Митрополит никифор. Иларион, святитель, митрополит Киевский

Ефрем (митрополит Киевский)

Митрополит Ефрем (XI век) - митрополит Киевский (1054/1055 - 1065 гг.).
О митрополите Ефреме сведений сохранилось немного. Известно, что по происхождению он грек.
Был киевским митрополитом с 1054/1055 г. по приблизительно 1065 год, являясь в то же время членом императорского сената с высоким придворным рангом πρωτοπροεδρος (возможно, даже protoproedros ton protosynkellon), как видно из надписи на принадлежащей ему свинцовой печати.

В 1055 г. Новгородский епископ Лука Жидята был оклеветан перед митрополитом Ефремом своим холопом. Митрополит вызвал Луку в Киев и осудил его. Через три года выяснилось, что епископа оклеветали, и митрополит Ефрем отпустил преосвященного Луку из заключения, а его клеветников строго наказал.

Георгий (митрополит Киевский)

Митрополит Георгий (XI век) - митрополит Киевский, вероятный автор «стязания с латиною», грек по происхождению.
По предположению Макария, Георгий занимал митрополичий престол в 1062-1077 гг., по мнению Филарета, в 1065-1073 гг.

Прибыл на Русь из Византии около 1062 г. Как явствует из греческих надписей на принадлежащих ему печатях («Господи, помози Георгию, митрополиту Росии и синкеллу»), одновременно являлся членом императорского сената в Константинополе и носил придворный титул «синкелл».
Имя митрополита Георгия упоминается в Повести временных лет под 1072 годом в рассказе о перенесении мощей Бориса и Глеба («митрополит же тогда бе Георгий»), и под 1073 годом («митрополиту Георгию тогда сущю в Гръцех» - то есть находящийся в Византии), а также в послании митрополита Нифонта Кирику Новгородцу, где имеется ссылка на правило «митрополита Георгья». «Не может, рече, того възборонити, аже приносять спасения хотяче души своей, еже творить и митрополита Георгья русьскаго напсавъша, а нету того никдеже».
Умер позднее 1073 года. Его преемник, митрополит Иоанн II, предположительно занял киевскую кафедру не позднее 1077 года.

Литературное наследие

Митрополит Георгий оставил заметный след в истории древнерусской книжности. Известно несколько сочинений, надписанных его именем.
Георгию приписывается произведение, известное в единственном списке конца XV века и названное там «Георгия митрополита киевьскаго стязание с латиною, вин числом 70» (нач.: «Понеже великый Констянтин от Христа приим царство…»). В «стязании» перечислено 27 («70» в заголовке - ошибка?) обвинений «латинян» в нарушении ими христианских догматов. Принадлежность «Стязания» Георгию ставится под сомнение А.С. Павловым, считающим его позднейшей компиляцией из послания митрополита Никифора Владимиру Всеволодовичу Мономаху и «Слова о вере крестьянской и латыньской» Феодосия Печерского. Е.Е. Голубинский приписывал Георгию также «Заповедь святых отец по исповедающимся сыном и дщерем», но эта атрибуция не признаётся основательной.

Иоанн II (митрополит Киевский)

Митрополит Иоанн II (ум. 1089 г.) - митрополит Киевский и всея Руси, святитель.
По происхождению грек, занимал киевскую кафедру в 1078-1089 гг.
Летописец называет его «добрым и кротким» и, вместе с тем, «хитрым в книгах и ученьи». Он известен двумя посланиями: 1) к папе Клименту и 2) к черноризцу Иакову.
Первое послание, сохранившееся во многих списках славянских, греческих и латинских, вызвано обращением антипапы Климента III, желавшего сблизиться с восставшими иерархами. Второе, сохранившееся только в славянских рукописях, канонического содержания.

Иоанн III (митрополит Киевский)

Митрополит Иоанн III - митрополит киевский и всея Руси, прибыл из Греции в 1089 г. с великой княжной Анной Всеволодовной.
Летописец говорит о нём: «Скопец, некнижен и умом прост». Он написал ответное обличительное послание папе, хранящееся в Московской патриаршей библиотеке. Был в Киеве недолго и ничем особым себя не проявил.
Дал согласие на участие киевской православной делегации в соборе в Бари (10-15 сентября 1089 года), созванном папой Урбаном II с целью примирения церквей. Члены этой миссии были в Бари на освящении перенесенной гробницы святого Николая Мирликийского.
Внешне он был до того худ и дряхл, что казался народу мертвецом.
Скончался в 1091 году.

Николай (митрополит Киевский)

Митрополит Николай (XI век - 1104 г.) - митрополит Киевский и всея России (1097-1104 гг.).
По происхождению грек. С 1097 года - митрополит Киевский и всея России. Его называют киевским чудотворцем.
Его имя упоминается только в двух летописных рассказах. По настоянию знати и граждан Киева Николай вместе со вдовой киевского князя Всеволода в ноябре 1097 года выступал в качестве посредника между соперничавшими князьями, что свидетельствует об определенной связи митрополита с общественной и политической жизнью Руси. Летом 1101 года Николай снова выступает поборником внутреннего мира.
В 1102 г. отозван в Грецию.
Умер в 1104 г.

Никифор I (митрополит Киевский)

Митрополит Никифор (XI век - 1121 г.) - киевский митрополит, автор посланий и поучений.

