Храм богоявления господня в богоявленском переулке. Собор богоявления господня богоявленского монастыря на никольской

28.02.2022 Жизнь

Богоявленский за Торгом, или за Beтошным рядом. Мужской, 2-го класса, необщежительный монастырь. Находится между улицами Никольской и Ильинкой, образован, согласно Новгородской летописи, в конце XIII в., незадолго до смерти князя московского Даниила Александровича, сына Александра Невского. В годы основания и строительства Богоявленского монастыря его западная часть примыкала к Красной площади с торговыми палатками и рядами. Северная сторона граничила с оживленной дорогой на Ростов Великий, Суздаль и Владимир (ул. Никольская). Все строения возводились из дерева, первое каменное строение — церковь Богоявления построили в 1342 г. под наблюдением боярина и тысяцкого Протасия.

В 1624 г. в монастыре на месте храма Богоявления, простоявшего без малого 300 лет, построили новый каменный собор с церковью Казанской Божьей Матери. Позднее в нижнем ярусе (в подклете) устроили церковь во имя иконы Явления Казанской Божьей Матери, освященную 29 декабря 1693 г., а двадцатью годами раньше, когда боярыня Ксения Репнина — вдова князя и воеводы Бориса Александровича Репнина-Оболенского, одного из руководителей боярской думы, участника борьбы с польскими интервентами — подарила монастырю землю, примыкающую к нему со стороны Никольской улицы и Богоявленского переулка, то монастырь построил здесь главные Святые ворота с выходом на оживленную Никольскую улицу и надвратную церковь Рождества святого Иоанна Предтечи.

В конце XVII в. в монастыре построили по линии Ветошного ряда каменные братские кельи и под прямым углом к ним внутри двора — настоятельский корпус (1693-1697). Тогда же перестроили и собор. Храм приобрел нарядный вид постройки московского барокко. Наружные стены его апсиды и трапезной, украшенные одинаковой декоративной отделкой, создавали впечатление богатого убранства, а двойные окна четверика, карнизы и наличники окон на восьмерике, составленные из нескольких ярусов мелких профилированных деталей, и легкий фигурный шпиль придавали особенную праздничность всему сооружению.

Летом 1782 г. Богоявленский собор вновь подновили снизу доверху, как снаружи, так и внутри, а к концу века в зданиях, обращенных на Торги и Никольскую, первые этажи отвели под галантерейные лавки. Через 18 лет после ухода Наполеона из Москвы в колокольне над Святыми воротами на средства гвардии капитанши Евдокии Власовой возвели церковь Спаса Нерукотворного Образа вместо оскверненной французами церкви Бориса и Глеба. Почти через 40 лет после этого в верхнем ярусе собора соорудили придел во имя иконы Тихвинской Божьей Матери.

В 1870 г. основательно перестроили трехэтажный братский корпус с западной и двухэтажный настоятельский дом с северной стороны, стоящие под прямым углом друг к другу. На южной стороне вместо ветхих хозяйственных строений возвели трехэтажные торговые здания и разобрали галереи, соединяющие корпуса с собором. Богоявленские теплые торговые ряды сохранились до наших дней. Завершили благоустройство обители созданием в приделе верхнего яруса собора церкви великомученика Пантелеймона (1873).

В начале ХХ столетия коммерческая деятельность захватила и монастырь. Были снесены угловые постройки и надвратная церковь со Святыми воротами (1905), а через пять лет на их месте поставили четырехэтажное здание торгового дома с фасадом в стиле модерн на Никольскую улицу.



Существовавшая ранее церковь Спаса Нерукотворенного Образа находилась в Богоявленском монастыре над воротами под колокольней. Колокольня была выстроена в 1739-42 гг. Церковь была освящена вначале в честь Бориса и Глеба, а после обновления 1830 г. получила нынешнее наименование. На колокольне есть 4 колокола XVII ст., из них один большой помечен 1616 г.



Существовавшая ранее часовня Богоявленского монастыря на Никольской улице построена была по поводу прибытия в 1866 г. с Афона части мощей великомученика Пантелеимона и иконы Божией Матери Скоропослушницы. Освящена 11 февраля 1873 г. Когда Пантелеимоновский монастырь построил свою собственную часовню у Владимирских ворот, туда и были перенесены Афонские святыни.

«Указатель церквей и часовен Китай-города». Москва, «Русская Печатня», Б. Садовая, д. № 14, 1916 г.



Богоявленский монастырь в Москве стоит на втором месте после Даниловского монастыря по древности. У этих московских монастырей и основатель был один - князь Даниил Александрович. Князь Даниил был младшим сыном Александра Невского и стал первым московским князем, при котором город стал самостоятельным удельным княжеством, отделившимся от Владимирского.

