Современная философия (позитивизм, неопозитивизм, экзистенциализм, фрейдизм, прагматизм). Философские основы педагогики

27.05.2021 Деньги

Мы уже знаем, что методологической основой педагогики является философия. Сегодня одновременно сосуществуют различные философские направления, которые выступают в роли методологии педагогики: экзистенциализм, неотомизм, неоп позитивизм, прагматизм, неопрагматизм, бихевиоризм, диалектический материализм и др.і.

Философия - это наука об общих законах развития природы, общества и мышления, общая методология научного познания

. Экзистенциализм (от лат existencia - существование). Основное понятие экзистенциализма - существование - индивидуальное бытие человека, углубленной в свое"я"Внешний мир является таким, каким его воспринимает внутреннее"я"каждого объема объективные знания и объективные истины отсутствуют. Экзистенциализм признает личность высшей ценностью мира. Основные положения: каждая личность неповторима, уникальна, особая. Каждый человек является носителем своей нравственности; общество пытается унифицировать личность и этим наносит огромный вред ее моральной самостоятельности. Теория воспитания не знает объективных закономерностей, их нет; у каждого человека с вое субъективное видение мира, и она сама творит свой мир таким, каким хотим его видетьтаким, яким хоче його бачити.

Центром воспитательного воздействия представители современной екзис-тенциалистичнои педагогики. ДжКнеллер,. ГГоулд,. ЕБрейзах (США),. УБаррей (Великобритания),. ММарсель (Франция),. ОФ. Больнов (ФРГ),. ТМорита (Япония) и и др. считают подсознание: настроения, чувства, импульсы, интуицию человека. Сознание, интеллект, логика, на их взгляд, имеют второстепенное значение. Нужно подводить личность к самовыражению, естественной индивидуальности, чувство свободы. Учитель должен предоставить право каждому. Идти своим путем, меньше давать установок, больше проявлять дружеское участие тощ участь тощо.

Отрицая объективные знания, экзистенциалисты выступают против в школах. Поскольку смысл вещей и явлений определяет сам ученик, учитель должен предоставить ему полную свободу их за асвоення. При этом главную роль играет не разум, а чувства, мечта, вера. Экзистенциализм является философской основы индивидуализации обученияння.

. Неотомизм - религиозное философское учение, получившее свое название от имени католического богослова. Фомы (Томы). Аквинского (1225-1274). Выдающиеся представители современного неотомизма -. ЖМаритен (Франция),. УКаннингам,. УМакгакен (США),. МКазотти,. МСтефанини (Италия) и и та ін.

Основные положения педагогики неотомизма определяются"двойной природой"человека; человек есть единство материи и духа, поэтому она одновременно и индивид, и личность; как индивид, человек - материальная, телес сна существо, подчиняется всем законам природы и общества; как личность, она обладает бессмертной душой, поднимается над всем земным и подчиняется только. Богу; наука бессильна определить цели вых ованный, это может сделать только религия, знает настоящую ответ о сущности человека, его жизни; главное - душа, поэтому воспитание должно строиться на приоритете духовного началого начала.

Неотомизм признает греховную слабость человека и выдвигает задачу помочь ей и стать нравственно лучше. Главным предметом внимания является развитие совести человека, предостерегает ее от зла, указывает на моральное бы сторону совершенного проступка, трактует последний как грех. Неотомисты выступают за воспитание общечеловеческих добродетелей: доброты, гуманизма, честности, любви к ближнему, способности к самопожертвованию и др. а также покорности, терпения, непротивления. Богу, который испытывает всех по-разному: одних - богатством, других - бедностью, и против этого невозможно боротьсяися.

Неотомисты доказывают основная роль религии в воспитании молодежи. Они резко критикуют падение моральных устоев, указывают на рост преступности, жестокости, наркомании, приводящие к деструкции сплошь ьства. Система обучения и воспитания, по их мнению, должна быть лишена излишней рациональности и направлена??на развитие"досвидомого"попытки приблизиться к. Богтися до. Бога.

Неотомистська стратегия сегодня доминирует в воспитании в. Австрии,. Голландии,. Бельгии,. Швеции,. Испании и других странах

. Неопозитивизм - философско-педагогический направление, пытается осмыслить комплекс явлений, порожденных научно-технической революцией. Современный педагогический неопозитивизм называют"новым гуманизмом"выдающимися йог го представителями являются. П. Херс,. ДжВильсон, PC. Питере,. ЛКольберг да и. Л.Кольберг та ін.

Основные положения педагогики неопозитивизма: воспитание должно быть очищено от мировоззренческих идей, ибо социальная жизнь в условиях научно-технического прогресса требует"рационального мышления", а не идеолого логии. Полная гуманизация системы воспитания, поскольку именно она является главным средством утверждения справедливости как высшего принципа отношений между людьми во всех сферах общественной жизни. Необходимо прекратить манипул яцию поведением личности, создать условия для ее свободного самовыражения. Это поможет человеку осуществить осмысленный выбор в конкретной ситуации и тем самым предупредить опасность формирования унифицированных ф. Орм поведения. Основное внимание необходимо уделить развитию интеллекта, формированию человека, который мыслит. Рациональнымть раціонально.

Влияние рациональности идей педагогики неопозитивизма ощутимо в перестройке воспитательных систем многих стран, в том числе и нашей

. Прагматизм (от гр"прагма"- дело, дело) - философское направление, возникшее на рубеже XIX-XX вв. Быстрые темпы развития науки, техники, промышленности подорвали основы абсолютного идеализма, который уже не мог прот тистояты материализмматеріалізму.

Основатели прагматической философии. М. Пирс (1839-1914) и. Удже (1842-1910) заявили о создании новой философии, стоящей вне идеализмом и материализмом. Идеи ранних прагматистов развил американский кий философ и педагог. Дж.. Дьюи (1859-1952). Он свел их в систему, которую назвал инструментализмом. Основные положения этой системы: школа не должна быть оторванной от жизни, обучение - от воспитания; уч. Ання и воспитание должны осуществляться не в теоретико-абстрактных формах, а путем выполнения конкретных практических дел; в учебно-воспитательном процессе необходимо опираться на активность учащихся, всесторонне в ее развивать и стимулировать. В основе учебно-воспитательного процесса должны лежать интересы как мотивы учения ребенка и др.та інше.

