святой пророк Илия (9 век до Рождества Христова) был потомком первосвященника Аарона. С юных лет предав себя Богу, он жил, как ангел, непорочный душой и телом. Любя размышлять о Боге, он часто удалялся для безмолвия в пустынные места, где подолгу молился Господу.

И был Илия любим Богом, так как Бог любит любящих Его. Не раз Господь милостиво беседовал с Илией и даровал ему такое дерзновение, что Илия всегда получал от Бога просимое.

В то время в Израиле царствовал беззаконный Ахав. И сказал Илия пророк Ахаву: «Жив Господь Бог Израилев, перед Которым я стою! В эти годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову». Сказав это, Илия ушел от Ахава, и по слову пророка настала засуха. Самого же Илию Бог сохранял у потока Хорафа, что против Иордана. И вороны приносили ему хлеб и мясо поутру и хлеб и мясо повечеру, а из потока он пил.

По прошествии некоторого времени этот поток высох, ибо не было дождя. И сказал Господь Илии: «Встань и пойди в Сарепту Сидонскую, и оставайся там; Я повелел там женщине-вдове кормить тебя». И встал Илия и пошел в Сарепту, и стал жить у вдовы. Через какое-то время сын этой женщины заболел и умер, и сказала она Илии: «Что мне и тебе, человек Божий? Ты пришел ко мне напомнить грехи мои и умертвить сына моего».

И воззвал Илия ко Господу, и сказал: «Господи Боже мой! Неужели Ты и вдове, у которой я пребываю, сделаешь зло, умертвив сына ее? И, склонившись над отроком, он трижды воззвал ко Господу и сказал: «Господи Боже мой! Да возвратится душа отрока сего в него!» И услышал Господь голос Илии, и отрок ожил, и сказала та женщина Илии: «Теперь-то я узнала, что ты человек Божий, и что слово Господне в устах твоих истинно». Имея от Бога по вере своей дар чудотворения, Илия сделал так, что мука и масло в доме вдовы не истощались, пока не прекратился голод; и она питалась сама с сыном и кормила пророка Илию.

По прошествии многих дней было слово Господне к Илии: «Пойди и покажись Ахаву, и Я дам дождь на землю». Илия немедленно пошел к царю и горячей проповедью и великими чудесами обратил заблудший народ и самого Ахава к покаянию. Тогда по слову пророка Илии небо сделалось мрачно от туч, и пошел большой дождь, и голод кончился.

После этого Господь повелел Илии помазать Елисея в пророка вместо себя. И Елисей, простившись с отцом и матерью, пошел за Илиею и стал служить ему.

В то время, как Господь восхотел вознести Илию в вихре на небо, шли Илия с Елисеем, и сказал ему Илия: «Останься здесь, ибо Господь посылает меня к Иордану». И сказал Елисей: «Жив Господь, и жива душа твоя! Не оставлю тебя». И пошли оба, и встали у Иордана. И взял Илия милоть (верхнюю одежду) свою, и свернул, и ударил ею по воде, и расступилась она туда и сюда, и перешли оба посуху. Когда они перешли, Илия сказал Елисею: «Проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя». И сказал Елисей: «Дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне». И сказал он: «Трудного ты просишь. Если увидишь, как я буду взят от тебя, то будет тебе так, а если не увидишь, не будет».

Когда они шли и дорогой разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо. Елисей же смотрел и воскликнул: «Отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его!» И не видел его более.

И схватил он одежды свои, и разодрал их на две части. И поднял милоть Илии, упавшую с него, и пошел назад, и стал на берегу Иордана. И взял милоть Илии, упавшую с него, и ударил ею по воде, и сказал: «Где Господь, Бог Илии, - Он Самый?» И ударил по воде, и она расступилась туда и сюда, и перешел Елисей.

Ответ редакции

2 августа Православная Церковь отмечает день памяти святого пророка Илии . Почитают его не только в христианстве и иудаизме, но и в поздних протестантских церквях и исламе, а следы его образа присутствуют и в язычестве.

Житие пророка Илии

Пророк Илия (переводится с иврита «Мой Бог») родился в Фесвии Галаадской в колене Левиином за 900 лет до Рождества Христова. Согласно преданию, когда родился Илия, его отцу было таинственное видение: «мужи благообразные приветствовали младенца, пеленали его огнём и питали пламенем огненным ».

Илия с малых лет посвятил себя Богу, жил в пустыне, проводил время в посте и молитве. Его пророческое служение пришлось на правление царя Ахава , которого жена Иезавель убедила принять язычество.

Поэтому в стране культивировалось поклонение языческому богу Ваалу . По преданиям, для вразумления царя и развращённого им израильского народа пророк Илия поразил землю трёхлетней засухой. Через некоторое время, по молитве пророка Илии, Господь послал на землю обильный дождь, засуха кончилась.

Пророк Илия также упоминается в Новом Завете: во время Преображения Господня он вместе с пророком Моисеем прибыл на гору Фавор, чтобы беседовать с Иисусом Христом.

Пророк Илия совершал множество чудес. Однажды он отправился в Сарепту Сидонскую к бедной вдове, которая не пожалела последней горсти муки и масла, поэтому мука и масло с тех пор не истощались в доме вдовы. Тогда же пророк Илия совершил ещё одно чудо: он оживил недавно умершего сына вдовы.