Точная дата основания Богоявленского монастыря неизвестна. Принято считать, что он был заложен в 1296 году, при принятии Даниилом титула князя Московского, но с такой же долей вероятности монастырь могли построить и в период до 1304 года. Место, выбранное для строительства монастыря, как нельзя лучше подходило для этого. Оно находилось недалеко возле Кремля, на главной дороге в Суздаль и Владимир, к тому же здесь протекала Неглинка, а это было очень удобно для устройства Иордани в престольный праздник. То, что местность представляла собой возвышенность, также сыграло не последнюю роль - в то время и храмы и монастыри предпочитали устраивать на холмах.

Богоявленский монастырь вырос на посаде, тогда еще не огороженном стеной Китай-города. В этом месте жили ремесленники и купцы, находился главный московский торг. Вначале монастырь так и называли - "Монастырь за Торгом". О первых годах жизни этого монастыря в Москве подробности не сохранились. Известно лишь, что уже тогда он пользовался уважением и вниманием у высокопоставленных и даже царских особ, его использовали для великокняжеского богомолья. Монастырь обладал обширными вотчинами, которые позволяли ему расширяться. Кроме того, великие князья и московская знать преподносили монастырю значительные пожертвования, благодаря которым он мог благоденствовать.

Вначале монастырь и храм Богоявления с Благовещенским приделом были деревянными, поэтому неудивительно, что в скором времени он сгорел. После этого в 1340 году сын князя Даниила - Иван Калита заложил в монастыре белокаменный Богоявленский собор, который стал шестым каменным храмом, построенным им. Кроме того, это было самое первое строение из камня за пределами Кремля, построенное в то время, когда сами кремлевские стены еще были дубовыми.

Настоятели и иноки Богоявленской обители всегда отличались выдающимися качествами, это были истинные подвижники веры. Здесь жил старший брат преподобного Сергия Радонежского Стефан, который вначале был иноком, а затем стал игуменом Богоявленского монастыря. Здесь принимал постриг боярский сын Елевферий Бяконт, который пользовался доверием самого Ивана Калиты, а прибыл в Москву еще во время княжения Даниила.

Подвиги иноков не раз спасали монастырь от бедствий. Частые пожары на удивление обходили монастырь стороной. Когда в Москве свирепствовал хан Тохтамыш, в попытках отомстить за проигранную Куликовскую битву, он лично повелел поджечь Богоявленский монастырь, но обитель все равно уцелела. Конечно же, не всегда ситуация складывалась счастливо для монастыря. В 1451 году он сгорел вместе с московским посадом - это случилось во время нашествия царевича Мазовши из Золотой Орды. После этого монастырь отстроил великий князь Василий II, а его сын, Иван III приказал поставлять в Богоявленский монастырь "годовой корм" для поминанния родителей и для моления святых старцев за здравице государя. Иван III подарил Богоявленский монастырь богатыми вотчинами, в которых был запрещено попрошайничать, скоморошничать, вставать на постой и требовать подводы даже государевым людям. В это же время на территории монастыря была построена трапезная из кирпича, отличавшегося особой прочностью, который производили на Калитниковском заводе по рецепту Аристотеля Фиораванти специально для кремлевского Успенского собора.

В 1547 году огромный ущерб монастырю нанес сильный пожар. Случилось это спустя полгода после вступления на царство Ивана Грозного. В период правления этого русского царя Богоявленский монастырь стал местом заточения опального митрополита Филиппа (Колычева), который принародно осудил царя за антинародную опричнину. Опричники схватили святителя в Кремлевском Успенском соборе, в праздник архангела Михаила. Когда митрополита увозили в Богоявленский монастырь, люди бежали за санями, чтобы получить последнее благословение из уст своего духовного наставника. Существует легенда о чудесах, которыми сопровождалось пребывание митрополита в Богоявленском монастыре. Один раз вошедшие к нему стражники обнаружили, что оковы чудесным образом пали с пленника. Второй раз, когда Иван Грозный велел запустить в темницу со священником голодного медведя и оставить на ночь, по утру обнаружили, что медведь тихо спит в углу, а арестованный цел и невредим.

Иван Грозный почитал Богоявленский монастырь. По его приказу в обитель поставляли значительный оброк и пропитание, а когда в 1571 году при нашествии крымского хана Девлет-Гирея монастырь выгорел при пожаре, обитель по приказу царя была отстроена заново. В Смутное время Богоявленский монастырь оказался в центре сражений за Китай-город, проходивших в марте 1611 года и осенью 1612 года.

Поляки полностью разорили монастырь и Романовым пришлось возрождать ее. В 1624 году в Богоявленском монастыре был выстроен новый собор, а расцвет обители пришелся на конец 17 века. Тогда, при патриархе Андриане, по его благословению здесь был построен великолепный собор в стиле "московского барокко", который можно увидеть и сейчас. Кто был автором этого собора - неизвестно, по схожести с церковью Троицы в Лыкове некоторые специалисты предполагают, что архитектором мог быть Яков Бухвостов. Этот Богоявленский собор - двухъярусный. В первом ярусе расположилась церковь в честь Казанской иконы Божьей Матери, которая служила символом чудесного спасения Москвы в 1612 году.

