История пророка мухаммада и его жены хадиджа. Почему у Пророка Мухаммада было более четырех жен? Хадиджа родила ему всех детей, кроме Ибрахима

Пророк Мухаммед считается посланником Аллаха и последним пророком из всех тех, кто проповедовал единого бога . А таковых насчитывается более 200 тысяч. В их число входят и Моисей, и Христос. Но многие учёные люди подвергают сомнению существование Иисуса Христа, а вот Мухаммед является исторической личностью. Родился он в апреле 571 года в Мекке, а умер в июне 632 года в Медине. Так как он был последним, то и проповеди его самые правильные. А поэтому иудеи и христиане должны безоговорочно признать его первенство. Так, по крайней мере, считают приверженцы ислама. Это касается религиозного аспекта, но есть ещё и чисто человеческий.

Последний посланник Аллаха состоял из плоти и крови, а поэтому ему не было чуждо ничто человеческое. Это в первую очередь касается семьи. Жёны пророка Мухаммеда всегда волновали исследователей. Так известный арабский историк Аль-Масуди (896-956) утверждал, что их было 15. Своё утверждение он основывал на работах историка и богослова времён халифата Мухаммада ат-Табари (839-923). Этот почтенный человек написал такой серьёзный труд как "История пророков и царей". Из него и была взята вышеупомянутая цифра.

А вот современный египетский богослов Аль-Кардави Юсуф (род. 1926) настаивает на цифре 10. Он утверждает, что многие племена в своё время претендовали на родственные связи с пророком, поэтому количество его жён сильно завышено. Здесь трудно что-либо возразить такому авторитетному и уважаемому человеку, однако уже давно сложился список из 13 жён. Он считается официальным, поэтому мы и приведём его ниже.

Хадиджа бинт Хувайлид

Хадиджа бинт Хувайлид (555-619) являлась первой женой. Кроме этого она была и единственной вплоть до своей смерти. А до встречи с Мухаммедом 2 раза выходила замуж. Когда они познакомились, женщине исполнилось 40 лет, а будущему пророку 25. Хадиджа принадлежала к племени Курайш и считалась очень богатой женщиной. К ней сватались знатные люди, но она всем отказывала. Однако, встретив молодого и красивого юношу, она каким-то внутренним чутьём поняла, что должна стать его женой.

Видимо эта связь была ниспослана самим Аллахом, так как Хадиджа всей душой уверовала в миссию Мухаммеда и первой приняла ислам. Она любила пророка и делила с ним все радости и горести. В этом браке родились 5 детей. Год смерти этой женщины был назван "годом грусти".

Сауда бинт Зама

После смерти первой любимой жены прошло несколько лет, прежде чем Мухаммед взял вторую жену. Звали её Сауда бинт Зама. Её первый муж был мусульманином. Он подвергался преследованию, как и все другие представители новой веры. Сауда отличалась благочестием и набожностью. После смерти пророка она занималась благотворительностью.

Аиша бинт Абу Бакр

В 622 году женой посланца Аллаха стала Аиша бинт Абу Бакр. Это была юная 15-летняя девушка. Именно она поведала миру множество хадисов (изречений и действий пророка). Они были особенно важными, так как касались его личной жизни, неизвестной большинству людей. После смерти мужа у неё возник конфликт с халифом Али ибн Абу Талибом (600-661). В этом противостоянии Аиша потерпела поражение. Её арестовали, доставили в Мекку, но затем отпустили. Умерла она в 658 году.

Умм Салама бинт Абу Умайя

Умм Салама стала женой пророка Мухаммеда после гибели своего мужа. Он погиб в бою, а женщина осталась с 3-мя маленькими детьми на руках. После окончания идды к ней начали свататься мужчины, но Умм Салама всем отказывала. И лишь Мухаммеду дала согласие на брак. Она прожила дольше всех остальных жён.

Мария аль-Кибтия

Мария аль-Кибтия была подарена пророку египетским владыкой и стала наложницей. Некоторые историки не упоминают её в качестве жены. Но таковой она стала после того, как у неё родился сын. Муж даровал ей свободу, что вызвало негативную реакцию у других жён. Умерла эта женщина в 637 году в Медине.

Зайнаб бинт Хузайма

Эта женщина пробыла женой всего 3 месяца и умерла. За такой короткий срок она, естественно, никак не сумела себя проявить. Осталось только её имя, а другие жёны пророка Мухаммеда даже не успели её хорошо узнать.

Хафса бинт Умар

Это молодая девушка, овдовевшая в 18 лет. К тому же она не блистала красотой. Приходилась дочерью Умару - второму халифу. Именно при нём был завоёван Египет. После того как стала женой пророка, подружилась с Аишей, так как они были примерно одного возраста. Отличалась взрывным характером и иногда портила настроение мужу. После этого он ходил мрачный и долго сердился.