Главные понятия в прагматизме"опыт","дело"Познание действительности они отождествляют с индивидуальным опытом человека, игнорируют объективное научное знание. Каждое знания, утверждают они, является настоящим если оно получено в процессе практической деятельности человека и является полезным для неи і є корисним для неї.

Опираясь на базовое понятие прагматизма"опыт",. Дж. Дьюи объявил индивидуальный опыт ребенка основой учебного процесса

В 60-е годы прикладная направленность учебно-воспитательного процесса в соответствии с идеями. Дж. Дьюи привела к снижению качества обучения и воспитания. В условиях научно-технической революции возникла потребность в людя семьях с более жесткими и благоустроенными знаниями и принципами поведения. Это обусловило пересмотр и модернизацию классического прагматизма, который появился в 70-х годах под флагом неопрагматизму. Методологические у обстановки. Дж. Дьюи были дополнены новыми принципами, согласованные с новыми тенденциями понимания воспитания как процесса социализации личноститості.

Главная суть неопрагматичнои концепции воспитания - самоутверждение личности ее сторонники (АМаслоу,. АКомбс,. ЕКелли,. КРоджерс и др.) усиливают личностную направленность воспитания"Источники роста и г гуманности личности, - пишет. АМаслоу, - находятся только в самой личности, они отнюдь не созданы обществом. Последнее может только помочь или помешать росту гуманности человека подобно т ого как садовник может помочь или помешать росту куста роз, но он не может спрогнозировать, чтобы вместо куста роз вырос дуб"Люди, окружающие личность, с их мнением, общественными нормами и принципами не могут быть засадовимы для выбора, потому что их функция заключается в контроле, критике поведения человека. Они могут лишь мешать ее самовыражению, роста. Образование, по их мнению, сводится к п роцесу"самовыражения"инстинктов и склонностей, заложенных в ребенке самой природокладених у дитині самою природою.

Несмотря на критику многих положений, неопрагматизм остается ведущим направлением американской педагогики и все больше распространяется в других странах запада

. Бихевиоризм (от англ behavior - поведение) - психолого-педагогическая концепция технократического воспитания, которое базируется на новейших достижениях науки о человеке, использовании современных методов исследования ее интересам есив, потребностей, способностей, детерминирующих поведениеу.

Бели источников классического бихевиоризма находился известный американский философ и психолог. ДжУотсон. Он обогатил науку положением о зависимости поведения (реакции) от раздражителя (стимула), подал этот свя"связь в виде формулыи S R. Необихевиористы. БФ. Скиннер,. КХалл,. Е. Толмен,. С пресс и др. дополнили это положение, в результате чего формула приобрела вид"стимул - реакция - подкрепление"

Главная идея необихевиоризма относительно воспитания заключается в том, что человеческое поведение является управляемым процессом. Она обусловлена??применяемыми стимулами и требует положительного подкрепления. Для того, чтобы вызы икаты определенное поведение, нужно подобрать действенные стимулы и правильно их применить. При этом не имеют значения желания, мотивы, характер, способности человека; значение имеют только действия - ответные реакции н а примененные стимулы. Скорость достижения нужного поведения регулируется факторами положительного или отрицательного подкрепления, обеспечивается повторением ди дій.

Критерий нравственности связан с системой подкрепления, с одобрением или неодобрением поступков человека. Моральные качества (храбрость или трусость, преступность или благотворительность) также полностью определяют ься обстоятельствами, стимулами подкрепление. Соответственно и нравственное усовершенствование, по их мнению, заключается в умении наилучшим образом приспособиться к окружающей средща.

В современном обществе, считают сторонники необихе-виоризму, процесс воспитания должен быть направлен на то, чтобы в стенах учебных заведений создавалась атмосфера напряженной умственной деятельности которая могла управляться с помощью рациональных алгоритмов с широким использованием электронно-вычислительной техники. Необходимо всячески стимулировать индивидуальную деятельность, соперничество в борьбе с а высокие результаты, воспитывать качества"индустриальной"человека - деловитость, организованность, дисциплинированность, упорствоаповзятість.

. Диалектический материализм - философское учение о наиболее общие законы движения и развития природы, общества и мышления. Он зародился в 40-х годах XIX века, широкое распространение получил в XX веке, особенно в социал изма известными его представителями были. КМаркса и. ФЕнгельс, которые распространили материализм на понимание истории общества, обосновали роль общественной практики в познании, органично соединили материале изм и диалектиктику.

Основные положения диалектического материализма: материя первична"а сознание вторично; сознание возникает в результате развития материи (мозга человека) и является его продуктом (принцип материалистического монизм м (гр monos - один) явления объективного мира и сознания причинно обусловлены, поскольку взаимосвязаны и взаимозависимы (принцип детерминизма) все предметы и явления находятся в состоянии движения, развиваются ются и изменяются (принцип развитиявитку).

Важное место в философии диалектического материализма занимают законы диалектики: переход количественных изменений в качественные, единство и борьба противоположностей, отрицание возражений

Диалектико-материалистическая педагогика исходит из того, что личность с объектом и субъектом общественных отношений ее развитие детерминировано внешними обстоятельствами и природной организацией человека провел идну роль в развитии личности играет воспитание. Воспитание является сложным социальным процессом, имеющий исторический и классовый характер. Личность и деятельность человека находятся в единстве: личность п роявляеться и формируется в деятельностиості.

Философский уровень методологии педагогики является сегодня одной из самых актуальных ее проблем

Философия - это любовь к мудрости. Мудрость помогает найти путь к истине

В настоящее время сосуществуют различные философские учения (направления), выступающие в качестве методологии различных человековедческих наук, в том числе и педагогики: экзистенциализм, неотомизм, позитивизм, неопозитивизм, прагматизм, диалектический материализм и др.