В 17 веке судьба монастыря складывалась чрезвычайно успешно. В 1672 году боярыня Ксения Репнина подарила монастырю обширный двор на улице Никольской, что увеличило территорию обители вдвое, а кроме того, монастырь получил выход на Никольскую. Именно здесь были построены первые святые врата Богоявленского монастыря с надвратной церковью Рождества Иоанна Предтечи. Именно в Богоявленском монастыре в 1685 году была временно обустроена Славяно-греко-латинская академия, в которую перевели учащихся из училища, располагавшегося в Андреевском монастыре.

В начале 18 века, когда на российском престоле находился Петр I, мастера из Швейцарии украсили Богоявленский храм прекрасными алебастровыми скульптурами. А недавно в архивах были обнаружены документы, сообщающие о том, что в Боговяленском монастыре, возможно, останавливался по прибытии в Москву прадед А.С. Пушкина и крестник Петра Великого тогда еще юный Абрам Ганнибал. Но именно в петровскую эпоху после смерти патриарха Адриана была произведена первая секуляризация: теперь монастырские доходы поступали в Монастырский приказ, а монахам выплачивалось мизерное жалование, которого едва хватало на проживание. Когда архимандрит обратился к царю с просьбой об увеличении суммы этого жалования, то получил отказ. Но несмотря на трудности, были и радостные события в жизни Богоявленского монастыря. Так, после пожара 1731 года архимандриту Герасиму удалось восстановить монастырь и построить над вторыми воротами еще одну надвратную церковь с колокольней во имя Бориса и Глеба, которую освятили в 1742 году. На этой колокольне располагались 9 колоколов, каждый из которых был отлит на помин души. К концу 18 века Богоявленский монастырь в Москве становится местом пребывания викарных епископов Московского митрополита.

Правление Екатерины II принесло Богоявленскому монастырю абсолютную секуляризацию. В основном монастырь существовал за счет того, то здесь обретали последний покой члены многих знатных русских семей, вносившие пожертвования на помин душ своих близких. Почти с момента своего возникновения Богоявленский монастырь был главной боярской усыпальницей после кремлевской. Всего в церкви-усыпальнице находилось более 150 могил с уникальными надгробиями, которые были уничтожены в советские годы. Здесь покоились Шереметевы, Долгорукие, Репнины, Юсуповы, Салтыковы, Меншиковы, Голицыны, похоронен сподвижник царя Петра Великого князь Григорий Дмитриевич Юсупов.

Перед тем как наполеоновские войска вступили в Москву, архимандрит Богоявленского монастыря успел вывезти ризницу обители, а казначей с монахами спрятали остальные сокровища в церковной стене. Ни угрозы, ни пытки, не помогли французским солдатам выведать, куда подевались ценности монастыря. От разорения и уничтожения Богоявленский монастырь спас тот факт, что здесь остановился один из маршалов Наполеона. После того как армия Наполеона покинула Москву, Богоявленский монастырь находился в довольно неплохом состоянии.

Во второй половине 19 века из русского Пантелеймонова монастыря на Афоне в город привезли икону Божией Матери "Скоропослушница", а также части мощей целителя Пантелеймона, крест с частицей Животворящего Древа, частицу камня Гроба Господня. Чтобы приложиться к этим святыням в Богоявленский монастырь стекался люд со всей России. В 1873 году в монастыре был устроен придел святого Пантелеимона, а также выстроили Афонскую часовню на улице Никольской. Часовня была небольшой и не могла вместить всех посетителей, поэтому в 1880 году брат настоятеля афонского Пантелеймонова монастыря подарил монастырю для строительства новой часовни участок на Никольской улице.

В начале 20 века в Богоявленском монастыре был проведен ряд работ по ремонту и благоустройству храмов и помещений, которые с одной стороны привнесли комфорт и красоту, но с другой - погубили редкие архитектурные ценности. Когда внутри храма проводили паровое отопление, уничтожили старинные захоронения и остатки древних сооружений, но это было только началом. В 1905 году, несмотря на бурные протесты Московского археологического общества, снесли надвратную церковь Рождества Иоанна Предтечи, а на ее месте было решено строить доходный дом. В 1919 году Богоявленский монастырь закрыли, а собор и Спасскую церковь сделали приходскими - они продолжали свою деятельность еще какое-то время. В 1922 году из монастыря вывезли все серебро. А спустя семь лет закрыли Богоявленский собор. В его дани в разное время располагались то мучной склад, то склад Метростроя, и даже цех металлообработки. Наиболее ценные предметы передали в различные музеи, а остальное было испорчено и осквернено. Различные неупорядоченные пристройки обезобразили внешний вид храма, здание начало разрушаться. В 1941 году рядом с собором упал сбитый немецкий бомбардировщик и ударной волной снесло верхнюю часть храма. После завершения ВОВ на территории монастыря было построено административное здание НКВД, а из всех ценных построек более-менее сохранился лишь Богоявленский собор.

