Что философии понимается под материей. Понятие материи в античной философии

20.12.2023 Праздник

В античной философии под материей понимается первовещество из которого возникают и во что превращаются все вещи. Латинское слово материя значит вещество, материал.

первовещество: Фалес – вода, Анаксимен – воздух, Анаксемадр – неопределенное, но далее не делимое вещество – апейрон, Гераклит – огонь.

У античных атомистов (Эпикрит, Апекура) все существующее в мире состоит из мельчайших неделимых частичек и пустоты. Гипотеза античных атомистов предвосхитила естественно-научное представление о материи и она объясняла бесконечное многообразие мира из единого материального начала. Начало атомической картине мира положено в 4 веке до н.э. и в плоть до конца 19 века эта картина мира основывалась на понимании материи, как вещества. Строительным материалом вещества является атом. Атом имеет вечные и неизменные свойства: протяженность, непроницаемость, постоянство массы, тяжесть, перемещение.

На рубеже 19-20 веков в понимании материи был совершен переворот. Он был связан с рядом открытий в физике.

Одним из таких открытий стало открытие электрона (1897), продлжение исследований электрона показало что его масса не постоянна, она зависит от скорости движения. Т.е. с этим открытием рухнуло представление об одном неизменном свойстве материи – о постоянстве массы. Электрон стал рассматриваться не как материальная частичка, а как сгусток электричества – энергию.

Другое открытие – радиоактивность. Ученые Рентген и Беккерель независимо друг от друга открыли лучи, которые проникают через не прозрачные предметы. Вскоре супруги Кюри открыли радий – вещество самопроизвольно-испускающий особые лучи. Это явление в целом получило название радиоактивности. Это открытие подорвало неизменное свойство материи – непроницаемость. В этом свойстве некоторые физики увидели крушение принципа сохранения материи.

Все эти открытия на рубеже 19-20 века по мнению Пуанкаре явились крушением материи.

Многие ученые пришли к отрицанию материи. Материя исчезла, осталась только энергия. Ученые приходят к выводу что основой мира является энергия.

Кризис физики 19-20 веков связан не с исчезновением материи, а с механистической картиной мира, метафизическим подходом к объяснению различных явлений мира.

С точки зрения идеаликтического подхода философское понятие материи не может быть сведено к представлению о ее строениях и о ее свойствах. Эти представления менялись и будут в дальнейшем меняться вместе с развитием науки.

Материя – это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им. (Философское определение).

В этом определении материя не отождествляется с каким-либо ее конкретным состоянием (воздухом, водой и т.п.), не отождествляется с ее пониманием как вещества, это понимание не связано с пониманием неизменных свойств материи. Это широкое философское понятие, которое охватывает всю объективную реальность.

В антологическом смысле материя – единственная субстанция, которая является причиной самой себя. Материя несотворима и неуничтожима. Она вечна во времени и бесконечна в пространстве. Носит системный характер, способна к самоорганизации и обладает рядом атрибутивных характеристик. Таких как движение, пространство, время.

Движение как способ существования материи.

Учение о движении разрабатывалось на протяжении всей истории философии.

Гераклит – основоположник древней диалектики. Известен как первый стихийный диалектик.

Движение существует в разных формах, но различных этапах развития науки и философии существовали теории, которые абсолютизировали одни формы движения и игнорировали другие.

1)Теория круговорота – все изменения в мире сводятся к прохождению одних и тех же стадий и завершаются возвратом в исходную точку. Пифагарицы: каждые 760 тыс лет все в мире возвращается в свое первоначальное состояние

Для ряда естествоиспытателей (Галилей, Ньютон, Лаплас, Гобс) характерен свод всех форм движения в мире к механическому движению и перенос законов механического движения на другие формы движения, не учитывая их специфики. Такая позиция характерна для механистического материализма. Он опирался на развитие механики.

Механицизм – сведение высших, более сложных форм движения, к низшим, а также объяснение высших форм на основе закономерностей низших.

Французские материалисты 18 века разработали понятие об атрибутивности движения. Атрибутивность движения – движение это внутренняя, неотъемлимая, необходимое свойство материи, способ бытия материи.

В конце 19 века на основе открытий в области физики появилось особое направление – энергетизм. Сторонники энергитизма пытались обосновать движение в отрыве от материи, иначе говоря пытались лишить движение своего носителя.

Материя – это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им. В отличие от многих других определений материи, данное определение не связывает понимание материи с конкретно-чувственными вещами, а характеризует ее предельно абстрактно. Путь к такому пониманию материи был достаточно длительным.

В истории философии выделяют несколько этапов, характеризующихся разной трактовкой указанного понятия. Так, в античности под материей мыслились ее наглядно-чувственные проявления (вода, воздух, огонь и т. д.); в трудах французских материалистов XVIII века (Ламетри, Гельвеций, Гольбах) материя отождествлялась с веществом или с каким-либо его свойством (вещественно-субстратное представление о материи).

Приведенное в начале определение материи можно считать философско-гносеологическим. Материя здесь характеризуется через свою противоположность – сознание. В философско-гносеологическом аспекте материя – это объективная реальность, существующая вне и независимо от сознания человека. Вместе с тем некоторые авторы пытаются дать субстанционально-аксиологическое представление о материи, когда перечисляют ее атрибуты и свойства, при этом подчеркивая, что противоположность материи и сознания в онтологическом аспекте исчезает. При таком подходе сознание трактуется как свойство высокоорганизованной материи, которое появляется на конкретных исторических этапах ее развития.

Помимо свойства быть определенным видом объективной реальности, материи обладает рядом атрибутов: движение, пространство, время, а также несотворимость, неучтожимость, вездесущность, неисчерпаемость, единственная субстанция (первооснова) и всеобщий субстрат. Отметим, что такое понимание материи свойственно материалистической традиции в философии, которая строит свое понимание материи на ряде принципов:

  • материя первична по отношению к сознанию;
  • она – всеобщий субстрат взаимодействий (общее в различных изменяющихся явлениях и процессах);
  • материя познаваема на основе последовательного изучения ее конкретных свойств, связей и форм движения;
  • философское понимание материи не сводится к конкретным естественнонаучным ее определениям;
  • существует материальное единство мира;
  • материя неразрывно связана с движением, а движение не может существовать иначе, как в пространстве и во времени;
  • на каждом уровне структурной организации материи выявляются свои особенности в ее движении и взаимодействии.

Материалисты утверждают, что в гносеологическом аспекте существует противоположность материи и сознания, поскольку последнее порождает самостоятельный субъективный мир, который может не иметь прямых аналогов в материальной действительности и представать в виде идеальных образов. В онтологическом аспекте такая противоположность снимается, а сознание выступает как высшая форма отражения, присущая материи.

Рассмотрим более подробно вопрос о материи с философско-онтологической стороны. Материя здесь предстает как субстанция, то есть основа сменяющихся явлений, носитель качеств. Отсюда, материя самодостаточна и выступает как причина самой себя. Как следствие – самодвижение материи, ее активный самопроизводящий характер, вечность во времени и бесконечность в пространстве.

Субстанциональность, всеобщность и абсолютность материи характеризуют материальное единство мира. В мире нет ничего, что не было бы определенным видом или состоянием материи, ее свойством или формой движения. Материя существует в виде бесконечного многообразия конкретных образований. Сами же материальные объекты обладают внутренней упорядоченностью и системной организацией.

Всеобщими формами бытия материи являются пространство и время, которые не существуют вне материи. Не раскрывая пока сути указанных феноменов, подчеркнем, что пространство и время представляют собой формы, выражающие определенные способы координации материальных объектов. Содержанием этих форм является движущая материя. Наличие единого содержания позволяет сделать вывод и о взаимосвязи самого пространства и времени.

Материя как субстанция несотворима и неуничтожима. Рассмотрение материи в субстанциональном плане наглядно показывает, что сознание генетически связано с материей (являясь ее порождением). Кроме того, связь сознания с материей обусловлена вещественной основой индивидуального сознания, а именно: неразрывной его связью с мозгом (как органа и его функции, материального субстрата и его свойства).

Материя может быть определена через отношение к сознанию. Многогранность сознания делает его объектом изучения ряда наук. Философия стремится выявить всеобщие признаки сознания. В самом общем виде: «Сознание – это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека» .

Сознание дает представление об окружающем мире, отражая и формируя определенный его образ. Поэтому среди определений понятия «сознание» есть и такое: «субъективный образ объективного мира». Но сознание – не просто образ, а психическая форма деятельности, нацеленная на отражение и преобразование, оценку действительности.