Экзистенциализм. Его основные представители – Н.А. Бердяев, Л.И. Шестов (Россия), М. Хайдеггер, К. Ясперс (Германия), Ж. Сартр, А. Камю (Франция), Э. Брейзах, П. Тиллих (США) и др. Основное понятие экзистенциализма (от лат. exi-tentia) – существование, т. е. индивидуальное бытие человека, погруженного в свое «Я». Для экзистенциалистов объективный мир существует лишь благодаря бытию субъекта. Они отрицают существование объективного знания и объективных истин. Внешний мир таков, каким его воспринимает внутреннее «Я» каждого.

Экзистенциалисты отмечают деформации личности в современном мире, ее отчуждение, утерю своеобразия и т. п. Выход из этого положения они видят в том, что индивид должен творить себя сам. Поэтому и цель школы состоит в том, чтобы научить школьников творить себя как личность, учить их так, чтобы они создавали себя.

Отрицая объективные знания, экзистенциалисты выступают против программ и учебников в школах. Поскольку ценность знаний определяется тем, насколько они важны для конкретной личности, учитель должен предоставить ученику полную свободу в их усвоении. Ученик сам определяет смысл вещей и явлений. При этом ведущую роль играет не разум, а чувства, мечта, вера. Экзистенциализм выступает в качестве философского основания индивидуализации обучения.

Неотомизм – учение, идущее от средневекового философа и теолога Фомы Аквинского (1226–1274), который признавал разум как средство, необходимое для доказательства религиозных догм. Неотомисты, развивая идеи Фомы Аквин-ского в современных условиях, учитывают тот факт, что научные знания прочно вошли в жизнь людей, но мир для них разделен на два мира: материальный и духовный. Материальный мир – мир низшего ранга, он мертв, не имеет цели и сущности, его изучением занимается наука. Собирая эмпирические данные, наука в то же время не способна раскрыть сущность мира, поскольку она определена Богом. Поэтому высшая истина постигается только «сверхразумом», посредством приближения к Богу и постижения данного им откровения.

Неотомисты в воспитании подрастающих поколений отводят ведущую роль религии. В их работах (Ж. Маритен, У. Канингхэм, М. Адлер, М. Казотти и др.) содержится резкая критика падения нравственных устоев в современном мире. Они указывают на рост преступности, жестокости, наркомании, которые ведут к деструкции общества. Человек, утверждает Ж. Маритен, двойствен, в нем встречаются два мира – физический и духовный. Последний более богат, более благороден и имеет более высокую ценность. Это мир Бога, сотворенный для вечной жизни.

Приверженцы неотомизма обвиняют школу в излишней рациональности и забвении «досознательного», в котором якобы находятся источники любви, счастья, свободы и смысла жизни. Поэтому вся система обучения и воспитания, по их мнению, должна быть направлена на развитие «досозна-тельного» стремления приблизиться к Богу.

Открытия, сделанные в области химии и биологии на стыке XIX–XX вв., обусловили появление в философии нового направления – позитивизма. Для его представителей, зачастую крупных ученых-естественников, пытавшихся философски осмыслить научные достижения, характерна абсолютизация естественных наук и применяемых ими методов. Верным и испытанным является только то, что получено с помощью количественных методов. Позитивисты объявляли псевдонаучными проблемы, связанные с классовой борьбой, развитием общества, социальными противоречиями. Они признавали науками лишь математику и естествознание, а обществознание относили к области мифологии.

Неопозитивизм, оставаясь в своей сути позитивизмом, вобрал в себя некоторые современные понятия и термины и занял видное место в современной философии. Слабость педагогики неопозитивисты усматривают в том, что в ней доминируют бесполезные идеи и абстракции, а не реальные факты. Яркий представитель неопозитивизма – Дж. Конант, крупный ученый-атомщик и политический деятель США. Его книги «Американская средняя школа сегодня», «Подготовка американских учителей» и другие оказали большое влияние на педагогическую мысль США.

Крупные ученые – физики, химики, математики, разделяющие позиции неопозитивизма, оказали большое влияние на перестройку содержания естественно-математического образования в 1960-1970-е гг. Они отдают приоритет методам познания, а не его содержанию: главное не знания, а методы их приобретения.

Прагматизм как философское течение возник на рубеже XIX–XX вв. Быстрые темпы развития науки, техники, промышленности подорвали основы абсолютного идеализма, который уже не мог противостоять материализму. Основатели прагматизма заявили о создании новой философии, стоящей вне идеализма и материализма. Главные понятия в прагматизме (от греч. pragma – дело, действие) – опыт, дело. Познание действительности прагматики сводят к индивидуальному опыту человека. Для них нет объективного научного знания. Всякое знание истинно, если оно получено в процессе практической деятельности человека, полезно для него.

Наиболее яркий представитель прагматизма – американский философ, социолог, психолог Д. Дьюи (1859–1952). Он считается основателем прагматической педагогики, которая оказывала и продолжает оказывать сильное влияние на школьное образование многих стран, и в первую очередь США. Критикуя старую схоластическую школу, Д. Дьюи выдвинул ряд важнейших принципов обучения и воспитания: развитие активности детей; возбуждение интереса как мотива учения ребенка и др.

Опираясь на базовое понятие прагматизма – опыт, Д. Дьюи объявил индивидуальный опыт ребенка основой учебного процесса. Цель образования, по его мнению, сводится к процессу «самовыявления» данных ребенку от рождения инстинктов и склонностей. С позиции индивидуального опыта Д. Дьюи и его последователи (Т. Брамельд, А. Маслоу, Э. Кэлли и др.) рассматривают вопросы нравственного воспитания. Они утверждают, что человек не должен руководствоваться в своем поведении какими-нибудь заранее сформулированными принципами и правилами, он ведет себя так, как диктуют ему данная ситуация и поставленная им цель. Нравственно все, что помогает достижению личного успеха.

