Серен кьеркегор датский религиозный философ и писатель. Кьеркегор и значение его философии

11.03.2020 Гороскоп

Серен Обю Кьеркегор родился в 1813 г. в Копенгагене. Он был религиозным мыслителем и писателем. Из статьи узнаем, какой след в истории оставил Серен Кьеркегор.

Биография

Кьеркегор Серен был выходцем из семьи разбогатевшего купца. В 1840-м он закончил обучение на теологическом факультете в университете Копенгагена. В следующем году Кьеркегор Серен получил степень магистра. Будущий писатель защитил диссертацию, посвященную теориям иронии у древнегреческих романтиков. Серен был влюблен в Регину Ольсен. Однако по стечению обстоятельств помолвка между ними была разорвана. После этого события до 1851 г. Кьеркегор много работал. В этот период были созданы основные труды писателя. До 1855 г. Кьеркегор Серен не создал ни одного произведения, считая, что сказал все, что хотел. Его жизнь была скрыта от посторонних. Однако при этом он достаточно тонко чувствовал других людей, глубоко понимал их. Все труды, которые создал Серен Кьеркегор (книги , записки, публикации в журналах и пр.), отличаются особой психологической точностью. В последние годы он особенно резко критиковал стремление людей удобно и благополучно жить, считая себя христианами. Скончался Кьеркегор Серен там же где и родился - в Копенгагене в 1855 г.

Учение о стадиях существования человека

Философия Серена Кьеркегора ставила достаточно актуальные для того времени вопросы. Идеи мыслителя сформировали базу для последующих исследований человеческой сущности. Экзистенциализм Серена Кьеркегора был впервые сформулирован в его труде "Или-или". Окончательные выводы по концепции приводятся в "Заключительном ненаучном послесловии". Серен Кьеркегор выделяет 3 стадии существования человека:

  1. Эстетическую.
  2. Этическую.
  3. Религиозную.

Согласно этой дифференциации, мыслитель разделяет людей на:

  1. Обывателей.
  2. Эстетиков.
  3. Этиков.
  4. Религиозных.

Характеристика

Серен Кьеркегор описывает обывателя как человека, живущего подобно окружающим. Он старается создать семью, работать, хорошо говорить и одеваться. Обыватель плывет по течению, смиряясь с обстоятельствами, не думает о том, что можно что-то изменить. Такой человек просто не знает о том, что он может выбрать другую жизнь.

Эстетик

Он понимает, что нет необходимости следовать за всеми. Эстетик самостоятельно выбирает путь, жизнь, полную удовольствий. Он любит хорошую еду, вино, красивых женщин. Ему не свойственно чувство ответственности и долга, он не думает о том, что плохо, а что - хорошо. Если в жизни нет ничего интересного, он считает ее пустой, ему становится скучно. Человек, обращенный к внешнему миру, таким образом, считает целью удовольствия. Символом этого этапа считается Дон Жуан. В своем романе "дает достаточно подробное описание такому человеку. Это произведение - часть трактата "Или-или". "Дневник обольстителя" Серен Кьеркегор писал, как и почти все свои работы, от имени вымышленного автора.

Этик

Погоня за удовольствием приводит к пресыщению. В результате эстетическое сознание приходит к сомнениям и разочарованиям, тоске. Через отчаяние и переживания человек может перейти на этическую стадию только в том случае, если его поступками руководит чувство долга и разум. На этом этапе индивид не считает жизнь пустой. Этик хорошо понимает, где зло, а где добро, что плохо, а что хорошо. Такой человек считает, что необходимо жить с женщиной, быть верным ей, любить ее. Этик стремится совершать только хорошие поступки, не делая ничего плохого. На этой стадии происходит постоянное колебание. Эстетические элементы никуда не уходят. Человек балансирует между ними и этическими настроениями. В качестве символа этого этапа выступает Сократ.

Пояснения

Серен Кьеркегор, вводя различия между мировосприятием людей на эстетической и этической стадиях, указывает, что в первом случае, каким бы ни было мировоззрение, оно всегда, по своей сути, является отчаянием. Обусловлено такое состояние тем, что индивид основывает собственную жизнь на том, что может и не быть, и быть, то есть, на несущественном. Этик, напротив, в качестве базы выбирает существенное, то, что должно иметь место. Этическое начало способствует формированию внутреннего мира, придает ему устойчивость, уверенность. На этом этапе индивид становится личностью, трансформированной в единственный абсолют. Серен Кьеркегор старается исключить нравственность из внутреннего пространства человеческого духа. Между тем, этика изолированной действительности ограничена. Нравственный закон, который устанавливается человеком, в соответствии с собственным опытом, в свою очередь, может являться неприемлемым для остальных и ошибочным.

Последняя стадия

В результате балансирования человек может прийти к пониманию ограниченности и эстетического, и этического пути, испытав снова отчаяние. В таком случае дискретно может случиться прорыв на духовную стадию. На этом этапе человека ведет сердце, вера, не подвластная ни разуму, ни чувственности. Религиозный человек осознает свое несовершенство. Он понимает, что грешен, и стремится к Богу, веря, что тот простит его. Выбрав прорыв к Всевышнему, человек преодолевает недостатки этического восприятия. Они связаны с тем, что в качестве движущей силы индивида выступает стремление достичь счастья, но в мире действует всеобщий закон, ограничивающий его в свободе. Вера в Бога возвышает индивида над той моралью, которую он для себя выработал. Дойдя до этой ступени, человек погружается в страдание. Верующие люди являются страждущими. Прекращение страдания указывает на завершение религиозной жизни. Серен Кьеркегор полагал, что люди, которые одержимы оптимизмом, пребывают в непроницаемом заблуждении. Он считал, что жизнь - это скорбь, а не отрада. Кьеркегор указывал на то, что человек как в бездну заброшен в мрачный мир не по собственной воле. Находясь в нем, он переживает свободу и страдание, грех. Он боится Бога. При этом жизнь, которая наполнена страданием, становится оправданной и осмысленной за счет стремления к спасению через искупление. Переход с одной стадии на другую осуществляется в результате выбора, волевого акта человека. Забота и отчаяние ведут личность по жизненным ступеням. Кризис приводит к возникновению страха. Он стимулирует выбор, и человеческая жизнь переворачивается. В этом реализуется свобода, которая направлена на достижение бесконечного блаженства. В качестве помощника человека при его преодолении отчаяния на жизненных дорогах выступает вера. Отказываясь от разума, который вызывает страдания, отчаяние, страх, индивид приобретает успокоение. Только вера гарантирует истинное существование.

Отчаяние

Основываясь на догме о первородном грехе, Серен Кьеркегор говорит о человеческой жизни, как о страдании, переживании. Это приводит индивида к отчаянию. Оно, выступая как результат греховной сущности человека, рассматривается одновременно и как единственная возможность прорваться к Богу. Соответственно трем этапам существования индивида в труде "Болезнь к смерти" Серен Кьеркегор рассматривает:

  1. Отчаяние возможного. У эстетических людей оно связано с фактичностью, которая не соответствует ожиданиям. В сознании такой человек старается подменить собственное Я другим, имеющим определенные преимущества - силу, ум, красоту и пр. Отчаяние, которое возникает в связи с нежеланием быть собой, приводит к разрушению. Отдельные удовольствия являются фрагментарными, они не обладают единством. В итоге Я рассыпается на "песок мгновений".
  2. Мужественное отчаяние. Оно появляется как следствие желания быть собой, добиваться непрерывности Я. Это стремление, в свою очередь, является результатом нравственных усилий этика. Для такого человека "Я" уже не выступает как комплекс случайных удовольствий. Оно является результатом свободного создания собственной личности. Но трагичная самонадеянность индивида, возомнившего, что его человеческих сил будет вполне достаточно для реализации "Я", вызывает отчаяние. Этик убеждается в неспособности преодолевать собственную конечность, прорваться к Богу.
  3. Абсолютное отчаяние. Оно возникает у религиозного человека в результате понимания богооставленности окружающего мира и своего одиночества перед Всевышним.