Наряду с понятием «сознание » нередко употребляются и другие – «дух », «мышление », а основной вопрос философии часто формулируется не как отношение «материи и сознания», а как отношение «материи и духа», «материи и мышления». Вместе с тем понятие «мышление» не тождественно понятию «сознание». Помимо рационального индивидуальное сознание человека включает в себя чувственное отражение действительности, эмоции, переживания.

«Дух» можно определить как «совокупность и средоточение всех функций сознания, возникающих как отражение действительности, но сконцентрированных в единой индивидуальности, как орудие сознательной ориентации в действительности для воздействий на нее и в конце концов для ее переделывания» . В марксистской философии понятия «сознание» и «дух» обычно употреблялись как синонимы.

В чем же проявляется противоположность материи и сознания в гносеологическом аспекте?

Во-первых, в гносеологических образах нет ни грана вещественности, они самостоятельны, отвлечены и от отражаемого мира, и от нейродинамических кодов, заключенных в структуре головного мозга.

Во-вторых, сознание, благодаря творческо-конструктивной функции, создает образы, не имеющие прямых прототипов в реальности и могущие затем приобрести материальный статус.

Итак, в аспекте гносеологии материя и сознание противоположны. Но данная противоположность снимается в онтологическом плане. С этой стороны материя предстает как субстанция. Б. Спиноза писал:

«Под субстанцией я разумею то, что существует само в себе, и представляется само через себя, то есть то, что представление чего не нуждается в представлении другой вещи, из которого оно должно было бы образоваться».

Спиноза подчеркивал неразрывную связь основы вещей и их конкретного многообразия в пределах субстанции.

В материалистической философии субстанция понимается как материя, как субъект всех своих изменений, т. е. активная причина всех собственных формообразований. В аспекте субстанциональности материя предстает как внутреннее единство всех ее форм. Материя как субстанция есть причина самой себя (causa sui). Будучи субстанцией, она несотворима, неучтожима, вечна и бесконечна.

«Рассмотрение материи в субстанциональном аспекте показывает, что сознание и генетически, и актуально оказывается материальным. В отличие от гносеологического аспекта проблемы “сознание и материя” здесь имеется не отношение причины и следствия, а органа и его функций, материального субстрата и его свойства. Здесь противоположность сознания и материи не абсолютна, а относительна…» .

Ни гносеологический, ни субстанциональный аспекты понимания материи нельзя отрывать друг от друга, они взаимодополнительны, дают общее представление о материи.

Вопросы темы

1. Философское учение о материи и природе.

2. Вселенная, жизнь, человек.

Основная идея

Мир - это материя, существующая в единстве всех своих проявлений и представленная в первую очередь в форме окру­жающей человека природы.

1. Философское учение о материи и природе. Картина (об­раз) мира и окружающей природы формируется в философии в зависимости от различных мировоззренческих посылок - ре­лигиозных, естественнонаучных, идеалистических, мифологи­ческих и иных. В силу этого история философии являет собой процесс возникновения и сосуществования различных пред­ставлений о мире и бытии человека в нем. К формированию картины мира с позиций научного знания стремится философ­ский материализм («линия Демокрита»), который имеет дли­тельную традицию и глубокие корни в культуре общества.

В философском материализме основным является понятие материи («вещь», «вещество»). Оно концентрирует в себе дол­гий и богатый опыт познания окружающего мира и человека с позиций естествознания и здравого смысла, объяснения мира естественными причинами. По убеждению сторонников этого философского направления, мир - это движущаяся материя в различных формах ее проявления. Природа (природная среда) -важнейшая форма бытия материи, имеющая прямое отноше­ние к человеку и обществу.

Первые, наглядные по своей сути, представления о материи появились в древней философии в связи с попытками найти некую первооснову мира в виде конкретного вещества. Так, для Фалеса такой основой выступала вода, для Гераклита - огонь, а Демокрит находил ее в подвижных атомах. Эмпедокл одно­временно выделял четыре стихии («корни вещей») - воду, зем­лю, воздух и огонь. В учении Платона материальный мир рас­сматривался как низшая ступень бытия, «бледная тень» и предметное воплощение «мира идей».

Понятие «материя» впервые появилось в работах Аристо­теля. Он понимал под ней бесформенную и пассивную массу, которая потенциально содержит в себе любые вещи. Материя - это как бы возможное бытие, его исток, а все конкретные вещи возникают под воздействием некоей творческой энергии («фор­мы»), и этот переход материи в иное состояние является, по Аристотелю, движением («кинесис»).

В философии Средних веков считалось, что материальный мир был сотворен в течение весьма краткого времени волей всемогущего Творца. Создав мир, Бог установил и определен­ный порядок (иерархию) в нем. Природа (растительный и животный мир) рассматривалась философами как низшая ступень в иерархии мира. В ней, дескать, нет ни души, ни свободы. Такие качества имеются лишь у человека, который сотворен по образу и подобию Божьему.



В эпоху Возрождения и в Новое время материя стала рас­сматриваться как совокупность физических тел и процессов. Большую роль в познании материального мира сыграл, в част­ности, И. Ньютон, который сформулировал законы класси­ческой механики. Н. Коперник создал гелиоцентрическую картину мира, которая радикальным образом изменила су­ществовавшие до сих пор представления о Вселенной. Во фран­цузском материализме XVIII века (Ж. Ламетри, Д.Дидро и др.) подчеркивалось, что материя не сотворена Богом и существует вечно. Она является колоссальной мастерской, которая снаб­жена всеми необходимыми инструментами и материалами для работы человека.

На рубеже XIX-XX веков в естественных науках произошел ряд крупных открытий, на основе которых начало меняться ранее сложившееся представление о материальном мире. В се­редине XIX века сформировалась теория Ч.Дарвина, в которой была раскрыта органическая взаимосвязь в растительном и жи­вотном мире. В 1869 году русский ученый Д.И. Менделеев со­здал периодическую систему химических элементов. Были от­крыты химический элемент радий (В. Рентген) и электрон, явление искусственной радиоактивности (А. Беккерель). В 1905-1916 годах А. Эйнштейн разработал специальную и об­щую теорию относительности, которая раскрывала единство движения, пространства и времени. В те годы произошли и многие другие крупные открытия в естествознании, радикаль­но изменившие картину мироздания.



Благодаря быстрому развитию науки была подорвана господ­ствовавшая прежде механистическая картина мира. Было убе­дительно показано, что мир не только един, но бесконечен и разнообразен в своих формах, свойствах и проявлениях. Тем самым горизонт знаний о материи раздвинулся и был допол­нен новыми сведениями и фактами, которые изменяли пре­жние, «вещественные» представления о материи. Обобщая эту тенденцию в науке своего времени, Ленин в 1908 году предло­жил развернутое определение понятия материи. В своей рабо­те «Материализм и эмпириокритицизм» он писал, что материя - это «философская категория для обозначения объективной ре­альности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощуще­ниями, существуя независимо от них». Кратко говоря, мате­рия есть объективная реальность, существующая вне и неза­висимо от человека и человечества. Данное понятие имеет ос­новополагающее значение для философского материализма и естествознания.

В данном выше определении подчеркнуто, что материя яв­ляется основным объектом исследовательского интереса для «линии Демокрита». Ленин выделил прежде всего основное свойство материи - объективность существования, т.е. ее бытие вне и независимо от человека и его сознания. Он указал также и на принципиальную познаваемость окружающего мира человеком. Он подчеркивал, что материя как реальность вклю­чает в себя не только известные, но и еще неизвестные науке явления. Понятие материи характеризует мир как единство многообразного и помогает исследовать его действительную природу. Материальный мир включает в себя также и человека как уникальное явление мироздания. Вот почему русский фи­лософ А.Ф. Лосев призывал «понять материю личностно, с точ­ки зрения категории личности», т.е. включить человека в объ­ект анализа философии, а материю воспринимать также с точки зрения ее ценностного (аксиологического) значения. Материя, природа, жизнь - все это явления, имеющие непреходящее значение для существования человека. С помощью понятия материи формируются научные представления о мире, обобща­ются данные частных наук, ведется полемика с философским идеализмом и религиозным мировоззрением, опровергается агностицизм (философское учение о непознаваемости мира). Данное понятие выполняет, таким образом, мировоззренческую функцию и имеет непосредственное отношение к формирова­нию философской и научной картины мира.

