Царь израилев. Иудейские и израильские цари

26.10.2019 Тайны мира

Ключевые слова конспекта: Израиль, Иудея, патриархи, пророки, цари иудейские, царство Израильское, Авраам, Сарра, Исаак, Моисей, Давид, Соломон.

Авраам, Сарра и Исаак

Авраам - в Пятикнижии родоначальник еврейского народа, первый из трех патриархов. Считается также родоначальником арабов и арамеев. Авраам рассматривается в еврейской традиции не только как родоначальник еврейского народа, но и как основоположник иудаиетического монотеизма. Послебиблейская традиция приписывает ему открытие существования единого Бога, творца земли и неба и владыки мира.

Потомок Евера (Эвера), правнука Сима, первого сына Ноя. Первоначальное имя его было Аврам , он родился в халдейском городе Ур в Южной Месопотамии. Там он женился на Сарайе, которой позже Бог дал имя Сарра . Живя среди языческого мира, Авраам стал проповедовать веру в Единого Бога.

Аврам на 75-м году жизни оставил родину и в сопровождении жены и племянника Лота переправился через Евфрат на территорию . От этого пошло его прозвище Аврам-ха-иври - «прибывший с той стороны реки». Неподалеку от Шхема Бог снова явился Авраму и обещал отдать весь Ханаан его потомкам. Затем он обещал ему сделать его потомство бесчисленным, «как песок земной». Обещание было скреплено союзом (заветом ). Но, тем не менее, у Авраама долго не было детей. В библейских сказаниях об Аврааме содержится много сюжетов, ставших основой многих художественных произведений. Это и похищения жены Сарры, и изгнание Агари - наложницы, родившей первенца Авраама Исмаила - после рождения его женой Саррой сына Исаака ; но особенной популярностью пользовалась история о жертвоприношении Исаака , которое должен был совершить отец по приказу Бога; но в последний момент ангел отвел его руку, наказав вместо жертвы первенца делать ему обрезание в знак того, что потомки Авраама помнят завет.

В библейском повествовании ярко выражена беспримерная верность и преданность Авраама только Богу. Несмотря на все испытания он беспрекословно выполняет приказания Иеговы. Смерть постигла Авраама в возрасте 175 лет , и он был погребен Исааком и Исмаилом в пещере Махпела в Хевроне рядом с могилой Сарры.

Моисей

Моисей (евр. Моше) - один из величайших пророков Библии, который вывел израильтян из египетского рабства; на горе Синай Иегова сообщил ему свой Завет : условия, при соблюдении которых он будет покровительствовать народу Израиля. Моисей считается основателем религиозной системы .

Единственным источником информации о Моисее служит только библейский текст. Одни исследователи считают, что его имя египетского происхождения, означает «дитя». В переводе с древнееврейского это «вынутый из воды». В Ветхом Завете есть сюжет о том, как египетская принцесса нашла его в корзине, плывущей по Нилу, и воспитала. Вступившись за соплеменника, он убил надсмотрщика и бежал из страны в пустыню, но должен был вернуться, чтобы выполнить приказ Бога вывести израильтян из египетского пленения . После страданий, которые постигли жителей Египта, и чудес, творимых Богом, чтобы проложить дорогу своему народу к свободе, Моисей выполнил его волю. После получения скрижалей Завета сорок лет бродили израильтяне по пустыне. Но народ Моисеев с трудом принимал новую для них веру, они роптали и возвращались к старым привычный культам. Моисею не удалось дожить до вступления в Землю обетованную, сделал это новый вождь Иисус Навин .

Давид (около 1043 - около 973 до н. э.)

Давид — второй царь всех племен Израиля. Он был младшим сыном Иессея из селении Вифлеем в Иудее. Юношей Давид прославился, одолев филистимлянина Голиафа . Причем развитие библейского сюжета этой битвы очень напоминает фольклорные мотивы. Никто не хотел сражаться с великаном, тогда царь обещал храбрецу дочь и полцарства в придачу. Давид, привезший своим братьям хлеб, вызвался участвовать в поединке. Его высмеяли старшие братья. Но царь разрешил ему принять вызов. Так как Давид победил, то он женился на дочери царя Саула Мелхоле. Его победы в войнах с филистимлянами привели к большой популярности у народа. Но Саул возненавидел Давида, и тот бежал к филистимлянам. После гибели Саула в битве Давид провозгласил себя царем родного племени (колена) Иуды. После междоусобной борьбы уничтожившей всех соперников Давида, он стал царем всех колен Израиля. После этого он одолел филистимлян, сделал Иерусалим , отвоеванный у иевусеев, столицей Израиля .

Давид умер в возрасте 70 лет после тридцати трех лет царствования в Иерусалиме над всем Израилем. Он основал династию, царствовавшую на протяжении почти 500 лет , до времен Зоровавеля , который около 538 до н.э. возглавил возвращение израильтян в Палестину .

Соломон (правил около 973 - около 933 до н.э.)

Соломон - сын Давида от Вирсавии и последний царь единого Израильского царства. При жизни Давида двое из его сыновей, Авессалом и Адония, посягали на трон, но безуспешно. Вирсавия, при поддержке пророка Нафана , убедила Давида объявить наследником престола Соломона и принародно помазать его на царство Израильское. Его тронное имя Соломон переводится как «мир», его царствование действительно было мирным, хотя и началось с казни его брата Адонии и других потенциальных соперников.