Диалектический материализм как философское учение о наиболее общих законах движения и развития природы, общества и мышления зародился в 40-е гг. XIX в. Широкое распространение он получил в XX в., особенно в странах социализма. Наиболее крупные его представители – К. Маркс и Ф. Энгельс – распространили материализм на понимание истории общества, обосновали роль общественной практики в познании, органично соединили материализм и диалектику.

Основные положения диалектического материализма сводятся к следующему: материя первична, а сознание вторично; оно возникает в результате развития материи (мозга человека) и является его продуктом (принцип материалистического монизма).

В философии диалектического материализма важное место занимают законы диалектики: переход количественных изменений в качественные, единство и борьба противоположностей, отрицание отрицания.

Диалектико-материалистическая педагогика исходит из того, что личность есть объект и субъект общественных отношений. Ее развитие детерминировано внешними обстоятельствами и природной организацией человека. Ведущую роль в развитии личности играет воспитание, которое представляет собой сложный социальный процесс, имеющий исторический и классовый характер. Личность и деятельность человека находятся в единстве: личность проявляется и формируется в деятельности.

ТЕМА: Современные зарубежные концепции воспитания План: 1. НЕОТОМИЗМ 2. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ 3. ПРАГМАТИЗМ 4. БИХЕВИОРИЗМ 5. ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ Литература: 1. Джуринский А.Н. Реформы зарубежной школы. Надежды и действительность.- М., Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. - М., Шварцман К.А. Философия и воспитание.- М., Педагогический энциклопедический словарь.-М., 2003.


НЕОТОМИЗМ (neos – новый, Tomas – Фома) Антропология и этика учения неотомизма - человек – звено в иерархии форм бытия сотворенной Богом; - человек сопричастен чистому Божественному бытию (Единство, Истина, Красота и Благо); - человек состоит из души и тела (душа – основа личности, индивидуальность – телесное начало);


Цель и смысл существования личности - созерцание Божественного блага; -Личность направляется естественным законом, призывающим творить добро и избегать зла; -Личность обретает совокупность добродетелей; -Образование как возрождение религиозно-нравственных ценностей в контексте современной культуры; -Гармоническое сочетание в школьном образовании научных знаний и религиозных представлений.




Представители: Н.А.Бердяев, А.Камю, Ж.П. Сартр, М.Хайдеггер, К.Ясперс и др.; Экзистенция – человеческое существование; Основные проявления Э. – забота, страх, решимость, совесть; Постигая себя как Э., человек обретает свободу, которая есть выбор самого себя, своей сущности (ответственности); Развитие личности – внутренний процесс, цель не выходит за рамки индивидуального опыта.


ПРАГМАТИЗМ (pragma – дело, действие) Прогрессивизм, инструментализм, экспериментализм; Реформирование школы, на основе сближения школы с жизнью (полезные знания…); Использование в процессе обучения естественной детской активности, интересов и потребностей ребенка; Деятельностная сущность человеческой личности;


Воспитание через учет движущих им интересов и потребностей (Д.Дьюи); Воспитание поощряет спонтанное развитие личности, школа – «общество в миниатюре» облегчает социализацию детей; Сущность воспитания – в постоянном преобразовании, «реконструкции» расширяющегося личного опыта ребенка; Цель воспитания – способствовать «самореализации» личности в русле удовлетворения ее прагматических интересов;




БИХЕВИОРИЗМ (bihavior – поведение) Жизнь человека как совокупность актов поведения; Научение как приобретение организмом нового опыта, связь: «стимул-реакция»-единица поведения; Знание природы стимула позволяет предвидеть соответствующие реакции и наоборот…; Через стимулы можно добиться желаемого поведения; Прикладное значение – технология программированного обучения


ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ Бытие и сознание, материя – первична, сознание – вторично, мир-познаваем и развивается по законам диалектики; К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин (Ульянов); Личность – биосоциальное существо, ведущий фактор - собственная активность (деятельность); Цель воспитания – ВРГЛ (умственное, нравственное, физическое, эстетическое, трудовое и т.д.);

Основными течениями новейшей философии являются прагматизм, неопозитивизм, экзистенциализм.

Прагматизм . Он возник в конце XIX в. как реакция на фи­лософию англо-американского неогегельянства. Его создателем и теоретиком является выдающийся логик и философ Чарльз Пирс (1839-1914), а самыми известными систематизаторами его идей - У. Джеймс (1842-1914) и Дж. Дьюи (1859-1952).

Термин «прагматизм» был введен Пирсом и означает «фи­лософию действия». Исследуя соотношение знания, веры и дей­ствия, философы этого течения полагали, что уровень познания и теоретической разработки проблем, которые выдвигает жизнь, не является вполне достаточным. Поэтому человек постоянно нахо­дится в «проблемной ситуации» поиска эффективных решений. Прагматики ввели понятие прагматической веры как подлинного основания действия и несколько методов. Это «метод упорства» в достижении цели, «метод авторитета», требующий согласовать личные цели с «общим мнением», «априорный метод», по кото­рому необходимо действовать согласно установкам общей разум­ности интеллекта, и «научный метод», утверждающий возмож­ность объективного познания. Цель познания Пирс сформулиро­вал в «Прагматической максиме»: «Мы, постигаем предмет нашей мысли, рассматривая те его свойства, которые предположительно могли бы иметь практическое значение; наше представление об этих свойствах, и образует в целом понятие данного предмета».

Позитивизм. В конце XIX в. позитивизм Конта, Милля и Спенсера вступил в полосу кризиса, потому что их философские построения не находили логического обоснования и не были достаточно конструктивны. В результате возник «второй» позити­визм Маха-Авенариуса, получивший название эмпириокрити­цизма, или философии критического опытного знания. При этом опыт понимался только как чувственный опыт определенного человека, а не как общественно-историческая практика человечества. Они считали, что имеется ряд физических событий, а им соответствует ряд психического восприятия. Самопознание - это экономное приспособление мысли к фактам. Субъект и объект в познании связаны через принципиальную координацию.