Значение этого понятия состоит также и в том, что оно ориентирует на строго определенный (материалистический, естественнонаучный) подход к познанию и объяснению этого мира, выявлению подлинного места и роли человека в нем. Учение о материи позволяет также решать вопрос об основе (субстанции) и причинах всех форм бытия, разграничивать предмет философии и частных наук. В этом понятии заложены основные мировоззренческие посылки и исходные принципы «линии Демокрита».

Всегда, когда научная философия повествует о материи, она непременно подразумевает и природу как важнейшую ее составляющую. В широком смысле слова природа - это не­социальный, «дикий» мир, не созданный человеком. Иногда под ней понимают весь космос, Вселенную. Иногда - ту часть материального мира, которая непосредственно окружает человека и с которой он соприкасается и практически взаимо­действует. В любом случае нельзя представлять себе материю без природы, но и природа должна рассматриваться не сама по себе, а с учетом ее включенности в общую структуру материаль­ного мира. Природа - это явление жизни. Природа - это и человек как венец ее тысячелетней эволюции. Тема природы является традиционной, многогранной и неисчерпаемой для философии и науки.

Строение и свойства материи. Когда речь заходит о стро­ении материи, наука обычно выделяет два ее вида - вещество и поле, которые тесно взаимосвязаны. Вещество дискретно (внутренне расчленено) и структурировано, обладает массой покоя и рассредоточено в пространстве. Формы вещества раз­нообразны - атомы и молекулы, газы, жидкие и твердые тела, полимеры, белок, вирусы, живые организмы, макротела. В от­личие от вещества поле представляет собой сложное электро­магнитное образование, которое состоит из квантов («порций»). Они не имеют массы покоя и распределены в пространстве рав­номерно. Поле тоже существует в различных видах - грави­тационное, электромагнитное, биологическое и т.д. Особым (энер­гетически наинизшим) состоянием поля является вакуум, в котором отсутствуют какие-либо частицы. Иногда ученые выс­казывают мнение о существовании «информационно-энергети­ческого» поля, которое якобы имеет громадную скорость распро­странения и обусловливает развитие Вселенной по изначальной программе.

Вещество и поле взаимопроникают и дополняют друг друга. Их синтезом является, например, плазма как особое состояние материи. Из нее состоят, в частности, небесные тела типа Солн­ца. Тесное взаимодействие между веществом и полем существу­ет на уровне элементарных частиц в микромире. По сути дела, материальный мир представляет собой единство противополож­ностей - прерывного и непрерывного, конечного и бесконечного. Существование вещества и поля свидетельствует именно об этом.

Материя обладает рядом универсальных (всеобщих) свойств, или атрибутов. Прежде всего, как отмечалось выше, ей присуща объективность существования, т.е. бытие вне и независимо от человека и человечества. Наука, в отличие от религии, утверждает, что этот мир не создан никем, он был, есть и будет существовать без нас. Еще в древней философии Гераклит высказывал мысль о том, что этот космос «... не со­здан никем из богов и никем из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, в полную меру воспламеняющимся и в полную меру угасающим ».

Философия и наука подчеркивают неисчерпаемость матери­ального мира, что означает огромное многообразие его сторон, свойств, явлений и состояний. В связи с этим в начале XX века В.И. Ленин заметил, что, хотя открытый наукой электрон ока­зался таким же неисчерпаемым, как и атом, ум человеческий со временем сделает еще больше открытий и тем самым увели­чит власть человека над окружающей природой. Рост знаний подпитывает неиссякаемую надежду человека найти во Вселен­ной подобных себе существ. Н.А. Заболоцкий сказал об этом язы­ком поэзии: «В который раз томит меня мечта, / Что где-то там, в другом углу Вселенной, / Такой же сад и та же темнота, / И те же звезды в красоте нетленной».

Такое свойство материи, как бесконечность, подразумевает вечную незавершенность, незаконченность процессов и состоя­ний в ней. У материального мира нет ни начала, ни конца. В нем существует лишь непрестанное развитие, смена форм и состояний 1 . В связи с этим можно сказать, что жизнь человека является всего лишь маленьким мигом в истории безбрежного Космоса, хрупким звеном в бесконечной цепи превращений материи. Человек - это существо, затерянное в «глухом углу Вселенной», сокрушался Б. Паскаль. В необъятных просторах пространства и времени мы - ничто, подчеркивал фран­цузский ученый.

Материи присущи также целостность и структурность. Будучи относительно самостоятельными, все фрагменты и стороны мира непосредственно или же через промежуточные звенья связаны друг с другом - природа и общество, индивид и социальная группа. И т.д. и т.п.

В ряду всеобщих свойств материи находится и отражение, представляющее собой способность предметов воспроизводить (копировать) во взаимодействии внешние признаки и внутрен­нее содержание других предметов, сохранять в себе эти отпе­чатки («копии»). Формы проявления отражения (раздражи­мость, психика и др.) разнообразны, как и сам материальный мир.

Особым свойством материи является движение, которое выражает способность предметов изменяться и переходить в иное состояние. По определению Энгельса, движение в приме­нении к материальному миру - это изменение вообще. Оно пред­ставляет собой не просто свойство: это коренной способ суще­ствования всех без исключения вещей материального мира.

Противоположностью движения является покой как состо­яние временного равновесия, устойчивости и неизменности вещей. Он всегда относителен, так как нет вещей, которым не присуще движение. Покой мимолетен и краток, он постоянно разрушается силой неумолимого и безжалостного («смертонос­ного», по выражению Н.А. Бердяева) движения. Движение веч­но, а покой временен - такова формула их взаимосвязи.

Движение материи существует в разных формах (видах), которые представляют собой специфические типы взаимодей­ствий и изменений. До XIX века все многообразие форм дви­жения сводилось философией в основном к механическим про­цессам. В этом представлении проявлялся механицизм как конкретно-исторический тип философского мировоззрения, исходный принцип объяснения мира и человека в нем. Но круп­ные открытия в науке XIX века (теория клеточного строения, эволюционное учение и др.) разрушили эту упрощенную и схе­матичную картину мироздания. Учитывая это, Энгельс в сво­ей «Диалектике природы» предложил более совершенную классификацию форм движения материи. Они выделены им с учетом их конкретного материального (вещественного) носи­теля. Назовем эти формы и кратко охарактеризуем их.

Механическое движение представляет собой перемещение тел в пространстве по определенной траектории, или «смену мес­та», по определению Г. Гегеля. Носителями движения в данном случае (падение камня, колебание маятника часов, полет спут­ника и т.п.) являются конкретные материальные предметы.

Физическое движение сопряжено с такими природными явлениями, как теплота, свет, электричество и магнетизм, гравитация. Здесь уже отсутствует четкая траектория движе­ния, а иногда оно носит даже хаотический характер (например, броуновское, движение молекул газа).

Химическое движение вбирает в себя взаимодействия ато­мов, что порождает в ходе реакций еще более сложные веще­ства. В качестве самой простой химической реакции Энгельс называл образование озона в атмосфере во время грозы. Наука полагает, что когда-то в рамках химических процессов на на­шей планете зародилось явление жизни.

Особое место в мироздании занимает биологическое движе­ние - существование и развитие живых организмов, раститель­ного и животного мира. (В настоящее время на Земле имеется более 500 тысяч видов растений и около 1,5 млн. видов живот­ных.) Носителем процессов жизни является белок, который име­ет сложную молекулярную структуру. По лаконичному опреде­лению Энгельса, жизнь - это «способ существования белковых тел». Благодаря жизни тенденция к самосохранению все же преобладает над тенденцией распада, и поэтому на нашей пла­нете не господствует разрушительная стихия Хаоса.

Большой спецификой обладает социальное движение, кото­рое вбирает в себя всю совокупность явлений и процессов, про­текающих в рамках общественной жизни. «Автором» и носи­телем социального движения выступает человек, как существо мыслящее и деятельное. Самым сложным проявлением соци­ального движения является процесс человеческого мышления как поток мыслей и представлений, деятельность познающего ума.

Предложенная Энгельсом классификация форм движения материи фиксирует важнейшие области материального мира и протекающие в нем процессы. Но она имеет ограниченные познавательные возможности для познания этого мира, ведь в XX веке был накоплен богатейший массив научных знаний. В настоящее время наука выделила и изучает геологическую, географическую, космологическую и иные формы движения. Разумеется, поиск наукой новых форм движения продолжится и дальше. В связи с этим можно предложить новый вариант классификации форм движения материи:

«мир ядра» (частицы и античастицы) - так называемые «ядерные» формы движения материального мира;

«мир электромагнетизма» - внутриатомные и молекуляр­ные процессы;

«мир тяготения» (плазма, планетарное вещество), включаю­щий гравитационные формы движения материи;

«мир жизни», объединяющий биогенетические, популяционные, организменные и иные процессы на нашей планете;

«мир человеческого общества» как тесное единство мате­риального и духовного, система деятельности людей и отношений между ними.