Соломон начал царствовать в 20-летнем возрасте. Укрепив Иерусалим и ряд других городов, он особенно усилил политическое могущество своего царства; заключив торговые соглашения с соседними государствами, а также построив торговый флот в Ецион-Гавере и направив корабли в отдаленные страны. Он укрепил его экономически, но разделив страну на области, которыми управляли его наместники; а также упорядочил его административную систему. Давид воздвиг Иерусалимский храм , хранилище . А также поддерживал тесный союз с Египтом и Финикией. Главной женой Соломона была египетская принцесса. Более того, в качестве приданого фараон дал завоеванный им город филистимлян Газер. снабжал Соломона не только искусными ремесленниками, но и строевым лесом, кораблями и моряками для флота. Чтобы расплатиться за эту помощь, Соломону пришлось уступить Тиру большую часть Галилеи.

К концу правления Соломона большинство израильтян, недовольных непосильным бременем, возложенным на них ради осуществления этих проектов, а также обязанностью содержать Храм и жрецов, было настроено против династии Давида. Сразу после смерти Соломона десять северных колен восстали под предводительством Иеровоама.

В результате они основали новое царство Израиля . Доставшееся сыну Соломона Ровоаму небольшое Иудейское царство было завоевано Египтом, а храм был разграблен.

Это конспект по теме «Израиль и Иудея. Пророки и цари» . Выберите дальнейшие действия:

  • Перейти к следующему конспекту:

«Как отличился сегодня царь Израилев…»

Почва для конфликта была налицо, и страшная ссора не заставила себя ждать. Она произошла в тот торжественный день, когда Давид перенес в Иерусалим ковчег завета Господня. Как известно, ранее ковчег был захвачен филистимлянами в бою при Афеке (1 Цар. 4, 1-11). Это было еще до воцарения Саула. Оказавшись в чужих руках, ковчег вызвал многочисленные бедствия и эпидемии в филистимских городах. В результате он был возвращен евреям и помещен в Бейт-Шемеше, а потом взят оттуда и установлен в Кириат-Яарим. Теперь, спустя много лет, Давид решил с большой пышностью перенести ковчег в свою новую столицу, только что захваченную у иевусеев.

Не будем вдаваться во все подробности - их можно найти в 6–й главе 2–й книги Царств, - достаточно сказать, что после ряда новых несчастий и остановок процессия с ковчегом прибыла наконец в город, и все это время Давид, нарядившись священнослужителем, изо всех сил прыгал перед своим Богом, а Михаль, дочь Саула, «смотрела через окно, и, увидев царя Давида, скачущего и пляшущего пред Господом, презрела его в сердце своем».

Так, из окна, она смотрела на него многие годы назад, когда он убегал от Саула, и так же, из окна, она смотрела на него сейчас. «Сцена в окне» повторилась, только тогда она видела Давида убегающего, а сейчас - скачущего и пляшущего перед всем народом. Ей не понравились оба зрелища. Поэтому по окончании церемоний и торжеств, когда Давид вернулся во дворец, она сама вышла ему навстречу. Но не для того, чтобы поздравить, а чтобы выразить свое отвращение и осудить непристойные пляски и прыжки, которые показались ей недостойными царя. Читателю, впрочем, ясно, что не это было истинной причиной ее гнева, и, уж конечно, не единственной его причиной. Она воспользовалась случаем, чтобы посчитаться с Давидом и излить на него всю свою горечь.

То была ссора из ссор, одна из самых прославленных во всей истории Израиля. Не распря священнослужителя с пророком или спор военачальника с царем, всего лишь ссора между супругами, но этими супругами были царь и царица, оба к тому же острые на язык, и вдобавок ко всему нам рассказал о них замечательный писатель, которого мог бы пожелать себе каждый литературный герой.

Михаль не была какой-нибудь простолюдинкой. Она была дочерью царя. Поэтому ее обращение к мужу было выдержано в отточенном стиле хорошо воспитанных людей. Это было обращение в уважительном третьем лице, что в данных обстоятельствах лишний раз подчеркивало насмешливое презрение. «Как отличился сегодня царь Израилев, - произнесла она негромко, сдержанно и язвительно, - раскрывшись сегодня пред глазами рабынь рабов своих, как раскрывается какой-нибудь ничтожный человек».

Глагол «раскрыться» она выбрала не случайно. Этот глагол немедленно напоминает о праотце Ное. Спасшись от потопа, он на радостях выпил вина, «и опьянел, и лежал раскрывшись в шатре своем» (Быт. 9, 21). Вполне вероятно, Михаль имела в виду, что во время своих непристойных танцев перед ковчегом Давид тоже самым нескромным образом «раскрывал» свою наготу. Действительно, глагол «раскрыться» в самых различных формах то и дело появляется в Библии именно в связи с наготой, а также в связи с запретными сексуальными контактами. Так, эксгибиционизм на иврите именуется «раскрытием срама», а термин «кровосмешение» передается выражением «раскрытие наготы». На тот же смысл слова «раскрыться» намекает и наряд Давида: он танцевал в льняном эфоде, верхней одежде священнослужителей. Сразу же вспоминается указание, содержащееся в книге Исход (28, 42), где священникам, «сынам Аароновым», велено надевать под этот эфод «нижнее платье льняное […] от чресл до голеней» именно «для прикрытия телесной наготы».

Не исключено также, что дочь Саула особенно коробило, когда люди обнажались в моменты религиозного экстаза - ведь именно в такие минуты зачастую «раскрывался» сам Саул. Так случилось, кстати, и в тот день, когда она спасла от него Давида. Саул встретил тогда группу пророков во главе с Самуилом. «И на него сошел Дух Божий […] и снял и он одежды свои, и пророчествовал пред Самуилом, и весь тот день и всю ночь лежал не одетый» (1 Цар. 19, 23–24). В отношении ее отца о постыдном обнажении тела сказано прямым текстом, и возможно, что Михаль с ужасом увидела своего мужа в точно таком же состоянии.

Так или иначе, но Давид тоже не был простым рыночным скоморохом, и он ответил Михаль с тем же насмешливым остроумием, с которым она обратилась к нему. «Пред Господом, - сказал он, - Который предпочел меня отцу твоему и всему дому его, утвердив меня вождем народа Господня, Израиля, - пред Господом играть и плясать буду» (2 Цар. 6, 21).