Как в иудаизме, так и в христианстве считается, что Илия был взят на Небо живым: «вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понёсся Илия в вихре на Небо» (4Цар. 2:11). Согласно Библии, до него живым на небеса был взят лишь Енох , живший до Потопа (Быт. 5:24). Впрочем, в православном богословии есть мнение, что Енох и Илия были вознесены не на небо, но в некое сокровенное место, в котором и ожидают дня Второго пришествия Иисуса Христа.

Второканоническая книга, Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова , описывает это событие так: «Илия сокрыт был вихрем, — и Елисей исполнился духом его» (Сирах. 48:12). Согласно ей, Илия оставил пророку Елисею свою верхнюю одежду («милоть»), сбросив её тому уже с огненной колесницы.

Почитание пророка Илии на Руси

Пророк Илия был одним из первых святых, которых стали почитать на Руси. В его честь ещё в начале IX века при князе Аскольде был воздвигнут соборный храм в Киеве. Княгиня Ольга во имя пророка Илии поставила церковь на севере Руси.

После принятия Русью христианства образ Ильи-пророка заменил бога-громовержца Перуна, почитавшегося древними славянами. Представления о том, что Илья ездит по небу на колеснице, гремит и пускает молнии, преследуя змея, связаны как с образом Перуна, так и с тем, что пророк Илия живым попал на небо в огненной колеснице.

Ильин день

После принятия христианства день памяти пророка Илии стал приурочен к традиционному народному празднику восточных и южных славян. Празднество получило название Ильин день.

Илия пророк с житием и деисусом. Из церкви Ильи Пророка в погосте Выбуты, близ Пскова. Конец XII века. Фото: Commons.wikimedia.org

Ильин день считался границей сезонов, при этом у южных славян (например, в Македонии) этот день называли серединой лета, а в России — поворотом на зиму. После Ильина дня ожидали дождей. В этот день начинали пользоваться плодами нового урожая. Славяне связывали праздник со свадьбой и символикой плодородия: молились о богатом урожае, а девушки — о том, чтобы выйти замуж.

Отмечать этот праздник начинали ещё накануне - с четверга перед Ильиным днём, когда в некоторых местностях пекли обрядовое печенье, или с Марины лазоревой, когда переставали заниматься полевыми работами.

Кроме того, накануне Ильина дня предпринимали меры предосторожности, чтобы защитить свой дом, хозяйство и посевы от ливня, града или молнии.

В этот день совершались молебны в поле и в церквях, и часовнях, посвящённых Илье-пророку (установленных часто по обету); кое-где крестьяне постились всю предшествующую неделю; окуривали дом и постройки ладаном, выносили из дома или прятали все блестящие, сверкающие предметы, чтобы обезопасить себя от гнева Ильи.

На Руси почти повсеместно обязательным обрядом Ильина дня была коллективная трапеза («братчина») с закланием барана или быка, купленного в складчину. Кроме этого, на Ильину братчину варили пиво или сусло. Заканчивались подобные братчины гуляньям молодёжи, играми, хороводами и песнями. Организаторами Ильиной братчины, в отличие от других праздников, выступали мужчины.

Ильин день считался календарной границей сезонов, когда в природе появлялись первые признаки осени и менялось поведение зверей, птиц и насекомых.

В Ильин день категорически запрещалось:

  • работать — труд в этот день не принесёт никакого результата и может разгневать Илью-пророка, который жестоко наказывал за непочтительное отношение к своему празднику. Работающего в этот день останавливали и наказывали его же односельчане: в Калужской губернии, например, выпрягали лошадь из телеги, на которой он собирался возить сено, а конскую упряжку относили в кабак и сообща пропивали;
  • купаться - потому что в воду с этого дня возвращается всякая нечисть (черти, русалки, волос — с Иванова дня и до сих пор они были на суше, где их молниями отстреливал Илья-пророк).

Поговорки и приметы Ильина дня:

  • Илья грозы держит.
  • Не мечи на Илью копны — небесным огнём пожжёт.
  • Пётр (29 июня) — с колоском, Илья — с колобком.
  • С Ильина дня ночь длинна и вода холодна.
  • Илья-пророк ездит на конях по небу, и от быстрого бега одна из лошадей теряет подкову, которая падает в воду, и вода сразу холодеет.
  • До Ильи поп дождя не умолит; после Ильи баба фартуком нагонит.
  • На пророка Илью баранью голову на стол (Вологодская губерния).
  • На Ильин день не выгоняют скот в поле на пастбище.
  • После Ильи комары перестают кусаться.

Ахав — царь Израильского царства в 873- 852 гг до н. э., сын и наследник Омри. История его правления подробно изложена в Третьей книге Царств.

Енох — потомок Сифа, сын Иареда и отец Мафусаила, седьмой патриарх начиная от Адама. В пятой главе Книги Бытие говорится, что Енох «ходил пред Богом» и прожил 365 лет, после чего «не стало его, потому что Бог взял его» (Быт. 5:22-24).

*** Ваал — божество в ассиро-вавилонской этнокультуре, почитавшееся в Финикии, Ханаане и Сирии как громовержец, бог плодородия, вод, войны, неба и солнца. Ваал создал из первобытного хаоса небо и землю, светила, животных, а из смеси земли со своей кровью создал человека.

**** Князь Аскольд (умер в 882 году) — киевский князь (по одной из версий — правил совместно с князем Диром).

Справка :

В Москве есть православный храм в честь пророка Илии Храм Илии Пророка Обыденного. Он располагается по адресу: 2-й Обыденский переулок, 6. Храм был построен в 1702 - 1706 годах на Остожье. Настоятель со 2 ноября 2012 года — протоиерей Максим Юрьевич Шевцов.