К 20-м годам XX в. возникает «третий» позитивизм - неопозитивизм. В отличие от предшественников неопозитивизм фиксирует внимание на проблеме языка, стремясь прояснить его структуру и тем самым провести границу между его идеалом и таким употреблением, которое чревато метафизикой. Неопозитивисты обратили внимание на недостатки обыденной речи, в которой правильная лингвистическая форма предложения может затемнять его логическую структуру. В 1905 г. Б. Рассел (1872-1970) опубликовал статью «Об обозначении», где сформулировал идею создания идеального языка путем исключения из состава предложений науки таких, которые не могут быть отнесены ни к ложным, ни к истинным, поскольку лишены смысла. В основе языка науки находятся «атомарные высказывания», которые фиксируют единичные факты. Задача же философии - дать логический анализ таких предложений.

Участники Венского кружка делят все высказывания на: логико-математические (аналитические), эмпирические (синтетические) и метафизические (научно не осмысленные). Первые, - отвечающие правилам логики и математики, и вторые, - фиксирующие непосредственный чувственный опыт, неопозитивисты признавали научно значимыми, а последние - метафизическими и бессмысленными. Для того чтобы снять это противоречие, неопозитивисты выдвинули принцип верификации, который гласит: теория выполнима, имеет смысл, если ее положения переводятся как язык наблюдения, опыта. Критерий истинности - в согласовании суждений с «фактами» (теория корреспонденции).

Дальнейшее развитие этой концепции связано с «философией лингвистического анализа». Ее автор, австрийский философ Витгенштейн (1889-1951), в «Логико-философском трактате» 1918) выдвинул целостную концепцию языка. В структуре языка он различал аналитические и синтетические предложения. Аналитические предложения - это те, в которых предикат вытекает из субъекта. Это тавтологии типа «2x2=4», «Сократ смертен». В синтетических предложениях предикат содержит новое знание, которое черпается из чувственного опыта. Например, «Роза крас­на». Те предложения, которые не могут быть отнесены ни к раз­ряду аналитических, ни к разряду синтетических предложений, объявляются метафизическими, лишенными смысла. Отсюда следует, что мировоззренчески важные вопросы о смысле жизни, о сущности добра и зла и т.д. оказываются «ненаучными», бес­смысленными, относящимися, по мнению Витгенштейна, к сфере «мистического».

В 60-х годах XX в. логический позитивизм практически перестал существовать и был заменен «постпозитивизмом», или «философией науки». Ее основатель, английский философ Карл Поппер (1902-1988), отказался от верификационной концепции значения и идеи индуктивного обоснования науки и выдвинул принцип фальсификации, согласно которому предложение явля­ется научным, если возможно хотя бы в принципе найти такой факт, который опровергал бы это предложение. Теорию нельзя обосновать ссылкой на опыт, поскольку последний всегда огра­ничен, но опытом ее можно фальсифицировать.

Фальсифицируемость - это демаркационный критерий науки и метафизики. Эта концепция Поппера заложила основы критического рационализ­ма - нового направления в эпистемологии, в котором на первый план выступает проблема рациональности: существует ли единый стандарт научности, рациональности и в чем состоит его обосно­вание?

Экзистенциализм - философское течение, считающее своим предметом человеческую жизнь, человеческое существование.

Его цели, средства и методы принципиально не согласуют­ся с традициями академической философии. Экзистенциальная интерпретация важнейших философских проблем базируется на предельно специфической предпосылке. Эта предпосылка состоит в допущении особого - экзистенциального - способа мышления. Его содержание - это внерациональная логика антиспекулятивных понятий из области аксиологии, морали, эстетики и т.п. Его метод является субъективным, поскольку экзистенциальное мышление следует релятивным установкам индивидуального, как правило, сознания. Экзистенциализм имеет своих предшественников в лице Б. Паскаля (1623-1662) и С. Кьеркегора (1813-1855). К ним иногда относят М. Унамуно (1864-1936), Ф. Достоевского (1821-1881), ф. Ницше.

Развитие экзистенциализма связано с именами Л. Шестова и Н. Бердяева в России, М. Хайдеггера и К. Ясперса в Германии, Ж.П. Сартра и А. Камю во Франции для философского стиля мышления экзистенциализма, час­то использующего для своего выражения язык искусства, харак­терно стремление «понять» бытие как нечто непосредственное и преодолеть рационалистическую ограниченность интеллектуа­лизма.

Родоначальником немецкого экзистенциализма стал Мартин Хайдеггер (1889-1976). В основной своей работе «Бытие и время» основу человеческого существования он определяет как конечность, вневременность. Пока человеческое существование длится, есть мир, оно исчезнет, исчезнет и мир. Время же пони­мается им как переживание человеческим существованием своей ограниченности и протекает между рождением и смертью.

Человек, считает Хайдеггер, стремится к безусловному, однако реальностью стала потеря Бога. Правда, и здесь Ясперс на­талкивается на противоречие, так как если главной ценностью в человеке является его неповторимая индивидуальность, то ком­муникация, даже и подлинная, оказывается для нее опасной, на­носит вред («С кем поведешься - от того и наберешься»).

Французский философ Жан Поль Сартр (1905-1980) пред­ставляет атеистическое направление экзистенциализма. В своей работе «Экзистенциализм - это гуманизм» он прямо пишет, что экзистенциализм «есть лишь попытка извлечь все выводы из по­следовательной атеистической позиции».

Мир, по Сартру, - это «универсальное не то», полное отсут­ствие чего-либо соответствующего человеческим ожиданиям. Мир - «в себе бытие» и противостоит человеку как «для себя бы­тию». Неустранимый антагонизм между ними порождает мета­физическую тоску как самое глубокое переживание человеком своего положения в мире. Человек привносит в мир свою свобо­ду, свободно организует свой собственный значимый мир. Он должен быть свободным, чтобы действовать, иначе, им будут манипулировать. Следовательно, человек ответственен за все происходящее в мире. А потому человек должен действовать. В этом Сартр видит гуманизм экзистенциализма. Русская философия XX в. разделила судьбу русского наро­да и его культуры. Испытав несомненный взлет в начале века, она после революции 1917 г. постепенно утратила национальное своеобразие своих сущностных характеристик, превратившись в интернациональную марксистско-ленинскую философию, чем она очень гордилась. Идеалистическими направлениями русской философии XX в. культивировались не политические, а нравственные или рели­гиозные пути спасения России. Эта направленность русской фи­лософской мысли могла быть осмыслена в категориях свободы, совпадения идеала и действительности.

