Формы существования материи во вселенной. Материя и основные формы ее существования

Известные сегодня науке формы существования материи, это пространство и время . Они существуют независимо от нашего сознания и присущи всем без исключения видам материи и уровням ее организации.

Пространство представляет собой динамичную n-мерную систему структурных элементов, свойства которых определяют его геометрию по отношению к избранному объекту исследования.

Пространство - часть Вселенной, структура которой формируется полями тяготения всех без исключения физических тел: галактик, звездных систем, звезд, планет, макро тел и микро частиц. Естественно, что не существует физических тел вне пространства и пространства без физических тел.

Пространство отражает порядок сосуществования и взаимодействия физических тел. Учитывая его n-мерность, геометрия пространства достаточно сложна и не может описываться только прямолинейными взаимодействиями геометрии Евклида.

Современные представления о пространстве основаны на нелинейной геометрии Лобачевского – Римана, в основе которой отрицание постулата Евклида о параллельных прямых.

Сложная нелинейная конфигурация пространства еще и подвижна. Ее динамика определяется динамикой формирующих ее, в соответствии с принципом минимума энергии, физических тел, их полей и внешних воздействий.

Однородность пространства (его симметрия ) означает неизменность физических свойств и законов сохранения для замкнутой системы физических тел при ее переносе в пространстве. Иначе говоря, для физического тела не принципиально, из какой конкретно точки пространства его начали перемещать, и в какую точку пространства оно попадет.

Симметрия вообще, означает неизменность свойств физического тела или течения процесса при изменении одного или нескольких внешних физических параметров.

Например, кристалл сохраняет неизменной свою симметрию, несмотря на его вращение вокруг собственной оси, перемещении из одной точки в лаборатории в другую, изменение температуры в определенном диапазоне и т.д.

Важнейшие свойства пространства однородность и изотропность. Из однородности пространства вытекает закон сохранения импульса (р = m v, где р – импульс, m - масса, а v - скорость): в однородном пространстве импульс замкнутой системы тел величина постоянная, а незамкнутой не изменяется, если действие на тело всех внешних сил компенсировано.

Еще одно свойство пространства, его изотропность, означающая инвариантность физических законов относительно направления системы отсчета (системы координат).

Из изотропности следует закон сохранения момента импульса, согласно которому момент импульса закрытой системы, в пространстве не изменяется с течением времени.


Впервые о пространстве, его материальности и особенных свойствах заговорили древнегреческие ученые. Это знаменовало собой эпоху натурфилософии – период познания механизмов процессов и явлений, преобразования физических тел.

В самом деле, мифологический этап познания человечества сводился к ответам на вопрос «ЧТО ЭТО». Что за явление дождь, гроза, солнце, день и ночь.

Древнегреческий ученыйФалес Милетский (624 – 548 год до нашей эры) впервые выдвинул идею материальности пространства, состоящего из воды, как всеобщей исходной субстанции, шарообразности Земли и ее центральном расположении, во Вселенной.

Космологическая концепция его лучшего ученика Анаксимандра Милетского , (611 - 547 год до нашей эры), состояла в возникновении пространства Вселенной из некой "безграничности, бесконечности", служившей первоосновой всего сущего. Пространство Вселенной, по Анаксимандру,замкнуто , что позволило ему сделать вывод: ничто во Вселенной, никуда не исчезает и неоткуда не берется. Это одна из первых формулировок закона сохранения материи!

В центре Вселенной,ему представлялось,трехмерная, цилиндрической формы Земля, вокруг которой по своим орбитам движутся Солнце, известные на тот период планеты: Луна, Венера, Марс, Уран, Сатурн.

Звезды неподвижно расположены на сферическом небосклоне.

В седьмом – шестом веке до нашей эры высказывается одна из первых идей геоцентризма!

Ученик Анаксимандра, Анаксимен Милетский (560 – 502 до н.э.) разделяя в духе традиции ионийской школы, взгляды своего учителя, предлагал воздух, как первооснову для пространства из которого происходит все сущее в мире. Все тела, он учил, созданы за счет различной степени сгущения воздуха.

Пифагор Самосский (581 – 497 год до нашей эры) на основании своего эстетико-космологического учения о "гармонии сфер ", пришел к выводу об упорядоченности мироздания и, в частности, пространства. Хаоса в пространстве не существует.

Согласно Пифагору, сферическое пространство Вселенной состоит из пяти элементов: огонь, вода, воздух, земля и эфир. В центре Вселенной располагается вселенский огонь.

Левкипп (500 – 440 год до н.э.) и его ученик Демокрит Абдерский (460 – 370 год до н.э.) представляли пространство как материальную пустоту, вместилище тел и атомов.

В натурфилософском материальном мире признается существование некоей субстанции для создания упорядоченного пространства, в пустоте которого движутся небесные тела. Хаосу в пространстве места нет.

древнегреческий философ, Эпикур Самосский (341 - 270 год до н. э.) пришел к выводу, что пустота пространства бесконечна,

Великий Аристотель (384 - 322 год до нашей эры) представлял пространство заполненное эфиром, субстанцией предающей стройность и функциональность Вселенной.

Гиппарх Никейский (190 – 125 год до н.э.), уроженец города Никея (современная Турция), впервые пришел к выводу о непостоянстве структуры звездного неба ,

Клавдием Птолемеем (87 – 165 год н.э.) В наиболее фундаментальной, тринадцати томной работе "Альмагест" Птолемей наиболее полно изложил свое представление о мироустройстве. Пространство, по Птолемею, состоит из кристаллических небесных сфер, на которых располагаются фиксированные и неподвижные звезды. Выше небесных сфер располагается перводвижитель, возможно бог.

В средние века идею бесконечности пространства высказывал кардинал Николай Кузанский (1401 – 1464).

Николай Коперник (1473 – 1543), изучая труды Пифагора, его ученика Филолая пришел к выводу о замкнутости гигантского пространства Вселенной. В этом с ним был согласен Джордано Бруно (1548 – 1600) высказавший идею об однородности и бесконечности пространства Вселенной.

Свою космологическую концепцию разработал Галилео Галилей (1564 – 1642).

Ее основные положения состоят в представлении Вселенной, как абсолютного, единого для всех, непрерывного, одномерного временииабсолютного, подчиняющегося трехмерной геометрии Евклида, пространства.

Впервые доказательно концепцию пространства и времени высказалсэр Исаак Ньютон. Он утверждал, что пространство абсолютно , трехмерно, непрерывно, однородно и изотропно, является вместилищем всех тел во Вселенной, но существует независимо от них.

Еще одной формой существования материи являетсявремя.

1) Понятие материи и её основные свойства

2) Движение как способ существования материи.

3) Пространство и время, формы существования материи

Основной вопрос философии – вопрос о соотношении материи и сознания природы и духа телесного и духовного. Этот основной вопрос философии имеет две стороны. Первая сторона – что первично. Что составляет первичную субстанцию? Материальное или духовное? И вторая сторона. Способен ли человек познавать и насколько глубоко окружающий мир. Так вот наши последующие рассуждения с первой стороной будут связаны.