Родом из Суры Ликийской в Малой Азии. По происхождению грек.
Прислан на Русь Константинопольским патриархом в 1104 г. В Киев прибыл 6 декабря 1104 года (по другим источникам, 6 декабря 1103 года), а 18 декабря назначен на русскую митрополию.

Это был архипастырь «ученый» и «простой», ревностный к своему делу. При нём «ознаменовали себя многими чудесами» перенёсенные в новый храм святые мощи благоверных князей Бориса и Глеба; посетили Киев принесенные из Царьграда мощи великомученицы Варвары. По сохранившимся источникам его пастырской деятельности видно, что митрополит Никифор заботился о благе своей паствы.

В январе 1121 года митрополит Никифор скончался. У Макария (Булгакова) дата смерти - апрель 1121 года.

Литературное наследие

Написал (по-видимому, на греческом языке) несколько произведений нравоучительного характера, которые, вероятно, тогда же были переведены на русский язык. Они дошли до нас в сборниках, обычно в соединении с произведениями Мефодия Патарского, и на этом основании К.Ф. Калайдович допускал, что именно Н. и перевел сочинений Мефодия.
По спискам не ранее XVI века до нас дошли:
- Послание к Владимиру Всеволодовичу Мономаху о посте, о воздержании чувств («Благословен бог и благословено имя святое славы его…»);
- «Послание от Никыфора митрополита Киевского к Владимеру князю всея Руси, сыну Всеволожу, сына Ярославля» - о разделении церквей на восточную и западную («Въпрашал еси был, благородный княже, како отвержени быша латине…»), оба текста приведены в ВМЧ под 20 VI; ГИМ, Синод. собр., № 121, л. 444-450;
- Послание о латинянах к великому князю Ярославу Святополчичу («Послание от Никифора митрополита Киевского всея Руския земля, написание на латыну к Ярославу, князю муромскому, Святославичю, сына Ярославля о ересех»), помещено в ВМЧ под 31 VIII; ГИМ, Синод. собр., № 183, л. 588-593;
- поучение о посте, которое представляет собою распространение текста 1, встречается в разных редакциях с различными заглавиями и представлено многочисленными списками (иногда в сочетании с выдержками из других поучений о посте);
- Филарет атрибутировал Никифору также сказание о чудесах Бориса и Глеба. Поучения о посте дают важный материал для суждения о нравах в начале XII века, послания представляют собою ответы на вопросы князей о различиях между православной и католической церквями после их разделения после 1054 года (всего указано 20 расхождений) и с призывами отступить от следования «латинщине».

Никита (митрополит Киевский)

Митрополит Никита (XI век - 19 мая 1126 г.) - митрополит Киевский и всея Руси (1112-1126 гг.).

По происхождению грек. Прибыл из Царьграда в 1122 г. (у Строева, в 1120 году). С 15 октября 1122 года - митрополит Киевский.

Будучи митрополитом, он посвящал весной 1123 года владимиро-волынского епископа Симеона и 4 октября 1125 года переяславского епископа Марка. Переяславская кафедра в течение двух с половиной лет пустовала (после смерти епископа Сильвестра 12 апреля 1123 г.) вследствие отказа митрополита пойти навстречу Владимиру Мономаху, желавшему учредить в Смоленске, в котором сидел его внук Ростислав и который относился тогда к Переяславской епархии, самостоятельную кафедру. Владимир Мономах в свою очередь упорно отказывался утвердить нового кандидата на переяславскую кафедру. Лишь после смерти Владимира 19 мая 1125 года его сын Мстислав исполнил волю митрополита.

Скончался 19 мая (по Н. Д., 9 марта) 1126 года. После него около пяти лет кафедра митрополии русской оставалась праздною.

Михаил II (митрополит Киевский)

Был назначен и рукоположен в Константинополе и прибыл в Киев летом 1130 года. Уже в ноябре-декабре того же года он посвятил в новгородские епископы Нифонта, а в 1134-1136 гг. участвовал в учреждении Смоленской епархии.

Около 1134 года он прибыл в Новгород и именем Божиим удерживал новгородцев от вражды с ростовскими князьями. Но новгородцы не послушались митрополита и, задержав его у себя, выступили в поход. Однако потерпели поражение и, возвратившись из похода, отпустили митрополита.
С большим трудом Михаилу удалось покончить с неурядицами вокруг вакантной переяславской кафедры (1134-1141 гг.), которые возникли вследствие протестов против выделения из состава Переяславской епархии Смоленской земли; очередного переяславского епископа Евфимия Михаил смог рукоположить только в 1141 г.
В пору постоянных междоусобий при киевских князьях Ярополке Владимировиче (1132-1139 гг.) и Всеволоде Ольговиче (1139-1146 гг.) Михаил предпринимал небезуспешные попытки посредничества между соперничавшими князьями, хотя при этом и не смог избежать упреков в пристрастности. На рубеже 1134-1135 гг. он оказался даже на короткое время в заточении, что должно было препятствовать его посреднической деятельности.

Авторитет митрополита подрывался также его усилиями в поддержку провизантийской политики одной из коалиций русских князей (в первую очередь галицких и суздальских).
Участие в препирательствах по поводу киевского стола в 1145/1146 годах - последнее, что нам известно о политической деятельности Михаила. Во время интронизации Изяслава Мстиславича 13 августа 1146 году его уже не было в Киеве.