Зайнаб бинт Джахш

Зайнаб бинт Джахш была девушкой из знатного рода, но вначале вышла замуж за приёмного сына Мухаммеда Заду ибн Хариса. Тот был бывшим рабом у первой жены пророка Хадиджи бинт Хувайлид. Она отдала его мужу, а тот усыновил. Неравный брак стал причиной развода. После этого Зайнаб взял в жёны сам Мухаммед. Брачные торжества сопровождались пиром, а арабы посчитали такой брак инцестом. Новая жена не понравилась Аише и Хафси. Они пытались всячески выставить её в неприглядном свете перед мужем. Об этом в Коране имеется несколько неодобрительных высказываний.

Маймуна бинт аль-Харис

Эта жена была родной сестрой жены Аббаса ибн Абд аль-Мутталиба. Пророку тот приходился дядей и пользовался огромным уважением у людей. Маймуна ничем себя выдающимся не проявила, но, как и все остальные жёны, получила почётный титул матери правоверных.

Джувайрия бинт аль-Харис

Она была дочерью Бану Мусталака. Тот стоял во главе племени, оказывавшего военное противодействие мусульманам. Джувайрия попала в плен. Она была красивой 20-летней девушкой, и пророк женился на ней. После этого конфликт племён закончился, так как между врагами установились родственные связи.

Сафия бинт Хуяй

Отец Сафии принадлежал к иудейскому племени. Он был ярым врагом Мухаммеда. Эта вражда вылилась в военное противостояние. В одном из сражений отец и муж девушки были убиты, а сама она в возрасте 17 лет попала в плен. Пророк взял её к себе в наложницы, а потом дал свободу. Ей предоставили выбор уйти или остаться. Девушка предпочла второе и стала женой своего освободителя. После смерти мужа принимала участие в политической деятельности. Умерла в 650 году.

Рамля бинт Абу Суфьян

Муж этой женщины принял вначале ислам, а затем пересмотрел свои взгляды и стал христианином. Семья жила в Эфиопии, пока муж не умер. После этого Рамля уехала в Медину. Там её увидел Мухаммед, и она стала его женой.

Райхана бинт Зейд

Райхана была наложницей, попавшей в плен. Её муж был убит, и она стала рабыней. Пророк взял её к себе и вскоре предложил принять ислам. Женщина долго колебалась, но, в конце концов, поменяла веру и признала Аллаха. После этого она стала женой Мухаммеда. Умерла она незадолго до смерти мужа. Заупокойная молитва прошла в его присутствии.

Жёны пророка Мухаммеда регулярно общались с ним. Он беседовал с ними по отдельности, а иногда собирал всех вместе. Муж рассказывал женщинам предания, учил их жизненной мудрости, занимался проблемами каждой. Некоторые важные вопросы обсуждал вместе с жёнами. Это указывает на то, что он ценил их ум и уважал как личностей .

24. Ислам о браке. Сколько жен было у пророка Мухаммада?

Вопрос 24. Коран разрешает иметь до 4 жен одновременно, об этом сказал ваш Пророк. Это уже само по себе есть разврат, угождение похоти, Библия такие вещи запрещает. Если в ней и говорится, что кто-то из праведников имел не одну жену, то это может быть и прощаемая по ветхозаветным временам, но все-таки слабость. Христос такие вещи запретил. Однако ваш Магомед нарушил и эту им же установленную норму, ибо имел то ли 9, то ли 11 жен. Получается две морали: одна - для избранных, другая - для рядовых мусульман?

Ответ 24. В Коране говорится: «Ва мен кулли шайен халакна завайне ла алакум тазакарум », - что переводится: «Все, что есть, Мы сотворили парами, чтобывам над этим поразмыслить » (51:49). Такой парой является и человек, из плоти которого сотворена ему жена.

Творение Аллахом Всевышним человека являет собой начало его брачного существования. Ответственность мужа и жены друг перед другом и перед детьми прямо вытекает из их ответственности перед своим Создателем:

«О люди! Бойтесь вашего Господа, Который сотворил вас из одного человека, сотворил из него пару ему и расселил много мужчин и женщин, произошедших от них обоих. Бойтесь Аллаха, именем Которого вы просите друг друга, и бойтесь разрывать родственные связи» (4:1).

Адам и Хава (Ева) - первая супружеская пара, и то, что таковой она была в Эдеме, говорит, что это - идеальное состояние. Цель брака - не столько продолжение рода, сколько любовь:

И среди Его знамений - то, что
Он сотворил из вас самих жен для вас ,

чтобы вы находили в них утешение,

и посеял между вами любовь и милосердие.