Понятие материи впервые было введено в оборот Платоном. Именно он разделяя весь мир на мир идей, который по его мнению первичен и мир вещей, кот не обладает вечностью существования. Ввел понятие материи для последнего. Материя конечно понятие широкое и общее. В логике есть такой закон. Определение понятий. Способ определения через ближайший род и видовое отличие. Если определить понятие матери под какое более широкое понятие можно его подвести. Под понятие бытие подвести? Да. Это форма бытия. Способ проявления бытия. А отличительные признаки опять-таки затруднительно. Материю определить чрез материю очень трудно.

Три ступени определения материи:

1) На первом этапе отождествлялось с понятие субстанции. В определении субстанции первенствовал натуралистический подход. И поэтому в качестве первоначально субстанции выделялись вода, огонь воздух и комбинации их у например Аристотеля Понятие материи отождествлялось с видом окружающей среды. Первым, кто попытался сделать шаг в сторону, был Демокрит. Он выделил понятие атома – не то, что можно пощупать. Атом – мельчайшая частица. Облают разной формы тяжестью и т.д. Но конечно это была просто догадка. Тем не менее, не имело научного обоснования. Аристотель говорил, что она инертна, не способна к саморазвитию, что к ней нужно приложить силу – а эту силу он называл формой. Откуда оно взялось не важно. Оно было всегда. Существует вечно. В этом отношении он материалист. А вот понимание, откуда движение взялось, ничего не мог сделать

2) 17-18 века. Попытка связать понятие материи с понятием вещества. Какова была точка зрения Галилея, Ломоносова, Лавуазье. Свойства вещества. Делимость до атомов, атомы это мельчайшие частички, кирпичики, непроницаемые и далее неделимые. Вещество обязательно обладает массой покоя или движения. Но обязательно обладает массой. Оно находится в движении, но механическом движении. Независима от свойств пространства и времени. И вещество инертно. Не способно к самодвижению. Вот такая трактовка вплоть чуть не до 20ого века. «Вещество или материя есть то, что, наполняя пространство имеет вес, то есть представляет массу. То из чего состоят тела природы, в чем совершается движение и явление природы» – Менделеев. Что положительного на этом этапе? Во-первых, признание матери как первоосновы. Это уже шаг от религиозной основы. Признание материального единства мира. Второе положительное – стремление найти общее. А общим для всех вещей является то что они состоят из вещества. Каковы недостатки такого подхода? Первый недостаток – признание неизменной сущности вещества. Второе – сведение движение только к одной из форм – механическому движению. Господствует механический материализм. Третье – сведение вопроса о философском понятии материи к естественнонаучному представлению о материи. Последнее самое важное. Потому что естественнонаучные и философские разные. Не распространялось на социальную сферу – на жизнь общества. Связано оно было толь с природой. Только с естеством. Надо сказать, что уже тогда не очень удовлетворяла философов. И французские материалисты: Дидро, Гольба. Гольба: «Материя это всё то, что действуя на нас, производит на нас ощущения». Это понятие должно отражать то общее, что есть в вещах и не должно быть связано ни с каким конкретным видом и никаким конкретным состоянием. Понятие материи должно быть абстракции отвлечённое от конкретных вещей. В их время не было данных естествознания, которые могли бы поменять.


3) На рубеже 19-20 веков произошла революция в естествознании. Был открыт более мелкий элемент – электрон. Открыта новая элементарная частица. Масса его в 1800 раз меньше атома водорода – самого простого элемента. Были открыты неизвестные виды излучения. Рентгеновское излучение Рентгеном, радиоактивное Пьером и Марией Кюри. Явление радиоактивного распада было открыто. И, наконец, Эйнштейн создаёт теорию относительности. Значительное продвижение вперёд математика получила – особенно Пуанкаре толкнул. Пришли к выводу, что атом не является неделимым, не проницаемым. Оказывается, атом распадается и не распадается на непонятно что. Тогда решили, что атом распадается на энергию. Но мы-то сейчас знаем, что на протоны, электроны и т.д.

Лекция 10 9.12.2011

Революция в естествознании была связана с рядом фундаментальных событий. Которые по существу создали ситуацию, когда новые открытия не могли с позиции ньютоновской механики е моли быть объяснены. И вот эту ситуацию учёные назвали кризисом в естествознании. Интересно. Кризис и революция одновременно. Классическая наука в противоположность с открытиями. Методологический кризис. Значит нужно новую научную методологию. Таким образом, родилась на свет механика объясняющая микропроцессы – Квантовая механика. Это событие. Физики постепенно стали осмыслять. Создана была квантовомеханическая картина мира.

Какие же последствия для философии они имели. На втором этапе философское представление о материи с понятием вещества отождествлялось. А у вещества атом. То есть материя это атом. И вдруг оказалось, что атом распадается, уничтожается на непонятно что. Выделяется громадное количество энергии и остается в результате электрон. Идеалистические философы, задачей которых было все время борьба с понятием материи. Ещё в свое время Беркли субъективный идеалист писал так. В борьбе с материализмом не следует направлять усилия по поводу частностей концепции необходимо сосредоточить усилие на дискредитацию понятия материи. Как только будет разрушено это понятие, всё здание материи будет разрушено. Беркли это понимал.

Факт распада атома был истолкован как факт уничтожения материи. Материя исчезла. Осталась одна энергия. Стоить заметить, что это тогда об элементарных частицах никто не знал. И поэтому так полагали. Таким образом, было сказано, что исчезла материя. В этой новой ситуации нужно было защитить материализм и дать новую интерпретацию философскому понятию материи. Маркс и Энгельс говорили, что понятие материи не связано с конкретным веществом. Этим словом мы объединяем различные виды материальных тел. Платон был недалёк от такого положения. Но Платон отдавал ему вторичность. А в смысле рассмотрения материи как абстракции в этом отношении он был прав. И вот возникла новая ситуация.

Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм»:

1) Обобщил и интерпретировал с позиции материализма новые открытия в науке

2) Отделил естественнонаучные представления о строении и свойствах материи от философского понятия материи. Указал что это не дно и то же

3) Указал направление, по которому следует идти, вырабатывая философское понятие материи.

4) Сформулировал определение материи, которое звучит так:

Материя это философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человека(реальность) в ощущениях на чувственном уровне, которая копируется, отображается этими ощущениями, но существует независимо от них. Исходя из этого определения:

А) вводится понятие философской материи как абстракции, обобщения от реальных свойств

Б) Указывается на возможность постижения, познания окружающего материального мира.

В) Признается объективность, независимость существования материального мира от познающего человека.

Естественнонаучный подход и философский подход это не одно и то же. Естественнонаучная картина мира и философская картина мира это не одно и тоже. До сих пор определить понятие материи – отыскание первокирпичиков. Если бы материалисты продолжили эту традицию, то тогда, наверное, нужно было сказать, что материя – это электрон. Откроется более мелкая частица – будет названа она в качестве материи. Получается, что философское определение материи будет изменятся. Но это неправильно. Философские понятия не могут редуцироваться до научных понятий.

Проблема уже назрела. Всё шло к этому, и Лениным наиболее ярко и убедительно было сделано.

С каким же общим свойством связывает понятие материи Ленин? Связывает с наиболее общим свойством всех материальных тел. Со свойством быть объективной реальностью. То есть существовать независимо от нашего сознания. Это предельно общее свойство.