Давид, как известно, был наделен музыкальным талантом, и я не сомневаюсь, что он сумел найти подходящую мелодию и произнести эту фразу так, что не только ее слова, но и интонация обжигали ненавистью и желанием причинить боль. Он, наверно, еще и подчеркнул слова «меня» и «отцу твоему», чтобы задеть побольнее.

Хотя Михаль тоже способна была выбрать обидные слова и попасть ими в цель, но Давид был куда грубее и безжалостнее. Он не преминул помянуть родителей своей жены и всю ее семью («отцу твоему и всему дому его»), как поступают и сегодня супруги во время яростной ссоры. А затем продемонстрировал не меньшую, чем у нее, способность приправить слова ядом и подать его в точной дозировке. «И я еще больше уничижусь, - продолжил он, - и сделаюсь еще ничтожнее в глазах моих, и пред служанками, о которых ты говоришь, я буду славен» (2 Цар. 6, 22). Иными словами - я готов и еще больше унизиться и умалиться, ибо общество упомянутых тобою наложниц мне предпочтительней, чем твое.

У этих двоих, у Михали и Давида, была явная склонность к театральности. У Михаль она проявилась здесь впервые. У Давида уже давно - в его речах перед битвой с Голиафом, и когда он притворялся безумцем у Анхуса, царя Гефского, и когда стоял перед Саулом в пустыне, после того как отрезал полу его плаща и тайком забрал его копье и фляжку. Не сговариваясь друг с другом, они сочинили, срежиссировали и разыграли сцену этой ссоры, и каждый из них исполнил свою роль великолепно.

Легко представить себе даже их позы: Михаль стоит, прямая и жесткая, Давид расслаблен, вихляет всем телом. Легко услышать и интонацию их речей. За все время этой ужасной ссоры они ни разу не повысили голоса. Они наверняка говорили негромко и спокойно, что еще более подчеркивало накал их слов, пропитанных ядом и ненавистью. Читатель может проверить сам. Сразу же становится очевидно, что громкое прочтение этого диалога намного уменьшает его силу. Эти слова звучат куда выразительней, когда произносятся змеиным шепотом, а не гремят, как львиный рык.

Мне самому, когда я читаю эти ужасные по смыслу и прекрасные по стилистике строки, совершенно очевидно, что они написаны очень талантливым автором. Возможно, тем же человеком, который придумал диалог между Фамарью и Иудой в 38–й главе книги Бытия. А может быть, тем, кто воссоздал разговор слуг и состарившегося Давида, когда обсуждался вопрос, не пригласить ли молодую женщину, чтобы она согрела его бессильное тело.

Ибо нужен большой талант, чтобы рассказывать не в третьем лице, а характеризуя героев их собственной речью, и не только содержанием этой речи, но и посредством ее интонации. Но что потрясает более всего, так это страшное добавление, как бы мельком брошенное в самом конце: «И у Михаль, дочери Сауловой, не было детей до дня смерти ее».

Михаль не была бесплодной. В другом месте Библия упоминает, что у нее было пятеро детей - те пять сыновей, которых Давид позже отдал на смерть по требованию жителей Гаваона. И хотя некоторые комментаторы считают, что то были дети ее сестры Меровы, и для этого тоже есть основания, но вполне возможно, что это были дети Михали от Фалтия, сына Лаиша, того мужчины, которому Саул отдал ее после побега Давида.

Есть комментаторы, которые говорят, что Михаль, дескать, была наказана небом. Бог запечатал ее чрево за дерзость, которую она проявила в день прибытия ковчега в Иерусалим. Я вижу это иначе. По - моему, добавление, которое завершает ссору Михали с Давидом, свидетельствует о полном разрыве отношений между супругами. Давид больше не приближался к Михали, и Михаль - первая и единственная в Библии женщина, любившая мужчину, - больше не спала с мужем, которого любила. Было ее воздержание навязанным или добровольным - Библия и этот вопрос оставляет без всякого ответа.

Из книги Пророки и цари автора Уайт Елена

Глава 59 «Дом Израилев» Церковь Божья на земле, проповедуя сегодня каждому племени, народу, языку и колену истину вечного Евангелия, исполняет древнее пророчество пророка Исаии: «Даст отпрыск и расцветет Израиль; и наполнится плодами вселенная» (Ис. 27:6). Последователи

Из книги Что на самом деле сказал апостол Павел автора Райт Том

Заключение: Бог Израилев и всего мира В этой главе, как и в четвертой, я пытался показать, что «открытие» Иисуса Христа и Духа побуждает Павла переосмыслить само слово «Бог». Но здесь мы прикасаемся еще к одной, поистине необъятной теме, которая, как я постараюсь далее

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

8. И вышли царь Содомский, царь Гоморрский, царь Адмы, царь Севоимский и царь Белы, которая есть Сигор; и вступили в сражение с ними в долине Сиддим, 9. с Кедорлаомером, царем Еламским, Фидалом, царем Гоимским, Амрафелом, царем Сеннаарским, Ариохом, царем Елласарским, - четыре

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

14. Так говорит Господь, Искупитель ваш, Святый Израилев: ради вас Я послал в Вавилон и сокрушил все запоры и Халдеев, величавшихся кораблями. 15. Я Господь, Святый ваш, Творец Израиля, Царь ваш. 14-18. Здесь излагается непосредственная, практическая цель речи - одобрение иудеев

Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр

15. Истинно Ты Бог сокровенный, Бог Израилев, Спаситель. Истинно, Ты Бог сокровенный, Бог Израилев, Спаситель. Правильнее всего это восклицание приписывать самому пророку Исаии. Усматривая в своем пророчественном видении, что языческие народы, входящие в состав монархии