Истинно, в этом знак для людей мыслящих»
(30:21). Любовь и милосердие - это проявление взаимопомощи супругов, действующих в обществе как единое целое, как монолитный субъект социальных отношений. Любящие супруги становятся даже внешне все более похожими друг на друга: «Женщины и мужчины - словно дети-двойняшки », - сказал Пророк Мухаммад (с.а.в.).

Однако временная жизнь, в которой мы живем, далека от идеала: есть принуждение и ошибки в заключении брака, есть грехи и ошибки в браке, есть войны, болезни и прочие трагедии. И Ислам считает недопустимым подменять идеал любви двоих юридической обязательностью моногамного брака, ибо если любви нет и не было, то чисто внешнее, юридическое принуждение не может насильно поселить в живых душах взаимное тяготение, любовь и счастье.

Есть ли любовь - это зависит от самих людей и от милости Аллаха, но Творец не ставит неодолимых преград для людей, наделенных свободой выбора и желающих более счастливо устроить свою законную семейную жизнь. Грех - это бросать на произвол судьбы свою первую жену, с которой, допустим, не сложились отношения, если она не совершала прелюбодеяния или если она бездетна. Но взять вторую жену, сохраняя статус и честь первой жены, вполне гуманно и разумно. Ислам разумно ограничил число таких браков, позволяя мужу иметь одновременно не более четырех жен.

Что касается истории многоженства в религии монотеизма, то, во-первых, многоженство - древнейшая практика, и никто из святых людей, включая Иисуса Христа, не говорил о его порочности или о его отмене. По несколько жен имели праведники и пророки Бога: Иаков-Исраил (Якуб), Авраам (Ибрахим), Моисей (Муса). Причиной многоженства бывали, как правило, личные мотивы, связанные с любовью или с отсутствием потомства. У Давида (Дауда) и Соломона (Сулеймана) было много жен. Этот порядок регламентирован Торой - шариатом Моисея, обязательным для верующих до ниспослания Корана:

«Если у кого будут две жены: одна любимая, а другая нелюбимая, и как любимая, так и нелюбимая родят ему сыновей, и первенцем будет сын нелюбимой, то при разделе сыновьям своим имения своего он не может сыну жены любимой дать первенство пред первородным сыном нелюбимой; но первенцем должен признать сына нелюбимой» (Втор. 21:15-17).

Закон уравнивает статус детей от всех жен, признавая первородным первого по рождению сына, независимо от предпочтительности жен. Количество жен Торой не ограничивается. Ислам ограничил количество жен четырьмя и отменил статус «любимой» и «нелюбимой» жены, запретив брать вторую жену, если муж не сможет быть одинаково справедливым по отношению ко всем женам:

«Если вы опасаетесь, что не сможете быть справедливыми с сиротами, [находящимися на вашем попечении], то женитесь на [других] женщинах, которые нравятся вам, — на двух, трех, четырех. Если же вы опасаетесь, что не сможете заботиться о них одинаково, то женитесь на одной или на тех, которых вы взяли в плен [на войне с неверными]. Это ближе [к религиозному закону], если не хотите уклониться от него » (4:3).

При этом устанавливается жесткая ответственность мужчины: В хадисе, переданном со слов Абу Хурайры, Пророк Мухаммад сказал: « Кто имел двух жен и не был справедлив к ним, придет в день Воскресения с половиной тела, подвешенной вниз ».

Во-вторых, основанием для женитьбы более чем на одной женщине является не стремление к удовольствиям, а естественное желание взять на себя посильную ответственность за судьбы женщин, оставшихся без мужа, дать поддержку и радость еще одной обездоленной женщине, либо стремление содействовать объединению родов и племен. И то и другое имело место и до Ислама:

«Если братья живут вместе и один из них умрет, не имея у себя сына, то жена умершего не должна выходить на сторону за человека чужого, но деверь ее должен войти к ней и взять ее себе в жены и жить с нею, и первенец, которого она родит, останется с именем брата его умершего... Если же он не захочет взять невестку свою, то... тогда невестка его пусть пойдет к нему в глазах старейшин, и снимет сапог его с ноги его, и плюнет в лице его, и скажет: “так поступают с человеком, который не созидает дома брату своему”» (Втор. 25:5-10).

Помимо вдов, также предписывалось жениться на девушках, взятых в плен на войне. Все эти основания не исчезли ни в VII веке н. э., ни позже, и поэтому Ислам лишь ограничил число жен и ввел большую меру ответственности.

Что касается числа жен у Пророка Мухаммада (с.а.в.), то здесь необходимо отметить следующее. Все его браки были заключены до того, как был ниспослан аят, ограничивающий число жен четырьмя, поэтому сам Мухаммад ничего не нарушал. Единственным исключением для него было то, что, в отличие от других, которым было велено оставить не более четырех жен, а с остальными развестись, он не должен был разводиться ни с кем, ибо каков был бы статус женщины, получившей развод от самого Посланника Аллаха?