Очевидно, что в данной классификации формы движения выделены с учетом уровня организации материи, ее постепен­ного усложнения. Для удобства можно выделять формы дви­жения в неживой и живой природе, в общественной жизни. Что касается человека, то он представляет собой сложнейшую сис­тему, которая синтезирует и несет в себе самые различные фор­мы движения материи.

Кроме названных выше универсальных (всеобщих) свойств материи присущи также и такие характеристики, как про­странство и время. Это формы существования материи, кото­рая не может двигаться иначе, как в пространстве и во времени. В этих формах материального мира пребывает и сам человек. Волей судьбы он погружен в них и существует в бесконечных просторах пространства и неумолимом потоке времени, кото­рые являют собой «пределы человеческой жизни», по выраже­нию ПЛ. Чаадаева. Каждый человек живет здесь (в простран­стве) и теперь (во времени).

Под пространством философия понимает взаимное располо­жение вещей и процессов друг возле друга, их протяженность и определенный порядок взаимосвязи. Это как бы сосущество­вание («рядом-существование») вещей мира. Элементами про­странства являются точка, объем, длина, расстояние и т.д. Принято выделять, прежде всего, такие свойства пространства, как протяженность, трехмерность (длина, ширина и высота), изотропность (равенство всех трех его измерений), обратимость (возможность перемещения предмета и человека в любую точ­ку пространства).

История существования человека убеждает, что он способен обретать практическую власть над пространством. Благодаря знаниям, технике и настойчивому труду эта власть постоянно нарастает. Это особенно очевидно на примере происходящего в наше время активного освоения земных недр, просторов и глубин Мирового океана, космического пространства. Мир ведь всегда не удовлетворяет человека, и человек стремится преоб­разовать его своими действиями. Писатель П.Л. Проскурин заметил однажды, что природа предназначила человека для освоения широких пространств. Но в результате возникло ос­трое и неустранимое противоречие между деятельным чело­веком и окружающим миром, между человеком и природой.

В XX веке это противоречие проявило себя в весьма опасных фор­мах, породило глобальный экологический кризис, что поставило под вопрос само дальнейшее существование человечества.

Под временем философия понимает длительность существо­вания вещей и процессов, последовательность смены их состо­яний. В своей действительности оно представляет собой неис­сякаемый поток событий, или, говоря словами Платона, «движущийся образ вечности». Разным материальным систе­мам присущи свое время и его специфические характеристики. Можно вести речь о физическом и биологическом, космическом, социальном времени. Иногда философы выделяют и «экзистен­циальное» время, имея в виду сложный поток чувств и эмоций, переживаний человека, других его душевных состояний.

Принято считать, что время имеет три измерения - настоя­щее (текущие события), прошлое (застывшие события) и буду­щее (грядущие события). Причем события в разных матери­альных системах происходят в неодинаковом темпе. Наиболее быстро и плотнее время протекает в обществе, что связано с высокой активностью человека, многообразием форм его ду­ховно-практической деятельности и неуклонным расширени­ем ее масштабов. Время течет только в одном направлении - от прошлого через настоящее к будущему, и этот вектор неизме­нен, необратим. Пока еще никому не удавалось повернуть свою жизнь назад и прожить ее по-новому. Это можно сделать лишь мысленно, обратившись к смелой фантазии.

«Стрела времени» - это всемогущий и безжалостный раз­рушитель всего сущего. Но время в такой же мере является и творцом всего нового, нарождающегося. Временное значит тленное, умирающее и уходящее. Напротив, вечное - это со­храняющееся, непреходящее и бессмертное. Время движет миром в направлении и к жизни, и к смерти, непосредственно затрагивая судьбу человека, его прошлое, настоящее и буду­щее. Жизнь человека всегда трагична под властью «смертонос­ного» времени, и все мы - его пленники. Говорят, что каждый час времени ранит, а последний и вовсе убивает. Лишь непре­рывное творчество помогает человеку преодолеть смерть, со­хранить себя в памяти благодарных потомков и приобщиться к вечности. Биологическая жизнь человека конечна, и поэтому многие предпочитают все же не «думать о секундах свысока».

Осознавая свою временность, они задумываются о содержании и цели своей жизни, о смысле своего существования в этом мире.

Понятия пространства и времени применяются также и к исследованию общественной жизни. С точки зрения филосо­фии социальное пространство создано людьми и представля­ет собой множество общественных институтов, процессов и отношений, предметов культуры, которые сосредоточены в рамках конкретного отрезка социального времени (конкретная эпоха, период истории). По большому счету социальное про­странство и социальное время - это вся всемирная история Человека как арена его духовно-практической деятельности и ее предметные воплощения. Социальное пространство, буду­чи очеловеченной Вселенной, всегда несет на себе печать свое­го времени, эпохи. В этом несложно убедиться, сравнивая для примера город античной эпохи и современный город, социаль­ную дистанцию между рабом и господином в древнем обществе и взаимоотношения между гражданами в цивилизованных странах нашего времени. Социальное время неукротимо уст­ремлено в будущее, оно становится все более динамичным и насыщенным разнообразными событиями. Неудивительно, что под воздействием научно-технического прогресса современ­ное общество мчится вперед, напоминая пылающую комету в необъятных просторах Вселенной.

В истории философии и культуры, в устном народном твор­честве время всегда осознавалось как большая ценность. Считалось, что оно наполнено человеческим содержанием и по­этому является объектом эмоционального восприятия и рацио­нального осмысления 1 . В философии подчеркивается, что вре­мя - это не только некие пределы человеческой жизни, но и сама его жизнь. Будучи насыщенным событиями и живым об­щением людей, оно есть «пространство человеческого разви­тия» (К. Маркс). Но, увы, время неподвластно человеку. Не­удивительно, что люди мечтали о так называемой «машине времени», с помощью которой можно обрести власть над ним. Мечту об этом В. Шекспир выразил так: «Не хвастай, время, властью надо мной!» Однако время неумолимо течет, уходит, и поэтому оно - нечто бесценное. Вот почему, говоря словами поэта С.Л. Маршака, «...пока в руках у нас частица времени, /

Пускай она работает на нас!» Но для этого непременно требует­ся, чтобы душа человека неустанно трудилась и день и ночь. Философия и народная мудрость напоминают человеку: спе­ши жить, поскольку «часы идут, дни бегут, годы летят», а если иногда «день упустишь - годом не наверстаешь», «делу время - потехе час», не так ли?

В философском материализме весьма существенным явля­ется также и вопрос о материальном единстве мира. Впервые он был обозначен и решался еще в античной философии (Ге­раклит, Демокрит и др.). По сути своей данная проблема оз­начает следующее.

Окружающий человека мир материален (веществен) по сво­ей природе. Все его явления и процессы имеют в конечном сче­те единую материальную основу, или субстанцию. Мир един (целостен), единствен и динамичен. Все его сферы органичес­ки взаимосвязаны, переплетены. Он многообразен, «разноцве­тен» в своих проявлениях, и это придает ему стройность и красоту. Материальный мир имеет одни и те же всеобщие (уни­версальные) свойства и единые законы существования. Наука показывает и доказывает, что все это есть на самом деле, дей­ствительно, а не является игрой нашего пылкого воображения. Мир - это Универсум, единое антропосоциоприродное целое.

Идея материального единства мира обосновывается, во-пер­вых, науками о неорганической природе - физикой, астроно­мией, химией и др. Особо важную роль в этом играют теории ДМ. Менделеева, А. Эйнштейна, И. Ньютона и других уче­ных. Во-вторых, науками об органической природе - биологи­ей, генетикой, анатомией и др. Большой вклад в это внесли учения Ч. Дарвина, А.И. Опарина, Г. Менделя. Эта идея дока­зывается также науками о человеке и обществе как уникаль­ных явлениях Вселенной. Речь идет прежде всего о таких областях научного знания, как история и этнография, соци­ология, экология. Ф. Энгельс верно заметил, что единство ма­териального мира «... доказывается не парой фокуснических фраз, а длинным и трудным развитием философии и естество­знания», всем многогранным духовно-практическим опытом человечества.