Из книги Толковая Библия. Том 10 автора Лопухин Александр

41. Подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили: 42. других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него; (Мк. 15:31; Лк. 23:35). У всех синоптиков разные выражения; но дело

Из книги Андрей Десницкий Статьи о Библии автора

49. Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев. Все сомнения Нафанаила после этого исчезли, и он выразил свою твердую веру во Христа как в Сына Божия и Царя Израилева. Впрочем, некоторые экзегеты толкуют название "Сын Божий", употребленное Нафанаилом, в смысле

Из книги Теологический энциклопедический словарь автора Элвелл Уолтер

13. взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев! (См. объясн. к Мф. 21:1, 11).Пальмовые ветви. Ветвь по-гречески: ????? - слово, взятое из египетского языка. В Ветхом Завете о них упоминается, как о символе

Из книги Библия. Современный перевод (BTI, пер. Кулакова) автора Библия

37. Пилат сказал Ему: итак Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего. Пилат понял, что Христос не имеет никакого намерения выступить в качестве претендента

Из книги В поисках смысла [сборник] автора Десницкий Андрей Сергеевич

«УЧИТЕЛЬ ИЗРАИЛЕВ» Как известно из Евангелий, люди называли Иисуса Христа словом «Учитель», а Он называл Своих последователей «учениками». Что же означали эти столь привычные нам слова в древнеизраильском обществе? Кто, кого, чему и как там учил? Этому посвящена статья

Из книги Ветхий Завет с улыбкой автора Ушаков Игорь Алексеевич

Святой Израилев (Holy One of Israel). Это наименование Бога встречается двадцать шесть раз в Ис и только шесть раз - в остальных текстах ВЗ. Исайя уже в самом начале своих пророчеств (1:4) противопоставляет совершенство и чистоту Бога развращенности и греховности Израиля. Святой и

Из книги Бог и Его образ. Очерк библейского богословия автора Бартелеми Доминик

Царь южный и царь северный 2 Теперь я поведаю тебе о том, что воистину должно совершиться.Еще три царя явятся в Персии, затем - четвертый, который своим великим богатством превзойдет всех своих предшественников. И когда он благодаря своему богатству обретет еще и

Из книги автора

59. Учитель Израилев В Евангелиях Иисус из Назарета называется по-разному: например, Сын Человеческий, Сын Давидов, Сын Божий, Христос и даже Господь - все эти именования указывают на Него как на Мессию, праведного Царя и Спасителя. В Его поступках можно найти нечто от

Из книги автора

Саул - царь Израилев «Хотим царя, как все порядочные люди!» Пришли все старейшины Израиля к Самуилу в Раму, не стерпев того сраму, и сказали ему:- Ты уж совсем сбрендил, старый хрен, от дел отошел, а сыночки твои совсем оборзели, не ходят путями твоими. Дай нам царя, как у

Из книги автора

Иоас - семилетний царь Израилев Гофолия, мать Охозии, узнав, что сын ее убит, встала и истребила все царское племя. Но Иосавеф, дочь царя Иорама, сестра Охозии, взяла Иоаса, сына Охозии, и тайно увела его из среды умерщвляемых сыновей царских вместе с кормилицей в свою

Из книги автора

Иешуа – остаток Израилев Хочет того Израиль или нет, но его предназначение Служителя, которое не может принять все потомство Иакова по плоти, но которое открылось некоторым из членов этого потомства, совершилось в человеческой природе, предоставленной в распоряжение

Так случилось, что крохотный в масштабах планеты участок земли на Ближнем Востоке – Ханаан (или «Страна Пурпура»), лежащий между средиземноморским побережьем, излучиной реки Евфрат и рекой Иордан, сыграл беспрецедентную роль в судьбах всего человечества. Территорию эту, согласно библейским источникам, Бог отдал иудейскому народу, который ее завоевал и разделил между своими племенами. После ухода из жизни возглавлявшего завоевание Ханаана Иисуса Навина один лишь Господь руководил своим избранным народом через доблестных вождей и старейшин, которых евреи называли судьями. Среди наиболее выдающихся судей, вдохновленных Всевышним:

Пророчица Дебора – четвертая израильская судья,

Отважный воин Гедеон – пятый израильский судья,

Знаменитый герой Самсон, происходивший из колена Дана и славившийся чудесной силой, хранящейся в его длинных волосах;

Первосвященник Самуил – последний израильский судья.

Период судей длился приблизительно триста пятьдесят лет, царей у евреев в это время не существовало, наивысшей считалась власть духовная. Но наступил момент, когда народ посчитал, что лидеры военные куда полезнее для него, чем священники: слишком велико было давление со стороны филистимлян и других соседних государств, а необходимость выживать диктовала свои условия.

Надо отметить, что идея о царях Израиля судье Самуилу, к которому обратились евреи, очень не понравилась, ведь она нарушала сложившиеся традиции. Пророк задал вопрос Создателю и получил ответ, смысл которого сводился к повелению прислушаться к желанию народа, но подробно объяснить евреям права светского властелина и обязанности подданных. Однако народ в своем требовании упорствовал, и Господь указал Самуилу на того, кого следовало помазать на царство.

Начальный период эпохи царей

Ученые подразделяют время монархии на Святой Земле на 2 периода: время единого Израильского царства – начало монархической эпохи, продлившееся до смерти царя Соломона, и период 2-ух обособленных иудейских царств, существовавших бок о бок около 250 лет.

Царь Шауль

У современных исследователей нет обычных источников, которые помогают историкам и археологам восстанавливать действительные моменты правления монархов:

Текстов указов,

Летописных свидетельств окружающих стран.

