Неопалимая купина храм восточный мост. Церковь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина

07.04.2020 Деньги

Возле Очаковского пруда, напротив вл. № 15 на Мичуринском проспекте начато строительство храма в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина»

Эскиз будущего храма иконы Божией Матери «Неопалимая Купина»

До революции наша столица называлась городом «сорока сороков». На ее территории находилось большое количество церквей, соборов и храмов. Чтобы послушать красивый колокольный праздничный звон, сюда приезжали даже жители других государств.

Это сейчас считается, что достаточно одного храма на район, а ведь раньше они были почти на каждой улице. В советское время многие церкви были переделаны, разрушены, а то и полностью стерты с лица земли и, как следствие, сейчас в Москве осталось очень мало храмов.
Город растет, расширяется, совсем недавно к территории были присоединены огромные площади Новой Москвы, а новых храмов строится немного. К примеру, население района Очаково-Матвеевское — более 126 тысяч чел и совсем недавно здесь был единственный храм.
В плане развития Москвы появилась программа , согласно которой на территории нашего района должен появиться новый храм иконы Божией Матери «Неопалимая Купина ».
Жители района надеются, что этот храм будет построен. Мы верим, что существуют люди, которые не только могут, но и хотят принять участие в этом богоугодном деле.

У каждого человека в своей жизни обязательно возникает вопрос: «Что останется после меня? ».
А потом, через много лет, стоя перед храмом, кто-то скажет своим детям:
«Смотри, здесь есть частичка моего деда, твоего прадеда. Это он помогал людям строить этот храм !».

Вся история нашего государства доказывает, что русский народ должен беречь свою христианскую Веру, а многие страдания и бедствия нашего народа возникли по причине отступления от православного пути.

Братья и сестры! Великое и Богоугодное дело мы начали.
Всем миром построим храм!
Не оставайтесь же в стороне. Это так важно для наших детей, для нашего города, нашего района и для каждого из нас!

Настоятель храма прот. Александр Катунин

Онлайн перечисление через систему «Яндекс-деньги»
Примечание: через сервис возможно внести пожертвование со счета электронного кошелька яндекс-деньги или с любой банковской карты

НОМЕРА ЭЛЕКТРОННЫХ КОШЕЛЬКОВ

номер банковской карты для перевода
4276 3801 6764 6335

Кошелек Яндекс Деньги
410014748725930

Банковские реквизиты для пожертвований на строительство храма в честь иконы Божией Матери Неопалимая Купина в Очаково-Матвеевском, адрес: г. Москва, Мичуринский проспект (Олимпийская деревня), напротив вл. 15, на берегу Большого Очаковского пруда:

РО «ПОДВОРЬЕ ПАТРИАРХА ПРИ ХРАМЕ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ «НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА» В ОЧАКОВО»
ИНН 7705592013
КПП 770501001
Юр. адрес: 109044,г. Москва ул. Крутицкая д. 11
Расч. счет 40703810800000004807
ФИЛИАЛ №7701 БАНКА ВТБ (ПАО) г МОСКВА
Корр.счет
30101810345250000745
БИК 044525745

ОКПО 11675209
ОГРН 1147799012460
ОКАТО 45280580000
ОКТМО 453661000
ОКВЭД 91.31

Назначение платежа:
«Пожертвование на уставную деятельность храма»

Церковь рубежа 17 и 18 веков, стоявшая когда-то неподалеку от Смоленского бульвара и Плющихи, между Новоконюшенным и Неопалимовскими переулками, была варварски уничтожена, как и многие другие церковные постройки Москвы. Хотелось бы напомнить о том, что мы потеряли.

Конюшенные слободы в старой Москве были не просто местом компактного проживания людей, занятых одним делом - это был особый мир. Когда в начале царствования Ивана IV Грозного слободу государевых конюхов перевели с Кулишек, где она издавна располагалась, в район нынешнего Староконюшенного переулка, новоселы прежде всего возвели здесь небольшую деревянную церковь, освященную в память Святого Иоанна Предтечи. По традиции, Иоанн Предтеча был особо почитаем конюхами, и церкви его имени строились обычно в конюшенных слободах. В середине Х VII века, когда в Москве началось повсеместное обновление церковных зданий, прихожане Конюшенной слободы тоже выстроили каменную церковь. Освятили ее в 1653 году.