В философском идеализме и религии тоже есть идея един­ства мира, его целостности и гармоничности. Однако она ос­мысливается с противоположных мировоззренческих позиций: здесь единство мира рассматривается под углом зрения его ду­ховной обусловленности. Решение данной проблемы дано, например, в творчестве Г. Гегеля, где мир воспринимается как нечто целостное и пронизанное духовным началом («мировым разумом»). В русской религиозной философии было разрабо­тано понятие всеединства, которое выражает органическую целостность мирового бытия. Наиболее обстоятельно учение о всеединстве разработал B.C. Соловьев, который стремился вскрыть духовную основу единства многообразного в мирозда­нии и находил эту основу в некоей Мировой душе, или Софии, Философия и наука нашего времени рассматривают Вселен­ную как самоорганизующийся Универсум, где имеют место сосуществование и взаимодействие живого и неживого. В мире протекают как линейные, так и нелинейные процессы (хаос, пульсации, вихри, волны и т.п.). Новый ракурс мировидения задает синергетика - отрасль научного знания, которая ис­следует самоорганизацию сложных материальных систем (И.Р. Пригожий). Синергетика полагает, что в сложных сис­темах «конструирующую» роль играет Хаос, в котором потен­циально содержится много вариантов последующего разви­тия. Эта наука подчеркивает, что развитие мира предсказуемо в той же мере, что и непредсказуемо, неожиданно для челове­ка. Развитие - это нелинейный процесс, в котором большую роль играет случайность, поэтому оно может протекать в раз­ных направлениях. Вот почему материальный мир следует рассматривать как единство порядка и беспорядка, гармонии и дисгармонии.

2. Вселенная, жизнь, человек. Научное решение проблемы происхождения мира, жизни и человека является непростой задачей, поскольку эти процессы невозможно воспроизвести экспериментально. Да и речь идет о событиях, которые происходили многие миллионы и даже миллиарды лет назад.

В XX веке американский астроном Э. Хаббл выдвинул кон­цепцию «Большого взрыва» во Вселенной. Ученый предполо­жил, что около 15-20 млрд. лет назад стало происходить рас­ширение Вселенной из сверхплотного состояния вещества. Началось время, потом появились первые атомы и молекулы, а позже и химические соединения. Вселенная все более рас­ширялась, температура спадала, и постепенно на Земле скла­дывались предпосылки для появления простейших форм жиз­ни (около 5 млрд. лет назад). Стала формироваться атмосфера, а в результате биохимической эволюции появились органичес­кие соединения. Сформировался белок - носитель жизни, за­родилась клетка как простейшая структура жизни. Наступил естественный отбор всего живого, что в итоге привело и к по­явлению человека.

В1924 году русский ученый А.Л. Опарин в своей книге «Про­исхождение жизни» сформулировал естественнонаучную кон­цепцию возникновения жизни. Опарин полагал, что до появ­ления жизни на Земле существовал длительный (3-5 млрд. лет) период химической эволюции, в рамках которого появились сложные органические вещества и протоклетки. Это привело к биохимической эволюции, в ходе которой в Мировом океане стали образовываться сложные органические соединения, дав­шие начало жизни.

Жизнь появилась на Земле, на других планетах она пока не обнаружена. В силу случая или же закономерно именно на на­шей планете сложились все необходимые предпосылки для возникновения Человека и его дальнейшего существования (оптимальный состав атмосферы, температура воды, гравита­ция и др.). Это удивительное обстоятельство дало повод уче­ным сформулировать «антропный принцип», который гла­сит, что Вселенная якобы устроена «под» и «для» человека. В самом деле разве смог бы возникнуть и существовать чело­век, не будь Вселенная столь «человечной»?

Философия рассматривает человека как уникальное (в преде­лах известного нам мира) живое существо. Вопросы о сущности и природе человека, смысле и целях его жизни являются самыми сложными мировоззренческими проблемами. Большое значение имеет также вопрос о происхождении человека. В его решении наиболее распространенными являются следующие мировоззрен­ческие позиции.

Естественнонаучный подход основывается на предположе­нии о том, что человек - это следствие, итог длительной эволю­ции живой материи на планете Земля. Он появился отнюдь не случайно, став «высшим цветом» живой природы. Человек - это результат земных причин, а вовсе не какая-то «искра» во Вселенной. Наука доказывает, что основными факторами его становления как специфического живого существа явились естественный отбор, прямохождение, развитие мозга, труд и речь. Привычка трудиться, т.е. изготавливать и применять специальные инструменты для обработки природы, помог­ла человеку выжить и тем самым закрепить одну из ветвей в эволюции живых существ на нашей планете. Человекообраз­ная обезьяна (австралопитек) со временем превратилась в че­ловека умелого. Научная теория антропогенеза утверждает, что человек в современном его облике сформировался примерно 40-50 тыс. лет назад. В целом же история человека как вида насчитывает около 2-3 млн. лет. Появившись вначале в Цент­ральной Африке, он распространился затем по всем континен­там. (Для сравнения заметим, что возраст Земли равен пример­но 4,5-5 млрд. лет.)

В рамках естественнонаучного подхода отечественный уче­ный, академик Н.Н. Моисеев разработал концепцию так назы­ваемого «универсального эволюционизма». Истоки этой теории восходят к работам русских мыслителей-космистов Н.Ф. Федо­рова и В.И. Вернадского. Явление человека Моисеев рассмат­ривает как результат пересечения совокупности земных и кос­мических факторов. В лице человека материя впервые обрела способность осознавать саму себя и ставить свое развитие под контроль знания. Возникновение жизни и человека стало са­мой крупной революцией в известной науке истории Вселен­ной. Появился Разум, и развитие мира (в рамках Земли) стало носить сознательный характер. Развился и усовершенствовал­ся Мозг как носитель мыслительных способностей человека. Сформировалась Воля, т.е. способность вмешиваться в ход со­бытий и направлять их протекание. Эволюция породила и Па­мять - механизм сохранения информации и опыта, их накоп­ления и передачи. Благодаря всему этому сформировался Духовный мир человека как самая тонкая ткань социального организма, источник созидания принципиально нового, чело­веческого мира - мира культуры.

В последующей эволюции человека выявились две противо­положные тенденции. Первая - к нарастанию степени его свобо­ды на основе знаний об окружающем мире и о самом себе, совер­шенствования орудий труда и культуры. Вторая - к нарастанию несвободы в связи с усложнением создаваемой человеком так на­зываемой «второй природы» (искусственная среда в различных ее формах), а также вечной зависимостью от «первой» природы как естественного условия своего существования.

В отличие от науки в мифологии и религии на вопрос о про­исхождении человека даны иные ответы. Так, древнегрече­ские мифы полагают, что вначале существовал лишь веч­ный, безграничный и темный Хаос. В нем в свернутом виде заключались все источники жизни мира. Из Хаоса появилось все - весь мир и бессмертные боги. Из него произошла богиня Земли - Гея. Под Землей родился мрачный Тартар - бездна, полная тьмы. Родилась также и Любовь как могучая и всеоживляющая сила. Так начал создаваться Мир со всеми его составляющими - Ночь и День, Горы и Небо, Океан, Солнце и т.д. Появились многочисленные боги как всемогущие и бессмертные существа, и весь возникший мир стал ареной их деятельности и соперничества. Боги - это сверхлюди, хотя и наделенные обычными человеческими качествами. Первые люди были созданы богами, вначале они жили без забот, тяжкого труда и печалей. То был первый - «золотой» - век человечества. Затем на смену ему пришли «серебряный», «медный» и «железный» века. Так и стала с точки зрения древней мифологии развиваться история человеческого рода.

В основном письменном источнике христианской религии - Библии - утверждается, что Бог на пятый и шестой дни творе­ния («креации») мира создал весь животный мир планеты. В шестой день появился и человек, сотворенный по образу и подобию Божьему в виде первого мужчины Адама и первой женщины Евы. Это было грандиозное событие, ведь с появле­нием человека разумного («гомо сапиенс») перед жизнью от­крылся путь созидания и высочайшего восхождения. Однако, вкусив запретный плод в райском саду, первородители людей совершили тем самым великий грех, за что были изгнаны Бо­гом из рая. Началась история человечества, а все люди в ней распались на две большие группы - праведники и грешники.

В фольклоре народов мира можно встретить наивные версии происхождения человека. Например, эскимосы считают, что человек был вылеплен из земли и распространился по свету с помощью птиц. Некоторые верят, что человек был создан из камня или из глины - красной, белой, коричневой. Такие наи­вные представления основаны, как правило, на древних мифах и наукой не подтверждаются. Все мифы объединяет одно - идея некоей внешней силы, которая якобы сотворила человека.