Как материалистические, так и идеалистические течения русской философии были далеки от схоластицизма и абстрактных схем, были философией жизни. Для них характерно преимущественное внимание к проблемам философии истории, социологии, проблеме человека, этики, т.е. тем, которые напрямую выводили на решение животрепещущих проблем современности. Русская философия утверждает нерасчлененность субъекта и объекта. Субъект познания в ней не отражает бытие, как, например, в английском эмпиризме, не тождественен бытию, как в немецком панлогизме, а выступает как факт внутри бытия. Онтологизм означает не просто примат реальности над «чистым соз­нанием», но означает включенность познавательного процесса в жизнь субъекта в мире. В результате бытие превращается в событие, или в «житие». Другими словами, русская философия осмысливает объективную реальность не как безличную, проти­востоящую реальности, а переживает ее как свою судьбу, сопрягая, таким образом, гносеологию с оценкой и моралью. Это, прав­да, не означало, что в русской философии этого периода не раз­рабатывались так называемые метафизические проблемы онтоло­гии, методологии, гносеологии.

В XX вв. в русской философии больше, чем раньше, обна­руживается тяга к синтезу знания, к обретению подлинно «цель­ного знания», объединяющего в себе философию, науку и религию.

В конце XIX в. промышленное производство развивалось настолько бурно, что порой доходило до самоотрицания, а авто­матизация производства приводила к механизации духа. В этой ситуации наиболее прозорливые и совестливые русские мыслите­ли предупреждали: «Человека забыли!» (А.П. Чехов).

Годы первой мировой войны, революции 1917 г., гражданской войны, послереволюционных преследований инакомыслящих со стороны победивших большевиков постепенно снизили потенциал этого развития, сведя его на нет, хотя о полном пре­кращении существования русской философии говорить нельзя поскольку даже после 1917 г. выходили философские журналы и книги отдельных философов-идеалистов. Однако судьба русской философии была предопределена. Начался «исход» русских философов за пределы родины. Часть из них эмигрировала самостоятельно: П.Б. Струве (1917), П.И. Новгородцев (1917), Л.И. Петражицкий (1918), П.Н. Милюков (1920), Л.Шестов (1920), В. Иванов (1924), Г.П. Федотов (1925) и др. А в 1922 г.

По инициативе В.И. Ленина была предпринята беспримерная акция по депортации русских мыслителей за пределы России. Вы­сылка шла различными путями, железной дорогой - через Прибалтику и морем - из Севастополя, Одессы, Петрограда. Не по своей воле покинули родину И.И. Лапшин, Н.О. Лосский, С.Л. Франк, Л.П. Карсавин, И.А. Ильин, Б.В. Лковенко, { ф.А. Степун, Н.А. Бердяев, П.А. Сорокин и др. Оставшиеся в России русские философы немарксистской ориентации (П. Фло­ренский, А. Лосев, Г. Шлет и др.) вскоре были арестованы и большей частью погибли в тюрьмах и лагерях.

Антропологическая ориентация русской философии является общепризнанной ее национальной особенностью. На протяжении всей своей истории она демонстрировала неизменное внимание к проблемам сущности и существования человека, предлагая большой спектр их решения. Начиная с середины XIX в. вопросы существования человека, его ценности, свободы выходят в рус­ской философии на первое место; она вся проникнута тревогой в связи с осознанием несовершенства бытия, наличия в нем ирра­циональных начал. Неудивительно, что именно русская филосо­фия еще в начале XX в. сформулировала и предложила решение основных вопросов философии существования - экзистенциализ­ма, став как бы предтечей ее европейских течений. И первым эк­зистенциалистом среди русских философов должен быть назван Л.И. Шестов (Шварцман) (1866-1938) - один из самых загадоч­ных, неповторимых («одиноких») мыслителей.

Другой важный принцип позитивизма - принцип терпимости, который понимается (Рудольфом Карнапом) как право выбирать любую логическую систему, причем эта система должна отвечать не содержательным, а формальным критериям. Она должна опираться на систему аксиом, подчиняющуюся трем главным критериям:

1. Полнота.

2. Несводимость,

3. Непротиворечивость.

Образцом послужили основания математики. Геометрия, например, строится также.

В результате получается все та же картина. Наука выступает как языковая система. Таким образом, выводы науки превращаются в некое соглашение. Другой момент - истина оказывается зависимой от системы аксиом, логики, конвенции (соглашения).

Таким образом, неопозитивизм открывает дорогу использованию различных видов логик. Конечно, неопозитивизм все-таки не склоняется к безбрежному конвенциализму. Он выдвигает некоторые критерии для выбора. Казимир Айдукевич утверждал, что во всех науках результатом произвольного выбора являются дефиниции отдельных понятий. Более умеренные говорили, что надо выбирать системы, к которым склоняются ученые нашего научного круга. Это скользкий критерий. Конвенция исходит из психологии ученых данной группы. Определяется повседневными привычками. Природой. Конвенции должны приносить интеллектуальное наслаждение. Хорошая научная теория красива. Аксиомы должны формулировать законы природы как функциональные зависимости в наиболее простой форме. Иначе говоря, вопреки общей линии на исключение ценностей из науки, в данном случае принцип терпимости с заднего крыльца вводит ценностный момент.

У всех этих принципов есть уязвимые места. Эти слабости широко использовались противниками позитивизма. В рамках самого позитивизма проявляется тенденция корректировки принципов, идущих от венского кружка.