На основании послания можно догадываться, что Михаил сложил с себя сан митрополита (отписался митрополии) в ходе кризиса, виновником которого, по-видимому, был он сам. При этом он напоминал об исконных правах Константинополя, чтобы избежать осложнений с назначением своего преемника. Поскольку как раз в 1145 году Михаил находился с каноническим визитом в Византии, то, возможно, последовавшие вскоре события в Киеве были одной из причин его отказа от возвращения туда. Скончался в 1145 году.

Никифор (в мире Николай) Феотоки , архиепископ славянский и астраханский. Он происходил из старинной греческой фамилии Феотокиев, родоначальником которой был некий Георгий Феотоки, переселившийся, по взятии Константинополя турками, из Византии на остров Корфу. Отца его звали Стефаном, мать Анастасиею.

Родился Никифор Феотоки 15 февр. 1731 года; первоначальное образование получил под руководством местного учителя иером. Иеремии Кавадии, содержавшего частную школу на Корфу; здесь он приобрел начальные познания.

На пятнадцатом году жизни был посвящен в звание церковного чтеца и пробыл в этой должности около полугода; затем он отправился в Италию для продолжения образования и поступил в греческую гимназию в Патавии, устроенную греческой купеческой колонией для греческого юношества. Там он учился грамматике, риторике, пиитике, логике, философии, богословию, математике и физике, а также искусству красноречия. Отсюда Никифор поступил в Болонскую академию, где завершил образование математическое, богословское и философское. Наконец, в 1748 г., с обширным запасом научных познаний, он вернулся на родину и решил посвятить себя служению церкви.

Постриженный в монашество, Никифор был произведен сначала во иеродиакона, а потом в июле 1754 г. — в иеромонаха. В этом сане Никифор более, чем приходской службе, отдавал свои силы обучению бедного юношества. Мало-помалу ему удалось в средине 1758 г. устроить свою собственную школу, где преподавалась греческая и итальянская литература, грамматика, география, риторика, физика, математика, философия; такой школы до тех пор не было на Корфу. Деятельность Никифора приобрела ему огромную популярность, которая еще более увеличилась, когда он выступил в роли проповедника, заняв место настоятеля церкви Иоанна Предтечи.

В 1765 г. Никифор переселился в Константинополь. Что побудило его к этому — влечение послужить греческому народу на более широком поприще, или приглашение Константинопольского патриарха, — неизвестно. Патр. Самуил II назначил его проповедником Великой церкви. Однако, в Константинополе Никифор не утвердился и он скоро уехал сначала в Лейпциг, где издал свою «Физику», а потом, после некоторого пребывания вновь в Константинополе, в начале 1768 г. уехал в Яссы, по приглашению молдавского господаря Григория Гики.

Пробыв в Яссах около года, Никифор отправился опять в Лейпциг для издания своих трудов, где и оставался с 1769 г. до конца 1773 г., занимаясь учеными работами. Оставив Лейпциг, Никифор отправился путешествовать по городам Европы, а затем возвратился в Яссы и занял должность схолария местной школы. Около 1776 г. Никифор переселился в Россию по приглашению своего соотечественника, архиеп. славянского Евгения Булгариса. Прибыв в Полтаву, Никифор занялся усердно изучением русского языка и через год владел им довольно свободно. В лице Феотоки Евгений готовил себе преемника. Поэтому он постарался возможно лучше ознакомить его с епархией. Никифор назначен был членом консистории, потом инспектором шкод славянской епархии; с течением времени он сделался правой рукой Евгения. Уходя на покой в 1779 г, Евгений рекомендовал на свое место Никифора. 6-го авг.

1779 г. Никифор и был посвящен в архиепископа славянского. По прибытии в свою епархию новый архиепископ прежде всего постарался устроить семинарию в Полтаве, преобразовав для этого бывшую там начальную школу. В 1786 г. семинария была уже в полном составе. Затем Ник. усиленно заботился об обращении в православие раскольников, которых было много в слав. епархии. В конце 1786 г. из Полтавы Никифор был перемещен на астраханскую кафедру. И в Астрахани Никифор прежде всего обратил внимание на школу, которую поднял до уровня семинарии, а потом на борьбу с раскольниками и на обращение в православие местных татар. Та и другая деятельность его была успешна. Прослужив шесть лет на астрах. кафедре, Никифор, по слабости сил, просил в 1792 г. увольнения на покой. Просьба его была удовлетворена и ему предоставлен был в управление московский Данилов монастырь, где он оставался до кончины, последовавшей 31 мая 1800 г.

Никифор Феотоки известен, главным образом, как писатель, при чем его писательская деятельность почти всецело относится к родной стране. Биографы называют его замечательным математиком, глубокомысленным богословом, «славой Греции». Ему принадлежит упомянутая «Физика», изданная в Лейпциге на греческом языке в 1766-1767 г.г. в двух томах и сделавшаяся учебным руководством во всех греческих гимназиях. В последние годы жизни в Даниловом монастыре он издан на греч. яз. «Начальные основания чистой математики» (в трех томах, Москва 1798-1800 г.г.).