Церковь Иоанна Предтечи в Староконюшенном переулке (также не сохранилась)

Но после очередного московского пожара деревянные строения Конюшенной слободы выгорели, и лишь каменная Иоаннопредтеченская церковь уцелела. Правители решили не восстанавливать слободу конюхов на старом месте - Москве в границах Земляного вала становилось тесно. Слободу перевели на новое место за Земляной вал и разместили между нынешним Смоленским бульваром и Плющихой. Не все обитатели слободы были рады новоселью, но пришлось подчиниться. В Новой Конюшенной слободе конюхи построили в 1680 году еще одну церковь. На этот раз, изменив традициям конюшенных слобод, церковь освятили не в память Иоанна. Она получила название Неопалимой Купины. По московской легенде, церковь была построена и названа горожанами "по обету", для защиты Новой Конюшенной слободы от пожаров. Икона Божьей Матери "Неопалимая купина" считалась на Руси защитницей от огня. И действительно, пожары стали обходить приход этой церкви. Сюда перенесли и "испрошенную" у царя знаменитую икону, находившуюся до того во дворце. Особым усердием в деле постройки храма отличился приближенный царя Федора Алексеевича Димитрий Колошин. Находясь под ложным обвинением, Колошин возносил молитвы перед образом Неопалимой Купины, моля Богородицу о заступничестве. Когда обвинение было снято, царедворец уверился в чудотворности образа.


Один из списков чудотворного образа Богоматери Неопалимая Купина

По историческим свидетельствам, в приходе Неопалимовской церкви, застроенном в основном деревянными домами, почти не бывало пожаров. Когда в Москве случался очередной пожар (а это было частым бедствием в городе), храмовый образ Неопалимой Купины обносили с крестным ходом вокруг домов прихожан, и они оставались невредимыми.
Шатровая колокольня, очень изящная, характерна для церковных построек конца 17 века, а однокупольная церковь, которую переводили в камень в первые годы 18 столетия, уже несет на себе отпечаток раннего барокко. К 1707 году строительство нового здания церкви в камне успели полностью завершить. Вели его на пожертвования прихожан и к счастью все построили до 1714 года, когда царь Петр ввел запрет на строительство каменных зданий в Москве (в пользу развития Санкт-Петербурга). С тех пор церковь ни разу не перестраивали, только добавили к ней приделы Св. Евангелиста Марка и Св. Дмитрия Ростовского.


Вид на церковь со стороны 2-го Неопалимоского переулка

Историк Москвы И. Забелин отмечал "самобытную красоту русского церковного зодчества", которой отличался храм Неопалимой Купины.
До 1771 года ежегодно проводился крестный ход из Успенского собора Кремля в Неопалимовскую церковь, в котором участвовало множество москвичей. Проводили его в память о том, что чтимый образ Неопалимой Купины изначально находился в Кремле.
Еще одной почитаемой святыней, привлекавшей к храму верующих, была древняя икона Богоматери "Нечаянная Радость".


Когда в 1812 году французы заняли Москвы, к протоиерею Новодевичьего монастыря неожиданно пришел наполеоновский солдат и отдал ему серебряную ризу, похищенную с иконы Неопалимой Купины из храма в Новоконюшенной слободе. Француз рассказал священнику, что с тех пор, как он украл эту ризу, его стала мучить страшная тоска. Протоиерей после изгнания французской армии возвратил ризу в Неопалимовскую церковь.
Этот храм неоднократно вспоминали все обитатели переулков между Смоленским бульваром и Плющихой. Начиная от знаменитой мемуаристки Елизаветы Петровны Яньковой, урожденной Римской_Корсаковой, внучки историка Татищева, воспоминания которой записал и издал ее собственный внук Д.Д. Благово (Елизавета Петровна какое-то время жила в родовом особняке в приходе Неопалимой Купины и могла многое вспомнить), и до Марины Цветаевой, дед которой А.Д. Мейн жил в 1-м Неопалимоском переулке близ этой церкви (и особый уют и атмосфера этих мест заставила Марину. выйдя замуж. искать особнячок, подобный дедовскому, где-нибудь неподалеку)...


