Идею о сверхчеловеке первым разрабатывает. Что не так с идеей ницше о сверхчеловеке

04.05.2020 Гороскоп

Концепция «Сверхчеловека» Ф. Ницше


Усачёва Алёна ЭК-11

Фридрих Ницше родился 15 октября 1844 года, в Саксонии. Жизнь у философа была тяжёлой: будучи почти слепым, он испытывал невыносимые головные боли; а также проблемы с желудком. Вся его жизнь - это борьба с болезнью, но, даже не смотря на болезнь, Ницше работает над своими произведениями.

Поворотным моментом в становлении концепций Ницше стало прочтение им книги Артура Шопенгауэра «Мир как Воля и Представление». Я понял его, как если бы он писал для меня, так отзывался Ницше о своем учителе.

Самое известное его произведение «Так говорил Заратустра». Фридриха Ницше не понимали современники, поэтому в своей книге он написал необычный подзаголовок: Книга для всех и ни для кого. В книге автор показывает человечество, которое пробудилось к новой жизни, указывает на желанный образ Сверхчеловека, а также путь становления этого Сверчеловека.

В произведении «Так говорил Заратустра» есть интересный момент. В неком городе есть две высоких башни. Между ними, очень высоко, натянут канат. В какой-то момент, идущий по городу рассказчик замечает, как на вершине одной из башен появляется человек и начинает двигаться по канату к другой башне. Он идет не спеша, боясь упасть. И в этот же момент появляется другой человек с мечом. Этот человек идет следом и догоняет первого. А ну-ка уступи мне дорогу! - восклицает он - Ибо я быстрее и сильнее, и лучше тебя! Человек с мечом - это новый, «идеальный» человек, Сверхчеловек.

Итак, кто же такой Сверхчеловек?

Ницше выделял несколько стадий развития человека. Думаю, что надо раскрыть каждую стадию для определения Сверхчеловека.

Первое состояние - состояние верблюда. Таким состоянием обладают большинство людей. Они покорно переносят все тяготы, не пытаясь, что - то изменить. Такие люди живут во власти традиций и законов.

Стадия рычащего льва - это второе состояние развития. Таких людей меньше, чем людей «верблюдов». На этой стадии человек избавляется от предрассудков. Он пытается научиться жить своим разумом и волей. Это сложная стадия, потому что легко можно вернуться к первой стадии.

Третье состояние - состояние ребенка. Это люди, которые готовы идти дальше, развиваться. В нем уже нет агрессии, но есть примирение и компромисс с миром.

С точки зрения философа, современный человек слаб, малодушен; он ни на что не способен, и, пытаясь скрыть такое свое существование, он говорит о справедливости, сострадании и тому подобным вещам. Идеал человека - это Сверхчеловек, как говорил сам Ф. Ницше, «белокурая бестия», который имеет цель в жизни и уверенно идет к ней, сокрушая все общепринятые вековые привычки, взгляды и идеалы. Хочу заметить, что, по мнению Ницше, главным заблуждением людей является их слепое следование традициям, религии, морали и законам.

Сверхчеловек - это смысл бытия; он должен превзойти современного человека. Ницше считал, что бы вернуть человеку утраченный смысл существования, надо достичь идеи Сверхчеловека.

На счет религии у Фридриха Ницше все очень просто. Религия для него - это мораль для слабых, которые не могут ничего сделать сами, поэтому просят помощи у несуществующего Бога. Эти люди являются рабами. Таких людей больше, чем более сильных господ, которые стремятся к власти, господству и могуществу.

Бога, по мнению философа, не существует. Сверхчеловек сам себе Бог. "Мужайтесь, высшие люди! Ныне впервые мечется в родовых муках гора человеческого будущего. Бог умер, ныне мы хотим, чтобы жил Сверхчеловек!" - так говорил Заратустра.

Таким образом, Сверхчеловек - это образ «сильной личности», который стремится к власти. Он имеет смысл своего существования и уверенно идет к цели, разрушая старые традиции и законы морали.

Мораль играет разлагающую роль, так как мораль предполагает послушание и терпение, а все это расслабляет волю человека, поэтому все формы человеческого поведения маскируют «волю к власти».

Воспринимать философию Ф. Ницше можно по-разному. Его творчество анализировали многие мыслители. Отзывы получались до противоположности различные. Одни критики превозносили идеал сверхчеловека, другие, наоборот, резко осуждали его. Например, В.С. Соловьёв положительно высказывается о ницшевской идеи Сверхчеловека. В своей статье «Словесность или истина?» он пишет: Разве не прав несчастный Ницше, когда утверждает, что всё достоинство, вся ценность человека в том, что он больше, чем человек, что он переход к чему-то другому, высшему... Каждый из нас есть сверхчеловек в возможности, потенциально, но чтобы стать таким в действительности требуется, конечно, более прочная опора, чем собственное желание, чувство или отвлеченная мысль.