Мыслитель считал, что истинная вера - это не результат усвоения религиозных традиций, а следствие абсолютно ответственного и свободного выбора в условиях полного одиночества.

Серен Кьеркегор: "Страх и трепет"

В 1843 г. писатель опубликовал этот трактат. Он взял псевдоним Иоханес де Силенцио. Как указывал Серен Кьеркегор, страх появляется у человека как у существа свободного в онтологическом плане, но при этом несущего след первородного греха и поэтому, конечного, смертного. В центре внимания стоит вопрос о вере и ее возможностях в рамках действительности. За основу мыслитель взял ветхозаветную повесть об Аврааме и сыне его Исааке. В 1844 г. вышел еще один трактат "Понятие страха". Серен Кьеркегор говорит о том, что это ощущение возникает как следствие осознания невозможности преодолеть собственную кончину и риск неправильного использования собственной свободы.

Рационализм

В противовес развитию немецкого классического идеализма, Серен Кьеркегор указывал на первичность индивидуального отношения к человеческому существованию и вытекающих из него действий и поступков. При этом рациональное знание было для мыслителя вторичным. В своих рассуждениях Серен Кьеркегор близок, с одной стороны, к Канту. Последний утверждал первенство практического (чистого) разума в связи со спекулятивным. С другой же стороны, позиция Кьеркегора принципиально отличается от кантовской идеи о (само)достаточности этических универсальных критериев при осуществлении личностного свободного выбора человеком.

Базис концепций

Философские взгляды Серена Кьеркегора формировались под влиянием германского романтизма и ответа на гегелевское учение. В качестве одного из ключевых источников направленности идей мыслителя выступало осознание неблагополучия мира. Начало философии, считал он, исходит не из удивления, как говорили Аристотель и Платон, а из отчаяния. В свою очередь, последнее возникает в связи с тем, что мир наполнен злом. Изучение философских вопросов в сочинениях автора базируется на переиначенной гегелевской диалектике. Серен Кьеркегор перетолковывает многие термины и понятия. При этом он отрицает помещение индивида в конкретную историческую систему воплощения объективного духа. Он усматривает в этом подчинение человека эпохе, лишение его ответственности за свое поведение и самостоятельности.

Идеи

Серен Кьеркегор выступал против философских претензий не только на проектирование социальной действительности, но и на объяснение ее. Реальность для него - то, что "Я" выявляет в себе. Первичной является душа, а тело - вторично. Человек - синтез этих элементов, сочетание необходимости и свободы, вечного и временного. Кьеркегор был против учения об истине. Последняя являлась для него как субъективная категория. В качестве критерия истины выступает страстная уверенность человека в собственной правоте. Предметом изучения мыслителя являлась не всеобщая, а индивидуальная истина. Позднее аналогичную позицию отстаивал отечественный философ Шестов.

Взгляды других мыслителей

Стоит сказать, что задача существования не подается научному изучению. Поэтому идеи Кьеркегора зафиксированы в форме потока свободных мыслей по интересующим его вопросам. Он стремился обратить внимание на тревожные признаки бытия, проявляющиеся в духовной жизни. Автор не склонен был переоценивать значимость своих возможностей в предостережении об опасности, надвигающейся со стороны нигилизма. К наиболее крупным представителям экзистенциализма следует отнести Сартра, Ясперса, Камю, Хайдеггера. Последний несколько своеобразно решает проблему существования человека. Хайдеггер считает главной задачу закладки основы под понимание мира. В качестве нее выступает онтология. Она базируется на прислушивании к бытию, выработке реакции на него, в соответствии с сигналами, которые он подает при стремлении найти комфортное место в мире. Для Ясперса проблема существования решается через приспособление. Он старается внушить читателю ответственное и бережное отношение к ценностям, которые найдены европейской цивилизацией. Ясперс предостерегает от бездумного расшатывания устоявшихся норм западного мира. Он стремится направить человеческие усилия на ответственное формирование сообщества, в рамках которого народы сформируют единую семью. Камю и Сартр высвечивают неблагополучие мира. Они показывают абсурдность всего. При этом авторы предлагают мужественно исполнять свой долг, не страшиться утрат, не склоняться под ударами судьбы. Они призывают спокойно осуществлять свои будничные дела. Но если гнет действительно станет нестерпимым, Камю и Сартр предлагают отважиться на бунт.

Серен Кьеркегор решал проблемы существования в мрачном и неприветливом мире, исходя из того, что индивид входит в жизнь неподготовленным. Он воспринимает ее как место праздника. Переходя от ступени к ступени своего совершенствования, человек способен двигаться от эстетического восприятия, при котором целью является наслаждение, к этическому, в рамках которого на первый план выходит разумное служение своему человеческому долгу. В результате он приближается к религиозному мировоззрению, прорывается к Богу.

Kierkegaard, Søren Aabye (1813-1855) — датский философ, предтеча религиозно-философского модернизма, экзистенциализма.

Основным мотивом философствования К. было разочарование в систематическом богословии и в абстрактных философских системах, поскольку непостижимые истины Христианства рассматриваются ими холодным рассудочным образом. В деятельности систематиков и объективных философов он видел кощунство и проявление лицемерия.

К. считал своей миссией пробудить в современных ему христианах живое непосредственно-субъективное отношение к религии, независимое от содержания вероучения, т.е. от ее истинности или ложности.

К. первым предложил в качестве орудия для разрушения догматического сознания и веры — провокационное различение «существования» и «бытия» (сущности), и, соответственно, «мысли» и «реальности».

Разумеется, существование и сущность в метафизическом плане различались уже Гераклитом. Но К. предлагает их развести и противопоставить так, что возникают два раздельных и противоборствующих мира. «Существование» относится к живому изменчивому миру личной субъективности, отношений личности с Богом и с другими личностями. «Бытие» — объективный, мертвый и неподвижный мир коллектива, Церкви, догматического знания о Боге и мире.

Этому странному и произвольному разделению суждена была долгая жизнь, поскольку оно в разных вариантах кочует из одной модернистской системы в другую. В этом К. оказался предтечей как философии экзистенциализма, так и модернистского — протестантского, католического и «православного» — богословия.

К. резко противопоставляет веру и знание. Никакое умозрение, никакая теория в его системе невозможна. Для религии не может быть указано никаких оснований. Одно из двух: либо имеешь веру, либо — знание о Боге. Поэтому, в системе К., вера — это и есть незнание, и даже, как ни парадоксально, неверие.

К. резко критиковал современную ему Церковь за исповедание «мертвых» догм, за внутреннее несоответствие пастырей высокой миссии. Самого себя К. явно считал бодрствующим среди спящих, поскольку дерзко признавал, что Христианство абсурдно, что вера не имеет никаких оснований или оправданий и является «прыжком в никуда». К. смело смотрел в глаза тому, что Церковь якобы не может дать ответа окружающему миру на вопросы о том, во что Она верит. На своем неверии К. утверждает абсурдную, неосновательную, субъективную веру. При этом К., как это характерно для позднейших модернистов, не различает веру, как сверхъестественный дар, от веры в догматы, и именно от догматической веры демагогически требует того, что присуще вере как дару Божию.