Что дало это открытие? Была подтверждена мысль о неисчерпаемости свойств и состояний материи. Нет абсолютно мельчайшей частицы. Электрон также неисчерпаем, как и атом. Природа бесконечна. Она существует бесконечно – Ленин.

Ленинское определение и подход связывающий понятие материи с понятием объективной реальности имел то важное значение, что он указал на природу появления кризисов научного знания. Это не совпадение новых открытий, не вписывание новых открытий в прежние научные теории. Означает ли это крах ньютоновской теории? Нет. Она не отброшена. Просто указаны границы её верности.

Какие наиболее общие свойства присущи материи:

1) Свойство абсолютности. Материя везде и всюду.

2) Неисчерпаемость. То есть в изучении материи нельзя дойти до какой-то точки, где мы скажем всё познано. Дальше идти некуда.

3) Структурность. Материя сложно устроена.

4) Быть в движении, в изменении.

5) Существовать в пространстве и времени.

6) Свойства отражения. Это способность тел живой и неживой природы реагировать на внешние воздействия в соответствии с характером этого воздействия и качественной спецификой тела, на которое это воздействие оказывается. Воздействие очень однообразно. Наступаем на пол, и с ним ничего не происходит. А если на песок, то останется реакция. Или цветки. Тюльпаны закрываются с заходом солнца.

С точки зрения современных естественно научных представлений принято делить материю на мега мир, макромир, микромир.

Энгельс указал, что путь, по которому наука должна идти, рассматривая и углубляя свои понимания о материи, – это путь неразрывности движения материи: Нет материи без движения, как и нет движения без материи.

Откуда же взялось движение? На этот вопрос ответы разные.

Гегель: источник движения – абсолютный дух. Абсолютна идея. Религия – перводвигатель Бог. Материалистическая точка зрения: источник движения внутри самой материи нужно искать. Как философски определить движение?

Движение – есть всякое изменение вообще. В связи с этим требуется уточнение. Понятие движения и развития одно и тоже? Нет. Развитие есть изменение характеризующееся определённой направленностью. Вот маятник мотается. Движение есть. А развитие есть.

Движение противоречиво. В каком смысле? Поскольку оно представляет единство изменчивости и покоя. Изменения и устойчивости. Движение абсолютно. Оно есть везде и всегда. Так же как и материя. Движение представляет собой единство прерывностей и непрерывностей. И наконец движение существует в целом ряде форм. Выделяют 5 основных форм движения материи:

1) Механическое – перемещение тел в пространстве

2) Физическое – внутриатомные процессы

3) Химическое – взаимодействие молекул

4) Биологическое. В основе лежит клеточный обмен. Клетка едина

5) Социальное. Общественная жизнь со всеми ее изменения.

Между формами движения существует взаимосвязь. Она выражается. В способности при определённых условиях переходить одной формой движения материи в другую. Например, как древние добывали огонь? Механическое трение переходило в химическую – огонь. Лучевая болезнь. После облучения изменяется структура клеток. Нет непереходимых граней между этими формами движения. Способность в ходе движения превращения одного в другое нужно иметь в виду, что материя переходит из одного состояния в другое, но не исчезает. И необходимо восполнять этот материальный процесс.

Наряду с движением, как всеобщим изменением необходимо признание покоя, как временное состояние устойчивости равновесия. Вот был Гераклит. В одну и ту реку войти дважды. А вот Кротил единожды.

Признание покоя необходимо для:

1) Определения качественного состояния того или иного тела.

2) Для выражения скорости.

3) Понимания относительности.

1. Как понятие «материя» связано с понятием «бытие»?

Мате́рия (от лат. Materia - вещество) - физическое вообще, в отличие от психического и духовного. В классическом значении всё вещественное, «телесное», имеющее массу, протяжённость, локализацию в пространстве, проявляющее корпускулярные свойства. В материалистической философской традиции категория «материя» обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальностью) по отношению к сознанию (субъективной реальности): материя отражается нашими ощущениями, существуя независимо от них (объективно). Понятие материи является одним из фундаментальных понятий материализма и, в частности, такого направления в философии, как диалектический материализм.

Бытие́ - в самом широком значении - существование. Понятие бытия - центральное философское понятие. Бытие - предмет изучения онтологии. В более узком (Хайдеггер считает, что вопрос о бытии , который, по его утверждению, является основным философским вопросом, оказался забыт во всей истории западной философии, начиная ещё с Платона.Бытие трактовалось неправильно, так как не имело чисто «человеческого» измерения. Уже у Платона мир идей в своей объективности безразличен к человеку. «Только выяснение сущности человеческого бытия раскрывает сущность бытия» значении, характерном для фундаментальной онтологии М. Хайдеггера, понятие «бытие» фиксирует аспект существования сущего, в отличие от его сущности. Если сущность определяется вопросом: «Что есть сущее?», то бытие вопросом: «Что значит, что сущее есть ?». Понятие бытия в русский философский язык вводит Григорий Теплов в 1751 году как перевод латинского термина «ens»

2. Какие выделяют типы и формы движения материи?

Конкретные виды движений можно классифицировать по типам и по формам:

1) по типам . Выделяются два основных типа движений:

а) Первый тип связан с переносом материи, энергии, информации в пространстве и характеризуется тем, что предметы, пребывая в движении, остаются устойчивыми в своих существенных характеристиках, то есть не изменяют своего качества. Примеры: идущий человек, включённый телевизор.

б) Движения второго типа сопровождаются перестройкой внутренней структуры предметов, что ведет к изменению качеств первоначальной вещи и превращении её в совершенно другую вещь.

Такой тип движения, которому свойственны также необратимость и определённая направленность, называется развитием . Примеры: эволюционные процессы в звёздах, рост различных организмов.

2) по формам . Существуют пять основных форм движения материи, выделенных еще Ф.Энгельсом:

а) Механическая форма - это перемещение различных тел в пространстве. Примеры: падение камня, полёт птицы.

б) Физическая форма – это изменение физических свойств предметов. Примеры: таяние льда, электризация тела.

в) Химическая форма – это различные химические превращения, изменение химического состава веществ. Примеры: ржавление железа, образование оксидов.

г) Биологическая форма – это процессы, проходящие в живых организмах. Примеры: рост и развитие организма, обмен веществ.

д) Социальная форма – это различные процессы и явления в обществе. Примеры: общение людей, процесс образования какого-либо государства.

3. Как связана материя с пространством и временем?

Пространство и время - это формы существования материи. Пространство и время - это не самостоятельные сущности, а формы существования движущейся материи. Они зависят от и определяются ею. Анализ проблемы пространства и время предполагает различие понятий: реальное пространство и время, перцептуальное пространство и время, концептуальное пространство и время. Реальное пространство и время характеризует объектные пространственно-временные свойства и отношения самих реальных предметов и явлений, существующих независимо человека в пространственно-временной организации мира. С возникновением человека, возникают и формы отражения человеком в его сознании пространственно-временных свойств предметов. Это отражение существует на двух основных уровня перцептуальном и концептуальном. На перцептуальном уровне - человек познает пространственно-временные формы при помощи органов чувств и формирует чувственные образы, представления. Эти представления являются индивидуальными, зависят от физиологических и психологических факторов.

4. В чем специфика социального пространства и социального времени?