Но мое мнение, что концепция «Сверхчеловека» утопична. Я думаю, что образ Сверхчеловека недостижим, а люди, которые берут на себя роль Бога не смогут ничего добиться. Они не станут высшей властью, а если попытаются путем убийств и страха, то это приведет к анархии. Люди не перестанут следовать традициям, религии, морали и законам, что противоречит концепции философа. Но, несомненно, эта концепция призывает человека постоянно совершенствоваться, найти смысл в жизни и идти к своей цели. Однозначно, что это необходимо человечеству!

ницше развитие человек мораль

Список литературы


1.Ф.Ницше «Так говорил Заратустра». Книга для всех и ни для кого. - М: Интербук, 1990г.

2.Краткая философская энциклопедия. «Прогресс», 1994г.

3.Сапожников Андрей « Сверхчеловек по Ницше». URL: (дата обращения: 13.11.2003г)

Лысенко Елизавета Андреевна. Идея о Сверхчеловеке по произведению Ф.Ницше «Так говорил Заратустра».

URL: (дата обращения: 2009г)

.«Особенности философии Ницше». URL: (дата обращения: 2004г)

Ойзерман Т.И., Амбивлентность философии, М., «Канон+»; «Реабилитация», 2011 г. URL:


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Данные размышления являются всего лишь интерпретациями идей различных философов и течений. Автор стремится передать их в первозданном виде, но не застрахован от случайного домысления.

Сами по себе идеи почти ничего не могут - эти единичные смысловые конструкты слишком слабы, слишком одиноки, слишком ничтожны и поэтому не способны повлиять на человеческое общество. Но если из разрозненных идей собрать более-менее цельный конструкт, отвечающий потребностям обладающей потенциальной или фактической властью какой-либо социальной, то дело может принять дурной оборот. Идея сверхчеловека не нова для человеческой культуры, но сама по себе она ничего не несёт и слишком сильно зависит от контекста, в который её помещают. Пара ловких логических манипуляций и вот уже идею о сверхчеловеке можно найти и в Библии, и в мифах древности, и в рекламных слоганах дезодорантов и шампуней. И ваш любимый супергерой тоже может оказаться тем ещё уберменшем - нужно лишь взглянуть на него под определённым углом.

Если вам вдруг захочется узнать о концепции Ницше побольше, то, скорее всего, вы первым делом окажетесь на википедии и не факт что после этого захотите продолжить путь (хотя заглянуть на киберленинку всё же не помешает). Несмотря на то что понимание уберменша для Ницше, это в первую очередь понимание моральное (при этом императивное — сверхчеловеку не нужно общество, чтобы жить нравственно — он сам себе общество), последующие интерпретации сместили фокус на физические особенности уберменша, оставив за бортом метафизическое измерение, благо Ницше сам оставил эту лазейку, когда говорил об эволюции человека. Возможно именно этот биологический пафос и стал тем, что позволило идее о сверхчеловеке стать частью массовой культуры. Ну, а то, что идея была изначально изложена в художественном произведении, лишь дало ещё больший толчок к последующим трактовкам и интерпретациям.

«Бог мёртв» - именно эта предпосылка и создаёт базис для появления ницшеанского сверхчеловека, который оказывается один на один перед многогранным миром без этического проводника, без нормативистского сверх-Я, которое бы могло указать ему путь и оправдать (или осудить) все его деяния.

Но возможно ли существование сверхчеловека без смерти бога? - Да, возможно.

Задолго до Ницше об этом говорили гуманисты эпохи Просвещения, которые вывели, что раз человек создан по образу и подобию Бога, то сам является Богом, а значит способен действовать независимо, вне рамок, накладываемых на него Библией, священниками или господствующей моралью. Данная логическая конструкция позволяет выйти из-под власти Большого Другого, который до этого определял жизни людей, чтобы стать для себя источником морали, не зависимой от внешнего субъекта.

Нечто подобное сделали и экзистенциалисты, которые в своей массе отрицали власть идеи над человеком и оставляли его абсолютно незащищённым перед внешним миром. Если осознал эту правду жизни, что всё то, во что ты верил, - всего лишь выдумка, то можешь поверить в любую из всех возможных. Или создать свою собственную картину мира, которая будет ничем не лучше остальных. Но при этом и не хуже.

Чтобы как можно глубже понять «Мираклмена» в интерпретации Алана Мура всё вышесказанное лучше держать в голове, иначе отсылки к философии Ницше так и останутся лишь простыми отсылками, призванными придать условной глубины и ценности посредством культурной преемственности. Но что ещё более важно - именно подобное детальное рассмотрение произведения позволяет обнаружить, что как бы не пытался Мур, он всё так же остался в плену стереотипов массовой культуры и не смог преодолеть рамки биологического понимания сущности сверхчеловека (хотя может это и вина супергероического жанра, преодолеть недостатки которого раз за разом пытался Мур). Но для этого нужно чуть более детально разобрать сюжет комикса.