В Даниловом же монастыре Никифор написал трактаты, упоминаемые его греческим биографом Завирой: «Περὶ ἠλεκτριχῆς δονάμεως», «Περὶ μετεώρου φυσιχῆς», «Μεταφυσικὴ κατά τό σύστημα τῶν νεωτέρων». Из богословских трудов Никифора известны сочинения по толкованию св. Писания: 1) «Кириодромион» или толкование воскресных евангелий, с нравоучительными беседами; издано на греч. яз. в Москве в 1796 г., а в рус. переводе там же в 1805 г. 2) Толкование воскресных апостолов, изд. на греч. яз. в 1800 г. в Москве, на русском славянской печатью в 1819 г. и гражданской — в 1820 г. 3) «Свод» или «Цепь отцов» (толкователей) на 8 первых книг св. писания и на книги царств, издан. на греч. яз. в Лейпциге в 1772-1773 г.г., в 2-х томах; на рус. яз. нет. «Цепь» была найдена Никифором в библиотеке Гики и он издал ее, дополнив многими своими примечаниями. В Лейпциге в 1766 г. изданы на греч. яз. проповеди Никифора на четыредесятницу (второе издание их последовало в 1859 г. по приказанию иерусалимского патриарха Кирилла II). Напечатана речь его Императрице при посвящении во епископа (СПБ. 1779 г.); четыре слова к монахине, в день пострижения, написанные на греческом языке, на русском языке изданы в 1809 г. в Москве.

Несколько мелких трактатов Никифора помещены в изданной в 1890 г. в Афинах брошюре И. Сакеллиона: Τοῦ μακαρίου Νικηφόρου τοῦ θεοτόκη πονήματα ἱερὰ ἀνέκδοτα. На юге России Никифору приходилось иметь дело с раскольниками и против них он написал несколько сочинений. По вступлении на славянскую кафедру он обратился к елизаветградским раскольникам с «Окружным посланием», в ответ на которое бахмутские раскольники прислали ему известную соловецкую челобитную. Никифор сочинил на нее подробные «Ответы» (написаны, по предположению Стурдзы, на греческом языке и переведены на рус.), с резкими обличениями раскольников.

Затем в Астрахани два старообрядческих монаха подали ему 15 вопросов, на которые он тоже ответил. На русском языке «Ответы» Никифора были напечатаны в 1801 г., а потом имели несколько изданий. Никифору же принадлежать несколько грамот к раскольникам, напечатнных у Скальковского в Очерках Новоросс. края, в «Астрах. Губ. Вед.» 1845 г. № 8. До приезда в Россию Никифор направлял свой полемический талант против католиков. К этому времени относится его сочинение: «О насилии католиков и о том, кто суть схизматики и униаты», изд. в Галле в 1775 г. на греч. яз. Свои филологические познания приложил Никифор в изданиях «Пустынножительных правил» Исаака Сирина на греческом языке в Лейпциге 1771 г.; в переводе с латинского на греч. сочинения Самуила Раввина против иудеев, Лейпциг 1769 г.; в переводе с француз. на греч. книги Клемана под назв.: «Доказательство важности книг Ветхого и Нового Завета против Вольтера», Вена 1794 г.

НИКИФОР (МИТРОПОЛИТ)