Кроме того, нужно внимательнее изучить жизнь Пророка, чтобы увидеть мотивы его поступков. Как известно, Мухаммад (с.а.в.) 15 лет жил только с одной женой Хадиджей, которую он очень любил, и не брал себе других жен.

Однако общественное положение Мухаммада (с.а.в.) изменилось. Он стал не только проповедником религии, но и ведущим политическим деятелем, главой государства. Для консолидации разрозненных арабских племен и созидания мира между людьми и строительства единого многонационального государства необходимо было предпринимать различные шаги. В ту эпоху это достигалось в том числе посредством «династических» браков, значение которых издревле было очень велико.

Близкий друг Пророка Абу Бакр был влиятельнейшим и почетным человеком в среде арабов. Он немало сделал для укрепления ранней мусульманской общины, и по этой причине брак его дочери Аиши с Пророком был необходим как для него, так и для главы мусульманского государства, ибо весь род Абу Бакра становился родственным Мухаммаду, а для духовно незрелых еще людей наличие родства служило символом политического объединения. И, как показали дальнейшие события, именно Абу Бакр укрепил положение молодого мусульманского государства после смерти Пророка. Но Аллах премудро устроил так, что Аиша сама полюбила Пророка Мухаммада, и потому их династический брак был браком по любви и поистине счастливым.

Государственные цели имел и брак Пророка Мухаммада (с.а.в.) с Хафсой , дочерью Умара ибн Хаттаба, который также был одним из лидеров мусульманской общины. Этот брак помог еще больше укрепить мусульманское государство и личную дружбу Мухаммада с Умаром. Другой женой Пророка Мухаммада была Рамла - дочь его врага, лидера мекканских язычников Абу Суфьяна. Он тоже был влиятельным человеком, игнорировать которого было нельзя. В конечном итоге, после победы Мухаммада Абу Суфьян стал его приближенным и сделал много полезного для объединения арабов.

Женой Пророка Мухаммада была и коптская девушка Мария (Мариам), которую отправил к нему в наложницы византийский наместник Египта Мукавкас в знак своего уважения. Женившись на ней, Мухаммад уже думал о своем влиянии в Египте.

Государственные цели имели место и в случае женитьбы Пророка Мухаммада на еврейской девушке Сафии. Она была дочерью вождя иудейского племени Бану Надир . После сражения мусульман с иудейскими племенами при Хайбаре она попала в плен к мусульманам. В связи с тем, что она была дочерью влиятельного человека, ее передали на суд Пророку Мухаммаду. Он принял ее очень хорошо и предложил ей на выбор два варианта: либо принять Ислам и остаться с мусульманами как вольная женщина, либо же уйти обратно к своему народу. Сафия выбрала первое предложение. В ответ Пророк, тронутый таким решением, предложил ей стать его женой.

В то же время некоторых своих жен Пророк брал, руководствуясь соображениями благотворительности. Наглядным примером этого является его брак с 60-летней Зайнаб бинт Хузайма . Она была женой погибшего в битве при Бадре Убайды ибн Хариса . После гибели мужа она опасалась за свою дальнейшую судьбу, поэтому Пророк предложил ей свое покровительство, но войти в дом чужого ей мужчины женщина могла, только заключив с ним брак.

Таким образом, Коран повествует нам о творении Аллахом только брачной пары: мужа и одной жены, взятой от плоти своего мужа. Брак - естественное и здоровое состояние человека. Исламский Шариат позволяет мужчине иметь до четырех жен одновременно, но это - не обязанность, не рекомендация, а только разрешение, причем ограниченное нелегким условием: быть одинаково справедливым со всеми женами. В это входит проведение примерно равного времени с каждой женой, уделение ей и детям соответствующего внимания. Муж несет всю полноту ответственности за всех своих жен перед Аллахом, включая их религиозность, нравственность, образование, обеспечение питанием, одеждой и медицинской помощью, а также полностью отвечает за всех детей. Все жены должны также иметь раздельное жилье. При невозможности выполнить данные условия многобрачие запрещается.

Пророк Мухаммад (с.а.в.) имел одну жену на протяжении большей части своей жизни, любил ее и уважал. Лишь в последние годы жизни, став главой государства, перераставшего в огромную империю, он заключил ряд династических, а также благотворительных (на немолодых вдовах) браков, число которых не нарушало действовавшую на тот момент норму Шариата, норма о четырех женах была ниспослана позже, и после ее ниспослания он более уже не женился. Только для Своего Посланника Аллах сделал исключение, повелев ему после ниспослания аята об ограничении количества жен, оставить на своем попечении всех своих жен, поскольку женщины, получившие развод от Пророка, находились бы в униженном положении.

Она была одной из жён Пророка Мухаммада (с.г.в.). С её слов было передано множество достоверных хадисов, которыми мусульмане пользуются и по сей день.