Внимание, Спойлеры!

Одно из самых явных достижений Мура - это перемещение Мираклмена и его чудо-семьи из Золотого Века в Бронзовый со всем сохранением ранее накопленного опыта. Всё, что происходило тогда - не более чем искусственно созданные сны в секретных правительственных лабораториях. Всё чудо-семейство - результат изучения технологии инопланетян, которая позволяет с помощью заложенных триггеров менять тела живых существ, оставляя разум на месте. Главная слабость чудо-семьи - необходимость для «превращения» использовать специальные слова, которые иногда нет возможности произнести или можно забыть. Из-за череды неудач учёным пришлось вывести чудо-людей из сна, а затем и попытаться уничтожить их атомным взрывом. Один погиб, второй потерял память, а третий познал, что он сам вершитель своей судьбы и избавился от оков своего старого миропонимания. Здесь берёт начало одна из первых попыток художественными средствами раскрыть сущность сверхчеловека. Их здесь будет много, но эта видится мне одной из самых важных.

Первое и самое популярное измерение сверхчеловека - физическое или биологическое, несмотря на то, что фактически это два разных критерия. Физически, то есть внешне, сверхчеловеком может быть любая разумная форма жизни гуманоидного типа, обладающая пониманием человеческой культуры, ведь человек - это не только биологический конструкт, но и социальный. Супермен является физическим воплощением сверхчеловека, но никак не биологическим - он представитель инопланетной расы, которая чисто случайно (и маркетингово) имеет ту же морфологию, что и мы с вами. Мираклмен Мура даже не смотря на использование инопланетных технологий является сверхчеловеком на биологическом уровне (но в отличие от своей дочери искусственно созданным). Он воплощает в себе внешние черты сверхчеловека - неуязвимость, способности к полёту, лучи из глаз и целый ворох суперсил, которыми он пока ещё не овладел. Он является сверхчеловеком по праву силы, точно так же как ими являются все члены чудо-семьи.

Молодой Мираклмен некогда был протеже главного героя, он всего лишь учился быть «супергероем». Если у Мираклмена был исключительный компас определения добра и зла (о том, что эти понятия оценочны и контекстуальны я думаю вам не нужно напоминать), то у обоих его помощников была лишь ориентация на наставника, подражание его действиям, мыслям и суждениям. Когда же главный герой потерял память (что равносильно его смерти), то Молодой Мираклмен остался без этического компаса. Это позволило ему прийти к мысли, что этики как таковой и не существует. Ну, или она существовала до тех пор, пока был жив её носитель - детали не особо важны. Нормы всего лишь выдумка, которая была призвана подчинить его чужой воле и заставить действовать иначе, чем он того хотел. Он обрёл новый тип разумности, основанной на следовании собственным желаниям, а не желаниям Большого Другого. Увы, но обида, последовавшая за осознанием этого факта, не позволила ему выстроить собственный моральный комплекс - «Бог умер», осталась нигилистическая пустота, в противовес которой Ницше некогда и выдвинул идею сверхчеловека.

Следующая точка, в которой раскрывается сущность сверхчеловека - это прибытие вернувшего себе память (и сверхсилы) Мираклмена на секретную базу. Чуть позже увидевшие его мощь немецкие солдаты воскликнут, что это и есть тот уберменш, который был их идеалом во времена Третьего Рейха. Светловолосый атлет, способный руками разрывать танки. Для Гитлера идея сверхчеловека была составной частью антисимитизма, способом ограничить людей высшей крови от людей низшей. Разграничить их права на биологическом уровне, уничтожить «слабую ветвь» человеческой эволюции. Именно таким уберменшем и был Мираклмен - ариец, во благо нации которого совершались самые ужасные деяния и чьей волей ни прикрывались. Именно на базе Мур высказывает одну из самых глубоких своих идей - не столь важно, какими силами обладает физическое воплощение сверхчеловека, главное, чтобы он был на «нашей стороне», был управляем и действовал в «наших» интересах. Его главная задача - сохранять статус-кво, оставлять одних у власти и не давать другим до неё добраться. Метафизически это, конечно, не сверхчеловек.