Ничего из вышеперечисленного, относящегося к годам нахождения на троне царя Шауля (или в европейской транскрипции – Саула) не сохранилось. В результате, мы можем опираться лишь на библейские тексты, и первый царь Израиля до сих пор остается для нас лишь ветхозаветным персонажем, ведь реальность его, как лица исторического, пока не доказана.

Итак, первая из 4-ех Книг Царств рассказывает нам о замечательном воине и человеке выдающейся красоты — Сауле из племени Вениамина (самом малочисленном и младшим из всех колен Израилевых, но и самом среди них воинственном). Это его, Шауля избрал на царство Бог, его первосвященник Самуил помазал сначала тайно, а затем представил народу, который избрал помазанника уже по своему решению.

В первые годы царствования Саул проявлял себя послушным Господу и достойным правителем. Он снискал любовь евреев победами над врагами, он отличался простотой в обращении и отказывался от подобающих его сану почестей. Шауль положил начало Израильскому царству, как единой государственной структуре, объединяющей все иудейские племена. Этот угодный Всевышнему правитель создал регулярную армию евреев и принес народу внушительные военные победы.

Образцовая вера и повиновение Богу еврейского царя, которые проявлялись в первый период его царствования, сменились нарастающим напряжением между Саулом и пророком Самуилом. Первосвященник упрекал царя в отступлении от Божьих повелений и даже в оскорблении Господа, он предрек правителю недолговечность царствования и гибель потомства.

Знаменитый царь Давид

Юного пастуха Давида из племени Иуды также помазал на царство Самуил, и произошло это, как и в прошлый раз, тайно, и, как и в прошлый раз, нового претендента на престол указал пророку Господь. Фактическим правителем и вторым царем Израиля Давиду предстояло стать не сразу. Но зато это один из самых интересных и ярких персонажей Библии, почитаемый и исламом, и христианством, и иудаизмом – всеми тремя мировыми религиями. Вся пронизана памятью об этом царе-воине и герое, его деяния изучаются в школах, а «Щит Давида» в форме магической шестиконечной звезды, образованной 2-мя равносторонними треугольниками, издавна служивший эмблемой иудаизма, через века перенесся на современного Государства Израиль.

Второй израильский царь основал целую династию иудейских монархов, правящих почти до самого конца политического существования евреев. А начиналось все со службы молодого Давида в войске царя Саула. Прославился будущий царь после случая с Голиафом. Потомок великанов филистимлянин Голиаф отличался гигантским ростом и огромной физической силой. Юноша Давид и воин Голиаф должны были своим поединком решить исход всей битвы между филистимлянами и племенами иудеев. Голиаф, одетый в броню и вооруженный тяжелым копьем, даже оскорбился, увидев практически безоружного «мальчика» без доспехов. Единоборство доказало, что одна только сила — «погоды» не сделает. Давид поразил именитого воина пущенным из пращи камнем, а затем отрубил поверженному Голиафу голову его же мечом.

Популярность Давида в народе росла, вызывая все большую зависть у правящего царя. Саул неоднократно пытался убить соперника, вынудил Давида бежать, тот довольно долго скрывался от преследований правителя и жил в пещерах.

Войны с филистимлянами тем временем продолжались, в одном из сражений покончил с собой израненный царь Саул, бросившись на собственный меч. В Хевроне племя Иуды провозгласило Давида царем, другими коленами Израиля стал править Иевосфей – сын Саула. Если первый царь израильтян объединил еврейские племена лишь на период военных действий, то Давид мечтал навсегда прекратить их междоусобную вражду и создать одно еврейское государство. После гибели Иевосфея, убитого одним из его же военачальников, все Израилевы колена попросили Давида стать их вождем, теперь его официально помазали на царство. Поняв, что вместо Хеврона, принадлежавшего людям племени Иуды, необходима нейтральная столица государства, Давид выбрал населенный пункт Иевус и начал строить великий Град Давида, тот самый Иерусалим, который весь мир знает и сегодня.

Олицетворением единства всей нации стал Золотой Иерушалаим, в который перенесли Ковчег Завета. Но только третьему царю Израиля даровал Бог почетную миссию строительства Иерусалимского Храма. Так Всевышний наказал Давида за серьезный моральный проступок: совращение красавицы Вирсавии, супруги воина армии царя Урии Хеттеянина, и последующее сознательное убийство Урии. Господь наслал за этот грех множество бед на семью царя, но все же правил Давид в государстве 40 лет, а одному из сыновей Давида и Вирсавии, ставшей теперь царицей, суждено было унаследовать израильский трон.

Мудрейший царь Соломон

«Золотой век» пришел к народу Израильскому с вступлением на престол сына Давида – Соломона. На иврите имя царя звучит как «Шломо» и происходит от корня слов: «цельный», «совершенный», «мир». Этот легендарный правитель 40 лет возглавлял Израильское царство во времена его наивысшего процветания. Главное иудейское святилище – Иерусалимский Храм возвели в правление Соломона.

По Библии 700 жен и плюс еще 300 наложниц было у любвеобильного царя. Однако, на самом деле, причиной такого количества жен являлась политическая мудрость правителя, превращавшего супружеские узы в средство установления дружеских отношений с соседними государствами. Например, первой женой Соломона стала дочка египетского фараона, и 500-летняя вражда между египтянами и евреями мирно завершилась.

Строительство Храма и роскошного царского дворца превысило возможности государственной казны, к тому же большой грех совершил и этот царь: одна из его жен-чужестранок уговорила царственного супруга поклоняться языческим божествам своей веры и построить посвященный им жертвенник. Так что, хотя время правления Соломона характеризовалось спокойствием для народа, но грядущие лишения евреев вызвал именно поступок царя, разгневавший Создателя.

Едва последовала смерть Соломона, как единое государство потрясло восстание, и в 928 году до нынешней эпохи оно распалось на 2 отдельных царства: Иудею и Израиль. Дальнейшую историю ученые рассматривают уже с учетом существования не объединенного государства, а обособленных царств.