Никифор - митрополит киевский и всея Руси. Грек, присланный в Россию константинопольским патриархом в 1104 г., Никифор правил в Киеве до самой смерти (1121), отличаясь "кротостью" и "ученостью". Он написал несколько произведений нравоучительного характера на греческом языке, из которых дошли в славянском переводе: 1) "Послание к великому князю Владимиру Мономаху о посте и воздержании чувств"; 2) "Поучение о посте к народу"; 3) "Послание о латинянах" к тому же Мономаху и 4) "Послание о латинянах к великому князю Ярославу Святополчичу". Первое "Послание" любопытно в попытке автора представить рациональные доказательства необходимости поста и воздержания. "Поучение" о посте может служить материалом для характеристики нравственного состояния нашего древнего общества. В посланиях против латинян, писанных на вопросы князей и заключающих в себе, главным образом, пункты отличия западной церкви от восточной, дается, между прочим, наставление о полном воздержании от общения с латинянами "ни ясти, ни пити, но поставити отдельно трапезу". Послания Никифора напечатаны в "Русских Достопамятностях", ч. I и III, в "Памятниках российской словесности XII в." Калайдовича и во II т. "Истории русской церкви" Макария.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое НИКИФОР (МИТРОПОЛИТ) в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • МИТРОПОЛИТ в Словаре воровского жаргона:
    - пpедседатель …
  • МИТРОПОЛИТ в Словаре церковных терминов:
    (греч. столичный) - первоначально архиерей, глава митрополии - крупной церковной области, объединяющей несколько епархий. Архиереи, управляющие епархиями, были подчинены …
  • МИТРОПОЛИТ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Митрополит (греч.: столичный) - первоначально - епископ митрополии. Архиереи, управляющие епархиями, были подчинены митрополиту. Так …
  • НИКИФОР
    (Зевин Зебин) Кесарийский (Палестинский) (ум. 308), христианский мученик, пострадавший в гонение императора Максимиана Галерия. Память в Православной церкви 13 (26) …
  • МИТРОПОЛИТ в Большом энциклопедическом словаре:
    (греч. metropolites) в ряде христианских церквей один из высших санов архиереев. Глава крупной епархии, подчинен …
  • НИКИФОР
    (Nikephoros). В Византии: Н. I (умер 26.7.811), император с 802. При императрице Ирине был логофетом геникона, после дворцового переворота сановная …
  • МИТРОПОЛИТ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (от греч. metropolites), высший духовный сан в некоторых христианских …
  • НИКИФОР СВ. ПРАВ. ЦЕРКВИ
    святые православной церкви: 1) св. муч., за исповедание Христа был обезглавлен в Антиохии, в 260 г.; память 9 февраля; 2) …
  • НИКИФОР ПАТРИАРХ КОНСТАНТИНОП. в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    св., патриарх константинопольский (ок. 792—828); в 815 г. низложен иконоборцами и сослан на Принцевы о-ва. Известен: 1) как полемист против …
  • НИКИФОР МИТР. КИЕВСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    митрополит киевский и всея Руси. Грек по происхождению, присланный в Россию константинопольским патриархом в 1104 г., Н. правил в Киеве …
  • НИКИФОР ВЕЛ. ПРОТОСИНКЕЛЛ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    великий протосинкелл и экзарх константинопольского патриарха в зап.-русской церкви, родом грек, учился в Падуанском унив., где в 80-х гг. XVI …
  • НИКИФОР БОРОВСК. ЧУДОТВОРЕЦ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    основатель Покровского Высоцкого монастыря в г. Боровске, ученик преп. Сергия Радонежского и наставник преп. Пафнутия; считается боровским чудотворцем. Некоторые отожествляют …
  • МИТРОПОЛИТ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Митрополит - епископ митрополии, т. е. главного города области(Eparcia) или провинции (diocesis) в греко-римской империи. Одни думают,что название М. явилось …
  • МИТРОПОЛИТ в Современном энциклопедическом словаре:
  • МИТРОПОЛИТ
    (греческое metropolites - гражданин митрополии, а также епископ митрополии), в ряде христианских церквей один из высших санов архиереев. Глава крупной …
  • МИТРОПОЛИТ в Энциклопедическом словарике:
    а, м., одуш. Высшее почетное звание епископа, а также епископ, имеющий это звание. Митрополичий - относящийся к митрополиту, митрополитам.||Ср. АРХИЕПИСКОП …
  • МИТРОПОЛИТ в Энциклопедическом словаре:
    , -а, м. Высшее почетное звание (духовный сан) архиерея, а также архиерей, имеющий это звание. II прил. митрополитский, -ая, -ое …
  • МИТРОПОЛИТ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИТРОПОЛ́ИТ (греч. metropolites - человек из главного города), в Рус. правосл. церкви священнослужитель высшей (третьей) степени. До 14 в. Русь …
  • МИТРОПОЛИТ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? епископ митрополии, т. е. главного города области (???????) или провинции (diocesis) в греко-римской империи. Одни думают, что название …
  • МИТРОПОЛИТ в Словаре Кольера:
    (греч. metropolis - мать городов, метрополия, т.е. главный город), титул епископа главного города области или провинции. В Восточных церквах сан …
  • МИТРОПОЛИТ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    митрополи"т, митрополи"ты, митрополи"та, митрополи"тов, митрополи"ту, митрополи"там, митрополи"та, митрополи"тов, митрополи"том, митрополи"тами, митрополи"те, …
  • МИТРОПОЛИТ в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -а, м. Высший титул православных епископов, а также лицо, имеющее этот титул. Митрополит устроил общее молебствие. В один день и …
  • МИТРОПОЛИТ
    Самый главный …
  • НИКИФОР в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Мужское …
  • МИТРОПОЛИТ в Новом словаре иностранных слов:
    (гр. metropolites) высшее звание православных и католических …
  • МИТРОПОЛИТ в Словаре иностранных выражений:
    [гр. metropolites] высшее звание православных и католических …
  • МИТРОПОЛИТ в Словаре синонимов Абрамова:
    см. …
  • НИКИФОР в словаре Синонимов русского языка.
  • МИТРОПОЛИТ в словаре Синонимов русского языка:
    епископ, звание, …
  • МИТРОПОЛИТ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    м. 1) Высший почетный титул некоторых епископов в православной и католической церкви, управляющих крупными епархиями. 2) Духовное лицо, имеющее такой …
  • МИТРОПОЛИТ в Словаре русского языка Лопатина:
    митропол`ит, …
  • НИКИФОР
    Никифор, (Никифорович, …
  • МИТРОПОЛИТ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    митрополит, …
  • МИТРОПОЛИТ в Орфографическом словаре:
    митропол`ит, …
  • МИТРОПОЛИТ в Словаре русского языка Ожегова:
    ! высшее почетное звание (духовный сан) архиерея митрополит высшее почетное звание (духовный сан) архиерея, а также архиерей, имеющий это …
  • НИКИФОР
    (Зевин, Зебин) Кесарийский (Палестинский) (ум. 308), христианский мученик, пострадавший в гонение императора Максимиана Галерия. Память в Православной церкви 13 …
  • МИТРОПОЛИТ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (греч. metropolites), в ряде христианских церквей один из высших санов архиереев. Глава крупной епархии, подчинен …
  • МИТРОПОЛИТ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    митрополита, м. (греч. metropolites) (церк.). Высшее звание православных …
  • МИТРОПОЛИТ в Толковом словаре Ефремовой:
    митрополит м. 1) Высший почетный титул некоторых епископов в православной и католической церкви, управляющих крупными епархиями. 2) Духовное лицо, имеющее …
  • МИТРОПОЛИТ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    м. 1. Высший почетный титул некоторых епископов в православной и католической церкви, управляющих крупными епархиями. 2. Духовное лицо, имеющее такой …
  • МИТРОПОЛИТ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    м. 1. Второй - после патриарха - духовный сан; глава крупной епархии, подчиненной непосредственно патриарху; православный епископ. 2. Духовное лицо, …
  • НИКИФОР КОРИНФСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Никифор Коринфский (+ 251), мученик. Память 31 января, 10 марта. Святые мученики …
  • НИКИФОР КАТАВАДСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Никифор Катавадский, преподобный. Память 19 апреля. Родился в Константинополе в богатой и знатной …
  • НИКИФОР ВАЖЕОЗЕРСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Никифор Важеозерский (+ 1557), преподобный. Память 9 февраля, в Соборах Санкт-Петербургских и Карельских …
  • НИКИФОР АНТИОХИЙСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Никифор Антиохийский (+ ок. 257), мученик. Память 9 февраля. Жил в городе Антиохии …
  • НИКИФОР II КИЕВСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Никифор II (XII - нач. XIII в.), митрополит Киевский и всея Руси. Никифор II …
  • НИКИФОР I КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Никифор I Исповедник (+ 828), патриарх Константинопольский (806 - 815), святитель. Память 13 марта …
  • НИКИФОР I КИЕВСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Никифор I (+ 1121), митрополит Киевский. Никифор I прибыл в Киев 6 декабря 1104 …
  • НИКИФОР (ПАРАСХЕС-КАНТАКУЗИН) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Никифор (Парасхес-Кантакузин) (1540-е - 1599), архидиакон, экзарх Вселенского патриарха, священномученик. Память в Соборе …