К. верит несмотря на свое неверие, и это совсем не промежуточная ступень к более совершенной вере во Христа. Напротив, совершенная вера для него — это филистерство и пошлость. К., если можно так выразиться, наслаждается этим пребыванием в бездне неверия, именно «моим» пребыванием.

Исторические истины Христианства, и исторические факты вообще — также не доказывают никакой истины. Можно сказать, что для К., если что-либо понятно, то это уже не истина.

После этого мы уже не удивимся, прочитав у : Рациональная интерпретация богословия давно исчерпала себя, обнажив не только свою глубокую недостаточность, но и принципиальную ошибочность, ибо христианство — не философская концепция, не плод рассудка, но богооткровенная программа и путь совершенной человеческой жизни. И подлинным богословием является христианская жизнь, но не сумма догматов, объединенных в единую логическую систему (Осипов 1976, 64).

К. настаивал на трагической в этом смысле сущности Христианства, поскольку оно, якобы, не основано ни на чем. В своей литературной деятельности К. стремился к тому, чтобы непрямым художественным образом подтолкнуть своих сограждан к внутреннему принятию Христианства. Отказавшись от изложения понятных мыслей, К. был вынужден неявным образом подводить читателя к краю той пропасти, которую он сам увидел и на грани которой он с замиранием сердца любовался самим собой.

К. стремился пробудить сознание читателей, что ему в конце концов удалось. Но что значит «сознательное» отношение к Христианству, согласно К.? Это субъективное отношение. Здесь коренится главный парадокс К. — как может это быть именно сознательным принятием Христианства, если отрицается всякий предмет веры? Не сон ли это?

К. был честнее многих модернистов, поскольку не стал создавать свою схоластику. Но его субъективность допускает по сути все, что бы мыслитель не захотел. Поэтому мы наблюдаем раз за разом как , или создают свои системы на основании непознаваемости Бога, Его Сущности и Его свойств. Это не непоследовательность, а признак внутренней «свободы», не связанной никакой моралью.

Видимо, сам К. не хотел, чтобы его поняли так, будто он отрицает истину как таковую. Он отрицает лишь объективную истину, внешнюю по отношению к человеку. Равным образом и мораль есть закон по своей сути, но закон внутренний, т.е. установленный личностью для себя самой. В этом узаконении человеком истины для самого себя состоит усвоение истины, согласно К. Такая концепция выглядит весьма странной, поскольку понимание человеком общей независимой от него истины не составляет какой-либо сложной или неразрешимой проблемы.

Это еще одна общая мысль модернизма — об отрицании внешнего закона. Она глубоко неверна. Ведь понимание Истины происходит в страхе Божием, и усвоение происходит через согласование себя с Божественными законами, а не наоборот. К., как и весь модернизм, объявляет точкой отсчета человека, а не истину. Во главу угла ставится человек, и даже не весь человек, а только интимная, эмоциональная его сторона. Отсюда любое понимание истины становится проблематичным, перестает быть долгом и становится личным подвигом и даже чудом. Нравственность также не отменяется, но заповеди теряют свой объективный статус, а становятся продуктом внутренней жизни человека.

Защитники учения К. говорят, однако, что для К. заповеди остаются теми же, что в объективной религии. Но это всего лишь уловка, поскольку, в таком случае, для чего К. проделана столь разрушительная для религии работа?

Личность для К. не «есть», а «становится», что вводит развитую позднее и экзистенциалистами тему «свободы», «трагического бремени» свободы.

Единственным признаком истинности религиозных убеждений для К. становится не соответствие объективной Истине, а искренность религиозных чувств и степень их напряжения. Теория — это отвлеченность, а страсть — вовлеченность, что и составляет суть религии для К. Поэтому вера для него — это не вера в Кого или во что. Важно лишь: какая вера, насколько сильная. Язычник, который молится в духе и истине, хотя бы даже объектом его молитвы был ложный бог, на самом деле верит в Истинного Бога, тогда как, с другой стороны, христианин, который не искренно молится Истинному Богу — на самом деле верит в идола . Это предвосхищает выпады против религии «православных» модернистов типа о. И. Романидиса или . Тем самым К. задолго до современных модернистов довел до логического конца адогматическую тенденцию, поскольку искреннее и предельно наряженное следование путем лжи и греха также объявляется религией, и даже лучшей, нежели Церковное Христианство. Все это мотивы очень ярко выразившиеся позднее у и послужившие одним из оправданий экуменизма или религиозного индифферентизма.

Основные труды

Om Begrebet Ironi («О понятии иронии») (1841)

Enten-Eller («Или — или») (1843)

Frygt og Baeven and Gjentagelsen («Страх и трепет») (1843)

Philosophiske Smuler («Философские крохи») (1844)

Begrebet Angest («Понятие страха») (1844)

Afsluttende uvidenskabelig Efterskrift («Заключительное ненаучное послесловие») (1846)

Sygdommen til Døden («Болезнь к смерти») (1849)

Indøvelse i Christendom («Введение в Христианство») (1850)

Источники

Routledge Encyclopedia of Philosophy. London: Routledge

The Blackwell Guide to Continental Philosophy // ed. Robert C. Solomon and David Sherman. Blackwell Publishing, 2003

M. J. Charlesworth. Philosophy and religion from Plato to postmodernism. Oxford: Oneworld, 2002

Осипов А.И. Спасение — освобождение для мира и справедливости во Христе. Значение Церкви // ЖМП. 1976. №3

Известный протестантский теолог, писатель и философ Сёрен Обю Кьеркегор, появился на свет в Копенгагене, 5 мая 1813 года.

Биография Сёрена Обю Кьеркегора непродолжительна, но свидетельствует о длительной и серьезной работе.

Кьеркегор происходил из дворянской семьи и получил прекрасное образование. Он обучался в Копенгагенском университете и окончил его теологический факультет в 1840 году. В 1841 он получил степень магистра, защитив диссертационную работу «О понятии иронии, с постоянным обращением к Сократу», которая была посвящена концепциям иронии в работах романтиков и авторов Древней Греции.

Кьеркегор помолвился с Региной Ольсен, но помолвка была разорвана до 1851 года. После этого события Кьеркегор много работал и написал основные свои труды. После этого автор, чувствуя что сказал все, что был должен, оставил писательскую деятельность.

В 1855 году он принял живое участие в «церковной полемике». Кьеркегор вёл скрытную жизнь, не сближаясь с людьми, но при этом замечательно понимал человеческую природу. Работы философа отличаются психологической глубиной и точностью.

Кьеркегор резко критиковал выхолащивание христианской жизни, свойственное некоторым направлениям христианства, а именно, желание жить удобной и комфортной жизнью, но при этом считаться добропорядочным христианином. Кьеркегор посвятил проблеме христианского образа жизни экзегетические работы, такие как «Беседы» и «Введение в христианство», а также ряд последних публикаций в издании «Мгновения».

Кьеркегор скончался в 1855 году, во время эпидемии гриппа в Копенгагене.
Основные идеи Кьеркегора заключаются в следующем. Ключевой момент его философского наследия - это учение о трёх этапах человеческого существования, которое впервые было сформулировано философом в работе «Или - или». Идея была окончательно оформлена в виде учения уже позднее, в послесловии к «Философским крохам».

Три стадии, выделенные в человеческом существовании Кьеркегором, таковы:

Эстетическая,
- этическая,
- религиозная.