Угол 1-го и 2-го Неопалимовских переулков, вид на церковь.

В конце Х I Х века, в 1892 году при церкви начал действовать Елизаветинский комитет, основанный великой княгиней Елизаветой Федоровной, супругой московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича. В задачи комитета входила благотворительная помощь, в частности, неимущим родителям выдавались денежные пособия на воспитание детей.
В 1899 году храм был обновлен. На пожертвования прихожан вызолотили иконостас, отреставрировали придел Св. Евангелиста Марка, пригласили живописцев для росписи стен. Путеводитель "По Москве", вышедший в 1917 году в издательстве Сабашниковых, упоминает эту церковь как главную архитектурную достопримечательность в районе Смоленского бульвара.

В 1929 году Моссовет поставил вопрос о сносе церкви Неопалимой Купины. Против сноса никто особенно не возражал, поскольку Наркомпрос присвоил архитектурному памятнику "третью категорию". Президиум ВЦИК принял решение о сносе Неопалимой Купины одновременно с церковью Бориса и Глеба на Арбатской площади. Весной 1930 года церкви на углу 1-го Неопалимовского и Новоконюшенного переулков не стало. Мешала она городским властям... А расползающиеся деревянные домишки, где в коммунальных "вороньих слободках", без всяких удобств, ванн и телефонов существовали коренные москвичи, благополучно дожили в Неопалимовских переулках до конца 1970-х годов, нисколько властям не мешая.
На месте церкви теперь полусквер-полупустырь, частично занятый сооружениями детской площадки и редкими деревьями. Стандартный пятиэтажный дом начала 1930-х годов, появившийся на месте церкви, находится в глубине участка, нарушая линию застройки переулков. И если храм, будучи архитектурной доминантой старых переулков, собирал их в единое целое, то нынешняя разнородная застройка лишь разбивает на части... Не говоря уж о том, насколько правильно устраивать детскую игровую площадку на месте старого церковного кладбища.


Фотография места, где остался призрак Неопалимой Купины, сделана deletant.

Для меня судьба Неопалимой Купины имеет особое значение - окно моей комнаты выходит в Неопалимовские переулки. И сейчас я вижу крыши домов. запечатленных на снимке. А могла бы видеть купола прекрасной древней церкви. Иногда кажется, что их призрачные силуэты проступают в ночном сумраке...

Об этом сообщил помощник настоятеля храма иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». Адрес, где планируется построить храмовый комплекс: Мичуринский проспект, напротив вл. 15.

На приходе возведен небольшой деревянный храм. Весной 2015 года - в год 1000-летия со дня преставления Крестителя Руси - храм был освящен во имя равноапостольного князя Владимира. В храме совершаются регулярные богослужения.

За это время прихожане собрали средства на разработку проекта основного храмового комплекса с храмом иконы Божией Матери «Неопалимая Купина».

Главный архитектор проекта: Александр Иванович Зусик, генеральный директор компании «Архитектон», кандидат архитектуры, лауреат премии ЮНЕСКО.

В июле 2016 года председатель Финансово-хозяйственного управления митрополит Рязанский и Михайловский Марк согласовал эскизный проект храмового комплекса. Затем проектировщики во главе с главным архитектором приступили к разработке проектной документации стадии «П». Сегодня проектная документация готова и сдана в экспертизу.

Храм и приходской дом решены в одном объеме. «Если говорить о стилистике, то мы преимущественно опирались на псковскую традицию, - говорит архитектор Александр Иванович Зусик. - Хотя, конечно, встречаются и элементы авторского видения. То есть мы не впрямую следуем традиции. Наш храм напоминает исторические классические русские церкви, однако, много деталей авторских, таким образом, это новый проект с индивидуальным лицом».

