Муфтии России: запутанная иерархия. Состояние мусульманских общин россии Связь с паствой

30.11.2023 Гороскоп

Духо́вное управле́ние мусульма́н Росси́йской Федера́ции - централизованная религиозная организация, созданная в 1994 году в Москве. С момента учреждения председателем ДУМ РФ является муфтий шейх Равиль Гайнутдин .

Духовное управление мусульман Российской Федерации
Общие сведения
Другие названия ДУМ Центрально-Европейского региона России (до 1998), Духовное управление мусульман Европейской части России (до 2014), Московский муфтият
Дата создания
Основатель Равиль Гайнутдин
Вероисповедание
Правовая школа ханафитский и шафиитский мазхабы
Распространение
Страны Россия
Управление
Муфтий Равиль Гайнутдин
Заместители Дамир Гизатуллин
Дамир Мухетдинов
Рафик Фаттахетдинов
Ильдар Аляутдинов
Резиденция Москва
Главный храм Московская Соборная мечеть
Структура
Органы управления Маджлис, Президиум, Председатель
Отделы Аппарат, Управление делами ДУМ РФ, Отдел строительства и архитектуры, протокольный отдел, секретариат, пресс-служба.
Подконтрольные организации около 400 организаций из 37 регионов РФ
Высшие учебные заведения МИУ, НИИ им. Х.Фаизханова , начальное медресе при Московской соборной мечети, МИК, начальное медресе при Исторической мечети Москвы , НИМ «Махинур», НИМ им. шейха Абдулджалила Биккинина
Информационные ресурсы
Издания Ислам минбаре
Веб-сайты
Информация в Викиданных ?

История

Создано как Духовное управление мусульман Центрально-Европейского региона России.

9 декабря 1998 года на съезде было переименовано в Духовное управление мусульман Европейской части России (ДУМЕР).

21 сентября 2014 года на VI съезде организации было принято решение об её переименовании в Духовное управление мусульман Российской Федерации (ДУМ РФ).

По данным съезда Духовного управления от 23 сентября 2009 года, в его состав входят 367 местных и централизованных религиозных организаций мусульман из 37 регионов. К концу 2011 года, по сведениям отдела по работе с МРОМ [расшифровать ] Духовного управления, в юрисдикцию муфтията входят около 400 религиозных организаций в Центральном, Уральском, Южном, Северо-Западном, Приволжском федеральном округах.

Руководство

Резиденция ДУМ РФ находится в комплексе Московской соборной мечети . Высшим органом, принимающим решения, является Маджлис - съезд делегатов духовенства и прихожан духовных управлений мусульман в составе ДУМ РФ. Непосредственно деятельностью ДУМ РФ руководит Президиум и председатель. Председатель организации, согласно устава, избирается раз в пять лет.

Структура

В структуре ДУМ РФ: Аппарат (Департамент внутренних дел и Департамент образования и науки), Управление делами ДУМ РФ, Отдел строительства и архитектуры, протокольный отдел, секретариат ДУМ РФ, пресс-служба ДУМ РФ.

Заместители председателя

Заместители председателя: первые заместители председателя - Дамир Гизатуллин, Дамир Мухетдинов , заместитель председателя - Рафик Фаттахетдинов. Имам Московской соборной мечети, имам-мухтасиб Москвы

Ассаламу алайкум ва рахматуЛлахи Тааля ва баракатуху!В последнее время в средствах массовой информации и интернет пространстве активно стал набирать популярность среди невежественных людей так называемый "председатель исламского комитета России" Гейдар Джемаль.Я как человек любопытный и хоть совсем малость но разбирающийся в вопросах Ислама,в которых необходимо разбираться каждому рядовому мусульманину,стал проявлять интерес к этой персоне и внимательно слушать,читать и анализировать Джемаля.Каждый раз сталкиваясь с его позицией я не только нахожу в ней противоречия Исламу,но и нередко противоречия его же собственным позициям,а так же наглую и бессовестную ложь в адрес той религии,которую он представляет в нашей стране.Хотел бы начать с главного вопроса,который должен быть в голове у каждого мусульманина в России,кто сталкивался с именем Гейдар Джемаль а имено-"На каком основании Джемаль возглавляет "Исламский комитет России?".Гейдар Джемаль,как можно понять из его блога в Твиттере является философом,а в Исламе как известно философия-есть куфр.Где Джемаль получил исламское образование?На каком основании он занимает такой высокий пост,если по его же собственному признанию,он даже арабского языка не знает и соответственно изучает Ислам по переводам?Однажды он написал в своем ЖЖ ответ на вопрос какого направления в Исламе он придерживается и его невежественные сторонники с облегчением вздохнули,удовлетворившись этим ответом,так как его ответ "устроил" всех-и шиитов и "салафитов".Но если внимательно присмотреться к его ответу становится ясно,что Джемаль ускользнул от вопросов,ответ на которые должен быть четким и однозначным-либо он шиит и придерживается учения шиизма,где большинство сподвижников нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) являются неверными,тиранами,алчными людьми,где посылаются проклятия в адрес нашей госпожи,матери правоверных Аиши (да будет доволен ею Аллах),в адрес трех великих праведных халифов Абу Бакра,Умара,Усмана (да будет доволен ими Аллах),где представлены приспешниками сатаны великий халиф Муаввия (да будет доволен и им Аллах),к которому мы еще вернемся иншаЛлах.Либо он суннит придерживающийся четких рамок 4 мазхабов(Ханафи,Шафии,Малики или Ханбали),чего он никогда не подмечал.Либо он "салафит" придерживающийся мнений Ибн Таймийи и Мухаммада ибн Абдулваххаба,а так же других шейхов этой фирки таких как шейх Албани,ибн Бааз и др.Однако и эти имена им не упоминаются и он никогда не опирался на их мнение,а даже напротив много раз высказывал слова которые напрямую расходятся с тем чему учили эти шейхи.Например в передаче " К барьеру" с В.Соловьевым где Гейдару оппонировал В.Жириновский на вопрос кем он считает Ш.Басаева,А.Бараева, и др. лидеров кавказского фронта сопротивления России Джемаль сказал,что они не мусульмане.и он их не считает за мусульман и фактически сделал "такфир" этим людям,вынес их за рамки Ислама.То есть их кровь и их имущество сделал дозволенными для мусульман,запретил хоронить их на мусульманском кладбище и запретил читать по ним "джаназа",их имущество по наследству не передается их потомкам.А Докку Умарова и вовсе призвал уничтожить "как бешеную собаку".Но в то же время он часто высказывается в поддержку тем,кто находится по ту сторону от федералов и их действия называет "Джихадом" а их "муджахедами".Почему то те сторонники "салафизма",кто поддерживает Джемаля в том,что на Кавказе идет Джихад,никогда себя не спросили "Какой может быть Джихад,которым руководят "кяфиры" и "бешеные собаки",которые подлежат уничтожению?".Ведь известно ясное правило в Исламе-Джихад имеет право объявить только Амир мусульман,и нет Джихада если любой кто захотел провозгласил его.Под каким знаменем тогда борются те кто сейчас "в лесу"?Под знаменем которое поднял "неверный,сотрудник ГРУ" Шамиль Басаев и которое подхватил "бешеная собака" Докку Умаров?