Следующим важным событием становится борьба Пантеона (Мираклмена (М), Мираклвумен и их друзей-инопланетян) против Молодого Мираклмена (ММ), который вновь появляется в этом мире. К тому моменту Мур накинет множество образов и смыслов к общей сюжетной линии, так что истинную суть очередного противостояния сверхчеловека (ММ) и Бога (М) очень легко упустить из виду, тем более что это сражение становится и сюжетной кульминацией. Противостояние этих существ приобретает новое значение - оно начинает отражать ещё и борьбу различных мироощущений. Не смотря на то, что сам Мур объясняет это противостояние через тягу антогониста к Тонатосу, смерти (тогда как главные герои воплощают собой Эрос, живородящее начало), производимое антагонистом разрушение носит иное символическое наполнение, состоящее из того же нигилизма и отрицания текущего миропорядка как такового. Он обладает запредельной силой и только поэтому оказывается способен совершить столь огромные разрушения. И, что самое важное, он хочет победить Бога, который и воплощает для него мораль. Только с его смертью он сможет обрести власть над своей собственной жизнью. Во всех остальных случаях его будут способны подчинить своей воле вполне реальные существа. Точно так же ведут себя атеисты, борющиеся с церковью - они хотят уничтожить источник угнетения, символически выраженный во власти бога над ними. Точно так же ведут себя подростки, бунтующие против «системы». Когда же Молодой Мираклмен оказывается повержен, начинается новая глава в истории этого мира.

Мир после лондонской резни - это мир, который понимает, что с человечеством вместе живут существа, способные к невообразимым разрушениям и неуязвимые к человеческому оружию. Единственный способ управлять ими - это идеология, но к этому моменту люди оказываются лишены и этого инструмента. Оставшиеся в живых сверхлюди принимают решение перестроить человеческое общество, но делают это исходя из на мой взгляд странных предпосылок. Главная причина их «реформ» - «действие для блага людей». Ответ на вопрос, почему не спросить у людей, что они считают благом: «Разве мы спрашиваем как дела у рыб? Хочет ли корова стать фаршем?». Главная причина, почему они считают себя выше человечества - их сила. Именно в ней заключается их сверхчеловечесность, а не в способности выйти за рамки существующих норм и создать собственный морально-этический кодекс. Они способны это сделать, но не это определяет их как сверхлюдей.

Они уничтожают всё ядерное оружие, изымают обычное, отменяют деньги и разрешают все виды наркотиков. Они позволяют себе это делать, потому что у них есть сила, потому что они считают себя выше людей эволюционно. Они делают лучшей жизнь людей, но не самих людей. Или не всех. Всё так же остаются сильны церкви, образуются новые религиозные течения, которые начинают воспевать подвиги Пантеона. Они называют себя Пантеоном и берут имена греческих богов, чтобы показать свой статус и заставить людей подчиняться. Но, с другой стороны, они позволяют людям вознестись и создать себе вторые тела. Тем людям, которые оказываются готовы выйти за рамки собственных убеждений и отказаться от путеводного голоса Большого Другого. Тем, кто способен понять их логику, согласится и впоследствии развить. Тем, кто способен сам выстраивать свой жизненный путь.

«Мираклмен» как и «Хранители» выделяется во многом и тем, что мир здесь живой. Он меняется, в первую очередь, благодаря действиям сверхлюдей. Мур на уровне концепта заложил, что герои не будут соблюдать статус-кво и перекуют под себя мир. Это то, что не удалась большинству супергероев, ведь вместо того,чтобы решать проблемы системно, они сосредотачивались лишь на устранении видимых результатов противоречий, но никак не разрешении последних. Это связано с рядом причин, в число которых входит маркетинговая необходимость постоянно получать прибыль за счёт продажи продукции с любым героям масскультуры, а также с тем, что для большего погружения читатель должен видеть в комиксах мир, похожий на тот, что находится у него на окном. У Мираклмена нет Цитадели Одиночества, в которой можно было бы уединиться и снять с себя ответственность за всё, что происходит вокруг. Он изменяет мир, но оставляет людям право наслаждаться своими заблуждениями. В действиях Пантеона видны отражения левых настроений и марксистская риторика, но построенный Мираклменом мир никак особо не конкретизируется. Прямо как у ранних Стругацких - коммунизм есть, но как его описать не понятно, ведь он качественно превосходит существующие общественные отношения. Поэтому и приходится указывать на внешние признаки, которые можно представить - отсутствие денег, например. И там же отражается новый вид деятельности, которая становится одной из важнейших для новых сверхлюдей - исследование космоса. Почти что бесконечный сверхчеловеческий потенциал у Мура находит применение в гносеологической деятельности, творческой и созидательной. И это становится ещё одной важной идейной составляющей полотна «Мираклмена».

«Мы можем любить только что-нибудь совсем родное нам: больше всего мы любим вымышленное нами существо. Излишне приказывать любить свое произведение или ребенка…».

Сверхчеловек был действительно чем-то сросшимся с душою Ницше, вылившимся из самых ее глубоких тайников. Он любил его, как своего ребенка, служил и до конца остался верен своему идеалу. Но это «вымышленное существо» являлось глубоко жизненным, важным и нужным. Как и всякий идеал, сверхчеловек - результат критики действительности, антипод сущего.