В качестве отделки фасадов храма и приходского дома запланирована декоративная кладка из полнотелого красного кирпича с обмазкой известковым раствором. Согласно проекту цоколь облицован гранитной плитой. Покрытие кровли - алюминиевый лист с полимерным покрытием, купола покрыты нитридом титана.

Заполнение оконных проемов - стеклопакеты с алюминиевым эмалированным профилем. Входные двери - металлические, фанерованные ценными породами дерева. Внутренние двери - из массива дерева и металлические.

«Все применяемые материалы должны иметь сертификаты соответствия требованиям противопожарной защиты и санитарным нормам», - подчеркивает архитектор.

«Храм будет размещаться на берегу Очаковского пруда, просматриваться со всех сторон, в частности, и со стороны Мичуринского проспекта. Очень выигрышное место, - отмечает архитектор. - На храм открывается вид с противоположного берега пруда. Это редкая возможность увидеть храм, отраженным в воде. Такой классический сюжет. Еще одна удача: колокольня обращена к пруду, что позволит усилить акустический эффект. Ведь звук колокольного звона будет отражаться от водной глади. У нас в городе не так уж много озер и рек, где мы могли бы использовать этот прием».

Территорию храмового комплекса планируется благоустроить. Предусмотрено вымостить дорожки брусчаткой. Вокруг храмового комплекса запроектировано место для крестного хода и круговой объезд для пожарной техники.

Подъезд к храмовому комплексу запланирован со стороны Мичуринского проспекта с организацией «зеленой парковки».

Дорогие братья и сестры! Помогите построить храм о. Александру Катунину, который прослужил в храме Троицы на Воробьевых горах более 20 лет, сначала в качестве алтарника, затем диаконом и священником.

Храм будет называться в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», адрес: г. Москва, Мичуринский проспект (Олимпийская деревня), напротив вл. 15, на берегу Большого Очаковского пруда.

Свой счет у храма появится через несколько месяцев, а пока пожертвовать на строительство храма «Неопалимой Купины» можно через счет Георгиевского храма пос. Горки-10:

Местная религиозная организация православный приход Георгиевского храма пос. Горки-10 Одинцовского района Московской области Московской епархии Русской Православной Церкви

ВТБ-24 (ЗАО), г. Москва

ИНН 5032187248

КПП 503201001

р/с № 407 038 101 000 000 00 035

к/с № 301 018 101 000 000 00 716

БИК 044525716

ОГРН 108 500 000 2526

ОКПО 86643291

ОКВЭД 91.31

ОКОПФ 83

ОКФС 54

ОКАТО 46241840005

143032 Московская обл., Одинцовский район, пос.Горки-10.

Надо обязательно указывать назначение платежа: «Пожертвование на строительство храма иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». НДС не облагается.»

Если не напишите назначение платежа пожертвование пойдет на Георгиевский храм пос. Горки-10.

Телефон о. Александра Катунина: 8-910-415-13-87.

21.03.2014г.

Икона Пресвятой Богородицы Неопалимая Купина. Событие праздника

Название «Неопалимая Купина » указывает на событие Ветхого Завета, когда Господь призвал св. пророка Моисея на служение народу Израиля, обратившись к нему из пламени горящей, но несгораемой купины (т.е. кустарника), которую св. пророк обрел у подножия горы Хорива:

Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провел он стадо далеко в пустыню, и пришел к горе Божией Хориву. И явился ему ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает. Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает. Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я! И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих; ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая. И сказал: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое; потому что боялся воззреть на Бога. И сказал Господь: Я увидел страдание народа Моего в Египте, и услышал вопль его от приставников его; Я знаю скорби его, и иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед, в землю Хананеев, Хеттеев, Аморреев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев. И вот, уже вопль сынов Израилевых дошел до Меня, и Я вижу угнетение, каким угнетают их Египтяне. Итак пойди: Я пошлю тебя к фараону; и выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых (Исх. 3, 1-10).