Рассматривая эти стадии, Серен Кьеркегор классифицирует людей на четыре типа, среди которых: обыватель, эстетик, этик и религиозный человек.
Первый из них, обыватель, живет так же, как окружающие. Он стремится создать семью, носить красивую одежду и хорошо говорить. Этот тип людей подвержен стадному инстинкту. Обыватели плывут по течению и смиряются с внешними обстоятельствами, не задумываясь о возможных изменениях в собственной жизни. О возможном выборе они даже не подозревают.

Эстетик знает о наличии выбора и понимает, что необязательно следовать за толпой. Он выбирает собственный путь, который является жизнью, полной удовольствий. Он любит хорошую еду, вино и красивых женщин. Его не заботят ответственность и чувство долга, а также вопросы правильного и неправильного. Эстетик живет в настоящем времени, он наслаждается жизнью и скучает, когда не происходит ничего интересного. Он знает, что жизнь его пуста.

Через эти переживания человек может перейти этическую стадию, на которой его поступки вдохновляет чувство долга и разум. Эстетик не чувствует в жизни пустоты, у него развита ответственность и чувство долго, он видит разницу между злом и добром и высоко ценит верность. Он стремится исключительно к хорошим поступкам и сторонится плохих. Этическая стадия не уничтожает бесследно эстетическую. Смена двух этих состояний происходит время от времени, колебаниями.

В конце пути человек приходит к осознанию ограниченности этих двух состояний и вновь испытывает отчаяние. В таком случае он может прорваться на последнюю, религиозную, стадию. На этой стадии им руководит вера и сердце, которые неподвластны разуму и чувственности.

Религиозный человек сознает свою греховность и видит совершенство только в Боге. Он стремится к спасению и верит, что Бог дарует ему это спасение.
Кьеркегор отталкивался от догмата о первородном грехе и определял его, как отчаяние, которое сопровождало всю человеческую жизнь. Отчаяние, произрастающее из греховности человечества - это единственный способ пробиться на стадию религиозности и прорваться к Богу.

Кьеркегор поставил в соответствие каждой стадии развития свой тип отчаяния.

«Отчаяние возможного» наблюдается у эстетического типа. Оно связано с жизнью, не соответствующей человеческим ожиданиям. В сознании своем такой человек стремится к подмене собственного Я новым, другим Я, которое обладает преимуществами в красоте, силе и уме. Это отчаяние от нежелания быть собой, оно приводит к такому явлению, как распад самости. Отдельные удовольствия, доступные эстету, фрагментарны, поэтому Я распадается и становится «песком мгновений».

«Мужественное отчаяние» - это тип отчаяния, возникающий как следствие желания обрести самость и непрерывное, цельное Я. Это результат нравственных усилий, которые прилагает человек. «Я» для него уже не является совокупностью случайных удовольствий, оно - это результат формирования личности в свободных условиях. Самонадеянность такого человека, который возомнил себя способным своими собственными человеческими силами воплотить я, приводит к новому виду отчаяния, свидетельствующего о понимании неспособности отринуть или преодолеть свою конечность и возвыситься над людьми, став ближе к Богу.

«Абсолютное отчаяние» свойственно религиозному человеку, который осознает богооставленность мира и собственное одиночество перед Богом. Вера такого человека истинна, она - результат не усвоения религиозных традиций, а абсолютно осознанного, ответственного и свободного выбора в ситуации, когда человек абсолютно одинок.

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Кьеркегора Серена представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.

СЕРЕН КЬЕРКЕГОР (КИРКЕГОР)

Датский теолог, философ, писатель. Противопоставлял объективизму Гегеля субъективную («экзистенциальную») диалектику личности, проходящей три стадии на пути к Богу эстетические, этические и религиозные. Полемизируя с официальной теологией, защищал тезис о реальности христианства лишь для избранных, которые смогут реализовать свою экзистенциальную свободу. Оказал влияние на развитие датской литературы, в XX веке - на экзистенциализм и диалектическую теологию. Основные сочинения «Или - или» (1843), «Страх и трепет» (1843), «Философские крохи» (1844), «Стадии жизненного пути» (1845)».

«Не только мои сочинения, но также и моя жизнь, причудливая интимность всего ее механизма, станет предметом бесчисленных исследований», - предрекал Кьеркегор. Едва ли можно назвать другого философа, личная жизнь и творчество которого находились бы в столь неразрывной связи, как у Кьеркегора. Одиночество было его стихией: он искал и находил блаженство в том, чтобы «быть одним, буквально одним в необъятном мире…»

Серен Аби Кьеркегор появился на свет в Копенгагене 5 мая 1813 года. Отцу мальчика Микаэлю было 57 лет, матери - 45. Возможно, это было причиной его слабости и хилости при необычной остроте ума. У Микаэля Кьеркегора было семеро детей, но пятеро из них умерли. Старший брат Серена унаследовал не только ум, но здоровье и религиозность родителей, что привело его к сану епископа.

В детстве отец философа пас овец в Ютландии. Двенадцатилетним его привезли в Копенгаген, где он впоследствии разбогател на торговле чулками. Приобретя шесть собственных домов в Копенгагене и скопив крупное состояние, сорокалетний Кьеркегор-отец прекратил торговую деятельность и жил на доходы со своего капитала.

Мать Серена Анна вначале была служанкой в доме его отца. Микаэль вступил с нею в брак вскоре после смерти первой жены, и гораздо скорее, чем полагалось по закону, у них родился ребенок.

«Я родился в результате преступления, я появился вопреки воле Божьей… - писал его младший сын в «Дневнике» незадолго до смерти. Микаэль был угрюмым, мрачным, суровым человеком, религиозным фанатиком, предавшимся после прекращения торговли молитвам и покаянию в грехах. Воспитание юного Серена находилось под контролем отца. «С детства, - писал он впоследствии, - я находился во власти невыносимой деспотии… Будучи ребенком, я подвергался строгому и суровому христианскому воспитанию, говоря по-человечески, безумному воспитанию…»

В шесть лет Серен пошел учиться в школу. Хилый, болезненный мальчик, с искривленным позвоночником и кривыми тонкими ножками, не оставался в долгу перед насмешниками и обидчиками. Задиристого и язвительного Серена отец прозвал «вилкой».

Осенью 1830 года по воле отца семнадцатилетний Серен стал студентом теологического факультета Копенгагенского университета. Зачисленный, как и все студенты, в королевскую лейб-гвардию, он через три дня был отчислен из нее по состоянию здоровья. Да и теология не заинтересовала молодого студента. «Тщетно ищу я, - писал он в начатом в 1834 году «Дневнике», - что-либо, что могло бы оживить меня. Даже звучный язык средневековья не в состоянии заполнить образовавшуюся во мне пустоту». Его больше привлекала эстетика. Занятия на теологическом факультете тянулись целое десятилетие. Недолгое время, будучи студентом, он преподавал латинский язык в одной из гимназий и только в 1840 году сдал последний университетский экзамен.

Кьеркегор вел легкомысленный образ жизни, свойственный молодежной богеме, предпочитая серьезным занятиям и изучению богословских трактатов попойки с приятелями в ресторанах и посещение оперного театра, благо отец терпеливо оплачивал все долги своего «блудного сына». Однако образ жизни фланера и повесы неминуемо привел к неудовлетворенности, разочарованию и депрессии, из которой вывело Серена неожиданное знакомство с четырнадцатилетней Региной Ольсен.

Кьеркегор впервые встретился с ней в мае 1837 года. «Между ней и мною была бесконечная дистанция», - писал он впоследствии. Она - непосредственная, жизнерадостная, оживленная, а он - нервный, ироничный, претенциозный. Но крайности сходятся. Они полюбили друг друга.