Это сущее - современный философу человек. Мучимый непрестанно своим вопросом, что значит человечество, а также стремясь разгадать его высокое предназначение, Ницше, наконец, создал свой идеал высокого человека - сверхчеловека. «За человека цепляется моя воля, цепями сковываю я себя с человеком, так как меня влечет вверх - к сверхчеловеку: ибо туда стремится моя другая воля».

В одном из своих более поздних сочинений Ницше писал: «Мое понятие, мое сравнение для этого типа есть, как известно, слово «сверхчеловек»».

Таким образом, сверхчеловек становится некоторого рода символом, обозначением культурно-этического и эстетического идеала, дающего смысл и цену жизни.

В последний период своего творчества Ницше писал: «И пусть не будет сомнения в том, что я презираю современного человека, с которым создала меня судьба в одно время… Я задыхаюсь от его нечистого дыхания…». Это презрение к современному человеку было его постоянным спутником. Философ называл современного человека «самодовольным могильщиком всего высокого и идеального, ушедшим в свой маленький угол и оценивающим оттуда всех и вся, опошляющим и принижающим жизнь…». Люди мельчают.

Сильные и сознательные личности - это уже нечто противоположное современному человеку-филистеру. Ницше беспокоит «неяркость личности». «Она… расслабленная, тусклая, бесцветная, апатичная… не годная ни на что хорошее». Философ говорил устами Заратустры: «Вы становитесь все мельче, маленькие люди! Вы рассыпаетесь на куски, любители удобств!». Ницше также отмечал, что у таких людей нет высоких и ясных целей, обширных горизонтов, сильной воли.

Философ считал, что утешением слабых, мелких людей без воли и идеалов является современная европейская культура, которая привнесла комфорт, удобство, спокойствие в человеческую жизнь, значительно усложнившуюся из-за внешних объективно-материальных условий. Европейская культура поглотила людей этой своей стороной и сделала их слугами, торгашами и искателями удовольствий. «Как может стать когда-нибудь чистой кровь того, чья душа была денежным мешком, чье счастье составляли грязные бумаги?» - спрашивает Ницше.

Люди, стремящиеся к наслажденьям, ищущие только их и видящие в этом все - пошлы. «Пошлая натура характеризуется тем, что она неукоснительно имеет в виду свою выгоду, и что эта мысль о цели и выгоде сильнее в ней даже самых сильных инстинктов».

Они в свой идеал не могут включить нечего более высокого; их идеал - человек, «который имеет свое маленькое удовольствие днем и свое маленькое удовольствие ночью».Такие стремления не только лишают человечество своих идеалов, но и знаменуют застой, приводят рано или поздно к нему.

Люди, приветствующие «идеал последнего человека», наполняющие свою жизнь только стремлением к этому идеалу, должны держаться за какую-либо мораль, за соответствующую модель поведения. Поэтому Ницше ведет неустанную войну с моралью: «не следует взвешивать дозволенного и недозволенного на весах торгаша».

Измерение ценности жизни количеством удовольствий является поверхностным. «Гедонизм, пессимизм, утилитаризм, эвдемонизм - все эти способы мышления, которые измеряют ценность вещей удовольствием и страданием, т. е. сопутствующими, побочными явлениями - поверхностны и наивны». Подобные стремления, интенции указывают на мелкость, изуродованность, бессилие человека.

Рядом с этой эвдемонической стороной морали современного философу человека нужно отметить и другую, которая также является результатом отсутствия воли.

Эта сторона - преклонение перед «нравственностью нравов», как называет ее Ницше, - преклонение перед установившемся обычаем (modus vivendi), вражда и ненависть ко всему новому, самобытному.

Почтение и уважение перед поступком и убеждением только потому, что это обычай! «Но ведь твердость твоего морального суждения, - восклицает Ницше, - может быть как раз доказательством твоего личного ничтожества, безличности, твоя «моральная сила» может иметь своим источником твое упрямство или твою неспособность созерцать новые идеалы!».

Эта ложность, лицемерие, которыми проникнута жизнь современного философу человека, больно задевали правдоискателя Ницше. Поглощенные мелочами жизни, люди не знают, что такое жизненная связь с идеалами; если они и имеют их, то это только лицемерие, желание прикрыться торжественной мантией.

Заратустра, «безбожник», постигнув до конца, что Бога нет, что он умер, приходит в ужас. Как бы ни был далек и чужд ему этот идеал, он остается для него все-таки идеалом, руководившим когда-то в жизни, верным и надежным регулятивом, ведшим вперед человечество к высокой, идеальной цели. Бог был убит людьми. «Бог умер! - восклицает Заратустра. - И вы, вы убили его. А они недоумевают, они не знают. До них не дошла еще весть о его смерти!». Это и больше всего возмужает Заратустру. Убить, потерять свой идеал, и не знать, что он уже мертв. Это может случиться только тогда, когда происходит наихудшее из убийств - убийство равнодушием: они задавили жизненное зерно своего идеала и продолжают держаться за его пустую скорлупу. Они и не живут, не определяются им. «Буддист поступает иначе, чем не-буддист; христианин же поступает, как все; для него существует только христианство церемоний и настроений».