Монархия эпохи двух царств

Вот уж, правда, природа отдыхает на потомстве! Эту пословицу с успехом продемонстрировал своими деяниями четвертый царь Израиля – сын Соломона Ровоам. Заносчивый человек и неопытный правитель Ровоам любовью народа не пользовался. В ходе восстания на его стороне остались только часть колена Вениамина и племя Иуды. Получилось, что новый правитель целого государства оказался после раскола первым властителем царства Иудейского. Разъединение явилось, как утверждают библейские тексты, следствием грехов Соломона – отступление от для иудеев никогда хорошо не заканчивалось.

Все израильские цари, о которых мы рассказываем, считаются библейскими персонажами, никаких иных доказательств их жизни, кроме упоминаний в священных текстах Торы, у современных исследователей не имеется.

Израильское царство

Раскол единого государства неизбежно привел к его ослаблению, чем, конечно же, воспользовались соседние страны. Северное Израильское царство вскормило в своих пределах новый культ – поклонение золотому тельцу и, как следствие:

Идолопоклонство,

Суеверие,

Полное падение нравственности.

Политические перевороты и внутренние смуты – такова вся дальнейшая история царства. И правители данной страны гибли один за другим. Первым здешним царем десять израильских колен избрали Иеровоама, отказавшись после раскола объединенного еврейского государства хранить верность Дому Давидову и законному наследнику Ровоаму.

Не прошло и 2-ух веков, как на престоле воцарился последний царь Израиля – Осия, правивший 9 лет, вплоть до полного уничтожения царства. Сильное воинство Ассирии под предводительством царя Саргона в 722 году до нашей эпохи разгромило столицу Израиля Самарию, а местных жителей победители пересели в Мидию. Среди других восточных народов региона евреи Израильского царства затерялись, и десять из 12-ти колен Израилевых бесследно исчезли, остались лишь предания о пропавших потомках 10-ти иудейских племен. Считается, что перед самым приходом Мессии они вновь появятся на Земле Обетованной, и еврейский народ обретет утерянное единство.

Иудейское царство

До разрушения Храма Соломона — Первого Иерусалимского Храма — в 586 году до новых времен прошел 341 год. Жители Иудеи продолжали исповедовать истинную религию, закон Моисея по-прежнему был для них мерилом верности Богу, а Иерусалимский Храм предохранял от разлагающих нравственность внешних влияний. Наверное, поэтому Иудейское царство дольше, чем Израильское, оставалось независимым, хотя его также настигло бедствие: армия Вавилона завоевала государство, погубила храм, увела население на чужбину. Так началось Вавилонское пленение – отдельный период еврейской истории.

Но все-таки есть разница между вавилонским и ассирийским пленением: последнее тотально уничтожило 10 колен Израилевых, а первое не только не истребило евреев, но послужило стартовой точкой для подготовки мира языческого к христианству, то есть распространения монотеизма по всей планете.

В наши дни христианские почитаются наравне с иудейскими святынями, евреи заново выучили , а Государство Израиль, собравшее на Земле Обетованной в 20-ом веке рассеянный по странам мира народ, приняло , в котором поется о прежних страданиях и о надеждах евреев, только-только начавших воплощаться в жизнь.

Цари Израиля и Иудеи: от Ровоама до вавилонского пленения

Сразу после смерти Соломона государство раскололось на две части - Северное царство (Израиль) и Южное царство (Иудея). Иеровоаму, слуге Соломона (3 Цар. 11:26), ставшему царем Иеровоамом I в Израиле, досталось десять колен, а сыну Соломона Ровоаму - только одно, Иудино (3 Цар. 11:30–32). За уменьшением первоначальных двенадцати колен до одиннадцати скрывается запутанная историческая ситуация. Иудея к этому времени поглотила колено Симеона. Левий не учитывается, поскольку не имел никакой территории. С другой стороны, Иосиф довольно рано образовал на севере два колена - Ефрема и Манассии. Вениамин, по–видимому, разделился в соответствии со своими родственными привязанностями; часть его колена принадлежала Иудее, часть отошла к северу, хотя в 3 Цар. 12:21 он фактически причисляется к Иудее. Все это плохо согласуется с цифрами в 3 Цар. 11:31-32. Поэтому «двенадцать частей» Израиля в пророческом акте Ахии, возможно, указывают на некий идеал. Во всяком случае, раздел Израиля после смерти Соломона на две отнюдь не равные части быстро стал реальностью, и такое положение уже никогда не будет изменено.

Отчасти это произошло из–за внутренних разногласий в Израиле, о которых мы уже говорили, обсуждая эпоху судей, отчасти - по причине огромных перемен, вызванных превращением Израиля в могущественное централизованное царство. Вопрос Иеровоама к своим соотечественникам: «Какая нам часть в Давиде?» (3 Цар. 12:16) - основывался на старом представлении о децентрализованном Израиле и к тому же играл на враждебных чувствах северян к иудейскому правлению. Поскольку царь в Иерусалиме (тогда это был Ровоам) контролировал Храм - важнейший символ, связывавший израильтян с их прошлым, Иеровоаму пришлось устроить собственные места для поклонения Богу в Вефиле и Дане (3 Цар. 12:26–29). Эти места по–своему навевали воспоминания о прошлом Израиля, особенно Вефиль, который ассоциировался с патриархами (Быт. 28:17; 31:13).