«… Я пережил в себе самом за полтора года больше поэзии, чем во всех романах, вместе взятых». Это была его первая и последняя любовь. Три года после знакомства они были помолвлены. А на другой день после обручения, как свидетельствует его «Дневник», Серен уже сожалел об этом. Ровно год спустя неожиданно для Регины она получила обратно обручальное кольцо с прощальным письмом. «Прости человека, который, если и способен на что-нибудь, не способен, однако, сделать девушку счастливой». Регина была в отчаянии. Серен оставался непреклонным. Но расставшись с Региной, он долгие годы тяжело переживал это расставание, до конца жизни сохраняя в душе верность своей единственной любви, «… я люблю ее, никогда другой не любил и любить не стану».

Он искал встреч с ней на улице и в церкви. Писал ей письма. То и дело возвращался к своим переживаниям в дневнике и литературных произведениях. «Ни одного дня не проходило с тех пор, когда бы я не думал о ней с утра до вечера», - писал Серен в «Дневнике» пять лет спустя после расторжения обручения. И еще через три года: «Да, ты была возлюбленной, единственной возлюбленной, я любил тебя больше всего, когда мне пришлось тебя покинуть».

В наброске неотправленного письма к Регине, написанного им в 1849 году, есть такие строки: «Благодарю тебя за то время, когда ты была моею. Благодарю тебя за все, чем я тебе обязан… Благодарю за твою детскость, ты мой увлекательный учитель, благодарю за все, чему я научился, если не благодаря твоей мудрости, то благодаря твоему очарованию». Спустя шесть лет после разрыва Регина вышла замуж за своего бывшего учителя и поклонника Фрица Шлегеля, впоследствии датского губернатора на Антильских островах. «Она вышла замуж… Когда я прочел об этом в газете, меня словно хватил удар…» Кьеркегор обратился с письмом к Шлегелю: «В этой жизни она будет принадлежать вам. В историю она войдет рядом со мною». Он посвятил ей две свои «Назидательные речи». Он завещал ей все свое имущество. Регина Шлегель пережила Кьеркегора на полвека. Она умерла 82 лет от роду. «Он пожертвовал мною Богу», - писала она незадолго до смерти.

Каких только домыслов ни высказывали кьеркегороведы для объяснения разрыва. Одни объясняли его импотентностью Кьеркегора, другие сравнивали с жертвоприношением Авраамом своего единственного сына. В литературных произведениях Кьеркегора есть некоторые раздумья о браке, которые проливают свет на его экстравагантный поступок. «Немало мужчин стали гениями благодаря девушке, немало мужчин стали героями благодаря девушке, немало мужчин стали поэтами благодаря девушке, немало мужчин стали святыми благодаря девушке, но кто в действительности сделался гением, героем, поэтом или святым благодаря девушке, ставшей его женой? Благодаря ей он становился лишь коммерческим советником, генералом, отцом семейства».

А вот и чистосердечное признание: «Если бы я женился на Регине, я никогда не стал бы самим собой». Таково крупнейшее событие в личной жизни Кьеркегора, биография которого сделалась предметом бесчисленных исследований. Разрыв с Региной произошел спустя две недели после того, как Кьеркегор защитил свою магистерскую диссертацию: «О понятии иронии, с особым вниманием к Сократу». «Магистром иронии» называл себя впоследствии Кьеркегор.

В этой диссертации обнаруживается не только тщательное изучение сократических диалогов Платона, но и знания философии Гегеля, полученные от университетских преподавателей, датских гегельянцев Хейберга и Мартенсена. Но в этой диссертации заметно сказывается влияние датских антигегельянцев Меллера и Сибберна. Прав знаток литературного наследства Кьеркегора Нильс Тульструп, утверждая, что уже и в то время Кьеркегор не был гегельянцем.

Через две недели после разрыва он уезжает в Берлин слушать лекции Шеллинга. По возвращении домой после четырехмесячного пребывания в Пруссии начинается новый этап в его жизни - творческое затворничество. В 1838 году ушел из жизни отец Серена. Еще ранее умерли его мать, все сестры и два брата. Остался в живых лишь один старший брат, будущий епископ. Не случайно критическая статья Кьеркегора о романе X. К. Андерсена озаглавлена: «Из бумаг одного пока еще живого».

В наследство от отца ему осталась крупная сумма, более 30 тысяч ригсдалеров в ценных бумагах, обеспечившая ему не только комфортабельное, расточительное существование до конца жизни, но и позволившая оплачивать издание всех его сочинений. Поселившись в просторном доме, обслуживаемый секретарем и слугой, Серен не отказывал себе ни в хороших сигарах, ни в изысканных винах. Он жил замкнуто, в полном одиночестве.

«Я живу, - писал он в своем «Дневнике», - в своей комнате, как в осаде, не желая никого видеть и постоянно опасаясь нашествия противника, то есть какого-нибудь визита, и не желая выходить». Но каждодневно он выходил на прогулку по улицам Копенгагена, тощий, очкастый, со своим «верным другом» - зонтом под мышкой, с широкополым цилиндром на макушке и сигарой в зубах, обмениваясь ироническими репликами со встречными знакомыми. Вернувшись домой, в свою «осажденную крепость», он принимался за работу.

За исключением нескольких месяцев преподавания латинского языка и кратковременных занятий в пасторской семинарии, Кьеркегор никогда нигде не состоял «на службе». Предназначенный отцом к пасторской деятельности, он не воспользовался окончанием теологического факультета. И хотя Кьеркегор на разных этапах своей жизни намеревался стать сельским священником, он так и не осуществил этого намерения. Не воспользовался он и возможностью университетской деятельности, открывшейся ему после получения ученой степени. Но работоспособность его поистине поразительна.

Стоя у пульта, он писал и писал, денно и нощно, при свечах до рассвета.

«Поэтому я люблю тебя, тишина духовного часа, здесь в моей комнате, где никакой шум и никакой человеческий голос не нарушают бесконечность раздумья и мыслей. Поэтому я люблю тебя, тишь одиночества».

В1843 году вышло в свет крупнейшее произведение Кьеркегора - двухтомная этико-эстетическая работа «Или - или» в 838 страниц. За последующие двенадцать лет (до его смерти) он опубликовал более шести тысяч печатных страниц (пятнадцать томов Собрания сочинений), а его рукописное наследство составляет почти десять тысяч страниц (в том числе «Дневник», начатый им с 1838 года и продолженный до конца жизни), заполнивших двадцать печатных томов. Это эстетические, этические, религиозные (88 «Назидательных речей»!), философские произведения. «Датский Сократ», как любят называть его почитатели, и в этом отношении радикально отличался от своего древнегреческого прообраза, не написавшего, как известно, ни одной страницы.

Вся жизнь Кьеркегора - своеобразное опьянение литературным творчеством. Сам он сравнивал себя с Шехерезадой, спасавшей свою жизнь сказками, то есть творчеством. Однако покоя не было. «Или - или» имела успех (в 1849 году вышло второе издание), и Кьеркегор сделался местной знаменитостью, так как ни для кого не было секретом, кто кроется за псевдонимом Виктор Эремита и за другими псевдонимами быстро следовавших одна за другой его новых книг. Его произведения вызвали негодование обывателей, нескончаемые кривотолки. Сатирический журнал «Корсар» (распространявшийся с большим для тогдашнего Копенгагена тиражом в три тысячи экземпляров) сделал Кьеркегора предметом непрестанных карикатур и издевательств. Писателя изображали то на макаронных ножках, то сидящим на спине девицы. Самому редактору «Корсара», Гольшмиту, травля была вовсе не по душе, он очень ценил заслуги писателя в области религиозного мышления, и он ее в конце концов прекратил.