Подобная критика и привела его к поискам своего идеала, к поискам «истинного» человека, достойного так называться. Однако следует заметить, что картина современного человека нарисована слишком уж мрачными красками, слишком односторонне пристрастна.

Однако иначе у величайшего борца со своим временем, вдохновенного пророка и обновителя человечества Ф. Ницше не могло быть. Это нисколько не умаляет ни огромного значения, ни актуальности этого мощного сатирика, под сарказмом которого падает так много гнилого и дряблого в нашей современной культуре. Ницше - могучая буря, разразившееся над Европой и европейской культурой. Как буря снес он на своем могучем пути все нетвердое, шатающееся; после мощной, сильной бури легче дышется, светлее небосклон и изобильный дождь питает новые всходы, побеги.

ОБРАЗ СВЕРХЧЕЛОВЕКА В МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ НИЦШЕ

Майоров Михаил Андреевич

студент 2 курса, кафедра промышленная теплоэнергетика и теплотехника ЮУрГУ , РФ, г. Челябинск

Шубарина Любовь Васильевна

научный руководитель, д-р ист. наук, доцент, кафедра философии, Южно-Уральский государственный университет , РФ, г. Челябинск

Введение

Морально-этические принципы есть неотъемлемая часть человеческого общества и каждого индивида. Эти принципы позволяют человечеству вести продуктивную совместную деятельность, служат регуляторами социальных отношений.

В наши дни наблюдается заметная тенденция к деморализации общества, поскольку с каждым годом традиционные моральные нормы вытесняются, давая место новым морально этическим воззрениям, заменяющим фундаментальные ценности инструментальными. Истоки этого процесса можно увидеть в философии Ф. Ницше, который в качестве субъекта ценностного выбора видит не бога, а человека, посягающего на основополагающие принципы системы европейской нравственности, базирующейся на фундаменте христианства. В своей философии Ницше отрицает любой вид сострадания. Основным объектом творчества философа является идея о сверхчеловеке, движимого волей к власти, путь к которой лежит через переоценку всех ценностей.

Если имморализм Ф. Ницше, существуя в виде теоретического конструкта, шокировал современников, то в современном обществе нравственный нигилизм стал обыденной практикой и воспринимается как данность. В связи с этим изучение концепции имморализма Ф. Ницше весьма актуально.

В современном мире, сначала в западных странах, а теперь и во многих другихя, активно культивируется принцип “self-made man” - «человек который сделал себя сам». Одной из характерных особенностей этого принципа, является эгоизм и воля к власти. В данной статье, мы постараемся установить, что концепция «сверхчеловека» Ницше, является прообразом принципа “self-made man”.

Образ Сверхчеловека

В своих работах Ницше опирается на теорию Чарльза Дарвина, согласно которой, в процессе развития вида, выжить способен лишь сильнейший. У Ницше теория Дарвина проявляет себя в принципе «Воля к власти». Согласно которому, жизнь есть самое ценное и все что повышает волю к жизни есть истинно верная позиция. Все ныне живущие люди - это не высшая ступень эволюции, а только промежуточная ее часть. Истинным венцом эволюции человека должен стать сверхчеловек, особый вид людей, который качественно отличается от человека современного, как мы отличаемся от обезьяны.

То как стать этим сверхчеловеком, Ницше учит нас в книге «Так говорил Заратустра»

Что такое обезьяна для человека? Посмешище или мучительный позор. И тем же самым должен быть человек для сверхчеловека: посмешищем или мучительным позором... .

В философии Ницше, особое место занимает нигилизм. Он проявляется в отрицании и дальнейшей переоценке всех ценностей, присущих тому времени. Нигилизм необходим для человека, так как он станет первым шагом, катализатором на пути к сверхчеловеку. Для того что бы люди осознали необходимость своего развития, требуется взглянуть на настоящее положение дел, осмыслить моральные принципы общества и его устройства. И только после этого человек может осознать всю необходимость своего движения к сверхчеловеку.

Ницше упорно критикует мораль, как главную химеру общества, в котором он живет. Мораль - есть угнетающая, авторитарная сущность, которая устанавливается определенным классом (по классификации Ницше - низшим классом). Поэтому иметь лишь один вид морали, есть губительный путь «Моральное суждение и осуждение - это излюбленная месть умственно ограниченных людей людям менее ограниченным, это в некотором роде возмещение того, что природа плохо позаботилась о них» .

В связи с этим он делит людей на два типа, первый - это высшие люди, второй - люди низшие. Для низших людей, т. е. рабов, характерны типичные моральные нормы: сострадание, добро, красота, истина. Для высших такая мораль губительна. Согласно его философии, она заставляет идти человека против своей биологической сущности.