Специфические черты и характеристики социального пространства отражаются, хотя и не всегда адекватно, в мировоззрении человека соответствующей исторической эпохи. Например, в древних мифах ясно прослеживается представление о качественном различии частей пространства, противопоставление упорядоченного пространства человеческого бытия остальному пространству, в котором действуют недобрые и непонятные человеку силы. В этих представлениях в фантастической форме отражалось реальное различие между «очеловеченным» пространством и пространством природы, остающимся вне сферы человеческой деятельности.

5. Сравните движение и развитие.

Движение – это изменение вообще, т.е. это не только механическое перемещение, но и любые процессы, превращение чего-то во что-то. К движению необходимо отнести химические реакции, саму жизнь, мысли процессы в голове человека и т.д.

Развитие – это вид движения, это переход от простого к сложному, от низшего к высшему, при этом большинство сторонников развития считают, что оно бесконечно.

Проблема сознания. Сознание и бессознательное.

1. Какой метафорой пользовались греки для описания сознания?

Метафора (гр. metaphora - перенос) - это оборот речи, в котором слова употребляются в их переносном значении. Почему же мы назвали параграф “метафора сознания”, а не “понятие сознания”? Дело в том, что как мы уже говорили, сознание - предмет неуловимый, вещь нематериальная. Поэтому в обыденном языке очень мало слов, изначально относящихся к действиям сознания. Описывать сознание чрезвычайно трудно, так же как и помыслить о нем. Его реальность прячется, ускользает. Философы античности, поняв, что сознание есть всеобщая связь между объектом и субъектом, попытались рассказать о ней людям, сравнив ее с другой формой связи, более понятной им, встречающейся в их повседневной жизни: речь идет о вощенной дощечке, на которой писец процарапывал специальным крючком (стилем) очертания букв. Отпечатывание на воске букв, конечно же, не есть акт сознания, однако процедура получения печати на воске была использована для описания феномена сознания. Соответственно и слова “воск”, “печать” были использованы не в собственном смысле, а в переносном. Это и есть метафора. Метафору печати на воске для описания сознания применяли Платон, Аристотель: как буквы отпечатываются на дощечке воска, так объект отпечатывается на “дощечке разума”. Так было словесно оформлено представление о сознании. Античная философия открыла только одну сторону сознания - направленность на объект, потому и была использована соответствующая метафора. Другая особенность сознания - умение человека сосредоточиваться внутри себя, направлять свое внимание на внутренний мир - не была проработана философией. Причина одностороннего видения проблемы сознания кроется в специфике реального мировоззрения и мироощущения античного грека, внимание которого было всецело направлено на окружающий мир. Античный человек живет Космосом и вещами, он философствует о Космосе и о внешнем мире, вырабатывая соответствующие идеи. Даже сам термин “идея” означал первоначально “видимую фигуру”, “внешний вид”. Греки - прирожденные реалисты: они уверены, что предмет зрения существует до того, как он увиден, и продолжает существовать в таком же виде и после акта его восприятия; что разум существует как вещь, а потому он остается разумом, даже если в этот момент и не мыслит. Разум и объект существуют независимо друг от друга, а в момент их встречи объект оставляет след на “поле” разума. След же отражает только внешность вещей. В мировоззрении грека отведено очень мало места личности. Даже Платон, как отмечал Ортега-и-Гассет, предпочитал говорить чаще “мы”, чем “я”.

2. Сформулируйте предпосылки переосмысления проблемы сознания в Новое время.

Итак, переоткрытие проблемы, сознания происходило в обстановке, когда человек освободился от власти и опеки сверхчувственного, перестал признавать свою принадлеж­ность двум мирам: земному и неземному, стал объяснять свое происхождение только через природную эволюцию, со­гласившись впоследствии с теорией Дарвина, согласно ко-торой человек произошел из животного царства. Русские философы - Н. Бердяев, Вл. Соловьев - не признава­ли такое ничтожество человеческого происхождения, тем более, что в подобном признании, по их мнению, таилось глубокое противоречие: с одной стороны, человек соглаша­ется со своим духовно-плебейским происхождением - от обезьяны, а с другой - претендует на духовный аристокра­тизм в рамках всего живого, приписывает себе способность сравняться в своих делах на земле с Богом, от которого от­казался; обезьяна захотела стать Богом. Вл. Соловьев за­фиксировал это противоречие в следующих словах: люди произошли от обезьяны, а потому надо любить друг друга. Ясно, что любовь как феномен вообще нельзя вывести из обезьяньей природы, а тем более возвышенную любовь лю­дей друг к другу. Так издевался русский философ над само­надеянностью тех, кто довольствовался естественнонаучны­ми теориями происхождения человека.

3. Сравните средневековое и новоевропейское понимание сознания.

В средневековой философии обнаруживается новый поворот в осмыслении сознания. Сознание трактуется как надмировое начало (Бог), существующее до природы и творящее ее из ниче­го. Хотя разум рассматривается религией как неотъемлемое свойство Бога, человеку также принадлежит крохотная «искорка» всепроникающего пламени божественного разума.

Новоевропейская философия характеризуется двумя важными чертами: 1. Это опора на научное знание, позволяющая говорить о наукоцентризме новоевропейского периода. 2. Вторая черта новоевропейской философии – господство разума, позволяющее говорить о рационализме в широком смысле слова: всякий элемент жизни должен проверен на разумность и, в случае неразумноси, отброшен. Новоевропейский период вообще характеризуется крайним неприятием христианства.

4. Как понимает природу сознания К.Маркс?

Обращение к Марксу стало в философии формой осмысления развиваемых теорий и критического самоотчета исследователя. Это не случайно: Маркс входит в тот весьма немногочисленный круг мыслителей в истории человечества – во всей истории их можно перечесть по пальцам, – которые поднимали мыслью целые пласты реальности, обнажали целые массивы новых предметных переплетений и зависимостей. Отчетливо фиксируя условия и посылки подобного нового «геологического обнажения», они на столетия вперед определяли сам стиль познающего мышления, точки отсчета его движения, тип его рациональности. После них в руках исследователей оказывалась масса неизвестных до этого и требующих объяснения предметов, которых без интеллектуального подвига мыслителей типа Галилея, Эйнштейна, Маркса просто не существовало бы для мысли. Но новый предметный континент открыт именно для дальнейшей работы, и мыслить по-старому уже невозможно.

5. В чем суть учения З.Фрейда о бессознательном?

Для Фрейда же бессознательное – это прежде всего и главным образом нечто психическое, подлежащее осмыслению лишь в связи с человеком. В отличие от других, Фрейд сделал анатомию сознания и бессознательного психического научным фактом. Но объяснил он этот факт на основе лишь "отрицательного" понятия - неосознаваемой психики, понимаемой только путем отрицания за ней атрибута сознания известно, что главным регулятором человеческого поведения служит сознание. Фрейд открыл, что за покровом сознания скрыт глубинный, "кипящий" пласт не осознаваемых личностью могущественных стремлений, влечений, желаний. Будучи лечащим врачом, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания и мотивы могут серьезно отягощать жизнь и даже становиться причиной нервно-психических заболеваний. Это направило его на поиски средств избавления своих пациентов от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и потаенными, слепыми, бессознательными побуждениями. Так родился фрейдовский метод исцеления души, названный психоанализом.

Антропосоциогенез: основные гипотезы:

1.В чем суть трудовой концепции антропосоциогенеза?