В 1980 году постепенно начали реставрировать уцелевший Богоявленский храм, его передали хору им. А.В. Свешникова, здесь был устроен репетиционный и концертный залы. В 1991 году храм возвратили верующим. Началась новая эра в жизни древнего храма. Восстановительные работы коснулись даже того, что было повреждено еще во время наполеоновского нашествия. В верхнем храме восстановили многоярусный иконостас, лепнину, скульптуры петровского периода, царские врата в виде креста. Отреставрированный верхний храм был освящен в 1998 году Патриархом Алексием II. В 1998 году при Богоявленском монастыре начала работать Московская регентско-певческая семинария, а к Богоявленскому собору были приписаны уцелевшие в Китай-городе церковь Николая Чудотворца "Красный звон" и церковь Космы и Дамиана в Старых Панех. К 2014 году планируется завершить работы по реставрации, которая проводится за счет средств из государственного бюджета. В ее ходе будет восстановлена ограда и благоустроена прилегающая территория.

https://www.ruist.ru/index.php/moskva/79-moskva/97

Огромный Богоявленский собор не утратил своего значения в современной Москве. Уже нет как такового монастыря, рядом возникли новые здания, но он по-прежнему возвышается среди окружения, претендуя на центральное значение в Китай-городе. Его мощный купол отлично виден из Замоскворечья и способен конкурировать даже с Покровским собором на Красной площади.

Богоявленский монастырь по праву считается одним из древнейших в Москве: он был основан первым московским князем Даниилом Александровичем в 1296 году – старше него только Данилов монастырь. Поначалу все здания обители были деревянными, но в 1342 году на пожертвования боярина Протасия возводится первый каменный собор Богоявления. В дальнейшем все перестройки велись на основе этого здания: в 1571 году после нашествия крымского хана Девлет‑гирея, потом в 1624 году по окончании Смутного времени. Наконец, в 1693‑1695 годах на фундаментах старого собора было возведено существующее здание. Впоследствии оно несколько раз обновлялось, но структура более не менялась.

Выстроенный в стилистике нарышкинского барокко, Богоявленский собор ориентирован по вертикали: на четверик поставлен восьмерик, который в свою очередь увенчан вытянутым барабаном с восьмигранной главой. Фасады щедро декорированы белокаменной резьбой, особенно пышно смотрятся крупные наличники окон с фигурными колонками и гребнями. Грани восьмерика также увенчаны гребнями, а углы четверика украшены стилизованными вазами. Верхняя половина четверика прорезана с севера и с юга двойными окнами, окна подклета меньше по размеру и декорированы скромнее, но тоже элементами нарышкинского барокко. Трапезная и четверик соединены между собой широкой галереей, на которых позднее появились дополнительны приделы. Над западным входом построена колокольня, увенчанная шпилем. В интерьере внимание привлекают крупные скульптурные композиции «Коронование Богоматери», «Рождество» и «Крещение».

В нижнем храме, освященном во имя Казанской иконы Божией Матери, ранее находился обширный некрополь: здесь располагались усыпальницы самых знатных родов России – Голицыных, Шереметевых, Долгоруковых, Салтыковых и многих других. Собор сильно пострадал во время пожара 1812 года: от взрыва, произошедшего в Кремле, в здании лопнули железные связи, вылетели стекла и рамы, крест на колокольне согнуло пополам. В течение следующих нескольких лет здание было приведено в порядок.

Богоявленский монастырь был еще и одним из центров просвещения в России XVII веке. В 1685 году в нем поселились ученые-монахи из Греции – братья Софроний и Иоанникий Лихуды. Здесь же они основали свою школу, в которой преподавали греческий язык, грамматику, пиитику, риторику, логику и другие науки. Через два года, в 1687 году, школа переехала в соседний Заиконоспасский монастырь и преобразовалась в Славяно-греко-латинскую академию – это было первое высшее учебное заведение в России.

Помимо собора в монастыре существовало еще две надвратных церкви: первая, во имя Рождества Иоанна Предтечи была разобрана в 1905 году (несмотря на протесты Московского археологического общества) для строительства доходного дома на Никольской улице; а вторая, Спаса Нерукотворного Образа, утрачена в начале 1920‑х годов после закрытия монастыря.

Богослужения в соборе прекратились после революции, его убранство сильно пострадало, а сам он последовательно использовался в качестве общежития, производственных помещений и репетиционного зала. Некоторые надгробные памятники из нижнего храма и подклета были перенесены в Донской монастырь, который тогда принадлежал Музею архитектуры.

Во время Великой Отечественной войны собор едва не был утрачен: в непосредственной близости от него, на углу Никольской и Богоявленского переулка, упал немецкий бомбардировщик. Стоявшие на этом месте здания были полностью разрушены, а сам собор лишился главы с барабаном – их снес самолет во время падения. После войны территория была расчищена и застроена массивным зданием в стиле сталинского ампира.