За свой нрав, ум и благородные качества она была удостоена звания «уммуль-му`минин» («матери правоверных») и входила в семёрку самых великих мусульманских учёных той эпохи. Её имя - Аиша бинт Абу Бакр (р.а.).

Детство Аиши

Девочка появилась на свет в 612 году (по другой версии в 614 или 615 году) по Милади в семье ближайшего сподвижника Посланника Аллаха (с.г.в.) - (р.а.) и Умм Руман. Аиша получила хорошее воспитание и религиозное образование. С детства она интересовалась исламом и постоянно задавала отцу множество вопросов.

В возрасте шести лет (по другой версии - восьми лет) она была сосватана Посланнику Аллаха (с.г.в.), а Его супругой стала в 9 лет. После чего её воспитанием занялся Милость миров Мухаммад (с.г.в.), что и объясняет достижения Аиши в образовании и в вопросах поклонения.

Этот брак состоялся по велению Аллаха. После смерти своей первой жены - (р.а.) и никаха с Саудой (р.а.) Заключительный Божий посланник (с.г.в.) увидел сон. Перед ним предстал ангел Джабраиль и подарил ткань из шёлка. Развернув её, Он увидел лик Аиши. Пробудившись, Пророк (с.г.в.) осознал, что этот сон - знак от Создателя. В итоге, он решил связать себя узами брака с Аишей.

Об этом сновидении Мухаммад (с.г.в.) рассказал молодой супруге следующее: «Я видел тебя во сне в течение трёх ночей. Тебя принёс Джабраиль в шёлковой материи и сказал: «Она - твоя жена». Я открыл твой лик, а там - ты! И я сказал: «Если этот сон от Всевышнего, то пусть продолжит его» (хадис приводит Муслим).

Мать правоверных

После смерти Хадиджы Посланник Аллаха (с.г.в.) очень долго оплакивал свою первую жену. Она была поддержкой и его опорой в начальные годы пророческой миссии, которые были самыми тяжёлыми. Хадиджа ни разу не усомнилась в истинности слов своего супруга и всегда оставалась верна ему. Пророк (с.г.в.) очень любил свою жену и ценил её преданность. Именно поэтому кончина Хадиджы стала для Посланника Аллаха (с.г.в.) настоящим ударом, от которого он не мог оправиться долгое время.

После женитьбы на Аише Мухаммад (с.г.в.) вновь обрёл гармонию и покой. Она стала настоящей опорой и поддержкой, поэтому стала любимой его женой. Но при этом он никогда не забывал свою первую супругу и до самой смерти помнил о ней. Аиша об этом прекрасно знала. В одном из хадисов передаются её слова: «Я ни к кому так не ревновала Посланника Аллаха, как к Хадидже, которую я не застала» (Бухари, Муслим).

Зная о том, какая крепкая любовь между главой семьи и Аишей, другие жёны отдавали свои дни любимой супруге Мухаммада (с.г.в.).

Достоинства Аиши бинт Абу Бакр (р.а.)

Будучи одной из ближайших сподвижниц Милости миров (с.г.в.), она обладала множеством достоинств. О её значимости в истории ислама говорит хотя бы тот факт, что Аллах в Своей Книге оправдал Аишу после того, как на неё возвели клевету.

В шестом году после совершения хиджры Пророк Мухаммад (с.г.в.) в одну из поездок взял свою молодую супругу. Когда караван остановился на отдых, она удалилась на некоторое время. Вернувшись, Аиша поняла, что потеряла своё украшение и решила отыскать его. После чего, придя обратно, она никого не обнаружила. Аиша решила ждать в надежде на то, что за ней вернутся. Так и произошло.

Но в стане окружения нашлись люди, которые решили воспользоваться моментом и оклеветать её. По всей Медине начали ходить сплетни о том, что Аиша якобы уединялась от каравана не одна и совершила грех . Эти слухи негативно сказались на её отношениях с отцом - Абу Бакром ас-Сиддыком (р.а.) и даже с мужем.

Посланник Аллаха (с.г.в.) в такой непростой ситуации сказал жене, что если она совершила грех, то ей стоит покаяться, а если же её оклеветали, то непременно Всевышний ниспошлёт оправдание. Аиша искренне верила и просила у Господа миров, чтобы Он оправдал её перед Пророком (с.г.в.), но она и подумать не могла, что Всевышний ниспошлёт целый аят:

«Те, которые возвели навет на мать правоверных Аишу, являются группой из вас самих...» (24:11)

Она была оправдана, и, тем самым, лишний раз была доказана её воспитанность и благой нрав.

На её достоинство указывает ещё и то обстоятельство, что она была самой любимой женщиной для Пророка Мухаммада (с.г.в.). Однажды его спросили, кого Он любит больше всех. На что последовал ответ: «Из женщин я больше всех люблю Аишу, а из мужчин - её отца» (хадис приводит Бухари).