В XX веке французский ученый и теолог Пьер Тейяр де Шарден создал концепцию так называемого «эволюционного финализма». Это была попытка соединить и как бы примирить науку и религию, разум и мистику в решении проблемы про­исхождения мира и человека. По мнению Тейяра, история мира -это история его постоянного усложнения и восхождения к Со­знанию. В ходе этого сложилась некая единая линия развития мира, «космическая магистраль». В ее рамках сформировались основы жизни и элементы сознания, возник некий Дух Земли. Появившийся на этой основе человек стремится в ходе эволю­ции к достижению конечного состояния мира, которое Тейяр назвал «точкой Омегой». Она и станет, по убеждению филосо­фа, завершением эволюции, началом всеобщего объединения и мировой гармонии под животворным влиянием любви. Здесь все фрагменты мира найдут друг друга и соединятся в гармо­нию. Точка Омега - это будущее мира и человечества, высший полюс эволюции. В ней будет достигнуто примирение всех ин­дивидов и народов, частей и целого. Все сущее сольется на осно­ве любви. По оценке русского проповедника А.Меня, тейярдизм как учение о происхождении и месте человека во Вселенной может быть названо «оптимистическим финализмом». Точка Омега - это «светлый конец», некое царство, где Бог будет пре­бывать во всем.

Близки к тейярдизму идеи русского художника и философа Н.К. Рериха. Что есть человек во Вселенной? Человек, в пред­ставлении мыслителя, является точкой, в которой происходит своеобразная стыковка Земли с Космосом, где земной мир со­прикасается с высшим сознанием. Будучи вселенским суще­ством, человек обладает практически неисчерпаемым потен­циалом космической энергии, еще не раскрытой и не освоенной им в полной мере. Эта энергия и придает ему высокую духов­ность, сообщает силы для борьбы со Злом и Тьмой мира.

Так кем же является человек в этом мире - соучастником миротворения или же пассивным созерцателем происходящего? Где его место в мироздании - в центре или на обочине? К чему призван человек - разрушать или же созидать и совершен­ствовать мир? На эти и подобные вопросы мы будем отвечать по мере изложения курса философии. Здесь лишь заметим, что человек - это мельчайший «атом», блуждающий, по сло­вам Б. Паскаля, в «бездне бесконечности». Конечно, ему не дано постигнуть бесконечное, но способность мыслить придает человеку силу, веру и надежду.

Вывод. С точки зрения научной философии мир - это дви жущаяся материя, взятая в единстве всех свойств и форм проявления. Неотделимой частью материального мира, вен­цом его эволюции является человек как уникальное явление живой природы. Происхождение Вселенной, жизни и чело­века - это очень важные мировоззренческие вопросы, тради­ционно вызывающие интерес у философии и философов.

Контрольные вопросы

Что понималось под материей в древней философии?

1. Философские школы Древней Греции.

2. Сократ.

3. Платон.

4. Аристотель.

5. Философия киников и стоиков.

1. Возникновение, становление и развитие философских учений представляет собой противоречивый, но в целом поступательный процесс, в котором было немало опережающих свое время гениальных идей и стремительных спадов. Порой движение вперед в одном отношении сопровождалось поворотом назад в другом, что порождало самые различные, порой противоречивые философские учения. К примеру, объединить многочисленные древнегреческие школы и направления, существовавшие до Сократа, позволяет их единая натурфилософская направленность, особый интерес к происхождению мира и его целостной сущности.

Философия античности наивысшего расцвета достигла в Древней Греции и Риме. В отличие от мифологии, античная философия не ограничивается при столкновении с грозными и непонятными явлениями отсылкой к богам, она ищет доступные познанию причины этих явлений, истинные первоосновы мира.

К наиболее известным философским школам Древней Греции относятся:

Милетская (ионийская) – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит;

Пифагорейская – Пифагор и его ученики;

Школа Гераклита Эфесского;

Элейская – Парменид, Зенон;

Атомисты – Левкипп, Демокрит;

Софисты – Протагор, Продик, Гиппий, Горгий и другие.

Философы большинства этих школ выступали с материалистических позиций. Например, основатель милетской школы Фалес первоначалом всего сущего считал воду, Анаксимандр – «апейрон» – вечную, неизмеримую, бесконечную субстанцию; Левкипп и Демокрит – атомы, Гераклит – огонь.

По мнению Гераклита (конец VI – начало V вв. до н.э.), мир не создан никем из богов и никем из людей, а всегда был, есть и будет вечно живым огнем, вмеру воспламеняющимся и вмеру угасающим. Такую закономерность он определил как логос. Одновременно утверждал, что все в этом мире состоит из противоположностей, все происходит через борьбу, затем все изменяется, движется. «В одну и ту же реку нельзя войти дважды», - говорил он, «поскольку каждый раз тебя окружают новые волны, новая стихия». Гераклит из Эфеса вывел закон диалектики, считал, что движущей силой всех процессов является борьба. Диалектика Гераклита – концепция непрерывного изменения. Он особое внимание уделял на причины изменения и развития, на проблемы повторяемости и круговорота. Философия Гераклита пытается раскрыть идеи единства и борьбы противоположностей, совпадения абсолютного и относительного. Но у него остаются в тени проблемы поступательности развития, скачкообразности процесса развития вещей и явлений, перехода одного качества в другое, в свою противоположность.


Гераклит считал, что мудрость есть познание разума, логоса, быть мудрым – значит склониться перед этим разумом, подчиниться ему. Человек, познав этот мир, становится мудрым, подчиняясь законам разума, приобретает душевное спокойствие

Пифагор и его последователи (конец VI – начало V вв. до н.э.) первопричиной всего считали число, принимая единицу за мельчайшую частицу всего. Они выступали за познание мира через число, считая число промежуточным в познании между чувственным и идеалистическим сознанием.

Крупными представителями элейской школы были Парменид (конец VII – начало VI вв. до н.э.) и Зенон (490 – 430 до н.э.), которые возглавили следующий этап на пути рационализации философского знания. Основная категория их учения – «бытие». Парменид утверждал, что бытие есть, небытия нет, ибо небытие невозможно ни познать, ни высказать. Он сущее раскрывает при помощи мышления и установления истины, тогда как чувственное восприятие есть только мнение. Парменид считал, что Вселенная не имеет недостатков, как и сущее в его цельности: сущее не может быть «ни чуточку больше, ни чуточку меньше».

Зенон Элейский – видный философ, талантливый ученик и последователь Парменида, высоко ценил умственные способности человека и всю жизнь вел борьбу за истину и справедливость. Он развивал логику как диалектику. Известны апории Зенона, которые вызывают интерес и сегодня. В апории «Ахиллес» Зенон утверждает, что быстроногий Ахиллес никогда не сможет догнать черепаху, так как для того, чтобы пройти определенный путь, надо сначала пройти его половину, а чтобы ее пройти, надо пройти четверть пути, далее – одну восьмую пути и так до бесконечности. Пока Ахиллес пройдет определенную часть пути, черепаха тоже преодолевает часть пути, которую тоже нужно пройти Ахиллесу. Математики утверждают, что в континууме между двумя точками всегда имеется третья точка, что утруждает попадание в соседнюю точку. Если движение невозможно, то быстроногий Ахиллес не сможет догнать черепаху.

Философы элейской школы поставили проблему соотношения единого и множественного, непрерывного и прерывного, движения и покоя, бытия и небытия. Особенно апории Зенона обнажают проблему возникновения движения из неподвижности.

В гносеологии представители элейской школы главную роль отводили мышлению. Бытие они понимали как непрерывное, неизмененное, нераздельное, присущее каждому элементу действительности. Единое бытие исключает любую множественность вещей в их движении.

Левкипп (V в. до н.э.) и Демокрит (460-370 до н.э.) считали, что мир как единое целое состоит из бесчисленного множества мельчайших частиц – атомов, движущихся в пустоте. Атомы, по мнению Демокрита, неделимы, постоянно находятся в движении, и душа человека состоит из тончайших, круглых, подвижных атомов.

Философы – атомисты открывали новые методы разрешения философских проблем: с чем бы мы ни имели дело – с теорией, с общественным явлением, - всегда есть элементарное: атом – в химии, материальная точка – в механике, человек – в обществе, понятие – в познании и т.д. Элементарное является как неизменное.