«Я - мученик насмешек», - записывает Кьеркегор в своем «Дневнике». На улицах в Копенгагене Кьеркегора преследовала брань прохожих. Мальчишки с криками «или - или» гонялись за ним и швыряли в него камнями. Его замкнутость и одиночество еще более усилились. «Если Копенгаген вообще когда-нибудь был единого мнения о ком-нибудь, то я должен сказать, что он был единодушен обо мне я - тунеядец, праздношатающийся, бездельник, легковесная птичка». «Для целого слоя населения я действительно существую как своего рода полупомешанный».

Жалобами на то, что никто, ни один человек его не понимает, пестрят записи в дневниках Кьеркегора. Всю жизнь Кьеркегор чувствовал себя несчастным человеком. Его одолевали меланхолия, ипохондрия, преодолеваемые пароксизмами творческого вдохновения. «Я - в глубочайшем смысле несчастная личность, которая с самых ранних времен была прикована так или иначе к граничащему с безумием страданию.» «Кто я есть? Как я явился на свет? Почему меня об этом ранее не спросили?» «Где-то в Англии, - писал Кьеркегор, - имеется надгробный памятник, на котором начертано одно только слово: «Несчастнейший». Я могу предположить, что кто-нибудь это прочтет и подумает, что там никто не погребен и это предназначено для меня».

Каких только анормальностей не нашли специалисты (в кавычках и без кавычек) у датского философа: и шизофрению, и эпилепсию, и эдипов комплекс, и мазохизм, и нарциссизм, и бессознательный гомосексуализм, но чаще всего - маниакально-депрессивный психоз. Последнего диагноза придерживался и знаменитый датский психиатр X. Хельвегоду. По всей вероятности, так и было. Уж очень странный, неуравновешенный, причудливый, эксцентричный человек был Серен Кьеркегор. «Все существующее меня пугает, - признавался он. - От мельчайшей мушки и до таинства воплощения; все для меня необъяснимо, в особенности я сам. Неимоверно мое страдание, безгранично». Это исповедь двадцатипятилетнего студента, предававшегося разгульной жизни.

Все это, безусловно, надо учитывать при изучении творчества Кьеркегора. Но, в то же время, это был человек большой умственной одаренности, владеющий необычайным литературным мастерством. Немного можно назвать философов, обладавших таким стилистическим даром и изобретательностью.

Не только дневники, но и все литературные произведения Кьеркегора - эстетические, философские, религиозные - устремлены на самого себя, обращены внутрь, к собственным переживаниям, преломлены сквозь призму своего внутреннего мира. «Казалось бы, я пишу такие вещи, от которых должны рыдать камни, - писал Кьеркегор в своем «Дневнике», - но они лишь смешат моих современников».

Весьма характерно для литературной манеры Кьеркегора, что все свои основные произведения (исключая религиозные проповеди «Назидательных речей») он публиковал под различными псевдонимами. Уже в 1842 году в начале своей литературной деятельности он поместил в газете объявление, в котором отказывался от авторства «многих остроумных статей». Около двадцати статей обозначены инициалами, но все крупнейшие сочинения изданы под вычурными псевдонимами. Начиная с «Или - или» Кьеркегор выступал под десятком различных псевдонимов, притом даже антитетичных (Климакус и Анти-Климакус). (Иоанн Климакус - живший в VI веке настоятель синайского монастыря, мистик, описавший тридцать ступеней лестницы на пути души к небу). Вопреки нескончаемым сомнениям, одолевавшим Кьеркегора, у него не было сомнения в одном: в своей гениальности.

«Я отлично знаю, - утверждал он уже в начале своей литературной карьеры, - что в данный момент я самая одаренная голова среди всей молодежи…». А через пять лет: «То, что я являюсь писателем, который безусловно окажет честь Дании, это твердо установлено…» И еще год спустя: «О, после моей смерти одного «Страха и трепета» будет достаточно, чтобы сделать мое имя бессмертным».

Название одной из лучших книг философа «Страх и трепет» взято из Ветхого завета - она посвящена рассмотрению философско-нравственных проблем на материале сказания о Аврааме и Исааке. Задумываясь о смысле человеческой жизни, Кьеркегор создает беспредельно пессимистическую картину, связанную с реальной действительностью общества своего времени, но эта картина может быть соотнесена с современной эпохой.

Увы, современники не оценили его гения. Главное философское произведение писателя - «Заключительное ненаучное послесловие» не вызвало ни малейшего интереса и разошлось тиражом в 50 экземпляров. А «Философские крохи», пространным комментарием к которым было это произведение, по собственному свидетельству Кьеркегора, «безо всякого препирательства, без крово-, без чернилопролития эта работа осталась незамеченной, нигде не обсуждалась, нигде не упоминалась…»

Последний год жизни Кьеркегора - это год его бунта, мятежа, восстания против религиозного лицемерия и формальной обрядности протестантской церкви. Поводом для восстания послужила кончина в 1854 году главы датской протестантской церкви епископа Мюнстера, друга и духовного наставника Кьеркегора-отца. Когда его преемник епископ Мартенсен выступил с восторженной апологией своего предшественника как «свидетеля Христа», Кьеркегор взбунтовался. «Рядом статей этой газете («Отечество») я открыл теперь, говоря военным языком, живой огонь, выступив против официального христианства и тем самым против духовенства в нашей стране».

За полгода на страницах газеты была опубликована 21 статья, а с 24 мая 1855 года начал выходить в свет собственный, издаваемый Кьеркегором на последние оставшиеся от отцовского наследства деньги, листок «Мгновение», всецело посвященный начатой им в «Отечестве» кампании. Философ с негодованием обрушился на официальные церковные установления и их блюстителей, предавших заветы Иисуса Христа. Особенно резким нападкам подвергся глава датской церкви. Клерикалы пришли в бешенство. Последний (десятый) подготовленный Кьеркегором номер не вышел в свет. Огромное нервное возбуждение не прошло бесследно. Кьеркегор, потеряв сознание, упал на улице и через несколько дней скончался в возрасте 42 лет.

Это произошло 11 ноября 1855 года. Чувствуя приближение смерти, философ пожелал причаститься, но не из рук священника, а от частного лица. В этом ему было отказано. Толпа видела в его смерти перст Божий. Своей надгробной эпитафией он задолго до смерти избрал: «Тот Единичный».

Многочисленные сочинения Серена Кьеркегора оставляют 28 томов, 14 из них занимают дневники. В философии Карьеркегора предвосхищены основные моменты современной экзистенциональной философии, которые пронизывают творчество Гуссереля, Ясперса, Хайдеггера, Сартра и Камю.

Серен Кьеркегор называл себя поэтом или писателем, но никогда - философом. Он восхищался народной поэзией: «В ней есть сила желаний. Желания же нашего времени только греховны и пошлы, - у нас все сводится к желанию поживиться за счет ближнего». В начале творчества писатель страдал от несовершенства своего языка и стиля: «Неужели я навек осужден только лепетать?» - и в дальнейшем достиг высокой художественности и поэтичности произведений. Кьеркегор хорошо знал античную философию, на которую ссылался в своих произведениях, и вел серьезную полемику с Кантом и Гегелем.