С 1991 года начался постепенный процесс возрождения Богоявленского собора. Монастырская жизнь не была восстановлена, поэтому собор действует в качестве приходской церкви. В 2007 году перед алтарем собора в Богоявленском переулке был установлен памятник братьям Лихудам.

Храм Богоявления Господня, бывшего Богоявленского монастыря, в Китай-городе находится недалеко от Московского Кремля, между улицами Ильинка и Никольская.

От станции метро «Площадь революции» (Арбатско-Покровская линия) :
Выход в город «к Красной площади, улицам Никольская, Ильинка, Камерному музыкальному театру, магазинам: ГУМ, «Детский мир», «Гостиный двор»». Храм находится напротив выхода из метро.

От станции метро «Китай-город» (Калужско-Рижская или Таганско-Краснопресненская линии):
Выход в город «К Новой площади, улицам: Ильинка, Маросейка, Политехническому музею, Гостиному двору». Подняться по лестнице, повернуть налево и подняться по эскалатору. В длинном переходе повернуть налево и идти до конца, затем подняться по правому выходу на улицу. Идти по улице Ильинке до Богоявленского переулка (второй по правой стороне). Ориентиры: Биржевая площадь, Гостиный двор (угловое большое голубое здание), здание Торгово-промышленной палаты РФ абрикосового цвета.

От станции метро «Лубянка» (Сокольническая линия):
Выход в город «на площади: Лубянская, Новая, к Театральному проезду, к улицам: Пушечная, Рождественка, Никольская, б. и м. Черкасским переулкам, Камерному музыкальному театру, Музею истории Москвы, Политехническому музею, авиакассам, аптеке № 1, универмагу «Детский мир»». Выйти на Лубянскую площадь, повернуть налево на Никольскую улицу, которая начинается сразу около метро, и идти по ней до Богоявленского переулка (второй поворот налево).

Богослужения
Вторник: 17.00 - Вечернее Богослужение.
Среда: 8.00 - Исповедь; 8.30 - Часы и Божественная Литургия; 17.00 - Молебное пение с акафистом пред иконой Божией Матери Казанской и Молебное пение об умножении любви - попеременно.
Четверг: 17.00 - Вечернее Богослужение.
Пятница: 8.00 - Исповедь; 8.30 - Часы и Божественная Литургия; 17.00 - Вечернее Богослужение.
Суббота: 8.00 - Исповедь; 8.30 - Часы и Божественная Литургия; 17.00 - Всенощное бдение.
Воскресение: 8.00 - Исповедь; 9.30 - Часы и Божественная Литургия (с мая по октябрь - 8.30).
Накануне церковных праздников в 17.00 - Всенощное бдение (с мая по октябрь - в 18.00), в самый день праздников в 8.00 - Исповедь, в 8.30 - Божественная Литургия.

Совершаются все церковные требы.

Престолы:
Верхний храм:
Богоявления Господня (главный престол); святого апостола Андрея Первозванного; святого священномученика Владимира, митрополита Киевского и Галицкого.
Нижний храм:
Казанской иконы Божией Матери;
святителя Алексия, митрополита Московского.

Престольные праздники:
Богоявления Господня — 19 января (главный престол);
святого апостола Андрея Первозванного — 13 декабря;
святого священномученика Владимира, митрополита Киевского и Галицкого — 7 февраля;
Казанской иконы Божией Матери — 4 ноября;
святителя Алексия, митрополита Московского — 2 июня.

История

Храм Богоявления Господня бывшего Богоявленского монастыря был построен в 1693–1996 годах в стиле «Нарышкинское барокко», как главный храм Московского Богоявленского мужского монастыря, основанного в 1298–1299 годах преподобным князем Даниилом Московским. Попечителями монастыря, начиная с XIV века, были св. блг. князь Иоанн Калита и московские бояре Воронцовы-Вельяминовы, Плещеевы, Долгоруковы и Галицыны. Здесь же находился родовой некрополь попечителей. В монастыре подвизались преподобный Стефан, брат преподобного Сергия и преподобный Дионисий Святогорец, преподобный Гавриил (Зырянов), преподобноисповедник Леонтий (Стасевич). В 1313 году в монастыре принял монашеский постриг будущий святитель Алексий митрополит Московский.

Монастырь был закрыт в 1919 году, но Богослужения в храме продолжались. В 1929 году храм был закрыт, здание использовалось под склад, общежитие, типографию, а позднее храм передан Государственному академическому русскому хору СССР им. А.Свешникова.