В 19 в. получила распространение трудовая теория Энгельса («Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека»), которая дополняет эволюционную теорию: труд, начинающийся с изготовления орудий труда, создал человека. В результате глобального изменения климата и похолодания предки человека вынуждены были спуститься с деревьев и обеспечить себе условия выживания. В ходе труд. деятельности рука становится более гибкой и свободной, появл. прямохождение, увеличивается объем головного мозга и в результате появл. членораздельная речь. Труд стал не только биологической основой антропогенеза, но и источником социальности и культуры человека, способствовал регулированию брачных отношений, переходу от первобытного стада к обществу, появл. нравственности. Существуют альтернативные трудовой концепции подходы, связывающие происхождение человека с возникновением культуры, т.к. она формирует человеческий разум и тело.

2. В чем суть натуралистических гипотез антропосоциогенеза?

В настоящее время существуют следующие основные гипотезы происхождения человека:

1)натуралистическая а) Человек создан природой, значит, по Дарвину, возникновение чел-ка подготовлено, оно произошло в процессе естественного отбора. б) в социобиологии человек появился в результате мутации - изменений в наследственности. Они вызвали перестройку организма животного и произошел человек. в) чел-к всегда существовал на Земле, но для этого надо допустить вечное существование Земли. Это не верно: чел-к вечно существует в природе, космосе. Земля заселена пришельцами из космоса.

2) идеалистическая. Наиболее четко выражена Гегелем. В предке чел-ка "дремал" мировой разум, а затем проснулся. Обнаружение мир. разума в человеке выразилось в становлении сознания, прямой походке и развитии правой руки. Культурные ценности формируют чел-ка. Культура-продукт сознания людей, сознание - продукт мирового разума.

3) Выражается в трудовой теории возникновения чел-ка. С момента появления матер. производства начинается процесс возникновения чел-ка и общ-ва. Общ-во выступает как способ бытия человека. Отсюда берет начало антропосоциогенез. Трудов. теория говорит о том, что благодаря труд. Деятельности появляется человек. Творческая роль труда выразилась в том, что человек стал производить орудия труда и с их помощью материальные ценности –появления. речи и языка. С помощью орудий труда общаться нельзя. Вырабатывается язык слов, в членоразд. речи, звуках фиксируются символы. Символы в матер, смысле - слова и графич. изображение - это средство изобретет. человеком для общения. Слово - инструмент к формированию людского коллектива. Слово позволило вынести внутри. мир формирующегося человека во вне и сделать внутри. наглядным.

3. В чем суть символической концепции антропосоциогенеза?

Рассмотрение различных теорий происхождения человека. Классификация и характеристика культур палеолита. Психоаналитическая сущность культурологической концепции З. Фрейда. Человеческая психика как целостность бессознательных и сознательных процессов.

4. В чем суть игровой концепции антропосоциогенеза?

Игровая концепция (Человек играющий Хейзинга) - человеку, чтобы обосноваться в социальном обществе, необходимо постичь его законы и принципы, часто это наблюдается при игре (у детей, а также у взрослых). Игра – основа происхождения религии, искусства, права, философии, форма творческой деятельности человека. Она порождает культуру.

Введение..................................................................................................... 3

1. Свойства и строение материи.............................................................. 5

2. Концепция атомизма. Дискретность и непрерывность

материи................................................................................................... 11

Заключение.............................................................................................. 14

Список литературы................................................................................. 15

Введение

Окружающий человека материальный мир представляет бесконечное множество предметов и явлений, обладающих самыми pазнообpазными свойствами. Несмотря на различия всем им присущи два важнейших признака:

1) все они существуют независимо от сознания человека;

2) способны воздействовать на человека, отражаться нашим сознанием.

В домарксистской философии сложились различные концепции материи: атомистическая (Демокpит), эфирная (Декарт), вещественная (Гольбах). «... Материя вообще есть все то, что воздействует каким-то образом на наши чувства» (Гольбах. Система пpиpоды). Общим для всех концепций было отождествление материи с ее конкретными видами и свойствами или с атомом, как с одной из простейших частиц лежащих в основе строения матеpии.

Разрабатывая научное определение материи, К. Маpкс и Ф.Энгельс имели в виду объективный миp в целом, всю совокупность составляющих его тел. Опиpаясь на диалектический и исторический материализм Маркса и Энгельса, В.И.Ленин дальше развил это учение, сфоpмулиpовав в работе «Матеpиализм и эмпиpиокpитицизм» понятие материи. «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотогpафиpуется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них» [т.18, стp.131].

От философского понятия материи нужно отличать естественнонаучные и социальные представления о ее видах, стpуктуpе и свойствах. Философское понимание материи отражает объективную реальность мира, а естественнонаучные и социальные представления выражают его физические, химические, биологические, социальные свойства. Материя – это объективный миp в целом, а не то, из чего он состоит. Отдельные предметы, явления не состоят из материи, выступают конкретными видами ее существования, как, напpимеp, неживая, живая и социально организованная материя, элементарные части, клетки, живые организмы, производственные отношения и т.д. Все эти формы существования материи изучаются различными естественными, общественными и техническими науками.

1. Свойства и строение материи

Материя - это все то, что прямо или косвенно действует на органы чувств человека и другие объекты. Окружающий нас мир, все существующее вокруг нас и обнаруживаемое непосредственно либо косвенно посредством наших ощущений представляет собой материю, которая тождественна реальности. Неотъемлемое свойство материи - движение. Без движения нет материи и наоборот. Движение материи - любые изменения, происходящие с материальными объектами в результате их взаимодействий. Материя не существует в бесформенном состоянии - из нее образуется сложная иерархическая система материальных объектов различных масштабов и сложности.

Главная особенность естественно-научного познания заключается в том, что для естествоиспытателей представляет интерес не материя или движение вообще, а конкретные виды материи и движения, свойства материальных объектов, их характеристики, которые можно измерить с помощью приборов. В современном естествознании различают три вида материи: вещество, физическое поле и физический вакуум.

Вещество - основной вид материи, обладающей массой. К вещественным объектам относятся элементарные частицы, атомы, молекулы и многочисленные образованные из них материальные объекты. В химии вещества подразделяются на простые (с атомами одного химического элемента) и сложные - химические соединения. Свойства вещества зависят от внешних условий и интенсивности взаимодействия составляющих его атомов и молекул, что и обусловливает различные агрегатные состояния вещества: твердое, жидкое и газообразное. При сравнительно высокой температуре образуется плазменное состояние вещества. Переход вещества из одного состояния в другое можно рассматривать как один из видов движения материи.

В природе наблюдаются различные виды движения материи, которые можно классифицировать с учетом изменений свойств материальных объектов и их воздействий на окружающий мир. Механическое движение (относительное перемещение тел), колебательное и волновое движение, распространение и изменение различных полей, тепловое (хаотическое) движение атомов и молекул, равновесные и неравновесные процессы в макросистемах, фазовые переходы между различными агрегатными состояниями (плавление, парообразование и др.), радиоактивный распад, химические и ядерные реакции, развитие живых организмов и биосферы, эволюция звезд, галактик и Вселенной в целом - все это примеры многообразных видов движения материи.