А может Джемаль является сторонником суфизма?Но в своем ЖЖ он сам опровергает то,что он сторонник суфизма,а в одной из передач Гейдар и вовсе 90% чеченцев и ингушей назвал язычниками а их "зикр" с пробежкой по кругу и хлопками в ладоши-язычеством.При этом Джемаль то ли по своему невежеству,то ли намеренно не обращает внимание на то,что произносят те кто читает такой зикр,а именно главную формулу мусульман "ЛЯ иляха илляЛлах"....то есть "Нет никакого другого божества кроме как Единого Бога".Само произнесение этих слов по сути уже поровергает язычество.По мнению большинства ученых из язычества тут только хлопки и бег по кругу,но мольба обращена к Единому Богу и это действие может квалифицироваться только как "бидаа" то есть нововведение,но никак не язычество.По мнению же других ученых это дозволено.Таким образом Джемаль снова выводит за рамки Ислама большинство мусульман Чечни и Ингушетии,назвав из язычниками,что автоматически делает их всех незаконнорожденными,запрещает им жениться на мусульманках,хоронить своих родных на мусульманском кладбище и все остальные действия которые применимы для мусульман,для них теперь запретны.Как бы то ни было Гейдар подпадает под хадисы Пророка Мухаммада (с.а.в.с.) в которых по разным версиям и разным высказываниям смысл следующий "Кто не поправу,безосновательно,не имея на то шариатского довода обвинил одного мусульманина в неверии,тот сам станоится неверным".Толкуя этот хадис все мухаддисы Ислама единогласны в том,что нельзя обвинять в неверии мусульманина кроме как решением шариатского суда,в котором необходимо найти семьдесят причин для оправдания и только потом вынести решение о том,что этот человек неверный.Ученые говорят "Лучше по ошибке назвать тысячу неверных мусульманами,чем по ошибке назвать одного мусульманина неверным".

И вот недавно я прочел статью Джемаля в ЖЖ "Преодоление "Омейядов", (http://geidardjemal.livejournal.com/56314.html#cutid1)что по сути и стало последней каплей в чаше моего терпение и подвигло меня написать эту статью.И так Джемаль пишет :"Именно Сирия была в начале истории ислама провинцией, где сидел наместником Муавия, развязавший гражданскую войну против четвёртого и последнего праведного халифа мусульманской уммы имама Али (а.с.). Муавия стал основоположником омейядской династии, которая за время своего правления в халифате поставила под вопрос само существование чистого ислама, вернувшись к арабскому национализму, попытавшись сфальсифицировать сунну Пророка (с.а.с.), и поощряя рост социального и имущественного неравенства между мусульманами. Для подавляющего большинства суннитов, не говоря уже о последователях шиитского мазхаба, имена Муавии и его сына Йезида по сей день символизируют самую сущность лицемерия и вызова духовным устоям ислама "

Это наглая ложь на подавляющее большинство суннитов,которые любят и почитают халифа Муавийу и доказательством этому является,то что Муавия был сподвижником Пророка (с.а.в.с.),который принял Ислам при жизни Пророка и остался до самой смерти мусульманином.Когда Муавия принял Ислам Посланник Аллаха (с.а.в.с.) сделал его писцом,которые вместе с Зайдом бин Сабитом стал самым известным из сподвижников,кто писал откровения из уст Посланника Аллаха (с.а.в.с.)Муавия фиксировал не только откровения, но и многое другое, что приказывал ему Пророк. И так он продолжал записывать до последних дней жизни Посланника Всевышнего Бога, благословение Бога ему и приветствие, и поэтому его называют «Катиб аль-Вахий» (Писцом Откровения) .Сам Пророк Божий просил зе Муавия дуа-
«О Аллах научи Муавию арифметике и огради его от Ада» (от Имама Ахмада, Абу Дауд и Нисаи)
В другом хадисе: «О Аллах пусть он будет на Истине и причиной для других быть на Истинном Пути» (Бухари в «Тарих Кабир» и Тирмизи). Во время правления халифа Умара (р.а.)Муавия,несколько раз писал Имаму Умару,что он хочет завоевать Кипр, так как он является угрозой для исламского халифата,но Имам Умар, не хотел послать мусульман в море, и считал, что это большая опасность для них. Во время халифа Усмана опять Муавия послал просьбу, а Имам Усман согласился под условием, чтоб он посылал только тех солдат, которые согласны воевать в море.
Имам Бухари, что Пророк Мухаммед,сказал:
«Первая армия, из моей Уммы, повоюет в море будет в Раю»