Родом из Суры Ликийской в Малой Азии. По происхождению грек.

Прислан на Русь Константинопольским патриархом в 1104 году. В Киев прибыл 6 декабря 1104 года (по другим источникам, 6 декабря 1103 года), а 18 декабря назначен на русскую митрополию.

Это был архипастырь «ученый» и «простой», ревностный к своему делу. При нём «ознаменовали себя многими чудесами» перенёсенные в новый храм святые мощи благоверных князей Бориса и Глеба; посетили Киев принесенные из Царьграда мощи великомученицы Варвары. По сохранившимся источникам его пастырской деятельности видно, что митрополит Никифор заботился о благе своей паствы.

В январе 1121 года митрополит Никифор скончался (У Макария (Булгакова) дата смерти - апрель 1121 года.

Литературное наследие

Написал (по-видимому, на греческом языке) несколько произведений нравоучительного характера, которые, вероятно, тогда же были переведены на русский язык. Они дошли до нас в сборниках, обычно в соединении с произведениями Мефодия Патарского, и на этом основании К. Ф. Калайдович допускал, что именно Н. и перевел сочинений Мефодия.

По спискам не ранее XVI века до нас дошли:

  • Послание к Владимиру Всеволодовичу Мономаху о посте, о воздержании чувств («Благословен бог и благословено имя святое славы его…»);
  • «Послание от Никыфора митрополита Киевского к Владимеру князю всея Руси, сыну Всеволожу, сына Ярославля» - о разделении церквей на восточную и западную («Въпрашал еси был, благородный княже, како отвержени быша латине…»), оба текста приведены в ВМЧ под 20 VI; ГИМ, Синод. собр., № 121, л. 444-450;
  • Послание о латинянах к великому князю Ярославу Святополчичу («Послание от Никифора митрополита Киевского всея Руския земля, написание на латыну к Ярославу, князю муромскому, Святославичю, сына Ярославля о ересех»), помещено в ВМЧ под 31 VIII; ГИМ, Синод. собр., № 183, л. 588-593;
  • поучение о посте, которое представляет собою распространение текста 1, встречается в разных редакциях с различными заглавиями и представлено многочисленными списками (иногда в сочетании с выдержками из других поучений о посте);
  • Филарет атрибутировал Никифору также сказание о чудесах Бориса и Глеба. Поучения о посте дают важный материал для суждения о нравах в начале XII века, послания представляют собою ответы на вопросы князей о различиях между православной и католической церквями после их разделения после 1054 года (всего указано 20 расхождений) и с призывами отступить от следования «латинщине».