Физическое поле - особый вид материи, обеспечивающий физическое взаимодействие материальных объектов и их систем. К физическим полям относятся электромагнитное и гравитационное поля, поле ядерных сил, а также волновые (квантовые) поля, соответствующие различным частицам (например, электрон-позитронное поле). Источником физических полей являются частицы (например, для электромагнитного поля - заряженные частицы). Созданные частицами физические поля переносят с конечной скоростью взаимодействие между ними. В квантовой теории взаимодействие обусловливается обменом квантами поля между частицами.

Физический вакуум - низшее энергетическое состояние квантового поля. Этот термин введен в квантовой теории поля для объяснения некоторых микропроцессов. Среднее число частиц - квантов поля - в вакууме равно нулю, однако в нем могут рождаться виртуальные частицы - частицы в промежуточных состояниях, существующие короткое время. Виртуальные частицы влияют на физические процессы. В физическом вакууме могут рождаться пары частица - античастица разных типов. При достаточно большой концентрации энергии вакуум взаимодействует с реальными частицами, что подтверждается экспериментом. Предполагается, что из физического вакуума, находящегося в возбужденном состоянии, родилась Вселенная.

Всеобщими универсальными формами существования и движения материи принято считать время и пространство. Движение материальных объектов и различные реальные процессы происходят в пространстве и во времени. Особенность естественно-научного представления об этих понятиях заключается в том, что время и пространство можно охарактеризовать количественно с помощью приборов.

Время выражает порядок смены физических состояний и является объективной характеристикой любого процесса или явления. Время - это то, что можно измерить с помощью часов. Принцип работы часов основан на многих физических процессах, среди которых наиболее удобны периодические процессы: вращение Земли вокруг своей оси, электромагнитное излучение возбужденных атомов и др. Многие крупные достижения в естествознании связаны с разработкой более точных часов. Существующие сегодня эталоны позволяют измерить время с очень высокой точностью - относительная погрешность измерений составляет около 10 -11 .

Временная характеристика реальных процессов основывается на постулате времени: одинаковые во всех отношениях явления происходят за одинаковое время. Хотя постулат времени кажется естественным и очевидным, его истинность все же относительна, так как его нельзя проверить на опыте даже с помощью самых совершенных часов, поскольку, во-первых, они характеризуются своей точностью и, во-вторых, невозможно создать принципиально одинаковые условия в природе в разное время. Вместе с тем длительная практика естественно-научных исследований позволяет не сомневаться в справедливости постулата времени в пределах той точности, которая достигнута в данный момент времени.

При создании классической механики около 300 лет назад И. Ньютон ввел понятие абсолютного, или истинного, математического времени, которое течет всегда и везде равномерно, и относительного времени как меры продолжительности, употребляемой в обыденной жизни и означающей определенный интервал времени: час, день, месяц и т. д.

В современном представлении время всегда относительно. Из теории относительности следует, что при скорости, близкой к скорости света в вакууме, время замедляется - происходит релятивистское замедление времени, и что сильное поле тяготения приводит к гравитационному замедлению времени. В обычных земных условиях такие эффекты чрезвычайно малы.

Важнейшее свойство времени заключается в его необратимости . Прошлое во всех деталях и подробностях нельзя воспроизвести в реальной жизни - прошлое забывается. Необратимость времени обусловлена сложным взаимодействием множества природных систем, в том числе атомов и молекул, и символически обозначается стрелой времени, «летящей» всегда из прошлого в будущее. Необратимость реальных процессов в термодинамике связывают с хаотичным движением атомов и молекул.

Понятие пространства гораздо сложнее понятия времени. В отличие от одномерного времени, реальное пространство трехмерно, т. е. имеет три измерения. В трехмерном пространстве существуют атомы и планетные системы, выполняются фундаментальные законы природы. Однако выдвигаются гипотезы, согласно которым пространство нашей Вселенной имеет много измерений, хотя из них наши органы чувств способны ощущать только три.

Первые представления о пространстве возникли из очевидного существования в природе твердых тел, занимающих определенный объем. Исходя из него, можно дать определение: пространство выражает порядок сосуществования физических тел. Завершенная теория пространства - геометрия Евклида - создана более 2000 лет назад и до сих пор считается образцом научной теории.

По аналогии с абсолютным временем И. Ньютон ввел понятие абсолютного пространства, которое существует независимо от находящихся в нем физических объектов и может быть совершенно пустым, являясь как бы мировой ареной, где разыгрываются физические процессы. Свойства пространства определяются геометрией Евклида. Именно такое представление о пространстве лежит в основе практической деятельности людей. Однако пустое пространство идеально, в то время как реальный окружающий нас мир заполнен различными материальными объектами. Идеальное пространство без материальных объектов лишено смысла даже, например, при описании механического движения тела, для которого необходимо указать другое тело в качестве системы отсчета. Механическое движение тел относительно. Абсолютного движения, как и абсолютного покоя тел, в природе не существует. Пространство, как и время, относительно.

Специальная теория относительности объединила пространство и время в единый континуум пространство - время . Основанием для такого объединения служит принцип относительности и постулат о предельной скорости передачи взаимодействий материальных объектов - скорости света в вакууме, примерно равной 300 000 км/с. Из данной теории следует относительность одновременности двух событий, происшедших в разных точках пространства, а также относительность измерений длин и интервалов времени, произведенных в разных системах отсчета, движущихся относительно друг друга.

В соответствии с общей теорией относительности свойства пространства - времени зависят от наличия материальных объектов. Любой материальный объект искривляет пространство, которое можно описать не геометрией Евклида, а сферической геометрией Римана или гиперболической геометрией Лобачевского. Предполагается, что вокруг массивного тела при очень большой плотности вещества искривление становится настолько большим, что пространство - время как бы «замыкается» локально само на себя, отделяя данное тело от остальной Вселенной и образуя черную дыру, которая поглощает материальные объекты и электромагнитное излучение. На поверхности черной дыры для внешнего наблюдения время как бы останавливается. Предполагается, что в центре нашей Галактики находится огромная черная дыра. Однако есть и другая точка зрения. Академик Российской академии наук A.A. Логунов утверждает, что никакого искривления пространства - времени нет, а происходит искривление траектории движения объектов, обусловленное изменением гравитационного поля. По его мнению, наблюдаемое красное смещение в спектре излучения отдаленных галактик можно объяснить не расширением Вселенной, а переходом посылаемого ими излучения от среды с сильным гравитационным полем в среду со слабым гравитационным полем, в котором находится наблюдатель на Земле.

2. Концепция атомизма. Дискретность и непрерывность материи


Строение материи интересует естествоиспытателей еще с античных времен. В Древней Греции обсуждались две противоположные гипотезы строения материальных тел. Одну из них предложил древнегреческий мыслитель Аристотель. Она заключается в том, что вещество делится на более мелкие частицы и нет предела его делимости. По существу, эта гипотеза означает непрерывность вещества. Другая гипотеза выдвинута древнегреческим философом Левкиппом (V в. до н.э.) и развита его учеником Демокритом, а затем его последователем философом-материалистом Эпикуром (ок. 341-270 до н.э.). В ней предполагалось, что вещество состоит из мельчайших частиц - атомов. Это и есть концепция атомизма - концепция дискретного квантового строения материи. По Демокриту, в природе существуют только атомы и пустота. Атомы - неделимые, вечные, неразрушимые элементы материи.