По святоотеческому толкованию, здесь явился прообраз Пресвятой Богородицы, от Которой родился Господь наш Исус Христос, не опаливши Ее огнем Своего Божества: горящая, но несгорающая купина знаменовала собой непорочное зачатие Богоматерью Христа от Духа Святого, при котором Она, став Матерью, осталась Девой. Мож­но при­дать еще и дру­гое объяснение про­об­ра­зу: Бо­го­ма­терь, ро­див­шись на греш­ной зем­ле, пре­бы­ла без­услов­но чи­стой, непри­част­ной никакому гре­ху, но всегда жила в совершенстве добродетельной и непорочной жизнью.

Явление иконы Богородицы Неопалимая Купина. Богослужение

Тропарь, гл. 1:

Иже во огне показавый Моисеови, еже во плоти на землю приход Твой, и иже законного священства Аарону прообразивый образом жезла Благодателю Тя Рождьшую. Ея же молитвами Христе Боже наш, умири живот наш яко Человеколюбец.

Кондак, гл. 8:

Предочистимся и мы божественно в Дусе, и на гору Синайскую верою взыдем, да видим тамо купину огненосную, Девыя провозвещающу рожество. И видевше поклонимся вси со страхом вопиюще, радуися Невесто Неневестная.

Помимо специальной службы, составленной в честь явления иконы, образ «Неопалимой Купины», символизирующий непорочное зачатие Богородицы, находим и среди других церковных песнопений, посвященных Богоматери. Так, например, поем в воскресном догматике 2-го гласа:

Прейде сень законная, благодати пришедши. Якоже бо купина не сгораше, распалающися, тако и Девая родила есть, и Девою пребысть. Вместо столпа огненнаго, праведное восия солнце. Вместо Моисея Христос, во спасение душам нашим.

Явила есть купина, неопальна пребывши, приемши пламень, Обрадованная Препетая, Твоего таинства преславное. По рожестве бо пребудеши Чистая присно Дева (канон Благовещению, песнь 4-я).

Одна из паремий на Благовещение рассказывает о том же чудесном видении св. пр. Моисею горящей, но несгораемой купины.

Библиотека Русской веры

Иконы Неопалимая Купина

Одна из наиболее древних известных на Руси Богородичных икон «Неопалимой Купины» была принесена в Москву палестинскими иноками в 1390 году и установлена в алтаре Благовещенского собора Московского Кремля. По преданию, икона была написана на камне той скалы, где Моисей видел чудесный несгораемый куст. В середине XVI века возникла символико-аллегорическая композиция иконы «Неопалимая Купина», и с того времени стала одной из самых распространенных в России чудотворных икон Богоматери, почитавшейся как защитница от стихийных бедствий, особенно от пожара.

Икона Божией Матери «Неопалимая Купина» - одна из самых многогранных по композиции и символическому истолкованию богородичных икон. Здесь использовано сразу несколько ветхозаветных образов, раскрывающихся далее в сюжетах, которые представлены по краям иконы.

Образ известен с ранних веков христианства. Изначально «Неопалимая Купина» изображалась в виде горящего куста с заключенным в нем образом Богоматери (обычно в типе Знамения или Оранты) и коленопреклоненным пророком Моисеем перед ним. Позднее, уже в XVI в., сложился довольно сложный символико-аллегорический образ в виде восьмиугольной звезды, окружающей поясное изображение Божией Матери и Младенца-Христа

Центр композиции - овальный медальон с изображением Богоматери - Одигитрии-Путеводительницы. На груди Её часто изображается лествица, которую видел святой патриарх Иаков, ведущая от земли до самого Неба. Её также ассоциируют с Божией Матерью, как с Лествицей, проложившей путь в небеса. Изображение палаты символизирует дом Младенца Христа. Четыре зеленых луча обозначают саму купину, т.е. куст, четыре красных луча - красное пламя вокруг горящей купины.