Митрополит Киевский.
По происхождению грек.
Родом из Суры Ликийской (в Малой Азии).
Прислан в Россию Константинопольским патриархом. В Киев прибыл 6 декабря 1104 года (по другим источникам, 6 декабря 1103 года), а 18 декабря назначен на русскую митрополию.
Это был архипастырь "ученый" и "простой", ревностный к своему делу. При нем Русская Церковь прославлена несколькими знамениями любви небесной: ознаменовали себя многими чудесами перенесенные в новый храм святые мощи благоверных князей Бориса и Глеба; посетили Киев принесенные из Царьграда мощи великомученицы Варвары.
По сохранившимся источникам его пастырской деятельности видно, что митрополит Никифор был человек, ревностно заботившийся о благе своей паствы. После него сохранилось несколько письменных посланий и поучений. Свои поучения, по незнанию русского языка, он не произносил сам, а, написавши их по-гречески, поручал переводить их и произносить в церкви. Замечательным является его "Поучение в Неделю сыропустную в церкви ко игуменам и ко всему иерейскому и диаконскому чину и к мирским людям". Причина, побудившая митрополита написать это поучение, заключалась не только в сознании своего пастырского долга, но и в обычае Церкви Греческой перед наступлением поста предлагать особое поучение своей пастве. В поучении в Неделю сыропустную митрополит Никифор призывает слушателей к покаянию и исправлению в наступающие дни поста и показывает, что истинный пост состоит в воздержании не от мяса овцы или других животных, но от обид и оскорблений ближних, от лихвы, неправедной мзды, тяжкого роста, в частности, предостерегает от пьянства.
Тон поучения, равно как и всех его посланий, показывает в митрополите Никифоре умного и осторожного человека, который, поучая людей и указывая на их пороки, в то же время опасается оскорбить кого-либо и войти в неприязненные отношения.
В январе 1121 года митрополит Никифор скончался (У Макария (Булгакова) дата смерти - апрель 1121 года (см. т. 2, с. 135)).
Труды:
Послание к Владимиру Всеволодовичу Мономаху о посте, о воздержании чувств // Калайдович К. Ф. Русские достопамятности. - М., 1815. - Ч. 1, с. 59-75 (1-е послание по сп. XVI в. ГИМ, Синод, собр., № 496 с вариантами по другим спискам); Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. - М., 1994-1997. - Т. 2, с. 219-222. Послание от Никифора, митрополита Киевского к Владимиру князю всея Руси, сыну Всеволодову о разделении Церквей на восточную и западную ("Въпрашал еси был, благородный княже, како отвержени быша латине...") // Памятники российской словесности XII века. - М., 1821, с. 157-163.
Послание о латинянах к великому князю Ярославу ("Послание от Никифора митрополита Киевского всея Русский земля, написание на латыну к Ярославу, князю муромскому, Святославичю, сына Ярославля о ересех") // Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. - М., 1994-1997. - Т. 2, с. 218-219; 564-568.
Поучение митрополита Никифора в неделю сыропустную // Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. - М., 1994- 1997. - Т. 2, с. 222-224; 569-571. Послание митрополита Никифора о латинах к неизвестному князю // Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. - М., 1994-1997. - Т. 2, с. 216-218; 560-564.
Литература:
Поторжинский М. А. История русской церковной проповеди в биографиях и образцах с половины IX-XIX вв. - 2-е изд. - Киев, 1891, с. 66.
Попов А. Н. Историко-литературный обзор древнерусских полемических сочинений против латинян (XI-XV вв.). - М., 1878 (1875). Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. - СПб., 1864-1886. - Т. 2, с. 16; Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. - М., 1994- 1997. - Т. 2, с. 135, 216-224, 240, 242. Голубинский Е. Е. История Русской Церкви: в 2 т. - М., 1900-1911. - Т. 1, первая половина, с. 287, 857, 858.
Павлов А. С. Критические опыты по истории древнейшей греко-русской полемики против латинян. - СПб., 1878.
Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. - Киев, 1913, с. 1402. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. - СПб., 1877, с. 1.
Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. - СПб., 1899, с. 407.
Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы: в 2 кн. - 3-е изд. - СПб., 1884, с. 28-30. Летопись по Ипатьевскому списку // Изд. Археографической комиссии. - 2-е изд. - СПб., 1908, № 8. См. также: Полное собрание русских летописей: в 24 т. // Издано Археографическою комиссиею. - СПб., 1841-1921. Православное обозрение. - М., 1870, январь, с. 105.
Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988-1888. Епархии и архиереи. - М., 1888, с. 12.
Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. - СПб., б. г. - Т. 2, с. 1646. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. - СПб., 1890-1907. - Т. 21 (кн. 41), с. 84.
Русский биографический словарь: в 25 т. - СПб.; М., 1896-1913. - Т. 11, с. 336. Колесов В. В. Никифор // Словарь книжников и книжности Древней Руси. - Л., 1987. - Вып. 1, с. 278-279.


Смотреть значение Никифор I, Митрополит Киевский в других словарях

Митрополит — митрополита, м. (греч. metropolites) (церк.). Высшее звание православных епископов.
Толковый словарь Ушакова

Митрополит М. — 1. Высший почетный титул некоторых епископов в православной и католической церкви, управляющих крупными епархиями. 2. Духовное лицо, имеющее такой титул.
Толковый словарь Ефремовой

Назаренко Никифор Трофимович — (ок. 1882 - ?). Социал-демократ. Из крестьян. Член РСДРП с 1906. Образование среднее. В конце 1921 жил в Красноярской губ., работал заместителем председателя потребительского........
Политический словарь

Митрополит — -а; м. [греч. metropolitēs] В православной церкви: титул некоторых епископов, управляющих особо древними или обширными епархиями; лицо, носящее этот титул. М. Коломенский.
◁........
Толковый словарь Кузнецова

— основан в 1930. Готовитархитекторов и инженерные кадры по основным специальностям строительства.В 1989 ок. 10 тыс. студентов.