Кроме того, многие откровения, которые ниспосылались Мухаммаду (с.г.в.) и днём и ночью, доходили до него в доме Аиши. Есть его высказывание на этот счёт: «Воистину, никогда не посылались мне откровения, когда я бывал дома у какой-либо из жён, за исключением Аиши» (Бухари, Муслим).

О превосходстве Аиши над соплеменницами говорит также следующее изречение Пророка ислама (с.г.в.): «Аиша имеет превосходство над другими женщинами, как сарид превосходит другие блюда» (Бухари, Муслим).

П рим ечание Islam . Global : Сарид - блюдо, основными ингредиентами которого выступают мясо и хлеб. Любимое кушанье Посланника Аллаха (с.г.в.). Считается, что автором этого кулинарного изыска был Хашим - прадед Мухаммада (с.г.в.) и основатель рода хашимитов .

О достоинстве героини этой статьи говорит и то, что Пророк в последние дни своей жизни находился именно у неё. Мать правоверных, вспоминая день кончины своего супруга, рассказывала: «В мой день Всевышний забрал его к Себе, когда голова Пророка лежала у меня на груди» (Бухари). Заключительного Божьего посланника (с.г.в.) похоронили на том месте, где Он перешёл в мир иной, а именно в доме у Аиши.

Вклад матери правоверных в развитие ислама

Аиша бинт Абу Бакр сыграла неоценимую роль в становлении и укреплении мусульманской уммы. Во-первых, она входит в число сподвижников, передавших наибольшее число хадисов. Это объясняется тем, что Пророк (с.г.в.) проводил много времени с ней, и поэтому она была свидетелем многих его изречений и жизненных ситуаций. Также она была , т.е. знала его текст наизусть.

Кроме того, в ситуациях, когда некоторым сподвижникам были непонятны отдельные хадисы, они обращались за их разъяснением к Аише. Она вносила правки в толкование таких риваятов, если замечала какие-либо неточности.

В эпоху праведного халифата она оказывала помощь правителям молодого мусульманского государства и принимала участие в принятии важных решений.

Наконец, Аиша стала ярчайшим примером искренне любящей и поддерживающей своего супруга жены. Многие мусульманки сегодня хотят быть похожими на неё, никогда не расстававшуюся с мужем и всячески старавшуюся ему угодить.

Смерть Аиши

Своего супруга Пророка Мухаммада (с.г.в.) она пережила на 46 лет. Аиша участвовала во внутренних делах уммы и оказывала поддержку праведным халифам и другим сахабам, давая наставления всем, кто в них нуждался. В возрасте 66 лет Аиша перешла в мир иной. После себя она оставила огромное духовное наследие, которым мусульмане пользуются и по сей день.

У историков есть различные версии, касающиеся того, сколько у Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего!) было жен. Одни считают, что их было 15 , а другие – 21-23 , но в физическую связь он вступал только с 13 -ю.

Английский исследователь Уотт говорит о том, что количество жен Пророка Мухаммада значительно преувеличено, так как многие хотели сродниться с пророком. Уотт упоминает об 11 женах и двух наложницах, как традиционно и представляется.
Жен Пророка Мухаммада называют матерями правоверными, от других женщин их отличало следующее:

  • Им запрещено было выходить замуж после смерти Пророка Мухаммада
  • Общаться с женами Мухаммада можно было только через завесу.
  • Женам за каждое зло или добро, содеянное ими, воздавалось от Аллаха вдвойне.

Все жены Пророка Мухаммада до замужества с ним уже были замужем, девственницей была только Аиша.

  • Хадиджа бинт Хувайлид

Хадиджа была первой и единственной женой до своей смерти, на остальных он женился уже после нее. Она стала опорой своему мужу, который любил ее и до конца своих дней хранил о ней только теплые воспоминания.

  • Сауда бинт Зама

Вторая жена Пророка. Он женился на ней после смерти Хадиджи. Набожная и благочестивая Сауда была старше Пророка Мухаммада(мир ему и благословение Всевышнего!).

  • Аиша бинт Абу Бакр

Аиша, отличавшаяся умом, была названа второй любимой женой Пророка Мухаммада после Хадиджи.

  • Хафса бинт Умар

Хафса отличалась набожностью и много времени проводила, поклоняясь Аллаху. У нее хранился первый экземпляр Корана.

  • Зейнаб бинт Хузайма

Была в браке с Пророка Мухаммада(всего три месяца, после чего скончалась. Она была милосердна, добродетельна и набожна.

  • Зайнаб бинт Джахш

Сначала брак сочли инцестом, так как Зайнаб была бывшей женой приемного сына пророка. Все разговоры превратились после получения аяты о том, что Пророк Мухаммад выполняет волю Аллаха.