Ибн Хаджар сказал относительно этого Хадиса, что это хваление в адрес Муавии,так как он первый кто воевал море.
Даже если считать, что Муавия,сам не был первым в море, то все равно он получил очень большое вознаграждение за то, что именно благодаря ему эта армия была отправлена в море, это если не считать его главным лидером этой армии, так как историки считают именно его открывшим Кипр в 28 г.х., поэтому будет справедливо включить его в эту армию и считать его одним из первых воюющих в море.Имам Наввави, помилует Бог его, пишет в толковании Сборника Муслима, что означает:
«Муавия, один из справедливых и честных Сподвижников, а те войны, которые происходили, то у каждой из сторон была Шибха, и думала, что она справедливая, но все они справедливые и у них свои Таауилы в войнах, и никто из них не вышел от справедливости, потому, что они Мужтахиды, у которых были разногласия в вопросах Ижтихада, точно также как Мужтахиды расходуются в вопросах наказаниях и других и нельзя из-за этого уменьшить степень кого-нибудь из них».Пишет Имам Ахмад ибн Ханбал «Не смейте ругать и поносить Сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Аллах повелел вам просить прощения для них. И Он (при этом) знал, что они будут сражаться друг с другом» (Ахмад ибн Ханбаль «Фадаил»).Надо еще знать, что все Хадисы, которые переданы от Муавия, согласие Бога над ним, считаются достоверным, и это показывает, что мусульмане знали, что он не врал и что у него хороший и высокий моральный вид.Пророк Мухаммед, благословение Аллаха ему и приветствие, сказал:
«Аллах Аллах относительно моих Сподвижников, Аллах Аллах относительно моих Сподвижников, не берите их как цель после меня, кто полюбит их, то я своей любовью его полюблю, а кто их ненавидел, то я своей ненавистью его ненавижу, а кто им повредит, то как будто повредил мне, а кто повредит мне, то как будто повредил Всевышнему Богу, а кто старается повредить Всевышнему Богу, то Он его заберет (т.е. в Ад)» (Ахмед, Тирмизи, Байхаки в «Аль-Шиаб»).

А вот что пишет Джемаль "Лицемерная природа таких претензий со стороны консервативных монархических режимов была отчётливо вскрыта именно их поддержкой атеиста Саддама на националистической платформе. Для всех стало ясно, что омейядские «традиции» борьбы с исламом изнутри продолжаются нынешними аравийскими династиями, многие из которых являются не только духовными, но и, возможно, генетическими наследниками Муавии. ".То есть он обвиняя Саддама Хусейна в лицемерии,не может удержаться от укола в адрес Муавии утверждая что лицемерие Саддаму передалось как по духовной так и возможно по генетической цепочке от халифа Муавии.

А вот что говорят имамы мазхабов

Имам Абу Ханифа сказал:
«Не стоит говорить ничего кроме хорошего, о Сподвижниках Пророка» (Фикх уль Акбар).
И он также сказал:
«Одно мгновение, проведенное ими рядом с Пророком лучше, чем деяния, совершаемые кем-либо на протяжении долгой жизни» (Аль-Мекки в Манакиб Абу Ханифа).
Имам Шафии вообще был против говорить что-нибудь плохое в адрес Муавии, согласие Бога над ним, и все время повторял то, что Имам Умар Ибн Абдулазиз, говорил:
«Всевышний Аллах очистил наши руки от той смуты, и мы должны очистить свои языки от нее».
Имам Ахмад, сказал:
«Не разрешено никому вспоминать какие-нибудь недостатки Сподвижников, и не нападать на какой-нибудь из их недостатков, и не унижать их, а кто так поступит, то Судья (у кого есть власть) уже обязан его воспитывать и наказывать и не имеет права простить ему» (Аль-Акыда).Так же он сказал
«Если увидишь кого-либо, говорящего плохо об одном из Сподвижников, ставь под сомнение его Ислам» (Аль Бидая ва Нихая» ибн Касир).

Таким образом сопоставив на одну чашу весов слова и высказывания Гейдара Джемаля-обвинения мусульман в неверии,в язычестве,его противоречия своим же словам и учению Ислама,унижение и оскорбление сподвижников Пророка и халифов,а на другую высказывания нашего Пророка Мухаммада (с.а.в.с.),его сподвижников,ученых Ахлу Сунна валь Джамаа,становится очевидным кем является Гейдар Джемаль,стоит ли быть его слепым фанатом и какого его положение перед Всевышним Аллахом.

Вассаламу алайкум варахматуЛлахи Тааля ва баракатуху!

Зяки-хазрат Айзатуллин: «Король Саудовской Аравии дал понять, с кем работать. Все мусульмане России это видели»
Поволжье и ислам / Социум

В начале октября состоялся визит в Россию Его Величества Короля Саудовской Аравии Салмана ибн Абдул-Азиз Аль Сауда (Саламан) , который многие уже назвали историческим. Делегация во главе с монархом прибыла с планом, который включил в себя амбициозные предложения о сотрудничестве во многих областях: политике, экономике, торговле, инвестициях, научных исследованиях. Ещё


Муфтий, председатель РДУМ РМ при ЦДУМ России Зяки-хазрат Айзатуллин


Гораздо менее замеченной осталась прошедшая 7 октября в саудовском посольстве встреча короля с лидерами российских мусульман, посвящённая борьбе с экстремизмом и терроризмом, которая состоялась по инициативе гостей.
В предварительном анонсе на сайте Духовного управления мусульман Крыма было заявлено следующее: «В рамках визита короля Салмана запланированы его встречи с представителями мусульманского духовенства России, в ходе которых речь пойдёт, в частности, об обмене опытом в сфере противодействия религиозному экстремизму… Представители российского и аравийского духовенства обсудят вопросы взаимодействия в сфере образования, воспитания молодёжи, а также поиска путей по предотвращению усиления радикальных исламских группировок».


___


Как сообщили СМИ уже после состоявшейся аудиенции: «В ходе встречи король подчеркнул высокую значимость сотрудничества и диалога между представителями разных религий и культур для укрепления принципов взаимного прощения, борьбы с крайностями и экстремизмом, достижения безопасности и мира во всём мире».

Важность данной беседы подкрепляется тем, что король Саудовской Аравии носит высокий титул хранителя двух святынь: священных мечетей в Мекке и Медине. Таким образом, он имеет самое непосредственное отношение к религии, как, например, носивший официальный статус защитника веры монарх Британской империи или даже глава Церкви - в Российской империи.

Кроме того, известно, что Саудия наряду с Арабскими Эмиратами является одной из самых богатых мусульманских стран. А значит, финансовым и идеологическим донором остального исламского мира, на который ориентируются верующие. О сигналах, которые были обозначены королём Салманом в ходе визита в Россию, мы поговорили с муфтием, председателем Регионального духовного управления мусульман Республики Мордовия при ЦДУМ России Зяки-хазрат Айзатуллиным .