Реальность существования атомов вплоть до конца XIX в. подвергалась сомнению. В то время объяснения многих результатов химических реакций не нуждались в понятии атома. Для них, как и для количественного описания движения частиц, вводилось другое понятие - молекула. Существование молекул экспериментально доказано французским физиком Жаном Перреном (1870- 1942) при наблюдении броуновского движения. Молекула - наименьшая частица вещества, обладающая его основными химическими свойствами и состоящая из атомов, соединенных между собой химическими связями. Число атомов в молекуле - от двух (Н 2 , О 2 , HF, KCl и др.) до сотен, тысяч и миллионов (витамины, гормоны, белки, нуклеиновые кислоты).

Неделимость атома как составной части молекулы долгое время не вызывала сомнений. Однако к началу XX в. физические опыты показали, что атомы состоят из более мелких частиц. Так, в 1897 г. английский физик Д. Томсон (1856 - 1940) открыл электрон - составную часть атома. В следующем году он определил отношение его заряда к массе, а в 1903 г. предложил одну из первых моделей атома.

Атомы химических элементов по сравнению с наблюдаемыми телами очень малы: их размер - от 10 -10 до 10 -9 м, а масса - 10 -27 - 10 -25 кг. Они имеют сложную структуру и состоят из ядер и электронов. В результате дальнейших исследований выяснилось, что и ядра атомов состоят из протонов и нейтронов, т. е. имеют дискретное строение. Это означает, что концепция атомизма для ядер характеризует структуру материи на ее нуклонном уровне.

В настоящее время принято считать, что не только вещество, но и другие виды материи - физическое поле и физический вакуум - имеют дискретную структуру. Даже пространство и время, согласно квантовой теории поля, в сверхмалых масштабах образуют хаотически меняющуюся пространственно-временную среду с ячейками размером 10 -35 м и временем 10 -43 с. Квантовые ячейки настолько малы, что их можно не учитывать при описании свойств атомов, нуклонов и т. п., считая пространство и время непрерывными.

Основной вид материи - вещество, находящееся в твердом и жидком состояниях, - воспринимается обычно как непрерывная, сплошная среда. Для анализа и описания свойств такого вещества в большинстве случаев учитывается только его непрерывность. Однако то же вещество при объяснении тепловых явлений, химических связей, электромагнитного излучения и т. п., рассматривается как дискретная среда, состоящая из взаимодействующих между собой атомов и молекул.

Дискретность и непрерывность присущи и для другого вида материи - физического поля. Гравитационное, электрическое, магнитное и другие поля при решении многих физических задач принято считать непрерывными. Однако в квантовой теории поля предполагается, что физические поля дискретны.

Для одних и тех же видов материи характерна и непрерывность, и дискретность. Для классического описания природных явлений и свойств материальных объектов достаточно учитывать непрерывные свойства материи, а для характеристики различных микропроцессов - ее дискретные свойства. Непрерывность и дискретность - неотъемлемые свойства материи.

Заключение

В основе всех естественнонаучных дисциплин лежит понятие материи, за­коны движения и изменения которой изучаются.

Неотъемлемым атрибутом материи является ее движение, как форма существования мате­рии, ее важнейший атрибут. Движение в самом общем виде - это всякое изменение вообще. Движение материи абсолютно, тогда как всякий покой относителен.

Современные ученые - физики опpовеpгли представление о пpостpанстве как о пустоте, и о времени, как о едином для Вселенной.

Благодаря своей теории относительности Эйнштейн показал, что время и пpостpанство существуют не сами по себе, а находятся в тесной взаимосвязи, теряя свою самостоятельность и выступая при этом как стороны единого целого.

Весь опыт человечества, в том числе данные научных исследований, говорит о том, что нет вечных предметов, процессов и явлений. Даже небесные тела, существующие миллиарды лет, имеют начало и конец, возникают и гибнут. Ведь, погибая или pазpушаясь, предметы не исчезают бесследно, а пpевpащаются в другие предметы и явления. Цитата из идей Бердяева подтверждает это: «...Но для философии, существовавшее время, прежде всего, а затем и пpостpанство, есть порождение событий, актов в глубине бытия, до всякой объективности. Первичный акт не предполагает ни времени, ни пpостpанства, он порождает время и пpостpанство». Материя вечна, несотвоpима и неучтожима. Она существовала всегда и везде, всегда и везде будет существовать.

Список литературы

1. Большаков А.В., Грехнев В.С., Добрынина В.И. Основы философских знаний.- М.: Общество “Знание” России, 1997.

2. Карпенков С. Х. Современное естествознание.- М.: Академический проект, 2003.

3. Карпенков С. Х. Концепции современного естествознания.- М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997.

4. Концепции современного естествознания.- СПб.: Питер, 2008.

5. Концепции современного естествознания/ Под ред. В. Н. Лавриненко. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997.

6. Современное естествознание: Энциклопедия: В 10 т. – М.: Издательский дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2000.- Т.1. – Физическая химия.

7. Философское понимание мира/ Под ред. В.В. Терентьева. – М.: МИИТ, 1994.

Формирование понятия материи, его методологическая роль.

Материя - объективная реальность, существующая по своим законам, независимо от сознания.

Материя - (лат. materia - вещество) вещественное значение термина удерживалось до XX в., когда произошла революция в физике означавшая кризис одностороннего основанного на обязательном чувственном восприятии, понимании материи, составляющего суть концепции метафизического материализма.

1) материя существует независимо от сознания (первичность материи по отношению к сознанию)

2) она отображается ощущениями (признание принципиальной познаваемости мира).

Достоинство этого определения - единство онтологического и гносеологического подходов и является исходным пунктом естествознания и философии.

Домарксистское понимание материи является предпосылкой для последовательной разработки материалистического понимания истории, позволяет рассмотреть общественную жизнь как функционирование и развитие сложной материальной системы - человеческого общества, которая включает в качестве своего неотъемлемого аспекта духовные процессы.

Современная наука о единстве материи, движения, пространства и времени.

От философского понятия материи следует отличать естественнонаучные представления о конкретном строении материи, ее видах, свойствах, об отдельных материальных образованиях. Они ограничены уровнем, достигнутым наукой и практикой на данный момент, выражают исторически условные пределы в познании объективного мира. Категория же "материя" охватывает объективный мир как таковой, все, что существует вне и независимо от сознания.

Современная естественнонаучная картина мира конкретизирует и подтверждает основные принципы диалектического материализма о вечности, бесконечности, несотворимости и неуничтожимости материи, о ее структуре, фундаментальных свойствах и формах бытия.

Вооруженный электронным микроскопом, спектроскопом, циклотроном, радиотелескопом и множеством других точнейших и сложнейших приборов, человек "увидел" то, что непостижимо зрению, услышал звуки, недоступные слуху живого существа. И здесь он столкнулся с необычными с точки зрения "здравого смысла" явлениями.

Современная наука доказала существование двух основных видов материи - вещества и поля. Они качественно отличаются друг от друга, но обладают общими признаками и свойствами, тесно связаны между собой и могут превращаться друг в друга.

Новейшая физика знает три различных области материального мира: макро-, микро - и мегамир. Они различны по своим масштабам и величине материальных объектов. Им присуще и качественное многообразие.