В 1990 году храм был передан православной общине Русской Православной Церкви, а 19 января 1991 года в нем были совершены первые Богослужения. 31 мая было совершено малое освящение придела в честь святителя Московского Алексия; 25 апреля 1992 года освящен приставной престол в честь священномученика Владимира Киевского; 14 января 1998 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II было совершено Великое освящение главного престола верхнего храма в честь Богоявления Господня; 31 октября 2003 года освящен престол в честь апостола Андрея Первозванного на северной галерее верхнего храма; 6 марта 2011 года освящен главный престол нижнего храма в честь Казанской иконы Божией Матери.

В 1995–1999 годах проведены работы по воссозданию барабана и купола храма, разрушенных в советское время, и фасадов храма. Заново выстроены алтарные части Алексеевского и Алфеевского приделов нижнего храма, восстановлены иконостасы верхнего и нижнего храмов.

Святыни

Выносной Крест с частью Честного и Животворящего Древа Креста Господня;

Крест-мощевик с соборной иконой и частицами мощей: святых апостола и евангелиста Луки, апостола Варнавы, святителя Василия Рязанского, святителя Митрофана Воронежского, преподобных Агапита врача безмездного и Дамиана целебника Киево-Печерских, преподобной Евфросинии Суздальской;

Касперовская икона Божией Матери с частицами святых мощей: Сщмч. Дионисия Ареопагита, епископа Афинского, свт. Иннокентия Иркутского, вмц. Варвары, прп. Иоанна Лествичника, прмцц. Кн. Елисаветы и инокини Варвары, свв. блгг. Кн. Георгия Владимирского и кн. Петра и кн. Февронии Муромских; и с частицами Гроба Господня, дуба Мамврийского и камнем с горы Голгофы.

Иконы с частицами святых мощей:
o Апостола Андрея Первозванного;
o Апостола Варнавы;
o Вмц. Екатерины;
o Вмч. Димитрия Солунского;
o Мучеников 14000 младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных;
o Прав. воина Феодора Ушакова;
o Прав. Марфы;
o Прмцц. вел. кн. Елисаветы и инокини Варвары;
o Прп. Алексия Зосимовского;
o Прп. Аристоклия старца Московского;
o Прп. Варлаама Суздальского;
o Прп. Гавриила исп., Мелекесского;
o Прп. Германа Зосимовского;
o Прп. Германа Зосимовского;
o Прп. Иоанна Лествичника;
o Прп. Иова Почаевского;
o Прп. Лаврентия Черниговского;
o Прп. Максима Грека;
o Прп. Пимена Великого;
o Прп. Романа Киржачского;
o Прп. Софии Суздальской;
o Прп. Стефана Махрищского;
o Прп. Феодора Санаксарского;
o Св. Александра (Орлова) исп., пресвитера Маккавеевского;
o Св. блг. кн. Олега Брянского;
o Св. блгв. вел. кн. Андрея Боголюбского;
o Св. блгв. вел. кн. Георгия (Юрия) Всеволодовича Владимирского;
o Св. блгв. кн. Александра Невского;
o Св. блгв. кн. Даниила Московского;
o Св. блгв. царевича Димитрия, Угличского и Московского;
o Св. блж. Андрея Симбирского;
o Св. блж. Василия, Христа ради юродивого, Московского;
o Св. вмц. Варвары;
o Св. Сергия (Правдолюбова) исп., пресвитера Касимовского;
o Свв. блгв. кн. Константина (Ярослава) и чад его Михаила и Феодора, Муромских;
o Свв. блгв. кн. Петра, в иночестве Давида, и кн. Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромских чудотворцев;
o Свв. блгвв. кнн. Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина, Ярославских;
o Свт. Иннокентия, еп. Иркутского;
o Свт. Иннокентия, епископа Пензенского;
o Свт. Иннокентия, митр. Московского;
o Свт. Иоанна, епископа Суздальского;
o Свт. Луки исп., архиеп. Симферопольского;
o Свт. Никиты, затворника Печерского, еп. Новгородского;
o Свт. Николая, архиепископа Мир Ликийских;
o Свт. Тихона, патриарха Московского и всея Руси;
o Свт. Феодора, еп. Суздальского;
o Свт. Феодосия Черниговского;
o Свт. Феофана, Затворника Вышенского;
o Свт. Филарета, митр. Московского;
o Сщмч. Владимира, митр. Киевского и Галицкого;
o Сщмч. Дионисия Ареопагита, еп. Афинского;
o Сщмч. Сильвестра, архиеп. Омского.

Иконы с частицами покровов со святых мощей:
o Прп. Илии Муромца, Печерского;
o Свт. Спиридона Тримифунтского;

Мощевик с частицами святых мощей: прп. Иакова Низибийского, свт. Игнатия, еп. Ростовского, преподобных отцев от Хозроя избиенных, мучеников Никомедийских, мучеников Иорданских,

Икона равноап. Нины, просветительницы Грузии с частицей Креста равноап. Нины.

