Логика для средней школы. Сталинский учебник логики для средней школы - С

26.10.2021 Праздник

О материалистическом понимании мышления.

Мышление и язык.

Значение логики.

Вопросы для повторения.

Логические приёмы.

Мышление - опосредствованное и обобщённое познание.

действительности.

Сравнение.

Анализ и синтез.

Абстрагирование и обобщение.

Вопросы для повторения.

Сущность понятия.

Понятие и представление.

Понятие и слово.

Соотношение между содержанием и объёмом понятия.

Ограничение и обобщение понятия.

Основные классы понятий.

Отношения между понятиями.

Вопросы для повторения.

Определение и деление понятия.

Сущность определения понятия.

Правила определения.

Генетическое определение.

Номинальное определение.

Значение определений.

Приёмы, заменяющие определение.

Сущность деления понятия.

Правила деления.

Дихотомическое деление.

Приёмы, сходные с делением.

Классификация.

Вопросы для повторения.

Суждение.

Сущность суждений.

Состав суждения.

Суждение и предложение.

Виды суждений.

Утвердительные и отрицательные суждения.

Единичные, частные и общие суждения.

Соединение делений суждений по количеству и по качеству.

Условные, разделительные и категорические суждения.

Суждения возможности, действительности и необходимости.

Объём подлежащего и сказуемого в суждении.

Отношения между суждениями.

Вопросы для повторения.

Преобразование суждений.

Уточнение логического смысла суждений.

Превращение.

Обращение.

Вопросы для повторения.

Основные законы логического мышления.

Понятие о логическом законе.

Закон тождества.

Закон противоречия.

Закон исключённого третьего.

Закон достаточного основания.

Значение логических законов.

Вопросы для повторения.

Дедуктивные умозаключения.

Понятие об умозаключении.

Определение силлогизма.

Состав силлогизма.

Аксиома силлогизма.

Правила силлогизма.

Понятие о фигурах силлогизма.

Разновидности силлогизма.

Характеристика фигур.

Познавательное значение силлогизма.

Энтимема.

О сложных силлогизмах.

Вопросы для повторения.

Индуктивные умозаключения.

Сущность индукции.

Полная индукция.

Неполная индукция.

Научная индукция.

О причинной связи явлений.

Методы исследования причинной связи явлений.

Условия применения методов индукции.

Вопросы для повторения.

Аналогия.

Вопросы для повторения.

Гипотеза.

Определение гипотезы.

Проверка гипотезы.

Гипотеза и теория.

Вопросы для повторения.

Доказательство.

Определение логического доказательства.

Состав доказательства.

Доказательства прямые и косвенные.

Правила доказательства.

Опровержение.

Вопросы для повторения.

Приложения. Логические упражнения.

Скачать Советский учебник Логика 1954 года (формат DjVu, 1.72 Mb):

См. Отрывок из учебника........

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ НАУКИ ЛОГИКИ

§ 1. Логика мышления и наука логика

В труде и в быту, в учебной и общественной работе, в научном трактате и в школьном сочинении - везде и всегда необходимо правильное, т. е. определённое, непротиворечивое, последовательное, обоснованное, мышление. Без правильного мышления, которое осуществляется с помощью языка, человек не мог бы ни трудиться, ни общаться с другими людьми.

Если кто-либо неясно, путано высказывает свои мысли, противоречит самому себе, о таком человеке говорят: «Его нельзя понять, в его рассуждениях нет логики».

Здесь словом «логика» называют правильность построения мыслей. Правильное построение мыслей изучается наукой логикой.

Таким образом, следует различать: 1) логику мышления (правильность построения мыслей) и 2) науку логику.

Кратко науку логику можно определить так:

Логика есть наука о законах и формах правильного построения мыслей.

§ 2. Логические законы и формы

ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ. Определённость, непротиворечивость, последовательность и обоснованность являются обязательными качествами правильного мышления. Эти качества имеют значение законов правильного мышления.

Сознательное или несознательное нарушение логических законов ведёт к неправильному выводу. Человек, который нарушает логические законы, неизбежно оказывается побеждённым в споре, дискуссии.

Приведём пример.

Кто читал роман Тургенева «Рудин», тот помнит горячие споры между двумя героями этого известного произведения. Рассмотрим отрывок из беседы Рудина с Пигасовым:

Прекрасно! - промолвил Рудин. - Стало быть, по-вашему убеждений нет?

Нет - и не существует.

Это ваше убеждение?

Как же вы говорите, что их нет? Вот вам уже одно, на первый случай.

Все в комнате улыбнулись и переглянулись.

Легко понять, что Пигасов потерпел поражение. Зная логику, можно определить и характер его ошибки. Пигасов противоречит самому себе. Признав в начале беседы, что убеждений не существует, он тут же отказывается от своей первой мысли и утверждает совершенно противоположное.

Один из логических законов, который называется законом противоречия, указывает на недопустимость подобной ошибки в рассуждениях.

ЛОГИЧЕСКАЯ ФОРМА - это структура, строение наших мыслей.

Возьмём для примера две такие мысли:

Медь - проводник электричества.

Пшеница - растение семейства злаковых.