Рассматривая Вселенную, атомисты утверждали, что существуют космические вихри, порождающие множество миров. Пустота так же реальна, как и атомы, является необходимым условием их движения. Атомы по форме различны, движутся они в пустоте благодаря их соединению и разъединению, поэтому вещи и миры возникают, развиваются и приходят к гибели. Все происходит согласно необходимости, случайности нет.

2. Особое направление имела школа софистов – своей ориентацией на человека, на социальные вопросы, практические действия. Софисты – просветители древнегреческого общества – уделяли достаточно внимания проблемам языка, логики, красноречию. Интерес софистов к человеку символично выразил Протагор: «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, несуществующих, что они не существуют». Протагор подчеркивает относительность всего существующего, в том числе и относительность истины в наших знаниях.

Среди философов этой эпохи особое место занимал Сократ (469 – 399 до н.э.). Выдающийся философ, педагог, полемист, мудрец, он применял майевтику – искусство определять понятия с помощью наводящих вопросов. Благодаря логическим приемам и искусно задаваемым вопросам, он подводил собеседника к самостоятельному нахождению истины. Сократовский метод спора заключался в обнаружении противоречий в рассуждениях учеников и приведения их к истине. Его философское кредо: «Познай самого себя». В споре Сократ был неподражаем, причем он скромно отмечал: «Я знаю, что я ничего не знаю», призывая и своих учеников к смелому поиску истины посредством самопознания.

Философия Сократа основана на нравственности. Нравственное можно познать и усвоить, а отсюда, по мнению философа, каждый человек должен жить в соответствии с этими знаниями. Он пытался внушить своим ученикам понятия об истинно нравственном. Его философия содержит иронию в виде спора, диалога и майевтики, т.е. рождения мысли. Первостепенное значение он уделял человеку, который является существом познающим, разумным, имеющим душу. А душа человека – это способность осознавать, проявлять активную мыслительную деятельность, быть совестливым и моральным. Он готовил своих учеников к добродетели, чтобы они знали и проявляли во всем мудрость, справедливость, умеренность. Только тогда каждый может достичь гармонии души, стать свободным, в чем и состоит счастье человека.

Сократ вел свои философские беседы на площадях, рынках в форме диалога. Письменных работ не оставил, но о нем нам известно из сочинений Платона и Ксенофонта. Сократ в своих спорах критиковал все формы политического правления: тиранию, монархию, аристократию, плутократию, демократию, если власти проявляли несправедливость к народу. Но основными темами его бесед были такие, которые актуальны и сейчас: добро и зло, честность и добродетель.

Официальные власти не захотели понять философа, его приняли за обычного софиста, подрывающего устои общества, сбивающего с толку молодежь и не уважающего богов. В 399 г. до н.э. он был приговорен к смерти, принял чащу с ядом. Смерть Сократа – общечеловеческая трагедия, когда убита правда, и убит праведник за решимость исполнить нравственный долг до конца.

3. Крупнейшим философом Древней Греции, учеником Сократа, основателем собственной школы – Академии, основоположником объективного идеализма был Платон (427 – 347 до н.э.). Великий мыслитель оставил после себя ряд фундаментальных работ: «Апология Сократа», «Парменид», «Горгий», «Федон», «Государство», «Законы». Большинство его работ написано в форме диалога. По Платону, мир по природе своей двойственен: в нем есть видимый мир изменчивых предметов и невидимый мир идей. Так, отдельный конь может состариться, умрет, а идея коня – вечна. Причем, идеи трактовались им как некие вечные божественные сущности. В этом отношении основными положениями его учения являются следующие:

Все материальные вещи и предметы изменчивы, они возникают, развиваются, прекращают свое существование;

Окружающий нас мир временен, непостоянен;

Идеи вечны, реально существуют, постоянны. Весь мир – отображение чистых идей.

В гносеологии Платон исходит из идеалистической картины мира: если материальный мир является лишь отображением «мира идей», то предметом познания должны быть «чистые идеи». «Чистые идеи» невозможно познавать чувственно (чувственное познание дает только мнение), а можно лишь разумом, причем высшей духовной деятельностью могут заниматься только интеллектуалы, философы (люди образованные, подготовленные). Платон подробно рассматривал диалектику единого и множественного, движения и покоя. Он же предположил целую систему философских категорий: сущее, движение, покой, тождество, различие.

В философии Платона много внимания уделено происхождению общества и государства. Им было выделено семь типов государства: шесть типов существующих и один тип идеального – «государства будущего». Согласно его учению в идеальном «государстве будущего» философы управляют государством, познают мир и учат других. Воины занимаются физическими упражнениями, поддерживают порядок и в необходимых случаях участвуют в военных действиях. А работники (крестьяне и ремесленники) занимаются физическим трудом, создают материальные блага. Идеальное государство должно заботиться о воспитании в гражданах благочестия, поддерживать религию.

Принципами устройства идеального государства являются фундаментальные античные ценности: мудрость, мужество, умеренность. Их гармоничное единство позволяет достичь блага государства – справедливости. Лучшими формами государственной власти Платон считал аристократическую республику и аристократическую монархию, к худшим формам государственного устройства он относил тимократию, олигархию, демографию, тиранию.

Вся философия Платона затрагивает этические проблемы: высшее благо и жизнь человека, добродетель и счастье, прекрасное и полезное, доброе и приятное. По мнению философа, высшее благо (а идея блага превыше всего) пребывает вне мира. Поэтому и высшая цель нравственности находится в сверхчувственном мире. Если душа свое начало получила в высшем мире, то человек всю свою жизнь стремиться к возвышенному, хотя в земной плоти человеческая душа встречается и со злом, падшим, нечистым.

Академия Платона – религиозно-философская школа (387 до н.э.-529 н.э.) – просуществовала около 1000 лет. Известными воспитанниками этой Академии были: Аристотель, Ксенокрит, Клитомах Карфагенский, Филон (учитель Цицерона). Платонизм и неоплатонизм стали ведущими направлениями европейской философии.

4. Вершиной философской мысли Древней Греции является философское учение Аристотеля (384-322 до н.э.), ученика Платона, воспитателя Александра Македонского. Ученый- энциклопедист, он основал собственную философскую школу-лицей, оставил фундаментальные труды: «Органон», «Физика», «Механика», «О душе», «История животных», «Никомахова этика», «Риторика», «Политика», «Поэтика» и др. Свои философские взгляды Аристотель начал разрабатывать в противоположность идеализму Платона (ему приписывается изречение: «Платон мне друг, но истина дороже!»). Исходя из признания объективного существования материи, Аристотель считал ее вечной, несотворимой, неуничтожимой. Материя не может возникнуть из ничего, но материя, по мнению философа, инертна. Она содержит возможность возникновения многих вещей. Но чтобы эта возможность превратилась в действительность, материи нужно придать соответствующую форму. Форма и материя, по мнению Аристотеля, неразрывно связаны между собой. Мир представляет собой множество форм, тесно связанных между собой. А высшим двигателем мира и создания форм является Бог. При этом в философии Аристотеля особую роль играл принцип развития сущего, органически связанный с категориями пространства и времени. Основными категориями он считал «сущность» или «субстанция», «состояние», «отношение», «возможность» и «действительность». По его мнению, Бог есть чистая форма и первая сущность. А душа человека вечна, бессмертна, она представляет собой отражение актуальной действительности всемирного Разума. Память, эмоции, по мнению философа, являются «частями» души. Человек в процессе познания отталкивается от ощущений к общему восприятию, от восприятия - представлению; от мнения, освоив понятия, человеческая мысль идет к знанию, разуму. Научное знание только с помощью ощущений приобрести невозможно. Формами научного знания являются понятия, суждения, умозаключения. Он разработал классификацию форм и методов рационального мышления.

По мнению Аристотеля, носителем сознания является душа, которая осуществляет контроль над функциями организма. Он считал, что человек является одним из видов высокоорганизованных животных, но отличается от них наличием мышления и разума, имеет склонность жить в коллективе. Человек – «общественное животное», в сферу жизни которого входят семья, общество и государство. Счастье человека в добродетели, т.е. в сочетании щедрости и умеренности.