Результатом Соломонова правления, которое к концу уже нельзя было назвать «мудрым», явилось то, что некогда могущественное царство превратилось в два сравнительно слабых и незначительных. Отныне Израиль и Иудея заняли свое место в ряду прочих мелких государств своего времени, вроде Сирии, и их история - это история переменных успехов и неудач в отношениях с этими государствами. Израиль и Сирия часто воевали (3 Цар. 20), как воевали и две части бывшего единого царства (3 Цар. 15:32), хотя при случае они могли выступать сообща (3 Цар. 22; 4 Цар. 3). Ровоам очень скоро почувствовал свою уязвимость, когда в его страну вторгся фараон Сусаким (Шешонк I; 3 Цар. 14:25–28). Имеются независимые исторические подтверждения этому событию в виде надписи с именем фараона, обнаруженной в Мегиддо, и рельефа в Храме Амона в Фивах, на котором перечислены палестинские города.

Северному царству какое–то время еще удавалось сохранять контроль над некоторыми из своих соседей, например, Моавом. Царь Амврий, отец более известного Ахава, основал единственную династию, которую знало Северное царство, и сделал Самарию его столицей. Относительное могущество этого царства в начале IX века до н. э. засвидетельствовано на знаменитом Моавитском камне, в надписи, оставленной Месой, царем моавитян, где он вспоминает покорение своей страны Амврием. Однако далее Меса прославляет свой бунт против Иорама, сына Ахава, который произошел в том же столетии чуть позднее, о чем рассказано в 4 Цар. 3:4-5. Последовавшая за этим война Иорама против Моава (4 Цар. 3), в которой ему помогал Иосафат, царь Иудеи, была успешной лишь в какой–то мере и омрачилась моральным поражением. Таким образом, девятое столетие было столетием капризов судьбы.

Следующее столетие начинается долгим периодом мира и процветания для обоих царств, возглавляемых Иеровоамом II на севере (793–753 гг. до н. э.) и Озией (Азарией) на юге (791–740 гг. до н. э.). Ввиду относительной слабости Сирии, а также во исполнение пророчества Ионы (4 Цар. 14:25), Иеровоаму удалось отвоевать утраченную прежде территорию.

Но это был период затишья перед бурей, ибо во второй половине столетия ассирийский царь Феглаффелласар III (Тиглатпаласар) начал завоевания в этом регионе, завершившиеся новым подъемом Ассирийской империи. В 722 г. Самария была взята Салманасаром V, Северное царство перестало существовать, а его народ был расселен по всем концам империи, чтобы никогда не вернуться назад (4 Цар. 17:3–6; 24–28). В 701 г. до н. э. царь Сеннахирим (Синахериб) разорил большую часть Иудеи (4 Цар. 18:13). Раскопки в Лахисе, наряду с рельефами, найденными во дворце Сеннахирима в Ниневии, свидетельствуют об осаде и взятии этого важного аванпоста на южной границе Иудеи. Благодаря божественному вмешательству, против Сеннахирима устоял только Иерусалим (4 Цар. 19:35-37). Другая версия этой истории имеется в анналах Сеннахирима, где он похваляется тем, что «запер Езекию, как птицу в клетке». Как ни странно, это подтверждает библейский рассказ, ибо как нельзя лучше передает тот факт, что Сеннахирим сумел только осадить город, но не взять его. Тем не менее впредь Иудея будет не более чем вассальным государством. Когда Ассирия пала под натиском Вавилона - новой грозной силы, объявившейся в регионе, - это было зловещим предзнаменованием для иудеев, пленение которых последовало в 597 и 586 годах.

Эпоха царств изображается в книгах Царств и Паралипоменон как эпоха великих ошибок. В отделении Иеровоама от Иерусалима усматривают прежде всего шаг к идолопоклонству, отказ от завета с Яхве и источник непрерывных прегрешений царей Севера (3 Цар. 12:28-33; ср. 16:26). Книги Паралипоменон просто пренебрегают историей Северного царства, указывая тем самым на незаконность его существования как отдельного царства.

Из книги Как возникла Библия [с иллюстрациями] автора Автор неизвестен

Из книги Как появилась Библия автора Эдель Конрад

* Время Вавилонского пленения 586-536 г. до Р. X. Во время своего пребывания в Вавилонском плену, пророк Даниил, несомненно, располагал книгами Моисея и другими Писаниями. В одном месте он упоминает лежавшую перед ним книгу Иеремии (Даниил 9:2). Пример, показывающий, что пророки

Из книги Как возникла Библия автора Религиоведение Автор неизвестен -

Дальнейшая история Израиля до вавилонского плена Книга ИИСУСА НАВИНА описывает вхождение Израиля в обетованную чудесную Ханаанскую страну под предводительством преемника Моисея Иисуса Навина. После смерти Моисея Бог вдохновил этого нового вождя народа, и Иисус Навин

Из книги Происхождение христианства автора Каутский Карл

Глава 2. Иудейство после вавилонского пленения 1. Вавилонское пленениеКазалось, что после разрушения Иерусалима Иудею постигнет такая же судьба, как и десять колен Израиля после разрушения Самарии, но та самая причина, которая вычеркнула Израиль из страниц истории,

Из книги Новый Библейский Комментарий Часть 1 (Ветхий Завет) автора Карсон Дональд

Цари Израиля и Иудеи: Саул, Давид и Соломон Следующей эпохой в истории Израиля после судей была эпоха царей. Это было время самых блестящих достижений Израиля и его самых тяжелых унижений. Этот период продолжался примерно с 1050 г. до н.э., когда воцарился Саул, до 586 г., когда

Из книги Библейская археология автора Райт Джордж Эрнест

Цари Израиля и Иудеи: религия Рассказ о религии этого периода сосредоточен на богопочитании и идолопоклонстве. Строительство Храма Соломоном не гарантировало правильности богопочитания, и совершенно ясно, что под давлением окружающего мира израильтяне - как северные,

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

10:1 - 36:23 Цари Израиля Едва успели похоронить Соломона, как его славное царство распалось. Царство разделилось вдоль старой племенной линии разлома: линия, ведущая с востока на запад, лежащая выше Иерусалима, оставляет на юге Иуду и Вениамина вместе с Симеоном (давно уже