«В труде и в быту, в учебной и общественной работе, в научном трактате и в школьном сочинении – везде и всегда необходимо правильное, т. е. определённое, непротиворечивое, последовательное, обоснованное, мышление. Без правильного мышления, которое осуществляется с помощью языка, человек не мог бы ни трудиться, ни общаться с другими людьми». В простой и доступной форме этот школьный учебник и должен был дать основы знаний о логике.

Описание

Советский учебник 1954 г. одобренный Министерством просвещения РСФСР.

«В труде и в быту, в учебной и общественной работе, в научном трактате и в школьном сочинении - везде и всегда необходимо правильное, т. е. определённое, непротиворечивое, последовательное, обоснованное, мышление. Без правильного мышления, которое осуществляется с помощью языка, человек не мог бы ни трудиться, ни общаться с другими людьми». В простой и доступной форме этот школьный учебник и должен был дать основы знаний о логике.

Коротко, но без ущерба полноценному пониманию предмета, раскрыты такие аспекты логики: предмет и задачи науки логики; логические приемы; понятие; определение и деление понятия; суждение; преобразование суждений; основные законы логического мышления; дедуктивные умозаключения; индуктивные умозаключения; аналогия; гипотеза; доказательство.

Если кто-либо неясно, путано высказывает свои мысли, противоречит самому себе, о таком человеке говорят: «Его нельзя понять, в его рассуждениях нет логики».
Здесь словом «логика» называют правильность построения мыслей. Правильное построение мыслей изучается наукой логикой.

О материалистическом понимании мышления.
Начиная с древнейших времён люди интересовались вопросом об отношении мышления к бытию. В зависимости от решения этого вопроса различаются в философии два направления - материалистическое и идеалистическое.

Последовательное, единственно научное разрешение вопроса о материи и сознании, о материи и мышлении, об источнике наших ощущений, представлений, понятий даётся лишь марксистским философским материализмом, разработанным великими учителями трудящегося человечества К. Марксом, Ф. Энгельсом, В. И. Лениным и И. В. Сталиным.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава I. Предмет и задачи науки логики
§1. Логика мышления и наука логика
§2. Логические законы и формы
§3. О материалистическом понимании мышления
§4. Мышление и язык
§5. Значение логики
Вопросы для повторения
Глава II. Логические приёмы
§1. Мышление - опосредствованное и обобщённое познание действительности
§2. Сравнение
§3. Анализ и синтез
§4. Абстрагирование и обобщение
Вопросы для повторения
Глава III. Понятие
§I. Сущность понятия
§2. Понятие и представление
§3. Понятие и слово
§4. Содержание и объём понятий
§5 Соотношение между содержанием и объёмом понятия
§6. Ограничение и обобщение понятия
§7. Родовые и видовые понятия
§8. Основные классы понятий
§9. Отношения между понятиями
Вопросы для повторения
Глава IV. Определение и деление понятия
§1. Сущность определения понятия
§2. Правила определения
§3. Генетическое определение
§4. Номинальное определение
§5. Значение определений
§6. Приёмы, заменяющие определение
§7. Сущность деления понятия
§8. Правила деления
§9. Дихотомическое деление
§10. Приёмы, сходные с делением
§11. Классификация
Вопросы для повторения
Глава V. Суждение
§1. Сущность суждения
§2. Состав суждения
§3. Суждение и предложение
§4. Виды суждений
§5. Утвердительные и отрицательные суждения
§6. Единичные, частные и общие суждения.
§7. Соединение делений суждений по количеству и по качеству
§8. Условные, разделительные и категорические суждения
§9. Суждения возможности, действительности и необходимости
§10. Объём подлежащего и сказуемого в суждении
§11. Отношения между суждениями
Вопросы для повторения
Глава VI. Преобразование суждений
§1. Уточнение логического смысла суждений
§2. Превращение
§3. Обращение
Вопросы для повторения
Глава VII. Основные законы логического мышления
§1. Понятие о логическом законе
§2. Закон тождества
§3. Закон противоречия
§4. Закон исключённого третьего
§5. Закон достаточного основания
§6. Значение логических законов
Вопросы для повторения
Глава VIII. Дедуктивные умозаключения
§1. Понятие об умозаключении
§2. Определение силлогизма
§3. Состав силлогизма
§4. Аксиома силлогизма
§5. Правила силлогизма
§6. Понятие о фигурах силлогизма
§7. Разновидности силлогизма
§8. Характеристика фигур
§9. Познавательное значение силлогизма
§10. Условно-категорический силлогизм
§11. Разделительно-категорический силлогизм
§12. Энтимема
§13. О сложных силлогизмах
Вопросы для повторения
Глава IX. Индуктивные умозаключения
§1. Сущность индукции
§2. Полная индукция
§3. Неполная индукция
§4. Научная индукция.
§5. О причинной связи явлений
§6. Методы исследования причинной связи явлений
§7. Условия применения методов индукции
Вопросы для повторения
Глава X. Аналогия
Вопросы для повторения
Глава XI. Гипотеза
§1. Определение гипотезы
§2. Проверка гипотезы
§3. Гипотеза и теория
Вопросы для повторения
Глава XII. Доказательство
§1. Определение логического доказательства
§2. Состав доказательства
§3. Доказательства прямые и косвенные
§4. Правила доказательства
§5. Опровержение.
Вопросы для повторения
Приложение. Логические упражнения.