Для мусульман России этот визит очень важен, - говорит Айзатуллин. - Вместе с королём приехали представители Саудовской Аравии, более тысячи человек. Прежде всего я думаю, что эта встреча помогла выявить и озвучить проблемы российских мусульман. Мы, мусульмане России, пока имеем мало знаний, не всегда действуем так, как завещал нам пророк, как жили наши предки. Тем более что мы живём в многонациональном государстве. Российские мусульмане порой не знают, как встроиться в разноплановое общество. В итоге возникают проблемы, которые характерны не только для России, но и для Европы и всего мира. У мусульман Мордовии тоже есть проблемы: нет своего кладбища, разногласия в связи с введением школьной формы.


Верховный муфтий России, глава ЦДУМ Талгат Таджуддин


- В современном обществе действительно много разногласий, и каждый вправе выражать своё мнение, другое дело, что при этом мы руководствуемся нормами закона. Как известно, Король Саудовской Аравии принял Верховного муфтия России, главу ЦДУМ Талгата Таджуддина . Таджуддин «от имени исламских деятелей России по праву старшинства» (как сообщает официальный арабский канал Saudi Press Agency (SPA)) получил место рядом с королём и произнёс речь. Это показало, что именно лидера этого федерального исламского объединения хранитель двух святынь признал равноправной стороной в диалоге.

Только что ко мне приходили наши старейшины. Отмечу, что многие пожилые люди (а возраст в исламе очень чтят) ревностно соблюдают традиции. Но молодёжь всё дальше уходит от заветов. Считают, что им это не нужно. Верховный муфтий России, глава ЦДУМ Талгат-хазрат Таджуддин является приверженцем традиционного ислама. Его избрание проходило ещё при Брежневе, в 80-х годах. Он в то время часто летал в Саудовскую Аравию и хорошо знал отца действующего сейчас короля. СССР и КСА были союзниками. В трудные 90-е годы, когда Америка попыталась нас поссорить, Талгат Таджуддин многое сделал, чтобы связь между двумя государствами не порвалась. Таджуддин проводил долгосрочные переговоры, убеждал представителей арабской стороны, что ни в коем случае нельзя прекращать взаимодействие с Россией. Призывал не верить американской стороне, которая попытается использовать арабский мир в своих целях. Но американская разведка тоже не дремала, в итоге у них получилось максимально ослабить наше влияние в арабских странах, прервать экономическое взаимодействие наших держав.

Сейчас Саудовская Аравия и Россия признали, что это была ошибка. В том числе и при участии Талгата Таджуддина аравийцы поняли, что сотрудничество с американцами выгодно только для Америки. Сейчас это начинает понимать и Турция.


Председатель ДУМ РФ Равиль Гайнутдин


Тут стоит отметить, что таджуддиновское ЦДУМ, хотя и старейший муфтият, не является аналогичным РПЦ монополистом в своей духовной сфере. В европейской и азиатской части России также с 1994 года действует ДУМ РФ Равиля Гайнутдина. Примечательно, что накануне приезда короля в Москву муфтий Гайнутдин дал интервью Первому информационному телеканалу Саудовской Аравии, где представился лидером российских мусульман. Очевидно, он также претендовал на то, чтобы представлять умму России на встрече с королём. Как можно объяснить, что король встретился с Главой ЦДУМ Таджуддином, при этом манкировав представителя ДУМ РФ Равиля Гайнутдина?

По неподтверждённой информации, во время визита короля муфтий Гайнутдин настаивал на личной встрече с ним, но получил отказ. В свою очередь, нежелание саудовского короля посещать главную мечеть России могло быть связано именно с её принадлежностью к Гайнутдину и нежеланием монарха встречаться с этим муфтием.


Ответ на вопрос вполне может быть связан с тем, что на прошедшей в прошлом году в Грозном Всемирной исламской конференции были приняты фетва (богословское заключение) с осуждением исламских радикалов (ИГИЛ*, салафитов или ваххабитов, «Хизб ут-тахрир»*, «Братьев-мусульман»*) и обращение к президенту России с призывом вести с ними жёсткую борьбу.

После этого муфтий Гайнутдин и сопредседатель СМР саратовский муфтий Мукаддас Бибарсов обрушились с критикой на «грозненскую фетву», пытаясь под разными предлогами убедить всех в её нелегитимности и ненужности. Это вызвало резкий ответ муфтия Чечни в адрес Гайнутдина: «Невольно создаётся впечатление, что вы и возглавляемый вами Совет муфтиев России занимаетесь потворством радикализму и ваххабизму в нашей стране». В Саудовской Аравии это, скорее всего, заметили. И сделали выводы.

Очевидно, что защищать ваххабизм в России, как это было в 1990-2000-е годы, арабы больше не намерены. Не так давно достоянием гласности стало похищение с последующим требованием огромного выкупа членов королевской саудовской семьи представителями действующих в Сирии бандформирований. Внутри королевства также не всё спокойно: каждый год вскрываются террористические заговоры исламистов, опирающиеся на проповеди радикальных имамов в мечетях. Если раньше казалось, что радикалы могут стать удобным инструментом для смены режимов в других странах (от Афганистана до Сирии), то затем террористы стали угрозой и для династии Аль Саудов.

В Саудии, созданном некогда ваххабитами королевстве, наметились заметные изменения и в вероучении - в июле 2016 года вице-спикер Консультативного совета королевства Мухаммад аль-Жефри заявил в Европарламенте: «Религиозных ценностей, которые принято называть ваххабизмом, у нас в стране нет». А в конце того же года в Саудовской Аравии впервые провели на государственном уровне Мавлид, рождество пророка Мухаммеда - праздник, который салафиты резко отвергают как «нововведение».

Зяки-хазрат, вы говорите о проблемах, но у граждан России возникают не то что проблемы, мы просто не чувствуем себя в безопасности от того, что в отдельных районах республики усиливаются радикальные настроения среди мусульманского сообщества.

О каких-то угрозах в адрес соотечественников не может быть и речи! - ответил на это Зяки Айзатуллин. - Да, в 90-х годах в период разгула бандитизма различные криминальные группировки вели между собой войну, но теперь не те времена.

Есть информация, что некоторые молодые мужчины из села Белозерье Ромодановского района поехали воевать в Сирию на стороне запрещённых в РФ бандформирований, таким образом «прославив» Мордовию как поставщика террористических новобранцев. По информации наших источников, они поддерживали связи с ДУМ РФ Равиля Гайнутдина…

Говорят, что уехало 200 человек! И именно из Белозерья ехали убивать. Но позвольте, ведь эти люди уехали не в один момент! Их вербовали, они собирались, готовились, прощались с родственниками… А где были служители закона, которые получают зарплату за то, чтобы пресекать такие действия на корню! Почему они этого не сделали? Тем, кто поехал воевать, не только разрешили выехать - создаётся впечатление, что им помогли это сделать!