Из книги Священное писание. Современный перевод (CARS) автора Библия

7. Последние цари Иудеи После разрушения Самарии в 721 г. до Р.Х. Иудея сохраняла некоторую независимость ещё в течение примерно 125 лет. Отдельные находки, сделанные при раскопках Самарии, свидетельствуют о повторном заселении города; часть керамики, которая считается

Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия

7. Так говорит Господь, Искупитель Израиля, Святый Его, презираемому всеми, поносимому народом, рабу властелинов: цари увидят, и встанут; князья поклонятся ради Господа, Который верен, ради Святаго Израилева, Который избрал Тебя. (В Славянском переводе 70-и вместо "Так

Из книги Сорок библейских портретов автора Десницкий Андрей Сергеевич

Цари Иудеи после Давуда 10 Сын Сулеймана Реховоам;его сын Авия;его сын Аса;его сын Иосафат;11 его сын Иорам;его сын Ахазия;его сын Иоаш;12 его сын Амасия;его сын Уззия c;его сын Иотам;13 его сын Ахаз;его сын Езекия;его сын Манасса;14 его сын Амон;его сын Иосия.15 Сыновья

Из книги автора

Жители Иерусалима после Вавилонского пленения (Неем. 11:3-19)Народ Иудеи был уведён в плен в Вавилон за свою неверность. 2 Первыми, кто вернулся к своим владениям в своих городах, были простые исраильтяне, священнослужители, левиты и служители при храме.3 Вот те из родов Иуды,

Из книги автора

Жители Иерусалима после вавилонского пленения (Неем. 11:3-19)Народ Иуды был уведен в плен в Вавилон за свою неверность. 2 Первыми, кто вернулся к своим владениям в своих городах, были простые израильтяне, священники, левиты и храмовые служки.3 Вот те из родов Иуды, Вениамина,

Из книги автора

Семья Ровоама 18 Ровоам женился на своей двоюродной сестре Махалафе, которая была дочерью Давидова сына Иеримота и Авихаиль, дочери Иессеева сына Елиава. 19 Она родила ему сыновей: Иеуша, Шемарию и Загама. 20 Затем он женился на своей двоюродной сестре Маахе, внучке

Из книги автора

Конец правления Ровоама (3 Цар. 14:21–24, 29–31)13 Царь Ровоам утвердился в Иерусалиме и царствовал. Когда он стал царем, ему был сорок один год, и он правил семнадцать лет в Иерусалиме, городе, который Господь избрал среди всех родов Израиля, чтобы там пребывало Его Имя. Его мать

Из книги автора

Возрождение Иудеи и Израиля 1 Просите у Господа дождь весной;это Господь творит грозовые тучи.Он дает вам обильный дождь,каждому - злаки на поле.2 Истуканы a вещают бред,и гадатели видят пустые видения;сновидцы рассказывают лживые сныи утешают впустую.Потому-то народ и

Из книги автора

35. Ироды, цари Иудеи Вместо Хасмонеев В 24-й главе, где речь шла о восстании Маккавеев, говорилось и о династии Хасмонеев, которая пришла к власти в результате этого восстания и стала править Иудеей. Было там упомянуто и завоевание Идумеи (Эдома) с насильственным обращением

Основная статья: Правители Древнего Израиля и Иудеи На этой странице приведен список царей, которые, согласно Библии, правили в Иудейском царстве в 922 586 гг. до н. э. Царствующая династия была одна потомков царя Давида. В… … Википедия

Царь (от цьсарь, цѣсарь, лат. caesar, греч. kαῖσαρ) один из славянских титулов монарха, обычно ассоциирующийся с высшим достоинством императора. В иносказательной речи для обозначения первенства, доминирования: «лев царь зверей». Содержание 1… … Википедия

ЦАРИ ИУДЕИ И ИЗРАИЛЯ (ЕФРЕМА) - И з р а и л ь И у д е я Иеровоам I 931–910 Ровоам 931–913 Надав 910–909 Авия 913–911 Вааса 909–886 Аса 911–870 Ила 886–885 Иосафат 870–848 Амврий 885–874 Иорам 848–841 Ахав 874–853 Охозия 841 Охозия 853–852 Гофолия 841–835 Иорам … … Библиологический словарь

В Википедии есть статьи о других людях с именем Осия (значения). Портрет из сборника биографий Promptuarii Iconum Insigniorum (1553 год) Осия (ивр … Википедия

Давид דָּוִד Педро Берругете, Давид, XV в … Википедия

Охозия ивр. אֲחַזְיָהוּ הַמֶלֶך ‎ … Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с именем Захария. Портрет из сборника биографий Promptuarii Iconum Insigniorum (1553 год) Захария (ивр … Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с именем Иоас. Портрет из сборника биографий Promptuarii Iconum Insigniorum (1553 год) Иоас (ивр … Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с именем Иорам. Портрет из сборника биографий Promptuarii Iconum Insigniorum (1553 год) Иорам (… Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с именем Иоахаз. Портрет из сборника биографий Promptuarii Iconum Insigniorum (1553 год) Иоахаз (ивр. יְהו … Википедия

Книги

  • Цари и Пророки. Новейшие переводы Ветхого Завета. Комплект в 2-х книгах: Вожди и Цари Израиля. Пророки Израиля (количество томов: 2) , Десницкий Андрей Сергеевич. В комплект вошли две книги: "Вожди и цари Израиля" В книгах Ветхого Завета, представленных в настоящем издании, рассказывается история древних израильтян: от родового общества к монархии и…
  • Вожди и Цари Израиля , Андрей Десницкий. В этой книге собраны переводы большей части исторических книг Ветхого Завета, выполненные известным российским библеистом Андреем Десницким. В этих книгах рассказана история древних…