Наиболее интересная корректировка - критический рационализм (Карл Реймунд Поппер) (1902, Вена - 1994, Лондон). Поппер один из авторов принципа верифицируемости, к которому он добавил следующую мысль - чтобы высказывание было научным, нужно, чтобы была возможность его фальсифицировать - указать условия, при которых высказывание становится ложным. Эту мысль Поппер вынес из критики марксизма. В молодости он побывал коммунистом. Марксизм не указывает возможности фальсификации (утверждение о борьбе классов не фальсифицируется). В ходе развития позитивизма Поппер выдвигает момент фальсификации на первый план и предлагает заменить верификацию фальсифицируемостью, которая предполагает два момента:

Наличие утверждений, которые сделают ложными другие утверждения;

Наличие утверждений, которые опровергнут фальсификацию.

При этом Поппер не вышел за рамки принципа верифицируемости, ибо фальсифицирующие утверждения должны быть также верифицируемы. Это и выросло в принцип критического рационализма и стало его исходным пунктом. Однако, развивая свои идеи, Поппер совершает более радикальный поворот мысли. В классическом неопозитивизме мысль идет индуктивным путем - за некоторым предложением стоит некий факт. От факта идут к теоретическим высказываниям. Поппер поворачивает эту систему и предлагает дедуктивный путь. Исходный пункт - гипотеза. На ее основе ставятся эксперименты (рис.2):

Рис.2. На основе гипотезы ставятся эксперименты,

выдвигается новая гипотеза и т. д.

Среди них находится фальсифицирующий эксперимент. На этой основе строится новая гипотеза и т. д. Таким образом, наука - это борьба гипотез. Он обращается к Дарвину. В живой природе борьба видов, а в науке - борьба гипотез. Таким образом, наука - гипотетическая система. Но все же она может дать закон природы, связи, которые можно предсказать.

С этой системой взглядов коррелирует учение Поппера о трех мирах. Если в классическом неопозитивизме вообще снимается вопрос о трансценденции, о том, что стоит за гранью опыта, то Поппер говорит о первом мире, который зависит от опыта и связан со вторым миром, который является психикой отдельных людей, который связан с третьим миром, миром науки и культуры:

М1 → М2 → М3

Если Рассел считал объективный мир лишь предметом доверия к нашим чувствам, то Поппер его допускает.

Развитие критического рационализма привело к формированию философии науки, течения, которое делает науку предметом своего рассмотрения. Томас Кун утверждает, что в науке всегда имеется ученое сообщество, которое на определенном этапе мыслит по определенной модели, которую Кун назвал парадигмой (греч. модель). Соответственно, научно то, что входит в парадигму. По мере развития науки происходит революция в науке, меняющая парадигму. Начало XIX в. - наука говорила о причинно-следственных связях. Сейчас - системный подход.

Отношение к науке и знанию вообще как к каким-то языковым конструкциям характерно еще для одного направления - прагматизма (от греческого прагма - действие.) Прагматизм считается первой и самой показательной американской философией. Он возник в США, но и отражает менталитет американской нации, где очень много деловых людей, которым все равно, какова объективная реальность, а важен результат.

Наиболее видным представителем прагматизма был Джон Дьюи (1859-1952). Он был также крупным педагогом, общественным деятелем. Он возглавил контрпроцесс по делу Троцкого. Дьюи создал вариант прагматизма - инструментализм. Суть его в том, что философия должна заниматься не своими проблемами, не парить в мире абстракций, а заниматься проблемами практическими, жизненными. Опыт Дьюи понимал не только как науку, но и как религию, сновидение и т.д., все что угодно. Все это единый поток. Наши понятия должны быть инструментами, которые позволяют нам добиться успехов.

В конечном счете, эти идеи являются продолжением идей классиков прагматизма (70-е гг. XIX в.), в частности, основателя прагматизма Ч. Пирса (1839-1914). Он считается первым настоящим американским философом. Он также крупный математик, астроном, химик, логик, создатель семиотики, один из основателей математической логики. Это сказалось на его философии. В отличие от Дьюи, Пирс отправлялся от науки, но предлагал при этом порвать с рационализмом декартовского типа, с идеями сомнения, интуиции, ясности и отчетливости. Для него существовал один принцип - практический результат. Все это он выразил в теории сомнения-веры, которая считается основанием прагматизма. Основные моменты теории - мышление - приспособительная деятельность организма; эта приспособительная функция противопоставляется познавательной, т. к. мы не только познаем, но и действуем. Человек живет в мире и вынужден действовать в нем. Он вырабатывает различные привычки действовать в соответствии с обстоятельствами, они заменяют инстинкт. Будучи осознанными, эти привычки составляют веру. Таким образом, вера - осознанная готовность действовать определенным образом. Вера - спокойное, удовлетворенное состояние. Такими верованиями наполнено сознание человека. При определенных условиях возникает сомнение. Задача - преодолеть сомнение и восстановить веру. Сомнение - беспокойное состояние, и естественно стремление его устранить. Другой основополагающий момент учения Пирса - принцип Пирса. Формула его такова: "Рассмотрите практические последствия, которые, как мы считаем, могут быть произведены рассматриваемым объектом". Они дают полную информацию об объекте. Основа научного метода - гипотеза, по которой существуют реальные вещи, воздействующие на наши чувства.

В XIX в. эти принципы развивал Уильям Джеймс. Он больше интересуется проблемами религии. "Если Бога нет, а мы в него верим, то беды нет никакой, а если есть, и мы в него верим, то обретем спасение, так стоит ли рисковать спасением?"

Марксизм, прагматизм, позитивизм связаны с наукой. Философия рассматривается как философия науки, результат анализа научных данных. Другое крыло включает ряд философских течений, которые в центр поставили проблемы не науки, а человека. Проблемы, связанные с фундаментальными отношениями человека к себе и жизни. Смерть, страх, тревога и т.д. Это крыло можно назвать иррационалистическим. В основе - переживания человека. Анализ опирается не на логику, а на переживания. Можно сказать, что если рациональное крыло в основу своего философствования положило логический анализ и выражает мышление ученых, естествоиспытателей, техников, то иррационалистическое крыло кладет в основу переживание и его описание. Поэтому оно ближе к художественно-образному мышлению. Они считают философию искусством. В центре - человек как многогранный индивид, для которого на первом месте переживания мира. Наибольшего внимания в этом кругу заслуживает философское течение экзистенциализма. Он возник между мировыми войнами, усилился после второй мировой войны. Его основатель - немецкий психиатр и философ Карл Ясперс (1883-1969). Другой крупный представитель - Мартин Хайдеггер, также в Германии. Во Франции - Сартр (был активным деятелем французского сопротивления), Камю. Камю ввел такую форму, как "поток сознания".