У меня был дед Хамза, он учился в медресе ещё до революции, в городе Касимов Рязанской области. Он до последнего дня жизни работал имамом. Мой отец работал имамом ещё при СССР и является имамом до сих пор. Я рос в глубоко духовной семье и о каких-то других духовных течениях ислама не слышал и не знал. То, чему меня учили, - это ислам, который сложился ещё до революции 1917 года.

Естественно, мы осуждаем терроризм, - подчёркивает Зяки Абдулкаримович. - А радикальные течения и терроризм формируются от недостаточности знаний. И радикалы восполняют этот пробел непонятно где. И когда они становятся террористами, полиция приходит почему-то ко мне! Как я могу отвечать за людей, которых не контролирую? Они где-то учатся, им что-то внушают, вводят в заблуждение. А я должен нести ответственность?

Равиль Гайнутдин - ученик Талгата Таджуддина, работал его замом. Но в 90-е годы они разошлись во взглядах, - возвращается к теме вопроса Айзатуллин. - Гайнутдину помогли организовать свою организацию. Могу сказать, что ему очень в этом помогли тогдашний министр иностранных дел Андрей Козырев и мэр Москвы Юрий Лужков.

А для чего? - ставит вопрос Зяки-хазрат. И сам же на него отвечает - чтобы был конфликт между мусульманами.

Стоит указать, что 8 октября на встрече с представителями российских СМИ глава МИД Саудовской Аравии ясно заявил об усилиях его страны в борьбе с нетрадиционным и радикальным исламом: «Мы не позволим никому распространять идеологию ненависти, финансировать эту идеологию или терроризм. Мы очень строги в этом отношении: отстранили несколько тысяч имамов из мечетей за экстремизм, модернизируем нашу систему образования, чтобы исключить возможность неверного понимания текстов».

Укрепит ли ваших единоверцев в неприятии экстремистских проявлений политика короля Саудовской Аравии, который помимо прочего предпочёл диалог исключительно с муфтиями, ранее показавшими себя последовательными борцами с исламским радикализмом?

Встречу с Талгатом Таджуддином король Саудовской Аравии посчитал достаточной. Он дал понять, с кем работать. Все мусульмане России, в том числе Мордовии, это видели.
_______

* Запрещены на территории РФ.

Кейс с протестами горожан против строительства храмовых комплексов, наиболее витринным из которых стало противостояние против строительства храма святой Екатерины в Екатеринбурге, ставит перед обществом сразу несколько вопросов для глубокого осмысления. Два самых главных из них: «Демократия – это претворение воли большинства или учет мнения меньшинства?», «Должна ли вершиться справедливость, если она разрушает мир и согласие?».

1-й зам. председателя Духовного управления мусульман Европейской части России

15 мая мусульманский мир встречает годовщину ан-Накбы – «катастрофы», в ходе которой в общей сложности более 700 тысяч палестинцев вынуждены были покинуть свои дома. Сегодня, по прошествии 70 лет, несколько поколений их потомков остаются в статусе беженцев, в то время как поселенческая активность с противоположной стороны не приостанавливается, несмотря ни на какие международные акты. К сожалению, и это особенно горько отметить в дни очередной годовщины Победы над нацизмом, за истекшие 70 лет человечество не сумело разрешить палестино-израильский конфликт, вернуть беженцев к родным очагам. Напротив, на каждый неразрешенный узел конфликта наслаиваются все новые и новые витки противоречий и вражды.

Мусульманская умма России сегодня всерьез озабочена выстраиванием системы образования и просвещения, которая отвечала бы современным реалиям. О том, как она работает и когда появятся первые кандидаты наук по исламской теологии, ТАСС рассказал глава Совета муфтиев России и Духовного управления мусульман РФ Равиль Гайнутдин.

1-й зам. председателя Духовного управления мусульман Европейской части России

Сегодня в Санкт-Петербурге проходит историческая встреча двух выдающихся лидеров современности - Владимира Путина и Реджепа Эрдогана. Всевышний вновь дает нашим странам шанс на выстраивание стратегического сотрудничества.

Первый заместитель Председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации (ДУМ РФ) Дамир Мухетдинов выступил с лекцией перед студентами Пермского государственного института искусства и культуры (ПГИИК). Тема лекции - «Российское мусульманство - путь к осмыслению и контекстуализации».

Председатель Духовного управления мусульман Пермского края

Бибарсов Ильхам Анвярович

Родился 1 января 1981 года в селе Средняя Елюзань Городищенского района Пензенской области. В 2000 году, после окончания средней школы № 1 п. Чаадаевка, поступил в Российский Исламский Университет в г. Казань. В 2003 года поступил также в Татарский Государственный Гуманитарный Педагогический Университет. В 2007 году успешно закончил оба высших учебных заведения. С июня 2005 года - имам-хатыб Пермской Соборной мечети.

Ильхам-хазрат – священнослужитель, постоянно изыскивающий и внедряющий новые формы и методы работы с молодёжью, студентами и школьниками. Так, его усилиями в 2006 году в Кадетской школе № 1 г. Перми началось преподавание нового курса - Основ религии Ислам.

11 февраля 2013 г. Ильхам Бибарсов на III Внеочередном отчетно-выборном Съезде Централизованной религиозной организации «Централизованное религиозное управление мусульман Пермского края» избран председателем Духовного управления мусульман Пермского края. Активно продолжает политику прежнего руководства Духовного управления, направленную на объединение мусульман края, решение острых социально-значимых задач. Занимается религиозным и духовным просвещением верующих, проводит занятия по основам Ислама. Постоянный организатор и ведущий встреч с верующими в городах и районах Пермского края.

Главной целью своей работы считает единение мусульманской общины. В настоящий момент занимается укреплением мусульманских общин на территории Перми и Пермского края, строительством новых мечетей.

Увлечения – научная и богословская литература, труды по истории ислама. Активный сторонник здорового образа жизни, спорта.

Женат, воспитывает дочь и двух сыновей.