Наряду со свободой, страданием, грехом и виной одной из основных экзистенциалистских категорий у Кьеркегора является страх - это также одна из неотъемлемых всеобщих форм, атрибутов человеческого существования. Страх находится в нераздельном единстве с грехом, страданием и свободой. Страх - беспредметное чувство, владеющее человеком, страх перед «ничто», тревога, беспокойство. «Страх, - по определению Кьеркегора, - есть отношение свободы к вине». Подлинный страх - это страх грешника перед Богом. Это не низменное чувство, не животный инстинкт, а признак совершенства человеческой природы: «Тот, кто… научился страшиться по-настоящему, тот научился наивысшему». Без страха Божьего нет веры, нет религии. «Уничтожьте страшащееся сознание, - говорит Кьеркегор, - и вы можете закрыть церкви и сделать из них танцевальные залы».

Средоточием страха является страх смерти. Жизнь человеческая - это «жизнь к смерти». «Мне представляется, - гласит запись в «Дневнике» за 1837 год, - будто я раб на галере, прикованный к смерти; каждый раз, с каждым движением жизни, звенит цепь, и все блекнет перед лицом смерти - и это происходит каждую минуту». Все люди смертны, я человек, следовательно, я смертен, неминуемо обречен на смерть - как эхо звучит в его сознании на каждом шагу жизненного пути. Причем смерть для него не отдаленная перспектива. «… В каждое мгновение существует возможность смерти». Неминуемость ее сочетается с неопределенностью смертного часа. Она скрывается за каждым углом, непрестанно угрожает своей внезапностью. Это сочетание еще более обостряет страх смерти, делает его постоянным спутником жизни.

Но если жизнь есть не что иное, как страдание, страх, вина, то есть ли в ней смысл? Оправданна ли привязанность к жизни? Если жизнь лишена ценностей, то не все ли равно, как жить? «Женись, ты об этом пожалеешь; не женись, ты и об этом пожалеешь: женишься ли ты или не женишься, ты пожалеешь в том и другом случае… Повесься, ты пожалеешь об этом; не повесься, ты и об этом пожалеешь, в том и другом случае ты пожалеешь об этом. Таково, милостивые государи, резюме всей жизненной мудрости…»

Отчуждение от земных благ, пренебрежение ко всем конечным, земным интересам - это не безразличие, не равнодушие, а выбор, решение, принятое и проповедуемое Кьеркегором. «Первое истинное выражение отношения к абсолютной цели есть отречение от всего…» Монашество, аскетизм для этого недостаточны: решающим является не внешнее проявление, а внутреннее отношение. Слова апостола Иоанна: «Царство мое не от мира сего» - начертаны на экзистенциалистском знамени Кьеркегора. «Христианское учение возвещает, что страдание есть благо, что благом является самоотрицание, что отречение от мира есть благо. И в этом нерв этого учения». Отношение писателя к жизни с предельной выразительностью звучит в словах его последней записи в «Дневнике»: «Назначение этой жизни - довести себя до высшей степени презрения к жизни». Тем не менее отчаяние - не последнее его слово.

Отчаяние - не только слабость, но и грех. Сама по себе жизнь бесцельна и бессмысленна. «Страдать, переносить страдания, идти к смерти. Но страдание не цель». Достигнув презрения к жизни, надо жить во искупление вины, обретая в жизни возмездие за грех. Из нужды Кьеркегор делает добродетель. «Христианин не мазохист… поскольку страдание есть средство и трамплин скорее, чем самоцель».

Признавая отчаяние конечным результатом мысли, Кьеркегор противопоставляет мысли веру. Его окончательная альтернатива либо вера, либо отчаяние. Жизнь, полная страдания, приобретает смысл и оправдание как путь к спасению через искупление. Страдание - дорогая цена, за которую всемогущий Бог продает человеку грядущее спасение.

Если разум приводит к отчаянию, вера спасает от него - таково основоположение экзистенциализма. Если разум убеждает в безнадежности, вера дает надежду, служит утешением. Надежду на бессмертие души. Жизни как преходящему, временному страданию противостоит вечное блаженство. Человек стоит на перекрестке. Одно из двух: или временная, земная жизнь, страх и страдание, «или презрение к земному, жертвенностью и страданием возвещая христианство» как путь к потустороннему вечному блаженству.

Страх смерти уступает место ее ожиданию как упоительной надежды, как избавления. «… Смерть есть всеобщее счастье всех людей…». Таким образом, страх смерти устраняется не презрением к смерти, а презрением к жизни, волей к смерти, преклонением перед ней. За этим следует безудержная мистика бессмертия души и загробного блаженства. «… Вполне ли надежно, - задает он вопрос, - что нас ждет вечное блаженство?»

Ответ на этот вопрос ставит нас перед «пропастью, через которую рассудок не может перейти…». Но это не меняет дела, «ибо я, - признается Кьеркегор, - вовсе не намеревался доказывать, что есть вечное блаженство…». Дело в том, что «вопрос о бессмертии по существу своему вовсе не научный вопрос… Объективно вопрос этот вообще не поддается ответу… Бессмертие - самая страстная потребность, в которой заинтересована субъективность, и в этой заинтересованности как раз и состоит доказательство».

Из книги Полное собрание сочинений Алексея Степановича Хомякова. Том 2 автора Хомяков Алексей Степанович

Несколько слов Православного Христианина о западных вероисповеданиях по поводу одного послания парижского архиепископа. 1855 Перевод с Французского.Подлинник издан в Лейпциге, Брокгаузом.93ПРЕДИСЛОВИЕ.Не смотря на частые нападения, которым подвергалось Православие в

Из книги Избранное: Теология культуры автора Тиллих Пауль

Кьеркегор как экзистенциальный мыслитель За девять лет, в течение которых я наблюдаю развитие теологии в Америке, я заметил, что интерес к творчеству Кьеркегора и влияние его мысли на старшее и молодое поколение теологов возросли. Этот процесс обусловлен как

Из книги 25 ключевых книг по философии автора Хесс Реми

Серен Кьеркегор 1813–1855Понятие страха1844Учение Кьеркегора занимает важное место в истории философии, и это убедительно показывает Сартр в своих Проблемах метода. Место это, конечно, не «первое», поскольку Кьеркегор строил свою теорию прежде всего как опровержение

Из книги Философия автора Спиркин Александр Георгиевич

2. С. Кьеркегор Серен Кьеркегор (1813–1855) - датский теолог, философ, представитель философии жизни, и писатель. Как и А. Шопенгауэр, он высказывал недоверие к разуму. Он отрицал единое идеальное начало мира, - будь то воля, разум или что-либо другое из области

Из книги Страх. Сладострастие. Смерть автора Курпатов Андрей Владимирович

Сёрен Кьеркегор Всякий дискурс имеет долгую историю, и рассматриваемый нами дискурс не составляет исключения из этого правила. Поэтому раскрывать дискурс необходимо в исторический перспективе, начиная исследование с точки перелома, обратив свой взгляд сначала в

теолог и писатель .

Биография.

Сёрен Обю Кьеркегор родился в Копенгагене, в семье разбогатевшего купца - бывшего крестьянина Петера Кьеркегора, 5 мая 1813 года.

Окончил теологический факультет Копенгагенского университета в 1840 году . Степень магистра получил в1841 году , защитив диссертацию «О понятии иронии, с постоянным обращением к Сократу», посвященную концепциям иронии у древнегреческих авторов и романтиков .

Скончался во время эпидемии гриппа на сорок третьем году жизни, 11 ноября 1855 года, в Копенгагене.

Этапы творчества.