  • Джувайрия бинт аль-Харис

Одной из причин брака стало желание пророка установить дружественные отношения с влиятельным племенем Бану Мусталик на аравийском полуострове.

  • Сафия бинт Хувай

Стала женой Мухаммада после того, как в бою с мусульманами был убит ее отец и муж.

  • Рамля бинт Абу Суфьян

По некоторым сведениям вышла замуж за пророка, после смерти бывшего мужа. Другие утверждают, что после развода, причиной которого стало принятие христианства мужем.

  • Умм Салама бинт Абу Умайя

Умм Салама отличалась щедростью, за что ее прозвали "благодетелем путешественников".

  • Маймуна бинт аль-Харис

Добродетельная и набожная Маймуна, передавшая более 70 хадисов, была последней женой пророка, после которой он ни на ком больше не женился.

  • Мария аль-Кибтия и Райхана бинт Зейд были наложницами.

Islam-today

Жёны пророка Мухаммеда или матери правоверных (араб. أمهات المؤمنين ‎) - женщины, вышедшие замуж за пророка Мухаммеда . Известный историк Аль-Масуди , в своей книге «Муруджуз-захаб» отмечает, что Мухаммед имел 15 жён. Другой известный историк, Йакуби, пишет, что Мухаммед имел 21 или 23 жены. Йакуби отмечает, что Мухаммед вступил в физические отношения только с 13 жёнами, а остальные скончались либо после заключения брака, либо до брачной ночи, либо он развёлся с ними до брачной ночи. К списку 13-ти жён относятся 11 жён, которые упомянуты в книге «Сирейи-Ибн Хишам» , а также Мария-коптянка и Умму-Шарик Газийа . (Кардави указывает только на число девять, но без Хадиджи, то есть десять; это число жён, переживших Мухаммеда (по свидетельству Ибн Хишама). Уотт указывает, что многие племена претендовали на родственные связи с Мухаммадом, поэтому список жён может быть сильно преувеличен. Он называет имена только одиннадцати жён (с Хадиджей), что ближе к традиционным представлениям (также он приводит имена двух наложниц) Мухаммад женился на всех до Коранического запрета, где запрещалось иметь больше четырёх жён . Все жены, кроме Аиши, были до него замужем, то есть не были девственницами. Все жёны имели статус «матерь верующих (или правоверных)».

Жёны Мухаммеда

Хадиджа бинт Хувайлид

Хадиджа была добропорядочной и добродетельной женщиной. Она занималась торговлей, и для этого она нанимала людей, которые от её имени вели торговые операции в Сирии. Одним из её торговых представителей стал Мухаммад, который однажды выехал со слугой Хадиджи Майсарой и принёс ей большую прибыль. Майсара сообщил ей о честности, здравомыслии и прочих достоинствах Мухаммада, после чего Хадиджа, через свою представительницу, предложила Мухаммаду жениться на ней. Предложение было им принято и дядя Мухаммада Абу Талиб посватал Хадиджу для него. В то время Хадидже было 40, а Мухаммаду - 25 лет. От этого брака родились их дочери Фатима, Умм Кульсум, Зайнаб и Рукаййа и два сына Касим и Абдуллах .

Согласно преданию, Хадиджа стала первым человеком, уверовавшим в пророческую миссию Мухаммада. Она всегда и во всем поддерживала своего мужа и Мухаммад любил её, называя наилучшей женщиной. Он до конца своей жизни хранил добрую память о Хадидже и до самой её смерти она оставалась его единственной женой .

Сауда бинт Зама

Также имеются данные некоторых исторических хроник, согласно которым ей было пятнадцать или даже семнадцать лет. В мусульманских источниках и исследованиях фигурирует различный возраст Аиши. В то же время, у Ибн Хишама и некоторых других историков имеется информация о том, что Аиша была в числе первых принявших ислам людей, а это означает, что в момент брака ей было 15 лет . Кроме того, некоторые историки и исследователи приводят данные о том, что до Мухаммеда к ней посватался Джубейр ибн Мутим, и она была старше 17 лет. Также, многие исторические хроники дают информацию о сестре Аиши Асме, которая умерла в возрасте 100 лет в 73 году хиджры. Это означает, что во время хиджры (переселения Мухаммада из Мекки в Медину) ей было 27 лет. В то же время известно, что Аиша была младше её на 10 лет. А это, в свою очередь, означает, что к моменту её брака с Мухаммадом ей было 17 лет.