Особый интерес вызвали у Аристотеля проблемы возникновения различных социальных групп в обществе. Философ выделил такие группы: зажиточные, бедные и средние. Зажиточные всю жизнь стремятся к наживу, при этом они нарушают традиции закона общества. Богатые стремятся к власти, высокомерны и надменны. Симпатия Аристотеля на стороне среднего слоя, где в основном труженики, стремящиеся к совершенству. Он выделял также типы государств: монархия, тирания, аристократия, олигархия, полития, демократия. В основе всех социально-политических событий лежит имущественное неравенство. Отношения между богатыми и бедными – это не просто разные отношения, а противоположности, противоречия, причем непримиримые. Наилучшим государством Аристотель считал такое государство, где средний социальный слой составляет большую часть населения, чем богатые и бедные вместе. Если нищих и бедных в государстве слишком много, то это может привести к социальным взрывам. Ни один государственный деятель, по мнению Аристотеля, не должен ждать, пока наступят идеальные политические условия, а должен разумно управлять людьми, заботиться о физическом и моральном воспитании молодежи.

5. Киники – философская школа древней Греции, которая обосновывала идею свободы вне общества. Основателем этого направления является Антисфен (450–360 до н.э.), а его последователем был Диоген Синопский (400-325 до н.э.). Антисфен чаще общался с простыми людьми, проповедовал умеренность во всем. Его философское учение было близко к идеям Сократа, т.е. человек должен иметь самообладание, быть скромным в еде и одежде, быть ближе к природе. Киники утверждали, что не должно быть ни правителей, ни богатства, ни брака, осуждали рабство, презирали роскошь и стремление к наслаждению.

Философия киников отражала глубокий кризис греческого общества, ее поддержали толпы нищих и те, кто не нашел в жизни достойного места.

Философские учения стоиков, основанных Зеноном Китийским (не Зенон Энейский, автор «апорий» - парадоксов!), стали ответом на распространение идей киников. Основная идея стоиков – освобождение человека от влияния внешнего мира путем постоянного самосовершенствования, восприятия лучших достижений культуры, мудрости. Идеалом стоиков является мудрец, поднявшийся над суетой окружающей жизни, освободившийся от влияния внешнего мира благодаря своим глубоким знаниям, добродетели, самодостаточности.

Стоики проповедовали, что собственно философское начало коренится в самом человеке. Представителями поздней стои (I в. до н.э.–III в. н.э.) были Плутарх, Цицерон, Сенека, Марк Аврелий, чьи произведения дошли до нас. Сенека (4 до н.э.– 65 н.э.) – великий мыслитель, писатель, государственный деятель утверждал, что свободный человек вынослив, стойко переносит все жизненные невзгоды, не сопротивляется злу, не возмутим и спокоен, а философию принимал как практическое руководство в управлении государством.

В античной философии были и такие идейные течения, как скептицизм эпикуреизм. Скептицизм – философское существование какого-либо надежного критерия истины. Эпикуреизм – учение древнегреческого философа – материалиста Эпикура (341 – 270 до н.э.), просветителя древности; его этическое учение основано на разумном стремлении человека к счастью.

Марк Аврелий (121 – 180 н.э.) – римский император, философ, в своем труде «Наедине с собой» хвалит ту власть, которая уважительно относится к людям труда, представляет равные права и свободу слова. В период его правления Римской империей было значительно улучшено положение женщин и рабов. Особое внимание уделялось ораторскому мастерству, были тонкими знатоками филологии, диалектика понималась в тесной связи с риторикой. Именно стоики окончательно разграничили философию на логику, физику, этику, хотя об этом писал еще Аристотель. Стоики признавали добродетель высшим благом, а порок - единственным злом, призывали к жизни в гармонии с природой и Вселенским Разумом. Во времена Римской империи философские идеи стоиков превратились в государственную идеологию.

Античная философия имеет ряд особенностей: во-первых, расцвет философии был связан с экономическим подъемом греческих полисов; во-вторых, философы были независимы от производства и физического труда, они действительно являлись «мозгом» греческого общества и претендовали на духовное руководство обществом; в-третьих, философы допускали существование богов, которые были близки к человеку, а человека признавали частью общества.

Античная философия, представители которой разрабатывали самые разные учения, явилась основой европейской философии. Главной идеей являлся космоцентризм (преклонение перед Космосом, интерес к проблемам происхождения материального мира). Именно в античной философии были заложены два направления – идеалистическое (линия Платона) и материалистическое (линия Демокрита).

Материализм древней Греции получил своё классическое выражение в философской системе Демокрита. Демокрит, выдающийся материалист античности, создавал свою систему взглядов в иное время, нежели милетские философы, Гераклит и элеаты. V век до н.э. - это век дальнейшего упрочнения и расцвета античной рабовладельческой демократии. В большинстве греческих городов - государств, таких, как Афины, Агригент, Милет, Эфес, усилились экономически и политически новые слои рабовладельцев, связанных с развитием ремёсел, торговли и боровшихся против власти старой рабовладельческо-земледельческой знати. Это была эпоха внутреннего расцвета греческих государств. Рост влияния новых городов, продолжавшееся оживление общественной жизни в греческих государствах принесли с собой дальнейший расцвет античной науки и материалистической философии. Атомистическая теория Левкиппа - Демокрита была закономерным результатом развития предшествующей философской мысли. В атомистической системе Демокрита можно найти части основных материалистических систем древней Греции и древнего востока. Даже важнейшие принципы - принцип сохранения бытия, принцип притяжения подобного к подобному, само понимания физического мира как возникшего из соединения первоначал, зачатки этического учения - всё это уже было заложено в философских системах, предшествующих атомизму. Однако предпосылками атомистического учения и его философскими истоками были не только «готовые» учения и идеи, которые атомисты застали в свою эпоху. Согласно Демокриту, Вселенная - это движущаяся материя, атомы веществ (бытие - to on, to den) и пустота (to unden, to meden); последняя также реальна, как и бытие. Вечно движущиеся атомы, соединяясь, создают все вещи, их разъединение приводит к гибели и разрушению последних. Введение атомистами понятия пустоты как небытия имело глубокое философское значение. Категория небытия дала возможность объяснять возникновение и изменение вещей. Правда, у Демокрита бытие и небытие сосуществовали рядом, раздельно: атомы были носителями множественности, пустота же воплощала единство; в этом была метафизичность теории. Понятие пустоты привело к понятию пространственной бесконечности. Метафизическая черта древней атомистики проявилась также в понимании этой бесконечности как бесконечного количественного накапливания или уменьшения, соединения или разъединения постоянных «кирпичиков» бытия. Однако это не значит, что Демокрит вообще отрицал качественные превращения, наоборот, они играли в его картине мира огромную роль. Целые миры превращаются в другие. Превращаются и отдельные вещи, ибо вечные атомы не могут исчезать бесследно, они дают начало новым вещам. Превращение происходит в результате разрушения старого целого, разъединения атомов, которые затем составляют новое целое. Согласно Демокриту, атомы неделимы (atomos--«неделимый»), они абсолютно плотны и не имеют физических частей. Но во всех телах они сочетаются так, что между ними остается хотя бы минимальное количество пустоты; от этих промежутков между атомами зависит консистенция тел. Сведение строения материи к элементарным и качественно однородным физическим единицам, чем «стихии», «четыре корня» и отчасти даже «семена» Анаксагора, имело в истории науки огромное значение. Атомы бесконечны в числе, число конфигураций атомов так же бесконечно (разнообразно), «так как нет основания, почему бы они были скорее такими, чем иными». Этот принцип («не более так, чем иначе»), который иногда в литературе называется принципом индифферентности или разновероятности, характерен для демокритовского объяснения Вселенной. С его помощью можно было обосновать бесконечность движения, пространства и времени. Согласно Демокриту, существование бесчисленных атомных форм обусловливает бесконечное разнообразие направлений и скорости первичных движений атомов, а это в свою очередь приводит к их встречам и столкновениям. Таким образом, все мирообразование детерминировано и является естественным следствием вечного движения материи. Атомистическая картина мира представляется несложной, но она грандиозна.

Гипотеза об атомарном строении вещества была самой научной по своим принципам и самой убедительной из всех, созданных философами ранее. Она «отметала» самым решительным образом основную массу религиозно-мифологических представлений о надприродном мире, о вмешательстве богов. Кроме того, картина движения атомов в мировой пустоте, их столкновения и сцепления -- это простейшая модель причинного взаимодействия. Детерминизм атомистов стал антиподом платоновской телеологии. Демокритовская картина мира -- это уже ярко выраженный материализм, такое философское миропонимание было в условиях древности максимально противоположно мифологическому миропониманию. И хотелось бы еще отметить слова Энгельса «...В многообразных формах греческой философии - писал Энгельс,- уже имеются в зародыше, в процессе возникновения, почт все позднейшие типы мировоззрений. Поэтому и теоретическое естествознание, если оно хочет проследить историю возникновения и развития своих теперешних общих положений, вынужденно возвращаться к грекам».