Принято выделять пять периодов творчества Кьеркегора:

  1. - («Из записок ещё живущего», 1838; «О понятии иронии», 1841)
  2. - («Поучительные речи», 1842; произведения, опубликованные под псевдонимами : «Или-или», 1843; «Страх и трепет», 1843; «Повторение», 1843; «Философские крохи», 1844; «Понятие страха», 1844; «Стадии на жизненном пути», 1845; «Заключительное ненаучное послесловие», 1846)
  3. Полемика - в «Корсаре » с П. Мёллером и М. Гольдшмидтом
  4. - («Дело любви», 1847; «Христианские речи», 1848; «Болезнь к смерти», 1849; «Введение в христианство», 1850)
  5. - - период молчания вплоть до «церковной полемики» 1855 года (публикация статей в журнале «Мгновения» с критикой грубых смысловых подмен в церковной жизни современной ему Дании).
Основные идеи. Три стадии человеческого существования

Ключевым в наследии Кьеркегора является учение о трёх стадиях человеческого существования. Впервые Кьеркегор формулирует его в «Или - или». Окончательную формулировку учение получило в работе «Заключительное ненаучное послесловие к „Философским крохам“».

Кьеркегор выделяет три стадии человеческого существования:

  • эстетическая,
  • этическая,
  • религиозная.

В соответствии с этими стадиями Серен Кьеркегор делит людей на четыре типа: обыватель (Spidsborgeren), эстетик (Æstetikeren), этик (Etikeren), религиозный человек (den Religiøse).

Обыватель живёт так, как окружающие: старается работать, создать семью, хорошо одеваться и говорить хорошо. Он следует стадному инстинкту. Он плывёт по течению и смиряется с обстоятельствами, не думая о том, что он может что-то изменить в своей жизни. Он просто не знает, что у него есть выбор.

Эстетик знает, что у него есть выбор. Он знает, что ему не нужно следовать за всеми. Он выбирает сам свой путь. Он выбирает жизнь, которая полна удовольствий. Ему нравится хорошая еда, стакан вина, красивые женщины. Он не думает о чувстве долга и ответственности и вовсе не думает, что такое хорошо и что такое плохо. Он просто живёт сегодняшним днём и наслаждается жизнью. Если нет ничего интересного, то ему становится скучно. Он чувствует, что его жизнь пуста.

Человек может перейти через переживание отчаянья на этическую стадию тогда, когда его поступками руководит разум и чувство долга. Этик не чувствует, что его жизнь пуста. У него развито чувство долга и ответственности. Он разбирается, где добро и где зло, что такое хорошо и что такое плохо. Он считает, что нужно жить с женщиной, любить её и быть ей верным. Ему хочется совершать только хорошие поступки и не совершать ничего плохого. На этической стадии эстетическая не исчезает бесследно, а происходит постоянно колебание между эстетическим и этическим.

В конце концов, человек может прийти к осознанию ограниченности как эстетического, так и этического образа жизни, снова испытав отчаянье. Тогда дискретно может произойти прорыв на духовную стадию, где человеком руководит сердце, вера, которая не подвластна ни чувственности, ни разуму. Религиозный человек понимает, что он не совершенен. Он знает, что он грешен и нуждается в Боге. Он верит всем сердцем, что Бог его простит. Бог - совершенен, человек - нет.

Отчаяние Памятник Кьеркегору в Копенгагене

В соответствии с тремя стадиями развития человеческого существования Кьеркегор рассматривает три типа отчаяния.

«Отчаяние возможного» у эстетического человека связано с фактичностью , не соответствующей ожиданиям человека. В своем сознании такой человек стремится подменить свое другим Я, обладающим некоторыми преимуществами: силой, умом, красотой и т. п. Отчаяние, возникающее от нежелания быть самим собой, приводит к распаду самости . Отдельные эстетические удовольствия фрагментарны и не обладают единством. В результате Я «рассыпается в песок мгновений».

«Мужественное отчаяние» возникает в результате желания быть самим собой, добиться непрерывности Я. Такое желание - результат нравственных усилий этического человека. «Я» для такого человека - уже не совокупность случайных «эстетических» удовольствий, а результат свободного формирования своей личности. Однако трагическая «самонадеянность» человека, возомнившего, что только его собственных человеческих сил достаточно для воплощения Я, приводит к отчаянию в неспособности преодолеть собственную конечность, «возвыситься до Бога».

«Абсолютное отчаяние» у религиозного человека возникает в результате осознания богооставленности мира и собственного одиночества перед Богом.

Где я? Что значит сказать "мир"? Каково значение этого слова? Кто заманил меня сюда и покинул здесь? Кто "я"? Как я оказался в этом мире? Почему меня не спросили, почему не познакомили с его правилами, а просто всунули в него, как будто я был куплен у продавца душ? Как я оказался вовлечённым в это громадное предприятие, называемое действительностью? Разве это не дело выбора? Кому я могу пожаловаться?

С. Кьергегор. «Философские крохи, или Крупицы мудрости» . Послесловие.

Истинная вера, как считал Кьергегор, не является результатом усвоения религиозной традиции , она результат абсолютно свободного и ответственного выбора в ситуации абсолютного одиночества.

Страх

Страх (Angst ) возникает у человека как существа онтологически свободного, но отмеченного печатью первородного греха, а потому смертного и конечного . Страх возникает из осознания невозможности преодоления собственной смерти и риска неправильного распоряжения собственной свободой. Страх таким образом является ситуацией, в которой проявляется человеческая свобода.

Рациональность и Экзистенциализм

В противовес развитию, которое придал немецкому классическому идеализму Гегель, Кьеркегор настаивал на вторичности рационального знания и первичности индивидуального отношения к существованию - а также вытекающих из этого отношения поступков и действий. В этом смысле позиция датского мыслителя, с одной стороны, близка к Канту, утверждавшему о "первенстве чистого практического разума в его связи со спекулятивным" , а с другой - принципиально расходится с кантовским утверждением о (само)достаточности универсальных этических критериев в деле осуществления человеком свободного личностного выбора ("Страх и трепет" , заключительный фрагмент "Или - или" и др.).

Оценка такой позиции как иррационалистической оспаривается в исследовательской литературе .

Русское написание имени. Могила Сёрена Кьеркегора

Наиболее употребительное написание фамилии философа на русском языке - Кьеркегор. В литературе также встречаются варианты: Киркегард, Керкегор, Кьёркегор и др.

С точки зрения Д. А. Лунгиной, наиболее близко к датскому произношению произношение фамилии как Кергегор, к немецкому - Киркегард; неоправданно сложному написанию Кьеркегор и немецко-датскому смешению Киркегор Д. А. Лунгина предпочитает отчасти адаптированное к графике, отчасти к русской традиции Керкегор .

Интересные факты.

  • 5 мая 2013 года, в день 200-летия философа, на логотипе (из серии юбилейных «дудлов») русскоязычного Google было изображено, как маленькие человечки пишут огромными перьями название поисковика.
Избранные работы.
  • 1841 - О понятии иронии (Om Begrebet Ironi med stadigt Hensyn til Socrates )
  • 1843 - Или-или (Enten-Eller ; включает части Диапсалмата , Несчастнейший , Дневник обольстителя , Эстетическая ценность брака и др., которые часто издаются отдельно)
  • - Две назидательные беседы
  • 1843 - Страх и трепет (Frygt og Bæven )
  • 1843 - Повторение (Gjentagelsen )
  • 1844 - Философские крохи (Philosophiske Smuler )
  • 1844 - Понятие страха (Begrebet Angest )
  • 1845 - Стадии жизненного пути (Stadier paa Livets Vei )
  • 1846 - Заключительное ненаучное послесловие (Afsluttende uvidenskabelig Efterskrift )
  • 1847 - Назидательные речи в различном духе (Opbyggelige Taler i forskjellig Aand )
  • - Чему нас учат полевые лилии и птицы небесные
  • 1847 -