После того, как Хафса стала вдовой, её отец Умар пытался выдать её замуж за Усмана ибн Аффана, а затем Абу Бакра ас-Сиддика. Не получив ни от одного из них согласия, Умар обратился к Мухаммаду, на что тот ответил, что он сам женится на Хафсе, а свою дочь Умм Кульсум выдаст замуж за Усмана. Брак между Мухаммадом и Хафсой был заключен 3 году хиджры. В это время Мухаммад уже был женат на Аише бинт Абу Бакр и Сауде бинт Зама. Хафса отличалась своей набожностью, много времени проводила в поклонении Аллаху и в то же время отличалась волевым характером. Известно около 60 хадисов, переданных Хафсой. Она также хранила первый экземпляр Корана , который был собран при халифе Абу Бакре, а затем, по просьбе халифа Усмана, был передан ему и размножен. Хафса умерла в возрасте 60 лет в Медине .

Зейнаб бинт Хузайма

В 3 году хиджры племя Амир ибн Саса перебило представителей Мухаммада, из-за чего отношения этого племени с мусульманами резко ухудшились. Для недопущения кровопролития, Мухаммад решил жениться на Зайнаб бинт Хузайма, которая также была представительницей этого племени. Их брак состоялся в 4 году хиджры. Спустя несколько месяцев после свадьбы Зайнаб умерла. Она была добродетельной и набожной женщиной, проводила много времени в молитвах и обильно раздавала милостыню .

Зейнаб бинт Джахш

Мухаммад был очень опечален разрывом этого брачного союза. Он пытался поправить положение, женившись на Зайнаб, но обычаи периода невежества, запрещавшие жениться на бывшей жене своего приемного сына, не давали ему сделать этого. Однако, в это время были ниспосланы аяты, упраздняющие этот обычай , а вместе с тем и запрещающий называть приемных детей по имени своих опекунов . После этого, в 5 году хиджры, Мухаммад женился на Зайнаб бинт Джахш. Зайнаб была трудолюбивой, добродетельной и набожной женщиной. Она много времени проводила в молитвах и постах. Зайнаб бинт Джахш умерла в возрасте 53 лет, в Медине. Она была первой женой Мухаммада, умершей после его смерти .

Джувайрия бинт аль-Харис

Сафия бинт Хуяй

После того иудейские племена Медины (Бану Кайнука, Бану Надир и Бану Курайза) нарушили договоры с мусульманами они были изгнаны и Бану Надир обосновались в Хайбаре . После изгнания из Медины отец Сафии не переставал враждовать с Мухаммедом и однажды договорился с арабскими племенами о нападении на Медину, но мусульмане узнали о заговоре и решили опередить их двинувшись на Хайбар . В ходе битвы при Хайбаре были убиты отец и муж Сафии, а сама Сафия в числе других представителей своего племени была взята в плен. Увидев пленённую Сафию, Мухаммед взял её себе в наложницы, а затем освободил её из рабства. После освобождения ей был предоставлен выбор сохранить свою религию и уйти куда пожелает, либо остаться с Мухаммедом и Сафия решила остаться и жить с Мухаммедом. По случаю женитьбы Мухаммеда на Сафии к ним приходили гости и приносили еду с собой . Возраст Сафии на момент брака с Мухаммедом составлял 17 лет. Во время смуты, начавшейся в конце правления Усмана ибн Аффана, Сафия встала на сторону халифа и пыталась защитить его. Сафия бинт Хуяй умерла в 50 году хиджры и похоронена на кладбище Джаннат аль-Баки в Медине.

Рамля бинт Абу Суфьян

Умм Салама бинт Абу Умая

После смерти Абдуллы ибн Абдуласада в битве при Ухуде она стала известна как Аййин аль-Араб (Вдова арабов) . Она осталась одна с маленькими детьми, но получила поддержку со стороны мухаджиров и ансаров . После окончания срока идда (четыре месяца и десять дней) к ней приходили свататься Абу Бакр и Умар ибн аль-Хаттаб , но она им отказала. Но на предложение женитьбы Мухаммада она согласилась. У Умм Саламы было трое детей, а четвёртый ребёнок родился практически сразу после брака с Мухаммедом . Умм Салама просила Хусейна ибн Али не ехать в Ирак, так как опасалась за его жизнь. Она умерла в возрасте восьмидесяти четырёх в 62 году хиджры в Медине и была похоронена на кладбище Джаннат аль-Баки . Умм Салама была последней из живых матерей правоверных .

Райхана бинт Зейд

Райхана бинт Зейд бинт ʿАмр (араб. ريحانة بنت زيد بن عمرو ‎) - одна из жен Мухаммада. Имеются сообщения и о том, что она была его наложницей. Райхана бинт Зейд происходила из иудейского племени Курайза . Её первым мужем был некий Хакам. В 626 году после похода мусульманам против племени Курайза она попала в плен, после чего досталась Мухаммаду. Он предложил Райхане принять ислам, однако она отказалась. Спустя некоторое время, она заявила о принятии ислама и после этого Мухаммад освободил её. Райхана была добродетельной и набожной женщиной. Она умерла раньше других жен Мухаммада