Вечная память Герою. Муфтий шейх Равиль Гайнутдин выразил молитвенные соболезнования в связи с кончиной Махмута Ахметовича Гареева: Сегодня на 97-м году жизни завершил свой земной путь наш брат, Генерал армии, президент Академии военных наук РФ Махмут Ахметович Гареев. От имени Совета муфтиев России, Духовного управления мусульман Российской Федерации и себя лично выражаю искренние слова соболезнования. Я с моими братьями и сестрами в молитве. Ушел в Вечный мир легенда, герой, гордость татарского народа, всех народов нашей России, народов Советского Союза.

Председатель Духовного управления мусульман Российской Федерации и Совета муфтиев России муфтий шейх Равиль Гайнутдин вошел в Рейтинг самых влиятельных мусульман мира The Muslim-500 на 2020 год. Духовный лидер мусульман России идет под номером 123.

17 сентября в столице Республики Башкортостан городе Уфе прошел предсъездный Пленум Духовного управления мусульман Республики Башкортостан. По поручению председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации и Совета муфтиев России муфтия шейха Равиля Гайнутдина на мероприятии приняла участие делегация во главе с первым зампредом СМР и зампредом ДУМ РФ Рушаном хазратом Аббясовым. В состав делегации также вошел руководитель департамента внутренних дел СМР Али хазрат Хасанов.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Председателю Духовного управления мусульман Российской Федерации и Совета муфтиев России Равилю Гайнутдину Уважаемый Муфтий! Примите мои искренние поздравления с 60-летием. Вы посвятили свою жизнь духовному служению и многое сделали, для того чтобы традиционные ценности Ислама бережно сохранялись и передавались из поколения в поколение. Глубокие знания, умение принимать взвешенные решения позволили Вам снискать авторитет как среди российских мусульман, так и зарубежных единоверцев, заслужить уважение представителей других конфессий.

По поручению председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации и Совета муфтиев России муфтия шейха Равиля Гайнутдина заместитель руководителя аппарата СМР Ренат Абянов в четверг, 27 июня 2019 года, принял участие в VI Международном золотоордынском форуме «Pax Tatarica: генезис и наследие государственности Золотой Орды».

Расстановка сил в исламском сообществе России после достаточно долгого периода затишья стала быстро меняться в конце 2016-го – начале 2017 года. Когда-то основных центров влияния в умме было всего два – Центральное духовное управление мусульман (ЦДУМ) верховного муфтия Талгата Таджуддина и альянс его оппонентов, который в 1996 году возглавил московский муфтий Равиль Гайнутдин. В 2001 году к ним добавился союз северокавказских мусульман – Координационный центр мусульман Северного Кавказа (КЦМСК), и почти 10 лет умма была триполярной, что вполне устраивало власти. С конца 2010 года эта схема начала рушиться после появления Всероссийского муфтията, а в 2011 году полностью потеряла актуальность ввиду провозглашения ДУМ Республики Татарстан (ДУМ РТ) полностью самостоятельным муфтиятом. На данный момент в России насчитывается уже семь крупных мусульманских центров влияния, не считая совокупности мелких региональных муфтиятов, которые предпочитают сохранять независимость.

Дагестан выходит в лидеры

На начало текущего года в России было зарегистрировано 5513 мусульманских организаций, включая 83 централизованные. Реальное число общин заметно выше – не менее 8500, однако подсчитать его непросто ввиду отсутствия четкого критерия общины. Так, в Дагестане немало мечетей без общин – например, вблизи дорог для молитвы путешествующих, однако есть и общины без мечетей. Именно в этой республике, а также в соседних Ингушетии и Чечне большая часть общин не зарегистрирована. В других же регионах ситуация иная – доля зарегистрированных общин там достаточно высока, а в некоторых случаях, например, в Мурманской области или Карелии, их даже больше, чем реально действующих.

Исходя из вышеприведенного, на первое место среди мусульманских центров России по целому ряду параметров вышло ДУМ Дагестана (ДУМД), в марте текущего года обособившееся от КЦМСК. Этот муфтият – явный лидер по числу реально действующих общин, многие из которых созданы за пределами республики, а также по количеству учебных заведений и мощности кадрового резерва, без преувеличения, тысячи дагестанцев смогли получить отличное богословское образование как в России, так и за ее пределами, в связи с чем востребованы в мечетях по всей стране. Десятки дагестанских богословов и простых имамов были убиты ваххабитами, однако уцелевшие не потеряли присутствия духа и приобрели изрядную закалку.

Сейчас ДУМД во главе с муфтием Ахмадом Абдуллаевым, который также является главным суфийским шейхом дагестанцев во всем мире, фактически стало центром федерального уровня – его общины созданы в большинстве субъектов РФ и действуют либо самостоятельно, либо под эгидой общин ЦДУМ, ДУМ РТ и Духовного собрания мусульман России (ДСМР). Эти общины, как правило, малоконфликтны, и их лидеры не претендуют на захват власти в региональных уммах, концентрируясь на работе с дагестанцами и распространении суфизма. Например, имам-хатыбом крупнейшей мечети Новосибирска служит дагестанский суфий Мухаммад Мухаммадов, который, являясь представителем муфтия Дагестана в регионе, также подчиняется местному муфтию-татарину.

Важным признаком присутствия представителей ДУМД в мечетях является газета «Ассалам» – самое тиражное из печатных мусульманских СМИ России, усиленное распространение которого некоторое время назад стало формальным поводом конфликта ДУМД и КЦМСК. Общая численность общин ДУМД в пределах Дагестана достигает 2600 (при 800 зарегистрированных), а за пределами республики их не менее 200 – то есть суммарно около 2800. Интересно отметить, что численность не подчиняющихся ДУМД ваххабитских общин известна точнее – руководство муфтията в 2016 году говорило о 62 подобных мечетях, хотя к настоящему времени их численность определенно снизилась.

Этот муфтият связывают особенно дружеские отношения с ДСМР и ДУМ РТ, весьма успешно идет сотрудничество и с ЦДУМ. С КЦМСК у ДУМД начался период недопонимания, однако с чеченским муфтиятом таких проблем не отмечается. Совет муфтиев России (СМР), ДУМ Крыма и города Севастополя придерживаются в отношении ДУМД нейтралитета. По факту ДУМД является мусульманским центром федерального уровня, однако старается не создавать параллельные юрисдикции за пределами Дагестана.