При храме действуют:
Воскресная школа для детей и взрослых, студии хорового пения и рисования (Запись в Воскресную школу проводится по воскресным дням в сентябре);
Приходская библиотека ;
Лекторий на темы, посвященные духовной жизни, основам христианской нравственности и принципам построения отношений в православной семье - по средам в 19.00, проводит протоиерей Геннадий Нефедов;
Вечерние певческо-регентские курсы (одногодичное образование по специальности певчий церковного богослужебного хора) и любительский хор (обучение навыкам церковного хорового пения всех желающих, запись в сентябре каждого года по результатам собеседования);
Иконописная студия (3-х годичное обучение желающих основам иконописи; набор по результатам собеседования, проверки профессиональных навыков и просмотра работ - 1 раз в 3 года).

Адрес: Богоявленский пер., 2

Богоявленский монастырь считается вторым по древности после Даниловского, хотя ряд исследователей считает Богоявленский все-таки первым монастырем в Москве.

Находился Богоявленский в самом центре Москвы. Но ежели не знать, где именно, то мечта этого, пожалуй, никогда и не найдешь. Впрочем, мы подскажем: вот выходите вы со станции метро «Площадь Революции» прямо в Богоявленский переулок. И через дорогу, напротив и чуть левее, видите чудеснейший – розовый с белым – храм в стиле так называемого «нарышкинского или московского барокко». Это Богоявленский собор – главный, да, собственно, и единственный сохранившийся храм монастыря. Но зато какой же он красивый!

Кстати еще одно свидетельство того, что вышли вы правильно: перед собором стоит памятник двум греческим монахам – братьям Лихудам. Казалось – с чего бы вдруг? Да с того, что именно они, и именно здесь, в Богоявленском монастыре, основали школу, которая впоследствии стала знаменитой Славяно-греко-латинской академией. А впоследствии ее преобразовали в Московскую духовную академию.

Много можно говорить о монастыре и о людях, чьи имена с ним связаны. Это и святитель Алексий Московский, и митрополит Филипп, и игумен Стефан, брат Сергий Радонежского…
Но вот что хочется сказать. С монастырем явно связана какая-то тайна, что-то особенное, не дошедшее до нас. Было нечто, что заставляло самих государей московских относиться к монастырю как-то по-особенному, с необыкновенным уважением.

После всех потрясений, пожаров, разграблений Москвы Богоявленский монастырь восстанавливался практически в первую очередь, причем именно по воле правивших государей. Почему?
Игумены Богоявленского в многочисленных церемониях коронаций московских князей и царей играли ключевые роли. Почему?

Не только цари, но и многие знатные лица жертвовали монастырь деньгами и вотчинами, да так, что и в этом смысле Богоявленский явственно выделялся среди прочих, не менее славных монастырей. И опять – почему?

С самых первых лет своего существования – а был монастырь возведен семьсот с лишним лет назад – был Богоявленский и главной боярской усыпальницей. Тут почили Шереметевы, Долгорукие, Репнины, Юсуповы, Салтыковы, Меншиковы, Голицыны… И снова вопросы…
Вот такой монастырь-загадка существовал когда-то там, где ныне сохранился лишь красавец Богоявленский собор…
Чем не повод, чтобы поклониться этому таинственному и святому месту?

Контакты: Богоявленского монастыря

Адрес: Богоявленский пер., 2

Как проехать:

От станции метро "Площадь революции":
Выхода со станции два. Вам нужен выход, обозначенный следующей вывеской: «ВЫХОД В ГОРОД: К КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ, УЛИЦАМ НИКОЛЬСКАЯ, ИЛЬИНКА, КАМЕРНОМУ МУЗЫКАЛЬНОМУ ТЕАТРУ, МАГАЗИНАМ: ГУМ, «ДЕТСКИЙ МИР», «ГОСТИНЫЙ ДВОР»». Поднимаетесь на эскалаторе, выходите из метро - и прямо перед Вами высокий, красивый храм.

От станции метро «Китай-город»:
На этой станции сходятся две разные линии. Вне зависимости от того, по какой линии Вы приехали, нужно повернуть к выходу с лестницей (в отличие от противоположного выхода с эскалатором) под вывеской: «ВЫХОД В ГОРОД: К НОВОЙ ПЛОЩАДИ, УЛИЦАМ: ИЛЬИНКА, МАРОСЕЙКА, ПОЛИТЕХНИЧЕСКОМУ МУЗЕЮ, ГОСТИНОМУ ДВОРУ». Поднимаетесь по лестнице, поворачиваете налево и идете к эскалатору. Поднявшись на эскалаторе и выйдя со станции, Вы оказываетесь в длинном переходе - Вам нужно повернуть налево и идти до конца, затем подняться по правому выходу на улицу. Прямо возле выхода из метро начинается улица Ильинка. Вам нужно идти по ней до Богоявленского переулка. Он будет вторым по правой стороне. Ориентиры: Биржевая площадь, Гостиный двор (угловое большое голубое здание), здание Торгово-промышленной палаты РФ. Повернув направо в Богоявленский переулок, Вы сразу увидите храм.