В лучах синего (или зеленого) цвета изображается служение ангелов Богоматери и поклонение небесных сил чудесному рождению Бога от Девы. Число ангелов и их распределение вокруг Богоматери меняется по выбору иконописца. В лучах огненно-красных обычно пишутся символы святых евангелистов, упомянутых в Апокалипсисе: Ангел (Матфей), Орел (Марк), Телец (Лука) и Лев (Иоанн). Вокруг звезд в двухлепестковых облаках - ангелы-духи Премудрости, Разума, Страха и Благочестия; Архангелы: Гавриил с веткою Благовещения, Михаил с жезлом, Рафаил с сосудом-алавастром, Уриил с огненным мечом, Салафиил с кадилом, Варахиил с виноградною гроздью - символом Крови Спасителя. Вверху - Ветхий Денми, внизу - Иессей (или древо Иессеево - как родословная Исуса Христа). В углах композиции помещаются видения пророков: в левом верхнем - видение Моисею Неопалимой Купины в виде Богоматери Знамение в горящем кусте, в правом верхнем углу - видение Исаии Серафима с горящим углем в щипцах, внизу, слева, - видение Иезекиилю затворенных врат, справа - Иакову - Лествицы с ангелами.

Храмы во имя иконы Богородицы Неопалимая Купина

В православном монастыре Святой Екатерины на Синайском полуострове в современном Египте (т.е. на месте библейской горы Хорив) почитается куст, по преданию считающийся неопалимой купиной. В 324 году мать императора Константина Елена приказала построить здесь капеллу. Алтарь монастырского собора расположен как раз над корнями той самой неопалимой купины. За алтарем находится часовня «Неопалимой Купины».

По указанию царицы, куст был пересажен в нескольких метрах от часовни, где продолжает расти и дальше. В часовне нет иконостаса, скрывающего алтарь от верующих, и паломники могут видеть под престолом место, где росла Купина. Оно обозначено отверстием в мраморной плите, закрытым серебряным щитом с чеканными изображениями горящего куста, Преображения, Распятия, евангелистов, святой Екатерины и самого Синайского монастыря.

Согласно древней традиции, паломники входят в это святое место без обуви, помня заповедь Бога, данную им Моисею: «сними обувь с ног твоих: ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Исход, 3:5). Часовня посвящена Благовещенью Девы Марии, некоторые размещенные в ней иконы посвящены событиям праздника.

Об этой часовне и о Купине упоминает в своём рассказе о Святых местах Востока, написанном в конце IV века, паломница Сильвия (Эгерия):

«Пройти же до начала этой долины было нам необходимо потому, что там было много келий святых мужей, и церковь в том месте, где находится купина: эта купина жива и до днесь и дает отпрыски… А эта купина, как я сказала выше, есть та, из которой глаголал Господь к Моисею в огне, и находится в местности, где есть много келлий и церковь, в начале долины. А перед церковью прелестный сад, с обилием превосходной воды, и в этом саду купина ».

В честь праздника иконы Неопалимой купины освящен придел храма Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках в Москве. Церковь построена между 1649 и 1652 гг. Деревянная церковь Рождества Пресвятой Богородицы известна с 1625 г. как церковь на Старом посольском дворе, за Тверскими воротами на земле Новой слободы. В 1648 г. деревянная церковь сгорела, после этого была выстроена каменная. Ее придел впервые на Руси был освящен в честь иконы Божией Матери Неопалимая Купина, оберегающей от пожаров. Церковь стала одним из последних шатровых храмов, построенных на Руси, в виду запрещения Патриархом Никоном в 1653 году их строительства. Придел «Неопалимой Купины» находится с северной стороны храма и построен одновременно с церковью и шатровой колокольней. После закрытия храма в 1938 г. в нем долгое время располагались конторы, затем репетиционный зал московской дирекции «Цирк на сцене». После реставрации в 1990 г. храм возвращен верующим.