— основан в 1933. Готовитинженерные кадры по основным специальностям авиационной техники иэксплуатации аэропортов. В 1990 ок. 10,6 тыс. студентов.
Большой энциклопедический словарь

— имени академика А. А. Богомольца - основан в1841 как факультет Киевского университета; с 1920 самостоятельный вуз.Готовит врачей основных лечебных специальностей, гигиенистов........
Большой энциклопедический словарь

Киевский Музей Западного И Восточного Искусства — крупнейшее на Украинесобрание произведений зарубежного искусства. Основан в 1919. Памятникиискусства древности, Зап. Европы, Ближнего и Дальнего Востока.
Большой энциклопедический словарь

Киевский Музей Русского Искусства — основан в 1922 как Киевская картиннаягалерея, в 1934-36 отдел русского искусства Художественного музея.Собрание древнерусского (иконы 13-17 вв.), русского (живопись и скульптура18........
Большой энциклопедический словарь

— основан в 1920. Готовит учителей дляначальной и средней школы, воспитателей, педагогов-дефектологов и др. В1990 ок. 13,8 тыс. студентов.
Большой энциклопедический словарь

— один из крупнейших вузов Украины,центр технических наук. Основан в 1898. Готовит кадры по машино- иприборостроительным, энергетическим, химическим, технологическим и........
Большой энциклопедический словарь

Киевский Русский Драматический Театр — имени Леси Украинки. Ведет начало оттеатра Соловцова (1891). Открыт в 1926 - с 1966 академический.
Большой энциклопедический словарь

Киевский Украинский Драматический Театр — им. И. Я. Франко - основан в 1920в Виннице. С 1923 в Харькове, с 1926 в Киеве, с 1940 академический.
Большой энциклопедический словарь

Киевский Университет — имени Тараса Григорьевича Шевченко - один изкрупнейших университетов Украины, научный центр. Основан в 1834. Готовиткадры по математическим, физическим, химическим, биологическим,географическим,........
Большой энциклопедический словарь

Митрополит — (греч. metropolites) - в ряде христианских церквей один извысших санов архиереев. Глава крупной епархии, подчинен патриарху.
Большой энциклопедический словарь

Никифор — (Зевин - Зебин) Кесарийский (Палестинский) (ум. 308), христианскиймученик, пострадавший в гонение императора Максимиана Галерия. Память вПравославной церкви 13 (26) ноября.
Большой энциклопедический словарь

— им. 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции (КПИ) Мин-ва высшего и среднего спец. образования УССР - осн. в 1898, c 1967 - им. 50-летия Великой Октябрьской социалистич.........
Горная энциклопедия

Алексий, Митрополит — (между 1293-98 - 1378 гг.) - русский святой. Сын черниговского боярина Федора Бяконта. Пострижение принял в 1304 году в московском Богоявленском монастыре. В 1340 году назначен........
Исторический словарь

Алексий, Митрополит Московский И Всея Руси (ск. 1378) — в миру Елевферий, происходил из семьи черниговских бояр, переселившихся в Москву. Уже в пятнадцать лет он принял монашеский постриг и поступил в Богоявленский монастырь,........
Исторический словарь

Басенков Никифор — Басенков (Никифор) - сын Феодора Васильевича Басенка, был окольничим при Иоанне Васильевиче и ездил в качестве посла к хану Ахмату в 1474 году, которому так понравился........
Исторический словарь

Белгород Киевский — древнерусский город-крепость в 10-13 вв., на правом берегу реки Ирпень. Основан князем Владимиром I для защиты Киева с Юго-Запада, В 997 выдержал осаду печенегов. В 12 в. центр........
Исторический словарь

Борисяк Никифор Дмитриевич — Борисяк, Никифор Дмитриевич, - геолог (1817 - 1882), с 1852 г. профессор Харьковского университета, ревностный исследователь геологического строения юга России, в особенности........
Исторический словарь

Варлаам (митрополит Новгородский) — Варлаам, митрополит новгородский, с 1592 года по 1601 г. Погребен в новгородском Софийском соборе. В "Исторических актах" (т. I) напечатано его увещание валаамским старцам........
Исторический словарь

Варлаам (молдавский Митрополит) — Варлаам - молдавский митрополит (умер в 1653 г.), самый выдающийся из церковных деятелей XVII века борец за права национального клира и против вероучений, которые были особенно........
Исторический словарь

Василий Киевский Григорович-барский — Василий Киевский (Григорович-Барский) - русский паломник-пешеходец (1701 - 47). Желая поступить в киево-могилянскую академию, он, тайком от отца, явился к ее префекту, Феофану........
Исторический словарь

Георгий (митрополит Киевский) — Георгий - митрополит киевский, грек, упоминаемый под 1072 - 73 г. Ему приписывается компилятивное полемическое сочинение: "Стязание с Латиною". Издано в "Истории русской........
Исторический словарь

Геронтий (митрополит Московский) — Геронтий - митрополит московский (1473 - 1489), поставленный из епископов коломенских. В 1479 г. им был освящен в Москве соборный храм Успения Богоматери. По этому поводу на........
Исторический словарь

Геронтий (митрополит) — Геронтий, митрополит, в 1308 г. был послан великим князем Михаилом Ярославичем на утверждение константинопольского патриарха Афанасия. Последний не утвердил Геронтия,........
Исторический словарь

Даниил (митрополит Московский И Всея Руси) — Даниил - митрополит московский и всея Руси в 1522 - 1539 годах, ученик и преемник по игуменству Иосифа Волоцкого, вождь иосифлян в борьбе с заволжскими старцами. На митрополичьем........
Исторический словарь

Звенигород Киевский — древнерусский город-крепость, защищавший подступы к Киеву с юго-востока. В летописи упоминается впервые как место ослепления кн. Василька Ростиславича. Точное местонахождение........
Исторический словарь