«Добродетельный вид человека, уже есть человек низший, так как он не представляет собой личности» .

Для Ницше естественно, что высшие люди, «сверхлюди», должны отбросить существующую мораль. Поэтому Ницше выдвигает концепцию имморализма, но имморализм не в его прямом значении, как отрицание любой морали, а как новая мораль, другими словами мораль имморализма, согласно которой человек сам себе хозяин и не может опираться на традиционные моральные рамки. Он полагает, что сверхчеловек, должен действовать исходя из своих инстинктов, что в конечном итоге должно повысить волю к власти, главное благо Ницше.

В связи с этим Ницше декларирует идею переоценки ценностей. Где на главенствующие позиции придет мораль господ, где высшей ценностью будет ценность жизни, где человек свободен от всех моральных обязательств. Ницше поощряет неравенство, так как считает, что люди не равны по своей сути. И всякая попытка уравнять права - есть путь декаданса.

Главным препятствием развития Ницше выделяет церковь. Для него христианство является главным виновником упадка воли к власти. По его мнению, провозглашая добродетель, мораль, сострадание, христианство превозносит рабов, заставляя господ подчиняться этой морали. Он делает такие выводы, потому что считает, что во времена когда на земле еще не было монотеистических религий, образ высших людей, был главной движущей силой, главной ценностью, провозглашался идеалом, на которого равнялись массы, с появлением же христианства, культивируется принцип добродетели, превозносящий слабых и немощных.

«О мои братья, разве я жесток? Но я говорю вам: что падает, то нужно еще и толкать! .

Религия, уповая на загробную жизнь, разрушает инстинкт жизни реальной. Христианство есть источник рабства - оно культивирует в сознании человека чувство покорности, страха, смирения, наказания за грехи. Христианство отрицает самостоятельности индивида, свободу мысли, подчиняя его своей воле, делая его не свободным - рабом.

Сверхчеловек - это в первую очередь творец, создающий свою мораль, противопоставленный серой массе. свободный от обязательств и не скованный никакими общественными рамками. Противопоставление сверхчеловека и людской массы, было рассмотрено в статье Исаченко Н.Н. «Идея сверхчеловека - путь от рессентимента к возвышению индивида», в которой подробно описывается отличие мировоззрения высших (господ) и низших (рабов) людей.

Что толку в «сером стаде», если все, что есть в нем - это удовлетворения своих низменных желаний о покое и уюте. Они славят равенство, но не видят, что это равенство убивает в них человека: « ...они не должны быть равны!» .

Единственный верный путь Ницше видит в пути к Сверхчеловеку. Человеку, который добр к «своим», но беспощаден к «чужим». Человеку благородному, аристократичному, эгоисту, опирающемуся лишь на свои инстинкты, живущему лишь для себя. Ницше считал, что люди будут подчиняться такому человеку, ведь это заложено в природе - подчиняться сильному. Такого человека не существует, но к такому идеалу нужно стремиться.

Выводы

Мы рассмотрели основные положения философии Ницше. И не трудно сделать вывод, о том что идеи сверхчеловека сформулированные философом, все чаще проявляются в современном мире. Эпоха постиндустриального общества диктует свои законы, здесь чтобы выжить, человеку снова нужно обратиться к своей природной сущности, ощутить, что рамки, поставленные обществом призрачны, что истина лежит за пределами нашего сознания.

С ХХ столетия в мире, сначала в западных, а затем и во многих других странах, стал развиваться принцип “self-made man” - «человек который сделал себя сам». Одной из характерных особенностей этого принципа, является эгоизм и воля к власти. “Self-made man” - это человек, поднявший от самых низов, до самого высокого положения в обществе, благодаря упорной работе над собой, активному развитию своих качеств. Определив в статье, образ сверхчеловека Ницше, не трудно выявить объективную взаимосвязь между принципами сверхчеловека и принципами “self-made man”.

Но общество не остановилось в своем развитии, в конце XX века, все чаще стал появляться образ так называемого креативного класса. Это представители творческих профессий: инженеры, дизайнеры, архитекторы, создающие что-то новое, движущих мировой разум вперед. Для них характерен определенный набор ценностей, среди которых главными являются: личная самореализация, индивидуальные свободы, предпочтения нематериальных благ финансовому успеху и открытость, то есть отказ следовать традиционным моделям жизни и карьеры, ассоциировать себя с определенным государством или нацией и стремление вместо этого свободно самоидентифицироваться и искать свое место в глобализированнном мире. За последние годы было написано не мало статей о креативном классе. И мнение многих авторов расходятся, кого можно считать представителем креативного класса, каковы его главные признаки и концепции. Среди многих статей, выделим одну их них - «Креативный класс: еще одна маска неолиберализма». В ней образ креативного класса рассматривается в основном с позитивной точки зрения, и мы можем увидеть подтверждение связи креативного класса и сверхчеловека Ницше.