От станции метро «ЛУБЯНКА»:
Приехав на станцию, идите к выходу, обозначенному вывеской: «ВЫХОД В ГОРОД: НА ПЛОЩАДИ: ЛУБЯНСКАЯ, НОВАЯ, К ТЕАТРАЛЬНОМУ ПРОЕЗДУ, К УЛИЦАМ: ПУШЕЧНАЯ, РОЖДЕСТВЕНКА, НИКОЛЬСКАЯ, Б. И М. ЧЕРКАССКИМ ПЕРЕУЛКАМ, КАМЕРНОМУ МУЗЫКАЛЬНОМУ ТЕАТРУ, МУЗЕЮ ИСТОРИИ МОСКВЫ, ПОЛИТЕХНИЧЕСКОМУ МУЗЕЮ, АВИАКАССАМ, АПТЕКЕ № 1, УНИВЕРМАГУ «ДЕТСКИЙ МИР»». Поднявшись на эскалаторе, поверните налево и идите до выхода на улицу. Выйдя на улицу, Вы увидите перед собой Лубянскую площадь. Снова поверните налево на Никольскую улицу, которая начинается сразу около метро, и идите по ней до Богоявленского переулка (второй поворот налево). Вскоре Вы увидите храм Богоявления.

Схема проезда:

Храм в честь Богоявления Господня единственное сооружение, которое осталось от древнейшего монастыря Москвы, основанного еще в 1296 году. Храм, расположенный в центре столицы, и сейчас привлекает множество верующих и туристов.

История

Богоявленский монастырь был основан в Китай-городе еще при . Младший сын благоверного , получив в свое владение Москву, старался украсить её храмами и монастырями, одним из которых стала Богоявленская обитель.

Храм Богоявления Господня бывшего Богоявленского монастыря, Москва

В этом монастыре, расположенном в настоящее время на площади Революции, главным был храм Богоявления Господня. Первоначально деревянный, после пожаров 1340 года он был возведен в камне и стал одним из первых каменных сооружений, возведенных за пределами Кремля.

По преданию, первым настоятелем монастыря был брат - игумен Стефан. С храмом также связано и имя очень почитаемого в России святителя Алексия Московского, который принял здесь постриг и проводил монашескую жизнь.

Храм Богоявления несколько раз был сильно поврежден, но восстанавливался:

  • в 1451 году во время нашествия татарского царевича Мазовши большей частью выгорел, но был восстановлен вскоре;
  • после Великого московского пожара 1547 г. и нашествия Девлет-Гирея 1571 г. монастырь и храм снова пришлось отстраивать заново;
  • после Смутного времени вся обитель сильно пострадала, и центральный монастырь Москвы новым русским государям пришлось отстраивать вновь.

После всех событий Богоявленский храм был построен с нуля в 1624 году. Став главным храмом Москвы и усыпальницей представителей рода Романовых, он претерпел полную перестройку в стиле «нарышкинского барокко» в период с 1686 по 1694 года. Именно тогда он приобрел тот вид, который имеет в настоящее время.

Другие православные храмы в честь Богоявления:

При монастыре размещался большой некрополь, где были погребены представители таких знатных фамилий, как Шереметьевы, Голицыны, Меньшиковы, Репнины. Среди захоронений была могила отца святителя Алексия Московского Фёдора Бяконта. К сожалению, все надгробия над этими захоронениями были утрачены в советский период.

Современное состояние

Закрытие храма в честь Богоявления Господня пришлось на 1919 год. С этого времени началось его разрушение. В 1941 году недалеко от храма упал сбитый немецкий бомбардировщик. Взрывной волной была разрушена верхняя часть храма. Но в 1980 годах началась реставрация храма, она надолго затянулась.

Только после передачи храма Русской православной церкви в 1991 г. реставрационные работы ускорились. Вскоре храм Богоявления Господня в Богоявленском переулке был полностью восстановлен, в том числе и Алексеевский придел в своем изначальном виде.

Напольные и подвесные киоты в храме Богоявления Господня бывшего Богоявленского монастыря

В настоящее время в храме совершаются регулярные богослужения.

Внимание! Расписание богослужений храма Богоявления Господня на площади Революции следующие:

  • утреня и литургия совершается ежедневно в 8.30 за исключением понедельника и вторника;
  • вечерня или перед праздниками начинается в 17.00;
  • по праздникам и воскресеньям начало в 9.30.

Святыни

В каждой церкви есть свои святыни, особо почитаемые иконы, мощи или же реликвии, связанные с тем или иным святынями.

Ещё интересные статьи о православии:

В храме Богоявления главной святыней является Иверская часовня, где находится почитаемая . Эта часовня расположена в пределах бывшего монастыря.

Престольные праздники

В жизни каждого храма особое место занимают праздники, связанные с престолами, освященными в честь тех или иных святых, Богородицы или Господских великих праздников, которых в течение года всего двенадцать.