Церковь Рождества Богородицы в Путинках в Москве

Неопалимая купина в природе

«Неопалимую купину» (в современном понятии) называют также диктамнусом и ясенцем. Научное название Dictamnus произошло в результате слияния греческих слов - thamnos - «куст» и названия одной из критских гор - Dicte. Ясенцем этот цветок прозвали за схожесть его листвы с листьями ясеня, а вот «неопалимой купиной» стали называть из-за необычных свойств. Плоды его содержат в большом количестве эфирные масла, выделяющиеся в период созревания семян.

Есть сведения о том, что если в жаркий солнечный безветренный день к ясенцу поднести зажжённую спичку, то над ним вспыхнет пламя, само же растение будет оставаться среди огня невредимым. Отсюда и пошло народное название этих растений - «неопали́мая купина». Однако предположение, что это растение соответствует несгорающему «терновому кусту» из Ветхого Завета (Исх. 3:2), не оправдано, так как ясенец не имеет колючек и потому, по природе своей, не соответствует должным образом Библейскому повествованию.

Неопалимая Купина. Народные традиции праздника

На Руси в праздник Неопалимой Купины по деревенским церквам служили молебны - общие и заказные. Крестьяне верили, что этими молебнами ограждаются не только их хаты и гумна от огня-пожара, но и сами они вместе со всей «скотинкой-животинкой» - от огня-молнии. Помогает, по народному поверью, икона Богородицы Неопалимая Купина и во время самого пожара: если с верою поднимать ее к пылающему зданию, то она отводит огонь от соседних построек.

Во многих местностях в этот день совершались крестные ходы вокруг деревень. «Огню не верь», - говорит седая народная мудрость, - «от него только одна матушка Купина Неопалимая спасает!», «Огню Бог волю дал!», «Не топора бойся, а огня!», «Солома да дерево с огнем не дружатся!», «Не с огнем соваться к пожару!», «Огонь - не вода, пожитки не всплывают!».

Душеполезное слово на праздник явления иконы Неопалимая Купина

Среди умножения стихийных природных бедствий, когда с глубокой скорбью узнаем о широкомасштабных лесных пожарах, о горящих домах в городах и поселках, все больше чувствуем нужду в молитвенном предстательстве Заступницы рода христианского. Но, как известно и из Св. Писания и из святоотеческих поучений, различные невзгоды и бедствия во многом случаются с нами по нашим прегрешениям, являя в себе призывы к покаянию и обращению от грехов. Подобные примеры находим у свт. Иоанна Златоустаго:

Братие, тяготу греховную отрясше от себе, воспрянем яко от сна тяжка, от беззаконий наших и соблазн, в них же погрязше, не можем возникнути, ни воззрети на высоту небесную. Но в беззакониях наших живуще, хощем вся дни своя скончати, в лености греховней пребывающе, и ласкосердием омрачивше сердца своя, не помышляюще казни Божия, яже по вся дни находят на ны за грехи наша. Овогда зноем, иногда же множеством дождя, иногда мразы студеными, овогда гладом и сланою, овогда мором, и многими болезньми, овогда ратьми частыми, и безчисленными напастьми, иногда пожаром, таковыми бо искушении Бог наказуя ны обращает к Себе, и казни на ны посылает временныя, хотя ны избавити вечныя муки.

Тако глаголет Господь, призовете Мя, и Аз не послушаю вас. Взыщут Мене злии, но не обрящут, не восхотеша бо ходити путем Моим, но уклонишася в след лукавых бесов, и сотвориша волю их, еже есть, блуд и прелюбодеяние, зависть, лжа, татьбы, клеветы, братоненавидение, осуждение, гневодержание, злопомнение, грабление насильное, и прочия злые детели. Того бо ради затворяется небо: овогда же зле отверзается, град в дождя место пущая, а овогда сланою плоды узнобляя, овогда же землю сушею томя, наших деля злоб.

Но аще сих предреченных всех злоб отвержемся, то яко чадом Своим, подаст нам вся прошения наша, их же требуем.

(«Златоуст», сл. 88-е).