Истоки экзистенциализма находятся в XIX веке, в творчестве датского философа Кьеркегора. Он высказал мысль о недостаточности логического научного мышления и необходимости постановки экзистенциальных проблем (существование, жизнь, смерть и т.д.). Другим заметным предшественником считается наш философ Н. А. Бердяев. Начинал как легальный марксист. Бердяев также высказал мысль о недостаточности логического мышления и рационального в целом. Рациональное мышление рассматривает мир разорванным, квантованным, как собрание частностей. Другой момент - наше логическое мышление носит принужденный характер. Это малый разум. Большой разум - это свободное мышление. Различие в том, что в природе действуют законы. Большой разум нужен для понимания чуда. Причина прикованности разума - первородный грех. Бог создал человека свободным. Совершив грех, человек стал принужденным существом. Отсюда необходимость творчества, но к этому надо прийти своими силами.

В основе экзистенциализма - противопоставление сущности и существования. Сущность - предмет науки. Чтобы проникнуть в сущность, наука объективирует вещь, противопоставляет себе, усредняет. На самом деле, чтобы иметь сущность, надо существовать. Существование средствами науки не вскроешь, его можно только пережить. Только человек способен к этому. Существование целостно, оно не отделяет человека от мира. Хайдеггер говорил "dasein", мы здесь существуем. Мы переживаем существование в разных отношениях: существование в мире, проекция в будущее. Человек - это проект, цепь проектов. При этом, основой переживания является страх, страх смерти, мы включаем в будущее свою смерть. Особенно подчеркивает эту сторону Ясперс. Особенно остро переживание в пограничных ситуациях, когда мы стоим перед угрозой смерти. Хайдеггер подчеркивает, что имеется подлинное и неподлинное существование. Неподлинное - существование в мире, когда на первый план выдвигается переживание мира вещей. Это выражается частицей "man" (безличное). Подлинное существование - когда мы начинаем переживать жизнь с точки зрения смерти, к концу своего существования. Подлинное существование - уход в себя. Отсюда протест экзистенциалистов против всего того, что отчуждает человека, мешает уйти в себя, против идеологии (за что у нас и били экзистенциалистов).

В определенной степени, к экзистенциализму примыкает такое современное философское направление, которое называется герменевтикой. (От имени греческого бога Гермеса, который был и богом тайны. Он же - бог торговли.)

Термин появился в конце XVIII - первой половине XIX в. в трудах малоизвестного немецкого философа Фридриха Шлейермахера, который в принципе постарался перевести в общефилософский план проблемы толкования Священного Писания. Протестанты этим много занимаются.

В конце XIX - начале XX в. идеи герменевтики получили развитие в философской жизни, в частности, у Вильгельма Дильтея. Во-первых, жизнь проявляет себя логически, потом в действиях (бихевиоризм в психологии), потом в понимании. К герменевтике имеет прямое отношение Хайдеггер, в последний период своей жизни. Он говорит, для того чтобы понять те или иные тексты, мысли, нужно вслушаться в язык, попытаться понять, что в нем содержится, что за ним стоит.

Дальнейшее развитие привело к отделению герменевтики от экзистенциализма и философии жизни и выделило в отдельное течение. Гадамер, Рикёр. В герменевтике появляются свои приемы, свои идеи, например, герменевтический треугольник (рис.3):

Рис.3. Герменевтический треугольник

Другая фундаментальная идея герменевтики - герменевтическое поле, как та система языковых знаков, которая выражает убеждение, предубеждение и т. д. За этим - понимание текста, всей культуры, т.е. нужно вжиться в текст. Необязательно быть поэтом, нужно понимать поэзию. Герменевтический круг - чтобы что-то понять, нужно опираться на нечто, что называется герменевтическим полем, это некая база. Это связано с предчувствованием, это относится уже к интуитивному.

Своеобразную позицию между герменевтикой и позитивизмом занимает философское течение структурализма. Есть несколько форм структурализма. Научный структурализм связан с изучением структур языка, обычаев на материале отсталых племен. Крупным представителем этой линии можно считать знаменитого французского этнолога Клода Леви-Стросса. Это крупный исследователь, путешественник. Суть его работ и примыкающих к нему состоит в открытии того, что в обычаях, языках и т. д. можно найти неявные структурные отношения, которые носят общечеловеческий характер. В лингвистике этим много занимались, например, друг Маяковского Роман Якобсон. Пришли к выводу, что в фонетике есть структурные элементы, которые делают звук звуком человеческой речи. В обычаях также прослеживается определенная неосознаваемая структура.

Из этой линии вырос философский структурализм. Он эти идеи перенес на общую почву. Здесь тоже Леви-Стросс, а также Фуко, медик, историк медицины. Выдвинул мысль о наличии неосознанных структурных отношений в нашем отношении к миру. Это предчувствие, а не чувство. Его характерная черта в объективации этих структурных отношений, так чтобы исключить из них субъективное, растворить человека в этих структурных отношениях. Фуко утверждал, что на каждом этапе существует неосознанная структура нашей мысли. Человек в этих структурах появился только в XVIII в. В этом есть сермяжная правда. Суть ее в том, что проблема человека как субъекта познания появилась относительно поздно.

Таким образом, структурализм сосредоточен на безликих структурах в нашем отношении к миру. Первичным оказывается язык, за которым стоят врожденные структуры, которые делает человека способным мыслить (например, субъектно-предикатная форма предложения).


Похожая информация.