Стоит отметить, что согласно Ницше, сверхчеловек - «штучный» продукт. Их просто не может быть много. Но в наши дни стремление стать частью креативного класса принимает повальный характер. В первую очередь, это вызвано тем что моральный нормы, которые во времена Ницше были неприемлемы для большинства, стали нормой жизни в наши дни.

Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что сверхчеловек Ницше стал прообразом, возможно даже бессознательно принятым для представителей креативного класса. И живя Ницше в наше время, думается, он был бы немало удивлен, что его идеи, считавшиеся бредовыми среди его современников, так качественно прижились в нашем поколении, став общепринятыми ценностями.

Сделать вывод о том, хорошо это или плохо в настоящий момент очень непросто, поскольку найдутся как противники, так и сторонники этой идеи. Но как показывает история, обыватели очень часто ошибаются, возможно, чтобы понять какой результат принесут нам эти веяния, нужно просто подождать, ну или иметь широту мышления, подобно Ницше.

Список литературы:

  1. Исаченко Н.Н. Идея сверхчеловека - путь от ресентимента к возвышению индивида [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL: www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=10005209 (дата обращения: 06.01.2015).
  2. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла»: Азбука-классика; СПб.; 2006 - 347 с.
  3. Ницше Ф. Н70 Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей/ Пер. с нем. Е. Герцык и др. М.: Культурная Революция, 2005. - 880 с.
  4. Ницше Ф. сочинения в 2-х томах, том 2, издательство «Мысль», М. 1990 - 335 с.
  5. Цендровский О.Ю. «Идеал величия в философии Ницше» [Электронный ресурус] - Режим доступа - URL: http://www.nietzsche.ru/look/xxc/etika/zendrovsky/ (дата обращения: 09.01.2015).

Фридрих Ницше (1844–1900) – немецкий философ и филолог, ярчайший пропагандист индивидуализма, волюнтаризма и иррационализма.

В творчестве Ницше выделяется три периода:

1) 1871–1876 гг. («Рождение трагедий из духа музыки», «Несвоевременные размышления»);

2) 1876–1877 гг. («Человеческое, слишком человеческое», «Пестрые мнения и изречения», «Странник и его тень», «Веселая наука») – период разочарований и критичности – «трезвый»;

3) 1887–1889 гг. («Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла», «Сумерки кумиров», «Антихрист», «Ницше против Вагнера»).

Познание для Ницше – это интерпретации, истолкования, тесно связанные с внутренней жизнью человека, он справедливо отмечает, что один и тот же текст допускает многочисленные интерпретации, так как мысль – это знак со множеством смыслов. Чтобы понять вещь, нужно человеческое перевести в природное, поэтому одним из самых важных средств познания и выступает перевод человеческого в природное.

По мнению Ницше, человек – это «болезнь Земли», он мимолетен, он «в своей основе есть нечто ошибочное». Но нужно создать подлинного, нового человека – «сверхчеловека», который давал бы цель, был бы победителем «бытия и ничто» и являлся бы честным, в первую очередь перед самим собой.

Главная проблема человека, его сущности и природы – это проблема его духа.

Согласно Ницше, дух:

– это выносливость;

– отвага и свобода;

– утверждение своей воли.

Главная цель стремлений человека – это не польза, не удовольствия, не истина, не христианский Бог, а жизнь. Жизнь является космичной и биологичной: она воля к власти как принцип мирового бытия и «вечного возвращения». Воля к жизни обязана проявить себя не в жалкой борьбе за существование, а в битве за власть и превосходство, за становление нового человека.

В своем произведении «Так говорил Заратустра» Ницше возвещает о том:

– что человек есть нечто, что должно преодолеть;

– все существа создавали нечто, что выше их;

– люди хотят стать отливом этой великой волны, они готовы вернуться к зверям, чем преодолеть человека.

Настоящее же величие человека в том, что он мост, а не цель. Ницше писал: «Человек – это канат, протянутый между животными и сверхчеловеком».

Ницшевский сверхчеловек – это смысл бытия, соль земли. По его мнению, место умершего Бога займет сверхчеловек. Ницше считает, что идея сверхчеловека как цели, которую надо достичь, возвращает человеку утраченный смысл существования. Сверхчеловек может получиться лишь из поколения аристократов, господ по своей природе, в ком воля к власти не задавлена враждебной ей культурой, из тех, кто способен, объединившись с себе подобными, противостоять большинству, которое не желает ничего знать о подлинном предназначении современных людей.

У Ницше под влиянием физико-космологических изысканий Дюринга сложилась идея вечного возвращения, которая должна компенсировать утраченную вместе с христианством надежду на возможную вечную жизнь за гробом. Если логически следовать этой идее, то люди обречены на вечность, потому что уже живут в вечности. Вечность, по мнению Ницше, совпадает с мгновением.