Макромир - воспринимаемый ощущениями человека мир. Этим диапазоном охватываются как мельчайшие частицы вещества, образованные из молекул, как и огромные звездные системы - галактики. Движение тел в макромире подчиняется в основном законам Ньютона.

От макромира развитие познания пошло в двух противоположных вправлениях: вглубь - в микромир и вширь - в мегамир.

Микромир - это "элементарные" частицы, ядра атомов, атомы.

Время протекания процессов в микромире - миллиардные доли секунды. Основной измеритель явлений микромира - это квант действия, или постоянная Планка. Движение микрочастиц описывается законами квантовой механики, установленными М.Планком, Л. де Бройлем, Шрёдингером, В.Гейзенбергом, Дираком и другими учеными.

Вырисовываются уже и контуры элементарного уровня микромира это мир праматерии, единого поля. Основными характеристиками явлений здесь наряду с квантом действия и скоростью света выступает также элементарная длина - диаметр электрона. Физики В.Гейзенберг, П.Дирак, Д.Д.Иваненко, М.А.Марков и другие работают в направлении создания теории этой ступени развития материи. Здесь сегодня пока предел современных экспериментальных возможностей, предел, который непременно будет преодолен наукой.

Предел наблюдаемой сегодня Вселенной достиг в радиусе 8 млрд. световых лет. Ни один из известных законов природы в этих пределах не нарушается. С цивилизациями земного уровня может быть установлена двусторонняя связь (радиосвязь) в радиусе 1000 световых лет. Но для этого нужно, чтобы мы и они нашли друг друга, нужны однонаправленные антенны.

Современная наука, опирающаяся на всю имеющуюся сумму знаний о материи, вооруженная совершенными средствами исследования, вплотную подходит и к другому фундаментальному вопросу - о происхождении и сущности жизни.

Познание строения веществ, составляющих материальную основу жизни, даст возможность управлять процессами, происходящими в органической природе - в мире микроорганизмов, растений, животных, воздействовать на обмен веществ, наследственность организмов.

Полученные современной наукой данные о рассматриваемых мирах полностью подтверждают положения научной философии.

Во всем материальном мире господствует великий закон диалектики - переход количественных изменений в качественные.

Современная наука показала, что все известные сегодня миры - лишь ступени в бесконечном развитии единой материи. Каждый из этих миров - часть единого целого, поэтому они попадают под действие общих закономерностей. Как в мире "элементарных" частиц, так и в области человеческой практики и в безграничных далях Космоса проявляется действие законов сохранения энергии, массы, заряда и т.п. Везде действует закон причинности.

Основы концепций пространства и времени.

О том, что такое пространство и время, люди задумывались еще в глубокой древности. В наиболее отчетливой форме представления о пространстве и времени сложились в виде двух противоположных концепций, названных впоследствии концепциями Демокрита-Ньютона и Аристотеля-Лейбница. Первая концепция допускала существование пространства как некоторой пустоты, не связанной с материальными предметами. При этом считалось также, что время представляет собой самостоятельную сущность, не связанную с материей и пространством. С точки зрения второй концепции, не мыслились пространство и время, оторванные от вещей. В науке до конца XIX и начала ХХ в. господствовала первая концепция. Древнегреческие философы Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар и др. пришли к пониманию пространства как пустоты исходя из своего атомистического учения. Они считали, что для существования и движения атомов требуется пустота - некое вместилище, где атомы, сочетаясь различным образом в движении, образуют многообразие тел. С развитием классической физики идеи Демокрита о сущности пространства и времени были развиты в трудах Бруно, Галилея, Декарта и др. Особенно большой вклад в этом отношении был сделан Ньютоном, искавшим при создании классической механики универсальную систему отсчета, относительно которой происходит механическое движение тел. В качестве такой универсальной системы Ньютон и выбрал пространство. По Ньютону, пространство суть пустое абсолютное вместилище, в котором располагаются все тела как нечто внешнее по отношению к нему.

Далее рассмотрим кратко сущность второй концепции пространства и времени. Аристотель, выступая против идеи атомистического строения мира, отбросил вместе с ней и идею пустого пространства. С точки зрения Аристотеля, пространство представляет собой совокупность мест занимаемых телами. Иными словами, пространство - это порядок взаимного расположения множества различных тел, а время - порядок сменяющих друг друга явлений и состояний тел, т.е. время связывалось с движением, изменением тел.

С точки зрения диалектического материализма пространство и время неразрывно связаны между собой и с движущейся материей, формами существования которой они являются. По этой концепции бытие вне времени есть такая же величайшая бессмыслица, как бытие вне пространства, пространство и время без материи - пустые представления, абстракции, существующие только в нашей голове. Конечно, в диалектико-материалистической концепции раскрыта сущность пространства и времени в основном с общефилософских позиций.

Однако с развитием современной науки ее выводы получили естественно-научное подтверждение. Научное определение пространства и времени, и также более или менее полное раскрытие их свойств связано с развитием современной науки, прежде всего физики и философии. В настоящее время, как мне кажется, достаточно точно выражается сущность пространства и времени в следующих определениях. "Пространство - это совокупность отношений выражающих координацию материальных объектов, их расположение друг относительно друга и относительную величину (расстояние и ориентацию). Пространство выражает порядок расположения одновременно существующих объектов, их протяженность.

Общим свойством, во-первых, является их объективность. Поскольку материя не зависит от сознания людей, постольку пространство и время также независимы от него. В этот вопрос идеалисты внесли путаницу.

Во-вторых, в силу вечности существования материи, вечны пространство и время. Не может быть такого положения, когда материя существовала бы или до того, как появились пространство и время, как после того, как они уже исчезли. С попытками мыслить пространство и время как имеющими начало или конец мы встречаемся у Гегеля, Дюринга и др. У Гегеля природа развертывается сначала в пространстве, а затем уже во времени. А следуя Дюрингу, необходимо вообще признать, что было время, когда времени не было.

Третьим свойством пространства и времени является их бесконечность и безграничность. В применении к пространству безграничность означает, что в какую бы сторону и на какое бы расстояние ни двигаться, нигде и никогда мы не достигнем такой границы, которую можно считать пределом. Бесконечность пространства проявляется в том, что как бы велики не были размеры системы, всегда найдется такая система большего порядка, которая будет включать в себя первую систему в качестве одного из своих элементов. Относительно времени безграничность и бесконечность проявляются в отсутствии событий, после которых уже не будет никакой длительности, не будет неисчислимого количества процессов, следующих один за другим.

В-четвертых, пространство и время обладают свойствами абсолютности и относительности. Причем абсолютность здесь мыслится не в ньютоновском смысле. Она проявляется в том, что, независимо от смены явлений, от любых изменений в материальных телах, пространство и время объективно существуют. Иначе говоря, ни один материальный объект, какими бы он свойствами ни обладал, не может оказаться вне времени и пространства. Вместе с тем свойства пространства и времени могут изменяться с изменением свойств материи. Например, в зависимости от материальных условий может изменяться кривизна пространства (что нашло отразилось в создании неевклидовых геометрий).

Отметим еще одно общее свойство пространства и времени. Этим свойством является их внутренняя противоречивость. Предыдущие два свойства являются примерами ее проявления. Бесконечность пространства и времени складывается соответственно из конечных длительностей отдельных процессов.