Суверенный Татарстан

Второе место по количеству реально действующих общин и первое – по юрлицам занимает ДУМ РТ муфтия Камиля Самигуллина. На территории Республики Татарстан, которая является зоной юрисдикции этого муфтията, действует до 1500 мусульманских организаций, включая стратегически важные для системы мусульманского образования России центры – Российский исламский университет в Казани и Болгарскую исламскую академию, которая уже в этом году должна начать свою работу. Ранее на базе ДУМ РТ действовал Казанский муфтият, в который дополнительно входило около 30 общин в Поволжье и на Дальнем Востоке, однако в настоящее время его деятельность заморожена.

ДУМ РТ имеет ряд конкурентных преимуществ перед другими мусульманскими центрами – молодого и не запятнавшего свою репутацию во внутримусульманских конфликтах муфтия-богослова, который выступает ревнителем традиционного татарского ислама и пропагандистом суфизма, самую мощную систему электронных СМИ и хорошие перспективы первым из муфтиятов создать долгожданное исламское телевидение федерального уровня (этот проект муфтий республики анонсировал в апреле с.г.), единственную в России исламскую академию, неплохой кадровый ресурс и высокий уровень внутренней стабильности. К минусам этой структуры можно отнести ее региональный статус и, как следствие, совсем небольшой резерв для увеличения числа общин.

Самые теплые отношения связывают ДУМ РТ с ДУМД, ЦДУМ и ДСМР, на высоком уровне они поддерживаются и с КЦМСК. С мусульманами Крыма у ДУМ РТ отношения ровные, а вот с СМР они не задались – муфтий Равиль Гайнутдин так и не простил татарстанцам выход из своей организации в 2011 году и демонстративно отказывается посещать проходящие на их территории мероприятия. Дополнительное напряжение между СМР и ДУМ РТ придает деятельность бывшего первого заместителя ДУМ РТ Рустама Батрова, который после перехода на работу в СМР систематически подвергает руководство ДУМ РТ жесткой критике.

Старейшее, но не крупнейшее ЦДУМ

На третьей позиции по численности общин располагается старейшая мусульманская структура России – ЦДУМ верховного муфтия Талгата Таджуддина. Несмотря на множественные расколы, преследовавшие его на протяжении последней четверти века, ЦДУМ сохранил солидное количество мечетей и влияние в десятках регионов. Его ядро составляют более чем 500 общин в Башкортостане, а еще 600 общин сосредоточено в пяти крупнейших региональных управлениях ЦДУМ – самарском, оренбургском, челябинском, ульяновском и пермском. Более мелкие региональные муфтияты – удмуртский, астраханский, волгоградский и другие дают более 300 общин, что в сумме составляет примерно 1400 единиц. При этом ЦДУМ еще имеет резервы развития и вполне может перегнать ДУМ РТ и по числу юрлиц, и по числу реально действующих общин.

Конкурентных преимуществ у ЦДУМ немало – это и более чем двухвековая история, и особый авторитет верховного муфтия Талгата Таджуддина, который единственный из российских муфтиев удостаивается отдельных аудиенций у главы страны, солидное число общин и крупный университет в Уфе. Плюс «булгарский проект», результатом которого стало создание полноценного духовного центра татар всего мира в татарстанском городе Булгар, является заслугой именно Талгата Таджуддина.

Впрочем, есть в ЦДУМ и серьезные проблемы – это пожилой возраст большинства имамов вкупе со скромным кадровым резервом, неудачное для всероссийского мусульманского центра периферийное расположение центрального аппарата, которое сильно затрудняет полноценную работу с федеральными властями и СМИ, а также продолжающиеся расколы.

Сейчас зона юрисдикции ЦДУМ охватывает всю страну за исключением Северо-Кавказского федерального округа, Татарстана, Адыгеи, Калмыкии и Краснодарского края.

Самые тесные отношения связывают ЦДУМ с ДУМ РТ и ДУМД, тем более что Таджуддин сам является суфием. С КЦМСК и мусульманами Крыма отношения у ЦДУМ ровные, а вот с СМР и ДСМР – враждебные, хотя острота этих конфликтов уже во многом утрачена.

Потерянная координация

После выхода ДУМД Координационный центр мусульман Северного Кавказа переместился с первой на четвертую позицию по влиянию, сохранив контроль примерно над 1 тыс. реально действующих общин при 500 зарегистрированных. Половина из них сосредоточена в Чеченской Республике, муфтият которой официально вернулся в КЦМСК в 2017 году (не менее 500 при 115 зарегистрированных), более чем по 100 мечетей действует также в Ингушетии (хотя там зарегистрировано всего 19 мусульманских юрлиц), в Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии. Подчиняются КЦМСК и более мелкие муфтияты – Ставропольский, Адыгеи и Краснодарского края, Северной Осетии и Калмыкии.

Последние годы КЦМСК стабильно развивался, оправляясь после кризиса 2012 года, когда его покинул Чеченский муфтият. В состав этой организации вернулись некогда потерянные общины Ставропольского края, удалось наладить отношения с новым муфтием Чечни Салахом Межиевым, который согласился стать зампредом КЦМСК, но конфликт с ДУМД, весной этого года официально покинувший альянс северокавказских муфтиятов, обнулил все эти достижения. Впрочем, конкурентные преимущества у КЦМСК сохранились – членство его председателя в Совете при президенте и Межрелигиозном совете России, особые отношения с грантораспределяющими организациями, два крупных университета в Грозном и Нальчике плюс множество средних медресе, а также мощный союзник в лице чеченских мусульман. Из минусов здесь можно отметить слабость СМИ и незаметную до недавнего времени работу центрального аппарата – так, официальный сайт КЦМСК был запущен только в этом году.

Зона юрисдикции КЦМСК сейчас ограничена территорией СКФО (за исключением Дагестана), Адыгеей, Калмыкией и Краснодарским краем. Этот альянс имеет просуфийский и антиваххабитский характер и дружит со всеми мусульманскими центрами страны за исключением ДУМД.

С выгодных позиций Москвы

На пятой позиции с небольшим отрывом от КЦМСК расположился Совет муфтиев России, который контролирует чуть больше 900 общин. Большая часть из них (свыше 500) сконцентрирована в Башкортостане и подчиняется ДУМ Республики Башкортостан, которое входит в СМР уже во многом формально и вполне может в ближайшее время либо объявить о своей независимости, либо вернуться в состав ЦДУМ. Оставшиеся организации раскиданы по всей стране – от Якутии до Калининграда и от Мурманска до Сочи. СМР не признает разделения сфер влияния с другими муфтиятами и имеет свои организации в пределах зон ответственности ЦДУМ, КЦМСК, ДУМ РТ и независимых муфтиятов. Более того, в одном регионе могут сосуществовать разные ЦРО юрисдикции СМР – например, в Свердловской области их целых три.

Ядром и во многих случаях альтер-эго СМР является ДУМ Российской Федерации, которым одно время предлагалось заменить СМР, но из-за бунта ряда региональных муфтиятов эту идею пришлось похоронить. Председательство в ДУМ РФ позволяет муфтию Равилю Гайнутдину именовать себя духовным лидером мусульман всей России, хотя по факту он контролирует не более 11% реально действующих общин страны (или 16–18% от числа зарегистрированных). Несмотря на такие скромные показатели численности организаций, СМР является абсолютным лидером по числу ЦРО, располагая почти половиной от их общего количества и активно продолжая создавать новые.

К другим конкурентным преимуществам СМР можно отнести удачное расположение центрального аппарата в Москве и контроль над крупнейшей мечетью столицы, интенсивную международную деятельность, активнейший самопиар и привилегированный доступ к внутренним и внешним источникам финансирования. Лидеры СМР представлены в Президентском совете, Межрелигиозном совете России, Общественной палате и целом ряде общественных советов при министерствах и ведомствах.

Между тем вышеперечисленные плюсы уже не компенсируют накопившиеся минусы, из-за которых СМР восьмой год теряет свое влияние в умме. Структура Равиля Гайнутдина проигрывает ЦДУМ по исторически сложившемуся авторитету, а ДУМ РТ, ДУМД и ДСМР – по динамике развития. СМР потеряло контроль над ключевыми интернет-СМИ, ее печатные издания малоизвестны, а ситуация с радиоэлектронными СМИ выглядит катастрофической. Так, муфтий Камиль Самигуллин давно обогнал Равиля Гайнутдина по цитируемости в СМИ, да и Талгат Таджуддин с Альбиром Кргановым (лидер ДСМР) свое присутствие в них резко увеличили. Международная деятельность тоже имеет проблемные сферы – например, в Сирии делегациям СМР не рады, и им приходится ездить в Ливан, а у других мусульманских центров проблем с этим нет, и они регулярно посещают САР. Повышенная скандальность лидеров СМР, которые только в этом году поссорились с Управлением внутренней политики администрации президента и мэрией Москвы, а также систематические случаи осуждения его духовных лиц за экстремизм и терроризм (таковых уже более 30) авторитета этой организации тем более не повышают.

У СМР открыто враждебные отношения с ЦДУМ и ДСМР, а с ДУМ РТ они близки к таковым. КЦМСК и ДУМД открыто с СМР не конфликтуют, однако их отношения натянуты, особенно после скандала с неприятием СМР антиваххабитской «Грозненской фетвы». Однозначным союзником СМР можно назвать только ДУМ Республики Крым и города Севастополя.

Новички в умме

Духовное управление мусульман Республики Крым и города Севастополя официально пополнило ряды российских муфтиятов только в 2015 году, пройдя соответствующую перерегистрацию. За это время оно изрядно оздоровилось, избавившись от контроля Меджлиса крымско-татарского народа и множества сторонников запрещенных в России организаций – от «Братьев-мусульман» до «Хизб ут-Тахрир». Муфтия Крыма Эмирали Аблаева сложно назвать сильным мусульманским лидером, однако власти он вполне устраивает и раздражения у других мусульманских центров не вызывает. Крымский муфтият с его 350 общинами дружит со всеми крупными мусульманскими центрами России, особенно выделяя СМР. Его единственным открытым оппонентом является альтернативный Таврический муфтият, который до сих пор не зарегистрирован, однако обладает десятками мечетей.

Духовное собрание мусульман России является самым юным центром российских мусульман и самым скромным по числу контролируемых общин – у него их не больше 200. Тем не менее структура муфтия Альбира Крганова позиционирует себя как новый федеральный центр российских мусульман и может похвастаться серьезными позициями в трех крупнейших городах России – в Москве у муфтия Крганова и его союзников две мечети из шести, а в Санкт-Петербурге и Новосибирске – вообще все. Основной массив общин ДСМР сосредоточен в Чувашии, Омской области и Ханты-Мансийском АО, немало их также в Кемеровской и Томской областях.

Муфтий Альбир Крганов находится в дружеских отношениях с властями Москвы, и именно у него наибольшие шансы построить следующую столичную мечеть. Многолетнее членство в Общественной палате позволило ему обрасти серьезными связями, и с его присутствием в столице приходится считаться некогда безальтернативному Равилю Гайнутдину.

ДСМР представляет собой альянс региональных муфтиятов и отдельных общин, лидеры которых пользуются достаточно большой степенью независимости. Этот альянс имеет тесные связи с ДУМД, ДУМ РТ и КЦМСК, дружественен Крымскому муфтияту, однако враждебен и СМР, и ЦДУМ, которые потеряли из-за него немало общин.

За рамками вышеперечисленных семи полюсов влияния остаются несколько независимых региональных муфтиятов – Тюменский, Барнаульский, Горноалтайский и Иркутский, а также осколки Всероссийского и Объединенного муфтиятов. Суммарно у них не более 200 общин.

***

Как будет развиваться российская умма в таком разрезе? Есть разные варианты: количество полюсов может как возрасти за счет обособления ДУМ Республики Башкортостан, так и уменьшиться за счет вхождения Крымского муфтията в состав СМР или возвращения ДУМД в КЦМСК. Нормально ли такое дробление? Уже да, поскольку опасность установления контроля над ключевыми ДУМами со стороны ваххабитов миновала и подавляющее большинство общин подчиняются абсолютно традиционалистским центрам – особенно хорошо это было видно на примере «Грозненской фетвы», которую не поддержало только 400 общин юрисдикции СМР. Да, существующая многополярность доставляет неудобства властям, которым было проще работать с двумя-тремя центрами, однако ничего угрожающего национальной безопасности России в ней уже нет.

Роман Анатольевич Силантьев – исламовед, профессор Московского государственного лингвистического университета.